Ту-95 - BEAR | MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.)

Ту-95 - BEAR

Автор: DIMMI
Создана: 17.08.2009 00:29:42
Изменена: 18.04.2013 00:34:59
Комментариев: 0
Категории: ВОЗДУХ / Бомбардировщики / ударные самолеты / Тяжелые бомбардировщики / Ту-95 - BEAR /

СТАТЬЯ НЕ ЗАВЕРШЕНА (данные за 1997 г., дополнения 2010 г.)
Ту-95  BEAR-A, B, C, D, E, F, G, H, J
 
Дальний бомбардировщик, носитель крылатых ракет. Главный конструктор темы Ту-95  -  Н.Базенков (с 1976 г.  - Н.Кирсанов).  НИОКР начаты в 1949 г.  Постановление СМ СССР о создании Ту-95 принято 11 июля 1951 г. Выпуск рабочих чертежей первого прототипа Ту-95/1 и начало создания - сенябрь 1951 г.  Первый полет прототипа Ту-95/1  -  11  ноября 1952 г.  (летчики А.Перелет и А.Чернов),  в семнадцатом полете произошла катастрофа (11 мая 1953 г.).  В июле 1954 г.  построен  второй прототип Ту-95/2 с двигателями ТВ-12 (НК-12). Первый полет Ту-95/2 - 16 февраля 1955 г.  (летчики М.Нюхтиков и И.Сухомлин). Заводские испытания закончились  в  январе 1956 г.  Первые два серийных самолета взлетели в октябре 1955 г. (авиационный завод N 18  в  г.Куйбышеве). С 1957 г.  в производстве Ту-95М (производство обоих модификаций закончилось в 1959 г.) с двигателями,  соответственно,  НК-12 и НК-12М (Ту-95 и Ту-95М).  Принятие на вооружение - август 1957 года.


Ту-95МС Bear-H (публикация - 2012 г., фото - В.Савицкий, http://www.mil.ru).


Ту-95МС BEAR-H и B-52H (http://militaryphotos.net)
 
Экипаж:
- 10 чел (Ту-95/1)
- 8-9  чел  (Ту-95/95М - два пиолота,  штурман,  бортинженер, штурман-оператор, стрелок-радист, два стрелка в корме)
- 9 чел (Ту-95КМ)
- 11 чел (Ту-95РЦ)
- 7 чел (Ту-95МС)

Двигатели:

1) первый  прототип - 4 х 2ТВ-2Ф (сдвоенный двигатель ТВ-2 мощностью 6250 л.с.) ОКБ Н.Кузнецова мощностью  ок.12000  л.с. Редуктор и винты конструкции ОКБ К.Жданова. Двигатель создан с участием германских специалистов.

2) второй прототип - 4 х ТВ-12 (НК-12) мощностью по 12000-12500 л.с. (1953 г., ОКБ Н.Кузнецова);

3) со 2-й серийной машины (Ту-20/Ту-95М - вторая серийная мод.) - 4 х НК-12М мощностью по 14795-15000 л.с.;

4) Ту-95/95М/95КМ/142/142М (начиная с 1957 г.) -  4  х  НК-12МВ мощностью по 14900-15000 л.с. с системой раздельного ручного и автоматического флюгирования винтов (модернизация проведена после катастрофы в марте 1957 г.);

4) другие мод. - 4 х НК-12МБ мощностью по 15000 л.с.;

6) Ту-95МС - 4 х НК-12МП мощностью по 15000 л.с., ресурс двигателя в 10 раз больше, чем у любого известного ТВД;

7) проект модернизации - 4 х НК-20 мощностью по 20000 л.с.

