MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.) | Статьи

Ту-126 - MOSS

ДАННЫЕ НА 2013 г. (в работе)
Ту-126 / изделие "Л" ("Лиана") - MOSS


Самолет дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО). Разработка самолета радиолокационного дозора для обеспечния радиолокационного прикрытия районов Крайнего Севера от воздушного вторжения была начата по Постановлению Совмина СССР №608-293 от 4 июля 1958 г. и Приказу ГКАТ №211 от 17 июля 1958 г. Этими же документами задавалось и создание комплекса дальнего перехвата Ту-28-80 - предполагалось, что два комплекса будут в т.ч. работать совместно. Головным КБ по комплексу вцелом назначено ОКБ-156 А.Н.Туполева, разработка РЛС и оборудования велась НИИ-17, ОКБ-373, НИИ-25 и НИИ-101. Согласно Постановлению начало совместных испытаний самолета Ту-126 должно было начаться в первом квартале 1961 г. К концу 1958 г. Заказчик выдал детальные тактико-технические требования на создание самолета - командованием ВВС требования были утверждены 9 апреля 1959 г., а командованием ПВО - 2 сентября 1959 г. Самолет ДРЛО первоначально проектировался на базе тяжелого бомбардировщика Ту-95 с использованием перспективной РЛС "Озеро". Так же изучался вариант использования в качестве базового самолета высотной версии Ту-95 - Ту-96, а позже и Ту-116 с большим герметичным пассажирским отсеком. Все эти самолеты не позволяли разместить оборудование радиолокационного комплекса из-за малого объема фюзеляжа.

К 1960 г. после проведения исследовательских работ было принято решение в качестве базового выбрать пассажирский самолет Ту-114 т.к. он лучше подходил для размещения аппаратуры и персонала, чем Ту-95. Общий вид Ту-126 на базе Ту-114 утвержден 30 января 1960 г. и Постановлением Совмина СССР №567-230 от 30 мая 1960 г. было задано создание самолета с РЛС "Лиана" - головной разработчик - ОКБ-156 А.Н.Туполева, общее руководство разработкой осуществлял Н.И.Базенков, курирующий всё направление Ту-95 / Ту-114. Непосредственное проектирование велось филиалом КБ при авиазаводе №18 в г.Куйбышев (главный конструктор - А.И.Путилов). Разработка комплекса РЛС "Лиана" велась НИИ-17 Минрадиопрома СССР. Производство самолета планировалось на авиазаводе №18 в Куйбышеве.

Первый прототип Ту-126 построен на авиазаводе №18 (г.Куйбышев) осенью 1961 г. Первый полет был совершен в 1962 г. Испытания самолета и комплекса оборудования велись до осени 1964 г. Самолет ДРЛО Ту-126 был принят на вооружение в 1965 г. Серийное производство велось по 1968 г. Всего построено 9 самолетов.


Ту-126 перед дозаправкой в воздухе. 1981-1983 г.г. (фото из архива amon_goeth, опубликовано в 2009 г., http://ru-aviation.livejournal.com).


Ту-126 67-й ОАЭ ДРЛО, аэродром Зокняй, г.Шауляй, Литва. 1981-1983 г.г. (фото из архива amon_goeth, опубликовано в 2009 г., http://ru-aviation.livejournal.com).
Автор: DIMMI Создан: 30.04.2013 22:07:38 Комментариев: 8 Читать всю статью

Ту-95 - BEAR

СТАТЬЯ НЕ ЗАВЕРШЕНА (данные за 1997 г., дополнения 2010 г.)
Ту-95  BEAR-A, B, C, D, E, F, G, H, J
 
Дальний бомбардировщик, носитель крылатых ракет. Главный конструктор темы Ту-95  -  Н.Базенков (с 1976 г.  - Н.Кирсанов).  НИОКР начаты в 1949 г.  Постановление СМ СССР о создании Ту-95 принято 11 июля 1951 г. Выпуск рабочих чертежей первого прототипа Ту-95/1 и начало создания - сенябрь 1951 г.  Первый полет прототипа Ту-95/1  -  11  ноября 1952 г.  (летчики А.Перелет и А.Чернов),  в семнадцатом полете произошла катастрофа (11 мая 1953 г.).  В июле 1954 г.  построен  второй прототип Ту-95/2 с двигателями ТВ-12 (НК-12). Первый полет Ту-95/2 - 16 февраля 1955 г.  (летчики М.Нюхтиков и И.Сухомлин). Заводские испытания закончились  в  январе 1956 г.  Первые два серийных самолета взлетели в октябре 1955 г. (авиационный завод N 18  в  г.Куйбышеве). С 1957 г.  в производстве Ту-95М (производство обоих модификаций закончилось в 1959 г.) с двигателями,  соответственно,  НК-12 и НК-12М (Ту-95 и Ту-95М).  Принятие на вооружение - август 1957 года.


Ту-95МС Bear-H (публикация - 2012 г., фото - В.Савицкий, http://www.mil.ru).


Ту-95МС BEAR-H и B-52H (http://militaryphotos.net)
 
Автор: DIMMI Создан: 16.08.2009 23:29:42 Комментариев: 65 Читать всю статью

РДС-2 (1946 г., проект)

ДАННЫЕ НА 2013 г. (стандартное пополнение)
РДС-2 / С-2 / изделие 601



Второй вариант первой отечественной атомной бомбы. Атомная бомба разрабатывалась КБ №11 Лаборатории измерительных приборов №2 АН СССР (с 1950 г. КБ передано в структуру Первого Главного Управления при Совмине СССР.) в соответствии с научно-техническими требованиями научного руководителя работ по созданию атомного оружия академика Курчатова (Лаборатория измерительных приборов №2 АН СССР, создана в феврале 1943 г.) и главного конструктора КБ-11 Ю.Б.Харитона (более полно - см.РДС-1). Бомба РДС-2 являлась вторым вариантом бомбы РДС, котрый  выполнялся с зарядом "пушечной" схемы. Бомба имела иной баллистический корпус и рабочим веществом заряда был уран-235 ("легкое топливо").

