| ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение) РЮ-1 / СК-1 / 5Ф-48 "Скальп" / изделие Ю-1
  
Противолодочная ядерная бомба / авиационная глубинная бомба с ядерным зарядом разработки НИИ-1011 (позже - ВНИИП, ныне - РФЯЦ-ВНИИТФ, Минсредмаш СССР, г.Снежинск), главный конструктор - А.Д. Захаренков. В 1959 г. принято Постановление ЦК КПСС и Совмина СССР о разработке авиационной термоядерной глубинной бомбы мегатонного класса для поражения подводных лодок в подводном и надводном положении, а также кораблей противника. Разработка противолодочного комплекса с гидросамолетом-носителем и противолодочной бомбой была начата в ответ на принятый в конце 1950-х годов на вооружение подобный авиационнй комплекс в США, а также в связи с развертыванием США ракетной системы с ПЛАРБ типа "Джордж Вашингтон". Первоначально задана разработка бомбы с зарядом конструкции КБ-11 (ВНИИЭФ), но позже разработка заряда была поручена НИИ-1011 (ВНИИТФ).
Впервые в практике НИИ-1011 для ядерного боеприпаса "Скальп" был разработан эскизный проект и состоялась его защита. Отделением испытаний и эксплуатации ЯБП НИИ-1011 (В.И.Просветова) так же впервые была подготовлена схема "прохождения ЯБП при эксплуатации в войсковых частяях Министерства обороны".
17.08.1961 г. вышло Постановление Совмина СССР № 758-324 «О проведении в 1962 г. заводских и зачетных испытаний опытных образцов изделия «Скальп». Основным носителем бомб "Скальп" стал самолет-амфибия Бе-12. Испытания аэродинамических корпусов бомб без ядерного заряда проходили с сентября 1960 г. по октябрь 1963 г. на сухопутном и морском полигонах в Крыму. В ходе испытаний отрабатывались 16 вариантов бомб. Отрабатывалась работа парашютной системы. Спасаемые варианты изделий поднимались со дна момелководного морского полигона с привлечением спасательного судна Черноморского флота. Применялась телеметрическая аппаратура РТС-6 и системы контроля СК, а также аппаратура регистрации параметров движения изделия на подводном участке траектории. В 1964 году проходили совместные испытаниях носителя Бе-12СК "Чайка" и бомб "Скальп".
Бомба с носителем Бе-12СК принята на вооружение в 1964 г. Серийное производство боеприпаса велось ПО «Старт» (г. Заречный Пензенской обл.) с 1965 г.
В 1965-1970 г.г. боеприпасы типа "Скальп" получили на вооружение три противолодочных авиаполка дальнего действия и две противолодочные эскадрильи ВМФ СССР. Позже, на замену бомбе "Скальп" была создана и выпускалась в 1969-1970 г.г. новая авиационная ядерная глубинная бомба РЮ-2 / 8Ф-59 "Скат", которая была универсальной по носителям.  Макет ядерной противолодочной бомбы РЮ-1 / 5Ф-48 "Скальп". Красная и белая полосы означают, что это учебное изделие (фото 2014 г., https://kara-banoff.livejournal.com) | | | | | Комплекс К-23, ракеты Р-23Р (изд.340) и Р-23Т (изд.360) - AA-7 APEX Ракеты Р-24Р (Р-23МР) изд.140 и Р-24Т (Р-23МТ) изд.160 - AA-7B APEX
Ракета разработана в ОКБ-4 М.Р.Бисновата (ныне - НПО "Молния"). Принята на вооружение в 1974 году. Применяется на самолетах МиГ-23 (Р-23) и его модификациях (Р-24 - МиГ-23МЛА/П/МЛД) с пусковой установки АПУ-23 / АПУ-23М (Р-24). В учебных целях используются тактические аналоги Т-140Р и Т-160Р. АА-7 (Р-23Р) и АА-8 (Р-60) под МиГ-23МФ польских ВВС. (Крылья Родины. № 11 / 1993) | | | | | ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение) РН202 / 02Н / изделие 202
   
Термоядерная бомба с зарядом двухступенчатого типа с ядерным обжатием по типу РДС-37 сверхвысокой мощности / "бомба большой мощности". После успешного испытания термоядерного заряда РДС-37 возникло несколько предложений по созданию зарядов большой мощности. Работы по ним ускорялись в том числе данными об испытаниях 10-мегатонных термоядерных зарядов в США. В 1955 г. по решению Правительства был создан второй ядерный центр - НИИ-1011 (ныне РФЯЦ-ВНИИТФ) в Челябинске-70 (ныне г. Снежинск), куда была переведена треть сотрудников КБ-11. Тематика работ была идентичной. Новый ядерный центр инициативно предложил проект разработки супербомбы мощностью в 30 Мт (такой мощностью обладало первое термоядерное устройство «Майкл» США, испытанное в 1952 г. на атолле Бикини).
