MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.) | Статьи

Перспективная дальняя крылатая ракета Х-БД (проект)

ДАННЫЕ НА 2023 г. (требуется пополнение)
Перспективная дальняя крылатая ракета Х-БД (проект)
 
Проект перспективной дальней крылатой ракеты. Разработка крылатой ракеты ведется ГосМКБ "Радуга" по состоянию на 2016 г.  23.02.2017 г. научный руководитель ГосНИИАС Евгений Федоров заявил в интервью, что в проект модернизированного самолета Ту-160М (Ту-160М2)  заложена перспективная крылатая ракета большой дальности. Вероятно, по состоянию на 2017 г. ведутся работы по формированию требований и определению облика новой ракеты. Дальность полета новой ракеты будет значительно превышать 3000 км - дальность полета Х-101 (источник).

По словам Федосова: "Сегодня обозначилась концепция: не вводить самолеты дальней авиации в зону ПВО противника. Он (самолет-носитель) должен работать вне этой зоны, а оружие входит в зону. Если такой самолет несет много оружия, то опять начинает работать принцип информационной деградации у ПВО противника. Не входя в зону ПВО противника, а пуская туда ракету, мы диктуем направление удара, момент и плотность. И если вы хорошо разведаем ПВО противника, то мы всегда найдем узкое место и бросим в это горло группировку. Если речь идет о стратегическом ядерном ударе, то, по крайней мере, одна ракета пройдет всегда. И этого будет достаточно» (источник).

16.09.2023 г. при показе самолетов ВКС России лидеру КНДР Ким Чен Ыну был продемонстрирован самолет Ту-160 "Владимир Судец" с ракетами - с комментарии было заявлено: "Две кассеты по шесть ракет. Несёт ракету Х-БД с дальностью более 6,5 тысяч километров". Из чего можно сделать вывод о принятии ракеты Х-БД на вооружение ДА ВКС России по состоянию на сентябрь 2023 г.


Ракеты под носителем Ту-160 "Владимир Судец" показанные 16.09.2023 г. (фото - РИА Новости)

Автор: DIMMI Создан: 24.02.2017 08:53:46 Комментариев: 1 Читать всю статью

МиГ-31 - FOXHOUND

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
МиГ-31 / изделие 01 - FOXHOUND

МиГ-31БМ / изделие 01БМ - FOXHOUND

Реестр МиГ-31 - FOXHOUND

Дальний истребитель-перехватчик - первый советский истребитель четвертого поколения. Проработка вариантов истребителей для замены  МиГ-25П велась с 1965 г. Исследовался проект тяжелого перехватчика Е-155ПА с двигателями Р-15БФ-300 и РЛС "Смерч-100", вооруженный ракетами К-100. С 1966 г. начата разработка проекта двухместного многоцелевого самолета Е-155М - прототипа МиГ-31. В 1968 г. по новому самолету выданы рекомендации ЦАГИ. В 1972 г. сформулированы тактико-технические требования с упором на увеличение дальности полета и продолжительности барражирования перехватчика. Один из вариантов самолета предполагалось оснастить крылом с изменяемой геометрией с двумя двигателями РД-36-41М разработки ОКБ-36 МАП (главный конструктор - П.А.Колесов). После постановки требований о возможности ведения полуавтономных действий по перехвату целей в условиях отсутствия сплошного поля РЛС, в 1972 г. разработан эскизный проект перехватчика Е-155МП. Генеральный конструктор - Р.А.Беляков. По 1976 г. главным конструктором Е-155М был Г.Е.Лозино-Лозинский, кроме него в группу основных разработчиков входили В.А.Архипов, К.К.Васильченко и А.А.Белосвет. С 1978 г. по 1985 г. главный конструктор - К.К.Васильченко, позже - А.А.Белосвет и Э.К.Кострубский.

Опытный прототип Е-155МП / МиГ-25МП (борт №831, изделие 83/1) изготовлен опытным производством ОКБ МиГ (завод ММЗ им. А.И.Микояна, г.Москва) весной 1975 г. Первый полет совершен на аэродроме ЛИИ в Раменском 16 сентября 1975 г. (летчики - А.В.Федотов и В.С.Зайцев). Второй экземпляр Е-155МП-831 с комплексом РЛС "Заслон" вышел на испытания в 1976 г. Два экземпляра самолета Е-155МП приняли участие в первом этапе ("этап "А") совместных государственных испытаний.


МиГ-31БМ с ракетами Р-73 и Р-33 на авиабазе в Канске, 25.12.2012 г. (фото - Владислав Белогруд, http://ria.ru).
Автор: DIMMI Создан: 18.10.2010 02:43:26 Комментариев: 199 Читать всю статью

Х-31 - AS-17 KRYPTON

ДАННЫЕ НА 2023 г. (в работе)
Х-31П / изделие 77П - AS-17C KRYPTON
Х-31ПД / изделие 77ПД - AS-17D KRYPTON
Х-31А / изделие 77А - AS-17A KRYPTON
Х-31АД / изделие 77АД - AS-17B KRYPTON
Мишень МА-31

Противокорабельная и противорадиолокационная ракеты. Ракета разработана ОКБ «Звезда» (ныне ГНПО "Звезда-Стрела", главный конструктор Г.И.Хохлов в качестве замены противорадиолокационной ракеты Х-27ПС, которая не соответствовала требованиям ВВС СССР по дальности пуска и возможностям противодействия ракете расчетов ЗРК ПВО противника (Х-27ПС теряла цель при выключении РЛС ЗРК). Разработка противорадиолокационной ракеты начата в 1975 г. под руководством В.Бугайского.

