| | ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
Самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) / многофункциональный авиационный комплекс разведки, оповещения и управления (МАКРОУ). Разработка проекта комплекса ведется ТАНТК им. Г.М.Бериева совместно с НПО "Вега-М" в соответствии с Указом Президента России от 28 апреля 2004 г. По состоянию на 2010 г. рассматривалось два варианта самолетов-носителей оборудования комплекса - Ил-76 и Ан-124. По данным СМИ на 2011 г. головной исполнитель проекта комплекса - ОАО концерн ПВО "Алмаз-Антей" (НПО "Вега-М" по др.данным). По состоянию на 2011 г. выбор сделан в пользу модификации Ил-76 - перспективного транспортного самолета Ил-476 / "изделие 476" (Ил-76-МД-90А, первый полет ожидался в начале 2012 г. или в течение года, в 2013-2014 г.г. планируется завершить испытания). В 2011-2015 г.г. продолжается проектирование комплекса и самолета А-100. По планам до 2020 г. планируется построить 39 самолетов ДРЛОиУ А-100.
Предистория проекта А-100: в 1999 г. под давлением США Израиль отказался от участия в проекте поставки в Китай самолетов ДРЛО А-50И - самолет А-50 с неподвижными РЛС с ФАР комплекса "Phalcon" (Израиль). В 2000 г. представители ВВС Индии ознакомились с проектом А-50И и началась подготовка контракта на поставку трех аналогичных самолетов А-50ЭИ. Судя по всему в 2000 г. группой специалистов во главе с заместителем генерального конструктора ТАНТК им.Бериева А.В.Явкиным и компанией "Афрус" (руководитель - Николай Индреевич Качалов, выполнение интерьера президентских Ил-96) подготовлено техническое предложение на создание аналогичного А-50ЭИ самолета для ВВС России с российским радиотехническим комплексом с тремя большими РЛС с ФАР под обтекателем классического типа - А-100Е - экспортный вариант для поставки в Китай. На базе этого самолета и за счет китайского финансирования планировалось создание и самолета для ВВС России - А-100. С техническим предложением обратились в НПО "Вега", которое отказалось от участия в проекте ссылаясь на отсутствие ресурсов, "хотя официально выступили с уверениями, что только РТК с традиционной вращающейся антенной является оптимальным решением". Такой тип РЛС не устраивал потенциального заказчика самолета А-100Е - Китай - и ставил под вопрос, соответственно, финансирование всей программы. Техническое предложение в итоге получило поддержку МНИИП им. Тихомирова (руководитель - Юрий Иванович Белый). После проработки технического предложения 2 ЦНИИ Министерства обороны России возникло предложение по созданию в интересах воздушно-космической обороны многофункционального авиационного комплекса разведки, оповещения и управления (МАКРОУ). Подготовлен проект ТТЗ комплекса. Вероятно, в 2002 г. материалы по проекту А-100Е и проект ТТЗ представлены Игорю Климову - помощнику председателя совета директоров конценра "Алмаз-Антей" В.П.Иванова (генерал-лейтенант ФСБ). Предложено головным предприятием по созданию А-100Е и в дальнейшем А-100 сделать концерн "Алмаз-Антей". Проект утвержден в аппарате президента и принят Генеральным штабом ВС России. После цепи событий по смене руководства и собственника ТАНТК им.Бериева (им стало объединение "Иркут", а так же после изменений в концерне ПВО "Алмаз-Антей" (гибель 06.06.2003 г. Игоря Климова, которого 26.06.2003 г. на собрании акуионеров планировалось утвердить на посту генерального директора концерна) в 2003 г. подписан контракт на создание самолета А-100 с Министерством обороны России. Головным исполнителем по комплексу назначен концерн "Вега", субподрядчик - МНИИП им. Тихомирова. Создание экспортного варианта А-100Е для Китая и применение электронного сканирования (РЛС с ФАР) не предполагается (по информации начала 2000-х годов, http://www.aviaport.ru/conferences/35523/166.html).
Разработка и испытания. В 08.06.2006 г. подписан Госконтракт на создание самолета ДРЛОиУ №63017 по тактико-техническому заданию от 06.05.2006 г. с использованием в качестве самолета носителя комплекса А-100 самолета ДРЛОиУ А-50. В 2013 г. принято новое ТТЗ на ОКР "Премьер-476" выполняемую по Госконтракту №Н/4/2-13-ДОГОЗ от 09.12.2013 г. со сроком завершения в ноябре 2013 г. Контракт выполняется концерном радиостроения "Вега" в партнёрстве с Таганрогским авиационным научно-техническим комплексом им. Г.М. Бериева.
