MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.) | Статьи

Головные части и боевые блоки ракетных комплексов РВСН

ДАННЫЕ НА 2016 г. (стандартное пополнение)
Головные части и боевые блоки ракетных комплексов РВСН (МБР и БРСД)


Моноблочные головные части:
Название Тип Ракета-носитель Комплекс Хронология Описание
46А / РДС-46А
ГЧ 8К74   1959 г. Серийная ГЧ с термоядерным зарядом РДС-46А
8Ф12 / 8Ф12Н ГЧ 8К63     Головная часть (источник). Вероятно, "изделие 49". Легкий боевой блок массой 1364 кг. С этой БЧ ракета принята на вооружение в 1959 г.
8К15 ГЧ 8К65     Легкая термоядерная головная часть (источник). Мощность - 2,3 Мт, масса - 1546 кг
8Ф17 ГЧ УР-500 / 8К82 "Протон" К8К82 проект Тяжелая термоядерная БЧ мощностью 150 Мт
8Ф61 ГЧ 8К64     (источник)
8Ф112 ГЧ 8К66     (источник)
8Ф114 ГЧ УР-200 / 8К81     (источник)
8Ф115 ГЧ 8К64, 8К65     Легкая ГЧ (источник). Облегченная ГЧ с парашютной системой (?).
8Ф116 ГЧ 8К64, 8К65     Тяжелая ГЧ, масса - 2175 кг, мощность 5 Мт.
8Ф117 ГЧ 8К64, 8К65, УР-500 / 8К82
    Тяжелая ГЧ (источник). Масса - 2200 кг, мощность 6 / 10 / 15 Мт (по разным данным).
8Ф121 ГЧ 8К84     (источник)
8Ф125 ГЧ 8К84     (источник)
8Ф126 / АА-48-2
ГЧ 8К63     Тяжелый термоядерный ББ, мощность - 2.3 Мт, масса - 1680 кг. (источник). Доработанный вариантАА-48-2 с улучшенной безопасностью боевого блока (источник)
8Ф128 ГЧ 8К63У     Вероятно, вариант ББ 8Ф126 (источник)
8Ф671 ГЧ 8К67     Тяжелая ГЧ (источник)
8Ф672 ГЧ 8К67     Легкая ГЧ (источник)
8Ф674 ГЧ 8К67     Легкая ГЧ (источник). ГЧ испытывалась начиная с первого пуска носителя 28.09.1963 г. Заряд - Р-354Г (источник)
8Ф675 / 8Ф675У
ГЧ 8К67     Тяжелая ГЧ (источник). Заряд А-604Г (источник)
15Ф1 ГЧ 8К98     Корпус ГЧ (источник)
15Ф842 ГЧ 8К84     Корпус легкой ГЧ (источник)
15Ф992У ГЧ 8К84У     (источник)
15Ф993 ГЧ 8К99     Корпус легкой ГЧ (источник)
15Ф141 / 15Ф142 ГЧ 8К67МА / 15А14     Моноблочная ГЧ, корпус 15Б86, 15Б185, 15Б186 (источник)
15Ф156 ГЧ 15А15     Легкая моноблочная ГЧ. Серийно не производилась (источник)
15Ф172 ГЧ 15А18М     Тяжелая моноблочная ГЧ, платформа 15Ф171 (источник)
15Ф175 / 15Ф176 ГЧ 15А18М     Легкая моноблочная ГЧ. 15Ф175 - платформа, 15Ф176 - боевой блок (источник)
15Ф202 ГЧ 15А20     Корпус моноблочной ГЧ (источник)
15Ф421 ГЧ РС-14 / 15Ж42 "Темп-2С" 15П642
Термоядерная БЧ с комплексом ложных целей, мощность 650-1450 кт, масса БЧ - не менее 650 кг
15Ф483 ГЧ 15Ж48     (источник)
15Ф581 / АА-88
ГЧ 15Ж58     Моноблочная ГЧ МБР "Тополь", заряд АА-88 (источник)
Автор: DIMMI Создан: 14.09.2016 23:58:17 Комментариев: 9 Читать всю статью

УР-500 / 8К82 Протон - SL-9

ДАННЫЕ НА 2016 г. (стандартное пополнение)
Комплекс К8К82, ракета УР-500 / 8К82 "Протон" - SL-9



Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) тяжелого класса. Разработка ракеты начата ОКБ-52 генерального конструктора В.Н.Челомея в инициативном порядке весной 1961 г. Официальное решение о разработке ракеты принято Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР №409-183 от 24 апреля 1962 г. Тактико-технические требования на ракету приняты Министерством обороны СССР решением №Т726 от 17.01.1963 г. Главный ведущий конструктор темы УР-500 на первом этапе - П.А.Ивенсен. С 1962 г. главный конструктор темы - Ю.Н.Труфанов. На проектном этапе непосредственное участие в определении технических параметров ракеты приняли Д.А.Полухин (позже назначен главным ведущим конструктором темы), В.К.Карраск, Г.Д.Дермичев, В.А.Выродов, Э.Т.Радченко, Е.С.Кулага, Н.Н.Миркин, Ю.П.Колоснов, В.Ф.Гусев и А.Т.Тарасов.

Проработки проекта ракеты были начаты еще во второй половине 1961 г. по инициативе В.Челомея. Разработка проекта ракеты была задана в трех вариантах:
- межконтинентальная баллистическая ракета тяжелого класса;
- глобальная ракета;
- ракета-носитель космических аппаратов массой 12-13 тонн;

На начальной стадии разработки проект прошел несколько значительно отличающихся вариантов компоновки ракеты (см.Модификации). В итоге в январе 1962 г. для доработки была выбрана схема с пакетной компоновкой первой ступени. 24 апреля 1962 г. вышло Постановление Совмина СССР (см.выше)  о разработке ракеты УР-500 с окончательной компоновкой первой ступени. В мае 1962 г. на базе этого варианта был выпущен аванпроект ракеты УР-500. Эскизный проект ракеты УР-500 завершен в 1963 г. Проектирование УР-500 вцелом завершено к концу 1964 г.

После октября 1964 г. в связи со снятием с должности Н.С.Хрущева проект УР-500 был пересмотрен и разработка боевого варианта ракеты была прекращена. В работе осталась только ракета-носитель космических аппаратов.


Ракета-носитель УР-500 / 8К82 на старте пуска одного из ИСЗ "Протон", площадка №81 космодрома Байконур, предположительно 16.07.1965 г. (реконструкция фото по кадрам кинохроники, http://militaryrussia.ru, апрель 2014 г.).
Автор: DIMMI Создан: 03.04.2014 01:54:29 Комментариев: 18 Читать всю статью

Клавесин-2Р-ПМ

ДАННЫЕ НА 2016 г. (в работе)
"Клавесин-2Р-ПМ"


Автономный необитаемый подводный аппарат. Разработка аппарата ведется ЦКБ МТ "Рубин" (г.Санкт-Петербург) по государственному контракту №748/31/664ПМ-2009/27-09 от 19.05.2009 г. заключенному с Министерством обороны Российской Федерации (источник).

