| ДАННЫЕ НА 2025 г. (стандартное пополнение v2) Комплекс Д-30 / 3К-30 / Б-30 "Булава-М", ракета Р-30 / 3М-30 / РСМ-56 "Булава" / "Булава-30" - SS-NX-32 / SS-N-32
    
Баллистическая ракета для подводных лодок (БРПЛ) межконтинентальной дальности. Разработана Московским Институтом Теплотехники (МИТ), главный конструктор - Ю.С.Соломонов (с 20.09.2010 г. - А.П.Сухадольский). По западным данным эскизное проектирование ракеты начато в 1992 г. При создании новой БРПЛ в МИТ использованы наработки по проекту МБР 15Ж59 "Курьер" (дальность 9500 км, масса 16 т) с использованием нового типа смесевого топлива для РДТТ. Согласно первоначальным планам, масса БРПЛ должна была составить 26-28 тонн. Позже, по тем же причинам, по которым был изменен проект 2-й и 3-й ступеней БРПЛ "Барк" массо-габаритные характеристики ракеты были изменены (ист.- генерал-полковник А.Ситнов "Булава"...). Решение об изменении проекта вызвано прекращением производства топлива на Украине (перепрофилирование на выпуск бытовой химии).
В ноябре 1997 г., после третьего неудачного старта БРПЛ "Барк", министрами правительства России Я.Уринсоном и И.Сергеевым (бывший командующий РВСН) в письме премьер-министру В.Черномырдину поставлен вопрос о передаче проектирования основной БРПЛ ВМФ в Московский Институт Теплотехники. В ноябре и декабре 1997 г. работали две Межведомственные комиссии, созданные по приказу Министра обороны России, для изучения неудач испытаний БРПЛ "Барк". В состав комиссии входили представители МИТ, Управления вооружений МО России и РВСН. Второй Межведомственной комиссией было рекомендовано продолжить испытания ракеты с принятием на вооружение двух ПЛАРБ пр.941У, но представители Управления вооружений и РВСН предлагали прекратить разработку БРПЛ. Основные причины: - разработка максимально унифицированной межвидовой малогабаритной ракеты для РВСН ("Тополь-М") и ВМФ "Булава"; - разнесение по годам пиков финансирования перевооружения РВСН и ВМФ ("Тополь-М" и "Булава"); - экономия средств;
В начале 1998 г. выводы комиссии одобрены Военно-техническим советом МО России. В январе 1998 г. вопрос рассмотрен комиссией созданной распоряжением Президента России. Осенью 1998 г. по предложению главкома ВМФ В.Куроедова Советом Безопасности России тема "Барк" официально закрыта и после проведения конкурса под эгидой "Роскосмоса" (участники - МИТ и ГРЦ им.Макеева с проектом "Булава-45" главного конструктора Каверина Ю.А.) начато проектирование БРПЛ "Булава" в МИТе. В то же время начато перепроектирование под ракету "Булава" ПЛАРБ пр.955. Одновременно контроль за разработкой БРПЛ был возложен на 4-й ЦНИИ МО России (руководитель - В.Дворкин), который ранее занимался контролем создания МБР, а "морской" 28-й ЦНИИ МО России был отстранен от работ по БРПЛ.
Кооперация предприятий, которые вели создание ракетного комплекса Д-30 "Булава": - МИТ - головной по комплексу и по ракете 3М-30 "Булава" - Воткинский машиностроительный завод - серийное производство ракет - ВНИИТФ - унифицированные боевые блоки боевого оснащения БРПЛ - МИТ и НПО "Искра" - разработка РДТТ маршевых ступеней - ФГУП "ФНПЦ "Алтай" (г.Бийск") совместно с ФГУП ФЦДТ "Союз" - разработка топлива для всех РДТТ - НПО Автоматики им.акад.Н.А.Семихатова - система управления - ГРЦ им.Макеева - корабельный боевой стартовый комплекс (КБСК) - КБСМ - пусковая установка - КБ "Мотор" и ЦКБ "Титан" - арсенальное и прочее наземное оборудование
 Погрузка ракеты 3М-30 "Булава" на сборочно-снаряжательной базе Воткинского машиностроительного завода, публикация апрель 2016 г. ( источник). | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение) Комплекс 15П015, ракета МР УР-100 / 15А15 / РС-16А - SS-17 mod.1/2 SPANKER Комплекс 15П016, ракета МР УР-100УТТХ / 15А16 / РС-16Б - SS-17 mod.3 SPANKER
  
Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) третьего поколения. Ракета разработана КБ "Южное" (г.Днепропетровск). Старт разработке дан решением Совета обороны СССР от 27.08.1969 г. которым задавалось создание в КБ комплекса я тяжелой МБР 15А14 / Р-36М с установкой в упрочненные ШПУ ОС-67, комплекса с легкой МБР 15А15 / МР УР-100 с установкой в упрочненные ШПУ ОС-84 и боевого железнодорожного ракетного комплекса с МБР. Решение о начале работ принято в ходе визита в КБ "Южное" председателя ВПК при Совмине СССР Л.В.Смирнова в апреле 1970 г. Постановлением Совмина СССР N 682-218 от 19 августа 1970 г. давался старт полномасштабной разработке легкой МБР. Разработка предлагалась на конкурсной основе двум КБ - КБ "Южное" и КБ Машиностроения. Была поставлена задача разработать проекты модернизации массового ракетного комплекса с МБР УР-100 разработки КБ машиностроения (ОКБ-52). По этому Постановлению новая ракета должна была выйти на испытания в 1973 г.
Эскизный проект МБР МР УР-100 (видимо расшифровывается как "Модернизация Ракеты УР-100") выпущен в сентябре 1970 г. Предполагалось использование ШПУ от МБР УР-100 и, соответственно, это ограничение сказалось на конструкции ракеты. Одновременно с разработкой комплекса с ракетой 15А15 в КБ "Южное" шли работы по модернизированному варианту тяжелой МБР 15А14 (Р-36М), которая несколько опережала по времени новую легкую МБР. Это позволило использовать часть наработок по проекту 15А14 в ракете 15А15 - у обоих ракет реализовывались минометный старт, применение РГЧ ИН, единый унифицированный боевой блок, близкие схемы РДТТ ступени разведения боевых блоков, а также новая система управления с применением БЦВМ.