21 июня 1946 г. Постановлением Совмина СССР №1286-525сс «О плане развертывания работ Конструкторского бюро № 11 при Лаборатории № 2 АН СССР» оговаривались задачи и сроки их выполнения:
"1. Обязать Конструкторское бюро № 11 (тт. Харитона, Зернова):
а) создать под научным руководством Лаборатории № 2 АН СССР (акад. Курчатова) "Реактивный двигатель С" (сокращенно "РДС") в двух вариантах - с применением тяжелого топлива (вариант С-1) и с применением легкого топлива (вариант С-2);
б) отработанные и изготовленные первые "РДС" в вариантах С-1 и С-2 по 1 экземпляру каждого варианта предъявить на государственные испытания в стационарных условиях: по варианту С-1 - к 1 января 1948 г., по варианту С-2 - к 1 июня 1948 г.;
в) отработанные и изготовленные первые "РДС" в авиационном исполнении в вариантах С-1 и С-2, по 1 экземпляру каждого варианта, предъявить на государственные летные испытания: по варианту С-1 - к 1 марта 1948 г., по варианту С-2 - к 1 января 1949 г.
2. Для обеспечения указанных в п.1 заданий обязать Конструкторское бюро № 11 (тт. Харитона и Зернова) выполнить следующие работы:
а) разработать тактико-технические задания на конструкции "РДС" по вариантам С-1 и С-2 к 1 июля 1946 г."

Под вариантом С-1 понималась бомба, которую мы ныне знаем как РДС-1, С-2 - РДС-2 - первый вариант бомбы с таким названием. "Тяжелое топливо" - плутоний-239, "легкое топливо" - уран-235.


Один из вариантов баллистического корпуса для бомбы РДС-2 / С-2 (http://old.vniief.ru).
Автор: DIMMI Создан: 03.04.2013 17:39:30 Комментариев: 3 Читать всю статью

РДС-3 (проект, 1948 г.)

ДАННЫЕ НА 2013 г. (в работе)
РДС-3 (проект, 1948 г.)



Атомная бомба (проект). Бомба создавалась КБ №11 Лаборатории измерительных приборов №2 АН СССР (с 1950 г. КБ передано в структуру Первого Главного Управления при Совмине СССР.). Разработка под наименованием РДС-3 (третий вариант атомной бомбы первого поколения) начата по решению специального комитета от 5 июня 1948 г., закрепленного Постановлениям Совмина СССР от 10 июня 1948 г. № 1989-773сс/оп, от 3 марта 1949 г. № 864-328сс/оп "О сроках изготовления РДС-2 и РДС-3" и 5 июня 1949 г. № 2243-879сс/оп "О сроках разработки и изготовления изделия "РДС-3".

Постановлением Совмина СССР №591-236сс/оп "О плане научно-исследовательских и конструкторских работ КБ-11" от 14 февраля 1950 г. приняты решения о прекращении разработки проектов РДС-2 и РДС-3 начатых в 1948 г. (источник):
“II. Во изменение Постановления Совета Министров СССР от 8 февраля 1948 г. № 234-98 прекратить в КБ-11 разработку РДС-2, в связи с тем что необходимые для этой конструкции (... количества...) урана-235 могут быть более эффективно использованы в конструкции РДС-5.
III. Во изменение Постановления Совета Министров СССР от 10 июня 1948 г. № 1989-773 и 5 июня 1949 г. № 2243-879 приостановить в КБ-11 разработку РДС-З, в связи с тем что в настоящее время разрабатывается конструкция РДС-5, обеспечивающая лучшее использование урана-235“.
Автор: DIMMI Создан: 11.04.2013 23:35:03 Комментариев: 1 Читать всю статью

АПР-2 Ястреб

ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение)
АПР-2 "Ястреб" / "Ястреб-М"
АПР-2Е "Ястреб-Э"


 
Авиационная противолодочная реактивная торпеда. Разработана кооперацией предприятий во главе с ГНПП "Регион" (НИИИ, Томский НИИЭМ, Ленинградский НИИ "Поиск", КБ завода им.Петровского, Пермское НПО им. Кирова, Московский НИИ "Квант") на базе АПР-1. Главный конструктор М.Лисичко. Морские испытания торпеды начаты в 1969 г. Государственные испытания торпеды с системой управления "Ястреб-М" завершены в 1976 г. В том же году торпеда под названием АПР-2 принята на вооружение. Первое упоминание в прессе АПР-2 - 1992 г.
 



Торпеда АПР-2 на выставке военной техники на аэродроме Кневичи, Дальний Восток, 9 апреля 2012 г. (http://quick-spinch.livejournal.com, http://bulat-dragon.livejournal.com).


Авиационная противолодочная ракета АПР-2 (http://www.airwar.ru).


Авиационная реактивная торпеда АПР-2 "Ястреб-М". Аэродром Елизово, Камчатка, День Воздушного Флота, 15.08.2010 г. (фото А.А.Пирагис, http://www.fotopetropavlovsk.ru)
Автор: DIMMI Создан: 18.01.2009 00:39:26 Комментариев: 1 Читать всю статью

Изделие 810

ДАННЫЕ НА 2013 г. (в работе)
"Изделие 810"


 
Ракета "воздух-воздух" большой дальности. Разрабатывается  ГосМКБ "Вымпел" с использованием наработок по ракетам К-37. По состоянию на 2008 г. идет работа над аванпроектом ракеты. Вероятно, в 2010 г. защищен эскизный проект и самой ракеты и некоторых её элементов (например, изделия "Орлан" - см.ниже). Завершение разработки планируется в 2013 г. (ист. - По материалам доклада).