16 декабря 1955 г. в докладной записке Васильева, Щелкина, Забабахина и Гречишникова министру среднего машиностроения о разработке и испытании изделия большой мощности предлагалось произвести летом 1956 г. испытание изделия разработки НИИ-1011 с использованием самолета-носителя М-4. Предлагалось несколько вариантов изделия - в виде бомбы, а также с виде снаряженного изделием самолета М-4, который перед взрывом будет покидать экипаж. Т.к. системы автопилотирования не обеспечивали необходимой точности, а также не было гарантии успешного приземления экипажа в районе полигона Новая Земля от варианта снаряженного изделием самолета отказались. Предполагалось, что вес опытного изделия составит 24-26 тонн при диаметре 2.1 м. Мощность изделия оценивалась в 15-25 Мт. 28 декабря 1955 г. в Президиум ЦК КПСС была направлена записка Завенягина, Жукова, Курчатова и Зернова в которой предлагалось создание заряда большой мощности с использованием принципа атомного обжания (РДС-37) массой 20-26 тонн и мощностью 20-30 Мт. Заряд предлагалось создать к 3-му кварталу 1956 г. и испытать сбросом с самолета М-4 на полигоне на Новой Земле. Для производства заряда предлагалось использовать литий, выпущенный промышленностью для других бомб в течение 1-3 кв. 1956 г. с последующей компенсаций в следующие 3 квартала. Для бомбы предлагалось создать специальный парашют.
Постановлением Совмина СССР №46-31сс "О результатах испытаний изделий РДС-27 и РДС-37, серийном производстве изделия РДС-27, разработке и производстве изделия на принципе атомного обжатия" от 5 января 1956 г. задавалась подготовка в 1956-1960 г.г. выпуска изделий большой мощности, а также подготовка к 3-му кв.1956 г. испытания изделия мощностью 20-30 Мт на объекте "700" (полигон на Новой Земле). Соответствующий самолет-носитель М-4 на массу полезной нагрузки должен был быть подготовлен к этому сроку. Таким образом задавалась разработка будущего изделия 202 в НИИ-1011.
В некоторых источниках используется наименование "изделие 02" - вероятно, это неофициальное внутреннее название.  Бомба РДС-202 / РН202 разработки НИИ-1011 (https://ru.wikipedia.org/) | | | | | ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение) Ракета Х-101 - AS-23A KODIAK Ракета Х-102 - AS-23B KODIAK   
Крылатая ракета большой дальности. Разработана в МКБ "Радуга" с использованием опыта создания КРБД Х-55. Ракета отличается увеличенной дальностью, выполнена с использованием технологий снижения радиолокационной заметности и в двух вариантах по боевым частям - с обычной БЧ (Х-101) и с ядерной БЧ (Х-102). По неподтвержденным данным разработка ракеты начата в 1984 г. (источник, в 1992 г. по данным Jane's) и по данным СМИ завершена к 1995 г.
По западным данным, испытания ракет Х-101 вместе с носителем Ту-95МС начаты в начале октября 1998 г. в Ахтубинске. Так же в некоторых источниках указывается, что испытательные пуски ракет велись в 1999 г. и в апреле 2000 г. в ходе учений 37-й воздушной армии ДА России. Летные испытания ракет Х-101 в Ахтубинске продолжались и в 2002 г. (источник).
Решение о начале серийного производства ракет Х-101 принято в октябре 1999 г. Осенью 1999 г. так же планировалось начать переоборудование самолетов-носителей по типу Ту-95МСМ. По западным данным, серийное производство ракет начато на заводе в Смоленске 1 декабря 2002 г. По нашему мнению, по состоянию на 2010 г. ракеты Х-101 и Х-102 еще не приняты на вооружение ВВС России и, вероятно, проходят испытания. Ранее была неподтвержденная информация о принятии ракет на вооружение в 1999 г. и в 2002-2003 г.г. Наименование "изделие 111" взято из источника Jane's - есть сомнения в его достоверности.
