MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.) | Статьи

Р-9А / 8К75 - SS-8 SASIN

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
Ракета Р-9А / 8К75 - SS-8 SASIN
Ракета Р-9Б / 8К76


Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР). После разработки новых типов ядерных зарядов уменьшенной массы, а так же новых более эффективных типов ЖРД в апреле 1958 г. совет главных конструкторов ОКБ-1 обратился к Правительству СССР с предложением о создании МБР Р-9 на топливе кислород-керосин со стартовой массой около 100 т. Первоначально рассматривалось два проекта ракеты - Р-9А (8К75) с использованием топлива кислород-керосин и Р-9Б (8К76) с топливом керосин-азотная кислота. К окончательной разработке ОКБ-1 был принят вариант ракеты Р-9А - основными причинами были высокие энергетические возможности и низкая токсичность компонентов топлива.

Разработка ракеты начата ОКБ-1 (генеральный конструктор - С.П.Королев) по Постановлению Совмина СССР от 13 мая 1959 г. Планируемый срок сдачи ракеты на вооружение - 1961 г. При эскизном проектировании рассматривалось пять принципиальных схем ракеты, обеспечивающих требуемые характеристики при максимально возможной простоте, мобильности и минимально возможной массе конструкции. Эскизный проект ракеты был завершен в октябре 1959 г. К этому времени были выданы и согласованы задания всем смежным организациям, выпущен комплект рабочих чертежей, изготовлена технологическая оснастка и начато изготовление отдельных агрегатов ракеты. В эскизном проекте было также предусмотрено дальнейшее совершенствование характеристик ракеты Р-9.

Летно-конструкторские испытания ракеты начаты на полигоне Байконур пуском 9 апреля 1961 г. - аварийный, взрыв первой ступени. Первый успешный и второй вообще пуск состоялся 21 августа 1961 г. (25 июля 1961 г. по данным Андреева). На первом этапе испытания ракеты велись первым испытательным управлением полигона Байконур, позже испытания были перенесены на площадку №70 полигона.

Серийное производство ракеты велось в г.Куйбышев на авиазаводе №1 (позже - завод "Прогресс") начиная с 1963 г. (ист. - Гудилин). 14 и 15 декабря 1964 г. начата постановка на боевое дежурство первых четырех ракетных полков с ракетами Р-9А с наземным стартом (по два полка в Козельске и Плесецке). 26 декабря 1964 г. поставлен на боевое дежурство первый полк с ракетами в ШПУ (Козельск). 21 июля 1965 г. МБР Р-9А / 8К75 по результатам третьего этапа летно-конструкторских испытаний (источник) принята на вооружение. Всего за все время на вооружении состояло максимум 29 пусковых установок с МБР Р-9А. Последний комплекс с ракетой Р-9А снят с вооружения в 1976 г.


Установка ракеты Р-9А / 8К75 на стартовый стол. Стартовый комплекс "Десна-Н", Байконур, 1961-1963 г.г. (http://www.energia.ru).
Автор: DIMMI Создан: 02.06.2013 22:35:22 Комментариев: 47 Читать всю статью

МИОМ 15М69 / 15М69М

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
Агрегат 15М69 МИОМ
Агрегат 15М69М МИОМ-М



Машина инженерного обеспечения и маскировки (МИОМ) инженерных частей РВСН. Агрегат разработан и производится ЦКБ "Титан" (г.Волгоград). Выполняет свои задачи в составе ПГРК "Ярс" или "Тополь-М", а так же самостоятельно. МИОМ 15М69 принята на вооружение и с 2009 г. поступает в РВСН. К июлю 2012 г. инженерные подразделения Тейковского ракетного соединения полностью укомплектовано подобными агрегатами. В дальнейшем МИОМы поступят в Иркутское и Новосибирское ракетные соединения РВСН.

Согласно сообщению на сайте Минобороны России в декабре 2012 г. на базе 1-го государственного испытательного полигона Министерства обороны Российской Федерации (космодром «Плесецк») прошли успешные Государственные испытания модернизированной машины МИОМ-М. Модернизация МИОМ проведена по нескольким направлениям — как узлов самого агрегата (коробки передач, электроустановки), так и применяемых средств имитации – на машине будут использоваться надувные макеты различного назначения. Первые образцы машин МИОМ-М поставлены в январе-феврале 2013 г. в Тейковское ракетое соединение.


Одно из первых фото в СМИ МИОМ 15М69, опубликовано в апреле 2011 г. (http://pressa-rvsn.livejournal.com).
Автор: DIMMI Создан: 08.10.2012 13:34:38 Комментариев: 3 Читать всю статью

АСБУ Сигнал (I-е поколение АСБУ)

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
АСБУ "Сигнал" (I-е поколение АСБУ)


Система боевого управления РВСН 1-го поколения. Головной разработчик системы - НИИ-101 ГКРЭ при Совете Министров СССР, главный конструктор - В.Я. Кравец (с мая 1963 г. - В.С.Семенихин)В связи с повышенными требованиями к АСУ «Сигнал» разработка ее аппаратуры была задана на конкурсных началах так же ОКБ Ленинградского Политехнического Института (ЛПИ, позже - НПО "Импульс", главный конструктор Т.Н. Соколов).

Историческая справка:
Управление первыми ракетными частями осуществлялось командующим и Штабом артиллерии Советской Армии (1946-1955 г.г.). С усилением роли ракетной техники в 1955 году создается Штаб реактивных частей, который подчинялся заместителю министра обороны СССР по специальному вооружению и реактивной технике. К 1959 году Штаб реактивных частей накопил  опыт управления частями ракетной техники и с формированием в 1960 г. ракетных войск стратегического назначения (РВСН) сложились предпосылки создания системы управления в которую включались органы и пункты управления в стратегическом, оперативном и тактическом звеньях, автоматизированные системы управления и системы связи. Основным органом управления РВСН стал Главный штаб РВСН. 

Для передачи команд управления использовались типичные для того времени технологии - телефон, телеграф, телетайп. В августе 1960 года под руководством начальника Главного штаба Ракетных войск генерал-полковника М.А. Никольского проведено учение с одной из ракетных дивизий, которое показало необходимость срочной разработки и внедрения средств автоматизации управления, особенно в звене центральный командный пункт ракетных войск – полк. 
15 января 1960 г. в Оперативном управлении ГШ РВСН создается 6-й отдел (автоматизации управления войсками) в составе 5 офицеров и 2 служащих. Начальником отдела назначается полковник М.З. Кузьмин.