Испытания НПА "Клавесин-2Р-ПМ" начаты в 2016 г. По состоянию на конец сентября 2016 г. аппарат прошел бассейновые испытания, парные испытания оборудования и находится на испытаниях на Черном море. Завершение испытаний планируется на 2017 г. (источник).

АНПА типа «Клавесин-2Р» создаются ЦКБ МТ «Рубин» совместно с Институтом проблем морских технологий Дальневосточного отделения РАН (ИПМТ ДВО РАН, г. Владивосток), и являются дальнейшим развитием разработанного указанным институтом АНПА «Клавесин-1Р». Согласно публиковавшейся ранее информации АНПА «Клавесин-2Р» войдут в состав комплекса оборудования ПЛАСН пр.09852 БС-139 "Белгород" и пр.09787 БС-64 "Подмосковье" (источник).

Назначение аппарата: поисковые операции и исследования морского дна.


Необитаемый подводный аппарат "Клавесин-2Р-ПМ" (http://ckb-rubin.ru/).
Автор: DIMMI Создан: 29.09.2016 15:55:22 Комментариев: 1 Читать всю статью

15Ю70 / изделие 102

ДАННЫЕ НА 2016 г. (в работе)
Изделие 15Ю71 / 102 / 102Э



Управляемый боевой блок МБР. Разработка аппарата по теме "102" велась "НПО машиностроения" (г.Реутов) совместно с программой разработки управляемых боевых блоков "Альбатрос" или параллельно ей.

Сборка опытных образцов "изделия 102-Э" по состоянию на 2010 г. ведется опытным производством НПО машиностроения (в т.ч. цехом неметаллов - цех №17, источник) и считается на предприятии одной из важнейших задач (источник).

Испытания. Для обеспечения испытаний низколетящих целей по приказу Министра обороны СССР от 20 февраля 1987 г. и приказу главкома РВСН от 20 июня 1988 г. на базе комплекса измерительной аппаратуры "Пурга" был развернут измерительный пункт ИП-10 (в/ч 21252), г.Мирный (Якутия). Часть была в июне-августе 1990 г передислоцирована в г.Мириный для обеспечения испытаний "изделия 102" (источник). Наблюдательный пункт ИП-10 закрыт в связи с закрытием программы испытаний директивой первого заместителя министра обороны России от 4 апреля 1997 г. (источник).

В 2005 году в составе Представительства НПО машиностроения на космодроме Байконур был создан Центр эксплуатации и испытаний ракетных комплексов ЦЭиИ РК, на который возлагалась задача проведения подготовки и пусков МБР РС-18 по темам «Зарядье», «102Э» и «Кондор» (источник). По состоянию на 2010 г. отдел телеметрической обработки информации НПО машиностроения ведет обработку телеметрической информации полученной в ходе испытаний "изделия 102" (источник).

Наименование аппарата 15Ю70 и идентификация его с "изделием 102" взята из западных источников.

Все данные по комплексу носят предположительный характер и взяты из открытых источников и СМИ. Список источников прилагается.


Ракета-носитель "Стрела" на базе МБР 15А35 / УР-100УНТТХ (http://www.npomash.ru/).
Автор: DIMMI Создан: 16.09.2016 22:42:45 Комментариев: 5 Читать всю статью

15П170 Альбатрос

ДАННЫЕ НА 2015 г. (стандартное пополнение)
НИР "Альбатрос", комплекс 15П170


Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР). Разработка комплекса велась НПО машиностроения (г.Реутово) по Постановлению Совмина СССР №173-45 от 9 февраля 1987 г. Главный конструктор - Герберт Ефремов. В 1991 г. планировалось начать испытания комплекса, а в 1993 г. предполагалось начать серийное производство МБР (ист. - Казыдуб).

Создание нового ракетного комплекса с возможностью преодоления многоэшелонной системы ПРО должно было стать асимметричным ответом на разработку в США системы ПРО по программе СОИ. Боевое оснащение комплекса - маневрирующие планирующие (крылатые) гиперзвуковые боевые блоки первого поколения (источник), обладающие возможностью совершения маневра до 1000 км по азимуту при входе в атмосферу на высоте "линии Кармана" со скоростями порядка 5.8 - 7.5 км/с (17-22 М). В основе проекта «Альбатрос» лежали предложения по управляемому боевому блоку, способному совершать маневр уклонения от противоракеты - УББ должен был фиксировать старт противоракеты и совершать запрограммированный маневр уклонения. Проработки проекта УББ с такими возможностями велись в 1979-1980 г.г. - выполнялось проектирование системы автоматики подобного противоракетного маневра (источник).

Эскизный проект комплекса "Альбатрос" разработан к концу 1987 г. и вызвал критику Министерства обороны. Проектирование комплекса велось до начала 1989 г. Основные причины прекращения разработки: сомнительность сроков реализации проекта в т.ч. из-за проблематичности заложенных в проект технических решений.

В июне 1989 г. на совещении в НПО машиностроения (г.Реутово) генеральный директор НПО Г.А.Ефремов выступил с предложением разработки комплекса "Альбатрос" в качестве универсального комплекса для РВСН - для шахтного и мобильного видов базирования. Это вызвало противодействие со стороны других разработчиков МБР - Московского Института Теплотехники (МИТ) и КБ "Южное" (г.Днепропетровск). 9 сентября 1989 г. в развитие Постановления совмина СССР от 9 февраля 1987 г. вышло Решение ВПК №323, которым предписывалось создание вместо комплекса «Альбатрос» двух новых ракетных комплексов - подвижного грунтового и стационарного шахтного на базе универсальной для обоих комплексов трехступенчатой твердотопливной ракеты, разработанной МИТ для подвижного грунтового комплекса «Тополь-2». Тема НИР получила название «Универсал» (ракета РТ-2ПМ2 / 8Ж65, позже  - "Тополь-М"). Разработка ПГРК с новой ракетой велась МИТом, комплекс с базированием в ШПУ - КБ «Южное» (ист. - Казыдуб) . Активная разработка комплекса "Альбатрос" в интересах РВСН была прекращена после заключения договора СНВ-1 в 1991 г., но испытания опытных образцов УББ были продолжены.