Разработка велась следующей кооперацией предприятий: - комплекс вцелом и ракета - КБ "Южное" (ведущий конструктор - М.И.Галась, позже - С.И.Ус) - изготовление ракет для экспериментальной отработки и последующей серии - НПО "Южмаш" - шахтная пусковая установка - КБ-4 КБСМ (главный конструктор - Б.Г.бочков, с 1970 г. - А.Ф.Уткин) - командный пункт ракетного комплекса - ЦКБТМ МОМ (главный конструктор - Е.Г.Рудяк, с 1970 г. - В.С.Степанов) - автоматизированная система боевого управления и связи - ОКБ Ленинградского политехнического института (главный конструктор - Т.Н.ССоколов) - система внутреннего электроснабжения - ГОКБ Московского завода "Прожектор" (главный конструктор - В.А.Окунев) - агрегаты для транспортировки ракеты - ЦКБТМ МТМ (главный конструктор - Л.Д.Новиков) - средства прицеливания - ЦКБ "Арсенал" (главный конструктор - С.П.Парняков) - маршевые двигателеи обоих ступеней - ОКБ-456 - система управления ракетой и наземная проверочно-пусковая аппаратура - НИИ-692 ("Хартрон") - система радиокоррекции - НИИ-885 - командные гироприборы - НИИ-944 под руководством В.И. Кузнецова (ныне НИИПМ им. академика В.И. Кузнецова) - специальные заряды и автоматика головных частей - КБ-11 (ВНИИЭФ) - комплекс средств преодоления ПРО - ОКБ-586 - система заправки ракетного комплекса - КБТХМ - система боевого управления - НИИАП
 МБР 15А15 / МР УР-100 - SS-17 mod.1 SPANKER в транспортно-пусковом контейнере. Памятник в Днепропетровске (https://rvsn.ruzhany.info/). | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение) Комплекс РПК-1 "Вихрь" - SUW-N-1 Ракета 82Р - FRAS-1   Ракетный противолодочный комплекс (РПК) с неуправляемой баллистической ракетой с ядерной глубинной бомбой. Комплекс разработан НИИ-1 ГКОТ (головной разработчик, нане - Московский Институт Теплотехники) по Постановлениям ЦК КПСС и Слвмина СССР от 20 июня 1958 г. и №111-463 от 13 октября 1960 г. "О разработке новых протоволодочных систем". В разработке участвовали НИИ-6, НИИ-9, НИИ-22. На первом этапе номинально проводился конкурс по проектам противолодочного комплекса между НИИ-1 ГКОТ, СКВ-203 (г.Свердловск) и СКВ-709 Госкомитета по судостроению. Разработчиком комплекса определено НИИ-1, главный конструктор комплекса Н.П.Мазуров. К окончанию разработки НИИ-1 переименован в Московский Институт Теплотехники (МИТ). В состав комплекса входят баллистическая неуправляемая ракета 82Р на твердом топливе (НИИ-1 ГКОТ), двухбалочная наводимая пусковая установка МС-18 (МС-32) с автоматом заряжания барабанного типа на 8 (16) ракет, система управления стрельбой ПУСТБ-1123 «Спрут» (ЦКБ-209). Разработка ядерного заряда начата КБ-11 (ВНИИЭФ) в 1960 г. Полигонные испытания комплекса велись в 1963 г. на полигоне "Песчаная балка" (Феодосия, 2 ПУ). Серийное производство ракет «Вихрь» начато в 1964 г. заводом СКБ-203 в г.Свердловске. В том же году ракета прошла первый этап государственных испытаний. Пуски производились как с наземных пусковых установок, так и с опытового судна ОС-332 (бывший СКР-1 пр.159). Выполнено около 40 пусков. Второй этап государственных испытаний состоялся в 1967 г. на головном корабле пр.1123 - противолодочном крейсере «Москва». Корабельный противолодочный комплекс «Вихрь» с неуправляемыми ракетами 82Р принят на вооружение Постановлением правительства № 440-168 от 12 июня 1968 г. В некоторых источниках в связи с комплексом РПК-1 упоминается наименование комплекса "Высота" - не идентифицировано.За помощь в подготовке материала отдельная благодарность abl22 ( http://militaryrussia.ru/forum)  ПУ МС-18 на противолодочной крейсере "Москва" пр.1123 (http://flot.sevastopol.info) | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение) Комплекс 15П645 "Пионер", ракета 15Ж45 / РСД-10/ РТ-21М - SS-20 SABER mod.1 Комплекс 15П645К "Пионер-К" / "Пионер-М", ракета 15Ж45 / 15Ж46 (?) / РСД-10 / РТ-21М - SS-20 SABER mod.1 Комплекс 15П653 "Пионер-УТТХ" / "Пионер-2", ракета 15Ж53, 15Ж54 / РСД-10УТТХ - SS-20 SABER mod.2 Комплекс 15П656 "Горн", ракета 15Ж56 Подвижный грунтовый ракетный комплекс (ПГРК) с баллистической ракетой средней дальности (БРСД). Комплекс разработан Московским Институтом Теплотехники (МИТ), главный конструктор - А.Д.Надирадзе с использованием опыта создания и на базе ПГРК "Темп-2С" / SS-X-16. Ракета 15Ж45 создана на базе 1-й и 2-й ступеней мобильной МБР "Темп-2С". Тема ОКР по созданию ПГРК носила название "15К645 "Пионер". Работа над комплексом начата в 1971 г.
Комплекс предназначен для поражения стратегически важных стационарных объектов на дальности от 600 до 5000 км.
Разработка комплекса начата по Постановлению Совмина СССР №280-95 вышло 28 апреля 1973 г. о разработке комплекса "Пионер" кооперацией предприятий, работавших по созданию комплекса МБР "Темп-2С". Постановлением предусматривалось создание БРСД с РГЧ ИН на базе 1-й и 2-й ступеней МБР "Темп-2С". Срок начала совместных летных испытаний устанавливался - второй квартал 1974 г.
