| ДАННЫЕ НА 2021 г. (стандартное пополнение) Серийный номер 702 - Ту-160 "Василий Решетников"  Модернизированные на Казанском авиационном заводе имени С.П.Горбунова (филиале ПАО "Туполев") стратегические бомбардировщики Ту-160 ВКС России с названиями "Иван Ярыгин" (серийный номер 704) и "Василий Решетников" (серийный номер 702). Казань, 23.04.2020 года (фото - ОАК) | | | | | ДАННЫЕ НА 2021 г. (стандартное пополнение)  Первый прототип будущего вновь произведенного Ту-160М - Ту-160 серийный номер 804 сборки 2017 г., выкатка из цеха КАПО им.Горбунова, г.Казань, 16.11.2017 г. ( источник). Статус: СССР и Россия: Реестр Ту-160 неофициальный, по данным СМИ и других публичных источников (с) 2009-2021 г.г., http://militaryrussia.ru, ссылка при использовании обязательна: | | | | | ДАННЫЕ НА 2021 г. (стандартное пополнение) Ту-160 (изделие 70) - BLACKJACK / RAM-P Ту-160С (изделие 70-03) - BLACKJACK Ту-160М (изделие 70М) - BLACKJACK Ту-160М2 (изделие 70М2) - BLACKJACK-M
   
Тяжелый многорежимный стратегический бомбардировщик с изменяемой стреловидностью крыла. Создан в ОКБ ММЗ "Опыт" А.Н.Туполева, главный конструктор с 1975 г. по 2010 г. Валентин Иванович Близнюк. Самолет в общих чертах подобен проекту многорежимного бомбардировщика М-18 ОКБ В.М.Мясищева. Первоначальный вариант Ту-160 имел крыло оживальной формы и проектировался на базе Ту-144 (1969-1972 г. г.). Предварительные НИОКР по Ту-160 с крылом с изменяемой геометрией начаты в 1972 г. Проектирование окончательного варианта - изделия 70, проект Ту-160М, самолет "К" начаты в 1975 г. по постановлению СМ СССР от 26 июня 1974 г. и постановлению СМ СССР N 1040-348 от 19.12.1975 г. Эскизный проект и создание полноразмерного макета Ту-160 - 1976-1977 г.г. Макет Ту-160 утвержден в конце 1977 г. Производство первых трех прототипов (машины 70-01 для летных испытаний, 70-02 для статических испытаний, 70-03 - предсерийный самолет) начато в 1977 г. на ММЗ "Опыт"(производство фюзеляжа - Казанский авиазавод, крыло и стабилизатор - Новосибирский авиазавод им.В.Чкалова, створки грузоотсека - Воронежский авиазавод, шасси - Горьковский авиазавод). Одновременно начата подготовка серийного производства на Казанском авиазаводе №22 (изначально планироалось развернуть произодство на Ульяновском авиазоводе). В мае 1980 г. прототип 70-01 построен и перевезен на аэродром ЛИИ в Жуковском. Окончательная сборка самолета завершена в январе 1981 г. и начаты наземные испытания самолета. Выкатка самолета 70-01 на летное поле - 18 августа 1981 г. Проверки систем и оборудования начаты 22 октября 1981 г. и 14 ноября 1981 г. под управлением экипажа Б.И.Веремея самолет совершил первую пробежку. Первое фото на Западе сделано с борта гражданского самолета взлетавшего из аэропорта Быково 25 ноября 1981 г. - самолет получил наименование RAM-P ("Раменское", неидентифицированный образец техники №16 ). | | | | | ДАННЫЕ НА 2019 г. (стандартное пополнение) Ту-22М0 / самолет АМ / изделие 45-00 - BACKFIRE-A Ту-22М1 / изделие 45-01 - BACKFIRE-A Ту-22М2 / изделие 45-02 / Ту-26 - BACKFIRE-B Ту-22М3 / изделие 45-03 - BACKFIRE-C | | Ту-22М4 / изделие 45-04 - BACKFIRE-C mod. Ту-22М5 Ту-22МР / изделие 45-09 - BACKFIRE-D Ту-22М3М / изделие 45-03М - BACKFIRE-E | |     | | | | Средний бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла, носитель крылатых ракет. Разработан ОКБ-156 А.Н.Туполева. Главные конструкторы - изначально - Д.С.Марков, с 1992 г. - Б.Е.