| | ДАННЫЕ НА 2013 г. (в работе) Ракета К-8М2 / К-98 / Р-98 (Р-98Р / Р-98Т) / изделие 56 - AA-3-2 ADVANCED ANAB Ракета К-98М / Р-98М (Р-98РМ / Р-98ТМ) - AA-3-2 ADVANCED ANAB  Создана на базе ракеты К-8М2 в ОКБ-4 (ныне - НПО "Молния") под руководством Бисновата. Принята на вооружение в 1969 г. Применяется с пусковой установки ПУ-1-8 (на Су-15). Ракета Р-98Т под Су-15ТМ (Малахов С., Су-15: из летной практики. // "Аэроплан" № 4/1994 г.). | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2013 г. (стандартное пополнение) Комплекс К-28П, ракета Х-28 / изделие 93 / изделие Д-8 "Находка" - AS-9 KYLE
   Противорадиолокационная ракета средней дальности. Разработка противорадиолокационного ударного комплекса К-28П с самолетом-носителем Як-28Н и ракетами Х-28 начата по Постановлению Совмина СССР от 10 января 1963 г. Головной разработчик комплекса - ОКБ-115 А.С.Яковлева, разработка ракеты велась ОКБ-155-2 (МКБ "Радуга"), главный конструктор - А.Я.Березняк. Согласно Постановлению о проектировании ракеты планировалось вывести комплекс К-28П на совместные летные испытания во 2-3 кварталах 1965 г. В конце 1964 г. по предложению Минавиапрома принято решение о замене РДТТ на ракете Х-28 на ЖРД - причины - освоенность технологии ЖРД на ракетах такого класса, гарантированное достижение дальности 120 км, необходимой для поражения позиций ЗРК "Найк-Геркулес" без входа в их зону поражения. Замена двигателя отсрочила начало испытаний до 1966 г. При рассмотрении эскизного проекта самолета-носителя Як-28Н оказалось, что по результатам расчетов и продувок при пуске первой ракеты Х-28 из-под крыла самолета и сохранении второй ракеты под другим крылом, самолет Як-28Н терял устойчивость по крену из-за недостаточной эффективности элеронов. Эскизный проект комплекса не был принят Заказчиком ( источник). Впоследствии, опытный самолет Як-28Н был все же построен и использовался для отработки пусков. Аппаратуру станции разведки целей предусматривалось разместить на месте РЛС «Инициатива», при этом пару похожих на рога антенн установили в районе передней кромки правого двигателя. Так же для испытаний средств комплекса использовался самолет-летающая лаборатория Ан-12БК. Результаты испытаний ракеты Х-28 с этих самолетов позже использованы при разработке ракеты Х-58. Испытания опытного самолета-носителя Як-28Н были начаты в 1966 г., а в 1967 г. на нем начаты испытания аппаратуры комплекса. Первые пуски ракет Х-28 с борта Як-28Н произведены в 1969 г. Но самолет в серийное производство не был запущен. Учебная ракета Х-28 (Крылья Родины, начало 1990-х годов).
 Ракета Х-28 под Су-17М3 (Марковский В., Приходченко И. Истребитель-бомбардировщик Су-17. // Авиация и космонавтика. N 05 / 2012 г. via http://crimso.msk.ru). | | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2013г. (требуется пополнение)
А-90
  Многофункциональный авиационный комплекс РЭБ с системой управления войсками (СУВ). Ранее считалось, что под шифром А-90 "Ястреб" ведется разработка самолета управления и ретрансляции данных оперативно-стратегического звена управления. Разработка проекта комплекса по состоянию на 2011 г. ведется ТАНТК им. Г.М.Бериева совместно с концерном "Созвездие", который является головным разработчиком систем РЭБ в нашей стране. Руководитель разработки проекта до 28.09.2012 г. - С.А.Атаянц. Комплекс с самолетом А-90 не является комплексом ДРЛО (ист. - Пояснительная). Базовый самолет - с большой вероятностью Ил-476.
