MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.) | Статьи

РДС-27 / изделие 27Н

ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение)
РДС-27 / изделие 27Н


Водородная бомба средней мощности с зарядом типа "слойка", развитие РДС-6с. Разработка заряда велась КБ-11 параллельно работам над новым типом заряда - РДС-37 - в качестве страховочного наряду с зарядом РДС-7. Разработка велась под руководством А.Д. Сахарова, Ю.А. Романова (с участием М.П. Шумаева) и под общим руководством Ю.Б.Харитона (источник). На заседании НТС КБ-11 24-25 декабря 1954 г. отмечалась необходимость завершения разработки изделия в габаритах РДС-6с в 1955 г. с использованием урана-235. В январе 1955 г. разработка бестириевой бомбы РДС-27 включена в план работ КБ-11 на 1955 г. В феврале 1955 г. определяется перечень потенциальных носителей заряда РДС-27 и на ноябрь-декабрь 1955 г. планируется испытание бомбы с самолета-носителя. В сентябре 1955 г. окончательно принято решение применить в заряде двойное инициирование - нейтронный запал (НЗ) и импульсный нейтронный источник (ИНИ).

Испытания бомбы проведены на Семипалатинском полигоне (опытное поле П-3) 6 ноября 1955 г. Бомба была сброшена с самолета и взрыв был произведен на высоте 1000 м. Мощность взрыва составила 250 кт тротилового эквивалента. Судя по всему испытание было проведено без ИНИ - только с нейтронным запалом.

После проведения испытаний бомбы с зарядом РДС-27 было принято решение в 1956 г. начать его серийное производство - 5 января 1956 г. принято Постановление Совмина СССР № 46-31сс о результатах испытания изделий РДС-27 и РДС-37, серийном производстве изделия РДС-27, разработке и изготовлении изделий на принципе атомного обжатия (источник). Было начато серийное производство бомбы 27Н с зарядом РДС-27 (ист. - Атомная эра).

Авиабомба 27Н с зарядом РДС-27 стала первой серийной термоядерной авиабомбой.


Бомба 27Н с зарядом РДС-27 перед испытаниям 6 ноября 1955 г. (кадр кинохроники).
Автор: DIMMI Создан: 16.03.2014 01:48:26 Комментариев: 1 Читать всю статью

пр.1144 / 11442 Орлан - KIROV

ДАННЫЕ НА 2025 г. (стандартное пополнение)
пр.1144 "Орлан" - Balcom-I / KIROV
"Киров"
пр.11442
"Фрунзе"
"Калинин"
"Пётр Великий"
пр.11442М
"Адмирал Нахимов"


Тяжелый атомный ракетный крейсер (ТАРКР). В 1964 г. в СССР начаты исследования возможности строительства крупного военного надводного противолодочного корабля с атомной силовой установкой. Основная задача - уничтожение ПЛАРБ вероятного противника в районах их боевого дежурства. В результате исследований ЦКБ промышленности было выработано техзадание на разработку проекта большого противолодочного корабля с АЭУ водоизмещением 8000 тонн. Разработка проекта "Орлан" была поручена Ленинградскому Северному проектно-конструкторскому бюро. Главный конструктор и руководитель - Б.И.Купенский (до мая 1982 г.), с мая 1982 г. - В.А.Перевалов. Главный наблюдающий за проектированием и строительством корабля от ВМФ СССР - капитан 1 ранга А.А.Савин. Проект корабля с самого начала непосредственно курировал Главком ВМФ СССР С.Г.Горшков.

В процессе проектирования корабль было предложено оснастить эшелонированными средствами ПВО, а позже и ударным противокорабельным ракетным комплексом, ориентированным на применение против авианосной группы вероятного противника. В связи с ростом водоизмещения и универсализацией возможного назначения корабля было принято решение классифицировать его как "тяжелый автомный ракетный крейсер". Техническое проектирование корабля завершено в 1972 г. Закладка головного корабля состоялась на Балтийском ССЗ в Ленинграде 26.03.1974 г. По данным космической разведки в США крейсер получил наименование Balcom-I (Baltic Combatant). На головном корабле - крейсере "Киров" - установлены 100-мм артиллерийские установки из-за неготовности 130-мм установки.


Крейсер пр.11442М "Адмирал Нахимов" у достроечной набережной ПО "Севмаш", публикация 18.11.2024 г. 
(фото Олега Кулешова, https://t.me/navyphotos)
Автор: DIMMI Создан: 10.11.2012 07:57:09 Комментариев: 18 Читать всю статью

2К1 Марс - FROG-2

ДАННЫЕ НА 2025 г. (стандартное пополнение)
Комплекс 2К1 "Марс", ракета 3Р1 "Сова" - FROG-2
 
Тактический ракетный комплекс / тяжелая реактивная система. Комплекс и ракета разрабатывались НИИ-1 (с 1967 г. - Московский Институт Теплотехники), главный конструктор Н.П.Мазуров. НИР по дальнобойной пороховой ракете велись в 1948-1951 г.г. Техническое задание на проектирование по теме "тактические ракеты с дальностью стрельбы до 50 км" выдано в 1953 г. Постановлением Совмина СССР № 1745-793 от 26 августа 1954 г. НИИ-1 было поручено на базе двигательной установки дальнобойного реактивного снаряда разработать ракету, способную доставить атомный заряд типа РДС-4 на дальность до 20 км. При этом характеристики точности должны были находиться в пределах 1/100 отклонение по дальности и 1/90 бокового отклонения (в долях от дальности действия).

Уже отработанный пороховой двигатель позвол НИИ-1 (с 1954 г. в подчинении 6 ГУ МОП) приступить к ОКР по созданию ракеты с надкалиберной боевой частью диаметром 600 мм под ядерный заряд. Это позволило создать задел для работы над снарядом 3Р1 для комплекса «Марс». В период с 21 августа по 10 октября 1954 г. на полигоне  Капустин Яр были проведены первые испытания 10 неуправляемых ракет в инертном снаряжении, которые показали возможность достижения требуемых характеристик.

Предварительные расчеты по использованию заряда РДС-4М в ракете ЗР1 показали, что атомный заряд слишком тяжелый. В результате работы по ракете ЗР1 «Марс» были приостановлены и атомный заряд РДС-4М конструкции Ю.Б. Харитона, Н.Л. Духова, Е.А. Негина был адаптирован под тяжелую пороховую ракету ПР-850 калибра 650 мм. Для оснащения ракеты 3Р1 «Марс» было предложено использовать менее габаритный ядерный заряд имплозивного типа РДС-9 разработанный в КБ-11 для торпеды Т-5 калибра 533 мм под руководством Ю.Б. Харитона, Н.Л. Духова, Е.А. Негина и Е.И. Забабахина.

По Постановлению Совмина СССР №3-2 от 2 января 1956 г. начаты работы по созданию тяжелой реактивной системы 2П1 "Марс". Постановлением были заданы тактико-технические требования №007100 к ракетному комплексу. СКБ-3 ЦНИИ-58 (главный конструктор В.Г.Грабин) начато проектирование пусковых установок комплекса. Проект установок принят комиссией ГАУ 5 апреля 1956 г. под требования №007100. В июне 1956 г. разработаный технический проект комплекса рассмотрен и принят артиллерийским комитетом ГАУ. 
 