 Самолет ДРЛОиУ А-100 "Премьер", ТАНТК им.Бериева, г.Таганрог, 2019 г. (https://russianplanes.net/id263056) | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение) пр.1123 "Кондор" - MOSKVA "Москва" "Ленинград" пр.1123М / 11233 "Киев" (не построен) |   | Противолодочный крейсер - вертолетоносец. Разработка проекта корабля явилась продолжением ряда НИР проведенных при создании сторожевого противолодочного корабля пр.61 и явилась развитием идеи привлечения к ПЛО вертолетов группового корабельного базирования. В августе 1958 г. ЦКБ-17 Госкомитета по судостроению (позже переименовано в Невское ПКБ) представило техническое предложение по созданию вертолетоносцев ПЛО дальней зоны на базе законсервированных корпусов крейсеров пр.68бис строительство которых на четырех заводах было заморожено. Ранее ЦКБ-17 так же представило предварительные соображения по созданию малого корабля ПЛО-вертолетоносца. На основании этих предложений проектирование вертолетоносца ПЛО было поручено ЦКБ-17 по постановлению СМ СССР №1324-139 (639 по др.данным) от 03.12.1958 г. Постановлением СМ СССР № 1429-636 утверждалось проектирование корабля ПЛО по пр.1123, строительство корабля было включено в план судостроения на 1960-1965 г.г. Прияние корабля на вооружение планировалось на 1964 г. Согласно требованию Главного штаба ВМФ основное назначение корабля — это поиск и уничтожение быстроходных ПЛ-ракетоносцев в дальних зонах ПЛО в составе группы кораблей во взаимодействии с авиацией ПЛО. Для разработки общего технического задания ЦНИИ ВК ВМФ в 1958 г. выполнило разработку ИТ-22 по обоснованию концепции корабля дальней зоны ПЛО. Общее техническое задание (ОТЗ) ВМФ на проектирование вертолетоносца ПЛО (утверждено 31.01.1959 г. Главкомом ВМФ С.Г.Горшковым) выдвигало требование обеспечения непрерывного круглосуточного поиска ПЛ не менее, чем двумя вертолетами, что было невозможно при базировании на корабле малого числа вертолетов (1-2-3 шт). Проект технического задания по ОТЗ предусматривал создание вертолетоносца ПЛО водоизмещением 4500 т, развивающего скорость до 35 уз, несущего 8 вертолетов Ка-25.  Противолодочный крейсер "Ленинград" пр.1123, 1990 г. (фото DoD USA, http://www.dodmedia.osd.mil)
| | | | | | | ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
МиГ-25П - FOXBAT-A МиГ-25ПУ FOXBAT-C МиГ-25ПД - FOXBAT-E    
Истребитель-перехватчик комплекса перехвата МиГ-25-40 / С-155, разведчик, ударный самолет. Поисковые концептуальные работы велись ОКБ-155 (МиГ) и ЦАГИ в 1958-1960 г.г. под руководством Я.И.Селецкого (вероятно, Е-155 вариант компоновки 1958-1960 г.г - см.ниже). Решение о создании самолета и комплекса перехвата С-155 принято в 1960 г. На этапе предэскизного проектирования рассматривались три варианта однокилевого самолета с треугольным крылом - перехватчик (Е-155П), разведчик (Е-155Р) и носитель ударных ракет (Е-155Н). Проработка создания прототипа МиГ-25 в классическом виде (двухкилевой самолет с трапецевидным крылом) в вариантах разведчика и перехватчика Е-155 начата ОКБ-155 Микояна и Гуревича (позже - ММЗ "Зенит") по Приказу ГКАТ от 10 марта 1961 г., который вышел на основании Постановления Совмина СССР от 05 февраля 1961 г. (17 февраля 1961 г. по др.данным). Главный конструктор - М.И.Гуревич, позже - Н.З.Матюк, с 1976 г. работы над самолетом курировал заместитель главного конструктора Л.Г.Шенгелая. ТТЗ ставилась задача создания самолета с крейсерской скоростью 2,5-3,0М.
