| ДАННЫЕ НА 2022 г. (требуется пополнение) АН602 / изделие 602 / "Царь-бомба"
  
Термоядерная бомба с зарядом двухступенчатого типа с ядерным обжатием по типу РДС-37 сверхвысокой мощности. Предложение о создании термоядерной бомбы мощностью около 100 мегатонн в 1961 г. высказал молодой физик-теоретик Ю.А. Трутнев - бомба мощностью 100 Мт могла бы напугать зарубежных скептиков, считавших, что советские ядерщики существенно слабее американских. Идею поддержали академики А. Д. Сахаров, Ю. Б. Харитон и Я. Б. Зельдович. В феврале 1961 г. руководители КБ-11 направили в ЦК КПСС письмо «Некоторые вопросы развития ядерного оружия и способов его использования», где помимо прочего ставился вопрос о целесообразности разработки заряда мощностью 100 Мт. Решение о возобновлении испытаний ядерного оружия и о создании сверхбомбы было принято 10 июля 1961 г. на обсуждении в ЦК КПСС, когда научное руководство КБ-11 (ВНИИЭФ) доложило Н. С. Хрущеву о возможности разработки водородной бомбы мощностью 100 Мт.
Разработка бомбы велась в КБ-11 новой группой специалистов: из отпуска был вызван д.ф.м. н. Адамский В.Б., к нему подключили физика-теоретика — недавнего выпускника МИФИ Смирнова Ю.Н., а также инициаторов создания супербомбы к.ф.м. н. Трутнева Ю. А. и к.ф.м. н. Бабаева Ю.Н. Руководство разработкой взял на себя академик Сахаров А.Д. Испытания бомб (корпусов) планировалось начать 01.09.1961 г. При этом была нехватка парка ЭВМ для проведения должного количества расчетов. Пришлось задействовать все ЭВМ математического института АН СССР (математики КБ-11 работали там по ночам и в выходные дни). И только 24 октября (за 6 суток до проведения испытаний) был закончен итоговый отчет по конструкции бомбы и расчетно-теоретическому обоснованию. Но и тогда А.Д. Сахаров (уже без ЭВМ) дополнительно прорабатывал необходимые доработки.
На складах НИИ-1011 в г.Челябинск-70 были взяты 6 корпусов бомбы РН202 для зарядов Р202Э. Изготовление парашютной системы для бомб велось Московским НИИПДС. Самолет-носитель Ту-95-202 находился на аэродроме Дальней Авиации в г. Энгельсе в ожидании утилизации. Пришлось принимать срочные меры. Из категории списанных самолет возвратили в строй, заменили двигатели, провели полную ревизию силовых конструкций, электро- и радиооборудования, провели ремонтно-восстановительные работы. После проведения на нем учебно-тренировочных полетов, было выдано заключение ОКБ А.Н. Туполева о его пригодности для боевой работы.
Задача по конструированию корпуса бомбы и ее парашютной системы была значительно облегчена для КБ-11 тем, что корпус бомбы был ранее разработан НИИ-1011 (для изделия «202», см. ниже).
 Макет термоядерной бомбы АН602 в музее | | | | | ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение) Хронология ядерных испытаний в СССР (1945-1990 г.г.)
  
 Взрыв первой отечественной атомной бомбы РДС-1 на Семипалатинском полигоне, 29 августа 1949 г. (фото - Музей ядерного оружия РФЯЦ-ВНИИЭФ, http://rusarchives.ru). В таблице приводятся сводные данные по ядерным испытаниям в СССР. Данные пополняются - см. выше дату последних изменений файла.
- 1958 г. 31 марта - 30 сентября - СССР объявляет односторонний мораторий.
- 1958 г. 30 октября - 1961 г. 1 сентября - двухсторонний (СССР и США) мораторий на проведение ядерных испытаний.
- 1961 г. 1 августа - СССР объявляет односторонний выход из двухстороннего моратория на проведение ядерных испытаний.
- 1985 г. 6 августа - 1987 г. 25 февраля - односторонний мораторий СССР на проведение ядерных испытаний.
- 1991 г. 26 октября - Россия объявляет мораторий на проведение ядерных испытаний. | | | | | ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение) 8У-69 / изделие 244Н РН-24
   
Тактическая атомная бомба с зарядом разработки НИИ-1011 (позже - ВНИИП, ныне - РФЯЦ-ВНИИТФ, Минсредмаш СССР, г.Снежинск). Главные конструкторы - К.И. Щёлкин, А.Д. Захаренков. Это первая советская атомная бомба для применения на внешней подвеске сверхзвуковых самолетов фронтовой авиации. Бомба предназначена для уничтожения укрепрайонов, командных пунктов, позиций ракет и других важных целей с известными координатами. Разработка бомбы и заряда для нее велась в 1957-1961 г.г.
