MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.) | Статьи

РЮ-1 / 5Ф-48 Скальп

ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение)
РЮ-1 / СК-1 / 5Ф-48 "Скальп"


Противолодочная ядерная бомба / авиационная глубинная бомба с ядерным зарядом разработки НИИ-1011 (позже - ВНИИП, ныне - РФЯЦ-ВНИИТФ, Минсредмаш СССР, г.Снежинск), главный конструктор - А.Д. Захаренков. в 1959 г. принято Порстановление ЦК КПСС и Совмина СССР о разработке авиационной атомной глубинной бомбы мегатонного класса для поражения подводных лодок в подводном и надводном положении, а также кораблей противника. Разработка противолодочного комплекса с гидросамолетом-носителем и противолодочной бомбой была начата в ответ на принятый в конце 1950-х годов на вооружение подобный авиационнй комплекс в США, а также в связи с развертыванием США ракетной системы с ПЛАРБ типа "Джордж Вашингтон". Первоначально задана разработка бомбы с зарядом конструкции ВНИИЭФ, но позже разработка заряда была поручена НИИ-1011.

Впервые в практике НИИ-1011 для ядерного боеприпаса "Скальп" был разработан эскизный проект и состоялась его защита. Отделением испытаний и эксплуатации ЯБП НИИ-1011 (В.И.Просветова) так же впервые была подготовлена схема "прохождения ЯБП при эксплуатации в войсковых частяях Министерства обороны".

17.08.1961 г. вышло П
остановление Совмина СССР № 758-324 «О проведении в 1962 г. заводских и зачетных испытаний опытных образцов изделия «Скальп». Основным носителем бомб "Скальп" стал самолет-амфибия Бе-12. Испытания аэродинамических корпусов бомб без ядерного заряда проходили с сентября 1960 г. по октябрь 1963 г. на сухопутном и морском полигонах в Крыму. Спасаемые варианты изделий поднимались со дна момелководного морского полигона с привлечением спасательного судна Черноморского флота. Применялась телеметрическая аппаратура РТС-6 и СК, а также аппаратура регистрации параметров движения изделия на подводном участке траектории. В 1964 году проходили совместные испытаниях носителя Бе-12СК "Чайка" и бомб "Скальп". 

Бомба с носителем Бе-12СК принята на вооружение в 1964 г. Серийное производство боеприпаса велось 
ПО «Старт» (г. Заречный Пензенской обл.) с 1965 г. 

В 1965-1970 г.г. боеприпасы типа "Скальп" получили на вооружение три противолодочных авиаполка дальнего действия и две противолодочные эскадрильи ВМФ СССР. Позже, на замену бомбе "Скальп" была создана и выпускалась в 1969-1970 г.г. новая авиационная ядерная глубинная бомба РЮ-2 / 8Ф-59 "Скат", которая была универсальной по носителям.

 


Макет ядерной противолодочной бомбы РЮ-1 / 5Ф-48 "Скальп". Красная и белая полосы означают, что это учебное изделие (фото 2014 г., https://kara-banoff.livejournal.com)
Автор: DIMMI Создан: 01.03.2023 21:23:11 Комментариев: 1 Читать всю статью

Д-19 / Р-39 / 3М-65 - SS-N-20 STURGEON

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
Комплекс Д-19 "Вариант", ракета Р-39 / 3М-65 / РСМ-52 - SS-N-20 STURGEON
Комплекс Д-19У, ракета Р-39У / 3М-65У
Комплекс Д-19М, ракета Р-39М / 3М-65М / РСМ-52М "Гром"


Баллистическая ракета для подводных лодок (БРПЛ) межконтинентальной дальности. Решение ВПК при Совмине СССР о разработке твердотопливной межконтинентальной БРПЛ в ответ на разработку БРПЛ Trident в США было принято в июне 1971 г. Согласно решению ВПК комплекс Д-19 "Тайфун" создавался КБ Машиностроения (г.Миасс, ныне - ГРЦ им. академика В.П.Макеева, ранее - CКБ-385). Проект комплекса непосредственно курировался генеральным конструктором КБ машиностроения В.П.Макеевым. Главный конструктор комплекса Д-19 и ракеты Р-39 - А.П.Гребнев (лауреат Ленинской премии СССР), ведущий конструктор - В.Д.Калабухов (лауреат Государственной премии СССР). Предполагалось создание ракеты с тремя вариантами головных частей: моноблочной, с РГЧ ИН с 3-5 блоками средней мощности и с РГЧ ИН с 8-10 блоками малого класса мощности. Разработка аванпроекта комплекса была завершена в июле 1972 г. В аванпроекте рассматривалось несколько вариантов ракет с разными габаритами и с различиями в компоновке. Проектирование ракеты велось в т.ч. с использованием данных фактографической модели БРПЛ Trident разработанной в КБ машиностроения (г.Миасс) сотрудниками отдела №27 (ист. - Конструктор).

В ходе создания ракеты сложилась следующая кооперация предприятий ВПК:
- ГРЦ им.Макеева (СКБ-385) - головное КБ по ракетному комплексу и ракете
- НПО "Южное" - головное КБ по двигателю 1-й ступени
- НПО "Искра" - двигатели 2-й и 3-й ступеней
- КБ химического машиностроения - двигатель боевой ступени
- ФНПЦ "Алтай" - топливо для двигателей 1-й и 2-й ступеней   
- ЛНПО "Союз" - топливо для двигателя 3-й ступени
- НПО автоматики (г.Свердловск) - система управления ракеты
- ВНИИ приборостроения (ВНИИТФ) - разработка боевых блоков с термоядерными зарядами

Постановление Совмина СССР № 692-222 от 16 сентября 1973 г. задавало разработку ОКР "Вариант" - комплекс Д-19 с ракетой 3М-65 / Р-39 (источник). Задавалась так же и разработка ПЛАРБ пр.941 с 20 твердотопливными ракетами 3М-65. Ранее, 22 февраля 1973 г. вышло Постановление о разработке в КБ «Южное» технического предложения на комплекс РТ-23 с ракетой 15Ж44 с унификацией двигателей первых ступеней ракет 15Ж44 и 3М-65. В декабре 1974 г. завершена разработка эскизного проекта ракеты с использованием межступенчатого отсека и с массой ракеты (вместе с АРСС) 90 тонн. В июне 1975 г. принято дополнение эскизного проекта оставляющее только один типа боевых блоков - 10 РГЧ ИН мощностью по 100 кт. В этом же варианте предусматривался моноблочный двигатель третьей ступени и ПАД вместо кольцевого стартового двигателя. Длина ШПУ изменилась с 15 до 16.5 м, масса ракеты выросла до 95 т. Постановлением Совмина СССР от августа 1975 г. фиксировалась окончательная компоновка ракеты и боевого оснащения - 10 РГЧ ИН малой мощности с дальностью 10000 км. В декабре 1976 г. и в феврале 1981 г. вышли дополнительные Постановления оговаривавшие изменения типа топлив на второй и третьей ступенях и уменьшение дальности действия ракеты до 8300 км, сдвигались вправо сроки создания комплекса.