Кооперация разработчиков: - МИТ - головной разработчик комплекса, разработка ракеты - ЦКБ "Титан" (г.Волгоград) - СПУ и машины обеспечения комплекса - КБ Минского автозавода (г.Минск) - шасси СПУ - НПО "Союз" (г.Люберцы) - заряды маршевых РДТТ из смесевого топлива - НПО автоматики и приборостроения (г.Москва) - система управления комплекса - КБ-1 ВНИИЭФ - головной разработчик боевого оснащения ракет 15Ж45
В декабре 1973 г. выпущен эскизный проект комплекса, который был успешно защищен в 1-м квартале 1974 г. Начата наземная отработка элементов конструкции ракеты. Оборудование комплекса, агрегаты наземного оборудования, структура боевых подразделений, схема и средства боевого управления, порядок несения боевого дежурства и повседневной эксплуатации были заимствованы от комплекса с МБР “Темп-2С”.
Термоядерный заряд для боевого блока был разработан ВНИИТФ до стадии опытного производства для МБР УР-100К и его отработка для серийного производства для снаряжения боевого блока БРСД 15Ж45 была завершена в 1976 г. (источник).
 СПУ 15У106 комплекса 15П645 "Пионер" - SS-20 SABER в предстартовом положении (обработка фото из сборника "Оружие России", MilitaryRussia.Ru, 2011 г.). | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2015 г. (стандартное пополнение) пр.21300 "Дельфин" / пр.21300С "Игорь Белоусов" |
| Спасательное судно. Предназначено для спасения экипажей аварийных подводных лодок, лежащих на грунте или находящихся в надводном положении, а также подачи воздуха, электроэнергии и спасательных средств на подводные лодки и надводные корабли. Кроме того, судно может осуществлять поиск и обследование аварийных объектов в заданном районе, в том числе и в составе международных морских спасательных формирований. Проект разработан ЦМКБ "Алмаз" (г.Санкт-Петербург), главный конструктор - Александр Александрович Форст (источник). Строительство корабля ведется ОАО "Адмиралтейские верфи" (г.Санкт-Петербург) в рамках программы ОКР "пр.21300С". Закладка корабля состоялась 24.12.2005 г. Госконтракт на строительство подписан 09.11.2011 г. - согласно контракту передача корабля флоту должна состояться 25 ноября 2014 г. Корабль спущен на воду - 30.10.2012 г. По состоянию на весну 2013 г. ведется достройка корабля на плаву. Принятие корабля флотом по ситуации на начало 2011 г. ожидалось в 2015 г., но после замены поставщика глубоководного водолазного комплекса на иностранную компанию срок сместился на 2014 г. Хотя к концу 2012 г. стало ясно, что корабль вряд ли будет сдан Флоту ранее 2015 г.
По проекту предполагалось оборудование судна глубоководным водолазным комплексом ГВУ-450 разработки ЦКБ "Лазурит". комплекс включает в свой состав 5 барокамер, водолазный колокол и спасательный подводный аппарат пр.18271 "Бестер". 31 января 2011 г. Министр России А.Сердюков своим решением прекратил разработку комплекса ГВК-450 (стоимость которого оценивалась по затратам уже не менее, чем в 1 млрд рублей). Министерство обороны выделило 1.36 миллиарда рублей на закупку «серийного ГВК-450 зарубежного производства, отвечающего всем требованиям ВМФ РФ» производства шотландской фирмы DIVEX. Поставщиком серийного иностранного ГВК была назначена фирма ОАО «Тетис Про». 29.05.2012 г. между ОАО "Адмиралтейские верфи" и ОАО "Тетис Про" заключен контракт на поставку и шеф-монтажные работы ГВК-450. Решение принято без проведения конкурса и к тому же при фактическом отсутствии в мире аналогов ГВК-450. По состоянию на конец апреля 2013 г. со стороны ныне действующего руководства Минобороны и ВПК России (Шойгу и Рогозин) никаких действий по прекращению работы по зарубежному заказу предпринято не было. 24 апреля 2013 г. вопреки рекомендациям научно-технического экспертного совета Военно-Морской Академии и Крыловского научного центра привести разработку ГВК-450 в соответствие с законами Российской Федерации замминистра обороны Борисов утвердил решение о продолжении работ по строительству «Игоря Белоусова» фирмой «Тетис Про». Кроме того Правительством с одобрения ВПК (Рогозин) 27 декабря 2012 г. подписано Постановление о выделении денег на закупку в рамках госзаказа на 2013-2015 годы УТЦ «Акванавт» - полного наземного учебного аналога спасательного судна пр.21300 с аналогом серийного глубоководного комплексам ГВК-450 (который не планируется устанавливать на корабле пр.21300 - см.выше). Заказчиком и спасательного судна и учебного комплекса является Служба поисковых и аварийно-спасательных работ ВМФ РФ (источник).
20 января 2015 г. в СМИ заявлено о плпнах ВМФ России на строительство в дополнение к головному трех серийных кораблей пр.21300С.
 Спасательное судно "Игорь Белоусов" пр.21300 на ходовых испытаниях, весна 2015 г. (Адмиралтеец. №9 / 2015 г.). | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение) 9У-64 / РН40
 
Легкая тактическая атомная бомба с зарядом регулируемой мощности разработки ВНИИП (ныне - РФЯЦ-ВНИИТФ, Минсредмаш СССР, г.Снежинск). Бомба принята на вооружение к 1983 г. по западным данным (вероятно, в 1980-1982 г.г.). Серийное производство велось на Приборостроительном заводе в г.Трехгорный.
В некоторых источниках указан индекс 8У-64 - с учетом хронологии создания изделий, возможно, этот индекс ошибочный.
