Ми-28Н - HAVOC-B | MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.)

Ми-28Н - HAVOC-B

Автор: DIMMI
Создана: 16.04.2011 23:50:38
Изменена: 22.12.2013 23:24:29
Комментариев: 0
Категории: ВОЗДУХ / Вертолеты / Ми-28Н - HAVOC-B /

ДАННЫЕ НА 2013 г. (стандартное пополнение)
Ми-28Н "Ночной охотник" / изделие 294 / ОКР "Авангард-2" - HAVOC-B
Ми-28НМ

Автор первоначальной статьи: Дмитрий Миронов (Butcher171), г.Санкт-Петербург, 2011 г.

Реестр вертолетов Ми-28Н - HAVOC-B

Всепогодный ночной-дневной ударный вертолет. В 1993 г., после окончания первого этапа государственных испытаний ударного вертолета Ми-28А было получено предварительное заключение о выпуске установочной партии вертолетов, оснащенных комплексом оборудования и вооружения для применения в дневных и ограниченно-сложных метеоусловиях. Однако М.В. Вайнберг, ставший к тому времени генеральным конструктором «МВЗ им. М.Л. Миля», принял решение прекратить разработку Ми-28А на заключительном этапе государственных испытаний и сосредоточить все силы и финансовые возможности на разработке боевого вертолета Ми-28Н («Н» - ночной) - ОКР "Авангард-2" - круглосуточного и всепогодного, с принципиально новым интегрированным комплексом бортового оборудования пятого поколения.

Испытания. Первый опытный вертолет Ми-28Н был построен в августе 1996 г. и совершил первый полет 14 ноября 1997 г. (летчик-испытатель В.В.Юдин и штурман С.В.Никулин), а с 30 апреля 1997 г. начал проходить заводские летные испытания. Через четыре года Ми-28Н поступил на государственные совместные  испытания (2001 г.). Учитывая большую потребность в военных машинах подобного типа, командование ВВС РФ в 2002 г. приняло Ми-28Н как основной перспективный боевой вертолет будущего, не дожидаясь завершения испытаний. В июне 2005 г. к программе испытаний приступил второй опытный прототип Ми-28Н. 4 марта 2006 г. после успешного окончания первого этапа государственных совместных испытаний государственная комиссия под председательством главнокомандующего ВВС Российской Федерации генерала армии В.С.Михайлова выдала заключение о выпуске установочной партии Ми-28Н. В мае 2006 г. к госиспытаниям присоединился первый серийный Ми-28Н борт №32. Государственные совместные испытания Ми-28Н завершены 26 декабря 2008 г. подписанием акта об их окончании. В ГСИ приняли участие 2 опытных и 7 предсерийных вертолетов. 15 октября 2009 г. распоряжением Президента России Ми-28Н официально принят на вооружение в качестве основного ударного вертолета.


Вертолеты Ми-28Н бортовые №№09 и 10 желтые, лето 2012 г. (фото - A.Blogin, http://ruforces-com.livejournal.com).


Ми-28Н постройки 2012 г. на аэродроме ПО "Роствертол", г.Ростов-на-Дону, 9 марта 2012 г. (фото - Михаил Мизикаев, http://russianplanes.net/).


Первый прототип Ми-28Н - вертолет ОП-1, бортовой №014 после доработок на авиашоу МАКС-2003, 23.08.2003 г. (фото - Flavien Breitenmoser, http://www.airliners.net).


Вертолет Ми-28Н - прототип вертолета Ми-28НЭ участвовавший в показательных полетах в Индии на авиасалоне МАКС-2011 16-21 августа 2011 г. (фото - VLAS, http://militaryrussia.ru/forum).

Динамическая схема Ми-28Н послужила основной для разработки на МВЗ им. М.Л. Миля проектов новых вертолетов: воздушной боевой машины пехоты Ми-40 и транспортно-пассажирского вертолета Ми-58.

Серийное производство. Учитывая положительные результаты совместных госиспытаний первого опытного образца Ми-28Н, Правительство РФ 14 декабря 1997 г. выпустило постановление о завершении работ по Ми-28 и начале серийного производства на Ростовском вертолетном заводе. Однако из-за тяжелого экономического положения в стране завершить постройку первого предсерийного вертолета ростовчанам удалось только в марте 2004 г., уже в варианте модификации Ми-28Н «Ночной охотник» - первый вертолет ростовской сборки (борт №02, позже - 024) совершил первый полет 24 марта 2004 г. До официального решения 27 декабря 2005 г. первый полет совершил первый серийный вертолет борт №32. Выданное 4 марта 2006 г. государственной комиссией заключение о выпуске установочной партии Ми-28Н явилось официальным разрешением ОАО «Роствертол» начать серийный выпуск вертолетов Ми-28Н, а для подразделений заказчика - осуществлять их эксплуатацию. В том же году первые серийные «Ночные охотники» начали поступать в состав ВВС РФ и подписан контракт на поставку до 2015 г 67 вертолетов Ми-28Н. Ранее в СМИ заявлялось о планах до 2010 г. поставить 50 таких машин. Всего же потребность отечественных ВВС оценивается в 300 «Ночных охотников». Заинтересованность в приобретении вертолетов выразили военные министерства ряда стран дальнего зарубежья. Ежегодно запланировано поставлять Вооруженным Силам России по десять Ми-28Н. По состоянию на 2010 г. серийное производство ведется заводоа ОАО "Роствертол" в г. Ростов-на-Дону.


Серийная сборка Ми-28Н на заводе ОАО "Роствертол", вероятно, 2010 г. (http://gunm.ru).

