MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.) | Статьи

О сайте MilitaryRussia.Ru

MilitaryRussia в сети Интернет: LiveJournal   Twitter  Youtube  Blogspot

Интернет-проект MilitaryRussia.ru является независимым научно-популярным исследовательским ресурсом посвященным новейшей истории советской и российской военной техники. Сайт не претендует на 100% достоверность информации и не может обеспечить максимально детальное представление всех возможных типов техники т.к. работа над сайтом ведется в свободное время и бесплатно. Тем не менее, мне кажется, что некоторые разделы сайта являются одними из наиболее информативных в числе открытых и не секретных источников информации об отечественной военной технике. Использование информации сайта СМИ и другими ресурсами безусловно разрешено с указанием ссылки на источник информации - сайт http://militaryrussia.ru с активным линком. На форуме сайта в соответствующих разделах можно задать вопросы и пообщаться с другими читателями.

Internet site MilitaryRussia.ru is an independent scientific and popular research resources devoted to the recent history of the Soviet and Russian weapon systems. The site does not claim to 100% of the information accuracy and can not ensure maximum detailed representation of all the possible types of systems because I work on the site in my free time and free of charge. Nevertheless, it seems to me that some sections of the site are among the most informative among the open and not secret sources of information about soviet and russian weapon. Use of site information to Media and other resources is certainly allowed with reference to the source of information - site http://militaryrussia.ru with an active link. On the site forum in the relevant sections you can ask questions and chat with other readers.

Корнев Дмитрий / Kornev Dmitry (автор проекта MilitaryRussia.ru)
Автор: DIMMI Создан: 03.01.2018 20:47:19 Комментариев: 0 Читать всю статью

Агрегаты комплекса Сармат

ДАННЫЕ НА 2021 г. (стандартное пополнение)
15Т526 - транспортно-загрузочный агрегат (ТЗА)
15Т528 - транспортно-установочный агрегат переходника (ТУАП)
15Т554 - герметичный контейнер для длительного хранения и транспортировки специальных грузов
15Т555 - изотермический транспортировочно-стыковочный агрегат (ТСА)


В состав наземного оборудования ракетного комплекса 15П228 "Сармат" входят агрегаты нескольких типов:

15Т526 - транспортно-загрузочный агрегат (ТЗА) - предназначен для установки в шахтную пусковую установку ракеты 15А28 комплекса "Сармат"
15Т528 - транспортно-установочный агрегат переходника (ТУАП) - предназначен для установки ступени разведения ("переходника") на ракету в шахтной пусковой установке комплекса "Сармат"
15Т554 - герметичный контейнер для длительного хранения и транспортировки специальных грузов - предположительно, для верхних ступеней и головных частей МБР 15А28 в сборе
15Т555 - изотермический транспортировочно-стыковочный агрегат (ТСА) - предназначен для сборки и транспортировки боевой ступени или полезной нарузки МБР.

Агрегаты разработаны КБ "Мотор" ЦЭНКИ ГК "Роскосмос" в 2010-е годы.

Агрегаты впервые продемонстрированы публично:
15Т526 - в 2017 году в видео об испытаниях ГК "Роскосмос" (видео) и на выставке АРМИЯ-2017 (август 2017 г.)
15Т528 - выставка АРМИЯ-2017 (август 2017 г.)
15Т554 - выставка АРМИЯ-2019 (август 2019 г.)
15Т555 - выставка АРМИЯ-2018 (август 2018 г.)


Транспортно-загрузочный агрегат 15Т526 (источник).
Автор: DIMMI Создан: 27.02.2021 09:01:06 Комментариев: 1 Читать всю статью

РС-28 Сармат / 15П228, ракета 15А28 - SS-X-30 SARMAT

ДАННЫЕ НА 2021 г. (стандартное пополнение)
Комплекс РС-28 "Сармат" / 15П228, ракета 15А28 - SS-X-30 SARMAT


Перспективная тяжелая межконтинентальная жидкостная баллистическая ракета. Разработка МБР задана не позже июня 2009 г. (согласно интервью  командующего РСВН Н.Соловцова, 10.06.2009 г.) и планируется создать ракету к концу 2016 г. (источник - командующий РВСН А.Швайченко, 16.12.2009 г.). Цель создания новой тяжелой ракеты - замена в составе РВСН аналогичной тяжелой МБР РС-20 / Р-36 / SS-18 SATAN.

Разработка МБР ведется ГРЦ им.Макеева (г. Миасс, головной разработчик) при участии НПО Машиностроения (г.Реутов, ист. - Есин В., 2012 г., лента.ру), а так же на начальном этапе, возможно, при участии КБ "Южное" (г.Днепропетровск, Украина, наша гипотеза). Главный конструктор темы "Сармат" - М.Г.Агафонов (2016 г., первый заместитель генерального конструктора ГРЦ им.Макеева, ист. - Конструктор. №4 / 2016 г.). По состоянию на октябрь 2016 г. главный конструктор ОКР "Сармат" - Ю.А.Каверин (источник). Возможно, ранние проработки варианта МБР велись ГРЦ им.Макеева до 2005 г. (источник). Государственный контракт на выполнение ОКР "Сармат" подписан между ГРЦ им.Макеева и Министерством обороны России в июне 2011 г. (источник). Согласно сообщению РИА "Новости" от 08 мая 2012 г. создание МБР ведется НПО Машиностроения и будет завершено не ранее 2022 г.

Проектирование. Согласно отрывочным сведениям в конце 2010 - начале 2011 г.г. планировалось рассмотреть эскизный (?) проект комплекса и принять решание о дальнейшей разработке МБР. Техническое задание на разработку МБР утверждено в 2011 г.  (ист. - Есин В., 2012 г., лента.ру). Разработка технического задания на ОКР "Сармат" по перспективному ракетному комплексу с жидкостной МБР велась при участии ЦНИИ №4 Министерства обороны России (источник). В 2011 г. ОАО "Авангард" приступило к разработке директивной технологии и технико-экономическому обоснованию изготовления корпуса ТПК ракеты (источник) - эти работы планируется завершить в 2012 г. Разработка материалов для эскизного проекта бортовой аппаратуры по ОКР "Сармат" в части макетирования узлов измерителей угловой скорости на основе волнового твердотельного гироскопа и изготовление шести макетных образцов ВТГ планировалось НПЦ автоматики и приборостроения на январь-апрель 2012 г. (источник). Согласно сообщению источника 22 сентября 2012 г. "завершился большой (научно-технический) совет по новой тяжелой ракете". На совете были представлены все разработчики, до 2-3 уровня. 19 октября 2012 г. ИА "Интерфакс" сообщило, что "в начале октября министерство обороны в целом одобрило эскизный проект новой тяжелой МБР, но с учетом целого ряда замечаний и пожеланий, которые разработчики должны иметь в виду в ходе дальнейшего проектирования, которое уже началось".  31 мая 2014 г. заместитель министра обороны Юрий Борисов заявил, что работы по созданию тяжелой МБР идут по плану и что новая ракета "может летать через Северный и через Южный полюс" (источник).

Комплекс с МБР "Сармат" вероятно имеет индекс 15П228 (источник). Наименование "SS-X-30" - условное. Источник индекса 15А28 - например.

