MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.) | Статьи

РПК-2 Вьюга-65, ракета 81РТ

ДАННЫЕ НА 2018 г. (стандартное пополнение)
РПК-2 "Вьюга-65" / Д-90Т, ракета 81РТ


Ракетный противолодочный комплекс для применения с подводных лодок. По идеологии комплекс подобен противолодочному комплексу Subrock (США) и создавался по аналогии с ним. Разработка комплекса начата по Постановлению Совета министров СССР №111-463 от 13 октября 1960 г. "О создании новых противолодочных ракетных комплексов". Разработка изначально велась под шифром Д-90 в ОКБ-9 (г.Свердловск), генеральный конструктор - Федор Федорович Петров, ведущий конструктор - Н.Г.Кострулин. Вариант ракеты калибром 533 мм получил обозначение Д-90С ("спецзаряд"), вариант калибра 650 мм - Д-90Т ("торпедный"). В ОКБ-9 разработан эскизный проект ракеты с решетчатыми рулями, двигатель для ракеты, проведены экспериментальные исследования - были получены положительные результаты испытаний по движению на начальном участке, на переходном участке и на воздушном участке (источник). План проведения экспериментальных исследований и разработки эскизного проекта комплекса "Вьюга" (тема Б-XII-54) утвержден 31.01.1961 г. ВПК при Совмине СССР. Разработку ядерной боевой части вело ВНИИА (главный конструктор А.А.Бриш), разработка системы управления ракет велась НИИ-25 (позже переименовано в НИИП, главный конструктор А.С.Абрамов). Разработка испытательных стендов В-1 (переработанный плавстенд ПСД-4 от ракеты Р-21) и опытовой подводной лодки для проведения испытаний велась СКБ-143 (главный конструктор А.В.Кутейников).

Для комплекса создавалось два типа ракет с разными ТТХ - для пуска из 533 мм торпедных аппаратов "Вьюга-53" / 81РА и для 650 мм ТА - "Вьюга-65" / 81РТ. Расшифровка обозначений: "РА" - ракета атомная, "РТ" - ракета с торпедой. В первую очередь была начата разработка комплекса "Вьюга-65" как более сложного.

План график испытаний ракеты калибра 533 мм принят в 1963 г. после утверждения эскизного проекта. 20 июля 1964 г. по решению ВПК при Совмине СССР в связи с неудовлетворительными результатами работы по комплексу вместе с группой конструкторов (ОКБ-9-II) переведены в ОКБ-8 (г.Свердловск, позже - ОКБ "Новатор"), главным конструктором комплекса назначен Л.В.Люльев. Перевод темы в ОКБ-8 закреплен решением ВПК от 28 января 1965 г.


Ракета 81РТ (внизу) комплекса "Вьюга-65" (рисунок А.В.Карпенко, http://bastion-karpenko.ru)
Автор: DIMMI Создан: 18.11.2018 09:41:41 Комментариев: 1 Читать всю статью

РПК-2 Вьюга, ракета 81Р - SS-N-15 STARFISH

ДАННЫЕ НА 2018 г. (стандартное пополнение)
РПК-2 "Вьюга", ракета Д-90 / 81Р / 81РА / "Вьюга-53" - SS-N-15 STARFISH


Ракетный противолодочный комплекс для применения с подводных лодок. По идеологии комплекс подобен противолодочному комплексу Subrock (США) и создавался по аналогии с ним. Разработка комплекса начата по Постановлению Совета министров СССР №111-463 от 13 октября 1960 г. "О создании новых противолодочных ракетных комплексов". Разработка изначально велась под шифром Д-90 в ОКБ-9 (г.Свердловск), генеральный конструктор - Федор Федорович Петров, ведущий конструктор - Н.Г.Кострулин. Вариант ракеты калибром 533 мм получил обозначение Д-90С ("спецзаряд"). В ОКБ-9 разработан эскизный проект ракеты с решетчатыми рулями, двигатель для ракеты, проведены экспериментальные исследования - были получены положительные результаты испытаний по движению на начальном участке, на переходном участке и на воздушном участке (источник). План проведения экспериментальных исследований и разработки эскизного проекта комплекса "Вьюга" (тема Б-XII-54) утвержден 31.01.1961 г. ВПК при Совмине СССР. Разработку ядерной боевой части вело ВНИИА (главный конструктор А.А.Бриш), разработка системы управления ракет велась НИИ-25 (позже переименовано в НИИП, главный конструктор А.С.Абрамов). Разработка испытательных стендов В-1 (переработанный плавстенд ПСД-4 от ракеты Р-21) и опытовой подводной лодки для проведения испытаний велась СКБ-143 (главный конструктор А.В.Кутейников).

Для комплекса создавалось два типа ракет с разными ТТХ - для пуска из 533 мм торпедных аппаратов "Вьюга-53" / 81РА и для 650 мм ТА - "Вьюга-65" / 81РТ. Расшифровка обозначений: "РА" - ракета атомная, "РТ" - ракета с торпедой. В первую очередь была начата разработка комплекса "Вьюга-65" как более сложного.