Предполагаемые проекции ракеты "изделие 810" рядом с проекциями ракеты К-37М (рисунок - Петр Бутовски, 2009 г., источник, обработано).
Автор: DIMMI Создан: 15.07.2012 06:06:05 Комментариев: 1 Читать всю статью

СНАРС-250 / И-64

ДАННЫЕ НА 2013 г. (стандартное пополнение)
СНАРС-250 / НИР И-64


Самонаводящийся  авиационный ракетный снаряд / ракета класса "воздух-воздух". Предварительные проработки по тематике создания ракет "воздух-воздух" проводились группой инженеров НИИ-1 МАП в филиале НИИ №1 - бывшем заводе №293 в Химках. В июне 1946 г. филиал преобразован в самостоятельный завод. Директором завода и главным конструктором ОКБ при заводе назначен М.Р.Бисноват, заместителем - В.Н.Елагин.

Разработка ракеты "воздух-воздух" задана Постановлением Совмина СССР №1175-440сс от 14 апреля 1948 г. и приказом МАП от 11.05.1948 г. и поручена КБ завода №293 под руководством М.Р.Бисновата (п
озже - ОКБ-4, ныне - МКБ "Молния"). Тактико-технические требования к ракете выданы 4-м Управлением ГК НИИ ВВС 09.06.1948 г. Изначально разработка велась в качестве НИР. Предполагалось применение метода наведения, который являлся прообразом распространенного позже метода пропорционального сближения. В соответствие с заданием снаряд предназначался для поражения бомбардировщиков из задней полусферы (ЗПС) в догон, летящих на скоростях до 150-300 м/с и дальностях до 5000 м. Скорость сближения при этом должна была быть не менее 100 м/с. Постановлением устанавливался срок готовности эскизного проекта - сентябрь 1948 г. - из-за сложности проекта срок не был соблюден. К концу 1948 г. не были готовы проектные материалы смежников - завода №40 и НИИ-885. В первом квартале 1949 г. КБ завода №293 (головной исполнитель) представило заказчику комплексный технический проект. Так же в 1948 г. начаты  продувки моделей ракеты в различной компоновке в аэродинамических трубах ЦАГИ Т-106М и Т-112.

В 1948 г. заводом №293 разработаны и построены опытные экземпляры "изделий 9" для исследований в аэродинамических трубах ЦАГИ. В 1949 г. проведены летные испы
тания "изделий 9" - летающей модели с ЖРД для отработки аэродинамики на больших скоростях полета. Кроме "изделий 9" заводом были выпущены летные модели (заводской шифр "14/12" или "12", ЛМ-12) для дальнейших исследований с различными профилями крыла и оперения. В 1948 г. было построено 6 экземпляров ЛМ-12 и одна модель прошла испытания в ЦАГИ. Летом 1949 г. в ЛИИ МАП выполнено несколько пусков ЛМ-12. В 1948 г. так же выпущен эскизный проект "изделия 14" - собственно снаряда темы НИР И-64.

В 1949 г. на специальном макете начата увязка бортового оборудования ракеты и в этом же году начата сборка аэродинамически подобных ракет с автономным управлениям ("объект 20"). На борту ракет "объект 20" была размещена контрольно-записывающая и измерительная аппаратура для снятия параметров полета. В том же 1949 г. на первой серии "объектов 20" начались испытания объектов на специально дооборудованном подвесками и системой пуска самолете Ту-2. В 1950 г. проведены баллистические пуски ракет "объект 20" без системы наведения.


Проекции ракеты СНАРС-250 (http://www.airwar.ru).
Автор: DIMMI Создан: 15.01.2009 23:54:08 Комментариев: 1 Читать всю статью

К-8 / К-8М - AA-3 ANAB

ДАННЫЕ НА 2013 г. (в работе)
Ракета К-8 / К-8Р / К-8Т / изделие 24 - AA-3 ANAB
Ракета К-8-2 / К-8М / Р-8М / изделие 24М - AA-3 ANAB
Ракета К-8М1 / Р-30Р / Р-30Т - AA-3 ANAB

 
Ракета "воздух-воздух" средней дальности. Разработка ракеты задана Постановлением Совмина СССР № 2543-1224 от 30 декабря 1954 г. о создании самонаводящихся ракет К-6, К-7 и К-8. Проектирование велось ОКБ-4 (позже переименовано в НПО "Молния") под руководством М.Р. Бисновата и его заместителя В.Н.Елажки начиная с 1955 г. На конкурсных началах для ракеты К-8 разрабатывлось несколько вариантов ГСН. Заводский испытания ракеты К-8 начались в 1957 г. В испытаниях были задействованы два самолета Як-25К-8 и два Як-27К. В ходе испытаний выполнено 74 полета самолетов-носителей, в результате 7 пусков  были сбиты 4 парашютных мишени и три самолета-мишени Ил-28 на высотах 9-10 км и дальностях 5-6 км. Отработка ракет с радиолокационными ГСН затянулась - в августе 1959 г. завершились испытания ракеты К-82 / изделие 24В с полуактивной РЛ ГСН ПАРГ-1, а испытания ракеты К-83 / изделие 24Д с РЛ ГСН РГС-1 завершились 2 ноября 1959 г. Ракета не была принята на вооружение.

В 1958 г. начато создание модернизированной ракеты К-8-2 (К-8М). Испытания ракет К-8-2 на самолете Т-47 начаты в первой половине 1959 г. На Государственные испытания комплекс перехвата с ракетами К-8М и носителем Т-47 был предъявлен 17 сентября 1959 г. Госиспытания продолжались с ноябре 1959 г. по май 1960 г. В связи с недоработанностью РЛС РП-11 "Орел" перехватчика Т-47 / Су-11 на первом этапе отрабатывалась ракета с ИК ГСН, позже - с РЛ ГСН. 5 февраля 1962 г. Постановлением Совмина СССР №139-67 комплекс перехвата Су-11-8М с ракетой получившей наименование Р-8М принят на вооружение. Комплекс перехвата включал в свой состав четыре компонента: самолет-носитель, ракеты, РЛС перехватчика и средства наземного обслуживания. Серийное производство ракет Р-8М велось на Ижевском механическом заводе. Всего было выпущено около 100 перехватчиков Су-11.