Бросковый пуск МБР 15А28 / РС-28 "Сармат" на полигоне Плесецк, март 2018 г. (http://mil.ru).
Автор: DIMMI Создан: 27.02.2021 14:46:20 Комментариев: 0 Читать всю статью

МиГ: полет сквозь время

МиГ: полет сквозь время

К 80-летию КБ имени А.И.Микояна увидело свет уникальное издание – двухтомник «МиГ»: полет сквозь время». Книга выпущена рекламным агентством АлексВ в Москве в 2020 году (https://store.alexv.ru/). Мне выпало удовольствие ознакомиться с данным изданием и не могу не поделиться некоторыми своими ощущениями об этой книге.

 

1100 страниц уникальной информации об авиационной технике одного из выдающихся авиационных конструкторских бюро нашей страны и мира – конструкторского бюро Микояна и Гуревича. Без официоза, без пространных мемуарных отвлечений. Только самолеты и авиационная техника! Книга действительно хороша и содержит описания всех самолетов конструкторского бюро с подробностями и большим количеством фото- и графических материалов.

Многие закрытые до сих пор страгницы истории отечественного авиастроения становятся раскрытыми. Истории возникновения КБ МиГ посвящена в книге целая глава в которой, наверное, впервые в изданиях такого рода, дается детальная историческая справка по формированию на базе КБ Поликарпова нового конструкторского бюро. Авторами признается существование определенных этических вопросов вокруг действий по изменению бюро Поликарпова во время его отсутствия и рассказывается о возможных причинах действий основного инициатора создания нового КБ – директора авиазавода №1 П.А Воронина. Итогом этой истории стало создание нового истребительного конструкторского бюро и начало работ по высотному истребителю И-200 в 1939 году.

 

Автор: DIMMI Создан: 23.02.2021 20:52:30 Комментариев: 0 Читать всю статью

Комплекс 9К71 Темп, ракета 9М71 - SS-12 SCALEBOARD

ДАННЫЕ НА 2016 г. (стандартное пополнение)
Комплекс 9К71 "Темп", ракета 9М71 / 9М72 - SS-12 SCALEBOARD / KY-06
 
Фронтовая баллистическая ракета (оперативно-тактическая ракета) - твердотопливная ракета, создававшаяся для замены жидкостных ракет типа 8К14, с отделяемой головной частью с ядерным зарядом. Разработка ракеты начата по постановлению Совмина СССР №839-379 от 21 июля 1959 г. Разработку комплекса и ракеты вело НИИ-1 (позже переименован в Московский Институт Теплотехники), главный конструктор А.Д.Надирадзе. Разработку наземного пускового оборудования выполняло КБ завода №221 "Баррикады". Разработка пусковой установки Бр-225 начата 14 февраля 1959 г., эскизный проект готов в апреле 1960 г., опытный образец изготовлен в 1961-1962 г.г.

Ракеты изготавливались на заводе №235 в г.Воткинск.

Первый этап летно-конструкторских испытания (основная задача - проверка практической возможности создания ОТР на РДТТ) на полигоне Капустин Яр проводился с 14 апреля по 15 августа 1961 г. с полигонной ПУ Бр-234 (выпуска завод "Баррикады"). Первый пуск ракеты "Темп" - 20 мая 1961 г. Еще два пуска было сделано в рамках первого этапа испытаний. Второй этап испытаний (основная задача - отработка комплекса и испытания на соответствие ТТТ, испытано 12 ракет) - с октября 1961 г. по июль 1963 г. С января по май 1962 г. сделано три пуска со штатной ПУ Бр-225. Летом 1962 г. ракету дорабатывали для увеличения дальности действия до 460 км и снижения колебаний БЧ в свободном полете, которые приводили к недолетам. В 1963 г. предполагалось начать серийное производство ракет. Испытания доработанной ракеты "Темп" начаты в декабре 1962 г. Из 12 пусков 6 ракет разрушились на траектории, а результаты полета остальных не уложились в требования на создание комплекса.

Работы прекращены по постановлению СМ СССР №800-273 от 16 июля 1963 г. "В связи с отставанием по срокам летно-конструкторских испытаний и недостаточно высокими техническими характеристиками изделия".

Особая благодарность пользователям "Случайный" и "binladin" с форума http://militaryrussia.ru за уникальные фотоматериалы.
 

Ракета 9М71 комплекса 9К71 "Темп" SS-12 SCALEBOARD на опытной полигонной пусковой установке Бр-234, полигон Капустин Яр (фото из архива пользователя "Случаный", http://militaryrussia.ru/forum, опубликовано 30.06.2011 г.).
Автор: DIMMI Создан: 29.03.2009 01:35:47 Комментариев: 42 Читать всю статью

РС-24 Ярс / Тополь-МР - SS-X-29 / SS-29 / SS-27 mod.2 SICKLE-B

ДАННЫЕ НА 2021 г. (стандартное пополнение)
Комплекс РС-24 "Ярс" / "Тополь-МР" / "Универсал" - SS-X-29
Комплекс РС-24 "Ярс" / 15П155М, ракета РС-12М2Р / 15Ж55М (АПУ) - SS-29 / SS-27 mod.2 SICKLE-B
Комплекс РС-24 "Ярс" / 15П165М, ракета РС-12М2Р / 15Ж65М (ШПУ) - SS-29 / SS-27 mod.3 SICKLE-С
Комплекс РС-24 "Ярс-С"
Комплекс РС-24 "Ярс-М"



Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) / подвижный грунтовый ракетный комплекс (ПГРК). Комплекс и ракета разработаны Московским Институтом Теплотехники (МИТ) на базе МБР РТ-2ПМ2 / "Тополь-М", главный конструктор - Ю.Соломонов. Разработка МБР "Тополь-М" / РТ-2ПМ2 с использованием только российских технологий начата в марте 1992 г. Указ Президента России Б.Н.Ельцина о создании ракетного комплекса "Тополь-М" (с вариантами развития) вышел 27 февраля 1993 г. Первый испытательный пуск ракеты 15Ж55М произведен 29 мая 2007 г. с мобильной пусковой установки на полигоне Плесецк. В 2009 г. ЦКБ "Титан" созданы первые экземпляры стартовых агрегатов комплекса "Ярс" (источник). Ракеты комплекса производятся на Воткинском машиностроительном заводе (г.Воткинск). По сообщениям СМИ (2010 г.) ракеты РС-24 будут заменять на дежурстве МБР РС-18 и РС-20 по мере исчерпания их гарантийных сроков. В январе 2010 г. было заявлено, что государственные испытания комплекса завершатся до конца 2010 г., либо после 4-го и 5-го пусков. С 2012 г. в серийном производстве планируется оставить только МБР РС-24 "Ярс". В 2011 г. планировалось произвести 3 испытательных пуска МБР "Ярс" (сообщения СМИ от декабря 2010 г.).