Рисунок аппаратов СЛА-1 и СЛА-2 системы "Призыв" с рекламного буклета НПО машиностроения, 1990-е годы (http://forums.airbase.ru/).
Автор: DIMMI Создан: 11.08.2015 08:40:47 Комментариев: 3 Читать всю статью

15П157 Пионер-3, ракета 15Ж57 - SS-X-28 SABER

ДАННЫЕ НА 2016 г.  (стандартное пополнение)
Комплекс 15П157 "Пионер-3", ракета 15Ж57 - SS-20 SABER mod.3 / SS-X-28 SABER
Комплекс "Пионер-4"

Подвижный грунтовый ракетный комплекс (ПГРК) с баллистической ракетой средней дальности (БРСД). Комплекс и ракета разрабатывались на базе комплекса 15П653 "Пионер-УТТХ" с ракетой 15Ж53 с возможной унификацией некоторых компонентов с ПГКР с МБР "Тополь". Разработка модификации комплекса "Пионер" определялась планами США по развертыванию в Европе системы ПРО театра военных действий на базе ЗРК "Пэтриот". Для успешного преодоления подобных систем ПРО предполагалось использование более совершенных малогабаритных и легких боевых блоков с меньшей радиолокационной заметностыо. При этом обеспечивалась и возможность увеличения числа боевых блоков до четырех. Разработка велась Московском Институтом Теплотехники (МИТ) под общим руководством А.Д.Надирадзе на основании Постановления ЦК КПСС и Совмина СССР от 12 ноября 1979 г. №1011-289.

Проработка проекта показала избыточность такого числа боевых блоков для ракеты средней дальности. Так же появилась необходимость дальнейшего увеличения зоны разведения боевых блоков и выделения массо-энергетических резервов на реализацию мероприятий по противодействию ПРО. Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР № 300-120 от 6 апреля 1983 г. устанавливалось трёхблочное оснащение БРСД "Пионер-3". Как и предыдущие модернизированные варианты "Пионера", новая модификация создавалась путем совершенствования боевой ступени, без доработки маршевых двигателей.

Испытания ракеты 15Ж57 начаты пуском в мае 1985 г. и велись успешно. Работы по проекту не вышли из стадии испытаний и были прекращены в 1988 г. в связи с подписанием Договора об ограничении РСМД (источник). Серийное производство ракет и средств комплекса не было начато.


СПУ комплекса 15П157 "Пионер-3" (http://www.russianarms.ru/).
Автор: DIMMI Создан: 29.05.2015 23:29:11 Комментариев: 4 Читать всю статью

А-100 Премьер

ДАННЫЕ НА 2016 г. (стандартное пополнение)
А-100 "Премьер"
 
Самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) / многофункциональный авиационный комплекс разведки, оповещения и управления (МАКРОУ). Разработка проекта комплекса ведется ТАНТК им. Г.М.Бериева совместно с НПО "Вега-М" в соответствии с Указом Президента России от 28 апреля 2004 г. По состоянию на 2010 г. рассматривалось два варианта самолетов-носителей оборудования комплекса - Ил-76 и Ан-124. По данным СМИ на 2011 г. головной исполнитель проекта комплекса - ОАО концерн ПВО "Алмаз-Антей" (НПО "Вега-М" по др.данным). По состоянию на 2011 г. выбор сделан в пользу модификации Ил-76 - перспективного транспортного самолета Ил-476 / "изделие 476" (Ил-76-МД-90А, первый полет ожидался в начале 2012 г. или в течение года, в 2013-2014 г.г. планируется завершить испытания). В 2011-2015 г.г. продолжается проектирование комплекса и самолета А-100. По планам до 2020 г. планируется построить 39 самолетов ДРЛОиУ А-100.

Рождение проекта А-100: в 1999 г. под давлением США Израиль отказался от участия в проекте поставки в Китай самолетов ДРЛО А-50И - самолет А-50 с неподвижными РЛС с ФАР комплекса "Фалькон" (Израиль). В 2000 г. представители ВВС Индии ознакомились с проектом А-50И и началась подготовка контракта на поставку трех аналогичных самолетов А-50ЭИ. Судя по всему в 2000 г. группой специалистов во главе с заместителем генерального конструктора ТАНТК им.Бериева А.В.Явкиным и компанией "Афрус" (руководитель - Николай Индреевич Качалов, выполнение интерьера президентских Ил-96) подготовлено техническое предложение на создание аналогичного А-50ЭИ самолета для ВВС России с российским радиотехническим комплексом с тремя большими РЛС с ФАР под обтекателем классического типа - А-100Е - экспортный вариант для поставки в Китай. На базе этого самолета и за счет китайского финансирования планировалось создание и самолета для ВВС России - А-100. С техническим предложением обратились в НПО "Вега", которое отказалось от участия в проекте ссылаясь на отсутствие ресурсов, "хотя официально выступили с уверениями, что только РТК с традиционной вращающейся антенной является оптимальным решением". Такой тип РЛС не устраивал потенциального заказчика самолета А-100Е - Китай - и ставил под вопрос, соответственно, финансирование всей программы. Техническое предложение в итоге получило поддержку МНИИП им. Тихомирова (руководитель - Юрий Иванович Белый). После проработки технического предложения 2 ЦНИИ Министерства обороны России возникло предложение по созданию в интересах воздушно-космической обороны многофункционального авиационного комплекса разведки, оповещения и управления (МАКРОУ). Подготовлен проект ТТЗ комплекса. Вероятно, в 2002 г. материалы по проекту А-100Е и проект ТТЗ представлены Игорю Климову - помощнику председателя совета директоров конценра "Алмаз-Антей" В.П.Иванова (генерал-лейтенант ФСБ). Предложено головным предприятием по созданию А-100Е и в дальнейшем А-100 сделать концерн "Алмаз-Антей". Проект утвержден в аппарате президента и принят Генеральным штабом ВС России. После цепи событий по смене руководства и собственника ТАНТК им.Бериева (им стало объединение "Иркут", а так же после изменений в концерне ПВО "Алмаз-Антей" (гибель 06.06.2003 г. Игоря Климова, которого 26.06.2003 г. на собрании акуионеров планировалось утвердить на посту генерального директора концерна) в 2003 г. подписан контракт на создание самолета А-100 с Министерством обороны России. Головным исполнителем по комплексу назначен концерн "Вега", субподрядчик - МНИИП им. Тихомирова. Создание экспортного варианта А-100Е для Китая и применение электронного сканирования (РЛС с ФАР) не предполагается (по информации начала 2000-х годов, http://www.aviaport.ru/conferences/35523/166.html).

Разработка и испытания. В 08.06.2006 г. подписан контракт на создание самолета ДРЛОиУ №63017 по тактико-техническому заданию от 06.05.2006 г. с использованием в качестве самолета носителя комплекса А-100 самолета ДРЛО иУ А-50. В 2013 г. принято новое ТТЗ на ОКР "Премьер-476" выполняемую по Госконтракту №Н/4/2-13-ДОГОЗ от 09.12.2013 г. со сроком завершения в ноябре 2013 г.

