| ДАННЫЕ НА 2025 г. (стандартное пополнение) Ракета Р-16 / 8К64 - SS-7 mod.1 SADDLER Ракета Р-16У / 8К64У - SS-7 mod.2 SADDLER
  
Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР). Разработка первой (для КБ) двухступенчатой ракеты велась ОКБ-586 (КБ "Южное") под общим руководством академика М.К. Янгеля по Постановлению ЦК КПСС и Совмина СССР от 17.12.1956 г. о разработке межконтинентальной ракеты на высококипящих компонентах топлива. Ведущий конструктор ракеты - В.В.Грачев. Ракета разрабатывалась в связи с низкими тактико-техническими и эксплуатационными характеристиками первой МБР Р-7 С.П.Королева. Для ускоренного создания новой МБР было предложено широко использовать конструктивные решения ранее созданных КБ ракет Р-12 / 8К63 и Р-14 / 8К65. Запуск МБР 8К64 предполагался только с наземных пусковых установок.
Постановлением от 17.12.1956 г. Правительство поручило ОКБ-586 проработать проект МБР на топливе длительного хранения. В феврале 1957 г. ОКБ-586 предложен предэскизный проект новой МБР. Проект предполагал создание 2-х ступенчатой ракеты со ступенями конической формы с двигателями разработки ОКБ-3 НИИ-88. Эскизный проект ноября 1957 г. предполагал создание уже ракеты массой 150 тонн со ступенями цилиндрической формы с двумя базовыми диаметрами ступеней - 3 м 1-я ступень и 2,4 м 2-я ступень. Ожидаемо предполагалось использование высококипящего топлива АК-27И и НДМГ. При заводе № 586 был создан филиал ОКБ-3 НИИ-88. В середине 1958 г. эскизный проект был рассмотрен созданной правительством экспертной комиссией, возглавляемой президентом Академии наук СССР М. В. Келдышем. Комиссия подтвердила возможность создания ракеты с заявленными характеристиками. Позицию ОКБ-586 укрепило его предложение по замене не имевших производственной базы двигателей ОКБ-3 НИИ-88 на двигатели ОКБ-456 В.П Глушко, в основу которых был положен разработанный для ракеты Р-14 двухкамерный двигатель. На первой ступени используется связка из трех таких двигателей, на второй — один двигатель с удлиненными (высотными) соплами. Для управления полетом в состав каждой ступени вводится свой четырехкамерный рулевой двигатель. Применение рулевых двигателей позволило снизить конечный вес ракеты за счет меньших остатков топлива и повысить точность стрельбы. Разработка рулевых двигателей была возложена на специализированное двигательное КБ-4 в структуре ОКБ-586, преобразованное из филиала ОКБ-3 НИИ-88 по приказу председателя ГКОТ при Совмине №КС-269 от 22.06.1958 г. Главлым конструктором КБ-4 становится И.И.Иванов, заместителем - М.Д.Назаров.
В августе 1958 г. Совмин поручил ОКБ-586 развернуть работы и в кратчайшие сроки создать МБР Р-16 с индексом 8К64, были выданы уточненные тактико-технические требования. Ввиду обострения международной обстановки Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 13 мая 1959 г. ОКБ-586 обязывают ускорить разработку ракет Р-14 и Р-16 и выйти на летные испытания в конце 1960 г., начать серийное изготовление ракет с 1962 г. Для разработки системы управления ракеты в г. Харькове было образовано ОКБ-692 (позже НПО "Хартрон"). Для отработки камер сгорания и газогенераторов рулевых двигателей и систем питания маршевых двигателей на испытательной базе ОКБ-586 был построен комплекс стендов и монтажно-испытательный корпус. Для двигательного КБ ОКБ-586 был сооружен лабораторно-испытательный корпус со стендами для отработки турбонасосных агрегатов. На территории 5 НИИП в Байконуре для ОКБ-586 были выделены площадки, на которых началось строительство стартовой позиции ракеты 8К64, монтажно-испытательного корпуса и жилой зоны. Разработка стартового оборудования была возложена на Новокраматорский машиностроительный завод.
Таким образом сложилась кооперация: - ОКБ-586 (КБ "Южное") - головное по комплексу, ракете, рулевым ЖРД (отдельное КБ в ОКБ-586), головные части МБР; - ОКБ-456 - по маршевым ЖРД; - ОКБ-692 (НПО "Хартрон") - система управления; - Новокраматорский машиностроительный завод - стартовое оборудование наземного комплекса "Шексна-Н"; - КБ-11 (ВНИИЭФ) - термоядерные заряды головных частей.  Пуск МБР типа Р-16У из ШПУ, 16.02.1968 г. (фото - А.Сергеев, РИА Новости) | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2025 г. (стандартное пополнение) Ракета Р-14 / 8К65 - SS-5 SKEAN Комплекс 8П764 "Чусовая", ракета Р-14У / 8К65У - SS-5 SKEAN   Баллистическая ракета средней дальности. Создана в СКБ-586 генерального конструктора М.К.Янгеля по Постановлению СМ СССР от 02 июля 1958 г. Ракета проектировалась с использованием опыта создания БРСД Р-12 с увеличенной до 3600 км дальностью действия и с улучшенными эксплуатационными возможностями. В первом квартале 1960 г. выполнены первые горячие проливки ракеты Р-14. С 28 марта по май 1960 г. в Загорском НИИ-229 было проведено четыре стендовых испытания двигателей, прошедшие без особых замечаний. Во втором квартале 1960 экспериментальная отработка Р-14 завершена и начата подготовка к летно-конструкторским испытаниям. Для проведения испытаний на площадке №20 полигона построена техническая позиция, включающая монтажно-испытательный корпус, на площадке №21 оборудована стартовая позиция на два старта. Мишенное поле оборудовано в районе г.Братска. Председателем Госкомиссии назначен генерал-майор А.Г.Мрыкин, техническим руководителем испытаний - заместитель Янгеля В.С.