План график испытаний ракеты калибра 533 мм принят в 1963 г. после утверждения эскизного проекта. 20 июля 1964 г. по решению ВПК при Совмине СССР в связи с неудовлетворительными результатами работы по комплексу вместе с группой конструкторов (ОКБ-9-II) переведены в ОКБ-8 (г.Свердловск, позже - ОКБ "Новатор"), главным конструктором комплекса назначен Л.В.Люльев. Перевод темы в ОКБ-8 закреплен решением ВПК от 28 января 1965 г.


Ракета 81РА комплекса РПК-2 "Вьюга" - SS-N-15 STARFISH (http://forums.airbase.ru, 2009 г.).
Автор: DIMMI Создан: 05.02.2011 20:50:41 Комментариев: 11 Читать всю статью

пр.949А Антей - OSCAR-II

ДАННЫЕ НА 2017 г. (стандартное пополнение)
пр.949А "Антей" - OSCAR-II
К-148 "Краснодар"
К-173 "Красноярск"
К-132 "Иркутск"
К-119 "Воронеж"
К-410 "Смоленск"
  К-442 "Челябинск"
К-456 "Тверь"
К-266 "Орел"
К-186 "Омск"
К-141 "Курск"
  К-150 "Томск"
К-139 "Белгород"
К-135 "Волгоград"
К-160 "Барнаул"
 
пр.949У "Атлант" - OSCAR-II+
пр.949АМ (I)
пр.949АМ (II)

Атомная подводная лодка с противокорабельными крылатыми ракетами (ПЛАРК). Проект разрабатывался ЛМПБ "Рубин" под руководством главного конструктора П.П.Пустынцева, главный конструктор по ракетному комплексу "Гранит" - В.Н.Челомей. В августе 1977 г. после смерти Пустынцева главным конструктором стал И.Л.Баранов. Заместитель главного конструктора - О.А.Гладков (1983 г.). Проект 949А явился развитием проекта 949 с дополнительным отсеком прочного корпуса и обновленной компоновкой. Первоначальными планами предусматривалась постройка большой серии в 20 ПЛАРК проекта 949 - с учетом двух построенных ПЛАРК пр.949, вероятно, велось строительство серии в 18 ПЛАРК пр.949.

30 декабря 1980 г. головная ПЛАРК пр.949 К-525 принята в состав ВМФ СССР, а ракетный комплекс "Гранит" принят на вооружение ВМФ СССР Постановлением Совмина СССР от 12 марта 1983 г. Головная ПЛАРК нового пр.949А - К-148 - заложена в цеху №55 ПО "Севмаш" 22 июля 1982 г. Лодка выведена из цеха и спущена на воду 3 марта 1985 г. и вошла в состав Флота 30 сентября 1986 г.

Лодки проекта во Флоте имеют неофициальное название "Батон" - за форму корпуса и внушительность размеров.


ПЛАРК пр.949А OSCAR-II (http://forums.airbase.ru).
Автор: DIMMI Создан: 24.11.2011 13:51:20 Комментариев: 37 Читать всю статью

РПК-7 Ветер - SS-N-16 STALLION (1984 г.)

ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение)
Комплекс РПК-7 "Ветер", ракеты 86Р, 88Р, 100РУ - SS-N-16 STALLION



Ракетный противолодочный комплекс для применения с подводных лодок. Создание комплекса начато ОКБ-9 (МКБ "Новатор") по Постановлению СМ СССР от декабря 1969 г. Главный конструктор - Л.В.Люльев. Постановлением СМ СССР №302-116 "О развитии работ по созданию подводного оружия" от 4 мая 1976 г. оговаривались сроки завершения разработки комплекса и принятия его на вооружение. Для испытаний комплекса из ПЛ пр.633 переоборудованы опытовые ПЛ пр.633РВ С-49 (1973 г.) и С-11 (1982 г.) - лодки переоборудованы по типу пр.613РВ. На опытовых ПЛ пр.633РВ проведены заводские, летно-конструкторские и государственные испытания ракет. Комплекс принят на вооружение в 1984 г.


На пирсе перед погрузкой на ПЛАРК "Тверь" пр.949А ракеты комплексов "Водопад" и РПК-7 "Ветер", 2015 г. (фото - С.Коновалов, https://structure.mil.ru).

Автор: DIMMI Создан: 13.02.2011 02:15:22 Комментариев: 21 Читать всю статью

Система А-135 Амур / 5Ж60 / РТЦ-181

ДАННЫЕ НА 2018 г. (стандартное пополнение)
Система ПРО А-135 "Амур-П" / 5Ж60П (полигонный образец)
Система ПРО А-135 "Амур" / РТЦ-181 / 5Ж60


Многоканальная система ПРО Центрального промышленного района и города Москва. Проработка модернизированного варианта системы ПРО А-35 - системы А-35М велась НИО-4 ОКБ-30 под руководством Г.В.Кисунько с середины 1960-х годов до его отстранения в 1975 г.