Леванович. По состоянию на 2013 г. главный конструктор Ту-22М3, Ту-22МР и модификаций - Александр Юрьевич Коренев ( источник). Разработка самолета "АМ" / "изделие 45" начата по Постановлению СМ СССР № 1098-378 от 28.11.1967 г. на базе проекта самолета "145" и декаларировалась как глубокая модернизация Ту-22К с установкой на самолет крыла с изменяемой геометрией. Постановлением устанавливался срок готовности самолета - ко второму кварталу 1969 г. Макетная комиссия приняла эскизный проект в октябре-ноябре 1967 г. Одновременно было принято решение строить опытную серию в десять самолетов Ту-22М0 на Казанском авиационном заводе им.С.П.Горбунова (ныне - КАПО им.С.П.Горбунова) с двумя вариантами космоновки хвостовой части саолета - без пушечной установки и с нею. Первый прототип Ту-22М / "изделие 45-00" выпущен 10 апреля 1969 г. и совершил первый полет 30 августа 1969 г. (командир экипажа - В.П.Борисов). До конца 1972 г. завершен выпуск опытных Ту-22М0. Самолеты использовались для проведения испытаний и доводки проекта. Пять самолетов Ту-22М0 поступили в Рязанский центр боевой подготовки и применения ДА СССР.
Решение о модернизации и создании самолета Ту-22М1 принято в декабре 1969 г., проектирование велось в 1970 г., а 28 июля 1971 г. совершен первый полет первого Ту-22М1 и начато производство малой серии предсерийной машины Ту-22М1 (1971 г., 9 шт., в строевые часи ВВС не поступали, как и Ту-22М0). Первый полет серийной модификации Ту-22М2 - 7 мая 1973 г. Серийное производство Ту-22М2 начато в 1972 г. Поступление в части ВВС Ту-22М2 началось в 1975 г. Официально Ту-22М2 принят на вооружение в августе 1976 г. Производство велось на Казанском авиазаводе №22 им.С.П.Горбунова. Подробней см. раздел Модификации (ниже).
Существует альтернативная версия строительства Ту-22М0 (ист. - http://aviaforum.ru) согласно которой первые два прототипа Ту-22М / "изделие 45" построены опытным производством ОКБ А.Н.Туполева - заводом №156 (ММЗ "Опыт", г.Москва). Первый Ту-22М / "изделие 45" выпущен 10 апреля 1969 г. и ныне находится в киевском музее авиации с бортовым №156 красный. Мы придерживаемся официальной точки зрения. | | | | | ДАННЫЕ НА 2017 г. (стандартное пополнение) Перспективный авиационный комплекс дальней аваиации. Программа ПАК ДА (условное наименование) ставит своей задачей создание бомбардировщика большой дальности для замены на вооружении ВВС России самолетов Ту-160, Ту-95МС (по версии лета 2009 г. и ранее) и Ту-22М3 (согласно заявлениям сделанным в декабре 2009 г.). Предварительные проработки облика ПАК ДА в конструкторских бюро и формирование требований к самолету со стороны ВВС начаты в 1999 г. Подготовка к участию разных КБ в конкурсе на создание бомбардировщика пятого поколения начата в апреле 2007 г. В декабре 2007 г. объявлено о том, что ВВС России сформулировали тактико-технические требования по программе ПАК ДА (интервью главкома ВВС России Александра Зелина агентству "Интерфакс", декабрь 2007 г.). Вероятно, в конкурсе на разработку ПАК ДА приняли участие ОКБ им.А.Н.Туполева, ОКБ им.П.О.Сухого, ОКБ им. С.В.Ильюшина и ОКБ им. В.М.Мясищева. Проект ПАК ДА ОКБ им.А.Н.Туполева по сообщениям СМИ создается на основе конструкции Ту-160. ОКБ им.П.О.Сухого с большой долей вероятности либо дорабатывает под требования конкурса ПАК ДА " объект 54С" либо разрабатывает проект с использованием наработок по теме Т-4МС (1970-е годы). Согласно сообщению генерального директора ОАО "Туполев" И.Шевчука на выставке МАКС-2009 контракт по программе ПАК ДА выиграло КБ им. А.Н.Туполева и в 2009 г. Министерство обороны России заключило контракт с ОАО "Туполев" на проведение НИР бомбардировщика на основе конструкции Ту-160 (при этом госфинансирование НИОКР начато в 2008 г.). 