Пусковая установка 2П2 комплекса "Марс" с ракетой 3Р1 с ядерной боевой частью в музее артиллерии в Санкт-Петербурге
Автор: DIMMI Создан: 04.04.2009 09:29:44 Комментариев: 8 Читать всю статью

РДС-6с / изделие 501-6

ДАННЫЕ НА 2025 г. (стандартное пополнение)
РДС-6
РДС-6т
РДС-6с / изделие 501-6


Первый в мире боевой термоядерный заряд / бомба с термоядерным зарядом. Разработан КБ-11 (ныне - ВНИИЭФ, г.Саров), начальники теоретических секторов разработки - Я.Б.Зельдович (РДС-6т) и А.Д.Сахаров (РДС-6с), главный конструктор и научный руководитель КБ-11 - Ю.Б.Харитон.

В 1945 г. И.В.Курчатов по каналам разведки получил информацию об исследованиях по термоядерной проблеме, ведущихся в США, которые были начаты в 1942 г. по инициативе Эдварда Теллера. Его идеи обсуждались с ведущими участниками «Манхэттенского проекта» и сложились в целостную концепцию к концу 1945 г. По данной концепции водородная бомба называлась «Классическим супером» (или просто Super). По заданию И.В.Курчатова в декабре 1945 г. группа советских физиков под руководством Ю.Б.Харитона выполнила предварительный анализ возможностей создания термоядерного оружия. О результатах этой работы 17 декабря 1945 г. Я.Б.Зельдович доложил техническому совету при Спецкомитете. Далее группа из Института Химфизики АН СССР (Я.Б.Зельдович, А.С.Компанеец и С.П.Дьяков) начала исследования одного из возможных вариантов развития термоядерной реакции. Этот вариант (РДС-6т, «труба») был выбран на основе данных разведки. Поступающая информация о «сверхбомбе» не могла не вызвать серьёзную озабоченность у руководства СССР (ист. - Веселовский).

С 1946 г. группа Я.Б.Зельдовича (А.С.Компанеец и С.П.Дьяков) из Института химической физики проводила расчеты термоядерной детонации дейтерия. 23 апреля 1948 г. Л.П.Берия поручил Б.Л.Ванникову, И.В.Курчатову и Ю.Б.Харитону проанализировать материалы разведки по системе Фукса-фон Неймана, переданные Клаусом Фуксом. Заключение по материалам было представлено 5 мая 1948 г. Постановлением Совмина СССР от 10.06.1948 г. было задано создание атомных бомб РДС-2, РДС-3, РДС-4, РДС-5 и водородной бомбы РДС-6 (ист. - Андрюшин). 8 февраля 1948 г. было принято Постановление СМ СССР «О работе КБ-11», в котором предусматривалось командирование Я.Б.Зельдовича на «объект». Появление информации от К.Фукса заставило форсировать эти работы (ист. - Веселовский).

На основе экспертизы Б.Л.Ванникова, И.В.Курчатова и Ю.Б.Харитона И.В.Сталин утвердил 10 июня 1948 г. мероприятия, призванные в течение года дать заключение о реальности создания водородной бомбы. В Физическом институте им. П.Н.Лебедева АН СССР была создана группа теоретиков под руководством И.Е.Тамма, куда вошли А.Д.Сахаров, В.Л.Гинзбург, Ю.А.Романов, С.З.Беленький и Е.С.Фрадкин (ист. - Веселовский). Осенью 1948 г. А.Д. Сахаров независимо от Эдварда Теллера приходит к идее гетерогенной схемы с чередующимися слоями из дейтерия и U-238 («слойка»). Лежащий в ее основе принцип ионизационного сжатия термоядерного горючего называют “сахаризацией” (“первая идея”). В конце 1948 г. В.Л.Гинзбург предложил использовать в качестве термоядерного горючего дейтирид лития 6 ("вторая идея"). По указанию Б.Л. Ванникова 8 мая 1949 г. Ю.Б.Харитон подготовил заключение, отметив, что основная идея предложения А.Д.Сахарова «чрезвычайно остроумна и физически наглядна» и поддержал работы по «слойке» (ист. - Андрюшин И.А., Илькаев Р.И....).

26 февраля 1950 г. вышло Постановление Совмина СССР №827-303сс/оп "О работах по созданию РДС-6" (ист. - Гончаров Г.А...). Которое обязывало Первое главное управление (ПГУ), Лабораторию № 2 АН СССР и КБ-11 провести расчетно-теоретические, экспериментальные и конструкторские работы по созданию изделия РДС-6с («Слойка») и РДС-6т («Труба»). В первую очередь должно было быть создано изделие РДС-6с с тротиловым эквивалентом 1 млн т. и с массой до 5 т. Постановление предусматривало использование трития не только в конструкции РДС-6т, но и в конструкции РДС-6с. Был установлен срок изготовления 1-го экземпляра изделия РДС-6с - 1954 г. Научным руководителем работ по созданию изделий РДС-6с и РДС-6т был назначен Ю.Б. Харитон, его заместителями И.Е.Тамм (РДС-6с) и Я.Б.Зельдович (РДС-6т). В части, касающейся РДС-6с, постановление обязывало изготовить к 1 мая 1952 года модель изделия РДС-6с с малым количеством трития и провести в июне 1952 года полигонное испытание этой модели для проверки и уточнения теоретических и экспериментальных основ РДС-6с. К октябрю 1952 года должны были быть представлены предложения по конструкции полномасштабного изделия РДС-6с. Постановление предписывало создать в КБ-11 расчетно-теоретическую группу для работ по РДС-6с под руководством И.Е.Тамма (ист. - Андрюшин И.А., Илькаев Р.И....).

В тот же день вышло и Постановление Совмина СССР № 828-304 «Об организации производства трития». Вскоре были приняты Постановления Совмина СССР об организации производства дейтерида лития-6 и строительство специализированного реактора по наработке трития (ист. - Андрюшин И.А., Илькаев Р.И....). 


Бомба 501-6 с зарядом РДС-6с в Музее РФЯЦ-ВНИИЭФ, г.Саров (http://wsyachina.narod.ru/).
Автор: DIMMI Создан: 12.03.2014 23:57:52 Комментариев: 11 Читать всю статью

Д-30 / Р-30 / 3М-30 Булава - SS-N-32 (2)

ДАННЫЕ НА 2025 г. (стандартное пополнение v2)
Комплекс Д-30 / 3К-30 / Б-30 "Булава-М", ракета Р-30 / 3М-30 / РСМ-56 "Булава" / "Булава-30" - SS-NX-32 / SS-N-32


Баллистическая ракета для подводных лодок (БРПЛ) межконтинентальной дальности. Разработана Московским Институтом Теплотехники (МИТ), главный конструктор - Ю.С.Соломонов (с 20.09.2010 г. - А.П.Сухадольский). По западным данным эскизное проектирование ракеты начато в 1992 г. При создании новой БРПЛ в МИТ использованы наработки по проекту МБР 15Ж59 "Курьер" (дальность 9500 км, масса 16 т) с использованием нового типа смесевого топлива для РДТТ. Согласно первоначальным планам, масса БРПЛ должна была составить 26-28 тонн. Позже, по тем же причинам, по которым был изменен проект 2-й и 3-й ступеней БРПЛ "Барк" массо-габаритные характеристики ракеты были изменены (ист.- генерал-полковник А.Ситнов "Булава"...). Решение об изменении проекта вызвано прекращением производства топлива на Украине (перепрофилирование на выпуск бытовой химии).

