| | ТРЕБУЕТСЯ ДОПОЛНЕНИЕ (данные за 1997 г.) Тяжелый бомбардировщик - последний советский серийный тяжелый бомбардировщик с поршневыми двигателями - копия американского B-29. Разработка дальнего бомбардировщика в КБ А.Н.Туполева по проекту ДВБ-202 велась в 1945-1947 годах. Но в итоге по личному указанию И.В.Сталина КБ разработало точную копию американского бомбардировщика B-29. Прототип Б-4 совершил первый полет 19 июня 1947 г. (пилот - Н.С.Рыбко). Серийное производство начато в июле 1947 г. Государственные испытания закончены в 1948 г. Поступает в части дальней авиации с 1949 г. (185-й дальнебомбардировочный авиаполк в Полтаве и 890-й дбап в г.Казань). Самолет производился на заводе №22 в г.Казань, №18 в Куйбышеве и №23 в Филях под Москвой до 1951 г. Всего выпущено ок.1000 экз. Ту-4. | | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2022 г. (в работе) Комплекс П-500 "Базальт", ракета 4К77 - SS-N-12 SANDBOX
   Противокорабельная крылатая ракета. Разработка ракеты начата по Постановлению Совмина СССР от 28 февраля 1963 г. Разработка ракеты велась в ОКБ-52 (ныне - "НПО машиностроения") группой ведущих конструкторов в составе: Даниил Герчик, Николай Клюев, Анатолий Аржанов. Ракета «Базальт» предназначалась для замены ракет П-6, первоначально создавалась ОКБ-52 под шифром П-6М ( источник) и имела приблизительно те же массо-габаритные характеристики. По аэродинамической и конструктивно-компоновочной схеме ракеты также были подобны, но ракета «Базальт» имела большую скорость полета, увеличенную дальность стрельбы и более мощную фугасно-кумулятивную боевую часть. Профиль полета - "большая высота - малая высота" с увеличением продолжительности конечного этапа и уменьшением на нём высоты полета. Основные отличия от ракет семейства П-6: - большая дальность и высокая сверхзвуковая скорость полета, позволяющие носителю находиться вне зоны обороны атакуемых кораблей; - рациональная форма траектории, позволяющая на конечном участке обходить зону ПВО атакуемого корабля; - использование в системе управления бортовой ЦВМ с решением задач управления полетом и попадания в цель в сложной помеховой обстановке; - применение, впервые на крылатых ракетах, бортовой станции активных помех, что обеспечивает неуязвимость ракеты от зенитных ракет в зоне ПВО атакуемой цели. Эскизный проект ракеты завершен в декабре 1963 г. Первый этап летно-конструкторских испытаний проходил с октября 1969 г. по октябрь 1970 г. на полигоне ВМФ в Неноксе. Проведено 6 пусков ракет без радиоаппаратуры с наземного стенда. Второй этап ЛКИ проводился с ракетами в штатной комплектации (14 пусков). В результате проведенных испытаний получены опытные данные по летным характеристикам КР, работоспособности ее систем и агрегатов, контейнера ПУ и отдельных агрегатов наземного оборудования. В 1975 г. ракетный комплекс «Базальт» принят на вооружение ПЛАРК пр.675, которые ранее были вооружены комплексом П-6. | | | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2022 г. (требуется пополнение) АН602 / изделие 602 / "Царь-бомба"
  
Термоядерная бомба с зарядом двухступенчатого типа с ядерным обжатием по типу РДС-37 сверхвысокой мощности. Предложение о создании термоядерной бомбы мощностью около 100 мегатонн в 1961 г. высказал молодой физик-теоретик Ю.А. Трутнев - бомба мощностью 100 Мт могла бы напугать зарубежных скептиков, считавших, что советские ядерщики существенно слабее американских. Идею поддержали академики А. Д. Сахаров, Ю. Б. Харитон и Я. Б. Зельдович. В феврале 1961 г. руководители КБ-11 направили в ЦК КПСС письмо «Некоторые вопросы развития ядерного оружия и способов его использования», где помимо прочего ставился вопрос о целесообразности разработки заряда мощностью 100 Мт. Решение о возобновлении испытаний ядерного оружия и о создании сверхбомбы было принято 10 июля 1961 г. на обсуждении в ЦК КПСС, когда научное руководство КБ-11 (ВНИИЭФ) доложило Н. С. Хрущеву о возможности разработки водородной бомбы мощностью 100 Мт.
