MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.) | Статьи

РТ-2ПМ2, 15Ж55 / 15Ж65 Универсал - SS-27 SICKLE-B

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
НИР "Универсал", комплекс 15П065, ракета РТ-2ПМ2, 15Ж55 / 15Ж65 - SS-Х-27 SICKLE-B


Проект универсальной межконтинентальной баллистической ракеты (МБР для шахтного и мобильного базирования) разработки КБ "Южное" (Днепропетровск, генеральный конструктор - В.Ф.Уткин) и Московского Института Теплотехники (МИТ, главные конструкторы - Борис Николаевич Лагутин и Юрий Семенович Соломонов, в разные годы, источник). Разработка шахтного варианта МБР начата в 1984 г. (ист. - Морозов).

Постановлением Совмина СССР №173-45 от 9 февраля 1987 г. предписывалось начало одновременно в НПО машиностроения (г.Реутов, проект "Альбатрос"), в КБ "Южное" (г.Днепропетровск) и в Московском Институте Теплотехники  работ по разработке перспективных МБР с возможностью преодоления многоэшелонной системы ПРО предполагаемого противника с универсальным базированием - с вариантами пуска из ШПУ и в виде ПГРК (ист. - Стратегические ракетные, источник).

Для соответствия требованиям договора СНВ-1 и в качестве условной модернизации МБР РТ-2ПМ по НИР "Универсал" в КБ "Южное" разрабатывалась твердотопливная МБР с моноблочным боевым оснащением в вариантах ПГРК и ШПУ. В то же время в МИТе велись работы по НИР "Тополь-М" - разработка МБР на смену МБР "Тополь" с двумя видами базирования - ПГРК и ШПУ. В августе 1988 г. Ю.С.Соломонов (МИТ) провел переговоры с КБ "Южное" в результате которых к концу 1988 г. два КБ совместно разработали техническое предложение по единой ракете в рамках НИР "Универсал" (ист. - Стратегические ракетные).

Совместная полномасштабная разработка ракеты РТ-2ПМ2 по теме НИР "Универсал" была начата МИТ и КБ "Южное" по решению  ВПК при Совмине СССР №323 от 09.09.1989 г. и по приказу Министра общего машиностроения СССР №222 от 22.09.1989 г. Проектирование планировалось закончить к концу 1991 г. в двух вариантах:
1) ракета с платформой разведения неуправляемых боевых блоков с РДТТ и без комплекса средств преодоления (КСП) ПРО - разработчик МИТ (мобильный ракетный комплекс, ПГРК)
2) ракета с платформой разведения боевых блоков с монотопливным жидкостным ракетным двигателем и с КСП ПРО - разработчик - КБ "Южное" (г.Днепропетровск, шахтный ракетный комплекс 15П065 с ракетой 8Ж65 / 15Ж65).

В силу ряда причин производственного характера ракеты отличались конструкцией ТПК и потому имели некоторые отличия и получили разные индексы - 15Ж55 для ПГРК и 15Ж65 для ШПУ (ист. - Стратегические ракетные).

Разработку 1-й ступени, варианта платформы разведения ББ н монотопливе и головного обтекателя ракеты вело КБ "Южное", разработку 2-й и 3-й ступени, приборного отсека, своего варианта платформы разведения ББ и неуправляемого боевого блока вел МИТ. Двигатель для 1-й ступени так же разрабатывался КБ "Южное" (ист. - Ракеты и космические аппаратыСтратегические ракетные). 29 декабря 1989 г. успешно защищен совместный эскизный проект ракеты и шахтного варианта ракетного комплекса (ист. - Уткин). Начата разработка конструкторской документации. В первой половине 1990 г. выпущен эскизный проект ПГРК (ист. - Стратегические ракетные).


Ракета 15Ж65 "Универсал" и ТПК с ракетой в шахтной пусковой установке
(Ракеты и космические аппараты конструкторского бюро "Южное". г.Днепропетровск, ГКБ "Южное", 2000 г.)
Автор: DIMMI Создан: 01.01.2021 02:55:50 Комментариев: 2 Читать всю статью

Комплекс 9К333 Верба, ракета 9М336 - SA-25

ДАННЫЕ НА 2022 г. (стандартное пополнение)
Комплекс 9К333 "Верба", ракета 9М336 - SA-25



Переносной зенитный ракетный комплекс (ПЗРК). Разработан КБ Машиностроения (г.Коломна) на базе ПЗРК "Игла-С".

В 2007 г. комплекс прошел летно-конструкторские испытания. Государственные испытания комплекса планировалось провести в 2009-2010 г.г. Войсковые испытания на стадии ОКР начаты на полигоне 726-го учебного центра сухопутных войск в г.Ейск Краснодарского края 9 июня 2011 г. В течение 2011 г. планировалось завершить ОКР по созданию комплекса и закупить в рамках заказа на 2011 г. 250 ПЗРК для сухопутных войск. Квалификационные испытания ПЗРК успешно завершены весной 2014 г. (источник).

По состоянию на 2008 г. планировалось принятие ПЗРК на вооружение до конца года. В 2012 г. на предприятиях кооперации по производству ПЗРК начато переоснащение производства для выпуска комплексов 9К333. В частности работы по переоборудованию велись в КБ машиностроения в части изготовления атвоматизированных проверочных стендов (источник). В 2012 г. начато производство ракет 9М336 на производстве №21 завода им.Дегтярева (г.Ковров, источник), где, вероятно, ведется производство и ПЗРК 9К333.

В 2013 г. с Министерством обороны России подписан контракт на поставку в течение 2014-2015 г.г. четырех бригадных комплектов ПЗРК для сухопутных войск и четырех дивизионных комплектов для ВДВ (источник). Первая серийная партия ЗУР 9М336 выпущена в мае 2014 г. (источник). В начале июня 2014 г. в СМИ появилась информация о первых поставках ПЗРК "Верба" в зенитный полк 98-й дивизии ВДВ ВС России (Ивановская область), которые состоялись в конце мая 2014 г. В конце ноября 2015 г. контракт 2013 г. выполнен полностью.


Макет ПЗРК 9К333 "Верба" на форуме "Армия-2015" (фото - А.В.Карпенко, nevskii-bastion.ru).
Автор: DIMMI Создан: 18.06.2011 08:24:01 Комментариев: 20 Читать всю статью

Х-31 - AS-17 KRYPTON

ДАННЫЕ НА 2023 г. (в работе)
Х-31П / изделие 77П - AS-17C KRYPTON
Х-31ПД / изделие 77ПД - AS-17D KRYPTON
Х-31А / изделие 77А - AS-17A KRYPTON
Х-31АД / изделие 77АД - AS-17B KRYPTON
Мишень МА-31

Противокорабельная и противорадиолокационная ракеты. Ракета разработана ОКБ «Звезда» (ныне ГНПО "Звезда-Стрела", главный конструктор Г.И.Хохлов в качестве замены противорадиолокационной ракеты Х-27ПС, которая не соответствовала требованиям ВВС СССР по дальности пуска и возможностям противодействия ракете расчетов ЗРК ПВО противника (Х-27ПС теряла цель при выключении РЛС ЗРК). Разработка противорадиолокационной ракеты начата в 1975 г. под руководством В.Бугайского.

Ракета предназначалась для поражения ЗРК "Improved Hawk" и "Nike Hercules". За счет высокой скорости полета (750 м/с при пуске на дальность 25 км с малой высоты) в случае с ЗРК "Improved Hawk" ракета должна была поражать цель раньше, чем зенитные ракеты могли поразить самолет-носитель. При работе по ЗРК "Nike Hercules" предполагалось действовать без входа в зону поражения ЗРК. Для достижения высокой скорости было решено применить ПВРД для запуска которого использовать РДТТ-ускоритель размещенный в сопле маршевого двигателя. Максимальная дальность пуска предполагалась 60 км и масса ракета - не лолее 400 кг. При создании ракеты планировалось вооружать её ударные самолёты типа МиГ-27, Су-17М и Су-24, на каждом из которых должно было размещаться не менее двух ракет. 