Памятник - макет ракеты РСМ-52 / Р-39 / 3М-65 у проходной НПО "Алтай", г.Бийск, октябрь 2012 г. (http://www.biwork.ru).
Автор: DIMMI Создан: 06.06.2012 17:27:56 Комментариев: 62 Читать всю статью

пр.22350 - ADMIRAL GORSHKOV

ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение)
пр.22350 - ADMIRAL GORSHKOV
"Адмирал флота Советского Союза Горшков"
"Адмирал флота Касатонов"
"Адмирал Головко"
"Адмирал флота Советского Союза Исаков"
"Адмирал Амелько"
"Адмирал Чичагов"
"Адмирал Юмашев"
"Адмирал Спиридонов"

Сторожевой корабль (СКР) дальней морской зоны (до 2008 г.) / фрегат. Проект разработан Северным проектно-конструкторским бюро и утвержден командованием ВМФ России в июне 2003 г. (дата утверждения эскизного проекта). Конкурс на строительство серии СКР объявлен ВМФ 28 февраля 2005 г. В конкурсе приняли участие судостроительные предприятия «Северная верфь», «Прибалтийский завод  „Янтарь“» и ПО "Севмаш". Заявку на участие в конкурсе подавал так же и «Балтийский завод», но 11 апреля 2005 г. группа ИСТ, владеющая «Балтийским заводом», и «Объединённая промышленная компания», контролирующая «Северную верфь», подписали Соглашение «О совместной реализации проектов в сфере военного судостроения», согласно которому все оборонные заказы концентрировались на «Северной верфи». Изначально планировалась постройка серии в 20 кораблей в течение 15-20 лет, но уже к концу 2010 г. в СМИ называлась цифра в 10-12 кораблей пр.22350. В рамках Госпрограммы закупки вооружений до 2020 г. 17.03.2011 г. "Северная верфь" и Министерство обороны России подписали контракт на строительство 4 кораблей проекта (впридачу к двум уже строящимся). Кроме того ССЗ "Северная верфь" признан единственным поставщиком СКР пр.22350 для ВМФ России.

Контракт на строительство головного корабля проекта подписан с ССЗ "Северная верфь"  21 октября 2005 г. Корабль "Адмирал флота Советского Союза Горшков" (заводской №921) заложен на "Северной верфи" 1 февраля 2006 г., спущен на воду 29 октября 2010 г. Корабль планировалось сдать ВМФ России еще в 2011 г. (планы начала 2010 г.), но уже в 2011 г. как вероятная дата передачи корабля ВМФ называется ноябрь 2012 г. Позже планы еще несколько раз менялись. Выход на ходовые испытания головного корабля проекта "Адмирал флота Советского Союза Горшков" согласно сентябрьским заявлениям СМИ ожидается к конце ноября 2012 г., что кажется сомнительным, исходя из фактического состояния корабля. Так же, данное сообщение СМИ было опровергнуто представителем ОСК в начале ноября 2012 г. о том, что в ноябре 2012 г. на корабле начнутся швартовые испытания, а первый выход в море планируется на 2013 г. Позже, 19 ноября 2012 г. генеральный директор ССЗ "Северная верфь" Александр Ушаков заявил СМИ, что "в текущем году мы намерены завершить затяжку кабельных трасс, на март 2013 года намечены вселение экипажа и начало швартовых испытаний, чтобы в четвертом квартале 2013 г. выйти на заводские ходовые испытания". В итоге летом 2013 г. начаты швартовные, а в 2014 г. ходовые испытания головного фрегата. Приемка корабля Флотом ожидалась в 2014 г., позже - в декабре 2015 г., позже - в декабре 2016 г. И в итоге по состоянию на начало 2017 г. ожидается до конца 2017 г. Основные причины задержек - неготовность комплексов вооружения (в частности ЗРК "Редут").

Передача головного фрегата Флоту по состоянию на март 2017 г. ожидается в 2018 г.

Первый серийный корабль проекта "Адмирал флота Касатонов" заложен там же 26.11.2009 г., спуск корабля на воду планируется на 2012 г.



Фрегат "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пр.22350 в ходе испытаний на Северном флоте, осень 2015 г. (источник).
Автор: DIMMI Создан: 01.12.2011 17:09:15 Комментариев: 41 Читать всю статью

пр.677 - LADA

ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение)
пр.677 / 06770 "Лада" - LADA
Б-585 "Санкт-Петербург"
пр.677Д 
Б-586 "Кронштадт"
Б-587 "Великие Луки" ("Севастополь")
Б- "Вологда"
Б- "Ярославль"
пр.677Э "Амур-1650"
"Амур-1650"

Большая дизель-электрическая подводная лодка ("Б"). Разработана ЦКБ МТ "Рубин", главный конструктор - Ю.Н.Кормилицын. НИОКР начаты в 1987 г. и изначально планировалось строительство большой серии подводных лодок на заводах "Ленинградское Адмиралтейское объединение" (г.Ленинград), "Севмаш"  (г.Северодвинск), "Красное Сормово" (г.Нижний Новгород) и "Им. Ленинского Комсомола" (г.Комсомольск-на-Амуре). 

Технический проект ПЛ пр.677 утвержден в 1993 г., но был отправлен на переработку. Второй вариант технического проекта утвержден в 1997 г. При создании ПЛ отработано 180 ОКР. Разработка ГАК на начальном этапе поручена НИИ "Океанприбор", но предложенный ими проект ГАК по массо-габаритным характеристикам не мог быть размещен на ПЛ пр.677. Генеральный директор ЦКБ МТ "Рубин" И.Д.Спасский добился решения Минсудпрома о передаче разработки ГАК радиоэлектронному ПО "Волна" (г.Москва). Летом 2005 г. к доводке ГАК в качестве основного исполнителя подключилось ФГУП НПО "Электроприбор" (г.Санкт-Петербург, договор от апреля 2006 г.).

Головные лодки серии - пр.677 "Лада" - Б-585 (иногда встречается название Б-100 и С-100, заводской №01570) и головная пр.677Э "Амур" ("Амур-1650") заложены на заводе ФГУП "Адмиралтейские верфи" (г.Санкт-Петербург) 26 декабря 1997 г. В 1997 г. ПЛ Б-585 получила название "Санкт-Петербург". В течение 1998-2001 г.г. (по данным на 1 апреля 2002 г.) на строительство головной ПЛ пр.677 "Адмиралтейскими верфями" было затрачено 335.1 млн рублей, в том числе из федерального бюджета 263.1 млн руб (включая 175.5 млн руб  в 2001 г.). В первом квартале 2002 г. федеральное финансирование строительства заказа не велось (источник).

Головная лодка спущена на воду 28 октября 2004 г. Сдача ПЛ ВМФ планировалась в 2006 г. (не состоялась в срок). 14-21 декабря 2005 г. ПЛ "Санкт-Петербург" совершила первый выход в море на испытания, совершено первое погружение. По данным СМИ в 2006 г. лодка должна была приступить к государственным испытаниям, но до первой половины 2008 г. (как минимум) проходила заводские ходовые испытания с доводкой узлов и комплексов ПЛ. По состоянию на 2009 г. принятие лодки ВМФ планируется на 2009-2010 г.г. В феврале 2010 г. объявлено, что головная лодка "Санкт-Петербург" до лета будет принята в опытную эксплуатацию ВМФ и 22.04.2010 г. ВМФ подписал приемный акт головной лодки Б-585 "Санкт-Петербург", лодка принята в опытную эксплуатацию. 8 мая 2010 г. на ПЛ Б-585 "Санкт-Петербург" поднят флаг ВМФ России.