Испытания изделия 244 проводились в 1960-1961 г.г. в научно-испытательной части 71-го полигона ВВС (Багерово, Крым) был теоретически обоснован оптимальный метод возможного нанесения ядерного удара с истребителя-бомбардировщика по наземной цели. Это был вертикальный манёвр самолёта (кабрирование под углами порядка 45 градусов) при различных вариантах ухода самолёта после бомбометания. Согласно расчётам разработчиков самолёт имел возможность, находясь на удалении 5 - 6 км от цели, осуществить внезапный манёвр: через 5 - 6 сек. после ввода в кабрирование произвести сброс авиабомбы, а затем за 9 - 10 секунд уйти на безопасное расстояние, избежав или сведя к минимуму воздействие на машину поражающих факторов ядерного взрыва. Отработка указанного метода бомбометания с применением имитационных авиабомб ИАБ-500 проводилась на 71-м полигоне ВВС (Багерово, Крым) в 1961 г. под руководством начальника отдела Липецкого центра боевой подготовки И.Б.Качаровского. 27 августа 1962 г. подполковник Шеин А.И., впервые в мировой практике, произвел бомбометание авиабомбой 244Н в боевом снаряжении с самолета Су-7Б с использованием вертикального маневра (кабрирования). Испытание проводилось на Семипалатинском полигоне (см.хронологию атомных испытаний).
Бомба 8У-69 / изделие 244Н принята на вооружение в 1963 г. в трёх модификациях (244Н-1, 244Н-2, 244Н-3) с зарядами разной мощности.
Разработка более современного варианта РН-24 начато в НИИ-1011 (ВНИИТФ, главный конструктор - А.Д.Захаренков, источник) в 1962 г. Новая бомба выполнялась в габаритах бомбы 244Н, но с более мощным зарядом с несколько большими габаритами (чем в 244Н) и с более компактным блоком автоматики боеприпаса - с учетом этого конструкция боеприпаса была перекомпонована. С учетом Бомба РН-24 принята на вооружение в 1971 г.
Серийное производство бомбы 8У-69 / изделие 244Н было начато в конце 1961 г. на Приборостроительном заводе в г.Трехгорный. Последние две модификации бомбы (из всего пяти) выпускались также Пензенским приборным заводом (ППЗ, г.Заречный, ныне - НПЦ "Старт") до середины 1970-х годов. Первое серийное специзделие Пензенским приборным заводом выпущено в декабре 1963 г. - это было изделие 244Н (не подтверждено, источник).
В 1984 г. бомба снята с вооружения.
| | | | | ДАННЫЕ НА 2019 г. (стандартное пополнение) РДС-1 / С-1 / изделие 501
   
Первая отечественная атомная бомба. Атомная бомба РДС-1 разработана КБ №11 Лаборатории измерительных приборов №2 АН СССР (с 1950 г. КБ передано в структуру Первого Главного Управления при Совмине СССР) в соответствии с научно-техническими требованиями научного руководителя работ по созданию атомного оружия академика Курчатова (Лаборатория измерительных приборов №2 АН СССР, создана в феврале 1943 г.) и главного конструктора КБ-11 Ю.Б.Харитона. 20 августа 1945 г. при Государственном Комитете Обороны СССР создан специальный комитет по созданию отечественного атомного оружия, председатель комитета - Л.П.Берия. 30 августа 1945 г. для практической реализации задачи создания атомного оружия при Совете Народных коммисаров СССР создано Первое Главное Управление, руководитель - Б.Л.Ванников. 10 декабря 1945 г. состоялось первое заседание научно-технического совета ПГУ. 9 апреля 1946 г. по Постановлению Совмина СССР №805-327сс/оп "Вопросы Лаборатории №2" создано КБ-11, главный конструктор - Ю.Б.Харитон.
При создании первой отечественной атомной бомбы широко использовались данные разведки - в частности, подробная схема американской атомной бомбы, которая была передана советской разведке Клаусом Фуксом. Ценность полученной от Фукса информации была подтверждена Ю.Б.Харитоном впервые на конференции первых разработчиков ядерного оружия, которая проходила во ВНИИЭФ в апреле 1992 г., а затем в статье в газете "Известия" от 8 декабря 1992 г. (источник). Разработка систем бомбы велась отечественными учеными, но получение разведданных о подобных работах в США позволило значительно ускорить разработку, хотя и привело к преемственности технических решений.
| | | | | ДАННЫЕ НА 2022 г. (стандартное пополнение) Комплекс 9-А-7660 "Кинжал", ракета 9-С-7760 / изделие 292
    Авиационный ракетный комплекс с аэробаллистической ракетой. Разработан, совместно КБ машиностроения (г.Коломна, ракета, комплекс) и РСК МиГ (самолет-носитель). Предположительно работы над созданием комплекса были начаты в конце 1990-х - начале 2000-х годов, когда возникла идея совмещения возможностей МиГ-31 в качестве самолета-носителя и разгонной ступени с аэробаллистической ракетой. В качестве самолета-носителя используется доработанный самолет МиГ-31БМ - МиГ-31К изделие 06. В качестве ракеты - ракета созданная на базе баллистической ракеты 9М723 ракетного комплекса "Искандер-М". Разработка ракеты начата КБМ в рамках ОКР "292" не позже 2012 г.
