MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.) | Статьи

Орешник - SS-Х-31B / SS-X-34

ДАННЫЕ НА 2024 г. (трубется пополнение)
"Орешник" - SS-Х-31B / SS-X-34


Баллистическая ракета средней дальности. Разработана Московским Институтом Теплотехники (МИТ). В июле 2023 г. принято решение руководства страны о разработке ракеты в варианте с неядерным оснащением на базе МБР "Рубеж". Вероятно, теоретическая проработка создания подобного комплекса под шифром "Кедр" велась с 2022 г. или раньше. Ракета создается с использованием наработок по другим ракетным комплексам разработки МИТ - "Ярс",  "Булава" и др.

По западным данным кооперация по разработке ракетного комплекса включает в себя:
- Московский институт теплотехники - головной разработчик комплекса и ракеты;
- ФНПЦ "Титан-Баррикады” (г. Волгоград) - автономная пусковая установка и вспомогательные машины комплекса; 
- ЦНИИАГ (г.Москва) - разработка устройств системы управления ракетой
- ФЦДТ "Союз" - разработка двигательной установки
- ОКБ “Прожектор” (г. Москва)
- Концерн “Созвездие” (г.Воронеж);
- НПП “Спецэнергомеханика” (г. Москва);
- НИЦ спецтехники и конверсии “Континент” (г. Москва).

По западным данным испытания ракеты начаты пуском на полигоне Капустин Яр в октябре 2023 г. и продолжены пуском в июне 2024 г. Третий испытательный пуск стал испытательно-боевым - 21.11.2024 г. ракета (или ракеты) применена по боевой цели - ПО "Южмаш" в Днепропетровске. Боевое оснащение нового типа - РГЧ ИН с кассетным наполнением (6 х 6 боевых элементов) либо набор КСП ПРО.

По итогам пуска 21.11.2024 г. Главком РВСН С.Каракаев  предложил принять ПГРК "Орешник" на вооружение.



Образ БРСД "Орешник" с пусковой установкой и с блоками индивидуального разведения - как модификации МБР РС-26 "Рубеж" (реконструкция РС-26 "Рубеж" от MilitaryRussia.Ru)
Автор: DIMMI Создан: 23.11.2024 07:21:01 Комментариев: 6 Читать всю статью

РС-24 Ярс / Тополь-МР - SS-X-29 / SS-29 / SS-27 mod.2 SICKLE-B

ДАННЫЕ НА 2025 г. (стандартное пополнение)
Комплекс РС-24 "Ярс" / "Тополь-МР" / "Универсал" - SS-X-29
Комплекс РС-24 "Ярс" / 15П155М, ракета РС-12М2Р / 15Ж55М (АПУ) - SS-29 / SS-27 mod.2 SICKLE-B
Комплекс РС-24 "Ярс" / 15П165М, ракета РС-12М2Р / 15Ж65М (ШПУ) - SS-29 / SS-27 mod.3 SICKLE-С
Комплекс РС-24 "Ярс-С"
Комплекс РС-24 "Ярс-М"



Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) / подвижный грунтовый ракетный комплекс (ПГРК). Комплекс и ракета разработаны Московским Институтом Теплотехники (МИТ) на базе МБР РТ-2ПМ2 / "Тополь-М", главный конструктор - Ю.Соломонов. Разработка МБР "Тополь-М" / РТ-2ПМ2 с использованием только российских технологий начата в марте 1992 г. Указ Президента России Б.Н.Ельцина о создании ракетного комплекса "Тополь-М" (с вариантами развития) вышел 27 февраля 1993 г.

Первый испытательный пуск ракеты "Ярс" 15Ж55М произведен 29 мая 2007 г. с мобильной пусковой установки на полигоне Плесецк. В 2009 г. ЦКБ "Титан" созданы первые экземпляры стартовых агрегатов комплекса "Ярс" (источник). Ракеты комплекса производятся на Воткинском машиностроительном заводе (г.Воткинск). По сообщениям СМИ (2010 г.) ракеты РС-24 будут заменять на дежурстве МБР РС-18 и РС-20 по мере исчерпания их гарантийных сроков. В январе 2010 г. было заявлено, что государственные испытания комплекса завершатся до конца 2010 г., либо после 4-го и 5-го пусков. С 2012 г. в серийном производстве планируется оставить только МБР РС-24 "Ярс". В 2011 г. планировалось произвести 3 испытательных пуска МБР "Ярс" (сообщения СМИ от декабря 2010 г.).

Развертывание комплексов "Ярс" начато в декабре 2009 г. после принятия комплекса РВСН для "опытно-боевого дежурства" в составе одного ракетного дивизиона полка Тейковской 54-й гвардейской ракетной дивизии 27-й гвардейской ракетной армии РВСН (базирование - Красные Сосенки, 3 комплекса). 30 ноября 2010 г. главкоком РВСН генерал С.Каракаев заявил, что РВСН постепенно будут перевооружаться с мобильных комплексов с моноблочными ракетами "Тополь-М" на мобильные комплексы с ракетами с РГЧ ИН "Ярс". В декабре 2010 г. на вооружение Тейковской ракетной дивизии поступил второй дивизион комплексов "Ярс" (3 СПУ). 4 марта 2011 г. объявлено, что первый ракетный полк с МБР РС-24 "Ярс" заступил на боевое дежурство в РВСН в составе Тейковской дивизии. В состав полка Тейковской ракетной дивизии вошли 2 ракетных дивизиона МБР РС-24, поставленных в РВСН в 2009-2010 г.г. Всего в составе полка 6 комплексов РС-24.

Все данные по комплексу носят предположительный характер и взяты из открытых источников и СМИ. Список источников прилагается.


Пуск МБР РС-24 / 15Ж55М "Ярс" из ПГРК в ходе учений стратегических сил "Гром-2022", полигон Плесецк, 26.10.2022 г. (кадр видео Министерства обороны России)
Автор: DIMMI Создан: 02.12.2010 12:54:24 Комментариев: 755 Читать всю статью

РДС-1 / изделие 501

ДАННЫЕ НА 2025 г. (стандартное пополнение)
РДС-1 / С-1 / изделие 501


Первая отечественная атомная бомба. Атомная бомба РДС-1 разработана КБ №11 Лаборатории измерительных приборов №2 АН СССР (с 1950 г. КБ передано в структуру Первого Главного Управления при Совмине СССР) в соответствии с научно-техническими требованиями научного руководителя работ по созданию атомного оружия академика Курчатова (Лаборатория измерительных приборов №2 АН СССР, создана в феврале 1943 г.) и главного конструктора КБ-11 Ю.Б.Харитона. 20 августа 1945 г. при Государственном Комитете Обороны СССР создан специальный комитет по созданию отечественного атомного оружия, председатель комитета - Л.П.Берия. 30 августа 1945 г. для практической реализации задачи создания атомного оружия при Совете Народных коммисаров СССР создано Первое Главное Управление, руководитель - Б.Л.Ванников. 10 декабря 1945 г. состоялось первое заседание научно-технического совета ПГУ. 9 апреля 1946 г. по Постановлению Совмина СССР №805-327сс/оп "Вопросы Лаборатории №2" создано КБ-11, главный конструктор - Ю.Б.Харитон, начальник КБ - П.М.Зернов.

При создании первой отечественной атомной бомбы широко использовались данные разведки - в частности, подробная схема американской атомной бомбы, которая была передана советской разведке Клаусом Фуксом. Ценность полученной от Фукса информации была подтверждена Ю.Б.Харитоном впервые на конференции первых разработчиков ядерного оружия, которая проходила во ВНИИЭФ в апреле 1992 г., а затем в статье в газете "Известия" от 8 декабря 1992 г. (источник). Разработка систем бомбы велась отечественными учеными, но получение разведданных о подобных работах в США позволило значительно ускорить разработку, хотя и привело к преемственности технических решений.