Предистория Ми-28 (размещена до публикации отдельной статьи):
     К углубленной проектной разработке боевого вертолета Ми-28 сотрудники «МВЗ им. М.Л. Миля» под руководством главного конструктора М.Н. Тищенко приступили в 1972 г. 16 декабря 1976 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление о разработке боевого вертолета Ми-28. Все работы возглавил заместитель главного конструктора А.Н. Иванов, ответственным ведущим конструктором был назначен М.В. Вайнберг. Поиск наиболее рационального внешнего облика и работа по улучшению технических и летных показателей вертолета проводились в сотрудничестве со специализированными научно-исследовательскими, опытно-конструкторскими и летно-испытательными организациями.
     К концу 1977 г. конструкторы МВЗ им. М.Л. Миля закончили эскизный проект, а в 1979 г. ОКБ приступило к рабочему проектированию винтокрылой машины и испытаниям первых экспериментальных образцов агрегатов и систем. В августе 1980 г. правительственная Комиссия по военно-промышленным вопросам, ознакомившись с ходом разработки перспективного боевого вертолета Ми-28, приняла решение о строительстве опытно-экспериментальных образцов, не дожидаясь официального утверждения окончательного макета. Поэтому первый образец Ми-28, собранный в июле 1982 г., дорабатывался до требуемого уровня в процессе доводки и летных испытаний.
     10 ноября 1982 г. экипаж в составе ведущего летчика-испытателя завода Г.Р. Карапетяна и штурмана-испытателя В.В. Цыганкова впервые оторвал новый вертолет от земли, а 19 декабря того же года - осуществил первый полет по кругу. Вертолет поступил на совместные сравнительные государственные испытания, В сентябре 1983 г. опытное производство МВЗ завершило сборку второго летного экземпляра. Он использовался для испытания вооружения.
      В 1986 г. Ми-28 успешно прошел основную часть программы госиспытаний, и в следующем году последовало правительственное постановление о запуске вертолета в серийное производство. Тогда же МВЗ им. М.Л. Миля завершил постройку предсерийного прототипа, названного Ми-28А. Вертолет получил высокую оценку как отечественных, так и зарубежных специалистов. Он полностью соответствовал своему назначению и превосходил по многим показателям все вертолеты аналогичного класса. Пилотажные и маневренные характеристики уникальны и гарантируют высокую степень выживаемости в воздушном бою. 6 мая 1993 г. летчик-испытатель Карапетян впервые выполнил на Ми-28 «петлю Нестерова», а спустя несколько дней - «бочку».
     Всего включая Ми-28А в 1982-1991 г.г. построено и летало 4 вертолета Ми-28.

Конструкция:
Вертолет выполнен по одновинтовой схеме с рулевым винтом, двумя ГТД, трехопорным шасси и вспомогательным крылом.
Фюзеляж цельнометаллический, полумонококовой конструкции, включает в себя носовую и центральную части, а также хвостовую и килевую балки. В носовой части находятся два раздельных бронированных отсека кабины экипажа, в которой размещены спереди кресло штурмана-оператора, а сзади и выше кресло пилота. Для повышения боевой живучести вертолета и выживаемости экипажа имеется бронезащита кабины, в которую входит набор керамических плиток, наклеенных на каркас носовой части фюзеляжа. Ми-28Н - единственный в мире вертолет, оснащенный боковыми бронестеклами. Летчик и штурман разделены бронеперегородкой. Дверь штурмана находится на левом борту, а летчика - на правом. Двери и стекла оборудованы механизмами аварийного сброса. При аварийном покидании кабин под дверями надуваются специальные трапы, предохраняющие экипаж от удара о шасси. Спереди внизу к носовой части крепится на стабилизированной платформе обзорно-прицельная станция и рама пушечной установки. Под полом летчика размещены блоки электрооборудования и прицельно-пилотажно-навигационного комплекса.

Бронирование - полностью броневое плоскопараллельное остекление выдерживает прямые попадания пуль калибром до 12,7 мм, броня кабины выдерживает попадания снарядов 20 мм пушки "Вулкан".


Кабина Ми-28 после отстрела из ЗСУ-23-4 "Шилка" (фото из архива Дмитрия Миронова, http://military.tomsk.ru/forum).

Задний отсек радиооборудования имеет достаточно вместительные свободные объемы, позволяющие использовать его в качестве грузового (для перевозки аэродромного оснащения при передислокации вертолета либо эвакуации экипажа другого вертолета). Нижнее расположение хвостовой балки исключило возможность задевания за нее лопастью несущего винта при резком маневре. Задняя часть килевой балки выполнена в виде фиксированного руля. В верхней части килевой балки крепится стабилизатор. Под ее нижней частью находится хвостовая опора шасси.


Открытый задний отсек радиооборудования со свободными объемами. Вертолет Ми-28Н борт №12 кореновской эскадрильи,  авиабаза в Буденновске, лето 2011 г. (http://4044415.livejournal.com).

Система пассивной защиты вертолета обеспечивает безопасность членов экипажа при аварийной посадке с вертикальной скоростью до 12 м/с. При этом величины перегрузок снижаются до уровня физиологически переносимых. Механизмы, приводившие в действие систему защиты, установлены на цилиндрах амортизаторов основных опор шасси. С их помощью осуществляется просадка энергопоглощающих кресел экипажа и отклонение вперед ручки продольно-поперечного управления, что исключает возможность травмирования летчика. Энергогасящие кресла "Памир-К" разработки КБ "Звезда", опускающиеся на 30 см, защищают экипаж от перегрузок, возникающих при аварийной посадке. В аварийной ситуации также обеспечивается принудительное травмобезопасное притягивание летчиков к спинке кресла привязной системой.


Стенд для отработки системы пассивной защиты вертолета Ми-28 (http://mbp-c.com.ru).

Крыло свободнонесущее с четырьмя пилонами, предназначенными для подвески ракетного, стрелково-пушечного, бомбового вооружения и дополнительных топливных баков. По концам крыла в обтекателях располагаются устройства для отстрела помеховых патронов. В аварийной ситуации крыло может сбрасываться. Управление стабилизатором соединено с ручкой общего шага несущего винта.

Несущий винт пятилопастный. Лопасти имеют прямоугольную форму в плане. Лонжерон лопасти - из полимерных композиционных материалов образует носовую часть по форме профиля. К нему крепятся хвостовые отсеки, выполненные в виде обшивки из полимерных композиционных материалов с полимер-сотопластовым заполнителем. Втулка несущего винта представляет собой титановый корпус с пятью вынесенными сферическими эластомерными шарнирами. В подвижных соединениях втулки используются металлофторопластовые и тканевые подшипники.

Хвостовой винт четырехлопастной. Для снижения шума и повышения эффективности спроектирован по Х-образной схеме. Его втулка состоит их двух модулей, установленных один над другим на шлицах ступицы. Каждый модуль представляет собой сочленение двух рукавов лопастей. Лопасть состоит из стеклопла-стикового лонжерона и хвостовой части из сотового блока и стеклопластиковой обшивки. Лопасти несущего и рулевого винтов оснащаются электротепловой противообледенительной системой.