В ноябре 1997 г., после третьего неудачного старта БРПЛ "Барк", министрами правительства России Я.Уринсоном и И.Сергеевым (бывший командующий РВСН) в письме премьер-министру В.Черномырдину поставлен вопрос о передаче проектирования основной БРПЛ ВМФ в Московский Институт Теплотехники. В ноябре и декабре 1997 г. работали две Межведомственные комиссии, созданные по приказу Министра обороны России, для изучения неудач испытаний БРПЛ "Барк". В состав комиссии входили представители МИТ, Управления вооружений МО России и РВСН. Второй Межведомственной комиссией было рекомендовано продолжить испытания ракеты с принятием на вооружение двух ПЛАРБ пр.941У, но представители Управления вооружений и РВСН предлагали прекратить разработку БРПЛ. Основные причины:
- разработка максимально унифицированной межвидовой малогабаритной ракеты для РВСН ("Тополь-М") и ВМФ "Булава";
- разнесение по годам пиков финансирования перевооружения РВСН и ВМФ ("Тополь-М" и "Булава");
- экономия средств;

В начале 1998 г. выводы комиссии одобрены Военно-техническим советом МО России. В январе 1998 г. вопрос рассмотрен комиссией созданной распоряжением Президента России. Осенью 1998 г. по предложению главкома ВМФ В.Куроедова Советом Безопасности России тема "Барк" официально закрыта и после проведения конкурса под эгидой "Роскосмоса"  (участники - МИТ и ГРЦ им.Макеева с проектом "Булава-45" главного конструктора Каверина Ю.А.) начато проектирование БРПЛ "Булава" в МИТе. В то же время начато перепроектирование под ракету "Булава" ПЛАРБ пр.955. Одновременно контроль за разработкой БРПЛ был возложен на 4-й ЦНИИ МО России (руководитель - В.Дворкин), который ранее занимался контролем создания МБР, а "морской" 28-й ЦНИИ МО России был отстранен от работ по БРПЛ.

Кооперация предприятий, которые вели создание ракетного комплекса Д-30 "Булава":
- МИТ - головной по комплексу и по ракете 3М-30 "Булава"
- Воткинский машиностроительный завод - серийное производство ракет
- ВНИИТФ - унифицированные боевые блоки боевого оснащения БРПЛ
- МИТ и НПО "Искра" - разработка РДТТ маршевых ступеней
- ФГУП "ФНПЦ "Алтай" (г.Бийск") совместно с ФГУП ФЦДТ "Союз" - разработка топлива для всех РДТТ
- НПО Автоматики им.акад.Н.А.Семихатова - система управления
- ГРЦ им.Макеева - корабельный боевой стартовый комплекс (КБСК)
- КБСМ - пусковая установка
- КБ "Мотор" и ЦКБ "Титан" - арсенальное и прочее наземное оборудование


Погрузка ракеты 3М-30 "Булава" на сборочно-снаряжательной базе Воткинского машиностроительного завода, публикация апрель 2016 г. (источник).
Автор: DIMMI Создан: 18.06.2016 22:44:42 Комментариев: 3 Читать всю статью

Р-36-О / 8К69 - SS-9 mod.3 SCARP FOBS

ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение)
Комплекс 8П769, ракета Р-36-О / 8К69 - SS-9 mod.3 SCARP FOBS


Глобальная межконтинентальная баллистическая ракета (МБР). Ракета разработана ОКБ-586 (с 1966 г. - КБ "Южное", г.Днепропетровск, генеральный конструктор - М.К.Янгель), главный конструктор - М.И.Галась. Разработка орбитального ракеты была задана Постановлением Совмина СССР №346-160ссов “О важнейших разработках межконтинентальных баллистических и глобальных ракет и носителей тяжелых космических объектов” от 16 апреля 1962 г. Постановление давало старт разработке трех вариантов ракеты: межконтинентальному, орбитальному и космическому. Испытания орбитального варианта ракеты планировалось начать в 3-м кв. 1964 года (ист. - Горбулин). Решения апрельского Постановления были конкретизированы в Постановлении Совмина СССР №1021-436сс от 12.05.1962 г., которым задавалась разработка орбитальных ракет сразу в трех КБ - 8К69 ОКБ-586, ГР-1 / 8К713 ОКБ-1 и 8К83 / УР-200 ОКБ-52.


Глобальная МБР на Западе получила наименование FOBS - Fractional Orbital Bombardment System - "частично орбитальная бомбардировочная (ударная) система". Основные преимущества такого типа ракеты перед обычной МБР:
- неограниченная дальность действия;
- возможность поражения цели разными ракетами, но одновременно с разных направлений (например, через Северный и Южный полюса);
- меньшее время полета до цели по кратчайшему направлению, чем у обычной МБР;
- невозможность прогнозирования района падения боеголовки пока она находится на орбитальном участке полета;
- удовлетворительная точность при максимальных дальностях.

Создание ракеты и орбитальной ступени вело ОКБ-586, двигательная установка для орбитального блока создавалась ОКБ-456 главного конструктора В.П.Глушко, система управления - НИИ-692 ("Хартрон") главного конструктора В.Г.Сергеева, командные приборы - НИИ-944 главного конструктора В.И.Кузнецова, боевой стартовый комплекс - ЦКБ-34 главного конструктора Е.Г.Рудяка. Эскизный проект Р-36-О разработан в декабре 1962 г. 

В начале 1965 г. было принято решение о разработке в качестве орбитальной ракеты только ракеты 9К69 ОКБ-586. КБ С.П.Королева прекратило разработку ГР-1 / 8К713. Ракеты КБ В.Н.Челомея УР-200 (8К81) и УР-200А (8К83) были сняты с производства.

Первоначально ампулизация ракеты не предусматривалась, но 12 января 1965 года вышел приказ ГКОТ "О развертывании работ по ампулизации ракет Р-36 и Р-36-О", которым задавались работы по доработке МБР для долговременного нахождения в заправленном ампулизированном состоянии на боевом дежурстве - первоначальный гарантированный срок хранения заправленной ракеты составлял 5 лет. Позже этот срок был увеличен до 7,5 лет.

Подготовка к пуску ракеты Р-36-О / 8К69 со стартового стола на полигоне Байконур, 1965-1966 г.г. Антенны телеметрического оборудования на головной части позже были убраны (Стратегические ракетные комплексы наземного базирования. М., "Военный парад", 2007 г.)
Автор: DIMMI Создан: 20.03.2022 10:38:23 Комментариев: 1 Читать всю статью

МР УР-100 / 15А15 / МР УР-100УТТХ / 15А16 - SS-17 SPANKER

ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение)
Комплекс 15П015, ракета МР УР-100 / 15А15 / РС-16А - SS-17 mod.1/2 SPANKER
Комплекс 15П016, ракета МР УР-100УТТХ / 15А16 / РС-16Б - SS-17 mod.3 SPANKER


Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) третьего поколения. Ракета разработана КБ "Южное" (г.Днепропетровск). Старт разработке дан решением Совета обороны СССР от 27.08.1969 г. которым задавалось создание в КБ комплекса я тяжелой МБР 15А14 / Р-36М с установкой в упрочненные ШПУ ОС-67, комплекса с легкой МБР 15А15 / МР УР-100 с установкой в упрочненные ШПУ ОС-84 и боевого железнодорожного ракетного комплекса с МБР. Решение о начале работ принято в ходе визита в КБ "Южное" председателя ВПК при Совмине СССР Л.В.Смирнова в апреле 1970 г. Постановлением Совмина СССР N 682-218 от 19 августа 1970 г. давался старт полномасштабной разработке легкой МБР. Разработка предлагалась на конкурсной основе двум КБ - КБ "Южное" и КБ Машиностроения. Была поставлена задача разработать проекты модернизации массового ракетного комплекса с МБР УР-100 разработки КБ машиностроения (ОКБ-52). По этому Постановлению новая ракета должна была выйти на испытания в 1973 г.