Длина:
- 46,17 м (Ту-95 первых мод.)
- 49,13 м (Ту-95МС)
Длина фюзеляжа без штанги дозаправки - 44,95 м (Ту-95МС)
Длина фюзеляжа со штангой дозаправки - 46,94 м (Ту-95МС)
Размах крыла:
- 50,1 м (Ту-95/1)
- 50,04 м (Ту-95М и все другие модификации)
Высота:
- 12,5 м (Ту-95 первых модификаций)
- 13,2 м (Ту-95МС)
Диаметр фюзеляжа - 2,9 м (Ту-142 / Ту-95МС)
Стреловидность крыла - 35 град.
Площадь крыла:
- 284,9 кв.м (Ту-95/1)
- 283,7 кв.м (Ту-95М/К/КМ)
- 289,9 кв.м (Ту-142 и его мод./ Ту-95МС)

Масса максимальная:
- 172000 кг (Ту-95 прототип)
- 190000 кг (Ту-95)
- 182000 кг (Ту-95М/К)
- 180850 кг (Ту-95РЦ)
- 185000 кг (Ту-142 / Ту-95МС)
- 187700-190000 кг (Ту-142 / Ту-95МС,  при дозаправке в полете)
Масса нормальная:
- 156000 кг (Ту-95/1)
- 164000 кг (Ту-95К)
- 155000 кг (др.мод.)
Масса посадочная максимальная - 135000 кг (Ту-142 / Ту-95МС)
Масса пустого:
- 77480 кг (Ту-95 первый)
- 79600 кг (Ту-95М)
- 98000 кг (Ту-95)
- 90000-94400 кг (Ту-95МС)
Масса полезной нагрузки:
- 5000-15000 кг (Ту-95/Ту-95М/Ту-95К)
- 20000-30000 кг (перегруз, Ту-95)
- 11340  кг  (при  максимальной   дальности, Ту-142М, Ту-95МС)

Скорость максимальная:
- 890 км/ч (Ту-95/1)
- 882 км/ч (Ту-95/2)
- 920 км/ч (высота 7000 м, прототип Ту-95)
- 870 км/ч (Ту-95)
- 860 км/ч (Ту-95М)
- 905 км/ч (Ту-95М с двигателями НК-12М, осень 1957 г.)
- 910 км/ч (высота 7000 м, Ту-95М/К)
- 885 км/ч (Ту-95РЦ)
- 830-850 км/ч (Ту-95МС)
Скорость крейсерская:
- 720-750 км/ч (Ту-95М)
- 700 км/ч (Ту-95КМ)
- 815 км/ч (Ту-95МС)
Скорость взлетная - 300 км/ч (Ту-142 / Ту-95МС и др.)
Скорость посадочная - 270 км/ч (Ту-142 / Ту-95МС и др.)
Потолок:
        - 13500 м (Ту-95/1)
        - 11300 м (Ту-95/2)
        - 13400 м (Ту-95)
        - 11900-12150 м (Ту-95М с двигателями НК-12М, осень 1957 г.)
        - 12000 м (Ту-95К, Ту-95РЦ)
        - 11600 м (Ту-95КМ)
        - 17000 м (поздние мод.)
        - 10500 м (Ту-95МС)
        - 9100 м (Ту-95МС, с полным комплектом вооружения)
Дальность полета:
                 - 14200 км (Ту-95/1)
                 - 15040 км (Ту-95/2, масса ПН - 5000 кг)
                 - 13460 км (без дозаправки Ту-95-прототип)
                 - 13200-14960 км (без дозаправки Ту-95М)
                 - 16750 км (Ту-95М с НК-12М, осень 1957 г.)
                 - 16600-18000 км (Ту-95К)
                 - 12500 км (Ту-95КМ)
                 - 13000 км (Ту-95РЦ без дозаправки)
                 - 19430 км (Ту-95РЦ с двумя дозаправками)
                 - 6480-10500-11000  км  (Ту-95МС без дозаправки,  в зависимости от состава вооружения)
Боевой радиус с одной дозаправкой - 8300 км
Продолжительность полета:
             - ок.10 часов (норма)
             - от 19 часов 35 мин до 28 часов 25 мин (Ту-95РЦ)
             - до 34 часов (Ту-95МС, с тремя дозаправками от Ил-78)
Трудозатраты наземного персонала  на  1  час  полета  -  57  чел/час (Ту-95МС)
 

Вооружение:
Артиллерийское -  6  х 23 мм пушки НР-23 или АМ-23 (Ту-95/ Ту-95М) попарно в трех турельных дистанционно  управляемых  установках. Ту-95К-20/Ту-95МР/Ту-95РЦ - две турельные установки.  Ту-95К-22 - одна турельная установка под фюзеляжем. Ту-95МС - только кормовая установка с пушкой ГШ-23.