Будник. Испытания ракеты начаты на Государственном Центральном Полигоне №4 Капустин Яр успешным пуском 6 июня 1960 г. По результатам первого пуска была выявлена ненормальная работа системы перелива окислителя, а в ходе проведения первого этапа летных испытаний обнаружено явление кавитации, приводившее к разрушению ракет на активном участке полета. Проведены доработки конструкции ракеты и 15 февраля 1961 г. успешно завершены летно-конструкторские испытания. Всего в ходе летно-конструкторских испытаний произведен 21 пуск (22 пуска по др. данным). | | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2025 г. (стандартное пополнение) Серийный номер 702 - Ту-160 "Василий Решетников"  Модернизированные на Казанском авиационном заводе имени С.П.Горбунова (филиале ПАО "Туполев") стратегические бомбардировщики Ту-160 ВКС России с названиями "Иван Ярыгин" (серийный номер 704) и "Василий Решетников" (серийный номер 702). Казань, 23.04.2020 года (фото - ОАК) | | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2025 г. (стандартное пополнение) Ту-160 (изделие 70) - BLACKJACK / RAM-P Ту-160С (изделие 70-03) - BLACKJACK Ту-160М (изделие 70М) - BLACKJACK Ту-160М2 (изделие 70М2) - BLACKJACK-M
   
Тяжелый многорежимный стратегический бомбардировщик с изменяемой стреловидностью крыла. Создан в ОКБ ММЗ "Опыт" А.Н.Туполева, главный конструктор с 1975 г. по 2010 г. Валентин Иванович Близнюк. Самолет в общих чертах подобен проекту многорежимного бомбардировщика М-18 ОКБ В.М.Мясищева. Первоначальный вариант Ту-160 имел крыло оживальной формы и проектировался на базе Ту-144 (1969-1972 г. г.). Предварительные НИОКР по Ту-160 с крылом с изменяемой геометрией начаты в 1972 г. Проектирование окончательного варианта - изделия 70, проект Ту-160М, самолет "К" начаты в 1975 г. по постановлению СМ СССР от 26 июня 1974 г. и постановлению СМ СССР N 1040-348 от 19.12.1975 г. Эскизный проект и создание полноразмерного макета Ту-160 - 1976-1977 г.г. Макет Ту-160 утвержден в конце 1977 г. Производство первых трех прототипов (машины 70-01 для летных испытаний, 70-02 для статических испытаний, 70-03 - предсерийный самолет) начато в 1977 г. на ММЗ "Опыт"(производство фюзеляжа - Казанский авиазавод, крыло и стабилизатор - Новосибирский авиазавод им.В.Чкалова, створки грузоотсека - Воронежский авиазавод, шасси - Горьковский авиазавод). Одновременно начата подготовка серийного производства на Казанском авиазаводе №22 (изначально планироалось развернуть произодство на Ульяновском авиазоводе). В мае 1980 г. прототип 70-01 построен и перевезен на аэродром ЛИИ в Жуковском. Окончательная сборка самолета завершена в январе 1981 г. и начаты наземные испытания самолета. Выкатка самолета 70-01 на летное поле - 18 августа 1981 г. Проверки систем и оборудования начаты 22 октября 1981 г. и 14 ноября 1981 г. под управлением экипажа Б.И.Веремея самолет совершил первую пробежку. Первое фото на Западе сделано с борта гражданского самолета взлетавшего из аэропорта Быково 25 ноября 1981 г. - самолет получил наименование RAM-P ("Раменское", неидентифицированный образец техники №16 ). | | | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2010 г. (стандартное пополнение) пр.11437 - KREMLIN "Ульяновск" (не достроен) |  | Атомный тяжелый авианесущий крейсер пр.11437. Проектирование начато Невским ПКБ (г.Ленинград) на базе ТАКР пр.11435 с использованием наработок по НИР авианосца пр.1160 в 1984 г. Главный конструктор - Л.В.Белов (позже - В.М.Варфаломеев). Эскизный проект рассмотрен НТС Минсудпрома СССР 03.04.1986 г. и утвержден 12.06.1986 г. с решением о строительстве заказа 107. Договор на заказ 107 поступил на завод 11 июня 1986 г., договор подписан ВМФ 30.12.1987 г. Строительство серии из 4-х кораблей по пр.11437 предполагалось вести начиная с 1988 г. на стапеле "О" завода №444 в г.Николаеве. 25 ноября 1988 г. второй корабль пр.11435 "Рига" спущен на воду и заложен корабль пр.1143.7 "Ульяновск". Спуск корабля на воду планировался на 1992-1993 г.г. Вступление корабля в строй планировалось на декабрь 1995 г. По некоторым данным планировалась постройка двух кораблей и по второму корпусу на ССЗ в Николаеве шла заготовка комплектации (заводской №108). В ноябре 1991 г. ВМФ России приостановил платежи Черноморскому судостроительному заводу (г.Николаев) необходимые для строительства ТАКР "Варяг" (готовность 65-75% по разным оценкам) и АТАКР "Ульяновск" (готовность 18-20% по разным оценкам, освоено 29000 тонн корпусной стали). Недостроенный АТАКР пр.1143.7 "Ульяновск" утилизирован заводом начиная с 4 февраля 1992 г. (решение Совмина Украины №69-р, демонтаж корпуса завершен до конца 1992 г.).  Фотомонтаж с моделью ТАКР "Ульяновск" пр.11437 (обработка коллажа с http://militaryphotos.net, 2010 г.). | | | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2025 г. (стандартное пополнение) Комплекс "Роман" / "Панцирь-С1" - SA-X-22 Комплекс 96К6 "Панцирь-С" / "Панцирь-С1", ракета 57Э6Е - SA-22 GREYHOUND
   
Зенитный ракетно-пушечный комплекс ПВО ВВС России. Разработан КБ приборостроения (далее - КБП, г.Тула), главный конструктор - Аркадий Шипунов (позже, по состоянию на 2006 г. - Александр Рыбас). Разработка ЗРПК по теме ОКР "Роман" по заказу ПВО СССР начата в июне 1990 г. в качестве ЗРПК войск ПВО - предполагалось использование ЗРПК в качестве системы ПВО ближнего радиуса действия для прикрытия позиций систем ПВО С-300В и С-300, а так же для прикрытия группировок войск. Позже ЗРПК предложен так же Сухопутным войскам, ВДВ и ВМФ России. При проектировании ЗРПК использованы наработки КБП по созданию ЗРПК 2К22М "Тунгуска-М". Прототип комплекса "Роман" / "Панцирь-С1" создан в 1994 г. и впервые публично продемонстрирован на авиасалоне МАКС-1995. В условиях снижения финансирования закупок техники ТТХ и возможности ЗРПК "Роман" (стрельба с места, ТТХ по дальности, возможности РЛС) не удовлетверили заказчика. Начиная с 2000 г. частичное финансирование разработки ЗРПК осуществляли Объединенные Арабские Эмираты. Головной заказчик ЗРПК к 2005 г. - ВВС России.