Шасси трехопорное с хвостовым колесом. В конструкцию опор основного шасси включены гидропневматические амортизаторы с дополнительным аварийным ходом. Устройство основных опор рычажного типа позволяет изменять клиренс вертолета. Топливная система выполнена в виде двух самостоятельных симметричных систем питания каждого двигателя с автоматическим перекрестным питанием и перекачкой. Она состоит из трех баков (двух расходных на каждый двигатель и одного общего), находящихся в контейнере топливных баков, стенки которого протестированы пенорезиной. Сами топливные баки заполняются предохраняющим от взрыва пенополиуретаном.

Трансмиссия состоит из многопоточного главного редуктора ВР-29, двух угловых редукторов УР-28, служащих для передачи крутящего момента от двигателей к главному редуктору, промежуточного редуктора, редуктора рулевого винта и трансмиссионных валов привода.

Система управления - бустерная, состоит из четырех установленных на главном редукторе комбинированных рулевых приводов, которые выполняют функции гидроусилителей и рулевых машин автопилота. Управление вертолетом максимально скомплексировано: в кабине летчика размещены органы управления полетом, в кабине штурмана-оператора - управление вооружением.

Гидравлическая система состоит из двух независимых систем для питания комбинированных рулевых приводов и гидродемпферов. Электрическая система переменного тока питается от двух генераторов с приводом от главного редуктора.
Гидравлическая система состоит из двух независимых систем, служащих для питания комбинированных рулевых приводов систем управления и гидродемпфера в системе путевого управления.

Система жизнеобеспечения включает систему кондиционирования воздуха и кислородное оборудование.


Ми-28Н борт 35 желтый на авиасалоне МАКС-2011, 17.08.2011 г. (фото - lusika33, http://military-photos.livejournal.com).

Двигатели: 2 х турбовальных двигателя ТВЗ-117ВМА (ВМ модификация "А") мощностью по 2200 л.с. (2500 л.с. по западным данным - en.wikipedia.org) разработки ОКБ им.В.Я.Климова, в серии с 1986 г. На вертолеты выпуска 2010 г. и позже (начиная с борта №01 белого) устанавливаются двигатели ВК-2500-02 - модификация двигателя ТВ3-117. Мощность двигателя на чрезвычайном режиме - 2700 л.с. Информация по новой модификации двигателя подтверждена в интервью Главкома ВВС России от 13.02.2012 г.

Независимая работа двиагетелей обеспечивает возможность выполнения полета с одним работающим двигателем. На входах двигателей стоят грибовидные пылезащитные установки. Двигатели оборудованы экранно-выхлопными устройствами, снижающими тепловую заметность вертолета - как минимум с 2003 г. используются ЭВУ нового современного типа. Система впрыска воды обеспечивает беспомпажную работу двигателей при пусках неуправляемых ракет. В качестве вспомогательной силовой установки использован двигатель АИ-9В, который также обеспечивает привод систем при проверках на земле и подачу теплого воздуха для обогрева кабин. В подкапотном пространстве редукторного отсека, над потолочной панелью центральной части фюзеляжа, располагаются вентилятор и маслорадиатор.




Экранно-выхлопные устройства старого типа на Ми-28А (фото из архива Дмитрия Миронова, http://forum.eagle.ru и http://airbase.ru).


Экранно-выхлопные устройства нового образца на Ми-28Н борт №37 на выставке МАКС-2007, Раменское, 26.08.2007 г. (фото - Федор Борисов, http://www.airliners.net).

ТТХ вертолета:

Экипаж - 2 чел (пилот и штурман)

Длина - 21155 мм
Длина фюзеляжа без винтов - 17010 мм
Диаметр несущего винта - 17200 мм
Размах крыла - 4880 мм
Высота - 4800 мм

Масса взлетная максимальная:
- 12100 кг (боевая)
- 12139 кг (перегоночная)
Масса взлетная нормальная - 10700 кг
Масса пустого - 8550 / 8590 кг (по разным данным)
Масса полезной нагрузки - 2300 кг
Масса топлива:
- боевая - 634-1271 кг
- перегоночная - 3029 кг (включая 4 ПТБ)
Запас топлива во внутренних баках - 1900 л

Типовые варианты полезной нагрузки и заправки топливом (источник - ED forums):
ПТУР "Атака" 8 8   8 16 16 8   16 8    
УР "Игла"     4 4     4     4    
НУР           2 х Б-8В20А 2 х Б-8В20А 4 х Б-8В20А 2 х Б-13Л1 2 х Б-13Л1 4 х Б-13Л1  
Наличие боекомплекта НППУ и БКО без БКО                     без БКО и бк НППУ
ПТБ                       4 ПТБ
Масса полезной нагрузки (кг) 2250 2382 2081 2530 2831 3517 3216 3305 3550 3550 3550 3509
Масса топлива (без 30 кг расходуемых до взлета, кг) 1271 1271 1271 1271 1271 1271 1271 1271 960 1261 828 3029
В т.ч. в основных баках (кг) 1271 1271 1271 1271 1271 1271 1271 1271 960 1261 828 1294

Скорость:
- максимальная - 324 км/ч
- крейсерская - 265 км/ч
- боковая, задняя - до 100 км/ч
- угловая разворота на зависании - до 90 град/с
- угловая рыскания на зависании - до 117 град/с
- угловая крена на зависании - 100 град/с
Дальность:
- перегоночная - 1100 км
- практическая - 460 км
Потолок:
- динамический - 5700 м
- статический - 3700 м
- минимальный - 5 м


Вооружение:
- артеллирийское - состоит из несъемной подвижной пушечной установки НППУ-28 с пушкой 2А42 калибра 30 мм. Диапазон отклонения НППУ-28 составляет: по азимуту ±110°; по углу места +13...-40 град. Боезапас пушки в 250 снарядов располагается в двух ящиках с селективной двухсторонней подачей на поворотной части турели. Штатно артиллерийской установкой управляет штурман-оператор.




Артиллерийская установка НППУ-28 вертолета Ми-28Н борт №38 - прототипа вертолета Ми-28НЭ - на авиасалоне МАКС-2011 16-21 августа 2011 г. Пушка находится в крайнем левом положении (фото - VLAS, http://militaryrussia.ru/forum).

- ПТУР - на внешних балочных держателях может осуществляться подвеска до 16 противотанковых управляемых сверхзвуковых ракет 9М120 комплекса «Атака-В» или 9М114 комплекса «Штурм-В» (с радиокомандными системами наведения).