Развертывание комплексов "Ярс" начато в декабре 2009 г. после принятия комплекса РВСН для "опытно-боевого дежурства" в составе одного ракетного дивизиона полка Тейковской 54-й гвардейской ракетной дивизии 27-й гвардейской ракетной армии РВСН (базирование - Красные Сосенки, 3 комплекса). 30 ноября 2010 г. главкоком РВСН генерал С.Каракаев заявил, что РВСН постепенно будут перевооружаться с мобильных комплексов с моноблочными ракетами "Тополь-М" на мобильные комплексы с ракетами с РГЧ ИН "Ярс". В декабре 2010 г. на вооружение Тейковской ракетной дивизии поступил второй дивизион комплексов "Ярс" (3 СПУ). 4 марта 2011 г. объявлено, что первый ракетный полк с МБР РС-24 "Ярс" заступил на боевое дежурство в РВСН в составе Тейковской дивизии. В состав полка Тейковской ракетной дивизии вошли 2 ракетных дивизиона МБР РС-24, поставленных в РВСН в 2009-2010 г.г. Всего в составе полка 6 комплексов РС-24.

Все данные по комплексу носят предположительный характер и взяты из открытых источников и СМИ. Список источников прилагается.


АПУ 15У175М комплекса РС-24 "Ярс" с МБР 15Ж55М на показе МБР журналистам в Тейковской дивизии 29.11.2011 г. (фото - Сергей Пятаков, http://visualrian.ru/).
Автор: DIMMI Создан: 02.12.2010 13:54:24 Комментариев: 743 Читать всю статью

пр.09787 - DELTA-IV STRETCH

ДАННЫЕ НА 2021 г. (стандартное пополнение)
пр.09787 - DELTA-IV STRETCH
БС-64 "Подмосковье" / комплекс пр.1083КМ

Атомная подводная лодка специального назначения (ПЛАСН) / научно-исследовательская подводная лодка (НИПЛ). Лодка-носитель атомных глубоководных станций (АГС) разработана на базе ПЛАРБ пр.667БДРМ ЦКБ МТ "Рубин" по заказу ГУГИ Министерства обороны России. В 1999 г. ПЛАРБ К-64 пр.667БДРМ - DELTA-IV (зав.№381 / 07381, заложена 18.12.1982 г. на ПО "Севмаш") поставлена к стенке ЦС "Звездочка" (г.Северодвинск) для дальнейшего ремонта с переделкой по пр.09787.

26 февраля 2004 г. ЦКБ МТ "Рубин" заключен контракт №52-04 на проведение ОКР «Грунт-1» - предположительно по созданию комплекса оборудования для ПЛ пр.09787 (источник). В том же 2004 г. в рамках федеральной целевой программы "Мировой океан" принята подпрограмма "Создание технологий для освоения ресурсов и пространств Мирового Океана" в рамках которой разработаны проектно-конструкторские решения по использованию научно-исследовательской подводной лодки (НИПЛ) в интересах освоения шельфа (работы с потенциально-опасными подводными объектами - ППОО, подледная геологоразведка и т.п.). Работы по НИПЛ нашли применение при разработке проекта бортового научно-исследовательского комплекса (КНИБ) заказа №381 (ПЛА пр.09787) и в начатых работах по подготовке проекта постановления Правительства РФ по использованию НИПЛ для коммерческих целей (источник).

08 февраля 2008 г. между ЦС "Звездочка" и ЦКБ МТ "Рубин" заключен договор №178-07/600 на выпуск рабочей конструкторской документации по пр.09787, со сроком исполнения - декабрь 2013 г., сумма договора - 348,6 млн. руб (источник). Договор №85-08/600 на техническое сопровождение переоборудования заказа зав. №381 заключен 13.12.2008 г., срок исполнения – декабрь 2015 г., сумма - 443,7 млн. руб (источник, ЦКБ МТ "Рубин" годовой отчет за 2012 г.). По состоянию на 2012 г. ПЛ находится с вырезанным ракетным отсеком в цехе №15 ЦС "Звездочка", на лодке ведутся работы по переоборудованию. Прогнозируемый срок готовности - 2014 -2015 г.г.  В 2015 г. по заказу зав.№381 «Подмосковье» получено заключение ОНТЦ «Румб», АО «ОСК», Минпромторг РФ по уровню цены переоборудования лодки. Заключение направлено в Министерство обороны России для пересмотра цены по контракту (ист. - Годовой отчет ЦС "Звездочка" за 2015 г.).

11 августа 2015 г. состоялся вывод ПЛА БС-64 "Подмосковье" из эллинга ЦС "Звездочка". Передача лодки Флоту ожидалась в конце 2015 г., но в 2015 г. сдача лодки Флоту запланирована на 2016 г. (ист. - Годовой отчет ЦС "Звездочка" за 2015 г.). 22 октября 2016 г. ПЛАСН БС-64 "Подмосковье" вышла из Северодвинска на первый этап ходовых испытаний в Белое море (источник). После ходовых и государственных (ноябрь-декабрь 2016 г.) испытаний ПЛАСН передана Флоту 26 декабря 2016 г. и после передачи Флоту лодка, вероятно, войдет в состав 29-й отдельной бригады подводных лодок Северного флота (губа Оленья).

В декабре 2017 г. проведены испытания модернизированного глубоководного комплекса пр.1083КМ предположительно с лодкой-носителем пр.09787 БС-64 "Подмосковье" (источник).


Возвращение ПЛАСН пр.09787 БС-64 "Подмосковье" из первого выхода на ходовые испытания, г.Северодвинск, 12.11.2016 г. (http://zvezdochka-ru.livejournal.com/).
Автор: DIMMI Создан: 06.09.2013 02:17:43 Комментариев: 19 Читать всю статью

пр.955 - BOREI / DOLGORUKIY

ДАННЫЕ НА 2021 г. (стандартное пополнение)
пр.955 "Борей" - BOREI / BOREY / DOLGORUKIY
К-535 "Юрий Долгорукий"
К-550 "Александр Невский"
К-551 "Владимир Мономах"
пр.955А "Борей-А" / пр.955У
К-549 "Князь Владимир"
К-552 "Князь Олег"
"Генералиссимус Суворов"
"Император Александр III"
"Князь Пожарский"
"Дмитрий Донской"
"Князь Потемкин"


 

Атомная подводная лодка с баллистическими ракетами (ПЛАРБ). НИР по разработке ПЛАРБ 4-го поколения c ракетным комплексом Д-11 начаты в 1978 г. Проработка проекта пр.955 "Борей-1" с комплексом БРПЛ Д-31 и пр.935 "Борей-2" с комплексом БРПЛ Д-35 начаты в ЦКБ МТ "Рубин" под руководством генерального конструктора С.Н.Ковалева (с 1990 г. - под руководством главного конструктора В.Н.Здорнова) по Постановлению Совмина СССР в ноябре 1985 г. Главный конструктор проекта "Борей" начиная с марта 2011 г. - Сергей Оттович Суханов (источник). Технические предложения по ПЛАРБ и ракетным комплексам планировалось выработать в течение 1985-1986 г.г. Технические предложения по комплексу Д-35 не были выполнены.

Разработка ПЛАРБ пр.955 с ракетным комплексом Д-19УТТХ "Барк" (12 БРПЛ) вместо комплекса Д-31 начата по Постановлению Совмина СССР от 31 октября 1989 г. (ист. - Завьялов В.С.). При разработке проекта планировалось строительство серии в 14 ПЛАРБ до 2000 г. В июне 1995 г. указом Президента России Б.Н.Ельцина начато перепроектирование пр.955 под комплекс БРПЛ Д-19УТТХ "Барк" ГРЦ им.Макеева. Хотя, по некоторым данным, технический проект ПЛАРБ пр.955 с комплексом "Барк" был завершен в начале 1990-х годов (ист. - Апальков).

