MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.) | Статьи

Комплекс 9К333 Верба, ракета 9М336 - SA-25

ДАННЫЕ НА 2022 г. (стандартное пополнение)
Комплекс 9К333 "Верба", ракета 9М336 - SA-25



Переносной зенитный ракетный комплекс (ПЗРК). Разработан КБ Машиностроения (г.Коломна) на базе ПЗРК "Игла-С".

В 2007 г. комплекс прошел летно-конструкторские испытания. Государственные испытания комплекса планировалось провести в 2009-2010 г.г. Войсковые испытания на стадии ОКР начаты на полигоне 726-го учебного центра сухопутных войск в г.Ейск Краснодарского края 9 июня 2011 г. В течение 2011 г. планировалось завершить ОКР по созданию комплекса и закупить в рамках заказа на 2011 г. 250 ПЗРК для сухопутных войск. Квалификационные испытания ПЗРК успешно завершены весной 2014 г. (источник).

По состоянию на 2008 г. планировалось принятие ПЗРК на вооружение до конца года. В 2012 г. на предприятиях кооперации по производству ПЗРК начато переоснащение производства для выпуска комплексов 9К333. В частности работы по переоборудованию велись в КБ машиностроения в части изготовления атвоматизированных проверочных стендов (источник). В 2012 г. начато производство ракет 9М336 на производстве №21 завода им.Дегтярева (г.Ковров, источник), где, вероятно, ведется производство и ПЗРК 9К333.

В 2013 г. с Министерством обороны России подписан контракт на поставку в течение 2014-2015 г.г. четырех бригадных комплектов ПЗРК для сухопутных войск и четырех дивизионных комплектов для ВДВ (источник). Первая серийная партия ЗУР 9М336 выпущена в мае 2014 г. (источник). В начале июня 2014 г. в СМИ появилась информация о первых поставках ПЗРК "Верба" в зенитный полк 98-й дивизии ВДВ ВС России (Ивановская область), которые состоялись в конце мая 2014 г. В конце ноября 2015 г. контракт 2013 г. выполнен полностью.


Макет ПЗРК 9К333 "Верба" на форуме "Армия-2015" (фото - А.В.Карпенко, nevskii-bastion.ru).
Автор: DIMMI Создан: 18.06.2011 08:24:01 Комментариев: 20 Читать всю статью

Х-31 - AS-17 KRYPTON

ДАННЫЕ НА 2023 г. (в работе)
Х-31П / изделие 77П - AS-17C KRYPTON
Х-31ПД / изделие 77ПД - AS-17D KRYPTON
Х-31А / изделие 77А - AS-17A KRYPTON
Х-31АД / изделие 77АД - AS-17B KRYPTON
Мишень МА-31

Противокорабельная и противорадиолокационная ракеты. Ракета разработана ОКБ «Звезда» (ныне ГНПО "Звезда-Стрела", главный конструктор Г.И.Хохлов в качестве замены противорадиолокационной ракеты Х-27ПС, которая не соответствовала требованиям ВВС СССР по дальности пуска и возможностям противодействия ракете расчетов ЗРК ПВО противника (Х-27ПС теряла цель при выключении РЛС ЗРК). Разработка противорадиолокационной ракеты начата в 1975 г. под руководством В.Бугайского.

Ракета предназначалась для поражения ЗРК "Improved Hawk" и "Nike Hercules". За счет высокой скорости полета (750 м/с при пуске на дальность 25 км с малой высоты) в случае с ЗРК "Improved Hawk" ракета должна была поражать цель раньше, чем зенитные ракеты могли поразить самолет-носитель. При работе по ЗРК "Nike Hercules" предполагалось действовать без входа в зону поражения ЗРК. Для достижения высокой скорости было решено применить ПВРД для запуска которого использовать РДТТ-ускоритель размещенный в сопле маршевого двигателя. Максимальная дальность пуска предполагалась 60 км и масса ракета - не лолее 400 кг. При создании ракеты планировалось вооружать её ударные самолёты типа МиГ-27, Су-17М и Су-24, на каждом из которых должно было размещаться не менее двух ракет. 

Создать ракету с ПВРД с ограничением массы в 400 кг оказалось невозможно и была разработана более габаритная ракета средней дальности с возможностью поражения перспективного ЗРК SAM-D ("Patriot"), а также обзорных РЛС, работающих в диапазонах частотных литер В и С. Для расширенной номенклатуры целей Омскому НПО «Автоматика» было выдано задание на проектирование трех ГСН (ПРГС-4ВП, ПРГС-5ВП и ПРГС-6ВП), работающих в данных диапазонах.

В 1978 г. вышло Постановление Совмина СССР о разработке на базе ракеты Х-31 ее противокорабельного варианта с названием Х-31А. ПКР предназначалась для поражения надводных кораблей водоизмещением до 4500 т. Ракета оснащалась активной радиолокационной ГСН и проникающей боевой частью вместо осколочно-фугасной. Эскизный проект защищен в 1979 г.

Заводские летные испытания ракет Х-31 начаты в мае 1982 г. с самолета-носителя МиГ-27М. На испытания выведены ракеты в вариантах Пр1 и Пр2, а также  массо-габаритные макеты ракеты Х-31 для проверки аварийного сброса. Ракета Х-31Пр1 была оснащена стартовым РДТТ и макетом ПВРД - отрабатывались сброс, запуск стартового РДТТ и полет на стартовом участке. Ракета Х-31Пр2 оснащалась работающими стартовым РДТТ и маршевым ПВРД - с ракетой отрабатывались старт ракеты, стартовы и маршевый полет, стабилизация ракеты на этих участках полета.


Противорадиолокационная ракета Х-31ПД (фотомонтаж, https://ktrv.ru/).
Автор: DIMMI Создан: 15.02.2023 15:17:09 Комментариев: 1 Читать всю статью

Р-36М / 15А14 / РС-20А - SS-18 mod.1-3 SATAN

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
Комплекс 15П014, ракета Р-36М / 15А14 / РС-20А - SS-18 mod.1-3 SATAN
Комплекс 15П014П


Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР). Ракета разработана КБ "Южное" (г. Днепропетровск, генеральный конструктор - М.К.Янгель, с 01.10.1970 г. - В.Ф.Уткин). Решением Совета обороны СССР от 27.08.1969 г. в Ялте одобрены предложения КБ по созданию модернизированных ракет с минометным стартом - тяжелой МБР 15А14 / Р-36М с установкой в упрочненные ШПУ ОС-67 и легкой МБР 15А15 / МР УР-100 с установкой в упрочненные ШПУ ОС-84, а также боевого железнодорожного ракетного комплекса с МБР. 