По своим возможностям авиационно-ракетный комплекс предназначен для поражения важных объектов инфраструктуры - командных центров, систем ПВО и ПРО, авиационных баз и т.п. В том числе с применением ядерной боевой части. Возможно также самонаведение ракеты и применение, соответственно, по ограниченно мобильным целям типа соединений кораблей, отдельных кораблей, скоплений техники и т.п.
В выступлении Президента России 1 марта 2018 г. с презентацией ракетного комплекса "Кинжал" сообщалось, что с 1 декабря 2017 г. комплекс приступил к опытно-боевому дежурству на одном из аэродромов Южного военного округа. Предположительно, речь идет о 929-й Государственном лётно-испытательном центре Министерства обороны России, где и выполнялись съемки видео, показанного 01.03.2018 г. Весной 2018 г. начаты эксплуатационные испытания ракетного комплекса в Южном военном округе.
Западные источники сообщают, что испытания комплекса "Кинжал" полностью завершатся к 2020 г. и комплекс будет официально принят на вооружение (источник).
Информация по комплексу без указания источников носит предположительный и гипотетический характер.  Самолет-носитель МиГ-31К (борт №93) с ракетой 9-С-7760 "Кинжал" (кадр видео Министерства обороны России, опубликовано 10.03.2018 г.), | | | | | ДАННЫЕ НА 2022 г. (стандартное пополнение) Ту-160 (изделие 70) - BLACKJACK / RAM-P Ту-160С (изделие 70-03) - BLACKJACK Ту-160М (изделие 70М) - BLACKJACK Ту-160М2 (изделие 70М2) - BLACKJACK-M
   
Тяжелый многорежимный стратегический бомбардировщик с изменяемой стреловидностью крыла. Создан в ОКБ ММЗ "Опыт" А.Н.Туполева, главный конструктор с 1975 г. по 2010 г. Валентин Иванович Близнюк. Самолет в общих чертах подобен проекту многорежимного бомбардировщика М-18 ОКБ В.М.Мясищева. Первоначальный вариант Ту-160 имел крыло оживальной формы и проектировался на базе Ту-144 (1969-1972 г. г.). Предварительные НИОКР по Ту-160 с крылом с изменяемой геометрией начаты в 1972 г. Проектирование окончательного варианта - изделия 70, проект Ту-160М, самолет "К" начаты в 1975 г. по постановлению СМ СССР от 26 июня 1974 г. и постановлению СМ СССР N 1040-348 от 19.12.1975 г. Эскизный проект и создание полноразмерного макета Ту-160 - 1976-1977 г.г. Макет Ту-160 утвержден в конце 1977 г. Производство первых трех прототипов (машины 70-01 для летных испытаний, 70-02 для статических испытаний, 70-03 - предсерийный самолет) начато в 1977 г. на ММЗ "Опыт"(производство фюзеляжа - Казанский авиазавод, крыло и стабилизатор - Новосибирский авиазавод им.В.Чкалова, створки грузоотсека - Воронежский авиазавод, шасси - Горьковский авиазавод). Одновременно начата подготовка серийного производства на Казанском авиазаводе №22 (изначально планироалось развернуть произодство на Ульяновском авиазоводе). В мае 1980 г. прототип 70-01 построен и перевезен на аэродром ЛИИ в Жуковском. Окончательная сборка самолета завершена в январе 1981 г. и начаты наземные испытания самолета. Выкатка самолета 70-01 на летное поле - 18 августа 1981 г. Проверки систем и оборудования начаты 22 октября 1981 г. и 14 ноября 1981 г. под управлением экипажа Б.И.Веремея самолет совершил первую пробежку. Первое фото на Западе сделано с борта гражданского самолета взлетавшего из аэропорта Быково 25 ноября 1981 г. - самолет получил наименование RAM-P ("Раменское", неидентифицированный образец техники №16 ). | | | | | ДАННЫЕ НА 2022 г. (стандартное пополнение)  Первый прототип будущего вновь произведенного Ту-160М - Ту-160 серийный номер 804 сборки 2017 г., выкатка из цеха КАПО им.Горбунова, г.Казань, 16.11.2017 г. ( источник). Статус: СССР и Россия: Реестр Ту-160 неофициальный, по данным СМИ и других публичных источников (с) 2009-2021 г.г., http://militaryrussia.ru, ссылка при использовании обязательна: | | | | | ДАННЫЕ НА 2022 г. (стандартное пополнение) ПАК ДА / изделие 80 (проект)
   Перспективный авиационный комплекс дальней аваиации - проект стратегического бомбардировщика и носителя ракет. Программа ПАК ДА (условное наименование) ставит своей задачей создание бомбардировщика большой дальности для замены на вооружении ВВС России самолетов Ту-160, Ту-95МС (по версии лета 2009 г. и ранее) и Ту-22М3 (согласно заявлениям сделанным в декабре 2009 г.). Предварительные проработки облика ПАК ДА в конструкторских бюро и формирование требований к самолету со стороны ВВС начаты в 1999 г. Подготовка к участию разных КБ в конкурсе на создание бомбардировщика пятого поколения начата в апреле 2007 г. В декабре 2007 г. объявлено о том, что ВВС России сформулировали тактико-технические требования по программе ПАК ДА (интервью главкома ВВС России Александра Зелина агентству "Интерфакс", декабрь 2007 г.). Вероятно, в конкурсе на разработку ПАК ДА приняли участие ОКБ им.