MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.) | Статьи

О сайте MilitaryRussia.Ru

MilitaryRussia в сети Интернет: LiveJournal   Twitter  Youtube  Blogspot

Интернет-проект MilitaryRussia.ru является независимым научно-популярным исследовательским ресурсом посвященным новейшей истории советской и российской военной техники. Сайт не претендует на 100% достоверность информации и не может обеспечить максимально детальное представление всех возможных типов техники т.к. работа над сайтом ведется в свободное время и бесплатно. Использование информации сайта СМИ и другими ресурсами разрешено с указанием ссылки на источник информации - сайт http://militaryrussia.ru с активным линком. 

Internet site MilitaryRussia.ru is an independent scientific and popular research resources devoted to the recent history of the Soviet and Russian weapon systems. The site does not claim to 100% of the information accuracy and can not ensure maximum detailed representation of all the possible types of systems because I work on the site in my free time and free of charge. Use of site information to Media and other resources is certainly allowed with reference to the source of information - site http://militaryrussia.ru with an active link. 

Корнев Дмитрий / Kornev Dmitry (автор проекта MilitaryRussia.ru)
Телеграм-канал https://t.me/militaryrussiaru
Автор: DIMMI Создан: 03.01.2018 20:47:19 Комментариев: 0 Читать всю статью

Д-9РМ / Р-29РМ / 3М-37 - SS-N-23 SKIFF

ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение)
Комплекс Д-9РМ, ракета Р-29РМ / 3М-37 / РСМ-54 - SS-N-23 SKIFF
Комплекс Д-9РМУ, ракета Р-29РМУ / 3М-37У
Комплекс Д-9РМУ1, ракета Р-29РМУ1 / 3М-37У1 ОКР "Станция"
Комплекс Д-9РМУ2, ракета Р-29РМУ2 / 3М-37У2 ОКР "Синева"
Комплекс Д-9РМУ2.1, ракета Р-29РМУ2.1 / ОКР "Лайнер"
(отдельная статья)


Баллистическая ракета для подводных лодок (БРПЛ) межконтинентальной дальности. Ракетный комплекс разработан СКБ-385 / КБМ / ГРЦ им. академика В.П.Макеева (г.Миасс). Генеральный конструктор - В.П.Макеев. Ведущий конструктор комплекса - Ю.А.Каверин (с 2008 г. - Смирнов Б.А. ист. "Конструктор" №17 / 2008). Работы по созданию нового ракетного комплекса были определены в середине 1970-х годов Постановлением Совмина СССР о качественном совершенствовании ракет для подводных лодок, повышению точности и создании малогабаритного боевого блока, а так же Постановлением, которым задавалось строительство дополнительно 8 ПЛАРБ пр.667БДР после 1980 г. в связи с задержкой развертывания БРПЛ Р-31. В обеспечение этих Постановлений совместным решением Министерств общего машиностроения, судостроительной промышленности, среднего машиностроения, оборонной промышленности и ВМФ СССР было предписано в октябре 1977 г. представить аванпроект нового ракетного комплекса Д-25 для модернизированных и дополнительных ПЛАРБ пр.667БДР. По своим боевым возможностям и эффективности новый комплекс не должен был уступать ракетному комплексу Trident-II. В ноябре 1977 г. КБМ совместно с Институтом вооружения ВМФ предложил аванпроект комплекса Д-25 на рассмотрение совета Главных конструкторов, а в декабре 1977 г. аванпроект комплекса Д-25 был успешно защищен на научно-технических советах Минобщемаша и ВМФ СССР.

Противником нового ракетного комплекса с жидкостной БРПЛ был Министр обороны СССР Д.Ф.Устинов - он настаивал на сворачивании работ с жидкостными ракетами и на переходе к твердотопливным ракетам. В итоге, при поддержке Главкома ВМФ  С. Г. Горшкова и министра Минобщемаша С. А. Афанасьева было принято решение подать новый ракетный комплекс Д-25 как модернизацию старого комплекса Д-9Р. 

9 января 1979 г. по Постановлению Совмина СССР официально начата ОКР по созданию комплекса Д-9РМ с ракетой 3М-37 для ПЛАРБ пр.667БДР. Комплекс обеспечивал повышение возможностей за счёт увеличения количества и мощности боевых блоков, увеличения дальности и точности стрельбы, расширения зоны разведения боевых блоков произвольной формы. Эскизный проект комплекса Д-9РМ  разработан в 1979 году. Конструкторская документация выпущена в 1980 г. Также в 1980 г. выполнялась наземная отработка узлов комплекса и ракеты. Было принято решение запланированные к постройке новые ПЛАРБ пр.667БДР заменить на ПЛАРБ более совершенного пр.667БДРМ.

В процессе разработки комплекса сложилась следующая кооперация предприятий:
- ГРЦ им.Макеева - головное КБ по комплексу и ракете 
- ЦКБ МТ "Рубин" - головное по ПЛАРБ-носителям
- НПО автоматики - система управления ракеты
- КБ химической автоматики - ЖРД 1-й ступени
- КБ химического машиностроения - ЖРД 2-й и 3-й ступеней, а так же ступени разведения боевых блоков
- ВНИИ приборостроения (ВНИИТФ) - боевые блоки РГЧ ИН с зарядами, включая малогабаритный высокоскоростной ББ нового поколения.

БРПЛ Р-29РМУ2 "Синева" на транспортной тележке (https://makeyev.ru/)
Автор: DIMMI Создан: 06.10.2011 12:52:32 Комментариев: 300 Читать всю статью

Д-5 / Д-5У, Р-27 / Р-27У - SS-N-6 SERB

ДАННЫЕ НА 2024 г. (в работе)
Комплекс Д-5, ракета Р-27 / РСМ-25 / 4К-10 - SS-N-6 mod.1 SERB
Комплекс Д-5У, ракета Р-27У / РСМ-25М / 3М-20- SS-N-6 mod.2 , mod.3 SERB
комплекс Д-5М, ракета Р-27М / 4К-10М - SS-N-6 mod.1 SERB
(?)


Баллистическая ракета для подводных лодок (БРПЛ). Разработана СКБ-385 / ГРЦ им. академика В.П.Макеева (г.Миасс). Предложение о разработке комплекса Д-5 с двумя малогабаритными жидкостными ракетами 4К-10 и 4К-18 для ПЛАРБ пр.667А и пр.705Б выдвинуто СКБ-385 в апреле-мае 1961 г. Предложение закреплено на совещании главных конструкторов в декабре 1961 г. 24  апреля 1962 г. принято Постановление Совмина СССР №386-179 об опытной конструкторской разработке комплекса Д-5 с ракетой 4К-10 с моноблочным оснащением и комплекса Д-5К с баллистической противокорабельной ракетой 4К-18. Головным разработчиком назначено СКБ-385 (ист. - Конструктор), ведущий конструктор комплекса Д-5 с ракетой 4К-10 - Ю.М.Иванов. Малогабаритными БРПЛ подводного пуска планировалось вооружить перспективные ПЛРБ пр.667А разработка которых велась в качестве ответной меры на развертывание в США программы ПЛАРБ "Джордж Вашингтон". 

В разработке малогабаритной ракеты Р-27 было реализовано несколько новых подходов и технических решений:
1. Разрабатывался малогабаритный и прочноплотный цельносварной корпус ракеты с оболочками «вафельной» конструкции, двигателем, размещенным внутри бака и многофункциональными днищами, заменившими традиционные межбаковый отсек, раму двигателя и отдельный приборный отсек.
2. Разработка ракеты велась одновременно с разработкой других составляющих ракетно-стартовой системы, что обеспечило многократное сокращение весовой нагрузки на подводную лодку главным образом за счет эластомерной амортизации ракеты с размещением сбрасываемых резинометаллических амортизаторов на ракете.
3. Реализована централизация и практически полная автоматизация управления эксплуатацией и боевым применением увеличенного боекомплекта ракет на ПЛАРБ.
4. Создана ракета с заводской заправкой ракеты топливом с ампулизацией баков заваркой заправочно-дренажных клапанов.