ПЛ Б-586 "Кронштадт" пр.677Д на Неве в Санкт-Петербурге во время морского парада в День ВМФ, 2019 г. (фото - Саид Аминов, https://t.me/vestnikpvo).
Автор: DIMMI Создан: 02.07.2009 01:16:11 Комментариев: 74 Читать всю статью

Индексы ракет РВиА СВ

ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение)
Индексы ракетных комплексов РВиА СВ ВС РФ


Индексы ракетных комплексов по состянию на 2020 г.:
Комплекс Ракета Западное обозначение СПУ / АПУ Разработчик ракеты Примечание
9К71 "Темп" 9М71 SS-12 SCALEBOARD / KY-06 9П11 МИТ  
9К72 "Эльбрус" 8К14 SS-1C SCUD-B 9П117 СКБ-385  
9К73 8К114
9П115 СКБ-385 вертолетный
9К74 крылатая ракета 4К95   9П116   вертолетный
9К76 "Темп-С" 9М76 SS-12 / SS-22 SCALEBOARD 9П120 МИТ  
9К77 "Рекорд" 9М77 SS-1D SCUD-C / KY-03    СКБ-385  
9К79 "Точка" 9М79 SS-21A SCARAB-A / FROG-9 9П129 КБМ  
9К711 "Уран" 9М711 (?)     МИТ  
9К712 "Эльбрус" 9М712 (?)     МИТ  
9К713 (?) "Агат" 9М713 (?) STERLITE   МИТ  
9К714 "Ока" 9М714 SS-23 SPIDER-A 9П71 КБМ  
9К715 "Искандер" 9М715 (?) / 9М723 SS-X-26 STONE   КБМ  
9К716 "Волга" 9М716 (?)     КБМ  
9К717 / 9К714У "Ока-У" 9М714У / 9М717 / 9М720 SS-23 SPIDER-B / KY-19 9П74 КБМ  
9К718 / 9К79-1 "Точка-У"  9М79-1 / 9М721     КБМ  
9К719 (?) "Волна" 9М719 (?)     КБМ  
9К720 "Искандер-М" 9М723-1 SS-26 STONE-A   КБМ  
9К720 "Искандер-М" 9М728 / Р-500 SS-26 STONE-C   Новатор  
9К722 "Искандер-МКР" (?) 9М729   9П701 Новатор ?  
  9М730     Новатор  
Автор: DIMMI Создан: 14.12.2020 00:26:47 Комментариев: 1 Читать всю статью

пр.1144 / 11442 Орлан - KIROV

ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение)
пр.1144 "Орлан" - Balcom-I / KIROV
"Киров"
пр.11442
"Фрунзе"
"Калинин"
"Пётр Великий"
пр.11442М
"Адмирал Нахимов"


Тяжелый атомный ракетный крейсер (ТАРКР). В 1964 г. в СССР начаты исследования возможности строительства крупного военного надводного противолодочного корабля с атомной силовой установкой. Основная задача - уничтожение ПЛАРБ вероятного противника в районах их боевого дежурства. В результате исследований ЦКБ промышленности было выработано техзадание на разработку проекта большого противолодочного корабля с АЭУ водоизмещением 8000 тонн. Разработка проекта "Орлан" была поручена Ленинградскому Северному проектно-конструкторскому бюро. Главный конструктор и руководитель - Б.И.Купенский (до мая 1982 г.), с мая 1982 г. - В.А.Перевалов. Главный наблюдающий за проектированием и строительством корабля от ВМФ СССР - капитан 1 ранга А.А.Савин. Проект корабля с самого начала непосредственно курировал Главком ВМФ СССР С.Г.Горшков.

В процессе проектирования корабль было предложено оснастить эшелонированными средствами ПВО, а позже и ударным противокорабельным ракетным комплексом, ориентированным на применение против авианосной группы вероятного противника. В связи с ростом водоизмещения и универсализацией возможного назначения корабля было принято решение классифицировать его как "тяжелый автомный ракетный крейсер". Техническое проектирование корабля завершено в 1972 г. Закладка головного корабля состоялась на Балтийском ССЗ в Ленинграде 26.03.1974 г. По данным космической разведки в США крейсер получил наименование Balcom-I (Baltic Combatant). На головном корабле - крейсере "Киров" - установлены 100-мм артиллерийские установки из-за неготовности 130-мм установки.


Внешний вид крейсера пр.11442М "Адмирал Нахимов" с установленными радарами у достроечной набережной ПО "Севмаш", 11.12.2023 г. 
(коллаж кадров видео http://www.sevmash.ru)
Автор: DIMMI Создан: 10.11.2012 07:57:09 Комментариев: 18 Читать всю статью

Ту-22М - BACKFIRE

ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение)
Ту-22М0 / самолет АМ / изделие 45-00 - BACKFIRE-A
Ту-22М1 / изделие 45-01 - BACKFIRE-A
Ту-22М2 / изделие 45-02 / Ту-26 - BACKFIRE-B
Ту-22М3 / изделие 45-03 - BACKFIRE-C
 

Ту-22М4 / изделие 45-04 - BACKFIRE-C mod.
Ту-22М5
Ту-22МР / изделие 45-09 - BACKFIRE-D
Ту-22М3М / изделие 45-03М - BACKFIRE-E
 
     

Средний бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла, носитель крылатых ракет. Разработан ОКБ-156 А.Н.Туполева. Главные конструкторы - изначально - Д.С.Марков, с 1992 г. - Б.Е.Леванович. По состоянию на 2013 г. главный конструктор Ту-22М3, Ту-22МР и модификаций - Александр Юрьевич Коренев (источник). Разработка самолета "АМ" / "изделие 45" начата по Постановлению СМ СССР № 1098-378 от 28.11.1967 г. на базе проекта самолета "145" и декаларировалась как глубокая модернизация Ту-22К с установкой на самолет крыла с изменяемой геометрией. Постановлением устанавливался срок готовности самолета - ко второму кварталу 1969 г. Макетная комиссия приняла эскизный проект в октябре-ноябре 1967 г. Одновременно было принято решение строить опытную серию в десять самолетов Ту-22М0 на Казанском авиационном заводе им.С.П.Горбунова (ныне - КАПО им.С.П.Горбунова) с двумя вариантами космоновки хвостовой части саолета - без пушечной установки и с нею.

Первый прототип Ту-22М / "изделие 45-00" выпущен 10 апреля 1969 г. и совершил первый полет 30 августа 1969 г. (командир экипажа - В.П.Борисов). До конца 1972 г. завершен выпуск опытных Ту-22М0. Самолеты использовались для проведения испытаний и доводки проекта. Пять самолетов Ту-22М0 поступили в Рязанский центр боевой подготовки и применения ДА СССР.

Решение о модернизации и создании самолета Ту-22М1 принято в декабре 1969 г., проектирование велось в 1970 г., а 28 июля 1971 г. совершен первый  полет первого Ту-22М1 и начато  производство малой серии предсерийной  машины Ту-22М1 (1971 г., 9 шт., в строевые часи ВВС не поступали, как и Ту-22М0). Первый полет серийной модификации Ту-22М2 - 7 мая 1973 г. Серийное   производство Ту-22М2 начато в 1972 г.  Поступление в части ВВС Ту-22М2 началось в 1975 г. Официально Ту-22М2 принят на  вооружение  в августе 1976  г. Производство  велось на Казанском авиазаводе  №22 им.С.П.Горбунова. Подробней см. раздел Модификации (ниже).