Согласно воспоминаниям первого командующего войсками ПРО и ПКО Ю.В.Вотинцева (ист. - Рубежи) летом 1967 г. комиссией ВПК при Совете министров СССР рассмотрены эскизные проекты перспективных систем ПРО с различными РЛС (основой любой системы ПРО является РЛС с вычислительным центром):
  • - система "Аврора" с РЛС "Истра" (Г.В.Кисунько)
  • - проекта системы с многофункциональной РЛС "Дон-Н" (А.Л.Минц)
  • - РЛС "Неман" (Ю.Г.Бурлаков)
Согласно эскизного проекта РЛС "Дон-Н" являлась секторной многофункциональной РЛС обнаружения баллистических целей и наведения противоракет с ФАР. Судя по всему, в качестве основной для будущей системы ПРО А-135 была выбрана именно РЛС "Дон-Н" и по всем РЛС было принято решение о строительстве и испытаниях полигонных образцов. По итогам Госиспытаний в 1980 г. для использования в системе ПРО А-135 из трех РЛС - "Неман", "Дон-2НП" и "Истра-2" - для дальнейшей реализации окончательно выбрана РЛС "Дон" (ист. - Технологии радиолокации).

Параллельно с Г.В.Кисунько работы по предварительному обоснованию создания новой системы ПРО второго поколения по указанию министра В.Д.Калмыкова были начаты в конце 1968 г. группой Минрадиопрома СССР под руководством А.Г.Басистова. К концу 1969 г. концепция двухэшелонной системы ПРО в общих чертах согласована с Министерством Обороны СССР. Предполагалось применение противоракет с ядерными БЧ.

В 1970 г. тематика ПРО полностью перешла под контроль Минрадиопрома СССР - 17 января 1970 г. образовано специализированное ЦНПО "Вымпел" (ПРО, системы предупреждения  о ракетном нападении и контроля космического пространства), руководитель научно-технического центра ЦНПО "Вымпел" - А.Г.Басистов. Проработка будущей системы ПРО в НТЦ ЦНПО "Вымпел" велась по теме НИР "Фон-1".

Постановление Совмина СССР №376-119 о создании системы ПРО А-135 со стрельбовым комплексом дальнего перехвата "Амур" и полигонным опытным образцом "Амур-П" вышло 10 июня 1971 г. Первый проект системы ПРО А-135 разработан ЦНПО "Вымпел" в 1971 г. под руководством А.Г.Басистова. Проектом предусматривалось создание трех стрельбовых комплексов "Амур" на расстоянии 600-800 км от Москвы и трех комплексов ближнего перехвата системы С-225, что позволило бы минимизировать ущерб от использования в дальнем эшелоне ПРО противоракет с ядерными БЧ и повысить надежность перехвата атакующих боеголовок. В декабре 1971 г. завершены аванпроект системы А-135 (НИИ радиоприборостроения - НИИРП - Минрадиопрома СССР) и аванпроект стрельбового комплекса "Амур" (НТЦ ЦНПО "Вымпел", главный конструктор - А.Г.Басистов).


РЛС "Дон-2Н" / PILL BOX системы ПРО А-135, пос.Софрино-1, 28.12.2011 г. (автор фото - Леонид Варламов, http://mmet.livejournal.com).
Автор: DIMMI Создан: 05.11.2018 12:25:05 Комментариев: 4 Читать всю статью

ОКР Мозырь / Камчатская ПРО

ДАННЫЕ НА 2018 г. (стандартное пополнение)
ОКР "Мозырь" / изделие "171" / "Камчатская ПРО"


Комплекс активной защиты шахтных пусковых установок (ШПУ) МБР РВСН. Разработка комплекса активной защиты ШПУ МБР от атаки БЧ баллистических ракет (в т.ч. МБР) велась КБ машиностроения (г.Коломна) под общим руководством С.П.Непобедимого с середины 1970-х годов. Главный конструктор КАЗ - Н.И.Гущин. В 1979 г. отдел КБМ, который занимался созданием КАЗ изделие "171" возглавил В.М.Кашин (руководил отделом в 1979 по 1985 г.г.). Создание комплекса непосредственно курировалось Министром обороны СССР Д.Ф.Устиновым и считается, что комплекс создавался для защиты будущих ШПУ МБР Р-36М2 "Воевода".

Хотя создание инфраструктуры для испытаний комплекса было начато в 1980-1981 г.г., но Постановление Совмина СССР о разработке и испытаниях в реальных условиях на полигоне Кура экспериментального комплекса вышло только в 1984 г. В создании системы задействовано 250 предприятий 22-х министерств. Вероятно, во второй половине 1980-х годов - начале 1990-х годов опытный образец КАЗ ШПУ МБР проходил испытания на полигоне Кура на п-ове Камчатка (в/ч 25522, Ключи-1).