Ракета предназначалась для поражения ЗРК "Improved Hawk" и "Nike Hercules". За счет высокой скорости полета (750 м/с при пуске на дальность 25 км с малой высоты) в случае с ЗРК "Improved Hawk" ракета должна была поражать цель раньше, чем зенитные ракеты могли поразить самолет-носитель. При работе по ЗРК "Nike Hercules" предполагалось действовать без входа в зону поражения ЗРК. Для достижения высокой скорости было решено применить ПВРД для запуска которого использовать РДТТ-ускоритель размещенный в сопле маршевого двигателя. Максимальная дальность пуска предполагалась 60 км и масса ракета - не лолее 400 кг. При создании ракеты планировалось вооружать её ударные самолёты типа МиГ-27, Су-17М и Су-24, на каждом из которых должно было размещаться не менее двух ракет. 

Создать ракету с ПВРД с ограничением массы в 400 кг оказалось невозможно и была разработана более габаритная ракета средней дальности с возможностью поражения перспективного ЗРК SAM-D ("Patriot"), а также обзорных РЛС, работающих в диапазонах частотных литер В и С. Для расширенной номенклатуры целей Омскому НПО «Автоматика» было выдано задание на проектирование трех ГСН (ПРГС-4ВП, ПРГС-5ВП и ПРГС-6ВП), работающих в данных диапазонах.

В 1978 г. вышло Постановление Совмина СССР о разработке на базе ракеты Х-31 ее противокорабельного варианта с названием Х-31А. ПКР предназначалась для поражения надводных кораблей водоизмещением до 4500 т. Ракета оснащалась активной радиолокационной ГСН и проникающей боевой частью вместо осколочно-фугасной. Эскизный проект защищен в 1979 г.

Заводские летные испытания ракет Х-31 начаты в мае 1982 г. с самолета-носителя МиГ-27М. На испытания выведены ракеты в вариантах Пр1 и Пр2, а также  массо-габаритные макеты ракеты Х-31 для проверки аварийного сброса. Ракета Х-31Пр1 была оснащена стартовым РДТТ и макетом ПВРД - отрабатывались сброс, запуск стартового РДТТ и полет на стартовом участке. Ракета Х-31Пр2 оснащалась работающими стартовым РДТТ и маршевым ПВРД - с ракетой отрабатывались старт ракеты, стартовы и маршевый полет, стабилизация ракеты на этих участках полета.


Противорадиолокационная ракета Х-31ПД (фотомонтаж, https://ktrv.ru/).
Автор: DIMMI Создан: 15.02.2023 15:17:09 Комментариев: 1 Читать всю статью

РДС-4 Татьяна (1953 г.)

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
РДС-4 "Татьяна" / "Т"
РДС-4М


Тактическая атомная бомба с зарядом имплозивного типа с фокусирующей системой из обычного взывчатого вещества разработки КБ №11 Лаборатории измерительных приборов №2 АН СССР (с 1950 г. КБ передано в структуру Первого Главного Управления при Совмине СССР, ныне - ВНИИЭФ).

Постановлением Совета министров ССР №1989-773 от 10.06.1948 г. перед КБ-11 ставилась задача произвести до 1 апреля 1949 г. расчетно-теоретические исследования по возможности создания зарядов РДС-3, РДС-4, РДС-5 и водородного заряда РДС-6.

Бомба впервые успешно испытана на Семипалатинском полигоне сбросом с самолета-носителя Ил-28 23 агуста 1953 г. Сброшенная с высоты 11000 м бомба взорвалась на высоте 600 м. Мощность взрыва составила 28 кт.

В 1953-1954 годах на полигонных испытаниях проводились исследования, связанные с уменьшением необходимой для создания заряда массы остродефицитного плутония (в связи нехваткой делящихся материалов). Полученные результаты заложили основу для дальнейших проработок и оптимизации массы плутония и энерговыделения заряда на принципе имплозии. Был разработан вариант заряда РДС-4, получивший обозначение РДС-4М. Он содержал меньшее количество делящихся материалов и, соответственно, имел меньшую мощность. Кроме бомбы с РДС-4М была разработана модификация головной части баллистической ракеты Р-5М, а также боевая часть фронтовой крылатой ракеты КС-7 на подвижной стартовой установке (источник).

В 1954 г. бомба и заряд РДС-4 были приняты на вооружение и стала первой серийной атомной бомбой (источник). Серийное производство РДС-4 было налажено на заводе  №551 (ныне ЭМЗ "Авангард") в Арзамасе-16 и на Приборостроительном заводе в г. Златоуст-20 (Трехгорный, первый выпуск новой продукции - август 1955 г.). Бомба выпускалась как минимум до середины 1960-х годов - в 1965 г. в серию пошел несколько модернизированный вариант бомбы (представлен в музее Приборостроительного завода, г.Трехгорный, источник).

Ядерный заряд РДС-4 использован в качестве первой ступени термоядерного заряда  РДС-37.

В источниках встречается идентификация РДС-4 как "изделие 244Н", что является ошибочной идентификацией.


Бомба РДС-4 в музее (г.Саров, http://www.vniief.ru/).

Автор: DIMMI Создан: 27.10.2019 02:23:37 Комментариев: 5 Читать всю статью

РДС-3 / изделие 501-М

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
РДС-3 / изделие 501-М



Атомная бомба. Заряд имплозивного типа с фокусирующей системой из обычного взывчатого вещества нового типа создавался КБ №11 Лаборатории измерительных приборов №2 АН СССР (с 1950 г. КБ передано в структуру Первого Главного Управления при Совмине СССР). Постановлением Совета министров ССР №1989-773 от 10.06.1948 г. перед КБ-11 ставилась задача произвести до 1 апреля 1949 г. расчетно-теоретические исследования по возможности создания зарядов РДС-3, РДС-4, РДС-5 и водородного заряда РДС-6. После испытания атомной бомбы РДС-1 Ю.Б.Харитон продолжил работы по совершенствованию конструкции РДС-1, которые вылились в проекты РДС-2 и РДС-3.