20 марта 2012 г. министр обороны России А.Сердюков в выступлении на расширенном заседании коллегии Министерства обороны заявил, что ВС России получили на вооружение новую крылатую ракету воздушного базирования большой дальности. Поступление ракет Х-101 в ВВС России ожидалось в 2013 г. и, вероятно, в 2013 г. было начато. 17 ноября 2015 г. состоялось первое боевое применение ракет Х-101 в Сирии, самолеты-носители - Ту-160.
Идентификация индексов ракет - источник | | | | | ДАННЫЕ НА 2025 г. (стандартное пополнение)  Ту-160М "Валентина Терешкова" №901, Раменское, октябрь 2023 г. (фото Вячеслава Грушникова, https://russianplanes.net/) Статус: СССР и Россия: Реестр Ту-160 неофициальный, по данным СМИ и других публичных источников (с) 2009-2024 г.г., http://militaryrussia.ru, ссылка при использовании обязательна: | | | | | ДАННЫЕ НА 2025 г. (стандартное пополнение) Серийный номер 702 - Ту-160 "Василий Решетников"  Модернизированные на Казанском авиационном заводе имени С.П.Горбунова (филиале ПАО "Туполев") стратегические бомбардировщики Ту-160 ВКС России с названиями "Иван Ярыгин" (серийный номер 704) и "Василий Решетников" (серийный номер 702). Казань, 23.04.2020 года (фото - ОАК) | | | | | ДАННЫЕ НА 2025 г. (стандартное пополнение) Ту-160 (изделие 70) - BLACKJACK / RAM-P Ту-160С (изделие 70-03) - BLACKJACK Ту-160М (изделие 70М) - BLACKJACK Ту-160М2 (изделие 70М2) - BLACKJACK-M
   
Тяжелый многорежимный стратегический бомбардировщик с изменяемой стреловидностью крыла. Создан в ОКБ ММЗ "Опыт" А.Н.Туполева, главный конструктор с 1975 г. по 2010 г. Валентин Иванович Близнюк. Самолет в общих чертах подобен проекту многорежимного бомбардировщика М-18 ОКБ В.М.Мясищева. Первоначальный вариант Ту-160 имел крыло оживальной формы и проектировался на базе Ту-144 (1969-1972 г. г.). Предварительные НИОКР по Ту-160 с крылом с изменяемой геометрией начаты в 1972 г. Проектирование окончательного варианта - изделия 70, проект Ту-160М, самолет "К" начаты в 1975 г. по постановлению СМ СССР от 26 июня 1974 г. и постановлению СМ СССР N 1040-348 от 19.12.1975 г. Эскизный проект и создание полноразмерного макета Ту-160 - 1976-1977 г.г. Макет Ту-160 утвержден в конце 1977 г. Производство первых трех прототипов (машины 70-01 для летных испытаний, 70-02 для статических испытаний, 70-03 - предсерийный самолет) начато в 1977 г. на ММЗ "Опыт"(производство фюзеляжа - Казанский авиазавод, крыло и стабилизатор - Новосибирский авиазавод им.В.Чкалова, створки грузоотсека - Воронежский авиазавод, шасси - Горьковский авиазавод). Одновременно начата подготовка серийного производства на Казанском авиазаводе №22 (изначально планироалось развернуть произодство на Ульяновском авиазоводе). В мае 1980 г. прототип 70-01 построен и перевезен на аэродром ЛИИ в Жуковском. Окончательная сборка самолета завершена в январе 1981 г. и начаты наземные испытания самолета. Выкатка самолета 70-01 на летное поле - 18 августа 1981 г. Проверки систем и оборудования начаты 22 октября 1981 г. и 14 ноября 1981 г. под управлением экипажа Б.И.Веремея самолет совершил первую пробежку. Первое фото на Западе сделано с борта гражданского самолета взлетавшего из аэропорта Быково 25 ноября 1981 г. - самолет получил наименование RAM-P ("Раменское", неидентифицированный образец техники №16 ). | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение) 9У-64 / РН40
 
Легкая тактическая атомная бомба с зарядом регулируемой мощности разработки ВНИИП (ныне - РФЯЦ-ВНИИТФ, Минсредмаш СССР, г.Снежинск). Бомба принята на вооружение к 1983 г. по западным данным (вероятно, в 1980-1982 г.г.). Серийное производство велось на Приборостроительном заводе в г.Трехгорный.