Первая лодка пр.955 с ракетным комплексом "Барк" - К-535 "Санкт-Петербург" - внесена в списки кораблей ВМФ 19.08.1995 г. и 01.05.1996 г. переименована в "Юрий Долгорукий". ПЛАРБ торжественно заложена в цехе №55 ПО "Севмаш" (г.Северодвинск) 02.11.1996 г. с заводским номером 201. В результате задержки испытаний ракетного комплекса "Барк", а так же в связи с трудостами с контрагентскими поставками материалов и оборудования строительство ПЛАРБ приостановлено в середине 1997 г. Считается, что подготовка задела на первую серийную лодку проекта - зав.№202 "Александр Невский" - была начата так же в 1996 г. (ист. - Апальков).

После отказа от доведения ракетного комплекса "Барк" было принято решение перепроектировать ПЛАРБ под новый ракетный комплекс. Начиная с сентября 1998 г. по середину 1999 г. (согласно планам 1998 года) пр.955 был перепроектирован по пр.09551 под использование задела корпусов лодок пр.971 и новый ракетный комплекс "Булава". В 1990-е годы головную лодку пр.09551 лодку планировалось сдать флоту в 2001-2002 г.г.

Летом 2003 г. в цехе №55 ПО "Севмаш" произведена перестановка недостроенных корпусов подводных лодок, что позволило освободить место для официальной закладки первой серийной и второй вообще ПЛАРБ пр.955 "Борей". Озвучены планы руководства ВМФ о получении первых трех лодок проекта во Флот до 2010 г. (источник).


ПЛАРБ К-535 "Юрий Долгорукий" пр.955 на ходовых, 2009 г. (фото - ПО "Севмаш", снятие ретуши (с) MilitaryRussia.Ru).
Автор: DIMMI Создан: 14.03.2010 06:45:43 Комментариев: 153 Читать всю статью

пр.971 - AKULA

ДАННЫЕ НА 2021 г. (стандартное пополнение)
пр.971 / 09710 "Барс" / "Щука-Б" - AKULA
пр.971, пр.971И / 09719 "Ирбис" - Improved AKULA
пр.971 / пр.971У - AKULA-II
пр.971 / пр.971М (К-335) - AKULA-III
пр.971М - AKULA-IV


Многоцелевая атомная подводная лодка. Разработка ПЛА пр.971 начата СКБ-143 "Малахит" (г.Ленинград, главный конструктор Георгий Николаевич Чернышов, с августа 1976 г., после 1997 г. - Ю.И.Фарафонтов) по ТТЗ 1972 г. "разработка большой атомной многоцелевой подводной лодки 3-го поколения" в качестве аналога ПЛА пр.945 с заменой в конструкции титановых сплавов стальными. В проекте использованы проработки по малошумным ПЛА пр.991 и пр.958. Краткий эскизный проект (аванпроект) разработан к началу 1976 г. В разработке технического проекта, работа над которым начата по совместному решению МСП и ВМФ от 27 июля 1976 г., принял участие ЦНИИ им. академика А.Н.Крылова (особенно в части снижения шумности ПЛА). Группа главного конструктора сформирована в августе 1976 г.

С 1968 г. в НИТИ силами завода «Красное Сормово» начат монтаж берегового прототипа энергетических отсеков ПЛА пр.971- стенда КВ-1. С 1972 г. работы на строительстве прототипа продолжены силами ЛАО. Строительство установки завершено 25 декабря 1975 г., а окончательная сдача в эксплуатацию из-за массы неисправностей, обнаруженных в ходе горячих испытаний, произошла 24 декабря 1976 г. Монтаж системы автоматического управления ГЭУ проводили представители НПО «Аврора» (ист. - Шумаков).

Проектирование: разработка технического проекта лодки велась с сентября 1976 г. по май 1977 г. Одна из основных задач, которая стояла перед разработчиками - удержание ПЛА в рамках водоизмещения заявленного в эскизном проекте. Технический проект рассмотрен 1 ЦНИИ МО СССР (кораблестроения) в июне 1977 г. и утвержден 13 сентября 1977 г. с оговорками, что в процессе разработки чертежей и строительства надо обеспечить еще большее снижение шумности, размещение пусковых установок СГПД, размещение КРБД с возможностью применения по береговым целям. После получения информации о нововведениях на американской ПЛА типа Los-Angeles, которые выразились в установке ГАС с цифровой обработкой сигналов, снижающей влияние собственных шумов ПЛА, а так же с учетом пожеланий руководства ВМФ оснастить ПЛА КРБД "Гранат" (постановление СМ СССР от 26 мая 1978 г.) проект был переработан дополнительно под установку ГАК "Скат-3", что потребовало изменения конструкции корпуса. Проект сдан в 1980 г.


ПЛА Chakra / К-152 "Нерпа" пр.971И - Improved AKULA на пути в Индию, конец марта 2012 г. (http://www.militaryphotos.net).

Автор: DIMMI Создан: 06.10.2009 20:44:50 Комментариев: 60 Читать всю статью

пр.11435 - KREML / KUZNETSOV

ДАННЫЕ НА 2020 г. (стандартное пополнение)
пр.11435 - KREML / KUZNETSOV
"Адмирал флота Советского Союза Кузнецов"
"Варяг" (не достроен) / "Shi Lang"



Тяжелый авианесущий крейсер пр.11435. Проектирование пр.11435 начато Невским ПКБ (г.Ленинград) на основании НИР "Ордер" (см.ниже) и с использованием задела по НИР авианосца пр.1160 (см.ниже)  в 1978 г. Первый вариант проекта - аванпроект "усовершенствованый пр.1143" (см. ниже). Разработка технического предложения завершена в апреле 1978 г. Было рассмотрено пять вариантов корабля по вооружению, энергетическим установкам и был предложен минимально отличающийся от пр.1143 вариант (аванпроект "усовершенствованый пр.1143" - вариант 2 - см.ниже ).


Церемония приёмки авианосца "Liaoning" в состав ВМС Китая, г.Далян, 23.09.2012 г. (http://forums.airbase.ru, источник - http://weibo.com).


Авианесущий крейсер пр.11435 "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов" на параде в День ВМФ в Североморске, 29.07.2012 г. (фото - Денис Неметовский, http://fotki.yandex.ru/users/den-n1977).


Авианосец «Shi Lang» - бывший "Варяг" пр.11436, Китай, 2012 г. (http://www.china-defense-mashup.com).


Художественное представление будущего первого китайского авианосца «Shi Lang» - бывшего "Варяга" пр.11436 (из архива mpleio, http://www.militaryphotos.net).


Авианесущий крейсер пр.11435 "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов" на циркуляции, вероятно 2011-2012 г.г. (http://military-photos.livejournal.com).


Авианосец "Shi Lang" на ходовых испытаниях в Желтом море, 100 км к юго-востоку от Даляна, 8 декабря 2011 г. (http://digitalglobe.com).