Испытания. 24 августа 1951 г. на площадку Н полигона в Семипалатинске поступили две бомбы изделие 501-М (№30171 и №30176, ист. - Докладная записка). Испытание бомбы №30171 с зарядом РДС-2 проведено на земле 24 сентября 1951 г. Бомба №30176 с зарядом РДС-3 испытана сбросом атомной бомбы с самолета-носителя Ту-4А 18 октября 1951 г. (командир экипажа К.И Уржумцев, штурман - Б.Д.Давыдов) на опытном поле Семипалатинского полигона. Взрыв произошел на высоте 580 м. В ходе испытаний подтверждена правильной решений полученных советской разведкой и учеными-разработчиками заряда.

29 декабря 1951 г. Советом министров СССР принимается два совершенно секретных постановления - № 5384-2344сс/оп «Об обеспечении производства изделий 501-М» и № 5383-2343сс/оп о расширении завода №551 - одна из причин - обеспечение производства изделия 501-М. В постановлениях оговаривались меры по по обеспечению в 1952 году плана производства изделий РДС-2 и РДС-3 и переделке изделий РДС-1. "Принять представленный Первым главным управлением при Совете Министров СССР и КБ-11 и рассмотренный комиссией в составе т.т. Клочкова, Завенягина и Борисова проект Постановления Совета Министров СССР «О мерах обеспечения в 1952 году плана производства изделий РДС-2 и РДС-3 и переделке изделий РДС-1». Увеличенные производственные мощности завода №551 позволили в 1952 г. изготовить 40 атомных бомб, в том числе, 24 атомные бомбы типа РДС-2 и 16 атомных бомб типа РДС-3. Всего на 1 января 1953 г. опытным и серийным производствами КБ-11 было изготовлено и поставлено на хранение в хранилищах КБ-11 75 атомных бомб (59 единиц РДС-2 и 16 единиц РДС-3).

В первом квартале 1953 г. для производства изделий 501-М должен был начать работу отдельный завод №418 (Постановление Совмина СССР №3506-1628сс/оп от 15.09.1951 г., Свердловск-45, ныне - г.Лесной) с производительностью 60 ед в год.


Атомная бомба РДС-3 / изделие 501-М (https://museum12gu.mil.ru/)
Автор: DIMMI Создан: 11.04.2013 23:36:05 Комментариев: 3 Читать всю статью

М-4 BISON

ОБНОВИТЬ, ИЛЛЮСТРАЦИИ (данные за 1997 г.)
М-4 "Молот" BISON-A, B, C
 
Стратегический бомбардировщик разработанный в ОКБ-23  под  руководством В.М.Мясищева  по проекту "25" (М-25).  НИОКР с 24 марта 1951 г. Прототип М-4 совершил первый полет  20  января  1953  г. (пилоты  - Ф.Ф.Опадчий,  А.Н.Грацианский,  штурман  -  А.И.Помазунов,  радист - И.И.Рыхлов, бортинженер - Г.А.Нефедов, ведущие инженеры - И.Н.Квитко и А.И.Никонов).  Постановлением  Правительства  СССР  от 19 сентября 1953 г.  заводу N 23 предписывалось строительство опытной серии -  3 шт. в 1954 г. и 8 шт. в 1955 г. Испытания второго самолета начаты 23 декабря 1953 г.  Заводские испытания закончились 15 апреля 1954 г. и в тот же день самолет принят на госиспытания,  но фактически они начались 4 мая 1954 г.  1 мая 1954 г. опытная машина М-4 была показана на  параде над Красной площадью в Москве.  Серийное производство М-4 началось в 1954 г.  на заводе ОКБ-23 в Филях (завод N 23  под  Москвой). В  1955 г.  самолет проходил войсковые испытания на авиабазе в г.Энгельсе. С 1975 г.  как бомбардировщик самолет снимается с вооружения.
 
Автор: DIMMI Создан: 19.08.2009 23:50:36 Комментариев: 20 Читать всю статью

РДС-1 / изделие 501

ДАННЫЕ НА 2019 г. (стандартное пополнение)
РДС-1 / С-1 / изделие 501


Первая отечественная атомная бомба. Атомная бомба РДС-1 разработана КБ №11 Лаборатории измерительных приборов №2 АН СССР (с 1950 г. КБ передано в структуру Первого Главного Управления при Совмине СССР) в соответствии с научно-техническими требованиями научного руководителя работ по созданию атомного оружия академика Курчатова (Лаборатория измерительных приборов №2 АН СССР, создана в феврале 1943 г.) и главного конструктора КБ-11 Ю.Б.Харитона. 20 августа 1945 г. при Государственном Комитете Обороны СССР создан специальный комитет по созданию отечественного атомного оружия, председатель комитета - Л.П.Берия. 30 августа 1945 г. для практической реализации задачи создания атомного оружия при Совете Народных коммисаров СССР создано Первое Главное Управление, руководитель - Б.Л.Ванников. 10 декабря 1945 г. состоялось первое заседание научно-технического совета ПГУ. 9 апреля 1946 г. по Постановлению Совмина СССР №805-327сс/оп "Вопросы Лаборатории №2" создано КБ-11, главный конструктор - Ю.Б.Харитон.

При создании первой отечественной атомной бомбы широко использовались данные разведки - в частности, подробная схема американской атомной бомбы, которая была передана советской разведке Клаусом Фуксом. Ценность полученной от Фукса информации была подтверждена Ю.Б.Харитоном впервые на конференции первых разработчиков ядерного оружия, которая проходила во ВНИИЭФ в апреле 1992 г., а затем в статье в газете "Известия" от 8 декабря 1992 г. (источник). Разработка систем бомбы велась отечественными учеными, но получение разведданных о подобных работах в США позволило значительно ускорить разработку, хотя и привело к преемственности технических решений.