В рамках работ по разработке аппаратуры для комплекса А-90 концерн "Созвездие" в начале 2012 г. получил два самолета (вероятно, Ил-76). В октябрьском номере корпоративной газеты "Связист" появилась информация об успешном проведении в июне 2012 г. наземных государственных испытаний аппаратуры многофункционального комплекса РЭБ воздушного базирования, разработанного в рамках ОКР "Дискомфорт". В ОКР применены уникальные технические решения в части высокопотенциальных антенных решеток и мощных СВЧ-усилителей мощности с жидкостным охлаждением. В ходе разработки возникли проблемы связанные с устареванием приборной базы и необходимостью технологического оснащения, создания стендов для работы с мощными передатчиками УКВ- и СВЧ-диапазонов частот. Поэтому специально для отработки аппаратуры и ее проверки был создан стенд, обеспечивающий возможность проверки мощных СВЧ-усилителей. В ОКР были задействованы конструкторы под руководством Е.В. Асташовой, подразделения А.Н. Кончакова, А.В. Луканова, А.Б. Крачковского и Е.А. Руднева концерна "Созвездие". В 2013 году работы по комплексу будут продолжены.
Данные носят гипотетический характер. | | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2013 г. (стандартное пополнение)
Комплекс К-10ЕН "Комета-10", ракета К-10С - AS-2 KIPPER
   
Крылатая противокорабельная ракета. Разработана по постановлению Совмина СССР от 3 февраля 1955 г. в ОКБ-155 (Микояна и Гуревича), главный конструктор М.И.Гуревич. ТТЗ системы К-10 ("Комета-10") сформулированы 16 ноября 1955 г. - разработка системы велась ОКБ-256 (А.Н.Туполев). Согласно ТТЗ первый самолет-носитель системы - Ту-16К-10 - должен был быть представлен на испытания 1 марта 1957г. Первая ракета К-10С выпущена ОКБ-155 в октябре 1957 г., опытную партию производил завод №256 под Москвой. Первый полет опытного Ту-16К-10 (№7203805) - 4 января 1958 г. в процессе испытания и отладки аппаратуры ракеты К-10С использовались летающие лаборатории на базе Ли-2 и Ми-4 оснащенные ГСН, а так же самолет-аналог СМ-К (модификация МиГ-19). Первый пуск ракеты в бросковом варианте - 28 мая 1958 г. Испытания ракеты К-10С велись на полигоне Владимировка (Ту-16К-10 подполковника В.В.Зенцова) - до конца 1958 г. выполнено 5 пусков на дальность до 96 км, в 1959 г. еще 12 пусков, но только 6 пусков были признаны удачными.  Ракета К-10С - AS-2 KIPPER под Ту-16. Фото сделано с истребителя F-16 ВВС Норвегии, 1980-е годы (фото - Norwegian MoD via Bernard Duncan Lyng, из архива Graham Summers, http://www.facebook.com/FlyingHighwithRedStars). Проекции К-10 (рисунок И.Приходченко, из статьи Марковский В., Перов К. Авиационные крылатые ракеты. // Авиация и космонавтика. N 10 / 2005 г.) | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2012 г. (стандартное пополнение)КС-172 / "изделие 172" / РРВ-Л / AAM-L КС-172С-1 / AAM-L Ракета "воздух-воздух" сверхбольшой дальности. Разработка ракеты с использованием наработок по ракете 3М83 комплекса ПВО С-300В начата ОКБ "Новатор" (г.Свердловск, ныне - Екатеринбург) в 1991 г. (в 1984 г. по данным Карпенко). Макет ракеты под названием AAM-L (Air-Air-Missile - Long range) впервые продемонстрирован в 1993 г. на выставке вооружений и военной техники в Абу-Даби и на авиасалоне МАКС-1993. По имеющейся информации, в 1993 г. проводились наземные испытания ракеты - вероятно, бросковые пуски. По данным на 2001 г. программа создания КС-172 не является приоритетной для ВВС России, а в декабре 2003 г. на авиашоу в Дубае впервые представлена экспортная модификация ракеты - КС-172С-1 - с измененной конструкцией.
Во второй половине 2000-х годов Министерство обороны России проводило конкурс по ракете "воздух-воздух" большой дальности. В конкурсе участвовало ОКБ "Новатор" с ракетой КС-172С-1 и ГосМКБ "Вымпел" с ракетой К-37. Конкурсной комиссией Министерства обороны России отказано ОКБ "Новатор" в допуске к участию в закрытом конкурсе «Создание управляемой ракеты класса «воздух-воздух» большой дальности (ОКР "Графоман" - ист. - Годовой отчет)» по формальным причинам (ист. - Карпенко).