Согласно планам 2010 г. первый полет самолет А-100 должен был совершить до 2015 г. или немного позже  - в 2016 г. (согласно планам, озвученным в 2011 г.). 15.06.2012 г. руководством страны в СМИ заявлено о том, что программа создания А-100 должна быть ускорена и первый полет планируется до 2017 г. 14 августа 2014 г. в СМИ появилась информация о том, что начать испытаня самолета планируется в 2017 г. и, что концерном "Вега" уже ведется создание опытного образца аппаратного комплекса самолета, уже выпущена рабочая и конструкторская документация самолета. В 2016 г. планируется начать испытания оборудования самолета ДРЛО. 21.11.2014 г. первый серийный Ил-76МД-90А передан на Таганрогский авиазавод для установки комплекса оборудования и испытаний первого экземпляра А-100, которые должны были начаться в 2015 г.

22 августа 2016 г. СМИ сообщают, что прототип самолета ДРЛО А-100ЛЛ ("летающая лаборатория")  с комплексом оборудования, ранее прошедшим комплекс наземных испытаний и размещенным на самолете Ил-76МД (нештатный носитель) совершит первый полет в марте 2017 г. "Цель работ - испытать и наладить все радиоэлектронное оборудование "Премьера" на А-100ЛЛ, а потом перенести его на Ил-476 (штатный носитель - Ил-76МД-90А). Если все пойдет по плану, то "оригинальный" А-100 совершит первый полет в 2018 году".



Модель самолета ДРЛОиУ А-100 на базе Ил-476, 2011 г. (фото - Саид Аминов, http://talks.guns.ru).

Автор: DIMMI Создан: 05.09.2011 16:18:30 Комментариев: 13 Читать всю статью

НИР Альтиус-М / Альтаир

ДАННЫЕ НА 2016 г. (стандартное пополнение)
НИР "Альтиус" / "Альтиус-М"
"Альтаир"
 
Экспериментальный разведывательный БПЛА большой продолжительности полета. Разработка НИР "Альтиус-М" - "Исследования по обоснованию облика и разработке... БПЛА..." - ведется ОКБ «Сокол» (г.Казань) совместно с компанией «Транзас» (г.Санкт-Петербург), главный конструктор - Александр Владиславович Гомзин. Аванпроект разработчиков в начале октября 2011 г. одержал победу в конкурсе Министерства обороны России на создание БПЛА взлетным весом до 5 тонн (второй участнико конкурса - Российская самолетостроительная корпорация (РСК) "МиГ"). Сумма контракта на проведение НИР "Альтиус-М" - 1 млрд рублей. Итог - разработка и постройка прототипа-демонстратора БПЛА. Сообщалось, что испытания летного образца должны начаться в 2014-2015 г.г. По состоянию на 25.03.2014 г. сборка прототипа БПЛА с наименованием "Альтаир" и бортовым №001 ведется в стапельном цехе "КАПО-композиты". Вероятно, испытания БПЛА начаты на аэродроме КАПО (г.Казань) в августе 2014 г. В СМИ информация об испытаниях БПЛА "Альтаир" появилась 13 августа 2016 г. - сообщается, что первый полет аппарат совершил в июле 2016 г.

В 2011-2012 г.г. в ЭМЗ им.В.М.Мясищева планировалось на базе самолета М-17РМ начать создание летающей лаборатории для отработки бортового комплекса управления перспективных беспилотных авиационных комплексов (БАК) «Альтиус», «Иноходец», «Охотник-Б» (источник).

05 февраля 2013 г. во время визита на КАПО им.Горбунова (г.Казань) министра обороны России С.К.Шойгу публично показана модель БПЛА разработанного по НИР "Альтиус-М".


Модель БПЛА НИР "Альтиус-М" из оформления экспозиции на авиасалоне МАКС-2013, август 2013 г. (http://militaryphotos.ru).
Автор: DIMMI Создан: 09.02.2013 21:43:32 Комментариев: 59 Читать всю статью

Система А-135 ракета 51Т6 - ABM-4 GORGON

ДАННЫЕ НА 2016 г. (стандартное пополнение)
Система ПРО А-135 "Амур-П" / 5Ж60П, ракета А-925 / 51Т6 / 5В51 - ABM-4 GORGON / SH-11
Система ПРО А-135 / РТЦ-181 / "Амур" / 5Ж60, ракета А-925 / 51Т6 / 5В51 - ABM-4 GORGON


Многоканальная система ПРО Центрального промышленного района / Москвы - развитие комплекса ПРО А-35. Проработка модернизированного варианта системы ПРО А-35 - системы А-35М велась НИО-4 ОКБ-30 под руководством Г.В.Кисунько до его отстранения в 1975 г. Параллельно с Кисунько работы по предварительному обоснованию создания новой системы ПРО второго поколения начаты группой Минрадиопрома СССР под руководством А.Г.Басистова по указанию министра В.Д.Калмыкова в конце 1968 г. К концу 1969 г. концепция двухэшелонной системы ПРО в общих чертах согласована с Министерством Обороны СССР. Предполагалось применение противоракет с ядерными БЧ. В 1970 г. тематика ПРО полностью перешла под контроль Минрадиопрома СССР - 17 января 1970 г. образовано специализированное ЦНПО "Вымпел" (ПРО, системы предупреждения  о ракетном нападении и контроля космического пространства), руководитель научно-технического центра ЦНПО "Вымпел" - А.Г.Басистов. Проработка системы в НТЦ ЦНПО "Вымпел" велась по теме НИР "Фон-1".

Постановление СМ СССР №376-119 о создании системы ПРО А-135 со стрельбовым комплексом дальнего перехвата "Амур" и полигонным опытным образцом "Амур-П" вышло 10 июня 1971 г. Проект системы А-135 разработан ЦНПО "Вымпел" в 1971 г. под руководством А.Г.Басистова. Проектом предусматривалось создание трех стрельбовых комплексов "Амур" на расстоянии 600-800 км от Москвы и трех комплексов ближнего перехвата системы С-225, что позволило бы минимизировать ущерб от использования в дальнем эшелоне ПРО противоракет с ядерными БЧ и повысить надежность перехвата атакующих боеголовок. В декабре 1971 г. завершен аванпроект системы А-135 (НИИ радиоприборостроения - НИИРП - Минрадиопрома СССР), аванпроект стрельбового комплекса "Амур" (НТЦ ЦНПО "Вымпел", главный конструктор - А.Г.Басистов). Разработка противоракеты А-925 / 51Т6 поручена МКБ "Факел", главный конструктор  - П.Д.Грушин. Заместителем главного конструктора системы ПРО А-135 по системе наведения противоракет был Голубев О.В.