Существует альтернативная версия строительства Ту-22М0 (ист. - http://aviaforum.ru) согласно которой первые два прототипа Ту-22М / "изделие 45" построены опытным производством ОКБ А.Н.Туполева - заводом №156 (ММЗ "Опыт", г.Москва). Первый Ту-22М / "изделие 45" выпущен 10 апреля 1969 г. и ныне находится в киевском музее авиации с бортовым №156 красный. Мы придерживаемся официальной точки зрения.
 

Ту-22М3 BACKFIRE-C, борт №11 красный (http://www.airwar.ru)
Автор: DIMMI Создан: 30.08.2009 16:44:27 Комментариев: 224 Читать всю статью

пр.955 Борей - BOREI / DOLGORUKIY

ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение)
пр.955 "Борей" - BOREI / BOREY / DOLGORUKIY
К-535 "Юрий Долгорукий"
К-550 "Александр Невский"
К-551 "Владимир Мономах"
пр.955А "Борей-А" / пр.955У
К-549 "Князь Владимир"
К-552 "Князь Олег"
К-553 "Генералиссимус Суворов"
К-554 "Император Александр III"
К-555 "Князь Пожарский"
"Дмитрий Донской"
"Князь Потемкин"
 

Атомная подводная лодка с баллистическими ракетами (ПЛАРБ). НИР по разработке ПЛАРБ 4-го поколения c ракетным комплексом Д-11 начаты в 1978 г. Проработка проекта пр.955 "Борей-1" с комплексом БРПЛ Д-31 и пр.935 "Борей-2" с комплексом БРПЛ Д-35 начаты в ЦКБ МТ "Рубин" под руководством генерального конструктора С.Н.Ковалева (с 1990 г. - под руководством главного конструктора В.Н.Здорнова) по Постановлению Совмина СССР в ноябре 1985 г. Главный конструктор проекта "Борей" начиная с марта 2011 г. - Сергей Оттович Суханов (источник). Технические предложения по ПЛАРБ и ракетным комплексам планировалось выработать в течение 1985-1986 г.г. Технические предложения по комплексу Д-35 не были выполнены.

Разработка ПЛАРБ пр.955 с ракетным комплексом Д-19УТТХ "Барк" (12 БРПЛ) вместо комплекса Д-31 начата по Постановлению Совмина СССР от 31 октября 1989 г. (ист. - Завьялов В.С.). При разработке проекта планировалось строительство серии в 14 ПЛАРБ до 2000 г. В июне 1995 г. указом Президента России Б.Н.Ельцина начато перепроектирование пр.955 под комплекс БРПЛ Д-19УТТХ "Барк" ГРЦ им.Макеева. Хотя, по некоторым данным, технический проект ПЛАРБ пр.955 с комплексом "Барк" был завершен в начале 1990-х годов (ист. - Апальков).

Первая лодка пр.955 с ракетным комплексом "Барк" - К-535 "Санкт-Петербург" - внесена в списки кораблей ВМФ 19.08.1995 г. и 01.05.1996 г. переименована в "Юрий Долгорукий". ПЛАРБ торжественно заложена в цехе №55 ПО "Севмаш" (г.Северодвинск) 02.11.1996 г. с заводским номером 201. В результате задержки испытаний ракетного комплекса "Барк", а так же в связи с трудостами с контрагентскими поставками материалов и оборудования строительство ПЛАРБ приостановлено в середине 1997 г. Считается, что подготовка задела на первую серийную лодку проекта - зав.№202 "Александр Невский" - была начата так же в 1996 г. (ист. - Апальков).

После отказа от доведения ракетного комплекса "Барк" было принято решение перепроектировать ПЛАРБ под новый ракетный комплекс. Начиная с сентября 1998 г. по середину 1999 г. (согласно планам 1998 года) пр.955 был перепроектирован по пр.09551 под использование задела корпусов лодок пр.971 и новый ракетный комплекс "Булава". В 1990-е годы головную лодку пр.09551 лодку планировалось сдать флоту в 2001-2002 г.г.

Летом 2003 г. в цехе №55 ПО "Севмаш" произведена перестановка недостроенных корпусов подводных лодок, что позволило освободить место для официальной закладки первой серийной и второй вообще ПЛАРБ пр.955 "Борей". Озвучены планы руководства ВМФ о получении первых трех лодок проекта во Флот до 2010 г. (источник).


ПЛАРБ К-553 "Генералиссимус Суворов" пр.955А "Борей-А" на выходе из Северодвинска к месту временного базирования на Северном флоте, январь 2023 г. (кадр видео МО РФ)
Автор: DIMMI Создан: 14.03.2010 05:45:43 Комментариев: 155 Читать всю статью

пр.667БДР Кальмар - DELTA-III

ДАННЫЕ НА 2024 г. (в работе)
пр.667БДР "Кальмар" - DELTA-III
К-424
К-441
К-449
К-455
К-490
           
К-487
К-44
К-496
К-506
К-211
     
         
             
      
К-223
К-180
К-433
К-129


Подводная атомная лодка с баллистическими ракетами (ПЛАРБ). Проект ПЛАРБ разработан ЦКБ МТ "Рубин" (г.Ленинград) на базе ПЛАРБ прп.667БД, главный конструктор - С.Н.Ковалев. Работы над проектом межконтинентального ракетного комплекса морского базирования с разделяющейся головной частью Д-9Р с ПЛАРБ-носителем прп.667БДР были начаты по инициативе командования ВМФ СССР в январе 1973 г.

Строительство серии лодок велось в Северодвинске ПО "Севмаш". Головная лодка К-424 (зав.№355) заложена 30 января 1974 г., спущена на воду 11 февраля 1976 г. и принята Флотом 30 декабря 1976 г.


ПЛАРБ К-496 "Борисоглебск" пр.667БДР (1990-2000-е годы)
Автор: DIMMI Создан: 22.03.2016 21:01:08 Комментариев: 7 Читать всю статью

пр.667БДРМ Дельфин - DELTA-IV

ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение)
пр.667БДРМ "Дельфин" - DELTA-IV
К-51 "Верхотурье"
К-84 "Екатеринбург"
К-64 "Подмосковье"
К-114 "Тула"
К-117 "Брянск"
К-18 "Карелия"
К-407 "Новомосковск"

Подводная атомная лодка с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) / ракетный подводный крейсер стратегического назначения (РПКСН). Проект ПЛАРБ разработан ЦКБ МТ "Рубин" (г.Ленинград), главный конструктор - С.Н.Ковалев. Постановление Совмина СССР о разработке ПЛАРБ с межконтинентальным ракетным комплексом Д-9РМ вышло 10 сентября 1975 г. Лодка разрабатывалась как более совершенная модификация ПЛАРБ пр.667БДР.  В проекте использовались новые разработки в области вооружения, систем управления и обнаружения, средства снижения гидроакустических шумов. Широкое применение получили различные демпфирующие, виброизолирующие, звукопоглощающие устройства. Отрабатывались результаты исследований шумоизлучения различных корпусных конструкций. Всеми изменениями обеспечивалось снижение дальности обнаружения ПЛАРБ пр.667БДРМ в арктических районах американскими ПЛА типа "Лос-Анджелес" до 20 морских миль.

Вероятно, во второй половине 1980 г. подготовлен технический проект ПЛАРБ. Строительство серии лодок начато в Северодвинске ПО "Севмаш" с головной лодки К-51 (зав.№379), которая была заложена 23 февраля 1981 г., спущена на воду 7 марта 1984 г.  и принята Флотом 29 декабря 1984 г. 

