| ОБНОВИТЬ, ИЛЛЮСТРАЦИИ (данные за 1997 г.) М-4 "Молот" BISON-A, B, C Стратегический бомбардировщик разработанный в ОКБ-23 под руководством В.М.Мясищева по проекту "25" (М-25). НИОКР с 24 марта 1951 г. Прототип М-4 совершил первый полет 20 января 1953 г. (пилоты - Ф.Ф.Опадчий, А.Н.Грацианский, штурман - А.И.Помазунов, радист - И.И.Рыхлов, бортинженер - Г.А.Нефедов, ведущие инженеры - И.Н.Квитко и А.И.Никонов). Постановлением Правительства СССР от 19 сентября 1953 г. заводу N 23 предписывалось строительство опытной серии - 3 шт. в 1954 г. и 8 шт. в 1955 г. Испытания второго самолета начаты 23 декабря 1953 г. Заводские испытания закончились 15 апреля 1954 г. и в тот же день самолет принят на госиспытания, но фактически они начались 4 мая 1954 г. 1 мая 1954 г. опытная машина М-4 была показана на параде над Красной площадью в Москве. Серийное производство М-4 началось в 1954 г. на заводе ОКБ-23 в Филях (завод N 23 под Москвой). В 1955 г. самолет проходил войсковые испытания на авиабазе в г.Энгельсе. С 1975 г. как бомбардировщик самолет снимается с вооружения. | | | | | ДАННЫЕ НА 2019 г. (стандартное пополнение) РДС-1 / С-1 / изделие 501
Первая отечественная атомная бомба. Атомная бомба РДС-1 разработана КБ №11 Лаборатории измерительных приборов №2 АН СССР (с 1950 г. КБ передано в структуру Первого Главного Управления при Совмине СССР) в соответствии с научно-техническими требованиями научного руководителя работ по созданию атомного оружия академика Курчатова (Лаборатория измерительных приборов №2 АН СССР, создана в феврале 1943 г.) и главного конструктора КБ-11 Ю.Б.Харитона. 20 августа 1945 г. при Государственном Комитете Обороны СССР создан специальный комитет по созданию отечественного атомного оружия, председатель комитета - Л.П.Берия. 30 августа 1945 г. для практической реализации задачи создания атомного оружия при Совете Народных коммисаров СССР создано Первое Главное Управление, руководитель - Б.Л.Ванников. 10 декабря 1945 г. состоялось первое заседание научно-технического совета ПГУ. 9 апреля 1946 г. по Постановлению Совмина СССР №805-327сс/оп "Вопросы Лаборатории №2" создано КБ-11, главный конструктор - Ю.Б.Харитон.
При создании первой отечественной атомной бомбы широко использовались данные разведки - в частности, подробная схема американской атомной бомбы, которая была передана советской разведке Клаусом Фуксом. Ценность полученной от Фукса информации была подтверждена Ю.Б.Харитоном впервые на конференции первых разработчиков ядерного оружия, которая проходила во ВНИИЭФ в апреле 1992 г., а затем в статье в газете "Известия" от 8 декабря 1992 г. (источник). Разработка систем бомбы велась отечественными учеными, но получение разведданных о подобных работах в США позволило значительно ускорить разработку, хотя и привело к преемственности технических решений.
| | | | | ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение) Ан-124 / Ан-124-100 "Руслан" / изделие 400 - CONDOR
Тяжелый транспортный самолет. Разработан ОКБ им.О.К.Антонова (ныне - ГП "Антонов", Украина), главный конструктор - П.В.Балабуев. После появления информации о разработке в США широкофюзеляжного тяжелого транспортного самолета C-5A Galaxy ЦК КПСС и Совет министров СССР в Постановлении №564-180 от 21.07.1966 г. «Об основных направлениях развития авиационной техники и вооружения на 1966-1970 г.г.» поставили задачу создания транспортных самолетов в грузоподъемностью до 100-120 тонн. Во исполнение этого Постановления на Киевском Механическом заводе (позже ОКБ им.О.К.Антонова, ныне ГП "Антонов") началась проработка проектов нового самолета.
В 1967 г. был представлен технический проект "122", который представлял из себя развитие Ан-22. Через три года КБ представило аванпроекты еще двух самолетов: четырехдвигательного Ан-124 (грузоподъемность 120 тонн) и шестидвигательного Ан-126 (грузоподъемность 140 тонн). В феврале 1972 г. было принято решение реализовать проект "124". Он обеспечивал переброску почти всей номенклатуры техники и вооружения Сухопутных войск, Военно-воздушных сил, ПВО и даже РВСН. По расчетному транспортному потенциалу проект Ан-124 превосходил американский C-5A Galaxy на 25% (источник).
В итоге, начато создание тяжелого транспортного самолета для обеспечения крупномасштабных операций ВДВ СССР, а так же для транспортировки ракетных комплексов разного назначения вплоть до БРСД "Пионер" и МБР "Тополь". Первый полет прототипа Ан-124 совершил 24 декабря 1982 г. в Киеве. Серийное производство начато в 1984 г. на АНТК им.Антонова в Киеве и позже развернуто в России на ульяновском авиазаводе (ЗАО "Авиастар-СП"). В январе 1987 г. самолет принят на вооружение военно-транспортной авиации ВВС СССР и начал поступать в части.