При разработке комплекса и ракеты сложилась следующая кооперация предприятий:
- СКБ-385 / КБМ (г.Миасс) - головной по комплексу и ракете;
- ОКБ-2 / КБХМ (гл.конструктор А.М.Исаев) - маршевый ЖРД;
- НИИ-592 / НИИА (гл.конструктор Н.А.Семихатов) - система управления ракеты, комплекс корабельной системы управления стрельбой;
- НИИ-1011 / ВНИИТФ - разработка термоядерного боеприпаса ГЧ.

В феврале 1963 г. проект скорректирован - увеличены диаметр корпуса и длина ракеты. Ведется разработка нового типа пусковой установки для ракеты. В сентябре 1965 г. начались бросковые испытания макетов ракет с погружного стенда в Балаклаве на Черном море. В 1966 г. начаты пуски сос стенда на полигоне Капустин Яр (см.ниже). В 1967 г. были проведены бросковые испытания с опытовой подводной лодки пр.613Д5 и далее, с 06.09.1967 г. проводились летные испытания с головной ПЛАРБ пр.667А (см.ниже).


БРПЛ с РГЧ 3М-20 / Р-27У комплекса Д-5У (https://missilery.info/)
Автор: DIMMI Создан: 05.10.2011 17:52:53 Комментариев: 69 Читать всю статью

Р-39УТТХ / 3М-91 Барк - SS-NX-28

ДАННЫЕ НА 2018 г. (стандартное пополнение)
Комплекс Д-19УТТХ "Барк", ракета Р-39УТТХ / 3М-91 / РСМ-52В / РСМ-52-2 - SS-NX-28


Баллистическая ракета для подводных лодок (БРПЛ) межконтинентальной дальности. Разрабатывалась ГРЦ им. академика В.П.Макеева (ранее - CКБ-385, г.Миасс) на базе и в качестве замены комплекса Д-19 с БРПЛ Р-39 - SS-N-20 STURGEON на ПЛАРБ пр.941 - TYPHOON. Главный конструктор - В.Д.Калабухов. Проработка варианта глубокой модернизации БРПЛ Р-39 начата в первой половине 1980-х годов. По состоянию на 1980 г. уже велась разработка конструкторской документации. Постановлением Совмина СССР, принятым в ноябре 1985 г., поручалось начать опытно-конструкторскую разработку комплекса Д-19УТТХ с целью превзойти характеристики БРПЛ "Trident-2". 11 марта 1986 г. принято Постановление Совмина СССР о разработке комплекса Д-19УТТХ "Барк" с ракетой Р-39УТТХ. В августе 1986 г.  принимается Постановление об ОКР Д-19УТТХ с размещением комплекса на модернизированных ПЛАРБ пр.941У.

Эскизный проект комплекса Д-19УТТХ подготовлен в марте 1987 г. В период с 1986 по 1992 годы успешно проведены работы по отработке прочности узлов ракеты. После 1987 г. проводились испытания узлов и агрегатов по теме ОКР "Барк" на вакуумно-динамическом стенде СКБ-385. Первый вариант проекта ракеты предусматривал использование на 1-й ступени октогенного топлива типа ОПАЛ, а на 2-й и 3-й ступени более высокоэнергетического топлива ТТФ-56/3 производства павлоградского химического завода (ныне - Украина).



Сравнение предположительных полетных видов ракет 3М-65 комплекса Д-19 "Тайфун", 3М-91 "Барк" и 3М-30 "Булава" (02.01.2018 г., http://militaryrussia.ru).
Автор: DIMMI Создан: 16.01.2011 01:40:13 Комментариев: 157 Читать всю статью

РДС-2 / изделие 501-М

ДАННЫЕ НА 2019 г. (в работе)
РДС-2 / изделие 501-М



Атомный заряд для бомбы "501-М". Заряд имплозивного типа с новой фокусирующей системой из обычного взывчатого вещества создавался КБ №11 Лаборатории измерительных приборов №2 АН СССР (с 1950 г. КБ передано в структуру Первого Главного Управления при Совмине СССР). В части источников первоначальное название заряда "РДС-1М". Постановлением Совета министров ССР №1989-773 от 10.06.1948 г. перед КБ-11 ставилась задача произвести до 1 апреля 1949 г. расчетно-теоретические исследования по возможности создания зарядов РДС-3, РДС-4, РДС-5 и водородного заряда РДС-6. Разработка под наименованием "РДС-4" (четвертый вариант атомной бомбы первого поколения, первое такое название) была начата в 1948 г. После испытания атомной бомбы РДС-1 Ю.Б.Харитон продолжил работы по совершенствованию конструкции РДС-1.

Испытания. 24 августа 1951 г. на площадку Н полигона в Семипалатинске поступили две бомбы изделие 501-М (№30171 и №30176, ист. - Докладная записка). Наземный испытательный взрыв бомбы 501-М произведен на Семипалатинском полигоне 24 сентября 1951 г. В ходе испытаний подтверждена правильной решений полученных советской разведкой и учеными-разработчиками заряда.

С ноября 1951 г. бомба переименована в РДС-2 и, вероятно, начато её серийное производство. 29 декабря 1951 г. Советом министров СССР принимается два совершенно секретных постановления - № 5384-2344сс/оп «Об обеспечении производства изделий 501-М» и № 5383-2343сс/оп о расширении завода №551 - одна из причин - обеспечение производства изделия 501-М. В постановлениях оговаривались меры по по обеспечению в 1952 году плана производства изделий РДС-2 и РДС-3 и переделке изделий РДС-1. "Принять представленный Первым главным управлением при Совете Министров СССР и КБ-11 и рассмотренный комиссией в составе т.т. Клочкова, Завенягина и Борисова проект Постановления Совета Министров СССР «О мерах обеспечения в 1952 году плана производства изделий РДС-2 и РДС-3 и переделке изделий РДС-1». Увеличенные производственные мощности завода №551 позволили в 1952 г. изготовить 40 атомных бомб, в том числе, 24 атомные бомбы типа РДС-2 и 16 атомных бомб типа РДС-3. Всего на 1 января 1953 г. опытным и серийным производствами КБ-11 было изготовлено и поставлено на хранение в хранилищах КБ-11 75 атомных бомб (59 единиц РДС-2 и 16 единиц РДС-3).

В первом квартале 1953 г. для производства изделий 501-М должен был начать работу отдельный завод №418 (Постановление Совмина СССР №3506-1628сс/оп от 15.09.1951 г., Свердловск-45, ныне - г.Лесной) с производительностью 60 ед в год.


Изделия 500 (вверху) и 501-М (внизу) - первые атомные бомбы (Первое поколение (штрихи к портрету первых ядерных бомб СССР). // Крылья Родины, №9 / 2008 г.)
Автор: DIMMI Создан: 11.04.2013 23:32:50 Комментариев: 1 Читать всю статью

Д-30 / Р-30 / 3М-30 Булава - SS-N-32 (2)

ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение v2)
Комплекс Д-30 / 3К-30 / Б-30 "Булава-М", ракета Р-30 / 3М-30 / РСМ-56 "Булава" / "Булава-30" - SS-NX-32 / SS-N-32


Баллистическая ракета для подводных лодок (БРПЛ) межконтинентальной дальности. Разработана Московским Институтом Теплотехники (МИТ), главный конструктор - Ю.С.Соломонов (с 20.09.2010 г. - А.П.Сухадольский). По западным данным эскизное проектирование ракеты начато в 1992 г. При создании новой БРПЛ в МИТ использованы наработки по проекту МБР 15Ж59 "Курьер" (дальность 9500 км, масса 16 т) с использованием нового типа смесевого топлива для РДТТ. Согласно первоначальным планам, масса БРПЛ должна была составить 26-28 тонн. Позже, по тем же причинам, по которым был изменен проект 2-й и 3-й ступеней БРПЛ "Барк" массо-габаритные характеристики ракеты были изменены (ист.- генерал-полковник А.Ситнов "Булава"...). Решение об изменении проекта вызвано прекращением производства топлива на Украине (перепрофилирование на выпуск бытовой химии).