Всего с 1984 по 1990 годы было построено 7 ПЛАРБ проекта.


Погружается ПЛАРБ пр.667БДРМ "Дельфин" - DELTA-IV 
Автор: DIMMI Создан: 16.11.2012 23:59:26 Комментариев: 35 Читать всю статью

пр.885 Ясень - YASEN / GRANAY / GRANEY

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
пр.885 / пр.08850 "Ясень" - YASEN / GRANAY / GRANEY
К-560 "Северодвинск"
пр.885М / пр.08851 "Ясень-М" - YASEN-II
К-561 "Казань"
К-573 "Новосибирск"
К-571 "Красноярск"
К-564 "Архангельск"
"Пермь"
"Ульяновск"
"Воронеж"
"Владивосток"


Многоцелевая атомная подводная лодка с крылатыми ракетами (ПЛАРК). Разработана в СПМБМ "Малахит", главный конструктор - В.Н.Пялов (1985-2016 г.г.). НИР по разработке ПЛА 4-го поколения начаты в 1977 г. Предварительное проектирование ударной ПЛ с классическим торпедо-ракетным вооружением по пр.885 начато в 1980 г. наряду с разработкой ПЛА пр.957. Новый проект (885) сохранил определенную преемственность от ПЛА пр.971 в вопросах снижения шумности. В 1985 г. строительство лодок пр.885 было запланировано программой строительства ВМФ СССР на ближайшие 10 лет. Предполагалось строительство серии из 30 ПЛА. 30 октября 1986 г. заключен контракт №102/86-Е/554-86 между Министерством обороны СССР и СПМБМ "Малахит" на выполнение опытно-конструкторской работы (ОКР) «Проект 885» (дополнительное соглашение к контракту подписано 31 марта 2011 г.). Технический проект лодки подготовлен в конце 1980-х годов, но позже был перепроектирован с учетом изменений требований руководства ВМФ и с учетом начала испытаний перспективной и  единой для разных носителей противокорабельной ракеты  "Оникс" (1987 г.). В 1989 г. принято решение о прекращении разработки специализированных ПЛА и доработке проекта 885 под ПКР "Оникс" и КРБД "Гранат" с установкой на лодке пусковой установки вертикального пуска.


ПЛА К-329 "Северодвинск" пр.885, вероятно, 2014 г. (фото - Воркунков Максим, http://www.sevmash.ru).
Автор: DIMMI Создан: 16.03.2010 02:31:49 Комментариев: 121 Читать всю статью

Система А-35 Алдан, ракета А-350Ж / 5В61 - ABM-1 GALOSH

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
Система А-35, комплекс "Алдан", ракета В-1100 / А-350Ж / 5В61 / УР-96 - ABM-1 GALOSH / SH-01
Система А-35, ракета В-1100 / А-350Ж / 5В61 / УР-96 - ABM-1 mod.1 / ABM-1A GALOSH


Система ПРО Центрального административно-промышленного района СССР / Москвы. Головной разработчик - ОКБ-30 (до 1962 г. - СКБ-30 КБ-1), главный конструктор системы - Г.В.Кисунько. Ракета создана в ОКБ-2 под руководством П.Д.Грушина (ныне - МКБ "Факел", г.Химки). Постановлением Совмина СССР "Вопросы противоракетной обороны" от 8 апреля 1958 г. намечена разработка боевой системы ПРО А-35. В основе системы ПРО лежали следующие принципы: система ПРО защищает административно-промышленный район, перехват целей осуществляется за пределами атмесферы противоракетами с ядерными БЧ. Исполнители и график работ определены Постановлениями СМ СССР "О системе А-35" от 10 декабря 1959 г. и "О создании системы ПРО Московского промышленного района" от 7 января 1960 г.

- СКБ-30 КБ-1 / ОКБ-30 (Г.В.Кисунько) - система ПРО вцелом, системы наведения ракеты, автопилот и т.д.;
- ОКБ-2 МАП (П.Д.Грушин) - противоракета А-350, стартовая и техническая позиции системы ПРО;
- НИИ-1011 МСМ - ядерная боевая часть противоракеты А-350.

Согласно предэскизному проекту 1962 г. в состав системы ПРО входили 8 РЛС ДРЛО типа "Дунай-3" с общим полем обзора в 360 град., командно-вычислительный пункт и 32 стрельбовых комплекса (по 8 ПУ - итого 256 ПУ, с ракетами с обычными и ядерными БЧ). Эскизный проект системы А-35 Москвы доработан в июне 1961 г. с учетом испытаний системы ПРО "А", проводившихся в первой половине 1961 г., и защищен осенью 1962 г. В июне 1962 г. в НИИ-1011 защищен эскизный проект боевой части противоракеты А-350Ж. Согласно проекта в состав системы ПРО Москвы должно было входить 8 стрельбовых комплекса, обеспечивался перехват 6 парных целей атакующих Москву в одного или разных направлений. Для отработки компонентов системы одновременно с развертыванием планировалось построить и испытать полигонный комплекс ПРО "Алдан".


Пуск раннего варианта ракеты 5В61 / А-350Ж / ABM-1 GALOSH с элеронами с газодинамическими двигателями (Коровин В., Ракеты "Факела". М., МКБ "Факел", 2003 г.).
Автор: DIMMI Создан: 28.03.2010 15:48:57 Комментариев: 282 Читать всю статью

пр.636 - Improved KILO

ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение)
пр.636 / пр.636М / пр.06361 - Improved KILO
пр.06363 - Improved KILO-II

Большая дизель-электрическая подводная лодка (тип "Б"). Проект подводной лодки разработан для поставок на эксплот в Китай на базе проекта 877М - Improved KILO. Проектирование велось ЦКБ" Рубин", главный конструктор проекта - Ю.Н.Кормилицын, по состоянию на конец 2013 г. (или ранее) - Игорь Молчанов. По сравнению с базовыми модификациями пр.877 лодки пр.636 отличаются установкой нового поколения бортового оборудования и широким использованием звукопоглощающих технологий. Головная лодка пр.636 - Б-466 (будущая "Yuan Zhend 66 Hao" ВМС Китая) заложена на Адмиралтейских верфях под заводским №01616 16 июня 1996 г. Лодка спущена на воду 26 апреля 1997 г. и сдана Флоту 26 августа 1997 г. Передача лодки ВМС Китая состоялась12 ноября 1997 г. В те годы производственный цикл лодок проекта составлял чуть больше года.  В первой половине 2000-х годов производственный цикл увеличился до 1.5-2 лет и к началу 2010-х годов составлял уже от 2.5 до 4 лет.