Постановка задачи разработки АСУ:
В 1961 году Оперативным управлением ГШ РВ совместно с НИИ-4 МО разработаны принципы построения системы автоматизированной передачи приказов постоянной боевой готовности и сбора докладов с наглядным их отображением. В начале 1962 года НИИ-4 МО были изготовлены экспериментальные образцы основных звеньев управления, которые прошли испытания в войсках. В этом же году были разработаны и выданы промышленности первые тактико-технические требования на разработку системы «Сигнал», утвержденные главнокомандующим Ракетными войсками Маршалом Советского Союза С.С. Бирюзовым. В этой работе активная роль принадлежала начальнику 6-го отдела автоматизации полковнику М.З. Кузьмину и офицеру отдела капитану А.С. Дубовицкому. На основе испытаний экспериментальных образцов аппаратуры 29 сентября 1962 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли Постановление о разработке автоматизированной системы управления РВСН (шифр «Сигнал»). Головным разработчиком аппаратуры системы был определен НИИ-101 ГКРЭ при Совете Министров СССР, главным конструктором системы назначен В.Я. Кравец (с мая 1963 г. - В.С.Семенихин, НИИ-101). НИИ-4 МО стал головным исполнителем по разработке системы связи для АСУ «Сигнал» и документов по ее боевому применению. Для контроля за разработкой и изготовлением аппаратуры системы в составе ГУРВО был создан отдел автоматизированных систем управления (начальник отдела инженер-полковник А.Н. Сапожников). Соисполнителем по разработке информационно-логических устройств (ИЛУ) для звеньев управления АСУ на конкурсной основе стало ОКБ ЛПИ (главный конструктор ИЛУ и заместитель главного конструктора АСБУ - Т.Н.Соколов).


Пульты системы боевого управления РВСН "Сигнал-А" (источник)

 

Автор: DIMMI Создан: 22.12.2022 13:02:58 Комментариев: 1 Читать всю статью

Система А-135 ракета А-925 / 51Т6 - ABM-4 GORGON

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
Система ПРО А-135 "Амур-П" / 5Ж60П, ракета А-925 / 51Т6 / 5В51 - ABM-4 GORGON / SH-11
Система ПРО А-135 / РТЦ-181 / "Амур" / 5Ж60, ракета А-925 / 51Т6 / 5В51 - ABM-4 GORGON


Многоканальная система ПРО Центрального промышленного района / Москвы - развитие комплекса ПРО А-35. Проработка модернизированного варианта системы ПРО А-35 - системы А-35М велась НИО-4 ОКБ-30 под руководством Г.В.Кисунько до его отстранения в 1975 г. Параллельно с Кисунько работы по предварительному обоснованию создания новой системы ПРО второго поколения начаты группой Минрадиопрома СССР под руководством А.Г.Басистова по указанию министра В.Д.Калмыкова в конце 1968 г. К концу 1969 г. концепция двухэшелонной системы ПРО в общих чертах согласована с Министерством Обороны СССР. Предполагалось применение противоракет с ядерными БЧ. В 1970 г. тематика ПРО полностью перешла под контроль Минрадиопрома СССР - 17 января 1970 г. образовано специализированное ЦНПО "Вымпел" (ПРО, системы предупреждения  о ракетном нападении и контроля космического пространства), руководитель научно-технического центра ЦНПО "Вымпел" - А.Г.Басистов. Проработка системы в НТЦ ЦНПО "Вымпел" велась по теме НИР "Фон-1".

Постановление СМ СССР №376-119 о создании системы ПРО А-135 со стрельбовым комплексом дальнего перехвата "Амур" и полигонным опытным образцом "Амур-П" вышло 10 июня 1971 г. Проект системы А-135 разработан ЦНПО "Вымпел" в 1971 г. под руководством А.Г.Басистова. Проектом предусматривалось создание трех стрельбовых комплексов "Амур" на расстоянии 600-800 км от Москвы и трех комплексов ближнего перехвата системы С-225, что позволило бы минимизировать ущерб от использования в дальнем эшелоне ПРО противоракет с ядерными БЧ и повысить надежность перехвата атакующих боеголовок. В декабре 1971 г. завершен аванпроект системы А-135 (НИИ радиоприборостроения - НИИРП - Минрадиопрома СССР), аванпроект стрельбового комплекса "Амур" (НТЦ ЦНПО "Вымпел", главный конструктор - А.Г.Басистов). Разработка противоракеты А-925 / 51Т6 поручена МКБ "Факел", главный конструктор  - П.Д.Грушин. Заместителем главного конструктора системы ПРО А-135 по системе наведения противоракет был Голубев О.В.


Памятник с электро-весовым макетом ракеты А-925 / 51Т6 пос.Софрино-1 под Москвой, 28.12.2011 г. (Дмитрий, http://d-a-ck9.livejournal.com).
Автор: DIMMI Создан: 28.03.2010 16:15:48 Комментариев: 164 Читать всю статью

Система С-225 Азов, ракета 5Я27 / В-825 - ABM-X-3B

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
Система С-225, комплекс "Азов", р
акета 5Я27 / В-825 - ABM-X-3B


Противоракета заатмосферного перехвата в составе комплекса объектовой противоракетной обороны "Азов" системы ПРО С-225. Постановлением Совмина СССР №660-270 от 29 июня 1962 г. и Постановлением №499-174 от 4 мая 1963 г. создание системы зенитного управляемого оружия С-225 поручено КБ-1 Минрадиопрома и ОКБ-2 Минавиапрома СССР. Разработка обновленного проекта системы ПРО начата КБ-1 в июне 1962 г. под руководством Т.Р.Брахмана и К.К.Капустяна.

Комплекс С-225 был предложен в качестве альтернативы разработкам ОКБ-30 (А-35 - ABM-1 GALOSH). Ракету с твердотопливным ПВРД было решено заменить более скоростной двухступенчатой твердотопливной ракетой В-758. Проектирование ракеты В-758 в 1964 г. начато ОКБ-2 (МКБ "Факел"), генеральный конструктор П.Д.Грушин.

В 1965 г. СБ-32 КБ-1 выпущен новый эскизный проект системы С-225 с двумя эшелонами перехвата и новыми ракетами - средним эшелоном с ракетой В-825 и ближним эшелоном с ракетой В-758.  В этом проекте впервые предусматривалось использование ракеты средней дальности перехвата с ЖРД на второй ступени - В-825, разработка которой велась ОКБ-2 П.Д.Грушина, 
ведущий конструктор - В.А.Федулов (с 04 марта 1969 г. - В.Е.Слобода).

Согласно эскизного проекта 1965 г., система С-225 предназначалась для обороны приграничных и приморских объектов от ограниченного удара баллистических ракет. Считалось целесообразным построение системы из группы одноканальных огневых комплексов, объединенных общим управлениям и получающих внешнее целеуказание. Относительно малые дальности перехвата баллистических ракет позволяли использовать РЛС с относительно умеренным потенциалом и ракеты с ограниченной массой. Всё это позволяло создать систему С-225 в виде комплекса перевозимых средств. Возможность перехвата баллистичекой цели в атмосфере позволяла решить задачу селекции боеголовки среди ложных целей (ист. - Система зенитного..).