А.Н.Туполева, ОКБ им.П.О.Сухого, ОКБ им. С.В.Ильюшина и ОКБ им. В.М.Мясищева. Проект ПАК ДА ОКБ им.А.Н.Туполева по сообщениям СМИ создается на основе конструкции Ту-160. ОКБ им.П.О.Сухого с большой долей вероятности либо дорабатывает под требования конкурса ПАК ДА " объект 54С" либо разрабатывает проект с использованием наработок по теме Т-4МС (1970-е годы). Согласно сообщению генерального директора ОАО "Туполев" И.Шевчука на выставке МАКС-2009 контракт по программе ПАК ДА выиграло КБ им. А.Н.Туполева и в 2009 г. Министерство обороны России заключило контракт с ОАО "Туполев" на проведение НИР бомбардировщика на основе конструкции Ту-160 (при этом госфинансирование НИОКР начато в 2008 г.). 23.12.2009 г. президент компании "Туполев" Александр Бобрышев заявил, что НИР по теме ПАК ДА завершатся в 2012 г. и КБ приступит собственно к ОКР, которые завершатся в 2017 г. В 2011 г. ВНИИРА к аванпроекту ПАК ДА разработан аванпроект интеграционного комплекса БРЭО. Командование ДА ВВС России выдало ТТЗ на создание бомбардировщика 20.12.2011 г. К февралю 2012 г. НИР ПАК ДА завершена и ведется разработка аванпроекта самолета. Главный конструктор и первый заместитель директора программы перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА) по состоянию на 2013 г. - Михаил Юрьевич Асеев ( источник). Заводское наименование самолета - "изделие 80" (неоднократно упоминается в открытой печати). Данные носят предположительный характер и во многом отражают наш субъективный взгляд на проект самолета. | | | | | ДАННЫЕ НА 2021 г. (стандартное пополнение) Серийный номер 702 - Ту-160 "Василий Решетников"  Модернизированные на Казанском авиационном заводе имени С.П.Горбунова (филиале ПАО "Туполев") стратегические бомбардировщики Ту-160 ВКС России с названиями "Иван Ярыгин" (серийный номер 704) и "Василий Решетников" (серийный номер 702). Казань, 23.04.2020 года (фото - ОАК) | | | | | | | Устройство ядерных боеприпасов
Небольшая не слишком научная статья об устройстве ядерных боеприпасов. Здесь не планируется раскрывать какие-то ужасные тайны - просто небольшой экскурс для неофитов ядерного вооружения. Итак, начнем...
Ядерная боеголовка, атомная бомба, ракета с ядерной боевой частью (БЧ) несут в себе ядерный боеприпас - т.е. устройство, которое содержит атомный или термоядерный заряд и способно взорваться в нужный момент времени. В связи с тем, что ядерные боеприпасы являются оружием массового поражения их применение считается крайней мерой. Например, согласно ядерной доктрине России применение ядерного оружия возможно только при угрозе существования Российской Федерации, а также при угрозе поражения стратегических сил ядерного сдерживания Российской Федерации.
Конечно, ядерные боеприпасы можно структурировать по типу заряда - на атомные (менее мощные) и термоядерные (более мощные). И, конечно, по типам носителей: - баллистические ракеты стратегических сил и войсковых ракетных войск - крылатые ракеты "воздух-земля", "земля-земля" разных дальностей - бомбы - торпеды - артиллерийские снаряды - специальные системы вооружений - ракеты "воздух-воздух" и "земля-воздух" - противоракетные комплексы
 Схематичное устройство ядерного боеприпаса (ист. - ВНИИА) | | | | | ДАННЫЕ НА 2022 г. (стандартное пополнение) Ракета Х-55 / РКВ-500А / изделие 120 - AS-15 KENT-A Ракета Х-55СМ / РКВ-500Б / изделие 125 - AS-15 KENT-B Ракета Х-65Э / Х-65СЭ Ракета Х-555 - AS-15 KENT-C
   
Крылатая ракета большой дальности (КРБД) воздушного базирования. Проектирование ракетного комплекса с ракетой Х-55 начато по Постановлению Совмина СССР от 8 декабря 1976 г. в МКБ "Радуга", главный конструктор - И.С.Селезнев. Ранее, с 1968 г. по 1970 г. ГосНИИАС проведена НИР "Эхо" в результате которой установлено, что применение относительно недорогих дозвуковых крылатых ракет большой дальности с ядерными боевыми частями за счет скрытности и увеличения точности, в условиях системы ПВО вероятного противника может быть весьма эффективно. Система ПВО противника могла быть преодолена за счет массированности применения КР с эшелонированием налета по времени. Скрытность таких КР могла достигаться за счет размера, конструктивных особенностей, а так же за счет низковысотного полета с огибанием рельефа местности. В 1971 г., опираясь в т.ч. на результаты НИР "Эхо", МКБ "Радуга" вышло с инициативным предложением о создании такой ракеты, но указывая в основном на низкие ТТХ предлагаемой ракеты Министерство обороны СССР от создания подобной ракеты отказалось.