Эскизный проект МБР МР УР-100 (видимо расшифровывается как "Модернизация Ракеты УР-100") выпущен в сентябре 1970 г. Предполагалось использование ШПУ от МБР УР-100 и, соответственно, это ограничение сказалось на конструкции ракеты. Одновременно с разработкой комплекса с ракетой 15А15 в КБ "Южное" шли работы по модернизированному варианту тяжелой МБР 15А14 (Р-36М), которая несколько опережала по времени новую легкую МБР. Это позволило использовать часть наработок по проекту 15А14 в ракете 15А15 - у обоих ракет реализовывались минометный старт, применение РГЧ ИН, единый унифицированный боевой блок, близкие схемы РДТТ ступени разведения боевых блоков, а также новая система управления с применением БЦВМ.

Разработка велась следующей кооперацией предприятий:
- комплекс вцелом и ракета - КБ "Южное" (ведущий конструктор - М.И.Галась, позже - С.И.Ус)
- изготовление ракет для экспериментальной отработки и последующей серии - НПО "Южмаш"
- шахтная пусковая установка - КБ-4 КБСМ (главный конструктор - Б.Г.бочков, с 1970 г. - А.Ф.Уткин)
- командный пункт ракетного комплекса - ЦКБТМ МОМ (главный конструктор - Е.Г.Рудяк, с 1970 г. - В.С.Степанов)
- автоматизированная система боевого управления и связи - ОКБ Ленинградского политехнического института (главный конструктор - Т.Н.ССоколов)
- система внутреннего электроснабжения - ГОКБ Московского завода "Прожектор" (главный конструктор - В.А.Окунев)
- агрегаты для транспортировки ракеты - ЦКБТМ МТМ (главный конструктор - Л.Д.Новиков)
- средства прицеливания - ЦКБ "Арсенал" (главный конструктор - С.П.Парняков)
- маршевые двигателеи обоих ступеней - ОКБ-456

- система управления ракетой и наземная проверочно-пусковая аппаратура - НИИ-692 ("Хартрон")
- система радиокоррекции - НИИ-885
- командные гироприборы - НИИ-944 под руководством В.И. Кузнецова (ныне НИИПМ им. академика В.И. Кузнецова)
- специальные заряды и автоматика головных частей - КБ-11 (ВНИИЭФ) 
- комплекс средств преодоления ПРО - ОКБ-586
- система заправки ракетного комплекса - КБТХМ
- система боевого управления - НИИАП


МБР 15А15 / МР УР-100 - SS-17 mod.1 SPANKER в транспортно-пусковом контейнере. Памятник в Днепропетровске (https://rvsn.ruzhany.info/).

Автор: DIMMI Создан: 24.03.2022 21:07:51 Комментариев: 30 Читать всю статью

РН202 / изделие 202

ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение)
РН202 / 02Н / изделие 202
 / изделие 02


Термоядерная бомба с зарядом двухступенчатого типа с ядерным обжатием по типу РДС-37 сверхвысокой мощности / "бомба большой мощности". После успешного испытания термоядерного заряда РДС-37  возникло несколько предложений по созданию зарядов большой мощности. Работы по ним ускорялись в том числе данными об испытаниях 10-мегатонных термоядерных зарядов в США. В 1955 г. по решению Правительства был создан второй ядерный центр - НИИ-1011 (ныне РФЯЦ-ВНИИТФ) в Челябинске-70 (ныне г. Снежинск), куда была переведена треть сотрудников КБ-11. Тематика работ была идентичной. Новый ядерный центр инициативно предложил проект разработки супербомбы мощностью в 30 Мт (такой мощностью обладало первое термоядерное устройство «Майкл» США, испытанное в 1952 г. на атолле Бикини).

16 декабря 1955 г. в докладной записке Васильева, Щелкина, Забабахина и Гречишникова министру среднего машиностроения о разработке и испытании изделия большой мощности предлагалось произвести летом 1956 г. испытание изделия разработки НИИ-1011 с использованием самолета-носителя М-4. Предлагалось несколько вариантов изделия - в виде бомбы, а также с виде снаряженного изделием самолета М-4, который перед взрывом будет покидать экипаж. Т.к. системы автопилотирования не обеспечивали необходимой точности, а также не было гарантии успешного приземления экипажа в районе полигона Новая Земля от варианта снаряженного изделием самолета отказались. Предполагалось, что вес опытного изделия составит 24-26 тонн при диаметре 2.1 м. Мощность изделия оценивалась в 15-25 Мт. 

28 декабря 1955 г. в Президиум ЦК КПСС была направлена записка Завенягина, Жукова, Курчатова и Зернова в которой предлагалось создание заряда большой мощности с использованием принципа атомного обжания (РДС-37) массой 20-26 тонн и мощностью 20-30 Мт. Заряд предлагалось создать к 3-му кварталу 1956 г. и испытать сбросом с самолета М-4 на полигоне на Новой Земле. Для производства заряда предлагалось использовать литий, выпущенный промышленностью для других бомб в течение 1-3 кв. 1956 г. с последующей компенсаций в следующие 3 квартала. Для бомбы предлагалось создать специальный парашют.

Постановлением Совмина СССР №46-31сс "О результатах испытаний изделий РДС-27 и РДС-37, серийном производстве изделия РДС-27, разработке и производстве изделия на принципе атомного обжатия" от 5 января 1956 г. задавалась подготовка в 1956-1960 г.г. выпуска изделий большой мощности, а также подготовка к 3-му кв.1956 г. испытания изделия мощностью 20-30 Мт на объекте "700" (полигон на Новой Земле). Соответствующий самолет-носитель М-4 на массу полезной нагрузки должен был быть подготовлен к этому сроку. Таким образом задавалась разработка будущего изделия 202 в НИИ-1011.


Бомба РДС-202 / РН202 разработки НИИ-1011 (https://ru.wikipedia.org/)

Автор: DIMMI Создан: 27.11.2024 14:27:03 Комментариев: 1 Читать всю статью

245Н / изделие 45

ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение)
Изделие 245Н (бомба) / изделие 45 (заряд)



Термоядерная (водородная) авиационная бомба большой мощности разработки НИИ-1011 (позже - ВНИИП, ныне - РФЯЦ-ВНИИТФ, Минсредмаш СССР, г.Снежинск). Главный конструктор - К.И.Щелкин, главный конструктор заряда - Л.П.Феоктистов. Годы разработки бомбы - 1956-1957 г.г. Бомба относится к первым боеприпасам разработка которых была поручена НИИ-1011.

Боеприпас стал первой серийной термоядерной авиабомбой для самолетов дальней авиации, которая поступила на вооружение частей ВВС. Заряд выполнен по схеме двустадийного заряда РДС-37, но выполнен на 20% более экономично, чем аналогичный заряд КБ-11.

Испытания бомбы проведены в 1957 г. - вероятно, это первый взрыв-испытание заряда разработки НИИ-1011, которое было проведено на Семипалатинском полигоне  10.04.1957 г. с мощностью 680 кт.  Второе испытание - 22.08.1957 г. В последующие годы в корпусе бомбы 245Н производились испытательные взрывы других ядерных зарядов.

Серийное производство изделия 245Н начато в 1957 г. Бомба принята на вооружение в 1958 г. Снята с вооружения в 1972 г.


