MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.) | Статьи

пр.611 - ZULU

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
пр.611 ZULU-I (базовый проект с артиллерийским вооружением)
пр.611 ZULU-II (базовый проект без артиллерийского вооружения)
пр.611 ZULU-III (базовый проект с новой ГАС)
 
Большая дизель-электрическая подводная лодка ("Б"). Лодка разработана ЦКБ-18 (позже переименовано в ЦКБМТ "Рубин"), главный конструктор - С.А.Егоров. Предварительная разработка начата в 1943 г. Эскизный проект разработан в октябре 1947 г. и утвержден постановлением СМ СССР от 2 августа 1948 г. Разработка технического проекта начата в апреле 1948 г. с использованием технологий и технических решений германской ПЛ XXI серии в (закончен в декабре 1948 г.). Технический проект утвержден и принято решение о постройке ПЛ пр.611 постановлением СМ СССР от 28 января 1949 г. Натурный деревянный макет построен в августе 1949 г. Производство ПЛ развернуто на заводе №196 ("Судомех", г.Ленинград, построено 8 ПЛ в период с 1951 по 1955 г.г.) и на заводе №402 (г.Молотовск, позже - Северодвинск, 1954-1958 г.г., 18 ПЛ всех модификаций). Головная лодка проекта - Б-61 - заложена на заводе №196 10 января 1951 г. Испытания Б-61 закончены 31 декабря 1953 г. Для достройки ПЛ Б-61 передана на завод №890 (г.Таллин), куда перешла своим ходом в сложной ледовой обстановке. Всего в период 1951-1958 г.г. построено 26 ПЛ пр.611 всех модификаций. По умолчанию данные пр.611.
 

ПЛ пр.611 ZULU-II, Северный флот (http://militaryphotos.net). По данным из статьи А.В,Буриличева "Глубоководные технические средства" (источник)  на фото ПЛ-носитель подводных аппаратов "Архипелаг" и "Селигер" - БС-69. 
Автор: DIMMI Создан: 22.05.2009 19:01:43 Комментариев: 15 Читать всю статью

Р-3 / Р-3А (проект)

ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение)
Ракета Р-3 / 8А67
Ракета Р-3А
 
Проект баллистической ракеты большой дальности. Разработка проекта ракеты с дальностью действия 3000 км начата по Постановлению Совмина СССР от 14 апреля 1947 г. в НИИ-88 под общим руководством С.П.Королева. Для работ по проекту был образован Совет Главных конструкторов:
- ракета - С.П.Королев (НИИ-88);
- командные приборы - В.И.Кузнецов (созданный в 1947 г. НИИ-944);
- ЖРД - В.П.Глушко (ОКБ-456);
- наземное оборудование стартового комплекса - В.П.Бармин;
- автономная система управления - Н.А.Пилюгин;
- система радиокоррекции - М.А.Рязанский.

Эскизный проект ракеты состоял из трех разделов - по ракете Р-3 (отдел №3 С.П.Королева НИИ-88, ведущие конструкторы компоновки - К.Д.Бушуев и С.С.Крюков), по двигательной установке (ОКБ-456 В.П.Глушко на конкурсных началах с НИИ-1 МАП под руководством А.И.Полярного) и по системам управления и контроля (главные конструкторы Н.А.Пилюгин и М.С.Рязанский). В проработке было несколько вариантов ракет: БН - баллистическая нормальная (одноступенчатая), БС - баллистическая составная, КН - крылатая нормальная (одноступенчатая), КС - крылатая составная.

Эскизный проект варианта ракеты Р-3БН завершен в июне 1949 г. В ноябре-декабре 1949 г. состоялось обсуждение проекта на специализированных секциях научно-технического совета НИИ-88 и 7 декабря 1949 г. эскизный проект утвержден НТС НИИ-88. НТС было рекомендовано создание экспериментальной уменьшенной ракеты-модели Р-3А для проверки технических решений проекта Р-3. Было начато проектирование экспериментальной ракеты Р-3А на базе технических решений ракеты Р-2, летные испытания были назначены на октябрь 1951 г.

Изменения конструкции ракеты Р-3А позволяли рассчитывать на дальность полёта до 935 км при стартовой массе 23400 кг, тяге двигателя 40 т и массе сухой конструкции ракеты около 4 т. Проектные проработки показали, что, несколько усложнив задачу, можно получить качественно новый результат и, минуя экспериментальную стадию, сразу создать проект новой боевой ракеты - такой ракетой стала ракета 8А62 / Р-5 проектирование которой начато в 1950-1951 г.г.

Для работ по проекту Р-3 и другим проектам ракет дальнего действия 24 апреля 1950 г. вышло Постановление Совмина СССР о создании ОКБ-1 и назначении его начальником и главным конструктором С.П.Королева. В октябре 1951 г. Королев обратился к министру воороужений Д.Ф.Устинову с просьбой одобрить в принципе перевод проекта экспериментальной ракеты Р-3А в проект боевой ракеты с дальностью полета вдвое большей, чем у ракеты Р-2, присвоить ей индекс Р-5 и перенести начало ее летных испытаний на 1952 г. При этом был представлен эскизный проект ракеты с новой головной частью.


Ракеты НИИ-88 С.П.Королева - Р-1, Р-2, Р-3 и Р-5М
Автор: DIMMI Создан: 15.08.2010 23:28:05 Комментариев: 27 Читать всю статью

Ту-214Р

ДАННЫЕ НА 2016 г. (стандартное пополнение)
Ту-214Р / изделие 411


Самолет комплексной радиотехнической и оптической разведки. Разработан ОАО "Туполев" на базе гражданского самолета Ту-214. Производится ОАО "КАПО им.Горбунова" (г.Казань). Контракт на изготовление макета и двух самолетов Ту-214Р в рамках выполнения ОКР "Фракция-4" подписан с ГУ Генштаба Министерства обороны России 29 ноября 2002 г. Согласно контракту самолеты после проведения испытаний и доработок должны были быть переданы в эксплуатацию ВВС России до 15 ноября 2008 г. По состоянию на декабрь 2006 г. первый экземпляр находился в достройке на КАПО, а второй экземпляр достраивался пока как самолет-ретранслятор там же. Сдача первого самолета заказчику планировалась на 2007 г., но из-за неготовности БРЭО постройка самолетов значительно отставала от графика.

Первый полет головного самолета RA-64511 совершен 24 декабря 2009 г. Выполнил первый полет экипаж в составе: командир корабля А.И.Журавлев, второй пилот - С.Ю.Шеффер, бортинженер - Э.Б.Волков, штурман - Е.А.Кудрявцев, бортрадист - И.А.Никулин, инженер - В.Н.Филимошкин. В течение 2011 г. проходили летно-конструкторские испытания первого экземпляра Ту-214Р. По состоянию на май 2012 г. самолет с установленным комплексом оборудования находится на базе ЛИИ ВВС в Раменском и по неподтвержденным данным начал проходить программу Государственных испытаний.