Истребитель Як-27К борт №58 с ракетами К-8 в ходе испытаний (http://www.arms-expo.ru).


Су-11 борт №10 с ракетами К-8М (http://militaryphotos.net).

Ракеты К-8М1 / Р-30 с РЛ ГСН (слева) и с ИК ГСН (справа) под Як-28П борт №15
(Е.Гордон, Из семейства реактивных. // Крылья родины. № 9 / 1991 г.)

Автор: DIMMI Создан: 16.01.2009 00:10:19 Комментариев: 5 Читать всю статью

К-98 - AA-3-2 ADVANCED ANAB

ДАННЫЕ НА 2013 г. (в работе)
Ракета К-8М2 / К-98 / Р-98 (Р-98Р / Р-98Т) / изделие 56 - AA-3-2 ADVANCED ANAB
Ракета К-98М / Р-98М (Р-98РМ / Р-98ТМ) - AA-3-2 ADVANCED ANAB
 
Создана на базе ракеты К-8М2 в ОКБ-4 (ныне - НПО "Молния") под руководством Бисновата. Принята на вооружение в 1969 г. Применяется с пусковой установки ПУ-1-8 (на Су-15).

Ракета Р-98Т под Су-15ТМ (Малахов С., Су-15: из летной практики. // "Аэроплан" № 4/1994 г.).
Автор: DIMMI Создан: 01.03.2013 00:46:27 Комментариев: 6 Читать всю статью

Х-28 - AS-9 KYLE

ДАННЫЕ НА 2013 г. (стандартное пополнение)
Комплекс К-28П, ракета Х-28 / изделие 93 / изделие Д-8 "Находка" - AS-9 KYLE
 
Противорадиолокационная ракета средней дальности. Разработка противорадиолокационного ударного комплекса К-28П с самолетом-носителем Як-28Н и ракетами Х-28 начата по Постановлению Совмина СССР от 10 января 1963 г. Головной разработчик комплекса - ОКБ-115 А.С.Яковлева, разработка ракеты велась ОКБ-155-2 (МКБ "Радуга"), главный конструктор - А.Я.Березняк. Согласно Постановлению о проектировании ракеты планировалось вывести комплекс К-28П на совместные летные испытания во 2-3 кварталах 1965 г. В конце 1964 г. по предложению Минавиапрома принято решение о замене РДТТ на ракете Х-28 на ЖРД - причины - освоенность технологии ЖРД на ракетах такого класса, гарантированное достижение дальности 120 км, необходимой для поражения позиций ЗРК "Найк-Геркулес" без входа в их зону поражения. Замена двигателя отсрочила начало испытаний до 1966 г. При рассмотрении эскизного проекта самолета-носителя Як-28Н оказалось, что по результатам расчетов и продувок при пуске первой ракеты Х-28 из-под крыла самолета и сохранении второй ракеты под другим крылом, самолет Як-28Н терял устойчивость по крену из-за недостаточной эффективности элеронов. Эскизный проект комплекса не был принят Заказчиком (источник).

Впоследствии, опытный самолет Як-28Н был все же построен и использовался для отработки пусков. Аппаратуру станции разведки целей предусматривалось разместить на месте РЛС «Инициатива», при этом пару похожих на рога антенн установили в районе передней кромки правого двигателя. Так же для испытаний средств комплекса использовался самолет-летающая лаборатория Ан-12БК. Результаты испытаний ракеты Х-28 с этих самолетов позже использованы при разработке ракеты Х-58. Испытания опытного самолета-носителя Як-28Н были начаты в 1966 г., а в 1967 г. на нем начаты испытания аппаратуры комплекса. Первые пуски ракет Х-28 с борта Як-28Н произведены в 1969 г. Но самолет в серийное производство не был запущен.
 

Подготовка ракеты Х-28 к подвеске под Су-22 ВВС Вьетнама (http://militarynuts.com).


Учебная ракета Х-28 (Крылья Родины, начало 1990-х годов).


Ракета Х-28 под Су-17М3
(Марковский В., Приходченко И. Истребитель-бомбардировщик Су-17. // Авиация и космонавтика. N 05 / 2012 г. via http://crimso.msk.ru).
 
Автор: DIMMI Создан: 19.02.2009 00:42:00 Комментариев: 15 Читать всю статью

А-90

ДАННЫЕ НА 2013г. (требуется пополнение)
А-90
 
Многофункциональный авиационный комплекс РЭБ с системой управления войсками (СУВ). Ранее считалось, что под шифром А-90 "Ястреб"  ведется разработка самолета управления и ретрансляции данных оперативно-стратегического звена управления. Разработка проекта комплекса по состоянию на 2011 г.  ведется ТАНТК им. Г.М.Бериева совместно с концерном "Созвездие", который является головным разработчиком систем РЭБ в нашей стране. Руководитель разработки проекта до 28.09.2012 г. - С.А.Атаянц. Комплекс с самолетом А-90 не является комплексом ДРЛО (ист. - Пояснительная). Базовый самолет - с большой вероятностью Ил-476.