Назначение модернизированного комплекса - ближняя ПВО стационарных объектов (включая комплексы ПВО большой дальности) от средств воздушного нападения. Потребность ВВС России оценивается в 100 комплексов. После нескольких модернизаций в 2006 г. начаты испытания на полигоне Капустин Яр современной модели комплекса на шасси КамАз. Испытания ЗРПК "Панцирь-С1" проходили в течение 2006-2007 г.г. на полигонах Капустин Яр и Ашулук в Астраханской области. Серийное производство ЗРПК начато в 2007 г. ЗРПК "Панцирь-С1" принят на вооружение ВС России в 2008 г. в том же году ожидалось поступление на вооружение ВВС первых ЗРПК (планы 2007 г.). Весной 2008 г. успешно завершены испытания ЗРПК и к осени в СМИ появилась информация о том, что до конца 2008 г. в опытную эксплуатацию в ВС России поступит первый экземпляр ЗРПК "Панцирь-С1".
В итоге первая партия серийных ЗРПК "Панцирь-С" передана производителем (КБП, г.Тула) ВВС России 18 марта 2010 г. (10 шт). Сборка серийных ЗРПК ведется опытным производством КБП - ОАО "Щегловский вал" (г.Тула). В течение 2010 г. и последующих ближайших лет планируется поставить в ВВС России 20 ЗРПК (включая 10 уже поставленных в 2010 г.). В январе 2012 г. в СМИ появилась информация о том, что до 2020 г. на вооружение войск ПВО России поступит около 100 ЗРК "Панцирь-С". 16 ноября 2012 г. ЗРПК "Панцирь-С" официально принят на вооружение ВС России.
По умолчанию данные ЗРПК "Панцирь-С1" образца 2007 г. | | | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2025 г. (стандартное пополнение) Комплекс 15П098, ракета РТ-2 / РС-12 / 8К98 - SS-13 mod.1 SAVAGE Комплекс 15П098П, ракета РТ-2П / РС-12 / 8К98П - SS-13 mod.2 SAVAGE
   
Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР). Разработка велась ОКБ-1 (позже переименовано в ЦКБЭМ и НПО "Энергия") под общим управлением генерального конструктора С.П.Королева (c 1966 г. - В.П.Мишина), который был назначен председателем совета главных конструкторов программы разработки ракетного комплекса 15П098. Впервые необходимость разработки твердотопливной МБР РТ-2 обозначена в Постановлении Совмина СССР №1291-570 от 20 ноября 1959 г. "О создании изделия РТ-1 и выполнении работ по теме РТ-2", которым предусматривалось проведение НИР РТ-2 по определению возможности создания и разработке эскизного проекта ракеты на твердом топливе с дальностью действия 10-12 тыс. км и массой БЧ до 500 кг в течение 1959 - первой половине 1961 г.г.
Непосредственная разработка МБР РТ-2 начата по Постановлению Совмина СССР №316-137 от 4 апреля 1961 года, ведущий конструктор ракеты - заместитель главного конструктора ОКБ-1 И.Н.Садовский, ведущие конструкторы в разное время - С.Е. Барденштейн и Ф.А. Титов. Этим же Постановлением дан старт работам по мобильному комплексу с БРСД РТ-15. Разработка различных компонентов ракеты и ракетного комплекса велась следующей кооперацией предприятий: - ОКБ-1 - комплекс вцелом и ракета; - Ленинградский Государственный Институт Прикладной Химии (Владимир Шпак) - работы по твердому топливу на связующем полиуретане; - Пермское НИИ-130 (НИИ полимерных материалов, Леонид Козлов) - заряд двигателя третьей ступени, топливо на основе полифурита; - Люберецкое НИИ-125 / НПО "Союз" (Б.П.Жуков) - топливо на основе низкомолекулярного полибутадиена для 3-й ступени; - Алтайское НИИ ХТ (химической технологии) - заряды двигателей первой и второй ступеней, топливо на основе бутилкаучука; - СКБ-172 - Пермское КБ машиностроения (гла. конструктор - М.Ю.Цирульников) - двигатели первой и третьей ступеней; - ЦКБ-7 (Ленинград, гл.конструктор - П.А.Тюрин) - двигатель второй ступени; - ЦКБ-34 (КБ Специального машиностроения, г. Ленинград, под руководством В.В.Чернецкого и Е.Г.Рудяка) - шахтная пусковая установка одиночного старта (ШПУ «ОС») и командный пункт; - НИИ АП (под руководством Николая Пилюгина) - автономная инерциальная система управления; - ОКБ «Импульс» (под руководством Тараса Соколова) - система дистанционного управления и контроля пуска (СДУК, в т.ч. система прицеливания).
Применение ракет РТ-2 предполагалось из двух типов шахтных стартовых комплексов - группового и одиночного, а также со стартового комплекса железнодорожного базирования. В процессе разработки МБР остался только вариант с ШПУ типа “одиночный старт” (“ОС”). Постановлением Совмина СССР от 29 мюня 1962 г. уточняются требования к ракете и сроки работ по её созданию. Появляется требование разработки двух вариантов боевых частей и ужесточаются требования по точности ракеты и возможности дистанционного управления пуском. Эти требования закрепляются Постановлением Совмина от 16 июля 1963 г. На совещании 22.08.1963 г. запланировано начало испытаний РТ-2 в 4-м кв. 1964 г.