Академик Ю.Б.Харитон в музее РФЯЦ-ВНИИЭ у корпуса бомбы РДС-1. Музей ядерного оружия РФЯЦ-ВННИЭФ, 1993 г. (http://rusarchives.ru/school).
Автор: DIMMI Создан: 16.03.2013 16:58:37 Комментариев: 35 Читать всю статью

пр.667БДРМ Дельфин - DELTA-IV

ДАННЫЕ НА 2025 г. (стандартное пополнение)
пр.667БДРМ "Дельфин" - DELTA-IV
К-51 "Верхотурье"
К-84 "Екатеринбург"
К-64 "Подмосковье"
К-114 "Тула"
К-117 "Брянск"
К-18 "Карелия"
К-407 "Новомосковск"

Подводная атомная лодка с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) / ракетный подводный крейсер стратегического назначения (РПКСН). Проект ПЛАРБ разработан ЦКБ МТ "Рубин" (г.Ленинград), главный конструктор - С.Н.Ковалев. Постановление Совмина СССР о разработке ПЛАРБ с межконтинентальным ракетным комплексом Д-9РМ вышло 10 сентября 1975 г. Лодка разрабатывалась как более совершенная модификация ПЛАРБ пр.667БДР.  В проекте использовались новые разработки в области вооружения, систем управления и обнаружения, средства снижения гидроакустических шумов. Широкое применение получили различные демпфирующие, виброизолирующие, звукопоглощающие устройства. Отрабатывались результаты исследований шумоизлучения различных корпусных конструкций. Всеми изменениями обеспечивалось снижение дальности обнаружения ПЛАРБ пр.667БДРМ в арктических районах американскими ПЛА типа "Лос-Анджелес" до 20 морских миль.

Вероятно, во второй половине 1980 г. подготовлен технический проект ПЛАРБ. Строительство серии лодок начато в Северодвинске ПО "Севмаш" с головной лодки К-51 (зав.№379), которая была заложена 23 февраля 1981 г., спущена на воду 7 марта 1984 г.  и принята Флотом 29 декабря 1984 г. 

Всего с 1984 по 1990 годы было построено 7 ПЛАРБ проекта.


Погружается ПЛАРБ пр.667БДРМ "Дельфин" - DELTA-IV 
Автор: DIMMI Создан: 16.11.2012 23:59:26 Комментариев: 35 Читать всю статью

пр.636 - Improved KILO

ДАННЫЕ НА 2025 г. (стандартное пополнение)
пр.636 / пр.636М / пр.06361 - Improved KILO
пр.06363 - Improved KILO-II

Большая дизель-электрическая подводная лодка (тип "Б"). Проект подводной лодки разработан для поставок на эксплот в Китай на базе проекта 877М - Improved KILO. Проектирование велось ЦКБ" Рубин", главный конструктор проекта - Ю.Н.Кормилицын, по состоянию на конец 2013 г. (или ранее) - Игорь Молчанов. По сравнению с базовыми модификациями пр.877 лодки пр.636 отличаются установкой нового поколения бортового оборудования и широким использованием звукопоглощающих технологий. Головная лодка пр.636 - Б-466 (будущая "Yuan Zhend 66 Hao" ВМС Китая) заложена на Адмиралтейских верфях под заводским №01616 16 июня 1996 г. Лодка спущена на воду 26 апреля 1997 г. и сдана Флоту 26 августа 1997 г. Передача лодки ВМС Китая состоялась12 ноября 1997 г. В те годы производственный цикл лодок проекта составлял чуть больше года.  В первой половине 2000-х годов производственный цикл увеличился до 1.5-2 лет и к началу 2010-х годов составлял уже от 2.5 до 4 лет.


Подводная лодка пр.06363 Б-261 "Новороссийск" в Южной бухте Севастополя, 06.10.2018 г. (https://t.me/kchf_ru)
Автор: DIMMI Создан: 24.02.2013 21:45:09 Комментариев: 18 Читать всю статью

пр.885 Ясень - YASEN / GRANAY / GRANEY

ДАННЫЕ НА 2025 г. (стандартное пополнение)
пр.885 / пр.08850 "Ясень" - YASEN / GRANAY / GRANEY
К-560 "Северодвинск"
пр.885М / пр.08851 "Ясень-М" - YASEN-II
К-561 "Казань"
К-573 "Новосибирск"
К-571 "Красноярск"
К-562 "Архангельск"
"Пермь"
"Ульяновск"
"Воронеж"
"Владивосток"


Многоцелевая атомная подводная лодка с крылатыми ракетами (ПЛАРК). Разработана в СПМБМ "Малахит", главный конструктор - В.Н.Пялов (1985-2016 г.г.). НИР по разработке ПЛА 4-го поколения начаты в 1977 г. Предварительное проектирование ударной ПЛ с классическим торпедо-ракетным вооружением по пр.885 начато в 1980 г. наряду с разработкой ПЛА пр.957. Новый проект (885) сохранил определенную преемственность от ПЛА пр.971 в вопросах снижения шумности. В 1985 г. строительство лодок пр.885 было запланировано программой строительства ВМФ СССР на ближайшие 10 лет. Предполагалось строительство серии из 30 ПЛА. 30 октября 1986 г. заключен контракт №102/86-Е/554-86 между Министерством обороны СССР и СПМБМ "Малахит" на выполнение опытно-конструкторской работы (ОКР) «Проект 885» (дополнительное соглашение к контракту подписано 31 марта 2011 г.). Технический проект лодки подготовлен в конце 1980-х годов, но позже был перепроектирован с учетом изменений требований руководства ВМФ и с учетом начала испытаний перспективной и  единой для разных носителей противокорабельной ракеты  "Оникс" (1987 г.). В 1989 г. принято решение о прекращении разработки специализированных ПЛА и доработке проекта 885 под ПКР "Оникс" и КРБД "Гранат" с установкой на лодке пусковой установки вертикального пуска.


ПЛА К-560 "Северодвинск" пр.885, вероятно, 2014 г. (фото - Воркунков Максим, http://www.sevmash.ru).
Автор: DIMMI Создан: 16.03.2010 02:31:49 Комментариев: 121 Читать всю статью

АН602 / изделие 602 / "Царь-бомба"

ДАННЫЕ НА 2025 г. (стандартное пополнение)
АН602 / изделие 602 / "Царь-бомба"


Термоядерная бомба с зарядом двухступенчатого типа с ядерным обжатием по типу РДС-37 сверхвысокой мощности. Предложение о создании термоядерной бомбы мощностью около 100 мегатонн в 1961 г. высказал молодой физик-теоретик Ю.А. Трутнев - бомба мощностью 100 Мт могла бы напугать зарубежных скептиков, считавших, что советские ядерщики существенно слабее американских. Идею поддержали академики А. Д. Сахаров, Ю. Б. Харитон и Я. Б. Зельдович. В феврале 1961 г. руководители КБ-11 направили в ЦК КПСС письмо «Некоторые вопросы развития ядерного оружия и способов его использования», где помимо прочего ставился вопрос о целесообразности разработки заряда мощностью 100 Мт. Решение о возобновлении испытаний ядерного оружия и о создании сверхбомбы было принято 10 июля 1961 г. на   обсуждении в ЦК КПСС, когда научное руководство КБ-11 (ВНИИЭФ) доложило Н. С. Хрущеву о возможности разработки водородной бомбы мощностью 100 Мт.

Разработка бомбы велась в КБ-11 новой группой специалистов: из отпуска был вызван д.ф.м. н. Адамский В.Б., к нему подключили физика-теоретика — недавнего выпускника МИФИ Смирнова Ю.Н., а также инициаторов создания супербомбы к.ф.м. н. Трутнева Ю. А. и к.ф.м. н. Бабаева Ю.Н. Руководство разработкой взял на себя академик Сахаров А.Д. Испытания бомб (корпусов) планировалось начать 01.09.1961 г. При этом была нехватка парка ЭВМ для проведения должного количества расчетов. Пришлось задействовать все ЭВМ математического института АН СССР (математики КБ-11 работали там по ночам и в выходные дни). И только 24 октября (за 6 суток до проведения испытаний) был закончен итоговый отчет по конструкции бомбы и расчетно-теоретическому обоснованию. Но и тогда А.Д. Сахаров (уже без ЭВМ) дополнительно прорабатывал необходимые доработки.

На складах НИИ-1011 в г.Челябинск-70 были взяты 6 корпусов бомбы РН202 для зарядов Р202Э. Изготовление парашютной системы для бомб велось Московским НИИПДС. Самолет-носитель Ту-95-202 находился на аэродроме Дальней Авиации в г. Энгельсе в ожидании утилизации. Пришлось принимать срочные меры. Из категории списанных самолет возвратили в строй, заменили двигатели, провели полную ревизию силовых конструкций, электро- и радиооборудования, провели ремонтно-восстановительные работы. После проведения на нем учебно-тренировочных полетов, было выдано заключение ОКБ А.Н. Туполева о его пригодности для боевой работы.