Разработка бомбы велась в КБ-11 новой группой специалистов: из отпуска был вызван д.ф.м. н. Адамский В.Б., к нему подключили физика-теоретика — недавнего выпускника МИФИ Смирнова Ю.Н., а также инициаторов создания супербомбы к.ф.м. н. Трутнева Ю. А. и к.ф.м. н. Бабаева Ю.Н. Руководство разработкой взял на себя академик Сахаров А.Д. Испытания бомб (корпусов) планировалось начать 01.09.1961 г. При этом была нехватка парка ЭВМ для проведения должного количества расчетов. Пришлось задействовать все ЭВМ математического института АН СССР (математики КБ-11 работали там по ночам и в выходные дни). И только 24 октября (за 6 суток до проведения испытаний) был закончен итоговый отчет по конструкции бомбы и расчетно-теоретическому обоснованию. Но и тогда А.Д. Сахаров (уже без ЭВМ) дополнительно прорабатывал необходимые доработки.
На складах НИИ-1011 в г.Челябинск-70 были взяты 6 корпусов бомбы РН202 для зарядов Р202Э. Изготовление парашютной системы для бомб велось Московским НИИПДС. Самолет-носитель Ту-95-202 находился на аэродроме Дальней Авиации в г. Энгельсе в ожидании утилизации. Пришлось принимать срочные меры. Из категории списанных самолет возвратили в строй, заменили двигатели, провели полную ревизию силовых конструкций, электро- и радиооборудования, провели ремонтно-восстановительные работы. После проведения на нем учебно-тренировочных полетов, было выдано заключение ОКБ А.Н. Туполева о его пригодности для боевой работы.
Задача по конструированию корпуса бомбы и ее парашютной системы была значительно облегчена для КБ-11 тем, что корпус бомбы был ранее разработан НИИ-1011 (для изделия «202», см. ниже).
 Макет термоядерной бомбы АН602 в музее | | | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение) 77Я6 "Воронеж-М" 77Я6-ДМ "Воронеж-ДМ" 77Я6-ВП "Воронеж-ВП"
   
РЛС дальнего обнаружения системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН) и контроля космического пространства высокой заводской готовности (ВЗГ). Исследования возможности построения РЛС СПРН высокой заводской готовности начаты НИИДАР в конце 1970-х годов. В ходе этих работ НИИДАР на базе разработок Миннефтегаза СССР разработал, испытал и передал в серийное производство унифицированный контейнер-аппаратурный бокс, удовлетворявший требованиям заказчика и имевший ряд модификаций. Впервые создание РЛС с использованием технологии высокой заводской готовности предложено НИИДАР при разработке РЛС дальнего обнаружения "Селенга" в 1986 г.
Первая модель - РЛС метрового диапазона 77Я6 «Воронеж-М» - разработана и производится ОАО РТИ им.акад.А.Л.Минца (г.Москва), главный конструктор - В.И.Карасев, по состоянию на 2010 г. главный конструктор РЛС ВЗГ-М - В.И.Шустов, заместитель главного конструктора В.П.Савченко. Первая станция "Воронеж-М" в п.Лехтуси (Ленинградская область) начала возводиться НПП "Пирамида" (г.Санкт-Петербург) в мае 2005 г. и заступила на опытно-боевое дежурство в декабре 2006 г. РЛС СПРН полностью принята на вооружение и заступила на штатное боевое дежурство в 2009 г.
