MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.) | Статьи

Фотографии Ту-160 BLACKJACK

ДАННЫЕ НА 2025 г. (стандартное пополнение)
Ту-160 BLACKJACK - статус, источники:
 
701 702
Ту-160 "Василий Решетников"
703 704
Ту-160 "Иван Ярыгин"
705
801 802
Ту-160 "Александр Молодчий"
803 804
прототип Ту-160М2 "Петр Дейнекин"
805
Ту-160М2


Серийный номер 702 - Ту-160 "Василий Решетников"


Модернизированные на Казанском авиационном заводе имени С.П.Горбунова (филиале ПАО "Туполев") стратегические бомбардировщики Ту-160 ВКС России с названиями "Иван Ярыгин" (серийный номер 704) и "Василий Решетников" (серийный номер 702). Казань, 23.04.2020 года (фото - ОАК)

Автор: DIMMI Создан: 04.01.2021 23:31:12 Комментариев: 12 Читать всю статью

Ту-160 - BLACKJACK

ДАННЫЕ НА 2025 г. (стандартное пополнение)
Ту-160 (изделие 70) - BLACKJACK / RAM-P
Ту-160С (изделие 70-03) - BLACKJACK
Ту-160М (изделие 70М) - BLACKJACK
Ту-160М2 (изделие 70М2) - BLACKJACK-M


Тяжелый многорежимный стратегический бомбардировщик с изменяемой  стреловидностью крыла. Создан  в ОКБ ММЗ "Опыт" А.Н.Туполева, главный конструктор с 1975 г. по 2010 г. Валентин Иванович Близнюк. Самолет в общих чертах подобен проекту многорежимного бомбардировщика М-18 ОКБ В.М.Мясищева. Первоначальный вариант Ту-160 имел крыло  оживальной формы и проектировался на базе Ту-144 (1969-1972 г. г.). Предварительные НИОКР по Ту-160 с крылом с изменяемой геометрией начаты в 1972 г. Проектирование окончательного варианта - изделия 70, проект Ту-160М, самолет "К" начаты  в  1975  г.  по  постановлению СМ СССР от 26 июня 1974 г. и постановлению СМ СССР N 1040-348 от  19.12.1975  г. Эскизный проект и создание полноразмерного макета Ту-160 - 1976-1977 г.г.

Макет Ту-160 утвержден в конце 1977 г. Производство первых трех прототипов (машины 70-01 для летных испытаний, 70-02 для статических испытаний, 70-03 - предсерийный самолет) начато в 1977 г. на ММЗ "Опыт"(производство фюзеляжа - Казанский авиазавод, крыло и стабилизатор - Новосибирский авиазавод им.В.Чкалова, створки грузоотсека - Воронежский авиазавод, шасси - Горьковский авиазавод). Одновременно начата подготовка серийного производства на Казанском авиазаводе №22 (изначально планироалось развернуть произодство на Ульяновском авиазоводе). В мае 1980 г. прототип 70-01 построен и перевезен на аэродром ЛИИ в Жуковском. Окончательная сборка самолета завершена в январе 1981 г. и начаты наземные испытания самолета. Выкатка самолета 70-01 на летное поле - 18 августа 1981 г. Проверки систем и оборудования начаты 22 октября 1981 г. и 14 ноября 1981 г. под управлением экипажа Б.И.Веремея самолет совершил первую пробежку. Первое фото на Западе сделано с борта гражданского самолета взлетавшего из аэропорта Быково 25 ноября 1981 г. - самолет получил наименование RAM-P ("Раменское", неидентифицированный образец техники №16 ).


Ту-160 - BLACKJACK, штанга дозаправки выпущена, 21.03.2008 г. (фото Сергей Бровко, http://picasaweb.google.com/brovko.sergey).
Автор: DIMMI Создан: 04.09.2009 00:29:27 Комментариев: 193 Читать всю статью

Изделие 810

ДАННЫЕ НА 2025 г. (в работе)
"Изделие 810"


 
Ракета "воздух-воздух" большой дальности. Разрабатывается  ГосМКБ "Вымпел" с использованием наработок по ракетам К-37. По состоянию на 2008 г. идет работа над аванпроектом ракеты. Вероятно, в 2010 г. защищен эскизный проект и самой ракеты и некоторых её элементов (например, изделия "Орлан" - см.ниже). Завершение разработки планируется в 2013 г. (ист. - По материалам доклада). Согласно статьям о работе ГЛИЦ им.Чкалова в Ахтубинске в 2014-2015 г.г. планировалось проведение испытаний ракеты "изделие 810" в ГЛИЦ.

В 2019 г. в ходе визита на МКБ "Вымпел" руководства г.Москва показан образец корпуса ракеты "изделие 810".


Модель ракеты "изделие 810" (https://otvaga2004.mybb.ru/, 2024 г.).
Автор: DIMMI Создан: 15.07.2012 06:06:05 Комментариев: 1 Читать всю статью

9У-64 / РН40

ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение)
9У-64 / РН40



Легкая тактическая атомная бомба с зарядом регулируемой мощности разработки ВНИИП (ныне - РФЯЦ-ВНИИТФ, Минсредмаш СССР, г.Снежинск). Бомба принята на вооружение к 1983 г. по западным данным (вероятно, в 1980-1982 г.г.). Серийное производство велось на Приборостроительном заводе в г.Трехгорный.