После активизации в 1975 г. работ по КРБД воздушного базирования ALCM в США руководством Министерства обороны СССР принято решение о создании подобного ракетного комплекса. Постановление Совмина СССР о создании КРБД воздушного (Х-55, МКБ "Радуга"), морского и наземного базирования принято 8 декабря 1976 г. Системы морского и наземного базирования создавались НПО "Новатор" (комплексы 3К10 "Гранат" и 3К12 "Рельеф"). Фактически работы по проектированию ракеты были начаты МКБ "Радуга" еще летом 1976 г. За создание новой системы вооружений отвечал генеральный конструктор МКБ "Радуга" И.С.Селезнев. От Минавиапрома СССР проект курировал заместитель министра И.С.Силаев. По линии ВПК при Совмине СССР контроль осуществлялся начальником оборонного отдела ЦК КПСС И.Д.Сербиным и секретарем ЦК КПСС по оборонным вопросам Л.П.Рябовым.
 Ракета Х-55СМ на авиабазе Энгельс, фото не позже 2005 г. (фото - Леонид Якутин, http://vpk-news.ru). | | | | | ДАННЫЕ НА 2022 г. (стандартное пополнение) Тактическая ударная аэробаллистическая управляемая ракета. Разработка ракеты, аналогичной по принципиальному устройству и назначению ракете SRAM (США), велась МКБ "Радуга" с 1974 г. ( источник) под общим руководством главного конструктора И.С.Селезнева. В 1978 г. изготовлены опытные образцы ракеты и начато освоение серийного производства ракеты на Дубненском машиностроительном заводе. В 1986 г. ракеты начали поступать в части Дальней Авиации. Из-за задержки с доводкой ракетным комплексом были оснащены только несколько десятков последних серийных Ту-22М3. Доработка ранее выпущенных самолетов не осуществлялась. Так же доработка комплекса задержала и освоение ракет строевыми экипажами - только в декабре 1988 г. первые пуски осуществили летчики 200-го ТБАП. Ракета принята на вооружение в 1988 г. и поставлялась в 184-й Гвардейский ТБАП и 1230-й (ныне - 121-й Гвардейский) ТБАП на самолетах Ту-160, а также в три полка 37-й воздушной армии ВГК на самолетах Ту-22М3. Впервые публично ракета показана в марте 1992 г. на показе техники для глав стран СНГ в Мачулищах (Белоруссия). Назначение базовой модели ракеты Х-15 - поражение стационарных площадных целей - военно-промышленных объектов, баз ВВС и ПВО, РЛС, командных пунктов и т.п. В т.ч. для проделывания бреши в системе ПВО противника.  | | | | | ДАННЫЕ НА 2017 г. (стандартное пополнение) Ракета Х-101 - AS-23A KODIAK Ракета Х-102 - AS-23B KODIAK
   
Крылатая ракета большой дальности. Разработана в МКБ "Радуга" с использованием опыта создания КРБД Х-55. Ракета отличается увеличенной дальностью, выполнена с использованием технологий снижения радиолокационной заметности и в двух вариантах по боевым частям - с обычной БЧ (Х-101) и с ядерной БЧ (Х-102). По неподтвержденным данным разработка ракеты начата в 1984 г. (источник, в 1992 г. по данным Jane's) и по данным СМИ завершена к 1995 г.
По западным данным, испытания прототипов ракет Х-101 начаты с носителя Ту-95МС в начале октября 1998 г. в Ахтубинске. Так же в некоторых источниках указывается, что испытательные пуски ракет велись в 1999 г. и в апреле 2000 г. в ходе учений 37-й воздушной армии ДА России. Летные испытания ракет Х-101 в Ахтубинске продолжались и в 2002 г. (источник).
Решение о начале серийного производства ракет Х-101 принято в октябре 1999 г. Осенью 1999 г. так же планировалось начать переоборудование самолетов-носителей по типу Ту-95МСМ. По западным данным, серийное производство ракет начато на заводе в Смоленске 1 декабря 2002 г. По нашему мнению, по состоянию на 2010 г. ракеты Х-101 и Х-102 еще не приняты на вооружение ВВС России и, вероятно, проходят испытания. Ранее была неподтвержденная информация о принятии ракет на вооружение в 1999 г. и в 2002-2003 г.г. Наименование "изделие 111" взято из источника Jane's - есть сомнения в его достоверности.
20 марта 2012 г. министр обороны России А.Сердюков в выступлении на расширенном заседании коллегии Министерства обороны заявил, что ВС России получили на вооружение новую крылатую ракету воздушного базирования большой дальности. Поступление ракет Х-101 в ВВС России ожидалось в 2013 г. и, вероятно, в 2013 г. было начато. 17 ноября 2015 г. состоялось первое боевое применение ракет Х-101 в Сирии, самолеты-носители - Ту-160.