Для проведения испытаний на полигоне Кура, вероятно, в период с 1985 по 1988 г.г. была построена имитация шахтной ПУ МБР типа ОС и вокруг ШПУ был размещен опытный образец комплекса активной защиты. В ходе испытаний в конце 1980-х годов был впервые осуществлен маловысотный неядерный перехват имитатора боевого блока МБР, запущенной с полигона Плесецк (по др.данным с Байконура). Так же некоторые поздние источники сообщают, что подобных перехватов выло осуществлено несколько (ист. - Гундаров).

Государственные испытания экспериментальной установки изделие "171" завершены в сентябре 1991 г. (ист. - Гундаров). Финансирование работ прекращено в августе 1991 г. Данная разработка не противоречила Договору об ограничении ПРО 1972 г. В 2012 г. в СМИ появилась информация о возможном возобновлении работ по разработке КАЗ ШПУ МБР.

Данные по КАЗ "Мозырь" во многом носят неподтвержденный и вероятностно-предположительный характер. Многие выводы по фукционированию КАЗ сделаны путем предположений. Название "изделие 171" упоминается некоторыми поздними источниками (ист. - Гундаров).


Принципиальная схема комплекса активной защиты ШПУ МБР изделие "171" / ОКР "Мозырь" (http://militaryrussia.ru).

Автор: DIMMI Создан: 15.11.2011 01:51:28 Комментариев: 302 Читать всю статью

Триада-2С / Триада-2.3

ДАННЫЕ НА 2018 г. (стандартное пополнение)
Комплекс "Триада-2С" / "Триада-2.3"


Комплекс РЭБ для поражения спутников связи. ОКР по созданию комплекса начата в 2001 г. Комплекс создается в двух вариантах - мобильном и стационарном (источник).

В августе 2018 г. подписан контракт на поставку комплексов "Триада-2С" в Вооруженные Силы России. Серийное производство комплексов ведет завод "Электроприбор" (г.Владимир). начало поставок комплекса ожидается в 2018 г.

27 октября 2018 г. сообщается, что комплекс "Триада-2С" как минимум уже приступил к прохождению Госиспытаний, а возможно они уже завершены (источник).
Автор: DIMMI Создан: 27.10.2018 23:56:35 Комментариев: 1 Читать всю статью

Ан-124 Руслан - CONDOR

ДАННЫЕ НА 2018 г. (стандартное пополнение)
Ан-124 / Ан-124-100 "Руслан" / изделие 400 - CONDOR


Тяжелый транспортный самолет. Разработан ОКБ им.О.К.Антонова (ныне - ГП "Антонов", Украина), главный конструктор - П.В.Балабуев. После появления информации о разработке в США широкофюзеляжного тяжелого транспортного самолета C-5A Galaxy ЦК КПСС и Совет министров СССР в Постановлении №564-180 от 21.07.1966 г. «Об основных направлениях развития авиационной техники и вооружения на 1966-1970 г.г.» поставили задачу создания транспортных самолетов в грузоподъемностью до 100-120 тонн. Во исполнение этого Постановления на Киевском Механическом заводе (позже ОКБ им.О.К.Антонова, ныне ГП "Антонов") началась проработка проектов нового самолета.

В 1967 г. был представлен технический проект "122", который представлял из себя развитие Ан-22. Через три года КБ представило аванпроекты еще двух самолетов: четырехдвигательного Ан-124 (грузоподъемность 120 тонн) и шестидвигательного Ан-126 (грузоподъемность 140 тонн). В феврале 1972 г. было принято решение реализовать проект "124". Он обеспечивал переброску почти всей номенклатуры техники и вооружения Сухопутных войск, Военно-воздушных сил, ПВО и даже РВСН. По расчетному транспортному потенциалу проект Ан-124 превосходил американский C-5A Galaxy на 25% (источник).

В итоге, начато создание тяжелого транспортного самолета для обеспечения крупномасштабных операций ВДВ СССР, а так же для транспортировки ракетных комплексов разного назначения вплоть до БРСД "Пионер" и МБР "Тополь". Первый полет прототипа Ан-124 совершил 24 декабря 1982 г. в Киеве. Серийное производство начато в 1984 г. на АНТК им.Антонова в Киеве и позже развернуто в России на ульяновском авиазаводе (ЗАО "Авиастар-СП"). В январе 1987 г. самолет принят на вооружение военно-транспортной авиации ВВС СССР и начал поступать в части.

Серийное производство в России велось на ЗАО "Авиастар-СП" в Ульяновске по 2004 г. В феврале 2006 г. началась подготовка к возобновлению серийного производства самолета на ОАО "Авиастар", но уже к лету 2006 г. программа была заморожена. Всего за все время было построено 56 самолетов. Ан-124 установил 30 мировых рекордов грузоподъемности, высоты с коммерческой нагрузкой, скорости и дальности полета.

На Западе до первого публичного показа проект был известен как "An-40 CONDOR". По умолчанию приводятся данные Ан-124 / Ан-124-100.


