СЭТ-65 | MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.)

СЭТ-65

Автор: DIMMI
Создана: 16.02.2011 01:07:41
Изменена: 07.11.2011 15:37:12
Комментариев: 0
Категории: ВОДА / Торпеды / Калибр 533 мм / СЭТ-65 /

ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение)
СЭТ-65 / "Енот-2" / изделие 260

СЭТ-65III / изделие 260
СЭТ-65А / "Енот-3" / изделие 269
СЭТ-65Э /
изделие 260
СЭТ-65К / изделие 260
СЭТ-65КЭ / изделие 2517



Противолодочная самонаводящаяся электрическая торпеда.  Постановление СМ СССР №111-463 о создании новых образцов противолодочного вооружения вышло 13.10.1960 г. Торпеда создана в ЦНИИ "Гидроприбор" для борьбы с новыми атомными ПЛ на больших глубинах. Главный конструктор - В.А.Голубков. Торпеда принята на вооружение в 1965 г. Модификация СЭТ-65III принята на вооружение в 1972 г. Наименование проекта "Енот-2" упоминается в западных источниках.


Один из первых образцов торпеды СЭТ-65А с ССН И.Б.Подражанского. Музей ЦНИИ "Гидроприбор", 2010 г. (фото В.Замятина и Е.Ерохина, http://www.missiles.ru).


Вариант торпеды СЭТ-65 с ССН разработки Ю.Б.Наумова. Музей "Владивостокская крепость", г.Владивосток (фото - kyk48, http://fotki.yandex.ru).


Торпеда СЭТ-65 с ССН "Сапфир" перед погрузкой на ПЛ "Алроса" пр.877В, Севастополь, 2008 г. (http://www.alrosa.net).


Торпеда СЭТ-65К или другая модификация торпеды СЭТ-65 с ССН "Керамика" (Рогожников К., Кузьмицкий М. Выпускники факультета морского приборостроения - создатели торпед. // За кадры верфям. № 9 / 2002 г.).

Система управления и наведение:
-
первые образцы СЭТ-65 - система самонаведения (ССН) разработки И.Б.Подражанский. Конструкторы приборов управления торпеды - Н.Н.Коузов и В.Л.Рубажавичус, неконтактного акустического взрывателя кругового действия - А.И.Турусов. Приборы управления торпеды позволяют управлять движением торпеды по курсу, глубине хода и крену. Взрывателя два - контактный и бесконтактный.

- СЭТ-65III - активно-пассивная акустическая система самонаведения (ССН) магнитострикционного типа "Сапфир", работающая в двух плоскостях, разработки ЦНИИ "Гидроприбор", главный конструктор - Ю.Б.Наумов. В активном режиме ССН обсуществлялось гидролоцирование подводной лодки-цели. По официальным данным в ССН реализованы логические меры защиты от гидроакустического противодействия.


Разрезной макет торпеды СЭТ-65 с ССН "Сапфир". Музей ЦНИИ "Гидроприбор", 2010 г. (фото В.Замятина и Е.Ерохина, http://www.missiles.ru).


 ССН "Сапфир" на торпеде СЭТ-65. Музей ЦНИИ "Гидроприбор", 2008 г. (Арсенал. №1 / 2009 г.).

СЭТ-65III и СЭТ-65К / КЭ - ССН "Керамика".
Радиус реагирования ССН в активном режиме по ПЛ:
- 800 м
- 1500 м (СЭТ-65КЭ)
Радиус реагирования неконтактного взрывателя - 10 м


Ходовая часть и ССН "Керамика" торпеды СЭТ-65К (http://www.kremalera.narod.ru).

Ввод стрельбовых данных для всех модификаций торпеды - механический ("шпиндельный").

Управление торпедой осуществляется первым поколением электромеханических приборов управления, которые не менялись в процессе модернизации и замены ССН:
- датчики угловых скоростей;
- прибор курса с пневматическим запуском и электрическим "поддувом";
- автомат глубины с блоками стабилизации глубины и вертикального маневрирования;
- маятниковый креновыравнивающий прибор.
Суммирование управляющих сигналов и передача управляющих сигналов на рулевые машинки выполнялись с помощью электромеханических устройств. Рулевые машинки электро-гидравлические.

Двигатель
- биротативный электродвигатель ДП-19У.


Хвостовая часть торпеды СЭТ-65 (http://milparade.ru).

Источник энергии - серебрянно-цинковые батареи одноразового действия СЦ-240 / А-187 / А-187М разработки ЦНИИ "Гидроприбор" совместно с ВНИИТ и ВНИАИ. Заливка электролита в аккумуляторы происходила при выстреле в каждый элемент аккумулятора из ампулы, расположенной сверху.

Для комплектования практических торпед, таких как СЭТ-72, СЭТ-65, ТЭСТ-71, УСЭТ-80 и др., в ОАО "АК Ригель" по ТТЗ ЦНИИ "Гидроприбор" в 1996-1999 г.г. созданы на базе аккумуляторов СЦ-110К и СЦ-80К поставочные комплексы многоразовых аккумуляторов.


