MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.) | Статьи

пр.23900

ДАННЫЕ НА 2020 г. (в работе)
пр.23900
"Иван Рогов"
"Митрофан Москаленко"

Универсальный десантный корабль-вертолетоносец (УДК) 1-го ранга дальней морской зоны. Разработка проекта УДК на замену УДК типа "Мистраль", стротельство которых во Францией для ВМФ России было прекращено в 2014 г., велась несколькими российскими конструкторскими бюро: проект "Прибой" разрабатывало Невское ПКБ, проект "Лавина" - Крыловский Государственный Научный Центр. Но фактически для постройки в 2019-2020 г.г. был выбран проект Зеленодольского ПКБ. судостроительной корпорации "Ак Барс".

Впервые проект Зеленодольского ПКБ был показан на презентации Президенту России 9 января 2020 г. В марте 2020 г. ССЗ "Залив" (г.Курчь) были начаты закупки металла для строительства двух кораблей проекта 23900 (источник). На 28 апреля 2020 г. согласно источникам планировалась церемония закладки новых кораблей (источник). 23 мая 2020 г. в СМИ появилась информация о подписании Министерсвом обороны России контракта на постройку двух УДК с керченским ССЗ "Залив" на общую сумму около 100 млрд. рублей. 

20.07.2020 г. в присутствии Президента России состоялась официальная закладка двух УДК проекта 23900 "Иван Рогов" и "Митрофан Москаленко" на ССЗ "Залив" в Керчи. Согласно иллюстрациям на церемонии закладки внешний вид проекта 23900 на момент закладки несколько отличается от внешнего вида проекта показанного в январе 2020 г.

Корабль предназначен для выполнения десантных операций на большом удалении от родных берегов, а так же может применяться в качестве штабного корабля при проведении морских или смешанных операций разнородных сил.


Изображение универсального десантного корабля пр.23900 с церемонии официальной закладки кораблей на ССЗ "Залив" в Керчи 20.07.2020 г. (Зеленодольское ПКБ).

 

Автор: DIMMI Создан: 27.07.2020 22:02:55 Комментариев: 1 Читать всю статью

Хронология ядерных испытаний в СССР

ДАННЫЕ НА 2020 г. (стандартное пополнение)
Хронология ядерных испытаний в СССР (1945-1990 г.г.)



Взрыв первой отечественной атомной бомбы РДС-1 на Семипалатинском полигоне, 29 августа 1949 г. (фото - Музей ядерного оружия РФЯЦ-ВНИИЭФ, http://rusarchives.ru).

В таблице приводятся сводные данные по ядерным испытаниям в СССР. Данные пополняются. Версия на 24.02.2014 г.:

- 1958 г. 31 марта - 30 сентября -  СССР объявляет односторонний мораторий.

- 1958 г. 30 октября - 1961 г. 1 сентября - двухсторонний (СССР и США) мораторий на проведение ядерных испытаний.

- 1961 г. 1 августа - СССР объявляет односторонний выход из двухстороннего моратория на проведение ядерных испытаний.

- 1985 г. 6 августа - 1987 г. 25 февраля - односторонний мораторий СССР на проведение ядерных испытаний.

- 1991 г. 26 октября - Россия объявляет мораторий на проведение ядерных испытаний.
Автор: DIMMI Создан: 24.02.2014 17:34:53 Комментариев: 13 Читать всю статью

9К72 / Р-17 - SS-1C/D/E SCUD-B/C/D

ДАННЫЕ НА 2017 г. (стандартное пополнение)
Комплекс 9К72 "Эльбрус", ракета Р-17 / 8К14, СПУ 2П19 - SS-1B SCUD-A
Комплекс 9К72 "Эльбрус", ракета Р-17 / 8К14 - SS-1C SCUD-B
Комплекс 9К72 "Эльбрус", ракета Р-17 / 8К14-1 - SS-1C SCUD-B
Комплекс 9К72М "Эльбрус-М" (?), ракета Р-17М - SS-1D SCUD-C / KY-03
Комплекс 9К73, ракета Р-17В / 8К114 ("вертолетный")
Комплекс 9К72-О, ракета Р-17ВТО / 8К14-1Ф "Аэрофон" (с оптической ГСН) - SS-1E SCUD-D 
Р-300 - экспортное обозначение ракеты комплекса 9К72

 
Оперативно-тактический ракетный комплекс. Разработка велась в СКБ-385 под руководством главного конструктора В.П.Макеева (зам.главного конструктора - В.Р.Серов, ведущий конструктор - Ю.Бобрышев) в рамках модернизации ракеты Р-11М по теме НИР "Урал" (Р-11МУ) с 1957 г. В результате НИР в декабре 1957 г. СКБ вышло с предложением создания ОТР с увеличенной по сравнению с Р-11М в два раза дальностью действия за счет замены двигателя на двигатель с турбонасосным агрегатом и доработки ракеты.

24 февраля 1958 г. подписаны документы ВПК при СМ СССР и Постановление СМ СССР о создании комплекса ОТР на базе Р-11М №378-181 вышло 1 апреля 1958 г. Эскизный проект защищен в НИИ-88 в сентябре 1958 г., выпуск конструкторской документации завершен в ноябре 1958 г. Производство опытной серии и прототипов (Р-17 - вариант 1 - двигатель ОКБ-3) велось на заводе СКБ-385 в г.Златоуст в 1958-1959 г.г. В апреле 1959 г. получены тактико-технические требования ГАУ МО СССР на ракету. В мае 1959 г. ТТТ утверждены, получен индекс ракеты ГАУ 8К14. По Постановлению СМ СССР от 17 июня 1959 г. серийное производство ракет Р-17 / 8К14 (Р-17 - вариант 2 - двигатель ОКБ-5 - с  1962 г.) велось на Воткинском машиностроительном заводе №235  (г.Воткинск, серия с 1959 по 1985 г.г.). В конце июля 1959 г. начата сборка первых двух ракет для огневых испытаний. Сборка ракет для летных испытаний начата в августе 1959 г.

Особая благодарность "Пенсионеру" (http://russianarms.ru) за помощь в подготовке материалов.
 