23.12.2009 г. президент компании "Туполев" Александр Бобрышев заявил, что НИР по теме ПАК ДА завершатся в 2012 г. и КБ приступит собственно к ОКР, которые завершатся в 2017 г. В 2011 г. ВНИИРА к аванпроекту ПАК ДА разработан аванпроект интеграционного комплекса БРЭО. Командование ДА ВВС России выдало ТТЗ на создание бомбардировщика 20.12.2011 г. К февралю 2012 г. НИР ПАК ДА завершена и ведется разработка аванпроекта самолета. Главный конструктор и первый заместитель директора программы перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА) по состоянию на 2013 г. - Михаил Юрьевич Асеев ( источник). Данные носят предположительный характер и во многом отражают наш субъективный взгляд на проект самолета. | | | | | ДАННЫЕ НА 2015 г. (стандартное пополнение) Су-24 - FENCER-A, B, CСу-24М - FENCER-DСу-24МР - FENCER-E Су-24МП - FENCER-FСу-24М2 - FENCER-G   Фронтовой бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла. Разработан КБ П.О.Сухого. Главный конструктор самолета - Е.С.Фельснер, ведущий конструктор темы (1993 г.) - Л.А.Логвинов. Разработка прототипа Т-6-2И начата в 1966 г. Первый полет прототип Т-6-2И совершил 17 января 1970 г. (пилот - В.С.Ильюшин). Решение о запуске в серию принято в 1971 г. и в том же году начато производство самолетов на авиазаводе им.Чкалова в Новосибирске. Так же Су-24 выпускался Комсомольским-на-Амуре авиационным ПО. Завершение испытаний и первые поставки в ВВС - 1973 г. Официально принят на вооружение 4 февраля 1975 г. В 1983 г. прекращен выпуск Су-24. Серийное производство Су-24М и его модификаций велось там же в 1979-1993 г.г. Всего за все годы промышленностью выпущено около 1400 Су-24 разных модификаций. В 1974 г. председатель комитета начальников штабов ВС США адмирал Томас Мурер заявил о появлении в СССР самолета "Су-19" FENCER.  Фронтовой бомбардировщик Су-24М2 борт №22 белый, 2009 г. (автор фото - Александр Мишин, http://jetphotos.net). | | | | | Штурмовик. Проработка аванпроекта самолета непосредственной поддержки войск над полем боя СПБ ("Самолет Поля Боя") начата по инициативе преподавателя Военно-Воздушной Академии им.Ю.А.Гагарина И.В.Савченко и сотрудников ОКБ П.О.Сухого О.С.Самойловича, Д.Н.Горбачева, В.М.Лебедева, Ю.В.Ивашечкина и А.Монахова в марте 1968 г. В мае 1968 г. начато проектирование самолета в ОКБ П.О.Сухого под наименованием Т-8. Изучение аэродинамической схемы будущего штурмовика начато в ЦАГИ в 1968 г. Министерство обороны СССР с подачи министра обороны А.А.Гречко в марте 1969 г. объявило конкурс на проект легкого штурмовика в котором участвовали ОКБ Сухого (Т-8), Яковлева (Як-25ЛШ), Микояна и Гуревича (МиГ-21ЛШ) и Ильюшина (Ил-42). К конкурсу были сформулированы требования ВВС (см. в ТТХ). | | | | | ДАННЫЕ НА 2015 г. (стандартное пополнение) Су-34 - FULLBACK / FLANKER-C2
   
Многофункциональный ударный самолет / фронтовой бомбардировщик. Создан на базе Су-27 ОКБ им.П.О.Сухого, генеральный конструктор М.П.Симонов, главный конструктор - Р.Г.Мартиросов. Разработка ударной модификации Т-10В начата по Постановлению Совмина СССР от 19 июня 1986 г. Разработка берет свое начало от проекта Т-10Ш (1980 г.), и, вплоть до 1986 г., проектирование велось на базе Т-10УБ. С 1986 г. для проекта ударного самолета с полностью оригинальной компоновкой принят индекс Т-10В. Эскизный проект самолета защищен в мае 1988 г. - в проекте было предложено два варианта компоновки кабины - традиционный тандемный и с расположением пилотов рядом. Для реализации был выбран второй вариант компоновки. Техническое проектирование самолета велось в 1987-1988 г.г.