В 2010 г. в цехе окончательной сборки КАПО второй экземпляр достраивался уже в качестве Ту-214Р для Министерства обороны России. По состоянию на апрель 2012 г. второй экземпляр находится там же пока без комплекса РЛС бокового обзора. Согласно годовому отчету КАПО за 2011 г. сдача самолетов ВВС планируется на 2013 и 2014 г.г. соответственно (в конце 2009 г. планировалось передать самолеты заказчику в 2011 г.). Самолет достроен к концу 2014 г. и первый полет совершил видимо в конце 2014 г.


Первое публичное фото Ту-214Р RA-64511, г.Казань, май 2012 г. (фото - Евгений Волков, http://russianplanes.net).
Автор: DIMMI Создан: 17.05.2012 22:06:57 Комментариев: 25 Читать всю статью

Д-11 / Р-31 / 3М-17 - SS-N-17 SNIPE

ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение)
Комплекс Д-11, ракета Р-31 / 3М-17 / РСМ-45 - SS-N-17 mod.1-2 SNIPE 


Баллистическая ракета для подводных лодок (БРПЛ). Разработана ЦКБ-7 / КБ "Арсенал" (г.Ленинград), главный конструктор - П.А.Тюрин (по Постановлению Совмина СССР №374-117 от 10 июня 1971 г.). 

КБ "Арсенал" после получения опыта работ по твердотопливной МБР 8К98 вышло с предложением о разработке твердотопливной БРПЛ для программы модернизации с целью замены на ПЛАРБ пр.667А ракет Р-27 комплекса Д-5. При проектировании использованы наработки по НИР Р-27МТ / 3М-70 комплекса Д-5МТ (проект ЦКБ-7 - конкурент проекта комплекса Д-5М СКБ-385, г.Миасс). Начало НИР по проработке вариантов модернизации пр.667А - 1965 г. Переоснащение модернизированными ракетами ПЛАРБ проекта 667А планировалось выполнить в ходе капитальных ремонтов подводных лодок.

Постановление Совмина СССР о разработке эскизного проекта комплекса Д-11 вышло в июне 1969 г. В феврале 1971 г. на НТС Минобщемаша и Минсудпрома принято решение о выборе для разработки и испытаний комплекса Д-11 с твердотопливной ракетой Р-31 / 3М-17. Предусматривалось увеличение дальности стрельбы, боеготовности и улучшение условий эксплуатации нового ракетного комплекса при гарантийном сроке с размещением на ПЛАРБ в 7 лет и с хранением на базе - 10 лет.

Постановление Совмина СССР о создании комплекса Д-11 для перевооружения ПЛАРБ пр.667А №374-117 вышло 10 июня 1971 г. Постановлением назначались - главным конструктором по комплексу вцелом - П.А.Тюрин, заместителями - по ракете - Ю.Ф.Валов, по двигательным установкам - А.Ф.Мадисон, по системам управления и телеметрии - В.Г.Волков, по наземному и стартовому оборудованию, системе амортизации ракеты - В.С.Петрикевич, по бросковым испытаниям и испытаниям на полигоне Капустин Яр - А.А.Запольский. В развитие Постановления вышел приказ Министерствва общего машиностроения (МОМ) №192 от 30.06.1971 г. Тактико-техническое задание на разработку комплекса и ракеты выдано заказчиком 10 августа 1971 г. Решением Комиссии Президиума Совмина СССР по военно-промышленным вопросам от 12.11.1971 №263 утверждены порядок и сроки разработки комплекса, а также состав исполнителей, а Решением от 24.10.1973 №251 назначена Государственная комиссия. Постановлением Правительства от 13.02.1973 №108-39 уточнены были состав исполнителей и сроки разработки комплекса.

При разработке комплекса Д-11 сложилась следующая кооперация предприятий:
- комплекс, ракета, РДТТ 1-й ступени и блока довыведения ББ - ЦКБ-7 / КБ "Арсенал" (г.Ленинград), главный конструктор - П.А.Тюрин
- бортовая и корабельная системы управления - НИИ Автоматики (Н.А.Семихатов)
- гироскопические приборы - НИИ командных приборов (В.П.Арефьев)
- корабельная цифровая вычислительная система - ЦНИИ "Агат" (Я.А.Хетагуров)
- РДТТ 2-й ступени и ПАД - пермское КБ машиностроения / СКБ-172 (ныне НПО "Искра"), главный конструктор - Л.Н.Лавров
- заряды твердого топлива маршевых ступеней - НПО "Алтай" (г.Бийск)
- боевой блок - НИИ-1011 (ныне ВНИИТФ), ведущий конструктор - И.В.Просветов
- наземное оборудование и средства погрузки - КБ транспортного машиностроения (В.Н.Соловьев)
- корабельные системы обслуживания и размещение комплекса на ПЛАРБ пр.667АМ - ЛПМБ "Рубин", главный конструктор пр.667АМ О.Я.Марголин


Ракета Р-31 / 3М-17 / SS-N-17 SNIPE в сборочном цехе
Автор: DIMMI Создан: 21.10.2010 21:32:03 Комментариев: 60 Читать всю статью

РС-22 / РТ-23 - SS-24 SCALPEL

ДАННЫЕ НА 2023 г. (в работе)
БЖРК, ракета 15Ж43 / РТ-22
Комплекс 15П044 / РС-22, ракета 15Ж44 / РТ-23 - SS-24 SCALPEL
Комплекс 15П952 / РС-22А, ракета 15Ж52 / РТ-23 - SS-24 mod.1 SCALPEL

 
Межконтинентальная баллистическая ракета c двигателями на твердом топливе в разных вариантах базирования. Разработана КБ "Южное" (г.Днепропетровск) под руководством генерального конструкторв В.Ф.Уткина. 

В течение 1966-1974 г.г. в КБ "Южное" было выпущено 7 аванпроектов, эскизных проектов и проработок проектов твердотопливных ракет включая НИР "Гарантия" и работы по ракетам РТ-21 (15Ж41) и РТ-22 (15Ж43).