В разработку проекта были положены следующие основные принципы:
– разработка автономной инерциальной системы управления на базе бортовой цифровой вычислительной машины (БЦВМ) и комплекса командных приборов (ККП) повышенной точности;
– создание разделяющейся головной части (РГЧ) с индивидуальным наведением боевых блоков в точки прицеливания;
– создание боевых блоков с улучшенными габаритно-массовыми и баллистическими характеристиками, стойкими к поражающим факторам ядерного взрыва (ПФЯВ);
– разработка комплекса средств преодоления противоракетной обороны (ПРО) противника, включающего в себя ложные цели, работоспособные на всех участках траектории;
– эксплуатация ракеты на всех этапах в транспортно-пусковом контейнере (ТПК), размещение на ТПК всего оборудования и аппаратуры, необходимых при боевом дежурстве и пуске ракеты;
– минометный старт ракеты из ТПК, размещаемого в шахтной пусковой установке с запуском двигателей первой ступени ракеты после выхода ее из ТПК.

2 сентября 1969 г. вышло Постановление ЦК КПСС и Совмина № 712-247 «О разработке и изготовлении ракетного комплекса Р-36М (15A14) с выходом на ЛКИ в 1971 г.». Разработку комплекса с МБР вела следующая кооперация предприятий:
- КБ "Южное" - ракета и комплекс вцелом;
- КБЭМ и КБХА - ДУ ЖРД маршевых ступеней;
- ХКБЭлектроприборостроения и НИИПМ - система управления;
- НПО "Алтай" и ЦНИРТИ - КСП ПРО;
- КБСМ и ЦКБТМ - стартовый комплекс и ШПУ;
- ЛНПО "Союз" - ПАД;
- ЦКБТМ - КП;
- ВНИИЭФ - заряды ББ.

На первом этапе проектирования ракеты 15А14 предполагалось использование на маршевых ступенях такого же подхода как на ранее созданных ракетах семейства Р-36 - т.е. в качестве маршевого двигателя 2-й ступени предполагалось использовангие высотной модификации двигателя 1-й ступени. В результате проектной проработки подобной схемы (6-камерная ДУ на 1-й ступени и 2-х камерная ДУ на 2-й ступени) было принято решение об использовании на 2-й ступени комбинированной двигательной установки разработки КБХА с маршевым и рулевым ЖРД (ист. - Рачук).

В декабре 1969 г. подготовлен эскизный проект МБР 15А14 с 4-мя видами боевого оснащения: легкая и тяжелая моноблочные ГЧ, РГЧ ИН и маневрирующая ГЧ. В марте 1970 г. эскизный проект МБР 15А14 был принят (ист. - Задонцев). В августе 1970 г. одобрено предложение о разработке ракетного комплекса с ШПУ повышенной защищенности. В январе 1971 г. начаты экспериментальные бросковые пуски из ТПК на полигоне под Павлоградом (см.ниже).



Пуск МБР 15А14 с тяжелой моно ГЧ, обработка MilitaryRussia

 

Автор: DIMMI Создан: 06.09.2022 22:34:25 Комментариев: 3 Читать всю статью

МР УР-100 / 15А15 / МР УР-100УТТХ / 15А16 - SS-17 SPANKER

ДАННЫЕ НА 2023 г. (в работе)
Комплекс 15П015, ракета МР УР-100 / 15А15 / РС-16А - SS-17 mod.1/2 SPANKER
Комплекс 15П016, ракета МР УР-100УТТХ / 15А16 / РС-16Б - SS-17 mod.3 SPANKER


Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) третьего поколения. Ракета разработана КБ "Южное" (г.Днепропетровск). Старт разработке дан решением Совета обороны СССР от 27.08.1969 г. которым задавалось создание в КБ комплекса я тяжелой МБР 15А14 / Р-36М с установкой в упрочненные ШПУ ОС-67, комплекса с легкой МБР 15А15 / МР УР-100 с установкой в упрочненные ШПУ ОС-84 и боевого железнодорожного ракетного комплекса с МБР. Решение о начале работ принято в ходе визита в КБ "Южное" председателя ВПК при Совмине СССР Л.В.Смирнова в апреле 1970 г. Постановлением Совмина СССР N 682-218 от 19 августа 1970 г. давался старт полномасштабной разработке легкой МБР. Разработка предлагалась на конкурсной основе двум КБ - КБ "Южное" и КБ Машиностроения. Была поставлена задача разработать проекты модернизации массового ракетного комплекса с МБР УР-100 разработки КБ машиностроения (ОКБ-52). По этому Постановлению новая ракета должна была выйти на испытания в 1973 г.

Эскизный проект МБР МР УР-100 (видимо расшифровывается как "Модернизация Ракеты УР-100") выпущен в сентябре 1970 г. Предполагалось использование ШПУ от МБР УР-100 и, соответственно, это ограничение сказалось на конструкции ракеты. Одновременно с разработкой комплекса с ракетой 15А15 в КБ "Южное" шли работы по модернизированному варианту тяжелой МБР 15А14 (Р-36М), которая несколько опережала по времени новую легкую МБР. Это позволило использовать часть наработок по проекту 15А14 в ракете 15А15 - у обоих ракет реализовывались минометный старт, применение РГЧ ИН, единый унифицированный боевой блок, близкие схемы РДТТ ступени разведения боевых блоков, а также новая система управления с применением БЦВМ.

Разработка велась следующей кооперацией предприятий:
- комплекс вцелом и ракета - КБ "Южное" (ведущий конструктор - М.И.Галась, позже - С.И.Ус)
- изготовление ракет для экспериментальной отработки и последующей серии - НПО "Южмаш"
- шахтная пусковая установка - КБ-4 КБСМ (главный конструктор - Б.Г.бочков, с 1970 г. - А.Ф.Уткин)
- командный пункт ракетного комплекса - ЦКБТМ МОМ (главный конструктор - Е.Г.Рудяк, с 1970 г. - В.С.Степанов)
- автоматизированная система боевого управления и связи - ОКБ Ленинградского политехнического института (главный конструктор - Т.Н.ССоколов)
- система внутреннего электроснабжения - ГОКБ Московского завода "Прожектор" (главный конструктор - В.А.Окунев)
- агрегаты для транспортировки ракеты - ЦКБТМ МТМ (главный конструктор - Л.Д.Новиков)
- средства прицеливания - ЦКБ "Арсенал" (главный конструктор - С.П.Парняков)
- маршевые двигателеи обоих ступеней - ОКБ-456

- система управления ракетой и наземная проверочно-пусковая аппаратура - НИИ-692 ("Хартрон")
- система радиокоррекции - НИИ-885
- командные гироприборы - НИИ-944 под руководством В.И. Кузнецова (ныне НИИПМ им. академика В.И. Кузнецова)
- специальные заряды и автоматика головных частей - КБ-11 (ВНИИЭФ) 
- комплекс средств преодоления ПРО - ОКБ-586
- система заправки ракетного комплекса - КБТХМ
- система боевого управления - НИИАП


МБР 15А15 / МР УР-100 - SS-17 mod.1 SPANKER в транспортно-пусковом контейнере. Памятник в Днепропетровске (https://rvsn.ruzhany.info/).