МиГ-25ПД, борт №62 синий (фото из архива Sierra, форум сайта). | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2010 г. (в работе) Комплекс СА-75 "Двина", ракеты В-750 (1Д) и В-750В (13Д) - SA-2 GUIDELINE mod.1 Комплекс С-75 "Десна", ракеты В-750ВН (13Д) - SA-2 GUIDELINE mod.2 Комплекс С-75М "Волхов", ракеты В-755 (20 Д / 20 ДП) - SA-2 GUIDELINE mod.3 Комплекс С-75М2, ракеты 20Д - SA-2 GUIDELINE mod.4 Комплекс С-75М3, ракеты 5Я23 - SA-2 GUIDELINE mod.4 Комплекс "Волга" (экспортное исполнение)
 
Зенитный ракетный комплекс Создан с использованием задела по С-25 в СКБ-31 (подразделение КБ-1 по вопросам ПВО) под руководством А.А.Расплетина и Б.В.Бункина по постановлению правительства СССР №2838-1201 от 20 ноября 1953 г. о разработке и строительстве подвижной системы зенитного ракетного оружия. Ракета разработана ОКБ-2 (ныне - МКБ "Факел"), главный конструктор - П.Д.Грушин. Испытания комплекса начаты в 1955 г. на опытном полигонном экземпляре ЗРК. В середине 1956 г. начаты испытания экспериментального образца передвижной станции наведения ракет. Комплекс СА-75 "Двина" принят на вооружение войск ПВО в 1957 г. (первое место базирования под г.Брест).  Полигонная ПУ с ракетой 1Д комплекса СА-75 / SA-2 GUIDELINE (фото МКБ "Факел", http://pvo.guns.ru). | | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
Ил-476 / изделие 476 / Ил-76МД-90А    Транспортный самолет. Глубокая модернизация транспортного самолета Ил-76МД - Ил-76МД-90А - разработана КБ им С.В.Ильюшина совместно с КБ авиационного завода "Авиастар" (г.Ульяновск). По неподтвержденным данным предварительная проработка проекта модернизации велась еще в конце 1980-начале 1990-х годов. Решение о переводе производства Ил-76 из ташкента (Узбекистан) в Россию на авиазавод "Авиастар" в Ульяновск принято в 2006 г. (источник). Разработка самолета Ил-76МД-90А вцелом завершена к весне 2009 г. В течение 2009 г. планировалось заключить контракт на производство серии в 6 самолетов Ил-476 для Индии. В течение 2010 г. предполагалось построить образец самолета для ресурсных испытаний в ЦАГИ, а в 2011 г. начать серийное производство Ил-476.
Строительство первого летного экземпляра "01-02" начато во второй половине 2009 г. В ноябре 2009 г. заключен контракт между ОАО "ОАК-ТС" и Министерством промышленности России на "выполнение работ по модернизированной версии изделия 476". Испытания самолета планировалось начать в 2012 г. В первой половине 2010 г. СМИ сообщали о планах по завершению строительства опытного образца самолета к июлю 2011 г., а экземпляра для статиспытаний - в октябре 2011 г. По состоянию на апрель 2011 г. все силы были брошены на строительство летного образца "01-02" - первый полет самолета был перенесен на начало 2012 г., но неофициальные источники на авиазаводе "Авиастар" называли более реалистичный срок - октябрь-ноябрь 2012 г.
В 2011 г., как и планировалось ранее, было завершено строительство самолета "01-01" для ресурсных статических испытаний и самолет был передан в ЦАГИ в начале октября 2011 г. Испытания образца для статических испытаний были перенесены на 2012 г. и их завершение планировалось на весну 2012 г.
Строительство первого летного самолета "01-02" завершено в декабре 2011 г. - выкатка состоялась 15.12.2011 г. Первый полет самолета 01-02 ожидался в апреле 2012 г. 5 июля 2012 г. состоялась повторная выкатка Ил-476 (№01-02) - самолет переведен на летно-испытательную станцию завода. Теперь первый полет самолета ждали в августе-сентябре 2012 г. По состоянию на 1 августа 2012 г. самолет вновь находится в сборочном цехе завода. К 23 августа 2012 г. была завершена отладка систем самолета, самолет был вновь перемещен на летно-испытательную станцию завода "Авиастар".
Наименование "Ил-476" не является официальным.
 Ил-76МД-90А в окраске ВВС прилетел в Раменское, 30.01.2013 г. (фото - Алексей Михеев, http://www.take-off.ru). | | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
Ракета 9М730 "Буревестник" - SSC-X-9 SKYFALL / KY-30
   Стратегическая крылатая ракета с ядерной энергетической установкой / крылатая ракета с неограниченной дальностью действия. Головным разработчиком комплекса с ракетой предположительно является концерн "Росатом". Разработка ракеты предположительно ведется одним из ракетных КБ: ОКБ "Новатор" (г.Екатеринбург), НПО машиностроения (г.Реутов) или МКБ "Радуга" (г.Дубна).