Вторая модель - станция 77Я6-ДМ «Воронеж-ДМ» разработана ОАО «НПК НИИДАР» (бывшее НИИ ДАльней Радиосвязи, г.Москва) при участии ОАО РТИ им.акад.А.Л.Минца, главный конструктор - С.Д.Сапрыкин. Головная станция дециметрового диапазона 77Я6-ДМ "Воронеж-ДМ" в Армавире запущена в работу в 2008 г. и поставлена на штатное боевое дежурство 26.02.2009 г. Успешное испытание ОАО «НПК НИИДАР» в рамках темы ОКР «Республика-П» головного изделия 77Я6-ДМ в Армавире позволило перейти к серийному производству РЛС 77Я6-ДМ. Эксплуатант - космические войска ВС России, с 1 декабря 2011 г. войска Воздушно-Космической Обороны. По состоянию на 2011-2012 г.г. серийное производство РЛС ведет Саранский телевизионный завод (http://www.mil.ru). Третья модель - 77Я6-ВП «Воронеж-ВП» - так же разработана РТИ им.акад.А.Л.Минца и является развитием РЛС 77Я6 "Воронеж-М".  РЛС СПРН 77Я6 "Воронеж-М", объект 4524, п.Лехтуси, Ленинградская область, 08.08.2009 г. (фото из архива RussianArms.Ru, http://fotki.yandex.ru). | | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение, v.2) | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2024 г. (в работе) |  | Опытная атомная подводная лодка с большой глубиной погружения. Заказ на проектирование боевой атомной глубоководной подводной лодки по теме ОКР "Гранит" получен ЛПМБ "Рубин" (ЦКБ-18) в начале 1966 г. В августе 1966 г. выдано ТТЗ на проектирование ПЛА с целью изучения условий её эксплуатации. Предполагалось использовать опыт создания и эксплуатации глубоководной ПЛА с титановым корпусом для создания серийного проекта глубоководных ПЛА. Главный конструктор - Н.А. Климов (с 1977 г. Ю.К. Кормилицин). Технический проект ПЛА утвержден в 1974 году.
ПЛА К-278 как крейсерская ПЛ включена в списки кораблей Флота 16.03.1976 г. Официальная закладка ПЛА К-278 под заводским №510 состоялась 22.04.1978 г. в цехе №42 ПО "Севмаш" (г.Северодвинск), ответственный сдатчик лодки - В.М.Чувакин, сдаточный механик - Э.П.Леонов. Вывод из цеха - 30.05.1983 г. Спуск ПЛА на воду состоялся 03.06.1983 г. С июля по август 1983 г. лодка выполнила программу швартовных испытаний. После ходовых испытаний лодка принята Флотом 28.12.1983 г. В октябре 1988 г. лодка получила имя "Комсомолец". ПЛА активно несла боевые службы - в том числе применялась для боевого охранения ПЛАРБ стратегических сил Флота.
ПЛА погибла в результате пожара в Норвежском море 07 апреля 1989 г. Находится в Норвежском море на глубине 1670 м.
 ПЛА К-278 "Космомолец" пр.685 - MIKE, 1986 г. (фото - DoD US) | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение) Комплекс 9-А-7660 "Кинжал", ракета 9-С-7760 / изделие 292
    Авиационный ракетный комплекс с аэробаллистической ракетой. Разработан, совместно КБ машиностроения (г.Коломна, ракета, комплекс) и РСК МиГ (самолет-носитель). Предположительно работы над созданием комплекса были начаты в конце 1990-х - начале 2000-х годов, когда возникла идея совмещения возможностей МиГ-31 в качестве самолета-носителя и разгонной ступени с аэробаллистической ракетой. В качестве самолета-носителя используется доработанный самолет МиГ-31БМ - МиГ-31К изделие 06 (борт 06 красный, главный конструктор - Ю.Ф. Сушков). В качестве ракеты - ракета созданная на базе баллистической ракеты 9М723 ракетного комплекса "Искандер-М". Разработка ракеты начата КБМ в рамках ОКР "292" не позже 2012 г.