Идентификация индексов ракет - источник | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2019 г. (в работе) НИР "Эхо"

Научно-исследовательская работа по определению облика перспективных стратегических средств воздушного нападения. Работа велась в период с 1968 г. по 1970 г. НИИ-2 (ГосНИИАС). В НИР велось сравнение сверхзвуковых крылатых, дозвуковых крылатых и баллистических ракет класса воздух-земля с целью. определения облика перспективных стратегических ракет подобного типа для вооружения дальней авиации ВВС СССР. Так же в рамках НИР прорабатывался облик перспективного авиационного противорадиолокационного ударного комплекса (ист. - Марковский).
Одним из предложений выработанных в рамках НИР "Эхо" стала идея «встречного подрыва» боеголовки крылатой ракеты при попадании в нее занитных либо авиационных средств перехвата. Считалось, что при массированной атаке над территорией потенциального противника такое воздействие на средства ПВО / ДРЛО, а так же общее поражение территории противника будет велико. По словам Е.А. Федосова, именно «фактор ракеты-недотроги» открыл дорогу разработке таких систем вооружения в СССР.
В результате НИР установлено, что применение относительно недорогих дозвуковых крылатых ракет большой дальности с ядерными боевыми частями за счет скрытности и увеличения точности, в условиях системы ПВО вероятного противника может быть весьма эффективно. Система ПВО противника могла быть преодолена за счет массированности применения КР с эшелонированием налета по времени. Скрытность таких КР могла достигаться за счет размера, конструктивных особенностей, а так же за счет низковысотного полета с огибанием рельефа местности. В 1971 г., опираясь в т.ч. на результаты НИР "Эхо", МКБ "Радуга" вышло с инициативным предложением о создании такой ракеты, но указывая в основном на низкие ТТХ предлагаемой ракеты Министерство обороны СССР от создания подобной ракеты отказалось.
После активизации в 1975 г. работ по КРБД воздушного базирования ALCM в США руководством Министерства обороны СССР принято решение о создании подобного ракетного комплекса. Постановление Совмина СССР о создании КРБД воздушного (Х-55, МКБ "Радуга"), морского и наземного базирования принято 8 декабря 1976 г. | | | | | ДАННЫЕ НА 2020 г. (стандартное пополнение)
Гиперзвуковая ракета КТРВ / ГЗУР (проект)
  Проект гиперзвуковой крылатой ракеты / гиперзвуковой управляемой ракеты (ГЗУР). НИР по созданию гиперзвуковой крылатой ракеты начата дубненским подразделением (бывшее МКБ "Радуга") "Корпорации Тактическое Ракетное Вооружение" по состоянию на август 2011 г. Генеральный конструктор и генеральный директор корпорации "Тактическое ракетное вооружение" ("ТРВ") - Борис Обносов. К декабрю 2017 г. в источнике говорится о совместной разработке дубненского МКБ "Радуга" и головного отделения КТРВ в г.Королев.
Возможно, при создании новой ракеты будут использованы результаты испытаний по теме НИР "Холод-2" и опыт создания экспериментального гиперзвукового аппарата "Игла" (Центральный Институт Авиационного Моторостроения им.Баранова).
23.04.2013 г. в СМИ заявлено, что к началу лета 2013 г. будет разработана целевая программа создания гиперзвукового оружия корпорации "ТРВ": "На базе корпорации образована постоянно действующая рабочая группа, в рамках которой существует 10 подгрупп по различным направлениям". Летом 2013 г. планируется защитить программу в ВПК при Правительстве России (источник).
28 августа 2013 г. российские СМИ сообщили, что "гиперзвуковая ракета создана корпорацией ТРВ, но пока летает лишь несколько секунд" - так вольно было перефразировано заявление Б.Обносова на авиасалоне МАКС-2013 о том, что в России уже были созданы ракеты, которые несколько секунд могли лететь со скоростью 4.5М (видимо подразумовались испытания ракет Х-90 и "Холод" в 1980-1990-е годы).
Наименование "ГЗУР" впервые упомянуто 22.12.2017 г. в источнике - здесь же приведена информация о том, что ракета, вероятно, проходит испытания и с 2020 г. планируется начать серийное производство ракеты темпами до 50 ед. в год. | | | | | ДАННЫЕ НА 2020 г. (в работе) Комплекс К-22 "Буря" / Д-2, ракета Х-22 - AS-4 KITCHEN Комплекс К-22М / Д-2М, ракета Х-22М - AS-4 KITCHEN
  Авиационный ракетынй комплекс с крылатой ракетой (противокорабельной, для стрельбы по площадям и позже с противорадиолокационной). Разработка комплекса К-22 с самолетом-носителем "105" (будущий Ту-22) начата дубнинским филиалом ОКБ-155 (с 30.04.1966 г. МКБ "Радуга") по Постановлению Совмина СССР №426-201 от 17 июня 1958 г. Главный конструктор - А.Я.Березняк. Изначально комплекс разрабатывался с двумя вариантами крылатых ракет: с ракетой для поражения высококонтрастных точечных (в т.ч. подвижных) целей, а так же с ракетой для поражения площадных целей с заранее известными координатами. Разработку системы управления и наведения комплекса К-22У вело КБ-1 Государственного Комитета по Радиоэлектронике СССР (главный конструктор В.М. Шабанов, заместители П.Г. Терезовский и П.С Каржавин) в трех вариантах: - - с автономным инерциальным счислителем пути ПСИ
- - с активной радиолокационной ГСН
- - с пассивной радиолокационной ГСН. Пассивная ГСН должна была наводиться на широкий спектр корабельных радиотехнических устройств - РЛС, средства связи и навигации.