Создать ракету с ПВРД с ограничением массы в 400 кг оказалось невозможно и была разработана более габаритная ракета средней дальности с возможностью поражения перспективного ЗРК SAM-D ("Patriot"), а также обзорных РЛС, работающих в диапазонах частотных литер В и С. Для расширенной номенклатуры целей Омскому НПО «Автоматика» было выдано задание на проектирование трех ГСН (ПРГС-4ВП, ПРГС-5ВП и ПРГС-6ВП), работающих в данных диапазонах.

В 1978 г. вышло Постановление Совмина СССР о разработке на базе ракеты Х-31 ее противокорабельного варианта с названием Х-31А. ПКР предназначалась для поражения надводных кораблей водоизмещением до 4500 т. Ракета оснащалась активной радиолокационной ГСН и проникающей боевой частью вместо осколочно-фугасной. Эскизный проект защищен в 1979 г.

Заводские летные испытания ракет Х-31 начаты в мае 1982 г. с самолета-носителя МиГ-27М. На испытания выведены ракеты в вариантах Пр1 и Пр2, а также  массо-габаритные макеты ракеты Х-31 для проверки аварийного сброса. Ракета Х-31Пр1 была оснащена стартовым РДТТ и макетом ПВРД - отрабатывались сброс, запуск стартового РДТТ и полет на стартовом участке. Ракета Х-31Пр2 оснащалась работающими стартовым РДТТ и маршевым ПВРД - с ракетой отрабатывались старт ракеты, стартовы и маршевый полет, стабилизация ракеты на этих участках полета.


Противорадиолокационная ракета Х-31ПД (фотомонтаж, https://ktrv.ru/).
Автор: DIMMI Создан: 15.02.2023 15:17:09 Комментариев: 1 Читать всю статью

Р-36М2 / РС-20В Воевода - SS-18 mod.5-6 SATAN

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
Комплекс 15П018М "Воевода", ракета Р-36М2 / 15А18М / РС-20В / моно ГЧ 15Ф175 - SS-18 mod.5 SATAN / TT-09
Комплекс 15П018М "Воевода", ракета Р-36М2 / 15А18М / РС-20В / РГЧ ИН 15Ф173 - SS-18 mod.6 SATAN

Автор первоначальной статьи: Максим Пашнев (г.Обнинск), 2012 г.

Межконтинентальная баллистическая ракета четвертого поколения. Комплекс и ракета разработаны в Конструкторском Бюро "Южное" (г. Днепропетровск, Украина) под руководством академика АН СССР В.Ф.Уткина в соответствии с тактико-техническими требованиями Министерства обороны СССР и Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 769-248 от 09.08.1983 г. Главные конструкторы - С.И.Ус и В.Л.Катаев. В.Л.Катаева после перевода в аппарат ЦК КПСС заменил В.В.Кошик. Комплекс "Воевода" создан в результате реализации проекта многостороннего совершенствования комплекса стратегического назначения тяжелого класса Р-36М УТТХ / 15П018 с МБР тяжелого класса 15А18 и предназначен для поражения всех видов целей, защищенных современными средствами ПРО, в любых условиях боевого применения, в т.ч. при многократном ядерном воздействии по позиционному району (гарантированный ответный удар, ист. - Стратегические ракетные). 

В июне 1979 г. в КБ "Южное" было разработано техническое предложение по ракетному комплексу "Воевода" с тяжелой жидкостной МБР четвертого поколения под индексом 15А17. Эскизный проект ракетного комплекса с МБР Р-36М2 "Воевода" (индекс МБР был изменен на 15А18М с целью обеспечения выполнения требований договора ОСВ-2) разработан в июне 1982 года. Одновременно, а июне 1982 г. выпущен и эскизный проект системы управления комплекса МБР.


Пуск штатной ракеты Р-36М2. Вероятно, один из пусков на продление гарантийного срока хранения, 2000-е годы, Яснево (https://missilery.info/, обработано).
Автор: DIMMI Создан: 02.10.2011 21:17:16 Комментариев: 163 Читать всю статью

Р-36-О / 8К69 - SS-9 mod.3 SCARP FOBS

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
Комплекс 8П769, ракета Р-36-О / 8К69 - SS-9 mod.3 SCARP FOBS


Глобальная межконтинентальная баллистическая ракета (МБР). Ракета разработана ОКБ-586 (с 1966 г. - КБ "Южное", г.Днепропетровск, генеральный конструктор - М.К.Янгель), главный конструктор - М.И.Галась. Разработка орбитального ракеты была задана Постановлением Совмина СССР №346-160ссов “О важнейших разработках межконтинентальных баллистических и глобальных ракет и носителей тяжелых космических объектов” от 16.04.1962 г. Постановление давало старт разработке трех вариантов ракеты: межконтинентальному, орбитальному и космическому. Испытания орбитального варианта ракеты планировалось начать в 3-м кв. 1964 года (ист. - Горбулин). Решения апрельского Постановления были конкретизированы в Постановлении Совмина СССР №1021-436сс от 12.05.1962 г. 


Глобальная МБР на Западе получила наименование FOBS - Fractional Orbital Bombardment System - "частично орбитальная бомбардировочная (ударная) система". Основные преимущества такого типа ракеты перед обычной МБР:
- неограниченная дальность действия;
- возможность поражения цели разными ракетами, но одновременно с разных направлений (например, через Северный и Южный полюса);
- меньшее время полета до цели по кратчайшему направлению, чем у обычной МБР;
- невозможность прогнозирования района падения боеголовки пока она находится на орбитальном участке полета;
- удовлетворительная точность при максимальных дальностях.

Создание ракеты и орбитальной ступени вело ОКБ-586, двигательная установка для орбитального блока создавалась ОКБ-456 главного конструктора В.П.Глушко, система управления - НИИ-692 ("Хартрон") главного конструктора В.Г.Сергеева, командные приборы - НИИ-944 главного конструктора В.И.Кузнецова, боевой стартовый комплекс - ЦКБ-34 главного конструктора Е.Г.Рудяка. Эскизный проект Р-36-О разработан в декабре 1962 г. 

Первоначально ампулизация ракеты не предусматривалась, но 12 января 1965 года вышел приказ ГКОТ "О развертывании работ по ампулизации ракет Р-36 и Р-36-О", которым задавались работы по доработке МБР для долговременного нахождения в заправленном ампулизированном состоянии на боевом дежурстве - первоначальный гарантированный срок хранения заправленной ракеты составлял 5 лет. Позже этот срок был увеличен до 7,5 лет.

Для проведения испытаний Р-36-О на полигоне Байконур на площадке 67 была проведена реконструкция стартового оборудования. Подготовка к проведению испытаний начата в конце 1964 г. На полигоне Капустин Яр в районе пос. Новая Казанка в 1966 г. установлена измерительная система "Вега". Позже были проведены огневые испытания всех ступеней и огневые испытания орбитальной ступени в условиях невесомости (на самолете). Первый аварийный пуск орбитальной баллистической ракеты Р-36-О (иногда в источниках - Р-36орб) / 8К69 состоялся 16 декабря 1965 г. В 1966 году выполнено 4 успешных пуска ракеты. В первом успешном пуске ракета вывела орбитальную ступень на круговую орбиту высотой 150 км наклонением 65 градусов. После одного витка вокруг Земли боевая часть упала в заданный район с высокой точностью.