В 1963 г. выпущен эскизный проект ракеты РТ-2 и в этом же году на базе ракеты РТ-1 для отработки решений для МБР РТ-2 была разработана экспериментальная ракета РТ-1-63 на которой отрабатывались 3-я и 2-я ступени МБР РТ-2. Всего построено три ракеты. Испытательные пуски ракет РТ-1-63 велись с наземной пусковой установки 8У258 на полигоне Капустин Яр осенью 1965 г. Из трех пусков лишь один был успешным.
Огневые испытания блоков А, Б и В ракеты РТ-2 были начаты летом 1965 г. 15 июля 1965 г. состоялось совещание с В.П.Мишиным по испытаниям блоков Б и В изделия 8К98. 16 июля 1965 г. рассмотрен отчет аварийной комиссии, а 23 июля 1965 г. проведено совещание по результатам аварийной комиссии по огневым испытаниям ракетных блоков РТ-2.
Впервые макет ракеты РТ-2 с упрощенной имитацией ГЧ и без приборного отсека показан на Параде на Красной площади в Москве 9 мая 1965 г.  Макет ракты РТ-2 / 8К98 / SS-13 SAVAGE при подготовке к параду в Москве 09.05.1965 г. Макет ракеты без приборного отсека и с упрощенной головной частью. На заднем плане ракета 8К66 (фото ТАСС, обработано). | | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2025 г. (стандартное пополнение) Комплекс 15П018, ракета Р-36М1 / Р-36М УТТХ / 15А18 / РС-20Б - SS-18 mod.4 SATAN    Межконтинентальная баллистическая ракета третьего поколения. Комплекс и ракета разработаны в Конструкторском Бюро "Южное" (г. Днепропетровск, Украина), ведущий конструктор - С.И. Ус. Разработка комплекса 15П018 задана Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 16 августа 1976 г. в рамках совершенствования ранее разработанного комплекса 15П014 с тяжелой жидкостной МБР Р-36М / 15А14 за счет использования новой боевой ступени и нового боевого оснащения. Новая МБР предназначалась для поражения 10 боеголовками одной ракеты важных высокопрочных малоразмерных целей расположенных на площади до 300 000 кв.км в условиях современной противоракетной обороны. Пусковой комплекс 15П018 для новой МБР был выполнен КБСМ с усиленной защищенностью от ПФЯВ. Эскизный проект комплекса представлен к защите в декабре 1976 г.
Повышение эффективности ракетного комплекса 15П018 по сравнению с комплексом 15П014 обеспечивалось: - повышением точности стрельбы в 2-3 раза - увеличением мощности зарядов боевых блоков (ББ) - увеличением района разведения ББ - применением ШПУ и КП высокой защищенности - повышением надежности доведения команд на пуск до ШПУ. При разработке комплекса сложилась следующая кооперация предприятий: КБ "Южное" (г. Днепропетровск) - головное КБ по ракете и комплексу; ПО Южный Машиностроительный Завод (г. Днепропетровск) - производство ракет; ПО "Авангард" - изготовитление транспортно-пускового контейнера; КБ Электроприборостроения ("Хартрон") - разработка системы управления ракеты; НПО "Ротор" - разработка комплекса командных приборов; КБ завода "Арсенал" - разработка системы прицеливания; КБ "Энергомаш" - разработка двигателя первой ступени ракеты; КБ Химавтоматики (ОКБ-154) - разработка двигателя второй ступени ракеты; КБСМ - разработка боевого стартового комплекса; ЦКБТМ - разработка командного пункта; ГОКБ "Прожектор" - разработка системы электроснабжения; НПО "Импульс" - разработка системы дистанционного управления и контроля; КБТХМ - разработка системы заправки
Серийное производство ракет 15А18 было начато ПО "Южный машиностроительный завод" в г. Днепропетровске (Украина) в 1977 г.
Летно-конструкторские испытания ракеты 15А18 начаты пуском 31 октября 1977 года из ШПУ на полигоне Байконур и закончились 27 ноября 1979 года. В ходе летных испытаний 5 НИИП в Байконуре выполнено 19 пусков (в т.ч. 17 успешных). Причинами двух отказов явились потеря устойчивости первой ступени из-за выхода из строя рулевой машины и потеря устойчивости боевой ступени из-за неполного ее отделения от второй ступени (наличие механической связи после команды отделения). Причины недостатков были устранены, эффективность принятых мер подтверждена последующими пусками. Всего в процессе испытаний и эксплуатации МБР проведено 62 пуска, из них 56 - успешных. Фактическая полетная надежность ракеты с учетом доработок на этапе летных испытаний и с учетом обеспечения качества изготовления составляет 0,965.
 Пуск ракеты-носителя "Днепр" на базе МБР 15А18 / Р-36М УТТХ, отстрел опорно-ведущих поясов (фото ТАСС) | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение) Комплекс Д-19 "Вариант", ракета Р-39 / 3М-65 / РСМ-52 - SS-N-20 STURGEON Комплекс Д-19У, ракета Р-39У / 3М-65У Комплекс Д-19М, ракета Р-39М / 3М-65М / РСМ-52М "Гром"
   
Баллистическая ракета для подводных лодок (БРПЛ) межконтинентальной дальности. Решение ВПК при Совмине СССР о разработке твердотопливной межконтинентальной БРПЛ в ответ на разработку БРПЛ Trident в США было принято в июне 1971 г. Согласно решению ВПК комплекс Д-19 "Тайфун" создавался КБ Машиностроения (г.Миасс, ныне - ГРЦ им. академика В.П.Макеева, ранее - CКБ-385). Проект комплекса непосредственно курировался генеральным конструктором КБ машиностроения В.П.Макеевым. Главный конструктор комплекса Д-19 и ракеты Р-39 - А.П.Гребнев (лауреат Ленинской премии СССР), ведущий конструктор - В.Д.Калабухов (лауреат Государственной премии СССР). Предполагалось создание ракеты с тремя вариантами головных частей: моноблочной, с РГЧ ИН с 3-5 блоками средней мощности и с РГЧ ИН с 8-10 блоками малого класса мощности. Разработка аванпроекта комплекса была завершена в июле 1972 г. В аванпроекте рассматривалось несколько вариантов ракет с разными габаритами и с различиями в компоновке. Проектирование ракеты велось в т.ч. с использованием данных фактографической модели БРПЛ Trident разработанной в КБ машиностроения (г.Миасс) сотрудниками отдела №27 (ист. - Конструктор).