Задача по конструированию корпуса бомбы и ее парашютной системы была значительно облегчена для КБ-11 тем, что корпус бомбы был ранее разработан НИИ-1011 (для изделия «202», см. ниже). 


Реалистичный макет термоядерной бомбы АН602 в музее (из архива "Росатома")
Автор: DIMMI Создан: 07.03.2022 10:49:18 Комментариев: 1 Читать всю статью

МиГ-41 / ПАК ДП

ДАННЫЕ НА 2017 г. (стандартное пополнение)
МиГ-41 / ПАК ДП



Дальний скоростной истребитель-перехватчик (проект) / перспективный авиационный комплекс дальнего перехвата (ПАК ДП). Разработка истребителя на базе самолета МиГ-31 ведется ОКБ МиГ совместно с КБ авиазавода "Сокол" (г.Нижний Новгород). Разработка начата в первой половине 2013 г., согласно заявлению Главкома ВВС от 11.04.2013 г. (источник). Согласно более поздней информации разработка самолета начата по распоряжению начальника генштаба ВС России (источник). Вероятно, подобная модернизация МиГ-31 прорабатывалась еще в начале 1990-х годоа, но не была реализована. Самолет планируется разработать в рамках программы вооружений до 2020 г. По состоянию на 2013 г. замена парка самолетов МиГ-31 новой машиной планируется до 2028 г.

11 августа 2014 г. главков ВВС России Виктор Бондарев уточнил в СМИ, что сейчас идут НИР, с 2017 г. планируется начать ОКР по созданию перспективного авиационного комплекса дальнего перехвата и до 2025 г. пока ожидается поступление нового самолета в ВВС (источник). 14.06.2017 г. в СМИ генеральный директор МиГ Илья Тарасенко заявил, что в КБ ведутся работы над проектом ПАК ДП "отчасти в инициативном порядке", идет работа над концепцией проекта и его обликом (источник).


Вымышленный образ глубокой модернизации МиГ-31 - самолета "МиГ-33" - вероятного прообраза проекта МиГ-41. Образ сложен по рассказам летчиков МиГ-31 и может не иметь ничего общего с реальностью, 1992 г. (http://militaryrussia.ru).
Автор: DIMMI Создан: 01.03.2014 01:04:34 Комментариев: 33 Читать всю статью

Ту-95 - BEAR

СТАТЬЯ НЕ ЗАВЕРШЕНА (данные за 1997 г., дополнения 2010 г.)
Ту-95  BEAR-A, B, C, D, E, F, G, H, J
 
Дальний бомбардировщик, носитель крылатых ракет. Главный конструктор темы Ту-95  -  Н.Базенков (с 1976 г.  - Н.Кирсанов).  НИОКР начаты в 1949 г.  Постановление СМ СССР о создании Ту-95 принято 11 июля 1951 г. Выпуск рабочих чертежей первого прототипа Ту-95/1 и начало создания - сенябрь 1951 г.  Первый полет прототипа Ту-95/1  -  11  ноября 1952 г.  (летчики А.Перелет и А.Чернов),  в семнадцатом полете произошла катастрофа (11 мая 1953 г.).  В июле 1954 г.  построен  второй прототип Ту-95/2 с двигателями ТВ-12 (НК-12). Первый полет Ту-95/2 - 16 февраля 1955 г.  (летчики М.Нюхтиков и И.Сухомлин). Заводские испытания закончились  в  январе 1956 г.  Первые два серийных самолета взлетели в октябре 1955 г. (авиационный завод N 18  в  г.Куйбышеве). С 1957 г.  в производстве Ту-95М (производство обоих модификаций закончилось в 1959 г.) с двигателями,  соответственно,  НК-12 и НК-12М (Ту-95 и Ту-95М).  Принятие на вооружение - август 1957 года.


Ту-95МС Bear-H (публикация - 2012 г., фото - В.Савицкий, http://www.mil.ru).


Ту-95МС BEAR-H и B-52H (http://militaryphotos.net)
 
Автор: DIMMI Создан: 16.08.2009 23:29:42 Комментариев: 65 Читать всю статью

Ту-160 - реестр, хронология, источники

ДАННЫЕ НА 2025 г. (стандартное пополнение)
Ту-160 BLACKJACK - реестр, хронология, источники:

 

Ту-160М "Валентина Терешкова" №901, Раменское, октябрь 2023 г. (фото Вячеслава Грушникова, https://russianplanes.net/)
 
Статус: СССР и Россия:
 
Реестр Ту-160 неофициальный, по данным СМИ и других публичных источников (с) 2009-2024 г.г., http://militaryrussia.ru, ссылка при использовании обязательна:
Автор: DIMMI Создан: 25.09.2009 22:26:07 Комментариев: 3 Читать всю статью

Комплекс 9К720 Искандер - SS-26 STONE

ДАННЫЕ НА 2025 г. (стандартное пополнение, v.2)
Комплекс 9К715 "Искандер", ракета 9М723 - SS-X-26 STONE
Комплекс 9К720 "Искандер-М", ракета 9М723-1 - SS-26 STONE-A
Комплекс 9К720Э "Искандер-Э", ракета 9М723Э - SS-26 STONE-B
Комплекс 9К720 "Искандер-М", ракета 9М728 / Р-500 ("Искандер-К") - SS-26 STONE-С


Оперативно-тактический ракетный комплекс / многоцелевая модульная ракетная система сухопутных войск. Разработка комплекса велась с использованием наработок по комплексам "Точка", "Ока", "Ока-У" и "Волга". Так же, вероятно, комплекс создавался с учетом НИР "Волна" по исследованию концепции многофункционального ракетного комплекса сухопутных войск модульного типа. Истоки разработки комплекса относятся к НИР "Искандер", проводившейся с 1978 г. По теме НИР велась проработка возможности размещения двух ОТР класса ОТР 9М79 "Точка" на СПУ подобной СПУ комплекса 9К714 "Ока". Основная цель - создание ОТР с дальностью до 400 км для замены комплекса 9К72 с ракетой 8К14 с увеличенной боевой производительностью, а так же с целью обеспечения гарантированного поражения особо важных целей двумя ракетами. По неподтвержденным данным, НИР "Искандер" была прекращена в первой половине 1980-х годов на стадии отработки системы прицеливания и систем управления ракет.

Разработка комплекса "Искандер" в первоначальном виде начата в КБ Машиностроения (г.Коломна, далее - КБМ) в инициативном порядке по распоряжению главного конструктора С.П.Непобедимого и под его руководством в 1987 г. Конкурентом КБМ по разработке ОТР нового поколения было Тульское КБ Приборостроения под руководством А.Г.Шипунова предложившее свой проект. Постановление Совмина СССР о финансировании работ по проектированию комплекса вышло в 1988 г. При создании комплекса ставилась задача обеспечения взаимодействия в составе РУК "Равенство" с самолетом целеуказания М-55 (разработка РУК - НИИЭМИ). В первоначальном проекте, возможно, планировалось использование СПУ 9П76 с одной ракетой. КШМ средств РУК "Равенство" проектировалась на шасси МАЗ-543 (КШМ аналогичная КШМ "Поляна").
 
Особая благодарность ветеранам-ракетчикам "Пенсионеру" (http://russianarms.ru), "Любителю" (http://paralay.iboards.ru) и другим за помощь в подготовке материалов и пользователю "Случайный" с форума http://militaryrussia.ru за уникальные фотоматериалы.
 