Тяжелый авианесущий крейсер пр.11435 "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов" на стоянке в Североморске (http://forums.airbase.ru).
Автор: DIMMI Создан: 16.01.2009 01:41:13 Комментариев: 76 Читать всю статью

Фотографии Ту-160 BLACKJACK

ДАННЫЕ НА 2021 г. (стандартное пополнение)
Ту-160 BLACKJACK - статус, источники:
 
701 702
Ту-160 "Василий Решетников"
703 704
Ту-160 "Иван Ярыгин"
705
801 802
Ту-160 "Александр Молодчий"
803 804
прототип Ту-160М2 "Петр Дейнекин"
805
Ту-160М2


Серийный номер 702 - Ту-160 "Василий Решетников"


Модернизированные на Казанском авиационном заводе имени С.П.Горбунова (филиале ПАО "Туполев") стратегические бомбардировщики Ту-160 ВКС России с названиями "Иван Ярыгин" (серийный номер 704) и "Василий Решетников" (серийный номер 702). Казань, 23.04.2020 года (фото - ОАК)

Автор: DIMMI Создан: 04.01.2021 23:31:12 Комментариев: 2 Читать всю статью

пр.885 - YASEN / GRANAY / GRANEY

ДАННЫЕ НА 2021 г. (стандартное пополнение)
пр.885 / пр.08850 "Ясень" - YASEN / GRANAY / GRANEY
К-560 / К-329 "Северодвинск"
пр.885М / пр.08851 "Ясень-М" - YASEN-II
К-561 "Казань"
К-573 "Новосибирск"
К-571 "Красноярск"
К-564 "Архангельск"
"Пермь"


Многоцелевая атомная подводная лодка с крылатыми ракетами (ПЛАРК). Разработана в СПМБМ "Малахит", главный конструктор - В.Н.Пялов (1985-2016 г.г.). НИР по разработке ПЛА 4-го поколения начаты в 1977 г. Предварительное проектирование ударной ПЛ с классическим торпедо-ракетным вооружением по пр.885 начато в 1980 г. наряду с разработкой ПЛА пр.957. Новый проект (885) сохранил определенную преемственность от ПЛА пр.971 в вопросах снижения шумности. В 1985 г. строительство лодок пр.885 было запланировано программой строительства ВМФ СССР на ближайшие 10 лет. Предполагалось строительство серии из 30 ПЛА. 30 октября 1986 г. заключен контракт №102/86-Е/554-86 между Министерством обороны СССР и СПМБМ "Малахит" на выполнение опытно-конструкторской работы (ОКР) «Проект 885» (дополнительное соглашение к контракту подписано 31 марта 2011 г.). Технический проект лодки подготовлен в конце 1980-х годов, но позже был перепроектирован с учетом изменений требований руководства ВМФ и с учетом начала испытаний перспективной и  единой для разных носителей противокорабельной ракеты  "Оникс" (1987 г.). В 1989 г. принято решение о прекращении разработки специализированных ПЛА и доработке проекта 885 под ПКР "Оникс" и КРБД "Гранат" с установкой на лодке пусковой установки вертикального пуска.


ПЛА К-329 "Северодвинск" пр.885, вероятно, 2014 г. (фото - Воркунков Максим, http://www.sevmash.ru).
Автор: DIMMI Создан: 16.03.2010 03:31:49 Комментариев: 121 Читать всю статью

Ту-160 - статус, источники

ДАННЫЕ НА 2021 г. (стандартное пополнение)
Ту-160 BLACKJACK - статус, источники:

 

Первый прототип будущего вновь произведенного Ту-160М - Ту-160 серийный номер 804 сборки 2017 г., выкатка из цеха КАПО им.Горбунова, г.Казань, 16.11.2017 г. (источник).
 
Статус: СССР и Россия:
 
Реестр Ту-160 неофициальный, по данным СМИ и других публичных источников (с) 2009-2021 г.г., http://militaryrussia.ru, ссылка при использовании обязательна:
Автор: DIMMI Создан: 25.09.2009 23:26:07 Комментариев: 1 Читать всю статью

Ту-160 - BLACKJACK

ДАННЫЕ НА 2021 г. (стандартное пополнение)
Ту-160 (изделие 70) - BLACKJACK / RAM-P
Ту-160С (изделие 70-03) - BLACKJACK
Ту-160М (изделие 70М) - BLACKJACK
Ту-160М2 (изделие 70М2) - BLACKJACK-M


Тяжелый многорежимный стратегический бомбардировщик с изменяемой  стреловидностью крыла. Создан  в ОКБ ММЗ "Опыт" А.Н.Туполева, главный конструктор с 1975 г. по 2010 г. Валентин Иванович Близнюк. Самолет в общих чертах подобен проекту многорежимного бомбардировщика М-18 ОКБ В.М.Мясищева. Первоначальный вариант Ту-160 имел крыло  оживальной формы и проектировался на базе Ту-144 (1969-1972 г. г.). Предварительные НИОКР по Ту-160 с крылом с изменяемой геометрией начаты в 1972 г. Проектирование окончательного варианта - изделия 70, проект Ту-160М, самолет "К" начаты  в  1975  г.  по  постановлению СМ СССР от 26 июня 1974 г. и постановлению СМ СССР N 1040-348 от  19.12.1975  г. Эскизный проект и создание полноразмерного макета Ту-160 - 1976-1977 г.г.

Макет Ту-160 утвержден в конце 1977 г. Производство первых трех прототипов (машины 70-01 для летных испытаний, 70-02 для статических испытаний, 70-03 - предсерийный самолет) начато в 1977 г. на ММЗ "Опыт"(производство фюзеляжа - Казанский авиазавод, крыло и стабилизатор - Новосибирский авиазавод им.В.Чкалова, створки грузоотсека - Воронежский авиазавод, шасси - Горьковский авиазавод). Одновременно начата подготовка серийного производства на Казанском авиазаводе №22 (изначально планироалось развернуть произодство на Ульяновском авиазоводе). В мае 1980 г. прототип 70-01 построен и перевезен на аэродром ЛИИ в Жуковском. Окончательная сборка самолета завершена в январе 1981 г. и начаты наземные испытания самолета. Выкатка самолета 70-01 на летное поле - 18 августа 1981 г. Проверки систем и оборудования начаты 22 октября 1981 г. и 14 ноября 1981 г. под управлением экипажа Б.И.Веремея самолет совершил первую пробежку. Первое фото на Западе сделано с борта гражданского самолета взлетавшего из аэропорта Быково 25 ноября 1981 г. - самолет получил наименование RAM-P ("Раменское", неидентифицированный образец техники №16 ).


Ту-160 - BLACKJACK, штанга дозаправки выпущена, 21.03.2008 г. (фото Сергей Бровко, http://picasaweb.google.com/brovko.sergey).
Автор: DIMMI Создан: 04.09.2009 01:29:27 Комментариев: 187 Читать всю статью

Комплекс 14К168 Буревестник, ракета 14А045

ДАННЫЕ НА 2020 г. (стандартное пополнение)
ОКР Буревестник, комплекс 14К168, ракета 14А045 / изделие 293


Противоспутниковый ракетный комплекс авиационного базирования. Вероятно, что головным разработчиком противоспутниковой системы, как части единой системы контроля космического пространства и противодействия ИСЗ потенциального противника, является МАК "Вымпел" в годовом отчете которого в 2010 г. заявлено, что одной из задач компании является "создание системы противокосмической обороны (противоспутниковой борьбы) первого этапа развития на основе существующего научно-технического задела и вновь создаваемых комплексов ПКО наземного и воздушного базирования для огневого поражения и функционального подавления низкоорбитальных иностранных космических аппаратов военного назначения" (источник).