ПТУР «Атака-В» и блок НАР Б-13 под Ми-28Н борт №38 на экспозиции авиасалона МАКС-2011, август 2011 г. (фото - VLAS, http://militaryrussia.ru/forum).

- ракеты "воздух-воздух" - на Ми-28Н предусмотрена установка ракет типа «Игла» класса «воздух-воздух» с ИК-головкой самонаведения с командно-аппаратными модулями - пусковыми установками "Стрелец". По состоянию на весну 2011 г. КАМ "Стрелец" поставлены на авиабазу в Буденновск.


Блок НАР Б-13 и пусковая установка "Стрелец" с ракетами "Игла" под Ми-28Н борт №38 на экспозиции авиасалона МАКС-2011, август 2011 г. (фото - VLAS, http://militaryrussia.ru/forum).

- прочее подвесное вооружение - на внутренних держателях крепятся блоки неуправляемых ракет Б-5В35, Б-8В20 или Б-13Л1, унифицированные вертолетные гондолы ГУВ в пулеметном и гранатометном вариантах, контейнеры мелких грузов КМГУ-2 с минами и авиабомбами малого калибра. На держателях также можно перевозить авиационные бомбы калибра 250 и 500 кг или дополнительные топливные баки. Арсенал вертолета также включает тяжелые неуправляемые ракеты С-24Б, пушечные контейнеры УПК-23-250 и зажигательные баки ЗБ-500.

Типовые варианты полезной нагрузки и вооружения, узлы подвески слева-направо по ходу вертолета (источник - ED forums, предположительно данные устаревшие):
№ пп
узел подвески №1 узел подвески №2 узел подвески №3 узел подвески №4 Масса топлива
1 КМГУ
КМГУ КМГУ КМГУ 634 кг
2
ББ-13Л1 Б-13Л1 Б-13Л1 Б-13Л1 698 кг
3
8 ПТУР "Атака"
КМГУ
КМГУ
8 ПТУР "Атака" 818 кг
4
8 ПТУР "Атака" Б-13Л1 Б-13Л1 8 ПТУР "Атака" 850 кг
5 Б-13Л1 Б-8В20 Б-8В20 Б-13Л1 1062 кг
6 8 ПТУР "Атака" Б-8В20 Б-8В20 8 ПТУР "Атака" 1210 кг
7 ПТБ ПТБ ПТБ ПТБ 3017 кг


Оборудование:
Комплекс бортового радиоэлектронного оборудования включает в свой состав:
- навигационная система в составе высокоточной инерциальной системы ИНС-2000 и бесплатформенной курсовертикали СБКВ-2В-2 с комплексированием со спутниковой навигационной системой, доплеровским измерителем скорости и сноса (ДИСС) и системой воздушных сигналов (СВС), радиотехнической системы дальней навигации (РСДН);
- пилотажный комплекс
- бортовая вычислительная система на базе ЭВМ "Багет-53"
- информационно-управляющая система
- многофункциональная система отображения информации на ЖК-индикаторах МФИ-10-6М с многофункциональным пультом ПС-7В с устройством регистрации видеоинформации;
- система управления оружием
- обзорно-прицельная станция оператора - для обнаружения и распознавания объектов, прицеливания, захвата и автосопровождения объектов по телевизионному и тепловизионному каналам. В состав входят: система стабилизации линии визирования, система автоматического сопровождения целей, оптико-телевизионный канал, тепловизионный канал, лазерный дальномер;
- обзорно-пилотажная система летчика с очками ночного видения, предназначена для круглосуточного обзора местности, поиска и обнаружение объектов (ориентиров и препятствий). Состав: низкоуровневый телевизионный канал, тепловизионный канал, лазерный дальномер;
- АТТ (автомат теплотелевизионный) семейства "Охотник", разработки ФГУП "ГРПЗ" - обеспечивает интеллектуальную обработку видеоизображений, в результате чего становится возможным видение фоноцелевой картины при любых погодных условиях в любое время суток. В АТТ впервые из всех моделей "Охотник", реализован высокоскоростной цифровой интерфейс для передачи видеосигналов при вибрациях и крене вертолета, также обеспечивается автоматическое обнаружение и сопровождение целей;
- бортовая радиолокационная станция кругового обзора
- система управления ракетным вооружением
- нашлемная система целеуказания и индикации
- бортовой комплекс средств связи КСС-28Н-1, обеспечивает автоматический телекодовый обмен данными с наземными пунктами управления и другими летательными аппаратами, оборудованными аппаратурой, обеспечивающей встречную работу; дальнюю и ближнюю открытую и засекреченную радиосвязь через изделие криптозащиты и КВ-модем. Комплекс обеспечивает одновременную работу (прием - передача) по трем каналам связи, в том числе по двум телефонным каналам и одному телекодовому;
- система предупреждения о радиолокационном и лазерном облучении, пеленгатор УФ-излучения
- радиоаппаратура опознавания.

Оптико-электронная обзорно-прицельная станция с гиростабилизированными полями зрения ОПС-28 "Тор", разработанная Красногорским ОМЗ им. Зверева, имеет оптический, низкоуровневый телевизионный и тепловизионный каналы наблюдения. Со станцией конструктивно совмещены лазерный определитель дальности и система управления ПТУРами. Для облегчения пилотирования применяется турельная оптико-электронная система ТОЭС521 разработки Уральского ОМЗ им. Э.С.Яламова. Эта система так же оборудована лазерным дальномером, тепловизионным и телевизионным каналами. Вся обобщенная информация поступает на многофункциональные цветные жидкокристалические индикаторы - по два в кабинах летчика и штурмана-оператора, кроме того у летчика индикатор на лобовом стекле. На Ми-28Н освоена единая вычислительная среда в составе трех центральных БЦВМ и целого ряда перефирийных вычислителей, существенно упростившая бортовое программное обеспечение. На вертолете внедрена разветвленная система внутреннего контроля.
Дальность обнаружения целей - 10 км


Приборы в кабинах пилота (слева) и штурмана-оператора (справа) вертолета Ми-28Н. (фото - Алексей Михеев, Фомин А. Ми-28Н - поставки растут. // Взлет. №1-2 / 2011 г.).


Бортовые средства наблюдения и наведения систем вооружений вертолета Ми-28Н (из архива Дмитрия Миронова, http://military.tomsk.ru/forum).