В ходе создания ракеты сложилась следующая кооперация предприятий ВПК: - ГРЦ им.Макеева (СКБ-385) - головное КБ по ракетному комплексу и ракете - НПО "Южное" - головное КБ по двигателю 1-й ступени - НПО "Искра" - двигатели 2-й и 3-й ступеней - КБ химического машиностроения - двигатель боевой ступени - ФНПЦ "Алтай" - топливо для двигателей 1-й и 2-й ступеней - ЛНПО "Союз" - топливо для двигателя 3-й ступени - НПО автоматики (г.Свердловск) - система управления ракеты - ВНИИ приборостроения (ВНИИТФ) - разработка боевых блоков с термоядерными зарядами
Постановление Совмина СССР № 692-222 от 16 сентября 1973 г. задавало разработку ОКР "Вариант" - комплекс Д-19 с ракетой 3М-65 / Р-39 (источник). Задавалась так же и разработка ПЛАРБ пр.941 с 20 твердотопливными ракетами 3М-65. Ранее, 22 февраля 1973 г. вышло Постановление о разработке в КБ «Южное» технического предложения на комплекс РТ-23 с ракетой 15Ж44 с унификацией двигателей первых ступеней ракет 15Ж44 и 3М-65. В декабре 1974 г. завершена разработка эскизного проекта ракеты с использованием межступенчатого отсека и с массой ракеты (вместе с АРСС) 90 тонн. В июне 1975 г. принято дополнение эскизного проекта оставляющее только один типа боевых блоков - 10 РГЧ ИН мощностью по 100 кт. В этом же варианте предусматривался моноблочный двигатель третьей ступени и ПАД вместо кольцевого стартового двигателя. Длина ШПУ изменилась с 15 до 16.5 м, масса ракеты выросла до 95 т. Постановлением Совмина СССР от августа 1975 г. фиксировалась окончательная компоновка ракеты и боевого оснащения - 10 РГЧ ИН малой мощности с дальностью 10000 км. В декабре 1976 г. и в феврале 1981 г. вышли дополнительные Постановления оговаривавшие изменения типа топлив на второй и третьей ступенях и уменьшение дальности действия ракеты до 8300 км, сдвигались вправо сроки создания комплекса.  Памятник - макет ракеты РСМ-52 / Р-39 / 3М-65 у проходной НПО "Алтай", г.Бийск, октябрь 2012 г. ( http://www.biwork.ru). | | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2025 г. (стандартное пополнение) Комплекс 2К1 "Марс", ракета 3Р1 "Сова" - FROG-2
    Тактический ракетный комплекс / тяжелая реактивная система. Комплекс и ракета разрабатывались НИИ-1 (с 1967 г. - Московский Институт Теплотехники), главный конструктор Н.П.Мазуров. НИР по дальнобойной пороховой ракете велись в 1948-1951 г.г. Техническое задание на проектирование по теме "тактические ракеты с дальностью стрельбы до 50 км" выдано в 1953 г. Постановлением Совмина СССР № 1745-793 от 26 августа 1954 г. НИИ-1 было поручено на базе двигательной установки дальнобойного реактивного снаряда разработать ракету, способную доставить атомный заряд типа РДС-4 на дальность до 20 км. При этом характеристики точности должны были находиться в пределах 1/100 отклонение по дальности и 1/90 бокового отклонения (в долях от дальности действия).
Уже отработанный пороховой двигатель позвол НИИ-1 (с 1954 г. в подчинении 6 ГУ МОП) приступить к ОКР по созданию ракеты с надкалиберной боевой частью диаметром 600 мм под ядерный заряд. Это позволило создать задел для работы над снарядом 3Р1 для комплекса «Марс». В период с 21 августа по 10 октября 1954 г. на полигоне Капустин Яр были проведены первые испытания 10 неуправляемых ракет в инертном снаряжении, которые показали возможность достижения требуемых характеристик.
Предварительные расчеты по использованию заряда РДС-4М в ракете ЗР1 показали, что атомный заряд слишком тяжелый. В результате работы по ракете ЗР1 «Марс» были приостановлены и атомный заряд РДС-4М конструкции Ю.Б. Харитона, Н.Л. Духова, Е.А. Негина был адаптирован под тяжелую пороховую ракету ПР-850 калибра 650 мм. Для оснащения ракеты 3Р1 «Марс» было предложено использовать менее габаритный ядерный заряд имплозивного типа РДС-9 разработанный в КБ-11 для торпеды Т-5 калибра 533 мм под руководством Ю.Б. Харитона, Н.Л. Духова, Е.А. Негина и Е.И. Забабахина. По Постановлению Совмина СССР №3-2 от 2 января 1956 г. начаты работы по созданию тяжелой реактивной системы 2П1 "Марс". Постановлением были заданы тактико-технические требования №007100 к ракетному комплексу. СКБ-3 ЦНИИ-58 (главный конструктор В.Г.Грабин) начато проектирование пусковых установок комплекса. Проект установок принят комиссией ГАУ 5 апреля 1956 г. под требования №007100. В июне 1956 г. разработаный технический проект комплекса рассмотрен и принят артиллерийским комитетом ГАУ.  Пусковая установка 2П2 комплекса "Марс" с ракетой 3Р1 с ядерной боевой частью в музее артиллерии в Санкт-Петербурге | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение) Комплекс 15П015, ракета МР УР-100 / 15А15 / РС-16А - SS-17 mod.1/2 SPANKER Комплекс 15П016, ракета МР УР-100УТТХ / 15А16 / РС-16Б - SS-17 mod.3 SPANKER
  
Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) третьего поколения. Ракета разработана КБ "Южное" (г.Днепропетровск). Старт разработке дан решением Совета обороны СССР от 27.08.1969 г. которым задавалось создание в КБ комплекса я тяжелой МБР 15А14 / Р-36М с установкой в упрочненные ШПУ ОС-67, комплекса с легкой МБР 15А15 / МР УР-100 с установкой в упрочненные ШПУ ОС-84 и боевого железнодорожного ракетного комплекса с МБР. Решение о начале работ принято в ходе визита в КБ "Южное" председателя ВПК при Совмине СССР Л.В.Смирнова в апреле 1970 г. Постановлением Совмина СССР N 682-218 от 19 августа 1970 г. давался старт полномасштабной разработке легкой МБР. Разработка предлагалась на конкурсной основе двум КБ - КБ "Южное" и КБ Машиностроения. Была поставлена задача разработать проекты модернизации массового ракетного комплекса с МБР УР-100 разработки КБ машиностроения (ОКБ-52). По этому Постановлению новая ракета должна была выйти на испытания в 1973 г.