Подводная лодка пр.06363 Б-261 "Новороссийск" в Южной бухте Севастополя, 06.10.2018 г. (https://t.me/kchf_ru)
Автор: DIMMI Создан: 24.02.2013 21:45:09 Комментариев: 18 Читать всю статью

пр.641 FOXTROT

ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение)
пр.641 FOXTROT

Большая (океанская) дизель-электрическая ПЛ ("Б"). Разработка лодки велась ЦКБ-18 (позже переименовано в ЦКБМТ "Рубин", главный конструктор - С.А.Егоров, позже З.А.Дерибин) для замены больших ПЛ пр.611. Решение ВМФ и МСП о разработке технического проекта принято в октябре 1954 г. Техническй проект ПЛ пр.641 представлен ЦКБ-18 в январе 1955 г. (утвержден в июле 1955 г. постановлением СМ СССР). Натурные макеты отсеков ПЛ изготовлены в июле 1955 г. В августе 1955 г. принято решение изменить глубину погружения ПЛ, что повлекло за собой изменение конструкции и существенное обновление оборудования. Головная ПЛ Б-94 заложена на заводе №196 ("Судомех", г.Ленинград) 3 октября 1957 г. Спущена на воду 28 декабря 1957 г. при 64% готовности, завершила испытания 15 декабря 1958 г. и вступила в строй ВМФ 25 декабря 1958 г. Всего построено 75 ПЛ разных модификаций пр.641 (изначально планировалась постройка 160 шт). Завод №196 ("Судомех", г.Ленинград) построил 46 ПЛ в период  с 1957 г. по 1967 г. Ново-Адмиралтейский завод (г.Ленинград) построил 16 ПЛ в период с 1966 по 1971 г.г. Ленинградское Адмиралтейское объединение построило 13 ПЛ с 1971 по 1983 г.г. Часть ПЛ строилась на экспорт по пр.И-641.  По умолчанию данные ПЛ пр.641.
 

ПЛ U01 "Запорiжжя" ВМС Украины после выхода с СРЗ №13, Севастополь, 20.03.2012 г. (http://vmsu.info).
Автор: DIMMI Создан: 31.05.2009 20:59:06 Комментариев: 38 Читать всю статью

пр.611 - ZULU

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
пр.611 ZULU-I (базовый проект с артиллерийским вооружением)
пр.611 ZULU-II (базовый проект без артиллерийского вооружения)
пр.611 ZULU-III (базовый проект с новой ГАС)
 
Большая дизель-электрическая подводная лодка ("Б"). Лодка разработана ЦКБ-18 (позже переименовано в ЦКБМТ "Рубин"), главный конструктор - С.А.Егоров. Предварительная разработка начата в 1943 г. Эскизный проект разработан в октябре 1947 г. и утвержден постановлением СМ СССР от 2 августа 1948 г. Разработка технического проекта начата в апреле 1948 г. с использованием технологий и технических решений германской ПЛ XXI серии в (закончен в декабре 1948 г.). Технический проект утвержден и принято решение о постройке ПЛ пр.611 постановлением СМ СССР от 28 января 1949 г. Натурный деревянный макет построен в августе 1949 г. Производство ПЛ развернуто на заводе №196 ("Судомех", г.Ленинград, построено 8 ПЛ в период с 1951 по 1955 г.г.) и на заводе №402 (г.Молотовск, позже - Северодвинск, 1954-1958 г.г., 18 ПЛ всех модификаций). Головная лодка проекта - Б-61 - заложена на заводе №196 10 января 1951 г. Испытания Б-61 закончены 31 декабря 1953 г. Для достройки ПЛ Б-61 передана на завод №890 (г.Таллин), куда перешла своим ходом в сложной ледовой обстановке. Всего в период 1951-1958 г.г. построено 26 ПЛ пр.611 всех модификаций. По умолчанию данные пр.611.
 

ПЛ пр.611 ZULU-II, Северный флот (http://militaryphotos.net). По данным из статьи А.В,Буриличева "Глубоководные технические средства" (источник)  на фото ПЛ-носитель подводных аппаратов "Архипелаг" и "Селигер" - БС-69. 
Автор: DIMMI Создан: 22.05.2009 19:01:43 Комментариев: 15 Читать всю статью

Р-3 / Р-3А (проект)

ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение)
Ракета Р-3 / 8А67
Ракета Р-3А
 
Проект баллистической ракеты большой дальности. Разработка проекта ракеты с дальностью действия 3000 км начата по Постановлению Совмина СССР от 14 апреля 1947 г. в НИИ-88 под общим руководством С.П.Королева. Для работ по проекту был образован Совет Главных конструкторов:
- ракета - С.П.Королев (НИИ-88);
- командные приборы - В.И.Кузнецов (созданный в 1947 г. НИИ-944);
- ЖРД - В.П.Глушко (ОКБ-456);
- наземное оборудование стартового комплекса - В.П.Бармин;
- автономная система управления - Н.А.Пилюгин;
- система радиокоррекции - М.А.Рязанский.

Эскизный проект ракеты состоял из трех разделов - по ракете Р-3 (отдел №3 С.П.Королева НИИ-88, ведущие конструкторы компоновки - К.Д.Бушуев и С.С.Крюков), по двигательной установке (ОКБ-456 В.П.Глушко на конкурсных началах с НИИ-1 МАП под руководством А.И.Полярного) и по системам управления и контроля (главные конструкторы Н.А.Пилюгин и М.С.Рязанский). В проработке было несколько вариантов ракет: БН - баллистическая нормальная (одноступенчатая), БС - баллистическая составная, КН - крылатая нормальная (одноступенчатая), КС - крылатая составная.

Эскизный проект варианта ракеты Р-3БН завершен в июне 1949 г. В ноябре-декабре 1949 г. состоялось обсуждение проекта на специализированных секциях научно-технического совета НИИ-88 и 7 декабря 1949 г. эскизный проект утвержден НТС НИИ-88. НТС было рекомендовано создание экспериментальной уменьшенной ракеты-модели Р-3А для проверки технических решений проекта Р-3. Было начато проектирование экспериментальной ракеты Р-3А на базе технических решений ракеты Р-2, летные испытания были назначены на октябрь 1951 г.

Изменения конструкции ракеты Р-3А позволяли рассчитывать на дальность полёта до 935 км при стартовой массе 23400 кг, тяге двигателя 40 т и массе сухой конструкции ракеты около 4 т. Проектные проработки показали, что, несколько усложнив задачу, можно получить качественно новый результат и, минуя экспериментальную стадию, сразу создать проект новой боевой ракеты - такой ракетой стала ракета 8А62 / Р-5 проектирование которой начато в 1950-1951 г.г.

Для работ по проекту Р-3 и другим проектам ракет дальнего действия 24 апреля 1950 г. вышло Постановление Совмина СССР о создании ОКБ-1 и назначении его начальником и главным конструктором С.П.Королева. В октябре 1951 г. Королев обратился к министру воороужений Д.Ф.Устинову с просьбой одобрить в принципе перевод проекта экспериментальной ракеты Р-3А в проект боевой ракеты с дальностью полета вдвое большей, чем у ракеты Р-2, присвоить ей индекс Р-5 и перенести начало ее летных испытаний на 1952 г. При этом был представлен эскизный проект ракеты с новой головной частью.


Ракеты НИИ-88 С.П.Королева - Р-1, Р-2, Р-3 и Р-5М
Автор: DIMMI Создан: 15.08.2010 23:28:05 Комментариев: 27 Читать всю статью

Ту-214Р

ДАННЫЕ НА 2016 г. (стандартное пополнение)
Ту-214Р / изделие 411


Самолет комплексной радиотехнической и оптической разведки. Разработан ОАО "Туполев" на базе гражданского самолета Ту-214. Производится ОАО "КАПО им.Горбунова" (г.Казань). Контракт на изготовление макета и двух самолетов Ту-214Р в рамках выполнения ОКР "Фракция-4" подписан с ГУ Генштаба Министерства обороны России 29 ноября 2002 г. Согласно контракту самолеты после проведения испытаний и доработок должны были быть переданы в эксплуатацию ВВС России до 15 ноября 2008 г. По состоянию на декабрь 2006 г. первый экземпляр находился в достройке на КАПО, а второй экземпляр достраивался пока как самолет-ретранслятор там же. Сдача первого самолета заказчику планировалась на 2007 г., но из-за неготовности БРЭО постройка самолетов значительно отставала от графика.