Первый прототип Т-10В-1 собран опытным производством ОКБ Сухого (ММЗ им П.О.Сухого, г.Москва) в 1989-1990 г.г. путем совмещения новой бронированной кабины, изготовленной опытным производством ОКБ им.П.О.Сухого (по другим данным - НАПО им.Чкалова, г.Новосибирск), с модернизированным планером серийного Су-27УБ. Певый полет прототипа Су-27ИБ (Т-10В-1, борт №42 "синий") состоялся 13 апреля 1990 г. (пилот - А.А.Иванов) на аэродроме ЛИИ в Жуковском. В 1990-1991 г.г. опытный прототип проходил летно-конструкторские испытания, позже самолет дорабатывался в части оборудования и конструкции. Публично прототип Т-10В-1 впервые показан на выставке военной техники для первых лиц стран СНГ в Мачулищах (Белоруссия) 13 февраля 1992 года. | | | | | ДАННЫЕ НА 2015 г. (стандартное пополнение) Самолет 485 (проект)
  Дальний и сверхдальний бомбардировщик. Разработка проекта самолета велась с использованием опыта разработки самолета Ту-4 в ОКБ-156 (ныне - ОАО "Туполев"). Индекс "485" означает, что это был пятый проект самолета проработка которого начата в 1948 г. В плане развития ВВС СССР на 1947 г. были сформулированы требования к дальнему бомбардировщику - замене бомбардировщика Ту-4. Предусматривалось создание двух типов бомбардировщиков - с поршневыми двигателями и с ТРД. Оба варианта самолетов должны были выполняться с герметичными кабинами, мощным оборонительным вооружением и современными средствами навигации и связи. В итоге, в 1947-1948 г.г. в бригаде проектов ОКБ-156 (руководитель - Кондорский Б.М.) были проработаны несколько аванпроектов дальних бомбардировщиков - самолеты 471, 473, 473, 485, 487 (будущий Ту-85) и 489.
Проект самолета 485 прорабатывался летом 1948 г. в двух вариантах - с 4-мя двигателями (дальний вариант) и с 6-ю двигателями (сверхдальний). Работы над проектом прекращены в 1949 г. По умолчанию даются данные шестидвигательного варианта самолета 485. | | | | | ДАННЫЕ НА 2015 г. (в работе) Особая благодарность пользователю "Аркан" сайта http://aviaforum.ru/ за вклад в сбор информации по самолетам Ту-22 - именно эти материалы легли в основу данной статьи. | | | | | ДАННЫЕ НА 2015 г. (в работе) Средний бомбардировщик. Работа над самолетом (НИОКР) началась после Постановления Совмина СССР от 10 августа 1954 г. Главный конструктор - Д.Марков. Предварительно велись работы по проектам 98 (Ту-98), 105 (прототип Ту-22, эскизный проект закончен осенью 1954 г.) и 108 (межконтинентальный сверхзвуковой носитель с треугольным крылом, НИОКР - 1956 г.). На прототипе 105 (Ту-105) шасси убирались в фюзеляж. В конце 1954 г. начались продувки моделей Ту-105 в ЦАГИ. Проектирование в полном объеме началось в 1955 г. Построен в декабре 1957 г. Первый полет прототипа Ту-105 (изделие 105, самолет "Ю") - 21 июня 1958 г. (пилот Ю.Алашеев, штурман-оператор И.Е.Гавриленко, стрелок-радист К.А.Щербаков). Апрель 1958 г. - начало работ по проекту 105А в двух вариантах (с двигателями ВД-7М и НК-6). Начало серийного производства на Казанском авиазаводе - август 1959 г. Первый полет 105А (Ту-22) - 7 сентября 1959 г. (пилот - Ю.Алашеев, штурман - И.Гавриленко, оператор - К.