Разработка противоспутниковой системы ведется кооперацией предприятий:
- система управления воздушно-космической противоспутниковой системы объединяющей наземные средства контроля космического пространства и ударный комплекс перехвата ИСЗ с самолетом-носителем на базе перехватчика МиГ-31 и твердотопливной противоспутниковой ракетой с ИСЗ-перехватчиком космических целей - ФГУП НИИ ТП холдинга "Российские Космические Системы" (в 2008 г. между Министерством обороны России и ФГУП НИИ ТП заключен контракт на выполнение ОКР "Буревестник", источник); 
- космический комплекс 14К168 для поражения ИСЗ на низких орбитах - ФГУП ЦНИИХМ (источник);
- спутник-перехватчик "Буревестник-М" / "Буревестник-КА-М" - с 2015 г. разработка ФГУП ЦНИИХМ (по контракту от 01.12.2015 г., источник)
- ракета космического назначения 14А045 / изделие 293 космического комплекса - с 2015 г. разработка КБ машинострения (г.Коломна, ОКР "293",  источник, индекс ракеты - источник);
- маршевые двигатели двух степеней ракеты и ракетного блока довыведения по ОКР "Буревестник-КА-П" - с 2015 г.  разработка НПО "Искра" (главный конструктор Бондаренко С.А.) (источник
- самолет-носитель МиГ-31 - с 2012 г. разработка РСК МиГ (изделие 08, источник)

Одно из первых заявлений о ведущихся работах по созданию авиационного противоспутникового комплекса на базе самолета-носителя МиГ-31 сделано главкомом ВВС России Александром Зелиным 11 августа 2009 года: "во времена СССР для задач противокосмической обороны создавался вариант самолета МиГ-31... эта система реанимируется для решения тех же задач" (источник). В 2012 г. по контракту между КБМ и РСК МиГ начаты работы по созданию самолета-носителя ракеты комплекса - специально оборудованного МиГ-31 (изделие 08, источник). 

Самолет-носитель МиГ-31 борт №81 с макетом ракеты на подвеске впервые появился на споттерских ресурсах после испытательных полетов в Раменском в сентябре 2018 г. при этом отмечается, что испытания самолета с макетом ракеты велись с февраля 2018 г., а сам самолет без ракеты отмечался споттерами в Раменском с 2016 года (источник). В 2018 г. планировалось проведение работ по расчетно-экспериментальной оценке безопасности эксплуатации МиГ-31 (объект 08) с изделием "293" в условиях воздействия электромагнитных полей (ЭМП) естественного и искусственного происхождения - шифр «08ЭМП» (источник). В рамках указанных работ предполагались испытания на стойкость к воздействию ЭМП как самолета-носителя с габаритно-массовым макетом (ГММ) ракеты, так и непосредственно с ракетой.


Самолет-носитель МиГ-31 (объект 08, борт №81 синий) с массо-габаритным макетом ракеты 14А045 / изделие 293 противоспутникового комплекса 14К168 "Буревестник" на испытаниях в Раменском, 14.09.2018 г. (фото - ShipSash, http://jetphotos.com). 
Автор: DIMMI Создан: 22.04.2020 17:40:50 Комментариев: 7 Читать всю статью

Комплекс 14Ц033 Нудоль, ракета 14А042

ДАННЫЕ НА 2020 г. (стандартное пополнение)
Комплекс 14Ц033 / ОКР "Нудоль", ракета 14А042 - PL-19


Комплекс противокосмической обороны / ракетный комплекс дальнего перехвата с ракетой космического назначения. Стрельбовой комплекс 14Ц033 с командно-вычислительным пунктом 14П078 и РЛС 14Ц031 разрабатывается по ОКР "Нудоль" в качестве мобильного комплекса противокосмической обороны в том числе для использования во взаимодействии с системой ПРО А-235. Головной разработчик комплекса - концерн ПВО-ВКО "Алмаз-Антей" (ист. - Годовой отчет ГСКБ). Разработка ракеты дальнего перехвата 14А042 ведется ОКБ "Новатор" (г.Екатеринбург, ист. - ОАО "Авангард", источник), разработка пусковой установки 14П222 на шасси МЗКТ - КБ специального машиностроения (КБСМ), . 

В 2010 г. концерном ПВО "Алмаз-Антей" разработаны эскизно-технический проект (ЭТП) комплекса 14Ц033, подготовлены исходные данные для проведения строительных работ и разработан эскизно-технический проект РЛС 14Ц031 (источник). В 2011 г. концерном ПВО "Алмаз-Антей" разработана рабочая конструкторская документация на стрельбовой комплекс 14Ц033, рабочая конструкторская документация 1-й очереди на комплекс РЛС 14Ц031 и проект функционального программного обеспечения (источник). ГСКБ "Алмаз-Антей" в 2011 г. разработана начальная версия программно-алгоритмического обеспечения (ПАО) командно-вычислительного пункта (КВП) (изделие 14П078) комплекса 14Ц033; разработаны рабочая конструкторская документация на составные части КВП 14П078 в части кузова контейнера и аппаратного контейнера, программа и методика полигонных испытаний КВП 14П078 (источник). В 2013 г. концерном ПВО "Алмаз-Антей"завершена разработка рабочей конструкторской документациии изготовлены установочные партии основных функционально законченных узлов РЛС 14Ц031 с цифровой адаптивной ФАР (ист. - Годовой отчет за 2013 г.).

В 2013 г. КБ специального машиностроения (КБСМ) изготовлено и отгружено шасси МЗКТ для пусковой установки 14П222 (П222) стрельбового комплекса, обеспечено изготовление оборудования пусковой установки в согласованном объеме, а так же разработаны инженерная записка и РКД для изготовления опытного образца системы гидропитания (источник).

Все данные по системе носят предположительный характер и взяты из открытых источников и СМИ. Список источников прилагается. Обозначение PL-19 означает "не идентифицированный объект обнаруженный на полигоне Плесецк №19" (истоник).


Новое 12 х 12 шасси МЗКТ, которое предположительно может использоваться как шасси пусковой установки П222 комплекса ПКО 14Ц033 "Нудоль", 2018 г. (источник).
Автор: DIMMI Создан: 10.05.2014 21:04:40 Комментариев: 68 Читать всю статью

Индексы ракетных комплексов РВСН

ДАННЫЕ НА 2020 г. (стандартное пополнение)
Индексы ракетных комплексов РВСН


Индексы ракетных комплексов РВСН с твердотопливными ракетами по состянию на 2019 г.:
Официальное название Тип Западное обозначение Комплекс СПУ / АПУ Ракета Ракета официально Примечание
"Баргузин" БЖРК       15Ж83 (источник, источник)
   
"Периметр-РЦ" / "Сирена"  ПГРК   15П175   15Ю75 / 15Ж75 (источник)   командная ракета на базе ПГРК "Тополь" и ракеты 15Ж58
РС-26 "Рубеж" ПГРК KY-26 / SS-X-31   15У194 (?) 15Ж67 (источник)
  2015 г. проходит испытания