В некоторых источниках указан индекс 8У-64 - с учетом хронологии создания изделий, возможно, этот индекс ошибочный.


Визуально бомба РН40 подобна бомбе РН28. На фото бомба РН28 на выставке "70 лет атомной отрасли" в Манеже в Москве, 2015 г. (https://pfc-joker.livejournal.com/)

Автор: DIMMI Создан: 08.12.2024 12:40:55 Комментариев: 1 Читать всю статью

ФАБ-5000 М-54

ДАННЫЕ НА 2024 г. (в работе)
ФАБ-5000 М-54



Фугасная авиационная бомба калибра 5000 кг, форм-фактор М-54. Бомба разработана ГСКБ-47 (ныне - НПО "Базальт"). Боеприпас предназнчен для поражения промышленных, городских, портовых сооружений и других защищенных целей. Бомба разработана в 1950-е годы для замены бомбы ФАБ-5000НГ образца 1943 г., которых всего было произведено 98 ед.

Производство бомб велось предприятиями-арсеналами Министерства обороны СССР. Форм-фактор образца 1954 г. (М-54).

12 августа 2024 г. в рамках форума "Армия-2024" руководитель КТРВ Борис Обносов заявил, что бомбы ФАБ-5000 не будут оснащаться модулями планирования и коррекции УМПК.


Бомба ФАБ-5000 М-54
Автор: DIMMI Создан: 06.05.2024 14:56:00 Комментариев: 1 Читать всю статью

Ту-4 BULL

ТРЕБУЕТСЯ ДОПОЛНЕНИЕ (данные за 1997 г.)
Ту-4 - BULL
 
Тяжелый бомбардировщик - последний советский серийный тяжелый бомбардировщик с поршневыми двигателями - копия американского B-29. Разработка дальнего бомбардировщика в КБ А.Н.Туполева по проекту ДВБ-202 велась в 1945-1947 годах. Но в итоге по личному указанию И.В.Сталина КБ разработало точную копию американского бомбардировщика B-29. Прототип Б-4 совершил первый полет 19 июня 1947 г.  (пилот  - Н.С.Рыбко). Серийное производство начато в июле 1947 г.  Государственные испытания закончены в 1948 г.  Поступает в части дальней авиации с 1949  г.  (185-й дальнебомбардировочный авиаполк  в Полтаве и 890-й дбап в г.Казань). Самолет производился на заводе №22 в г.Казань, №18 в Куйбышеве и №23 в Филях под Москвой до 1951 г. Всего выпущено ок.1000 экз. Ту-4.


Ту-4 заводской №2805103 в Музее ВВС России в Монино, 20.09.2008 г. (фото - Виталий Кузьмин, http://vitalykuzmin.net).


Крылатые ракеты КС-1 под Ту-4К (http://crimso.msk.ru).
 
Автор: DIMMI Создан: 12.08.2009 22:32:56 Комментариев: 1 Читать всю статью

АН602 / изделие 602

ДАННЫЕ НА 2022 г. (требуется пополнение)
АН602 / изделие 602 / "Царь-бомба"


Термоядерная бомба с зарядом двухступенчатого типа с ядерным обжатием по типу РДС-37 сверхвысокой мощности. Предложение о создании термоядерной бомбы мощностью около 100 мегатонн в 1961 г. высказал молодой физик-теоретик Ю.А. Трутнев - бомба мощностью 100 Мт могла бы напугать зарубежных скептиков, считавших, что советские ядерщики существенно слабее американских. Идею поддержали академики А. Д. Сахаров, Ю. Б. Харитон и Я. Б. Зельдович. В феврале 1961 г. руководители КБ-11 направили в ЦК КПСС письмо «Некоторые вопросы развития ядерного оружия и способов его использования», где помимо прочего ставился вопрос о целесообразности разработки заряда мощностью 100 Мт. Решение о возобновлении испытаний ядерного оружия и о создании сверхбомбы было принято 10 июля 1961 г. на   обсуждении в ЦК КПСС, когда научное руководство КБ-11 (ВНИИЭФ) доложило Н. С. Хрущеву о возможности разработки водородной бомбы мощностью 100 Мт.

Разработка бомбы велась в КБ-11 новой группой специалистов: из отпуска был вызван д.ф.м. н. Адамский В.Б., к нему подключили физика-теоретика — недавнего выпускника МИФИ Смирнова Ю.Н., а также инициаторов создания супербомбы к.ф.м. н. Трутнева Ю. А. и к.ф.м. н. Бабаева Ю.Н. Руководство разработкой взял на себя академик Сахаров А.Д. Испытания бомб (корпусов) планировалось начать 01.09.1961 г. При этом была нехватка парка ЭВМ для проведения должного количества расчетов. Пришлось задействовать все ЭВМ математического института АН СССР (математики КБ-11 работали там по ночам и в выходные дни). И только 24 октября (за 6 суток до проведения испытаний) был закончен итоговый отчет по конструкции бомбы и расчетно-теоретическому обоснованию. Но и тогда А.Д. Сахаров (уже без ЭВМ) дополнительно прорабатывал необходимые доработки.