Ракета 8К14 комплекса 9К72 с СПУ 9П117 (фото КБМ им. В.П.Макеева)
Автор: DIMMI Создан: 23.03.2009 22:44:16 Комментариев: 113 Читать всю статью

Р-5 / Р-5М - SS-3 SHISTER

ДАННЫЕ НА 2016 г. (стандартное пополнение)
Р-5 / 8А62 - SS-3 SHISTER
Р-5М / 8К51 - SS-3 SHISTER
 
Баллистическая ракета средней дальности (БРСД). Головной разработчик - ОКБ-1 (с мая 1950 г. подразделение НИИ-88) под руководством  С.П.Королева. В раработке систем ракеты и комплекса участвовали разные КБ - разработка ракеты и комплекса - ОКБ-1, главный конструктор - С.П.Королев, ведущие конструкторы - Д.И.Козлов и И.П.Румянцев; двигатель - ОКБ-456, главный конструктор В.П.Глушко; система управления и наземная проверочно-пусковая аппаратура - НИИ-885,  главный конструктор Н.А.Пилюгин; наземное стартовое и прочее оборудование - ГСКБ "Спецмаш", главный конструктор В.П.Бармин; командные приборы - главный конструктор В.И.Кузнецов. Разработка начата как логическое продолжение работ по проекту ракеты Р-3 в 1951 г. Предложения по созданию новой ракеты представлены в Министерство вооружений СССР С.П.Королевым 20 октября 1951 г. Эскизный проект представлен 30 октября 1951 г. ОКР по созданию ракеты Р-5 задана Постановлением СМ СССР от 13 февраля 1952 г. Изготовление опытных ракет велось опытным производством НИИ-88 - заводом №88. Постановление СМ СССР о проведении летно-конструкторских испытаний ракеты Р-5 в три этапа вышло 13 февраля 1953 г. - первый и второй этапы, пристрелочный третий этап и зачетные испытания. На стенде филиала №2 НИИ-88 в Загорске в 1953 г. до начала пристрелочных испытаний проведено 4 огневых стендовых испытания ракеты Р-5.


Стартовый комплекс с ракетой Р-5М. Полигон Капустин Яр, видимо, 1956-1958 г.г. (из публикации Министерства обороны к 70-летию полигона, источник).

Автор: DIMMI Создан: 08.09.2009 22:15:54 Комментариев: 49 Читать всю статью

пр.11551 Фрегат-М

ДАННЫЕ НА 2020 г. (в работе)
пр.11551 "Фрегат-М" - UDALOY-II
"Адмирал Чабаненко"

Эсминец 1-го ранга / большой противолодочный корабль. Корабль разработан на базе большого противолодочного корабля пр.1155 "Фрегат" Северным ПКБ (г.Ленинград), главный конструктор проекта - В.П.Мишин.

В 1982 г. в Северном ПКБ под руководством главного инженера А. А.Терентьева и главного конструктора пр.1155 В.П.Мишина была выполнена инициативная проработка по увеличению ударной мощи корабля пр. 1155. Пусковые установки противолодочного ракетного комплекса "Раструб" было предложено заменить на пусковые установки ПКР "Москит", а так же предлагалось оснастить корабль новым противолодочным комплексом "Водопад" ракеты которого могли стартовать из торпедных аппаратов (ист. - Юхнин). Видимо, по предложению Северного ПКБ ВМФ СССР было разработано тактико-техническое задание на проектирование корабля, которое курировал Главком ВМФ СССР С.Г.Горшков. Общая задумка модернизации - устранение недостатков БПК пр.1155 - отсутствия противокорабельного ракетного комплекса и относительная слабость средств ПВО. 

Программой судостроения СССР планировалась постройка 10 кораблей пр.11551, но до декабря 1991 г. на ССЗ "Янтарь" успели заложить только два корабля, еще на два корабля проекта был выдан заказ. Головной и единственный построенный корабль проекта "Адмирал Чабаненко" был заложен в 1989 г., спущен на воду по разным данным 16.06.1992 г. или 14.12.1992 г. и после достройки в 1995 г. приступил к ходовым испытаниям, которые затянулись до 1998 г. Корабль передан Флоту в 1999 г. Заказ на остальные корабли проекта аннулирован в 1993 г.


БПК / эсминец "Адмирал Чабаненко" пр.11551, 06.06.2007 г. (фото из архива MVM, http://forums.airbase.ru/).
Автор: DIMMI Создан: 18.06.2020 18:37:03 Комментариев: 1 Читать всю статью

ОКР Молния

ДАННЫЕ НА 2020 г. (стандартное пополнение)
ОКР "Молния"


Противоракета дальнего заатмосферного эшелона перспективной системы ПРО / программа создания новых образцов противоракетной техники. Работы по ОКР "Молния" велись НИИРП в 1980-1990-е годы. Руководитель темы в НИИРП - Голубев Олег Васильевич (источник). Вероятно, создание противоракеты велось в рамках работ по созданию системы ПРО А-235 (ОКР "Самолет-М" / "Самолет-Молния" ?). Разработка модернизированного варианта системы ПРО А-135 задана Постановлением СМ СССР №585-119 о строительстве системы А-135, которое вышло 7 июня 1978 г. Проектирование системы А-235 велось НИИРП ЦНПО "Вымпел" с 1986 г., генеральный конструктор - А.Г.Басистов (по 1998 г.), главный конструктор - Б.П.Виноградов. После смерти А.Г.Басистова в 1998 г. генеральным конструктором НИИРП становится Б.П.Виноградов. В соответствии с постановлением СМ СССР от 15.07.1985 г. №661-202 НИИРП, как подразделение ЦНПО "Вымпел", является головным предприятием России по многоэшелонной системе ПРО в целом, по наземной системе ПРО и системе информационного обеспечения системы ПРО. Первый эскизный проект системы ПРО А-235 вероятно защищен в 1985-1986 г.г.

Изначально система А-235 планировалась трехэшелонной: дальний эшелон с ракетами ПРО аналогичными А-925 / 51Т6, средний эшелон - стрельбовой комплекс 58Р6, ближний эшелон - ракеты ПРС-1М / 45Т6 (результат модернизации ракет ПРС-1 / 53Т6). Государственный контракт №406/1591 от 31.01.1991 г. заключен с НИИРП на проведение модернизации системы ПРО, работы по расширению боевых возможностей системы А-135 в части увеличения дальней границы зоны поражения, увеличения маневренности ракеты, а также оснащения ракет новой боевой частью (всё вместе - ОКР "Самолет-М").

Разработка ракеты дальнего эшелона перехвата велась на базе и в качестве замены противоракет А-925 / 51Т6. Разработчик - ЦКБ "Алмаз". С 1990 г. в рамках работ по расширению боевых возможностей системы ПРО А-135 велись работы по программам "Молния" и "Копье-2А" (ист. - Щит России...). В 1993 г. проведение испытаний по программе создания безъядерного заатмосферного перехватчика "Молния" (так же как и "Копье-2А" и "Пика-М") планировалось осуществить на полигоне Сары-Шаган до 2000 г. (ист - Уникальный...). Испытания ракеты или её прототипа, вероятно, проводились на полигоне Сары-Шаган в октябре-ноябре 2007 г. (ист. - Старостин В.).

Все данные по системе носят предположительный характер и взяты из открытых источников и СМИ. Список источников прилагается.