По своим возможностям авиационно-ракетный комплекс предназначен для поражения важных объектов инфраструктуры - командных центров, систем ПВО и ПРО, авиационных баз и т.п. В том числе с применением ядерной боевой части. Возможно также самонаведение ракеты и применение, соответственно, по ограниченно мобильным целям типа соединений кораблей, отдельных кораблей, скоплений техники и т.п.
Опытный самолет МиГ-31К (изделие 06) совершил первый полет под управлением летчиков-испытателей М.А.Беляева и С.В.Горбунова 31 мая 2016 г. В 2021 году на вооружение поступают самолеты-носители МиГ-31И.
В выступлении Президента России 1 марта 2018 г. с презентацией ракетного комплекса "Кинжал" сообщалось, что с 1 декабря 2017 г. комплекс приступил к опытно-боевому дежурству на одном из аэродромов Южного военного округа. Предположительно, речь идет о 929-й Государственном лётно-испытательном центре Министерства обороны России, где и выполнялись съемки видео, показанного 01.03.2018 г. Весной 2018 г. начаты эксплуатационные испытания ракетного комплекса в Южном военном округе. 1 декабря 2021 г. завершено формирование второй эскадрильи самолетов-носителей комплекса и из двух эскадрилий сформирован 54-й авиаполк Дальней Авиации ВКС России (база Ахтубинск).
Западные источники сообщают, что испытания комплекса "Кинжал" должны были полностью завершиться к 2020 г. и комплекс должны были официально принять на вооружение (источник).
Информация по комплексу без указания источников носит предположительный и гипотетический характер.  Самолет-носитель МиГ-31К (борт №93) с ракетой 9-С-7760 "Кинжал" (кадр видео Министерства обороны России, опубликовано 10.03.2018 г.), | | | | | | | Боевое оснащение МБР 15А28 "Сармат"
Гипотетически вариантов боевого оснащения МБР 15А28 несколько:
1. Классическое боевое оснащение МБР с РГЧ ИН - обычные неуправляемые баллистические боевые блоки. Вероятно, разработанные при участии ВНИИЭФ - там ведутся работы по программе "Сармат-П" (2018 г.). Таких боевых блоков может быть не менее 10-14 шт. С комплексом средств преодоления ПРО.
2. Аэробаллистическое гиперзвуковое боевое оснащение (АГБО) - оценочно от 3 до 5 управляемых боевых блоков типа объект 4202 / 15Ю71 (это прогноз).
Здесь хотелось бы рассмотреть факторы, которые могут влиять на выбор мощности обычных боевых блоков т.к. возможны варианты - блоки малой мощности (150 кт), блоки средней мощности (300-500 кт) и блоки повышенной мощности (0.8-1 Мт). Рассуждения на эту тему носят, конечно, характер "капитанства" и совершено очевидны, но, видимо, это как раз и есть то, что называется в столицах "аналитика".
Выбор мощности боевых блоков для МБР "Сармат" может зависеть от целого ряда факторов: 1. Стратегическая доктрина и вопросы ядерного сдерживания, вероятно, являются основополагающими факторами выбора мощности боевого оснащения. Количество и мощность ядерного арсенала страны должно коррелировать со стратегической доктриной, которая может приоритизировать массовое сдерживание или точечные удары. В случае с Российской Федерацией речь идет скорее о массовом сдерживании, а следовательно это довод в пользу повышения мощности боевых блоков. Cюда же можно добавить и психологический эффект от наличия в арсенале МБР боеголовок мегатонного класса, которое, кстати, не запрещает развертывания ракетс боеголовками меньшего класса мощности.