В 1966-1967 г.г. в ОКБ-586 (КБ "Южное") проведены проектные изыскания по разработке боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) с ракетой Р-12. Проект предусматривал создание  специального состава из 20 вагонов, шесть из которых являлись одновременно транспортным средством и ПУ для ракет. Предполагалось, что БРЖК обеспечит возможность скрытого маневрирования ракетного соединения, находящегося  на боевом дежурстве.  Но работы  тогда не  вышли из проектной стадии.  По мере развития ракетостроения рассматривалась возможность создания БЖРК применительно к твердотопливным ракетам РТ-40, РТ-2, РТ-20. Проект ракетного комплекса с твердотопливной трехступенчатой МБР шахтного и железнодорожного базирования РТ-21 (15Ж41) разрабатывался в первой половине 60-х годов в КБ «Южное».  Проект как и предыдущие не был реализован. Во второй половине 1960-х годов на его основе разрабатывался проект БРЖК с ракетой РТ-22, который  также не был  завершен. В конце 1960-х годов появилась информация о разработке в США проекта  железнодорожного  состава для запуска МБР типа «Минитмен»., что дало старт работам по БЖРК с ракетой РТ-23.

Приказ министра общего машиностроения СССР "О создании подвижного боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) с ракетой РТ-23" был подписан 13 января 1969 г. после прекращения разработки в КБ "Южное" ракетного комплекса с ракетой РТ-20П. КБ "Южное" стало головным разработчиком комплекса и ракеты для него. БЖРК должен  был составлять  основу  группировки ответного удара, поскольку обладал повышенной  живучестью и мог с большой вероятностью уцелеть  после нанесения  противником первого удара.  Этот способ  базирования позволял обеспечить высокую мобильность ракетному комплексу. Считалось, что будет сложно выследить БЖРК непрерывно курсирующий по  разветвленным, и забитым обычными составами  железнодорожным магистралям страны. Разработанный эскизный проект вызвал массу возражений со стороны военных из-за возможной уязвимости комплекса от диверсионных действий  и  сложностей  в организации  железнодорожного движения.  Тем не менее в октябре 1975 г. на Павлоградском механическом заводе началось строительство
корпуса сборки твердотопливных двигателей для МБР РТ-23. 

В отдельной статье:
Комплекс 15П960 / РС-22Б "Молодец", ракета 15Ж60 / РТ-23УТТХ - SS-24 mod.2 SCALPEL
Комплекс 15П961 / РС-22Б "Молодец", ракета 15Ж61 / РТ-23УТТХ - SS-24 mod.2 SCALPEL
Комплекс "Целина", ракета 15Ж62 / РТ-23УТТХ 


Пуск МБР 15Ж52 из пускового вагона БЖРК на полигоне Плесецк (https://nevskii-bastion.ru/, обработано)
Автор: DIMMI Создан: 02.10.2011 21:19:32 Комментариев: 410 Читать всю статью

пр.613 WHISKEY - хронология, экспорт, источники

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
пр.613 WHISKEY - хронология, экспорт, источники


ПЛ пр.613 WHISKEY-III на Неве, г.Ленинград, 1968 г. (http://community.webshots.com/)

Статус: СССР / Россия - всего построено 215 шт, состояла на вооружении.
 
Производство:
- Завод №444 (Черноморский судостроительный завод, г.Николаев) - 1950-1957 г.г. - всего построено 72 шт (головная С-61).
- Завод №112 (завод "Красное Сормово", г.Горький) - 1950-1956 г.г. - всего построено 113 шт. 
- Завод №189 (Балтийский судостроительный завод, г.Ленинград) - 1953-1958 г.г. - всего построено 19 шт.
- Завод №199 (завод им. Ленинского Комсомола, г.Комсомольск-на -Амуре) - 1954-1957 г.г. - всего построено 11 шт.
Автор: DIMMI Создан: 07.09.2009 22:52:00 Комментариев: 9 Читать всю статью

3К-10 / С-10 Гранат - SS-N-21 SAMPSON

ДАННЫЕ НА 2022 г. (стандартное пополнение)
Комплекс 3К-10 / С-10 "Гранат", ракета КС-122 / 3М-10 - SS-N-21 SAMPSON


Крылатая ракета большой дальности морского базирования. Полноценная разработка комплекса морского базирования с ракетой КС-122 в ответ на создание в США крылатых ракет SLCM и GLCM начата КБ "Новатор" (г.Свердловск) по решению ВПК при Совмине СССР №282 от 19 июня 1975 г. Главный конструктор - Л.В.Люльев. Согласно неофициальным мемуарам (ист. - Широкорад) предварительная проработка проекта дозвуковой крылатой ракеты большой дальности велась в КБ "Новатор" в инициативном порядке в конце 1960-х - начале 1970-х годов. Так же существует легенда о попадании в КБ "Новатор" одного из испытательных образцов КР SLCM, который случайно оказался на Кубе.

В результате проведенной ГосНИИАС в конце 1960-х годов НИР "Эхо" установлена возможность преодоления системы ПВО и ПРО противника дозвуковыми крылатыми ракетами при массированном их применении, а так же с применением приема "встречного подрыва" для поражения ядерными взрывами средств ПВО и ПРО противника с целью расчистки коридора для других атакующих КР.

Разработка торпедно-ракетного комплекса с крылатой ракетой КС-122 запускаемой из 533-мм торпедных аппаратов начата КБ "Малахит" (главный конструктор - Л.А.Подвязников) по приказу Минсудпрома от 9 декабря 1975 г. Торпедно-ракетный комплекс предназначался для решения оперативно-стратегических задач на континентальном театре боевых действий путем поражения административно-политических и крупных военно-промышленных центров с заранее известными координатами. Комплекс обеспечивал боевое применение в любое время суток и года, в любых метеоусловиях, в условиях гористой и труднопроходимой местности.

Официальное проектирование комплексов с крылатыми ракетами большой дальности воздушного, наземного и морского базирования начато в СССР по Постановлению Совмина СССР от 9 декабря 1976 г. Позже на базе комплекса С-10 "Гранат" с ракетой КС-122 был создан его вариант наземного базирования - РК-55 "Рельеф". 26 мая 1978 г. Постановлением Совмина СССР задана переработка проекта ПЛА пр.971 для размещения КРБД "Гранат".