Академик Ю.Б.Харитон в музее РФЯЦ-ВНИИЭ у корпуса бомбы РДС-1. Музей ядерного оружия РФЯЦ-ВННИЭФ, 1993 г. (http://rusarchives.ru/school).
Автор: DIMMI Создан: 16.03.2013 16:58:37 Комментариев: 35 Читать всю статью

Ан-124 Руслан - CONDOR

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
Ан-124 / Ан-124-100 "Руслан" / изделие 400 - CONDOR


Тяжелый транспортный самолет. Разработан ОКБ им.О.К.Антонова (ныне - ГП "Антонов", Украина), главный конструктор - П.В.Балабуев. После появления информации о разработке в США широкофюзеляжного тяжелого транспортного самолета C-5A Galaxy ЦК КПСС и Совет министров СССР в Постановлении №564-180 от 21.07.1966 г. «Об основных направлениях развития авиационной техники и вооружения на 1966-1970 г.г.» поставили задачу создания транспортных самолетов в грузоподъемностью до 100-120 тонн. Во исполнение этого Постановления на Киевском Механическом заводе (позже ОКБ им.О.К.Антонова, ныне ГП "Антонов") началась проработка проектов нового самолета.

В 1967 г. был представлен технический проект "122", который представлял из себя развитие Ан-22. Через три года КБ представило аванпроекты еще двух самолетов: четырехдвигательного Ан-124 (грузоподъемность 120 тонн) и шестидвигательного Ан-126 (грузоподъемность 140 тонн). В феврале 1972 г. было принято решение реализовать проект "124". Он обеспечивал переброску почти всей номенклатуры техники и вооружения Сухопутных войск, Военно-воздушных сил, ПВО и даже РВСН. По расчетному транспортному потенциалу проект Ан-124 превосходил американский C-5A Galaxy на 25% (источник).

В итоге, начато создание тяжелого транспортного самолета для обеспечения крупномасштабных операций ВДВ СССР, а так же для транспортировки ракетных комплексов разного назначения вплоть до БРСД "Пионер" и МБР "Тополь". Первый полет прототипа Ан-124 совершил 24 декабря 1982 г. в Киеве. Серийное производство начато в 1984 г. на АНТК им.Антонова в Киеве и позже развернуто в России на ульяновском авиазаводе (ЗАО "Авиастар-СП"). В январе 1987 г. самолет принят на вооружение военно-транспортной авиации ВВС СССР и начал поступать в части.

Серийное производство в России велось на ЗАО "Авиастар-СП" в Ульяновске по 2004 г. В феврале 2006 г. началась подготовка к возобновлению серийного производства самолета на ОАО "Авиастар", но уже к лету 2006 г. программа была заморожена. Всего за все время было построено 56 самолетов. Ан-124 установил 30 мировых рекордов грузоподъемности, высоты с коммерческой нагрузкой, скорости и дальности полета.

На Западе до первого публичного показа проект был известен как "An-40 CONDOR". По умолчанию приводятся данные Ан-124 / Ан-124-100.


Художественное представление транспортировки на Ан-124 ПГРК БРСД "Пионер" (Soviet Military Power, 1980-е годы).
Автор: DIMMI Создан: 11.02.2012 22:58:39 Комментариев: 14 Читать всю статью

Ми-28Н - HAVOC-B

ДАННЫЕ НА 2013 г. (стандартное пополнение)
Ми-28Н "Ночной охотник" / изделие 294 / ОКР "Авангард-2" - HAVOC-B
Ми-28НМ

Автор первоначальной статьи: Дмитрий Миронов (Butcher171), г.Санкт-Петербург, 2011 г.

Реестр вертолетов Ми-28Н - HAVOC-B

Всепогодный ночной-дневной ударный вертолет. В 1993 г., после окончания первого этапа государственных испытаний ударного вертолета Ми-28А было получено предварительное заключение о выпуске установочной партии вертолетов, оснащенных комплексом оборудования и вооружения для применения в дневных и ограниченно-сложных метеоусловиях. Однако М.В. Вайнберг, ставший к тому времени генеральным конструктором «МВЗ им. М.Л. Миля», принял решение прекратить разработку Ми-28А на заключительном этапе государственных испытаний и сосредоточить все силы и финансовые возможности на разработке боевого вертолета Ми-28Н («Н» - ночной) - ОКР "Авангард-2" - круглосуточного и всепогодного, с принципиально новым интегрированным комплексом бортового оборудования пятого поколения.

Испытания. Первый опытный вертолет Ми-28Н был построен в августе 1996 г. и совершил первый полет 14 ноября 1996 г. (летчик-испытатель В.В.Юдин и штурман С.В.Никулин), а с 30 апреля 1997 г. начал проходить заводские летные испытания. Через четыре года Ми-28Н поступил на государственные совместные  испытания (2001 г.). Учитывая большую потребность в военных машинах подобного типа, командование ВВС РФ в 2002 г. приняло Ми-28Н как основной перспективный боевой вертолет будущего, не дожидаясь завершения испытаний. В июне 2005 г. к программе испытаний приступил второй опытный прототип Ми-28Н. 4 марта 2006 г. после успешного окончания первого этапа государственных совместных испытаний государственная комиссия под председательством главнокомандующего ВВС Российской Федерации генерала армии В.С.Михайлова выдала заключение о выпуске установочной партии Ми-28Н. В мае 2006 г. к госиспытаниям присоединился первый серийный Ми-28Н борт №32. Государственные совместные испытания Ми-28Н завершены 26 декабря 2008 г. подписанием акта об их окончании. В ГСИ приняли участие 2 опытных и 7 предсерийных вертолетов. 15 октября 2009 г. распоряжением Президента России Ми-28Н официально принят на вооружение в качестве основного ударного вертолета.


Вертолеты Ми-28Н бортовые №№09 и 10 желтые, лето 2012 г. (фото - A.Blogin, http://ruforces-com.livejournal.com).


Ми-28Н постройки 2012 г. на аэродроме ПО "Роствертол", г.Ростов-на-Дону, 9 марта 2012 г. (фото - Михаил Мизикаев, http://russianplanes.net/).


Первый прототип Ми-28Н - вертолет ОП-1, бортовой №014 после доработок на авиашоу МАКС-2003, 23.08.2003 г. (фото - Flavien Breitenmoser, http://www.airliners.net).