В некоторых источниках указан индекс 8У-64 - с учетом хронологии создания изделий, возможно, этот индекс ошибочный.
 Визуально бомба РН40 подобна бомбе РН28. На фото бомба РН28 на выставке "70 лет атомной отрасли" в Манеже в Москве, 2015 г. (https://pfc-joker.livejournal.com/) | | | | | | | ТРЕБУЕТСЯ ДОПОЛНЕНИЕ (данные за 1997 г.) Тяжелый бомбардировщик - последний советский серийный тяжелый бомбардировщик с поршневыми двигателями - копия американского B-29. Разработка дальнего бомбардировщика в КБ А.Н.Туполева по проекту ДВБ-202 велась в 1945-1947 годах. Но в итоге по личному указанию И.В.Сталина КБ разработало точную копию американского бомбардировщика B-29. Прототип Б-4 совершил первый полет 19 июня 1947 г. (пилот - Н.С.Рыбко). Серийное производство начато в июле 1947 г. Государственные испытания закончены в 1948 г. Поступает в части дальней авиации с 1949 г. (185-й дальнебомбардировочный авиаполк в Полтаве и 890-й дбап в г.Казань). Самолет производился на заводе №22 в г.Казань, №18 в Куйбышеве и №23 в Филях под Москвой до 1951 г. Всего выпущено ок.1000 экз. Ту-4. | | | | | ДАННЫЕ НА 2022 г. (требуется пополнение) АН602 / изделие 602 / "Царь-бомба"
  
Термоядерная бомба с зарядом двухступенчатого типа с ядерным обжатием по типу РДС-37 сверхвысокой мощности. Предложение о создании термоядерной бомбы мощностью около 100 мегатонн в 1961 г. высказал молодой физик-теоретик Ю.А. Трутнев - бомба мощностью 100 Мт могла бы напугать зарубежных скептиков, считавших, что советские ядерщики существенно слабее американских. Идею поддержали академики А. Д. Сахаров, Ю. Б. Харитон и Я. Б. Зельдович. В феврале 1961 г. руководители КБ-11 направили в ЦК КПСС письмо «Некоторые вопросы развития ядерного оружия и способов его использования», где помимо прочего ставился вопрос о целесообразности разработки заряда мощностью 100 Мт. Решение о возобновлении испытаний ядерного оружия и о создании сверхбомбы было принято 10 июля 1961 г. на обсуждении в ЦК КПСС, когда научное руководство КБ-11 (ВНИИЭФ) доложило Н. С. Хрущеву о возможности разработки водородной бомбы мощностью 100 Мт.
Разработка бомбы велась в КБ-11 новой группой специалистов: из отпуска был вызван д.ф.м. н. Адамский В.Б., к нему подключили физика-теоретика — недавнего выпускника МИФИ Смирнова Ю.Н., а также инициаторов создания супербомбы к.ф.м. н. Трутнева Ю. А. и к.ф.м. н. Бабаева Ю.Н. Руководство разработкой взял на себя академик Сахаров А.Д. Испытания бомб (корпусов) планировалось начать 01.09.1961 г. При этом была нехватка парка ЭВМ для проведения должного количества расчетов. Пришлось задействовать все ЭВМ математического института АН СССР (математики КБ-11 работали там по ночам и в выходные дни). И только 24 октября (за 6 суток до проведения испытаний) был закончен итоговый отчет по конструкции бомбы и расчетно-теоретическому обоснованию. Но и тогда А.Д. Сахаров (уже без ЭВМ) дополнительно прорабатывал необходимые доработки.
На складах НИИ-1011 в г.Челябинск-70 были взяты 6 корпусов бомбы РН202 для зарядов Р202Э. Изготовление парашютной системы для бомб велось Московским НИИПДС. Самолет-носитель Ту-95-202 находился на аэродроме Дальней Авиации в г. Энгельсе в ожидании утилизации. Пришлось принимать срочные меры. Из категории списанных самолет возвратили в строй, заменили двигатели, провели полную ревизию силовых конструкций, электро- и радиооборудования, провели ремонтно-восстановительные работы. После проведения на нем учебно-тренировочных полетов, было выдано заключение ОКБ А.Н. Туполева о его пригодности для боевой работы.