Подготовка к пуску ракеты Р-36-О / 8К69 со стартового стола на полигоне Байконур, 1965-1966 г.г. Антенны телеметрического оборудования на головной части позже были убраны (Стратегические ракетные компелксы наземного базирования. М., "Военный парад", 2007 г.)
Автор: DIMMI Создан: 20.03.2022 10:38:23 Комментариев: 1 Читать всю статью

Р-36М / 15А14 / РС-20А - SS-18 mod.1-3 SATAN

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
Комплекс 15П014, ракета Р-36М / 15А14 / РС-20А - SS-18 mod.1-3 SATAN
Комплекс 15П014П


Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР). Ракета разработана КБ "Южное" (г. Днепропетровск, генеральный конструктор - М.К.Янгель, с 01.10.1970 г. - В.Ф.Уткин). Решением Совета обороны СССР от 27.08.1969 г. в Ялте одобрены предложения КБ по созданию модернизированных ракет с минометным стартом - тяжелой МБР 15А14 / Р-36М с установкой в упрочненные ШПУ ОС-67 и легкой МБР 15А15 / МР УР-100 с установкой в упрочненные ШПУ ОС-84, а также боевого железнодорожного ракетного комплекса с МБР. 

В разработку проекта были положены следующие основные принципы:
– разработка автономной инерциальной системы управления на базе бортовой цифровой вычислительной машины (БЦВМ) и комплекса командных приборов (ККП) повышенной точности;
– создание разделяющейся головной части (РГЧ) с индивидуальным наведением боевых блоков в точки прицеливания;
– создание боевых блоков с улучшенными габаритно-массовыми и баллистическими характеристиками, стойкими к поражающим факторам ядерного взрыва (ПФЯВ);
– разработка комплекса средств преодоления противоракетной обороны (ПРО) противника, включающего в себя ложные цели, работоспособные на всех участках траектории;
– эксплуатация ракеты на всех этапах в транспортно-пусковом контейнере (ТПК), размещение на ТПК всего оборудования и аппаратуры, необходимых при боевом дежурстве и пуске ракеты;
– минометный старт ракеты из ТПК, размещаемого в шахтной пусковой установке с запуском двигателей первой ступени ракеты после выхода ее из ТПК.

2 сентября 1969 г. вышло Постановление ЦК КПСС и Совмина № 712-247 «О разработке и изготовлении ракетного комплекса Р-36М (15A14) с выходом на ЛКИ в 1971 г.». Разработку комплекса с МБР вела следующая кооперация предприятий:
- КБ "Южное" - ракета и комплекс вцелом;
- КБЭМ и КБХА - ДУ ЖРД маршевых ступеней;
- ХКБЭлектроприборостроения и НИИПМ - система управления;
- НПО "Алтай" и ЦНИРТИ - КСП ПРО;
- КБСМ и ЦКБТМ - стартовый комплекс и ШПУ;
- ЛНПО "Союз" - ПАД;
- ЦКБТМ - КП;
- ВНИИЭФ - заряды ББ.

На первом этапе проектирования ракеты 15А14 предполагалось использование на маршевых ступенях такого же подхода как на ранее созданных ракетах семейства Р-36 - т.е. в качестве маршевого двигателя 2-й ступени предполагалось использовангие высотной модификации двигателя 1-й ступени. В результате проектной проработки подобной схемы (6-камерная ДУ на 1-й ступени и 2-х камерная ДУ на 2-й ступени) было принято решение об использовании на 2-й ступени комбинированной двигательной установки разработки КБХА с маршевым и рулевым ЖРД (ист. - Рачук).

В декабре 1969 г. подготовлен эскизный проект МБР 15А14 с 4-мя видами боевого оснащения: легкая и тяжелая моноблочные ГЧ, РГЧ ИН и маневрирующая ГЧ. В марте 1970 г. эскизный проект МБР 15А14 был принят (ист. - Задонцев). В августе 1970 г. одобрено предложение о разработке ракетного комплекса с ШПУ повышенной защищенности. В январе 1971 г. начаты экспериментальные бросковые пуски из ТПК на полигоне под Павлоградом (см.ниже).



Пуск МБР 15А14 с тяжелой моно ГЧ, обработка MilitaryRussia

 

Автор: DIMMI Создан: 06.09.2022 22:34:25 Комментариев: 3 Читать всю статью

МР УР-100 / 15А15 / МР УР-100УТТХ / 15А16 - SS-17 SPANKER

ДАННЫЕ НА 2023 г. (в работе)
Комплекс 15П015, ракета МР УР-100 / 15А15 / РС-16А - SS-17 mod.1/2 SPANKER
Комплекс 15П016, ракета МР УР-100УТТХ / 15А16 / РС-16Б - SS-17 mod.3 SPANKER


Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) третьего поколения. Ракета разработана КБ "Южное" (г.Днепропетровск). Старт разработке дан решением Совета обороны СССР от 27.08.1969 г. которым задавалось создание в КБ комплекса я тяжелой МБР 15А14 / Р-36М с установкой в упрочненные ШПУ ОС-67, комплекса с легкой МБР 15А15 / МР УР-100 с установкой в упрочненные ШПУ ОС-84 и боевого железнодорожного ракетного комплекса с МБР. Решение о начале работ принято в ходе визита в КБ "Южное" председателя ВПК при Совмине СССР Л.В.Смирнова в апреле 1970 г. Постановлением Совмина СССР N 682-218 от 19 августа 1970 г. давался старт полномасштабной разработке легкой МБР. Разработка предлагалась на конкурсной основе двум КБ - КБ "Южное" и КБ Машиностроения. Была поставлена задача разработать проекты модернизации массового ракетного комплекса с МБР УР-100 разработки КБ машиностроения (ОКБ-52). По этому Постановлению новая ракета должна была выйти на испытания в 1973 г.

Эскизный проект МБР МР УР-100 (видимо расшифровывается как "Модернизация Ракеты УР-100") выпущен в сентябре 1970 г. Предполагалось использование ШПУ от МБР УР-100 и, соответственно, это ограничение сказалось на конструкции ракеты. Одновременно с разработкой комплекса с ракетой 15А15 в КБ "Южное" шли работы по модернизированному варианту тяжелой МБР 15А14 (Р-36М), которая несколько опережала по времени новую легкую МБР. Это позволило использовать часть наработок по проекту 15А14 в ракете 15А15 - у обоих ракет реализовывались минометный старт, применение РГЧ ИН, единый унифицированный боевой блок, близкие схемы РДТТ ступени разведения боевых блоков, а также новая система управления с применением БЦВМ.

Разработка велась следующей кооперацией предприятий:
- комплекс вцелом и ракета - КБ "Южное" (ведущий конструктор - М.И.Галась, позже - С.И.Ус)
- изготовление ракет для экспериментальной отработки и последующей серии - НПО "Южмаш"
- шахтная пусковая установка - КБ-4 КБСМ (главный конструктор - Б.Г.бочков, с 1970 г. - А.Ф.Уткин)
- командный пункт ракетного комплекса - ЦКБТМ МОМ (главный конструктор - Е.Г.Рудяк, с 1970 г. - В.С.Степанов)
- автоматизированная система боевого управления и связи - ОКБ Ленинградского политехнического института (главный конструктор - Т.Н.ССоколов)
- система внутреннего электроснабжения - ГОКБ Московского завода "Прожектор" (главный конструктор - В.А.Окунев)
- агрегаты для транспортировки ракеты - ЦКБТМ МТМ (главный конструктор - Л.Д.Новиков)
- средства прицеливания - ЦКБ "Арсенал" (главный конструктор - С.П.Парняков)
- маршевые двигателеи обоих ступеней - ОКБ-456

- система управления ракетой и наземная проверочно-пусковая аппаратура - НИИ-692 ("Хартрон")
- система радиокоррекции - НИИ-885
- командные гироприборы - НИИ-944 под руководством В.И. Кузнецова (ныне НИИПМ им. академика В.И. Кузнецова)
- специальные заряды и автоматика головных частей - КБ-11 (ВНИИЭФ) 
- комплекс средств преодоления ПРО - ОКБ-586
- система заправки ракетного комплекса - КБТХМ
- система боевого управления - НИИАП


МБР 15А15 / МР УР-100 - SS-17 mod.1 SPANKER в транспортно-пусковом контейнере. Памятник в Днепропетровске (https://rvsn.ruzhany.info/).