Самоходная пусковая установка 9П78-1 ракетного комплекса 9К720 "Искандер-М" с ракетой ракетой типа 9М723 на учениях ракетной бригады в Приморье, 14-18 ноября 2016 г. (http://smitsmitty.livejournal.com/).
Автор: DIMMI Создан: 20.09.2014 19:47:10 Комментариев: 0 Читать всю статью

Индексы ракетных комплексов РВСН и ракет дальнего действия

ДАННЫЕ НА 2025 г. (стандартное пополнение)
Индексы ракетных комплексов РВСН и ракет дальнего действия


Индексы ракетных комплексов с ракетами на жидком топливе по состянию на 2025 г.:

Официальное название Год пуска Тип Западное обозначение Комплекс ШПУ / СПУ / АПУ Ракета Примечание
Р-1 "Победа" 1947 стол SS-1 SCUNNER   стол 8У23 8А11 лафет-установщик 1Н / 8У22
Р-2 1949 стол SS-2 SIBLING   стол 8У23 8Ж38 лафет-установщик 1Н2Э / 8У24
Р-3 (проект)   стол       8А67  
Р-5 1953 стол SS-3 SHISTER   стол 8У212 8А62 лафет-установщик 8У211
Р-5М 1955 стол SS-3 SHISTER   стол 8У212 8К51 лафет-установщик 8У25
Р-7 1957
стартовый
комплекс
SS-6 SAPWOOD     8К71 установщик ракеты 8У213
Р-7А 1959 стартовый
комплекс
SS-6 SAPWOOD   комплекс 8У215 "Тюльпан" 8К74 установщик ракеты 8У213
Р-9А 1961 стартовый
комплекс
со столом
SS-8 SASIN   "Десна-Н" 8К75  
Р-9А 1963 стартовый
комплекс
со столом
SS-8 SASIN   "Долина" 8К75  
Р-9А 1963 ШПУ SS-8 SASIN 8П775 "Десна-В" 8К75  
Р-9Б (проект)     SS-8 SASIN     8К76  
Р-9М (проект)     SS-8 SASIN     8К77  
Р-12 1957 стол SS-4 SANDAL 8П863 стол 8У217 8А63
8К63
лафет-установщик 8У25, установщик 8У210
Р-12У 1961 ШПУ SS-4 SANDAL 8П763 "Двина" 8К63У установщик ракеты 8У237
Р-14 1960 стол SS-5 SKEAN   стол 8У235 8К65  
Р-14У 1962 ШПУ SS-5 SKEAN 8П765 "Чусовая" 8К65У  
Р-16 1960 стол SS-7 mod.1 SADDLER 8П864 "Шексна-Н", стол 8У222 8К64 установщик ракеты 8У221
Р-16У 1962 ШПУ SS-7 mod.2 SADDLER 8П764 "Шексна-В" 8К64У  
Р-26 1962 ШПУ SS-8 SASIN (ошибочно)     8К66  
УР-200 1963 стол / ШПУ SS-X-10 SCRAG     8К81 НПО машиностроения
УР-200А (проект)   стол / ШПУ       8К83 Глобальная ракета. НПО машиностроения
ГР-1 (проект)   стол / ШПУ SS-X-10 SCRAG (ошибочно)     8К713 Глобальная ракета. ОКБ-1
Р-36 1963 стол / ОС SS-9 mod.1 / mod.2 SCARP 8П767 8П867 8К67  
Р-36-О 1965 ОС SS-9 mod.3 SCARP FOBS 8П769 8П869 8К69 Орбитальная глобальная ракета
Р-36П 1968 ОС SS-9 mod.4 SCARP 8П767П   8К67П РГЧ рассеивающего типа
Гном (проект)   ПГРК     СМ-СП21   МБР КБМ с ПВРД
УР-500 Протон 1965 установка SL-9 8П882К   8К82  
УР-100 / РС-10 1965 ОС SS-11 mod.1 SEGO 15П084   8К84  
УР-100М / УР-100УТТХ / РС-10 1971 ОС SS-11 mod.2 SEGO 15П084   8К84М   
УР-100А   ОС       15А10 НПО машиностроения. не была создана
УР-100К 1969 ОС SS-11 mod.3 SEGO     15А20 бодл
УР-100У (УТТХ) 1971 ОС SS-11 mod.4 SEGO     15А20У  
МР-УР-100 / РС-16А 1972 ОС SS-17 mod.1/2 SPANKER 15П015 15П715 15А15 КБ "Южное"
МР-УР-100У / РС-16Б 1977 ОС SS-17 mod.3 SPANKER 15П016 15П716 15А16 КБ "Южное"
УР-100Н / РС-18А 1972 ОС SS-19 mod.1 и 2 STILETTO 15П030
15П030П
  15А30 ОКБ-52
УР-100НУТТХ / РС-18Б 1977 ОС SS-19 mod.3 STILETTO 15П035
15П135
15П735 15А35 ТПК 15Я54
Р-36М / РС-20А 1973 ОС SS-18 mod.1-3 SATAN 15П014 15П714 15А14 КБ "Южное"
Р-36М УТТХ / Р-36М1 / РС-20Б 1977 ОС SS-18 mod.4 SATAN     15А18-1 МБР 15А14 с РГЧ МБР 15А18
Р-36М УТТХ / Р-36М1 / РС-20Б 1978 ОС SS-18 mod.4 SATAN 15П018
15П118
15П718 15А18  
УР-100НУ   ОС       15А40  
УР-100М   ОС       15А26  
Периметр с ракетой 15А11 1979 ОС   15П011 15П716 15А11 КБ "Южное", командная ракета на базе 15А13
Р-36М2 тех.проект   ОС       15А17 Технический проект МБР Р-36М2
Р-36М2 / РС-20В "Воевода" с РГЧ ИН 1986 ОС SS-18 mod.6 SATAN 15П118М
15П018М
15П718М 15А18М ГЧ 15Ф173
Р-36М2 / РС-20В "Воевода" с моно ГЧ 1988 ОС SS-18 mod.5 SATAN 15П118М
15П018М
15П718М 15А18М ГЧ 15Ф175
Р-36М3 "Икар"   ОС       15А18М2
15А19
15А19 ошибочное обозначение
Изделие 102Э 1990 ОС       15А35П
15Ю70
НПО машиностроения
"4202" "Авангард" 2011 ОС SS-19 mod.4 STILETTO 15П171 15П771 15А35-71
15Ю71
НПО машиностроения
РС-28 "Сармат" 2022 ОС SS-X-30 SARMAT 15П228 15П728 15А28 ГРЦ им.Макеева и НПО машиностроения

...

Автор: DIMMI Создан: 01.08.2015 07:40:28 Комментариев: 8 Читать всю статью

15П170 / 15Ж70 Альбатрос

ДАННЫЕ НА 2025 г. (стандартное пополнение)
НИР "Альбатрос", комплекс 15П170, ракета 15Ж70


Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР). Разработка комплекса велась НПО машиностроения (г.Реутово) по Постановлению Совмина СССР №173-45 от 9 февраля 1987 г. Генеральный конструктор - Герберт Ефремов, главный конструктор - В.Ю.Гасюнас (источник). В 1991 г. планировалось начать испытания комплекса, а в 1993 г. предполагалось начать серийное производство и развертывание МБР (ист. - Казыдуб).

Создание нового ракетного комплекса с возможностью преодоления многоэшелонной системы ПРО должно было стать асимметричным ответом на разработку в США системы ПРО по программе СОИ. Боевое оснащение комплекса - маневрирующие планирующие (крылатые) гиперзвуковые боевые блоки первого поколения (источник), обладающие возможностью совершения маневра до 1000 км по азимуту при входе в атмосферу на высоте "линии Кармана" со скоростями порядка 5.8 - 7.5 км/с (17-22 М). В основе проекта «Альбатрос» лежали предложения по управляемому боевому блоку, способному совершать маневр уклонения от противоракеты - УББ должен был фиксировать старт противоракеты и совершать запрограммированный маневр уклонения. Проработки проекта УББ с такими возможностями велись в 1979-1980 г.г. - выполнялось проектирование системы автоматики подобного противоракетного маневра (источник).

Предполагалось так же несколько вариантов базирования комплекса с одной универсальной МБР - подвижный грунтовый комплекс, стационарный шахтный и перебазируемый шахтный вариант (для размещения в ШПУ МБР других типов).

Эскизный проект комплекса "Альбатрос" разработан к концу 1987 г. и вызвал критику Министерства обороны. Проектирование комплекса велось до начала 1989 г. Основные причины прекращения разработки: сомнительность сроков реализации проекта в т.ч. из-за проблематичности заложенных в проект технических решений.