Аналог ракеты 3М-10 "Гранат" - ракета 3М-54Э (из архива Diletant2010, http://militaryrussia.ru/forum/).
Автор: DIMMI Создан: 21.10.2012 22:13:44 Комментариев: 52 Читать всю статью

Метеорит, ракета 3М25 / Х-80 - SS-NX-24 SCORPION / AS-X-19 KOALA / SSC-X-5

ДАННЫЕ НА 2013 г. (стандартное пополнение)
Комплекс П-750 / 3К25 "Метеорит-М", ракета 3М25 "Гром" - SS-NX-24 SCORPION
Комплекс "Метеорит-А", ракета 3М25А "Гром" / Х-80 / изделие 255 - AS-X-19 KOALA
Комплекс "Метеорит-Н", ракета 3М25Н "Гром"- SSC-X-5 SCORPION



Крылатая ракета большой дальности. Разрабатывалась в ОКБ-52 (НПО "Машиностроения", г.Реутов) генерального конструктора В.Н.Челомея. Предварительная проработка облика универсальной по носителям сверхзуковой крылатой ракеты проводилась в рамках НИР "Метеорит" с 1973 г. (источник). Постановление Совмина СССР о создании крылатых ракет морского, воздушного и наземного базирования (в т.ч. универсальной стратегической крылатой ракеты "Метеорит") вышло 9 декабря 1976 г. Ракета проектировалась в трех вариантах базирования - морском (для ПЛАРК пр.949М), воздушном (для Ту-95 и, возможно, Ту-160) и наземном (вероятно, с самоходной ПУ). Эскизный проект комплекса морского базирования защищен в декабре 1978 г., авиационного базирования - в январе 1979 г. Разработка жидкостных двигателей стартово-разгонной ступени велась КБ Химавтоматики (КБХА) с 1977 г. по 1988 г. Производство ракет велось на заводе им.Хруничева. Предварительные испытания ракеты на раскрыв крыльев и запуск маршевого двигателя проходили в НПО машиностроения в Реутово.

Первый пуск морского варианта КР "Метеорит" с наземного стенда на полигоне Капустин Яр состоялся 20 мая 1980 г. Ракета не вышла из контейнера ПУ и частично его разрушила. Последующие 3 пуска были также неудачными. В пятом пуске 16 декабря 1981 г. ракета успешно стартовала и пролетела около 50 км. По неподтвержденным данным, кроме пусков с наземного стенда, велись испытания так же пусками с погружающегося стенда ПСК на Черном море (вероятно, полигон в Балаклаве). Всего со стендов в 1982-1987 г.г. проведено более 30 пусков ракет 3М25. Летные испытания ракеты с подводной лодки К-420 пр.667М состояли из трех пусков - 27.12.1983 г., и по одному пуску в 1984 г. (06.11.1984 г.) и 1986 годах.

В ходе испытаний наибольшие проблемы вызвала доводка систем коррекции по радиоконтрастному РЛ-изображению местности, отказы системы плазмообразования комплекса защиты КР от РЛ-обнаружения и, собственно, сам процесс старта КР - т.к. не удалось реализовать сверхзвуковой запуск маршевого двигателя ракеты, как предполагалось ТЗ на создание ракеты.

После прекращения программы разработки ракеты (1993 г.) на заводе им.Хруничева осталось около 15 готовых экземпляров ракет 3М25.

Особая благодарность пользователю "Случайный" с форума http://militaryrussia.ru за помощь в работе над материалом.


Авиационная ракета 3М25А "Метеорит-А" в стартовой конфигурации (http://testpilot.ru)
Автор: DIMMI Создан: 11.10.2010 22:59:35 Комментариев: 130 Читать всю статью

Х-55 / Х-55СМ / Х-65 / Х-555 - AS-15 KENT

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
Ракета Х-55 / РКВ-500А / изделие 120 - AS-15 KENT-A
Ракета Х-55СМ / РКВ-500Б / изделие 125 - AS-15 KENT-B
Ракета Х-65Э / Х-65СЭ
Ракета Х-555 - AS-15 KENT-C


Крылатая ракета большой дальности (КРБД) воздушного базирования. Проектирование ракетного комплекса с ракетой Х-55 начато по Постановлению Совмина СССР от 8 декабря 1976 г. в МКБ "Радуга", главный конструктор - И.С.Селезнев.

Ранее, с 1968 г. по 1970 г. ГосНИИАС проведена НИР "Эхо" в результате которой установлено, что применение относительно недорогих дозвуковых крылатых ракет большой дальности с ядерными боевыми частями за счет скрытности и увеличения точности, в условиях системы ПВО вероятного противника может быть весьма эффективно. Система ПВО противника могла быть преодолена за счет массированности применения КР с эшелонированием налета по времени. Скрытность таких КР могла достигаться за счет размера, конструктивных особенностей, а так же за счет низковысотного полета с огибанием рельефа местности. В 1971 г., опираясь в т.ч. на результаты НИР "Эхо",  МКБ "Радуга" вышло с инициативным предложением о создании такой ракеты, но указывая в основном на низкие ТТХ предлагаемой ракеты Министерство обороны СССР от создания подобной ракеты отказалось.

После активизации в 1975 г. работ по КРБД воздушного базирования ALCM  в США руководством Министерства обороны СССР принято решение о создании подобного ракетного комплекса. Постановление Совмина СССР о создании КРБД воздушного (Х-55, МКБ "Радуга"), морского и наземного базирования принято 9 декабря 1976 г. Системы морского и наземного базирования создавались НПО "Новатор" (комплексы 3К10 "Гранат" и 3К12 "Рельеф"). Фактически работы по проектированию ракеты были начаты МКБ "Радуга" еще летом 1976 г. За создание новой системы вооружений отвечал генеральный конструктор МКБ "Радуга" И.С.Селезнев. От Минавиапрома СССР проект курировал заместитель министра И.С.Силаев. По линии ВПК при Совмине СССР контроль осуществлялся начальником оборонного отдела ЦК КПСС И.Д.Сербиным и секретарем ЦК КПСС по оборонным вопросам Л.П.Рябовым.


Ракета Х-55СМ на авиабазе Энгельс, фото не позже 2005 г. (фото - Леонид Якутин, http://vpk-news.ru).
Автор: DIMMI Создан: 15.11.2012 11:07:11 Комментариев: 117 Читать всю статью

пр.1164 Атлант - SLAVA

ДАННЫЕ НА 2023 г. (в работе)
пр.1164 "Атлант" - SLAVA
"Москва" ("Слава")
"Маршал Устинов" ("Адмирал флота Лобов")
"Варяг" ("Червона Украина")
"Украина"

Ракетный крейсер. Разработан Северным ПКБ (г. Ленинград), главный конструктор - А.К.Перьков (позже - В.И.Мутихин). Корабль предназначен для нанесения ударов по корабельным группировкам противника включая авианосные, а так же для обеспечения зональной ПВО соединений флота и военно-морских баз и ударов по наземной инфраструктуре противника. К постройке в 1980-е годы планировалась серия из 10 крейсеров проекта.