"В конце 2017 г. на Центральном полигоне Российской федерации состоялся успешный пуск ракеты с ЯЭУ. В ходе полета ЭУ вышла за данную мощность и обеспечила необходимый уровень тяги. Проведенные летные испытания вкупе с наземными испытаниями позволяют перейти к созданию стратегического комплекса ЯО с ракетой с ЯЭУ" (ист. - В.В.Путин, 01.03.2018 г.). Известно, что обеспечение испытаний осуществлялось самолетами наблюдения ЛИИ им.Громова (источник).
22 марта 2018 года крылатая ракета получила наименование «Буревестник» по результатам открытого голосования на сайте Министерства обороны России.
Все сведения указанные в настоящей статье носят предположительный и гипотетический характер и основаны на выводах автора, если не указан источник информации. Индекс "9М730" взят из СМИ (источник). Тем не менее, вплоне вероятно, что индекс "9М730" не имеет отношения к данному изделию, а относится к семейству крылатых ракет для комплекса "Искандер-М" - т.к. в 2015 году в годовом отчете ГосНИИП (Государственный научно-исследовательский институт приборостроения) за 2014 г. говорилось о «завершении государственных испытаний ракет 9М728, 9М729 и их усовершенствованного варианта», которым может оказаться изделие 9М730.
 Пуск крылатой ракеты 9М730 с ЯЭУ из полигонной пусковой установки. Полигон в Паньково, Новая земля, конец 2017 г. (видео впервые показано 01.03.2018 г., http://mil.ru). | | | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение) РПК-6 "Водопад", ракеты 83Р, 84Р - SS-N-16 STALLION РПК-6М "Водопад-НК", ракеты 83РН, 84РН - SS-N-16 STALLION
  
Ракетный противолодочный комплекс. Создание комплекса начато ОКБ-9 (МКБ "Новатор") по Постановлению СМ СССР, которые было принято в декабре 1969 г. Главный конструктор - Л.В.Люльев, ведущий конструктор - Николай Кострулин. Комплекс предназначался для оснащения перспективных ПЛА 3-го поколения и ракеты комплекса должны были применяться с двумя типами боевых частей - специальной ядерной и с самонаводящейся торпедой разработки НПО "Уран". Постановлением Совмина СССР №302-116 "О развитии работ по созданию подводного оружия" от 4 мая 1976 г. оговаривались сроки завершения разработки комплекса и принятия его на вооружение.
Для испытаний комплекса из ПЛ пр.633 переоборудованы опытовые ПЛ пр.633РВ С-49 (1973 г.) и С-11 (1982 г.) - лодки переоборудованы по типу пр.613РВ. На опытовых ПЛ пр.633РВ проведены заводские, летно-конструкторские и государственные испытания ракет.
Комплекс принят на вооружение в 1981 г. Комплекс "Водопад" применяется из торпедных аппаратов подводных лодок, модификация комплекса РПК-6М "Водопад-НК" применяется из торпедных аппаратов - пусковых установок надводных кораблей.
| | | | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение) Комплекс П-1200 (?) "Болид", ракета 3М15
 
Противокорабельный ракетный комплекс со сверхзвуковой крылатой ракетой / крылатой ракетой для стрельбы по хорошо защищенным целям с известными координатами. Разработка комплекса велась НПО "Машиностроения" (ОКБ-52) В.Н.Челомея (с 1984 г. генеральный конструктор - Г.А.Ефремов) по Постановлению СМ СССР от 25.12.1984 г. Комплекс создавался на базе и с использованием опыта создания комплекса П-50 / П-700 "Гранит". По состоянию на 1989 г. разработка проекта комплекса, вероятно, была завершена.
9 июля 1990 г. принято решение о проведении совместных испытаний ракет комплекса "Болид" и ПЛАРК К-525 "Архангельск" пр.949 в 1993 г. В 1991 г. НПП "Мотор" изготовлен и испытан первый образец двигателя для ракеты 3М15. В 1990-е годы работы по ракете 3М15 в НПО машиностроения прекращены (источник).
Отрывочная информация о продолжении разработки комплекса и, возможно, даже испытаниях поступала в 1990-е и в начале 2000-х годов. По состоянию на 2005 г. разработка комплекса не была закрыта. Другой информации по судьбе комплекса нет.
Наименование "П-1200" может быть ошибочным либо может быть фальсификацией. | | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2023 г. (требуется пополнение)
Перспективная дальняя крылатая ракета Х-БД (проект)
  Проект перспективной дальней крылатой ракеты. Разработка крылатой ракеты ведется ГосМКБ "Радуга" по состоянию на 2016 г. 23.02.2017 г. научный руководитель ГосНИИАС Евгений Федоров заявил в интервью, что в проект модернизированного самолета Ту-160М (Ту-160М2) заложена перспективная крылатая ракета большой дальности. Вероятно, по состоянию на 2017 г. ведутся работы по формированию требований и определению облика новой ракеты. Дальность полета новой ракеты будет значительно превышать 3000 км - дальность полета Х-101 (источник).