Щербаков). После катастрофы 21 декабря 1959 г. на серийном заводе отказались от рулей высоты в пользу цельноповоротного стабилизатора. Первый полет серийного Ту-22Б №201 - 2 сентября 1960 г. (пилот В.Р.Ковалев, штурман-оператор В.С.Паспортников, стрелок-радист К.А.Щербаков). Принятие на вооружение - 1960-62 г.г. (Ту-22Б - первая серийная модификация, всего построено 10 шт. - на вооружении не состоял). В строевые части ВВС поступает с 1962 г. В декабре 1969 году производство Ту-22 прекращено, всего серийно произведено более 311 экземпляров Ту-22. | | | | | ДАННЫЕ НА 2015 г. (стандартное пополнение) Проект стратегического бомбардировщика. Разработка концепции многоцелевого высотного дозвукового самолета (МВДС) начата в инициативном порядке КБ ЭМЗ им. В,М,Мясищева в 1979 г. Главный конструктор - М.А.Гурьянов (с 1994 г. по 1997 г., до того руководитель темы НИР), заместитель - Б.М.Морковкин. 26 февраля 1986 г. выходит указание министра авиационной промышленности И.С.Силаева о проведении НИОКР по МВДС. В мае 1985 г. на ЭМЗ начинается тема "Теоретические, проектные и экспериментальные исследования по созданию широкофюзеляжного самолета" (шифр "60"). В начале 1986 г. оформлено и представлено в МАП СССР техническое предложение на создание МВДС двойного назначения. 11 мая 1986 г. выходит приказ МАП СССР №1114 о проведении НИР по теме "60". В конце 1989 г. заключается договор между ЭМЗ и МАП СССР на разработку аванпроекта МВДС двойного назначения. 15 мая 1991 г. материалы аванпроекта по гражданскому варианту самолета рассмотрены руководством МАП СССР, которое приняло решение о подготовке ТЗ на разработку самолета. В июле 1991 г. материалы аванпроекта представлены комиссии военного Заказчика, которая одобрела представленные материалы и рекомендовала разработать эскизный проект самолета. В октябре 1991 г. подписан договор на разработку эскизного проекта М-60. По состоянию на ноябрь 1998 г. ЭМЗ им.В.М.Мясищева с проектом самолета М-60Б принимает участие в конкурсе ВВС России на разработку самолета стратегической авиации ( источник). Планировалось, что победитель будет объявлен в 1999 г., но в итоге были только сформулированы требования к Перспективному Авиационному Комплексу Дальней Авиации (ПАК ДА). Кроме М-60Б в конкурсе участвовали проекты ОКБ Туполева и Сухого. Разработка проекта бомбардировщика прекращена в 2001 г.  Модель самолета М-60Б в музее ЛИИ им.Громова, февраль 2012 г. (фото - Евгений Ерохин, http://missiles2go.ru/). | | | | | ДАННЫЕ НА 2014 г. (требуется пополнение) "Шершень" / ОКР "Шершень-ЭП" (проект)
Проект перспективного штурмовика. Разработка штурмовика ведется АХК "Сухой" как минимум с 2013 г. - в октябре 2013 г. АХК "Сухой" получен кредит на сумму 210 млн руб для выполнения госконтракта на разработку экскизно-технического проекта ОКР "Перспективный самолёт-штурмовик на базе самолёта типа Су-25 (шифр "Шершень-ЭП")" (источник).
19 марта 2014 г. пресс-служба Министерства обороны сообщила,что проект перспективного самолета-штурмовика "Шершень" войдет в число пилотных проектов с управлением полным жизненным циклом системы вооружения (источник).