Противоракета дальнего эшелона перехвата испытывавшаяся по теме ОКР "Молния", полигон Сары-Шаган, вероятно 2007 г. (фото - Михаил Первов, http://www.moskva-kniga.ru).
Автор: DIMMI Создан: 12.02.2012 23:48:28 Комментариев: 11 Читать всю статью

Комплекс 9-А-7660 Кинжал, ракета 9-С-7760 / изделие 292

ДАННЫЕ НА 2020 г. (стандартное пополнение)
Комплекс 9-А-7660 "Кинжал", ракета 9-С-7760 / изделие 292

Авиационный ракетный комплекс с аэробаллистической ракетой. Разработан, совместно КБ машиностроения (г.Коломна, ракета, комплекс) и РСК МиГ (самолет-носитель). Предположительно работы над созданием комплекса были начаты в конце 1990-х - начале 2000-х годов, когда возникла идея совмещения возможностей МиГ-31 в качестве самолета-носителя и разгонной ступени с аэробаллистической ракетой. В качестве самолета-носителя используется доработанный самолет МиГ-31БМ - МиГ-31К изделие 06. В качестве ракеты - ракета созданная на базе баллистической ракеты 9М723 ракетного комплекса "Искандер-М". Разработка ракеты начата КБМ в рамках ОКР "292"  не позже 2012 г.

По своим возможностям авиационно-ракетный комплекс предназначен для поражения важных объектов инфраструктуры - командных центров, систем ПВО и ПРО, авиационных баз и т.п. В том числе с применением ядерной боевой части. Возможно также самонаведение ракеты и применение, соответственно, по ограниченно мобильным целям типа соединений кораблей, отдельных кораблей, скоплений техники и т.п.

В выступлении Президента России 1 марта 2018 г. с презентацией ракетного комплекса "Кинжал" сообщалось, что с 1 декабря 2017 г. комплекс приступил к опытно-боевому дежурству на одном из аэродромов Южного военного округа. Предположительно, речь идет о 929-й Государственном лётно-испытательном центре Министерства обороны России, где и выполнялись съемки видео, показанного 01.03.2018 г. Весной 2018 г. начаты эксплуатационные испытания ракетного комплекса в Южном военном округе.  
Западные источники сообщают, что испытания комплекса "Кинжал"  полностью завершатся к 2020 г. и комплекс будет официально принят на вооружение (источник).

В различных публичных непрофессионоальных источниках (многие СМИ, высказывания любителей техники и т.п.) ракету часто называют "Х-47М2". Такого индекса в системе обозначений техники в ВС России не существует и он является вымышленным. История его появления такова: в 2014 г. по ошибке в пересказе выступления главы корпорации "Тактическое ракетное вооружение" в СМИ появилось обозначение "перспективной ракеты для ПАК ФА Х-74М2". В действительности же глава КТРВ вел речь о ракете "воздух-воздух" для ПАК ФА К-74М2 по которой велись в то время работы. После демонстрации видео с ракетным комплексом "Кинжал" 1 марта 2018 г. в "Российской газете" к вечеру 1 марта вышел материал в котором впервые использован индекс "Х-47М2". Вероятно, журналист газеты глядя на опечатку "Х-74М2" в материалах 2014 г. решил переставить цифры в вымышленном индексе и получить тем самым еще один вымышленный индекс, который "может быть похож на правду".

Информация по комплексу без указания источников носит предположительный и гипотетический характер.


Самолет-носитель МиГ-31К (борт №93) с ракетой 9-С-7760 "Кинжал" (кадр видео Министерства обороны России, опубликовано 10.03.2018 г.), 
Автор: DIMMI Создан: 10.03.2018 10:29:20 Комментариев: 117 Читать всю статью

пр.58 - KYNDA

ДАННЫЕ НА 2020 г. (в работе)
пр.58 - KYNDA
"Грозный"
"Адмирал Фокин"
"Адмирал Головко"
"Варяг"

Ракетный крейсер (РКР) 1-го ранга / ракетный эсминец. Проектирование первого в мире ракетного эсминца по пр.58  начато ЦКБ-53 (главный конструктор проекта В.А.Никитин, конструкторы при постройке - А.Л.Фишер и В.Г.Королевич) по Постановлению Совмина СССР №1190-610 от 25.08.1956 г. о создании надводного корабля с новыми видами оружия. В октябре 1956 г. выданы задания на разработку ЗРК М-1 "Волна" и противокорабельной ракеты П-35, которые стали основными боевыми системами нового корабля. Тактико-техническое задание на проектирование корабля утверждено Решением ВМФ и Минсудпрома №1558 от 07.12.1956 г. Разработка эскизного проекта корабля начата ЦКБ-53 по заказу №178772 Управления Кораблестроения ВМФ СССР от 17.12.1956 г. Основные элементы тактико-технического задания на разработку проекта 58 утверждены Постановлением Совмина СССР №483-238 от 30.04.1957 г.

Основное назначение корабля - борьба с крупными кораблями и корабельными группировками потенциального противника, включая авианосные группы. 

Эскизный проект представлен 29.06.1957 г. ЦКБ-53 разработано несколько вариантов эскизного проекта корабля. Лучшим признан вариант компоновки с длинным полубаком и двумя остовами надстроек с двумя башнеподобными мачтами. Впервые на корабле такого класса предусматривалось размещение флагманского командного пункта (ФКП), презназначенного для координации действий группы кораблей по применению ударного вооружения и организации ПВО. Командные пункты (ФКП, ГКП и БИП) располагались не в надстройке, а на нижней палубе корабля. 17.08.1957 г. эскизный проект корабля утвержден решением Главкома ВМФ СССР №779 согласованным с Минсудпромом СССР. 07.09.1957 г. Управление Кораблестроения ВМФ СССР выдало заказ №95619 на разработку технического проекта корабля пр.58. Технический проект представлен ЦКБ-53 31.03.1958 г. и утвержден 15.08.1958 г. решением №С-8/001896 ВМФ и Госкомитета по судостроению Совмина СССР. Основные элементы технического проекта 58 утверждены Постановлением Совмина СССР №1053-502 от 18.09.1958 г. Наконец, 1 сентября 1958 г. ЦКБ-53 приступило к разработке рабочего проекта и выпуску техдокументации проекта 58. 

Первоначальными планами предусматривалось строительство серии в 16 кораблей проекта, но к 1960 г. было принято решение о строительстве только 4 кораблей. Обработка металла для корпуса головного корабля проекта начата на ССЗ им.Жданова в Ленинграде 1 апреля 1959 г. Головной корабль проекта "Грозный" заложен на ССЗ им.Жданова в Ленинграде (ныне "Северная верфь") 23.02.1960 г., спущен на воду 26.03.1961 г. при технической готовности 58,6% и передан ВМФ после испытаний 30.12.1962 г. За время Государственных испытаний головной корабль проекта за 1171 ходовой час прошел 16 679 миль. Всего построено 4 корабля проекта.

22-25 июля 1962 г. в ходе учений "Касатка" на Северном флоте велись ракетные стрельбы с эсминца пр.58 "Грозный", еще проходящего испытания. За стрельбами  с борта крейсера "Адмирал Ушаков" пр.68бис наблюдал генеральный секретарь ЦК КПСС Н.С Хрущев. После успешных ракетных пусков командующий Северным флотом адмирал Касатонов завел разговор о том, что изменение ранга корабля позволило бы улушить ранги и положение офицеров, которые служат на корабле. Н.С.Хрущев согласился с этим и корабль стал крейсером (ист. - Широкорад). Решение объявлено 4 ноября 1962 г.