Серийное производство в России велось на ЗАО "Авиастар-СП" в Ульяновске по 2004 г. В феврале 2006 г. началась подготовка к возобновлению серийного производства самолета на ОАО "Авиастар", но уже к лету 2006 г. программа была заморожена. Всего за все время было построено 56 самолетов. Ан-124 установил 30 мировых рекордов грузоподъемности, высоты с коммерческой нагрузкой, скорости и дальности полета.
На Западе до первого публичного показа проект был известен как "An-40 CONDOR". По умолчанию приводятся данные Ан-124 / Ан-124-100.
Художественное представление транспортировки на Ан-124 ПГРК БРСД "Пионер" (Soviet Military Power, 1980-е годы). | | | | | ДАННЫЕ НА 2013 г. (стандартное пополнение) Ми-28Н "Ночной охотник" / изделие 294 / ОКР "Авангард-2" - HAVOC-B Ми-28НМ
Автор первоначальной статьи: Дмитрий Миронов (Butcher171), г.Санкт-Петербург, 2011 г.
Реестр вертолетов Ми-28Н - HAVOC-B
Всепогодный ночной-дневной ударный вертолет. В 1993 г., после окончания первого этапа государственных испытаний ударного вертолета Ми-28А было получено предварительное заключение о выпуске установочной партии вертолетов, оснащенных комплексом оборудования и вооружения для применения в дневных и ограниченно-сложных метеоусловиях. Однако М.В. Вайнберг, ставший к тому времени генеральным конструктором «МВЗ им. М.Л. Миля», принял решение прекратить разработку Ми-28А на заключительном этапе государственных испытаний и сосредоточить все силы и финансовые возможности на разработке боевого вертолета Ми-28Н («Н» - ночной) - ОКР "Авангард-2" - круглосуточного и всепогодного, с принципиально новым интегрированным комплексом бортового оборудования пятого поколения.
Испытания. Первый опытный вертолет Ми-28Н был построен в августе 1996 г. и совершил первый полет 14 ноября 1996 г. (летчик-испытатель В.В.Юдин и штурман С.В.Никулин), а с 30 апреля 1997 г. начал проходить заводские летные испытания. Через четыре года Ми-28Н поступил на государственные совместные испытания (2001 г.). Учитывая большую потребность в военных машинах подобного типа, командование ВВС РФ в 2002 г. приняло Ми-28Н как основной перспективный боевой вертолет будущего, не дожидаясь завершения испытаний. В июне 2005 г. к программе испытаний приступил второй опытный прототип Ми-28Н. 4 марта 2006 г. после успешного окончания первого этапа государственных совместных испытаний государственная комиссия под председательством главнокомандующего ВВС Российской Федерации генерала армии В.С.Михайлова выдала заключение о выпуске установочной партии Ми-28Н. В мае 2006 г. к госиспытаниям присоединился первый серийный Ми-28Н борт №32. Государственные совместные испытания Ми-28Н завершены 26 декабря 2008 г. подписанием акта об их окончании. В ГСИ приняли участие 2 опытных и 7 предсерийных вертолетов. 15 октября 2009 г. распоряжением Президента России Ми-28Н официально принят на вооружение в качестве основного ударного вертолета.
Вертолеты Ми-28Н бортовые №№09 и 10 желтые, лето 2012 г. (фото - A.Blogin, http://ruforces-com.livejournal.com). Ми-28Н постройки 2012 г. на аэродроме ПО "Роствертол", г.Ростов-на-Дону, 9 марта 2012 г. (фото - Михаил Мизикаев, http://russianplanes.net/). Первый прототип Ми-28Н - вертолет ОП-1, бортовой №014 после доработок на авиашоу МАКС-2003, 23.08.2003 г. (фото - Flavien Breitenmoser, http://www.airliners.net). Вертолет Ми-28Н - прототип вертолета Ми-28НЭ участвовавший в показательных полетах в Индии на авиасалоне МАКС-2011 16-21 августа 2011 г. (фото - VLAS, http://militaryrussia.ru/forum). | | | | | ДАННЫЕ НА 2023 г. (в работе) Система "Гудрон"
Система усиления ядерного заряда. Комплекс средств и технических решений по увеличению (усилению) мощности ядерных зарядов разработки конца 1950-х годов. Использовался в ядерных зарядах ракетных комплексов РВСН в 1960-1970 г.г.
К сроку окончания одностороннего моратория на ядерные испытания (сентябрь 1958 г.) были подготовлены ядерные заряды в которых сочеталось увеличение мощности, с одновременным повышением боеготовности и безопасности обслуживания заряда, снижением стоимости. Разработчики пошли по пути использования более мощного взрывного вещества, а также применили оригинальную схему усиления мощности при взрыве атомного детонатора (система "Гудрон", источник). Первое испытание заряда разработки КБ-11 нового типа (вероятно, с усилителем заряда) было успешно проведено на Новоземельском полигоне 15.10.1958 г. (испытание №72, мощность 1500 кт, источник). По воспоминаниям испытателей-ядерщиков узлы нового заряда, изготавливавшиеся поштучно, оказались далеко не герметичными в эксплуатации, поэтому доставлялись на полигоны самолетами, упакованными в две специальные оболочки: контейнер и суперконтейнер, находящиеся под избыточным давлением. Руководил испытаниями от КБ-11 в качестве технического руководителя заместитель главного конструктора (впоследствии главный конструктор и директор института, академик) Евгений Аркадьевич Негин. Председателем Государственной комиссии и руководителем испытаний являлся начальник Главного управления опытных конструкций (ГУОК) Министерства среднего машиностроения генерал-лейтенант Николай Иванович Павлов. Работа с "реакторами" (усилителями) выполнялась в противогазах и была сопряжена с риском облучения и заражения.