Автор: DIMMI Создан: 24.03.2022 21:07:51 Комментариев: 29 Читать всю статью

РСД-10 Пионер - SS-20 SABER

ДАННЫЕ НА 2023 г.  (стандартное пополнение)
Комплекс 15П645 "Пионер", ракета 15Ж45 / РСД-10/ РТ-21М - SS-20 SABER mod.1
Комплекс 15П645К "Пионер-К" / "Пионер-М", ракета 15Ж45 / 15Ж46 (?) / РСД-10 / РТ-21М - SS-20 SABER mod.1
Комплекс 15П653 "Пионер-УТТХ" / "Пионер-2", ракета 15Ж53, 15Ж54 / РСД-10УТТХ - SS-20 SABER mod.2

Комплекс 15П656 "Горн", ракета 15Ж56

Подвижный грунтовый ракетный комплекс (ПГРК) с баллистической ракетой средней дальности (БРСД). Комплекс разработан Московским Институтом Теплотехники (МИТ), главный конструктор - А.Д.Надирадзе с использованием опыта создания и на базе ПГРК "Темп-2С" / SS-X-16. Ракета 15Ж45 создана на базе 1-й и 2-й ступеней мобильной МБР "Темп-2С". Тема ОКР по созданию ПГРК носила название "15К645 "Пионер". Работа над комплексом начата в 1971 г. 

Комплекс предназначен для поражения стратегически важных стационарных объектов на дальности от 600 до 5000 км.

Разработка комплекса начата по Постановлению Совмина СССР №280-95 вышло 28 апреля 1973 г. о разработке комплекса "Пионер" кооперацией предприятий, работавших по созданию комплекса МБР "Темп-2С". Постановлением предусматривалось создание БРСД с РГЧ ИН на базе 1-й и 2-й ступеней МБР "Темп-2С". Срок начала совместных летных испытаний устанавливался - второй квартал 1974 г.

Кооперация разработчиков:
- МИТ - головной разработчик комплекса, разработка ракеты
- ЦКБ "Титан" (г.Волгоград) - СПУ и машины обеспечения комплекса
КБ Минского автозавода (г.Минск) - шасси СПУ
- НПО "Союз" (г.Люберцы) - заряды маршевых РДТТ из смесевого топлива
- НПО автоматики и приборостроения (г.Москва) - система управления комплекса
- КБ-1 ВНИИЭФ - головной разработчик боевого оснащения ракет 15Ж45

В декабре 1973 г. выпущен эскизный проект комплекса, который был успешно защищен  в 1-м квартале 1974 г. Начата наземная отработка элементов конструкции ракеты. Оборудование комплекса, агрегаты наземного оборудования, структура боевых подразделений, схема и средства боевого управления, порядок несения боевого дежурства и повседневной эксплуатации были заимствованы от комплекса с МБР “Темп-2С”.

Термоядерный заряд для боевого блока был разработан ВНИИТФ до стадии опытного производства для МБР УР-100К и его отработка для серийного производства для снаряжения боевого блока БРСД 15Ж45 была завершена в 1976 г. (источник). 


СПУ 15У106 комплекса 15П645 "Пионер" - SS-20 SABER в предстартовом положении (обработка фото из сборника "Оружие России", MilitaryRussia.Ru, 2011 г.).
Автор: DIMMI Создан: 31.07.2010 00:03:08 Комментариев: 417 Читать всю статью

РДС-3 / изделие 501-М

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
РДС-3 / изделие 501-М



Атомная бомба. Заряд имплозивного типа с фокусирующей системой из обычного взывчатого вещества нового типа создавался КБ №11 Лаборатории измерительных приборов №2 АН СССР (с 1950 г. КБ передано в структуру Первого Главного Управления при Совмине СССР). Постановлением Совета министров ССР №1989-773 от 10.06.1948 г. перед КБ-11 ставилась задача произвести до 1 апреля 1949 г. расчетно-теоретические исследования по возможности создания зарядов РДС-3, РДС-4, РДС-5 и водородного заряда РДС-6. После испытания атомной бомбы РДС-1 Ю.Б.Харитон продолжил работы по совершенствованию конструкции РДС-1, которые вылились в проекты РДС-2 и РДС-3.

Испытания. 24 августа 1951 г. на площадку Н полигона в Семипалатинске поступили две бомбы изделие 501-М (№30171 и №30176, ист. - Докладная записка). Испытание бомбы №30171 с зарядом РДС-2 проведено на земле 24 сентября 1951 г. Бомба №30176 с зарядом РДС-3 испытана сбросом атомной бомбы с самолета-носителя Ту-4А 18 октября 1951 г. (командир экипажа К.И Уржумцев, штурман - Б.Д.Давыдов) на опытном поле Семипалатинского полигона. Взрыв произошел на высоте 580 м. В ходе испытаний подтверждена правильной решений полученных советской разведкой и учеными-разработчиками заряда.

29 декабря 1951 г. Советом министров СССР принимается два совершенно секретных постановления - № 5384-2344сс/оп «Об обеспечении производства изделий 501-М» и № 5383-2343сс/оп о расширении завода №551 - одна из причин - обеспечение производства изделия 501-М. В постановлениях оговаривались меры по по обеспечению в 1952 году плана производства изделий РДС-2 и РДС-3 и переделке изделий РДС-1. "Принять представленный Первым главным управлением при Совете Министров СССР и КБ-11 и рассмотренный комиссией в составе т.т. Клочкова, Завенягина и Борисова проект Постановления Совета Министров СССР «О мерах обеспечения в 1952 году плана производства изделий РДС-2 и РДС-3 и переделке изделий РДС-1». Увеличенные производственные мощности завода №551 позволили в 1952 г. изготовить 40 атомных бомб, в том числе, 24 атомные бомбы типа РДС-2 и 16 атомных бомб типа РДС-3. Всего на 1 января 1953 г. опытным и серийным производствами КБ-11 было изготовлено и поставлено на хранение в хранилищах КБ-11 75 атомных бомб (59 единиц РДС-2 и 16 единиц РДС-3).

В первом квартале 1953 г. для производства изделий 501-М должен был начать работу отдельный завод №418 (Постановление Совмина СССР №3506-1628сс/оп от 15.09.1951 г., Свердловск-45, ныне - г.Лесной) с производительностью 60 ед в год.