 Визуально бомба РН40 подобна бомбе РН28. На фото бомба РН28 на выставке "70 лет атомной отрасли" в Манеже в Москве, 2015 г. (https://pfc-joker.livejournal.com/) | | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2024 г. (трубется пополнение) "Орешник" - SS-Х-31B / SS-X-34
  
Баллистическая ракета средней дальности. Разработана Московским Институтом Теплотехники (МИТ). В июле 2023 г. принято решение руководства страны о разработке ракеты в варианте с неядерным оснащением на базе МБР "Рубеж". Вероятно, теоретическая проработка создания подобного комплекса под шифром "Кедр" велась с 2022 г. или раньше. Ракета создается с использованием наработок по другим ракетным комплексам разработки МИТ - "Ярс", "Булава" и др.
По западным данным кооперация по разработке ракетного комплекса включает в себя: - Московский институт теплотехники - головной разработчик комплекса и ракеты; - ФНПЦ "Титан-Баррикады” (г. Волгоград) - автономная пусковая установка и вспомогательные машины комплекса; - ЦНИИАГ (г.Москва) - разработка устройств системы управления ракетой - ФЦДТ "Союз" - разработка двигательной установки - ОКБ “Прожектор” (г. Москва) - Концерн “Созвездие” (г.Воронеж); - НПП “Спецэнергомеханика” (г. Москва); - НИЦ спецтехники и конверсии “Континент” (г. Москва). По западным данным испытания ракеты начаты пуском на полигоне Капустин Яр в октябре 2023 г. и продолжены пуском в июне 2024 г. Третий испытательный пуск стал испытательно-боевым - 21.11.2024 г. ракета (или ракеты) применена по боевой цели - ПО "Южмаш" в Днепропетровске. Боевое оснащение нового типа - РГЧ ИН с кассетным наполнением (6 х 6 боевых элементов) либо набор КСП ПРО.
По итогам пуска 21.11.2024 г. Главком РВСН С.Каракаев предложил принять ПГРК "Орешник" на вооружение.  Западные источники считают БРСД "Орешник" модификацией МБР РС-26 "Рубеж" (реконструкция РС-26 "Рубеж" от MilitaryRussia.Ru, вариант от 21.01.2018 г.) | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение) Индексы ракетных комплексов РВиА СВ ВС РФ
  
Индексы ракетных комплексов по состянию на 2020 г.: | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2024 г. (в работе) Комплекс Д-8 "Скат", ракета УР-100М
 
Баллистическая ракета для подводных лодок (БРПЛ). Разработка велась ОКБ-52 под общим руководством В.Н.Челомея. В феврале 1962 г. на заседании Совета обороны СССР в Пицунде В.Н.Челомей выступил с предложением о создания универсальной МБР УР-100 ("универсальная ракета") с дальностью полета 11000 км. Предлагалось одной ракетой решить три задачи: 1. Массовое развертывание универсальной МБР наземного базирования УР-100 в качестве ответа на развертывание в США МБР «Минитмен»; 2. Использование ракеты УР-100 в стратегической системе ПРО "Таран" в качестве дальнего эшелона системы ПРО; 3. Использование МБР УР-100М ("морской") для размещения на подводных лодках.
Морской ракетный комплекс Д-8 с баллистической ракетой УР-100 прорабатывался ОКБ-52 совместно с главным конструктором ЦКБ-18 (ЦКБ МТ «Рубин») П.П.Пустынцевым, который отвечал за разработку подводной лодки-носителя ракетного комплекса "Скат". С учетом дальности действия ракеты УР-100 (11000 км) возникло предложение о размещении районов базирования будущих ПЛ-носителей во внутренних водах СССР, а так же об упрощении требований к ПЛ-носителям - предлагалось размещать ракеты на неатомных лодках-носителях с надводным стартом. Лодки-носители могли выполняться менее сложными и дорогостоящими с упрощенными тактико-техническими характеристиками по глубине погружения и скорости хода. Предполагалось, что водоизмещение такой лодки-носителя составит 5000 т (по первоначальному проекту), лодка будет иметь небольшой экипаж. Также предполагалось , что новая ПЛ будет иметь более высокий коэффициент боевого напряжения, чем традиционные ПЛРБ.
Постановление ЦК КПСС и Совмина СССР №389-140 о создании ракетного комплекса УР-100 с упрощенным шахтным стартом с ампулизированной универсальной ракетой УР-100 вышло 30 марта 1963 г. 3 июля 1963 г. принято Решение №134 ВПК при Совмине СССР о разработке предэскизного проекта морской версии МБР УР-100. Проект комплекса Д-8 был конкурентом проекта комплекса Д-9 с межконтинентальной БРПЛ КБ машиностроения (г.Миасс).
Разработка ракетного комплекса велась следуюшей кооперацией предприятий: - комплекс Д-8 и морская МБР УР-100М - ОКБ-52 - маршевые двигателеи первой ступени - ОКБ-154 под руководством С.А.Косберга и А.Д. Конопатова - маршевый и рулевой двигатели второй ступени - ОКБ-117 под руководством С.П. Изотова (ныне ГУНПП «Завод им. В.Я. Климова) - система управления комплекса - НИИ-885 (НИИ АП) под руководством Н.А. Пилюгина - командные приборы - НИИ-944 под руководством В.И. Кузнецова (ныне НИИПМ им. академика В.И. Кузнецова) - термоядерные боевые части - НИИ-1011 (ныне - ВНИИТФ) - транспортно-пусковой контейнер (ТПК) - филиал № 2 ОКБ-52 - подводные лодки-носители - ЦКБ-18 (ЦКБ МТ "Рубин"), главный конструктор П.П.Пустынцев.
Ракета УР-100 создавалась как легкая ампулизированная МБР с двигателями на высококипящих долгохранимых компонентах топлива. В начале 1964 г. в ЦКБ-18 велись работы по проработке проектов носителей БРПЛ УР-100М.
К концу 1964 г. результате рассмотрения предложений по комплексам Д-8 и Д-9 на Совете Обороны СССР, предпочтение было отдано ракетному комплексу Д–9 и все работы по проектам связанным с морской ракетой УР-100 были свернуты.