Компоновочная схема торпеды СЭТ-65КЭ. Цифрами обозначены: 1 - ССН, 2 - неконтактный взрыватель, 3 - контактные взрыватели (на практической торпеде - регистрирующие устройства), 4 - боевое зарядное отделение (на практической торпеде - средство обеспечения непотопляемости), 5 - одноразовые батареи (на практической торпеде - многоразовые), 6 - система управления ходом, 7 - электродвигатель (SET-65KE. Буклет завода "Двигатель", 2007 г.).

ТТХ торпеды (одинаковые у обоих модификаций):
Калибр - 533.4 мм
Длина - 7728 мм (СЭТ-65КЭ)

Масса:
- 1750 кг
- 1703 кг (боевая, СЭТ-65КЭ)
- 1342 кг (практическая, СЭТ-65КЭ)
Масса ВВ - 205 кг (СЭТ-65КЭ)

Дальность хода (при скорости) - 16 км (40 уз)
Дальность эффективного выстрела - 5500-6500 м
Глубина хода - до 400 м

Якобы двухторпедный залп обеспечивал надежное поражение ПЛ-цели.

Гарантийный срок хранение на борту носителя - 18 мес.

Поставка торопед осуществляется в герметичном контейнере заполненном азотом (СЭТ-65КЭ).

Тип БЧ - фугасная, 3 ступени предохранения. Два взрывателя - контактный и бесконтактный.

Модификации:
- СЭТ-65 - базовый вариант;

- опытная СЭТ-65 - исследования снижения гидродинамического сопротивления с использованием полимерных растворов на торпедах начато в 1967 г. В 1971 г. на базе торпеды СЭТ-65 создана торпеда-лаборатория, которая в момент впрыска раствора увеличивала скорость хода на 7 уз (с 40 уз до 47 уз). Это был рекордный результат того времени. Реализация этого способапотребовала реализации системы подачи в приповерхностный слой раствора полимера. Энергетический эффект с учетом "постоянного" водоизмещения составил 20-25%. Но системы не были приняты на вооружение. Исследования завершились успешными испытаниями на торпеде 53-65К. В итоге,  работы были продолжены на исследовательской подводной лодке пр.1710 с полимерной системой снижения сопротивления.

- ТЭСТ-71 (1972 г.) - телеуправляемый вариант торпеды СЭТ-65.

- СЭТ-65III (1972 г.) - модернизация СКБ завода "Двигатель", принята на вооружение в 1972 г., ССН заменена на изделие 2056 / "Сапфир", установлен контактный взрыватель, внедрено клино-цанговое соединение отсеков, установлены унифицированные агрегаты ПРА.

- СЭТ-65А (1972 г.) - модификация с электрическим вводом стрельбовых данных, разрабатывалась для ПЛА пр.705, разработка - ЦНИИ "Гидроприбор".

- СЭТ-65Э (1974 г.) - экспортная модификация, разработана СКБ завода "Двигатель".

- СЭТ-65К / СЭТ-65КЭ - торпеда с ССН "К" / "Керамика" вместо изделие 2056 / "Сапфир", разработана СКБ завода "Двигатель. создана в 1986 г. Экспортная модификация создана в 1998 г.


Торпеда СЭТ-65К (http://www.kremalera.narod.ru).

Носители: подводные лодки и надводные корабли.

Статус: СССР
- 1990 г. - состоит на вооружении ВМФ и производится. Во многом долгая жизнь данной торпеды вызвана недостатками основной торпеды ПЛ - УСЭТ-80.

Источники:
Атомные подводные лодки пр.671РТМ. Сайт http://www.kremalera.narod.ru, 2011 г.
Гусев Р. Такова торпедная жизнь. С.-Пб., Ива, 2003 г.
Доценко В.Д. История военно-морского искусства. Том II. Флоты ХХ века. Книга 2. М., Эксмо, Terra Fantastica, 2003 г.
Климов М. Морское подводное оружие: проблемы и возможности. // Военно-промышленный курьер. №22 / 2010 г.
Климов М. Морское подводное оружие-2: аргументы и факты. // Военно-промышленный курьер. №49 / 2010 г.
Рогожников К., Кузьмицкий М. Выпускники факультета морского приборостроения - создатели торпед. // За кадры верфям. № 9 / 2002 г.
Соболев И.М., Кабанец Е.Л., Егоров С.К. и др. Этапы и проблемы развития торпедного оружия. Торпеда - новое морское оружие. // http://balancer.ru/forum, 2011 г.
ЦНИИ "Гидроприбор" и его люди за 60 лет. С.-Пб., "Гуманитарная академия", 2003 г.
Широкорад А.Б. Оружие отечественного флота. 1945-2000. Минск, Харвест, 2001 г.
Russia-USSR Torpedoes Post-World War II. Сайт http://www.navweaps.com, 2008 г.
SET-65KE. Буклет завода "Двигатель", 2007 г.

Каталог

Последние комментарии

вот тут небольшой ляп...в цитируемом источнике, конечно!сверху судя по всему ЭТ...
DIMMI 2011-04-11 22:11
Картинка из Шифферовского справочника...
Sierra 2011-04-09 17:30