По словам Федосова: "Сегодня обозначилась концепция: не вводить самолеты дальней авиации в зону ПВО противника. Он (самолет-носитель) должен работать вне этой зоны, а оружие входит в зону. Если такой самолет несет много оружия, то опять начинает работать принцип информационной деградации у ПВО противника. Не входя в зону ПВО противника, а пуская туда ракету, мы диктуем направление удара, момент и плотность. И если вы хорошо разведаем ПВО противника, то мы всегда найдем узкое место и бросим в это горло группировку. Если речь идет о стратегическом ядерном ударе, то, по крайней мере, одна ракета пройдет всегда. И этого будет достаточно» (источник).
16.09.2023 г. при показе самолетов ВКС России лидеру КНДР Ким Чен Ыну был продемонстрирован самолет Ту-160 "Владимир Судец" с ракетами - с комментарии было заявлено: "Две кассеты по шесть ракет. Несёт ракету Х-БД с дальностью более 6,5 тысяч километров". Из чего можно сделать вывод о принятии ракеты Х-БД на вооружение ДА ВКС России по состоянию на сентябрь 2023 г.
 Ракеты под носителем Ту-160 "Владимир Судец" показанные 16.09.2023 г. (фото - РИА Новости) | | | | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение) Комплекс 15П159 "Курьер", ракета 15Ж59 - SS-X-26
   
Мобильная малогабаритная межконтинентальная ракета / подвижный грунтовый ракетный комплекс (ПГРК). Разработка комплекса и ракеты велась Московским Институтом Теплотехники под руководством А.Д.Надирадзе, с 1987 г. главный конструктор - Б.Н.Лагутин. Разработка комплекса начата по инициативе командующего РВСН В.Ф.Толубко в ответ на разработку в США МБР MGM-134 "Midgetman" по Постановлению ЦК КПСС и Совмина СССР от 21 июля 1983 г. № 696-213. Эскизный проект МБР (название на ранней стадии проектирования - "Темп-СМ") завершен в 1984 г. Разработка эскизного проекта по теме "Темп-СМ" велась 11-м отделением МИТа, начальник - Н.В.Карягин. На стадии ОКР за комплекс отвечало отделение №6 МИТа (А.К.Виноградов, позже - Л.С.Соломонов), за ракету - отделение №1 МИТ (В.И.Гоголев, позже - Ю.В.Соломонов). Производство ракет опытной партии для испытаний велось на Воткинском машиностроительном заводе. Там же планировалось развернуть и серийное производство ракеты. Пробная пусковая установка 15У160 на шасси МАЗ-7909 проходила испытания с макетными прототипами ракет на полигоне Капустин Яр в 1989-1990 г.г. В период с марта 1989 г. по май 1991 г. на полигоне Плесецк в ходе отработки стартовой автоматики и самоходной ПУ выполнено 4 бросковых пуска макетов ракеты (ИРС - испытательный ракетный снаряд) по упрощенной циклограмме с облегченным двигателем первой ступени.
К 1991 г. разработан окончательный 5-осный вариант СПУ 15У160М комплекса, начато изготовление опытных образцов СПУ на закоде "Баррикады" (г.Волгоград). К летным испытаниям ракеты планировалось приступить летом 1992 г., но в связи с прекращением в США разработки МБР "Миджитмен" 5 октября 1991 г. М.С.Горбачев заявил о прекращении разработки комплекса "Курьер". 
 Самоходная пусковая установка 15У160М ракетного комплекса 15П159 "Курьер" в музейной экспозиции полигона Капустин Яр, 2021 г. (фото - пользователь "Случайный" форума http://militaryrussia.ru/) | | | | | | | Первопубликация - 2009 год на http://gorod.tomsk.ru
Самолет-шпион U-2 над Томском - операция Birch Woods
21 августа 1957 г. в небе над Томском прошел разведывательный полет американского самолета-шпиона U-2, который поставил точку в операции американской разведки по вскрытию отечественной атомной промышленности за Уралом. Странно, но я не смог обнаружить освещения этой интересной страницы истории противостояния двух ядерных держав в отечественных источниках. Приоткрыть завесу тайны нам помог сайт ЦРУ...