Памятник с электро-весовым макетом ракеты А-925 / 51Т6 пос.Софрино-1 под Москвой, 28.12.2011 г. (Дмитрий, http://d-a-ck9.livejournal.com).
Автор: DIMMI Создан: 28.03.2010 17:15:48 Комментариев: 161 Читать всю статью

9К52 Луна-М - FROG-7

ДАННЫЕ НА 2016 г. (стандартное пополнение)
Комплекс 9К52 "Луна-М", ракета 3Р11 / 9М21 / Р-65 - FROG-7A
Комплекс 9К52 "Луна-М", ракета 9М21-1 / Р-70 - FROG-7B
Комплекс 9К53 "Луна-МВ" (вертолетный), ракета 9М21
Комплекс 9К52М "Луна-3"
 
Тактический ракетный комплекс. Постановление №247-104 СМ СССР о создании комплекса вышло 16 марта 1961 г. Разработчик - НИИ-1 (с 1967 г. - Московский институт теплотехники) совместно с ОКБ-329 ГКАТ. Первый пуск опытной ракеты 3Р11 / 9М21 с полигонной ПУ состоялся 27 декабря 1961 г. Полигонные испытания комплекса с СПУ 9П113 - 1964 г. (полигон Ржевка). По результатам испытаний комплекс 9К52 принят на вооружение в 1964 г., начато серийное производство СПУ на заводе "Баррикады" и комплекс начал поступать в войска. В 1964 г. 3 ЦНИИ Министерства обороны СССР подготовил для комплекса "Луна-М" таблицы стрельбы. В 1968 г. под тем же обозначением 9М21 ракета комплекса была заменена на модернизированный вариант ракеты - Р-70 (9М21Ф1 и др. модели типа 9М21-1). Комплекс снимается с вооружения начиная с 1986 г. (по западным данным).
 

Пусковая установка 9П113 с ракетой 9М21 комплекса 9К52 "Луна-М" FROG-7 вооруженных сил Сирии, фото вероятно 2012-2013 г.г. (источник).

Автор: DIMMI Создан: 14.04.2009 00:56:36 Комментариев: 133 Читать всю статью

Проект перспективной БРПЛ ГРЦ Макеева

ДАННЫЕ НА 2016 г. (в работе)
Проект перспективной БРПЛ ГРЦ Макеева


Баллистическая ракета для подводных лодок (БРПЛ) межконтинентальной дальности. Проект альтернативный модернизированному варианту БРПЛ "Булава" Московского Института Теплотехники (МИТ) разработка которого ведется ГРЦ им.Макеева.

14 июля 2016 г. генеральный конструктор ГРЦ Макеева Владимир Дегтярь заявил СМИ, что ГРЦ им.Макеева выполняет ОКР по созданию новой БРПЛ. Ракета, вероятно, может прийти на смену БРПЛ "Булава".
Автор: DIMMI Создан: 10.08.2016 19:55:50 Комментариев: 1 Читать всю статью

Система С-225 Азов, ракеты 5Я26 и 5Я27 - ABM-X-3

ДАННЫЕ НА 2016 г. (стандартное пополнение)
Система С-225, ракета В-757
Система С-225, ракеты В-758 и В-825
Система С-225, комплекс "Азов" - ABM-X-3
Ракета 5Я26 / ПРС-1 - ABM-X-3A GAZELLE / SH-08
Ракета 5Я27 / В-825 - ABM-X-3B


Проект универсального ограниченно мобильного ЗРК с возможностями ПРО / объектовой системы ПРО с высокоскоростной противоракетой и противоракетой средней дальности действия. В основе аванпроекта наработки НИИ-648 по системе ПРО "Сатурн", которые после закрытия темы, при содействии В.Н.Челомея, переданы в КБ-1 (позже переименовано в ЦКБ "Алмаз", ныне - ОАО "Алмаз-Антей") А.А.Расплетина. Решение Военно-Промышленного Комитета СМ СССР о разработке системы ПРО ограниченного объекта от перспективных аэродинамических целей и одиночных баллистических ракет средней дальности принято в мае 1961 г. Позже на систему была возложена и задача отражения удара одиночной МБР. Разработка системы ПРО поручена КБ-1 Минрадиопрома СССР (министр - В.Д.Калмыков). Генеральный конструктор КБ-1 - А.А.Расплетин, с марта 1967 г. - Б.В.Бункин. Главный конструктор системы ПРО С-225 - Шабанов В.М., позже - Синельников В.Д.

Разработка первого варианта аванпроекта системы начата в 1961 г. в тематической лаборатории КБ-1 под руководством В.И.Маркова (до 1963 г.), заместитель главного конструктора - К.К.Капустян. На стадии первоначального аванпроекта предполагалось использование в качестве РЛС целеуказания РЛС "Программа" (главный конструктор - Ю.Г.Бурлаков), в качестве противоракеты - перспективной ракеты с твердотопливными ПВРД разработки ОКБ-2 МАП (МКБ "Факел") главного конструктора П.Д.Грушина (прототип - ракета В-757). Предварительный аванпроект стрельбового комплекса С-225 завершен в конце 1961 г. В состав системы планировалось включить командный пункт, радиотехнические средства и пусковые установки ракет.

Постановлением Совмина СССР №660-270 от 29 июня 1962 г. и Постановлением №499-174 от 4 мая 1963 г. создание системы зенитного управляемого оружия С-225 поручено КБ-1 Минрадиопрома и ОКБ-2 Минавиапрома СССР. После рассмотрения отчета об испытаниях средств противодействия ПРО "Верба", "Кактус" и "Крот" начаты работы по выработке путей селекции реальных целей в групповой баллистической цели. Принято решение об использовании атмосферной селекции целей - при входе в плотные слои атмосферы боеголовки продолжают движение, а легкие ложные цели отсеиваются. Такой способ селекции требовал повысить требования к ракете-перехватчику. Разработка обновленного проекта системы ПРО для борьбы с гиперзвуковыми аэродинамическими целями и баллистическими ракетами начата КБ-1 в июне 1962 г. под руководством Т.Р.Брахмана и К.К.Капустяна.

Особая благодарность "vuv" (http://militaryrussia.ru/forum/) и другим ветеранам испытаний С-225 за помощь в работе над материалом.