Есть гипотеза о том, что в разные годы усилитель "Гудрон" использовал разные принципы усиления мощности ядерного заряда. На первом этапе это было усиление за счет дополнительного заряда урана-235 или плутония (см.выше). В дальнейшем, возможно, это было газовое усиление реакции с применением газообразного трития или подобной технологии.
| | | | | ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение) Головные части и боевые блоки ракетных комплексов РВСН (МБР и БРСД)
Моноблочные головные части: Название | Тип | Ракета-носитель | Комплекс | Хронология | Описание | 46А / РДС-46А
| ГЧ | Р-7 / 8К74 | | 1959 г. | Серийная ГЧ с термоядерным зарядом РДС-46А | 8Ф12 / 8Ф12Н | ГЧ | 8К63 | | | Головная часть (источник). Вероятно, "изделие 49". Легкий боевой блок массой 1364 кг. С этой БЧ ракета принята на вооружение в 1959 г. | 8К15 | ГЧ | 8К65 | | | Легкая термоядерная головная часть (источник). Мощность - 2,3 Мт, масса - 1546 кг
| 8Ф17 | ГЧ | УР-500 / 8К82 "Протон" | К8К82 | проект | Тяжелая термоядерная БЧ мощностью 150 Мт | 8Ф61 | ГЧ | 8К64 | | | (источник) | 8Ф112 | ГЧ | 8К66 | | | (источник) | 8Ф114 | ГЧ | УР-200 / 8К81 | | | (источник) | 8Ф115 | ГЧ | 8К64, 8К65 | | | Легкая ГЧ (источник). Облегченная ГЧ с парашютной системой (?).
| 8Ф116 | ГЧ | 8К64, 8К65 | | | Тяжелая ГЧ, масса - 2175 кг, мощность 5 Мт. | 8Ф117 | ГЧ | 8К64, 8К65, УР-500 / 8К82
| | | Тяжелая ГЧ (источник). Масса - 2200 кг, мощность 6 / 10 / 15 Мт (по разным данным). По др.данным масса более 12 т.
| 8Ф121 | ГЧ | 8К84 | УР-100 / 8К84 | 19.04.1965 (первый пуск) | Моноблочная легкая ГЧ (источник). Термоядерная БЧ РА50 мощностью 1 Мт разработки НИИ-1011 (Челябинск-70, ныне ВНИИТФ) | 8Ф125 | ГЧ | 8К84 | | | (источник) | 8Ф126 / АА48-2
| ГЧ | 8К63 | | | Тяжелый термоядерный ББ, мощность - 2.3 Мт, масса - 1680 кг. (источник). Доработанный вариантАА48-2 с улучшенной безопасностью боевого блока (источник)
| 8Ф128 | ГЧ | 8К63У | | | Вероятно, вариант ББ 8Ф126 (источник) | 8Ф671 | ГЧ | 8К67 (Р-36)
| | | Тяжелая ГЧ (источник) | 8Ф672 | ГЧ | 8К67 (Р-36) | | | Легкая ГЧ (источник) | 8Ф74 / 8Ф674 | ГЧ | 8К67 (Р-36) | | | Легкая ГЧ (источник). ГЧ испытывалась начиная с первого пуска носителя 28.09.1963 г. Заряд - Р-354-Г (источник) | 8Ф675 / 8Ф675-6000 / 8Ф675-7000 / 8Ф675У
| ГЧ | 8К67 (Р-36) | | | Тяжелая ГЧ (источник). Заряд А-604-Г (источник) | | ГЧ | "Гном" | | | Моноблочная ядерная БЧ с комплексом средств преодоления ПРО (КСП ПРО, разработка НИИ-108) | 15Ф842 ГЧ,15Ф842П1 "Свинец" / 15Ф842П3, 15Ф843 ББ | ГЧ | 8К84, 8К84М | УР-100 / 8К84 УР-100УТТХ / 8К84М | 0.09.1967 г. (первый пуск) | Легкая ГЧ (источник). Длина - 1,45 м, Диаметр - 1,25 м, Масса - 760 / 800 кг. Заряд мощностью 500 кт разработки КБ-11 | 15Ф992У | ГЧ | 8К84У | | | (источник) | 15Ф1 | ГЧ | 8К98 | | | Корпус ГЧ (источник) | 15Ф981 | ГЧ | 8К98 | | | Корпус ГЧ | 15Ф982 | ГЧ | 8К98П | | | Корпус ГЧ | 15Ф993 | ГЧ | 8К99 | | | Корпус легкой ГЧ (источник) | 15Ф141 / 15Ф141-500
| ГЧ | 8К67МА (Р-36) / 15А14 (Р-36М)
| | | Моноблочная тяжелая ГЧ с зарядом мощностью 20 Мт, корпус 15Б85 (источник) | 15Ф142 / 15Ф142-500 | ГЧ | 15А14 (Р-36М) | | | Моноблочная легкая ГЧ с зарядом мощностью 8 Мт, корпус 15Б86 (источник) | 15Ф156 | ГЧ | 15А15 | | | Легкая моноблочная ГЧ. Серийно не производилась (источник) | 15Ф171 / 15Ф172 | ГЧ | 15А18М (Р-36М2) | | | Тяжелая моноблочная ГЧ, платформа 15Ф171 (источник), заряд ВНИИЭФ | 15Ф175 / 15Ф175-2 / 15Ф176 | ГЧ | 15А18М (Р-36М2) | | | Легкая моноблочная ГЧ. 15Ф175 - платформа, 15Ф176 - боевой блок (источник), заряд ВНИИЭФ | 15Ф202 | ГЧ | УР-100К / 15А20 | | | Корпус моноблочной ГЧ (источник). Заряд РА64 (ВНИИТФ) | 15Ф421 | ГЧ | РС-14 / 15Ж42 "Темп-2С" | 15П642 |
| Термоядерная БЧ с комплексом ложных целей, мощность 650-1450 кт, масса БЧ - не менее 650 кг | 15Ф483 | ГЧ | 15Ж48 | | | (источник) | 15Ф581 / АА88