В ноябре 1997 г., после третьего неудачного старта БРПЛ "Барк", министрами правительства России Я.Уринсоном и И.Сергеевым (бывший командующий РВСН) в письме премьер-министру В.Черномырдину поставлен вопрос о передаче проектирования основной БРПЛ ВМФ в Московский Институт Теплотехники. В ноябре и декабре 1997 г. работали две Межведомственные комиссии, созданные по приказу Министра обороны России, для изучения неудач испытаний БРПЛ "Барк". В состав комиссии входили представители МИТ, Управления вооружений МО России и РВСН. Второй Межведомственной комиссией было рекомендовано продолжить испытания ракеты с принятием на вооружение двух ПЛАРБ пр.941У, но представители Управления вооружений и РВСН предлагали прекратить разработку БРПЛ. Основные причины:
- разработка максимально унифицированной межвидовой малогабаритной ракеты для РВСН ("Тополь-М") и ВМФ "Булава";
- разнесение по годам пиков финансирования перевооружения РВСН и ВМФ ("Тополь-М" и "Булава");
- экономия средств;

В начале 1998 г. выводы комиссии одобрены Военно-техническим советом МО России. В январе 1998 г. вопрос рассмотрен комиссией созданной распоряжением Президента России. Осенью 1998 г. по предложению главкома ВМФ В.Куроедова Советом Безопасности России тема "Барк" официально закрыта и после проведения конкурса под эгидой "Роскосмоса"  (участники - МИТ и ГРЦ им.Макеева с проектом "Булава-45" главного конструктора Каверина Ю.А.) начато проектирование БРПЛ "Булава" в МИТе. В то же время начато перепроектирование под ракету "Булава" ПЛАРБ пр.955. Одновременно контроль за разработкой БРПЛ был возложен на 4-й ЦНИИ МО России (руководитель - В.Дворкин), который ранее занимался контролем создания МБР, а "морской" 28-й ЦНИИ МО России был отстранен от работ по БРПЛ.

Кооперация предприятий, которые вели создание ракетного комплекса Д-30 "Булава":
- МИТ - головной по комплексу и по ракете 3М-30 "Булава"
- Воткинский машиностроительный завод - серийное производство ракет
- ВНИИТФ - унифицированные боевые блоки боевого оснащения БРПЛ
- МИТ и НПО "Искра" - разработка РДТТ маршевых ступеней
- ФГУП "ФНПЦ "Алтай" (г.Бийск") совместно с ФГУП ФЦДТ "Союз" - разработка топлива для всех РДТТ
- НПО Автоматики им.акад.Н.А.Семихатова - система управления
- ГРЦ им.Макеева - корабельный боевой стартовый комплекс (КБСК)
- КБСМ - пусковая установка
- КБ "Мотор" и ЦКБ "Титан" - арсенальное и прочее наземное оборудование


Погрузка ракеты 3М-30 "Булава" на сборочно-снаряжательной базе Воткинского машиностроительного завода, публикация апрель 2016 г. (источник).
Автор: DIMMI Создан: 18.06.2016 22:44:42 Комментариев: 3 Читать всю статью

А-50 - MAINSTAY

ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение)
А-50 / А-50М - MAINSTAY
А-50ЭИ
А-50У
 
Самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) / межвидовой авиационный комплекс ДРЛОиУ. Разработан на базе транспортного самолета Ил-76ТД ТАНТК им. Г.М.Бериева (главный конструктор - Сергей Атаянц) совместно с НПО "Вега-М" и НИИ приборостроения. Серийное производство самолетов ДРЛОиУ велось Таганрогским АНТК им Г.М.Бериева. На самолете в базовой версии установлен комплекс радиотехнического оборудования "Шмель" разработки НПО "Вега-М", главный конструктор РЛ-комплекса - В.П.Иванов.

Первый полет А-50 совершил в г.Таганрог 19 декабря 1978 г. Серийное производство базовых самолетов было налажено на ташкентском авиационном ПО им В.Чкалова. Всего произведено около 40 самолетов. Самолет А-50 принят на вооружение ВВС СССР в 1985 г. После 1991 г. все работы по самолетам А-50 и их модификациям производились ТАНТК им.Бериева и авиационным заводом в Таганроге. По умолчанию указаны ТТХ самолета А-50.


А-50У борт №47 красный, аэродром Северный (г.Иваново), 27.06.2912 г. (фото - Константин Вуцен, http://voutsen-cv.livejournal.com/).
Автор: DIMMI Создан: 01.11.2011 23:03:47 Комментариев: 28 Читать всю статью

Д-9 / Р-29 / 4К-75 - SS-N-8 SAWFLY

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
Комплекс Д-9, ракета Р-29 / 4К-75 / РСМ-40 - SS-N-8 SAWFLY
Комплекс Д-9Д, ракета Р-29Д / 4К-75Д
Комплекс Д-9ДУ, ракета Р-29ДУ / 4К-75ДУ


Баллистическая ракета для подводных лодок (БРПЛ) межконтинентальной дальности. Разработана СКБ-385 / ГРЦ им. академика В.П.Макеева (г.Миасс). С использованием опыта создания БРПЛ Р-27 комплекса Д-5 предварительная проработка проекта морской межконтинентальной ракеты была проведена в начале 1963 г. под руководством заместителя генерального конструктора СКБ-385 В.Р.Серова. Проектирование морской МБР выполнялось в условиях конкурса с КБ В.Н.Челомея, которое предложило морской вариант сухопутной универсальной МБР УР-100. 

3 июля 1963 г решением ВПК при Совмине СССР №133 разработку предэскизного проекта комплекса Д-9 поручили СКБ-385 (ведущий конструктор - Ю.А.Коробейников). В результате рассмотрения на Совете Обороны СССР альтернативных предложений по морским комплексам Д-9 (разработка СКБ-385) и Д-8 (разработка ОКБ-52 / ЦКБМ) предпочтение было отдано комплексу Д-9 с БРПЛ Р-29, который и стал разрабатываться. ОКР по разработке комплекса ракетного вооружения подводных лодок Д-9 начата по Постановлению Совмина СССР №808-33 от 22 сентября 1964 года. Первые варианты проекта ракеты Р-29 появились уже в 1964 году. 

Требования на разработку ракеты предусматривали обеспечение межконтинентальной дальности стрельбы при увеличении забрасываемой массы (по сравнению с Р-27), увеличение точности стрельбы и автономности боевого использования. Для выполнения требований в новом комплексе были реализованы следующие новшества:
- азимутальная астрокоррекция полета ракеты по звездам и Солнцу, что повысило точность стрельбы (система управления с азимутальной астрокоррекцией была применена на баллистической ракете впервые в мире);
- автономная цифровая вычислительная система в корабельной системе управления ракетным оружием и бортовой цифровой вычислительный комплекс ракеты, которые в сочетании с другими системами дали сокращение времени предстартовой подготовки и пуск всего боекомплекта ракет в одном залпе;
- обеспечены всепогодность боевого применения и старт ракет из подводного и надводного положения ПЛАРБ на межконтинентальную даль ность, что позволяло решать задачи из пунктов их базирования;
- создана пусковая установка с резино-металлическими амортизаторами, размещенными на стенках шахты ПЛ, что повышает эксплуатационные качества комплекса.