РЛС с ФАР РСН-225 / FLAT TWIN измерительного комплекса 5К17, Камчатка. Запечатлена РЛС до окраски в зеленый цвет. (фото из архива ВПК, Дементьев Г. СМУ-304 - ГПТП "Гранит" - ОАО "ГНПО "Гранит". // Военно-промышленный курьер. №7 / 2007 г.).
Автор: DIMMI Создан: 28.03.2010 17:32:53 Комментариев: 175 Читать всю статью

Система А-35 Алдан, ракета А-350Ж / 5В61 - ABM-1 GALOSH

ДАННЫЕ НА 2016 г. (стандартное пополнение)
Система А-35, комплекс "Алдан", ракета В-1100 / А-350Ж / 5В61 / УР-96 - ABM-1 GALOSH / SH-01
Система А-35, ракета В-1100 / А-350Ж / 5В61 / УР-96 - ABM-1 mod.1 / ABM-1A GALOSH


Система ПРО Центрального административно-промышленного района СССР / Москвы. Головной разработчик - ОКБ-30 (до 1962 г. - СКБ-30 КБ-1), главный конструктор системы - Г.В.Кисунько. Ракета создана в ОКБ-2 под руководством П.Д.Грушина (ныне - МКБ "Факел", г.Екатеринбург). Постановление Совмина СССР "Вопросы противоракетной обороны" принято 8 апреля 1958 г. По данному Постановлению начаты работы над системой ПРО А-35. В основе системы ПРО лежали следующие принципы: система ПРО защищает административно-промышленный район, перехват целей осуществляется за пределами атмесферы противоракетами с ядерными БЧ. Исполнители и график работ определены Постановлениями СМ СССР "О системе А-35" от 10 декабря 1959 г. и "О создании системы ПРО Московского промышленного района" от 7 января 1960 г.

Согласно предэскизному проекту 1962 г. в состав системы ПРО входили 8 РЛС ДРЛО типа "Дунай-3" с общим полем обзора в 360 град., командно-вычислительный пункт и 32 стрельбовых комплекса (по 8 ПУ - итого 256 ПУ, с ракетами с обычными и ядерными БЧ). Эскизный проект системы А-35 Москвы доработан в июне 1961 г. с учетом испытаний системы ПРО "А", проводившихся в первой половине 1961 г., и защищен осенью 1962 г. Согласно проекта в состав системы ПРО Москвы должно было входить 8 стрельбовых комплекса, обеспечивался перехват 6 парных целей атакующих Москву в одного или разных направлений. Для отработки компонентов системы одновременно с развертыванием планировалось построить и испытать полигонный комплекс ПРО "Алдан".


Пуск раннего варианта ракеты 5В61 / А-350Ж / ABM-1 GALOSH с элеронами с газодинамическими двигателями (Коровин В., Ракеты "Факела". М., МКБ "Факел", 2003 г.).
Автор: DIMMI Создан: 28.03.2010 16:48:57 Комментариев: 281 Читать всю статью

2К10 Ладога / ракета 3М2

ДАННЫЕ НА 2016 г. (стандартное пополнение)
Комплекс 2К10 "Ладога", ракета 3М2 - 2-х ступенчатая
Комплекс 2К10 "Ладога", ракета 3М3 (?) - 1-ступенчатая
 
Фронтовая управляемая баллистическая ракета. Твердотопливная ракета с подвижным стартом разрабатывалась СКБ-172 (г.Пермь), главный конструктор М.Ю.Цирюльников.

В период с 1956 г. по 1958 г. в СКБ-172 выполнены первые научно-исследовательские работы по разработке различных вариантов конструкции оперативно-тактической ракеты с подвижным стартом с различными двигательными установками (жидкостными, твердотопливными). Впервые в отечественном ракетостроении корпус двигателя ракеты был выполнен из высокопрочной стали толщиной в 1 миллиметр, но с подмоткой из композиционных материалов Практически все последующие разработки в данной области выполнялись с максимальным использованием композиционных материалов (источник).

Разработка ракетного комплекса "Ладога" начата по постановлению Совмина СССР №189-89 от 13 февраля 1958 г. о разработке "реактивного комплекса сухопутных войск с управляемыми ракетами на твердом топливе" "Ладога" и "Онега".  Согласно постановлению Совмина СССР ракету планировалось сдать на зачетные испытания в 3-м квартале 1960 г. Изначально ракета проектировалась как двухступенчатая.

Первый этап летных испытаний проводился в 1960 г. на полигоне Капустин Яр. В ходе первых четырех пусков с работающей системой управления происходило разрушение ракеты перед окончанием работы двигателя второй ступени. В конце 1960 г. было решено отказаться от двухступенчатой схемы в пользу одной ступени. Опытная партия ракет и опытная ПУ изготовлена Петропавловским машиностроительным заводом на шасси автомобиля ЗИЛ-135Л. Бросковые испытания одноступенчатого варианта начаты в апреле 1961 г. Первые три управляемых пуска проведены в июле-сентябре 1961 г. - во всех трех пусках произошло разрушение ракеты на активном участке траектории из-за потери устойчивости и разрушения сопла двигателя. Доработка двигателя (сопла) - конец 1961 г. Опытная партия в 12 ракет с новым соплом были собаны на заводе №172 в начале 1962 г. Испытания проводились в первой половине 1962 г. - отмечено большое рассеивание, что, вероятно, было следствием неудовлетворительной работы СУ. Работы по ракете прекращены "как по неперспективному изделию" постановлением СМ СССР №231-113 от 3 марта 1962 г.
 


СПУ комплекса "Ладога" на шасси МАЗ-535Б на полигоне Капустин Яр (фото с http://www.russianarms.ru )

Автор: DIMMI Создан: 29.03.2009 00:27:50 Комментариев: 6 Читать всю статью

пр.13560 / ПД-72

ДАННЫЕ НА 2014 г. (стандартное пополнение)
пр.13560
ПД-72


Большой плавучий док-эллинг специального назначения. Вероятно, разработан на базе большого крытого плавучего дока пр.1777 (см.Модификации). Построен под заводским №1551 на ХСЗ "Паллада" (г.Херсон). По другой версии док построен по проекту СПМБМ "Малахит" на "Адмиралтейских верфях" (г.Ленинград). Передан ВМФ в 1985 г. В 1986 г. совершил переход на Северный флот и эксплуатируется для обслуживания и текущего ремонта атомных глубоководных станций разных типов  в губе Оленьей с 1986 г. С 1991 г. входит в состав 29-й отдельной бригады подводных лодок Северного флота ВМФ России. Неоднократно проходил восстановление технического состояния и ремонт.