Первый полет головного самолета RA-64511 совершен 24 декабря 2009 г. Выполнил первый полет экипаж в составе: командир корабля А.И.Журавлев, второй пилот - С.Ю.Шеффер, бортинженер - Э.Б.Волков, штурман - Е.А.Кудрявцев, бортрадист - И.А.Никулин, инженер - В.Н.Филимошкин. В течение 2011 г. проходили летно-конструкторские испытания первого экземпляра Ту-214Р. По состоянию на май 2012 г. самолет с установленным комплексом оборудования находится на базе ЛИИ ВВС в Раменском и по неподтвержденным данным начал проходить программу Государственных испытаний.

В 2010 г. в цехе окончательной сборки КАПО второй экземпляр достраивался уже в качестве Ту-214Р для Министерства обороны России. По состоянию на апрель 2012 г. второй экземпляр находится там же пока без комплекса РЛС бокового обзора. Согласно годовому отчету КАПО за 2011 г. сдача самолетов ВВС планируется на 2013 и 2014 г.г. соответственно (в конце 2009 г. планировалось передать самолеты заказчику в 2011 г.). Самолет достроен к концу 2014 г. и первый полет совершил видимо в конце 2014 г.


Первое публичное фото Ту-214Р RA-64511, г.Казань, май 2012 г. (фото - Евгений Волков, http://russianplanes.net).
Автор: DIMMI Создан: 17.05.2012 22:06:57 Комментариев: 25 Читать всю статью

Д-11 / Р-31 / 3М-17 - SS-N-17 SNIPE

ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение)
Комплекс Д-11, ракета Р-31 / 3М-17 / РСМ-45 - SS-N-17 mod.1-2 SNIPE 


Баллистическая ракета для подводных лодок (БРПЛ). Разработана ЦКБ-7 / КБ "Арсенал" (г.Ленинград), главный конструктор - П.А.Тюрин (по Постановлению Совмина СССР №374-117 от 10 июня 1971 г.). 

КБ "Арсенал" после получения опыта работ по твердотопливной МБР 8К98 вышло с предложением о разработке твердотопливной БРПЛ для программы модернизации с целью замены на ПЛАРБ пр.667А ракет Р-27 комплекса Д-5. При проектировании использованы наработки по НИР Р-27МТ / 3М-70 комплекса Д-5МТ (проект ЦКБ-7 - конкурент проекта комплекса Д-5М СКБ-385, г.Миасс). Начало НИР по проработке вариантов модернизации пр.667А - 1965 г. Переоснащение модернизированными ракетами ПЛАРБ проекта 667А планировалось выполнить в ходе капитальных ремонтов подводных лодок.

Постановление Совмина СССР о разработке эскизного проекта комплекса Д-11 вышло в июне 1969 г. В феврале 1971 г. на НТС Минобщемаша и Минсудпрома принято решение о выборе для разработки и испытаний комплекса Д-11 с твердотопливной ракетой Р-31 / 3М-17. Предусматривалось увеличение дальности стрельбы, боеготовности и улучшение условий эксплуатации нового ракетного комплекса при гарантийном сроке с размещением на ПЛАРБ в 7 лет и с хранением на базе - 10 лет.

Постановление Совмина СССР о создании комплекса Д-11 для перевооружения ПЛАРБ пр.667А №374-117 вышло 10 июня 1971 г. Постановлением назначались - главным конструктором по комплексу вцелом - П.А.Тюрин, заместителями - по ракете - Ю.Ф.Валов, по двигательным установкам - А.Ф.Мадисон, по системам управления и телеметрии - В.Г.Волков, по наземному и стартовому оборудованию, системе амортизации ракеты - В.С.Петрикевич, по бросковым испытаниям и испытаниям на полигоне Капустин Яр - А.А.Запольский. В развитие Постановления вышел приказ Министерствва общего машиностроения (МОМ) №192 от 30.06.1971 г. Тактико-техническое задание на разработку комплекса и ракеты выдано заказчиком 10 августа 1971 г. Решением Комиссии Президиума Совмина СССР по военно-промышленным вопросам от 12.11.1971 №263 утверждены порядок и сроки разработки комплекса, а также состав исполнителей, а Решением от 24.10.1973 №251 назначена Государственная комиссия. Постановлением Правительства от 13.02.1973 №108-39 уточнены были состав исполнителей и сроки разработки комплекса.

При разработке комплекса Д-11 сложилась следующая кооперация предприятий:
- комплекс, ракета, РДТТ 1-й ступени и блока довыведения ББ - ЦКБ-7 / КБ "Арсенал" (г.Ленинград), главный конструктор - П.А.Тюрин
- бортовая и корабельная системы управления - НИИ Автоматики (Н.А.Семихатов)
- гироскопические приборы - НИИ командных приборов (В.П.Арефьев)
- корабельная цифровая вычислительная система - ЦНИИ "Агат" (Я.А.Хетагуров)
- РДТТ 2-й ступени и ПАД - пермское КБ машиностроения / СКБ-172 (ныне НПО "Искра"), главный конструктор - Л.Н.Лавров
- заряды твердого топлива маршевых ступеней - НПО "Алтай" (г.Бийск)
- боевой блок - НИИ-1011 (ныне ВНИИТФ), ведущий конструктор - И.В.Просветов
- наземное оборудование и средства погрузки - КБ транспортного машиностроения (В.Н.Соловьев)
- корабельные системы обслуживания и размещение комплекса на ПЛАРБ пр.667АМ - ЛПМБ "Рубин", главный конструктор пр.667АМ О.Я.Марголин


Ракета Р-31 / 3М-17 / SS-N-17 SNIPE в сборочном цехе
Автор: DIMMI Создан: 21.10.2010 21:32:03 Комментариев: 60 Читать всю статью

Р-7 / 8К71, Р-7А / 8К74 - SS-6 SAPWOOD

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
Ракета Р-7 / 8К71 - SS-6 SAPWOOD
Ракета Р-7А / 8К74 - SS-6 SAPWOOD


Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) / ракета-носитель ИСЗ. Разработка ракеты велась ОКБ-1 под руководством генерального конструктора Сергея Павловича Королева, ведущий конструктор - Д.И.Козлов. 16.12.1949 г. НИИ-88 (С.П.Королев) заказывает в НИИ-4 НИР «Исследование возможности и целесообразности создания составных ракет дальнего действия типа «пакет». НИР выполнялась группой М.К.Тихонравова и была завершена в 1950 г. 4 декабря 1950 г. Постановлением Совмина СССР начата комплексная поисковая НИР «Исследование перспектив создания баллистических ракет дальнего действия (БРДД) различных типов с дальностью 5-10 тыс. км и массой боевой части 1...10 тонн». В НИР участвовали ОКБ-1, ОКБ-456 (В.П.Глушко), НИИ-885 (М.С.Рязанский, Н.А.Пилюгин), НИИ-3, НИИ-4 (А.И.Соколов), ЦИАМ, ЦАГИ (А.А.Дородницын, В.В.Струминский), НИИ-6 (Воротов), НИИ-125 (Б.П.Жуков), НИИ-137 (Костров) и НИИ-504 (Карпов), НИИ-10 (В.И.Кузнецов) и НИИ-49, математический институт им. Стеклова А.Н. В результате выполнения этой НИР была доказана принципиальная возможность создания составных БРДД, работающих на керосине и жидком кислороде, с массой полезной нагрузки 3…5 тонн. В 1951 г. НИИ-4 направило в ОКБ-1 проект экспериментальной ракеты выполненной по пакетной схеме, способной осуществить запуск ИСЗ (ист. - Гудилин).