Атомная бомба РДС-3 / изделие 501-М (https://museum12gu.mil.ru/)
Автор: DIMMI Создан: 11.04.2013 23:36:05 Комментариев: 3 Читать всю статью

Р-36 / 8К67 - SS-9 SCARP

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
Комплекс 8П767, ракета Р-36 / 8К67 - SS-9 mod.1 / mod.2 SCARP
Комплекс 8П767П, ракета Р-36П / 8К67П - SS-9 mod.4 SCARP


Тяжелая межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) второго поколения. Ракета разработана ОКБ-586 (с 1966 г. - КБ "Южное", г.Днепропетровск, генеральный конструктор - М.К.Янгель). После появления в США тяжелой МБР "Титан-2" ОКБ-586 в первой половине 1961 года вышло с инициативой создания новой тяжелой МБР на базе МБР Р-16 с превосходящими "Титан-2" характеристиками. Разработка ракеты была задана Постановлением Совмина СССР №346-160ссов “О важнейших разработках межконтинентальных баллистических и глобальных ракет и носителей тяжелых космических объектов” от 16.04.1962 г. Постановление давало старт разработке трех вариантов ракеты: межконтинентальному, орбитальному и космическому. В качестве МБР с двумя типами специальных зарядов Р-36 должна была иметь дальность 12000 км с тяжелой БЧ и 16000 км с легкой БЧ. Планировалось начать летные испытания МБР Р-36 в 4-м кв. 1963 года, а испытания орбитального варианта ракеты начать в 3-м кв. 1964 года (ист. - Горбулин). Решения апрельского Постановления были конкретизированы в Постановлении Совмина СССР №1021-436сс от 12.05.1962 г. Ведущим конструктором ракеты назначен заместитель генерального конструктора КБ "Южное" М.И.Галась. 

При создании МБР Р-36 создавалась следующая кооперация предприятий:
ОКБ-586 - комплекс 8П767 вцелом, ракета и рулевые двигатели маршевых ступеней
- завод №586 - изготовление ракет для экспериментальной отработки и последующей серии
- ОКБ-456 - маршевые двигателеи обоих ступеней
- НИИ-692 ("Хартрон") - система управления ракетой и наземная проверочно-пусковая аппаратура
- НИИ-885 - система радиокоррекции
- НИИ-944 под руководством В.И. Кузнецова (ныне НИИПМ им. академика В.И. Кузнецова) - командные гироприборы
- КБ-11 (ВНИИЭФ) - специальные заряды и автоматика головных частей
- ОКБ-586 - комплекс средств преодоления ПРО
- ЦКБ-34 - шахтная пусковая установка и командный пункт ракетного комплекса
- КБТХМ - система заправки ракетного комплекса
- НИИАП - система боевого управления

Основные особенности тяжелой МБР Р-36 / 8К67:
- два типа моноблочных ГЧ с комплексом средств преодоления ПРО (КСП ПРО);
- автономная система управления позволяющая выполнить удаленное управление пуском ракет из ШПУ  с доворотом ракет на нужный азимут после выхода из ШПУ, что обеспечивает прицеливание ракет по любому азимуту;
- использование в качестве окислителя азотного тертоксида;
- плотная компоновка топливного отсека 2-й ступени - единый топливный отсек с разделением окислителя и горючего промежуточным днищем;
- применение прессованных химфрезетованных панелей и пустотелых шпангоутов в конструкции топливных баков обеспечило экономию массы;
- выполнен горячий наддут топливных баков из газогенераторов, работающих на компонентах основного топлива;
- для исключения невесомости запуск маршевого двигателя 2-й ступени производится при заранее запущенном рулевом двигателе ступени;
- за счет ампулизации топливной системы обеспечен большой срок хранения и высокая боеготовность ракеты;
- повышена выживаемость ракетного комплекса при первом ударе за счет рассредоточения ШПУ типа ОС.

Постановлениями задавалось создание тяжелой МБР с комбинированной системой управления - автомномной инерциальной с радиокоррекцией. Ракета предназначалась для поражения особо важных целей мощными термоядерными зарядами, применяемыми в сочетании с комплексом средств преодоления ПРО противника. До 1965 г. МБР создавалась в конкуренции с тяжелой МБР УР-200 ОКБ-52 Челомея. При проектировании ракеты использовался ряд конструктивных решений, отработанных и проверенных на тяжелых ракетах первого поколения Р-16 и Р-16У, а также на ракете Р-26. Предполагалось применять ракеты из групповых ШПУ - в 1963 году такой вариант развертывания был отвергнут и на полигоне Байконур началось строительство одиночных ШПУ типа ОС.


Один из первых пусков ракеты Р-36 комплекса 8К67 / SS-9 SCARP с легкой ГЧ с наземного стартового стола
(обработка MilitaryRussia.ru)
Автор: DIMMI Создан: 28.03.2021 18:48:10 Комментариев: 0 Читать всю статью

УР-100 / 8К84 / РС-10 - SS-11 SEGO

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
Комплекс 15П084, ракета УР-100 / 8К84, УР-100 УТТХ (УР-100М) / 8К84УТТХ (8К84М) / РС-10 - SS-11 SEGO mod.1
Комплекс 15П084П, ракета УР-100К / 15А20 / РС-10М - SS-11 SEGO mod.2
Комплекс 15П084У, ракета УР-100К УТТХ (УР-100У) / 15А20У / РС-10МУТТХ - SS-11 SEGO mod.3


Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) / универсальная ракета первой серии. Ракетный комплекс с ракетой УР-100 разработан ОКБ-52 генерального конструктора В.Н.Челомея. Первые проработки проекта универсальной ракеты относятся к 1960 г. Проект МБР УР-100 был в инициативном порядке предложен ОКБ-52 11 февраля 1963 года на заседании Совета обороны СССР, который проходил в филиале № 1 ОКБ-52. Разработка ракеты была предложена в качестве ответа на массовое развертывание в США ракет по программе Minuteman. Постановление ЦК КПСС и Совмина СССР №389-140 о создании ракетного комплекса УР-100 с упрощенным шахтным стартом и ампулизированной универсальной ракетой УР-100 вышло 30 марта 1963 г. Постановлением оговаривалась разработка ракеты УР-100 в качестве баллистической ракеты для поражения наземных целей и в качестве противоракеты для противоракетной системы "Таран". По первоначальному замыслу баллистическая ракета УР-100 проектировалась в двух вариантах - межконтинентальной дальности действия с легким боевым блоком 8Ф121 и средней дальности с тяжелым боевым блоком. 

Разработка ракетного комплекса велась следуюшей кооперацией предприятий:
- комплекс 15П084 вцелом и МБР УР-100 - ОКБ-52
- маршевые двигателеи первой ступени - ОКБ-154 под руководством С.А.Косберга и А.Д. Конопатова
- маршевый и рулевой двигатели второй ступени - ОКБ-117 под руководством С.П. Изотова (ныне ГУНПП «Завод им. В.Я. Климова)
- система управления комплекса - НИИ-885 (НИИ АП) под руководством Н.А. Пилюгина
- командные приборы - НИИ-944 под руководством В.И. Кузнецова (ныне НИИПМ им. академика В.И. Кузнецова)
- термоядерные боевые части - НИИ-1011 (ныне - ВНИИТФ)
- транспортно-пусковой контейнер (ТПК) - филиал № 2 ОКБ-52
- стартовый комплекс - ГСКБ "Спецмаш" под руководством В.П.Бармина
- защитное устройство ШПУ и установщик - ЦКБТМ под руководством Н.А.Кривошеина (ныне ГП «ЦКБТМ»)
- командный пункт котлованного типа - КБ-1 ЦКБ-34 под руководством Е.Г.Рудяка (ныне ГП «КБ специального машиностроения»)
- так же были задействованы конструкторские коллективы, возглавляемые главными конструкторами Н.И.Зверевым, М.С.Рязанским, И.И.Картуковым и др.

Ракета УР-100 должна была стать легкой ампулизированной межконтинентальной массовой ракетой с двигателями на высококипящих долгохранимых компонентах топлива, которая могла размещаться в защищенных шахтных пусковых установках одиночного старта (ОС). Ракета должна была иметь гарантийной срок эксплуатации не менее 5 лет и сохранять высокую боеготовность на протяжении всего срока эксплуатации. Управление пуском ракеты должно было осуществляться дистанционно.