Плавающий док ПД-72, губа Оленья, предположительно 2012-2014 г.г. (источник).
Автор: DIMMI Создан: 09.11.2014 17:50:43 Комментариев: 5 Читать всю статью

пр.949 Гранит - OSCAR-I

ДАННЫЕ НА 2012 г. (стандартное пополнение)
пр.949 "Гранит" - OSCAR-I

Атомная подводная лодка с противокорабельными крылатыми ракетами (ПЛАРК) / подводный ракетный крейсер 1 ранга. Исследования облика носителя противокорабельных крылатых ракет нового третьего поколения начаты в 1967 г. В ходе изысканий было установлено, что поражение авианосца в составе перспективного авианосного ордера с помощью сверхзвуковых ПКР возможно при наряде в 20-24 ПКР в залпе. Тактико-техническое задание на создание "тяжелого подводного ракетного крейсера" и нового ракетного комплекса оперативного назначения "Гранит" формировалось 1-м ЦНИИ МО СССР в течение 1969 г. Параллельно, еще до начала эскизного проектирования, в ЦКБ-18 проводились предварительные проработки вариантов подводной лодки с учетом возможностей разработчиков компонентов корабля. В итоге на согласование ТТЗ потребовалось лишь около двух месяцев. При разработке ТТЗ Главным штабом ВМФ СССР предложена следующая концепция применения ПЛАРК:
- число ПКР в залпе одной ПЛАРК должно обеспечивать поражение авианосца в составе АУГ;
- число ПЛАРК в составе ВМФ должно быть не менее возможного числа АУГ вероятного противника с учетом резерва;
- характеристики ПЛАРК должны обеспечить развертывание наших противоавианосных сил в любом районе океана с обеспечением контакта с АУГ при любых её маневрах;

При разработке ПЛАРК использованы в том числе наработки по ПЛА пр.661 РАРА. Постановлением Совмина СССР от 10 июля 1969 г. о проведении ОКР "Гранит" по созданию ракетного комплекса срок начала совместных испытаний комплекса назначался на второй квартал 1973 г. Постановлением Совмина СССР от 16 июля 1970 г. принято решение о проектировании ПЛАРК пр.949 с включением её в планы судостроения на 1971-1980 г.г.  Проект разрабатывался ЦКБ-18 (ЛМПБ "Рубин") под руководством главного конструктора П.П.Пустынцева, главный конструктор по ракетному комплексу "Гранит" - В.Н.Челомей. В августе 1977 г. после смерти Пустынцева главным конструктором стал И.Л.Баранов. Заместитель главного конструктора - О.А.Гладков (1983 г.).

На первом этапе разработки эскизного проекта рассмотрено более 100 вариантов компоновки корабля. В итоге на Президиум научно-технического совета Минсудпрома СССР представлено два варианта компоновки - вариант максимально удовлетверяющий требованиям ТТЗ ВМФ и вариант с ограниченными тактико-техническими элементами, позволяющими осуществить строительство ПЛАРК на внутренних судостроительных заводах страны (ССЗ "Красное Сормово" в г.Горький и ССЗ им Ленинского Комсомола в г.Комсомольск-на-Амуре). Эскизный проект утвержден в первом варианте 15 марта 1971 г. Технический проект лодки утвержден в июле 1972 г.  Первоначальными планами предусматривалась постройка большой серии в 20 ПЛАРК проекта. В процессе разработки лодки была создана буксируемая модель длиной 25 м, которая проходила испытания разного рода на Ладожском обере и в Севастополе.


ПЛАРК К-525 "Архангельск" пр.949 "Гранит" - OSCAR-I (исходное фото из архива Tor, обработано, http://tsushima.su).
Автор: DIMMI Создан: 24.11.2011 17:52:28 Комментариев: 7 Читать всю статью

К-300 Бастион - SSC-5 STOOGE

ДАННЫЕ НА 2016 г. (стандартное пополнение)
Комплекс К-300П "Бастион-П" (подвижный), ракета К-310 / 3М55 - SSC-X-5 / SSC-5 STOOGE
Комплекс К-300С "Бастион-С" (стационарный)
 
Береговой противокорабельный ракетный комплекс со сверхзвуковой унифицированной крылатой ракетой 3М55 "Оникс" / "Яхонт". Разработка комплекса наземного базирования начата в первой половине 1990-х годов НПО Машиностроения (г.Реутов). Проект подвижного комплекса "Бастион" середины 1990-х годов предполагал размещение СПУ с тремя ракетами в ТПК на шасси типа МАЗ-543. Разработка конструкции СПУ первоначально велась очевидно ЦКБ "Титан" (г.Волгоград). В состав батареи комплексов предполагалось включать 4 СПУ, машину боевого управления, аппаратуру управления и опционально вертолетный комплекс целеуказания. В середине 2000-х годов в СМИ фигурировал вариант СПУ на шасси МЗКТ-7930 "Астролог" с тремя транспортно-пусковыми стаканами (ТПК), опирающимися при старте на поддомкраченную платформу. Точно разработчик варианта СПУ неизвестен. К 2008 г. создана боевая машина / СПУ на шасси МЗКТ-7930 "Астролог" с размещением в транспортном модуле двух транспортно-пусковых стаканов, опирающихся при старте ракет на грунт. Разработчик боевой машины (СПУ) - ООО "Техносоюзпроект" (Белоруссия). Общая концепция применения комплекса и инфраструктура были сохранены в первоначальном проектном виде.

Государственные испытания комплекса завершены в районе мыса Железный Рог (Тамань), вероятно, в октябре 2010 г. (источник, источник). Комплекс принят на вооружение ВС России в 2010 г. Серийное производство ракет "Оникс" (для ВС России)  и "Яхонт" (для поставок на экспорт) ведется НПО "Стрела" (г.Оренбург).


СПУ К-340П комплекса К-300П "Бастион-П" в стартовом положении (Годовой отчет за 2014 г. НПО машиностроения, г.Реутов).
Автор: DIMMI Создан: 21.09.2012 05:20:09 Комментариев: 35 Читать всю статью

KN-09 (КНДР)

ДАННЫЕ НА 2016 г. (стандартное пополнение)
KN-09

Тактическая ракета / управляемая ракета РСЗО. Испытания ракет типа KN-09 ведутся, судя по всему, с 2013 г. Вероятно, в середине 2014 г. ракета принята на вооружение армии КНДР после серии испытательных пусков. С большой вероятностью при работе над ракетой использованы и российские и китайские технологии и решения.