Все корабли проекта выведены из боевого состава Флота в 1990-2002 годах.


Ракетный крейсер "Грозный" пр.58 - KYNDA после модернизации, Средиземное море, 30.10.1985 г. (фото - US NAVY, http://www.dodmedia.osd.mil/).  
Автор: DIMMI Создан: 09.05.2020 11:50:24 Комментариев: 2 Читать всю статью

Гиперзвуковая ракета КТРВ / ГЗУР (проект)

ДАННЫЕ НА 2020 г. (стандартное пополнение)
Гиперзвуковая ракета КТРВ / ГЗУР (проект)
 
Проект гиперзвуковой крылатой ракеты / гиперзвуковой управляемой ракеты (ГЗУР). НИР по созданию гиперзвуковой крылатой ракеты начата дубненским подразделением (бывшее МКБ "Радуга") "Корпорации Тактическое Ракетное Вооружение" по состоянию на август 2011 г. Генеральный конструктор и генеральный директор корпорации "Тактическое ракетное вооружение" ("ТРВ") - Борис Обносов. К декабрю 2017 г. в источнике говорится о совместной разработке дубненского МКБ "Радуга" и головного отделения КТРВ в г.Королев.

Возможно, при создании новой ракеты будут использованы результаты испытаний по теме НИР "Холод-2" и опыт создания экспериментального гиперзвукового аппарата "Игла" (Центральный Институт Авиационного Моторостроения им.Баранова).

23.04.2013 г. в СМИ заявлено, что к началу лета 2013 г. будет разработана целевая программа создания гиперзвукового оружия корпорации "ТРВ": "На базе корпорации образована постоянно действующая рабочая группа, в рамках которой существует 10 подгрупп по различным направлениям". Летом 2013 г. планируется защитить программу в ВПК при Правительстве России (источник).

28 августа 2013 г. российские СМИ сообщили, что "гиперзвуковая ракета создана корпорацией ТРВ, но пока летает лишь несколько секунд" - так вольно было перефразировано заявление Б.Обносова на авиасалоне МАКС-2013 о том, что в России уже были созданы ракеты, которые несколько секунд могли лететь со скоростью 4.5М (видимо подразумовались испытания ракет Х-90 и "Холод" в 1980-1990-е годы).

Наименование "ГЗУР" впервые упомянуто 22.12.2017 г. в источнике - здесь же приведена информация о том, что ракета, вероятно, проходит испытания и с 2020 г. планируется начать серийное производство ракеты темпами до 50 ед. в год.
Автор: DIMMI Создан: 19.08.2011 14:53:28 Комментариев: 10 Читать всю статью

Комплекс П-800 / 3К55 Оникс / Яхонт - SS-N-26 STROBILE

ДАННЫЕ НА 2013 г. (стандартное пополнение)
Комплекс П-800 / 3К55 "Оникс", ракета 3М55 / К-310 "Оникс" - SS-NX-26 / SS-N-26 STROBILE
Комплекс 3К55Э "Яхонт", ракета 3М55Э "Яхонт" - SS-N-26 STROBILE
Комплекс 3К55Э "Яшма" (экспортный вариант для ПЛ)
Комплекс "Яхонт-А" (авиационный)
 
Противокорабельная крылатая ракета / унифицированная противокорабельная крылатая ракета. Постановление СМ СССР о начале работ по разработке ракеты принято 05.06.1981 г. Эскизный проект разработан и принят НПО "Машиностроение" (ОКБ-52 В.Н.Челомея) 10.03.1982 г. Генеральный конструктор - Г.А.Ефремов, главный конструктор - В.А.Модестов (источник). С 1991 г. группу разработчиков ракеты возглавил главный конструктор направления Вадим Меркулов (источник). В 2011 г. организована группа ведущих конструкторов по теме 3М55 (с Сергеем Бунаковым, Денисом Витушкиным, Юрием Воротынцевым и Алексеем Найденовым).

Испытания ПКР предполагалось начать в 1987 г., но в 1987 г. провден лишь бросковый пуск ракеты 3М55 с МРК "Накат" пр.1234.7, после чего МРК принят на вооружение. В 1991 г. выпущена техническая документация, освоено производство, проведены наземные испытания ракет. В период с 1992 по 1998 г.г. вероятно проводились испытания подводного варианта ПКР "Оникс" на ПЛАРК К-452 пр.06704 (модернизированная ПЛАРК пр.670М), но по состоянию на 2000 г. испытания не завершены и ракета не принята на вооружение. В надводном варианте испытания проводились на МРК "Накат" пр.1234.7 (см.ниже), в 1996 г. комплекс принят в опытную эксплуатацию ВМФ России. В феврале 1998 г. подписано соглашение с Индией на совместное создание ракетного комплекса BrahMos.

После длительных перерывов, государственные испытания на МРК "Накат" пр.1234.7 завершены к концу 2002 г. и Постановлением правительства России от 23.09.2002 г. ПКР 3М55 "Оникс" была принята на вооружение ВМФ. Производство ракет ведется на ПО "Стрела" (г.Оренбург) c 1999 г. (источник). Отличается от других разработок ОКБ-52 выполнением принципа "выстрелил и забыл", "lo-hi-lo" профилем полета и универсальностью применения с любых стартовых платформ (вода, воздух, земля).

Ракета и комплекс "Оникс" предназначены для размещения на надводных (экспортный вариант "Яхонт") и подводных (экспортный вариант "Яшма") судах. Встречалось так же названия комплекса П-800 и П-100.


Пуск ПКР 3М55 "Оникс" с МРК "Накат" пр.1234.7 (http://www.npomash.ru).

ПКР 3М55Э "Яхонт" на одной из выставок (http://www.testpilots.ru)
Автор: DIMMI Создан: 22.01.2009 01:00:35 Комментариев: 25 Читать всю статью

П-1000 Вулкан - SS-N-12 mod.2 SANDBOX

ДАННЫЕ НА 2015 г. (стандартное пополнение)
Комплекс П-1000 "Вулкан", ракета 3М70 - SS-N-12 mod.2 SANDBOX


Противокорабельная крылатая ракета. Разработка комплекса начата НПО "Машиностроения" (ранее - ОКБ-52) В.Н.Челомея (с 1984 г. генеральный конструктор - Г.А.Ефремов) по Постановлению СМ СССР от 17 мая 1979 г. Ракета представляет собой дальнейшее развитие ракеты комплекса П-500 с сохранением пускового оборудования и заметным увеличением дальности действия за счет использования нового стартового двигателя, увеличения объемов топлива маршевой ступени, снижения массы бронирования и других улучшений.