Автор: DIMMI Создан: 24.03.2022 21:07:51 Комментариев: 29 Читать всю статью

РСД-10 Пионер - SS-20 SABER

ДАННЫЕ НА 2023 г.  (стандартное пополнение)
Комплекс 15П645 "Пионер", ракета 15Ж45 / РСД-10/ РТ-21М - SS-20 SABER mod.1
Комплекс 15П645К "Пионер-К" / "Пионер-М", ракета 15Ж45 / 15Ж46 (?) / РСД-10 / РТ-21М - SS-20 SABER mod.1
Комплекс 15П653 "Пионер-УТТХ" / "Пионер-2", ракета 15Ж53, 15Ж54 / РСД-10УТТХ - SS-20 SABER mod.2

Комплекс 15П656 "Горн", ракета 15Ж56

Подвижный грунтовый ракетный комплекс (ПГРК) с баллистической ракетой средней дальности (БРСД). Комплекс разработан Московским Институтом Теплотехники (МИТ), главный конструктор - А.Д.Надирадзе с использованием опыта создания и на базе ПГРК "Темп-2С" / SS-X-16. Ракета 15Ж45 создана на базе 1-й и 2-й ступеней мобильной МБР "Темп-2С". Тема ОКР по созданию ПГРК носила название "15К645 "Пионер". Работа над комплексом начата в 1971 г. 

Комплекс предназначен для поражения стратегически важных стационарных объектов на дальности от 600 до 5000 км.

Разработка комплекса начата по Постановлению Совмина СССР №280-95 вышло 28 апреля 1973 г. о разработке комплекса "Пионер" кооперацией предприятий, работавших по созданию комплекса МБР "Темп-2С". Постановлением предусматривалось создание БРСД с РГЧ ИН на базе 1-й и 2-й ступеней МБР "Темп-2С". Срок начала совместных летных испытаний устанавливался - второй квартал 1974 г.

Кооперация разработчиков:
- МИТ - головной разработчик комплекса, разработка ракеты
- ЦКБ "Титан" (г.Волгоград) - СПУ и машины обеспечения комплекса
КБ Минского автозавода (г.Минск) - шасси СПУ
- НПО "Союз" (г.Люберцы) - заряды маршевых РДТТ из смесевого топлива
- НПО автоматики и приборостроения (г.Москва) - система управления комплекса
- КБ-1 ВНИИЭФ - головной разработчик боевого оснащения ракет 15Ж45

В декабре 1973 г. выпущен эскизный проект комплекса, который был успешно защищен  в 1-м квартале 1974 г. Начата наземная отработка элементов конструкции ракеты. Оборудование комплекса, агрегаты наземного оборудования, структура боевых подразделений, схема и средства боевого управления, порядок несения боевого дежурства и повседневной эксплуатации были заимствованы от комплекса с МБР “Темп-2С”.

Термоядерный заряд для боевого блока был разработан ВНИИТФ до стадии опытного производства для МБР УР-100К и его отработка для серийного производства для снаряжения боевого блока БРСД 15Ж45 была завершена в 1976 г. (источник). 


СПУ 15У106 комплекса 15П645 "Пионер" - SS-20 SABER в предстартовом положении (обработка фото из сборника "Оружие России", MilitaryRussia.Ru, 2011 г.).
Автор: DIMMI Создан: 31.07.2010 00:03:08 Комментариев: 419 Читать всю статью

УР-100 / 8К84 / РС-10 - SS-11 SEGO

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
Комплекс 15П084, ракета УР-100 / 8К84, УР-100 УТТХ (УР-100М) / 8К84УТТХ (8К84М) / РС-10 - SS-11 SEGO mod.1
Комплекс 15П084П, ракета УР-100К / 15А20 / РС-10М - SS-11 SEGO mod.2
Комплекс 15П084У, ракета УР-100К УТТХ (УР-100У) / 15А20У / РС-10МУТТХ - SS-11 SEGO mod.3


Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) / универсальная ракета первой серии. Ракетный комплекс с ракетой УР-100 разработан ОКБ-52 генерального конструктора В.Н.Челомея. Первые проработки проекта универсальной ракеты относятся к 1960 г. Проект МБР УР-100 был в инициативном порядке предложен ОКБ-52 11 февраля 1963 года на заседании Совета обороны СССР, который проходил в филиале № 1 ОКБ-52. Разработка ракеты была предложена в качестве ответа на массовое развертывание в США ракет по программе Minuteman. Постановление ЦК КПСС и Совмина СССР №389-140 о создании ракетного комплекса УР-100 с упрощенным шахтным стартом и ампулизированной универсальной ракетой УР-100 вышло 30 марта 1963 г. Постановлением оговаривалась разработка ракеты УР-100 в качестве баллистической ракеты для поражения наземных целей и в качестве противоракеты для противоракетной системы "Таран". По первоначальному замыслу баллистическая ракета УР-100 проектировалась в двух вариантах - межконтинентальной дальности действия с легким боевым блоком 8Ф121 и средней дальности с тяжелым боевым блоком. 

Разработка ракетного комплекса велась следуюшей кооперацией предприятий:
- комплекс 15П084 вцелом и МБР УР-100 - ОКБ-52
- маршевые двигателеи первой ступени - ОКБ-154 под руководством С.А.Косберга и А.Д. Конопатова
- маршевый и рулевой двигатели второй ступени - ОКБ-117 под руководством С.П. Изотова (ныне ГУНПП «Завод им. В.Я. Климова)
- система управления комплекса - НИИ-885 (НИИ АП) под руководством Н.А. Пилюгина
- командные приборы - НИИ-944 под руководством В.И. Кузнецова (ныне НИИПМ им. академика В.И. Кузнецова)
- термоядерные боевые части - НИИ-1011 (ныне - ВНИИТФ)
- транспортно-пусковой контейнер (ТПК) - филиал № 2 ОКБ-52
- стартовый комплекс - ГСКБ "Спецмаш" под руководством В.П.Бармина
- защитное устройство ШПУ и установщик - ЦКБТМ под руководством Н.А.Кривошеина (ныне ГП «ЦКБТМ»)
- командный пункт котлованного типа - КБ-1 ЦКБ-34 под руководством Е.Г.Рудяка (ныне ГП «КБ специального машиностроения»)
- так же были задействованы конструкторские коллективы, возглавляемые главными конструкторами Н.И.Зверевым, М.С.Рязанским, И.И.Картуковым и др.