На вертолет планировалось установить надвтулочную РЛС Н025. На прототипах вертолета (ОП-1 и ОП-2) устанавливались только массо-габаритные макеты РЛС. К 2007 г. основным разработчиком - Рязанским Приборным Заводом - изготовлено три опытных РЛС. Один из трех изготовленных прототипов РЛС Н025 впервые поднялся в воздух 16 февраля 2007 г. на вертолете Ми-28Н борт №36. По состоянию на середину 2008 г. испытания РЛС на данном вертолете продолжались в Чкаловском.  Испытания РЛС проводились в режиме висения на высоте 8 м - проведено испытание работы РЛС в различных режимах полета, изучалось воздействие механических воздействий на работу РЛС результаты испытаний признаны положительными. Доработана конструкторская документация. Штатная установка надвтулочной РЛС планируется на модификацию Ми-28НМ. Предназначение РЛС:
- картографирование земной поверхности;
- обнаружение подвижных и неподвижных наземных целей;
- измерение координат целей;
- обеспечения безопасности полета (обнаружение опасных для полета препятствий, в т.ч. проводов и опор ЛЭП);
- обнаружения воздушных целей;
- обнаружения опасных для полета метеообразований, измерение их интенсивности и дальности до них.

ТТХ РЛС Н-025Э (2011 г.):
Частотный диапазон - Ка
Количество одновременно сопровождаемых целей - 4
Дальность действия - 20 км
Дальность обнаружения опасных метеобразований - до 100 км
Время обзора - не более 1 сек
Зона обзора по азимуту - сектор 180 град
Зона обзора по углу места - от -25 до + 15 град.
Сектор поиска наземных целей по азимуту - 90 град
Сектор поиска наземных целей по углу места - 35 град
Сектор поиска воздушных целей по азимуту - 180 град
Сектор поиска воздушных целей по углу места - 4-12 град



Ми-28Н борт №036 на испытаниях первого варианта РЛС Н025 (Взлет. №5 / 2008 г.).


РЛС Н025 производства Рязанского Приборного завода, 2008 г. (фото - Евгений Ерохин, http://www.missiles.ru).


РЛС Н025 производства Рязанского Приборного завода (http://www.grpz.ru).




Надвтулочная РЛС Н025НЭ на авиасалоне МАКС-2011, август 2011 г. (фото - SV, http://forums.eagle.ru).


Ми-28Н борт №36 желтый, вероятно, с обновленной надвтулочной РЛС. 1-2 апреля 2012 г. (фото - kabuki, http://russianplanes.net/).

Для защиты от средств ПВО на вертолете установлены: аппаратура "для постановки помех радиолокационным станциям и управляемым ракетам с инфракрасными и радиолокационными головками самонаведения"; аппаратура предупреждения об облучении вертолета радиолокационными станциями и лазерными целеуказателями противника; устройство отстрела помеховых патронов УВ-26 для защиты от ракет с тепловыми головками самонаведения.


Ми-28Н бортовой №16 синий выпуска 2010 г. с полным штатным комплектом бортового комплекса обороны, 17.01.2011 г. (фото - Сергей Аблогин, http://www.airliners.net).


Блок отстрела помех на конце консоли крыла вертолета Ми-28Н борт №12 кореновской эскадрильи, авиабаза в Буденновске, лето 2011 г. (http://4044415.livejournal.com).

Модификации:
- Ми-28 / изделие 280 - HAVOC / HAVOC-A - исходная опытно-экспериментальная модификация вертолета, предназначенного для применения в дневных и ограниченно-сложных метеоусловиях. Выпущена в двух экземплярах, проходивших испытания с 1982 по 1987 г.

- Ми-28А / изделие 286 - HAVOC-A - модернизированный, модификация Ми-28 создана в 1985-1987 г.г. В конструкции учтены все замечания и изменения, вносимые в опытно-экспериментальные образцы по мере их доводки. Вертолет отличается модернизированными высотными двигателями ТВЗ-117ВМА мощностью 2200 л.с. каждый, улучшенным приборным оборудованием, измененной конструкцией эжекторных выхлопных устройств и модифицированным главным редуктором. На концах крыльев установлены контейнеры с кассетами инфракрасных и радиолокационных пассивных помех. Модификация выпущена в двух опытных экземплярах.

- Ми-28Н «Ночной охотник» / изделие 294 - HAVOC-B - созданная в 1997 г. новейшая глубоко модернизированная модификация с интегрированным комплексом бортового радиоэлектронного и приборного оборудования и вооружения, обеспечивающим круглосуточное боевое применение в сложных метеоусловиях и на предельно малых высотах (5 - 15 м) с автоматическим огибанием рельефа местности и облетом (обходом) препятствий с использованием картографической информации и трехмерного синтезирования изображения местности. С 2006 г. находится в серийном производстве на ОАО «Роствертол».

- Ми-28НЭ / изделие 296 - экспортный вариант Ми-28Н. Специалисты ОАО «МВЗ им. М.Л.Миля» продолжают работы по совершенствованию Ми-28Н «Ночной охотник», внедряя в конструкцию его агрегатов и систем новейшие достижения отечественной и мировой вертолетной науки и техники. Готовится ряд новых модификаций вертолета для ВВС РФ и экспортных поставок, в том числе варианты с агрегатами и системами иностранного производства. Осенью 2010 г. вертолет заявлен на тендер ВВС Индии. Прототип - Ми-28Н борт №38 - переоборудован к осени 2010 г., совершал показательные полеты в Индии. Вертолет №38 показан на авиасалоне МАКС-2011 16-21 августа 2011 г.

- Ми-28УБ / изделие 298 - в начале 2010 г. начата разработка (присвоен шифр изделия) для учебной версии Ми-28Н. С идентичными кабинами летчика и оператора. По состоянию на лето 2011 г. идут работы по изготовлению прототипа ОП-1. 9 августа 2013 г. ОП-1 совершил первый полет на территории летно-испытательной станции ОАО «Роствертол» и планируется демонстрация вертолета на авиасалоне МАКС-2013. Основным отличием нового Ми-28УБ от вертолета Ми-28Н «Ночной охотник» является двойная гидромеханическая система управления, которая позволяет управлять вертолетом как из кабины летчика, так и из кабины летчика-оператора, выполняющего функции инструктора. В новом вертолете кабина инструктора увеличена, расширена верхняя часть фонаря кабины летчика, изменена конфигурация энергопоглощающих кресел (источник). ВВС России планируют приобретение до 2020 г. от 40 до 60  вертолетов Ми-28УБ. "Четыре-шесть машин будем брать на каждую воинскую часть, которая эксплуатирует вертолеты"  (источник).