При разработке комплекса и ракеты сложилась следующая кооперация предприятий:
- СКБ-385 / КБМ (г.Миасс) - головной по комплексу и ракете;
- ОКБ-2 / КБХМ (гл.конструктор А.М.Исаев) - маршевые ЖРД обоих ступеней;
- НИИ-592 / НИИА (гл.конструктор Н.А.Семихатов) - система управления ракеты, комплекс корабельной системы управления стрельбой;
- НИИ КП - командные приборы;
- НИИ-885 / НПЦ АП (гл.конструктор Н.А.Пилюгин) - разработка бортовой гиростабилизированной платформы с астровизиром и азимутальной астрокоррекцией;
- ЦКБ (НПО) “Геофизика” - система астрокоррекции;
- НИИ-1011 / ВНИИТФ - разработка термоядерного боеприпаса ГЧ;
- КБ-11 / ВНИИЭФ - разработка термоядерного заряда;
- ЦПБ "Волна" (гл.конструктор Н.Ф.Шульженко) - переоборудование подводной лодки пр.658 под комплекс Д-9 (проект 701) для проведения испытаний БРПЛ.

Баллистическая ракета для подводных лодок (БРПЛ) Р-29 / 4К-75 - SS-N-8 SAWFLY на технической базе Флота (https://makeyev.ru/)
Автор: DIMMI Создан: 07.10.2011 15:17:07 Комментариев: 23 Читать всю статью

Ту-160 - реестр, хронология, источники

ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение)
Ту-160 BLACKJACK - реестр, хронология, источники:

 

Ту-160 "Владимир Судец" на показе техники ВКС России руководителю КНДР Ким Чен Ыну на авиабазе Кневичи, 16.09.2023 г. (кадр видео МО РФ)
 
Статус: СССР и Россия:
 
Реестр Ту-160 неофициальный, по данным СМИ и других публичных источников (с) 2009-2021 г.г., http://militaryrussia.ru, ссылка при использовании обязательна:
Автор: DIMMI Создан: 25.09.2009 22:26:07 Комментариев: 3 Читать всю статью

2К1 Марс - FROG-2

ДАННЫЕ НА 2015 г. (стандартное пополнение)
Комплекс 2К1 "Марс", ракета 3Р1 "Сова" - FROG-2
 
Тактический ракетный комплекс. Комплекс и ракета разрабатывались НИИ-1 (с 1967 г. - Московский Институт Теплотехники), главный конструктор Н.П.Мазуров. НИР по ракете начаты в 1948-1951 г.г. Техническое задание на проектирование по теме "тактические ракеты с дальностью стрельбы до 50 км" выдано в 1953 г. По Постановлению Совмина СССР №3-2 от 2 января 1956 г. СКБ-3 ЦНИИ-58 (главный конструктор В.Г.Грабин) велось проектирование пусковых установок комплекса. Проект установок принят комиссией ГАУ 5 апреля 1956 г. под требования №007100.

Испытания ракет и комплекса начаты в марте 1957 г. на полигоне Капустин Яр (всего произведены пуски 30 ракет). Второй этап испытаний проводился в июне-августе 1957 г. - проводились испытания ракет и артиллерийской части пусковых установок на соответствие требованиям ТТТ ГАУ. Полигонные испытания ракеты 3Р1 - последний этап - июнь-июль 1958 г. (полигон Капустин Яр, площадка №8, установка С-121, 15 пусков). Сентябрь-декабрь 1958 г. произведена сборка первых образцов комплексов 2К1 на заводе "Баррикады" с выходом комплекса на заводские испытания. В период с 30 января по 28 февраля 1959 г. проведены испытания комплексов "Марс" и "Луна" в условиях низких температур на Агинском полигоне (Забайкальский ВО, испытывались головные образцы установок 2П2 и 2П3, проведено 2 пуска ракет 3Р1).

Комплекс 2К1 "Марс" принят на вооружение постановлением Совмина СССР №328-199 от 20 марта 1958 г. Серийное производство комплекса - 1959-1960 г.г. (завод "Баррикады", 25 СПУ и 25 ТЗМ).

Комплекс 2К1 "Марс" снят с вооружения в 1970 г. и к 1975 г. выведен из строевых частей (по западным данным).
 
СПУ 2П2 комплекса "Марс" (Zaloga Steven J., The SCUD and other Russian Ballistic Missile Vehicles.Concord Publication.)
Автор: DIMMI Создан: 04.04.2009 09:29:44 Комментариев: 8 Читать всю статью

РК-55 / 3К-12 Рельеф - SSC-X-4 SLINGSHOT

ДАННЫЕ НА 2014 г. (стандартное пополнение)
Комплекс РК-55 / 3К-12 / 9А2413 "Рельеф", ракета КС-122 / 9Б2413 - SSC-X-4 SLINGSHOT / TOMAHAWKSKI


Крылатая ракета большой дальности / подвижный ракетный комплекс с КРБД / оперативно-стратегический ракетный комплекс. Официальное проектирование комплексов с крылатыми ракетами большой дальности воздушного и морского базирования начато в СССР по Постановлению Совмина СССР о создании крылатых ракет морского, наземного и воздушного базирования от 9 декабря 1976 г. В связи с тем, что комплекс с ракетой наземного базирования создавался по заказу ВВС СССР первоначально планировалась адаптация КР воздушного базирования разработки МКБ "Радуга". После вмешательства Д.Ф.Устинова проект был отдан ОКБ "Новатор". Основанием такого решения было то, что морская КР могла использоваться в наземном комплексе с минимальными доработками. Кроме того, часть пусков морской ракеты "Гранат" 3М-10 уже проводилась с нашемной пусковой установки.

Разработка наземного комплекса "Рельеф" с ракетой КС-122 поручена ОКБ "Новатор" (г.Свердловск) в 1983 г. с использованием опыта создания и на базе морского комплекса "Гранат" с КРБД 3М-10. Главный конструктор - Л.В.Люльев, ответственный руководитель работ по направлению от ОКБ "Новатор" и первый заместитель главного конструктора - А.Ф.Усольцев. От МАП СССР разработку курировал заместитель министра М.А.Ильин. Комплекс создавался в противовес американскому наземному комплексу с КРБД GLCM / BGM-109G Tomahawk. Решением МАП СССР устанавливался срок создания комплекса в 2 года.

Оперативно-стратегический ракетный комплекс "Рельеф" предназначался для решения оперативно-стратегических задач на континентальном театре боевых действий путем поражения административно-политических и крупных военно-промышленных центров с заранее известными координатами. Комплекс обеспечивал боевое применение в любое время суток и года, в любых метеоусловиях, в условиях гористой и труднопроходимой местности.

Разработка автономной самоходной пусковой установки (АСПУ), транспортно-заряжающей машины, машины боевого управления (МБУ) и комплекса наземного оборудования велась НПП "Старт" (КБ компрессорного машиностроения, г.Свердловск), руководитель работ - заместитель главного конструктора И.И.Воронин. Транспортная машина 9Е2413 и заряжающая машина 9Ж2413 для ракетного комплекса разработаны КБ Новокраматорского машиностроительного завода (г.Краматорск, Украина, источник). Аппаратура предстартового контроля ракет, бортовое оборудование и систему подготовки и ввода полетных заданий разрабатывало НИИ-25 / НИИ приборостроения (г.Москва, директор - Алексей Сергеевич Абрамов), ответственный руководитель по направлению - заместитель главного конструктора / директора А.Ф.Касаткин.

Внутреннее название ракеты в КБ "Новатор" - КС-122.