МБР УР-100 / 8К84 в полете (фото - НПО машиностроения)

Автор: DIMMI Создан: 10.09.2020 21:32:45 Комментариев: 44 Читать всю статью

9К52 Луна-М - FROG-7

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
Комплекс 9К52 "Луна-М", ракета 3Р11 / 9М21 / Р-65 - FROG-7A
Комплекс 9К52 "Луна-М", ракета 9М21-1 / Р-70 - FROG-7B
Комплекс 9К53 "Луна-МВ" (вертолетный), ракета 9М21
Комплекс 9К52М "Луна-3"
 
Тактический ракетный комплекс. Постановление №247-104 СМ СССР о создании комплекса вышло 16 марта 1961 г. Разработчик - НИИ-1 (с 1967 г. - Московский институт теплотехники, главный конструктор - Н.П. Мазуров) совместно с ОКБ-329 ГКАТ. Первый пуск опытной ракеты 3Р11 / 9М21 с полигонной ПУ состоялся 27 декабря 1961 г. Полигонные испытания комплекса с СПУ 9П113 - 1964 г. (полигон Ржевка).

По результатам испытаний комплекс 9К52 принят на вооружение 6 августа 1964 г., начато серийное производство СПУ на заводе "Баррикады" и комплекс начал поступать в войска. В 1964 г. 3 ЦНИИ Министерства обороны СССР подготовил для комплекса "Луна-М" таблицы стрельбы. В 1968 г. под тем же обозначением 9М21 ракета комплекса была заменена на модернизированный вариант ракеты - Р-70 (9М21Ф1 и др. модели типа 9М21-1).

Комплекс снимается с вооружения начиная с 1986 г. (по западным данным).
 

Пусковая установка 9П113 с ракетой 9М21 комплекса 9К52 "Луна-М" FROG-7 вооруженных сил Сирии, фото вероятно 2012-2013 г.г. (источник).

Автор: DIMMI Создан: 13.04.2009 23:56:36 Комментариев: 157 Читать всю статью

2К6 Луна - FROG-3/4/5/6

ДАННЫЕ НА 2022 г. (стандартное пополнение)
Комплекс 2К6" Луна", ракета 3Р5
Комплекс 2К6 "Луна", ракета 3Р9 - FROG-3
Комплекс 2К6 "Луна", ракета 3Р10 - FROG-5
Геофизический вариант - FROG-4
Установка Бр-226-I (ЯАЗ-214), ракета 3Р11 - FROG-6
Р-30 - экспортное наименование комплекса
 
Тактический ракетный комплекс. Предварительная проработка проекта начата в 1953 г. НИИ-1 (позже переименован в Московский Институт Теплотехники), главный конструктор Н.П.Мазуров. К проектированию комплекса в полном объеме приступили в 1956 г. (ракета в НИИ-1 и СПУ в ЦНИИ-58 под руководством В.Г.Грабина). Постановление СМ СССР о создании опытных образцов и проведении испытаний вышло после защиты эскизного и технического проектов (постановление №558-583 от 16 мая 1957 г.). Прототип ракеты 3Р5 изготавливал завод №75 Кемеровского совнархоза. Опытные СПУ и ТЗМ собраны ЦНИИ-58 в 1958 г. Начало испытаний комплекса - 1958 г. (полигон Капустин Яр). После посещения Н.С.Хрущевым полигона осенью 1958 г. ТЗМ делать запретили ("не эффективно"). В период с 30 января по 28 февраля 1959 г. проведены испытания комплексов "Марс" и "Луна" в условиях низких температур на Агинском полигоне (Забайкальский ВО, проведено 6 пусков ракет 3Р5).
 
СПУ 2П16 комплекса 2К6 "Луна" с ракетой 3Р9 (http://militaryphotos.net).
Автор: DIMMI Создан: 05.04.2009 18:20:37 Комментариев: 180 Читать всю статью

М-4 BISON

ОБНОВИТЬ, ИЛЛЮСТРАЦИИ (данные за 1997 г.)
М-4 "Молот" BISON-A, B, C
 
Стратегический бомбардировщик разработанный в ОКБ-23  под  руководством В.М.Мясищева  по проекту "25" (М-25).  НИОКР с 24 марта 1951 г. Прототип М-4 совершил первый полет  20  января  1953  г. (пилоты  - Ф.Ф.Опадчий,  А.Н.Грацианский,  штурман  -  А.И.Помазунов,  радист - И.И.Рыхлов, бортинженер - Г.А.Нефедов, ведущие инженеры - И.Н.Квитко и А.И.Никонов).  Постановлением  Правительства  СССР  от 19 сентября 1953 г.  заводу N 23 предписывалось строительство опытной серии -  3 шт. в 1954 г. и 8 шт. в 1955 г. Испытания второго самолета начаты 23 декабря 1953 г.  Заводские испытания закончились 15 апреля 1954 г. и в тот же день самолет принят на госиспытания,  но фактически они начались 4 мая 1954 г.  1 мая 1954 г. опытная машина М-4 была показана на  параде над Красной площадью в Москве.  Серийное производство М-4 началось в 1954 г.  на заводе ОКБ-23 в Филях (завод N 23  под  Москвой). В  1955 г.  самолет проходил войсковые испытания на авиабазе в г.Энгельсе. С 1975 г.  как бомбардировщик самолет снимается с вооружения.
 
Автор: DIMMI Создан: 19.08.2009 23:50:36 Комментариев: 20 Читать всю статью

РДС-1 / изделие 501

ДАННЫЕ НА 2019 г. (стандартное пополнение)
РДС-1 / С-1 / изделие 501


Первая отечественная атомная бомба. Атомная бомба РДС-1 разработана КБ №11 Лаборатории измерительных приборов №2 АН СССР (с 1950 г. КБ передано в структуру Первого Главного Управления при Совмине СССР) в соответствии с научно-техническими требованиями научного руководителя работ по созданию атомного оружия академика Курчатова (Лаборатория измерительных приборов №2 АН СССР, создана в феврале 1943 г.) и главного конструктора КБ-11 Ю.Б.Харитона. 20 августа 1945 г. при Государственном Комитете Обороны СССР создан специальный комитет по созданию отечественного атомного оружия, председатель комитета - Л.П.Берия. 30 августа 1945 г. для практической реализации задачи создания атомного оружия при Совете Народных коммисаров СССР создано Первое Главное Управление, руководитель - Б.Л.Ванников. 10 декабря 1945 г. состоялось первое заседание научно-технического совета ПГУ. 9 апреля 1946 г. по Постановлению Совмина СССР №805-327сс/оп "Вопросы Лаборатории №2" создано КБ-11, главный конструктор - Ю.Б.Харитон.

При создании первой отечественной атомной бомбы широко использовались данные разведки - в частности, подробная схема американской атомной бомбы, которая была передана советской разведке Клаусом Фуксом. Ценность полученной от Фукса информации была подтверждена Ю.Б.Харитоном впервые на конференции первых разработчиков ядерного оружия, которая проходила во ВНИИЭФ в апреле 1992 г., а затем в статье в газете "Известия" от 8 декабря 1992 г. (источник). Разработка систем бомбы велась отечественными учеными, но получение разведданных о подобных работах в США позволило значительно ускорить разработку, хотя и привело к преемственности технических решений.