Ракета УР-100 должна была стать легкой ампулизированной межконтинентальной массовой ракетой с двигателями на высококипящих долгохранимых компонентах топлива, которая могла размещаться в защищенных шахтных пусковых установках одиночного старта (ОС). Ракета должна была иметь гарантийной срок эксплуатации не менее 5 лет и сохранять высокую боеготовность на протяжении всего срока эксплуатации. Управление пуском ракеты должно было осуществляться дистанционно.


МБР УР-100 / 8К84 в полете (фото - НПО машиностроения)

Автор: DIMMI Создан: 10.09.2020 21:32:45 Комментариев: 44 Читать всю статью

9К52 Луна-М - FROG-7

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
Комплекс 9К52 "Луна-М", ракета 3Р11 / 9М21 / Р-65 - FROG-7A
Комплекс 9К52 "Луна-М", ракета 9М21-1 / Р-70 - FROG-7B
Комплекс 9К53 "Луна-МВ" (вертолетный), ракета 9М21
Комплекс 9К52М "Луна-3"
 
Тактический ракетный комплекс. Постановление №247-104 СМ СССР о создании комплекса вышло 16 марта 1961 г. Разработчик - НИИ-1 (с 1967 г. - Московский институт теплотехники, главный конструктор - Н.П. Мазуров) совместно с ОКБ-329 ГКАТ. Первый пуск опытной ракеты 3Р11 / 9М21 с полигонной ПУ состоялся 27 декабря 1961 г. Полигонные испытания комплекса с СПУ 9П113 - 1964 г. (полигон Ржевка).

По результатам испытаний комплекс 9К52 принят на вооружение 6 августа 1964 г., начато серийное производство СПУ на заводе "Баррикады" и комплекс начал поступать в войска. В 1964 г. 3 ЦНИИ Министерства обороны СССР подготовил для комплекса "Луна-М" таблицы стрельбы. В 1968 г. под тем же обозначением 9М21 ракета комплекса была заменена на модернизированный вариант ракеты - Р-70 (9М21Ф1 и др. модели типа 9М21-1).

Комплекс снимается с вооружения начиная с 1986 г. (по западным данным).
 

Пусковая установка 9П113 с ракетой 9М21 комплекса 9К52 "Луна-М" FROG-7 вооруженных сил Сирии, фото вероятно 2012-2013 г.г. (источник).

Автор: DIMMI Создан: 13.04.2009 23:56:36 Комментариев: 157 Читать всю статью

2К6 Луна - FROG-3/4/5/6

ДАННЫЕ НА 2022 г. (стандартное пополнение)
Комплекс 2К6" Луна", ракета 3Р5
Комплекс 2К6 "Луна", ракета 3Р9 - FROG-3
Комплекс 2К6 "Луна", ракета 3Р10 - FROG-5
Геофизический вариант - FROG-4
Установка Бр-226-I (ЯАЗ-214), ракета 3Р11 - FROG-6
Р-30 - экспортное наименование комплекса
 
Тактический ракетный комплекс. Предварительная проработка проекта начата в 1953 г. НИИ-1 (позже переименован в Московский Институт Теплотехники), главный конструктор Н.П.Мазуров. К проектированию комплекса в полном объеме приступили в 1956 г. (ракета в НИИ-1 и СПУ в ЦНИИ-58 под руководством В.Г.Грабина). Постановление СМ СССР о создании опытных образцов и проведении испытаний вышло после защиты эскизного и технического проектов (постановление №558-583 от 16 мая 1957 г.). Прототип ракеты 3Р5 изготавливал завод №75 Кемеровского совнархоза. Опытные СПУ и ТЗМ собраны ЦНИИ-58 в 1958 г. Начало испытаний комплекса - 1958 г. (полигон Капустин Яр). После посещения Н.С.Хрущевым полигона осенью 1958 г. ТЗМ делать запретили ("не эффективно"). В период с 30 января по 28 февраля 1959 г. проведены испытания комплексов "Марс" и "Луна" в условиях низких температур на Агинском полигоне (Забайкальский ВО, проведено 6 пусков ракет 3Р5).
 
СПУ 2П16 комплекса 2К6 "Луна" с ракетой 3Р9 (http://militaryphotos.net).
Автор: DIMMI Создан: 05.04.2009 18:20:37 Комментариев: 180 Читать всю статью

М-4 BISON

ОБНОВИТЬ, ИЛЛЮСТРАЦИИ (данные за 1997 г.)
М-4 "Молот" BISON-A, B, C
 
Стратегический бомбардировщик разработанный в ОКБ-23  под  руководством В.М.Мясищева  по проекту "25" (М-25).  НИОКР с 24 марта 1951 г. Прототип М-4 совершил первый полет  20  января  1953  г. (пилоты  - Ф.Ф.Опадчий,  А.Н.Грацианский,  штурман  -  А.И.Помазунов,  радист - И.И.Рыхлов, бортинженер - Г.А.Нефедов, ведущие инженеры - И.Н.Квитко и А.И.Никонов).  Постановлением  Правительства  СССР  от 19 сентября 1953 г.  заводу N 23 предписывалось строительство опытной серии -  3 шт. в 1954 г. и 8 шт. в 1955 г. Испытания второго самолета начаты 23 декабря 1953 г.  Заводские испытания закончились 15 апреля 1954 г. и в тот же день самолет принят на госиспытания,  но фактически они начались 4 мая 1954 г.  1 мая 1954 г. опытная машина М-4 была показана на  параде над Красной площадью в Москве.  Серийное производство М-4 началось в 1954 г.  на заводе ОКБ-23 в Филях (завод N 23  под  Москвой). В  1955 г.  самолет проходил войсковые испытания на авиабазе в г.Энгельсе. С 1975 г.  как бомбардировщик самолет снимается с вооружения.
 
Автор: DIMMI Создан: 19.08.2009 23:50:36 Комментариев: 20 Читать всю статью

Ан-124 Руслан - CONDOR

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
Ан-124 / Ан-124-100 "Руслан" / изделие 400 - CONDOR


Тяжелый транспортный самолет. Разработан ОКБ им.О.К.Антонова (ныне - ГП "Антонов", Украина), главный конструктор - П.В.Балабуев. После появления информации о разработке в США широкофюзеляжного тяжелого транспортного самолета C-5A Galaxy ЦК КПСС и Совет министров СССР в Постановлении №564-180 от 21.07.1966 г. «Об основных направлениях развития авиационной техники и вооружения на 1966-1970 г.г.» поставили задачу создания транспортных самолетов в грузоподъемностью до 100-120 тонн. Во исполнение этого Постановления на Киевском Механическом заводе (позже ОКБ им.О.К.Антонова, ныне ГП "Антонов") началась проработка проектов нового самолета.

