О производстве двигателей для крылатых ракет и двигателестроении | MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.)

О производстве двигателей для крылатых ракет и двигателестроении

Автор: DIMMI
Создана: 14.07.2013 02:12:16
Изменена: 14.07.2013 23:01:50
Комментариев: 0
Категории: ВОЗДУХ / Ракеты воздух-земля /

8 июля 2013 г. в Москве в ИА "Интерфакс" состоялась пресс-конференция посвященная заключению контракта между НПО "Сатурн" и ГосМКБ "Радуга" на производство малогабаритных двигателей ТРДД-50 для стратегических крылатых ракет. Это второй контракт между НПО "Сатурн" и ГосМКБ. Представляем краткое изложение фактических материалов по крылатым ракетам и по смежным областям.

Первые серийные поставки двигателей для БПЛА производства ОАО «НПО «Сатурн» в интересах ОАО «ГосМКБ «Радуга» имени А. Я. Березняка» начались в 2008 году. Объем первого контракта на поставки 2008 – 2010 гг. составил менее 1 млрд. руб. Потом был контракт 2011 г. на срок с 2011 г. по 2015 г. Нынешний контракт заключен 5 июля 2013 г. по двигателям для крылатых ракет на сумму более 4 млрд. руб и будет действовать с 2013 г. по 2015 г. Относительно объемов производства 2010 - 2012 гг.  производственная программа 2013 – 2015 гг. возросла в 3,5 раза.

При разработке крылатой ракеты Х-55 для ракеты создавалось два разных двигателя - ТРДД-50 Омского МКБ и Р-95-300 МНПО "Союз". Решением главного конструктора КР Х-55 Игоря Селезнева выбор был сделан в пользу двигателя Р-95-300. Главный конструктор двигателя - Олег Фаворский. Серийное производство двигателя было начато в Запорожье на Украине. Двигатель выпускался большой серией - в некоторые годы объем производства достигал 1500 шт. Р-95-300 использовались на КР Х-55 и на Х-55СМ. Так же двигатель использовался КБ "Новатор" на своих морских ракетах. После развала СССР (напомню - это случилось в 1991 г.) Президентом России Борисом Николаевичем Ельциным была поставлена задача по импортозамещению по двигателям для стратегических крылатых ракет. Тогда началось на Рыбинском моторостроительном заводе освоение серийного производства двигателей  ТРДД-50 омской разработки. На данный момент программа импортозамещения успешно выполнена и на стратегических крылатых ракетах используются двигатели только российского производства.

Существует два варианта - ТРДД-50А - авиационный вариант и ТРДД-50Б - морской вариант. Двигатели для авиационных крылатых ракет (ТРДД-50А) ныне производятся НПО "Сатурн", а производство и испытания варианта двигателя для морских крылатых ракет (ТРДД-50Б) по прежнему ведется Омским МКБ. Так же надо отметить, что ныне омское двигателестроительное КБ фактически вошло в состав НПО "Сатурн" в виде филиала.


Вариант двигателя для КР МКБ "Радуга" с пилонной установкой - малогабаритный двигатель ТРДД-50АТ ("изделие 36МТ") разработки и производства ОМКБ, выставка МАКС-2005 (фото - Евгений Ерохин, http://www.missiles.ru).

 

Украинское производственное объединение "Мотор Сич" на данный момент производит двигатели Р-95-300 вариант которого Р-95ТМ, например, используется корпорацией ТРВ на ракетах типа Х-35 производства головного завода корпорации в г.Королев. В области двигателей для тактических ракет НПО "Сатурн" планирует конкурировать с украинским производителем.

Особенность двигателя ТРДД-50 - конструктивная - вал в валу. Идея такой компоновки принадлежит ЦИАМу, реализация - Омское МКБ. Современный вариант двигателя, который производится НПО "Сатурн" имеет улучшенные показатели:
- тяга выше на 25-30%
- двигатель более экономичен (чем аналогичный двигатель 1980-х годов)
- двигатель оснащен цифровой системой управления.


Пилонный вариант ТРДД Р-95ТМ-300 на выставке "Двигатели-2008" (фото - Евгений Ерохин, http://www.missiles.ru).

Другие интересные темы:
ТРДД для самолета 5-го поколения ПАК ФА. Главный конструктор двигателя - Евгений Геннадиевич Марчуков. Удалось превысить ожидаемые характеристики в части газогенератора, идет компоновка двигателя и подгонка под самолет без изменения носителя. При этом одна из задач - сохранить стоимость двигателя на уровне сопоставимом со стоимостью обычного "изделия 117", который сейчас устанавливается на самолеты ПАК ФА / Т-50.

Гиперзвук. Теоретические исследования в НПО "Сатурн" совместно с ЦИАМом ведутся. Но это теория. "Сегодняшнего применения по тематике "Сатурна" у нас нет. Если говорить о тематике (применительно) к оружию, то  у нас нет заказчика. Нет денег и нет заказчика". Создание по-настоящему гиперзвукового аппарата (скорость 12-15М) в ближайшие 10 лет маловероятна.

НПО "Сатурн" не участвует в работах по созданию БПЛА, которые ведут КБ Сухого и МиГ.

Источники:
Материалы СМИ по пресс-конференции
http://www.npo-saturn.ru/?rssid=1373303093&sat=6&slang=0

 

Каталог

Последние комментарии

Ссылка на статью - http://militaryrussia.ru/blog/topic-753.html
DIMMI 2013-07-14 02:21