На складах НИИ-1011 в г.Челябинск-70 были взяты 6 корпусов бомбы РН202 для зарядов Р202Э. Изготовление парашютной системы для бомб велось Московским НИИПДС. Самолет-носитель Ту-95-202 находился на аэродроме Дальней Авиации в г. Энгельсе в ожидании утилизации. Пришлось принимать срочные меры. Из категории списанных самолет возвратили в строй, заменили двигатели, провели полную ревизию силовых конструкций, электро- и радиооборудования, провели ремонтно-восстановительные работы. После проведения на нем учебно-тренировочных полетов, было выдано заключение ОКБ А.Н. Туполева о его пригодности для боевой работы.

Задача по конструированию корпуса бомбы и ее парашютной системы была значительно облегчена для КБ-11 тем, что корпус бомбы был ранее разработан НИИ-1011 (для изделия «202», см. ниже). 


Макет термоядерной бомбы АН602 в музее
Автор: DIMMI Создан: 07.03.2022 10:49:18 Комментариев: 1 Читать всю статью

Комплекс 9-А-7660 Кинжал, ракета 9-С-7760 / изделие 292

ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение)
Комплекс 9-А-7660 "Кинжал", ракета 9-С-7760 / изделие 292

Авиационный ракетный комплекс с аэробаллистической ракетой. Разработан, совместно КБ машиностроения (г.Коломна, ракета, комплекс) и РСК МиГ (самолет-носитель). Предположительно работы над созданием комплекса были начаты в конце 1990-х - начале 2000-х годов, когда возникла идея совмещения возможностей МиГ-31 в качестве самолета-носителя и разгонной ступени с аэробаллистической ракетой. В качестве самолета-носителя используется доработанный самолет МиГ-31БМ - МиГ-31К изделие 06 (борт 06 красный, главный конструктор - Ю.Ф. Сушков). В качестве ракеты - ракета созданная на базе баллистической ракеты 9М723 ракетного комплекса "Искандер-М". Разработка ракеты начата КБМ в рамках ОКР "292"  не позже 2012 г.

По своим возможностям авиационно-ракетный комплекс предназначен для поражения важных объектов инфраструктуры - командных центров, систем ПВО и ПРО, авиационных баз и т.п. В том числе с применением ядерной боевой части. Возможно также самонаведение ракеты и применение, соответственно, по ограниченно мобильным целям типа соединений кораблей, отдельных кораблей, скоплений техники и т.п.

Опытный самолет МиГ-31К (изделие 06) совершил первый полет под управлением летчиков-испытателей М.А.Беляева и С.В.Горбунова 31 мая 2016 г. В 2021 году на вооружение поступают самолеты-носители МиГ-31И.

В выступлении Президента России 1 марта 2018 г. с презентацией ракетного комплекса "Кинжал" сообщалось, что с 1 декабря 2017 г. комплекс приступил к опытно-боевому дежурству на одном из аэродромов Южного военного округа. Предположительно, речь идет о 929-й Государственном лётно-испытательном центре Министерства обороны России, где и выполнялись съемки видео, показанного 01.03.2018 г. Весной 2018 г. начаты эксплуатационные испытания ракетного комплекса в Южном военном округе. 1 декабря 2021 г. завершено формирование второй эскадрильи самолетов-носителей комплекса и из двух эскадрилий сформирован 54-й авиаполк Дальней Авиации ВКС России (база Ахтубинск). 

Западные источники сообщают, что испытания комплекса "Кинжал" должны были полностью завершиться к 2020 г. и комплекс должны были официально принять на вооружение (источник).

Информация по комплексу без указания источников носит предположительный и гипотетический характер.



Самолет-носитель МиГ-31К (борт №93) с ракетой 9-С-7760 "Кинжал" (кадр видео Министерства обороны России, опубликовано 10.03.2018 г.), 
Автор: DIMMI Создан: 10.03.2018 10:29:20 Комментариев: 120 Читать всю статью

ЛМУР / изделие 305

ДАННЫЕ НА 2024 г. (в работе)
ЛМУР / изделие 305


Легкая многоцелевая управляемая ракета (ЛМУР) разработки КБ машиностроения (г.Коломна). Наименование «ЛМУР» впервые появилось в источниках в 2007 г. Контракт на разработку ракеты "изделие 305" был заключен в 2012 г. 

Ракета «Изделие 305» ЛМУР была изначально разработана КБМ в интересах ФСБ России для оснащения специальных вариантов вертолетов Ми-8 (Ми-8МНП-2 и другие) авиации ФСБ/ Ракета создавалась на основе длительно разрабатывавшейся для Министерства обороны России авиационной ракеты «Изделие 79», которая была заказана, видимо, в качестве аналога известной британской ракеты Brimstone. 

Серийное производство ракет ЛМУР было начато для ФСБ в 2016 году, после чего ракета начала также закупаться для вертолетов армейской авиации ВКС России, и, была успешно применена ВКС с модифицированных боевых вертолетов Ми-28Н и Ка-52 в боевых действиях в Сирии. В 2020-2021 г.г. ракета ЛМУР рассматривается в качестве одного из основных видов управляемого вооружения модернизированных вертолетов Ми-28НМ и Ка-52М ВКС, и в том числе демонстрируется на форуме «Армия-2021» в составе вооружения вертолета Ка-52М. На форуме «Армия-2021» ракета выставлена под индексом «305Э», что свидетельствует о получении ею и паспорта экспортного образца.