Академик Ю.Б.Харитон в музее РФЯЦ-ВНИИЭ у корпуса бомбы РДС-1. Музей ядерного оружия РФЯЦ-ВННИЭФ, 1993 г. (http://rusarchives.ru/school).
Автор: DIMMI Создан: 16.03.2013 16:58:37 Комментариев: 35 Читать всю статью

Ан-124 Руслан - CONDOR

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
Ан-124 / Ан-124-100 "Руслан" / изделие 400 - CONDOR


Тяжелый транспортный самолет. Разработан ОКБ им.О.К.Антонова (ныне - ГП "Антонов", Украина), главный конструктор - П.В.Балабуев. После появления информации о разработке в США широкофюзеляжного тяжелого транспортного самолета C-5A Galaxy ЦК КПСС и Совет министров СССР в Постановлении №564-180 от 21.07.1966 г. «Об основных направлениях развития авиационной техники и вооружения на 1966-1970 г.г.» поставили задачу создания транспортных самолетов в грузоподъемностью до 100-120 тонн. Во исполнение этого Постановления на Киевском Механическом заводе (позже ОКБ им.О.К.Антонова, ныне ГП "Антонов") началась проработка проектов нового самолета.

В 1967 г. был представлен технический проект "122", который представлял из себя развитие Ан-22. Через три года КБ представило аванпроекты еще двух самолетов: четырехдвигательного Ан-124 (грузоподъемность 120 тонн) и шестидвигательного Ан-126 (грузоподъемность 140 тонн). В феврале 1972 г. было принято решение реализовать проект "124". Он обеспечивал переброску почти всей номенклатуры техники и вооружения Сухопутных войск, Военно-воздушных сил, ПВО и даже РВСН. По расчетному транспортному потенциалу проект Ан-124 превосходил американский C-5A Galaxy на 25% (источник).

В итоге, начато создание тяжелого транспортного самолета для обеспечения крупномасштабных операций ВДВ СССР, а так же для транспортировки ракетных комплексов разного назначения вплоть до БРСД "Пионер" и МБР "Тополь". Первый полет прототипа Ан-124 совершил 24 декабря 1982 г. в Киеве. Серийное производство начато в 1984 г. на АНТК им.Антонова в Киеве и позже развернуто в России на ульяновском авиазаводе (ЗАО "Авиастар-СП"). В январе 1987 г. самолет принят на вооружение военно-транспортной авиации ВВС СССР и начал поступать в части.

Серийное производство в России велось на ЗАО "Авиастар-СП" в Ульяновске по 2004 г. В феврале 2006 г. началась подготовка к возобновлению серийного производства самолета на ОАО "Авиастар", но уже к лету 2006 г. программа была заморожена. Всего за все время было построено 56 самолетов. Ан-124 установил 30 мировых рекордов грузоподъемности, высоты с коммерческой нагрузкой, скорости и дальности полета.

На Западе до первого публичного показа проект был известен как "An-40 CONDOR". По умолчанию приводятся данные Ан-124 / Ан-124-100.


Художественное представление транспортировки на Ан-124 ПГРК БРСД "Пионер" (Soviet Military Power, 1980-е годы).
Автор: DIMMI Создан: 11.02.2012 22:58:39 Комментариев: 14 Читать всю статью

Ми-28Н - HAVOC-B

ДАННЫЕ НА 2013 г. (стандартное пополнение)
Ми-28Н "Ночной охотник" / изделие 294 / ОКР "Авангард-2" - HAVOC-B
Ми-28НМ

Автор первоначальной статьи: Дмитрий Миронов (Butcher171), г.Санкт-Петербург, 2011 г.

Реестр вертолетов Ми-28Н - HAVOC-B

Всепогодный ночной-дневной ударный вертолет. В 1993 г., после окончания первого этапа государственных испытаний ударного вертолета Ми-28А было получено предварительное заключение о выпуске установочной партии вертолетов, оснащенных комплексом оборудования и вооружения для применения в дневных и ограниченно-сложных метеоусловиях. Однако М.В. Вайнберг, ставший к тому времени генеральным конструктором «МВЗ им. М.Л. Миля», принял решение прекратить разработку Ми-28А на заключительном этапе государственных испытаний и сосредоточить все силы и финансовые возможности на разработке боевого вертолета Ми-28Н («Н» - ночной) - ОКР "Авангард-2" - круглосуточного и всепогодного, с принципиально новым интегрированным комплексом бортового оборудования пятого поколения.

Испытания. Первый опытный вертолет Ми-28Н был построен в августе 1996 г. и совершил первый полет 14 ноября 1996 г. (летчик-испытатель В.В.Юдин и штурман С.В.Никулин), а с 30 апреля 1997 г. начал проходить заводские летные испытания. Через четыре года Ми-28Н поступил на государственные совместные  испытания (2001 г.). Учитывая большую потребность в военных машинах подобного типа, командование ВВС РФ в 2002 г. приняло Ми-28Н как основной перспективный боевой вертолет будущего, не дожидаясь завершения испытаний. В июне 2005 г. к программе испытаний приступил второй опытный прототип Ми-28Н. 4 марта 2006 г. после успешного окончания первого этапа государственных совместных испытаний государственная комиссия под председательством главнокомандующего ВВС Российской Федерации генерала армии В.С.Михайлова выдала заключение о выпуске установочной партии Ми-28Н. В мае 2006 г. к госиспытаниям присоединился первый серийный Ми-28Н борт №32. Государственные совместные испытания Ми-28Н завершены 26 декабря 2008 г. подписанием акта об их окончании. В ГСИ приняли участие 2 опытных и 7 предсерийных вертолетов. 15 октября 2009 г. распоряжением Президента России Ми-28Н официально принят на вооружение в качестве основного ударного вертолета.


Вертолеты Ми-28Н бортовые №№09 и 10 желтые, лето 2012 г. (фото - A.Blogin, http://ruforces-com.livejournal.com).


Ми-28Н постройки 2012 г. на аэродроме ПО "Роствертол", г.Ростов-на-Дону, 9 марта 2012 г. (фото - Михаил Мизикаев, http://russianplanes.net/).


Первый прототип Ми-28Н - вертолет ОП-1, бортовой №014 после доработок на авиашоу МАКС-2003, 23.08.2003 г. (фото - Flavien Breitenmoser, http://www.airliners.net).


Вертолет Ми-28Н - прототип вертолета Ми-28НЭ участвовавший в показательных полетах в Индии на авиасалоне МАКС-2011 16-21 августа 2011 г. (фото - VLAS, http://militaryrussia.ru/forum).
Автор: DIMMI Создан: 16.04.2011 22:50:38 Комментариев: 152 Читать всю статью

Гудрон

ДАННЫЕ НА 2023 г. (в работе)
Система "Гудрон"


Система усиления ядерного заряда. Комплекс средств и технических решений по увеличению (усилению) мощности ядерных зарядов разработки конца 1950-х годов. Использовался в ядерных зарядах ракетных комплексов РВСН в 1960-1970 г.г.

К сроку окончания одностороннего моратория на ядерные испытания (сентябрь 1958 г.) были подготовлены ядерные заряды в которых сочеталось увеличение мощности, с одновременным повышением боеготовности и безопасности обслуживания заряда, снижением стоимости. Разработчики пошли по пути использования более мощного взрывного вещества, а также применили оригинальную схему усиления мощности при взрыве атомного детонатора (система "Гудрон", источник). Первое испытание заряда разработки КБ-11 нового типа (вероятно, с усилителем заряда) было успешно проведено на Новоземельском полигоне 15.10.1958 г. (испытание №72, мощность 1500 кт, источник). По воспоминаниям испытателей-ядерщиков узлы нового заряда, изготавливавшиеся поштучно, оказались далеко не герметичными в эксплуатации, поэтому доставлялись на полигоны самолетами, упакованными в две специальные оболочки: контейнер и суперконтейнер, находящиеся под избыточным давлением. Руководил испытаниями от КБ-11 в качестве технического руководителя заместитель главного конструктора (впоследствии главный конструктор и директор института, академик) Евгений Аркадьевич Негин. Председателем Государственной комиссии и руководителем испытаний являлся начальник Главного управления опытных конструкций (ГУОК) Министерства среднего машиностроения генерал-лейтенант Николай Иванович Павлов. Работа с "реакторами" (усилителями) выполнялась в противогазах и была сопряжена с риском облучения и  заражения.