Первый испытательный пуск с наземного стенда СМ-49 в Неноксе - 3 декабря 1982 г. (10 ч 55 мин) - пуск неудачен - стартовый блок не отделился от ракеты, ракета развалилась на части и упала через 8 с полета. Второй пуск - 9 апреля 1983 г. - аналогичный результат на 9 секунде полета. В результате разбора неудачных испытаний установлено, что сбои произошли по вине системы управления ракеты. Третий пуск был успешным (вероятно, июнь 1983 г.). Испытания с ПЛАРК пр.675МКВ начаты 22 декабря 1983 г. Проведение совместных испытаний комплекса П-1000 и ПЛАРК пр.675МКВ - 1985 г. первый пуск в рамках совместных испытаний - 2-х ракетный залп (обе ракеты поразили цель несмотря на сбой работы системы поддержания давления в приборном отсеке и ошибку оператора). Второй пуск в рамках совместных испытаний - 8 ноября 1985 г. - трехракетный залп, на одной ракете был отказ радиолокационного визира (РЛС), две другие ракеты порязили цели. В результате летно-конструкторских и совместных испытаний произведено 18 пусков ракет из которых 11 пусков признаны успешными. Испытания системы управления и контрольно-проверочной аппаратуры завершены в 1985 г. В декабре 1985 г. подписан Акт об окончании совместных испытаний с рекомендацией комплекса П-1000 "Вулкан" к принятию на вооружение с проведением контрольных испытаний в 1986 г. Для проведения контрольных испытаний выделено 8 ракет и планировалось провести 4-х ракетный залп и 4 одиночных пуска ракет с разными программами. Один из одиночный пусков (24 апреля 1986 г.) состоялся со стартовым двигателем ракеты комплекса П-500 по программе системы управления ракеты комплекса П-500. Пуск прошел успешно. 18 и 19 июня 1986 г. прошли два успешных пуска на проверку помехозащищенности ракет. Четырехракетный залп состоялся 4 июля 1986 г. (три ракеты оснащены телеметрическим оборудованием по причине того, что аппаратура на полигоне не могла принять информацию с 4-х ракет). Ракета, не оснащенная телеметрической системой, потеряла управление на подлете к цели, причина не установлена.

В 1986 г. создатели комплекса были удостоены Лененской премии СССР (источник). Комплекс "Вулкан" принят на вооружение 18 декабря 1987 г. Серийное производство ракет комплекса "Вулкан" велось ПО "Стрела" в г.Оренбург. Ракета производилась с 1985 г. по 1992 г.


Ракета 3М70 комплекса П-1000 "Вулкан" (http://www.cruiser-moskva.info).
Автор: DIMMI Создан: 28.08.2010 06:06:38 Комментариев: 33 Читать всю статью

Р-12 / Р-12У - SS-4 SANDAL

ДАННЫЕ НА 2020 г. (стандартное пополнение)
Ракета Р-12 / 8А63 / 8К63 - SS-4 SANDAL
Ракета Р-12У "Двина" / 8К63У
- SS-4 SANDAL

Баллистическая ракета средней дальности. Работа по проектированию ракет на высококипяших компонентах (т.е. жидких при температуре эксплуатации) со сроком хранения в заправленном положении до 1 месяца начата в НИИ-88 по теме НИР Н2 по постановлению Совмина СССР от 4 декабря 1950 г. под общим руководством С.П.Королева. По теме Н2 проводились исследования возможности использования для ракет дальнего действия высококипящих компонентов топлива, в частности азотной кислоты и керосина. С использованием наработок НИИ-88 в инициативном порядке в СКБ-586 под руководством В.С.Будника начата проработка проекта ракеты на высококипящих компонентах в конце 1952 г. Проектирование ракеты велось под использование оснастки, с использованием наработок по ракете Р-5М и практически в её габаритах. В основе работ лежало два постулата: ракета должна иметь автономную систему управления без радиокоррекции и должна длительное время находиться полностью боеготовой в заправленном состоянии. ГАУ Министерства обороны СССР поддержало инициативную разработку.

Постановление Совмина СССР №442-212 от 13 февраля 1953 г. поручало создание ракеты 8А63 СКБ-586. Приказ министра вооружений СССР № 134 о начале работ вышел 20 февраля 1953 г. Тактико-технические требования на ракету 8А63 получены в КБ 14 апреля 1953 г. До 25 декабря 1953 г. защищен эскизный проект ракеты и начато изготовление отдельную её узлов, но финансирование работ СКБ-586 по новой ракете в 1953 г. не осуществлялось. Смежниками СКБ-586 стали: по двигателю - ОКБ-456 (Глушко), по системам управления - НИИ-885 (Пилюгин), по гироскопическим приборам - НИИ-10 (Кузнецов), по стартовой позиции - ГСКБ "Спецмаш" (Бармин).

Отдельная благодарность ABL22 (http://military.tomsk.ru/forum) за помощь в работе над материалом.



Подготовка к пуску с пускового стола ракеты Р-12 (http://www.function.mil.ru).

Автор: DIMMI Создан: 30.07.2010 02:02:04 Комментариев: 71 Читать всю статью

Комплекс K-22, ракета Х-22 - AS-4 KITCHEN

ДАННЫЕ НА 2020 г. (в работе)
Комплекс К-22 "Буря" / Д-2, ракета Х-22 - AS-4 KITCHEN
Комплекс К-22М / Д-2М, ракета Х-22М - AS-4 KITCHEN
 
Авиационный ракетынй комплекс с крылатой ракетой (противокорабельной, для стрельбы по площадям и позже с противорадиолокационной). Разработка комплекса К-22 с самолетом-носителем "105" (будущий Ту-22) начата дубнинским филиалом ОКБ-155 (с 30.04.1966 г. МКБ "Радуга") по Постановлению Совмина СССР №426-201 от 17 июня 1958 г. Главный конструктор - А.Я.Березняк.

Изначально комплекс разрабатывался с двумя вариантами крылатых ракет: с ракетой для поражения высококонтрастных точечных (в т.ч. подвижных) целей, а так же с ракетой для поражения площадных целей с заранее известными координатами. Разработку системы управления и наведения комплекса К-22У вело КБ-1 Государственного Комитета по Радиоэлектронике СССР (главный конструктор В.М. Шабанов, заместители П.Г. Терезовский и П.С Каржавин) в трех вариантах:
  • - с автономным инерциальным счислителем пути ПСИ
  • - с активной радиолокационной ГСН
  • - с пассивной радиолокационной ГСН. Пассивная ГСН должна была наводиться на широкий спектр корабельных радиотехнических устройств - РЛС, средства связи и навигации.

Постановлением Совмина СССР от 21 июля 1959 г. ОКБ-155 предписывалось построить для испытаний 2 ракеты Х-22 в 4-м квартале 1959 г. и 3 ракеты в 1-м квартале 1960 г., а так же представить весь комплекс на совместные с ВВС испытания в 1-м квартале  1961 г.

Первые образцы ракет для проведения испытаний изготовлены в 1962 г. заводом №256 ГКАТ. Испытания ракет были начаты в том же 1962 г. с борта специально переоборудованного самолета-носителя Ту-16К-22. Испытания ракет Х-22 столкнулись со многими трудностями и затянулись. Государственные испытания комплекса К-22 с ракетой Х-22 с активной радиолокационной ГСН и штатным носителем Ту-22К с РЛС ПН завершились только в 1967 г. В этом же 1967 г. комплекс К-22 с самолетом-носителем Ту-22К был принят на вооружение Дальней Авиации  ВВС СССР. Серийный выпуск ракет Х-22 был начат на заводе №256 (с 1966 г. переименован в Долгопрудненский Машиностроительный Завод). Позже выпуск ракет велся так же на машиностроительном заводе в Ульяновске и на других заводах.