Пуск ракеты KN-09 из самоходной пусковой установки. КНДР, 2015-2016 г.г. (источник).
Автор: DIMMI Создан: 10.07.2014 23:48:20 Комментариев: 9 Читать всю статью

2К12 Куб - SA-6 GAINFUL

ДАННЫЕ НА 2016 г. (в работе)
Комплекс 2К12 "Куб",  ракета 3М9,  3М9М,  3М9М1,  3М9М2, 3М9М3, 3М9М4 - SA-6 GAINFUL
Комплекс "Квадрат" (экспортная мод.), ракета 3М9М


Самоходный зенитный ракетный комплекс ПВО сухопутных войск. Комплекс презназначался для обеспечения ПВО сухопутных войск и в основном танковых дивизий от средств воздушного назадание на малых и средних высотах. Разработка ЗРК начата по Постановлению ЦК КПСС и Совмина СССР от 18 июля 1958 г. Головной разработчик ЗРК - ОКБ-15 ГКАТ (ранее - филиал НИИ-17 ГКАТ - разработка авиационных РЛС, г.Жуковский). Вскоре ОКБ-15 передано в ГКРЭ (Госкомитет по радиоэлектронике) и позже переименовано в НИИ приборостроения Министерства радиотехнической промышленности СССР. Главный констркутор ЗРК на начальном этапе разработки - начальник ОКБ-15 В.В.Тихомиров.

Разработка компонентов комплекса велась следующей кооперацией:
- самоходная установка разведки и наведения (СУРН) - ОКБ-15, главный конструктор - А.А.Растов;
- самоходная пусковая установка (СПУ) - ОКБ-203 Свердловского СНХ (позже - ГосКБ компрессорного машиностроения - ГКБКМ МАП, ныне - НПП "Старт"), главный конструктор - А.И.Яскин;
- гусеничные шасси для средств ЗРК - КБ Мытищинского машиностроительного завода Московского областного СНХ (позже поименовано как ОКБ-40 Министерства транспортного машиностроения, ныне - КБ в составе ПО "Метровагонмаш"), главный конструктор - Н.А.Астров;
- зенитная управляемая ракета (ЗУР) - КБ завода №134 ГКАТ (позже - ГосМКБ "Вымпел"), главный конструктор - И.И.Торопов;
- полуактивная ГСН ракеты - ОКБ-15, главный конструктор - Ю.Н.Вехов (с 1960 г. - И.Г.Акопян);

Согласно Постановлению 1958 г. планировалось начать совместные испытания ЗРК во 2-м квартале 1961 г., но и разработка и испытания комплекса значительно затянулись. Одной из причин затягивания сроков считается новизна технических решений, реализованных в комплексе. В итоге, со своих должностей были сняты главные конструкторы комплекса и ракеты.


Самоходная пусковая установка 2П25 ЗРК 2К12 "Куб-М3" с ракетами 3М9М3 (фото - Bundesgerhard, 2002, источник).
Автор: DIMMI Создан: 05.11.2010 03:51:38 Комментариев: 8 Читать всю статью

9К31 Стрела-1 - SA-9 GASKIN

ДАННЫЕ НА 2016 г. (стандартное пополнение)
Комплекс 9К31 "Стрела-1", ракета 9М31 - SA-9 GASKIN
Комплекс 9К31М "Стрела-1М", ракета 9М31М - SA-9 GASKIN


Зенитный ракетный комплекс ПВО сухопутных войск / проект переносного зенитного ракетного комплекса (ПЗРК). Разработка комплекса в качестве ПЗРК 9К31 начата  по Постановлению Совмина СССР №946-398 от 25.08.1960 г. в ответ на разработку подобного комплекса в США и одновременно с ПЗРК 9К32 "Стрела-2". Разработчик ПЗРК и ракеты 9М31 - ОКБ-16 ГКОТ (позже переименовано в КБ точного машиностроения - КБТМ, ныне - КБ "Точмаш"), главный конструктор - А.Э.Нудельман. Создание ПЗРК "Стрела-1" велось параллельно с более передовой разработкой - ПЗРК "Стрела-2". когда стало ясно, что разработка ПЗРК с ИК ГСН ("Стрела-2") будет успешной было принято решение наработки по ПЗРК "Стрела-1" использовать для создания мобильного ЗРК с более высокими требованиями по дальности и высоте поражения целей. Таким образом в 1962-1963 г.г. разработка ПЗРК была прекращена и была начата разработка ЗРК ближнего действия сухопутных войск "Стрела-1".

При переходе к проектированию войскового самоходного ЗРК разработчик предложил увеличить дальность действия до 5 км, а высоту поражения целей до 3,5 км. Достижение ТТХ обеспечивалось увеличением массы ракеты с 15 до 25 кг, калибра со 100 до 120 мм, а длины ракеты с 1.25 до 1.8 м. Организационно новый ЗРК предлагалось использовать в подразделениях ПВО  мотострелковых и танковых полков. В качестве шасси пусковой установки предложено использовать БРДМ-2. Новый ЗРК планровалось предъявить на совместные испытания в 3-м квартале 1964 г. Однако разработка из-за трудностей с доводкой ГСН затянулись до начала 1967 г.

Государственные испытания ЗРК "Стрела-1" проводились в 1968 г. на Донгузском полигоне. Комплекс принят на вооружение Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 25 апреля 1968 г. Серийное производство боевой машины ЗРК 9А31 велось на Саратовском агрегатном заводе МОП СССР, ракеты 9М31 - на Ковровском механическом заводе МОП СССР.

За разработку и принятие на вооружение ЗРК "Стрела-1" А.Э.Нудельман, В.И.Школиков, Г.С.Терентьев, Б.Г.Паперный в 1970 г. были удостоены Государственной премии СССР.


Боевая машина 9А31 ЗРК 9К31 "Стрела-1" (http://www.kbtochmash.ru/).
Автор: DIMMI Создан: 05.11.2010 20:10:07 Комментариев: 19 Читать всю статью

Каталог военной техники:



Наши партнеры:






free counters

Последние комментарии

Авнгард БРПЛ Д-19М был принят на вооружение в 1988г.
Rishat 2019-08-28 17:49
Двигатели I, II и III ступени РСМ-52 перед утилизацией.
mpashnev 2018-03-29 22:44
Кое-какие мысли и фото. Коллаж из двух известных фото ракеты. Фото ракеты без крышки...
mpashnev 2018-03-18 18:13
"Старый" а про ракето торпеды есть что? [ img ]http://www.yaplakal.com/forum28...
oldstaryi 2017-11-03 19:08
Rishat Wrote:oldstaryi Wrote:Мы на лодочке катались , не качай брат головой...
Rishat 2017-11-03 00:36
oldstaryi Wrote:Мы на лодочке катались , не качай брат головой...[ img ][ img ]...
Rishat 2017-11-03 00:34
Вдогонку :[ img ]
oldstaryi 2017-11-02 20:35
Рост угрозы со стороны прогнозируемых средств ПРО потенциального противника потребовал...
oldstaryi 2017-11-02 20:26
Мы на лодочке катались , не качай брат головой...[ img ][ img ][ img ][ img ]
oldstaryi 2017-11-02 20:13
[ img ][ img ][ img ][ img ][ img ][ img ][ img ]https://tehnowar.ru/7833-d-19-r-39-3m65 ... rgeon.html
oldstaryi 2017-11-02 00:00