Есть гипотеза о том, что в разные годы усилитель "Гудрон" использовал разные принципы усиления мощности ядерного заряда. На первом этапе это было усиление за счет дополнительного заряда урана-235 или плутония (см.выше). В дальнейшем, возможно, это было газовое усиление реакции с применением газообразного трития или подобной технологии.


Снятие тяжелой БЧ 8Ф126 с ракеты Р-12 (http://ruzhany.narod.ru)
Автор: DIMMI Создан: 11.04.2023 15:42:03 Комментариев: 1 Читать всю статью

Головные части и боевые блоки ракетных комплексов РВСН

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
Головные части и боевые блоки ракетных комплексов РВСН (МБР и БРСД)


Моноблочные головные части:
Название Тип Ракета-носитель Комплекс Хронология Описание
46А / РДС-46А
ГЧ Р-7 / 8К74   1959 г. Серийная ГЧ с термоядерным зарядом РДС-46А
8Ф12 / 8Ф12Н ГЧ 8К63     Головная часть (источник). Вероятно, "изделие 49". Легкий боевой блок массой 1364 кг. С этой БЧ ракета принята на вооружение в 1959 г.
8К15 ГЧ 8К65     Легкая термоядерная головная часть (источник). Мощность - 2,3 Мт, масса - 1546 кг
8Ф17 ГЧ УР-500 / 8К82 "Протон" К8К82 проект Тяжелая термоядерная БЧ мощностью 150 Мт
8Ф61 ГЧ 8К64     (источник)
8Ф112 ГЧ 8К66     (источник)
8Ф114 ГЧ УР-200 / 8К81     (источник)
8Ф115 ГЧ 8К64, 8К65     Легкая ГЧ (источник). Облегченная ГЧ с парашютной системой (?).
8Ф116 ГЧ 8К64, 8К65     Тяжелая ГЧ, масса - 2175 кг, мощность 5 Мт.
8Ф117 ГЧ 8К64, 8К65, УР-500 / 8К82
    Тяжелая ГЧ (источник). Масса - 2200 кг, мощность 6 / 10 / 15 Мт (по разным данным). По др.данным масса более 12 т.
8Ф121 ГЧ 8К84 УР-100 / 8К84 19.04.1965 (первый пуск) Моноблочная легкая ГЧ (источник). Термоядерная БЧ РА50 мощностью 1 Мт  разработки НИИ-1011 (Челябинск-70, ныне ВНИИТФ)
8Ф125 ГЧ 8К84     (источник)
8Ф126 / АА48-2
ГЧ 8К63     Тяжелый термоядерный ББ, мощность - 2.3 Мт, масса - 1680 кг. (источник). Доработанный вариантАА48-2 с улучшенной безопасностью боевого блока (источник)
8Ф128 ГЧ 8К63У     Вероятно, вариант ББ 8Ф126 (источник)
8Ф671 ГЧ 8К67 (Р-36)
    Тяжелая ГЧ (источник)
8Ф672 ГЧ 8К67 (Р-36)     Легкая ГЧ (источник)
8Ф74 / 8Ф674 ГЧ 8К67 (Р-36)     Легкая ГЧ (источник). ГЧ испытывалась начиная с первого пуска носителя 28.09.1963 г. Заряд - Р-354-Г (источник)
8Ф675 / 8Ф675-6000 / 8Ф675-7000 / 8Ф675У
ГЧ 8К67 (Р-36)     Тяжелая ГЧ (источник). Заряд А-604-Г (источник)
  ГЧ "Гном"     Моноблочная ядерная БЧ с комплексом средств преодоления ПРО (КСП ПРО, разработка НИИ-108)
15Ф842 ГЧ,15Ф842П1 "Свинец" / 15Ф842П3, 15Ф843 ББ ГЧ 8К84, 8К84М УР-100 / 8К84
УР-100УТТХ / 8К84М
0.09.1967 г. (первый пуск) Легкая ГЧ (источник). Длина - 1,45 м, Диаметр - 1,25 м, Масса - 760 / 800 кг. Заряд мощностью 500 кт разработки КБ-11
15Ф992У ГЧ 8К84У     (источник)
15Ф1 ГЧ 8К98     Корпус ГЧ (источник)
15Ф981 ГЧ 8К98     Корпус ГЧ
15Ф982 ГЧ 8К98П     Корпус ГЧ
15Ф993 ГЧ 8К99     Корпус легкой ГЧ (источник)
15Ф141 / 15Ф141-500
ГЧ 8К67МА (Р-36) / 15А14 (Р-36М)
    Моноблочная тяжелая ГЧ с зарядом мощностью 20 Мт, корпус 15Б85 (источник)
15Ф142 / 15Ф142-500 ГЧ 15А14 (Р-36М)     Моноблочная легкая ГЧ с зарядом мощностью 8 Мт, корпус 15Б86 (источник)
15Ф156 ГЧ 15А15     Легкая моноблочная ГЧ. Серийно не производилась (источник)
15Ф171 / 15Ф172 ГЧ 15А18М (Р-36М2)     Тяжелая моноблочная ГЧ, платформа 15Ф171 (источник), заряд ВНИИЭФ
15Ф175 / 15Ф175-2 / 15Ф176 ГЧ 15А18М (Р-36М2)     Легкая моноблочная ГЧ. 15Ф175 - платформа, 15Ф176 - боевой блок (источник), заряд ВНИИЭФ
15Ф202 ГЧ УР-100К / 15А20     Корпус моноблочной ГЧ (источник). Заряд РА64 (ВНИИТФ)
15Ф421 ГЧ РС-14 / 15Ж42 "Темп-2С" 15П642
Термоядерная БЧ с комплексом ложных целей, мощность 650-1450 кт, масса БЧ - не менее 650 кг
15Ф483 ГЧ 15Ж48     (источник)
15Ф581 / АА88
ГЧ 15Ж58     Моноблочная ГЧ МБР "Тополь", заряд АА88 (источник)
Автор: DIMMI Создан: 14.09.2016 23:58:17 Комментариев: 37 Читать всю статью

ВТТ-1 Стриж

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
ВТТ-1 / Т-67 "Стриж" / изделие 295

 
Малогабаритная вертолетная телеуправляемая противолодочная торпеда. Разработана ОКБ завода "Дагдизель" на базе авиационной торпеды АТ-1 с установкой на неё системы телеуправления. Пуск торпеды осуществлялся с вертолета зависшим над водой на высоте 10-15 м. Торпеда создана и испытана в 1967 г. (по данным ЦНИИ "Гидроприбор") и принята на вооружение в 1970 г.

Производство торпеды велось заводом "Дагдизель" (г.Каспийск, Дагестан) до 1978 г., всего выпущено 73 торпеды.
 

Применение торпеды ВТТ-1 с противолодочного вертолета Ка-25ПЛС (авиару.рф).
Автор: DIMMI Создан: 18.01.2009 00:30:18 Комментариев: 1 Читать всю статью

Каталог военной техники:



Наши партнеры:






free counters

Последние комментарии

Гость Wrote:Несмотря на тупое стирание, добавлю - стианция не подьемная. Это ошибка...
DIMMI 2012-02-11 17:54
Раз статьи нет, тогда сканы мои в Гамма-С пригодятся...
Sierra 2012-02-06 18:28