Эскизный проект МБР МР УР-100 (видимо расшифровывается как "Модернизация Ракеты УР-100") выпущен в сентябре 1970 г. Предполагалось использование ШПУ от МБР УР-100 и, соответственно, это ограничение сказалось на конструкции ракеты. Одновременно с разработкой комплекса с ракетой 15А15 в КБ "Южное" шли работы по модернизированному варианту тяжелой МБР 15А14 (Р-36М), которая несколько опережала по времени новую легкую МБР. Это позволило использовать часть наработок по проекту 15А14 в ракете 15А15 - у обоих ракет реализовывались минометный старт, применение РГЧ ИН, единый унифицированный боевой блок, близкие схемы РДТТ ступени разведения боевых блоков, а также новая система управления с применением БЦВМ.
Разработка велась следующей кооперацией предприятий: - комплекс вцелом и ракета - КБ "Южное" (ведущий конструктор - М.И.Галась, позже - С.И.Ус) - изготовление ракет для экспериментальной отработки и последующей серии - НПО "Южмаш" - шахтная пусковая установка - КБ-4 КБСМ (главный конструктор - Б.Г.бочков, с 1970 г. - А.Ф.Уткин) - командный пункт ракетного комплекса - ЦКБТМ МОМ (главный конструктор - Е.Г.Рудяк, с 1970 г. - В.С.Степанов) - автоматизированная система боевого управления и связи - ОКБ Ленинградского политехнического института (главный конструктор - Т.Н.ССоколов) - система внутреннего электроснабжения - ГОКБ Московского завода "Прожектор" (главный конструктор - В.А.Окунев) - агрегаты для транспортировки ракеты - ЦКБТМ МТМ (главный конструктор - Л.Д.Новиков) - средства прицеливания - ЦКБ "Арсенал" (главный конструктор - С.П.Парняков) - маршевые двигателеи обоих ступеней - ОКБ-456 - система управления ракетой и наземная проверочно-пусковая аппаратура - НИИ-692 ("Хартрон") - система радиокоррекции - НИИ-885 - командные гироприборы - НИИ-944 под руководством В.И. Кузнецова (ныне НИИПМ им. академика В.И. Кузнецова) - специальные заряды и автоматика головных частей - КБ-11 (ВНИИЭФ) - комплекс средств преодоления ПРО - ОКБ-586 - система заправки ракетного комплекса - КБТХМ - система боевого управления - НИИАП
 МБР 15А15 / МР УР-100 - SS-17 mod.1 SPANKER в транспортно-пусковом контейнере. Памятник в Днепропетровске (https://rvsn.ruzhany.info/). | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение) Комплекс РПК-1 "Вихрь" - SUW-N-1 Ракета 82Р - FRAS-1   Ракетный противолодочный комплекс (РПК) с неуправляемой баллистической ракетой с ядерной глубинной бомбой. Комплекс разработан НИИ-1 ГКОТ (головной разработчик, нане - Московский Институт Теплотехники) по Постановлениям ЦК КПСС и Слвмина СССР от 20 июня 1958 г. и №111-463 от 13 октября 1960 г. "О разработке новых протоволодочных систем". В разработке участвовали НИИ-6, НИИ-9, НИИ-22. На первом этапе номинально проводился конкурс по проектам противолодочного комплекса между НИИ-1 ГКОТ, СКВ-203 (г.Свердловск) и СКВ-709 Госкомитета по судостроению. Разработчиком комплекса определено НИИ-1, главный конструктор комплекса Н.П.Мазуров. К окончанию разработки НИИ-1 переименован в Московский Институт Теплотехники (МИТ). В состав комплекса входят баллистическая неуправляемая ракета 82Р на твердом топливе (НИИ-1 ГКОТ), двухбалочная наводимая пусковая установка МС-18 (МС-32) с автоматом заряжания барабанного типа на 8 (16) ракет, система управления стрельбой ПУСТБ-1123 «Спрут» (ЦКБ-209). Разработка ядерного заряда начата КБ-11 (ВНИИЭФ) в 1960 г. Полигонные испытания комплекса велись в 1963 г. на полигоне "Песчаная балка" (Феодосия, 2 ПУ). Серийное производство ракет «Вихрь» начато в 1964 г. заводом СКБ-203 в г.Свердловске. В том же году ракета прошла первый этап государственных испытаний. Пуски производились как с наземных пусковых установок, так и с опытового судна ОС-332 (бывший СКР-1 пр.159). Выполнено около 40 пусков. Второй этап государственных испытаний состоялся в 1967 г. на головном корабле пр.1123 - противолодочном крейсере «Москва». Корабельный противолодочный комплекс «Вихрь» с неуправляемыми ракетами 82Р принят на вооружение Постановлением правительства № 440-168 от 12 июня 1968 г. В некоторых источниках в связи с комплексом РПК-1 упоминается наименование комплекса "Высота" - не идентифицировано.За помощь в подготовке материала отдельная благодарность abl22 ( http://militaryrussia.ru/forum)  ПУ МС-18 на противолодочной крейсере "Москва" пр.1123 (http://flot.sevastopol.info) | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение) Комплекс 15П645 "Пионер", ракета 15Ж45 / РСД-10/ РТ-21М - SS-20 SABER mod.1 Комплекс 15П645К "Пионер-К" / "Пионер-М", ракета 15Ж45 / 15Ж46 (?) / РСД-10 / РТ-21М - SS-20 SABER mod.1 Комплекс 15П653 "Пионер-УТТХ" / "Пионер-2", ракета 15Ж53, 15Ж54 / РСД-10УТТХ - SS-20 SABER mod.2 Комплекс 15П656 "Горн", ракета 15Ж56 Подвижный грунтовый ракетный комплекс (ПГРК) с баллистической ракетой средней дальности (БРСД). Комплекс разработан Московским Институтом Теплотехники (МИТ), главный конструктор - А.Д.Надирадзе с использованием опыта создания и на базе ПГРК "Темп-2С" / SS-X-16. Ракета 15Ж45 создана на базе 1-й и 2-й ступеней мобильной МБР "Темп-2С". Тема ОКР по созданию ПГРК носила название "15К645 "Пионер". Работа над комплексом начата в 1971 г.