Самоходная пусковая установка 9В2413 комплекса РК-55 "Рельеф" - SSC-X-4 SLINGSHOT (Soviet Military Power, 1989 г.).
Автор: DIMMI Создан: 04.11.2011 11:02:28 Комментариев: 203 Читать всю статью

Р-21 / 4К-55 - SS-N-5 SERB

ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение)
Комплекс Д-4, ракета Р-21 / 4К-55 - SS-N-5 SERB
Комплекс Д-4, ракета Р-21М / 4К-55М - SS-N-5 SERB


Баллистическая ракета для подводных лодок (БРПЛ). Разработка новой БРПЛ с подподным стартом была начата по Постановлению Совмина СССР от 20 марта 1958 г. Разработка ракеты велась ОКБ-586 (ныне - КБ "Южное") под руководством М.К.Янгеля. Одновременно в этом же КБ велась разработка ракеты с надводным стартом Р-15. Кроме того, в СКБ-385 велись работы по ракете с подводным стартом Р-13М. После рассмотрения в НИИ-88 и институтах ВМФ результатов этих разработок было принято решение о завершении работ по этим ракетам. 3 декабря 1958 г. вышло Постановление Совмина СССР о прекращении в ОКБ-586 работ по ракете Р-15 и начале работ по разработке ракеты с подводным стартом Р-21. Эскизный проект ракеты Р-21 разрабатывался во взаимодействии с КБ, которые работали над подводными лодками-носителями - ПЛРБ пр.629 ЦКБ-16 (главный конструктор Н.Н. Исанин) и ПЛАРБ пр.658 (ЦКБ-18, главный конструктор С.Н. Ковалев), а также пусковыми установками (КБ-1 ЦКБ-34, главный конструктор Е. Г. Рудяк).

В 1959 г. руководство страны потребовало максимального ускорения работ по созданию новых ракет и Постановлением 
Совмина от 13 мая 1959 г. за ОКБ-586 были оставлены ракеты наземного базирования Р-14 и Р-16, а работы по созданию ракет для подводных лодок были сосредоточены в СКБ-385 В.П.Макеева. В процессе разработки сложилась следующая кооперация предприятий:

- ракета и комплекс вцелом, боевой блок - СКБ-385 / ГРЦ им. академика В.П.Макеева (г.Миасс)
- пусковые установки - ЦКБ-34 КБ-1 (главный конструктор Е. Г. Рудяк)
- маршевый ЖРД ракеты - ОКБ-2 (главный конструктор - А.М. Исаев)
- термоядерный боеприпас - НИИ-1011 (ныне - ВНИИТФ)

Испытания ракеты Р-21 начаты в 1961 г. и были разделены на три этапа: бросковые испытанияя макетов ракеты со стенда и с опытовой подводной лодки, далее - летные испытания ракет.

Для бросковых испытаний создан макет К1.1, который являлся фактически прототипов ракеты с уменьшенными объемами баков топлива. Испытания первого этапа проводились пусками макета К1.1 с неподвижного плавающего стенда ПСД-4 с глубины 40-50 метров. В период с 15 мая по 22 июля 1961 г. выполнено 5 пусков макетов К1.1.

Испытания пусками макетов с подводной лодки выполнялись с переоборудованной в опытовую ПЛРБ лодки С-229 проекта 613-Д4. За ограждением выдвижных устройств была установлена ракетная шахта, которая выступала из корпуса лодки вниз на 2 метра и вверх на 6,8 метра. Для размещения ШПУ были демонтированы часть жилых помещений лодки и одна группа аккумуляторных батарей. В период с 29 августа по 11 сентября 1961 г. выполнено три пуска макетов К1.1 с глубины 40-50 метров при скорости лодки 2,6-3,5 узла.


Ракета Р-21 / 4К-55 в Музее вооруженных сил СССР в Москве (https://missilery.info/)
Автор: DIMMI Создан: 06.10.2011 18:03:57 Комментариев: 2 Читать всю статью

пр.949А Антей - OSCAR-II

ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение)
пр.949А "Антей" - OSCAR-II
К-148 "Краснодар"
К-173 "Красноярск"
К-132 "Иркутск"
К-119 "Воронеж"
К-410 "Смоленск"
  К-442 "Челябинск"
К-456 "Тверь"
К-266 "Орел"
К-186 "Омск"
К-141 "Курск"
  К-150 "Томск"
К-139 "Белгород"
К-135 "Волгоград"
К-160 "Барнаул"
 
пр.949У "Атлант" - OSCAR-II+
пр.949АМ (I)
пр.949АМ (II)

Атомная подводная лодка с противокорабельными крылатыми ракетами (ПЛАРК). Проект разрабатывался ЛМПБ "Рубин" под руководством главного конструктора П.П.Пустынцева, главный конструктор по ракетному комплексу "Гранит" - В.Н.Челомей. В августе 1977 г. после смерти Пустынцева главным конструктором стал И.Л.Баранов. Заместитель главного конструктора - О.А.Гладков (1983 г.). Проект 949А явился развитием проекта 949 с дополнительным отсеком прочного корпуса и обновленной компоновкой. Первоначальными планами предусматривалась постройка большой серии в 20 ПЛАРК проекта 949 - с учетом двух построенных ПЛАРК пр.949, вероятно, велось строительство серии в 18 ПЛАРК пр.949.

30 декабря 1980 г. головная ПЛАРК пр.949 К-525 принята в состав ВМФ СССР, а ракетный комплекс "Гранит" принят на вооружение ВМФ СССР Постановлением Совмина СССР от 12 марта 1983 г. Головная ПЛАРК нового пр.949А - К-148 - заложена в цеху №55 ПО "Севмаш" 22 июля 1982 г. Лодка выведена из цеха и спущена на воду 3 марта 1985 г. и вошла в состав Флота 30 сентября 1986 г.

Лодки проекта во Флоте имеют неофициальное название "Батон" - за форму корпуса и внушительность размеров.


ПЛАРК пр.949А OSCAR-II (http://forums.airbase.ru).
Автор: DIMMI Создан: 24.11.2011 12:51:20 Комментариев: 32 Читать всю статью

пр.945 / 945А - SIERRA-I / SIERRA-II

ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение)
пр.945 "Барракуда" - SIERRA-I
пр.945А "Кондор" - SIERRA-II
пр.945АБ "Марс" - SIERRA-III

Многоцелевая атомная подводная лодка / крейсерская подводная лодка. Разработка велась ЦКБ-112 "Лазурит", главный конструктор - И.И. Кваша. Поисковые работы по созданию атомной подводной лодки 3-го поколения начаты в 1971 г.  Тактико-техническое задание на ПЛА выдано ВМФ СССР в марте 1972 г.  ВМФ ставилась задача создать ПЛА в размерах и с водоизмещением, которые позволяли бы строительство лодок на внутренних заводах страны. Основным назначением новых ПЛА шифр “Барракуда” было слежение за ракетными подводными лодками и авианосными ударными группами потенциального противника, а также гарантированное уничтожение этих целей с началом боевых действий. 

Особенностью проекта было использование при изготовлении прочного корпуса титанового сплава с пределом текучести 70-72 кгс/мм, обеспечивающего увеличение предельной глубины погружения в 1,5 раза по сравнению с ПЛА второго поколения. Титан позволил уменьшить массу корпуса на 25-30%, а это, в свою очередь, позволяло вести строительство в г.Горький с последующей транспортировкой лодок внутренними водными путями. Побочно уменьшалось магнитное поле корабля, но возрастала стоимость и сокращалось количество потенциальных производителей ПЛА - технология постройки титановых корпусов не была освоена в Комсомольске-на-Амуре.

Строительство ПЛА велось на заводе "Красное Сормово им.А.А.Жданова" в г.Горький (с 1992 г. - Нижний Новгород, завод "Красное Сормово"). Головная лодка прп.945 К-239 заложена 20.07.1979 г., спущена на воду 29.07.1983 г. и принята Флотом 29.09.1984 г. После спуска на воду лодки внутренними водными путями проходили в Северодвинск, где велась их достройка. Следом построена еще одна лодка пр.945 и далее 2 ПЛА улучшенного пр.945А. Следом в 1989 г. были заложены 2 ПЛА пр.945АБ, но их строительство не было завершено - в 1994 г. разобрана первая лодка и в те же годы - вторая.