Впервые ракета была продемонстрирована публике на военно-техническом форуме «Армия-2021» в августе 2021 г. В 2021 г. завершились Государственные испытания ракеты. В сентябре 2022 г. в СМИ появилась информация о принятии ракеты на вооружение фронтовой авиации ВКС России. Ракета широко применяется в ходе СВО.

 


Ракета ЛМУР / "изделие 305" на выставке "Армия-2023", август 2023 г. (фото - Интернет).

 

Автор: DIMMI Создан: 26.06.2019 07:49:12 Комментариев: 2 Читать всю статью

Ту-95ЛАЛ / Ту-119

ДАННЫЕ НА 2024 г. (в работе)
Ту-95ЛАЛ / заказ 247
Ту-119 (проект)


Экспериментальный самолет с ядерной энергетической установкой. Постановление Совмина СССР о начале работ по созданию ядерной авиационной силовой установки (ЯСУ) вышло 12 августа 1955 г. Предполагалось, что после проведения исследовательских работ и опытных проектов через некоторое время удастся выйти на создание самолетов с ядерной силовой установкой. Работы по проектированию ЯСУ выполнялись в КБ Н. Д. Кузнецова и в КБ А. М. Люльки. Самолёты проектировались в КБ А. Н. Туполева и КБ В. М. Мясищева. Работы по авиационному реактору выполнялись в Курчатовском институте под руководством академика А. П. Александрова.

На первом этапе работ создавался наземный стенд для отработки авиационной ядерной силовой установки. 28 марта 1956 г. Постановлением Совмина СССР заданы работы по созданию летающей лаборатории на базе бомбардировщика Ту-95М в КБ А.Н.Туполева. Ставилась задача поднять в воздух ядерный реактор, обеспечить его биологическую защиту и получить соответствующие замеры и опыт летной эксплуатации. В 1958 г. наземный стенд был подготовлен и начались работы по подготовке Ту-95ЛАЛ (заказ 247) с ядерным реактором в грузоотсеке. Реактор был оснащён гидравлическими подъёмниками для удобства обслуживания. Первый пуск реактора наземного стенда был произведён на Семипалатинском полигоне в 1959 г.

Самолёт был переоборудован к 1961 г.  и с мая по август 1961 г. на самолете Ту-95ЛАЛ было выполнено 34 полёта. Полеты самолета-стенда в
ыполнялись как с "горячим", так и с "холодным" реактором. В основном, проверялась биологическая защита кабины экипажа. По результатам испытаний было принято решение о продолжении работ по теме создания самолета с ЯЭУ - было начато проектирование самолета «119» (Ту-119).

ТТХ и описание в основном приводятся по самолету-лаборатории Ту-95ЛАЛ. Данные по проекту Ту-119 приводятся с указанием этого проекта. 


Самолет-летающая лаборатория Ту-95ЛАЛ, 1986 г. (фото В.Кудрявцева, "Популярная механика")
Автор: DIMMI Создан: 29.03.2024 10:45:17 Комментариев: 1 Читать всю статью

ФАБ-1500 М-54 / ФАБ-1500 М-54 с УМПК

ДАННЫЕ НА 2024 г. (в работе)
ФАБ-1500 М-54
ФАБ-1500 М-54 с УМПК


Фугасная авиационная бомба калибра 1500 кг, форм-фактор М-54. Бомба разработана ГСКБ-47 (ныне - НПО "Базальт"). Боеприпас предназнчен для поражения промышленных, городских, портовых сооружений и других защищенных целей. С 2023 г. применяется с комплектом УМПК (управляемы модуль планирования и коррекции).

Производство бомб ведется предприятиями-арсеналами Министерства обороны СССР и РФ. Форм-фактор образца 1954 г. (М-54).

Серийный выпуск УМПК для бомб такого калибра освоен к осени 2023 г. - в это время отмечены первые случаи применения бомб с УМПК в СВО на Украине.

В 2024 г. производство бомб ФАБ-1500 М-54 увеличено в 2 раза (к 21.03.2024 г.). 


Фугасная авиабомба ФАБ-1500 М-54 с УМПК на одном из предприятий ВПК России, 12.01.2024 г. (кадр видео МО РФ).
Автор: DIMMI Создан: 24.03.2024 15:06:53 Комментариев: 1 Читать всю статью

ФАБ-3000 М-54

ДАННЫЕ НА 2024 г. (в работе)
ФАБ-3000 М-54



Фугасная авиационная бомба калибра 3000 кг, форм-фактор М-54. Бомба разработана ГСКБ-47 (ныне - НПО "Базальт"). Боеприпас предназнчен для поражения промышленных, городских, портовых сооружений и других защищенных целей.

Производство бомб ведется предприятиями-арсеналами Министерства обороны СССР и РФ. Форм-фактор образца 1954 г. (М-54).