В рамках программы ЦРУ США по открытию документов имеющих историческое значение в 1996 г. был опубликован отчет бывшего сотрудника ЦРУ Генри Левенгаупта о подготовке и проведении операции "Березовые леса" по вскрытию с помощью самолетов-шпионов объектов и масштабов советской ядерной программы в Сибири и в Северо-восточном Казахстане. По решению директора ЦРУ Аллена Даллеса в 1957 г. проводилась беспрецедентная операция по проведению секретных полетов самолетов-разведчиков U-2 на Семипалатинск (ядерный полигон), Красноярск и Томск (заводы атомной программы) с целью выяснения точного местоположения объектов атомной промышленности, понимания масштабов производства и степени готовности. Особый приоритет был отдан секретному атомному городу, который уже тогда был известен на Западе как "Почтовый ящик" рядом с Томском. Сейчас мы знаем, что когда-то город-спутник Томска Северск назывался и "Пятый почтовый" (ящик) и "Томск-7". Были и другие названия.
 Самолет-разведчик Lockheed U-2 | | | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение) пр.11435 - KREML / KUZNETSOV "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов" |   
| Тяжелый авианесущий крейсер пр.11435. Проектирование пр.11435 начато Невским ПКБ (г.Ленинград) на основании НИР "Ордер" (см.ниже) и с использованием задела по НИР авианосца пр.1160 (см.ниже) в 1978 г. Первый вариант проекта - аванпроект "усовершенствованый пр.1143" (см. ниже). Разработка технического предложения завершена в апреле 1978 г. Было рассмотрено пять вариантов корабля по вооружению, энергетическим установкам и был предложен минимально отличающийся от пр.1143 вариант (аванпроект "усовершенствованый пр.1143" - вариант 2 - см.ниже ).  Авианесущий крейсер пр.11435 "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов" на циркуляции, 02.08.2012 г. (фото - И.Руденко, МО РФ) | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2022 г. (стандартное пополнение) |  | Исследовательская атомная подводная лодка / атомная подводная лодка специального назначения (ПЛАСН). Лодка-носитель разработана на базе ПЛАРК пр.949А ЦКБ МТ "Рубин" по заказу ГУГИ Министерства обороны России. Подводная лодка-носитель спасательных глубоководных обитаемых и автономных необитаемых подводных аппаратов предназначена для проведения разноплановых научных исследований в удаленных районах океана, участия в поисково-спасательных операциях. Так же ПЛА будет обеспечивать как установку различного подводного оборудования так и его инспекцию, участвовать в испытаниях новых образцов научно-исследовательской аппаратуры, вести мониторинг подводных транспортных магистралей.
Государственный контракт №748/31/664ПМ-2009/27-09 от 19.05.2009 г. на выполнение ОКР "Перемонтировка" заключен между ЦКБ МТ "Рубин" и Министерством обороны России (ист. - ЦКБ МТ "Рубин", годовой отчет за 2012 г.). Впервые информация о планах по переоборудованию ПЛА "Белгород" (заказ №664 / 91664) в лодку-носитель подводных аппаратов опубликована в 2010 г. (источник). Еще в феврале 2012 г. тогдашний Главком ВМФ России Владимир Высоцкий заявлял о планах использования в качестве лодки специального назначения недостроенной ПЛАРК "Белгород". 25 апреля 2012 г. между ПО "Севмаш" и ЦКБ МТ "Рубин" подписан Договор № 89/08118 на разработку конструкторской документации заказа проекта 09852 в объеме перечня рабочей конструкторской документации задела зав.№664 пр.949А. Государственный контракт №66-12 на выполнение ОКР по ПЛАСН пр.09852 зав. № 664 заключен 11.09.2012 г. между Минобороны России и ОАО «ЦКБ МТ «Рубин». Договор 4967/8312/147-12 49367/8312 на выполнение СЧ ОКР по теме «строительство ПЛАСН», шифр "СМП-ПН", проекта 09852, зав. № 664 подписан между ОАО «ЦКБ МТ «Рубин» и ОАО «Севмаш» 11.09.2012 г. (источник).
20 декабря 2012 г. в цехе №55 ПО "Севмаш" (г.Северодвинск) по пр.09852 была перезаложена недостроенная ПЛАРК К-329 "Белгород" пр.949АМ (заводской №664, 85% готовности). По состоянию на середину 2015 г. работы по переоборудованию ПЛА продолжаются и готовность лодки прогнозируется не ранее 2016-2017 г.г. Модернизация ПЛАСН заметно затянулась и только 23.04.2019 г. лодка была выведена из цеха ПО "Севмаш" и позже спущена на воду для достройки на плаву. Далее, 25.06.2021 г. ПЛАСН впервые вышла на заводские ходовые испытания, передача Флоту планируется на конец 2021 г., но в итоге ПЛАСН без испытаний предполагаемого основного комплекса вооружений с беспилотными атомными подводными аппаратами "Посейдон" передана Флоту 8 июля 2022 г.