МЗКТ-79291 (?)
РС-24 "Ярс-М" ОС
15П165М1 (источник) 15П765М1 (?)
15Ж65М / 15Ж65М1 / 15Ж80 (источник)
МИТ
2012 г. (15Ж65М1)
2016 г. (15Ж80)
РС-24 "Ярс" ОС SS-29
SS-27 mod.3 SICKLE-С / STALIN
15П165М 15П765М 15Ж65М РС-12М2Р МИТ 
РС-24 "Ярс-М" (?) ПГРК   15П155М1
(источник)
15У175М1
15Ж55М1 (?)   МИТ, 2012 г.
РС-24 "Ярс" / "Тополь-МР" ПГРК SS-29
SS-27 mod.2 SICKLE-B / STALIN
15П155М 15У175М 15Ж55М
РС-12М2Р МИТ, МЗКТ-79221
"Скорость" ПГРК
15П666
15Ж66 РСС-40 МИТ
"Альбатрос" ОС   15П170 15П770 ? 15Ж70 ?   НПО машиностроения
РС-12М1 "Тополь-М" ПГРК SS-27 SICKLE-B / STALIN 15П155 15У175 15Ж55 РТ-2ПМ1 МИТ
РС-12М2 "Тополь-М" ОС SS-27 SICKLE-B | STALIN
15П065
15П165
15П765, 15П765-18, 15П765-18М, 15П765-18Э, 15П765-30, 15П765-30П, 15П765-35 15Ж65 РТ-2ПМ2 изначально - КБ "Южное", разработка РДТТ 1-й ступени 15Д365 поружена КБ в 1988 г.
"Целина" ПГРК   15П962 15П162, 15П662 15Ж62
МИТ (источник), разрабатывалась параллельно с ракетой 15Ж61 Кб "Южное",  разработка была прекращена так как стало ясно, что такой комплекс не сможет обеспечить необходимых характеристик по боевой эффективности (источник)
РС-22А "Молодец" БЖРК SS-24 SCALPEL mоd.3 15П761 15П961 15Ж61 РТ-23УТТХ КБ "Южное", решение о создании МБР с улучшенными характеристиками принято в 1983 г., РДТТ 1-й и 2-й ступеней 15Д305 и 15Д339
РС-22Б ОС SS-24 SCALPEL mоd.2 15П060, 15П160 15П760, 15П960 15Ж60 РТ-23УТТХ КБ "Южное", решение о создании МБР с улучшенными характеристиками принято в 1983 г., РДТТ 1-й и 2-й ступеней 15Д305 и 15Д339
РСС-40 "Курьер" ПГРК SS-X-26 15П159 15У160
15У160М
15Ж59   МИТ,
МАЗ-7909
МАЗ-7929
РС-12М "Тополь" ПГРК SS-25 SICKLE 15П158 15У168 15Ж58 РТ-2ПМ МИТ, МАЗ-7917
РС-12М "Тополь" ПГРК SS-25 SICKLE 15П158.1 / 15П658
15У128.1 15Ж58 РТ-2ПМ МИТ, МАЗ-7912
"Пионер-3" ПГРК SS-20 SABER mod.3
SS-X-28 SABER
15П157 15У167 15Ж57   МИТ, МАЗ-7916
"Горн" ПГРК   15П656   15Ж56   МИТ, командная ракета
"Универсал" /
РС-12М1 "Тополь-М"
ПГРК SS-27 SICKLE-B 15П155 15У175 15Ж55 РТ-2ПМ1 (источник)
МИТ, шасси ПГРК МЗКТ-79221
"Пионер-УТТХ" / "Пионер-2" ПГРК SS-20 SABER mod.2 15П653 15У136 15Ж54 (ГЧ)
15Ж53 (РГЧ)
  МАЗ-547В
РС-22 "Молодец" БЖРК SS-24 SCALPEL 15П952 СМ-СП-35 15Ж52 РТ-23 КБ "Южное", РДТТ первой ступени – 15Д206 и второй ступени – 15Д207
          15Ж51   командная ракета
РС-14 "Темп-2СМ2" ПГРК   15П648   15Ж48    
РС-14 "Темп-2СМ1" ПГРК   15П647   15Ж47    
РСД-10 "Пионер-К" / "Пионер-М"
ПГРК SS-20 SABER mod.1 15П645К
  15Ж46 РТ-21М МАЗ-547А
РСД-10 "Пионер" ПГРК SS-20 SABER mod.1 15П645 15У106 15Ж45 (РГЧ)
РТ-21М МАЗ-547А
  ОС       15Ж44 РТ-23 КБ "Южное", РДТТ первой ступени – 15Д206 и второй ступени – 15Д207
  БЖРК     СМ-СП-35 15Ж43 РТ-22 КБ "Южное", разработка начата в 1969 г., двигатель 1-й ступени 15Д122
РС-14 "Темп-2С" ПГРК SS-X-16 / SS-16 SINNER 15П642 15У67 15Ж42   МАЗ-547А
  ОС     СМ-СП-27 15Ж41 РТ-21 КБ "Южное"

...
Автор: DIMMI Создан: 01.08.2015 08:40:28 Комментариев: 8 Читать всю статью

9К713 Агат (проект)

ДАННЫЕ НА 2020 г. (стандартное пополнение)
Комплекс "Агат"
Комплекс 9К713 (?) "Агат-1" - STERLITE (?)

 
Фронтовой ракетный комплекс / оперативно-тактический ракетный комплекс увеличенной дальности. Разработка комплекса велась на базе проекта комплекса "Эльбрус" Московским Институтом Теплотехники, главный конструктор - А.Д.Надирадзе. Разработка ракетного комплекса с баллистической ракетой наземного базирования "Агат-1" и авиационного ракетного комплекса с баллистической ракетой "Агат" велась по приказу Министерства оборонной пормышленности и МАП от 27.07.1978 г. (источник). Сухопутный вариант комплкса создавался в рамках конкурса на замену оперативно-тактических ракет увеличенной дальности "Темп-С" в котором так же участвовал проект комплекса "Волга" КБ Машиностроения. Работы по комплексу "Агат" не вышли из стадии проектирования.

Наименование NATO - STERLITE - присвоено нами предположительно исходя из сообщения Глобалсекьюрити.орг (см.экспорт).
 
Индекс ГРАУ 9К713 соотнесен с комплексом "Агат" предположительно.

Автор: DIMMI Создан: 01.10.2009 01:50:29 Комментариев: 1 Читать всю статью

9К712 Эльбрус (проект)

ДАННЫЕ НА 2020 г. (стандартное пополнение)
Комплекс 9К712 "Эльбрус"
 
Фронтовой ракетный комплекс / оперативно-тактическая ракета увеличенной дальности. Скорее всего разработка ракеты начата по Постановлению Совмина СССР №959-319 от 17 октября 1967 г. Разработка комплекса велась Московским институтом теплотехники (МИТ) в начале 1970-х годов. Ракета создавалась для замены ракетного комплекса "Темп-С" с учетом вероятного появления на вооружении стран НАТО ЗРК SAM-D (в будущем - ЗРК "Пэтриот"). Соответственно, в конструкции ракеты "Эльбрус" предполагалось использование разработанного для стратегического комплекса "Темп-2С" комплекса средств преодоления ПРО, а так же других самых современных по тем временам решений. Рассматривался так же проект морского варианта ракеты "Эльбрус-М" в том числе в неяденом оснащении для размещения на корабле-носителе проекта 1080 ВМФ СССР.