2. Задачи, цели и точность наведения ББ. Конечно, это также один из определяющих факторов выбора мощности боевых блоков. В условиях снижения требований или невозможности достижения требуемых показателей по точности наведения ББ возможна компенсация повышением мощности боевых блоков для нивелирования возможных отклонений. Опять же, если целями ударов МБР "Сармат" являются точечные цели - ШПУ МБР потенциального противника, то при недостаточной точности МБР также необходимо повышение мощности ББ. Хотя, при использовании МБР в качестве средства ядерного сдерживания основными целями ракет будут скорее объекты стратегической инфраструктуры, военные базы, городские агломерации, где боеприпасы мегатонного класса также выглядят предпочтительнее с точки зрения сдерживающего фактора потенциально возможного ущерба. Ступень разведения боевых блоков и головная часть МБР 15А18М в учебном центре РВСН, 2022 г. (российское ТВ). | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2024 г. (в работе) ЛМУР / изделие 305
  
Легкая многоцелевая управляемая ракета (ЛМУР) разработки КБ машиностроения (г.Коломна). Наименование «ЛМУР» впервые появилось в источниках в 2007 г. Контракт на разработку ракеты "изделие 305" был заключен в 2012 г.
Ракета «Изделие 305» ЛМУР была изначально разработана КБМ в интересах ФСБ России для оснащения специальных вариантов вертолетов Ми-8 (Ми-8МНП-2 и другие) авиации ФСБ/ Ракета создавалась на основе длительно разрабатывавшейся для Министерства обороны России авиационной ракеты «Изделие 79», которая была заказана, видимо, в качестве аналога известной британской ракеты Brimstone.
Серийное производство ракет ЛМУР было начато для ФСБ в 2016 году, после чего ракета начала также закупаться для вертолетов армейской авиации ВКС России, и, была успешно применена ВКС с модифицированных боевых вертолетов Ми-28Н и Ка-52 в боевых действиях в Сирии. В 2020-2021 г.г. ракета ЛМУР рассматривается в качестве одного из основных видов управляемого вооружения модернизированных вертолетов Ми-28НМ и Ка-52М ВКС, и в том числе демонстрируется на форуме «Армия-2021» в составе вооружения вертолета Ка-52М. На форуме «Армия-2021» ракета выставлена под индексом «305Э», что свидетельствует о получении ею и паспорта экспортного образца.
Впервые ракета была продемонстрирована публике на военно-техническом форуме «Армия-2021» в августе 2021 г. В 2021 г. завершились Государственные испытания ракеты. В сентябре 2022 г. в СМИ появилась информация о принятии ракеты на вооружение фронтовой авиации ВКС России. Ракета широко применяется в ходе СВО.  Ракета ЛМУР / "изделие 305" на выставке "Армия-2023", август 2023 г. (фото - Интернет). | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2024 г. (в работе) Ту-95ЛАЛ / заказ 247 Ту-119 (проект)
  
Экспериментальный самолет с ядерной энергетической установкой. Постановление Совмина СССР о начале работ по созданию ядерной авиационной силовой установки (ЯСУ) вышло 12 августа 1955 г. Предполагалось, что после проведения исследовательских работ и опытных проектов через некоторое время удастся выйти на создание самолетов с ядерной силовой установкой. Работы по проектированию ЯСУ выполнялись в КБ Н. Д. Кузнецова и в КБ А. М. Люльки. Самолёты проектировались в КБ А. Н. Туполева и КБ В. М. Мясищева. Работы по авиационному реактору выполнялись в Курчатовском институте под руководством академика А. П. Александрова.
На первом этапе работ создавался наземный стенд для отработки авиационной ядерной силовой установки. 28 марта 1956 г. Постановлением Совмина СССР заданы работы по созданию летающей лаборатории на базе бомбардировщика Ту-95М в КБ А.Н.Туполева. Ставилась задача поднять в воздух ядерный реактор, обеспечить его биологическую защиту и получить соответствующие замеры и опыт летной эксплуатации. В 1958 г. наземный стенд был подготовлен и начались работы по подготовке Ту-95ЛАЛ (заказ 247) с ядерным реактором в грузоотсеке. Реактор был оснащён гидравлическими подъёмниками для удобства обслуживания. Первый пуск реактора наземного стенда был произведён на Семипалатинском полигоне в 1959 г.