Задача по конструированию корпуса бомбы и ее парашютной системы была значительно облегчена для КБ-11 тем, что корпус бомбы был ранее разработан НИИ-1011 (для изделия «202», см. ниже).
 Макет термоядерной бомбы АН602 в музее | | | | | ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение) Комплекс 9-А-7660 "Кинжал", ракета 9-С-7760 / изделие 292
    Авиационный ракетный комплекс с аэробаллистической ракетой. Разработан, совместно КБ машиностроения (г.Коломна, ракета, комплекс) и РСК МиГ (самолет-носитель). Предположительно работы над созданием комплекса были начаты в конце 1990-х - начале 2000-х годов, когда возникла идея совмещения возможностей МиГ-31 в качестве самолета-носителя и разгонной ступени с аэробаллистической ракетой. В качестве самолета-носителя используется доработанный самолет МиГ-31БМ - МиГ-31К изделие 06 (борт 06 красный, главный конструктор - Ю.Ф. Сушков). В качестве ракеты - ракета созданная на базе баллистической ракеты 9М723 ракетного комплекса "Искандер-М". Разработка ракеты начата КБМ в рамках ОКР "292" не позже 2012 г.
По своим возможностям авиационно-ракетный комплекс предназначен для поражения важных объектов инфраструктуры - командных центров, систем ПВО и ПРО, авиационных баз и т.п. В том числе с применением ядерной боевой части. Возможно также самонаведение ракеты и применение, соответственно, по ограниченно мобильным целям типа соединений кораблей, отдельных кораблей, скоплений техники и т.п.
Опытный самолет МиГ-31К (изделие 06) совершил первый полет под управлением летчиков-испытателей М.А.Беляева и С.В.Горбунова 31 мая 2016 г. В 2021 году на вооружение поступают самолеты-носители МиГ-31И.
В выступлении Президента России 1 марта 2018 г. с презентацией ракетного комплекса "Кинжал" сообщалось, что с 1 декабря 2017 г. комплекс приступил к опытно-боевому дежурству на одном из аэродромов Южного военного округа. Предположительно, речь идет о 929-й Государственном лётно-испытательном центре Министерства обороны России, где и выполнялись съемки видео, показанного 01.03.2018 г. Весной 2018 г. начаты эксплуатационные испытания ракетного комплекса в Южном военном округе. 1 декабря 2021 г. завершено формирование второй эскадрильи самолетов-носителей комплекса и из двух эскадрилий сформирован 54-й авиаполк Дальней Авиации ВКС России (база Ахтубинск).
Западные источники сообщают, что испытания комплекса "Кинжал" должны были полностью завершиться к 2020 г. и комплекс должны были официально принять на вооружение (источник).
Информация по комплексу без указания источников носит предположительный и гипотетический характер.  Самолет-носитель МиГ-31К (борт №93) с ракетой 9-С-7760 "Кинжал" (кадр видео Министерства обороны России, опубликовано 10.03.2018 г.), | | | | | ДАННЫЕ НА 2024 г. (в работе) ЛМУР / изделие 305
  
Легкая многоцелевая управляемая ракета (ЛМУР) разработки КБ машиностроения (г.Коломна). Наименование «ЛМУР» впервые появилось в источниках в 2007 г. Контракт на разработку ракеты "изделие 305" был заключен в 2012 г.
Ракета «Изделие 305» ЛМУР была изначально разработана КБМ в интересах ФСБ России для оснащения специальных вариантов вертолетов Ми-8 (Ми-8МНП-2 и другие) авиации ФСБ/ Ракета создавалась на основе длительно разрабатывавшейся для Министерства обороны России авиационной ракеты «Изделие 79», которая была заказана, видимо, в качестве аналога известной британской ракеты Brimstone.
Серийное производство ракет ЛМУР было начато для ФСБ в 2016 году, после чего ракета начала также закупаться для вертолетов армейской авиации ВКС России, и, была успешно применена ВКС с модифицированных боевых вертолетов Ми-28Н и Ка-52 в боевых действиях в Сирии. В 2020-2021 г.г. ракета ЛМУР рассматривается в качестве одного из основных видов управляемого вооружения модернизированных вертолетов Ми-28НМ и Ка-52М ВКС, и в том числе демонстрируется на форуме «Армия-2021» в составе вооружения вертолета Ка-52М. На форуме «Армия-2021» ракета выставлена под индексом «305Э», что свидетельствует о получении ею и паспорта экспортного образца.