В рамках работ по разработке аппаратуры для комплекса А-90 концерн "Созвездие" в начале 2012 г. получил два самолета (вероятно, Ил-76). В октябрьском номере корпоративной газеты "Связист" появилась информация об успешном проведении в июне 2012 г. наземных государственных испытаний  аппаратуры многофункционального комплекса РЭБ воздушного базирования, разработанного в рамках ОКР "Дискомфорт".  В ОКР применены уникальные технические решения в части высокопотенциальных антенных решеток и мощных СВЧ-усилителей мощности с жидкостным охлаждением. В ходе разработки возникли проблемы связанные с устареванием приборной базы и необходимостью технологического оснащения, создания стендов для работы с мощными передатчиками УКВ- и СВЧ-диапазонов частот. Поэтому специально для отработки аппаратуры и ее проверки был создан стенд, обеспечивающий возможность проверки мощных СВЧ-усилителей. В ОКР были задействованы конструкторы под руководством Е.В. Асташовой, подразделения А.Н. Кончакова, А.В. Луканова, А.Б. Крачковского и Е.А. Руднева концерна "Созвездие". В 2013 году работы по комплексу будут продолжены.

Данные носят гипотетический характер.
Автор: DIMMI Создан: 29.06.2012 12:02:20 Комментариев: 3 Читать всю статью

К-10 - AS-2 KIPPER

ДАННЫЕ НА 2013 г. (стандартное пополнение)
Комплекс К-10ЕН "Комета-10", ракета К-10С - AS-2 KIPPER


Крылатая противокорабельная ракета. Разработана по постановлению Совмина СССР от 3 февраля 1955 г. в ОКБ-155 (Микояна и Гуревича), главный конструктор М.И.Гуревич. ТТЗ системы К-10 ("Комета-10") сформулированы 16 ноября 1955 г. - разработка системы велась ОКБ-256 (А.Н.Туполев). Согласно ТТЗ первый самолет-носитель системы - Ту-16К-10 - должен был быть представлен на испытания 1 марта 1957г. Первая ракета К-10С выпущена ОКБ-155 в октябре 1957 г., опытную партию производил завод №256 под Москвой. Первый полет опытного Ту-16К-10 (№7203805) - 4 января 1958 г. в процессе испытания и отладки аппаратуры ракеты К-10С использовались летающие лаборатории на базе Ли-2 и Ми-4 оснащенные ГСН, а так же самолет-аналог СМ-К (модификация МиГ-19). Первый пуск ракеты в бросковом варианте - 28 мая 1958 г. Испытания ракеты К-10С велись на полигоне Владимировка (Ту-16К-10 подполковника В.В.Зенцова) - до конца 1958 г. выполнено 5 пусков на дальность до 96 км, в 1959 г. еще 12 пусков, но только 6 пусков были признаны удачными.
 

Ракета К-10С - AS-2 KIPPER под Ту-16. Фото сделано с истребителя F-
16 ВВС Норвегии, 1980-е годы (фото - Norwegian MoD via Bernard Duncan Lyng, из архива Graham Summers, http://www.facebook.com/FlyingHighwithRedStars).

Проекции К-10 (рисунок И.Приходченко, из статьи Марковский В., Перов К. Авиационные крылатые ракеты. // Авиация и космонавтика. N 10 / 2005 г.)
Автор: DIMMI Создан: 25.01.2009 15:23:02 Комментариев: 3 Читать всю статью

КС-172 / РВВ-Л / AAM-L

ДАННЫЕ НА 2012 г. (стандартное пополнение)
КС-172 / "изделие 172" / РРВ-Л / AAM-L
КС-172С-1
/ AAM-L
 
Ракета "воздух-воздух" сверхбольшой дальности. Разработка ракеты с использованием наработок по ракете 3М83 комплекса ПВО С-300В начата ОКБ "Новатор" (г.Свердловск, ныне - Екатеринбург) в 1991 г. (в 1984 г. по данным Карпенко). Макет ракеты под названием AAM-L  (Air-Air-Missile - Long range) впервые продемонстрирован в 1993 г. на выставке вооружений и военной техники в Абу-Даби и на авиасалоне МАКС-1993. По имеющейся информации, в 1993 г.  проводились наземные испытания ракеты - вероятно, бросковые пуски. По данным на 2001 г. программа создания КС-172 не является приоритетной для ВВС России, а в декабре 2003 г. на авиашоу в Дубае впервые представлена экспортная модификация ракеты - КС-172С-1 - с измененной конструкцией.

Во второй половине 2000-х годов Министерство обороны России проводило конкурс по ракете "воздух-воздух" большой дальности. В конкурсе участвовало ОКБ "Новатор" с ракетой КС-172С-1 и ГосМКБ "Вымпел" с ракетой К-37
. Конкурсной комиссией Министерства обороны России отказано ОКБ "Новатор" в допуске к участию в закрытом конкурсе «Создание управляемой ракеты класса «воздух-воздух» большой дальности (ОКР "Графоман" - ист. - Годовой отчет по формальным причинам (ист. - Карпенко).
 

Макет ракеты КС-172 на выставке в Жуковском, 1993 г. (фото - Piotr Bu
tovski, Nowa Technika Wojskowa №1 / 1994 г.).


Макет ракеты КС-172С-1 на авиасалоне МАКС-2005 (фото из архива Rambo54, http://militaryrussia.ru/forum/).


Макет ракеты КС-172С-1 под крылом Су-35БМ борт №901 вероятно на авиасалоне МАКС-2005 или позже (фото - Miroslav Gyurosi,http://www.ausairpower.net).
Автор: DIMMI Создан: 25.01.2009 01:00:56 Комментариев: 2 Читать всю статью

Скат (проект)

ДАННЫЕ НА 2012 г. (в работе)
"Скат"
 
Проект ударного беспилотного летального аппарата (БПЛА) / перспективного малозаметного боевого БПЛА. Разработка БПЛА начата РСК "МиГ" в инициативном порядке в 2005 г.  БПЛА "Скат" предназначен для нанесения ударов по заранее разведанным целям, например, по средствам ПВО, а также в условиях сильного противодействия зенитных средств противника. В кооперации по разработке БПЛА "Скат" участвовали ЦАГИ, 2-й ЦНИИ Министерства обороны России, концерн радиостроения "Вега", ГосНИИАС. Полноразмерный макет БПЛА "Скат" построен на опытном производстве РСК "МиГ" летом 2007 г. и впервые показан группе журналистов в рамках авиасалона МАКС-2007 в Раменском в одном из ангаров РСК "МиГ". Официальное разрешение показать макет БПЛА "Скат" было получено 21 августа 2007 г. специальным распоряжением Президента России.