В 1967 г. был представлен технический проект "122", который представлял из себя развитие Ан-22. Через три года КБ представило аванпроекты еще двух самолетов: четырехдвигательного Ан-124 (грузоподъемность 120 тонн) и шестидвигательного Ан-126 (грузоподъемность 140 тонн). В феврале 1972 г. было принято решение реализовать проект "124". Он обеспечивал переброску почти всей номенклатуры техники и вооружения Сухопутных войск, Военно-воздушных сил, ПВО и даже РВСН. По расчетному транспортному потенциалу проект Ан-124 превосходил американский C-5A Galaxy на 25% (источник).

В итоге, начато создание тяжелого транспортного самолета для обеспечения крупномасштабных операций ВДВ СССР, а так же для транспортировки ракетных комплексов разного назначения вплоть до БРСД "Пионер" и МБР "Тополь". Первый полет прототипа Ан-124 совершил 24 декабря 1982 г. в Киеве. Серийное производство начато в 1984 г. на АНТК им.Антонова в Киеве и позже развернуто в России на ульяновском авиазаводе (ЗАО "Авиастар-СП"). В январе 1987 г. самолет принят на вооружение военно-транспортной авиации ВВС СССР и начал поступать в части.

Серийное производство в России велось на ЗАО "Авиастар-СП" в Ульяновске по 2004 г. В феврале 2006 г. началась подготовка к возобновлению серийного производства самолета на ОАО "Авиастар", но уже к лету 2006 г. программа была заморожена. Всего за все время было построено 56 самолетов. Ан-124 установил 30 мировых рекордов грузоподъемности, высоты с коммерческой нагрузкой, скорости и дальности полета.

На Западе до первого публичного показа проект был известен как "An-40 CONDOR". По умолчанию приводятся данные Ан-124 / Ан-124-100.


Художественное представление транспортировки на Ан-124 ПГРК БРСД "Пионер" (Soviet Military Power, 1980-е годы).
Автор: DIMMI Создан: 11.02.2012 22:58:39 Комментариев: 14 Читать всю статью

Ми-28Н - HAVOC-B

ДАННЫЕ НА 2013 г. (стандартное пополнение)
Ми-28Н "Ночной охотник" / изделие 294 / ОКР "Авангард-2" - HAVOC-B
Ми-28НМ

Автор первоначальной статьи: Дмитрий Миронов (Butcher171), г.Санкт-Петербург, 2011 г.

Реестр вертолетов Ми-28Н - HAVOC-B

Всепогодный ночной-дневной ударный вертолет. В 1993 г., после окончания первого этапа государственных испытаний ударного вертолета Ми-28А было получено предварительное заключение о выпуске установочной партии вертолетов, оснащенных комплексом оборудования и вооружения для применения в дневных и ограниченно-сложных метеоусловиях. Однако М.В. Вайнберг, ставший к тому времени генеральным конструктором «МВЗ им. М.Л. Миля», принял решение прекратить разработку Ми-28А на заключительном этапе государственных испытаний и сосредоточить все силы и финансовые возможности на разработке боевого вертолета Ми-28Н («Н» - ночной) - ОКР "Авангард-2" - круглосуточного и всепогодного, с принципиально новым интегрированным комплексом бортового оборудования пятого поколения.

Испытания. Первый опытный вертолет Ми-28Н был построен в августе 1996 г. и совершил первый полет 14 ноября 1996 г. (летчик-испытатель В.В.Юдин и штурман С.В.Никулин), а с 30 апреля 1997 г. начал проходить заводские летные испытания. Через четыре года Ми-28Н поступил на государственные совместные  испытания (2001 г.). Учитывая большую потребность в военных машинах подобного типа, командование ВВС РФ в 2002 г. приняло Ми-28Н как основной перспективный боевой вертолет будущего, не дожидаясь завершения испытаний. В июне 2005 г. к программе испытаний приступил второй опытный прототип Ми-28Н. 4 марта 2006 г. после успешного окончания первого этапа государственных совместных испытаний государственная комиссия под председательством главнокомандующего ВВС Российской Федерации генерала армии В.С.Михайлова выдала заключение о выпуске установочной партии Ми-28Н. В мае 2006 г. к госиспытаниям присоединился первый серийный Ми-28Н борт №32. Государственные совместные испытания Ми-28Н завершены 26 декабря 2008 г. подписанием акта об их окончании. В ГСИ приняли участие 2 опытных и 7 предсерийных вертолетов. 15 октября 2009 г. распоряжением Президента России Ми-28Н официально принят на вооружение в качестве основного ударного вертолета.


Вертолеты Ми-28Н бортовые №№09 и 10 желтые, лето 2012 г. (фото - A.Blogin, http://ruforces-com.livejournal.com).


Ми-28Н постройки 2012 г. на аэродроме ПО "Роствертол", г.Ростов-на-Дону, 9 марта 2012 г. (фото - Михаил Мизикаев, http://russianplanes.net/).


Первый прототип Ми-28Н - вертолет ОП-1, бортовой №014 после доработок на авиашоу МАКС-2003, 23.08.2003 г. (фото - Flavien Breitenmoser, http://www.airliners.net).


Вертолет Ми-28Н - прототип вертолета Ми-28НЭ участвовавший в показательных полетах в Индии на авиасалоне МАКС-2011 16-21 августа 2011 г. (фото - VLAS, http://militaryrussia.ru/forum).
Автор: DIMMI Создан: 16.04.2011 22:50:38 Комментариев: 152 Читать всю статью

ВТТ-1 Стриж

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
ВТТ-1 / Т-67 "Стриж" / изделие 295

 
Малогабаритная вертолетная телеуправляемая противолодочная торпеда. Разработана ОКБ завода "Дагдизель" на базе авиационной торпеды АТ-1 с установкой на неё системы телеуправления. Пуск торпеды осуществлялся с вертолета зависшим над водой на высоте 10-15 м. Торпеда создана и испытана в 1967 г. (по данным ЦНИИ "Гидроприбор") и принята на вооружение в 1970 г.

Производство торпеды велось заводом "Дагдизель" (г.Каспийск, Дагестан) до 1978 г., всего выпущено 73 торпеды.
 

Применение торпеды ВТТ-1 с противолодочного вертолета Ка-25ПЛС (авиару.рф).
Автор: DIMMI Создан: 18.01.2009 00:30:18 Комментариев: 1 Читать всю статью

9К79 Точка - SS-21 SCARAB

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
Комплекс 9К79 "Точка", ракета 9М79 / ОТР-21 / 9М79М - SS-21A SCARAB-A / FROG-9
Комплекс "Точка-Р", ракета "Точка-Р" 9М79Р / 9М79ФР
Комплекс 9К79-1 "Точка-У", ракета 9М79-1 / 9М791 - SS-21B SCARAB-B
Комплекс 9К79М (?) "Точка-М" - SS-21C SCARAB-C
 
Дивизионный (тактический) ракетный комплекс. Разработка комплекса в КБ Машиностроения (г. Коломна) начата в 1967 г.  после передачи в КБМ документации предварительного проекта комплекса "Точка" с ракетой В-614  МКБ "Факел". В отличие от "Точки" МКБ "Факел" у "Точки" КБМ были изменены крылья и аэродинамические рули, был убран дестабилизатор, изменены другие системы ракеты. Главный конструктор - С.П.Непобедимый. 