Впервые ракета была продемонстрирована публике на военно-техническом форуме «Армия-2021» в августе 2021 г. В 2021 г. завершились Государственные испытания ракеты. В сентябре 2022 г. в СМИ появилась информация о принятии ракеты на вооружение фронтовой авиации ВКС России. Ракета широко применяется в ходе СВО.  Ракета ЛМУР / "изделие 305" на выставке "Армия-2023", август 2023 г. (фото - Интернет). | | | | | ДАННЫЕ НА 2024 г. (в работе) Ту-95ЛАЛ / заказ 247 Ту-119 (проект)
  
Экспериментальный самолет с ядерной энергетической установкой. Постановление Совмина СССР о начале работ по созданию ядерной авиационной силовой установки (ЯСУ) вышло 12 августа 1955 г. Предполагалось, что после проведения исследовательских работ и опытных проектов через некоторое время удастся выйти на создание самолетов с ядерной силовой установкой. Работы по проектированию ЯСУ выполнялись в КБ Н. Д. Кузнецова и в КБ А. М. Люльки. Самолёты проектировались в КБ А. Н. Туполева и КБ В. М. Мясищева. Работы по авиационному реактору выполнялись в Курчатовском институте под руководством академика А. П. Александрова.
На первом этапе работ создавался наземный стенд для отработки авиационной ядерной силовой установки. 28 марта 1956 г. Постановлением Совмина СССР заданы работы по созданию летающей лаборатории на базе бомбардировщика Ту-95М в КБ А.Н.Туполева. Ставилась задача поднять в воздух ядерный реактор, обеспечить его биологическую защиту и получить соответствующие замеры и опыт летной эксплуатации. В 1958 г. наземный стенд был подготовлен и начались работы по подготовке Ту-95ЛАЛ (заказ 247) с ядерным реактором в грузоотсеке. Реактор был оснащён гидравлическими подъёмниками для удобства обслуживания. Первый пуск реактора наземного стенда был произведён на Семипалатинском полигоне в 1959 г.
Самолёт был переоборудован к 1961 г. и с мая по август 1961 г. на самолете Ту-95ЛАЛ было выполнено 34 полёта. Полеты самолета-стенда выполнялись как с "горячим", так и с "холодным" реактором. В основном, проверялась биологическая защита кабины экипажа. По результатам испытаний было принято решение о продолжении работ по теме создания самолета с ЯЭУ - было начато проектирование самолета «119» (Ту-119). ТТХ и описание в основном приводятся по самолету-лаборатории Ту-95ЛАЛ. Данные по проекту Ту-119 приводятся с указанием этого проекта.
 Самолет-летающая лаборатория Ту-95ЛАЛ, 1986 г. (фото В.Кудрявцева, "Популярная механика") | | | | | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение) Ту-22М0 / самолет АМ / изделие 45-00 - BACKFIRE-A Ту-22М1 / изделие 45-01 - BACKFIRE-A Ту-22М2 / изделие 45-02 / Ту-26 - BACKFIRE-B Ту-22М3 / изделие 45-03 - BACKFIRE-C | | Ту-22М4 / изделие 45-04 - BACKFIRE-C mod. Ту-22М5 Ту-22МР / изделие 45-09 - BACKFIRE-D Ту-22М3М / изделие 45-03М - BACKFIRE-E | |     | | | | Средний бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла, носитель крылатых ракет. Разработан ОКБ-156 А.Н.Туполева. Главные конструкторы - изначально - Д.С.Марков, с 1992 г. - Б.Е.Леванович. По состоянию на 2013 г. главный конструктор Ту-22М3, Ту-22МР и модификаций - Александр Юрьевич Коренев ( источник). Разработка самолета "АМ" / "изделие 45" начата по Постановлению СМ СССР № 1098-378 от 28.11.1967 г. на базе проекта самолета "145" и декаларировалась как глубокая модернизация Ту-22К с установкой на самолет крыла с изменяемой геометрией. Постановлением устанавливался срок готовности самолета - ко второму кварталу 1969 г. Макетная комиссия приняла эскизный проект в октябре-ноябре 1967 г. Одновременно было принято решение строить опытную серию в десять самолетов Ту-22М0 на Казанском авиационном заводе им.С.П.Горбунова (ныне - КАПО им.С.П.Горбунова) с двумя вариантами космоновки хвостовой части саолета - без пушечной установки и с нею. Первый прототип Ту-22М / "изделие 45-00" выпущен 10 апреля 1969 г. и совершил первый полет 30 августа 1969 г. (командир экипажа - В.П.Борисов). До конца 1972 г. завершен выпуск опытных Ту-22М0. Самолеты использовались для проведения испытаний и доводки проекта. Пять самолетов Ту-22М0 поступили в Рязанский центр боевой подготовки и применения ДА СССР.