Самолёт был переоборудован к 1961 г. и с мая по август 1961 г. на самолете Ту-95ЛАЛ было выполнено 34 полёта. Полеты самолета-стенда выполнялись как с "горячим", так и с "холодным" реактором. В основном, проверялась биологическая защита кабины экипажа. По результатам испытаний было принято решение о продолжении работ по теме создания самолета с ЯЭУ - было начато проектирование самолета «119» (Ту-119). ТТХ и описание в основном приводятся по самолету-лаборатории Ту-95ЛАЛ. Данные по проекту Ту-119 приводятся с указанием этого проекта.
 Самолет-летающая лаборатория Ту-95ЛАЛ, 1986 г. (фото В.Кудрявцева, "Популярная механика") | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение) Система "А", ракета В-1000 - GAFFER
   
Опытная многоканальная универсальная полигонная система ПРО. Головной разработчик - СКБ-30 (подразделение КБ-1 по вопросам ПРО, позже - НИИ радиоприборостроения - НИИРП, ныне входит в ГСКБ "Алмаз-Антей"), главный конструктор - Г.В.Кисунько. НИР по созданию опытного комплекса "А" велись с 1953-1954 г.г. Разработка прототипа РЛС слежения за баллистическими ракетами (станция РЭ в шарообразном обтекателе) начата в 1956 г. По результатам исследований 3 февраля 1956 г. Г.В.Кисунько сделал доклад по возможности создания системы ПРО в Президиуме ЦК КПСС. Эскизный проект системы ПРО "А" был готов в марте 1956 г.
Постановление ЦК КПСС и Совмина СССР №1160-596 о создании экспериментальной системы ПРО "А" и полигона для её испытаний в пустыне Бетпак-Дала (полигон Сары-Шаган) вышло 17 августа 1956 г. Постановлением предусматривалась разработка экспериментальной системы ПРО в следующей кооперации: - главный конструктор системы "А" и экспериментальной РЛС РЭ назначен Г.В.Кисунько (СКБ-30 / НИИРП); - разработка противоракеты В-1000 - главный конструктор П.Д.Грушин (ОКБ-2); - разработка проектов РЛС дальнего обнаружения поручена А.Л.Минцу и А.И.Бергу (по другим данным А.Л.Минцу и В.П.Сосульникову); - разработка РЛС вывеода противоракет - С.П.Рабинович; - разработка центральной вычислительной станции - С.А.Лебедев; - разработка системы передачи данных - Ф.П.Липсман; - разработка пусковой установки противоракеты - И.И.Иванов; Заместителем главного конструктора системы "А" по системе наведения противоракет с 1955 г. был О.В.Голубев.
| | | | | | | | | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2014 г. (стандартное пополнение) Комплекс РК-55 / 3К-12 / 9А2413 "Рельеф", ракета КС-122 / 9Б2413 - SSC-X-4 SLINGSHOT / TOMAHAWKSKI  
Крылатая ракета большой дальности / подвижный ракетный комплекс с КРБД / оперативно-стратегический ракетный комплекс. Официальное проектирование комплексов с крылатыми ракетами большой дальности воздушного и морского базирования начато в СССР по Постановлению Совмина СССР о создании крылатых ракет морского, наземного и воздушного базирования от 9 декабря 1976 г. В связи с тем, что комплекс с ракетой наземного базирования создавался по заказу ВВС СССР первоначально планировалась адаптация КР воздушного базирования разработки МКБ "Радуга". После вмешательства Д.Ф.Устинова проект был отдан ОКБ "Новатор". Основанием такого решения было то, что морская КР могла использоваться в наземном комплексе с минимальными доработками. Кроме того, часть пусков морской ракеты "Гранат" 3М-10 уже проводилась с нашемной пусковой установки.