Полномасштабная разработка задана Постановлением Совмина СССР №148-56 от 4 марта 1968 г. В разработке и производстве ракетного комплекса было задействовано 120 предприятий. Сложилась следующая кооперация предприятий:
- КБ машиностроения (г.Коломна, С.П.Непобедимый) - комплекс и ракета;
- ЦНИИАГ (главные конструкторы - Б.С.Колесов и А.С.Липкин) - система управления комплекса и ракеты;
- НПО "Электромеханика" (г.Миасс) - командно-гироскопический прибор;
- ПО завод "Арсенал" (г.Киев) - система прицеливания; 
- ВНИИ "Сигнал" (г.Ковров) - система топопривязки и навигации;
- НПО "Союз" (руководитель - академик Б.П.Жуков) - заряды РДТТ
- КБ завода "Баррикады" (г.Волгоград, главный конструктор - Г.И.Сергеев) - самоходная пусковая установка и транспортно-заряжающая машина
- Брянский Автомобильный Завод (БАЗ) - шасси для СПУ и ТЗМ;
- НПО "Энергия" (г.Воронеж) - бортовой турбогенераторный источник энергии СПУ;
- НИМИ (г.Москва) - фугасная боевая часть;
- КБ-11 (ВНИИЭФ, г.Арзамас-16) - ядерные боевые части для ракет комплекса.

Производство средств комплекса планировалось:
- КБМ - опытные образцы ракет;
- Петропавловский завод тяжелого машиностроения (ПЗТМ) - сборка и производство ракет, производство АКИМ комплекса;
- Воткинский машиностроительный завод - производство компонентов ракет 9М79.
- Завод "Баррикады" (г.Волгоград) - производство СПУ и ТЗМ комплекса.

Для решения вопросов старта ракеты в КБМ разработа­ли специальный испытательный ракетный сна­ряд (ИРС) с двигательной установкой, рассчитанной на небольшое время работы, то есть га­баритно-весовую копию ракеты и макетную пусковую установку. Результаты пусков ИРСов лег­ли в основу решений ряда вопросов по ракете и пусковой установке. До 1973 г. опытные образы ракет изготавливались КБМ.

Заводские испытания ракеты начаты в 1971 г. (два первых пуска) на полигоне Капустин Яр (пуски с полигонной ПУ разработки  КБМ, подготовка к испытаниям начата на полигоне в январе 1970 г.). Производство опытных образцов СПУ и ТЗМ комплекса велось заводом "Баррикады" (г.Волгоград) на шасси выпущенных Брянским автомобильным заводом. В 1973 г. начато серийное производство ракет "Точка" (позже - "Точка-У") на Воткинском машиностроительном заводе (ВМЗ, отливки корпусов, приборного и хвостового отсеков) и на Петропавловском заводе тяжелого машиностроения (ПЗТМ, ме­ханическая обработка корпусов, изготовление двигателей и газогенераторов бортовых источни­ков питания — на ВМЗ их снаряжали, так как у ПТЗМ поначалу не было базы для работы с твердым топливом).

Государственные испытания комплекса проводились в 1973-1974 г.г. (Капустин Яр, Забайкалье, Туркестанский военный округ, Закавказский военный округ). 
 
Особая благодарность "Пенсионеру" (http://russianarms.ru/) за помощь в подготовке материалов.
 

Ракетные комплексы 9К79-1 "Точка-У" с ракетами 9М79М "Точка" на учениях ракетно-артиллерийских подразделений 5-й общевойсковой армии Восточного военного округа, Сергеевский общевойсковой полигон, март 2013 г. Пуск ракет 9М79М "Точка" был условным. (http://pressa-tof.livejournal.com).

Автор: DIMMI Создан: 06.04.2009 23:39:23 Комментариев: 252 Читать всю статью

Комплекс 9К720 Искандер - SS-26 STONE

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение, v.2)
Комплекс 9К715 "Искандер", ракета 9М723 - SS-X-26 STONE
Комплекс 9К720 "Искандер-М", ракета 9М723-1 - SS-26 STONE-A
Комплекс 9К720Э "Искандер-Э", ракета 9М723Э - SS-26 STONE-B
Комплекс 9К720 "Искандер-М", ракета 9М728 / Р-500 ("Искандер-К") - SS-26 STONE-С


Оперативно-тактический ракетный комплекс / многоцелевая модульная ракетная система сухопутных войск. Разработка комплекса велась с использованием наработок по комплексам "Точка", "Ока", "Ока-У" и "Волга". Так же, вероятно, комплекс создавался с учетом НИР "Волна" по исследованию концепции многофункционального ракетного комплекса сухопутных войск модульного типа. Истоки разработки комплекса относятся к НИР "Искандер", проводившейся с 1978 г. По теме НИР велась проработка возможности размещения двух ОТР класса ОТР 9М79 "Точка" на СПУ подобной СПУ комплекса 9К714 "Ока". Основная цель - создание ОТР с дальностью до 400 км для замены комплекса 9К72 с ракетой 8К14 с увеличенной боевой производительностью, а так же с целью обеспечения гарантированного поражения особо важных целей двумя ракетами. По неподтвержденным данным, НИР "Искандер" была прекращена в первой половине 1980-х годов на стадии отработки системы прицеливания и систем управления ракет.

Разработка комплекса "Искандер" в первоначальном виде начата в КБ Машиностроения (г.Коломна, далее - КБМ) в инициативном порядке по распоряжению главного конструктора С.П.Непобедимого и под его руководством в 1987 г. Конкурентом КБМ по разработке ОТР нового поколения было Тульское КБ Приборостроения под руководством А.Г.Шипунова предложившее свой проект. Постановление Совмина СССР о финансировании работ по проектированию комплекса вышло в 1988 г. При создании комплекса ставилась задача обеспечения взаимодействия в составе РУК "Равенство" с самолетом целеуказания М-55 (разработка РУК - НИИЭМИ). В первоначальном проекте, возможно, планировалось использование СПУ 9П76 с одной ракетой. КШМ средств РУК "Равенство" проектировалась на шасси МАЗ-543 (КШМ аналогичная КШМ "Поляна").
 
Особая благодарность ветеранам-ракетчикам "Пенсионеру" (http://russianarms.ru), "Любителю" (http://paralay.iboards.ru) и другим за помощь в подготовке материалов и пользователю "Случайный" с форума http://militaryrussia.ru за уникальные фотоматериалы.
 