 Макет ракеты КС-172 на выставке в Жуковском, 1993 г. (фото - Piotr Butovski, Nowa Technika Wojskowa №1 / 1994 г.). Макет ракеты КС-172С-1 на авиасалоне МАКС-2005 (фото из архива Rambo54, http://militaryrussia.ru/forum/).  Макет ракеты КС-172С-1 под крылом Су-35БМ борт №901 вероятно на авиасалоне МАКС-2005 или позже (фото - Miroslav Gyurosi, http://www.ausairpower.net). | | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2012 г. (в работе)
Проект ударного беспилотного летального аппарата (БПЛА) / перспективного малозаметного боевого БПЛА. Разработка БПЛА начата РСК "МиГ" в инициативном порядке в 2005 г. БПЛА "Скат" предназначен для нанесения ударов по заранее разведанным целям, например, по средствам ПВО, а также в условиях сильного противодействия зенитных средств противника. В кооперации по разработке БПЛА "Скат" участвовали ЦАГИ, 2-й ЦНИИ Министерства обороны России, концерн радиостроения "Вега", ГосНИИАС. Полноразмерный макет БПЛА "Скат" построен на опытном производстве РСК "МиГ" летом 2007 г. и впервые показан группе журналистов в рамках авиасалона МАКС-2007 в Раменском в одном из ангаров РСК "МиГ". Официальное разрешение показать макет БПЛА "Скат" было получено 21 августа 2007 г. специальным распоряжением Президента России.
В дальнейшем программа создания БПЛА предполагает создание пилотируемого "Скат-ПД" и затем беспилотного прототипа БПЛА "Скат-Д". В 2007 г. оценка сроков создания прототипов и начала летных испытаний БПЛА "Скат" была весьма оптимистичной (2-3 года). Предполагалось так же, что БПЛА может быть предложен иностранным заказчикам. По состоянию на 2012 г. разработка БПЛА "Скат" уже прекращена, но результаты работ могут быть использованы при проектировании новых моделей ударных и не только БПЛА.
| | | | | | | ДАННЫЕ НА 2012 г. (стандартное пополнение) Ан-72Р / изделие 88    Самолет радиолокационной разведки наземных целей и целеуказания наземным и воздушным средствам их поражения. Разработка разведывательной версии Ан-72 в рамках ОКР "Циркон" (предположительно) велась ОКБ им. О.К.Антонова во второй половине 1980-х годов, ведущий конструктор самолета - В.В.Небаба. По своему назначению самолет был аналогом американского Boeing Е-8А J-Stars. Предполагалось использование самолета Ан-72Р в составе разведывательно-ударных комплексов (РУК) фронтового и армейского уровней.
Техническое задание на создание комплекса утверждено видимо в 1986-1987 годах. Постановлением Совмина СССР о создании комплекса предусматривалось строительство трех экспериментальных летных образцов для проведения совместных летных испытаний с параллельными совместными Государственными лабораторными испытаниями специального комплекса оборудования. Для ускорения создания изделия «88» предлагалось начать отработку опытных систем комплекса, и комплекса вцелом, на экспериментальных летных образцах.
Всего по проекту Ан-72Р были переделаны три серийных самолета Ан-72, а четвертый самолет Ан-72 поступил для переделки на опытное производство Киевского механического завода (ОКБ им.О.К.Антонова) в 1990 г. и его переделка не была завершена. Первый полет первый экземпляр Ан-72Р (серийный №01-04) совершил в 1986 г. На первом летном образце был смонтирован макет специального комплекса оборудования. На второй и третий летные экземпляры изделия "88" устанавливались уже реальные комплексы оборудования, которые поставлялись с постоянными задержками.
Первые три самолета Ан-72Р были переданы для проведения испытаний в распоряжение НПО "Взлет" (г.Москва, аэродром Ермолино). Испытания проводились опять же с задержками по вине разработчика специального комплекса оборудования - НПО "Пальма". Совместные испытания с ГК НИИ ВВС на полигоне в Ахтубинске проводились в 1988-1996 г.г., но не были завершены. В ходе совместных испытаний НПО "Пальма" при поддержке ВПК и ВВС поставили требование о строительстве четвертого экспериментального образца для ускорения испытаний комплекса. В то же время имеющиеся три летных экземпляра использовались недостаточно активно. Переоборудование нового четвертого самолета по планам авиастроителей должно было занять один год. Для установки на четвертый экземпляр самолета НПО "Пальма" был предложен комплекс оборудования, предназначенный для лабораторных Государственных испытаний. Четвертый экземпляр изделия "88" начали готовить к установке комплекса оборудования, но до развала СССР оборудовние не поступило, не было установлено, самолет остался в разобранном состоянии и позже был списан.