Комплекс предназначен для поражения стратегически важных стационарных объектов на дальности от 600 до 5000 км.
Разработка комплекса начата по Постановлению Совмина СССР №280-95 вышло 28 апреля 1973 г. о разработке комплекса "Пионер" кооперацией предприятий, работавших по созданию комплекса МБР "Темп-2С". Постановлением предусматривалось создание БРСД с РГЧ ИН на базе 1-й и 2-й ступеней МБР "Темп-2С". Срок начала совместных летных испытаний устанавливался - второй квартал 1974 г.
Кооперация разработчиков: - МИТ - головной разработчик комплекса, разработка ракеты - ЦКБ "Титан" (г.Волгоград) - СПУ и машины обеспечения комплекса - КБ Минского автозавода (г.Минск) - шасси СПУ - НПО "Союз" (г.Люберцы) - заряды маршевых РДТТ из смесевого топлива - НПО автоматики и приборостроения (г.Москва) - система управления комплекса - КБ-1 ВНИИЭФ - головной разработчик боевого оснащения ракет 15Ж45
В декабре 1973 г. выпущен эскизный проект комплекса, который был успешно защищен в 1-м квартале 1974 г. Начата наземная отработка элементов конструкции ракеты. Оборудование комплекса, агрегаты наземного оборудования, структура боевых подразделений, схема и средства боевого управления, порядок несения боевого дежурства и повседневной эксплуатации были заимствованы от комплекса с МБР “Темп-2С”.
Термоядерный заряд для боевого блока был разработан ВНИИТФ до стадии опытного производства для МБР УР-100К и его отработка для серийного производства для снаряжения боевого блока БРСД 15Ж45 была завершена в 1976 г. (источник).
 СПУ 15У106 комплекса 15П645 "Пионер" - SS-20 SABER в предстартовом положении (обработка фото из сборника "Оружие России", MilitaryRussia.Ru, 2011 г.). | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2015 г. (стандартное пополнение) пр.21300 "Дельфин" / пр.21300С "Игорь Белоусов" |
| Спасательное судно. Предназначено для спасения экипажей аварийных подводных лодок, лежащих на грунте или находящихся в надводном положении, а также подачи воздуха, электроэнергии и спасательных средств на подводные лодки и надводные корабли. Кроме того, судно может осуществлять поиск и обследование аварийных объектов в заданном районе, в том числе и в составе международных морских спасательных формирований. Проект разработан ЦМКБ "Алмаз" (г.Санкт-Петербург), главный конструктор - Александр Александрович Форст (источник). Строительство корабля ведется ОАО "Адмиралтейские верфи" (г.Санкт-Петербург) в рамках программы ОКР "пр.21300С". Закладка корабля состоялась 24.12.2005 г. Госконтракт на строительство подписан 09.11.2011 г. - согласно контракту передача корабля флоту должна состояться 25 ноября 2014 г. Корабль спущен на воду - 30.10.2012 г. По состоянию на весну 2013 г. ведется достройка корабля на плаву. Принятие корабля флотом по ситуации на начало 2011 г. ожидалось в 2015 г., но после замены поставщика глубоководного водолазного комплекса на иностранную компанию срок сместился на 2014 г. Хотя к концу 2012 г. стало ясно, что корабль вряд ли будет сдан Флоту ранее 2015 г.
По проекту предполагалось оборудование судна глубоководным водолазным комплексом ГВУ-450 разработки ЦКБ "Лазурит". комплекс включает в свой состав 5 барокамер, водолазный колокол и спасательный подводный аппарат пр.18271 "Бестер". 31 января 2011 г. Министр России А.Сердюков своим решением прекратил разработку комплекса ГВК-450 (стоимость которого оценивалась по затратам уже не менее, чем в 1 млрд рублей). Министерство обороны выделило 1.36 миллиарда рублей на закупку «серийного ГВК-450 зарубежного производства, отвечающего всем требованиям ВМФ РФ» производства шотландской фирмы DIVEX. Поставщиком серийного иностранного ГВК была назначена фирма ОАО «Тетис Про». 29.05.2012 г. между ОАО "Адмиралтейские верфи" и ОАО "Тетис Про" заключен контракт на поставку и шеф-монтажные работы ГВК-450. Решение принято без проведения конкурса и к тому же при фактическом отсутствии в мире аналогов ГВК-450. По состоянию на конец апреля 2013 г. со стороны ныне действующего руководства Минобороны и ВПК России (Шойгу и Рогозин) никаких действий по прекращению работы по зарубежному заказу предпринято не было. 24 апреля 2013 г. вопреки рекомендациям научно-технического экспертного совета Военно-Морской Академии и Крыловского научного центра привести разработку ГВК-450 в соответствие с законами Российской Федерации замминистра обороны Борисов утвердил решение о продолжении работ по строительству «Игоря Белоусова» фирмой «Тетис Про». Кроме того Правительством с одобрения ВПК (Рогозин) 27 декабря 2012 г. подписано Постановление о выделении денег на закупку в рамках госзаказа на 2013-2015 годы УТЦ «Акванавт» - полного наземного учебного аналога спасательного судна пр.21300 с аналогом серийного глубоководного комплексам ГВК-450 (который не планируется устанавливать на корабле пр.21300 - см.выше). Заказчиком и спасательного судна и учебного комплекса является Служба поисковых и аварийно-спасательных работ ВМФ РФ (источник).