В дальнейшем программа создания БПЛА предполагает создание пилотируемого "Скат-ПД" и затем беспилотного прототипа БПЛА "Скат-Д". В 2007 г. оценка сроков создания прототипов и начала летных испытаний БПЛА "Скат" была весьма оптимистичной (2-3 года). Предполагалось так же, что БПЛА может быть предложен иностранным заказчикам. По состоянию на 2012 г. разработка БПЛА "Скат" уже прекращена, но результаты работ могут быть использованы при проектировании новых моделей ударных и не только БПЛА.


Макет БПЛА "Скат", Раменское, 23 августа 2007 г. (http://war.mk.ua).


Макет БПЛА "Скат", Раменское, 23 августа 2007 г. (фото - Сергей Кузнецов, http://www.airwar.ru).
Автор: DIMMI Создан: 07.10.2012 22:29:44 Комментариев: 11 Читать всю статью

Ан-72Р / изделие 88

ДАННЫЕ НА 2012 г. (стандартное пополнение)
Ан-72Р / изделие 88


Самолет радиолокационной разведки наземных целей и целеуказания наземным и воздушным средствам их поражения. Разработка разведывательной версии Ан-72 в рамках ОКР "Циркон" (предположительно) велась ОКБ им. О.К.Антонова во второй половине 1980-х годов, ведущий конструктор самолета - В.В.Небаба. По своему назначению самолет был аналогом американского Boeing Е-8А J-Stars. Предполагалось использование самолета Ан-72Р в составе разведывательно-ударных комплексов (РУК) фронтового и армейского уровней.

Техническое задание на создание комплекса утверждено видимо в 1986-1987 годах. Постановлением Совмина СССР о создании комплекса предусматривалось строительство трех экспериментальных летных образцов для проведения совместных летных испытаний с параллельными совместными Государственными лабораторными испытаниями специального комплекса оборудования. Для ускорения создания изделия «88» предлагалось начать отработку опытных систем комплекса, и комплекса вцелом, на экспериментальных летных образцах.

Всего по проекту Ан-72Р были переделаны три серийных самолета Ан-72, а четвертый самолет Ан-72 поступил для переделки на опытное производство Киевского механического завода (ОКБ им.О.К.Антонова) в 1990 г. и его переделка не была завершена. Первый полет первый экземпляр Ан-72Р (серийный №01-04) совершил в 1986 г. На первом летном образце был смонтирован макет специального комплекса оборудования. На второй и третий летные экземпляры изделия "88" устанавливались уже реальные комплексы оборудования, которые поставлялись с постоянными задержками.

Первые три самолета Ан-72Р были переданы для проведения испытаний в распоряжение НПО "Взлет" (г.Москва, аэродром Ермолино). Испытания проводились опять же с задержками по вине разработчика специального комплекса оборудования - НПО "Пальма". Совместные испытания с ГК НИИ ВВС на полигоне в Ахтубинске проводились в 1988-1996 г.г., но не были завершены. В ходе совместных испытаний НПО "Пальма" при поддержке ВПК и ВВС поставили требование о строительстве четвертого экспериментального образца для ускорения испытаний комплекса. В то же время имеющиеся три летных экземпляра использовались недостаточно активно. Переоборудование нового четвертого самолета по планам авиастроителей должно было занять один год. Для установки на четвертый экземпляр самолета НПО "Пальма" был предложен комплекс оборудования, предназначенный для лабораторных Государственных испытаний. Четвертый экземпляр изделия "88" начали готовить к установке комплекса оборудования, но до развала СССР оборудовние не поступило, не было установлено, самолет остался в разобранном состоянии и позже был списан.

Модификация в некоторых источниках называется Ан-72БР, а так же иногда модификацию ошибочно именуют "самолетом-ретранслятором" для самолета ДРЛО Ан-71.


Ан-72Р борт №38 красный на стоянке в Ахтубинске, вероятно 2000 г. (http://forums.airbase.ru).


Ан-72Р, серийный №10-09, территория завода "Авиант", г.Киев, 25 марта 2007 г. (фото - Василий Коба, http://spotters.net.ua).
Автор: DIMMI Создан: 03.06.2012 00:37:05 Комментариев: 7 Читать всю статью

Ил-80 / Ил-86ВКП - MAXDOME

ДАННЫЕ НА 2012г. (стандартное пополнение)
Ил-80 / Ил-86ВКП / изделие 80 / 9А9675 - MAXDOME
 
Воздушный командный пункт / воздушный пункт управления Генерального Штаба ВС РФ. Самолет предназначен для управления вооруженными силами в ходе конфликта с применением ядерного оружия. Аналог этого самолета по назначению - американский Boeing E-4B. Разработан в КБ им.С.В.Ильюшина в 1980-е годы на базе пассажирского самолета Ил-86. Первый полет совершил 29 мая 1985 г. Полностью укомплектованный оборудованием самолет совершил первый полет 5 марта 1987 г. (по западным данным). 10 июля 1991 г. между НПП "Полет" и Министерством обороны СССР заключен договор на выполнение ОКР по разработкеи созданию унифицированного бортового комплекса технических средств для самолета. Принят на вооружение в 1992 г. В этом же году впервые сфотографирован западными фотографами. Всего было выпущено 4 таких самолета - регистрационные номера СССР-86146, СССР-86147, СССР-86148 и СССР-86149. По неподтвержденным данным испытания самолетов завершены в 1995 или в 1997 годах. Все самолеты находились в эксплуатации в Отдельной авиационной эскадрилье управления и ретрансляции 8-й Авиационной дивизии особого назначения, с 1997 года переданы в сформированную 3-ю Авиационную эскадрилью в/ч 22737 (аэродром Чкаловский, ГЛИЦ, Подмосковье). В некоторых источниках самолет называется "Ил-87".

