пр.949 Гранит - OSCAR-I | MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.)

пр.949 Гранит - OSCAR-I

Автор: DIMMI
Создана: 24.11.2011 17:52:28
Изменена: 14.06.2016 20:32:55
Комментариев: 0
Категории: ВОДА / Подводные лодки / ПЛ с крылатыми ракетами (ПЛРК, ПЛАРК) / пр.949 Гранит - OSCAR-I /

ДАННЫЕ НА 2012 г. (стандартное пополнение)
пр.949 "Гранит" - OSCAR-I

Атомная подводная лодка с противокорабельными крылатыми ракетами (ПЛАРК) / подводный ракетный крейсер 1 ранга. Исследования облика носителя противокорабельных крылатых ракет нового третьего поколения начаты в 1967 г. В ходе изысканий было установлено, что поражение авианосца в составе перспективного авианосного ордера с помощью сверхзвуковых ПКР возможно при наряде в 20-24 ПКР в залпе. Тактико-техническое задание на создание "тяжелого подводного ракетного крейсера" и нового ракетного комплекса оперативного назначения "Гранит" формировалось 1-м ЦНИИ МО СССР в течение 1969 г. Параллельно, еще до начала эскизного проектирования, в ЦКБ-18 проводились предварительные проработки вариантов подводной лодки с учетом возможностей разработчиков компонентов корабля. В итоге на согласование ТТЗ потребовалось лишь около двух месяцев. При разработке ТТЗ Главным штабом ВМФ СССР предложена следующая концепция применения ПЛАРК:
- число ПКР в залпе одной ПЛАРК должно обеспечивать поражение авианосца в составе АУГ;
- число ПЛАРК в составе ВМФ должно быть не менее возможного числа АУГ вероятного противника с учетом резерва;
- характеристики ПЛАРК должны обеспечить развертывание наших противоавианосных сил в любом районе океана с обеспечением контакта с АУГ при любых её маневрах;

При разработке ПЛАРК использованы в том числе наработки по ПЛА пр.661 РАРА. Постановлением Совмина СССР от 10 июля 1969 г. о проведении ОКР "Гранит" по созданию ракетного комплекса срок начала совместных испытаний комплекса назначался на второй квартал 1973 г. Постановлением Совмина СССР от 16 июля 1970 г. принято решение о проектировании ПЛАРК пр.949 с включением её в планы судостроения на 1971-1980 г.г.  Проект разрабатывался ЦКБ-18 (ЛМПБ "Рубин") под руководством главного конструктора П.П.Пустынцева, главный конструктор по ракетному комплексу "Гранит" - В.Н.Челомей. В августе 1977 г. после смерти Пустынцева главным конструктором стал И.Л.Баранов. Заместитель главного конструктора - О.А.Гладков (1983 г.).

На первом этапе разработки эскизного проекта рассмотрено более 100 вариантов компоновки корабля. В итоге на Президиум научно-технического совета Минсудпрома СССР представлено два варианта компоновки - вариант максимально удовлетверяющий требованиям ТТЗ ВМФ и вариант с ограниченными тактико-техническими элементами, позволяющими осуществить строительство ПЛАРК на внутренних судостроительных заводах страны (ССЗ "Красное Сормово" в г.Горький и ССЗ им Ленинского Комсомола в г.Комсомольск-на-Амуре). Эскизный проект утвержден в первом варианте 15 марта 1971 г. Технический проект лодки утвержден в июле 1972 г.  Первоначальными планами предусматривалась постройка большой серии в 20 ПЛАРК проекта. В процессе разработки лодки была создана буксируемая модель длиной 25 м, которая проходила испытания разного рода на Ладожском обере и в Севастополе.


ПЛАРК К-525 "Архангельск" пр.949 "Гранит" - OSCAR-I (исходное фото из архива Tor, обработано, http://tsushima.su).


ПЛАРК К-525 "Архангельск" пр.949 "Гранит" - OSCAR-I, 1986 г. (US NAVY, http://www.dodmedia.osd.mil).


ПЛАРК К-525 "Архангельск" пр.949 "Гранит" - OSCAR-I, 1986 г. (US NAVY, http://www.dodmedia.osd.mil, фото впервые опубликовано в ежегоднике Soviet Military Power, 1987 г.).