| ГЧ | 15Ж58 | | | Моноблочная ГЧ МБР "Тополь", заряд АА88 (источник) | | | | | | ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение) ВТТ-1 / Т-67 "Стриж" / изделие 295 Малогабаритная вертолетная телеуправляемая противолодочная торпеда. Разработана ОКБ завода "Дагдизель" на базе авиационной торпеды АТ-1 с установкой на неё системы телеуправления. Пуск торпеды осуществлялся с вертолета зависшим над водой на высоте 10-15 м. Торпеда создана и испытана в 1967 г. (по данным ЦНИИ "Гидроприбор") и принята на вооружение в 1970 г. Производство торпеды велось заводом "Дагдизель" (г.Каспийск, Дагестан) до 1978 г., всего выпущено 73 торпеды. Применение торпеды ВТТ-1 с противолодочного вертолета Ка-25ПЛС (авиару.рф). | | | | | ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение) Комплекс 9К79 "Точка", ракета 9М79 / ОТР-21 / 9М79М - SS-21A SCARAB-A / FROG-9 Комплекс "Точка-Р", ракета "Точка-Р" 9М79Р / 9М79ФР Комплекс 9К79-1 "Точка-У", ракета 9М79-1 / 9М791 - SS-21B SCARAB-B Комплекс 9К79М (?) "Точка-М" - SS-21C SCARAB-C Дивизионный (тактический) ракетный комплекс. Разработка комплекса в КБ Машиностроения (г. Коломна) начата в 1967 г. после передачи в КБМ документации предварительного проекта комплекса "Точка" с ракетой В-614 МКБ "Факел". В отличие от "Точки" МКБ "Факел" у "Точки" КБМ были изменены крылья и аэродинамические рули, был убран дестабилизатор, изменены другие системы ракеты. Главный конструктор - С.П.Непобедимый. Полномасштабная разработка задана Постановлением Совмина СССР №148-56 от 4 марта 1968 г. В разработке и производстве ракетного комплекса было задействовано 120 предприятий. Сложилась следующая кооперация предприятий: - КБ машиностроения (г.Коломна, С.П.Непобедимый) - комплекс и ракета; - ЦНИИАГ (главные конструкторы - Б.С.Колесов и А.С.Липкин) - система управления комплекса и ракеты; - НПО "Электромеханика" (г.Миасс) - командно-гироскопический прибор; - ПО завод "Арсенал" (г.Киев) - система прицеливания; - ВНИИ "Сигнал" (г.Ковров) - система топопривязки и навигации; - НПО "Союз" (руководитель - академик Б.П.Жуков) - заряды РДТТ - КБ завода "Баррикады" (г.Волгоград, главный конструктор - Г.И.Сергеев) - самоходная пусковая установка и транспортно-заряжающая машина - Брянский Автомобильный Завод (БАЗ) - шасси для СПУ и ТЗМ; - НПО "Энергия" (г.Воронеж) - бортовой турбогенераторный источник энергии СПУ; - НИМИ (г.Москва) - фугасная боевая часть; - КБ-11 (ВНИИЭФ, г.Арзамас-16) - ядерные боевые части для ракет комплекса. Производство средств комплекса планировалось: - КБМ - опытные образцы ракет; - Петропавловский завод тяжелого машиностроения (ПЗТМ) - сборка и производство ракет, производство АКИМ комплекса; - Воткинский машиностроительный завод - производство компонентов ракет 9М79. - Завод "Баррикады" (г.Волгоград) - производство СПУ и ТЗМ комплекса. Для решения вопросов старта ракеты в КБМ разработали специальный испытательный ракетный снаряд (ИРС) с двигательной установкой, рассчитанной на небольшое время работы, то есть габаритно-весовую копию ракеты и макетную пусковую установку. Результаты пусков ИРСов легли в основу решений ряда вопросов по ракете и пусковой установке. До 1973 г. опытные образы ракет изготавливались КБМ.Заводские испытания ракеты начаты в 1971 г. (два первых пуска) на полигоне Капустин Яр (пуски с полигонной ПУ разработки КБМ, подготовка к испытаниям начата на полигоне в январе 1970 г.). Производство опытных образцов СПУ и ТЗМ комплекса велось заводом "Баррикады" (г.Волгоград) на шасси выпущенных Брянским автомобильным заводом. В 1973 г. начато серийное производство ракет "Точка" (позже - "Точка-У") на Воткинском машиностроительном заводе (ВМЗ, отливки корпусов, приборного и хвостового отсеков) и на Петропавловском заводе тяжелого машиностроения (ПЗТМ, механическая обработка корпусов, изготовление двигателей и газогенераторов бортовых источников питания — на ВМЗ их снаряжали, так как у ПТЗМ поначалу не было базы для работы с твердым топливом).