В июне 1989 г. на совещении в НПО машиностроения (г.Реутово) генеральный директор НПО Г.А.Ефремов выступил с предложением разработки комплекса "Альбатрос" в качестве универсального комплекса для РВСН - для шахтного и мобильного видов базирования - с твердотопливной ракетой 15Ж70. Это вызвало противодействие со стороны других разработчиков МБР - Московского Института Теплотехники (МИТ) и КБ "Южное" (г.Днепропетровск).

9 сентября 1989 г. в развитие Постановления Совмина СССР от 9 февраля 1987 г. вышло Решение ВПК №323, которым предписывалось создание вместо комплекса «Альбатрос» двух новых ракетных комплексов - подвижного грунтового и стационарного шахтного на базе универсальной для обоих комплексов трехступенчатой твердотопливной ракеты, разработанной МИТ для подвижного грунтового комплекса «Тополь-2». Тема НИР получила название «Универсал» (ракета РТ-2ПМ2 / 8Ж65, позже  - "Тополь-М"). Разработка ПГРК с новой ракетой велась МИТом, комплекс с базированием в ШПУ - КБ «Южное» (ист. - Казыдуб). Активная разработка комплекса "Альбатрос" в интересах РВСН была прекращена после заключения договора СНВ-1 в 1991 г., но испытания опытных образцов УББ были продолжены.



Рисунок аппаратов СЛА-1 и СЛА-2 системы "Призыв" с рекламного буклета НПО машиностроения, 1990-е годы (http://forums.airbase.ru/).
Автор: DIMMI Создан: 11.08.2015 07:40:47 Комментариев: 3 Читать всю статью

РС-12М Тополь, ракета РТ-2ПМ / 15Ж58 - SS-25 SICKLE

ДАННЫЕ НА 2025 г. (стандартное пополнение)
Комплекс РС-12М / 15П158.1 / 15П158 "Тополь", ракета РТ-2ПМ / 15Ж58 - SS-25 SICKLE / PL-5


Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) / подвижный грунтовый ракетный комплекс (ПГРК). Предварительная проработка проекта комплекса велась с 1975 г. Московским Институтом Теплотехники (МИТ) под руководством Александра Давидовича Надирадзе на базе МБР "Темп-2С" - SS-16 SINNER и БРСД "Пионер" - SS-20 SABER. Главный конструктор с 1987 г. - Борис Лагутин (по 1993 г.). Разработка МБР "Тополь" для применения в составе ПГРК начата по Постановлению Совмина СССР №544-166 от 20.07.1975 г. Следующее Постановление Совмина СССР о разработке комплекса "Тополь" с МБР на твердом топливе №668-212 вышло 19 июля 1976 г. Постановлениями предусматривалась следующая кооперация предприятий по созданию комплекса:
- МИТ - головной по комплексу и по ракете
- НИИАП - система управления МБР
- ЦКБ "Титан" завода "Баррикады" (г.Волгоград) - разработка самоходной пусковой установки ПГРК
- КБ "Мотор" - специальные машины ПГРК
- Минский автозавод - шасси ПГРК и вспомогательных машин комплекса
- КБ завода "Арсенал" (г.Киев) - прицельное оборудование
- ВНИИЭФ - термоядерный боевой блок

В 1979 г. начата отработка изготовления зарядов для двигателей второй и третьей ступеней ракеты на Павлоградском химическом заводе (источник).

Первый пуск МБР из специально оборудованной ШПУ выполнялся на полигоне Капустин Яр 27 октября 1982 г. Вероятно, одной из задач пуска была проверка работы стартовых систем и выхода ракеты из ТПК с последующим запуском основного двигателя первой ступени. Пуск оказался неудачным. Летно-конструкторские испытания (ЛКИ) МБР 15Ж58 начались пуском из переоборудованной ШПУ на полигоне Плесецк 08 февраля 1983 г. Пуск был полностью успешным. Всего в 1983-1984 г.г. состоялось 12 пусков по программе ЛКИ. Все пуски выполнялись на полигоне Плесецк. Зачетный пуск программы ЛКИ состоялся 20 ноября 1984 г.

Серийное производство ракетного комплекса "Тополь" начато по Постановлению Совмина СССР №1275-3400 от 28.12.1984 г. (ист. - Стратегические ракетные), хотя освоение серийного производства МБР велось Воткинским заводом с конца 1970-х годов. Ракета серийно производилась Воткинским машиностроительным заводом с 1985 г. Самоходные пусковые установки комплекса производились заводом "Баррикады" (г.Волгоград). В 1984 г. началось строительство сооружений стационарного базирование и оборудование маршрутов боевого патрулирования ПГРК. Объекты размещались в тех дивизиях РВСН, где снимались с боевого дежурства МБР РТ-2П, МР-УР-100 и УР-100Н. Одновременно ПГРК комплекс разворачивались в позиционных районах БРСД "Пионер" (ист. - Стратегические ракетные).

На боевое дежурство первый дивизион ПГРК 15П158.1 "Тополь" заступил 23 июля 1985 г. в составе полка РВСН в Йошкар-Оле Марийской АО СССР (источник). До конца 1985 г. на боевое дежурство заступил еще один пол ПГРК (ист. - Стратегические ракетные). Первый полк РВСН с ракетами РС-12М, укомплектованный мобильным полковым командным пунктом "Барьер" (источник), был поставлен на боевое дежурство 28 апреля 1987 г. в районе г. Нижний Тагил и 27 мая 1988 г. на боевое дежурство был поставлен первый ракетный полк с модернизированным мобильным полковым командным пунктом "Гранит" (источник), базирование - г. Иркутск (источник). Комплекс МБР "Тополь" был принят на вооружение РВСН СССР 1 декабря 1988 г. (источник).

С 1997 г. идет постепенная замена МБР РС-12М на МБР РС-12М2 "Тополь-М" и РС-24 "Ярс". К концу 2021 г. комплекс "Тополь" полностью снят с боевого дежурства.


АПУ 15У168 комплекса 15П158 "Тополь" на учениях выпускников Серпуховской военной академии РВСН, публикация 12.12.2013 г. (фото - Константин Семенов, http://tvzvezda.ru/).
Автор: DIMMI Создан: 03.11.2011 17:27:39 Комментариев: 283 Читать всю статью

Д-30 / Р-30 / 3М-30 Булава - SS-N-32 (2)

ДАННЫЕ НА 2025 г. (стандартное пополнение v2)
Комплекс Д-30 / 3К-30 / Б-30 "Булава-М", ракета Р-30 / 3М-30 / РСМ-56 "Булава" / "Булава-30" - SS-NX-32 / SS-N-32


Баллистическая ракета для подводных лодок (БРПЛ) межконтинентальной дальности. Разработана Московским Институтом Теплотехники (МИТ), главный конструктор - Ю.С.Соломонов (с 20.09.2010 г. - А.П.Сухадольский). По западным данным эскизное проектирование ракеты начато в 1992 г. При создании новой БРПЛ в МИТ использованы наработки по проекту МБР 15Ж59 "Курьер" (дальность 9500 км, масса 16 т) с использованием нового типа смесевого топлива для РДТТ. Согласно первоначальным планам, масса БРПЛ должна была составить 26-28 тонн. Позже, по тем же причинам, по которым был изменен проект 2-й и 3-й ступеней БРПЛ "Барк" массо-габаритные характеристики ракеты были изменены (ист.- генерал-полковник А.Ситнов "Булава"...). Решение об изменении проекта вызвано прекращением производства топлива на Украине (перепрофилирование на выпуск бытовой химии).