ПЛАРК К-525 "Архангельск" пр.949 "Гранит" - OSCAR-I, 1986 г. (US NAVY, http://www.dodmedia.osd.mil).


ПЛАРК К-525 "Архангельск" пр.949 OSCAR и ПЛА пр.671РТМ(К) VICTOR-III, 1986 г. (US NAVY, http://www.dodmedia.osd.mil).


ПЛАРК К-525 "Архангельск" пр.949 "Гранит" - OSCAR-I, 1986 г. (US NAVY, http://www.dodmedia.osd.mil).

Головная лодка проекта - К-525 - под заводским №605 заложена в цеху №55 ПО "Севмаш" в Северодвинске 25 июля 1975 г. 10 сентября 1975 г. лодка была зачислена в списки кораблей ВМФ СССР. В создании ПЛАРК пр.949 участвовало 129 предприятий 16 министерств Совмина СССР. На головной лодке (зав.№605) проекта было установлено 150 головных и опытных образцов различных агрегатов и комплексов. Лодка спущена на воду 3 мая 1980 г. и первый пуск ракеты "Гранит" с ПЛАРК К-525 пр.949 произведен 8 декабря 1980 г. При пуске произошел сбой бортовой системы управления и ракета не спикировала на цель. При втором пуске 10 декабря 1980 г. ошибка повторилась. В ходе изучения проблемы была обнаружена ошибка в алгоритме работы СУ и после её исправления двухракетный и одиночный пуски в середине декабря 1980 г. прошли успешно. 30 декабря 1980 г. ПЛАРК К-525 принята в состав ВМФ СССР. Совместные испытания ракетного комплекса полностью завершены в августе 1981 г. - всего выполнено 20 пусков с ПЛАРК К-525 и 8 пусков с ракетного крейсера "Киров" пр.1144 (в августе 1981 г. проведено 4 пуска ракет). Ракетный комплекс "Гранит" принят на вооружение ВМФ СССР Постановлением Совмина СССР от 12 марта 1983 г. (19 июля 1983 г. по др.данным).

Вторая лодка проекта К-206 заложена там же 22 апреля 1979 г., спущена на воду 10 декабря 1982 г. и принята в состав ВМФ 30 ноября 1983 г. Обе ПЛАРК в 1992 г. вошли в состав ВМФ России. ПЛАК К-525 в 1996 г. выведена из боевого состава флота, К-206 - в 1996 г. выведена в отстой. Позже в 2004 г. обе лодки утилизированы.

Лодки проекта во Флоте имели неофициальное самоназвание "Батон" - за форму корпуса и внушительность размеров.

Конструкция двухкорпусная. Прочный корпус выполнен из стали АК-33 разработки ЦНИИ "Прометей" толщиной от 45 до 68 мм. Прочный корпус состоит из 9 отсеков, цилиндрической формы переменного диаметра в носовой и средней частях корабля. Концевые переборки прочного корпуса литые, радиус носовой - 8 м, радиус кормовой - 6.5 м. Поперечные переборки плоские - между первым и вторым, а также четвертым и пятым отсеками они рассчитаны на давление 40 атм. и имеют толщину до 20 мм. Т.е. лодка разделена на три отсека-убежища для аварий на глубинах до 400 м - при затоплении части прочного корпуса люди в этом случае имеют шанс спастись или в первом отсеке или во втором-третьем или же в кормовых отсеках. Остальные переборки внутри зон спасения рассчитаны на давление 10 атм (для глубины не более 100 м). ПУ ракет расположены за пределами прочного корпуса под углом 45 к горизонту. Конструкция лодки специально оборудована для плавания в арктических районах - имеются специальные подкрепления легкого корпуса и рубки.

Прочный корпус разделён на 9 отсеков:
1. торпедный;
2. управления, аккумуляторных батарей;
3. боевые посты и радиорубка;
4. жилые помещения;
5. электрооборудование и вспомогательные механизмы;
6. реакторный
7, 8. ГТЗА
9. гребные электродвигатели

Ограждение выдвижных устройств имеет длину 29 м. В нём расположена всплывающая спасательная камера (рассчитана на весь экипаж ПЛА). Так же в ограждении находятся 2 устройства ВИПС для выстреливания приборов гидроакустического противодействия и контейнеры с ЗУР для ПЗРК "Игла-1". Легкий корпус лодки покрыт противогидроакустическим покрытием. Вдоль легкого корпуса расположено размагничивающее устройство.