Первая серийная термоядерная авиабомба 245Н в музее ВНИИТФ (https://kara-banoff.livejournal.com/)


Автор: DIMMI Создан: 06.12.2024 23:56:24 Комментариев: 1 Читать всю статью

9К72 / Р-17 - SS-1C/D/E SCUD-B/C/D

ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение)
Комплекс 9К72 "Эльбрус", ракета Р-17 / 8К14, СПУ 2П19 - SS-1B SCUD-A
Комплекс 9К72 "Эльбрус", ракета Р-17 / 8К14 - SS-1C SCUD-B
Комплекс 9К72 "Эльбрус", ракета Р-17 / 8К14-1 - SS-1C SCUD-B
Комплекс 9К73, ракета Р-17В / 8К114 ("вертолетный")
Комплекс 9К72-О, ракета Р-17ВТО / 8К14-1Ф "Аэрофон" (с оптической ГСН) - SS-1E SCUD-D 
Р-300 - экспортное обозначение ракеты комплекса 9К72

 
Оперативно-тактический ракетный комплекс. Разработка велась в СКБ-385 под руководством главного конструктора В.П.Макеева (зам.главного конструктора - В.Р.Серов, ведущий конструктор - Ю.Бобрышев) в рамках модернизации ракеты Р-11М по теме НИР "Урал" (Р-11МУ) с 1957 г. В результате НИР в декабре 1957 г. СКБ вышло с предложением создания ОТР с увеличенной по сравнению с Р-11М в два раза дальностью действия за счет замены двигателя на двигатель с турбонасосным агрегатом с доработкой ракеты.

24 февраля 1958 г. подписаны документы ВПК при Совмине СССР и Постановление Совмина СССР №378-181 от 1 апреля 1958 г  давало старт созданию комплекса с оперативно-тактической ракетой с неотделяемой БЧ на базе ракеты Р-11М. Эскизный проект защищен в НИИ-88 в сентябре 1958 г., выпуск конструкторской документации завершен в ноябре 1958 г. Производство опытной серии и прототипов (Р-17 - вариант 1 - двигатель ОКБ-3) велось на заводе СКБ-385 в г.Златоуст в 1958-1959 г.г. В апреле 1959 г. получены тактико-технические требования ГАУ МО СССР на ракету. В мае 1959 г. ТТТ утверждены, получен индекс ракеты ГАУ 8К14. 

По Постановлению Совмина СССР от 17 июня 1959 г. серийное производство ракет Р-17 / 8К14 (Р-17 - вариант 2 - двигатель ОКБ-5 - с  1962 г.) велось на Воткинском машиностроительном заводе №235  (г.Воткинск, серия с 1959 по 1985 г.г.). В конце июля 1959 г. начата сборка первых двух ракет для огневых испытаний. Сборка ракет для летных испытаний начата в августе 1959 г.

Особая благодарность "Пенсионеру" (http://russianarms.ru) за помощь в подготовке материалов.
 
Ракета 8К14 комплекса 9К72 с СПУ 9П117 (фото КБМ им. В.П.Макеева)
Автор: DIMMI Создан: 23.03.2009 22:44:16 Комментариев: 114 Читать всю статью

пр.667БДР Кальмар - DELTA-III

ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение)
пр.667БДР "Кальмар" - DELTA-III
К-424
К-441
К-449
К-455
К-490
           
К-487
К-44
К-496
К-506
К-211
     
         
             
      
К-223
К-180
К-433
К-129


Подводная атомная лодка с баллистическими ракетами (ПЛАРБ). Проект ПЛАРБ разработан ЦКБ МТ "Рубин" (г.Ленинград) на базе ПЛАРБ прп.667БД, главный конструктор - С.Н.Ковалев. Работы над проектом межконтинентального ракетного комплекса морского базирования с разделяющейся головной частью Д-9Р с ПЛАРБ-носителем прп.667БДР были начаты по инициативе командования ВМФ СССР в январе 1973 г.

Строительство серии лодок велось в Северодвинске ПО "Севмаш". Головная лодка К-424 (зав.№355) заложена 30 января 1974 г., спущена на воду 11 февраля 1976 г. и принята Флотом 30 декабря 1976 г.


ПЛАРБ К-496 "Борисоглебск" пр.667БДР (1990-2000-е годы)
Автор: DIMMI Создан: 22.03.2016 21:01:08 Комментариев: 7 Читать всю статью

пр.885 Ясень - YASEN / GRANAY / GRANEY

ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение)
пр.885 / пр.08850 "Ясень" - YASEN / GRANAY / GRANEY
К-560 "Северодвинск"
пр.885М / пр.08851 "Ясень-М" - YASEN-II
К-561 "Казань"
К-573 "Новосибирск"
К-571 "Красноярск"
К-562 "Архангельск"
"Пермь"
"Ульяновск"
"Воронеж"
"Владивосток"


Многоцелевая атомная подводная лодка с крылатыми ракетами (ПЛАРК). Разработана в СПМБМ "Малахит", главный конструктор - В.Н.Пялов (1985-2016 г.г.). НИР по разработке ПЛА 4-го поколения начаты в 1977 г. Предварительное проектирование ударной ПЛ с классическим торпедо-ракетным вооружением по пр.885 начато в 1980 г. наряду с разработкой ПЛА пр.957. Новый проект (885) сохранил определенную преемственность от ПЛА пр.971 в вопросах снижения шумности. В 1985 г. строительство лодок пр.885 было запланировано программой строительства ВМФ СССР на ближайшие 10 лет. Предполагалось строительство серии из 30 ПЛА. 30 октября 1986 г. заключен контракт №102/86-Е/554-86 между Министерством обороны СССР и СПМБМ "Малахит" на выполнение опытно-конструкторской работы (ОКР) «Проект 885» (дополнительное соглашение к контракту подписано 31 марта 2011 г.). Технический проект лодки подготовлен в конце 1980-х годов, но позже был перепроектирован с учетом изменений требований руководства ВМФ и с учетом начала испытаний перспективной и  единой для разных носителей противокорабельной ракеты  "Оникс" (1987 г.). В 1989 г. принято решение о прекращении разработки специализированных ПЛА и доработке проекта 885 под ПКР "Оникс" и КРБД "Гранат" с установкой на лодке пусковой установки вертикального пуска.


ПЛА К-329 "Северодвинск" пр.885, вероятно, 2014 г. (фото - Воркунков Максим, http://www.sevmash.ru).
Автор: DIMMI Создан: 16.03.2010 02:31:49 Комментариев: 121 Читать всю статью

пр.955 Борей - BOREI / DOLGORUKIY

ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение)
пр.955 "Борей" - BOREI / BOREY / DOLGORUKIY
К-535 "Юрий Долгорукий"
К-550 "Александр Невский"
К-551 "Владимир Мономах"
пр.955А "Борей-А" / пр.955У
К-549 "Князь Владимир"
К-552 "Князь Олег"
К-553 "Генералиссимус Суворов"
К-554 "Император Александр III"
К-555 "Князь Пожарский"
"Дмитрий Донской"
"Князь Потемкин"
 

Атомная подводная лодка с баллистическими ракетами (ПЛАРБ). НИР по разработке ПЛАРБ 4-го поколения c ракетным комплексом Д-11 начаты в 1978 г. Проработка проекта пр.955 "Борей-1" с комплексом БРПЛ Д-31 и пр.935 "Борей-2" с комплексом БРПЛ Д-35 начаты в ЦКБ МТ "Рубин" под руководством генерального конструктора С.Н.Ковалева (с 1990 г. - под руководством главного конструктора В.Н.Здорнова) по Постановлению Совмина СССР в ноябре 1985 г. Главный конструктор проекта "Борей" начиная с марта 2011 г. - Сергей Оттович Суханов (источник). Технические предложения по ПЛАРБ и ракетным комплексам планировалось выработать в течение 1985-1986 г.г. Технические предложения по комплексу Д-35 не были выполнены.