Художественное представление транспортировки на Ан-124 ПГРК БРСД "Пионер" (Soviet Military Power, 1980-е годы).
Автор: DIMMI Создан: 11.02.2012 23:58:39 Комментариев: 14 Читать всю статью

Х-59МК2 - AS-22

ДАННЫЕ НА 2018 г. (в работе)
Ракета Х-59МК2 - AS-22

Крылатая ракета воздушного базирования. Разработка ракеты начата МКБ "Радуга" (ныне входит в концерн КТРВ) предположительно в начале 2010-х годов на базе ракеты Х-59МК. Ракета предназначена для поражения целей с заранее известными координатами и является аналогом ракет AGM-158 JASSM, Scalp EG/Storm Shadow и Taurus (источник). Конструктивно ракеты выполнена с учетом требований к снижению радиолокационной заметности, а так же с обеспечением применения ракеты с подвеской во внутренних отсеках самолетов-носителей.

В феврале 2018 г. в ходе войсковых испытаний ракет Х-59МК2 были успешно проведены боевые пуски ракет в Сирии с самолетов-носителей Су-57 - об этом 25 мая 2018 г. на коллегии Министерства обороны заявил министр обороны России С.К.Шойгу.



Макет ракеты Х-59МК2 на авиасалоне МАКС-2015 (фото Саида Аминова, https://saidpvo.livejournal.com).
Автор: DIMMI Создан: 03.06.2018 14:50:00 Комментариев: 1 Читать всю статью

9К317М Бук-М3, ракета 9М317М

ДАННЫЕ НА 2017 г. (стандартное пополнение)
Комплекс 9К317М "Бук-М3" / "ЗРК СД", ракета 9М317М



Зенитный ракетный комплекс средней дальности / ЗРК оперативного (армейского) звена ПВО сухопутных войск. Разработка комплекса ведется НИИ Приборостроения им.В.В.Тихомирова. Главный конструктор ЗРК Е.А.Пигин. Разработка ЗРК начата в 1990 г. (ист. - История...). В декабре 1992 г. Президентом России Б.Н.Ельциным подписано распоряжение о модернизации ЗРК "Бук" (источник).

Испытания ЗРК с пусками ракет велись на полигоне Капустин Яр в 2005-2011 годах. В 2006 г. появилась информация о том, что комплекс проходит заводские испытания (источник). Согласно годовому отчету за 2011 г. концерна ПВО "Алмаз-Антей" в 2011 г. проведены государственные испытания ЗРК 9К317М с ЗУР 9М317М (источник). В том числе, успешный пуск по БПЛА-мишени "Рейс" был проведен 14.12.2011 г. (источник). По данным на 2012 г. - государственные испытания ЗРК продолжаются (источник), хотя позже сообщается, что государственные испытания ЗРК успешно завершены в 2011 г. (ист. - История...).

Ракета комплекса 9М317М впервые показана на международной выставке Defendory International - 2006 в Греции, как ЗУР перспективного комплекса "Бук-М3"  (источник).

В сентябре 2007 г. предполагалось принять комплекс на вооружение в 2009 г. (источник, источник), но эти планы не были реализованы. По итогам 2012 г. в первой половине 2013 г. планировалось начать серийное производство средств комплекса (источник), но в конце 2013 г. в СМИ заявлено, что поступление ЗРК "Бук-М3" в ВС России планируется на 2016 г. (источник). Первые бригадный комплект серийных ЗРК "Бук-М3" планировалось поставить вооруженным силам России в 2016 г. В итоге, в октябре 2016 г. в ВС России поставлен первый дивизион ЗРК "Бук-М3" (источник).

Ракета 9М317М производится Долгопрудненским НПП как минимум с 2006г.

В СМИ и не только встречалось обозначение комплекса "РВЗ СД" (видимо, "ракета войсковая зенитная средней дальности"), которое не является официальным и действительно существующим.


Самоходная огневая установка (СОУ) ЗРК 9К317М "Бук-М3" с габаритно-массовыми макетами ТПК на испытаниях на полигоне Капустин Яр (История отечественной радиолокации. М., Столичная энцеклопедия, 2014 г.).

Автор: DIMMI Создан: 29.12.2013 23:42:57 Комментариев: 37 Читать всю статью

Р-36М2 / РС-20В Воевода - SS-18 mod.5-6 SATAN

ДАННЫЕ НА 2016 г. (стандартное пополнение)
Комплекс 15П018М "Воевода", ракета Р-36М2 / 15А18М / РС-20В / моно ГЧ 15Ф175 - SS-18 mod.5 SATAN / TT-09
Комплекс 15П018М "Воевода", ракета Р-36М2 / 15А18М / РС-20В / РГЧ ИН 15Ф173 - SS-18 mod.6 SATAN

Автор первоначальной статьи: Максим Пашнев (г.Обнинск), 2012 г.