Государственные испытания комплекса проводились в 1973-1974 г.г. (Капустин Яр, Забайкалье, Туркестанский военный округ, Закавказский военный округ). Ракетные комплексы 9К79-1 "Точка-У" с ракетами 9М79М "Точка" на учениях ракетно-артиллерийских подразделений 5-й общевойсковой армии Восточного военного округа, Сергеевский общевойсковой полигон, март 2013 г. Пуск ракет 9М79М "Точка" был условным. (http://pressa-tof.livejournal.com). | | | | | ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение, v.2) Комплекс 9К715 "Искандер", ракета 9М723 - SS-X-26 STONE Комплекс 9К720 "Искандер-М", ракета 9М723-1 - SS-26 STONE-A Комплекс 9К720Э "Искандер-Э", ракета 9М723Э - SS-26 STONE-B Комплекс 9К720 "Искандер-М", ракета 9М728 / Р-500 ("Искандер-К") - SS-26 STONE-С
Оперативно-тактический ракетный комплекс / многоцелевая модульная ракетная система сухопутных войск. Разработка комплекса велась с использованием наработок по комплексам "Точка", "Ока", "Ока-У" и "Волга". Так же, вероятно, комплекс создавался с учетом НИР "Волна" по исследованию концепции многофункционального ракетного комплекса сухопутных войск модульного типа. Истоки разработки комплекса относятся к НИР "Искандер", проводившейся с 1978 г. По теме НИР велась проработка возможности размещения двух ОТР класса ОТР 9М79 "Точка" на СПУ подобной СПУ комплекса 9К714 "Ока". Основная цель - создание ОТР с дальностью до 400 км для замены комплекса 9К72 с ракетой 8К14 с увеличенной боевой производительностью, а так же с целью обеспечения гарантированного поражения особо важных целей двумя ракетами. По неподтвержденным данным, НИР "Искандер" была прекращена в первой половине 1980-х годов на стадии отработки системы прицеливания и систем управления ракет.
Разработка комплекса "Искандер" в первоначальном виде начата в КБ Машиностроения (г.Коломна, далее - КБМ) в инициативном порядке по распоряжению главного конструктора С.П.Непобедимого и под его руководством в 1987 г. Конкурентом КБМ по разработке ОТР нового поколения было Тульское КБ Приборостроения под руководством А.Г.Шипунова предложившее свой проект. Постановление Совмина СССР о финансировании работ по проектированию комплекса вышло в 1988 г. При создании комплекса ставилась задача обеспечения взаимодействия в составе РУК "Равенство" с самолетом целеуказания М-55 (разработка РУК - НИИЭМИ). В первоначальном проекте, возможно, планировалось использование СПУ 9П76 с одной ракетой. КШМ средств РУК "Равенство" проектировалась на шасси МАЗ-543 (КШМ аналогичная КШМ "Поляна"). Самоходная пусковая установка 9П78-1 ракетного комплекса 9К720 "Искандер-М" с ракетой ракетой типа 9М723 на учениях ракетной бригады в Приморье, 14-18 ноября 2016 г. ( http://smitsmitty.livejournal.com/). | | | | | ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение, v.2) | | | | | ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение) "Гном"
Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР). Работы по мобильным твердотопливным ракетам стратегического назначения были инициированы Д.Ф.Устиновым. К проектированию комплексов на конкурной основе были привлечены НИИ-1 (МИТ) и ОКБ-586 (КБ "Южное", г.Днепропетровск) совместно с СКБ (КБМ, г.Коломна). СКБ (КБМ) отвечало за разработку твердотопливного двигателя ракеты. После выбора в качестве двигателя 1-й ступени ПВРД ОКБ-586 отказалось от участия в работе по проекту по причине нестандартности такого решения для ракеты дальнего действия. Далее НИР по созданию МБР с ПВРД на первой ступени велась СКБ машиностроения (г.Коломна) самостоятельно с 1964 г. Генеральный конструктор - Борис Иванович Шавырин (позже - С.П.Непобедимый).
Для опытного производства по теме "Гном" КБМ был выделен завод №92 в г.Горький. До октября 1965 г. на полигоне ЦИАМ в Тураево велись огневые испытания (более 10) уменьшенного прототипа ПВРД ракеты (1/3 размера). На стенде для нагнетания воздуха было смонтировано специальное оборудование. Всего проведено более 10 огневых испытаний двигателя.