15 апреля 1997 г. Министерством обороны России заключен договор с АК им.Ильюшина на выполнение ОКР «Разработка эскизно-технического проекта по модернизации изд.80 и изд. 82» (Ил-80 и Ил-82). Судя по всему, по состоянию на 2012 г. работы по выполнению требований заказчика по данному договору полностью не выполнены.


Посадка Ил-80 борт RA-86417, авиабаза Чкаловский, июль 2012 г. (фото - Александр Шухов, http://russianplanes.net/id82030).


Ил-80 / Ил-86ВКП регистрационный №RA-86147 на взлете, авиабаза Чкаловский, июнь 2011 г. (фото - Александр Шухов, http://russianplanes.net/id69905).


Ил-80 / Ил-86ВКП регистрационный №RA-86147 в полете, Липецк, 06.05.2010 г. (фото - Олег Сафонов, http://russianplanes.net/id20217).
Автор: DIMMI Создан: 12.07.2012 15:50:40 Комментариев: 18 Читать всю статью

К-80 / Р-4Р / Р-4Т / К-80М - AA-5 ASH

ДАННЫЕ НА 2012 г. (в работе)
Ракета К-80 / Р-4Т / Р-4Р (изделие 36, ИК и РЛС-мод.) - AA-5 ASH
Ракета К-80М / Р-4ТМ / Р-4РМ (изделие 36М, ИК и РЛС-мод.) - AA-5 ASH
 
Ракета "воздух-воздух" большой дальности комплекса перехвата Ту-28-80. Разработана в ОКБ-4 под руководством М.Р.Бисновата. Разработка комплекса дальнего перехвата задана Постановлением Совмина СССР №608-293 от 6 июня 1958 г. Комплекс создавался с основной задачей - дальний перехват бомбардировщиков предполагаемого противника в приполярных районах над Северным ледовитым океаном. Дальность действия ракеты с тяжелой БЧ (для обеспечения гарантированного поражения целей) должна была в 2 раза превысить дальности разрабатываемых в то время ракет К-7, К-8М и К-9. Представление комплекса на заводские испытаний предписывалось осуществить в первом квартале 1961 г., и на государственные испытания - до конца 1961 г. Постановлением Совмина СССР от 4 июля 1959 г.  требования к комплексу были ужесточены.

Конструкторская документация на ракету выпущена в 1959 г. в 1960 г. конструкторская документация перерабатывается по причине использования нового источника электропитания и нового автопилота, а так же уточнения требований по привязке ракеты к носителю. Для исключения флаттера была изменена форма аэродинамического руля, законцовка которого была скошена с уменьшением размаха по задней кромке. Такая форма позволила обеспечить почти оптимальную совокупность профилей без перехода на нежелательные малые толщины на периферии задней кромки.


Ту-128 с ракетами Р-4ТМ / Р-4РМ - AA-5 ASH (http://vnfawing.com).


Ракета Р-4Р - AA-5 ASH в Музее ВВС в Монино (http://en.valka.cz).


Ракета Р-4Т - AA-5 ASH в Музее ВВС в Монино (http://en.valka.cz).
Автор: DIMMI Создан: 21.01.2009 00:37:42 Комментариев: 2 Читать всю статью

Як-44Э / Як-44РЛД

ДАННЫЕ НА 2012 г. (в работе)
Як-44Э / Як-44РЛД


Палубный самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ). Разработка самолета задана ОКБ А.С.Яковлева в 1979 г. Руководили созданием самолета в разные годы А.С.Яковлев, А.А.Левинских, С.А.Яковлев и А.Н.Дондуков, а с января 1991 г. и до закрытия проекта главный конструктор темы Як-44 - В.А.Митькин. Прообразом самолета послужил американский самолет ДРЛОиУ E-2C Hawkeye. К ноябрю 1979 г. ОКБ подготовило техническое предложение на проектирования самолета с базированием на сухопутных аэродромах или на палубе авианосца. Рассматривалось два варианта радиотехнического комплекса - "Факел", с размещением РЛС внутри фюзеляжа (в носу и в корме) и Э-700 с антенной кругового обзора на пилоне над фюзеляжем. В марте 1980 г. на совещании у Главкома ВМФ СССР С.Г.Горшкова принято решение о создании варианта с РТК "Факел". Для дальнейшего проектирования выбран второй вариант.

Впервые самолет упомянут в ТТЗ на разработку ТАКР пр.11435 от ноября 1980 г. в качестве самолета радиолокационного дозора, входящего в состав авиакрыла авианосца. Позже, от выполнения этого ТТЗ отказались и в итоге самолет создавался для авиакрыла авианосца пр.11437 "Ульяновск". Вариант для аэродромного базирования позже планировалось поставлять и в ВВС.


Фото на память после испытаний эксплуатации макета Як-44Э на ТАКР "Тбилиси" пр.11435, сенятбрь 1990 г. (http://forums.airbase.ru).


Макет Як-44Э на летной палубе ТАКР "Тбилиси" пр.11435, сенятбрь 1990 г. (http://forums.airbase.ru).