Эскизный проект крейсера принят 13 апреля 1973 г. За основу проекта был взял пр.1134Б с полным обновлением состава вооружения. На крейсере предполагалось использовать новый ракетный комплекс, новый зональный ЗРК, новую артиллерийскую установку. Это потребовало полного перепроектирования компоновки надстроек и корпуса корабля. В техническом проекте 1164 был сформирован окончательный облик крейсера. Разработка техпроекта завершена 21 августа 1974 г. Строительство корабля могло начаться в декабре 1974 г. начаться на Николаевском судостроительном заводе  им.61 коммунара после освобождения стапельного места после спуска 5-го корабля пр.1134Б «Петропавловск», но для проекта не были готовы системы вооружения. В этой связи закладка головного корабля была сдвинута на 1976 г. и состоялась только 4 октября 1976 г. (крейсер "Слава", заводской №2008). Головной крейсер спущен на воду 27 июля 1979 г. и принят Флотом 28 декабря 1982 г.



Ракетный крейсер "Москва" пр.1164, Черное море, 2000-е годы
Автор: DIMMI Создан: 06.02.2022 22:58:35 Комментариев: 2 Читать всю статью

Х-59М / Х-59МК Овод-М - AS-18 KAZOO

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
Х-59М "Овод-М" / изделие "Д-9М" - AS-18 KAZOO
Х-59МК / Х-59МК2

Тяжелая тактическая управляемая ракета. Разработана МКБ "Радуга" на базе ракеты Х-59 во второй половине 1980-х годов. После появления малогабаритных ТРД для крылатых ракет большой дальности, а так же в связи с тем, что система наведения ракеты Х-59 обладала большим запасом по дальности было предложено провести модернизацию ракеты Х-59.

Ракета предназначена для высокоточного поражения важных тактических объектов прикрытых ПВО.

Серийный выпуск ракет Х-59М был освоен и ведется Смоленским авиазаводом.



Ракеты Х-59 "Овод", Х-59МЭ "Овод-МЭ" и Х-59МК в музее на территории МКБ "Радуга". Дестабилизаторы первых двух ракет развернуты в полетную конфигурацию (http://airmuseum.ru/).
Автор: DIMMI Создан: 03.04.2016 13:59:20 Комментариев: 2 Читать всю статью

МиГ-31М - FOXHOUND-B

ДАННЫЕ НА 2013 г. (стандартное пополнение)
МиГ-31М / изделие 05 - FOXHOUND-B / Improved FOXHOUND



Дальний истребитель-перехватчик. Разработка глубокой модификации истребителя МиГ-31 в инициативном порядке в 1984 г. начата КБ авиазавода "Сокол" (г.Горький, позже - Нижний Новгород), главный конструктор - Е.И.Миндров. По неподтвержденным данным программа модернизации носила название И-255. Модернизация преследовала своей целью облегчение конструкции и улучшение технологичности производства самолета. На первом прототипе по сравнению с базовым МиГ-31 значительно изменена топливная система - объем топлива во внутренних баках увеличен на 1500 л, что привело к изменению центровки самолета и ухудшило устойчивость и управляемость. На самолетах МиГ-31М обновлено БРЭО и модернизирована система вооружения. Первый летный прототип МиГ-31М №05-01-01 собран авиазаводом "Сокол" в г.Горький в 1984 г. и для окончательной сборки доставлен в Москву на опытное производство ОКБ МиГ - завод "Зенит". Первый летный прототип МиГ-31М борт №051 совершил первый полет 21 декабря 1985 г. (экипаж в составе летчика-испытателя Бориса Орлова и штурмана-испытателя Леонида Попова). В испытаниях были задействованы самолеты с бортовыми номерами 053, 054, 055, 056 и 057. Испытания проводились на авиабазе в Ахтубинске. В ходе испытаний потеряны самолеты №051 и 052. Государственные испытания МиГ-31М завершились в апреле 1994 г. успешным поражением учебной воздушной цели на удалении 300 км. Поздравления с окончанием госиспытаний МиГ-31М и успешным поражением ракеты-мишени коллективу ОКБ МиГ направил Президент России Борис Николаевич Ельцин.


МиГ-31М с ракетами К-37 под фюзеляжем и Р-73 под крылом (Ангельский Р., Коровин В. Отечественные управляемые ракеты "воздух-воздух" // Техника и вооружение. №9 / 2005 г.).
Автор: DIMMI Создан: 01.03.2012 22:39:25 Комментариев: 10 Читать всю статью

пр.09786 - DELTA-III STRETCH

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
пр.09786 "Грунт-1" - DELTA-III STRETCH
БС-136 "Оренбург"

Атомная подводная лодка специального назначения (ПЛАСН) / большая научно-исследовательская ПЛА-носитель с дополнительными спасательными функциями "Грунт-1" (ист. - "О генеральном.."). Лодка-носитель разработана на базе ПЛАРБ пр.667БДР - DELTA-III в ЦКБ МТ "Рубин" по заказу ГУГИ Министерства обороны России. Главный конструктор - Е.А.Горигледжан (ист. - "О генеральном.."). Предназначение - транспортировака атомных глубоководных станций (АГС) в район выполнения задач, дополнительные функции - выполнение спасательных работ - планировалось реализовать на второй лодке проекта (ист. - "О генеральном.."). Создание эскизного проекта комплекса второго поколения пр.10830 / пр.1083 с глубоководной станцией пр.10831 ("Лошарик") и ПЛА-носителем пр.09786 "Оренбург" (БС-136) велось с использованием опыта создания экспериментальных комплексов пр.1851. Откорректированный технический проект пр.10830 / 1083К комплекса (в части АГС)  представлен и защищен в мае 1992 г. Кроме АГС пр.10831 лодка-носитель пр.09786 может нести АГС АС-35 пр.18511 "Палтус".

Переоборудование ПЛАРБ К-129 (заводской №398) пр.667БДР начато ЦС "Звездочка" в Северодвинске в мае 1994 г. и завершено 23 декабря 2002 г. К марту 2005 г. лодка предположительно принята Флотом в состав 29-й отдельной бригады ПЛ Северного флота, губа Оленья (источник). В период с 2004 по 2007 г.г. проведены заводские, государственные и глубоководные испытания специальной опытовой атомной глубоководной станции  пр.10831 АС-12 - LOSHARIK в Белом, Баренцевом, Норвежском и Гренландском морях. Носителем АГС являлась ПЛАСН пр.09786 БС-136 "Оренбург" (источник).

Возможно, в период 2008-2010 г.г. лодка дорабатывалась по итогам эксплуатации и испытаний АГС пр.10831 АС-12 - LOSHARIK в 2004-2007 г.г. Такой вывод косвенно подтверждает то, что ходовые испытания лодки состоялись в августе-сентябре 2011 г. (источник). По неподтвержденным данным 6 января 2013 г. на ПЛ спущен Флаг ВМФ и лодка выведена из состава Флота, но при этом в конце июля 2013 г. лодку посетила делегация Оренбургской области (см.ниже). В любом случае в 2013 г. ожидался вывод ПЛ-носителя из состава Флота (источник).