Проектирование ракеты 5Я27 (индекс заказчика) / В-825 (конструкторский индекс) начато в 1964 г. Эскизный проект ракеты завершен к июлю 1964 г. В ноябре 1965 г. под новый эскизный проект системы С-225 с двумя эшелонами перехвата - средним (ракета 5Я27) и ближним (5Я26) - эскизный проект противоракеты откорректирован. Система С-225 стала именоваться противоракетно-противосамолетной, а ракетами 5Я27 / В-825 предполагалось поражать как аэродинамические так и баллистические цели.

Проект ракеты был существенно изменен. После этого была начата разработка технической документации. Производство первых образцов ракет для испытаний велось опытным производством МКБ "Факел". Освоение серийного производство ракеты начато на Долгопрудненском машиностроительном заводе в 1969 г. Серийное производство продолжалось до 1973 г., выпущено около 20 ракет.

Особая благодарность "vuv" (http://militaryrussia.ru/forum/) и другим ветеранам испытаний С-225 за помощь в работе над материалом.

Противоракета 5Я27 МКБ "Факел" комплекса С-225 (Коровин В., Ракеты "Факела". М., МКБ "Факел", 2003 г.)

 

Автор: DIMMI Создан: 05.03.2023 21:38:00 Комментариев: 1 Читать всю статью

9К72 / Р-17 - SS-1C/D/E SCUD-B/C/D - статус, экспорт, источники

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
 

Ракета Hwasong-5 на СПУ типа 9П117М SCUD-B на параде в Пхеньяне, 15 апреля 2012 г. (фото из архива Boaz Guttman, http://www.flickr.com
Автор: DIMMI Создан: 20.04.2009 19:43:08 Комментариев: 55 Читать всю статью

УР-200 / 8К81, УР-200А / 8К83 - SS-X-10 SCRAG

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
Ракета Р-200 / УР-200 / 8К81 - SS-X-10 SCRAG
Ракета УР-200А / 8К83


Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) / универсальная ракета - вторая серия. Разработка ракеты начата ОКБ-52 генерального конструктора В.Н.Челомея в 1960 г. Разработка ракеты велась в Филиале № 1 ОКБ-52 (ныне КБ "Салют" ФГУП ГКНПЦ им. М.В. Хруничева), образованном 3 октября 1960 г. на базе закрытого ОКБ-23 авиаконструктора В.Мясищева (руководитель филиала - В.Бугайский). Официальный старт разработке дан в Постановлении Совмина СССР №258-110 от 16 марта 1961 г. и в Постановлении №689-288 от 01.08.1961 г. (вероятно, о создании системы с противоспутниковым КА "ИС"). Изначально ракета носила название Р-200 (источник) и разрабатывалась в качестве МБР и ракеты-носителя космических аппаратов (в частности противоспутноковой системы "ИС"). В мае 1961 г. готов предэскизный проект ракеты. В октябре 1961 года были разработаны рабочие чертежи на ракету-носитель 8К81 (источник). Эскизный проект ракеты выпущен в мае 1962 г.

Позже, Постановлением Совмина СССР №243-117 от 02.03.1962 г., задана разработка варианта УР-200 - глобальной орбитальной ракеты УР-200А с двумя типами головных частей - неманеврирующей баллистической и маневрирующей в двух плоскостях аэробаллистической. Постановлением Совмина СССР от 16.04.1962 г. №346-160 «О важнейших разработках межконтинентальных баллистических и глобальных ракет и носителей космических объектов» было принято решение о сосредоточении сил и ресурсов КБ, НИИ и промышленности на создании в числе других образцов ракетной техники «универсальной ракеты УР-200 в варианте межконтинентальной ракеты с баллистической траекторией для транспортировки спецзаряда ... и глобальном варианте для доставки к цели спецзаряда … с началом летных испытаний – IV квартал 1963 г.».

В соответствии с указанными Постановлениями ракета УР-200 создавалась в следующих вариантах:
- УР-200 - ракета-носитель и межконтинентальная баллистическая ракета;
- УР-200А - орбитальная межконтинентальная (глобальная) ракета с неманеврирующей или маневрирующей в атмосфере головными частями.
В разработке, как перспектива развития ракеты УР-200, также находились:
- УР-200Б – универсальная ракета с повышенной по сравнению с УР-200 энергетикой;
- УР-200В – вариант УР-200 для размещения в шахтной пусковой установке (ШПУ);
- УР-200УВ – вариант УР-200 для размещения в ШПУ повышенной защищенности. 

В качестве ракеты-носителя УР-200 предполагалось использовать для выведения на орбиту средств противокосмической обороны (КА «ИС» со стартовой массой до 1600 кг на орбиту 250-300 км) и спутников глобальной морской разведки (КА «УС» со стартовой массой до 2500 кг на эллиптическую орбиту с апогеем 264 км). В качестве МБР требовалось обеспечить доставку баллистических неуправляемых боевых блоков на дальность в 12000 (масса ББ до 2500 кг) и в 14000 км (масса ББ до 2000 кг) с точностью не хуже ±4 км по дальности и ±3 км по боковому отклонению. В качестве глобальной ракеты - обеспечить выведение маневрирующей аэробаллистической боеголовки АБ-200 на опорную орбиту высотой около 150 км.


Пуск МБР УР-200 (http://www.buran.ru, обработано).
Автор: DIMMI Создан: 29.01.2013 22:59:32 Комментариев: 17 Читать всю статью

9К72 / Р-17 - SS-1C/D/E SCUD-B/C/D

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
Комплекс 9К72 "Эльбрус", ракета Р-17 / 8К14, СПУ 2П19 - SS-1B SCUD-A
Комплекс 9К72 "Эльбрус", ракета Р-17 / 8К14 - SS-1C SCUD-B
Комплекс 9К72 "Эльбрус", ракета Р-17 / 8К14-1 - SS-1C SCUD-B
Комплекс 9К73, ракета Р-17В / 8К114 ("вертолетный")
Комплекс 9К72-О, ракета Р-17ВТО / 8К14-1Ф "Аэрофон" (с оптической ГСН) - SS-1E SCUD-D 
Р-300 - экспортное обозначение ракеты комплекса 9К72

 
Оперативно-тактический ракетный комплекс. Разработка велась в СКБ-385 под руководством главного конструктора В.П.Макеева (зам.главного конструктора - В.Р.Серов, ведущий конструктор - Ю.Бобрышев) в рамках модернизации ракеты Р-11М по теме НИР "Урал" (Р-11МУ) с 1957 г. В результате НИР в декабре 1957 г. СКБ вышло с предложением создания ОТР с увеличенной по сравнению с Р-11М в два раза дальностью действия за счет замены двигателя на двигатель с турбонасосным агрегатом и доработки ракеты.