В конце 2022 г. принято решение о возобновлении производства ФАБ-3000 и, вероятно, в том числе для применения с модулем УМПК (универсальный модуль планирования и коррекции). Производство ФАБ-3000 возобновлено в феврале 2024 г.


Фугасная авиабомба ФАБ-3000 М-54 выпуска 2024 г. при посещении министром обороны РФ Сергеем Шойгу "53 арсенала", 21.03.2024 г. (кадр видео МО РФ).
Автор: DIMMI Создан: 23.03.2024 18:28:15 Комментариев: 1 Читать всю статью

А-50 - MAINSTAY

ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение)
А-50 / А-50М - MAINSTAY
А-50ЭИ
А-50У
 
Самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) / межвидовой авиационный комплекс ДРЛОиУ. Разработан на базе транспортного самолета Ил-76ТД ТАНТК им. Г.М.Бериева (главный конструктор - Сергей Атаянц) совместно с НПО "Вега-М" и НИИ приборостроения. Серийное производство самолетов ДРЛОиУ велось Таганрогским АНТК им Г.М.Бериева. На самолете в базовой версии установлен комплекс радиотехнического оборудования "Шмель" разработки НПО "Вега-М", главный конструктор РЛ-комплекса - В.П.Иванов.

Первый полет А-50 совершил в г.Таганрог 19 декабря 1978 г. Серийное производство базовых самолетов было налажено на ташкентском авиационном ПО им В.Чкалова. Всего произведено около 40 самолетов. Самолет А-50 принят на вооружение ВВС СССР в 1985 г. После 1991 г. все работы по самолетам А-50 и их модификациям производились ТАНТК им.Бериева и авиационным заводом в Таганроге. По умолчанию указаны ТТХ самолета А-50.


А-50У борт №47 красный, аэродром Северный (г.Иваново), 27.06.2912 г. (фото - Константин Вуцен, http://voutsen-cv.livejournal.com/).
Автор: DIMMI Создан: 01.11.2011 23:03:47 Комментариев: 28 Читать всю статью

Ту-22М - BACKFIRE

ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение)
Ту-22М0 / самолет АМ / изделие 45-00 - BACKFIRE-A
Ту-22М1 / изделие 45-01 - BACKFIRE-A
Ту-22М2 / изделие 45-02 / Ту-26 - BACKFIRE-B
Ту-22М3 / изделие 45-03 - BACKFIRE-C
 

Ту-22М4 / изделие 45-04 - BACKFIRE-C mod.
Ту-22М5
Ту-22МР / изделие 45-09 - BACKFIRE-D
Ту-22М3М / изделие 45-03М - BACKFIRE-E
 
     

Средний бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла, носитель крылатых ракет. Разработан ОКБ-156 А.Н.Туполева. Главные конструкторы - изначально - Д.С.Марков, с 1992 г. - Б.Е.Леванович. По состоянию на 2013 г. главный конструктор Ту-22М3, Ту-22МР и модификаций - Александр Юрьевич Коренев (источник). Разработка самолета "АМ" / "изделие 45" начата по Постановлению СМ СССР № 1098-378 от 28.11.1967 г. на базе проекта самолета "145" и декаларировалась как глубокая модернизация Ту-22К с установкой на самолет крыла с изменяемой геометрией. Постановлением устанавливался срок готовности самолета - ко второму кварталу 1969 г. Макетная комиссия приняла эскизный проект в октябре-ноябре 1967 г. Одновременно было принято решение строить опытную серию в десять самолетов Ту-22М0 на Казанском авиационном заводе им.С.П.Горбунова (ныне - КАПО им.С.П.Горбунова) с двумя вариантами космоновки хвостовой части саолета - без пушечной установки и с нею.

Первый прототип Ту-22М / "изделие 45-00" выпущен 10 апреля 1969 г. и совершил первый полет 30 августа 1969 г. (командир экипажа - В.П.Борисов). До конца 1972 г. завершен выпуск опытных Ту-22М0. Самолеты использовались для проведения испытаний и доводки проекта. Пять самолетов Ту-22М0 поступили в Рязанский центр боевой подготовки и применения ДА СССР.

Решение о модернизации и создании самолета Ту-22М1 принято в декабре 1969 г., проектирование велось в 1970 г., а 28 июля 1971 г. совершен первый  полет первого Ту-22М1 и начато  производство малой серии предсерийной  машины Ту-22М1 (1971 г., 9 шт., в строевые часи ВВС не поступали, как и Ту-22М0). Первый полет серийной модификации Ту-22М2 - 7 мая 1973 г. Серийное   производство Ту-22М2 начато в 1972 г.  Поступление в части ВВС Ту-22М2 началось в 1975 г. Официально Ту-22М2 принят на  вооружение  в августе 1976  г. Производство  велось на Казанском авиазаводе  №22 им.С.П.Горбунова. Подробней см. раздел Модификации (ниже).

Существует альтернативная версия строительства Ту-22М0 (ист. - http://aviaforum.ru) согласно которой первые два прототипа Ту-22М / "изделие 45" построены опытным производством ОКБ А.Н.Туполева - заводом №156 (ММЗ "Опыт", г.Москва). Первый Ту-22М / "изделие 45" выпущен 10 апреля 1969 г. и ныне находится в киевском музее авиации с бортовым №156 красный. Мы придерживаемся официальной точки зрения.
 