Разработка наземного комплекса "Рельеф" с ракетой КС-122 поручена ОКБ "Новатор" (г.Свердловск) в 1983 г. с использованием опыта создания и на базе морского комплекса "Гранат" с КРБД 3М-10. Главный конструктор - Л.В.Люльев, ответственный руководитель работ по направлению от ОКБ "Новатор" и первый заместитель главного конструктора - А.Ф.Усольцев. От МАП СССР разработку курировал заместитель министра М.А.Ильин. Комплекс создавался в противовес американскому наземному комплексу с КРБД GLCM / BGM-109G Tomahawk. Решением МАП СССР устанавливался срок создания комплекса в 2 года.
Оперативно-стратегический ракетный комплекс "Рельеф" предназначался для решения оперативно-стратегических задач на континентальном театре боевых действий путем поражения административно-политических и крупных военно-промышленных центров с заранее известными координатами. Комплекс обеспечивал боевое применение в любое время суток и года, в любых метеоусловиях, в условиях гористой и труднопроходимой местности.
Разработка автономной самоходной пусковой установки (АСПУ), транспортно-заряжающей машины, машины боевого управления (МБУ) и комплекса наземного оборудования велась НПП "Старт" (КБ компрессорного машиностроения, г.Свердловск), руководитель работ - заместитель главного конструктора И.И.Воронин. Транспортная машина 9Е2413 и заряжающая машина 9Ж2413 для ракетного комплекса разработаны КБ Новокраматорского машиностроительного завода (г.Краматорск, Украина, источник). Аппаратура предстартового контроля ракет, бортовое оборудование и систему подготовки и ввода полетных заданий разрабатывало НИИ-25 / НИИ приборостроения (г.Москва, директор - Алексей Сергеевич Абрамов), ответственный руководитель по направлению - заместитель главного конструктора / директора А.Ф.Касаткин.
Внутреннее название ракеты в КБ "Новатор" - КС-122.
 Самоходная пусковая установка 9В2413 комплекса РК-55 "Рельеф" - SSC-X-4 SLINGSHOT (Soviet Military Power, 1989 г.). | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение) пр.949А "Антей" - OSCAR-II К-148 "Краснодар" К-173 "Красноярск" К-132 "Иркутск" К-119 "Воронеж" К-410 "Смоленск"
| | К-442 "Челябинск" К-456 "Тверь" К-266 "Орел" К-186 "Омск" К-141 "Курск"
| | К-150 "Томск" К-139 "Белгород" К-135 "Волгоград" К-160 "Барнаул"
| пр.949У "Атлант" - OSCAR-II+ пр.949АМ (I) пр.949АМ (II)   |   | Атомная подводная лодка с противокорабельными крылатыми ракетами (ПЛАРК). Проект разрабатывался ЛМПБ "Рубин" под руководством главного конструктора П.П.Пустынцева, главный конструктор по ракетному комплексу "Гранит" - В.Н.Челомей. В августе 1977 г. после смерти Пустынцева главным конструктором стал И.Л.Баранов. Заместитель главного конструктора - О.А.Гладков (1983 г.). Проект 949А явился развитием проекта 949 с дополнительным отсеком прочного корпуса и обновленной компоновкой. Первоначальными планами предусматривалась постройка большой серии в 20 ПЛАРК проекта 949 - с учетом двух построенных ПЛАРК пр.949, вероятно, велось строительство серии в 18 ПЛАРК пр.949.
30 декабря 1980 г. головная ПЛАРК пр.949 К-525 принята в состав ВМФ СССР, а ракетный комплекс "Гранит" принят на вооружение ВМФ СССР Постановлением Совмина СССР от 12 марта 1983 г. Головная ПЛАРК нового пр.949А - К-148 - заложена в цеху №55 ПО "Севмаш" 22 июля 1982 г. Лодка выведена из цеха и спущена на воду 3 марта 1985 г. и вошла в состав Флота 30 сентября 1986 г.