ПЛА Б-336 "Псков" пр.945А, Ара-Губа, лето 2004 г. Правый борт со следами копоти после возгорания в ходе ремонта в плав-доке ПД-50 СРЗ-82 (http://forums.airbase.ru)
Автор: DIMMI Создан: 17.11.2012 00:04:30 Комментариев: 14 Читать всю статью

РЮ-1 / 5Ф-48 Скальп

ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение)
РЮ-1 / СК-1 / 5Ф-48 "Скальп"


Противолодочная ядерная бомба / авиационная глубинная бомба с ядерным зарядом разработки НИИ-1011 (позже - ВНИИП, ныне - РФЯЦ-ВНИИТФ, Минсредмаш СССР, г.Снежинск), главный конструктор - А.Д. Захаренков. в 1959 г. принято Порстановление ЦК КПСС и Совмина СССР о разработке авиационной атомной глубинной бомбы мегатонного класса для поражения подводных лодок в подводном и надводном положении, а также кораблей противника. Разработка противолодочного комплекса с гидросамолетом-носителем и противолодочной бомбой была начата в ответ на принятый в конце 1950-х годов на вооружение подобный авиационнй комплекс в США, а также в связи с развертыванием США ракетной системы с ПЛАРБ типа "Джордж Вашингтон". Первоначально задана разработка бомбы с зарядом конструкции ВНИИЭФ, но позже разработка заряда была поручена НИИ-1011.

Впервые в практике НИИ-1011 для ядерного боеприпаса "Скальп" был разработан эскизный проект и состоялась его защита. Отделением испытаний и эксплуатации ЯБП НИИ-1011 (В.И.Просветова) так же впервые была подготовлена схема "прохождения ЯБП при эксплуатации в войсковых частяях Министерства обороны".

17.08.1961 г. вышло П
остановление Совмина СССР № 758-324 «О проведении в 1962 г. заводских и зачетных испытаний опытных образцов изделия «Скальп». Основным носителем бомб "Скальп" стал самолет-амфибия Бе-12. Испытания аэродинамических корпусов бомб без ядерного заряда проходили с сентября 1960 г. по октябрь 1963 г. на сухопутном и морском полигонах в Крыму. Спасаемые варианты изделий поднимались со дна момелководного морского полигона с привлечением спасательного судна Черноморского флота. Применялась телеметрическая аппаратура РТС-6 и СК, а также аппаратура регистрации параметров движения изделия на подводном участке траектории. В 1964 году проходили совместные испытаниях носителя Бе-12СК "Чайка" и бомб "Скальп". 

Бомба с носителем Бе-12СК принята на вооружение в 1964 г. Серийное производство боеприпаса велось 
ПО «Старт» (г. Заречный Пензенской обл.) с 1965 г. 

В 1965-1970 г.г. боеприпасы типа "Скальп" получили на вооружение три противолодочных авиаполка дальнего действия и две противолодочные эскадрильи ВМФ СССР. Позже, на замену бомбе "Скальп" была создана и выпускалась в 1969-1970 г.г. новая авиационная ядерная глубинная бомба РЮ-2 / 8Ф-59 "Скат", которая была универсальной по носителям.

 


Макет ядерной противолодочной бомбы РЮ-1 / 5Ф-48 "Скальп". Красная и белая полосы означают, что это учебное изделие (фото 2014 г., https://kara-banoff.livejournal.com)
Автор: DIMMI Создан: 01.03.2023 21:23:11 Комментариев: 1 Читать всю статью

Д-19 / Р-39 / 3М-65 - SS-N-20 STURGEON

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
Комплекс Д-19 "Вариант", ракета Р-39 / 3М-65 / РСМ-52 - SS-N-20 STURGEON
Комплекс Д-19У, ракета Р-39У / 3М-65У
Комплекс Д-19М, ракета Р-39М / 3М-65М / РСМ-52М "Гром"


Баллистическая ракета для подводных лодок (БРПЛ) межконтинентальной дальности. Решение ВПК при Совмине СССР о разработке твердотопливной межконтинентальной БРПЛ в ответ на разработку БРПЛ Trident в США было принято в июне 1971 г. Согласно решению ВПК комплекс Д-19 "Тайфун" создавался КБ Машиностроения (г.Миасс, ныне - ГРЦ им. академика В.П.Макеева, ранее - CКБ-385). Проект комплекса непосредственно курировался генеральным конструктором КБ машиностроения В.П.Макеевым. Главный конструктор комплекса Д-19 и ракеты Р-39 - А.П.Гребнев (лауреат Ленинской премии СССР), ведущий конструктор - В.Д.Калабухов (лауреат Государственной премии СССР). Предполагалось создание ракеты с тремя вариантами головных частей: моноблочной, с РГЧ ИН с 3-5 блоками средней мощности и с РГЧ ИН с 8-10 блоками малого класса мощности. Разработка аванпроекта комплекса была завершена в июле 1972 г. В аванпроекте рассматривалось несколько вариантов ракет с разными габаритами и с различиями в компоновке. Проектирование ракеты велось в т.ч. с использованием данных фактографической модели БРПЛ Trident разработанной в КБ машиностроения (г.Миасс) сотрудниками отдела №27 (ист. - Конструктор).

В ходе создания ракеты сложилась следующая кооперация предприятий ВПК:
- ГРЦ им.Макеева (СКБ-385) - головное КБ по ракетному комплексу и ракете
- НПО "Южное" - головное КБ по двигателю 1-й ступени
- НПО "Искра" - двигатели 2-й и 3-й ступеней
- КБ химического машиностроения - двигатель боевой ступени
- ФНПЦ "Алтай" - топливо для двигателей 1-й и 2-й ступеней   
- ЛНПО "Союз" - топливо для двигателя 3-й ступени
- НПО автоматики (г.Свердловск) - система управления ракеты
- ВНИИ приборостроения (ВНИИТФ) - разработка боевых блоков с термоядерными зарядами

Постановление Совмина СССР № 692-222 от 16 сентября 1973 г. задавало разработку ОКР "Вариант" - комплекс Д-19 с ракетой 3М-65 / Р-39 (источник). Задавалась так же и разработка ПЛАРБ пр.941 с 20 твердотопливными ракетами 3М-65. Ранее, 22 февраля 1973 г. вышло Постановление о разработке в КБ «Южное» технического предложения на комплекс РТ-23 с ракетой 15Ж44 с унификацией двигателей первых ступеней ракет 15Ж44 и 3М-65. В декабре 1974 г. завершена разработка эскизного проекта ракеты с использованием межступенчатого отсека и с массой ракеты (вместе с АРСС) 90 тонн. В июне 1975 г. принято дополнение эскизного проекта оставляющее только один типа боевых блоков - 10 РГЧ ИН мощностью по 100 кт. В этом же варианте предусматривался моноблочный двигатель третьей ступени и ПАД вместо кольцевого стартового двигателя. Длина ШПУ изменилась с 15 до 16.5 м, масса ракеты выросла до 95 т. Постановлением Совмина СССР от августа 1975 г. фиксировалась окончательная компоновка ракеты и боевого оснащения - 10 РГЧ ИН малой мощности с дальностью 10000 км. В декабре 1976 г. и в феврале 1981 г. вышли дополнительные Постановления оговаривавшие изменения типа топлив на второй и третьей ступенях и уменьшение дальности действия ракеты до 8300 км, сдвигались вправо сроки создания комплекса.


Памятник - макет ракеты РСМ-52 / Р-39 / 3М-65 у проходной НПО "Алтай", г.Бийск, октябрь 2012 г. (http://www.biwork.ru).
Автор: DIMMI Создан: 06.06.2012 17:27:56 Комментариев: 62 Читать всю статью

Д-2 / Р-13 / 4К-50 - SS-N-4 SARK

ДАННЫЕ НА 2023 г. (в работе)
Комплекс Д-2, ракета Р-13 / 4К-50 - SS-N-4 SARK / SNARK
(в начале)


Баллистическая ракета для подводных лодок (БРПЛ). Разработка БРПЛ начата ОКБ-1 и продолжена СКБ-385 / ГРЦ им. академика В.П.Макеева (г.Миасс). Генеральный конструктор - В.П.Макеев, заместитель генерального конструктора - В.Р.Серов (1961 г., Ленинская премия СССР за создание ракеты Р-13), с 1959 г. ведущий конструктор Милославский Л.М. 