Самоходная пусковая установка 9П78-1 ракетного комплекса 9К720 "Искандер-М" с ракетой ракетой типа 9М723 на учениях ракетной бригады в Приморье, 14-18 ноября 2016 г. (http://smitsmitty.livejournal.com/).
Автор: DIMMI Создан: 20.09.2014 19:47:10 Комментариев: 0 Читать всю статью

Гном (проект)

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
"Гном"


Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР). Работы по мобильным твердотопливным ракетам стратегического назначения были инициированы Д.Ф.Устиновым. К проектированию комплексов на конкурной основе были привлечены НИИ-1 (МИТ) и ОКБ-586 (КБ "Южное", г.Днепропетровск) совместно с СКБ (КБМ, г.Коломна). СКБ (КБМ) отвечало за разработку твердотопливного двигателя ракеты. После выбора в качестве двигателя 1-й ступени ПВРД ОКБ-586 отказалось от участия в работе по проекту по причине нестандартности такого решения для ракеты дальнего действия. Далее НИР по созданию МБР с ПВРД на первой ступени велась СКБ машиностроения (г.Коломна) самостоятельно с 1964 г. Генеральный конструктор - Борис Иванович Шавырин (позже - С.П.Непобедимый).

Для опытного производства по теме "Гном" КБМ был выделен завод №92 в г.Горький. До октября 1965 г. на полигоне ЦИАМ  в Тураево велись огневые испытания (более 10) уменьшенного прототипа ПВРД ракеты (1/3 размера). На стенде для нагнетания воздуха было смонтировано специальное оборудование. Всего проведено более 10 огневых испытаний двигателя.

Завод №92 вел выпуск отсеков двигателя и КБ готовилось к сборке первого полноразмерного макета ракеты. К октябрю 1965 г. был разработан эскизный проект комплекса и ракеты. 16 октября 1965 г. состоялось первое огневое испытание прототипа ПВРД на стенде ЦИАМ  в Тураево. После октября 1965 г. под руководством С.П.Непобедимого была проведена перекомпоновка ракеты и была начата ОКР по созданию МБР. Эскизный проект был успешно защищен, начался выпуск рабочих чертежей ракеты.

По одним данным разработка ракеты и комплекса прекращены в конце 1965 г. до выхода изделия на летные испытания. По информации в мемуарах КБ в 1967 году на заседа­нии Военно-Промышленной Комиссии при Совмине СССР было при­нято решение закрыть тему «Гном».


Самоходная пусковая установка типа СМ-СП21 для МБР "Гном" (http://www.razlib.ru/, обработано).
Автор: DIMMI Создан: 12.04.2014 00:22:18 Комментариев: 8 Читать всю статью

100-мм пушка Т-12 / МТ-12 Рапира

ДАННЫЕ НА 2013 г. (стандартное пополнение)
Т-12 / 2А19 - М1955
МТ-12 / 2А29 "Рапира"
МТ-12Р / 2А29Р "Рапира"



100-мм противотанковая пушка. Пушка разработана КБ Юргинского машиностроительного завода №75 (г.Юрга) под руководством В.Я.Афанасьева и Л.В.Корнеева. Первый серийный вариант - Т-12 - принят на вооружение в 1953 году, серийно производится с 1955 г.  и в 1955 г. идентифицирован западными наблюдателями как М1955. 

Позже, после внесения изменений в конструкцию лафета в 1971 г. на вооружение принят модернизированный вариант пушки МТ-12 "Рапира". Серийное производство пушки МТ-12 начато в 1970 г. Пушка массово состояла на вооружении армий стран Варшавского договора.


Пушка МТ-12 "Рапира" Екатеринбургской отдельной мотострелковой бригады Центрального военного округа участвует в ликвидации пожара на скважине № Р23 U1 под Новым Уренгоем, публикация 26.08.2013 г. (http://function.mil.ru).
Автор: DIMMI Создан: 19.06.2012 22:07:55 Комментариев: 8 Читать всю статью

122-мм гаубица Д-30 / 2А18

ДАННЫЕ НА 2015 г. (стандартное пополнение)
Д-30 / 2А18
Д-30А / 2А18М
Д-30А-1 / 2А18М-1


122-мм гаубица. Разработана в конце 1950-х годов ОКБ-9 под руководством Ф.Ф.Петрова. Предположительно при создании орудия использованы германские наработки времен Великой Отечественной войны. Гаубица принята на вооружение и серийно производится с начала 1960-х годов артиллерийским заводом №9 (г.Екатеринбург, ныне - ОАО "Завод №9").  Одно из самых массовых послевоенных артиллерийских орудий. К 1994 г. производство базовой модели гаубицы в России прекращено.


Гаубица Д-30А / 2А18М с выставки RAE-2013, г.Нижний Тагил, 25-28 сентября 2013 г. (фото - Илья Крамник, http://legatus-minor.livejournal.com/).
Автор: DIMMI Создан: 25.03.2011 00:28:52 Комментариев: 3 Читать всю статью

Система А-135 Амур, ракета 5Я26 / ПРС-1 / 53Т6 - ABM-3 GAZELLE (2)

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение, v.2)
Система ПРО А-135, комплекс 5Ж60П "Амур-П", ракета 5Я26 / ПРС-1 - ABM-X-3A / SH-08
Система ПРО А-135 / РТЦ-181, комплекс 5Ж60 "Амур", ракета ПРС-1 / 53Т6 - ABM-3A GAZELLE / SH-08М
Система ПРО А-235 / РТЦ-181М, ракета ПРС-1М / 53Т6М


Атмосферная высокоскоростная противоракета ближнего эшелона системы ПРО А-135. Разработка ракеты велась ОКБ-8 / ОКБ "Новатор" под  руководством Льва Вениаминовича Люльева (позже главный конструктор Павел Камнев) начиная с 1967 г. для системы объектовой ПРО С-225. После заключения Договора по ПРО в 1972 г. аванпроект системы ПРО А-135 перепроектирован НТЦ ЦНПО "Вымпел" (главный конструктор А.Г.Басистов). В состав системы ПРО вместо комплекса ПРО С-225 введен  ближний эшелон с ракетами 5Я26 системы С-225. Соответственно, ракета 5Я26 введена в состав стрельбового комплекса "Амур" системы А-135. В конце 1973 г. проект системы ПРО А-135 с ракетами ПРС-1 / 53Т6 (новый индекс ракеты 5Я26) утвержден заказчиком - Министерством обороны СССР.

В период 1973 -1978 г.г. ракета 5Я26 проходила испытания в составе опытного комплекса ПРО С-225. Первый бросковый пуск ракеты в рамках испытаний для комплекса "Азов" системы С-225 проведен на площадке №35  ("Этилен", в/ч 03145) 10-го Государственного Научно-Исследовательского полигона Сары-Шаган 27 ноября 1973 г. Заводские испытания ракеты на средствах комплекса "Азов"  системы С-225 начаты в 1978 г. Испытания завершены успешным поражением 28 апреля 1984 г. баллистической цели - ракеты 8К65 - промах составил 50 м на дальности 40 км. Это был последний пуск ПРС-1 средствами комплекса С-225.