Другой информации пока нет. | | | | | ДАННЫЕ НА 2012 г. (стандартное пополнение) МиГ-25Р - FOXBAT-B МиГ-25РБ - FOXBAT-C МиГ-25БМ - FOXBAT-F    
Высотный самолет оперативной разведки / ударный самолет / противорадиолокационный ударный самолет. Поисковые концептуальные работы велись ОКБ-155 (МиГ) и ЦАГИ в 1958-1960 г.г. под руководством Я.И.Селецкого. Решение о создании самолета принято в 1960 г. На этапе предэскизного проектирования рассматривались три варианта самолета - перехватчик (Е-155П), разведчик (Е-155Р) и носитель ударных ракет ракет (Е-155Н). В мае 1960 г. выработаны требования к оборудованию самолета-разведчика. Проработка создания прототипа МиГ-25 в классическом виде (двухкилевой самолет с трапецевидным крылом) в вариантах разведчика и перехватчика Е-155 начата ОКБ-155 Микояна и Гуревича (позже - ММЗ "Зенит") по Приказу ГКАТ от 10 марта 1961 г., который вышел на основании Постановления Совмина СССР от 05 февраля 1961 г. (17 февраля 1961 г. по др.данным). Главный конструктор - М.И.Гуревич, позже - Н.З.Матюк, с 1976 г. работы над самолетом курировал заместитель главного конструктора Л.Г.Шенгелая. ТТЗ ставилась задача создания самолета с крейсерской скоростью 2,5-3,0М.
Начиная с марта 1961 г. велись работы по трем вариантам разведчика Е-155Р с унифицированным планером: - самолет аэрофоторазведки и общей радиоразведки (вариант АФР, название условное) - самолет дальней радиотехнической разведки (вариант РТР, название условное) - самолет радиолокационной разведки (вариант РЛР, название условное)
 МиГ-25РБ борт №48 красный авиабазы №7000 Балтимор, г.Воронеж, август 2011 г. (фото - Иван Вукадинов, http://russianplanes.net/). | | | | | ДАННЫЕ НА 2013 г. (в основе данные за 1997 г., в работе) Ту-16 / самолет "88" - BADGER-A Ту-16КС - BADGER-B Ту-16К-10 - BADGER-C Ту-16РМ / Ту-16РЦ - BADGER-D Ту-16Р - BADGER-E Ту-16Р - BADGER-F
| | Ту-16КСР - BADGER-G Ту-16П "Букет" - BADGER-H Ту-16П "Ёлка" - BADGER-J Ту-16Е "Азалия" - BADGER-K Ту-16Р - BADGER-L
| Дальний бомбардировщик / средний бомбардировщик-ракетоносец (по более поздней классификации). Самолет по назначению и возможностям аналогичен бомбардировщику B-47 (США). Разработка самолета начата ОКБ-156 Андрея Николаевича Туполева в 1949 г. по проекту "самолет 494" - четвертый самолет 1949 г. разработки. Ведущий конструктор темы Ту-16 - Д.С.Марков. В основу проекта легли наработки по проектам двухдвигательных дальних бомбардировщиков "86" и "87", работы по которым велись в 1948-1950 г.г. ( см. Модификации). На базе проекта самолета 494 в том же 1949 г. начата разработка проекта самолета 495 / 494-88 в двух вариантах - с двумя и четырьмя двигателями АЛ-5, ТР-3А и ТРДД ТР-5. Для дальнейшей проработки выбран вариант со стреловидным крылом, двумя двигателями ТР-3А, прижатыми к фюзеляжу, с трехопорным шасси с уборкой основных стоек в специальные гондолы. Постановление Совмина СССР №2474-974 от 10 июня 1950 г. задавало проектирование и постройку дальнего бомбардировщика "88" ("самолет Н") с двумя двигателями ТР-3Ф с тягой по 5000 кг с последующим переходом на ТРД АМРД-03 я тягой по 8000 кг. Постановлением предусматривалась постройка двух прототипов самолета "88" для проведения испытаний. Тактико-технические требования на новый самолет были выданы ВВС 15 июня 1950 г. Скорректированные требования ВВС к скоростному бомбардировщику с учетом двигателей тягой по 8000 кг выданы 11 