 Морская баллистическая ракета УР-100М ( ист. - Карпенко А.В.) | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение) Комплекс Д-4, ракета Р-21 / 4К-55 - SS-N-5 SERB Комплекс Д-4, ракета Р-21М / 4К-55М - SS-N-5 SERB
   
Баллистическая ракета для подводных лодок (БРПЛ). Разработка новой БРПЛ с подподным стартом была начата по Постановлению Совмина СССР от 20 марта 1958 г. Разработка ракеты велась ОКБ-586 (ныне - КБ "Южное") под руководством М.К.Янгеля. Одновременно в этом же КБ велась разработка ракеты с надводным стартом Р-15. Кроме того, в СКБ-385 велись работы по ракете с подводным стартом Р-13М. После рассмотрения в НИИ-88 и институтах ВМФ результатов этих разработок было принято решение о завершении работ по этим ракетам. 3 декабря 1958 г. вышло Постановление Совмина СССР о прекращении в ОКБ-586 работ по ракете Р-15 и начале работ по разработке ракеты с подводным стартом Р-21. Эскизный проект ракеты Р-21 разрабатывался во взаимодействии с КБ, которые работали над подводными лодками-носителями - ПЛРБ пр.629 ЦКБ-16 (главный конструктор Н.Н. Исанин) и ПЛАРБ пр.658 (ЦКБ-18, главный конструктор С.Н. Ковалев), а также пусковыми установками (КБ-1 ЦКБ-34, главный конструктор Е. Г. Рудяк).
В 1959 г. руководство страны потребовало максимального ускорения работ по созданию новых ракет и Постановлением Совмина от 13 мая 1959 г. за ОКБ-586 были оставлены ракеты наземного базирования Р-14 и Р-16, а работы по созданию ракет для подводных лодок были сосредоточены в СКБ-385 В.П.Макеева. В процессе разработки сложилась следующая кооперация предприятий:
- ракета и комплекс вцелом, боевой блок - СКБ-385 / ГРЦ им. академика В.П.Макеева (г.Миасс) - пусковые установки - ЦКБ-34 КБ-1 (главный конструктор Е. Г. Рудяк) - маршевый ЖРД ракеты - ОКБ-2 (главный конструктор - А.М. Исаев) - термоядерный боеприпас - НИИ-1011 (ныне - ВНИИТФ)
Испытания ракеты Р-21 начаты в 1961 г. и были разделены на три этапа: бросковые испытанияя макетов ракеты со стенда и с опытовой подводной лодки, далее - летные испытания ракет.
Для бросковых испытаний создан макет К1.1, который являлся фактически прототипов ракеты с уменьшенными объемами баков топлива. Испытания первого этапа проводились пусками макета К1.1 с неподвижного плавающего стенда ПСД-4 с глубины 40-50 метров. В период с 15 мая по 22 июля 1961 г. выполнено 5 пусков макетов К1.1.
Испытания пусками макетов с подводной лодки выполнялись с переоборудованной в опытовую ПЛРБ лодки С-229 проекта 613-Д4. За ограждением выдвижных устройств была установлена ракетная шахта, которая выступала из корпуса лодки вниз на 2 метра и вверх на 6,8 метра. Для размещения ШПУ были демонтированы часть жилых помещений лодки и одна группа аккумуляторных батарей. В период с 29 августа по 11 сентября 1961 г. выполнено три пуска макетов К1.1 с глубины 40-50 метров при скорости лодки 2,6-3,5 узла.
 Ракета Р-21 / 4К-55 в Музее вооруженных сил СССР в Москве (https://missilery.info/) | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение) ГР-1 / 8К713 - SS-X-10 SCRAG (ошибочно)
  
Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) / глобальная ракета. Разработка ракеты велась специальным отделом №3 (руководитель - Крюков Сергей Сергеевич) ОКБ-1 генерального конструктора С.П.Королева с 1961 г. Письмо от ОКБ-1 от 07.09.1961 г. «О возможности создания ГР на базе Р-9А и Р-7А» в адрес: Смирнова Л.В., Калмыкова В.Д., Москаленко К.С. Далее - докладная записка на имя Н.С. Хрущева от 22.02.1961 г. «О новой схеме межконтинентальных ракет ГР» за подписью С.П.Королева, Мишина, Рязанского, Пилюгина, Кузнецова. Далее - предложения по разработкам ОКБ-1 в т.ч. и ГР-1 от 05.03.1962 г. на имя Устинова, Малиновского, Смирнова, Москаленко, Семенова и Сербина.
Проектирование глобальной ракеты велось с расчетом на использование на первой и второй ступенях двигательных установок варианта ракеты Р-9М - 8К77, а на третьей ступени двигательной установки С1.5400. В результате разработки ракеты выпущена конструкторская и эксплуатационная документация. Эксплуатация ракеты предполагалась с теми же ограничениями и особенностями как и эксплуатация ракеты Р-9. В конце 1961 г. принято предложение ОКБ-1 о разработке ракеты с двигателями НК-9 главного конструктора Н.Д.Кузнецова и двигателем 11Д726 ОКБ-1 (ист. - Мишин).
Эскизный проект ГР-1 с двигателями НК-9 на 1-й и 2-й маршевых ступенях и ЖРД 8Д726 на 3-й ступени завершен в апреле 1962 г. (ист. - Мишин). Официально разработка ракеты была начата по Постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР №1021-436 от 12 мая 1962 г., Постановлению №1021-438 от 24.09.1962 г. и по Приказу Государственного комитета по оборонной технике (ГКОТ) №640/06 от 13 октября 1962 г.
18 декабря 1962 г. на коллегии ГКОТ по ГР-1 приняты следующие планы работ: 1. 3-й кв. 1963 г. - начать испытания на площадке №51 полигона Байконур. Министерство обороны СССР в августе 1963 г. должно переоборудовать пл.51 под МБР ГР-1. 2. 1-й кв. 1963 г. - представить предложения о трассах и режимах посадки (МО с ГКОТ и ГКРЭ) 3. 1-й кв. 1963 г. - комплексное проектное задание на боевую стартовую станцию] (БСС) ракеты ГР-1.