Бомбы - в двух бомбоотсеках:
     1) до 3-6-8 ядерных бомб (мощностью по 2, 5 и 50 Мт)
     2) 12 х ФАБ-1000
     3) 16 х ФАБ-750
     4) 2 х ФАБ-6000
     5) максимальный калибр 1 х ФАБ-9000

Оборудование: стандарт (Ту-95 и др. мод.) - РЛС бомбометания и навигации "Инициатива"/"Рубидий-ММ" (SHORT HORN) под кабиной экипажа сопряженная с  оптическим  бомбардировочным  прицелом  ОПБ-5 через приставку "Цезий" (Ту-95 / Ту-95М),  РЛС управления огнем кормовой  артиллерийской турели ПРС-1 "Аргон" (BEE HIND).  Аварийное покидание самолета с помощью подвижной ленты транспортера  через нишу передней стойки шасси (без катапульт).  На Ту-95 устанавливались радиостанции Р-837,  1РСБ-70 и РСИУ-5;  переговорное устройство СПУ-14; радиовысотомеры РВ-УМ и РВ-25А; радиокомпас АРК-11;  аппаратура ближней навигации АДСНС-4;  система ближней  навигации  РСБН-2 (перечислено оборудование первой серийной модификации).
 

Модификации:
Ту-95 (Ту-20)/ Ту-95М - BEAR-A - первый полет первого прототипа 11 ноября 1952 г. (летчики А.Перелет и А.Чернов), первый полет  предсерийного прототипа состоялся 16 февраля 1955 г.  (летчики  М.Нюхтиков  и  И.Сухомлин),  первый  полет Ту-95М - 1956 г.  Начало серийного производства и принятие на вооружение (август 1957 г.),  бомбардировщик, серийное  производство  Ту-95/95М  продолжалось до 1959 г. Вооружение:  свободно падающие бомбы (см.  выше). В 1975 г. еще есть на вооружении.

Ту-96 - проект высотной модификации бомбардировщика, начало НИОКР - 1952 г.,  в 1956 г.  на этапе заводских  испытаний тема закрыта.  Двигатели - НК-16 (более высотные и более мощные,  чем НК-12). Дальность расчетная (при массе ПН 5000 кг и скорости 800-850 км/ч) - 9000-10000 км;  потолок - 17000 м.

Ту-95К (комплекс Ту-95К-20) - BEAR-B - носитель крылатой ракеты Х-20 (AS-3,  полуутопленная в бомболюк);  начало НИОКР - март 1955  г.,  первый  полет  Ту-95К - 1 января 1956 г. (испытывался с подвеской самолета СМ-20),  серийное производство начато в 1958 г.,  принят на вооружение осенью 1959 г. Производился до 1965 г. Оборудование: в носу РЛС обнаружения  целей  и наведения ракет "Рубин" CROWN DRUM (РЛС "Инициатива" снята) с  круговым  обзором.  Кормовая артиллерийская установка управляется РЛС "Криптон".

Ту-95МР /  Ту-95РТ  (?) - BEAR-E - разведывательная модификация Ту-95М,  выпущено несколько самолетов в  период  1957-59 г.г.,  самолет  оснащался средствами фото- и радиотехнической разведки (РЛС для ведения разведки,  РЛС бокового обзора, 6-7  АФА,  ИК-система).  На самолете установлена система дозаправки топливом.

Ту-115 - проект военно-транспортной модификации Ту-95,  фюзеляж большего диаметра.

Ту-116 -  транспортно-пассажирская  модификация  Ту-95М  (всего построено 2 шт.  в период 1957-59 г.г.). Вместо бомбоотсека установлена гермокабина на 20-24 пассажира.  Применялись в ВВС СССР до конца 1980-х годов.