сентября 1950 г. В феврале 1951 г. выбор остановился на двигателях АМ-03, которые находились в разработке. В августе 1951 г. были начаты испытания двигателей АМ-03 (название в серии - АМ-3). Эскизный проект самолета "88" представлен ВВС СССР в апреле 1951 г. и утвержден вместе с макетом самолета в июле 1951 г. Подготовка производства и постройка прототипа начаты на заводе №156 так же в апреле 1951 г. 26 марта 1952 г. макетная комиссия утвердила расположение оборудования и вооружения самолета "88". Первый прототип "88/1" построен к концу 1951 г. Испытания. Первый полет прототипа "88/1" (изделие Н, проект 494, "Ту-88") - 27 апреля 1952 г. (экипаж Н.С.Рыбко). Из-за отсутствия ограничений по скорости на высотах ниже 6000 м самолет оказался перетяжеленным. Доработки конструкции производились на самолете "88/12", а самолет "88/1" приступил к прохождению испытаний. Испытания проводились с 14 ноября 1952 г. по 30 марта 1953 г. 30.03.1953 г. при аварийной посадке самолет был поврежден. После восстановления самолет использовался для доводки бортового оборудования и двигательной установки.  Разведывательная модификация Ту-16 ( http://militaryphotos.net).  Второй опытный прототип Ту-16 - самолет "88/2" (Сергеев П.Н. Ту-16 Ракетно-бомбовый ударный комплекс Советских ВВС. // Война в воздухе. №26. г.Киров, 2000 г.). | | | | | ДАННЫЕ НА 2009 г. (стандартное пополнение) Проект сверхзвукового бомбардировщика ОКБ "Кулон" (ОКБ им. П.О.Сухого). Разработка проекта велась в рамках программы создания бомбардироващика Т-60С. Перепроектирование на "объект 54" начато после 1983 г. (смена руководства КБ - генеральным конструктором назначен М.П.Симонов). Проектирование "объекта 54" велось до 1991 г. Вероятно в 1994 г. под двигатели АЛ-41Ф с плоскими соплами "объект 54" был перепроектирован на "объект 54С". В 1997 г. (сообщение от 29.01.1997 г.) работы по программе Т-60С ("объект 54С") прекращены в пользу модернизации парка Ту-22М3. Вероятно, макет самолета был построен на Новосибирском авиазаводе им.В.Чкалова (оценка - в 1994-1995 г.г.). Макет (либо какие-то части конструкции) был обнаружен разведывательными средствами США и получил наименование для неидентифицированных объектов обнаруженных из космоса "NOVO-C" (Новосибирский авиазавод, третий неидентифицированный при обнаружении объект). Точной визуальной идентификации самолета нет. Точного соответствия отечественного и западного наименования нет. Строился ли самолет на самом деле или нет - неизвестно. По умолчанию - предположительные ТТХ "объекта 54С".
По др.данным создание самолета прекращено в 1992 г. Указом Президента России и подано как мирная инициатива.  Предположительное изображение "объекта 54С" (Стелс машины. Реальность и перспектива. Сайт http://paralay.com, 2009 г.) | | | | | ДАННЫЕ НА 2009 г. (стандартное пополнение) Проект сверхзвукового бомбардировщика средней дальности ОКБ "Кулон" (ОКБ им. П.О.Сухого). Самолет разрабатывался как возможная замена бомбардировщика Ту-22М3. Разработка начата на основе аванпроекта перспективного бомбардировщика Т-60 предложенного ЦАГИ в 1981 г. При разработке аванпроекта самолета в ЦАГИ (под другим названием и в конце 1970-х годов) и проекта Т-60С в ОКБ им. П.О.Сухого использованы наработки по проекту бомбардировщика Т-4МС этого же КБ. Главный конструктор - Н.Черняков, ведущий конструктор отдела проектов - В.Ф.Маров. Вероятно, в 1982-1983 г.