Вертолет Ми-28Н - прототип вертолета Ми-28НЭ участвовавший в показательных полетах в Индии на авиасалоне МАКС-2011 16-21 августа 2011 г. (фото - VLAS, http://militaryrussia.ru/forum).
Автор: DIMMI Создан: 16.04.2011 22:50:38 Комментариев: 152 Читать всю статью

ВТТ-1 Стриж

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
ВТТ-1 / Т-67 "Стриж" / изделие 295

 
Малогабаритная вертолетная телеуправляемая противолодочная торпеда. Разработана ОКБ завода "Дагдизель" на базе авиационной торпеды АТ-1 с установкой на неё системы телеуправления. Пуск торпеды осуществлялся с вертолета зависшим над водой на высоте 10-15 м. Торпеда создана и испытана в 1967 г. (по данным ЦНИИ "Гидроприбор") и принята на вооружение в 1970 г.

Производство торпеды велось заводом "Дагдизель" (г.Каспийск, Дагестан) до 1978 г., всего выпущено 73 торпеды.
 

Применение торпеды ВТТ-1 с противолодочного вертолета Ка-25ПЛС (авиару.рф).
Автор: DIMMI Создан: 18.01.2009 00:30:18 Комментариев: 1 Читать всю статью

АН602 / изделие 602

ДАННЫЕ НА 2022 г. (требуется пополнение)
АН602 / изделие 602 / "Царь-бомба"


Термоядерная бомба с зарядом двухступенчатого типа с ядерным обжатием по типу РДС-37 сверхвысокой мощности. Предложение о создании термоядерной бомбы мощностью около 100 мегатонн в 1961 г. высказал молодой физик-теоретик Ю.А. Трутнев - бомба мощностью 100 Мт могла бы напугать зарубежных скептиков, считавших, что советские ядерщики существенно слабее американских. Идею поддержали академики А. Д. Сахаров, Ю. Б. Харитон и Я. Б. Зельдович. В феврале 1961 г. руководители КБ-11 направили в ЦК КПСС письмо «Некоторые вопросы развития ядерного оружия и способов его использования», где помимо прочего ставился вопрос о целесообразности разработки заряда мощностью 100 Мт. Решение о возобновлении испытаний ядерного оружия и о создании сверхбомбы было принято 10 июля 1961 г. на   обсуждении в ЦК КПСС, когда научное руководство КБ-11 (ВНИИЭФ) доложило Н. С. Хрущеву о возможности разработки водородной бомбы мощностью 100 Мт.

Разработка бомбы велась в КБ-11 новой группой специалистов: из отпуска был вызван д.ф.м. н. Адамский В.Б., к нему подключили физика-теоретика — недавнего выпускника МИФИ Смирнова Ю.Н., а также инициаторов создания супербомбы к.ф.м. н. Трутнева Ю. А. и к.ф.м. н. Бабаева Ю.Н. Руководство разработкой взял на себя академик Сахаров А.Д. Испытания бомб (корпусов) планировалось начать 01.09.1961 г. При этом была нехватка парка ЭВМ для проведения должного количества расчетов. Пришлось задействовать все ЭВМ математического института АН СССР (математики КБ-11 работали там по ночам и в выходные дни). И только 24 октября (за 6 суток до проведения испытаний) был закончен итоговый отчет по конструкции бомбы и расчетно-теоретическому обоснованию. Но и тогда А.Д. Сахаров (уже без ЭВМ) дополнительно прорабатывал необходимые доработки.

На складах НИИ-1011 в г.Челябинск-70 были взяты 6 корпусов бомбы РН202 для зарядов Р202Э. Изготовление парашютной системы для бомб велось Московским НИИПДС. Самолет-носитель Ту-95-202 находился на аэродроме Дальней Авиации в г. Энгельсе в ожидании утилизации. Пришлось принимать срочные меры. Из категории списанных самолет возвратили в строй, заменили двигатели, провели полную ревизию силовых конструкций, электро- и радиооборудования, провели ремонтно-восстановительные работы. После проведения на нем учебно-тренировочных полетов, было выдано заключение ОКБ А.Н. Туполева о его пригодности для боевой работы.

Задача по конструированию корпуса бомбы и ее парашютной системы была значительно облегчена для КБ-11 тем, что корпус бомбы был ранее разработан НИИ-1011 (для изделия «202», см. ниже). 


Макет термоядерной бомбы АН602 в музее
Автор: DIMMI Создан: 07.03.2022 10:49:18 Комментариев: 1 Читать всю статью

8У-69 / изделие 244Н / РН-24

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
8У-69 / изделие 244Н
РН-24


Тактическая атомная бомба с зарядом разработки НИИ-1011 (позже - ВНИИП, ныне - РФЯЦ-ВНИИТФ, Минсредмаш СССР, г.Снежинск). Главные конструкторы - К.И. Щёлкин, А.Д. Захаренков. Это первая советская атомная бомба для применения на внешней подвеске сверхзвуковых самолетов фронтовой авиации. Бомба предназначена для уничтожения укрепрайонов, командных пунктов, позиций ракет и других важных целей с известными координатами. Разработка бомбы и заряда для нее велась в 1957-1961 г.г. 

Испытания изделия 244  проводились в 1960-1961 г.г. в научно-испытательной части 71-го полигона ВВС (Багерово, Крым) был теоретически обоснован оптимальный метод возможного нанесения ядерного удара с истребителя-бомбардировщика по наземной цели. Это был вертикальный манёвр самолёта (кабрирование под углами порядка 45 градусов) при различных вариантах ухода самолёта после бомбометания. Согласно расчётам разработчиков самолёт имел возможность, находясь на удалении 5 - 6 км от цели, осуществить внезапный манёвр: через 5 - 6 сек. после ввода в кабрирование произвести сброс авиабомбы, а затем за 9 - 10 секунд уйти на безопасное расстояние, избежав или сведя к минимуму воздействие на машину поражающих факторов ядерного взрыва. Отработка указанного метода бомбометания с применением имитационных авиабомб ИАБ-500 проводилась на 71-м полигоне ВВС (Багерово, Крым) в 1961 г. под руководством начальника отдела Липецкого центра боевой подготовки И.Б.Качаровского. 27 августа 1962 г. подполковник Шеин А.И., впервые в мировой практике, произвел бомбометание авиабомбой 244Н в боевом снаряжении с самолета Су-7Б с использованием вертикального маневра (кабрирования). Испытание проводилось на Семипалатинском полигоне (см.хронологию атомных испытаний).