После испытания в 1953 г. термоядерного заряда РДС-6С, являющегося реализацией идей А.Д.Сахарова (КБ-11), Правительством в 1953-1954 г.г. был поднят вопрос создания заряда такого типа для баллистической ракеты и разработки межконтинентальной ракеты-носителя. Постановлением Совмина СССР от 13 февраля 1953 г. в рамках НИР тема Т-I "Теоретические и экспериментальные исследования по созданию двухступенчатой баллистической ракеты с дальностью полёта 7000-8000 км" ОКБ-1 предписывалось разработать эскизный проект двухступенчатой баллистической ракеты массой 170 тонн с отделяющейся головной частью массой 3000 кг с дальностью действия 8000 км. В октябре 1953 г. проектное задание изменяется - масса боевого заряда увеличивается до 3000 кг (общая масса головной части ракеты - до 5500 кг, расчетная дальность уменьшается до 5500 км) при сохранении дальности полета. В январе 1954 г. состоялось совещание главных конструкторов С.П. Королева, В.П. Бармина, В.П. Глушко, Б.М. Коноплева, В.И. Кузнецова, Н.А. Пилюгина с участием М.И. Борисенко, К.Д. Бушуева, С.С. Крюкова и В.П. Мишина, на котором обсуждался вопрос о дальнейших работах по ракете в связи с увеличением массы головной части. На совещании было принято решение об использовании унифицированного двигателя сравнительно небольших размеров для всех блоков, ограничении габаритов блоков, допускающих их транспортирование железнодорожным транспортом. Из-за условий эксплуатации пришлось создавать стационарное наземное оборудование с нетрадиционным способом подвески ракеты на специальных отбрасываемых фермах, что позволило не нагружать нижнюю часть ракеты при стоянке и уменьшить ее массу (ист. - Гудилин).

20 мая 1954 г. Совмин СССР принял Постановление о разработке, изготовлении и испытаниях двухступенчатой МБР 8К71, выполненной по пакетной схеме с дальностью действия 8000 км (ист. - Кудряшов). 28 июня 1954 г. принято Постановление Совмина СССР «О плане НИР по специальным изделиям», в котором уточнены содержание, порядок и сроки работ по ракете Р-7. 6 июля 1954 г. был издан Приказ Министра оборонной промышленности СССР о начале работ по проекту создания ракеты.

24 июля 1954 г. ОКБ-1 завершена разработка эскизного проекта МБР 8К71, который был одобрен в конце июля 1954 г. межведомственной комиссией во главе с М.В.Келдышем и 20 ноября 1954 г. одобрен Совмином СССР (ист. - Гудилин). В августе 1954 г. ОКБ-1 выдает смежникам техническое задание на разработку систем и агрегатов ракеты 8К71 (ист.). Теоретический чертеж ракеты Р-7 С.П. Королев утвердил 11 марта 1955 г., а 25 июля 1956 г. были подписаны материалы уточненного эскизного проекта. Разработка конструкторской документации на ракету Р-7 началась еще в 1953 г. (ист.).

Технический проект ракеты Р-7 должен быть представлен в 1-м квартале 1956 г., полигон для испытаний ракеты должен быть подготовлен не позднее апреля 1956 г. , плановый срок начала пристрелочных и зачетных испытаний назначался на 2-й квартал 1957 г. Первый пуск ракеты Р-7 планировалось провести в конце 1956 г. (докладная записка в Президиум ЦК КПСС от 03.02.1956 г. источник).


Ракета Р-7 / 8К71 на стартовом столе на полигоне Байконур, 1957 г. (http://www.energia.ru,обработано).
Автор: DIMMI Создан: 24.06.2013 09:55:39 Комментариев: 16 Читать всю статью

Р-12 / Р-12У - SS-4 SANDAL

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
Ракета Р-12 / 8А63 / 8К63 - SS-4 SANDAL
Ракета Р-12У "Двина" / 8К63У
- SS-4 SANDAL

Баллистическая ракета средней дальности. Работа по проектированию ракет на высококипяших компонентах (т.е. жидких при температуре эксплуатации) со сроком хранения в заправленном положении до 1 месяца начата в НИИ-88 по теме НИР Н2 по постановлению Совмина СССР от 4 декабря 1950 г. под общим руководством С.П.Королева. По теме Н2 проводились исследования возможности использования для ракет дальнего действия высококипящих компонентов топлива, в частности азотной кислоты и керосина. С использованием наработок НИИ-88 в инициативном порядке в СКБ-586 под руководством В.С.Будника начата проработка проекта ракеты на высококипящих компонентах в конце 1952 г. Проектирование ракеты велось под использование оснастки, с использованием наработок по ракете Р-5М и практически в её габаритах. В основе работ лежало два постулата: ракета должна иметь автономную систему управления без радиокоррекции и должна длительное время находиться полностью боеготовой в заправленном состоянии. ГАУ Министерства обороны СССР поддержало инициативную разработку.

Постановление Совмина СССР №442-212 от 13 февраля 1953 г. поручало создание ракеты 8А63 СКБ-586. Приказ министра вооружений СССР № 134 о начале работ вышел 20 февраля 1953 г. Тактико-технические требования на ракету 8А63 получены в КБ 14 апреля 1953 г. До 25 декабря 1953 г. защищен эскизный проект ракеты и начато изготовление отдельную её узлов, но финансирование работ СКБ-586 по новой ракете в 1953 г. не осуществлялось. Смежниками СКБ-586 стали: по двигателю - ОКБ-456 (Глушко), по системам управления - НИИ-885 (Пилюгин), по гироскопическим приборам - НИИ-10 (Кузнецов), по стартовой позиции - ГСКБ "Спецмаш" (Бармин).

Отдельная благодарность ABL22 (http://militaryrussia.ru/forum) за помощь в работе над материалом.



Подготовка к пуску с пускового стола ракеты Р-12 (фото - Министерство обороны РФ).

Автор: DIMMI Создан: 30.07.2010 02:02:04 Комментариев: 71 Читать всю статью

Каталог военной техники:



Наши партнеры:






free counters

Последние комментарии

.
Rishat 2024-07-21 18:29
.
Rishat 2024-07-21 18:27
.
Rishat 2024-07-21 18:25
.
Rishat 2024-07-21 15:27
.
Rishat 2024-07-21 15:24
Никто Wrote:Надо поехать забрать обратно!Миша Михаил Димон 13 спасибо. Забирать не будем
Rishat 2024-07-20 00:12
Надо поехать забрать обратно!
Anonymous 2024-07-17 22:37
В свое время тема была перетерта довольно плотно. Это ТПА 15Т116 с ракетой 15Ж57...
Случайный 2024-07-16 16:12
Это у нас что ?
oldstaryi 2024-07-14 21:48
.
Rishat 2024-07-14 14:31