Модификация в некоторых источниках называется Ан-72БР, а так же иногда модификацию ошибочно именуют "самолетом-ретранслятором" для самолета ДРЛО Ан-71.
| | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2012г. (стандартное пополнение)
Ил-80 / Ил-86ВКП / изделие 80 / 9А9675 - MAXDOME   Воздушный командный пункт / воздушный пункт управления Генерального Штаба ВС РФ. Самолет предназначен для управления вооруженными силами в ходе конфликта с применением ядерного оружия. Аналог этого самолета по назначению - американский Boeing E-4B. Разработан в КБ им.С.В.Ильюшина в 1980-е годы на базе пассажирского самолета Ил-86. Первый полет совершил 29 мая 1985 г. Полностью укомплектованный оборудованием самолет совершил первый полет 5 марта 1987 г. (по западным данным). 10 июля 1991 г. между НПП "Полет" и Министерством обороны СССР заключен договор на выполнение ОКР по разработкеи созданию унифицированного бортового комплекса технических средств для самолета. Принят на вооружение в 1992 г. В этом же году впервые сфотографирован западными фотографами. Всего было выпущено 4 таких самолета - регистрационные номера СССР-86146, СССР-86147, СССР-86148 и СССР-86149. По неподтвержденным данным испытания самолетов завершены в 1995 или в 1997 годах. Все самолеты находились в эксплуатации в Отдельной авиационной эскадрилье управления и ретрансляции 8-й Авиационной дивизии особого назначения, с 1997 года переданы в сформированную 3-ю Авиационную эскадрилью в/ч 22737 (аэродром Чкаловский, ГЛИЦ, Подмосковье). В некоторых источниках самолет называется "Ил-87".
15 апреля 1997 г. Министерством обороны России заключен договор с АК им.Ильюшина на выполнение ОКР «Разработка эскизно-технического проекта по модернизации изд.80 и изд. 82» (Ил-80 и Ил-82). Судя по всему, по состоянию на 2012 г. работы по выполнению требований заказчика по данному договору полностью не выполнены.
| | | | | | | ДАННЫЕ НА 2012 г. (в работе) Ракета К-80 / Р-4Т / Р-4Р (изделие 36, ИК и РЛС-мод.) - AA-5 ASHРакета К-80М / Р-4ТМ / Р-4РМ (изделие 36М, ИК и РЛС-мод.) - AA-5 ASH  
Ракета "воздух-воздух" большой дальности комплекса перехвата Ту-28-80. Разработана в ОКБ-4 под руководством М.Р.Бисновата. Разработка комплекса дальнего перехвата задана Постановлением Совмина СССР №608-293 от 6 июня 1958 г. Комплекс создавался с основной задачей - дальний перехват бомбардировщиков предполагаемого противника в приполярных районах над Северным ледовитым океаном. Дальность действия ракеты с тяжелой БЧ (для обеспечения гарантированного поражения целей) должна была в 2 раза превысить дальности разрабатываемых в то время ракет К-7, К-8М и К-9. Представление комплекса на заводские испытаний предписывалось осуществить в первом квартале 1961 г., и на государственные испытания - до конца 1961 г. Постановлением Совмина СССР от 4 июля 1959 г. требования к комплексу были ужесточены. Конструкторская документация на ракету выпущена в 1959 г. в 1960 г. конструкторская документация перерабатывается по причине использования нового источника электропитания и нового автопилота, а так же уточнения требований по привязке ракеты к носителю. Для исключения флаттера была изменена форма аэродинамического руля, законцовка которого была скошена с уменьшением размаха по задней кромке. Такая форма позволила обеспечить почти оптимальную совокупность профилей без перехода на нежелательные малые толщины на периферии задней кромки. | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2012 г. (в работе) Як-44Э / Як-44РЛД    Палубный самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ). Разработка самолета задана ОКБ А.С.Яковлева в 1979 г. Руководили созданием самолета в разные годы А.С.Яковлев, А.А.Левинских, С.А.Яковлев и А.Н.Дондуков, а с января 1991 г. и до закрытия проекта главный конструктор темы Як-44 - В.А.Митькин. Прообразом самолета послужил американский самолет ДРЛОиУ E-2C Hawkeye. К ноябрю 1979 г. ОКБ подготовило техническое предложение на проектирования самолета с базированием на сухопутных аэродромах или на палубе авианосца. Рассматривалось два варианта радиотехнического комплекса - "Факел", с размещением РЛС внутри фюзеляжа (в носу и в корме) и Э-700 с антенной кругового обзора на пилоне над фюзеляжем. В марте 1980 г. на совещании у Главкома ВМФ СССР С.Г.Горшкова принято решение о создании варианта с РТК "Факел". Для дальнейшего проектирования выбран второй вариант.