Завод №92 вел выпуск отсеков двигателя и КБ готовилось к сборке первого полноразмерного макета ракеты. К октябрю 1965 г. был разработан эскизный проект комплекса и ракеты. 16 октября 1965 г. состоялось первое огневое испытание прототипа ПВРД на стенде ЦИАМ в Тураево. После октября 1965 г. под руководством С.П.Непобедимого была проведена перекомпоновка ракеты и была начата ОКР по созданию МБР. Эскизный проект был успешно защищен, начался выпуск рабочих чертежей ракеты.
По одним данным разработка ракеты и комплекса прекращены в конце 1965 г. до выхода изделия на летные испытания. По информации в мемуарах КБ в 1967 году на заседании Военно-Промышленной Комиссии при Совмине СССР было принято решение закрыть тему «Гном».
| | | | | | | ДАННЫЕ НА 2015 г. (стандартное пополнение) Д-30 / 2А18 Д-30А / 2А18М Д-30А-1 / 2А18М-1
122-мм гаубица. Разработана в конце 1950-х годов ОКБ-9 под руководством Ф.Ф.Петрова. Предположительно при создании орудия использованы германские наработки времен Великой Отечественной войны. Гаубица принята на вооружение и серийно производится с начала 1960-х годов артиллерийским заводом №9 (г.Екатеринбург, ныне - ОАО "Завод №9"). Одно из самых массовых послевоенных артиллерийских орудий. К 1994 г. производство базовой модели гаубицы в России прекращено.
| | | | | | | При пусках баллистических (аэробаллистических) ракет типа 9М723 комплекса "Искандер-М" можно наблюдать разные виды траекторий полета. Чаще всего это обычные классические траектории, но начиная с августа 2020 г. стали появляться свидетельства того, что траектории пусков ракет "Искандер-М", например, типа "модель 9М723 образца 2016 г." могут быть несколько необычными. Ракета типа 9М723 вариант 2016 г. (кадры видеозаписи из сети Youtube). Вполне вероятно, что на последних модификациях ракет типа 9М723 используются более совершенные системы управления ракетой, которые могут обеспечить широкий набор вариантов траекторий для разных сценариев применения ракет - от классических баллистических (№1 на рисунке ниже) до настильных (№3) и высоких крутых траекторий для стрельбы на малую дальность (№2). Данная небольшая заметка является попуткой объяснить применение того или иного варианта траекторий. Траектория пуска ракет типа 9М723 комплекса "Искандер-М", видео МО РФ, 05.08.2020 г. | | | | | ДАННЫЕ НА 2022 г. (требуется пополнение) АН602 / изделие 602 / "Царь-бомба"
Термоядерная бомба с зарядом двухступенчатого типа с ядерным обжатием по типу РДС-37 сверхвысокой мощности. Предложение о создании термоядерной бомбы мощностью около 100 мегатонн в 1961 г. высказал молодой физик-теоретик Ю.А. Трутнев - бомба мощностью 100 Мт могла бы напугать зарубежных скептиков, считавших, что советские ядерщики существенно слабее американских. Идею поддержали академики А. Д. Сахаров, Ю. Б. Харитон и Я. Б. Зельдович. В феврале 1961 г. руководители КБ-11 направили в ЦК КПСС письмо «Некоторые вопросы развития ядерного оружия и способов его использования», где помимо прочего ставился вопрос о целесообразности разработки заряда мощностью 100 Мт. Решение о возобновлении испытаний ядерного оружия и о создании сверхбомбы было принято 10 июля 1961 г. на обсуждении в ЦК КПСС, когда научное руководство КБ-11 (ВНИИЭФ) доложило Н. С. Хрущеву о возможности разработки водородной бомбы мощностью 100 Мт.
Разработка бомбы велась в КБ-11 новой группой специалистов: из отпуска был вызван д.ф.м. н. Адамский В.Б., к нему подключили физика-теоретика — недавнего выпускника МИФИ Смирнова Ю.Н., а также инициаторов создания супербомбы к.ф.м. н. Трутнева Ю. А. и к.ф.м. н. Бабаева Ю.Н. Руководство разработкой взял на себя академик Сахаров А.Д. Испытания бомб (корпусов) планировалось начать 01.09.1961 г. При этом была нехватка парка ЭВМ для проведения должного количества расчетов. Пришлось задействовать все ЭВМ математического института АН СССР (математики КБ-11 работали там по ночам и в выходные дни). И только 24 октября (за 6 суток до проведения испытаний) был закончен итоговый отчет по конструкции бомбы и расчетно-теоретическому обоснованию. Но и тогда А.Д. Сахаров (уже без ЭВМ) дополнительно прорабатывал необходимые доработки.
На складах НИИ-1011 в г.Челябинск-70 были взяты 6 корпусов бомбы РН202 для зарядов Р202Э. Изготовление парашютной системы для бомб велось Московским НИИПДС. Самолет-носитель Ту-95-202 находился на аэродроме Дальней Авиации в г. Энгельсе в ожидании утилизации. Пришлось принимать срочные меры. Из категории списанных самолет возвратили в строй, заменили двигатели, провели полную ревизию силовых конструкций, электро- и радиооборудования, провели ремонтно-восстановительные работы. После проведения на нем учебно-тренировочных полетов, было выдано заключение ОКБ А.Н. Туполева о его пригодности для боевой работы.