Разработка ПЛАРБ пр.955 с ракетным комплексом Д-19УТТХ "Барк" (12 БРПЛ) вместо комплекса Д-31 начата по Постановлению Совмина СССР от 31 октября 1989 г. (ист. - Завьялов В.С.). При разработке проекта планировалось строительство серии в 14 ПЛАРБ до 2000 г. В июне 1995 г. указом Президента России Б.Н.Ельцина начато перепроектирование пр.955 под комплекс БРПЛ Д-19УТТХ "Барк" ГРЦ им.Макеева. Хотя, по некоторым данным, технический проект ПЛАРБ пр.955 с комплексом "Барк" был завершен в начале 1990-х годов (ист. - Апальков).

Первая лодка пр.955 с ракетным комплексом "Барк" - К-535 "Санкт-Петербург" - внесена в списки кораблей ВМФ 19.08.1995 г. и 01.05.1996 г. переименована в "Юрий Долгорукий". ПЛАРБ торжественно заложена в цехе №55 ПО "Севмаш" (г.Северодвинск) 02.11.1996 г. с заводским номером 201. В результате задержки испытаний ракетного комплекса "Барк", а так же в связи с трудостами с контрагентскими поставками материалов и оборудования строительство ПЛАРБ приостановлено в середине 1997 г. Считается, что подготовка задела на первую серийную лодку проекта - зав.№202 "Александр Невский" - была начата так же в 1996 г. (ист. - Апальков).

После отказа от доведения ракетного комплекса "Барк" было принято решение перепроектировать ПЛАРБ под новый ракетный комплекс. Начиная с сентября 1998 г. по середину 1999 г. (согласно планам 1998 года) пр.955 был перепроектирован по пр.09551 под использование задела корпусов лодок пр.971 и новый ракетный комплекс "Булава". В 1990-е годы головную лодку пр.09551 лодку планировалось сдать флоту в 2001-2002 г.г.

Летом 2003 г. в цехе №55 ПО "Севмаш" произведена перестановка недостроенных корпусов подводных лодок, что позволило освободить место для официальной закладки первой серийной и второй вообще ПЛАРБ пр.955 "Борей". Озвучены планы руководства ВМФ о получении первых трех лодок проекта во Флот до 2010 г. (источник).


ПЛАРБ К-553 "Генералиссимус Суворов" пр.955А "Борей-А" на выходе из Северодвинска к месту временного базирования на Северном флоте, январь 2023 г. (кадр видео МО РФ)
Автор: DIMMI Создан: 14.03.2010 05:45:43 Комментариев: 155 Читать всю статью

РПК-1 Вихрь - SUW-N-1 / FRAS-1

ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение)
Комплекс РПК-1 "Вихрь" - SUW-N-1
Ракета 82Р - FRAS-1



Ракетный противолодочный комплекс (РПК) с неуправляемой баллистической ракетой с ядерной глубинной бомбой. Комплекс разработан НИИ-1 ГКОТ (головной разработчик, нане - Московский Институт Теплотехники) по Постановлениям ЦК КПСС и Слвмина СССР от 20 июня 1958 г. и №111-463 от 13 октября 1960 г. "О разработке новых протоволодочных систем". В разработке участвовали НИИ-6, НИИ-9, НИИ-22. На первом этапе номинально проводился конкурс по проектам противолодочного комплекса между НИИ-1 ГКОТ, СКВ-203 (г.Свердловск) и СКВ-709 Госкомитета по судостроению. Разработчиком комплекса определено НИИ-1, главный конструктор комплекса Н.П.Мазуров. К окончанию разработки НИИ-1 переименован в Московский Институт Теплотехники (МИТ).

В состав комплекса входят баллистическая неуправляемая  ракета 82Р на твердом топливе (НИИ-1 ГКОТ), двухбалочная наводимая пусковая установка МС-18 (МС-32) с автоматом заряжания барабанного типа на 8 (16) ракет, система управления стрельбой ПУСТБ-1123 «Спрут» (ЦКБ-209). Разработка ядерного заряда начата КБ-11 (ВНИИЭФ) в 1960 г.

Полигонные испытания комплекса велись в 1963 г. на полигоне "Песчаная балка" (Феодосия, 2 ПУ).

Серийное производство ракет «Вихрь» начато в 1964 г. заводом СКБ-203 в г.Свердловске. В том же году ракета прошла первый этап государственных испытаний. Пуски производились как с наземных пусковых установок, так и с опытового судна ОС-332 (бывший СКР-1 пр.159). Выполнено около 40 пусков. Второй этап государственных испытаний состоялся в 1967 г. на головном корабле пр.1123 - противолодочном крейсере «Москва». Корабельный противолодочный комплекс «Вихрь» с неуправляемыми ракетами 82Р принят на вооружение Постановлением правительства № 440-168 от 12 июня 1968 г. В некоторых источниках в связи с комплексом РПК-1 упоминается наименование комплекса "Высота" - не идентифицировано.

За помощь в подготовке материала отдельная благодарность abl22 (http://militaryrussia.ru/forum)


ПУ МС-18 на противолодочной крейсере "Москва" пр.1123 (http://flot.sevastopol.info)
Автор: DIMMI Создан: 31.05.2010 08:15:13 Комментариев: 0 Читать всю статью

РЮ-1 / 5Ф-48 Скальп

ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение)
РЮ-1 / СК-1 / 5Ф-48 "Скальп" / изделие Ю-1


Противолодочная ядерная бомба / авиационная глубинная бомба с ядерным зарядом разработки НИИ-1011 (позже - ВНИИП, ныне - РФЯЦ-ВНИИТФ, Минсредмаш СССР, г.Снежинск), главный конструктор - А.Д. Захаренков. В 1959 г. принято Постановление ЦК КПСС и Совмина СССР о разработке авиационной термоядерной глубинной бомбы мегатонного класса для поражения подводных лодок в подводном и надводном положении, а также кораблей противника. Разработка противолодочного комплекса с гидросамолетом-носителем и противолодочной бомбой была начата в ответ на принятый в конце 1950-х годов на вооружение подобный авиационнй комплекс в США, а также в связи с развертыванием США ракетной системы с ПЛАРБ типа "Джордж Вашингтон". Первоначально задана разработка бомбы с зарядом конструкции ВНИИЭФ, но позже разработка заряда была поручена НИИ-1011.

Впервые в практике НИИ-1011 для ядерного боеприпаса "Скальп" был разработан эскизный проект и состоялась его защита. Отделением испытаний и эксплуатации ЯБП НИИ-1011 (В.И.Просветова) так же впервые была подготовлена схема "прохождения ЯБП при эксплуатации в войсковых частяях Министерства обороны".

17.08.1961 г. вышло П
остановление Совмина СССР № 758-324 «О проведении в 1962 г. заводских и зачетных испытаний опытных образцов изделия «Скальп». Основным носителем бомб "Скальп" стал самолет-амфибия Бе-12. Испытания аэродинамических корпусов бомб без ядерного заряда проходили с сентября 1960 г. по октябрь 1963 г. на сухопутном и морском полигонах в Крыму. В ходе испытангий отрабатывались 16 вариантов бомб. Спасаемые варианты изделий поднимались со дна момелководного морского полигона с привлечением спасательного судна Черноморского флота. Применялась телеметрическая аппаратура РТС-6 и системы контроля СК, а также аппаратура регистрации параметров движения изделия на подводном участке траектории. В 1964 году проходили совместные испытаниях носителя Бе-12СК "Чайка" и бомб "Скальп". 

Бомба с носителем Бе-12СК принята на вооружение в 1964 г. Серийное производство боеприпаса велось 
ПО «Старт» (г. Заречный Пензенской обл.) с 1965 г. 