Главный конструктор - А.Д.Надирадзе, старший инженер проекта и руководитель темы «Эльбрус» - Ю.С. Соломонов (будущий директор и генеральный конструктор МИТа). Аванпроект комплекса выпущен в 1971 г. Эскизный проект комплекса защищен в конце 1973 г. Техпредложение по разработке ракетного комплекса датировано 1974 г.  Работы по комплексу “Эльбрус” были прекращены в 1979 г. в связи с загруженностью МИТ работами по созданию стратегических ракетных комплексов. 

Индекс ГРАУ 9К712 соотнесен с комплексом "Эльбрус" предположительно.

Автомномную пусковую установку комплекса "Эльбрус" планировалось разместить на шасси "Основа" БАЗ. На фото прототип шасси БАЗ-6944 "Основа", 1979 г. (источник).
Автор: DIMMI Создан: 30.03.2009 00:56:55 Комментариев: 7 Читать всю статью

РТ-2ПМ2, РС-12М1 / РС-12М2 Тополь-М - SS-27 SICKLE-B

ДАННЫЕ НА 2020 г. (стандартное пополнение, v.2)
НИР "Универсал" / ОКР "Тополь-М", ракета 15Ж55 / 15Ж65 - SS-Х-27 SICKLE-B
Комплекс РС-12М1 "Тополь-М" / 15П155 (ПГРК), ракета РТ-2ПМ1 / 15Ж55 - SS-27 SICKLE-B
Комплекс РС-12М2 "Тополь-М" / 15П165 (ШПУ), ракета РТ-2ПМ2 / 15Ж65 - SS-27 SICKLE-B


Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) / подвижный грунтовый ракетный комплекс (ПГРК). Комплекс и ракета разработаны Московским Институтом Теплотехники (МИТ), главные конструкторы - Борис Николаевич Лагутин и Юрий Семенович Соломонов (в разные годы, источник).

Постановлением Совмина СССР №173-45 от 9 февраля 1987 г. предписывалось начало одновременно в НПО машиностроения (г.Реутов, проект "Альбатрос"), в КБ "Южное" (г.Днепропетровск) и в Московском Институте Теплотехники  работ по разработке перспективных МБР с возможностью преодоления многоэшелонной системы ПРО предполагаемого противника с универсальным базированием - с вариантами пуска из ШПУ и в виде ПГРК (ист. - Стратегические ракетные, источник).

Работы в КБ "Южное" велись по НИР "Универсал" - разрабатывалась твердотопливная МБР в вариантах ПГРК и ШПУ. В МИТе велись работы по НИР "Тополь-М" - разработка МБР на смену МБР "Тополь" с двумя видами базирования - ПГРК и ШПУ. В августе 1988 г. Ю.С.Соломонов (МИТ) провел переговоры с КБ "Южное" в результате которых к концу 1988 г. два КБ совместно разработали техническое предложение по единой ракете в рамках НИР "Универсал" (ист. - Стратегические ракетные).

Полномасштабная разработка ракеты РТ-2ПМ2 / 15Ж65 была начата совместно МИТ и КБ "Южное" по решению  ВПК СССР №323 от 09.02.1989 г. по теме НИР "Универсал". Проектирование планировалось закончить к концу 1991 г. в двух вариантах - ракета с платформой разведения неуправляемых боевых блоков с РДТТ и без комплекса средств преодоления (КСП) ПРО - разработчик МИТ (мобильный ракетный комплекс, ПГРК), аналогичная ракета с платформой разведения боевых блоков с монотопливным жидкостным двигателем и с КСП ПРО - разработчик - КБ "Южное" (г.Днепропетровск, шахтный ракетный комплекс 15П065). В силу ряда причин производственного характера ракеты отличались конструкцией ТПК и потому имели некоторые отличия и получили разные индексы - 15Ж55 для ПГРК и 15Ж65 для ШПУ (ист. - Стратегические ракетные).

Разработку 1-й ступени, варианта платформы разведения ББ и головного обтекателя ракеты вело КБ "Южное", разработку 2-й и 3-й ступени, приборного отсека, своего варианта платформы разведения ББ и неуправляемого боевого блока вел МИТ. Двигатель 1-й ступени, головной обтекатель и второй вариант платформы разведения с двигателем на монотопливе разрабатывало КБ "Южное" (ист. - Ракеты и космические аппараты, Стратегические ракетные). В конце 1989 г. выпущен совместный эскизный проект ракеты и шахтного варианта ракетного комплекса. В первой половине 1990 г. выпущен эскизный проект ПГРК (ист. - Стратегические ракетные).

Первый летный образец 1Л варианта ракеты КБ "Южное" был собран и подготовлен к испытаниям на полигоне в Плесецке в декабре 1991 г. Отправка ракеты с завода на полигон была отменена решением главкома РВСН СССР. В 1991 г. МИТ начал формирование скорректированной кооперации разработчиков с упором на российские предприятия (ист. - Стратегические ракетные). В 1992 г. после обращения генерального конструктора КБ "Южное" С.Н.Конюхова к Президенту России Б.Н.Ельцину созвано совещание для обсуждения продолжения совместной разработки МБР. Решение принято не было и в апреле 1992 г. прекращено участие КБ "Южное"  в разработке ракеты (ист. - Ракеты и космические аппараты...). В 1992 г. было выпущено дополнение к эскизному проекту МБР "Тополь-М" учитывающее изменения по кооперации разработчиков - двигатель 1-й ступени ракеты разрабатывался теперь НПО "Искра" (г.Пермь). За основной вариант базирования шахтного варианта был принят вариант с использованием стартовой позиции и ШПУ комплексов УР-100НУТХХ с ракетами 15А35 после модернизации стартового оборудования (разработчик ОКБ "Вымпел" , г.Москва). Так же дополнением к эскизному проекту предусматривалось использование ШПУ ракет Р-36МУТТХ и Р-36М2 в случае полного сокращения этих ракет по договоре СНВ-2, которое могло произойти (ист. - Стратегические ракетные). 

Указом Бориса Ельцина от 27 февраля 1993 года головным предприятием по разработке «Тополя-М» стал МИТ. Было принято решение о разработке унифицированной ракеты только с одним вариантом боевого оснащения — с двигательной установкой боевой ступени на твердом топливе. После чего наработки по варианту РТ-2ПМ2 с КСП ПРО и монотопливным двигателем платформы разведения переданы из КБ "Южное" в Московский Институт Теплотехники. Образец ракеты 1Л передан России 15 января 1995 г. (ист. - Ракеты и космические аппараты...).

Испытания. Для отработки стационарного варианта ракеты РТ-2ПМ2 комплекса «Тополь-М» в 1992 г. началось переоборудование шахтных ПУ на площадках 163/1, 172 и «Южная» полигона Плесецк. Испытания РТ-2ПМ2 состоялись в период с 20 декабря 1994 г. (первый пуск) по февраль 2000 г. (десять пусков).


Пуск ракеты 15Ж65 "Тополь-М" из ШПУ с площадки космодрома Плесецк, 01.11.2014 г. (http://tass.ru/).

Автор: DIMMI Создан: 07.01.2018 19:05:17 Комментариев: 44 Читать всю статью

Каталог военной техники:



Наши партнеры:






free counters

Последние комментарии

вот... новая статья
DIMMI 2013-11-12 01:02