Создание и испытания ракеты Х-22ПСИ с инерциальной системой наведения ПСИ затянулись и ракета была принята на вооружение только в 1971 г.

В 1971 г. группа специалистов МКБ "Радуга" во главе с А.Я. Березняком за создание ракеты Х-22 была награждена Государственной премией СССР.

По разработка противорадиолокационного варианта ракеты в 1962 г. было принято отдельное Постановление Совмина СССР, но работы по созданию этого варианта ракеты Х-22 шли с большим трудом и были завершены позже.
 
 
Подвеска ракеты Х-22 под Ту-22КД ( Якубович Н., Сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22. Выпуск 16 "Армада". М., Экспринт, 1999 г.)
 
Автор: DIMMI Создан: 17.02.2009 00:19:02 Комментариев: 11 Читать всю статью

Р-9А / 8К75 - SS-8 SASIN

ДАННЫЕ НА 2019 г. (стандартное пополнение)
Ракета Р-9А / 8К75 - SS-8 SASIN
Ракета Р-9Б / 8К76


Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР). После разработки новых типов ядерных зарядов уменьшенной массы, а так же новых более эффективных типов ЖРД в апреле 1958 г. совет главных конструкторов ОКБ-1 обратился к Правительству СССР с предложением о создании МБР Р-9 на топливе кислород-керосин со стартовой массой около 100 т. Первоначально рассматривалось два проекта ракеты - Р-9А (8К75) с использованием топлива кислород-керосин и Р-9Б (8К76) с топливом керосин-азотная кислота. К окончательной разработке ОКБ-1 был принят вариант ракеты Р-9А - основными причинами были высокие энергетические возможности и низкая токсичность компонентов топлива.

Разработка ракеты начата ОКБ-1 (генеральный конструктор - С.П.Королев) по Постановлению Совмина СССР от 13 мая 1959 г. Планируемый срок сдачи ракеты на вооружение - 1961 г. При эскизном проектировании рассматривалось пять принципиальных схем ракеты, обеспечивающих требуемые характеристики при максимально возможной простоте, мобильности и минимально возможной массе конструкции. Эскизный проект ракеты был завершен в октябре 1959 г. К этому времени были выданы и согласованы задания всем смежным организациям, выпущен комплект рабочих чертежей, изготовлена технологическая оснастка и начато изготовление отдельных агрегатов ракеты. В эскизном проекте было также предусмотрено дальнейшее совершенствование характеристик ракеты Р-9.

Летно-конструкторские испытания ракеты начаты на полигоне Байконур пуском 9 апреля 1961 г. - аварийный, взрыв первой ступени. Первый успешный и второй вообще пуск состоялся 21 августа 1961 г. (25 июля 1961 г. по данным Андреева). На первом этапе испытания ракеты велись первым испытательным управлением полигона Байконур, позже испытания были перенесены на площадку №70 полигона.

Серийное производство ракеты велось в г.Куйбышев на авиазаводе №1 (позже - завод "Прогресс") начиная с 1963 г. (ист. - Гудилин). 14 и 15 декабря 1964 г. начата постановка на боевое дежурство первых четырех ракетных полков с ракетами Р-9А с наземным стартом (по два полка в Козельске и Плесецке). 26 декабря 1964 г. поставлен на боевое дежурство первый полк с ракетами в ШПУ (Козельск). 21 июля 1965 г. МБР Р-9А / 8К75 по результатам третьего этапа летно-конструкторских испытаний (источник) принята на вооружение. Всего за все время на вооружении состояло максимум 29 пусковых установок с МБР Р-9А. Последний комплекс с ракетой Р-9А снят с вооружения в 1976 г.


Установка ракеты Р-9А / 8К75 на стартовый стол. Стартовый комплекс "Десна-Н", Байконур, 1961-1963 г.г. (http://www.energia.ru).
Автор: DIMMI Создан: 02.06.2013 22:35:22 Комментариев: 46 Читать всю статью

15П175 Сирена, ракета 15Ю75 - SS-25 SICKLE

ДАННЫЕ НА 2019 г. (стандартное пополнение)
Комплекс 15П175 "Сирена", ракета 15Ю75 - SS-25 SICKLE


Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) командного ракетного комплекса системы 15Э601 "Периметр-РЦ". Комплекс разработан Московским Институтом Теплотехники (МИТ) на базе ракетного комплекса РС-12М "Тополь".

Назначение системы "Периметр-РЦ": передача приказа на применение ядерного оружия командным пунктам частей и соединений РВСН и других видов стратегических ядерных сил, пусковым установкам и атомным подводным ракетоносцам. Предполагается использование системы в качестве альтернативного канала передачи приказов на случай нарушения обычных коммуникаций. По приказу соответствующего командования производится пуск ракеты, которая совершая полет над территорией страны ведет радиотрансляцию соответствующих кодовых сигналов. В части источников сообщается, что для обеспечения гарантированного выполнения своей задачи система выполнена полностью автоматической, в чем автор MilitaryRussia сильно сомневается.

Испытания командной МБР 15Ю75 начаты на 169-й площадке полигона Плесецк 08.08.1990 г. и завершены к концу 1990 г. Всего в ходе испытаний выполнено четыре пуска МБР. Первый и единственный в РВСН полк оснащенный ПГРК комплекса "Сирена" заступил на боевое дежурство в декабре 1990 г. в 8-й ракетной дивизии РВСН (Юрья, командир полка - полковник С. И. Арзамасцев).

В декабре 2011 года командующий РВСН генерал-лейтенант Сергей Каракаев заявил, что система «Периметр» существует и находится на боевом дежурстве (источник). Считается, что с 1995 по 2005 г.г. как минимум комплекс не стоял на боевом дежурстве.



СПУ 15У128.1 на шасси МАЗ-7912 с ТПК - комплекс "Тополь" (официальное фото из документов по договорам ОСВ, http://www.fas.org).
Автор: DIMMI Создан: 15.02.2019 23:29:10 Комментариев: 1 Читать всю статью

РС-12М Тополь, ракета РТ-2ПМ / 15Ж58 - SS-25 SICKLE

ДАННЫЕ НА 2019 г. (стандартное пополнение)
Комплекс РС-12М / 15П158.1 / 15П158 "Тополь", ракета РТ-2ПМ / 15Ж58 - SS-25 SICKLE / PL-5


Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) / подвижный грунтовый ракетный комплекс (ПГРК). Предварительная проработка проекта комплекса велась с 1975 г. Московским Институтом Теплотехники (МИТ) под руководством Александра Давидовича Надирадзе на базе МБР "Темп-2С" - SS-16 SINNER и БРСД "Пионер" - SS-20 SABER. Главный конструктор с 1987 г. - Борис Лагутин (по 1993 г.). Полноценная разработка МБР "Тополь" для применения в составе ПГРК начата по Постановлению Совмина СССР от 19.07.1976 г. (ист. - Стратегические ракетные). Следующее Постановление Совмина СССР о разработке комплекса "Тополь" с МБР на твердом топливе вышло 19 июля 1977 г.