Ту-22М3 BACKFIRE-C, борт №11 красный (http://www.airwar.ru)
Автор: DIMMI Создан: 30.08.2009 16:44:27 Комментариев: 225 Читать всю статью

Ту-214Р

ДАННЫЕ НА 2016 г. (стандартное пополнение)
Ту-214Р / изделие 411


Самолет комплексной радиотехнической и оптической разведки. Разработан ОАО "Туполев" на базе гражданского самолета Ту-214. Производится ОАО "КАПО им.Горбунова" (г.Казань). Контракт на изготовление макета и двух самолетов Ту-214Р в рамках выполнения ОКР "Фракция-4" подписан с ГУ Генштаба Министерства обороны России 29 ноября 2002 г. Согласно контракту самолеты после проведения испытаний и доработок должны были быть переданы в эксплуатацию ВВС России до 15 ноября 2008 г. По состоянию на декабрь 2006 г. первый экземпляр находился в достройке на КАПО, а второй экземпляр достраивался пока как самолет-ретранслятор там же. Сдача первого самолета заказчику планировалась на 2007 г., но из-за неготовности БРЭО постройка самолетов значительно отставала от графика.

Первый полет головного самолета RA-64511 совершен 24 декабря 2009 г. Выполнил первый полет экипаж в составе: командир корабля А.И.Журавлев, второй пилот - С.Ю.Шеффер, бортинженер - Э.Б.Волков, штурман - Е.А.Кудрявцев, бортрадист - И.А.Никулин, инженер - В.Н.Филимошкин. В течение 2011 г. проходили летно-конструкторские испытания первого экземпляра Ту-214Р. По состоянию на май 2012 г. самолет с установленным комплексом оборудования находится на базе ЛИИ ВВС в Раменском и по неподтвержденным данным начал проходить программу Государственных испытаний.

В 2010 г. в цехе окончательной сборки КАПО второй экземпляр достраивался уже в качестве Ту-214Р для Министерства обороны России. По состоянию на апрель 2012 г. второй экземпляр находится там же пока без комплекса РЛС бокового обзора. Согласно годовому отчету КАПО за 2011 г. сдача самолетов ВВС планируется на 2013 и 2014 г.г. соответственно (в конце 2009 г. планировалось передать самолеты заказчику в 2011 г.). Самолет достроен к концу 2014 г. и первый полет совершил видимо в конце 2014 г.


Первое публичное фото Ту-214Р RA-64511, г.Казань, май 2012 г. (фото - Евгений Волков, http://russianplanes.net).
Автор: DIMMI Создан: 17.05.2012 22:06:57 Комментариев: 25 Читать всю статью

Метеорит, ракета 3М25 / Х-80 - SS-NX-24 SCORPION / AS-X-19 KOALA / SSC-X-5

ДАННЫЕ НА 2013 г. (стандартное пополнение)
Комплекс П-750 / 3К25 "Метеорит-М", ракета 3М25 "Гром" - SS-NX-24 SCORPION
Комплекс "Метеорит-А", ракета 3М25А "Гром" / Х-80 / изделие 255 - AS-X-19 KOALA
Комплекс "Метеорит-Н", ракета 3М25Н "Гром"- SSC-X-5 SCORPION



Крылатая ракета большой дальности. Разрабатывалась в ОКБ-52 (НПО "Машиностроения", г.Реутов) генерального конструктора В.Н.Челомея. Предварительная проработка облика универсальной по носителям сверхзуковой крылатой ракеты проводилась в рамках НИР "Метеорит" с 1973 г. (источник). Постановление Совмина СССР о создании крылатых ракет морского, воздушного и наземного базирования (в т.ч. универсальной стратегической крылатой ракеты "Метеорит") вышло 9 декабря 1976 г. Ракета проектировалась в трех вариантах базирования - морском (для ПЛАРК пр.949М), воздушном (для Ту-95 и, возможно, Ту-160) и наземном (вероятно, с самоходной ПУ). Эскизный проект комплекса морского базирования защищен в декабре 1978 г., авиационного базирования - в январе 1979 г. Разработка жидкостных двигателей стартово-разгонной ступени велась КБ Химавтоматики (КБХА) с 1977 г. по 1988 г. Производство ракет велось на заводе им.Хруничева. Предварительные испытания ракеты на раскрыв крыльев и запуск маршевого двигателя проходили в НПО машиностроения в Реутово.

Первый пуск морского варианта КР "Метеорит" с наземного стенда на полигоне Капустин Яр состоялся 20 мая 1980 г. Ракета не вышла из контейнера ПУ и частично его разрушила. Последующие 3 пуска были также неудачными. В пятом пуске 16 декабря 1981 г. ракета успешно стартовала и пролетела около 50 км. По неподтвержденным данным, кроме пусков с наземного стенда, велись испытания так же пусками с погружающегося стенда ПСК на Черном море (вероятно, полигон в Балаклаве). Всего со стендов в 1982-1987 г.г. проведено более 30 пусков ракет 3М25. Летные испытания ракеты с подводной лодки К-420 пр.667М состояли из трех пусков - 27.12.1983 г., и по одному пуску в 1984 г. (06.11.1984 г.) и 1986 годах.