Ту-114 CLEAT - пассажирский самолет созданный  на  базе  Ту-95. Начало НИОКР - 1955 г., первый полет - 10 ноября 1957 г. (командир экипажа - А.Якимов).  Июль 1960 г. - конец государственных испытаний, март 1961 г. - конец эксплуатационных испытаний и 24 апреля 1961 г.  - начало эксплуатации на линиях "Аэрофлота".

Ту-95ЛЛ / Ту-142ЛЛ - самолет-летающая лаборатория для испытания разных типов двигателей.  Созданы:  Ту-95ЛЛ  -  середина 1950-х годов,  Ту-142ЛЛ  - 1970-е годы.  На Ту-142ЛЛ под фюзеляжем уставливался двигатель НК-32 от Ту-160 в  этом варианте  самолет установил несколько рекордов в категории самолетов массой 100-150 тонн (1991 г.).

Ту-95Н - опытный самолет-носитель  экспериментального  самолета ОКБ Цыбина СРС (создан в конце 1950-х годов), не использовался по назначению, находится в музее ВВС в Монино.

"Ту-95-водородная бомба" - опытный самолет-носитель отечественной водородной  супербомбы  (масса - 24 тонны,  создан в конце 1950-х годов), в 1961 г. использовался при испытаниях супербомбы на полигоне на Новой Земле.

Ту-95КД - BEAR-B - Ту-95К доработанный  для  установки  системы дозаправки  типа "шланг-конус" - "Конус" (май 1960 г.  - начало НИОКР,  1961 г. - первые полеты, в 1962 г. сменил в производстве Ту-95К). Серийное производство модификаций Ту-95К/КД продолжалось до 1965 г.  В середине 1960-х годов  часть машин модернизирована в Ту-95КМ (обновление навигационного,  радиотехнического и электронного оборудования).  В  1975  г.  еще есть на вооружении,  в конце 1970-х - начале 1980-х годов модернизированы в Ту-95К-22 BEAR-G и стратегические разведчики.

Ту-95ЛАЛ / Ту-119 - опытный  самолет-летающая  лаборатория  для отработки авиационной    ядерной    силовой   установки. Ту-95ЛАЛ с ядерным реактором на борту проходил испытания в 1961 г.

Ту-95РЦ - BEAR-D - разведчик-целеуказатель ВМФ,  НИОКР  с  1959 г., испытания начались в 1962 г., принят на вооружение в 1964 г.,  в 1966 г.  поступает в части авиации ВМФ.  Две РЛС (в т.ч. BIG BULGE, дальность обнаружения 350 км) под фюзеляжем для поиска и обнаружения ПЛ и кораблей противника,  для  проведения загоризонтного целеуказания ракет типа SS-N-3 SHADDOCK.  В 1975 г.  есть на вооружении. На самолете установлена система дозаправки.

Ту-126 MOSS - самолет ДРЛО на базе Ту-95/Ту-114, начало НИОКР - 1958-1960 г.г.,  первый полет прототипа  -  1962  г.,  в 1965-67 годах выпущено еще 8  шт.  РЛС  системы  "Лиана" FLAT JACK.  Состоял на вооружении до середины 1980-х годов.

Ту-95КМ - BEAR-C - первый полет  -  1962  г.,  стандарт  BEAR-В (Ту-95К/КД)  модернизация  и  обновление навигационного, радиотехнического и электронного оборудования).  Так  же как  и все Ту-95К/КД прошел модернизацию под ракеты AS-4 (стандарт BEAR-G).

Ту-142 -  BEAR-F  - дальний противолодочный самолет - информация по самолету и его модификациям размещена в отдельной статье.

Ту-95М-5 "Волга" - 1971 г.,  опытный самолет-носитель  крылатых ракет КСР-5 (2 шт., комплекс Ту-95К-26).