24 февраля 1958 г. подписаны документы ВПК при СМ СССР и Постановление СМ СССР о создании комплекса ОТР снеотделяемой БЧ на базе Р-11М №378-181 вышло 1 апреля 1958 г. Эскизный проект защищен в НИИ-88 в сентябре 1958 г., выпуск конструкторской документации завершен в ноябре 1958 г. Производство опытной серии и прототипов (Р-17 - вариант 1 - двигатель ОКБ-3) велось на заводе СКБ-385 в г.Златоуст в 1958-1959 г.г. В апреле 1959 г. получены тактико-технические требования ГАУ МО СССР на ракету. В мае 1959 г. ТТТ утверждены, получен индекс ракеты ГАУ 8К14. По Постановлению Совмина СССР от 17 июня 1959 г. серийное производство ракет Р-17 / 8К14 (Р-17 - вариант 2 - двигатель ОКБ-5 - с  1962 г.) велось на Воткинском машиностроительном заводе №235  (г.Воткинск, серия с 1959 по 1985 г.г.). В конце июля 1959 г. начата сборка первых двух ракет для огневых испытаний. Сборка ракет для летных испытаний начата в августе 1959 г.

Особая благодарность "Пенсионеру" (http://russianarms.ru) за помощь в подготовке материалов.
 
Ракета 8К14 комплекса 9К72 с СПУ 9П117 (фото КБМ им. В.П.Макеева)
Автор: DIMMI Создан: 23.03.2009 22:44:16 Комментариев: 113 Читать всю статью

8У-69 / изделие 244Н / РН-24

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
8У-69 / изделие 244Н
РН-24


Тактическая атомная бомба с зарядом разработки НИИ-1011 (позже - ВНИИП, ныне - РФЯЦ-ВНИИТФ, Минсредмаш СССР, г.Снежинск). Главные конструкторы - К.И. Щёлкин, А.Д. Захаренков. Это первая советская атомная бомба для применения на внешней подвеске сверхзвуковых самолетов фронтовой авиации. Бомба предназначена для уничтожения укрепрайонов, командных пунктов, позиций ракет и других важных целей с известными координатами. Разработка бомбы и заряда для нее велась в 1957-1961 г.г. 

Испытания изделия 244  проводились в 1960-1961 г.г. в научно-испытательной части 71-го полигона ВВС (Багерово, Крым) был теоретически обоснован оптимальный метод возможного нанесения ядерного удара с истребителя-бомбардировщика по наземной цели. Это был вертикальный манёвр самолёта (кабрирование под углами порядка 45 градусов) при различных вариантах ухода самолёта после бомбометания. Согласно расчётам разработчиков самолёт имел возможность, находясь на удалении 5 - 6 км от цели, осуществить внезапный манёвр: через 5 - 6 сек. после ввода в кабрирование произвести сброс авиабомбы, а затем за 9 - 10 секунд уйти на безопасное расстояние, избежав или сведя к минимуму воздействие на машину поражающих факторов ядерного взрыва. Отработка указанного метода бомбометания с применением имитационных авиабомб ИАБ-500 проводилась на 71-м полигоне ВВС (Багерово, Крым) в 1961 г. под руководством начальника отдела Липецкого центра боевой подготовки И.Б.Качаровского. 27 августа 1962 г. подполковник Шеин А.И., впервые в мировой практике, произвел бомбометание авиабомбой 244Н в боевом снаряжении с самолета Су-7Б с использованием вертикального маневра (кабрирования). Испытание проводилось на Семипалатинском полигоне (см.хронологию атомных испытаний).

Бомба 8У-69 / изделие 244Н принята на вооружение в 1963 г. в трёх модификациях (244Н-1, 244Н-2, 244Н-3) с зарядами разной мощности. 

Разработка более современного варианта РН-24 начато в НИИ-1011 (ВНИИТФ, главный конструктор - А.Д.Захаренков, источник) в 1962 г. Новая бомба выполнялась в габаритах бомбы 244Н, но с более мощным зарядом с несколько большими габаритами (чем в 244Н) и с более компактным блоком автоматики боеприпаса - с учетом этого конструкция боеприпаса была перекомпонована. С учетом Бомба РН-24 принята на вооружение в 1971 г.

Серийное производство бомбы 8У-69 / изделие 244Н было начато в конце 1961 г. на Приборостроительном заводе в г.Трехгорный. Последние две модификации бомбы (из всего пяти) выпускались также Пензенским приборным заводом (ППЗ, г.Заречный, ныне - НПЦ "Старт") до середины 1970-х годов. Первое серийное специзделие Пензенским приборным заводом выпущено в декабре 1963 г. - это было изделие 244Н (не подтверждено, источник).

В 1984 г. бомба снята с вооружения.


Атомная бомба "изделие 244" (источник)
Автор: DIMMI Создан: 03.09.2022 21:25:49 Комментариев: 6 Читать всю статью

пр.09851 / 09853 Хабаровск - KHABAROVSK

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
пр.09851 / ОКР "Калитка-СМП" - KHABAROVSK
"Хабаровск"
пр.09853

Большая атомная подводная лодка специального назначения / стратегический атомный подводный крейсер (источник) / носитель роботизированных подводных аппаратов. Разработчиком подводной лодки является ЦКБ МТ "Рубин" (источник). ПЛА будет первым полноценным носителем новой системы вооружения ("Статус-6" / 2М39 "Посейдон"), прототипы которой отрабатывались на опытовой ПЛ пр.20120 "Саров". В середине 2010-х годов так же обсуждались предположения о том, что данная ПЛА является лодкой дальнего гидроакустического дозора или даже атомной глубоководной станцией, но эти гипотезы были ошибочны.

Вероятно, 19.06.2012 г. подписан Государственный контракт №66-12 на поставку Флоту ПЛА пр.09851 (источник). Контракт № 120-14 от 03.06.2014 г. заключен между ОАО «ПО «Севмаш» и ОАО «ЦКБ «МТ «Рубин» на выполнение составной части ОКР «Калитка-СМП» на строительство ПЛА пр.09851 (источник). Позже в 2016 г. сообщается, что работы по пр.09851 ведутся в соответствии с техническим заданием № БЛИЦ.360029.608ТЗ шифр СЧ ОКР «ГТС-К» (источник).  В 2017 г. впервые в отечественном атомном подводном кораблестроении конструкторами ПКБ Севмаша при строительстве АПЛ создается полная 3D-модель корпуса корабля. Пилотным проектом послужила АПЛ «Хабаровск». Она создается как носитель роботизированных средств ВМФ, которые предназначены для разведки дна и недр Мирового океана, мониторинга континентального шельфа, охраны и прикрытия использования сил флота. Кроме того, заводские конструкторы разработали и внедрили программы, с помощью которых выпускается и плазовая документация  на строительство этого корабля. Как поясняет Главный конструктор Севмаша Юрий Спиридонов применение современных технологий повысило качество и значительно снизило продолжительность и трудоемкость работ (источник).