Межконтинентальная баллистическая ракета четвертого поколения. Комплекс и ракета разработаны в Конструкторском Бюро "Южное" (г. Днепропетровск, Украина) под руководством академика АН СССР В.Ф.Уткина в соответствии с тактико-техническими требованиями Министерства обороны СССР и Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 769-248 от 09.08.1983 г. Главные конструкторы - С.И.Ус и В.Л.Катаев. В.Л.Катаева после перевода в аппарат ЦК КПСС заменил В.В.Кошик. Комплекс "Воевода" создан в результате реализации проекта многостороннего совершенствования комплекса стратегического назначения тяжелого класса Р-36М-УТТХ / 15П018 с МБР тяжелого класса 15А18 и предназначен для поражения всех видов целей, защищенных современными средствами ПРО, в любых условиях боевого применения, в т.ч. при многократном ядерном воздействии по позиционному району (гарантированный ответный удар, ист. - Стратегические ракетные). 

В июне 1979 г. в КБ "Южное" было разработано техническое предложение по ракетному комплексу "Воевода" с тяжелой жидкостной МБР четвертого поколения под индексом 15А17. Эскизный проект ракетного комплекса с МБР Р-36М2 "Воевода" (индекс МБР был изменен на 15А18М с целью обеспечения выполнения требований договора ОСВ-2) разработан в июне 1982 года.


Пуск штатной ракеты Р-36М2. Вероятно, один из пусков на продление гарантийного срока хранения. (фото из архива пользователя Радиант, http://russianarms.mybb.ru).
Автор: DIMMI Создан: 02.10.2011 22:17:16 Комментариев: 162 Читать всю статью

РДС-6

ДАННЫЕ НА 2017 г. (стандартное пополнение)
РДС-6
РДС-6т
РДС-6с


Первый в мире боевой термоядерный заряд / бомба с термоядерным зарядом. Разработан КБ-11 (ныне - ВНИИЭФ, г.Саров), начальники теоретических секторов разработки - Я.Б.Зельдович (РДС-6т) и А.Д.Сахаров (РДС-6с), главный конструктор и научный руководитель КБ-11 - Ю.Б.Харитон.

В 1945 г. И.В.Курчатов по каналам разведки получил информацию об исследованиях по термоядерной проблеме, ведущихся в США, которые были начаты в 1942 г. по инициативе Эдварда Теллера. Его идеи обсуждались с ведущими участниками «Манхэттенского проекта» и сложились в целостную концепцию к концу 1945 г. По данной концепции водородная бомба называлась «Классическим супером». По заданию И.В.Курчатова в декабре 1945 г. группа советских физиков под руководством Ю.Б.Харитона выполнила предварительный анализ возможностей создания термоядерного оружия. О результатах этой работы 17 декабря 1945 г. Я.Б.Зельдович доложил техническому совету при Спецкомитете. Далее группа из Института Химфизики АН СССР (Я.Б.Зельдович, А.С.Компанеец и С.П.Дьяков) начала исследования одного из возможных вариантов развития термоядерной реакции. Этот вариант (РДС-6т, «труба») был выбран на основе данных разведки. Поступающая информация о «сверхбомбе» не могла не вызвать серьёзную озабоченность у руководства СССР (ист. - Веселовский).

С 1946 г. группа Я.Б.Зельдовича (А.С.Компанеец и С.П.Дьяков) из Института химической физики проводила расчеты термоядерной детонации дейтерия. 23 апреля 1948 г. Л.П.Берия поручил Б.Л.Ванникову, И.В.Курчатову и Ю.Б.Харитону проанализировать материалы разведки по системе Фукса-фон Неймана, переданные Клаусом Фуксом. Заключение по материалам было представлено 5 мая 1948 г. Постановлением Совмина СССР от 10.06.1948 г. было задано создание атомных бомб РДС-2, РДС-3, РДС-4, РДС-5 и водородной бомбы РДС-6 (ист. - Андрюшин). 8 февраля 1948 г. было принято Постановление СМ СССР «О работе КБ-11», в котором предусматривалось командирование Я.Б.Зельдовича на «объект». Появление информации от К.Фукса заставило форсировать эти работы (ист. - Веселовский).

На основе экспертизы Б.Л.Ванникова, И.В.Курчатова и Ю.Б.Харитона И.В.Сталин утвердил 10 июня 1948 г. мероприятия, призванные в течение года дать заключение о реальности создания водородной бомбы. В Физическом институте им. П.Н.Лебедева АН СССР была создана группа теоретиков под руководством И.Е.Тамма, куда вошли А.Д.Сахаров, В.Л.Гинзбург, Ю.А.Романов, С.З.Беленький и Е.С.Фрадкин (ист. - Веселовский). Осенью 1948 г. А.Д. Сахаров независимо от Эдварда Теллера приходит к идее гетерогенной схемы с чередующимися слоями из дейтерия и U-238 («слойка»). Лежащий в ее основе принцип ионизационного сжатия термоядерного горючего называют “сахаризацией” (“первая идея”). В конце 1948 г. В.Л.Гинзбург предложил использовать в качестве термоядерного горючего дейтирид лития 6 ("вторая идея"). По указанию Б.Л. Ванникова 8 мая 1949 г. Ю.Б.Харитон подготовил заключение, отметив, что основная идея предложения А.Д.Сахарова «чрезвычайно остроумна и физически наглядна» и поддержал работы по «слойке» (ист. - Андрюшин И.А., Илькаев Р.И....).