г. после продувок моделей Т-60 аванпроекта ЦАГИ в трубах Т-106. Т-112 и Т-113 и отказа от "двухтрубных" ТРДД произведена перекомпоновка проекта по типу, который нами считается Т-60С. Принятие самолета на вооружение планировалось к 2003 г. Видимо после смены руководства КБ в 1983-1985 г.г. произошло еще одно изменение проекта на "объект 54". Точной визуальной идентификации самолета нет. По умолчанию - предположительные ТТХ аванпроекта ЦАГИ Т-60. Предположительное изображение Т-60 по версии Петра Бутовского - российского корреспондента AIR International. Мы считаем, что это Т-60 - аванпроект ЦАГИ ( http://www.testpilot.ru) Предположительное изображение Т-60С из западной авиационной прессы (откорректировано, взято из Ганин С.М., Карпенко А.В., Колногоров В,В,, Отечественные бомбардировщики (1945-2000). Часть 2. М. - С-Пб., ТМ - Бастион, 2001 г.) | | | | | СТАТЬЯ НЕ ЗАВЕРШЕНА (данные за 1997 г., дополнения 2010 г.) Ту-95 BEAR-A, B, C, D, E, F, G, H, J
Дальний бомбардировщик, носитель крылатых ракет. Главный конструктор темы Ту-95 - Н.Базенков (с 1976 г. - Н.Кирсанов). НИОКР начаты в 1949 г. Постановление СМ СССР о создании Ту-95 принято 11 июля 1951 г. Выпуск рабочих чертежей первого прототипа Ту-95/1 и начало создания - сенябрь 1951 г. Первый полет прототипа Ту-95/1 - 11 ноября 1952 г. (летчики А.Перелет и А.Чернов), в семнадцатом полете произошла катастрофа (11 мая 1953 г.). В июле 1954 г. построен второй прототип Ту-95/2 с двигателями ТВ-12 (НК-12). Первый полет Ту-95/2 - 16 февраля 1955 г. (летчики М.Нюхтиков и И.Сухомлин). Заводские испытания закончились в январе 1956 г. Первые два серийных самолета взлетели в октябре 1955 г. (авиационный завод N 18 в г.Куйбышеве). С 1957 г. в производстве Ту-95М (производство обоих модификаций закончилось в 1959 г.) с двигателями, соответственно, НК-12 и НК-12М (Ту-95 и Ту-95М). Принятие на вооружение - август 1957 года. | | | | | ТРЕБУЕТСЯ ДОПОЛНЕНИЕ (данные за 1997 г.) М-50 - BOUNDER М-52 Опытный тяжелый сверхзвуковой бомбардировщик ОКБ В.М.Мясищева. НИОКР - с 1954-56 годов. Первый полет прототипа М-50 - 27 октября 1959 г. (летчики Н.И.Горяинов и А.С.Липко). Второй прототип М-52 в 1959-1960 годах построен, но не летал (разобран на металлолом в конце 1970-х годов). | | | | | ТРЕБУЕТСЯ ДОПОЛНЕНИЕ (данные за 1997 г.) Т-6 Опытный фронтовой бомбардировщик с укороченным взлетом и посадкой - первый прототип Су-24. Главный конструктор самолета - Е.С.Фельснер. НИОКР Т-6 начаты в 1964 г. Первый полет - 2 июля 1967 года (пилот - В.С.Ильюшин). Всесторонние испытания самолета проводились в 1967-1968 г.г. (пилот - Е.С.Соловьев). Испытания прекращены в 1974 г. Сейчас последний экземпляр Т-6-3 стоит на площадке музея ВВС СССР в Монино. | | | | | Каталог военной техники: Последние комментарии Комплекс М-11 | Шторм | Статья из Армия-2017 | cf677 Wrote:Поиск Запчастей для ШТИЛЬ-1приб.Э2-1-10; приб.Э2-1-11; приб.Э2-1... | ок... погрузимся и исправим | Soika Wrote:Хм.Да какая разница, если цель высококонтрастная в радиодиапазоне и... | Хм.http://flot.com/news/navy/index.php?ELEMENT_ID=166925 В морском полигоне Балтийского... | Максимыч Wrote:Несколько критическая статья Про успешные стрельбы корвета «Сообразительный»Статья... | Несколько критическая статья Про успешные стрельбы корвета «Сообразительный» | Ну, если в качестве временной меры по радиокоррекции, до установки штатного оборудования... |
|