В июле 1979 г. на 35-й площадке средствами комплекса "Амур-П" системы А-135 произведен первый бросковый пуск противоракеты ближнего перехвата ПРС-1 / 53Т6 (SH-08). Первый пуск ракеты 53Т6 в замкнутом контуре управления выполнен в июле 1981 г. 18 июня 1982 г. две противоракеты системы 5Ж60П "Амур-П" на полигоне Сары-Шаган совершили перехват баллистических ракет РСД-10 / SS-20 (запущена с полигона Капустин Яр) и БРПЛ Р-29 (запущена с ПЛАРБ Северного Флота).

Заводские полигонные испытания комплекса А-135 с аппаратурой первого этапа начаты в ноябре 1982 г. и завершены в марте 1984 г. (проведено в т.ч. 5 пусков ракет 53Т6 в т.ч.4 в замкнутом контуре управления). В 1984 г. противоракета ПРС-1 / 53Т6 официально включена в состав системы ПРО А-135. С середины 1980-х годов (по западным данным) ракеты 53Т6 начали заменять ABM-1 системы ПРО Москвы. Испытания системы А-135 "Амур-П" с аппаратурой второго этапа проводились с марта по октябрь 1987 г. (в т.ч. проведено 5 пусков 53Т6). После некоторых доработок системы проведен еще один этап контрольных испытаний полигонного образца - январь-июль 1988 г. (в т.ч. выполнено 3 пуска 53Т6).


Ракета 53Т6 / ПРС-1 / ABM-3 GAZELLE в украинском музее ракетной техники, 2019 г. (http://www.russianarms.ru/)
Автор: DIMMI Создан: 03.01.2017 14:49:31 Комментариев: 0 Читать всю статью

Особенности траектории новых ракет 9М723 Искандер-М

При пусках баллистических (аэробаллистических) ракет типа 9М723 комплекса "Искандер-М" можно наблюдать разные виды траекторий полета. Чаще всего это обычные классические траектории, но начиная с августа 2020 г. стали появляться свидетельства того, что траектории пусков ракет "Искандер-М", например, типа "модель 9М723 образца 2016 г." могут быть несколько необычными. 


Ракета типа 9М723 вариант 2016 г. (кадры видеозаписи из сети Youtube).

Вполне вероятно, что на последних модификациях ракет типа 9М723 используются более совершенные системы управления ракетой, которые могут обеспечить широкий набор вариантов траекторий для разных сценариев применения ракет - от классических баллистических (№1 на рисунке ниже) до настильных (№3) и высоких крутых траекторий для стрельбы на малую дальность (№2). Данная небольшая заметка является попуткой объяснить применение того или иного варианта траекторий.


Траектория пуска ракет типа 9М723 комплекса "Искандер-М", видео МО РФ, 05.08.2020 г. 
Автор: DIMMI Создан: 27.03.2023 22:25:24 Комментариев: 0 Читать всю статью

пр.10830 / пр.10831 / пр.210 - LOSHARIK

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
Комплекс пр.10830 / 1083К "Калитка" / 1083КМ, АГС пр.10831 / "пр.210 Лошарик" - LOSHARIK
АС-31

Атомная глубоководная станция 1 ранга / специальная атомная подводная лодка / глубоководное техническое средство (ГТС) - компонент комплекса пр.1083К. Глубоководная атомная станция спроектирована СПМБМ "Малахит". Главный конструктор - С.М.Бавилин (после 2001 г., вероятно, Коновалов Ю.М.). Создание эскизного проекта комплекса второго поколения пр.10830 / пр.1083 с глубоководной станцией пр.10831 и ПЛА-носителем пр.09786 "Оренбург" (БС-136) велось с использованием опыта создания экспериментальных комплексов пр.1851. После защиты эскизного проекта АГС пр.10830 оформлено Постановление СМ СССР о создании АГС пр.10831 с полисферическим прочным корпусом. Организовано выполнение ОКР по отработке технологии изготовления полисферического прочного корпуса и моноблоков легковесного заполнителя, а так же по созданию комплектующего станцию оборудования. Судя по всему, к 1988-1990 г.г. разработаны и утверждены технический и рабочий проекты станции. Разработка проектов велась одновременно с макетированием размещения оборудования в сферических отсеках лодки. В 1991 г. при практически готовых блоках прочного корпуса АГС по техническому заданию заказчика  выполнена корректировка технического проекта 10830 в части размещения в носовой части АГС дополнительного вооружения (вероятно, систем специального оборудования). Откорректированный технический проект пр.10830 / 1083К комплекса представлен и защищен в мае 1992 г.

Данные содержащиеся в настоящей статье являются гипотетическими и прикидочными. Все факты и данные либо вымышленные либо основаны на открытых и несекретных источниках информации (см.ниже).


Предположительно на фото АГС пр.10831 АС-31 зав.№01210 "Лошарик". По версии источника снимок выполнен в районе Северодвинска. Дата снимка неизвестна - вряд ли ранее 2005 г. и не позже лета 2014 г. (журнал Top Gear via http://forums.airbase.ru).

Автор: DIMMI Создан: 10.06.2011 14:55:15 Комментариев: 188 Читать всю статью

Каталог военной техники:



Наши партнеры:






free counters

Последние комментарии

Серийный Т-14 "Армата" без композитного кожуха боевого модуля. А также спаренный...
Ротор 2021-12-26 03:02
[ img ] [ img ] https://мультимедиа.минобороны.рф/multimedia/photo/gallery.htm?id=77294@cmsPhotoGallery
Ротор 2020-06-16 22:46
https://lenta.ru/news/2019/08/23/armata ... ge&es=smi2 Российская «Армата» оказалась...
osankin 2019-09-02 04:33
Sierra Wrote:Полигонное фотоКонечно, нет.https://vk.com/combat66
Ротор 2019-05-01 04:29
Полигонное фото
Sierra 2019-04-26 18:27
Забавная статьяhttps://inosmi.ru/military/20190424/244992500.html
Sierra 2019-04-24 15:56
Т-14 «Армата», 9 мая 2018 г.:[ img ]Said Aminov.
Ротор 2019-02-28 01:56
Танк Т-14 «Армата». Форум «Армия-2018»:[ img ] [ img ]Источник на фото.
Ротор 2019-01-29 23:20
https://ria.ru/20181231/1548951886.html ... um=desktop Испытания танка "Армата"...
osankin 2019-01-01 23:39
http://tass.ru/armiya-i-opk/4160996 Залпы по "Армате": за что западные СМИ "любят...
osankin 2018-07-16 03:29