В 1965-1970 г.г. боеприпасы типа "Скальп" получили на вооружение три противолодочных авиаполка дальнего действия и две противолодочные эскадрильи ВМФ СССР. Позже, на замену бомбе "Скальп" была создана и выпускалась в 1969-1970 г.г. новая авиационная ядерная глубинная бомба РЮ-2 / 8Ф-59 "Скат", которая была универсальной по носителям.

 


Макет ядерной противолодочной бомбы РЮ-1 / 5Ф-48 "Скальп". Красная и белая полосы означают, что это учебное изделие (фото 2014 г., https://kara-banoff.livejournal.com)
Автор: DIMMI Создан: 01.03.2023 21:23:11 Комментариев: 1 Читать всю статью

Система А-35 Алдан, ракета А-350Ж / 5В61 - ABM-1 GALOSH

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
Система А-35, комплекс "Алдан", ракета В-1100 / А-350Ж / 5В61 / УР-96 - ABM-1 GALOSH / SH-01
Система А-35, ракета В-1100 / А-350Ж / 5В61 / УР-96 - ABM-1 mod.1 / ABM-1A GALOSH


Система ПРО Центрального административно-промышленного района СССР / Москвы. Головной разработчик - ОКБ-30 (до 1962 г. - СКБ-30 КБ-1), главный конструктор системы - Г.В.Кисунько. Ракета создана в ОКБ-2 под руководством П.Д.Грушина (ныне - МКБ "Факел", г.Химки). Постановлением Совмина СССР "Вопросы противоракетной обороны" от 8 апреля 1958 г. намечена разработка боевой системы ПРО А-35. В основе системы ПРО лежали следующие принципы: система ПРО защищает административно-промышленный район, перехват целей осуществляется за пределами атмесферы противоракетами с ядерными БЧ. Исполнители и график работ определены Постановлениями СМ СССР "О системе А-35" от 10 декабря 1959 г. и "О создании системы ПРО Московского промышленного района" от 7 января 1960 г.

- СКБ-30 КБ-1 / ОКБ-30 (Г.В.Кисунько) - система ПРО вцелом, системы наведения ракеты, автопилот и т.д.;
- ОКБ-2 МАП (П.Д.Грушин) - противоракета А-350, стартовая и техническая позиции системы ПРО;
- НИИ-1011 МСМ - ядерная боевая часть противоракеты А-350.

Согласно предэскизному проекту 1962 г. в состав системы ПРО входили 8 РЛС ДРЛО типа "Дунай-3" с общим полем обзора в 360 град., командно-вычислительный пункт и 32 стрельбовых комплекса (по 8 ПУ - итого 256 ПУ, с ракетами с обычными и ядерными БЧ). Эскизный проект системы А-35 Москвы доработан в июне 1961 г. с учетом испытаний системы ПРО "А", проводившихся в первой половине 1961 г., и защищен осенью 1962 г. В июне 1962 г. в НИИ-1011 защищен эскизный проект боевой части противоракеты А-350Ж. Согласно проекта в состав системы ПРО Москвы должно было входить 8 стрельбовых комплекса, обеспечивался перехват 6 парных целей атакующих Москву в одного или разных направлений. Для отработки компонентов системы одновременно с развертыванием планировалось построить и испытать полигонный комплекс ПРО "Алдан".


Пуск раннего варианта ракеты 5В61 / А-350Ж / ABM-1 GALOSH с элеронами с газодинамическими двигателями (Коровин В., Ракеты "Факела". М., МКБ "Факел", 2003 г.).
Автор: DIMMI Создан: 28.03.2010 15:48:57 Комментариев: 282 Читать всю статью

РСД-10 Пионер - SS-20 SABER

ДАННЫЕ НА 2023 г.  (стандартное пополнение)
Комплекс 15П645 "Пионер", ракета 15Ж45 / РСД-10/ РТ-21М - SS-20 SABER mod.1
Комплекс 15П645К "Пионер-К" / "Пионер-М", ракета 15Ж45 / 15Ж46 (?) / РСД-10 / РТ-21М - SS-20 SABER mod.1
Комплекс 15П653 "Пионер-УТТХ" / "Пионер-2", ракета 15Ж53, 15Ж54 / РСД-10УТТХ - SS-20 SABER mod.2

Комплекс 15П656 "Горн", ракета 15Ж56

Подвижный грунтовый ракетный комплекс (ПГРК) с баллистической ракетой средней дальности (БРСД). Комплекс разработан Московским Институтом Теплотехники (МИТ), главный конструктор - А.Д.Надирадзе с использованием опыта создания и на базе ПГРК "Темп-2С" / SS-X-16. Ракета 15Ж45 создана на базе 1-й и 2-й ступеней мобильной МБР "Темп-2С". Тема ОКР по созданию ПГРК носила название "15К645 "Пионер". Работа над комплексом начата в 1971 г. 

Комплекс предназначен для поражения стратегически важных стационарных объектов на дальности от 600 до 5000 км.

Разработка комплекса начата по Постановлению Совмина СССР №280-95 вышло 28 апреля 1973 г. о разработке комплекса "Пионер" кооперацией предприятий, работавших по созданию комплекса МБР "Темп-2С". Постановлением предусматривалось создание БРСД с РГЧ ИН на базе 1-й и 2-й ступеней МБР "Темп-2С". Срок начала совместных летных испытаний устанавливался - второй квартал 1974 г.

Кооперация разработчиков:
- МИТ - головной разработчик комплекса, разработка ракеты
- ЦКБ "Титан" (г.Волгоград) - СПУ и машины обеспечения комплекса
КБ Минского автозавода (г.Минск) - шасси СПУ
- НПО "Союз" (г.Люберцы) - заряды маршевых РДТТ из смесевого топлива
- НПО автоматики и приборостроения (г.Москва) - система управления комплекса
- КБ-1 ВНИИЭФ - головной разработчик боевого оснащения ракет 15Ж45

В декабре 1973 г. выпущен эскизный проект комплекса, который был успешно защищен  в 1-м квартале 1974 г. Начата наземная отработка элементов конструкции ракеты. Оборудование комплекса, агрегаты наземного оборудования, структура боевых подразделений, схема и средства боевого управления, порядок несения боевого дежурства и повседневной эксплуатации были заимствованы от комплекса с МБР “Темп-2С”.

Термоядерный заряд для боевого блока был разработан ВНИИТФ до стадии опытного производства для МБР УР-100К и его отработка для серийного производства для снаряжения боевого блока БРСД 15Ж45 была завершена в 1976 г. (источник). 


СПУ 15У106 комплекса 15П645 "Пионер" - SS-20 SABER в предстартовом положении (обработка фото из сборника "Оружие России", MilitaryRussia.Ru, 2011 г.).
Автор: DIMMI Создан: 31.07.2010 00:03:08 Комментариев: 436 Читать всю статью

пр.21300 Дельфин

ДАННЫЕ НА 2015 г. (стандартное пополнение)
пр.21300 "Дельфин" / пр.21300С
"Игорь Белоусов"


Спасательное судно. Предназначено для спасения экипажей аварийных подводных лодок, лежащих на грунте или находящихся в надводном положении, а также подачи воздуха, электроэнергии и спасательных средств на подводные лодки и надводные корабли. Кроме того, судно может осуществлять поиск и обследование аварийных объектов в заданном районе, в том числе и в составе международных морских спасательных формирований. Проект разработан ЦМКБ "Алмаз" (г.Санкт-Петербург), главный конструктор - Александр Александрович Форст (источник). Строительство корабля ведется ОАО "Адмиралтейские верфи" (г.Санкт-Петербург) в рамках программы ОКР "пр.21300С". Закладка корабля состоялась 24.12.2005 г. Госконтракт на строительство подписан 09.11.2011 г. - согласно контракту передача корабля флоту должна состояться 25 ноября 2014 г. Корабль спущен на воду - 30.10.2012 г. По состоянию на весну 2013 г. ведется достройка корабля на плаву. Принятие корабля флотом по ситуации на начало 2011 г. ожидалось в 2015 г., но после замены поставщика глубоководного водолазного комплекса на иностранную компанию срок сместился на 2014 г. Хотя к концу 2012 г. стало ясно, что корабль вряд ли будет сдан Флоту ранее 2015 г.