В ноябре 1997 г., после третьего неудачного старта БРПЛ "Барк", министрами правительства России Я.Уринсоном и И.Сергеевым (бывший командующий РВСН) в письме премьер-министру В.Черномырдину поставлен вопрос о передаче проектирования основной БРПЛ ВМФ в Московский Институт Теплотехники. В ноябре и декабре 1997 г. работали две Межведомственные комиссии, созданные по приказу Министра обороны России, для изучения неудач испытаний БРПЛ "Барк". В состав комиссии входили представители МИТ, Управления вооружений МО России и РВСН. Второй Межведомственной комиссией было рекомендовано продолжить испытания ракеты с принятием на вооружение двух ПЛАРБ пр.941У, но представители Управления вооружений и РВСН предлагали прекратить разработку БРПЛ. Основные причины:
- разработка максимально унифицированной межвидовой малогабаритной ракеты для РВСН ("Тополь-М") и ВМФ "Булава";
- разнесение по годам пиков финансирования перевооружения РВСН и ВМФ ("Тополь-М" и "Булава");
- экономия средств;

В начале 1998 г. выводы комиссии одобрены Военно-техническим советом МО России. В январе 1998 г. вопрос рассмотрен комиссией созданной распоряжением Президента России. Осенью 1998 г. по предложению главкома ВМФ В.Куроедова Советом Безопасности России тема "Барк" официально закрыта и после проведения конкурса под эгидой "Роскосмоса"  (участники - МИТ и ГРЦ им.Макеева с проектом "Булава-45" главного конструктора Каверина Ю.А.) начато проектирование БРПЛ "Булава" в МИТе. В то же время начато перепроектирование под ракету "Булава" ПЛАРБ пр.955. Одновременно контроль за разработкой БРПЛ был возложен на 4-й ЦНИИ МО России (руководитель - В.Дворкин), который ранее занимался контролем создания МБР, а "морской" 28-й ЦНИИ МО России был отстранен от работ по БРПЛ.

Кооперация предприятий, которые вели создание ракетного комплекса Д-30 "Булава":
- МИТ - головной по комплексу и по ракете 3М-30 "Булава"
- Воткинский машиностроительный завод - серийное производство ракет
- ВНИИТФ - унифицированные боевые блоки боевого оснащения БРПЛ
- МИТ и НПО "Искра" - разработка РДТТ маршевых ступеней
- ФГУП "ФНПЦ "Алтай" (г.Бийск") совместно с ФГУП ФЦДТ "Союз" - разработка топлива для всех РДТТ
- НПО Автоматики им.акад.Н.А.Семихатова - система управления
- ГРЦ им.Макеева - корабельный боевой стартовый комплекс (КБСК)
- КБСМ - пусковая установка
- КБ "Мотор" и ЦКБ "Титан" - арсенальное и прочее наземное оборудование


Погрузка ракеты 3М-30 "Булава" на сборочно-снаряжательной базе Воткинского машиностроительного завода, публикация апрель 2016 г. (источник).
Автор: DIMMI Создан: 18.06.2016 22:44:42 Комментариев: 3 Читать всю статью

Комплекс 2М39 Посейдон / ОКР Скиф - KANYON

ДАННЫЕ НА 2025 г. (стандартное пополнение)
Комплекс 2М39 "Посейдон" / ОКР "Скиф" - KANYON


Самоходный подводный аппарат / необитаемый подводный аппарат / роботизированное подводное средство лодочного базирования / морской робототехнический комплекс (МРТК). Разработка морского стратегического комплекса вооружений по теме ОКР "Скиф" велась и ведется под общим управлением ЦКБ МТ "Рубин" (г.Санкт-Петербург). Разработчик  пускового комплекса - ГРЦ им. Макеева (г.Миасс). Первоначальные работы по теме НИР "Спилит" были успешно выполнены отделом №118 ГРЦ Макеева совместно с ленинградскими КБ подводного судостроения "Рубин" в 1988-1990 г.г.

После проведения конкурса в начале 1990-х годов ГРЦ начинает полномасштабную разработку ОКР "Скиф" (комплекс подводного оружия 2М39) по контракту № 334-92 от 05.06.1992 г. с Министерством обороны России (источник). В конце 1990-х годов ГРЦ по предложению ЦКБ МТ "Рубин" должен был стать головной организацией по созданию и изделия и комплекса "Скиф", но это предложение не было утверждено и головным КБ (вероятно) стало ЦКБ МТ "Рубин". Главный конструктор направления в ГРЦ им. Макеева - А.П. Шальнев.

Выпуск конструкторской документации по комплексу начат в 2005 г. (и завершен, вероятно, в 2008 г.). Предположительно в то же время начато и производство опытных экспериментальных образцов по теме ОКР "Скиф". В 2007-2009 г.г. в ГРЦ им. Макеева проводятся испытания узлов и агрегатов по теме ОКР на вакуумно-динамическом стенде. В 2008 г. проведены испытания на прочность узлов, испытания в моделирующий гидродинамические нагрузки установке и функциональные испытания.

Первые успешные испытания прототипов изделия по теме ОКР "Скиф" проведены стартом макета изделия в октябре 2008 г. Испытания макетов изделий-прототипов ведется с опытовой ПЛ Б-90 "Саров" пр.20120 с привлечением спасательного судна "Звездочка" пр.20180 со специальной баржей плавучего испытательного комплекса (ПИК) пр.20210. Так же, ведется отработка методик поиска и подъема на поверхность макетов полезной нагрузки  с использованием ПИК и спасательного судна "Звездочка" без привлечения ПЛ Б-90 "Саров" - погружением изделия-прототипа и бросковых макетов с последующим запуском из подводного положения без штатного пуска их пусковой установки. В январе-октябре 2015 г. на опытовой ПЛ Б-90 "Саров" пр.20120 с участием ФЦДТ «Союз» проходили испытательные пуски изделия 3П27 с замещением массы изделия на подводной лодке (источник). Предположительно речь о прототипе изделия 2М39 для испытаний с ПЛ "Саров".

По западным оценкам от испытаний прототипа до боевого образца системы KANYON пройдет еще несколько лет (2015 г., источник). Наш прогноз - испытания системы 2М39 могут продлиться до 2025 г. и даже дольше.

В материале использованы данные только из открытых публичных источников. Идентификация ОКР "Скиф" и необитаемого подводного аппарата, известного на Западе как KANYON предположительная на основании информации открытых  источников: источник1, источник2. Идентификация индекса 2М39 по данным источник3.


Необитаемый подводный аппарат 2М39 "Посейдон" или его макет на выгрузке из транспортного вагона 2Ф39ЖСТ-01 на полигонных испытаниях. Кадр видео Министерства обороны России опубликованного 20.02.2019 г.

Автор: DIMMI Создан: 23.05.2013 00:01:09 Комментариев: 121 Читать всю статью

пр.09851 / 09853 Хабаровск - KHABAROVSK

ДАННЫЕ НА 2025 г. (стандартное пополнение)
пр.09851 / ОКР "Калитка-СМП" - KHABAROVSK
"Хабаровск"
пр.09853

Большая атомная подводная лодка специального назначения / стратегический атомный подводный крейсер (источник) / носитель роботизированных подводных аппаратов / тяжелый атомный ракетный крейсер (на церемонии вывода 01.11.2025 г.). Разработчиком подводной лодки является ЦКБ МТ "Рубин" (источник). ПЛА будет первым полноценным носителем новой системы вооружения ("Статус-6" / 2М39 "Посейдон"), прототипы которой отрабатывались на опытовой ПЛ пр.20120 "Саров". В середине 2010-х годов так же обсуждались предположения о том, что данная ПЛА является лодкой дальнего гидроакустического дозора или даже атомной глубоководной станцией, но эти гипотезы были ошибочны.

Вероятно, 19.06.2012 г. подписан Государственный контракт №66-12 на поставку Флоту ПЛА пр.09851 (источник). Контракт № 120-14 от 03.06.2014 г. заключен между ОАО «ПО «Севмаш» и ОАО «ЦКБ «МТ «Рубин» на выполнение составной части ОКР «Калитка-СМП» на строительство ПЛА пр.09851 (источник). Позже в 2016 г. сообщается, что работы по пр.09851 ведутся в соответствии с техническим заданием № БЛИЦ.360029.608ТЗ шифр СЧ ОКР «ГТС-К» (источник).  В 2017 г. впервые в отечественном атомном подводном кораблестроении конструкторами ПКБ Севмаша при строительстве АПЛ создается полная 3D-модель корпуса корабля. Пилотным проектом послужила АПЛ «Хабаровск». Она создается как носитель роботизированных средств ВМФ, которые предназначены для разведки дна и недр Мирового океана, мониторинга континентального шельфа, охраны и прикрытия использования сил флота. Кроме того, заводские конструкторы разработали и внедрили программы, с помощью которых выпускается и плазовая документация  на строительство этого корабля. Как поясняет Главный конструктор Севмаша Юрий Спиридонов применение современных технологий повысило качество и значительно снизило продолжительность и трудоемкость работ (источник).