ПЛАРК К-206 "Мурманск" отличается от К-525 "Архангельск" более стреловидным килем с контейнером антенны буксируемой ГАС типа "Пеламида".


Проекции ПЛАРК К-525 "Архангельск" пр.949 OSCAR-I (http://forums.airbase.ru, обработано).

Средства спасения - в ограждении рубки установлена всплывающая спасательная камера, вмещающая весь экипаж ПЛАРК.

Двигательная установка унифицирована с ДУ ПЛАРБ пр.941, имеет блочную конструкцию, выполнена с двухкаскадной амортизацией.
2 х водо-водяных ядерных реактора ОК-650Б мощностью по 190 мВт;
2 х паропроизводящих установки;
2 х блочных паротурбинных установки "Азурит" разработки Калужского турбинного завода с ГТЗА ОК-9 мощностью по 49000 л.с.;
2 х резервных электродвигателя малого хода мощностью по 225 л.с.
Двухвальная движительная установка с 6 лопастными двойными винтами фиксированного шага.

2 х подруливающих устройства.


Движительная система ПЛАРК пр.949 разработана с использованием опыта создания ПЛАРК пр.661 РАРА - фото с утилизации последней. СРЗ "Звездочка", 14.04.2009 г. (http://forums.airbase.ru).

Энергосистема:
2 х турбогенератора мощностью по 3200 кВт
2 х резервных дизель-генератора ДГ-190 мощностью по 800 кВт
Аккумуляторная батарея свинцово-кислотного типа - 2 группы х 152 шт

ТТХ лодки:
Экипаж - 94 чел (в т.ч 42 офицера)

Длина - 144 м
Ширина - 18.2 м
Осадка - 9.2 м

Водоизмещение полное - 22500 т
Водоизмещение надводное - 12500 т

Скорость полного хода:
- надводная - 15 уз
- подводная - 32 уз
Глубина погружения:
- максимальная - 600 м
- рабочая - 480 /  500 м

Автономность - 120 сут

Вооружение:
Ракетный ударный комплекс 3К45 "Гранит" с 24 наклонными ПУ СМ-225 со сверхзвуковыми ПКР 3М45 "Гранит" - SS-N-19 SHIPWRECK. Пусковые установки ракет расположены двумя группами по 12 шт по-бортно за пределами прочного корпуса.


Пуск ракет "Гранит" с ПЛАРК пр.949 "Гранит" - OSCAR-I, artist impression, 1987 г. (US NAVY, http://www.dodmedia.osd.mil).


Ракета 3М45 / SS-N-19 SHIPWRECK комплекса "Гранит" в музее "НПО Машиностроение", г.Реутов (http://militaryphotos.net, обработано)

Пусковая установка СМ-225 - наклонная (45 град) ПУ разработки КБ Специального Машиностроения (КБСМ) для ПЛАРК пр.949 и пр.949А. Старт "мокрый" - ПУ перед стартом заполняется водой для снижения термических нагрузок на ПУ и носитель и выравнивания давления. ПУ состояла из корпуса и пускового стакана с ракетой, между корпусом ПУ и пусковым стаканом размещались средства аммортизации, внутри пускового стакана находились направляющие. Резинокордовое соединение препятствовало воздействию воды на средства аммортизации. Во время пуска и при проведении погрузочно-разгрузочных работ стакан фиксировался. При катастрофе на ПЛАРК "Курск" ракеты не получили значительных повреждений в ПУ.


Пусковая установка СМ-225 / СМ-225А комплекса "Гранит" (Асанин В., Ракеты отечественного фота. // Техника и вооружение).

ПЛАРК оснащена системой повседневного и стартового обслуживания ракетного комплекса с цистернами замещения отрицательной плавучести выпущенных ракет и воответствующими водоотливными и воздушными системами. Система компенсационных цистерн обеспечивает нахождение лодки в заданном коридоре глубин при старте ракет, а так же в аварийной ситуации при заполнении кольцевого зазора четырех контейнеров ПКР с обоих бортов. Цистерны замещения отрицательной плавучести (ЦЗОП) и потерянной положительной плавучести (ЦЗПП) размещены под прочным корпусом лодки в междубортном пространстве. Подводный старт ракет осуществлялся после заполнения колцевого зазора в контейнерах забортной водой с вытеснением воздуха из кольцевого зазора в отсек. За всё время эксплуатации ПЛАРК пр.949 / 949А полный залп в 24  ПКР "Гранит" не был произведен ни разу.