Тактико-технические требования к ракете ГР-1 начаты прорабатываться 02.01.1963 г. и согласованы с заказчиком 15.02.1963 г. 23 марта 1963 г. в ОКБ-1 прошла защита эскизного проекта ГР-1.
В 1962 г. начата подготовка серии ракет для летных испытаний. Всего выпущено по разным данным 3-4 экземпляра ракет. Минимум две ракеты этой серии позже принимали участие в парадах в Москве. Производство ракет велось на Заводе Экспериментального Машиностроения ОКБ-1 в г.Калининград Московской области, а так же на заводе "Прогресс" (г.Куйбышев).
6 декабря 1963 г. приказом командира в/ч 44275 на космодроме Байконур была создана нештатная технологическая группа по испытаниям ракеты 8К713 на площадке №51. В 1964 г. к работам подключилась испытательная группа №3 той же в/ч ранее работавших по испытаниям МБР 8К75 / Р-9 (численность - 169 чел).
06.02.1964 г. на совещании у С.П.Королева впервые прозвучали доводы о нецелесообразности доводки ГР-1, а также о возможности разработки легкой космической ракеты-носителя на её базе и большой противоракеты. 14.02.1964 г. представлены предложения по ПРО на базе ГР-1. 03.05.1964 г. при стендовых испытаниях блока Б ГР-1 (2-я ступень) произошел взрыв и пожар (на 23-й секунде работы блока). 14.05.1964 г. принято решение о прекращении разработки ГР-1. Официально разработка ракеты ГР-1 и её модификаций прекращена в июле 1964 г. "в связи с исполнением СССР обязательств по неиспользованию космического пространства в военных целях".
17.08.1965 г. руководству Министерства обороны СССР ушло письмо С.П. Королева с предложением об использовании ГР-1 для перехвата спутников (возможно, индекс ракеты - 8М111).
Отдельная благодарность за подготовку подборки источников по ракете пользователю "С-300" нашего сайта и форума.
 Ракеты ГР-1 на Красной площади, парад 7 ноября 1965 г. (РГАНТД, http://www.rusarchives.ru/). | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение)
Экспериментальная твердотопливная баллистическая ракета средней дальности. Постановлением Совета министров СССР от 27 июня 1958 г. на базе ЦНИИ-58 В.Г.Грабина был создан филиал ОКБ-1, который занялся разработкой твердотопливных ракет. Создание ракеты начато по Постановлению Совмина СССР №1291-570 от 20 ноября 1959 г. "О создании изделия РТ-1 и выполнении работ по теме РТ-2". Постановлением определен перечень разработчиков ракеты: - ОКБ-1 ГКОТ (главный конструктор С.П.Королев, заместитель главного конструктора по ракетам на твердом топливе И.Н.Садовский) - по ракете и комплексу в целом; - КБ-11 Минсредмаша (главные конструкторы Негин, Кочарянц) - по специальному заряду с автоматикой, системой инициирования, электропитанием, контактным и неконтактным датчиками, контрольно-измерительной аппаратурой и технологическому оборудованию для сборки и проверки специального заряда на технической и стартовой позициях; - НИИ-125 ГКОТ (главный конструктор - Б. Жуков, заместители главного конструктора - Смирнов и Победоносцев) - по созданию твердого топлива - продукта «Нейлон-Б», промышленной технологии его производства, зарядов и двигателей. Разработка и испытания двигателей должны были осуществляться совместно с ОКБ-1; - НИИ-885 ГКРЭ (главные конструкторы - Рязанский, Пилюгин) - по системе управления в целом; - НИИ-944 ГК по судостроению (главный конструктор - Кузнецов) - по гироскопическим приборам; - НИИ-627 и ВНИИТ ГК по автоматизации и машиностроению (главные конструкторы - Иосифьян и Лидоренко) - по бортовому электрооборудованию и источникам тока; - ГСКБ Спецмаш ГКОТ (главный конструктор - Бармин) - по комплексу наземного пускового, стыковочного, подъемно-транспортного, компрессорного, вспомогательного оборудования и разработке боевых стартовых станций; - ОКБ-686 Московского совнархоза (главный конструктор - Гольцман) - по комплексу наземного электросилового оборудования. Согласно Постановлению, в мае 1960 г. разработчики должны были представить эскизный проект ракеты РТ-1 и варианты боевых стартовых станций (комплекса наземного оборудования). Разработку двигателей вело НИИ-125 при участии бригады конструкторов ОКБ-1. Эскизный проект изделия 8К95 выпущен в августе 1960 г. Испытания ракет РТ-1 с комбинированной системой управления планировалось начать в 4-м квартале 1960 г., а с автономной системой управления - в 4 квартале 1961 г. Место испытаний - Государственный Центральный Полигон Капустин Яр.
| | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение) "Искандер-1000" (условно) - SS-Х-33
  
Баллистическая ракета средней дальности универсального модульного ракетного комплекса на базе технических решений ОТРК 9К720 "Искандер-М" разрабатывается по состоянию на 2024 год в КБ машиностроения (г. Коломна).
28 июня 2024 года В.В. Путин заявил о возможности начала производства и развертывания ракет средней и меньшей дальности в ответ на аналогичные действия США за пределами их национальной территории. Ранее, 17 декабря 2023 года, Главком РВСН России отметил, что российский ВПК может в кратчайшие сроки начать производство серийных образцов ракетных комплексов с ракетами средней и меньшей дальности. 6 мая 2024 года МИД России объявил о начале производства ракетных комплексов средней и меньшей дальности.
Одним из вариантов такого комплекса с дальностью до 1000 км может стать доработанная баллистическая ракета 9К720 "Искандер-М" с обновленным двигателем, системой управления и улучшенной боевой частью.
Новая ракета для "Искандер-М" была впервые продемонстрирована в видеоролике к 78-летию полигона Капустин Яр 15 мая 2024 года.