Постановлением Совмина СССР от 21 июля 1959 г. ОКБ-155 предписывалось построить для испытаний 2 ракеты Х-22 в 4-м квартале 1959 г. и 3 ракеты в 1-м квартале 1960 г., а так же представить весь комплекс на совместные с ВВС испытания в 1-м квартале 1961 г. Первые образцы ракет для проведения испытаний изготовлены в 1962 г. заводом №256 ГКАТ. Испытания ракет были начаты в том же 1962 г. с борта специально переоборудованного самолета-носителя Ту-16К-22. Испытания ракет Х-22 столкнулись со многими трудностями и затянулись. Государственные испытания комплекса К-22 с ракетой Х-22 с активной радиолокационной ГСН и штатным носителем Ту-22К с РЛС ПН завершились только в 1967 г. В этом же 1967 г. комплекс К-22 с самолетом-носителем Ту-22К был принят на вооружение Дальней Авиации ВВС СССР. Серийный выпуск ракет Х-22 был начат на заводе №256 (с 1966 г. переименован в Долгопрудненский Машиностроительный Завод). Позже выпуск ракет велся так же на машиностроительном заводе в Ульяновске и на других заводах. Создание и испытания ракеты Х-22ПСИ с инерциальной системой наведения ПСИ затянулись и ракета была принята на вооружение только в 1971 г. В 1971 г. группа специалистов МКБ "Радуга" во главе с А.Я. Березняком за создание ракеты Х-22 была награждена Государственной премией СССР. По разработка противорадиолокационного варианта ракеты в 1962 г. было принято отдельное Постановление Совмина СССР, но работы по созданию этого варианта ракеты Х-22 шли с большим трудом и были завершены позже.  Подвеска ракеты Х-22 под Ту-22КД ( Якубович Н., Сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22. Выпуск 16 "Армада". М., Экспринт, 1999 г.) | | | | | ДАННЫЕ НА 2019 г. (стандартное пополнение) Ту-22М0 / самолет АМ / изделие 45-00 - BACKFIRE-A Ту-22М1 / изделие 45-01 - BACKFIRE-A Ту-22М2 / изделие 45-02 / Ту-26 - BACKFIRE-B Ту-22М3 / изделие 45-03 - BACKFIRE-C | | Ту-22М4 / изделие 45-04 - BACKFIRE-C mod. Ту-22М5 Ту-22МР / изделие 45-09 - BACKFIRE-D Ту-22М3М / изделие 45-03М - BACKFIRE-E | |     | | | | Средний бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла, носитель крылатых ракет. Разработан ОКБ-156 А.Н.Туполева. Главные конструкторы - изначально - Д.С.Марков, с 1992 г. - Б.Е.Леванович. По состоянию на 2013 г. главный конструктор Ту-22М3, Ту-22МР и модификаций - Александр Юрьевич Коренев ( источник). Разработка самолета "АМ" / "изделие 45" начата по Постановлению СМ СССР № 1098-378 от 28.11.1967 г. на базе проекта самолета "145" и декаларировалась как глубокая модернизация Ту-22К с установкой на самолет крыла с изменяемой геометрией. Постановлением устанавливался срок готовности самолета - ко второму кварталу 1969 г. Макетная комиссия приняла эскизный проект в октябре-ноябре 1967 г. Одновременно было принято решение строить опытную серию в десять самолетов Ту-22М0 на Казанском авиационном заводе им.С.П.Горбунова (ныне - КАПО им.С.П.Горбунова) с двумя вариантами космоновки хвостовой части саолета - без пушечной установки и с нею. Первый прототип Ту-22М / "изделие 45-00" выпущен 10 апреля 1969 г. и совершил первый полет 30 августа 1969 г. (командир экипажа - В.П.Борисов). До конца 1972 г. завершен выпуск опытных Ту-22М0. Самолеты использовались для проведения испытаний и доводки проекта. Пять самолетов Ту-22М0 поступили в Рязанский центр боевой подготовки и применения ДА СССР.
Решение о модернизации и создании самолета Ту-22М1 принято в декабре 1969 г., проектирование велось в 1970 г., а 28 июля 1971 г. совершен первый полет первого Ту-22М1 и начато производство малой серии предсерийной машины Ту-22М1 (1971 г., 9 шт., в строевые часи ВВС не поступали, как и Ту-22М0). Первый полет серийной модификации Ту-22М2 - 7 мая 1973 г. Серийное производство Ту-22М2 начато в 1972 г. Поступление в части ВВС Ту-22М2 началось в 1975 г. Официально Ту-22М2 принят на вооружение в августе 1976 г. Производство велось на Казанском авиазаводе №22 им.С.П.Горбунова. Подробней см. раздел Модификации (ниже).