Задача по конструированию корпуса бомбы и ее парашютной системы была значительно облегчена для КБ-11 тем, что корпус бомбы был ранее разработан НИИ-1011 (для изделия «202», см. ниже).
Макет термоядерной бомбы АН602 в музее | | | | | ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение) Ракета Р-16 / 8К64 - SS-7 mod.1 SADDLER Ракета Р-16У / 8К64У - SS-7 mod.2 SADDLER
Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР). Разработка первой (для КБ) двухступенчатой ракеты велась ОКБ-586 (КБ "Южное") под общим руководством академика М.К. Янгеля по Постановлению ЦК КПСС и Совмина СССР от 17.12.1956 г. о разработке межконтинентальной ракеты на высококипящих компонентах топлива. Ведущий конструктор ракеты - В.В.Грачев. Ракета разрабатывалась в связи с низкими тактико-техническими и эксплуатационными характеристиками первой МБР Р-7 С.П.Королева. Для ускоренного создания новой МБР было предложено широко использовать конструктивные решения ранее созданных КБ ракет Р-12 / 8К63 и Р-14 / 8К65. Запуск МБР 8К64 предполагался только с наземных пусковых установок.
Постановлением от 17.12.1956 г. Правительство поручило ОКБ-586 проработать проект МБР на топливе длительного хранения. В феврале 1957 г. ОКБ-586 предложен предэскизный проект новой МБР. Проект предполагал создание 2-х ступенчатой ракеты со ступенями конической формы с двигателями разработки ОКБ-3 НИИ-88. Эскизный проект ноября 1957 г. предполагал создание уже ракеты массой 150 тонн со ступенями цилиндрической формы с двумя базовыми диаметрами ступеней - 3 м 1-я ступень и 2,4 м 2-я ступень. Ожидаемо предполагалось использование высококипящего топлива АК-27И и НДМГ. При заводе № 586 был создан филиал ОКБ-3 НИИ-88. В середине 1958 г. эскизный проект был рассмотрен созданной правительством экспертной комиссией, возглавляемой президентом Академии наук СССР М. В. Келдышем. Комиссия подтвердила возможность создания ракеты с заявленными характеристиками. Позицию ОКБ-586 укрепило его предложение по замене не имевших производственной базы двигателей ОКБ-3 НИИ-88 на двигатели ОКБ-456 В.П Глушко, в основу которых был положен разработанный для ракеты Р-14 двухкамерный двигатель. На первой ступени используется связка из трех таких двигателей, на второй — один двигатель с удлиненными (высотными) соплами. Для управления полетом в состав каждой ступени вводится свой четырехкамерный рулевой двигатель. Применение рулевых двигателей позволило снизить конечный вес ракеты за счет меньших остатков топлива и повысить точность стрельбы. Разработка рулевых двигателей была возложена на специализированное двигательное КБ-4 в структуре ОКБ-586, преобразованное из филиала ОКБ-3 НИИ-88 по приказу председателя ГКОТ при Совмине №КС-269 от 22.06.1958 г. Главлым конструктором КБ-4 становится И.И.Иванов, заместителем - М.Д.Назаров.
В августе 1958 г. Совмин поручил ОКБ-586 развернуть работы и в кратчайшие сроки создать МБР Р-16 с индексом 8К64, были выданы уточненные тактико-технические требования. Ввиду обострения международной обстановки Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 13 мая 1959 г. ОКБ-586 обязывают ускорить разработку ракет Р-14 и Р-16 и выйти на летные испытания в конце 1960 г., начать серийное изготовление ракет с 1962 г. Для разработки системы управления ракеты в г. Харькове было образовано ОКБ-692 (позже НПО "Хартрон"). Для отработки камер сгорания и газогенераторов рулевых двигателей и систем питания маршевых двигателей на испытательной базе ОКБ-586 был построен комплекс стендов и монтажно-испытательный корпус. Для двигательного КБ ОКБ-586 был сооружен лабораторно-испытательный корпус со стендами для отработки турбонасосных агрегатов. На территории 5 НИИП в Байконуре для ОКБ-586 были выделены площадки, на которых началось строительство стартовой позиции ракеты 8К64, монтажно-испытательного корпуса и жилой зоны. Разработка стартового оборудования была возложена на Новокраматорский машиностроительный завод.
Таким образом сложилась кооперация: - ОКБ-586 (КБ "Южное") - головное по комплексу, ракете, рулевым ЖРД (отдельное КБ в ОКБ-586), головные части МБР; - ОКБ-456 - по маршевым ЖРД; - ОКБ-692 (НПО "Хартрон") - система управления; - Новокраматорский машиностроительный завод - стартовое оборудование наземного комплекса "Шексна-Н"; - КБ-11 (ВНИИЭФ) - термоядерные заряды головных частей.
С целью объединения производственных мощностей и ускорения перехода на серийное изготовление ракет ОКБ-586 и завод №586 приняли решение передать экспериментальное производство ОКБ заводу. В августе 1960 г. начались огневые стендовые испытания ступеней ракеты в НИИ-229. При первом испытании 1-й ступени от мощной струи разрушился отбойный лоток стенда, тем не менее пуск был успешным. Ввиду отсутствия времени на ремонт комиссия решила ограничить испытания единственным пуском и, не ремонтируя лоток, приступила к огневым испытаниям на стенде 2-й ступени. После трех испытаний 2-й ступени ракета была допущена к летным испытаниям.