По состоянию на 2022 г. ПЛАСН БС-136 базируется в губе Оленья вместе с новой ПЛА-носителем БС-64 "Подмосковье".


ПЛА БС-136 "Оренбург" пр.09876 в губе Оленья, осень 2022 г. (монтаж кадров ОРТ).
Автор: DIMMI Создан: 06.09.2013 01:20:08 Комментариев: 6 Читать всю статью

пр.667АН / пр.09774 - YANKEE STRETCH

ДАННЫЕ НА 2015 г. (стандартное пополнение)
пр.667АН / пр.09774 - YANKEE STRETCH
КС-411 / БС-411 "Оренбург"

Атомная подводная лодка специального назначения (ПЛАСН) / лодка-носитель атомных глубоководных станций (АГС) / большая научно-исследовательская ПЛА-носитель глубоководных научно-исследовательских средств (ист. - "О генеральном"). Лодка разработана на базе ПЛАРБ пр.667А - YANKEE в ЦКБ МТ "Рубин" по заказу ГУГИ Министерства обороны России. Главный конструктор - Е.А.Горигледжан (ист. - "О генеральном"). Год разработки проекта - 1982 г. Предназначение - транспортировака атомных глубоководных станций (АГС) в район выполнения задач и обеспечение их работы в районе цели.

Для переоборудования по пр.09774 была выбрана ПЛАРБ К-411 пр.677А (зав.№430). Переоборудование выполнялось на СРЗ "Звездочка" в Северодвинске с 20 октября1983 г. Ответственный сдатчик - Е.Н.Диордица, сдаточный механик - П.Н.Глаз (ист. - Штурм глубины). В июне 1990 г. лодка спущена на воду и после швартовных и ходовых испытаний 30.12.1990 г. принята ВМФ СССР. Базирование - 29-я особая бригада ПЛ Северного флота, Оленья губа.

В некоторых источниках проект лодки называется как пр.667АН с предполагаемой расшифровкой как "А-Научный".

Подводная лодка "Оренбург" пр.09774 утилизирована на ЦС "Звездочка" в Северодвинске в 2009 г.


ПЛА-носитель пр.09774 БС-411 "Оренбург". Оленья губа, 2000 г. (http://en.wikipedia.org).
Автор: DIMMI Создан: 20.09.2013 01:18:38 Комментариев: 6 Читать всю статью

пр.675Н / пр.06754

ДАННЫЕ НА 2017 г. (в работе)
пр.675Н / пр.06754
КС-86

Атомная подводная лодка специального назначения (ПЛАСН) / опытно-экспериментальная лодка-носитель атомных глубоководных станций (АГС). Проектирование атомных глубоководных станций для выполнения специальных задач начато по Постановлению Совмина СССР 1972 г. о создании атомной глубоководной станции (АГС) пр.1910 "Кашалот" и комплекса пр.1851 с ПЛАСН-носителем пр.675Н и АГС пр.18510. Головным исполнителем проектов АГС определено ЦКБ "Волна" Минсудпрома СССР. Главный конструктор комплекса пр.1851 - С.М.Бавилин. На должность заместителей Бавилин С.М. пригласил Терешкина В.М. и Дубницкого Д.Н., на должность ведущих конструкторов - Уварова В.А. и Дешкина Е.А., а главным конструктором энергетической установки - Романова Б.Л. При проектировании вероятно был учтен опыт эксплуатации глубоководного комплекса "Селигер".

В качестве носителя АГС была определена переоборудованная ПЛАРК пр.675. Проект модернизации по пр.675Н был поручен ЛПМБ "Рубин". В 1973 г. завершен технический проект АГС пр.18510. В 1974 г. СПМБ Машиностроения и ЦПБ «Волна» были объединены в СПМБМ «Малахит», которому и было поручено сопровождение АГС пр.1910 и комплекса пр.1851.

Флот выделил для модернизации по проекту ПЛАРК К-170 пр.675 11-й дивизии 1-й флотилии ВМФ СССР. После модернизации лодка получила название КС-86. Переоборудование ПЛА-носителя начато на СРЗ "Звездочка" в Северодвинске в январе 1973 г. и завершено в 1981 г.  (спуск на воду - декабрь 1980 г.). В 1978 г. в сформированный ВМФ отряд гидронавтов для обучения были набраны 1-й и 2-й экипажи головной станции АС-23 комплекса пр.1851. В 1981 г. опытная ПЛАСН КС-86 включена в состав 6-го отдельного дивизиона ПЛ (позже - 29-я отдельная бригада ПЛ) Северного флота, пункт базирования - губа Оленья. В 1983-1984 г.г. начаты испытания лодки-носителя в составе комплекса с АГС пр.18510. Опытовая АГС проекта - АС-23 - в ходе прохождения испытаний в 1986 г. впервые осуществила подводную стыковку с лодкой- носителем пр.675Н (источник).

24 июня 1991 г. ПЛАСН КС-86 исключена из боевого состава Флота и поставлена на прикол в губе Оленья. В 2000-2001 г.г. ПЛ переведена для утилизации в СРЗ "Нерпа". 2004-2005 г.г. - лодка утилизирована на СРЗ "Нерпа".


ПЛА-носитель КС-86 пр.675Н, опубликовано  в 2011 г. (фото из архива sam7, http://forums.airbase.ru).
Автор: DIMMI Создан: 16.01.2017 22:08:35 Комментариев: 2 Читать всю статью

пр.1851 / 18510 / 18511 - X-RAY / PALTUS

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
Комплекс пр.1851, лодка пр.18510 "Нельма" - X-RAY / NELMA
АС-23
пр.18511 "Палтус" - PALTUS

АС-21
АС-35

Атомная глубоководная станция / специальная атомная подводная лодка / глубоководное техническое средство (подобные наименования используются в некоторых источниках). Приказом Минсудпрома СССР от 1 июля 1970 т. ЦПБ «Волна» (впоследствии с 23.02.1974 г. - СПМБМ «Малахит») было определено головным КБ по проектированию глубоководных обитаемых технических средств освоения океана и в это бюро до конца года были переданы все работы по проектированию этих средств из других конструкторских бюро Минсудпрома. В 1972 г. в ЦПБ «Волна» под руководством главного конструктора Е.С.Корсукова были выполнены эскизные проекты глубоководных комплексов проектов  1910 и 1851, утвержденные постановлением Правительства СССР, которым определялись их основные тактико-технические элементы (ТТЭ), сроки создания и кооперация соисполнителей по проектам 1910 и 1851. В том же 1972 г. приказом министра Минсудпрома СССР главным конструктором проекта 1851 назначают С.М.Бавилина, а группа главного конструктора Е.С.Корсукова была сконцентрирована на создании проекта  1910Головным исполнителем проектов определено ЦКБ "Волна" Минсудпрома СССР. Главный конструктор комплекса пр.1851 С.М.Бавилин. На должность заместителей Бавилин С.М. пригласил Терешкина В.М. и Дубницкого Д.Н., на должность ведущих конструкторов - Уварова В.А. и Дешкина Е.А., а главным конструктором энергетической установки - Романова Б.Л. При проектировании вероятно был учтен опыт эксплуатации глубоководного комплекса "Селигер".