26 февраля 1950 г. вышло Постановление Совмина СССР №827-303сс/оп "О работах по созданию РДС-6" (ист. - Гончаров Г.А...). Которое обязывало Первое главное управление (ПГУ), Лабораторию № 2 АН СССР и КБ-11 провести расчетно-теоретические, экспериментальные и конструкторские работы по созданию изделия РДС-6с («Слойка») и РДС-6т («Труба»). В первую очередь должно было быть создано изделие РДС-6с с тротиловым эквивалентом 1 млн т. и с массой до 5 т. Постановление предусматривало использование трития не только в конструкции РДС-6т, но и в конструкции РДС-6с. Был установлен срок изготовления 1-го экземпляра изделия РДС-6с - 1954 г. Научным руководителем работ по созданию изделий РДС-6с и РДС-6т был назначен Ю.Б. Харитон, его заместителями И.Е.Тамм (РДС-6с) и Я.Б.Зельдович (РДС-6т). В части, касающейся РДС-6с, постановление обязывало изготовить к 1 мая 1952 года модель изделия РДС-6с с малым количеством трития и провести в июне 1952 года полигонное испытание этой модели для проверки и уточнения теоретических и экспериментальных основ РДС-6с. К октябрю 1952 года должны были быть представлены предложения по конструкции полномасштабного изделия РДС-6с. Постановление предписывало создать в КБ-11 расчетно-теоретическую группу для работ по РДС-6с под руководством И.Е.Тамма (ист. - Андрюшин И.А., Илькаев Р.И....).

В тот же день вышло и Постановление Совмина СССР № 828-304 «Об организации производства трития». Вскоре были приняты Постановления Совмина СССР об организации производства дейтерида лития-6 и строительство специализированного реактора по наработке трития (ист. - Андрюшин И.А., Илькаев Р.И....). 


Бомба с зарядом РДС-6с в Музее РФЯЦ-ВНИИЭФ, г.Саров (http://wsyachina.narod.ru/).
Автор: DIMMI Создан: 13.03.2014 00:57:52 Комментариев: 11 Читать всю статью

Ракетный комплекс Кинжал

ДАННЫЕ НА 2018 г. (требуется пополнение)
Ракетный комплекс "Кинжал"


Авиационный ракетный комплекс с аэробаллистической ракетой. Разработан, вероятно, Корпорацией Ракетное Тактическое Вооружения (головная организация по комплексу) совместно с КБ машиностроения (г.Коломна, ракета) и РСК МиГ с КБ ПО "Сокол" (самолет-носитель). Предположительно работы над созданием комплекса были начаты в конце 1990-х - начале 2000-х годов.

В качестве самолета-носителя используется доработанный МиГ-31БМ. В качестве ракеты - аэробаллистическая ракета созданная предположительно  на базе баллистической ракеты 9М723 ракетного комплекса "Искандер-М".

По своим возможностям авиационно-ракетный комплекс может предназначаться для поражения важных объектов инфраструктуры с заранее известными координатами - командных центров, систем ПВО и ПРО, авиационных баз и т.п. В том числе с применением ядерной боевой части.

Информация по комплексу без указания источников носит предположительный и гипотетический характер.


Самолет-носитель МиГ-31БМ с ракетой комплекса "Кинжал" на взлете с аэродрома Ахтубинск. Предположительно 2015-2017 г.г. (видео впервые показано 01.03.2018 г., http://mil.ru).
Автор: DIMMI Создан: 10.03.2018 10:29:20 Комментариев: 125 Читать всю статью

Х-59 Овод - AS-13 KINGBOLT

ДАННЫЕ НА 2016 г. (стандартное пополнение)
Х-59 "Овод" / изделие "Д-9" - AS-13 KINGBOLT


Тяжелая тактическая управляемая ракета. Разработка ракеты велась МКБ "Радуга" начиная с 1980 г. (в некоторых источниках указано, что с 1973 г.). Разработка ракеты велась с использованием технологического задела ракеты с телевизионной системой наведения Х-29Т и с использованием некоторых решений отработанных на ракете Х-58. Телевизионная система наведения налагала свои ограничения на скорость полета ракеты, связанные со скоростью реакции оператора наведения. Ракета предназначалась для высокоточного поражения важных тактических объектов прикрытых ПВО.