20 января 2015 г. в СМИ заявлено о плпнах ВМФ России на строительство в дополнение к головному трех серийных кораблей пр.21300С.
 Спасательное судно "Игорь Белоусов" пр.21300 на ходовых испытаниях, весна 2015 г. (Адмиралтеец. №9 / 2015 г.). | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение) 9У-64 / РН40
 
Легкая тактическая атомная бомба с зарядом регулируемой мощности разработки ВНИИП (ныне - РФЯЦ-ВНИИТФ, Минсредмаш СССР, г.Снежинск). Бомба принята на вооружение к 1983 г. по западным данным (вероятно, в 1980-1982 г.г.). Серийное производство велось на Приборостроительном заводе в г.Трехгорный.
В некоторых источниках указан индекс 8У-64 - с учетом хронологии создания изделий, возможно, этот индекс ошибочный.
 Визуально бомба РН40 подобна бомбе РН28. На фото бомба РН28 на выставке "70 лет атомной отрасли" в Манеже в Москве, 2015 г. (https://pfc-joker.livejournal.com/) | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение) Индексы ракетных комплексов РВиА СВ ВС РФ
  
Индексы ракетных комплексов по состянию на 2020 г.: | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2024 г. (в работе) Комплекс Д-8 "Скат", ракета УР-100М
 
Баллистическая ракета для подводных лодок (БРПЛ). Разработка велась ОКБ-52 под общим руководством В.Н.Челомея. В феврале 1962 г. на заседании Совета обороны СССР в Пицунде В.Н.Челомей выступил с предложением о создания универсальной МБР УР-100 ("универсальная ракета") с дальностью полета 11000 км. Предлагалось одной ракетой решить три задачи: 1. Массовое развертывание универсальной МБР наземного базирования УР-100 в качестве ответа на развертывание в США МБР «Минитмен»; 2. Использование ракеты УР-100 в стратегической системе ПРО "Таран" в качестве дальнего эшелона системы ПРО; 3. Использование МБР УР-100М ("морской") для размещения на подводных лодках.
Морской ракетный комплекс Д-8 с баллистической ракетой УР-100 прорабатывался ОКБ-52 совместно с главным конструктором ЦКБ-18 (ЦКБ МТ «Рубин») П.П.Пустынцевым, который отвечал за разработку подводной лодки-носителя ракетного комплекса "Скат". С учетом дальности действия ракеты УР-100 (11000 км) возникло предложение о размещении районов базирования будущих ПЛ-носителей во внутренних водах СССР, а так же об упрощении требований к ПЛ-носителям - предлагалось размещать ракеты на неатомных лодках-носителях с надводным стартом. Лодки-носители могли выполняться менее сложными и дорогостоящими с упрощенными тактико-техническими характеристиками по глубине погружения и скорости хода. Предполагалось, что водоизмещение такой лодки-носителя составит 5000 т (по первоначальному проекту), лодка будет иметь небольшой экипаж. Также предполагалось , что новая ПЛ будет иметь более высокий коэффициент боевого напряжения, чем традиционные ПЛРБ.
Постановление ЦК КПСС и Совмина СССР №389-140 о создании ракетного комплекса УР-100 с упрощенным шахтным стартом с ампулизированной универсальной ракетой УР-100 вышло 30 марта 1963 г. 3 июля 1963 г. принято Решение №134 ВПК при Совмине СССР о разработке предэскизного проекта морской версии МБР УР-100. Проект комплекса Д-8 был конкурентом проекта комплекса Д-9 с межконтинентальной БРПЛ КБ машиностроения (г.Миасс).
Разработка ракетного комплекса велась следуюшей кооперацией предприятий: - комплекс Д-8 и морская МБР УР-100М - ОКБ-52 - маршевые двигателеи первой ступени - ОКБ-154 под руководством С.А.Косберга и А.Д. Конопатова - маршевый и рулевой двигатели второй ступени - ОКБ-117 под руководством С.П. Изотова (ныне ГУНПП «Завод им. В.Я. Климова) - система управления комплекса - НИИ-885 (НИИ АП) под руководством Н.А. Пилюгина - командные приборы - НИИ-944 под руководством В.И. Кузнецова (ныне НИИПМ им. академика В.И. Кузнецова) - термоядерные боевые части - НИИ-1011 (ныне - ВНИИТФ) - транспортно-пусковой контейнер (ТПК) - филиал № 2 ОКБ-52 - подводные лодки-носители - ЦКБ-18 (ЦКБ МТ "Рубин"), главный конструктор П.П.Пустынцев.
Ракета УР-100 создавалась как легкая ампулизированная МБР с двигателями на высококипящих долгохранимых компонентах топлива. В начале 1964 г. в ЦКБ-18 велись работы по проработке проектов носителей БРПЛ УР-100М.
К концу 1964 г. результате рассмотрения предложений по комплексам Д-8 и Д-9 на Совете Обороны СССР, предпочтение было отдано ракетному комплексу Д–9 и все работы по проектам связанным с морской ракетой УР-100 были свернуты.
 Морская баллистическая ракета УР-100М ( ист. - Карпенко А.В.) | | | | | | | Каталог военной техники: Последние комментарии | Ошибки кстати есть везде... и бывает даже кочуют от одного источника к другому... | | Открытых справочников нетЕсть книги - мемуары и юбилейные заводов... некоторые весьма... | | Кстати, может Вам известно, откуда берут свою информацию Russian-ships.info, возможно... | | Спасибо большое!... Крайне полезная работа! | | С кораблями пр.10412 не все понятно, видимо, из-за того что они ФСБшникам предназначаются:)... |
|