Серийное изготовление ракет 8К64 началось в намеченный правительством срок - в 1961 г. Кроме завода №586 в Днепропетровске ракеты с 1961 г. изготавливал так же завод №166 в Омске (ПО "Полет"). Всего ПО "Полет" было выпущено 330 МБР Р-16 и Р-16У. Пуск МБР Р-16У с легкой ГЧ из шахтной пусковой установки (фото - КБ "Южное") | | | | | ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение) Комплекс пр.10830 / 1083К "Калитка" / 1083КМ, АГС пр.10831 / "пр.210 Лошарик" - LOSHARIK АС-31
| | Атомная глубоководная станция 1 ранга / специальная атомная подводная лодка / глубоководное техническое средство (ГТС) - компонент комплекса пр.1083К. Глубоководная атомная станция спроектирована СПМБМ "Малахит". Главный конструктор - С.М.Бавилин (после 2001 г., вероятно, Коновалов Ю.М.). Создание эскизного проекта комплекса второго поколения пр.10830 / пр.1083 с глубоководной станцией пр.10831 и ПЛА-носителем пр.09786 "Оренбург" (БС-136) велось с использованием опыта создания экспериментальных комплексов пр.1851. После защиты эскизного проекта АГС пр.10830 оформлено Постановление СМ СССР о создании АГС пр.10831 с полисферическим прочным корпусом. Организовано выполнение ОКР по отработке технологии изготовления полисферического прочного корпуса и моноблоков легковесного заполнителя, а так же по созданию комплектующего станцию оборудования. Судя по всему, к 1988-1990 г.г. разработаны и утверждены технический и рабочий проекты станции. Разработка проектов велась одновременно с макетированием размещения оборудования в сферических отсеках лодки. В 1991 г. при практически готовых блоках прочного корпуса АГС по техническому заданию заказчика выполнена корректировка технического проекта 10830 в части размещения в носовой части АГС дополнительного вооружения (вероятно, систем специального оборудования). Откорректированный технический проект пр.10830 / 1083К комплекса представлен и защищен в мае 1992 г. Данные содержащиеся в настоящей статье являются гипотетическими и прикидочными. Все факты и данные либо вымышленные либо основаны на открытых и несекретных источниках информации (см.ниже). Предположительно на фото АГС пр.10831 АС-31 зав.№01210 "Лошарик". По версии источника снимок выполнен в районе Северодвинска. Дата снимка неизвестна - вряд ли ранее 2005 г. и не позже лета 2014 г. (журнал Top Gear via http://forums.airbase.ru). | | | | | ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение) Ракета Р-14 / 8К65 - SS-5 SKEAN Комплекс 8П764 "Чусовая", ракета Р-14У / 8К65У - SS-5 SKEAN Баллистическая ракета средней дальности. Создана в СКБ-586 генерального конструктора М.К.Янгеля по Постановлению СМ СССР от 02 июля 1958 г. Ракета проектировалась с использованием опыта создания БРСД Р-12 с увеличенной до 3600 км дальностью действия и с улучшенными эксплуатационными возможностями. В первом квартале 1960 г. выполнены первые горячие проливки ракеты Р-14. С 28 марта по май 1960 г. в Загорском НИИ-229 было проведено четыре стендовых испытания двигателей, прошедшие без особых замечаний. Во втором квартале 1960 экспериментальная отработка Р-14 завершена и начата подготовка к летно-конструкторским испытаниям. Для проведения испытаний на площадке №20 полигона построена техническая позиция, включающая монтажно-испытательный корпус, на площадке №21 оборудована стартовая позиция на два старта. Мишенное поле оборудовано в районе г.Братска. Председателем Госкомиссии назначен генерал-майор А.Г.Мрыкин, техническим руководителем испытаний - заместитель Янгеля В.С.Будник. Испытания ракеты начаты на Государственном Центральном Полигоне №4 Капустин Яр успешным пуском 6 июня 1960 г. По результатам первого пуска была выявлена ненормальная работа системы перелива окислителя, а в ходе проведения первого этапа летных испытаний обнаружено явление кавитации, приводившее к разрушению ракет на активном участке полета. Проведены доработки конструкции ракеты и 15 февраля 1961 г. успешно завершены летно-конструкторские испытания. Всего в ходе летно-конструкторских испытаний произведен 21 пуск (22 пуска по др. данным). | | | | | | | Каталог военной техники: Последние комментарии http://aftershock.su/?q=node/309339КАСПИЙСКИЙ МОНСТР - ВЕЛИКАЯ АВАНТЮРА РОСТИСЛАВА... | Further tests were carried out leading KM Test Pilots D.T.Garbuzov and V.F.Troshin... | упс... да... пардоньте | спасибо! отличная статья! | Ищу хронологию по экранопланам Орленок, Лунь, КМ.... по возможности максимально... | allocer1 Wrote:Парочка фотографий КМ из книги Петров "Гидросамолёты и экранопланы... | Пусть будет | Ок... я закину, но для начала на английском... | Вообще есть... но народу-то наверное интересно будет! | Книжку хошь?)))))))))))))))))))) |
|