Примечание: информации об официальном именовании лодки как КС-329 ("крейсерская специальная") или БС-329 ("большая специальная") пока не было - наименование носит предположительный характер.
ПЛАСН БС-329 "Белгород" пр.09852 предположительно в Белом море в октябре 2022 г. (фото из архива KURYER) | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2015 г. (стандартное пополнение) пр.22010 "Крюйс" "Янтарь" |
| Океанографическое исследовательское судно. Проект разработан ЦМКБ "Алмаз" (г.Санкт-Петербург), главный конструктор направления морских судов обеспечения и кораблей спецназначения ЦМКБ "Алмаз" - Александр Форст. Строительство корабля ведется ПСЗ "Янтарь" в Калининграде. Контракт на строительство кораблей пр.22010 "Янтарь" и пр.11982 "Селигер" на сумму 7 млрд рублей был подписан между ГУГИ Министерства обороны России и ПСЗ "Янтарь" 16 февраля 2009 г. Судно "Янтарь" заложено 8 июля 2010 г., в день 65-летия завода"Янтарь", и названо его именем. Из эллинга цеха № 178 корпус судна выведен 31 мая 2012 г. 5 декабря 2012 г. судно спущено на воду. По состоянию на декабрь 2012 г. планируется к концу 2013 г. завершить большую часть Государственных испытаний судна. Научно-исследовательские комплексы будут испытываться в течение 2013-2014 г.г. В состав ВМФ корабль войдет в 2014 г. По опыту эксплуатации головного корабля будет принято решение о строительстве второго однотипного судна для Тихоокеанского флота.
Швартовные испытания судна начаты 19 июня 2014 г. (источник). 23 мая 2015 г. судно передано ВМФ России (источник).
Основная задача судна - поиск на дне затонувших предметов, исследование морского дна.
 Океанографическое судно "Янтарь" после начала швартовных испытаний, 19 июня 2014 г. (фото - Е.Зыкин, "Вперед!" №11 / 2014 г.). | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2013 г. (стандартное пополнение) пр.11982 "Селигер" "Ладога" |
| Опытовое судно. Заказчик - ГУГИ Министерства обороны России. Проект разработан ЦМКБ "Алмаз" (г.Санкт-Петербург). Строительство корабля ведется ПСЗ "Янтарь" в Калининграде. Контракт на строительство кораблей пр.22010 "Янтарь" и пр.11982 "Селигер" на сумму 7 млрд рублей был подписан между ГУГИ Министерства обороны России и ПСЗ "Янтарь" 16 февраля 2009 г.
Головной корабль пр.11982 "Селигер" заложен на стапеле "Буревестник" завода 08.07.2009 г., спуск на воду осуществлен 29 июля 2011 г. При спуске сдача опытового судна ВМФ планировалась до конца 2011 г. Но швартовые испытания корабля начались лишь 13 февраля 2012 г. и продолжались до конца марта. В середине апреля 2012 г. начаты ходовые испытания корабля, основной этап которых завершен 31 мая 2012 г. В июне 2012 г. планировался переход на Черное море для испытаний специального оборудования. В итоге, в августе 2012 г. корабль прибыл в Новороссийск, но не смог приступить к испытаниям по причине неустойчивой погоды. Наконец, 8 сентября 2012 г. в Новороссийске на Черном море состоялся первый выход корабля в море, а 17 ноября 2012 г. начат морской этап Государственных испытаний. Морской этап государственных испытаний корабля завершен 27 ноября 2012 г. и начата вторая часть Государственных испытаний - ревизия корабля. Она проводится в Новороссийске и продлится ревизия две недели. В середине декабря ожидается контрольный выход корабля в море по результатам которого планируется подписать Акт о приемке корабля Флотом. Весной 2012 г. передачу корабля ВМФ планировалось осуществить осенью 2012 г. К 15 декабря 2012 г. названа дата планируемой передачи корабля ВМФ России - 25 декабря 2012 г. Наконец, 25.12.2012 г. в г.Темрюк подписан Акт о приемке корабля Черноморским флотом ВМФ России и на корабле поднят Андреевский флаг.
Опытовое судно предназначено для проведения испытаний специальных технических средств, вооружения и военной техники, участия в поисково-спасательных работах, проведения научно-исследовательских и океанографических работ. В частности на корабле планируются испытания и использоваие глубоководных аппаратов, обитаемых и необитаемых. Согласно СМИ корабль планируется использовать в закрытых морях.
| | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение) НИР "Универсал", комплекс 15П065, ракета РТ-2ПМ2, 15Ж55 / 15Ж65 - SS-Х-27 SICKLE-B
  
Проект универсальной межконтинентальной баллистической ракеты (МБР для шахтного и мобильного базирования) разработки КБ "Южное" (Днепропетровск, генеральный конструктор - В.Ф.Уткин) и Московского Института Теплотехники (МИТ, главные конструкторы - Борис Николаевич Лагутин и Юрий Семенович Соломонов, в разные годы, источник). Разработка шахтного варианта МБР начата в 1984 г. (ист. - Морозов).