Закладка головной ПЛА "Хабаровск" состоялась 27 июля 2014 г. в цехе №50 ПО "Севмаш" (г.Северодвинск). 25.05.2018 г. СМИ сообщили о прохождении элементами прочного корпуса ПЛА гидравлических испытаний (источник). Строительство лодки по планам 2016 г. предполагалось завершить до 2020 г. (источник). В середине 2019 г. появилась информация о планах спуска лодки на воду до конца 2019 г. (источник). 20.04.2020 г. СМИ сообщили о планах спуска на воду ПЛА "Хабаровск"  в мае-июне 2020 г. и планах на проведение испытаний лодки в течение двух лет (источник). Позже, 24.08.2020 г. на форуме "Армия-2020" генеральный директор ПО "Севмаш" Михаил Будниченко заявил, что спуск "Хабаровска" на воду в 2020 г. вообще не планировался. 07.11.2020 г. сообщается, что ПЛА "Хабаровск" планируется вывести из цеха и спустить на воду в первом полугодии 2021 г. (источник). При этом в ПО "Севмаш" и в 2020 и в 2021 году сообщали лишь о строительстве ПЛА "Хабаровск" и, соответственно, ни в 2021 ни в 2022 годах вывод лодки из эллинга не выполнялся. По состоянию на начало 2023 года ожидается, что лодка будет спущена на воду в 2023 году - официальных подтверждений этому пока нет.

В 2016 г. сообщается о планах ЦКБ МТ "Рубин" провести ОКР по проектированию и сопровождению постройки на ПО "Севмаш" заказа проекта 09853 (источник). Можно сделать предположение о том, что пр.09851 является головной лодкой серии специализированных субмарин-носителей комплекса 2М39, а лодки пр.09853, которые планируется строить серией - серийными лодками-носителями.

15.01.2021 г. в СМИ появилась информация о строительстве ПЛАСН "Ульяновск" по проекту 09853 со сдачей Флоту до 2027 г. Информация не соответствует действительности и вся информация с датами и планами в сообщении относится к ПЛА "Ульяновск" пр.885М.



Предположительный облик ПЛА пр.09851 "Хабаровск" (MilitaryRussia.ru, 2020 г.)
Автор: DIMMI Создан: 29.07.2014 23:33:17 Комментариев: 29 Читать всю статью

пр.941 Акула - TYPHOON

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
пр.941 "Акула" - TYPHOON
ТК-208 "Дмитрий Донской"
ТК-202
ТК-12 "Симбирск"
ТК-13
ТК-17 "Архангельск"
ТК-20 "Северсталь"
ТК-210

Подводная атомная лодка с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) / крейсерская подводная лодка (по 25.07.1977 г.) / тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения (тяжелый РПКСН с 03.06.1996 г.). Разработчик проекта - ЦКБ МТ "Рубин", главный конструктор - С.Н.Ковалев, главный наблюдающий от ВМФ - В.Н.Левашов. Предварительная разработка ракетного комплекса Д-19 начата в миасском СКБ-385 в начале 1971 г.  Тактико-техническое задание на проектирование ПЛАРБ выдано в декабре 1972 г. Строительство новой серии ПЛАРБ планировалось в качестве ответа на строительство в США серии ракетоносцев типа Ohio. Постановление СМ СССР о проектировании и строительстве пр.941 принято 19 декабря 1973 г. Вероятно, планировалось строительство серии в 12 ПЛАРБ проекта - такая цифра была названа Главкомом ВМФ СССР С.Г.Горшковым на выступлении перед слушателями и преподавателями учебного центра ВМФ №93 в Палдиски летом 1975 г.

Головная ПЛ серии ТК-208 заложена на ПО "Севмаш" (г.Северодвинск) 17 июня 1976 г. Спущена на воду 23 сентября 1980 г. и принята ВМФ СССР 12 декабря 1981 г. Строительство серии подводных лодок завершено сдачей ВМФ 4 сентября 1989 г. ПЛАРБ ТК-20. Всего построено 6 ПЛАРБ проекта, седьмая лодка проекта - ТК-210 - заложена в 1986 г., но в 1988 г. при готовности 40% строительство остановлено, а в 1990 г. задел разобран на металл. Частичная комплектация и заготовки металла в 1980-е годы велись еще на три ПЛАРБ серии. Т.е. всего по состоянию на начало-середину 1980-х годов планировалась постройка серии в 10 ПЛАРБ, которая позже была сокращена до 6 экземпляров.


ПЛАРБ ТК-208 "Дмитрий Донской" пр.941У, 2000-е годы (http://forums.airbase.ru).

Автор: DIMMI Создан: 29.09.2011 20:35:23 Комментариев: 66 Читать всю статью

пр.23900

ДАННЫЕ НА 2020 г. (в работе)
пр.23900
"Иван Рогов"
"Митрофан Москаленко"

Универсальный десантный корабль-вертолетоносец (УДК) 1-го ранга дальней морской зоны. Разработка проекта УДК на замену УДК типа "Мистраль", стротельство которых во Францией для ВМФ России было прекращено в 2014 г., велась несколькими российскими конструкторскими бюро: проект "Прибой" разрабатывало Невское ПКБ, проект "Лавина" - Крыловский Государственный Научный Центр. Но фактически для постройки в 2019-2020 г.г. был выбран проект Зеленодольского ПКБ. судостроительной корпорации "Ак Барс".

Впервые проект Зеленодольского ПКБ был показан на презентации Президенту России 9 января 2020 г. В марте 2020 г. ССЗ "Залив" (г.Курчь) были начаты закупки металла для строительства двух кораблей проекта 23900 (источник). На 28 апреля 2020 г. согласно источникам планировалась церемония закладки новых кораблей (источник). 23 мая 2020 г. в СМИ появилась информация о подписании Министерсвом обороны России контракта на постройку двух УДК с керченским ССЗ "Залив" на общую сумму около 100 млрд. рублей. 