Впервые самолет упомянут в ТТЗ на разработку ТАКР пр.11435 от ноября 1980 г. в качестве самолета радиолокационного дозора, входящего в состав авиакрыла авианосца. Позже, от выполнения этого ТТЗ отказались и в итоге самолет создавался для авиакрыла авианосца пр.11437 "Ульяновск". Вариант для аэродромного базирования позже планировалось поставлять и в ВВС.
| | | | | | | ДАННЫЕ НА 2012 г. (в работе) К-30 / К-МД / "изделие 300" Ракета "воздух-воздух" малой дальности. Разработка ракеты начата ГосМКБ "Вымпел" в 1986 г. с целью создания следующей модификации ракеты ближнего боя Р-73 (ист. - Jane's, Тактическое). По состоянию на 2008 г. работа над проектом ракеты еще идет, возможно, даже ведутся испытания опытных образцов. Завершение создания ракеты в те годы ожидалось к 2013 г. (ист. - По материалам). Назначение - ближний высокоманевренный воздушный бой и поражение атакующих ракет класса "воздух-воздух" (ист. - По материалам). Планируется размещение ракеты во внутренних отсеках самолета-носителя. В 2002 г. в Украине были озвучены планы создания на базе наработок советских времен по ракете К-30 создания собственной ракеты "611" (ист. - Jane's).
 Предполагаемые проекции ракеты К-30 / К-МД рядом с проекциями ракеты К-74М (рисунок - Петр Бутовски, 2009 г., источник, обработано).  Макет украинской ракеты "611", которая возможно имеет некоторые общие черты с ракетой К-30 (фото - Андрей Фомин, http://forum.keypublishing.com). | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2012 г. (стандартное пополнение) Ту-142 / изделие "ВП" - BEAR-F / BEAR-F mod.1 Ту-142 / Ту-142М / изделие "ВПМ" - BEAR-F mod.2 Ту-142М / Ту-142МК / изделие "ВПМК"- BEAR-F mod.3 Ту-142МЗ "Заречье" / изделие "ВПМК-3" - BEAR-F mod.4 Ту-142МП / Ту-142МЭ / Ту-142МК-Э / Ту-142М4 - BEAR-F mod.4 Ту-142МР "Орел" / изделие "ВПМР" - BEAR-J     Дальний противолодочный самолет / морской патрульный самолет / морской самолет-ретранслятор. Самолет разработан ОКБ-156 А.Н.Туполева. Основная задача - поиск и уничтожение ПЛАРБ противника в районах боевого патрулирования. В результате ряда НИР в 1962 г. для борьбы с новым поколением ПЛАРБ вероятного противника предложено использовать противолодочный самолет с радиусом действия в два раза большим, чем радиус действия самолета ПЛО Ил-38. Разработку самолета Ту-95ПЛО было решено вести на базе Ту-95РЦ с установкой на него комплекса вооружения "Беркут" с Ил-38. Создание самолета начато по Постановлению СМ СССР №246-86 от 08 февраля 1963 г. Тактико-технические требования к самолету утверждены 20 апреля 1963 г. Эскизный проект принят 9 октября 1963 г. Самолет планировалось предъявить на испытания в начале 1966 г. Первый опытный самолет создавался на базе одного из Ту-95РЦ с новым крылом и сокращенным составом артиллерийского вооружения - оставлена только кормовая артиллерийская установка. Сроки готовности самолета несколько раз срывались, переносились и вновь нарушались. В 1967 г. самолет был построен и 17 января 1968 г. на заседании ВПК при СМ СССР принято решение подготовить для заводских и совместных испытаний в 1968 году три Ту-142, а во втором квартале 1968 года предъявить самолёт на государственные совместные испытания (ГСИ) самолет с комплексом вооружения. Первый полёт опытный Ту-142 №42-00 выполнил 18 июня 1968 г. (экипаж И.К.Ведерникова), второй опытный образец №42-01 взлетел 3 сентября 1968 г., а третий образец - №42-02 31 октября 1968 г.