Торпедно-ракетный комплекс вооружения:
2 х 650-мм торпедных аппарата
4 х 533-мм торпедных аппарата
Торпедные аппараты оборудованы автоматизированным устройством быстрого заряжания и механизированным погрузочным устройством со стеллажами продольной и поперечной подачи. Система управления "Гринда", предназначенная для централизованного автоматического управления торпедными аппаратами, устройствами быстрого заряжания. Система управления стрельбой "Ленинград-949", система предстартовой подготовки и контроля ракет, аппаратура предстартовой подготовки и контроля БЧ ракет. Система телеуправления торпедами "Сигнал-М". Кодово-блокирующие устройства для боеприпасов с ядерными боевыми частями. Стрельба торпедами возможна до рабочей глубины погружения на скорости до 13-18 уз.

Боекомплект:
- вариант 1 - 28 ракето-торпед 83Р (10 шт), 84Р (8 шт), 86Р (6 шт) и 88Р (4 шт).
- вариант 2 - 28 торпед УСЭТ-80 (18 шт), 65-76А (10 шт).
- вариант 3 - торпеды УСЭТ-80 (12 / 16 шт), торпедо-ракеты 86Р (4 / 2 шт), 83Р (10 шт).

Торпедные аппараты с воздушно-гидравлическим выстреливанием боеприпасов новой конструкции, позволяющие осуществлять залповую стрельбу. В системе хранения боезапаса применена принципиально новая автоматическая корректировка положения боезапаса на стеллажах, относительно осей торпедных аппаратов для компенсации деформации прочного корпуса подводной лодки при изменении глубины погружения. При воздушно-гидравлическом способе выстреливания в казенную часть ТА из импульсной цистерны, расположенной вне прочного корпуса лодки перед носовой сферической переборкой, под избыточным давлением подается забортная вода. Избыточное давление в цистерне создается поршнем гидравлического цилиндра силовой установки расположенного на сферической переборке внутри первого отсека прочного корпуса. При таком способе стрельбы величина избыточного давления не зависит от глубины погружения лодки.

Новый тип конструкции торпедных аппаратов потребовал серии испытаний, проведенных на опытном стенде, созданном на ССЗ "Красное Сормово". Торпедно-ракетный комплекс вооружения прошел всесторонние испытания на головной лодке пр.949, принят на вооружение и позже установлен на всех ПЛАРК пр.949А.

2 ПУ ПЗРК "Игла-1" / "Игла", боекомплект 10 ЗУР. Боекомплект хранится в ограждении выдвижных устройств.

Оборудование:
БИУС МВУ-132 "Омнибус-949", пульты БИУС размещены в главном командном пункте во втором отсеке ПЛ.
Система единого времени "Камыш"

Целеуказание ракетному комплексу обеспечивает комплекс морской космической разведки и целеуказания (МКРЦ) 17К114 "Легенда". Прием информации от спутниковой системы целеуказания осуществляется в надводном или в подводном положении.
- антенный пост «Селена» / PUNCH BOWL космической системы «Коралл» (разработки киевского НПО "Квант") МКРЦ "Легенда".
- всплывающая антенна буйкового типа «Зубатка» / "Ласточка" (по разным данным) - для получения данных целеуказания по системе "Легенда" и навигационных данных;
- антенный пост морской разведывательной системы целеуказания МРСЦ-2 «Успех» (авиационное целеуказание)

Гидроакустические средства:
- ГАК МГК-540 "Скат-3" (позволяет сопровождать до 30 целей, дальность действия - до 220 км) в составе:
         - навигационный обнаружитель круговой НОК-1;
         - навигационный обнаружитель разводий НОР-1;
         - ГАС миноискания МГ-519 «Арфа» / MOUSE ROAR;
         - ГАС-аварийный ответчик МГС-30;
         - ГАС МГ-512 «Винт»;
         - эхоледомер МГ-518 «Север»;
         - ГАС МГ-543;
- буксируемая ГАС типа "Пеламида" на ПЛАРК зав.№606;
- часть гидрофонов ГАК расположена по бортам легкого корпуса ПЛ.