Наименование "Искандер-1000" является условным и неофициальным.  Полигонная пусковая установка с ракетой нового типа на полигоне Капустин Яр (первая публикация 15.05.2024 г., источник) | | | | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2024 г. (в работе) 2А3 / СМ-54 "Конденсатор" / "Конденсатор-2П" 406,4-мм самоходная пушка. Изучение тематики создания артиллерийского атомного боеприпаса начато в 1952 г. 15 апреля 1952 г. на имя И. В. Сталина поступает справка Генерального Штаба ВС СССР «О разработке в США атомного оружия для решения оперативно-тактических задач». В справке указывалось, что, по сообщению нашего источника, в США разработаны образцы «тактических» атомных бомб и снарядов. В том числе для 280-мм пушки М-65. Ядерный боеприпас Т-124 с ядерным зарядом W-9 мощностью 15 кт был создан в 1952 г. Дальность стрельбы составляла 24 км.
Специальными решениями Правительства СССР в 1953 г. были регламентированы порядок и сроки разработки артиллерийских ядерных систем в СССР, а также определены руководители этих разработок: 1) 406,4-мм самоходное артиллерийское орудие СМ-54 «объект 271» со спецвыстрелом «Конденсатор». Разработчик СКБ завода «Баррикады». Испытания пушки провести в 1957 г.; 2) 420-мм миномет 2Б2 «Ока» – «объект 272». Со спецвыстрелом «Трансформатор». СКБ МОП г. Коломна, конструктор Б. И. Шавырин. Испытание минометной установки провести в 1957 г.; 3) 406-мм (калибр в ходе разработок был увеличен до 420-мм) динамореактивное орудие С-103. Со спецвыстрелом «Трансформатор». Разработчик НИИ-88 В. Г. Грабин. Стрельбовые испытания провести в 1957 г.; 4) К спецвыстрелам артиллерийских установок разработать ядерный боеприпас, оснащенный атомным зарядом РДС-41. Разработку ядерного боеприпаса поручить НИИ-24, главный конструктор Самоходное 406-мм орудие СМ-54, разработчик СКБ завода «Баррикады» И.П. Дзюба.
Разработку атомного заряда предписывалось поручить КБ-11 (ВНИИЭФ), главный конструктор Ю. Б. Харитон. Технический проект на атомный заряд к ядерному боеприпасу был представлен КБ-11 руководству отрасли в 1955 г. Полигонные испытания атомного заряда РДС-41 были успешно проведены 16 марта 1956 г.
Разработка установки СМ-54 "Конденсатор" начата СКБ завода "Баррикады" (г.Волгоград) в 1954 г. Разработка артиллерийской части и прицельных приборов орудия СМ-54 велась ЦКБ-34 под руководством И.И. Иванова по Постановлению Совета Министров №764-457 от 18 апреля 1955 года.
Основное предназначение орудия - уничтожение обычными и ядерными зарядами военных и промышленных объектов противника на удалении более 25 км. В целях секретности проект получил название "Конденсатор-2П". Позже был получен индекс ГРАУ 2А3. Опытный образец установки на шасси "объект 271" создавался Кировским заводом на базе танка Т-10М.
В 1955 году завод №221 ("Баррикады") изготовил 406-мм экспериментальный баллистический ствол СМ-Э124, на котором выполнялась отработка выстрелов к пушке СМ-54. Монтаж опытной пушки СМ-54 на шасси "объекта 271" был завершен на Кировском заводе 26 декабря 1956 года. Испытания пушки опытной пушки СМ-54 велись в 1957-1959 годах на Центральном артиллерийском полигоне под Ленинградом ("Ржевский полигон") вместе с 420-мм самоходным минометом 2Б1. Испытания выявили много конструктивных недостатков артсистемы: сильный откат установки (на несколько метров), повреждение опор-ленивцев при ведении огня имитаторами ядерных снарядов, разрушение оборудования и срыв с креплений коробки передач. После каждого выстрела выполнялся осмотр материальной части орудия с целью выявления недостатков конструкции и их устранения.
К 1957 г для проведения испытаний были построены еще 4 серийных установки 2А3, которые были показаны 7 ноября 1957 г. на Параде на Красной площади в Москве.
В 1958 г. результаты работ по созданию ядерных артиллерийских систем были рассмотрены на научно-техническом совете МСМ, на котором было признано несвоевременным проведение указанных работ на фоне успешной разработки ракетных комплексов Сухопутных войск различного назначения. В дальнейшем. работы по разработке ядерных боеприпасов для крупнокалиберной артиллерии велись НИИ-1011 (ВНИИТФ). Один из сохранившихся экземпляров самоходной пушки демонстрируется в Музее вооруженных сил России в Москве.