20.07.2020 г. в присутствии Президента России состоялась официальная закладка двух УДК проекта 23900 "Иван Рогов" и "Митрофан Москаленко" на ССЗ "Залив" в Керчи. Согласно иллюстрациям на церемонии закладки внешний вид проекта 23900 на момент закладки несколько отличается от внешнего вида проекта показанного в январе 2020 г.

Корабль предназначен для выполнения десантных операций на большом удалении от родных берегов, а так же может применяться в качестве штабного корабля при проведении морских или смешанных операций разнородных сил.


Изображение универсального десантного корабля пр.23900 с церемонии официальной закладки кораблей на ССЗ "Залив" в Керчи 20.07.2020 г. (Зеленодольское ПКБ).

 

Автор: DIMMI Создан: 27.07.2020 22:02:55 Комментариев: 1 Читать всю статью

Система А-35М - ABM-1B GALOSH

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
Система А-35М, ракета А-350Ж / 5В61 / УР-96 - ABM-1А GALOSH
Система А-35М, ракета А-350Р / 5В61Р / УР-96М - ABM-1 mod.2 / ABM-1B / SH-04 GALOSH



Система ПРО - многоканальный комплекс ПРО Москвы с заатмосферной противоракетой - модернизация системы ПРО А-35 с применением обновленных алгоритмов, оборудования, средств наведения, c новой ракетой А-350Р. Разработка модернизированной системы ПРО велась с 1970 г. под руководством Г.В.Кисунько (с 1975 г. - И.Д.Омельченко). Заместителем главного конструктора системы ПРО А-35М по системе наведения противоракет был Голубев О.В. Пути дальнейшего развития системы ПРО А-35 прорабатывались начиная с 1968 г. В ноябре (5-го и 14-го ноября 1968 г.) на научно-техническом совете Минрадиопрома СССР рассматривалось два пути модернизации системы:

1) Г.В.Кисунько - усиление системы А-35 стрельбовыми комплексами ближнего действия С-225 (будущие ракеты 53Т6) с повышением потенциала и канальности РЛС и КП;

2) Басистов А.Г. - разработка новой системы ПРО аналогичной системе «Сейфгард» (США).

В некоторых источниках система классифицирована как ABM-2 по терминологии НАТО (например, в классификации принятой Федерацией Американский Ученых, http://fas.org), что считается нами ошибочной идентификацией.


Позиционный район системы А-35М со стрельбовыми комплексами "Тобол", ПУ противоракеты А-350Ж рядом с РЛС РКИ-35 системы А-35М (http://vpk-news.ru).
Автор: DIMMI Создан: 29.03.2010 01:38:50 Комментариев: 65 Читать всю статью

Комплекс 3К-14 / С-14 Калибр, ракеты 3М-54 / 3М-14 - SS-N-27 / SS-N-30 SIZZLER

ДАННЫЕ НА 2022 г. (стандартное пополнение)
Комплекс 3К-51 "Бирюза", ракета П-900 / 3М-51 "Альфа" - SS-N-27A SIZZLER
Комплекс 3К-54П / П-10  "Бирюза-ПЛ", ракета 3М-54 / 3М-54Э1 / Club-S - SS-N-27B SIZZLER
Комплекс 3К-14 / С-14 "Калибр-ПЛ" / "Калибр-НК", ракета 3М-14Э / 3М-14 - SS-N-30 SIZZLER
 
Универсальный корабельный стрельбовой комплекс / ракетный комплекс с крылатыми ракетами. Крылатые ракеты комплекса разработаны ОКБ "Новатор" (г.Екатеринбург). Разработка противокорабельной крылатой ракеты 3М-51 "Альфа" с дополнительной боевой ступенью для пуска из торпедного аппарата подводных лодок начата ОКБ "Новатор" в рамках ОКР "Бирюза" на базе крылатой ракеты 3М-10 комплекса 3К10 "Гранат" в 1983 г. В 1993 г. макет ракеты 3М-51 "Альфа" был продемонстрирован на выставке вооружений в Абу-Даби (ОАЭ) и на авиасалоне МАКС-93 в Раменском.

После 1991 г. концепция комплекса была изменена - разработка была переориентирована на создание комплекса ракетного оружия для поставок на экспорт в качестве ракетной системы / комплекса "Club" с ракетами разных типов с вариантами базирования как для подводных лодок - Club-S (Submarine), так и для надводных кораблей - Club-N (NAVY). На базе ракеты 3М-51 с сохранением назначения и основных конструктивных особенностей создана противокорабельная ракета 3М-54. Ракета 3М-14Э разработана до 2004 г. на базе ракеты 3М-10 комплекса 3К10 "Гранат" .

Первый этап государственных испытаний комплекса "Калибр" и ракеты 3М-14 проведен ОКБ "Новатор" в 2009-2011 г.г. (концерн ПВО "Алмаз-Антей", ист. - Годовые отчеты 2009 г., 2010 г., 2011 г.). В 2011 г. начата подготовка к испытаниям комплекса "Калибр" с ракетой 3М-14 с ПЛА "Северодвинск" пр.885 (концерн ПВО "Алмаз-Антей", ист. - Годовой отчет 2011 г.).

В ВМФ России крылатые ракеты 3М-54 и 3М-14 используются в числе боевых средств ракетных комплексов "Калибр-НК" и "Калибр-ПЛ" наряду с ракетами других типов (91Р1, 91РТ2, "Оникс").

Идентификация:
- 3М-51 "Альфа" - противокорабельная ракета со сверхзвуковой боевой ступенью для ВМФ СССР.
- 3М-54 / 3М-54Э - противокорабельная ракета со сверхзвуковой боевой ступенью, экспортный вариант - обычный и укороченный и вариант для ВМФ России.
- 3М-54Э1 - противокорабельная ракета с усиленной БЧ, но без сверхзвуковой боевой ступени, экспортный вариант.
- 3М-14Э - КР для стрельбы по наземным целям, укороченный экспортный вариант.
- 3М-14 - КРБД для стрельбы по наземным целям, полноценный вариант для ВМФ России.


Ракета типа 3М-14 комплекса "Калибр", публикация 09.11.2015 г. (коллаж Министерства обороны России, источник).
Автор: DIMMI Создан: 19.10.2014 23:49:21 Комментариев: 11 Читать всю статью

15П011 / 15А11 Периметр

ДАННЫЕ НА 2022 г. (в работе)
Комплекс 15П011, ракета 15А11


Командная ракета системы 15Э601 "Периметр". Комплекс и ракета служат для доведения приказа командования стратегических сил до частей и соединений на применение сил и средств в период ракетно-ядерного нападения, когда доведение приказов обычными способами становится затруднено или невозможно. Разработка специальной командной ракеты соответствующего командного комплекса "Периметр" была задана КБ "Южное" Постановлением Совмина СССР №695-227 от 30 августа 1974 г. Ведущий конструктор ракеты - В.В.Кошик. Базовой ракетой первоначально предполагалось использовать МБР МР-УР100 / 15А15, но в дальнейшем была использована более совершенная ракета МР-УР100УТТХ / 15А16.