Бомба 8У-69 / изделие 244Н принята на вооружение в 1963 г. в трёх модификациях (244Н-1, 244Н-2, 244Н-3) с зарядами разной мощности. 

Разработка более современного варианта РН-24 начато в НИИ-1011 (ВНИИТФ, главный конструктор - А.Д.Захаренков, источник) в 1962 г. Новая бомба выполнялась в габаритах бомбы 244Н, но с более мощным зарядом с несколько большими габаритами (чем в 244Н) и с более компактным блоком автоматики боеприпаса - с учетом этого конструкция боеприпаса была перекомпонована. С учетом Бомба РН-24 принята на вооружение в 1971 г.

Серийное производство бомбы 8У-69 / изделие 244Н было начато в конце 1961 г. на Приборостроительном заводе в г.Трехгорный. Последние две модификации бомбы (из всего пяти) выпускались также Пензенским приборным заводом (ППЗ, г.Заречный, ныне - НПЦ "Старт") до середины 1970-х годов. Первое серийное специзделие Пензенским приборным заводом выпущено в декабре 1963 г. - это было изделие 244Н (не подтверждено, источник).

В 1984 г. бомба снята с вооружения.


Атомная бомба "изделие 244" (источник)
Автор: DIMMI Создан: 03.09.2022 21:25:49 Комментариев: 6 Читать всю статью

Ту-160 - BLACKJACK

ДАННЫЕ НА 2022 г. (стандартное пополнение)
Ту-160 (изделие 70) - BLACKJACK / RAM-P
Ту-160С (изделие 70-03) - BLACKJACK
Ту-160М (изделие 70М) - BLACKJACK
Ту-160М2 (изделие 70М2) - BLACKJACK-M


Тяжелый многорежимный стратегический бомбардировщик с изменяемой  стреловидностью крыла. Создан  в ОКБ ММЗ "Опыт" А.Н.Туполева, главный конструктор с 1975 г. по 2010 г. Валентин Иванович Близнюк. Самолет в общих чертах подобен проекту многорежимного бомбардировщика М-18 ОКБ В.М.Мясищева. Первоначальный вариант Ту-160 имел крыло  оживальной формы и проектировался на базе Ту-144 (1969-1972 г. г.). Предварительные НИОКР по Ту-160 с крылом с изменяемой геометрией начаты в 1972 г. Проектирование окончательного варианта - изделия 70, проект Ту-160М, самолет "К" начаты  в  1975  г.  по  постановлению СМ СССР от 26 июня 1974 г. и постановлению СМ СССР N 1040-348 от  19.12.1975  г. Эскизный проект и создание полноразмерного макета Ту-160 - 1976-1977 г.г.

Макет Ту-160 утвержден в конце 1977 г. Производство первых трех прототипов (машины 70-01 для летных испытаний, 70-02 для статических испытаний, 70-03 - предсерийный самолет) начато в 1977 г. на ММЗ "Опыт"(производство фюзеляжа - Казанский авиазавод, крыло и стабилизатор - Новосибирский авиазавод им.В.Чкалова, створки грузоотсека - Воронежский авиазавод, шасси - Горьковский авиазавод). Одновременно начата подготовка серийного производства на Казанском авиазаводе №22 (изначально планироалось развернуть произодство на Ульяновском авиазоводе). В мае 1980 г. прототип 70-01 построен и перевезен на аэродром ЛИИ в Жуковском. Окончательная сборка самолета завершена в январе 1981 г. и начаты наземные испытания самолета. Выкатка самолета 70-01 на летное поле - 18 августа 1981 г. Проверки систем и оборудования начаты 22 октября 1981 г. и 14 ноября 1981 г. под управлением экипажа Б.И.Веремея самолет совершил первую пробежку. Первое фото на Западе сделано с борта гражданского самолета взлетавшего из аэропорта Быково 25 ноября 1981 г. - самолет получил наименование RAM-P ("Раменское", неидентифицированный образец техники №16 ).


Ту-160 - BLACKJACK, штанга дозаправки выпущена, 21.03.2008 г. (фото Сергей Бровко, http://picasaweb.google.com/brovko.sergey).
Автор: DIMMI Создан: 04.09.2009 00:29:27 Комментариев: 192 Читать всю статью

Фотографии Ту-160 BLACKJACK

ДАННЫЕ НА 2021 г. (стандартное пополнение)
Ту-160 BLACKJACK - статус, источники:
 
701 702
Ту-160 "Василий Решетников"
703 704
Ту-160 "Иван Ярыгин"
705
801 802
Ту-160 "Александр Молодчий"
803 804
прототип Ту-160М2 "Петр Дейнекин"
805
Ту-160М2


Серийный номер 702 - Ту-160 "Василий Решетников"


Модернизированные на Казанском авиационном заводе имени С.П.Горбунова (филиале ПАО "Туполев") стратегические бомбардировщики Ту-160 ВКС России с названиями "Иван Ярыгин" (серийный номер 704) и "Василий Решетников" (серийный номер 702). Казань, 23.04.2020 года (фото - ОАК)

Автор: DIMMI Создан: 04.01.2021 23:31:12 Комментариев: 12 Читать всю статью

АПР-3 Орел

ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение)
АПР-3 "Орел" / "Орел-М" / изделие 473
АПР-3Э "Орел-М"
АПР-3М / АПР-3МЭ "Орел-М"


Авиационная противолодочная реактивная торпеда. Разработана кооперацией предприятий во главе с НИИПГМ (позже переименован в ГНПП "Регион", ныне входит в состав корпорации "Тактическое ракетное вооружение") на базе и параллельно торпеде АПР-2. Главный конструктор - М.Лисичко. Разработка начата в 1969 г. В процессе разработки проект неоднократно корректировался и в итоге вышел на Госиспытания как "Орел-М". Разработка торпеды завершена в 1990 г. Торпеда АПР-3 "Орел-М" принята на вооружение в 1991 г.  (в 1990 г. по др.данным).