 Самоходные пушки 2А3 "Конденсатор" в день Парада на Красной площади 7 ноября 1957 г. в Москве (фото из архива Михаила Михина, http://onepamop.livejournal.com). | | | | | | | | ТРЕБУЕТСЯ ДОПОЛНЕНИЕ (данные за 1997 г.) Тяжелый бомбардировщик - последний советский серийный тяжелый бомбардировщик с поршневыми двигателями - копия американского B-29. Разработка дальнего бомбардировщика в КБ А.Н.Туполева по проекту ДВБ-202 велась в 1945-1947 годах. Но в итоге по личному указанию И.В.Сталина КБ разработало точную копию американского бомбардировщика B-29. Прототип Б-4 совершил первый полет 19 июня 1947 г. (пилот - Н.С.Рыбко). Серийное производство начато в июле 1947 г. Государственные испытания закончены в 1948 г. Поступает в части дальней авиации с 1949 г. (185-й дальнебомбардировочный авиаполк в Полтаве и 890-й дбап в г.Казань). Самолет производился на заводе №22 в г.Казань, №18 в Куйбышеве и №23 в Филях под Москвой до 1951 г. Всего выпущено ок.1000 экз. Ту-4. | | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2022 г. (в работе) Комплекс П-500 "Базальт", ракета 4К77 - SS-N-12 SANDBOX
   Противокорабельная крылатая ракета. Разработка ракеты начата по Постановлению Совмина СССР от 28 февраля 1963 г. Разработка ракеты велась в ОКБ-52 (ныне - "НПО машиностроения") группой ведущих конструкторов в составе: Даниил Герчик, Николай Клюев, Анатолий Аржанов. Ракета «Базальт» предназначалась для замены ракет П-6, первоначально создавалась ОКБ-52 под шифром П-6М ( источник) и имела приблизительно те же массо-габаритные характеристики. По аэродинамической и конструктивно-компоновочной схеме ракеты также были подобны, но ракета «Базальт» имела большую скорость полета, увеличенную дальность стрельбы и более мощную фугасно-кумулятивную боевую часть. Профиль полета - "большая высота - малая высота" с увеличением продолжительности конечного этапа и уменьшением на нём высоты полета. Основные отличия от ракет семейства П-6: - большая дальность и высокая сверхзвуковая скорость полета, позволяющие носителю находиться вне зоны обороны атакуемых кораблей; - рациональная форма траектории, позволяющая на конечном участке обходить зону ПВО атакуемого корабля; - использование в системе управления бортовой ЦВМ с решением задач управления полетом и попадания в цель в сложной помеховой обстановке; - применение, впервые на крылатых ракетах, бортовой станции активных помех, что обеспечивает неуязвимость ракеты от зенитных ракет в зоне ПВО атакуемой цели. Эскизный проект ракеты завершен в декабре 1963 г. Первый этап летно-конструкторских испытаний проходил с октября 1969 г. по октябрь 1970 г. на полигоне ВМФ в Неноксе. Проведено 6 пусков ракет без радиоаппаратуры с наземного стенда. Второй этап ЛКИ проводился с ракетами в штатной комплектации (14 пусков). В результате проведенных испытаний получены опытные данные по летным характеристикам КР, работоспособности ее систем и агрегатов, контейнера ПУ и отдельных агрегатов наземного оборудования. В 1975 г. ракетный комплекс «Базальт» принят на вооружение ПЛАРК пр.675, которые ранее были вооружены комплексом П-6. | | | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2022 г. (требуется пополнение) АН602 / изделие 602 / "Царь-бомба"
  
Термоядерная бомба с зарядом двухступенчатого типа с ядерным обжатием по типу РДС-37 сверхвысокой мощности. Предложение о создании термоядерной бомбы мощностью около 100 мегатонн в 1961 г. высказал молодой физик-теоретик Ю.А. Трутнев - бомба мощностью 100 Мт могла бы напугать зарубежных скептиков, считавших, что советские ядерщики существенно слабее американских. Идею поддержали академики А. Д. Сахаров, Ю. Б. Харитон и Я. Б. Зельдович. В феврале 1961 г. руководители КБ-11 направили в ЦК КПСС письмо «Некоторые вопросы развития ядерного оружия и способов его использования», где помимо прочего ставился вопрос о целесообразности разработки заряда мощностью 100 Мт. Решение о возобновлении испытаний ядерного оружия и о создании сверхбомбы было принято 10 июля 1961 г. на обсуждении в ЦК КПСС, когда научное руководство КБ-11 (ВНИИЭФ) доложило Н. С. Хрущеву о возможности разработки водородной бомбы мощностью 100 Мт.
Разработка бомбы велась в КБ-11 новой группой специалистов: из отпуска был вызван д.ф.м. н. Адамский В.Б., к нему подключили физика-теоретика — недавнего выпускника МИФИ Смирнова Ю.Н., а также инициаторов создания супербомбы к.ф.м. н. Трутнева Ю. А. и к.ф.м. н. Бабаева Ю.Н. Руководство разработкой взял на себя академик Сахаров А.Д. Испытания бомб (корпусов) планировалось начать 01.09.1961 г. При этом была нехватка парка ЭВМ для проведения должного количества расчетов. Пришлось задействовать все ЭВМ математического института АН СССР (математики КБ-11 работали там по ночам и в выходные дни). И только 24 октября (за 6 суток до проведения испытаний) был закончен итоговый отчет по конструкции бомбы и расчетно-теоретическому обоснованию. Но и тогда А.Д. Сахаров (уже без ЭВМ) дополнительно прорабатывал необходимые доработки.
На складах НИИ-1011 в г.Челябинск-70 были взяты 6 корпусов бомбы РН202 для зарядов Р202Э. Изготовление парашютной системы для бомб велось Московским НИИПДС. Самолет-носитель Ту-95-202 находился на аэродроме Дальней Авиации в г. Энгельсе в ожидании утилизации. Пришлось принимать срочные меры. Из категории списанных самолет возвратили в строй, заменили двигатели, провели полную ревизию силовых конструкций, электро- и радиооборудования, провели ремонтно-восстановительные работы. После проведения на нем учебно-тренировочных полетов, было выдано заключение ОКБ А.Н. Туполева о его пригодности для боевой работы.
Задача по конструированию корпуса бомбы и ее парашютной системы была значительно облегчена для КБ-11 тем, что корпус бомбы был ранее разработан НИИ-1011 (для изделия «202», см. ниже).
 Макет термоядерной бомбы АН602 в музее | | | | | | | | | Каталог военной техники: Последние комментарии | Угу..... Ашик и есть основной носитель знаний по Селигерам (автор означенного сайта) | | DIMMI Wrote:думаю не дикая... однако первые космические ЯЭУ и ЯЭУ для пре-лошариков... | | думаю не дикая... однако первые космические ЯЭУ и ЯЭУ для пре-лошариков имеют однако... | | Евгений Wrote:"Нельма" и так с реактором, куда еще меньше ))Пределов совершенству... | | PPP Wrote:размеры самого Лошарика в значительной мере определены именно ГЭУ - уменьшив... | | Нельмы у пирса уже нет - она в цеху как минимум с зимы | | Если честно,сильно склоняюсь к версии ремонта, уж очень похоже что покопавшись в... | | подтверждений из сторонних источников ноль... есть вероятность высокая, что или... | | DIMMI Wrote:ой, уважаемый РРР... сильно это странная новостьВ смысле, не подтверждаемая... | | ой, уважаемый РРР... сильно это странная новость |
|