РЛС общего обнаружения МРКП-58 «Радиан» / SNOOP HEAD
РЛС госопознавания «Нихром-М»;
РЛС пеленгации "Зона" / PARK LAMP

Станция обнаружения РЛС противника МРП-10М "Залив-П"
2 х устройства ВИПС для запуска приборов гидроакустического противодействия (расположены за ограждением выдвижных устройств)

Навигационный комплекс "Медведица-949".
- система космической навигации "Синтез" / PERT STRING;
- станция космической навигации АДК-ЗМ «Парус»;
- гирокомпас ГКУ-1М;

Комплекс радиосвязи "Молния" / "Молния-М"
- антенный пост «Кора» ПМУ;
- система космической связи "Цунами-БМ";
- всплывающее аварийное сигнализирующее устройство "Парис"
- буксируемая антенна радиосвязи параванного типа "Залом"
Система закрытой УКВ-радиосвязи «Анис» - BALD HEAD / RIM HAT

Телевизионный обзорный комплекс МТК-110 / ТВ-2М (по др.данным)
Командирский перископ "Сигнал-3"
Перископ универсальный "Лебедь" ПЗНС-10С

Система прицеливания ПП-191

Механизмы и оборудование, имеющие принципиальные отличия от других ПЛ 3-го поколения:
Опреснительная система ПС 3-1
Холодильные фреоновые машины МХМБ-50, УФП-12
Пароэжекторные холодильные машины ЭХМ-5
Центробежный насосный агрегат ЦНА-260
Центробежные насосы ЦН-254, ЦН-250/20, ЦН-800/20
Агрегат АТО-8-1000


Модификации:
пр.949 - базовый вариант

пр.949А - улучшенная модификация с дополнительным отсеком прочного корпуса и обновленной компоновкой.

пр.949.1 (наименование проекта условное) - 9 июня 1990 г. принято решение ВПК при Совмине СССР о переоборудовании ПЛАРК К-525 пр.949 для проведения испытаний ракетного комплекса "Болид". Испытания планировалось начать в 1993 г.


Статус: СССР / Россия
- 1975 г. 25 июля - в цехе №55 ПО "Севмаш" заложена головна ПЛАРК заводской №605 пр.949.

- 1977 г. август - готовность головной ПЛАРК заводской №605 на ПО "Севмаш" составляла примерно 40% - завершена секционная сборка корпусных конструкций, сформированы кормовая и носовая части прочного корпуса, идет подготовка к гидравлическим испытаниям прочного корпуса.

- 1978 г. 20 января - завершены гидравлические испытания кормового блока прочного корпуса головной ПЛАРК проекта.

- 1978 г. март - произведена закатка ПТУ в 8-й отсек лодки головной ПЛАРК проекта.

- 1978 г. июнь - произведена закатка ПТУ в 7-й отсек лодки головной ПЛАРК проекта.

- 1978 г. 13 октября - завершены гидравлические испытания носового блока прочного корпуса головной ПЛАРК проекта.


Одна из ПЛАРК пр.949 в Оленьей губе на размагничивании, 1980-е годы (фото из архива Юрия Юдина, http://vk.com/).

- 1983 г. - ПЛАРК К-525 впервые погрузилась на предельную глубину - 600 м.

- 1985 г. - впервые ПЛАРК К-525 и К-206 произвели стрельбы с целеуказанием от космической системы "Легенда" на предельную дальность ПКР "Гранит".


ПЛАРК К-525 "Архангельск" пр.949 "Гранит" - OSCAR-I (фото из архива Tor, http://tsushima.su).


ПЛАРК К-206 "Мурманск" пр.949 "Гранит" - OSCAR-I (http://www.deepstorm.ru).




Западные снимки ПЛАРК К-525 "Архангельск" пр.949 "Гранит" - OSCAR-I (из архива Rambo54, http://militaryrussia.ru/forum/).




ПЛАРК К-206 "Мурманск" пр.949 "Гранит" - OSCAR-I (фото из архива Волка, http://tsushima.su).

- 1991 г. 30 августа - ПЛАРК К-525 в ожидании ремонта и модернизации выведена в резерв.

- 1993 ноябрь - ПЛАРК К-206 в ожидании ремонта выведена в резерв.

- 1993 г. - ПЛАРК К-525 переведена на СРЗ "Звездочка" для капитального ремонта и модернизации.