Первые публичные фотографии опытного прототипа Ми-28УБ - вертолета ОП-1, 09.08.2013 г. (фото - ОАО "Вертолеты России", http://www.russianhelicopters.aero).

- Ми-28Н серийный образца осени 2011 г. - вертолеты серии отличаются улучшенным охлаждением двигателей и другими доработками. Согласно источника (ист. - Пилотажная группа...) в модели 2011 г. исправлена недоработка в конструкции главного редуктора вертолета, приводившая к проблемам и даже аварийным ситуациям - при работе более 2 часов редуктор перегревался, что приводило к остановке винта.


Вертолет Ми-28Н борт №50 желтый из партии вертолетов, переданной ВВС на авиабазу 344 ЦБПиПЛС АА 8 октября 2011 г., г.Торжок, Тверская область (автор фото - Сергей Аблогин, http://ablogin.ru/).




Ми-28Н серийный №07-01 борт №26 синий в Ростове в День Воздушного Флота России, 19.08.2012 г. (фото - ErikRostovSpotter и Андрей Котков, http://aviaforum.ru и http://forums.airforce.ru).

- Ми-28НМ - 25.12.2008 г. сообщено, что ВВС России приступили к реализации проекта модернизации вертолета Ми-28Н и созданию вертолета Ми-28НМ, сообщил РИА Новости представитель пресс-службы ВВС РФ. Проект тактико-технического задания на опытно-конструкторскую работу по модернизации вертолета Ми-28НМ прошел предварительное согласование в Главном командовании ВВС России. Вертолет будет штатно оснащен надвтулочной РЛС. Серийное производство модификации планируется начать в 2015 г.

25 октября 2013 г. командир 344-го Центра боевой подготовки и переучивания лётного состава армейской авиации в Торжке полковник Андрей Попов сообщил СМИ, что Ми-28НМ будет существенно отличаться от Ми-28Н - в т.ч. и внешне. Вертолет будет оснащен дублированным управлением, новым оборудованием и вооружением. Проектирование вертолета ведется, сроки готовности не называются.

19 декаюря 2013 г. замгендиректора по производству холдинга "Вертолеты России" Андрей Шибитов заявил СМИ, что испытания Ми-28НМ начнутся через 3 года - т.е. в 2016 г.

Статус и хронология: Россия
- 1996 г. 14 ноября - первый полёт опытного Ми-28Н / ОП-1 - борт №014.

- 2002 г. 24 апреля - возобновление испытаний Ми-28Н (№014) после оснащения его новым главным редуктором ВР-29 (вместо ВР-28).

- 2004 г. 24 марта - первый полет второго прототипа Ми-28Н - ОП-2, борт №02, позже 024. Вертолет собран на ростовском заводе "Роствертол".

- 2005 г. - между МО России и ОАО "Роствертол" заключен контракт сроком на 9 лет о поставках в ВВС 67 вертолетов Ми-28Н. В 2005-2007 г.г. построены и поставлены первые 7 предсерийных вертолетов Ми-28Н.

- 2005 г. 27 декабря - первый полет серийного Ми-28Н борт №32.

- 2006 г. май - серийныйо Ми-28Н борт №32 присоединился к программе государственных совместных испытаний.

- 2006 г. 17-25 июня - 2 вертолёта Ми-28Н (№14 и 32)  приняли участие в учениях "Щит Содружества -2006".

- 2008 г. 15 января - в Ростове-на-Дону состоялась торжественная церемония передачи в Военно-воздушные силы Российской Федерации двух серийных вертолетов Ми-28Н «Ночной охотник» (бортовые №№42 и 43).

- 2008 г. 8 августа - вероятно еще 2 серийных вертолета поступили в Центр боевого применения и переучивания летного состава №344 в Торжке (в/ч 32882). Всего в 2008 г. поставлено в ВВС 4 вертолета.

- 2009 г. 17 марта - на авиабазу в Буденновске поступили первые 6 серийных Ми-28Н производства ОАО "Роствертол". Авиабаза №6972 (в/ч 40491-Д).

- 2009 г. лето - 2 вертолета из центра в Торжке приняли участие в маневрах "Запад-2009" проходивших в Белорусии.

- 2009 г. 19 июня - вертолёт Ми-28Н (борт №43) потерпел аварию на Гороховецком полигоне Московского военного округа. При стрельбе из пушки в висении из-за сбоя в автоматике произошёл пуск НУР. Пороховые газы попали в двигатель, вызвав его помпаж. В связи с потерей мощности двигателей пилоты приняли решение совершить экстренную посадку. При касании земли левая стойка шасси попала в яму, вертолет опрокинулся на левый борт, в результате чего оказались разрушены несущий винт и хвостовая балка. Экипаж машины не пострадал, оба пилота успели выбраться из аварийного вертолета.


Авария Ми-28Н борт №43 на Гороховецком полигоне, 19.06.2009 г. (нижнее фото - Сергей Суворов, из архива Дмитрия Миронова, http://military.tomsk.ru/forum).


Авария Ми-28Н борт №43 на Гороховецком полигоне, 19.06.2009 г. (http://www.ntgs.ru).




Вертолет Ми-28Н борт №43 после аварии на Гороховецком полигоне, на первом фото видно сработавшее средство покидания вертолета - надувной трап штурмана, фото 19-20.06.2009 г. (http://www.liveinternet.ru).

- 2009 г. 15 декабря - на летно-испытательной станции "Роствертола" состоялась отправка очередной партии из 4 вертолетов Ми-28Н в строевые части ВВС. Всего за год поставлено 10 машин (12 по др.данным). Вертолеты поступили на вооружение строевой эксадрильи на авиабазе Буденновск.

- 2009 г. 25 декабря - ВВС России приступили к реализации проекта модернизации вертолета Ми-28Н и созданию вертолета Ми-28НМ, сообщил РИА Новости представитель пресс-службы ВВС РФ. Проект тактико-технического задания на опытно-конструкторскую работу по модернизации вертолета Ми-28НМ прошел предварительное согласование в Главном командовании ВВС России

- 2010 г. начало года - начата разработка (присвоен шифр изделия) для учебной версии Ми-28Н. С идентичными кабинами летчика и оператора.

- 2010 г. 18-22 июня - на полигоне около Приморско-Ахтарска эскадрилья Ми-28Н с авиабазы в Буденновске отрабатывала применение ПТУР "Атака".