Эскизный проект разработан в декабре 1975 г. Новой частью МБР стала специальная головная часть 15Б99, которая содержала радиотехническую систему разработки ОКБ ЛПИ. Для выполнения своих функций головная часть в процессе полета должна была иметь постоянную ориентацию в пространстве. Соответственно, была разработана система стабилизации положения ГЧ в пространстве с использованием в качестве рабочего органа двигательной установки на сжатом воздухе. Был использован опыт работ по управляемой головной части 15Ф678 "Маяк", которая разрабатывалась для МБР Р-36М. Это заметно сократило стоимость и сроки создания командной головной части. Производство специальных ГЧ 15Б99 было организовано на НПО "Стрела" в г.Оренбурге, откуда СГЧ поставлялись непосредственно на полигон и позже в части РВСН.

В разработке комплекса с командной ракетой принимали участие следующие предприятия:
- КБ "Южное" - головное по ракете и по СГЧ 15В99
- НПО "Импульс" (бывшее ОКБ ЛПИ, В.И. Мельник) - аппаратура специальной головной части 15Б99
- НПО АП (Н.А.Пилюгин) - система управления ракеты
- КБСМ (А.Ф.Уткин) - стартовое оборудование
- ЦКБТМ (Б.Р.Аксютин) - арсенальное оборудование
- МНИИРС (А.П.Биленко)
- ВНИИС (Б.Я.Осипов)
- ЦКБ "Геофизика" (Г.Ф.Игнатьев)
- НИИ-4 МО (Е.Б.Волков)


МБР МР-УР-100 / 15А15 в ТПК, полигон Байконур, 2015 г. (https://myauu.livejournal.com/)
Автор: DIMMI Создан: 21.12.2022 09:44:54 Комментариев: 1 Читать всю статью

Ту-160 - BLACKJACK

ДАННЫЕ НА 2022 г. (стандартное пополнение)
Ту-160 (изделие 70) - BLACKJACK / RAM-P
Ту-160С (изделие 70-03) - BLACKJACK
Ту-160М (изделие 70М) - BLACKJACK
Ту-160М2 (изделие 70М2) - BLACKJACK-M


Тяжелый многорежимный стратегический бомбардировщик с изменяемой  стреловидностью крыла. Создан  в ОКБ ММЗ "Опыт" А.Н.Туполева, главный конструктор с 1975 г. по 2010 г. Валентин Иванович Близнюк. Самолет в общих чертах подобен проекту многорежимного бомбардировщика М-18 ОКБ В.М.Мясищева. Первоначальный вариант Ту-160 имел крыло  оживальной формы и проектировался на базе Ту-144 (1969-1972 г. г.). Предварительные НИОКР по Ту-160 с крылом с изменяемой геометрией начаты в 1972 г. Проектирование окончательного варианта - изделия 70, проект Ту-160М, самолет "К" начаты  в  1975  г.  по  постановлению СМ СССР от 26 июня 1974 г. и постановлению СМ СССР N 1040-348 от  19.12.1975  г. Эскизный проект и создание полноразмерного макета Ту-160 - 1976-1977 г.г.

Макет Ту-160 утвержден в конце 1977 г. Производство первых трех прототипов (машины 70-01 для летных испытаний, 70-02 для статических испытаний, 70-03 - предсерийный самолет) начато в 1977 г. на ММЗ "Опыт"(производство фюзеляжа - Казанский авиазавод, крыло и стабилизатор - Новосибирский авиазавод им.В.Чкалова, створки грузоотсека - Воронежский авиазавод, шасси - Горьковский авиазавод). Одновременно начата подготовка серийного производства на Казанском авиазаводе №22 (изначально планироалось развернуть произодство на Ульяновском авиазоводе). В мае 1980 г. прототип 70-01 построен и перевезен на аэродром ЛИИ в Жуковском. Окончательная сборка самолета завершена в январе 1981 г. и начаты наземные испытания самолета. Выкатка самолета 70-01 на летное поле - 18 августа 1981 г. Проверки систем и оборудования начаты 22 октября 1981 г. и 14 ноября 1981 г. под управлением экипажа Б.И.Веремея самолет совершил первую пробежку. Первое фото на Западе сделано с борта гражданского самолета взлетавшего из аэропорта Быково 25 ноября 1981 г. - самолет получил наименование RAM-P ("Раменское", неидентифицированный образец техники №16 ).


Ту-160 - BLACKJACK, штанга дозаправки выпущена, 21.03.2008 г. (фото Сергей Бровко, http://picasaweb.google.com/brovko.sergey).
Автор: DIMMI Создан: 04.09.2009 00:29:27 Комментариев: 192 Читать всю статью

Фотографии Ту-160 BLACKJACK

ДАННЫЕ НА 2021 г. (стандартное пополнение)
Ту-160 BLACKJACK - статус, источники:
 
701 702
Ту-160 "Василий Решетников"
703 704
Ту-160 "Иван Ярыгин"
705
801 802
Ту-160 "Александр Молодчий"
803 804
прототип Ту-160М2 "Петр Дейнекин"
805
Ту-160М2


Серийный номер 702 - Ту-160 "Василий Решетников"


Модернизированные на Казанском авиационном заводе имени С.П.Горбунова (филиале ПАО "Туполев") стратегические бомбардировщики Ту-160 ВКС России с названиями "Иван Ярыгин" (серийный номер 704) и "Василий Решетников" (серийный номер 702). Казань, 23.04.2020 года (фото - ОАК)

Автор: DIMMI Создан: 04.01.2021 23:31:12 Комментариев: 12 Читать всю статью

Сармат! Как много в этом звуке

"Сармат"! Как много в этом звуке.

Неформальный взгляд на программу создания тяжелой жидкостной межконтинентальной ракеты 15А28 / РС-28 "Сармат" и одновременно несколько мыслей о потенциале новой МБР. 

Итак, на день РВСН (17.12.2022 г.) по программе создания новой межконтинентальной жидкостной ракеты 15А28 "Сармат" мы имеем следующие итоги:
- первый и пока единственный пуск МБР в раках ЛКИ (летно-конструкторских испытаний) успешно выполнен 20.04.2022 г.;
- в СМИ при этом и в конце ноября и под День РВСН появились высказывания о том, что ЛКИ "Сармата" проходят успешно;
- на позиции первого полка в районе Ужура ведутся работы по подготовке инфраструктуры, но их вид на спутниковых снимках говорит о том, что строительные работы вряд ли завершатся раньше 2023 г., хотя ШПУ возможно будут готовы принять ракеты ради приемки ракет и в декабре 2022 г. (не знаю какой в этом смысл, если нет остальной инфраструктуры).