В 1979 г. начата отработка изготовления зарядов для двигателей второй и третьей ступеней ракеты на Павлоградском химическом заводе (источник).

Первый пуск МБР из специально оборудованной ШПУ выполнялся на полигоне Капустин Яр 27 октября 1982 г. Вероятно, одной из задач пуска была проверка работы стартовых систем и выхода ракеты из ТПК с последующим запуском основного двигателя первой ступени. Пуск оказался неудачным. Летно-конструкторские испытания (ЛКИ) МБР 15Ж58 начались пуском из переоборудованной ШПУ на полигоне Плесецк 08 февраля 1983 г. Пуск был полностью успешным. Всего в 1983-1984 г.г. состоялось 12 пусков по программе ЛКИ. Все пуски выполнялись на полигоне Плесецк. Зачетный пуск программы ЛКИ состоялся 20 ноября 1984 г.

Серийное производство ракетного комплекса "Тополь" начало по Постановлению Совмина СССР от 28.12.1984 г. (ист. - Стратегические ракетные). Ракета серийно производилась Воткинским машиностроительным заводом с 1985 г. Самоходные пусковые установки комплекса производились заводом "Баррикады" (г.Волгоград). В 1984 г. началось строительство сооружений стационарного базирование и оборудование маршрутов боевого патрулирования ПГРК. Объекты размещались в тех дивизиях РВСН, где снимались с боевого дежурства МБР РТ-2П, МР-УР-100 и УР-100Н. Одновременно ПГРК комплекс разворачивались в позиционных районах БРСД "Пионер" (ист. - Стратегические ракетные).

На боевое дежурство первый дивизион ПГРК 15П158.1 "Тополь" заступил 23 июля 1985 г. в составе полка РВСН в Йошкар-Оле Марийской АО СССР (источник). До конца 1985 г. на боевое дежурство заступил еще один пол ПГРК (ист. - Стратегические ракетные). Первый полк РВСН с ракетами РС-12М, укомплектованный мобильным полковым командным пунктом "Барьер" (источник), был поставлен на боевое дежурство 28 апреля 1987 г. в районе г. Нижний Тагил и 27 мая 1988 г. на боевое дежурство был поставлен первый ракетный полк с модернизированным мобильным полковым командным пунктом "Гранит" (источник), базирование - г. Иркутск (источник). Комплекс МБР "Тополь" был принят на вооружение РВСН СССР 1 декабря 1988 г. (источник).

С 1997 г. идет постепенная замена МБР РС-12М на МБР РС-12М2 "Тополь-М" и РС-24 "Ярс".


АПУ 15У168 комплекса 15П158 "Тополь" на учениях выпускников Серпуховской военной академии РВСН, публикация 12.12.2013 г. (фото - Константин Семенов, http://tvzvezda.ru/).
Автор: DIMMI Создан: 03.11.2011 17:27:39 Комментариев: 185 Читать всю статью

Ту-22М - BACKFIRE

ДАННЫЕ НА 2019 г. (стандартное пополнение)
Ту-22М0 / самолет АМ / изделие 45-00 - BACKFIRE-A
Ту-22М1 / изделие 45-01 - BACKFIRE-A
Ту-22М2 / изделие 45-02 / Ту-26 - BACKFIRE-B
Ту-22М3 / изделие 45-03 - BACKFIRE-C
 

Ту-22М4 / изделие 45-04 - BACKFIRE-C mod.
Ту-22М5
Ту-22МР / изделие 45-09 - BACKFIRE-D
Ту-22М3М / изделие 45-03М - BACKFIRE-E
 
     

Средний бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла, носитель крылатых ракет. Разработан ОКБ-156 А.Н.Туполева. Главные конструкторы - изначально - Д.С.Марков, с 1992 г. - Б.Е.Леванович. По состоянию на 2013 г. главный конструктор Ту-22М3, Ту-22МР и модификаций - Александр Юрьевич Коренев (источник). Разработка самолета "АМ" / "изделие 45" начата по Постановлению СМ СССР № 1098-378 от 28.11.1967 г. на базе проекта самолета "145" и декаларировалась как глубокая модернизация Ту-22К с установкой на самолет крыла с изменяемой геометрией. Постановлением устанавливался срок готовности самолета - ко второму кварталу 1969 г. Макетная комиссия приняла эскизный проект в октябре-ноябре 1967 г. Одновременно было принято решение строить опытную серию в десять самолетов Ту-22М0 на Казанском авиационном заводе им.С.П.Горбунова (ныне - КАПО им.С.П.Горбунова) с двумя вариантами космоновки хвостовой части саолета - без пушечной установки и с нею.

Первый прототип Ту-22М / "изделие 45-00" выпущен 10 апреля 1969 г. и совершил первый полет 30 августа 1969 г. (командир экипажа - В.П.Борисов). До конца 1972 г. завершен выпуск опытных Ту-22М0. Самолеты использовались для проведения испытаний и доводки проекта. Пять самолетов Ту-22М0 поступили в Рязанский центр боевой подготовки и применения ДА СССР.

Решение о модернизации и создании самолета Ту-22М1 принято в декабре 1969 г., проектирование велось в 1970 г., а 28 июля 1971 г. совершен первый  полет первого Ту-22М1 и начато  производство малой серии предсерийной  машины Ту-22М1 (1971 г., 9 шт., в строевые часи ВВС не поступали, как и Ту-22М0). Первый полет серийной модификации Ту-22М2 - 7 мая 1973 г. Серийное   производство Ту-22М2 начато в 1972 г.  Поступление в части ВВС Ту-22М2 началось в 1975 г. Официально Ту-22М2 принят на  вооружение  в августе 1976  г. Производство  велось на Казанском авиазаводе  №22 им.С.П.Горбунова. Подробней см. раздел Модификации (ниже).

Существует альтернативная версия строительства Ту-22М0 (ист. - http://aviaforum.ru) согласно которой первые два прототипа Ту-22М / "изделие 45" построены опытным производством ОКБ А.Н.Туполева - заводом №156 (ММЗ "Опыт", г.Москва). Первый Ту-22М / "изделие 45" выпущен 10 апреля 1969 г. и ныне находится в киевском музее авиации с бортовым №156 красный. Мы придерживаемся официальной точки зрения.
 