Атомная глубоководная станция могла эксплуатироваться самостоятельно, но штатно её планировалось использовать с подводной лодкой-носителем. Лодка-носитель с АГС прибывала в район проведения работ, АГС расстыковывалась с лодкой-носителем и выполняла работы на дне самостоятельно. После чего пристыковывалась обратно к носителю для пополнения запасов либо в связи с прекращением работ. 

В 1972 г. на Ленинградском адмиралтейском объединении начата подготовка к строительству АГС проектов 18510 и 1910. В 1973 г. завершен технический проект АГС пр.18510. После защиты технического проекта главным конструктором С.М.Бавилиным было предложено полностью изменить техпроект - особенно в части энергетической установки. Решение было поддержано заказчиком в лице Главкома ВМФ СССР С.Горшкова. В 1974 г. СПМБ Машиностроения и ЦПБ «Волна» были объединены в СПМБМ «Малахит», которому и было поручено сопровождение разработки и строительства АГС пр.1910 и комплекса пр.1851. В разработке АГС приняли участие специалисты ЦНИИ им.академика Крылова, ЦНИИКМ "Прометей" (конструкционные материалы), ЦНИИТС, ЦНИИСЭТ, ЛПО "Электросила" и др.

В качестве носителя АГС была определена переоборудованная ПЛАРК пр.675. Проект модернизации по пр.675Н был поручен ЛПМБ "Рубин". Флот выделил для модернизации по проекту ПЛАРК К-170 пр.675 11-й дивизии 1-й флотилии ВМФ СССР. После модернизации лодка получила название КС-86. Переоборудование ПЛА-носителя начато на СРЗ "Звездочка" в Северодвинске в январе 1973 г. и завершено в 1981 г. 

В 1978 г. в сформированный ВМФ отряд гидронавтов для обучения были набраны 1-й и 2-й экипажи головной станции АС-23 комплекса пр.1851. 



АГС пр.18511 "Палтус" - PALTUS (MilitaryRussia.Ru, ретушь фото ОСК).

Автор: DIMMI Создан: 24.06.2011 20:01:37 Комментариев: 68 Читать всю статью

ПАК ДА / изделие 80 (проект)

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
ПАК ДА / изделие 80 (проект)
 
Перспективный авиационный комплекс дальней аваиации - проект стратегического бомбардировщика и носителя ракет. Программа ПАК ДА (условное наименование) ставит своей задачей создание бомбардировщика большой дальности для замены на вооружении ВВС России самолетов Ту-160Ту-95МС (по версии лета 2009 г. и ранее) и Ту-22М3 (согласно заявлениям сделанным в декабре 2009 г.). Предварительные проработки облика ПАК ДА в конструкторских бюро и формирование требований к самолету со стороны ВВС начаты в 1999 г. Подготовка к участию разных КБ в конкурсе на создание бомбардировщика пятого поколения начата в апреле 2007 г. В декабре 2007 г. объявлено о том, что ВВС России сформулировали тактико-технические требования по программе ПАК ДА (интервью главкома ВВС России Александра Зелина агентству "Интерфакс", декабрь 2007 г.).

Вероятно, в конкурсе на разработку ПАК ДА приняли участие ОКБ им.А.Н.Туполева, ОКБ им.П.О.Сухого, ОКБ им. С.В.Ильюшина и ОКБ им. В.М.Мясищева. Проект ПАК ДА ОКБ им.А.Н.Туполева по сообщениям СМИ создается на основе конструкции Ту-160. ОКБ им.П.О.Сухого с большой долей вероятности либо дорабатывает под требования конкурса ПАК ДА "объект 54С" либо разрабатывает проект с использованием наработок по теме Т-4МС (1970-е годы).

Согласно сообщению генерального директора ОАО "Туполев" И.Шевчука на выставке МАКС-2009 контракт по программе ПАК ДА выиграло КБ им. А.Н.Туполева и в 2009 г. Министерство обороны России заключило контракт с ОАО "Туполев" на проведение НИР бомбардировщика на основе конструкции Ту-160 (при этом госфинансирование НИОКР начато в 2008 г.). 23.12.2009 г. президент компании "Туполев" Александр Бобрышев заявил, что НИР по теме ПАК ДА завершатся в 2012 г. и КБ приступит собственно к ОКР, которые завершатся в 2017 г. В 2011 г. ВНИИРА к аванпроекту ПАК ДА разработан аванпроект интеграционного комплекса БРЭО.

Командование ДА ВВС России выдало ТТЗ на создание бомбардировщика 20.12.2011 г. К февралю 2012 г. НИР ПАК ДА завершена и ведется разработка аванпроекта самолета. Главный конструктор и первый заместитель директора программы перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА) по состоянию на 2013 г. - Михаил Юрьевич Асеев (источник). Заводское наименование самолета - "изделие 80" - неоднократно упоминается в открытой печати.

Данные носят предположительный характер и во многом отражают субъективный взгляд автора на проект самолета.


Возможный образ будущего ПАК ДА по мнению Петра Бутовского, 2022 г. (https://twitter.com/piotr_butowski)
Автор: DIMMI Создан: 15.09.2009 20:47:56 Комментариев: 197 Читать всю статью

пр.877 - KILO / Improved KILO

ДАННЫЕ НА 2017 г. (стандартное пополнение)
пр.877 "Палтус" / пр.877Э / пр.877ЭКМ "Варшавянка" - KILO
пр.877М / пр.877ЭКМ (последние 2 шт) / пр.08773 - Improved KILO
пр.636 / пр.636М / пр.06361 - Improved KILO
пр.06363 - Improved KILO-II

Большая дизель-электрическая подводная лодка (тип "Б"). Разработка проекта начата по тактико-техническому заданию утвержденному ВМФ СССР в 1974 г. Проектирование велось ЦКБ" Рубин" (ЦКБ-18) совместно с НИИ им. академика Крылова, главный конструктор проекта - Ю.Н.Кормилицын. Технический проект лодки утвержден Главкомом ВМФ СССР 20 декабря 1976 г. Подготовка к производству головной лодки проекта на судостроительном заводе №199 "Им. Ленинского Комсомола" (г.Комсомольск-на-Амуре) начата в 1979 г. Закладка головной лодки Б-248 состоялась 16 марта 1980 г. Лодка спущена на воду 12 сентября 1980 г. и сдана ВМФ СССР 31 декабря 1980 г.