Торпеда АПР-3ЭУД на экспозиции выставки МВМС-2003, г.Санкт-Петербург (автор фото - А.В.Карпенко, "Невский Бастион").
Автор: DIMMI Создан: 16.02.2011 21:34:17 Комментариев: 2 Читать всю статью

Устройство ядерных боеприпасов

Устройство ядерных боеприпасов

Небольшая не слишком научная статья об устройстве ядерных боеприпасов. Здесь не планируется раскрывать какие-то ужасные тайны - просто небольшой экскурс для неофитов ядерного вооружения. Итак, начнем...

Ядерная боеголовка, атомная бомба, ракета с ядерной боевой частью (БЧ) несут в себе ядерный боеприпас - т.е. устройство, которое содержит атомный или термоядерный заряд и способно взорваться в нужный момент времени. В связи с тем, что ядерные боеприпасы являются оружием массового поражения их применение считается крайней мерой. Например, согласно ядерной доктрине России применение ядерного оружия возможно только при угрозе существования Российской Федерации, а также при угрозе поражения стратегических сил ядерного сдерживания Российской Федерации. 

Конечно, ядерные боеприпасы можно структурировать по типу заряда - на атомные (менее мощные) и термоядерные (более мощные).
И, конечно, по типам носителей:
- баллистические ракеты стратегических сил и войсковых ракетных войск
- крылатые ракеты "воздух-земля", "земля-земля" разных дальностей
- бомбы
- торпеды
- артиллерийские снаряды
- специальные системы вооружений
- ракеты "воздух-воздух" и "земля-воздух"
- противоракетные комплексы


Схематичное устройство ядерного боеприпаса (ист. - ВНИИА)

Автор: DIMMI Создан: 12.11.2022 15:59:29 Комментариев: 1 Читать всю статью

Х-15 / РКВ-15 - AS-16 KICKBACK

ДАННЫЕ НА 2022 г. (стандартное пополнение)
Х-15 / РКВ-15 / изделие 115 / 9А2001 - AS-16 KICKBACK
Х-15С
 
Тактическая ударная аэробаллистическая управляемая ракета. Разработка ракеты, аналогичной по принципиальному устройству и назначению ракете SRAM (США), велась МКБ "Радуга" с 1974 г. (источник) под общим руководством главного конструктора И.С.Селезнева. 

В 1978 г. изготовлены опытные образцы ракеты и начато освоение серийного производства ракеты на Дубненском машиностроительном заводе. В 1986 г. ракеты начали поступать в части Дальней Авиации. Из-за задержки с доводкой ракетным комплексом были оснащены только несколько десятков последних серийных Ту-22М3. Доработка ранее выпущенных самолетов не осуществлялась. Так же доработка комплекса задержала и освоение ракет строевыми экипажами - только в декабре 1988 г. первые пуски осуществили летчики 200-го ТБАП.

Ракета принята на вооружение в 1988 г. и поставлялась в 184-й Гвардейский ТБАП и 1230-й (ныне - 121-й Гвардейский) ТБАП на самолетах Ту-160, а также в три полка 37-й воздушной армии ВГК на самолетах Ту-22М3. Впервые публично ракета показана в марте 1992 г. на показе техники для глав стран СНГ в Мачулищах (Белоруссия).

Назначение базовой модели ракеты Х-15 - поражение стационарных площадных целей - военно-промышленных объектов, баз ВВС и ПВО, РЛС, командных пунктов и т.п. В т.ч. для проделывания бреши в системе ПВО противника.
 
Ракета Х-15С (http://militaryphotos.net).
Автор: DIMMI Создан: 13.02.2009 00:54:01 Комментариев: 24 Читать всю статью

Х-101 / Х-102 - AS-23 KODIAK

ДАННЫЕ НА 2017 г. (стандартное пополнение)
Ракета Х-101 - AS-23A KODIAK
Ракета Х-102
 - AS-23B KODIAK


Крылатая ракета большой дальности. Разработана в МКБ "Радуга"  с использованием опыта создания КРБД Х-55. Ракета отличается увеличенной дальностью, выполнена с использованием технологий снижения радиолокационной заметности и в двух вариантах по боевым частям - с обычной БЧ (Х-101) и с ядерной БЧ (Х-102). По неподтвержденным данным разработка ракеты начата в 1984 г. (источник, в 1992 г. по данным Jane's) и по данным СМИ завершена к 1995 г.

По западным данным, испытания прототипов ракет Х-101 начаты с носителя Ту-95МС в начале октября 1998 г. в Ахтубинске. Так же в некоторых источниках указывается, что испытательные пуски ракет велись в 1999 г. и в апреле 2000 г. в ходе учений 37-й воздушной армии ДА России. Летные испытания ракет Х-101 в Ахтубинске продолжались и в 2002 г. (источник).

Решение о начале серийного производства ракет Х-101 принято в октябре 1999 г. Осенью 1999 г. так же планировалось начать переоборудование самолетов-носителей по типу Ту-95МСМ. По западным данным, серийное производство ракет начато на заводе в Смоленске 1 декабря 2002 г. По нашему мнению, по состоянию на 2010 г. ракеты Х-101 и Х-102 еще не приняты на вооружение ВВС России и, вероятно, проходят испытания. Ранее была неподтвержденная информация о принятии ракет на вооружение в 1999 г. и в 2002-2003 г.г. Наименование "изделие 111" взято из источника Jane's - есть сомнения в его достоверности.