По проекту предполагалось оборудование судна глубоководным водолазным комплексом ГВУ-450 разработки ЦКБ "Лазурит". комплекс включает в свой состав 5 барокамер, водолазный колокол и спасательный подводный аппарат пр.18271 "Бестер". 31 января 2011 г. Министр России А.Сердюков своим решением прекратил разработку комплекса ГВК-450 (стоимость которого оценивалась по затратам уже не менее, чем в 1 млрд рублей). Министерство обороны выделило 1.36 миллиарда рублей на закупку «серийного ГВК-450 зарубежного производства, отвечающего всем требованиям ВМФ РФ» производства шотландской фирмы DIVEX. Поставщиком серийного иностранного ГВК была назначена фирма ОАО «Тетис Про». 29.05.2012 г. между ОАО "Адмиралтейские верфи" и ОАО "Тетис Про" заключен контракт на поставку и шеф-монтажные работы ГВК-450. Решение принято без проведения конкурса и к тому же при фактическом отсутствии в мире аналогов ГВК-450. По состоянию на конец апреля 2013 г. со стороны ныне действующего руководства Минобороны и ВПК России (Шойгу и Рогозин) никаких действий по прекращению работы по зарубежному заказу предпринято не было. 24 апреля 2013 г. вопреки рекомендациям научно-технического экспертного совета Военно-Морской Академии и Крыловского научного центра привести разработку ГВК-450 в соответствие с законами Российской Федерации замминистра обороны Борисов утвердил решение о продолжении работ по строительству «Игоря Белоусова» фирмой «Тетис Про». Кроме того Правительством с одобрения ВПК (Рогозин)  27 декабря 2012 г. подписано Постановление о выделении денег на закупку в рамках госзаказа на 2013-2015 годы УТЦ «Акванавт» - полного наземного учебного аналога спасательного судна пр.21300 с аналогом серийного глубоководного комплексам ГВК-450 (который не планируется устанавливать на корабле пр.21300 - см.выше). Заказчиком и спасательного судна и учебного комплекса является Служба поисковых и аварийно-спасательных работ ВМФ РФ (источник).

20 января 2015 г. в СМИ заявлено о плпнах ВМФ России на строительство в дополнение к головному трех серийных кораблей пр.21300С.


Спасательное судно "Игорь Белоусов" пр.21300 на ходовых испытаниях, весна 2015 г. (Адмиралтеец. №9 / 2015 г.).
Автор: DIMMI Создан: 15.05.2013 21:16:01 Комментариев: 14 Читать всю статью

2К6 Луна - FROG-3/4/5/6

ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение)
Комплекс 2К6" Луна", ракета 3Р5
Комплекс 2К6 "Луна", ракета 3Р9 - FROG-3
Комплекс 2К6 "Луна", ракета 3Р10 - FROG-5
Геофизический вариант - FROG-4
Установка Бр-226-I (ЯАЗ-214), ракета 3Р11 - FROG-6
Р-30 - экспортное наименование комплекса
 
Тактический ракетный комплекс. Предварительная проработка проекта начата в 1953 г. НИИ-1 (позже переименован в Московский Институт Теплотехники), главный конструктор Н.П.Мазуров. К проектированию комплекса в полном объеме приступили по Постановлению Совмина СССР №1302-660 от 13 сентября 1956 г.  - создаются  ракета с дальностью действия 40-45 км в НИИ-1 и самоходная пусковая установка для неё в ЦНИИ-58 под руководством В.Г.Грабина. Постановление Совмина СССР №558-583 от 16 мая 1957 г. о создании опытных образцов и проведении испытаний вышло после защиты эскизного и технического проектов комплекса. Прототип ракеты 3Р5 изготавливал завод №75 Кемеровского совнархоза. Опытные СПУ и ТЗМ собраны ЦНИИ-58 в 1958 г. Начало испытаний комплекса - 1958 г. (полигон Капустин Яр). После посещения Н.С.Хрущевым полигона осенью 1958 г. ТЗМ делать запретили ("не эффективно"). В период с 30 января по 28 февраля 1959 г. проведены испытания комплексов "Марс" и "Луна" в условиях низких температур на Агинском полигоне (Забайкальский ВО, проведено 6 пусков ракет 3Р5).
 
СПУ 2П16 комплекса 2К6 "Луна" с ракетой 3Р9. На заднем плане - с ракетой 3Р10. Парад на Красной площади в Москве, 1960-е годы. 
Автор: DIMMI Создан: 05.04.2009 18:20:37 Комментариев: 180 Читать всю статью

407Н

ДАННЫЕ НА 2024 г. (в работе)
407Н



Атомная бомба. Разработка бомбы велась КБ-11 / ВНИИЭФ. Испытания боеприпаса в 1959 г. впервые проводились в два этапа. Приемка изделий для испытаний производилась в КБ-11 представителями ВВС и 12-го ГУМО МО СССР. Испытания проводились на 71-м полигоне ВВС в Багерово в Крыму. Испытания прошли успешно. 

Серийное производство начато на Приборостроительном заводе в г.Трехгорный в 1960 г. Сборка изделий 407Н велась в небольших количествах и неравномерно. Производство прекращено к концу 1961 г. (источник).

Натурные испытания взрывом бомбы на полигоне были выполнены в 1961 г. 


Баллистический корпус бомбы РДС-4 "Татьяна" конструкции образца 1953 г. (один из двух сохранившихся баллистических корпусов бомбы) - в таком корпусе собирались бомбы 407Н. Памятник в г.Бор около Нижнего Новгорода, 2016 г. (фото - Дмитрий Кашканов)
Автор: DIMMI Создан: 10.12.2024 23:20:39 Комментариев: 1 Читать всю статью

Каталог военной техники:



Наши партнеры:






free counters

Последние комментарии

[ img ][ img ]Работали в белых халатах...https://glav.su/forum/5/2015?page=1278
oldstaryi 2022-06-09 23:20
Публикация статьи начата. Статья еще дорабатывается
DIMMI 2021-03-28 18:15
УР-100. Кликабельно.
mpashnev 2019-11-14 03:22
Sierra Wrote:Продолжаю худеть.Повторюсь - СРС Метеорита сделана на базе УР-100 Челомея...
Случайный 2019-09-20 18:16
Продолжаю худеть.Повторюсь - СРС Метеорита сделана на базе УР-100 Челомея. О чем...
Sierra 2019-09-20 01:15
Sierra Wrote:Челомей воровал технологии?Схема выложена - УР-100 привела к СРС Метеорита.Где...
Случайный 2019-09-17 21:37
Sierra Wrote:Из интересного - часть технологий УР-100 Челомеевская банда использовала...
Случайный 2019-09-17 21:31
Челомей воровал технологии?Схема выложена - УР-100 привела к СРС Метеорита.
Sierra 2019-09-17 19:01
Из интересного - часть технологий УР-100 Челомеевская банда использовала при разработке...
Sierra 2019-09-14 13:58
Vanguard 2019-09-14 07:51