- 1994 г. 22 декабря - ПЛАРК К-206 переведена на СРЗ "Звездочка" для капитального ремонта.

- 1996 г. 16 апреля - ПЛАРК К-206 поставлена в отстой в порту Северодвинск.

- 1996 г. 31 июля - ПЛАРК К-525 из-за отсутствия финансирования исключена из боевого состава Флота и передана в ОРВИ.

- 1998 г. 7 января - ПЛАРК К-206 из-за отсутствия финансирования исключена из боевого состава Флота и передана в ОРВИ.

- 1999 г. 7 ноября - на ПЛАРК К-525 спущен Военно-Морской Флаг, лодка передана гражданскому экипажу.

- 2003 г. - ПЛАРК К-525 и К-206 находятся около ПО "Севмаш" в Северодвинске.

- 2004 г. январь - на СРЗ "Звездочка" начата одновременная утилизация ПЛАРК К-525 и К-206.



Утилизация ПЛАРК К-525 "Архангельск" пр.949 "Гранит" на СРЗ "Звездочка", г.Северодвинск (источник).




Утилизация ПЛАРК пр.949 "Гранит" на СРЗ "Звездочка", справа - К-525 "Архангельск", г.Северодвинск (из архива Rambo54, http://militaryrussia.ru/forum/).

- 2005 г. январь - утилизация ПЛАРК К-525 и К-206 завершена.


Знак ПЛАРК К-206 "Мурманск" пр.949 (http://www.falerist1.narod.ru).

Реестр ПЛАРК пр.949:

проект завод.№ завод заложен спущен на воду вступил в строй примечание
01 К-525 "Архангельск"
пр.949 605
ПО "Севмаш" (г.Северодвинск), ответственный сдатчик - В.Н.Фролов
25.07.1975
03.05.1980 30.12.1980
Входила в состав 11-й дивизии ПЛ 1-й флотилии ПЛ Северного флота (Западная Лица)

06.04.1993 г. поименована "Архангельск"
02 К-206 "Мурманск" пр.949 606 ПО "Севмаш" (г.Северодвинск) 22.04.1979 10.12.1982 30.11.1983 Входила в состав 11-й дивизии ПЛ 1-й флотилии ПЛ Северного флота (Западная Лица). ПЛ отличается расположением на киле обтекателя антенны буксируемой ГАС

14.04.1987 г. поименована "Минский комсомолец", 06.04.1993 г. переименована в "Мурманск"

Командиры ПЛАРК пр.949 (http://deepstorm.ru/):
     
01 К-525 "Архангельск" 1976-1977 г.г. - Паук А.А.
1977-1980 г.г. - Бровко В.Г.
1980-1983 г.г. - Илюшкин А.П.
1983-1986 г.г. - Федоров В.В.
1986-1988 г.г. - Черкасов Ю.В.
1988-19** г.г. - Астафьев К.Н.
02 К-206 "Мурманск" 1978-1980 г.г. - Осекин В.А.
1980-1981 г.г. - Илюшкин А.П.
1980-1981-1984 г.г. - Сорокин В.А.
1984 г. - Сидоров И.Н. (резервный экипаж)
1984-1987-1988 г.г. - Рыбаков Э.Ф.
1986 г. - Надеждин В.Н. (резервный экипаж)
1988-1992-199* г.г. - Астафьев К.Н.
199*-1994-1995-199* г.г. - Божко Н.Д.


Источники:
Павлов А.С. Ударная сила флота (подводные лодки типа "Курск"). Якутск, 2001 г.
Проект 949 "Гранит". Сайт http://www.sudden-strike.ru, 2006 г.
Проект 949 "Гранит" Oscar-I class. Сайт http://www.atrinaflot.narod.ru, 2012 г.
Тарас А.Е. Атомный подводный флот. М., АСТ, Харвест, 2005 г.
Штурм глубины. Сайт http://deepstorm.ru/, 2010 г.
Project 949 Granit / Oscar I. Сайт http://www.fas.org, 2000 г.

Каталог

Последние комментарии

The google History Layer offers these two boats in 2003 - short before being scrapped
rambo54 2017-01-06 18:52
Статья в базовом варианте готова. С Днем Подводника!
DIMMI 2012-03-19 02:34
on satellite - next to TK-202 and K-222 (Papa class)[ img ]next to Tango class at...
rambo54 2011-11-25 02:19