20 марта 2012 г. министр обороны России А.Сердюков в выступлении на расширенном заседании коллегии Министерства обороны заявил, что ВС России получили на вооружение новую крылатую ракету воздушного базирования большой дальности. Поступление ракет Х-101 в ВВС России ожидалось в 2013 г. и, вероятно, в 2013 г. было начато. 17 ноября 2015 г. состоялось первое боевое применение ракет Х-101 в Сирии, самолеты-носители - Ту-160.

Идентификация индексов ракет - источник


Макеты КРБД Х-101 под Ту-95МС борт №317 (красный), фото опубликовано 27.09.2012 г. (http://forums.spacebattles.com, обработано).
Автор: DIMMI Создан: 12.01.2011 17:45:24 Комментариев: 94 Читать всю статью

НИР Эхо

ДАННЫЕ НА 2019 г. (в работе)
НИР "Эхо"


Научно-исследовательская работа по определению облика перспективных стратегических средств воздушного нападения. Работа велась в период с 1968 г. по 1970 г. НИИ-2 (ГосНИИАС). В НИР велось сравнение сверхзвуковых крылатых, дозвуковых крылатых и баллистических ракет класса воздух-земля с целью. определения облика перспективных стратегических ракет подобного типа для вооружения дальней авиации ВВС СССР. Так же в рамках НИР прорабатывался облик перспективного авиационного противорадиолокационного ударного комплекса (ист. - Марковский).

Одним из предложений выработанных в рамках НИР "Эхо" стала идея «встречного подрыва» боеголовки крылатой ракеты при попадании в нее занитных либо авиационных средств перехвата. Считалось, что при массированной атаке над территорией потенциального противника такое воздействие на средства ПВО / ДРЛО, а так же общее поражение территории противника будет велико. По словам Е.А. Федосова, именно «фактор раке­ты-недотроги» открыл дорогу разработке таких систем вооруже­ния в СССР.

В результате НИР установлено, что применение относительно недорогих дозвуковых крылатых ракет большой дальности с ядерными боевыми частями за счет скрытности и увеличения точности, в условиях системы ПВО вероятного противника может быть весьма эффективно. Система ПВО противника могла быть преодолена за счет массированности применения КР с эшелонированием налета по времени. Скрытность таких КР могла достигаться за счет размера, конструктивных особенностей, а так же за счет низковысотного полета с огибанием рельефа местности. В 1971 г., опираясь в т.ч. на результаты НИР "Эхо",  МКБ "Радуга" вышло с инициативным предложением о создании такой ракеты, но указывая в основном на низкие ТТХ предлагаемой ракеты Министерство обороны СССР от создания подобной ракеты отказалось.

После активизации в 1975 г. работ по КРБД воздушного базирования ALCM  в США руководством Министерства обороны СССР принято решение о создании подобного ракетного комплекса. Постановление Совмина СССР о создании КРБД воздушного (Х-55, МКБ "Радуга"), морского и наземного базирования принято 8 декабря 1976 г.
Автор: DIMMI Создан: 21.04.2019 13:57:23 Комментариев: 5 Читать всю статью

Гиперзвуковая ракета КТРВ / ГЗУР (проект)

ДАННЫЕ НА 2020 г. (стандартное пополнение)
Гиперзвуковая ракета КТРВ / ГЗУР (проект)
 
Проект гиперзвуковой крылатой ракеты / гиперзвуковой управляемой ракеты (ГЗУР). НИР по созданию гиперзвуковой крылатой ракеты начата дубненским подразделением (бывшее МКБ "Радуга") "Корпорации Тактическое Ракетное Вооружение" по состоянию на август 2011 г. Генеральный конструктор и генеральный директор корпорации "Тактическое ракетное вооружение" ("ТРВ") - Борис Обносов. К декабрю 2017 г. в источнике говорится о совместной разработке дубненского МКБ "Радуга" и головного отделения КТРВ в г.Королев.

Возможно, при создании новой ракеты будут использованы результаты испытаний по теме НИР "Холод-2" и опыт создания экспериментального гиперзвукового аппарата "Игла" (Центральный Институт Авиационного Моторостроения им.Баранова).

23.04.2013 г. в СМИ заявлено, что к началу лета 2013 г. будет разработана целевая программа создания гиперзвукового оружия корпорации "ТРВ": "На базе корпорации образована постоянно действующая рабочая группа, в рамках которой существует 10 подгрупп по различным направлениям". Летом 2013 г. планируется защитить программу в ВПК при Правительстве России (источник).

28 августа 2013 г. российские СМИ сообщили, что "гиперзвуковая ракета создана корпорацией ТРВ, но пока летает лишь несколько секунд" - так вольно было перефразировано заявление Б.Обносова на авиасалоне МАКС-2013 о том, что в России уже были созданы ракеты, которые несколько секунд могли лететь со скоростью 4.5М (видимо подразумовались испытания ракет Х-90 и "Холод" в 1980-1990-е годы).

Наименование "ГЗУР" впервые упомянуто 22.12.2017 г. в источнике - здесь же приведена информация о том, что ракета, вероятно, проходит испытания и с 2020 г. планируется начать серийное производство ракеты темпами до 50 ед. в год.
Автор: DIMMI Создан: 19.08.2011 14:53:28 Комментариев: 10 Читать всю статью

Каталог военной техники:



Наши партнеры:






free counters

Последние комментарии

ПРОТИВОЛОДОЧНЫЕ РАКЕТНЫЕ КОМПЛЕКСЫ Как уже упоминалось, с появлением в 1950-х годах...
oldstaryi 2015-07-04 23:46
Противолодочные системы отечественных кораблей после Второй Мировой войны постоянно...
oldstaryi 2015-07-04 23:44
в работе.... сильно не готов материал
DIMMI 2011-04-07 21:52