 Противолодочный самолет Ту-142МЭ (борт №312) авиации ВМС Индии после капитального ремонта, перед покраской, ТАНТК им.Бериева, г.Таганрог, октябрь 2011 г. (фото - Nikolay, http://russianplanes.net).  Противолодочный самолет Ту-142М3 (борт №55 красный) авиации ВМФ России, аэродром Елизово, Камчатка, 03.10.2010 г. (фото - Валерий Петров, http://russianplanes.net).  Противолодочный самолет Ту-142М3 борт №85 заводской №8601903 ВМФ СССР в музее на аэродроме Жуляны, г.Киев, Украина, 07.06.2011 г. (фото - Михей, http://russianplanes.net). | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2012 г. (в работе) Ракета К-77ПД / РВВ-АЕ-ПД
Ракета класса "воздух-воздух" увеличенной дальности. Разработка ракеты с ПВРД на базе ракеты К-77 / РВВ-АЕ ведется ГосМКБ "Вымпел" с начала 1990-х годов как минимум. В некоторых источниках указывается, что разработка ракеты "воздух-воздух" с ПВРД начата в ответ на аналогичные работы на Западе. Макет ракеты впервые показан на авиасалоне в Фарнборо в 1993 г. Проектирование ракеты завершено в 1999 г. Макет ракеты был продемонстрирован на авиашоу МАКС-1999. На самом деле пока нам не известно испытывалась ракета или нет. Других данных нет.
| | | | | | | ДАННЫЕ НА 2012 г. (в работе) Ан-71 / изделие 87 - MADCAP    Самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ). После изучения опыта применения тактических самолетов ДРЛОиУ E-2C Hawkeye в ходе арабо-израильской войны 1982 г. в том же году принято решение о разработке оперативно-тактического самолета ДРЛОиУ. Головной разработчик - Киевский Механический Завод (КМЗ - ОКБ О.К.Антонова), ведущий конструктор - А.И.Науменко. Тактико-техническое задание и техническое предложение на создание самолета сформулированы в 4-м квартале 1982 г. Предложено два варианта радио-технических комплексов: с дециметровой РЛС, размещенной над фюзеляжем самолета и вариант с сантиметровыми РЛС, конформно размещенными в носовой и хвостовой частях фюзеляжа. На моделях обоих вариантов компоновки радио-технического комплекса проводились аэродинамические исследования. Так же рассматривались варианты базового самолета - Ан-32, Ан-12, Ан-72 и новый специально разработанный самолет.
Приказом по КМЗ от 01 октября 1982 г. ведущим конструктором машины был назначен А.И.Hауменко. Позже назначены ведущие конструкторы по направлениям: С.П.Федин - радиоэлектронное оборудование; Ю.И.Хоролец - по строительству самолета, С.А.Филь - по летным испытаниям, Е.А.Шоломицкий - по системам кондиционирования и охлаждения. Общее руководство осуществлял П.В.Балабуев (с 1984 г. - генеральный конструктор ОКБ О.К.Антонова).
| | | | | | | | ТРЕБУЕТСЯ ДОПОЛНЕНИЕ (данные за 1997 г.) М-50 - BOUNDER М-52 Опытный тяжелый сверхзвуковой бомбардировщик ОКБ В.М.Мясищева. НИОКР - с 1954-56 годов. Первый полет прототипа М-50 - 27 октября 1959 г. (летчики Н.И.Горяинов и А.С.Липко). Второй прототип М-52 в 1959-1960 годах построен, но не летал (разобран на металлолом в конце 1970-х годов). | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2012 г. (в работе) Система С-1У, ракета К-5 / РС-1У / "изделие ШМ" / "изделие М" - AA-1 ALKALI / AA-1mod1
   
Первая советская управляемая ракета класса "воздух-воздух" принятая на вооружение / "реактивный снаряд первый управляемый". Разработка системы вооруения с ракетами "воздух-воздух" начата КБ-1 Третьего Главного Управления при Совмине СССР в 1951 г. Постановлением Совмина СССР №1587-590 от 1 апреля 1952 г. разработка задана официально. Система вооружения сроазу проектировалась для размещения на истребителе класса МиГ-15 / МиГ-17 с 4 пусковыми устройствами, что должно было обеспечить приемлемую вероятность поражения воздушной цели. Разработка ракеты велась в отделе №32 КБ-1 под руководством Д.Л.Томашевича. Ракете присвоен индекс "изделие ШМ" (согласно легенде - "Ш-Малая" в отличие от зенитной "Ш-Большой").