Ту-22М3 BACKFIRE-C, борт №11 красный (http://www.airwar.ru)
Автор: DIMMI Создан: 30.08.2009 16:44:27 Комментариев: 202 Читать всю статью

пр.636 - Improved KILO

ДАННЫЕ НА 2019 г. (стандартное пополнение)
пр.636 / пр.636М / пр.06361 - Improved KILO
пр.06363 - Improved KILO-II

Большая дизель-электрическая подводная лодка (тип "Б"). Проект подводной лодки разработан для поставок на эксплот в Китай на базе проекта 877М - Improved KILO. Проектирование велось ЦКБ" Рубин", главный конструктор проекта - Ю.Н.Кормилицын, по состоянию на конец 2013 г. (или ранее) - Игорь Молчанов. По сравнению с базовыми модификациями пр.877 лодки пр.636 отличаются установкой нового поколения бортового оборудования и широким использованием звукопоглощающих технологий. Головная лодка пр.636 - Б-466 (будущая "Yuan Zhend 66 Hao" ВМС Китая) заложена на Адмиралтейских верфях под заводским №01616 16 июня 1996 г. Лодка спущена на воду 26 апреля 1997 г. и сдана Флоту 26 августа 1997 г. Передача лодки ВМС Китая состоялась12 ноября 1997 г. В те годы производственный цикл лодок проекта составлял чуть больше года.  В первой половине 2000-х годов производственный цикл увеличился до 1.5-2 лет и к началу 2010-х годов составлял уже от 2.5 до 4 лет.


Подводная лодка "Новороссийск" пр.06363 выходит на второй этап заводских ходовых испытаний, 21 июля 2014 г. ("Адмиралтеец" №13 / 2014 г.).
Автор: DIMMI Создан: 24.02.2013 21:45:09 Комментариев: 18 Читать всю статью

РДС-4 (1953 г.)

ДАННЫЕ НА 2019 г. (стандартное пополнение)
РДС-4 "Татьяна"
РДС-4М


Тактическая атомная бомба с зарядом имплозивного типа с фокусирующей системой из обычного взывчатого вещества разработки КБ №11 Лаборатории измерительных приборов №2 АН СССР (с 1950 г. КБ передано в структуру Первого Главного Управления при Совмине СССР).

Постановлением Совета министров ССР №1989-773 от 10.06.1948 г. перед КБ-11 ставилась задача произвести до 1 апреля 1949 г. расчетно-теоретические исследования по возможности создания зарядов РДС-3, РДС-4, РДС-5 и водородного заряда РДС-6.

Бомба впервые успешно испытана на Семипалатинском полигоне сбросом с самолета-носителя Ил-28 23 агуста 1953 г. Сброшенная с высоты 11000 м бомба взорвалась на высоте 600 м. Мощность взрыва составила 28 кт.

В 1953-1954 годах на полигонных испытаниях проводились исследования, связанные с уменьшением необходимой для создания заряда массы остродефицитного плутония (в связи нехваткой делящихся материалов). Полученные результаты заложили основу для дальнейших проработок и оптимизации массы плутония и энерговыделения заряда на принципе имплозии. Был разработан вариант заряда РДС-4, получивший обозначение РДС-4М. Он содержал меньшее количество делящихся материалов и, соответственно, имел меньшую мощность. Кроме бомбы с РДС-4М была разработана модификация головной части баллистической ракеты Р-5М, а также боевая часть фронтовой крылатой ракеты КС-7 на подвижной стартовой установке (источник).

В 1954 г. бомба и заряд РДС-4 были приняты на вооружение и стала первой серийной атомной бомбой (источник). Серийное производство РДС-4 было налажено на заводе  №551 (ныне ЭМЗ "Авангард") в Арзамасе-16 и позже на Приборостроительном заводе в г. Златоуст-20.

Ядерный заряд РДС-4 использован в качестве первой ступени термоядерного заряда  РДС-37.

В источниках встречается идентификация РДС-4 как "изделие 244Н", что является ошибочной идентификацией.


Бомба РДС-4 в музее (г.Саров, http://www.vniief.ru/).

Автор: DIMMI Создан: 27.10.2019 02:23:37 Комментариев: 5 Читать всю статью

РДС-1 / изделие 501

ДАННЫЕ НА 2019 г. (стандартное пополнение)
РДС-1 / С-1 / изделие 501


Первая отечественная атомная бомба. Атомная бомба РДС-1 разработана КБ №11 Лаборатории измерительных приборов №2 АН СССР (с 1950 г. КБ передано в структуру Первого Главного Управления при Совмине СССР) в соответствии с научно-техническими требованиями научного руководителя работ по созданию атомного оружия академика Курчатова (Лаборатория измерительных приборов №2 АН СССР, создана в феврале 1943 г.) и главного конструктора КБ-11 Ю.Б.Харитона. 20 августа 1945 г. при Государственном Комитете Обороны СССР создан специальный комитет по созданию отечественного атомного оружия, председатель комитета - Л.П.Берия. 30 августа 1945 г. для практической реализации задачи создания атомного оружия при Совете Народных коммисаров СССР создано Первое Главное Управление, руководитель - Б.Л.Ванников. 10 декабря 1945 г. состоялось первое заседание научно-технического совета ПГУ. 9 апреля 1946 г. по Постановлению Совмина СССР №805-327сс/оп "Вопросы Лаборатории №2" создано КБ-11, главный конструктор - Ю.Б.Харитон.

При создании первой отечественной атомной бомбы широко использовались данные разведки - в частности, подробная схема американской атомной бомбы, которая была передана советской разведке Клаусом Фуксом. Ценность полученной от Фукса информации была подтверждена Ю.Б.Харитоном впервые на конференции первых разработчиков ядерного оружия, которая проходила во ВНИИЭФ в апреле 1992 г., а затем в статье в газете "Известия" от 8 декабря 1992 г. (источник). Разработка систем бомбы велась отечественными учеными, но получение разведданных о подобных работах в США позволило значительно ускорить разработку, хотя и привело к преемственности технических решений.


Академик Ю.Б.Харитон в музее РФЯЦ-ВНИИЭ у корпуса бомбы РДС-1. Музей ядерного оружия РФЯЦ-ВННИЭФ, 1993 г. (http://rusarchives.ru/school).
Автор: DIMMI Создан: 16.03.2013 16:58:37 Комментариев: 35 Читать всю статью

Каталог военной техники:



Наши партнеры:






free counters

Последние комментарии

Господа, возможно кто-нибудь знает какое диапазон рабочих частот у ЗРК "Куб" М3/М4?
darksky 2018-07-24 19:20
Пусть будет - SA-6 In detail
Sierra 2017-04-09 17:47
Димми ,есть такой вопросВ ходе серийного производства «Куба» с 1967 по 1983 гг...
sivuch 2016-08-28 12:36
Вот такой вот .... :crazy:
Sierra 2011-04-28 22:48
Николай Wrote:народ! Подскажите где можно найти/скачать схему или чертеж комплекса...
DIMMI 2011-01-30 02:28
SA-6 in Syria[ img ]
rambo54 2011-01-22 17:03
Straight Flush Radar / US equipment / Nellis range[ img ]
rambo54 2011-01-22 03:32
Что-то точно есть + в бумаге у меня много всего за последние годы
DIMMI 2010-11-05 18:13
Димми, а книжку не кидал по нему? Или статью?
Sierra 2010-11-05 03:02