- 2010 г. 30 июня - 3 июля - летно-тактические учения в которых приняла участие эскадрилья из 10 Ми-28Н с авиабазы в Буденновске.

- 2010 г. октябрь - завод "Роствертол" в г.Ростов-на-Дону построил и сдал ВВС России 15 Ми-28Н. 4 вертолета поступили на авиабазу в Буденновске, остальные поступали на авиабазу в Кореновске (8 вертолетов с белыми номерами, временно находятся в Буденновске). Авиабаза №393 в Кореновске (в/ч 35666).

- 2010 г. осень - заключен новый контракт между МО России и ОАО "Роствертол" на поставку до 2015 г. дополнительно 30 вертолетов Ми-28Н (в дополнение к 67 шт контракта 2005 г.).

- 2011 г. 15 февраля - во время проведения тренировочного полёта разбился Ми-28Н (борт №05). В редуктор двигателя попала стружка, после чего экипаж принял решение совершить вынужденную посадку. При посадке машина ударилась кабиной о землю. Лётчики были доставлены в госпиталь Буденновска, где от полученных травм скончался командир экипажа подполковник Андрей Глянцев.


Ми-28Н борт №05 после катастрофы, 15.02.2011 г. (из архива Дмитрия Миронова, http://military.tomsk.ru/forum).




Ми-28Н борт №05 после катастрофы, 15.02.2011 г. (фото опубликованы Денисом Мокрушиным, http://twower.livejournal.com).

- 2011 г. 8 апреля - с аэродрома ОАО «Роствертол» в Ростове-на-Дону поднялся в первый полет очередной, 34-й по счёту,  серийный вертолет Ми-28Н. Машина отличается рядов усовершенствований, в т.ч. новыми воздухозаборниками двигателей.


По неподтвержденной информации на фото вертолет Ми-28Н борт №43 желтый, восстановленный после аварии 19.06.09 г. На вертолете установлены нового типа теплообменники для главного редуктора, оборудование бортового комплекса обороны  - так же будут доработаны все ранее выпущенные вертолеты. Снимок сделан на испытательной базе ОАО "Роствертол" в пос.Крестовка, г.Ростов-на-Дону, 10.05.2011 г. (автор фото - Михаил Мизикаев, http://russianplanes.net).

- 2011 г. август - появилась неподтвержденная информация о том, что инфраструктура авиабазы №393 в Кореновске не готова к приему вертолетов выпуска 2010-2011 г.г. предназначенных для базирования там. В итоге, простояв в Буденновске, с июля 2011 г. вертолеты переводятся в центр обучения в Торжке и в связи с выходом календарного ресурса после замены бортовых номеров на "торжковские" желтые используются для обучения пилотов. В таком ключе "перенумерованы" как минимум машины с бортовыми номерами от 109 по 112 - новые номера от 09 до 12 желтые (см так же - Реестр вертолетов Ми-28Н - HAVOC-B).

- 2011 г. 04 октября - в СМИ (газета "Известия") со ссылкой на источник в ВПК заявлено, что вместо вертолетов Ми-28Н будут закуплены вертолеты Ми-35М. Речь идет о закупках 2011 г. или о плане на 2012 г. не уточняется, но вероятно секвестирован заказ на часть 2011 и на 2012 г.г.

- 2011 г. 08 октября - компанией "Росвертол" поставлены в ВС России 6 вертолетов Ми-28Н. Вертолеты поставлены в рамках ГОЗ-2011.

- 2011 г. 25 ноября - объявлены планы ГОЗ-2012 г. - более 20 ударных вертолетов Ми-28Н и Ка-52.

- 2012 г. 02 января - объявлено в СМИ о том, что 12 вертолетов Ми-28Н в первом квартале 2012 г. поступят на вооружение базы авиации в Смоленске.

- 2012 г. 16 августа - при выполнении учебного полета в Моздоке совершил жесткую посадку Ми-28Н. Жертв нет, разрушений на земле нет. Вертолет получил незначительные повреждения (источник).


Вероятно, жесткая посадка вертолета Ми-28Н в Моздоке, 16.08.2013г. (http://djoker-lj.livejournal.com).

- 2012 г. 19 августа - в День Воздушного Флота в Ростове представлен вертолет Ми-28Н серийный №07-01 борт №26 синий, который по неподтвержденным данным является одним из 6 вертолетов постройки 2012 г. переданных в завода "Роствертол" в 546-ю авиабазу армейской авиации (управление - Ростов).

- 2012 г. 5 ноября - в Ростове совершил первый полет 15-й вертолет Ми-28Н выпуска 2012 г., серийный №07-07.

- 2013 г. 16 июля - Министерство обороны России сообщает, что до конца лета Западный военный округ получит в Ростове очередную партию вертолетов Ми-28Н и один транспортный вертолет Ми-26 (источник).

- 2013 г. 21 августа - в СМИ заявлено, что Западный военный округ уже получил несколько вертолетов Ми-28Н и еще несколько вертолетов получит до конца сентября 2013 г. в числе 10 Ми-28Н, Ми-26 и Ми-8МТВ-5.

- 2013 г. 19 декабря - сообщается, что до конца 2013 г. на заводе в Ростове-на-Дону Западный ВО получит 10 вертолетов Ми-28Н и Ми-35.

Серийное производство вертолетов Ми-28Н:
Год, даты Серии вертолетов Ми-28Н Итого произведено
14.11.1996 г. 1 шт - борт №14 - первый прототип ОП-1
1
25.03.2004 г. 1 шт - борт №24 - второй прототип ОП-2 2
2005-2007 г.г. 6 шт - борт №№32-37 - вторая и третья серии
8
2008 г. 4 шт - борт №№41-44 - четвертая серия
12
2009 г. 12 шт (возможно и скорее всего 10 шт) - борт №№01-12 (соответственно 01-10)
22-24
2010 г. 15 шт - борт №№14-17 синий и 01-08 белый, если предположить, что в 2010 г. также сделали № 11 и 12 синий, а также № 13 синий - то всё сходится. 37 (план 2006 г. - 50 шт)
2011 г. 15 шт (планировалось в 2010 г.), реально оплачено и заказано 12 шт.

4 шт поставлено по ГОЗ-2011 по весне и 6 шт поставлено в ВВС 08.10.2011 г. в рамках ГОЗ-2011 (итого 10 шт)
план 53 (2010 г.)