18 июля 1952 г. приказом МАП СССР горьковскому филиалу ОКБ-155 (МиГ) задано переоборудование к концу лета 1952 г. трех истребителей МиГ-17П в ракетоносцы СП-6. Кроме трех горьковских СП-6 еще два самолета выпущено в срок заводом №153 в Новосибирске. Но испытания ракет начались только в 1953 г. В начале лета 1953 г. начаты наземные бросковые испытания прототипов ракет "изделие ШМ" - Б-89. В то же время завершены статические испытания "изделия ШМ". К концу лета 1953 г. начат выпуск прототипов ракет "изделие ШМ" для автономных летных испытаний (без системы наведения) - Б-140. Для проведения летных испытаний подготовлена группа самолетов-фотографов Ил-28.
8 октября 1953 г. выполнен первый автономный пуск "изделия ШМ" с носителя МиГ-17П / СП-6. Испытание проведено в районе полигона Владимировка (Астраханская область). Ракета совершила относительно прямолинейный полет. Первая серий испытаний включала серию пусков - с интервалами в три-четыре дня их было проведено еще четыре (всего пять). Пуски производились с МиГ-17П / СП-6 летчиками-испытателями Константином Коккинаки и Виктором Завадским.
 Ракета РС-1У в полете. Рисунок из технического описания ракеты, 1955 г. (Коровин В., Ракеты "Факела". М., МКБ "Факел", 2003 г.).
 МиГ-17ПФУ с ракетами РС-1У (Коровин В., Ракеты "Факела". М., МКБ "Факел", 2003 г.).
 Ракета РС-1У / К-5 в Музее ВВС СССР в Монино (Flieger Jahrbuch 1979, Берлин, 1978 г., ГДР). | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2012 г. (стандартное пополнение) Ракета К-25 / Р-25 / "изделие 370"
  
Ракета "воздух-воздух" большой дальности. Разработка ракеты на базе трофейной ракеты AIM-7E Sparrow велась КБ завода №134 (ОКБ-134, ныне - МКБ "Вымпел"), главный конструктор - В.Т.Корсаков. Трофей поступил в СССР в хорошем состоянии из Вьетнама, где был снят с самолета F-4 Phantom, затонувшего на малой глубине около Хайфона. Так же в СССР поступали ракеты с других сбитых американских самолетов. Во второй половине 1966 г. начаты работы по воспроизводству образца американской ракеты. Официальный старт работам по копированию ракеты средней дальности для комплекса вооружения истребителя МиГ-23 дан Постановлением Совмина СССР от 13 ноября 1967 г. На первом этапе разработки вместо части оригинальных материалов использованы отечественные аналоги, что не обеспечило работоспособности части систем и агрегатов. В 1970 г. после завершения автономной отработки ракет К-23 опытный самолет МиГ-21ПФ (серийный №12-03) был переоборудован под ракету К-25 (Е-7 с К-25). На самолет установили пусковую установку АПУ-25-11, но в 1970 г. из-за неготовности двигателя и рулевого привода испытания ракеты К-25 так и не начались. В 1971 г. МиГ-21ПФ снова приготовили для автономных испытаний К-25, а так же начали переоборудование двух самолетов МиГ-23М (серийные №№06-06 и 06-07) с установкой АПУ-25-23М.