ПЛ Б-871 "Алроса" пр.877В KILO, Черное море, 20 января 2007 г. (фото - Виталий Костриченко, http://forums.airbase.ru).

Автор: DIMMI Создан: 20.06.2009 22:04:28 Комментариев: 74 Читать всю статью

Комплекс 14Ц033 Нудоль, ракета 14А042

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
Комплекс 14Ц033 / ОКР "Нудоль", ракета 14А042 - PL-19


Комплекс противокосмической обороны / ракетный комплекс дальнего перехвата с ракетой космического назначения. Стрельбовой комплекс 14Ц033 с командно-вычислительным пунктом 14П078 и РЛС 14Ц031 разрабатывается по ОКР "Нудоль" в качестве мобильного комплекса противокосмической обороны в том числе для использования во взаимодействии с системой ПРО А-235. Головной разработчик комплекса - концерн ПВО-ВКО "Алмаз-Антей" (ист. - Годовой отчет ГСКБ). Разработка ракеты космического назначения 14А042 для дальнего перехвата ведется ОКБ "Новатор" (г.Екатеринбург, генеральный конструктор Ф.Х.Абдрахманов, ист. - ОАО "Авангард", источник), разработка пусковой установки 14П222 на шасси МЗКТ - КБ специального машиностроения (КБСМ), . 

В 2010 г. концерном ПВО "Алмаз-Антей" разработаны эскизно-технический проект (ЭТП) комплекса 14Ц033, подготовлены исходные данные для проведения строительных работ и разработан эскизно-технический проект РЛС 14Ц031 (источник). В 2011 г. концерном ПВО "Алмаз-Антей" разработана рабочая конструкторская документация на стрельбовой комплекс 14Ц033, рабочая конструкторская документация 1-й очереди на комплекс РЛС 14Ц031 и проект функционального программного обеспечения (источник). ГСКБ "Алмаз-Антей" в 2011 г. разработана начальная версия программно-алгоритмического обеспечения (ПАО) командно-вычислительного пункта (КВП) (изделие 14П078) комплекса 14Ц033; разработаны рабочая конструкторская документация на составные части КВП 14П078 в части кузова контейнера и аппаратного контейнера, программа и методика полигонных испытаний КВП 14П078 (источник). В 2013 г. концерном ПВО "Алмаз-Антей"завершена разработка рабочей конструкторской документациии изготовлены установочные партии основных функционально законченных узлов РЛС 14Ц031 с цифровой адаптивной ФАР (ист. - Годовой отчет за 2013 г.).

В 2013 г. КБ специального машиностроения (КБСМ) изготовлено и отгружено шасси МЗКТ для пусковой установки 14П222 (П222) стрельбового комплекса, обеспечено изготовление оборудования пусковой установки в согласованном объеме, а так же разработаны инженерная записка и РКД для изготовления опытного образца системы гидропитания (источник).

Все данные по системе носят предположительный характер и взяты из открытых источников и СМИ. Список источников прилагается. Обозначение PL-19 означает "не идентифицированный объект обнаруженный на полигоне Плесецк №19" (истоник).


Новое 12 х 12 шасси МЗКТ, которое предположительно может использоваться как шасси пусковой установки П222 комплекса ПКО 14Ц033 "Нудоль", 2018 г. (источник).
Автор: DIMMI Создан: 10.05.2014 20:04:40 Комментариев: 72 Читать всю статью

пр.22800 Каракурт

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
пр.22800 "Каракурт"

Малый ракетный корабль ближней морской зоны / малый корвет. Разработка проекта - ЦМКБ "Алмаз" (г.Санкт-Петербург). Одной из причин разработки нового проекта МРК в СМИ называется необходимость повышения мореходности малых кораблей-платформ универсального ракетного комплекса "Калибр".

Строительство серии кораблей ведется одновременно по трем контрактам: первый подписан в декабре 2015 г. с ССЗ "Пелла" (г.Отрадное, головное предприятие, 7 ед.), второй контракт подписан 05.08.2016 г. с Зеленодольским ССЗ (5 ед.), подписание третьего контракта с Амурским ССЗ на строительство 6 ед. для Тихоокеанского флота ожидается в 2018 г. Согласно планам 2015 г. всего планируется построить 18 кораблей проекта (источник). Начиная с третьего корабля пр.22800 планируется дополнить вооружение корабля ЗРАК "Панцирь-МЕ". Головной МРК заводской №251 производства ССЗ "Пелла" - "Ураган" - заложен 24.12.2015 г. и спущен на воду 29.07.2017 г.

Строительство МРК на ССЗ "Море" в Феодосии ведется в рамках контракта ССЗ "Пелла", который контролирует ССЗ "Море" (источник). Вероятно, точно так же строительство МРК на ССЗ "Залив" в Керчи ведется в рамках контракта Зеленодольского ССЗ.


  • МРК «Одинцово» пр.22800 на военно-морском параде в День ВМФ в Санкт-Петербурге, июль 2022 г. (фото - Михаил Киреев, РИА Новости)
Автор: DIMMI Создан: 14.07.2017 22:49:18 Комментариев: 7 Читать всю статью

Каталог военной техники:



Наши партнеры:






free counters

Последние комментарии

похожа на Скад...
oldstaryi 2024-10-02 23:03
.
Rishat 2024-07-14 14:31
Книга "60 лет в строю полигон Капустин Яр. 1946-2006 г.г., ГЦМП "Капустин Яр", 2006...
DIMMI 2024-03-03 00:11
69 Андрей 78 Wrote:Уважаемые авторы. Вы мало того что исспользуете мою фотографию...
DIMMI 2024-03-03 00:07
Уважаемые авторы. Вы мало того что исспользуете мою фотографию ( у меня плёнка с...
Anonymous 2024-02-25 01:30
Slava Wrote:Первый пуск ракеты комплекса Ока состоялся на полигоне Капустин Яр15...
Anonymous 2023-11-25 22:56
Первый пуск ракеты комплекса Ока состоялся на полигоне Капустин Яр15 сентября 1977г...
Anonymous 2023-11-25 21:18
Баллистический ракетный комплекс СССР Р-30 2К6 «Луна» и Р-50 2К6 «Луна-2»Советский...
Anonymous 2023-03-31 20:26
DIMMI Wrote:Владислав Демченко Wrote:Комплекс Луна-М был полностью снят с вооружения...
Кирибай 2022-12-29 22:50
DIMMI Wrote:Да сможете зайтиБуду ждать от вас новый пароль.Всего хорошего !
Кирибай 2022-12-29 22:35