В ходе испытаний наибольшие проблемы вызвала доводка систем коррекции по радиоконтрастному РЛ-изображению местности, отказы системы плазмообразования комплекса защиты КР от РЛ-обнаружения и, собственно, сам процесс старта КР - т.к. не удалось реализовать сверхзвуковой запуск маршевого двигателя ракеты, как предполагалось ТЗ на создание ракеты.

После прекращения программы разработки ракеты (1993 г.) на заводе им.Хруничева осталось около 15 готовых экземпляров ракет 3М25.

Особая благодарность пользователю "Случайный" с форума http://militaryrussia.ru за помощь в работе над материалом.


Авиационная ракета 3М25А "Метеорит-А" в стартовой конфигурации (http://testpilot.ru)
Автор: DIMMI Создан: 11.10.2010 22:59:35 Комментариев: 130 Читать всю статью

Х-55 / Х-55СМ / Х-65 / Х-555 - AS-15 KENT

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
Ракета Х-55 / РКВ-500А / изделие 120 - AS-15 KENT-A
Ракета Х-55СМ / РКВ-500Б / изделие 125 - AS-15 KENT-B
Ракета Х-65Э / Х-65СЭ
Ракета Х-555 - AS-15 KENT-C


Крылатая ракета большой дальности (КРБД) воздушного базирования. Проектирование ракетного комплекса с ракетой Х-55 начато по Постановлению Совмина СССР от 8 декабря 1976 г. в МКБ "Радуга", главный конструктор - И.С.Селезнев.

Ранее, с 1968 г. по 1970 г. ГосНИИАС проведена НИР "Эхо" в результате которой установлено, что применение относительно недорогих дозвуковых крылатых ракет большой дальности с ядерными боевыми частями за счет скрытности и увеличения точности, в условиях системы ПВО вероятного противника может быть весьма эффективно. Система ПВО противника могла быть преодолена за счет массированности применения КР с эшелонированием налета по времени. Скрытность таких КР могла достигаться за счет размера, конструктивных особенностей, а так же за счет низковысотного полета с огибанием рельефа местности. В 1971 г., опираясь в т.ч. на результаты НИР "Эхо",  МКБ "Радуга" вышло с инициативным предложением о создании такой ракеты, но указывая в основном на низкие ТТХ предлагаемой ракеты Министерство обороны СССР от создания подобной ракеты отказалось.

После активизации в 1975 г. работ по КРБД воздушного базирования ALCM  в США руководством Министерства обороны СССР принято решение о создании подобного ракетного комплекса. Постановление Совмина СССР о создании КРБД воздушного (Х-55, МКБ "Радуга"), морского и наземного базирования принято 9 декабря 1976 г. Системы морского и наземного базирования создавались НПО "Новатор" (комплексы 3К10 "Гранат" и 3К12 "Рельеф"). Фактически работы по проектированию ракеты были начаты МКБ "Радуга" еще летом 1976 г. За создание новой системы вооружений отвечал генеральный конструктор МКБ "Радуга" И.С.Селезнев. От Минавиапрома СССР проект курировал заместитель министра И.С.Силаев. По линии ВПК при Совмине СССР контроль осуществлялся начальником оборонного отдела ЦК КПСС И.Д.Сербиным и секретарем ЦК КПСС по оборонным вопросам Л.П.Рябовым.


Ракета Х-55СМ на авиабазе Энгельс, фото не позже 2005 г. (фото - Леонид Якутин, http://vpk-news.ru).
Автор: DIMMI Создан: 15.11.2012 11:07:11 Комментариев: 117 Читать всю статью

Х-59М / Х-59МК Овод-М - AS-18 KAZOO

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
Х-59М "Овод-М" / изделие "Д-9М" - AS-18 KAZOO
Х-59МК / Х-59МК2

Тяжелая тактическая управляемая ракета. Разработана МКБ "Радуга" на базе ракеты Х-59 во второй половине 1980-х годов. После появления малогабаритных ТРД для крылатых ракет большой дальности, а так же в связи с тем, что система наведения ракеты Х-59 обладала большим запасом по дальности было предложено провести модернизацию ракеты Х-59.

Ракета предназначена для высокоточного поражения важных тактических объектов прикрытых ПВО.

Серийный выпуск ракет Х-59М был освоен и ведется Смоленским авиазаводом.



Ракеты Х-59 "Овод", Х-59МЭ "Овод-МЭ" и Х-59МК в музее на территории МКБ "Радуга". Дестабилизаторы первых двух ракет развернуты в полетную конфигурацию (http://airmuseum.ru/).
Автор: DIMMI Создан: 03.04.2016 13:59:20 Комментариев: 2 Читать всю статью

МиГ-31М - FOXHOUND-B

ДАННЫЕ НА 2013 г. (стандартное пополнение)
МиГ-31М / изделие 05 - FOXHOUND-B / Improved FOXHOUND