Лодки проекта во Флоте имеют неофициальное название "Батон" - за форму корпуса и внушительность размеров. | | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение) Ту-22М0 / самолет АМ / изделие 45-00 - BACKFIRE-A Ту-22М1 / изделие 45-01 - BACKFIRE-A Ту-22М2 / изделие 45-02 / Ту-26 - BACKFIRE-B Ту-22М3 / изделие 45-03 - BACKFIRE-C | | Ту-22М4 / изделие 45-04 - BACKFIRE-C mod. Ту-22М5 Ту-22МР / изделие 45-09 - BACKFIRE-D Ту-22М3М / изделие 45-03М - BACKFIRE-E | |     | | | | Средний бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла, носитель крылатых ракет. Разработан ОКБ-156 А.Н.Туполева. Главные конструкторы - изначально - Д.С.Марков, с 1992 г. - Б.Е.Леванович. По состоянию на 2013 г. главный конструктор Ту-22М3, Ту-22МР и модификаций - Александр Юрьевич Коренев ( источник). Разработка самолета "АМ" / "изделие 45" начата по Постановлению СМ СССР № 1098-378 от 28.11.1967 г. на базе проекта самолета "145" и декаларировалась как глубокая модернизация Ту-22К с установкой на самолет крыла с изменяемой геометрией. Постановлением устанавливался срок готовности самолета - ко второму кварталу 1969 г. Макетная комиссия приняла эскизный проект в октябре-ноябре 1967 г. Одновременно было принято решение строить опытную серию в десять самолетов Ту-22М0 на Казанском авиационном заводе им.С.П.Горбунова (ныне - КАПО им.С.П.Горбунова) с двумя вариантами космоновки хвостовой части саолета - без пушечной установки и с нею. Первый прототип Ту-22М / "изделие 45-00" выпущен 10 апреля 1969 г. и совершил первый полет 30 августа 1969 г. (командир экипажа - В.П.Борисов). До конца 1972 г. завершен выпуск опытных Ту-22М0. Самолеты использовались для проведения испытаний и доводки проекта. Пять самолетов Ту-22М0 поступили в Рязанский центр боевой подготовки и применения ДА СССР.
Решение о модернизации и создании самолета Ту-22М1 принято в декабре 1969 г., проектирование велось в 1970 г., а 28 июля 1971 г. совершен первый полет первого Ту-22М1 и начато производство малой серии предсерийной машины Ту-22М1 (1971 г., 9 шт., в строевые часи ВВС не поступали, как и Ту-22М0). Первый полет серийной модификации Ту-22М2 - 7 мая 1973 г. Серийное производство Ту-22М2 начато в 1972 г. Поступление в части ВВС Ту-22М2 началось в 1975 г. Официально Ту-22М2 принят на вооружение в августе 1976 г. Производство велось на Казанском авиазаводе №22 им.С.П.Горбунова. Подробней см. раздел Модификации (ниже).
Существует альтернативная версия строительства Ту-22М0 (ист. - http://aviaforum.ru) согласно которой первые два прототипа Ту-22М / "изделие 45" построены опытным производством ОКБ А.Н.Туполева - заводом №156 (ММЗ "Опыт", г.Москва). Первый Ту-22М / "изделие 45" выпущен 10 апреля 1969 г. и ныне находится в киевском музее авиации с бортовым №156 красный. Мы придерживаемся официальной точки зрения.  Ту-22М3 BACKFIRE-C, борт №11 красный (http://www.airwar.ru) | | | | | | | Каталог военной техники: Последние комментарии | Статью доработал по следам раскопок уважаемого Ланса на отваге... | | DIMMI Wrote:ну чо уж вы так... на тот момент книга была просто великолепна!)))... | | Поменял топик... | | ну чо уж вы так... на тот момент книга была просто великолепна!)))... читал запоем раза два | | Alexsw Wrote:Кстати у меня есть книга "Оружие отечественного флота 1945-2000" А... | | не откажусь! но книга Широкорада есть конечно | | исправлюсь, честное слово!... это была просто выжимка из какого-то совсем левого... | | ну да, "сотка" это СМ-52 | | Да, такое может быть... материал практически не проверялся... и статьи фактически... |
|