Закладка головной ПЛА "Хабаровск" состоялась 27 июля 2014 г. в цехе №50 ПО "Севмаш" (г.Северодвинск). 25.05.2018 г. СМИ сообщили о прохождении элементами прочного корпуса ПЛА гидравлических испытаний (источник). Строительство лодки по планам 2016 г. предполагалось завершить до 2020 г. (источник). В середине 2019 г. появилась информация о планах спуска лодки на воду до конца 2019 г. (источник). 20.04.2020 г. СМИ сообщили о планах спуска на воду ПЛА "Хабаровск"  в мае-июне 2020 г. и планах на проведение испытаний лодки в течение двух лет (источник). Позже, 24.08.2020 г. на форуме "Армия-2020" генеральный директор ПО "Севмаш" Михаил Будниченко заявил, что спуск "Хабаровска" на воду в 2020 г. вообще не планировался. 07.11.2020 г. сообщается, что ПЛА "Хабаровск" планируется вывести из цеха и спустить на воду в первом полугодии 2021 г. (источник). При этом в ПО "Севмаш" и в 2020 и в 2021 году сообщали лишь о строительстве ПЛА "Хабаровск" и, соответственно, ни в 2021 ни в 2022 годах вывод лодки из эллинга не выполнялся. По состоянию на начало 2023 года ожидается, что лодка будет спущена на воду в 2023 году - официальных подтверждений этому пока нет.

В 2016 г. сообщается о планах ЦКБ МТ "Рубин" провести ОКР по проектированию и сопровождению постройки на ПО "Севмаш" заказа проекта 09853 (источник). Можно сделать предположение о том, что пр.09851 является головной лодкой серии специализированных субмарин-носителей комплекса 2М39, а лодки пр.09853, которые планируется строить серией - серийными лодками-носителями.

15.01.2021 г. в СМИ появилась информация о строительстве ПЛАСН "Ульяновск" по проекту 09853 со сдачей Флоту до 2027 г. Информация не соответствует действительности и вся информация с датами и планами в сообщении относится к ПЛА "Ульяновск" пр.885М.

1 ноября 2025 г. ПЛА "Хабаровск" выведена из эллинга цеха №50 ПО "Севмаш" для последующего спуска на воду, достройки и испытаний.


Церемония вывода ПЛА "Хабаровск" пр.09851 из эллинга ПО "Севмаш", 01.11.2025 г., Северодвинск (кадр видео Минобороны России)
Автор: DIMMI Создан: 29.07.2014 23:33:17 Комментариев: 29 Читать всю статью

РТ-2ПМ2, РС-12М1 / РС-12М2 Тополь-М - SS-27 SICKLE-B

ДАННЫЕ НА 2025 г. (стандартное пополнение, v.2)
НИР "Универсал" / ОКР "Тополь-М", ракета 15Ж55 / 15Ж65 - SS-Х-27 SICKLE-B
Комплекс РС-12М1 "Тополь-М" / 15П155 (ПГРК), ракета РТ-2ПМ1 / 15Ж55 - SS-27 SICKLE-B
Комплекс РС-12М2 "Тополь-М" / 15П165 (ШПУ), ракета РТ-2ПМ2 / 15Ж65 - SS-27 SICKLE-B


Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) / подвижный грунтовый ракетный комплекс (ПГРК). Комплекс и ракета разработаны Московским Институтом Теплотехники (МИТ), главные конструкторы - Борис Николаевич Лагутин и Юрий Семенович Соломонов (в разные годы, источник). 

Постановлением Совмина СССР №173-45 от 9 февраля 1987 г. предписывалось начало одновременно в НПО машиностроения (г.Реутов, проект "Альбатрос"), в КБ "Южное" (г.Днепропетровск) и в Московском Институте Теплотехники  работ по разработке перспективных МБР с возможностью преодоления многоэшелонной системы ПРО предполагаемого противника с универсальным базированием - с вариантами пуска из ШПУ и в виде ПГРК (ист. - Стратегические ракетные, источник).

Работы в КБ "Южное" велись по НИР "Универсал" - разрабатывалась твердотопливная МБР в вариантах ПГРК и ШПУ. В МИТе велись работы по НИР "Тополь-М" - разработка МБР на смену МБР "Тополь" с двумя видами базирования - ПГРК и ШПУ. В августе 1988 г. Ю.С.Соломонов (МИТ) провел переговоры с КБ "Южное" в результате которых к концу 1988 г. два КБ совместно разработали техническое предложение по единой ракете в рамках НИР "Универсал" (ист. - Стратегические ракетные).

Полномасштабная разработка ракеты РТ-2ПМ2 / 15Ж65 была начата совместно МИТ и КБ "Южное" по решению  ВПК СССР №323 от 09.02.1989 г. по теме НИР "Универсал". Проектирование планировалось закончить к концу 1991 г. в двух вариантах - ракета с платформой разведения неуправляемых боевых блоков с РДТТ и без комплекса средств преодоления (КСП) ПРО - разработчик МИТ (мобильный ракетный комплекс, ПГРК), аналогичная ракета с платформой разведения боевых блоков с монотопливным жидкостным двигателем и с КСП ПРО - разработчик - КБ "Южное" (г.Днепропетровск, шахтный ракетный комплекс 15П065). В силу ряда причин производственного характера ракеты отличались конструкцией ТПК и потому имели некоторые отличия и получили разные индексы - 15Ж55 для ПГРК и 15Ж65 для ШПУ (ист. - Стратегические ракетные).

Разработку 1-й ступени, варианта платформы разведения ББ и головного обтекателя ракеты вело КБ "Южное", разработку 2-й и 3-й ступени, приборного отсека, своего варианта платформы разведения ББ и неуправляемого боевого блока вел МИТ. Двигатель 1-й ступени, головной обтекатель и второй вариант платформы разведения с двигателем на монотопливе разрабатывало КБ "Южное" (ист. - Ракеты и космические аппараты, Стратегические ракетные). В конце 1989 г. выпущен совместный эскизный проект ракеты и шахтного варианта ракетного комплекса. В первой половине 1990 г. выпущен эскизный проект ПГРК (ист. - Стратегические ракетные).

Первый летный образец 1Л варианта ракеты КБ "Южное" был собран и подготовлен к испытаниям на полигоне в Плесецке в декабре 1991 г. Отправка ракеты с завода на полигон была отменена решением главкома РВСН СССР. В 1991 г. МИТ начал формирование скорректированной кооперации разработчиков с упором на российские предприятия (ист. - Стратегические ракетные). В 1992 г. после обращения генерального конструктора КБ "Южное" С.Н.Конюхова к Президенту России Б.Н.Ельцину созвано совещание для обсуждения продолжения совместной разработки МБР. Решение принято не было и в апреле 1992 г. прекращено участие КБ "Южное"  в разработке ракеты (ист. - Ракеты и космические аппараты...). В 1992 г. было выпущено дополнение к эскизному проекту МБР "Тополь-М" учитывающее изменения по кооперации разработчиков - двигатель 1-й ступени ракеты разрабатывался теперь НПО "Искра" (г.Пермь). За основной вариант базирования шахтного варианта был принят вариант с использованием стартовой позиции и ШПУ комплексов УР-100НУТХХ с ракетами 15А35 после модернизации стартового оборудования (разработчик ОКБ "Вымпел" , г.Москва). Так же дополнением к эскизному проекту предусматривалось использование ШПУ ракет Р-36МУТТХ и Р-36М2 в случае полного сокращения этих ракет по договоре СНВ-2, которое могло произойти (ист. - Стратегические ракетные). 

Постановлением Правительства России №7-2 от 06.01.1993 г. и Указом Президента России Бориса Ельцина №275 от 22 февраля 1993 года "О создании РК "Тополь-М" и серийном производстве РК "Тополь-М" головным предприятием по разработке «Тополя-М» стал МИТ. Было принято решение о разработке унифицированной ракеты только с одним вариантом боевого оснащения — с двигательной установкой боевой ступени на твердом топливе. После чего наработки по варианту РТ-2ПМ2 с КСП ПРО и монотопливным двигателем платформы разведения переданы из КБ "Южное" в Московский Институт Теплотехники. Образец ракеты 1Л передан России 15 января 1995 г. (ист. - Ракеты и космические аппараты...).