49 шт (ожидается)

47 шт (октябрь 2011 г.)
2012 г. 15 шт (план), на 05.11.2012 г. 15 шт выпущено
план 68 (2010 г.)
2013 г. 15 шт (план по контракту 2010 г.) план 83 (2010 г.)
2014 г. 15 шт (план по контракту 2010 г.) план 98 (2010 г.)

Вертолеты Ми-28Н в ВВС
:
Дата 344-й ЦБПиПЛС армейской авиации
Торжок
387-я авиабаза армейской авиации (бывшая авиабаза 6971)
Буденновск
393-я авиабаза армейской авиации
Кореновск
Смоленск (378-я авиабаза, Вязьма / Двоевка ?)
546-я Егорлыкская авиабаза армейской авиации
Ростов
август 2008 г. 4 - -    
Осень 2010 г.   22 шт 3 шт    
Апрель 2011 г.   17 шт 11 шт    
Июль 2011 г. 4 шт ? 17 шт ? 7 шт ? (или в Торжке или в Буденновске)    
Октябрь 2011 г. 6 шт 17 шт? 11 шт ?    
2012 г       12 шт планируется поставить к 1-м квартале 2012 г. по неподтвержденным данным до августа 2012 г. передано 6 вертолетов пр-ва 2012 г.


Реестр вертолетов Ми-28Н - HAVOC-B


Экспорт: по состоянию на начало 2012 г. поставок на экспорт не производилось.

Алжир:
- 2007 г. июль - Ми-28Н прошел серию демонстрационных полетов в стране. Алжир проявляет интерес к приобретению вертолета, но изложил требования к вертолету, которые требуют его доработки.

Венесуэла - по состоянию на июль 2007 г. проявляет интерес к приобретению вертолета.

Индия:
- 2010 г. осень - вертолет Ми-28НЭ заявлен на тендер ВВС Индии госкомпанией "Росвооружение" и ОАО "Вертолеты России". Индия планирует закупить 22 вертолета такого класса. В течение 2010 г. Ми-28Н борт №38 "желтый" прошел испытания в Индии.

- 2010 г. сентябрь - прототип Ми-28НЭ - борт №38 - совершил несколько демонстрационных и испытательных полетов в Индии.

- 2011 г. 25 октября - в СМИ объявлено о завершении конкурса на поставку 22 ударных вертолетов в ВВС Индии. Победителем после сравнительных испытанияй 2010 г. признан вертолет Apache Longbow. По данным индийских военных, Ми-28Н не соответствует требованиям тендера по 20 пунктам. При этом Apache показал превосходство по таким характеристикам как всепогодность и возможности применения. Позже - в 2012 г. - в СМИ появилась информация (ист. - Пилотажная группа...) о том, что причинами неудачи Ми-28Н стали технические проблемы с главным ротором и системой вооружения.

Ирак:
- 2012 г. 9 октября - СМИ сообщают, что возможно в апреле, июле или в августе 2012 г. подписан ряд соглашений с Ираком о поставке техники. В т.ч. возможно планируется поставка 30 вертолетов Ми-28Н.

- 2013 г. 17 июня - РИА "Новости" сообщают о подписании соглашения на поставку Ка-52 - корреспондент РИА некорректно понял высказывание представителя "Рособоронэкспорта". На самом деле речь была о Ми-28Н. Позже появилась информация о том, что подписан контракт на поставку более 10 вертолетов Ми-28НЭ.

- 2013 г. 20 октября - СМИ сообщают, что Ми-28НЭ будут поставлены в Ирак до конца октября 2013 г.

Источники:
АРМС-ТАСС, информационное агентство. Сайт http://armstass.su/, 2011
Барабанов М.С. ВВС России получают пополнение. // Независимое военное обозрение. 18.03.2011 г.
Блог Pilot'a. Сайт http://pilot.strizhi.info/, 2010-2011 г.г.
Взлет. №5 / 2008 г.
Википедия - свободная энциклопедия. Сайт http://ru.wikipedia.org, 2011 г.
Главком ВВС России: С-400 начнет защищать границы России в 2012 году. Сайт http://www.ria.ru, 2012 г.
Лента.ру. Сайт http://lenta.ru, 2008-2012 г.г.
Литовкин Д., Суворов В. "Ночной охотник" из Торжка. // Известия. 12.01.2011 г.
Новые вертолеты на "Роствертоле". 2012 г. (источник).
Пилотажная группа "Беркуты" спасет вертолеты Ми-28Н "Ночной охотник", 2012 г. (источник).
Сборка Ми-28Н идет полным ходом. Сайт http://gunm.ru, 201 г.
Фомин А. Ми-28Н - поставки растут. // Взлет. №1-2 / 2011 г.
Форумы "Авиабазы". Сайт http://forums.airbase.ru, 2009-2011 г.г.
Airliners.net Airplanes, Aviation. Сайт http://www.airliners.net/, 2011 г.
ED forums.Сайт http://forums.eagle.ru, 2011 г.
MilitaryRussia.Ru livejournal. Сайт http://dimmi-tomsk.livejournal.com/, 2011 г.
Scalemodels.Ru. Сайт http://scalemodels.ru, 2011 г.

Каталог

Последние комментарии

Договор № 11180 от 30.09.1991г. между ОАО «МВЗ им. М.Л. Миля» (исполнитель) и Министерством...
Евгений 2017-02-03 05:39
Забавно, но вот этот макет на Евронаваль считается корабельной версией Ми-28 - NE...
Sierra 2016-10-18 14:52
Да батенька умеешь ты доводить людей до психоза и возбуждения. russians cry :beer: :Yahoo!:
arma37@tank7 2016-09-29 21:28
В принципе вот это свежее издание посоветовать не могу, имея на полке море книг...
Sierra 2016-09-29 01:25
Вот такая статейка pilot
Зюзя 2015-12-28 16:47
Засветились иракские Ми-28.http://www.militaryparitet.com/perevodn ... dnie/5409...
Soika 2014-03-01 05:46
Дима, глянь - не он ли?
Sierra 2013-08-14 21:06
Ходит слух, что на максе будет представлен Ми-28УБ - тренировочный.
Sierra 2013-08-14 20:45
[ img ][ img ]
10V 2013-03-08 04:25
Гость Wrote:Ну, тогда нужно и у Ка-52 в шапке указать, что это "Авангард-1"согласен... 5 сек
DIMMI 2012-10-19 16:55