Разработка специальной ракетной дизель-электрической ПЛ пр.629 задавалась Постановлением Совмина СССР от 26 января 1954 г. Главное управление кораблестроения ВМФ в мае 1954 года выдало ЦКБ-16 тактико-техническое задание (ТТЗ) на разработку технического проекта подводной лодки пр.629. Изначально ТТЗ предусматривало вооружение лодки ракетами Р-11ФМ. Однако дальность ракет в 150 км была признана недостаточной для нанесения ударов в глубине территории противника при наличии противолодочной обороны. 

25 августа 1955 г. принято решение о разработке новой ракеты для подводных лодок с ядерной боеголовкой и дальностью стрельбы 400—600 км. 11 января 1956 г. вышло изменённое техническое задание на лодку пр.629 и ракетный комплекс Д-2 с новой ракетой надводного старта. Эскизный проект ракеты разрабатывался ОКБ-1 под руководством С. П. Королёва с конца 1955 до середины 1956 года. Затем все работы были переданы в недавно созданное в Златоусте СКБ-385 где главным конструктором был В. П. Макеев. 21 августа 1956 года вышло Постановление Совмина СССР № 1240-631 о разработке для вооружения подводных лодок пр.629 и пр.658 разработки ЦКБ-16 ракетного комплекса Д-2 с баллистической ракетой Р-13. На обоих типах лодок предусматривалась установка в рубке трёх пусковых установок.

В ходе работ над созданием комплекса Д-2 сложилась кооперация предприятий:
- ОКБ-1 (С.П.Королев) / СКБ-385 (В.П.Макеев) - головное по проекту комплекса и по ракете 4К-50;
- КБХМ (А.М.Исаев) - двигательная установка;
- ОКБ-626 (Н. Семихатов) - система управления ракеты;
- ЦКБ-34 (КБСМ, Е.Г.Рудяк) - пусковая установка;
- НИИ-1011 (ВНИИТФ, К.И. Щелкин) / СКБ-385 - головная часть;
- НИИ-1011 (ВНИИТФ, К.И. Щелкин) - ядерный боеприпас и заряд.

В конце 1956 г. СКБ-385 подготовило конструкторскую документацию проекта ракеты. Испытания двигателей ракеты начаты в декабре 1958 г.

Летные испытания ракеты Р-13 проводились на полигоне Капустин Яр с июня 1959 по март 1960 года. С неподвижного и качающегося стендов было выполнено 19 пусков, из них 15 признано успешными. С ноября 1959 по август 1960 года были проведены корабельные испытания ракет Р-13 на Северном флоте на головной подводной лодке Б-92 пр.629. Было проведено 13 пусков, из них 11 признано успешными.


Монумент с ракетой Р-13 / 4К-50 в Североморске установлен в честь 25-летия города Североморск (https://ru.wikipedia.org/) 
Автор: DIMMI Создан: 06.10.2011 17:53:56 Комментариев: 3 Читать всю статью

Р-11ФМ / 8А61ФМ - SS-N-1 SCUD-A

ДАННЫЕ НА 2016 г. (стандартное пополнение)
Комплекс Д-1, ракета Р-11ФМ / 8А61ФМ - SS-N-1 SCUD-A


Баллистическая ракета для подводных лодок (БРПЛ). Разработка комплекса с баллистической ракетой стартующей с подводной лодки велась по теме НИР "Волна" ОКБ-1 НИИ-88 под общим руководством С.П.Королева, ведущий конструктор - И.В.Попков. Вероятно, при работе по теме НИР "Волна" учтены результаты экспериментов группы ВМФ СССР контр-адмирала Н.А.Сулимовского, которая в 1952 г. проводила опыты с пусками моделей ракет из сухих и запоненных водой шахт. Тактико-техническое задание на создание комплекса "подводная лодка-носитель - баллистическая ракета" утверждено усилиями главных конструкторов ОКБ-1 С.П.Королева (ракета) и ЦКБ-16 Н.Н.Исанина (лодка) 14 июля 1953 г. (ист. - Гудилин). Определен круг разработчиков:
- ОКБ-1 (главный конструктор С.П.Королев, ракета и комплекс вцелом)
- ЦКБ-16 (главный конструктор Н.Н.Исанин, лодка-ностель)
- НИИ-885 (главный конструктор Н.А.Пилюгин, приборы управления ракеты)
- ОКБ-2 НИИ-88 (главный конструктор А.М.Исаев, двигатель ракеты)
- ЦКБ-34 (главный конструктор Е.Г.Рудяк, разработка наземного стенда и пусковой установки)
- НИИ-49 (директор - Н.А.Чарин, системы управления)
- МНИИ-1 (директор - Э.И.Эллер, системы управления)
- завод №402 (директор - Е.П.Егоров, ПО "Севмаш", строительство подводных лодок).
Совещание главных конструкторов для координации работ по теме проведено 5 января 1954 г. (ист. - Гудилин).

Постановление Совмина СССР №136-75 ""О проведении проектно-экспериментальных работ по вооружению подводных лодок баллистическими ракетами дальнего действия и разработке на базе этих работ технического проекта большой подводной лодки" вышло 26 января 1954 г. Разработка опытной ПЛРБ на базе ПЛ пр.611 ZULU начата ЦКБ-16 (позже переименовано в ПМБМ "Малахит"), главный конструктор Н.Н.Исанин назначен тем же Постановлением. Постановлением Совмина СССР №1601-892 ри 25 августа 1955 г. начата НИР "Волна" по созданию комплекса и ракеты. В 1955 г. предполагалось кроме опытной лодки создание в перспективе штатной лодки-носителя с 6 ракетами на борту.

Проект подводной лодки В-611 ("Волна"-611) утвержден в сентябре 1954 г. Недостроенная ПЛ пр.611 ZULU Б-67 была переведена Беломорско-Балтийским каналом из Ленинграда с завода №196 "Судомех" (где была заложена 26.03.1953 г. и спущена на воду 05.09.1953 г.) в Молотовск (ныне Северодвинск), где в 1954 г. на заводе №402 была достроена по пр.В-611 (первая ПЛ пр.611 ZULU построенная на заводе №402). Лодка сдана на испытания 11 сентября 1955 г.

В документации 1950-х годов наименование комплекса Д-1 не употреблялось. Комплекс Д-1 снят с вооружения в 1967 г.


Первый в мире пуск БРПЛ Р-11ФМ с ПЛРБ Б-67 пр.В-611 ZULU-IV, Белое море, 16 сентября 1955 г. (http://www.energia.ru/).
Автор: DIMMI Создан: 28.01.2012 23:38:26 Комментариев: 1 Читать всю статью

пр.22350 - ADMIRAL GORSHKOV

ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение)
пр.22350 - ADMIRAL GORSHKOV
"Адмирал флота Советского Союза Горшков"
"Адмирал флота Касатонов"
"Адмирал Головко"
"Адмирал флота Советского Союза Исаков"
"Адмирал Амелько"
"Адмирал Чичагов"
"Адмирал Юмашев"
"Адмирал Спиридонов"

Сторожевой корабль (СКР) дальней морской зоны (до 2008 г.) / фрегат. Проект разработан Северным проектно-конструкторским бюро и утвержден командованием ВМФ России в июне 2003 г. (дата утверждения эскизного проекта). Конкурс на строительство серии СКР объявлен ВМФ 28 февраля 2005 г. В конкурсе приняли участие судостроительные предприятия «Северная верфь», «Прибалтийский завод  „Янтарь“» и ПО "Севмаш". Заявку на участие в конкурсе подавал так же и «Балтийский завод», но 11 апреля 2005 г. группа ИСТ, владеющая «Балтийским заводом», и «Объединённая промышленная компания», контролирующая «Северную верфь», подписали Соглашение «О совместной реализации проектов в сфере военного судостроения», согласно которому все оборонные заказы концентрировались на «Северной верфи». Изначально планировалась постройка серии в 20 кораблей в течение 15-20 лет, но уже к концу 2010 г. в СМИ называлась цифра в 10-12 кораблей пр.22350. В рамках Госпрограммы закупки вооружений до 2020 г. 17.03.2011 г. "Северная верфь" и Министерство обороны России подписали контракт на строительство 4 кораблей проекта (впридачу к двум уже строящимся). Кроме того ССЗ "Северная верфь" признан единственным поставщиком СКР пр.22350 для ВМФ России.