Существует альтернативная версия строительства Ту-22М0 (ист. - http://aviaforum.ru) согласно которой первые два прототипа Ту-22М / "изделие 45" построены опытным производством ОКБ А.Н.Туполева - заводом №156 (ММЗ "Опыт", г.Москва). Первый Ту-22М / "изделие 45" выпущен 10 апреля 1969 г. и ныне находится в киевском музее авиации с бортовым №156 красный. Мы придерживаемся официальной точки зрения. | | | | | ДАННЫЕ НА 2019 г. (в работе) РДС-2 / изделие 501-М
  
Атомный заряд для бомбы "501-М". Заряд имплозивного типа с новой фокусирующей системой из обычного взывчатого вещества создавался КБ №11 Лаборатории измерительных приборов №2 АН СССР (с 1950 г. КБ передано в структуру Первого Главного Управления при Совмине СССР). В части источников первоначальное название заряда "РДС-1М". Постановлением Совета министров ССР №1989-773 от 10.06.1948 г. перед КБ-11 ставилась задача произвести до 1 апреля 1949 г. расчетно-теоретические исследования по возможности создания зарядов РДС-3, РДС-4, РДС-5 и водородного заряда РДС-6. Разработка под наименованием "РДС-4" (четвертый вариант атомной бомбы первого поколения, первое такое название) была начата в 1948 г. После испытания атомной бомбы РДС-1 Ю.Б.Харитон продолжил работы по совершенствованию конструкции РДС-1.
Испытания. 24 августа 2019 г. на площадку Н полигона в Семипалатинске поступили две бомбы изделие 501-М (№30171 и №30176, ист. - Докладная записка). Наземный испытательный взрыв бомбы 501-М произведен на Семипалатинском полигоне 24 сентября 1951 г. В ходе испытаний подтверждена правильной решений полученных советской разведкой и учеными-разработчиками заряда.
С ноября 1951 г. бомба переименована в РДС-2 и, вероятно, начато её серийное производство. 29 декабря 1951 г. Советом министров СССР принимается два совершенно секретных постановления - № 5384-2344сс/оп «Об обеспечении производства изделий 501-М» и № 5383-2343сс/оп о расширении завода №551 - одна из причин - обеспечение производства изделия 501-М. В постановлениях оговаривались меры по по обеспечению в 1952 году плана производства изделий РДС-2 и РДС-3 и переделке изделий РДС-1. "Принять представленный Первым главным управлением при Совете Министров СССР и КБ-11 и рассмотренный комиссией в составе т.т. Клочкова, Завенягина и Борисова проект Постановления Совета Министров СССР «О мерах обеспечения в 1952 году плана производства изделий РДС-2 и РДС-3 и переделке изделий РДС-1». Увеличенные производственные мощности завода №551 позволили в 1952 г. изготовить 40 атомных бомб, в том числе, 24 атомные бомбы типа РДС-2 и 16 атомных бомб типа РДС-3. Всего на 1 января 1953 г. опытным и серийным производствами КБ-11 было изготовлено и поставлено на хранение в хранилищах КБ-11 75 атомных бомб (59 единиц РДС-2 и 16 единиц РДС-3).
В первом квартале 1953 г. для производства изделий 501-М должен был начать работу отдельный завод №418 (Постановление Совмина СССР №3506-1628сс/оп от 15.09.1951 г., Свердловск-45, ныне - г.Лесной) с производительностью 60 ед в год.
 Изделия 500 (вверху) и 501-М (внизу) - первые атомные бомбы (Первое поколение (штрихи к портрету первых ядерных бомб СССР). // Крылья Родины, №9 / 2008 г.) | | | | | Каталог военной техники: Последние комментарии Call Girls in Dehradun|Escort Service in Dehradun,ESCORTS SERVICE IN DEHRADUN||Call Girls in Dehradun| | В США заявили о поддержке модернизации самолетов F-16 Турции https://www.aex.ru... | Центр подготовки космонавтов планирует в ближайшее время открыть филиал на Восточном... | Воздушно-космические силы провели пуск ракеты-носителя «Союз-2.1а» с космодрома... | Авионика АО «Навигатор» проходит испытания в составе самолета ТВС-2МС http://www.kr-media.ru... | На аэродроме Левашово под Петербургом развернут морскую авиацию https://iz.ru/export/google/amp/1487292 | Народ! Как-то странно получается...На Су 47 "Беркут" были установлены два двигла... | Ростех в 2023 году изготовит четыре опытных двигателя для самолета "Ладога" https:... | Роскосмос создает малый спутник наблюдения Земли «Пиксель-ВР» для проекта «Сфера»... | Ростех создаст модули БПЛА для поиска и спасения людей https://rostec.ru/news/rostekh-sozdast- ... ya-lyudey/ |
|