При этом с большой вероятностью для ЛКИ выпущено 3-4 ракеты - даже если вспомнить сколько ТПК мы видели в цехах Красмаша в различных новостных сюжетах. Ну и хотя бы три пуска были бы, вероятно, близки к тому что можно называть "первый этап ЛКИ".

В общем, думаю, что реальное развертывание новой МБР начнется, видимо, в 2024-2025 г.г. А сейчас будут идти игры вокруг ЛКИ, рапортов и сохранения голов и чинов.


Первый пуск летно-конструкторских испытаний тяжелой жидкостной МБР 15А28 "Сармат", 20.04.2022 г., полигон Плесецк.
Автор: DIMMI Создан: 29.11.2022 17:23:28 Комментариев: 0 Читать всю статью

АПР-3 Орел

ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение)
АПР-3 "Орел" / "Орел-М" / изделие 473
АПР-3Э "Орел-М"
АПР-3М / АПР-3МЭ "Орел-М"


Авиационная противолодочная реактивная торпеда. Разработана кооперацией предприятий во главе с НИИПГМ (позже переименован в ГНПП "Регион", ныне входит в состав корпорации "Тактическое ракетное вооружение") на базе и параллельно торпеде АПР-2. Главный конструктор - М.Лисичко. Разработка начата в 1969 г. В процессе разработки проект неоднократно корректировался и в итоге вышел на Госиспытания как "Орел-М". Разработка торпеды завершена в 1990 г. Торпеда АПР-3 "Орел-М" принята на вооружение в 1991 г.  (в 1990 г. по др.данным).


Торпеда АПР-3ЭУД на экспозиции выставки МВМС-2003, г.Санкт-Петербург (автор фото - А.В.Карпенко, "Невский Бастион").
Автор: DIMMI Создан: 16.02.2011 21:34:17 Комментариев: 2 Читать всю статью

ОКР Мозырь / изделие 171 / Камчатская ПРО

ДАННЫЕ НА 2022 г. (стандартное пополнение)
ОКР "Мозырь" / изделие "171" / "Камчатская ПРО"


Комплекс активной защиты шахтных пусковых установок (ШПУ) МБР РВСН. Разработка комплекса активной защиты ШПУ МБР от атаки БЧ баллистических ракет (в т.ч. МБР) велась КБ машиностроения (г.Коломна) под общим руководством С.П.Непобедимого с середины 1970-х годов. Главный конструктор КАЗ - Н.И.Гущин. В 1979 г. отдел КБМ, который занимался созданием КАЗ изделие "171" возглавил В.М.Кашин (руководил отделом в 1979 по 1985 г.г.). Создание комплекса непосредственно курировалось Министром обороны СССР Д.Ф.Устиновым и считается, что комплекс создавался для защиты будущих ШПУ МБР Р-36М2 "Воевода". В работе над комплексов принимали участие НИИ Приборостроения им. Тихомирова (А.А.Растов, В.В.Матяшев) и НПО "Фазотрон" (В.К.Гришин). 

Комплекс активной защиты (КАЗ) ШПУ должен был работать с использованием принципов, заложенных в КАЗ бронетехники: атакующий объект обнаруживался на подлете к обороняемому объекту и на его пусти создавалась преграда из осколков и боевых элементов выстреливаемых многоствольным КАЗ.

Хотя создание инфраструктуры для испытаний комплекса было начато в 1980-1981 г.г., но Постановление Совмина СССР о разработке и испытаниях в реальных условиях на полигоне Кура экспериментального комплекса вышло только в 1984 г. В создании системы задействовано 250 предприятий 22-х министерств. Вероятно, во второй половине 1980-х годов - начале 1990-х годов опытный образец КАЗ ШПУ МБР проходил испытания на полигоне Кура на п-ове Камчатка (в/ч 25522, Ключи-1) на специальной площадке в 20 километрах севернее вулкана Шивелуч (объект ДИП-1).

Для проведения испытаний на полигоне Кура, вероятно, в период с 1985 по 1988 г.г. была построена имитация шахтной ПУ МБР типа ОС и вокруг ШПУ был размещен опытный образец комплекса активной защиты. В ходе испытаний в конце 1980-х годов был впервые осуществлен маловысотный неядерный перехват имитатора боевого блока МБР, запущенной с полигона Плесецк (по др.данным с Байконура). Так же некоторые поздние источники сообщают, что подобных перехватов выло осуществлено несколько (ист. - Гундаров). Также в источниках упоминаются электронные пуски КАЗ по боевым блокам приходящим на полигон Кура. 

Государственные испытания экспериментальной установки изделие "171" завершены в сентябре 1991 г. (ист. - Гундаров). Финансирование работ прекращено в августе 1991 г. Данная разработка не противоречила Договору об ограничении ПРО 1972 г. В 2012 г. в СМИ появилась информация о возможном возобновлении работ по разработке КАЗ ШПУ МБР.

Данные по КАЗ "Мозырь" во многом носят неподтвержденный и вероятностно-предположительный характер. Многие выводы по фукционированию КАЗ сделаны путем предположений. Название "изделие 171" упоминается некоторыми поздними источниками (ист. - Гундаров).


Принципиальная схема комплекса активной защиты ШПУ МБР изделие "171" / ОКР "Мозырь" (http://militaryrussia.ru).
Автор: DIMMI Создан: 15.11.2011 00:51:28 Комментариев: 259 Читать всю статью

Каталог военной техники:



Наши партнеры:






free counters

Последние комментарии

И до модернизации... Кстати - она же наша Б-522 (в Индии - Kalvari (Vela))Весьма...
Sierra 2021-09-26 20:48
Индийская Вела после модернизации
Sierra 2019-05-04 23:17
)))) мну греет тот факт, что после ВВ, с этой лодочки никто ничем не стрелял.А ВВ, стрелял болванкой
DIMMI Wrote:... а как поименовали не известно?ну, четыре-три-пять, вернут обнозначно...
... а как поименовали не известно?
DIMMI 2014-03-22 22:55
едри меня по самые вантпуттенсы, такое творится ... ... девонька почапала в Южную...
Детальные снимки "Аль-Бадр" (в скромном разрешении, правда), что стоит в сухом доке...
Soika 2014-01-18 19:02
Может кому пригодится - Запорожье...
Sierra 2013-08-15 20:27
Since a long time forgotten at Khronstad 59.981931° 29.776283° - the Lybian Foxtrot...
rambo54 2012-03-21 16:57
Подводные силы для некоторых государств, как наркотик, или как чемодан без ручки...