Дальний истребитель-перехватчик. Разработка глубокой модификации истребителя МиГ-31 в инициативном порядке в 1984 г. начата КБ авиазавода "Сокол" (г.Горький, позже - Нижний Новгород), главный конструктор - Е.И.Миндров. По неподтвержденным данным программа модернизации носила название И-255. Модернизация преследовала своей целью облегчение конструкции и улучшение технологичности производства самолета. На первом прототипе по сравнению с базовым МиГ-31 значительно изменена топливная система - объем топлива во внутренних баках увеличен на 1500 л, что привело к изменению центровки самолета и ухудшило устойчивость и управляемость. На самолетах МиГ-31М обновлено БРЭО и модернизирована система вооружения. Первый летный прототип МиГ-31М №05-01-01 собран авиазаводом "Сокол" в г.Горький в 1984 г. и для окончательной сборки доставлен в Москву на опытное производство ОКБ МиГ - завод "Зенит". Первый летный прототип МиГ-31М борт №051 совершил первый полет 21 декабря 1985 г. (экипаж в составе летчика-испытателя Бориса Орлова и штурмана-испытателя Леонида Попова). В испытаниях были задействованы самолеты с бортовыми номерами 053, 054, 055, 056 и 057. Испытания проводились на авиабазе в Ахтубинске. В ходе испытаний потеряны самолеты №051 и 052. Государственные испытания МиГ-31М завершились в апреле 1994 г. успешным поражением учебной воздушной цели на удалении 300 км. Поздравления с окончанием госиспытаний МиГ-31М и успешным поражением ракеты-мишени коллективу ОКБ МиГ направил Президент России Борис Николаевич Ельцин.


МиГ-31М с ракетами К-37 под фюзеляжем и Р-73 под крылом (Ангельский Р., Коровин В. Отечественные управляемые ракеты "воздух-воздух" // Техника и вооружение. №9 / 2005 г.).
Автор: DIMMI Создан: 01.03.2012 22:39:25 Комментариев: 10 Читать всю статью

ПАК ДА / изделие 80 (проект)

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
ПАК ДА / изделие 80 (проект)
 
Перспективный авиационный комплекс дальней аваиации - проект стратегического бомбардировщика и носителя ракет. Программа ПАК ДА (условное наименование) ставит своей задачей создание бомбардировщика большой дальности для замены на вооружении ВВС России самолетов Ту-160Ту-95МС (по версии лета 2009 г. и ранее) и Ту-22М3 (согласно заявлениям сделанным в декабре 2009 г.). Предварительные проработки облика ПАК ДА в конструкторских бюро и формирование требований к самолету со стороны ВВС начаты в 1999 г. Подготовка к участию разных КБ в конкурсе на создание бомбардировщика пятого поколения начата в апреле 2007 г. В декабре 2007 г. объявлено о том, что ВВС России сформулировали тактико-технические требования по программе ПАК ДА (интервью главкома ВВС России Александра Зелина агентству "Интерфакс", декабрь 2007 г.).

Вероятно, в конкурсе на разработку ПАК ДА приняли участие ОКБ им.А.Н.Туполева, ОКБ им.П.О.Сухого, ОКБ им. С.В.Ильюшина и ОКБ им. В.М.Мясищева. Проект ПАК ДА ОКБ им.А.Н.Туполева по сообщениям СМИ создается на основе конструкции Ту-160. ОКБ им.П.О.Сухого с большой долей вероятности либо дорабатывает под требования конкурса ПАК ДА "объект 54С" либо разрабатывает проект с использованием наработок по теме Т-4МС (1970-е годы).

Согласно сообщению генерального директора ОАО "Туполев" И.Шевчука на выставке МАКС-2009 контракт по программе ПАК ДА выиграло КБ им. А.Н.Туполева и в 2009 г. Министерство обороны России заключило контракт с ОАО "Туполев" на проведение НИР бомбардировщика на основе конструкции Ту-160 (при этом госфинансирование НИОКР начато в 2008 г.). 23.12.2009 г. президент компании "Туполев" Александр Бобрышев заявил, что НИР по теме ПАК ДА завершатся в 2012 г. и КБ приступит собственно к ОКР, которые завершатся в 2017 г. В 2011 г. ВНИИРА к аванпроекту ПАК ДА разработан аванпроект интеграционного комплекса БРЭО.

Командование ДА ВВС России выдало ТТЗ на создание бомбардировщика 20.12.2011 г. К февралю 2012 г. НИР ПАК ДА завершена и ведется разработка аванпроекта самолета. Главный конструктор и первый заместитель директора программы перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА) по состоянию на 2013 г. - Михаил Юрьевич Асеев (источник). Заводское наименование самолета - "изделие 80" - неоднократно упоминается в открытой печати.

Данные носят предположительный характер и во многом отражают субъективный взгляд автора на проект самолета.


Возможный образ будущего ПАК ДА по мнению Петра Бутовского, 2022 г. (https://twitter.com/piotr_butowski)
Автор: DIMMI Создан: 15.09.2009 20:47:56 Комментариев: 197 Читать всю статью

Каталог военной техники:



Наши партнеры:






free counters

Последние комментарии

Евгений Wrote:у мины очередное обострение, что ли?не факт... (что это Мина)
DIMMI 2015-02-14 22:31
у мины очередное обострение, что ли?
Евгений 2015-02-14 17:57
Спасибо!
DIMMI 2015-02-07 17:53