АПР-2 Ястреб | MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.)

АПР-2 Ястреб

Автор: DIMMI
Создана: 18.01.2009 01:39:26
Изменена: 16.03.2013 00:24:33
Комментариев: 0
Категории: ВОДА / ВОЗДУХ / Торпеды / Авиационные торпеды / АПР-2 / Калибр до 533 мм / АПР-2 Ястреб /

ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение)
АПР-2 "Ястреб" / "Ястреб-М"
АПР-2Е "Ястреб-Э"


 
Авиационная противолодочная реактивная торпеда. Разработана кооперацией предприятий во главе с ГНПП "Регион" (НИИИ, Томский НИИЭМ, Ленинградский НИИ "Поиск", КБ завода им.Петровского, Пермское НПО им. Кирова, Московский НИИ "Квант") на базе АПР-1. Главный конструктор М.Лисичко. Морские испытания торпеды начаты в 1969 г. Государственные испытания торпеды с системой управления "Ястреб-М" завершены в 1976 г. В том же году торпеда под названием АПР-2 принята на вооружение. Первое упоминание в прессе АПР-2 - 1992 г.
 



Торпеда АПР-2 на выставке военной техники на аэродроме Кневичи, Дальний Восток, 9 апреля 2012 г. (http://quick-spinch.livejournal.com, http://bulat-dragon.livejournal.com).


Авиационная противолодочная ракета АПР-2 (http://www.airwar.ru).


Авиационная реактивная торпеда АПР-2 "Ястреб-М". Аэродром Елизово, Камчатка, День Воздушного Флота, 15.08.2010 г. (фото А.А.Пирагис, http://www.fotopetropavlovsk.ru)

Конструкция - в состав торпеды (см.рисунок) входят головной обтекатель (1), приборный отсек с приборами системы наведения и управления (2, 4), боевая часть (3), двигатель (5), рулевой отсек (6) и тормозная система (7). В ходе эксплуатации контроль торпед осуществляется станцией автоматического контроля АКИПС-1.

Система управления и наведение - инерциальная система управления с акустической системой самонаведения (ССН) с фазовой корреляцией разработки ГНПП "Регион". Разработка неконтактного взрывателя - В.В.Андреев, В.И.Киселев, К.И.Рогожников (так же как у снаряда ЭР-89). Первоначально систему управления торпеды разрабатывал ЦНИИАГ (проект "Ястреб"). Позже ленинградский филиал НИИ-30 МО СССР предложил измененную систему управления ("Ястреб-М"). Создание новой СУ велось кооперацией НИИ - НИИРА, Томский НИИЭМ, Ленинградский НИИ "Поиск", КБ завода им.Петровского, Пермское НПО им. Кирова, Московский НИИ "Квант" и др.

На АПР-2 применена гидроакустическая система самонаведения (ССН) с использованием комбинации корреляционно-фазового метода обработки гидроакустической информации с методами согласованной фильтрации и амплитудной селекции. Примененные технические решения позволяют работать системе обнаружения и пеленгования (СОП) при работающем двигателе. Боевая часть для ракеты была создана в НИИМаше, в отличие от ракеты АПР-1 "Кондор", новая БЧ имела более мощный состав ВВ, что позволило снизить массу БЧ при сохранении эффективности. Вероятность поражения цели при среднеквадратичной ошибке целеуказания 300-500 метров составляет 0,7-0,85.

Принцип наведения ракето-торпеды - после приводнения под углом 17 град ракета планирует погружаясь с циркуляцией, без включения двигателя (максимум до глубины в 150 м). В это время ССН ракеты осуществляет поиск и обнаружение ПЛ-цели при минимальном уровне собственного шума ракето-торпеды в пассивном режиме. Обнаружив ПЛ-цель, ССН фиксирует (пеленгует и запоминает) направление на нее. После обнаружения цели включается двигатель ракеты, при этом резко возрастает собственный шум - ходовая помеха - и ССН "глохнет"; за счет работы инерциальной системы управления ракето-торпеда движется в направлении на определенное ранее положение цели, и, подойдя на близкое расстояние, ССН повторно обнаруживает ПЛ-цель и осуществляет наведение на нее.

Радиус реагирования ССН в активном режиме:
- по подводным лодкам - 1500 м
- по надводным кораблям - 1000 м
Радиус реагирования ССН в пассивном режиме - 500 м
Сектор поиска целей гидроакустической ГСН - 45 гр. по горизонту и 90 град. по вертикали
Разрешающая способность пеленгования - до 0.4-0.5 сиганл/шум
Точность пеленгования - 2 град.
 
Двигатель - РДТТ на высококалорийном смесевом топливе.






Ил-38 и торпеда АПР-2 "Ястреб-М", на последнем фото слева - УМГТ-1. Аэродром Елизово, Камчатка, День Воздушного Флота, 15.08.2010 г. (фото А.А.Пирагис, http://www.fotopetropavlovsk.ru)
 
ТТХ торпеды:
Калибр - 350 мм
Длина - 3700 мм

Масса - 575 кг
Масса БЧ - 80 кг (тротиловый эквивалент - 100 кг)
 
Дальность хода - 1500-2000 м
Скорость хода:
- поиск подводной цели - 43 уз (80 км/ч)
- максимальная - 62 уз (115 км/ч)
Скорость цели - до 43 уз
Глубина хода - 15 - 600 м
Вероятность поражения ПЛ на глубине 500 м при захвате цели ГСН - 70-85 %

Высота сброса с носителя - 300-2000 м
Скорость носителя при применении - до 800 км/ч
Время выполнения задачи - 1-2 мин
Время самоликвидации - 15-20 мин

Тип БЧ - фугасная, взрыватель неконтактный акустический. Новый состав ВВ. Разработка БЧ - ГосНИИМаш, производство - Новосибирский завод искусственного волокна.
Глубина снятия предоханения - 20 м

Модификации:
АПР-2 "Ястреб" / "Ястреб-М" - базовая модель;

АПР-2Е "Ястреб-Э" - экспортная модификация, выпущена в 1984 г. Поставлялась на экспорт.

Носители:
- противолодочные вертолеты Ка-27ПЛ, Ка-28, Ми-14ПЛ
- самолеты Ил-38, Ту-142М


Реактивная торпеда АПР-2.
 
Статус: СССР / Россия
- 1997 г. - есть на вооружении
- 2010 г. - есть на вооружении
 
Источники:
Бухалов Ю., Тихонов Г., Шехин В. Пример необоснованной критики. // Военно-промышленный курьер. №45 / 2010 г.
Климов М. Морское подводное оружие: проблемы и возможности. // Военно-промышленный курьер. №21-22 / 2010 г.
Никифоров А., Под крылом самолета. // Аэроплан. N 2, 4 / 1993 г.
Петропавловск-Камчатский - фотография города на Камчатке. Сайт http://www.fotopetropavlovsk.ru, 2011 г.
Прошкин С., Маринин В., Российское торпедное оружие. // Военный парад. N 3 / 1997 г.
Рогожников К., Кузьмицкий М. Выпускники факультета морского приборостроения - создатели торпед. // За кадры верфям. № 9 / 2002 г.
Уголок неба. Сайт http://www.airwar.ru, 2011 г.

Каталог