Ту-95К-22 - BEAR-G - ракетоносец, начало НИОКР - первая половина 1970-х годов, первый полет опытного Ту-95К-22 (создан на базе Ту-95К) - октябрь 1975 г.  Конец 1970-х - начало 1980-х годов  -  переделка  парка  Ту-95К  под  стандарт Ту-95К-22.  В  1982 г.  есть на вооружении,  вооружение: только 2 х 23 мм пушки в установке под  фюзеляжем  (отстрел  дипольных  отражателей  и ИК-ловушек),  1-2 х Х-22 (AS-2) на узлах подвески под фюзеляжем (1 шт) или  центропланом (2 шт).  Оборудование: РЛС "Рубин" или ПН (DOWM BEAT).

Ту-95М-55 - опытный самолет-носитель крылатых ракет Х-55 на базе Ту-95М. Заводские испытания самолета проходили в 1978 году.

Ту-95МС -  BEAR-H  -  первый полет совершен в сентябре 1979 г., принят на вооружение в 1981 г., массовое развертывание с 1984  г.).  Заново  создан на базе Ту-142МК и Ту-95К-22, носитель крылатых ракет большой дальности, вооружение: 2 х  23  мм  пушки  ГШ-23 (отстрел дипольных отражателей и ИК-ловушек) в кормовой турельной  установке,  6  х  Х-55 (AS-15)  на барабанной установке в фюзеляже,  кроме того до 10 х Х-55 могут быть подвешены на 4 подкрыльевых держателях,  РЛС  в  носовой части - CLAM PIPE.  Установлен бортовой радиоэлектронный оборонительный комплекс "Метеор-НМ".  В  1991-92  г.г.  производились на Куйбышевском (Самарском) авиазаводе,  в 1995 г. по решению Министерства Обороны производство на Самарском авиазаводе прекращено. В 1989 г. на самолете установлено более 60 мировых рекордов.

Ту-95МА - самолет Ту-95МС №04 переоборудованный на Таганрогском авиазаводе для испытаний КР "Метеорит-А". На самолете установлена система управления ракетного комплекса "Лира", 2 пилона для ракет комплекса под крылом, остался свободным бомбоотсек в котором предполагалось разместить МКУ с 6 противорадиолокационными ракетами Х-15П. Первый пуск ракеты "Метеорит-А" - 11.01.1984 г.


Раскадровка одного из пусков ракеты 3М25А "Метеорит-А" с носителя Ту-95МА. Первые три кадра - отделение от носителя, далее - свободный полет, отстрел стабилизатора с запуском РДТТ-ускорителя, работа РДТТ-ускорителя, запуск маршевого двигателя  (кадр ТВ-программы "Смотр", телеканал НТВ, 2007-2008 г.г.)

 
 
Статус: СССР
1968-81 г.г. - на вооружении дальней авиации 100 шт.
1976 г. - всего произведено ок.150 шт.
1978 г. - на  вооружении ДА - 100 бомбардировщиков-ракетоносцев и 4 стратегических разведчика.
1981 г. - по  американским данным 60 BEAR-D и 20 BEAR-F базировались на  Кубе  (или использовали кубинские аэродромы для дозаправки).

1983-89 г.г. - всего на вооружении ок.160 шт.

1983 г.  - 50 шт BEAR-B/G и 20 шт BEAR-H, 12 самолетов Ту-95 базируются на Кубе.

1984 г.  - базируются на аэродромах "подскока" в  Анадыре,  в  бухте Провидения и на мысе Шмидта (Чукотка).

1987 г. - 60 шт BEAR-F и 55 шт BEAR-H; всего - 160 шт.

1988 г. - всего произведено 70 Ту-95МС (по западным данным). На вооружении так же есть более 45 шт. BEAR-G. В составе Иркутской  воздушной армии находятся около 70 Ту-95 разных модификаций, в том числе 45 BEAR-G). По западным данным в составе авиации ВМФ 60 шт. Ту-142 BEAR-F разных модификаций;

1989 г. - в ДА являются носителями (вместе с Ту-160) 432 ядерных бомб и 560 крылатых ракет с ядерными БЧ.

1991 г. - всего произведено 225 с лишним самолетов Ту-95.

1992 г. -  на  вооружении  147  бомбардировщиков  Ту-95  (из них 84 Ту-95МС).  Часть  Ту-95  и  Ту-142 остались  на   Украине (г.Узин).