Постановлением Совмина СССР №173-45 от 9 февраля 1987 г. предписывалось начало одновременно в НПО машиностроения (г.Реутов, проект "Альбатрос"), в КБ "Южное" (г.Днепропетровск) и в Московском Институте Теплотехники работ по разработке перспективных МБР с возможностью преодоления многоэшелонной системы ПРО предполагаемого противника с универсальным базированием - с вариантами пуска из ШПУ и в виде ПГРК (ист. - Стратегические ракетные, источник).
Для соответствия требованиям договора СНВ-1 и в качестве условной модернизации МБР РТ-2ПМ по НИР "Универсал" в КБ "Южное" разрабатывалась твердотопливная МБР с моноблочным боевым оснащением в вариантах ПГРК и ШПУ. В то же время в МИТе велись работы по НИР "Тополь-М" - разработка МБР на смену МБР "Тополь" с двумя видами базирования - ПГРК и ШПУ. В августе 1988 г. Ю.С.Соломонов (МИТ) провел переговоры с КБ "Южное" в результате которых к концу 1988 г. два КБ совместно разработали техническое предложение по единой ракете в рамках НИР "Универсал" (ист. - Стратегические ракетные).
Совместная полномасштабная разработка ракеты РТ-2ПМ2 по теме НИР "Универсал" была начата МИТ и КБ "Южное" по решению ВПК при Совмине СССР №323 от 09.09.1989 г. и по приказу Министра общего машиностроения СССР №222 от 22.09.1989 г. Проектирование планировалось закончить к концу 1991 г. в двух вариантах: 1) ракета с платформой разведения неуправляемых боевых блоков с РДТТ и без комплекса средств преодоления (КСП) ПРО - разработчик МИТ (мобильный ракетный комплекс, ПГРК) 2) ракета с платформой разведения боевых блоков с монотопливным жидкостным ракетным двигателем и с КСП ПРО - разработчик - КБ "Южное" (г.Днепропетровск, шахтный ракетный комплекс 15П065 с ракетой 8Ж65 / 15Ж65). В силу ряда причин производственного характера ракеты отличались конструкцией ТПК и потому имели некоторые отличия и получили разные индексы - 15Ж55 для ПГРК и 15Ж65 для ШПУ (ист. - Стратегические ракетные).
Разработку 1-й ступени, варианта платформы разведения ББ н монотопливе и головного обтекателя ракеты вело КБ "Южное", разработку 2-й и 3-й ступени, приборного отсека, своего варианта платформы разведения ББ и неуправляемого боевого блока вел МИТ. Двигатель для 1-й ступени так же разрабатывался КБ "Южное" (ист. - Ракеты и космические аппараты, Стратегические ракетные). 29 декабря 1989 г. успешно защищен совместный эскизный проект ракеты и шахтного варианта ракетного комплекса (ист. - Уткин). Начата разработка конструкторской документации. В первой половине 1990 г. выпущен эскизный проект ПГРК (ист. - Стратегические ракетные).
Ракета 15Ж65 "Универсал" и ТПК с ракетой в шахтной пусковой установке (Ракеты и космические аппараты конструкторского бюро "Южное". г.Днепропетровск, ГКБ "Южное", 2000 г.) | | | | | | | Каталог военной техники: Последние комментарии | Я так понимаю, народ нашел кое какие вещи.... Фото отличныеhttps://zen.yandex.ru... | | Свежего от W-models | | Интернет приносит нам разное, вчера еще засекреченное. | | В частности англичане рассмотрели вопрос и реализовали его в своих АПЛ снижением... | | Американская тема Антилопа - противодействие нашей А-35 | | Есть возможность. Сегодня-завтра как раз буду чуток пополнять - из книги "Грушин" | | DIMMI Wrote:Гонишь ты Паша много... чистить за тобой зае....шьсяЯ сорри, если вклиниваюсь... | | А зачем чистить - от меня инфы вагоны - нехай народ обрабатывает... Я только наколку даю... :lol: :beer: | | Гонишь ты Паша много... чистить за тобой зае....шься | | А вот тут ты Димыч и ошибаешься -Таллин (русский) - это ПРО Балтики... С амеровской... |
|