Решение о модернизации и создании самолета Ту-22М1 принято в декабре 1969 г., проектирование велось в 1970 г., а 28 июля 1971 г. совершен первый полет первого Ту-22М1 и начато производство малой серии предсерийной машины Ту-22М1 (1971 г., 9 шт., в строевые часи ВВС не поступали, как и Ту-22М0). Первый полет серийной модификации Ту-22М2 - 7 мая 1973 г. Серийное производство Ту-22М2 начато в 1972 г. Поступление в части ВВС Ту-22М2 началось в 1975 г. Официально Ту-22М2 принят на вооружение в августе 1976 г. Производство велось на Казанском авиазаводе №22 им.С.П.Горбунова. Подробней см. раздел Модификации (ниже).
Существует альтернативная версия строительства Ту-22М0 (ист. - http://aviaforum.ru) согласно которой первые два прототипа Ту-22М / "изделие 45" построены опытным производством ОКБ А.Н.Туполева - заводом №156 (ММЗ "Опыт", г.Москва). Первый Ту-22М / "изделие 45" выпущен 10 апреля 1969 г. и ныне находится в киевском музее авиации с бортовым №156 красный. Мы придерживаемся официальной точки зрения.  Ту-22М3 BACKFIRE-C, борт №11 красный (http://www.airwar.ru) | | | | | ДАННЫЕ НА 2016 г. (стандартное пополнение) Ту-214Р / изделие 411    Самолет комплексной радиотехнической и оптической разведки. Разработан ОАО "Туполев" на базе гражданского самолета Ту-214. Производится ОАО "КАПО им.Горбунова" (г.Казань). Контракт на изготовление макета и двух самолетов Ту-214Р в рамках выполнения ОКР "Фракция-4" подписан с ГУ Генштаба Министерства обороны России 29 ноября 2002 г. Согласно контракту самолеты после проведения испытаний и доработок должны были быть переданы в эксплуатацию ВВС России до 15 ноября 2008 г. По состоянию на декабрь 2006 г. первый экземпляр находился в достройке на КАПО, а второй экземпляр достраивался пока как самолет-ретранслятор там же. Сдача первого самолета заказчику планировалась на 2007 г., но из-за неготовности БРЭО постройка самолетов значительно отставала от графика.
Первый полет головного самолета RA-64511 совершен 24 декабря 2009 г. Выполнил первый полет экипаж в составе: командир корабля А.И.Журавлев, второй пилот - С.Ю.Шеффер, бортинженер - Э.Б.Волков, штурман - Е.А.Кудрявцев, бортрадист - И.А.Никулин, инженер - В.Н.Филимошкин. В течение 2011 г. проходили летно-конструкторские испытания первого экземпляра Ту-214Р. По состоянию на май 2012 г. самолет с установленным комплексом оборудования находится на базе ЛИИ ВВС в Раменском и по неподтвержденным данным начал проходить программу Государственных испытаний.
В 2010 г. в цехе окончательной сборки КАПО второй экземпляр достраивался уже в качестве Ту-214Р для Министерства обороны России. По состоянию на апрель 2012 г. второй экземпляр находится там же пока без комплекса РЛС бокового обзора. Согласно годовому отчету КАПО за 2011 г. сдача самолетов ВВС планируется на 2013 и 2014 г.г. соответственно (в конце 2009 г. планировалось передать самолеты заказчику в 2011 г.). Самолет достроен к концу 2014 г. и первый полет совершил видимо в конце 2014 г.
| | | | | Каталог военной техники: Последние комментарии dokv Wrote:Испытания. 24 августа 2019 г. на площадку Н полигона в Семипалатинске... | Испытания. 24 августа 2019 г. на площадку Н полигона в Семипалатинске поступили... |
|