 Ракета К-25 по центру на втором плане в музее ГосНИИАС, 2007 г. (фото - Евгений Ерохин, http://www.missiles.ru).  Модель аванпроекта МиГ-29 1972г. с ракетами К-25 (Якубович Н.В. МиГ-29. Истребитель "невидимок". М., Яуза, ЭКСМО, 2010 г.). | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2012 г. (стандартное пополнение) Ракета К-7Ракета К-75 Опытная ракета "воздух-воздух". Разработка ракеты задана Постановлением Совмина СССР от 30 декабря 1954 г. и велась КБ завода №134 (ОКБ-134, ныне - МКБ "Вымпел"), главный конструктор - И.И.Торопов. Изначально ракета проектировалась для вооружения перехватчика Т-3 ОКБ П.О.Сухого. Первой ракетой, разработанной по проекту была К-7Л с наведением по лучу РЛС и более мощной, чем у К-5 боевой частью, для минимизации недостатков точности наведения. В связи с выбором уже распространенной системы наведения по лучу РЛС разработка К-7Л продвигалась существенно быстрее других вариантов ракеты. В 1956 г. переоборудован и прошел заводские испытания самолет-носитель Як-25 (серийный №01-09). Самолет был оснащен макетом РЛС "Алмаз". В 1956 г. с самолета проведены пуски управляемых по лучу ракет К-7Л, а в 1957 г. испытания были продолжены. Всего за два года выполнено 99 полетов, проведено 38 пусков ракет К-7Л. Уменьшенный вариант ракеты К-7Л для отработки системы наведения и оборудования - К-75 - на испытания вышел раньше полноразмерного аналога. Ракета наводилась на цель РЛС "Изумруд-2" - аналогично ракете К-5. Пуски ракет К-75 начаты в 1956 г. с переоборудованных самолетов-носителей Як-25К (серийные №№16-08 и 18-08). С 5 марта по 10 июня на Як-25К (сер.№16-08) с модернизированной РЛС "Изумруд" выполнили 23 полета и провели три пуска ракет на высотах 5 и 12 км. Ракета К-75 не имела ощутимого превосходства над технологически более предпочтительной К-5М - модернизированной К-5. В ноябре 1957 г. Як-25К (сер.№16-08) возвратили в ЛИИ ВВС и переоснастили для проведения испытаний неуправляемых авиационных ракет ТРС-85. До конца сентября 1958 г. с самолетов МиГ-19 / СМ-6 (зав.№№2100101 и 2100102 - те же, что использовались при испытаниях ракеты К-6) проведено 25 пусков ракет К-7. Подтверждена правильность заложенных в ракету основных технических решений. Результаты испытаний также подтверждали возможность применения ракет с носителей типа Т-3 и Як-25. Неготовность основного носителя - Т-3 - не позволяла приступить к совместным испытаниям, так же уже в 1957 г. разработчики Т-3 стали склоняться к переходу на более перспективную самонаводящуюся ракету К-8, отрабатывавшуюся в ОКБ-4 М.Р.Бисновата. Кроме ракет с наведением по лучу РЛС велись работы и над вариантами К-7 с полуактивным радиолокационным наведением К-7С-3 и с ИК ГСН К-7СТ. Эскизный проект и рабочая конструкторская докуентация на ракету К-7С-3 выпущены в 1957 г., а в 1958 г. начаты её испытания. Кроме прототипа Т-3 в испытаниях был задействован носитель Як-25 (серийный №02-21). В итоге из 38 намеченных пусков с Т-3 и Як-25 был произведен только 1 пуск с Як-25. Так же в 1958 г. произведено 3 испытательных пуска ракет К-7СТ с тепловыми ГСН разработки ОКБ-393 и НИИ-10. Так же по Постановлению Совмина СССР от 7 марта 1957 г. для вооружения перехватчика Е-150 (по 2 ракеты) с РЛС "Ураган-56" начата разработка еще одного варианта ракеты К-7 - ракеты К-70 с ГСН разработки ОКБ-287. В 1958 г. в связи с успешными испытаниями более универсальной самонаводящейся ракеты К-8, а так же в связи с заданием ОКБ-134 на копирование ракеты "Сайдвиндер" ( К-13), разработка ракет семейства К-7 была прекращена.  Опытный перехватчик Т-3 с ракетами К-7Л (Павлов В. Сверхзвуковые трубы "всесоюзного оркестра" ПВО. // Авиация и время. №6 / 1998 г., http://crimso.msk.ru).  Ракета К-7Л под крылом Як-25К (Гордон Е. Большое семейство. // Авиация и время. №6 / 1997 г., http://crimso.msk.ru). | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2012 г. (стандартное пополнение) Ракета К-5Р / К-50

Всевысотная ракета "воздух-воздух" большой дальности (проект). Разработка ракеты для перспективного перехватчика ОКБ МиГ Е-158 велась ОКБ-4. Аванпроект ракеты представлен в июне 1966 г. Позже разработка ракеты подобного назначения начата МКБ "Вымпел" (К-33). | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2012 г. (стандартное пополнение) Ракета К-60 / "изделие 711"

Ракета "воздух-воздух" большой дальности (проект). Разработка велась КБ завода №134 (ОКБ-134, ныне - МКБ "Вымпел") для вооружения комплекса перехвата Ту-138-60 с самолетом Ту-138 с РЛС "Смерч-А". Разработка велась в начале 1960-х годов. Дальше предварительного проектирования проект не пошел. | | | | | | | Каталог военной техники: Последние комментарии | А кто в курсе, что за проект авиационной торпеды "Черноморец" от "Региона" нач. 90-х? |
|