Контракт на строительство головного корабля проекта подписан с ССЗ "Северная верфь"  21 октября 2005 г. Корабль "Адмирал флота Советского Союза Горшков" (заводской №921) заложен на "Северной верфи" 1 февраля 2006 г., спущен на воду 29 октября 2010 г. Корабль планировалось сдать ВМФ России еще в 2011 г. (планы начала 2010 г.), но уже в 2011 г. как вероятная дата передачи корабля ВМФ называется ноябрь 2012 г. Позже планы еще несколько раз менялись. Выход на ходовые испытания головного корабля проекта "Адмирал флота Советского Союза Горшков" согласно сентябрьским заявлениям СМИ ожидается к конце ноября 2012 г., что кажется сомнительным, исходя из фактического состояния корабля. Так же, данное сообщение СМИ было опровергнуто представителем ОСК в начале ноября 2012 г. о том, что в ноябре 2012 г. на корабле начнутся швартовые испытания, а первый выход в море планируется на 2013 г. Позже, 19 ноября 2012 г. генеральный директор ССЗ "Северная верфь" Александр Ушаков заявил СМИ, что "в текущем году мы намерены завершить затяжку кабельных трасс, на март 2013 года намечены вселение экипажа и начало швартовых испытаний, чтобы в четвертом квартале 2013 г. выйти на заводские ходовые испытания". В итоге летом 2013 г. начаты швартовные, а в 2014 г. ходовые испытания головного фрегата. Приемка корабля Флотом ожидалась в 2014 г., позже - в декабре 2015 г., позже - в декабре 2016 г. И в итоге по состоянию на начало 2017 г. ожидается до конца 2017 г. Основные причины задержек - неготовность комплексов вооружения (в частности ЗРК "Редут").

Передача головного фрегата Флоту по состоянию на март 2017 г. ожидается в 2018 г.

Первый серийный корабль проекта "Адмирал флота Касатонов" заложен там же 26.11.2009 г., спуск корабля на воду планируется на 2012 г.



Фрегат "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пр.22350 в ходе испытаний на Северном флоте, осень 2015 г. (источник).
Автор: DIMMI Создан: 01.12.2011 17:09:15 Комментариев: 41 Читать всю статью

пр.677 - LADA

ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение)
пр.677 / 06770 "Лада" - LADA
Б-585 "Санкт-Петербург"
пр.677Д 
Б-586 "Кронштадт"
Б-587 "Великие Луки" ("Севастополь")
Б- "Вологда"
Б- "Ярославль"
пр.677Э "Амур-1650"
"Амур-1650"

Большая дизель-электрическая подводная лодка ("Б"). Разработана ЦКБ МТ "Рубин", главный конструктор - Ю.Н.Кормилицын. НИОКР начаты в 1987 г. и изначально планировалось строительство большой серии подводных лодок на заводах "Ленинградское Адмиралтейское объединение" (г.Ленинград), "Севмаш"  (г.Северодвинск), "Красное Сормово" (г.Нижний Новгород) и "Им. Ленинского Комсомола" (г.Комсомольск-на-Амуре). 

Технический проект ПЛ пр.677 утвержден в 1993 г., но был отправлен на переработку. Второй вариант технического проекта утвержден в 1997 г. При создании ПЛ отработано 180 ОКР. Разработка ГАК на начальном этапе поручена НИИ "Океанприбор", но предложенный ими проект ГАК по массо-габаритным характеристикам не мог быть размещен на ПЛ пр.677. Генеральный директор ЦКБ МТ "Рубин" И.Д.Спасский добился решения Минсудпрома о передаче разработки ГАК радиоэлектронному ПО "Волна" (г.Москва). Летом 2005 г. к доводке ГАК в качестве основного исполнителя подключилось ФГУП НПО "Электроприбор" (г.Санкт-Петербург, договор от апреля 2006 г.).

Головные лодки серии - пр.677 "Лада" - Б-585 (иногда встречается название Б-100 и С-100, заводской №01570) и головная пр.677Э "Амур" ("Амур-1650") заложены на заводе ФГУП "Адмиралтейские верфи" (г.Санкт-Петербург) 26 декабря 1997 г. В 1997 г. ПЛ Б-585 получила название "Санкт-Петербург". В течение 1998-2001 г.г. (по данным на 1 апреля 2002 г.) на строительство головной ПЛ пр.677 "Адмиралтейскими верфями" было затрачено 335.1 млн рублей, в том числе из федерального бюджета 263.1 млн руб (включая 175.5 млн руб  в 2001 г.). В первом квартале 2002 г. федеральное финансирование строительства заказа не велось (источник).

Головная лодка спущена на воду 28 октября 2004 г. Сдача ПЛ ВМФ планировалась в 2006 г. (не состоялась в срок). 14-21 декабря 2005 г. ПЛ "Санкт-Петербург" совершила первый выход в море на испытания, совершено первое погружение. По данным СМИ в 2006 г. лодка должна была приступить к государственным испытаниям, но до первой половины 2008 г. (как минимум) проходила заводские ходовые испытания с доводкой узлов и комплексов ПЛ. По состоянию на 2009 г. принятие лодки ВМФ планируется на 2009-2010 г.г. В феврале 2010 г. объявлено, что головная лодка "Санкт-Петербург" до лета будет принята в опытную эксплуатацию ВМФ и 22.04.2010 г. ВМФ подписал приемный акт головной лодки Б-585 "Санкт-Петербург", лодка принята в опытную эксплуатацию. 8 мая 2010 г. на ПЛ Б-585 "Санкт-Петербург" поднят флаг ВМФ России.


ПЛ Б-586 "Кронштадт" пр.677Д на Неве в Санкт-Петербурге во время морского парада в День ВМФ, 2019 г. (фото - Саид Аминов, https://t.me/vestnikpvo).
Автор: DIMMI Создан: 02.07.2009 01:16:11 Комментариев: 74 Читать всю статью

Каталог военной техники:



Наши партнеры:






free counters

Последние комментарии

На здрровье - техописание проекта
Sierra 2017-01-01 16:45
Добавлю еще - 28 октября 1981 года https://vimeo.com/11072021
Sierra 2016-07-24 18:44
Весьма редкое видео из Швеции. На здоровье.https://twitter.com/GripenNews/status/7 ... 7562953728
Sierra 2016-07-24 18:36
Whiskey Training Device at St.Petersburg[ img ]
rambo54 2012-11-25 00:50
;) Whiskey on the rocks S-137 - it happened here 56.072947° 15.730984°[ img ]see...
rambo54 2011-12-03 17:17
Спасибо, скачал... следом за авианосными кораблями планирую подтянуть свежие источники по ДПЛ...
DIMMI 2010-05-23 21:36
Дополнения по ПЛ первого послевоенного поколения из "Истории отечественного судостроения...
abl22 2010-05-23 19:17
Болгария, пр.613Болгария - всего поставлено 2 шт (С-244, С-245)1958 г. - C-244...
DIMMI 2010-03-24 01:22
как до компьютера дома доберусь (возможно завтра) так раскопаем... материал поднял...
DIMMI 2010-03-23 17:47
Есть такая книжка - пока не штудировал... Пророем, откопаем... Думаю, что это вполне посильная задача...
DIMMI 2010-03-23 12:38