1992 г. февраль - прекращен выпуск Ту-95МС на Куйбышевском авиационном заводе. На вооружении авиации ВМФ России 75 Ту-142.

1993 г. - на  вооружении  в  России:
- 25  Ту-95МС (27 шт. по другим данным)
- 45  Ту-95К22
- 7  Ту-95К
- 24  Ту-95РТ (авиация ВМФ)
- 58  Ту-142 (авиация ВМФ)
на Украине - 27 Ту-95 (из них 14 Ту-95МС)
в Казахстане - 40 Ту-95МС.

1994 г. - после вывода из Казахстана в России стало - 67 Ту-95МС, 43 Ту-95К-22, на Украине - 24 Ту-95.

1995 г.  - есть на вооружении,  серийно производятся (Ту-95МС), всех модификаций произведено более 500 шт.

1995 г.  октябрь - завершен ремонт очередного российского Ту-142  на украинском  ремонтном заводе в г.Николаеве - результат военно-технического сотрудничества России и Украины.

1997 г.  9-14 июня - российскими и украинскими экспертами согласовывались расчеты по части украинских Ту-95МС (21-24  шт.  по разным данным), которые предполагалось продать России. Самолеты находились в столь плачевном состоянии, что принято решение не приобретать эти самолеты (согласно сообщениям СМИ);

- 2011 г. 27 декабря  - ВВС России после капитального ремонта ТАНТК им.Бериева (г.Таганрог) передан бомбардировщик Ту-95МС (борт №62 красный). Самолет убыл к месту постоянного базирования на авиабазу в г.Энгельс.


Бомбардировщик Ту-95МС (борт №62 красный) после капитального ремонта на ТАНТК им.Бериева, г.Таганрог, 27.12.2011 г. (http://www.beriev.com).

- 2013 г. 26 февраля - на базе Дальней Авиации ВВС России в Дягилево произошло возгорание Ту-95МС. На исполнительном старте при подготовке к взлету и переводе энергопитания на бортовые генераторы переменного тока произошло самовыключение турбогенераторной установки. Командир экипажа доложил об этом руководителю полетов на командный пункт (КП) аэродрома и уведомил его о своем решении: не взлетать. Разрешение на это было получено, и бомбардировщик начал выруливать с взлетной полосы. «В тот момент помощник руководителя полетов с КП уже видел дымление самолета в районе четвертого отсека,— рассказал источник газеты.— Одновременно информация о критических неполадках на борту дошла до экипажа по речевому информатору, а в кабине у бортинженера сработали световые табло. Экипаж тут же доложил об этом на КП, обесточил машину и покинул ее». Когда на место прибыли пожарные расчеты аэродрома и рязанского подразделения МЧС, из-под обшивки фюзеляжа бомбардировщика в районе четвертого отсека и задней части гермокабины уже пробивались языки пламени. Происшествие затронет уже весь парк стратегических Ту-95МС т.к. на всем парке самолетов планируется проведение проверок оборудования. По состоянию на 17.04.2013 г. в СМи сообщается, что восстановление пострадавшего самолета нецелесообразно (источник).

 
 