Старт ракеты 15Ж55 комплекса "Тополь-М" (2008 г. или ранее)
Автор: DIMMI Создан: 07.01.2018 19:05:17 Комментариев: 45 Читать всю статью

Система С-225 Азов, ракеты 5Я26 и 5Я27 - ABM-X-3

ДАННЫЕ НА 2025 г. (стандартное пополнение)
Система С-225, ракета В-757
Система С-225, ракеты В-758 и В-825
Система С-225, комплекс "Азов" - ABM-X-3
Ракета 5Я26 / ПРС-1 - ABM-X-3A GAZELLE / SH-08
Ракета 5Я27 / В-825 - ABM-X-3B


Проект универсального ограниченно мобильного ЗРК с возможностями ПРО / объектовой системы ПРО с высокоскоростной противоракетой и противоракетой средней дальности действия. В основе аванпроекта наработки НИИ-648 по системе ПРО "Сатурн", которые после закрытия темы, при содействии В.Н.Челомея, переданы в КБ-1 (позже переименовано в ЦКБ "Алмаз", ныне - ОАО "Алмаз-Антей") А.А.Расплетина. Решение Военно-Промышленного Комитета СМ СССР о разработке системы ПРО ограниченного объекта от перспективных аэродинамических целей и одиночных баллистических ракет средней дальности принято в мае 1961 г. Позже на систему была возложена и задача отражения удара одиночной МБР. Разработка системы ПРО поручена КБ-1 Минрадиопрома СССР (министр - В.Д.Калмыков). Генеральный конструктор КБ-1 - А.А.Расплетин, с марта 1967 г. - Б.В.Бункин. Главный конструктор системы ПРО С-225 - Шабанов В.М., позже - Синельников В.Д.

Разработка первого варианта аванпроекта системы начата в 1961 г. в тематической лаборатории КБ-1 под руководством В.И.Маркова (до 1963 г.), заместитель главного конструктора - К.К.Капустян. На стадии первоначального аванпроекта предполагалось использование в качестве РЛС целеуказания РЛС "Программа" (главный конструктор - Ю.Г.Бурлаков), в качестве противоракеты - перспективной ракеты с твердотопливными ПВРД разработки ОКБ-2 МАП (МКБ "Факел") главного конструктора П.Д.Грушина (прототип - ракета В-757). Предварительный аванпроект стрельбового комплекса С-225 завершен в конце 1961 г. В состав системы планировалось включить командный пункт, радиотехнические средства и пусковые установки ракет.

Постановлением Совмина СССР №660-270 от 29 июня 1962 г. и Постановлением №499-174 от 4 мая 1963 г. создание системы зенитного управляемого оружия С-225 поручено КБ-1 Минрадиопрома и ОКБ-2 Минавиапрома СССР. После рассмотрения отчета об испытаниях средств противодействия ПРО "Верба", "Кактус" и "Крот" начаты работы по выработке путей селекции реальных целей в групповой баллистической цели. Принято решение об использовании атмосферной селекции целей - при входе в плотные слои атмосферы боеголовки продолжают движение, а легкие ложные цели отсеиваются. Такой способ селекции требовал повысить требования к ракете-перехватчику. Разработка обновленного проекта системы ПРО для борьбы с гиперзвуковыми аэродинамическими целями и баллистическими ракетами начата КБ-1 в июне 1962 г. под руководством Т.Р.Брахмана и К.К.Капустяна.

Особая благодарность "vuv" (http://militaryrussia.ru/forum/) и другим ветеранам испытаний С-225 за помощь в работе над материалом.


РЛС с ФАР РСН-225 / FLAT TWIN измерительного комплекса 5К17, Камчатка. Запечатлена РЛС до окраски в зеленый цвет. (фото из архива ВПК, Дементьев Г. СМУ-304 - ГПТП "Гранит" - ОАО "ГНПО "Гранит". // Военно-промышленный курьер. №7 / 2007 г.).
Автор: DIMMI Создан: 28.03.2010 16:32:53 Комментариев: 175 Читать всю статью

Система А-35 Алдан, ракета А-350Ж / 5В61 - ABM-1 GALOSH

ДАННЫЕ НА 2025 г. (стандартное пополнение)
Система А-35, комплекс "Алдан", ракета В-1100 / А-350Ж / 5В61 / УР-96 - ABM-1 GALOSH / SH-01
Система А-35, ракета В-1100 / А-350Ж / 5В61 / УР-96 - ABM-1 mod.1 / ABM-1A GALOSH


Система ПРО Центрального административно-промышленного района СССР / Москвы. Головной разработчик - ОКБ-30 (до 1962 г. - СКБ-30 КБ-1), главный конструктор системы - Г.В.Кисунько. Ракета создана в ОКБ-2 под руководством П.Д.Грушина (ныне - МКБ "Факел", г.Химки). Постановлением Совмина СССР "Вопросы противоракетной обороны" от 8 апреля 1958 г. намечена разработка боевой системы ПРО А-35. В основе системы ПРО лежали следующие принципы: система ПРО защищает административно-промышленный район, перехват целей осуществляется за пределами атмесферы противоракетами с ядерными БЧ. Исполнители и график работ определены Постановлениями СМ СССР "О системе А-35" от 10 декабря 1959 г. и "О создании системы ПРО Московского промышленного района" от 7 января 1960 г.

- СКБ-30 КБ-1 / ОКБ-30 (Г.В.Кисунько) - система ПРО вцелом, системы наведения ракеты, автопилот и т.д.;
- ОКБ-2 МАП (П.Д.Грушин, ведущий конструктор - В.И.Ермоленко) - противоракета А-350, стартовая и техническая позиции системы ПРО;
- НИИ-1011 МСМ - ядерная боевая часть противоракеты А-350.

Согласно предэскизному проекту 1962 г. в состав системы ПРО входили 8 РЛС ДРЛО типа "Дунай-3" с общим полем обзора в 360 град., командно-вычислительный пункт и 32 стрельбовых комплекса (по 8 ПУ - итого 256 ПУ, с ракетами с обычными и ядерными БЧ). Эскизный проект системы А-35 Москвы доработан в июне 1961 г. с учетом испытаний системы ПРО "А", проводившихся в первой половине 1961 г., и защищен осенью 1962 г. В июне 1962 г. в НИИ-1011 защищен эскизный проект боевой части противоракеты А-350Ж. Согласно проекта в состав системы ПРО Москвы должно было входить 8 стрельбовых комплекса, обеспечивался перехват 6 парных целей атакующих Москву в одного или разных направлений. Для отработки компонентов системы одновременно с развертыванием планировалось построить и испытать полигонный комплекс ПРО "Алдан".


Пуск раннего варианта ракеты 5В61 / А-350Ж / ABM-1 GALOSH с элеронами с газодинамическими двигателями (Коровин В., Ракеты "Факела". М., МКБ "Факел", 2003 г.).
Автор: DIMMI Создан: 28.03.2010 15:48:57 Комментариев: 282 Читать всю статью

Каталог военной техники:



Наши партнеры:






free counters

Последние комментарии

Уважаемый Гость2 (кстати, регистрация тут не требует подтверждений)... 10V - администратор...
DIMMI 2015-05-29 21:40
Мужики...... ну завязывайте фигню из желтой ерессы обсуждать.. стирлинг у них...
Sierra 2015-05-29 19:47
гость2 Wrote:..Попалась статья по российским разработкам двигателя Стирлинга для...
osankin 2015-05-26 08:28
Подлодки ВМФ РФ нового поколения (проекта 677 "Лада") будут оснащены анаэробными...
author-words 2014-02-20 17:48
Эстетические императивы на примере судостроения :good: Вы, конечно, правы, но если...
author-words 2014-02-20 04:33
author-words Wrote:Качество китайских товаров - Type 039C в сравнении с нашим пр.677...
PPP 2014-02-17 19:13
Качество китайских товаров - Type 039C в сравнении с нашим пр.677 (имею ввиду противогидроакустическое...
author-words 2014-02-17 17:43
- 2014 г. 31 января - Завершается опытная эксплуатация головной дизель-электрической...
author-words 2014-01-31 18:09
- 2013 г. 28 ноября - генеральный директор "Адмиралтейских верфей" Александр Бузаков...
author-words 2013-11-30 02:53
Решено возобновить строительство неатомных подлодок «Лада»«Скорректированный технический...
zames 2012-07-27 13:41