Полноразмерный макет самолета ДРЛОиУ Як-44Э ( http://militaryphotos.net).
Автор: DIMMI Создан: 13.06.2012 01:16:39 Комментариев: 14 Читать всю статью

К-30 / К-МД / изделие 300

ДАННЫЕ НА 2012 г. (в работе)
К-30 / К-МД / "изделие 300"


 
Ракета "воздух-воздух" малой дальности. Разработка ракеты начата ГосМКБ "Вымпел" в 1986 г. с целью создания следующей модификации ракеты ближнего боя Р-73 (ист. - Jane's, Тактическое). По состоянию на 2008 г. работа над проектом ракеты еще идет, возможно, даже ведутся испытания опытных образцов. Завершение создания ракеты в те годы ожидалось к 2013 г. (ист. - По материалам). Назначение - ближний высокоманевренный воздушный бой и поражение атакующих ракет класса "воздух-воздух" (ист. - По материалам). Планируется размещение ракеты во внутренних отсеках самолета-носителя. В 2002 г. в Украине были озвучены планы создания на базе наработок советских времен по ракете К-30 создания собственной ракеты "611" (ист. - Jane's).


Предполагаемые проекции ракеты К-30 / К-МД рядом с проекциями ракеты К-74М (рисунок - Петр Бутовски, 2009 г., источник, обработано).


Макет украинской ракеты "611", которая возможно имеет некоторые общие черты с ракетой К-30 (фото - Андрей Фомин, http://forum.keypublishing.com).
Автор: DIMMI Создан: 15.07.2012 06:19:18 Комментариев: 1 Читать всю статью

Ту-142 - BEAR-F / BEAR-J

ДАННЫЕ НА 2012 г. (стандартное пополнение)
Ту-142 / изделие "ВП" -  BEAR-F / BEAR-F mod.1
Ту-142 / Ту-142М / изделие "ВПМ" -  BEAR-F mod.2
Ту-142М / Ту-142МК / изделие "ВПМК"- BEAR-F mod.3
Ту-142МЗ "Заречье" / изделие "ВПМК-3" - BEAR-F mod.4
Ту-142МП /  Ту-142МЭ  /  Ту-142МК-Э  / Ту-142М4 - BEAR-F mod.4
Ту-142МР "Орел" / изделие "ВПМР" - BEAR-J


Дальний противолодочный самолет / морской патрульный самолет / морской самолет-ретранслятор. Самолет разработан ОКБ-156 А.Н.Туполева. Основная задача - поиск и уничтожение ПЛАРБ противника в районах боевого патрулирования. В результате ряда НИР в 1962 г. для борьбы с новым поколением ПЛАРБ вероятного противника предложено использовать противолодочный самолет с радиусом действия в два раза большим, чем радиус действия самолета ПЛО Ил-38. Разработку самолета Ту-95ПЛО было решено вести на базе Ту-95РЦ с установкой на него комплекса вооружения "Беркут" с Ил-38. Создание самолета начато по Постановлению СМ СССР №246-86 от 08 февраля 1963 г. Тактико-технические требования к самолету утверждены 20 апреля 1963 г. Эскизный проект принят 9 октября 1963 г. Самолет планировалось предъявить на испытания в начале 1966 г. Первый опытный самолет создавался на базе одного из Ту-95РЦ с новым крылом и сокращенным составом артиллерийского вооружения - оставлена только кормовая артиллерийская установка. Сроки готовности самолета несколько раз срывались, переносились и вновь нарушались. В 1967 г. самолет был построен и 17 января 1968 г. на заседании ВПК при СМ СССР принято решение подготовить для заводских и совместных испытаний в 1968 году три Ту-142, а во втором квартале 1968 года предъявить самолёт на государственные совместные испытания (ГСИ) самолет с комплексом вооружения. Первый полёт опытный Ту-142 №42-00 выполнил 18 июня 1968 г. (экипаж И.К.Ведерникова), второй опытный образец №42-01 взлетел 3 сентября 1968 г., а третий образец  - №42-02 31 октября 1968 г.


Противолодочный самолет Ту-142МЭ (борт №312) авиации ВМС Индии после капитального ремонта, перед покраской, ТАНТК им.Бериева,  г.Таганрог, октябрь 2011 г. (фото - Nikolay, http://russianplanes.net).


Противолодочный самолет Ту-142М3 (борт №55 красный) авиации ВМФ России, аэродром Елизово, Камчатка, 03.10.2010 г. (фото - Валерий Петров, http://russianplanes.net).


Противолодочный самолет Ту-142М3 борт №85 заводской №8601903 ВМФ СССР в музее на аэродроме Жуляны, г.Киев, Украина, 07.06.2011 г. (фото - Михей, http://russianplanes.net).
Автор: DIMMI Создан: 27.03.2011 22:33:13 Комментариев: 17 Читать всю статью

Каталог военной техники:



Наши партнеры:






free counters

Последние комментарии

Практически все противокорабельные авиабомбы в мире года с 43 были с реактивными...
Sierra 2015-04-27 00:12
Sierra Wrote:Блин, ты, друже, расписался в том, что нифига не знаешь об авиабомбах...
DIMMI 2015-04-26 19:50
Дима, учи матчасть... Например немецкую времен войны.... Или нашу.Блин, ты, друже...
Sierra 2015-04-26 19:15
Кстати можно еще поспорить о том, что свободнопадающие бомбы эффективнее, чем КР...
DIMMI 2015-04-26 17:33
Как бы так сказать-то... Понимаете, чтобы делать какие-то выводы и настаивать на...
DIMMI 2015-04-26 17:33
Почему нет?! Элементарно.Типа, млин, на ЖРД легче.... гы.Не надо путать мягкое с синим или зеленым.
Sierra 2015-04-26 15:16
Это вы сами придумали? Пуски ракет БраМос с маневрированием на маршруте вообще-то...
DIMMI 2015-04-26 08:02
ну... наверное вам виднее... открытых таких данных нет
DIMMI 2014-04-01 23:03
тат-то - ради Бога... но почему ж Граниты вдруг стали "ненадежными"?
DIMMI 2014-04-01 21:41
Судя по всему, модели BrahMos II 2013 и 2014 годов абсолютно одинаковые и подставка та же.
author-words 2014-02-06 15:17