Источники:
Авиация и время. N 5, 6 / 1995 г.
Авиация-космонавтика. Выпуск 6, 1995.
Антонов Д., Ригмант В., Из досье русского "медведя". // Крылья родины. N 8 / 1994 г.
Беликов В.,  Стратегические бомбардировщики сняты с производства. // Известия. 25.02.1992.
Бутовски П.,  Гринюк Д.,  Пойти в "Бурлаки". // Крылья Родины. N 8 / 1992.
Бутовски П., Предшественники Ту-160. // Аэрохобби. N 3 / 1994 г.
Воевода С.С., архив, 1992.
Гордон Е.,  Кудрявцев В., Первенец стратегической. // Авиация и космонавтика. N 5 / 1993.
Ильин В., Военная авиация России и США. Современное состояние и ближайшие перспективы. // Авиация-космонавтика. N 11 / 1995 г.
Ильин В., Стратегические бомбардировщики. // Авиация и космонавтика. N 5-6 / 1992.
Ильин В., Что ждет тебя, дальняя ? // Крылья родины. NN 5, 6 / 1992.
Иноземцев П.В., архив, 1992 г.
Кирсанов Н., Ригмант В., Не имеющий аналогов. // Авиация и космонавтика. N 11 / 1992.
Красная звезда. Декабрь 1991 г.
Крылья родины. N 2 / 1991.
Литовкин В.,  Замороженная дивизия для вчерашней войны. // Известия. 25.02.1997 г.
Литовкин В., Секреты, за которые сажали и награждали шпионов. // Известия. 20.11.1993.
Лукин С., Быть ? // Аэрохобби. N 2 / 1992.
Манушкин А.,  О технике скромном замолвите слово... // Красная звезда. 26.01.1994.
Музей Вооруженных сил СССР. Москва. 1989 г.
Независимое военное обозрение. N 21 / 1997 г.
Пономарев М.,  Впереди Европы всей,  не считая  России.  //  Красная звезда. 13.02.1993.
Советская военная техника 1988. Томск. 1988.
Соколовская Я.,  Стратегические  бомбардировщики не нужны ни России, ни Украине. // Известия. 10.07.1997 г.
ТАНТК им.Г.М.Бериева. Сайт http://www.beriev.com, 2011 г.
Туполев А.Н. Грани дерзновенного творчества. М.: 1988 г.
Beech E.,  Military aircraft of the world.  // Flight international. 21-27 августа 1991.
Congressional Record.  NN 118,  129,  137,  143 / 1988;  38 /  1989. Washington (США).
Enciclopaedia of modern world aircraft armament.  Christopher Chant. 1988.
Foreign Affairs. N 1 / 1989. (США).
Interavia. NN 1 / 1984;  3,  5,  7,  9,  10 / 1988;  1, 9-11 / 1989. (Швейцария).
Jane's weapon systems 1987-88. (США).
Jonic publicstions. 1990-92. (Россия).
Letectvi + Kosmonautika.  NN 8 - 12,  17, 19, 20, 24, 25, 26 / 1989. (Чехословакия).
Nemecek V.,  Pod znackami ANT a Tu. // Letectvi + kosmonautika. N 23 / 1971. (Чехословакия).
Newsweek. NN 27 / 1988; 1, 3 / 1989. (США).
Soviet military power: an assessment of the threat 1988. Washington, 1988. США.
US National Security. 1985. Toronto (Канада).
US News & World Report. NN 33 / 1988; 12 / 1989. (США).
World armament & disarmament 1976, 1977, 1979, 1981. SIPRI yearbook. 1978. Stocholm (Швеция).

Каталог

Последние комментарии

Немного о Ту-95МСМUnder the separate Tu-95MSM upgrade, the bomber is receiving other...
Sierra 2016-11-20 13:14
Хороший самолет.Я пролетал 5лет на ту-95к с ракетой х-20 (кенгуру),а первая любовь...
Anonymous 2016-03-18 20:47
Забавная статья о судьбе нелегкой двух бортов Украиныhttp://rian.com.ua/columnist...
Sierra 2016-03-13 23:26
Статья из АиК 12-2015 «Вторая жизнь» ветерана про Ту-95МС/МСМДо кучи статья из НиТ...
Anonymous 2015-12-21 17:25
Не только у нас случаются пожары двигателей..www.janes.com/article/52097/pentagon-re ... ne-failure
Sierra 2015-06-10 15:41
DIMMI Wrote:Да.... оно... видимо у нас один и то же источникЭто у вас один источник...)))
Anonymous 2015-02-01 20:45
Да.... оно... видимо у нас один и то же источник
DIMMI 2015-02-01 20:06
DIMMI Wrote:... нашел публикацию 2008 г. в сети... Но снимки более ранние ИМХОhttp:...
Anonymous 2015-02-01 18:59
... нашел публикацию 2008 г. в сети... Но снимки более ранние ИМХО
DIMMI 2015-02-01 18:07
Добавлю пункт в поддержку своей теории: на правой стороне также стало на один иллюминатор...
Anonymous 2015-01-28 22:52