В 1982 г. были начаты испытания комплекса Су-17М4-59 с самолетом-носителем Су-17М4, ракетой Х-59 м аппаратурным контейнером АПК-9. Эта система ракетного вооружения уже отрабатывалась на бомбардировщике Су-24, однако не была доведена из-за дефектов в части управления. Полученный от Министерства обороны Су-17М4 (№16-09) доработали весьма оперативно, в течение месяца с небольшим, и к концу октября 1982 г. вывели на испытания. Ракета Х-59 подвешивалась на правом подфюзеляжном узле при помощи катапультного устройства АКУ-58, контейнер с аппаратурой управления размещался рядом на левой точке. Облет самолета был произвести летчиком-испытателем ОКБ А.А. Ивановым 1 ноября 1982 г. В рамках заводского этапа испытаний в течение 1982-1983 г.г. были выполнены 86 полетов и семь практических пусков ракет. Испытания Х-59 на Су-17М4 были начаты 28 сентября 1983 г. Затем последовали специальные летные испытания в ГНИКИ ВВС, по программе которых произвели еще 64 полета и девять пусков, правда, только 39 полетов признали зачетными. Полеты выполнялись летчиком ОКБ И.В. Вотинцевым, от ГНИКИ ВВС летали В.А. Олейников, Ю.В. Жуков и В.И. Мостовой (ист. - Марковский).

При некоторых стрельбах достигались заметные успехи: достигались попадания в щит мишени с точностью метр-полтора от "креста", правда, применять Х-59 можно было исключительно днем, при хорошей видимости и контрастности цели (иначе ее толком нельзя было разглядеть на экране, не то что осуществить наведение). Предусмотренное автономное управление для выхода в район цели с последующим ее поиском оказалось не очень надежным, уступая ручному режиму на всем маршруте полета с выводом ракеты на цель. При испытаниях наилучшие результаты достигались при наведении с помощью заметных линейных ориентиров, типа реки, железной дороги или шоссе, выводивших к цели, в противном случае ее обнаружение было проблематичным. Был случай, когда при очередном этапе испытаний на Су-24М зачетная стрельба оказалась под вопросом – мишень было не отыскать на безнадежно ровных просторах степи под Ахтубинском. Проявив смекалку, испытательная бригада одолжила в соседнем колхозе трактор, пропахав в направлении цели полосу в несколько километров. Взрытая черная земля, тянувшаяся к мишени, на экране наведения смотрелась контрастной четкой линией и стала надежным "указующим перстом", позволив решить задачу (ист. - Марковский).

Испытания ракет Х-59 с самолетом-носителем Су-17М4 были успешно завершены к 1984 г. (источник) и ракета была рекомендована для оснащения истребителей-бомбардировщиков ВВС СССР. Применение ракеты Х-59 на Су-17М4 будучи весьма крупным изделием пяти с лишним метров длиной, размещаемая на фюзеляжных узлах ракета едва не касалась земли. Испытания этого ракетного комплекса показали его перспективы, но в серию на Су-17М4 такой вариант вооружения не передавался. Положительному решению препятствовала невысокая надежность системы, страдавшей множеством дефектов. Министерство обороны было за внедрение Х-59, однако с условием дальнейшего увеличения дальности. ОКБ начало проработку документации для закладки в серии, тем не менее, в конце концов, решили ограничиться использованием ракеты на бомбардировщике Су-24М, где функции оператора наведения выполнял штурман (ист. - Марковский).

В 1984 г. за создание "высокоточного авиационного комплекса Х-59" разработчикам была присуждена Государственная премия СССР. Вероятно, ракета Х-59 принята на вооружение ВВС СССР в 1984-1985 г.г. Серийное производство ракеты велось на Смоленском авиазаводе.


Управляемая ракета Х-59 - AS-13 KINGBOLT (http://www.modellmix.su).
Автор: DIMMI Создан: 01.04.2016 22:42:14 Комментариев: 11 Читать всю статью

Ракета 9М730 / Крылатая ракета с ЯЭУ

ДАННЫЕ НА 2018 г. (требуется пополнение)
Ракета 9М730 - SSC-X-9
 
Экспериментальная крылатая ракета - прототип стратегической крылатой ракеты с ядерной энергетической установкой. Разработка ведется предположительно ОКБ "Новатор" (г.Екатеринбург).

"В конце 2017 г. на Центральном полигоне Российской федерации состоялся успешный пуск ракеты с ЯЭУ. В ходе полета ЭУ вышла за данную мощность и обеспечила необходимый уровень тяги. Проведенные летные испытания вкупе с наземными испытаниями позволяют перейти к созданию стратегического комплекса ЯО с ракетой с ЯЭУ" (ист. - В.В.Путин, 01.03.2018 г.). Известно, что обеспечение испытаний осуществлялось самолетами наблюдения ЛИИ им.Громова (источник).

Все сведения указанные в настоящей статье носят предположительный и гипотетический характер и основаны на выводах автора, если не указан источник информации. Индекс "9М730" взят из СМИ (источник).



Пуск крылатой ракеты 9М730 с ЯЭУ из полигонной пусковой установки. Предположительно полигон Новая земля, осень-зима 2017 г. (видео впервые показано 01.03.2018 г., http://mil.ru).
Автор: DIMMI Создан: 04.03.2018 23:25:02 Комментариев: 222 Читать всю статью

Ту-160 - статус, источники

ДАННЫЕ НА 2018 г. (стандартное пополнение)
Ту-160 BLACKJACK - статус, источники:

 

Первый прототип будущего вновь произведенного Ту-160М - Ту-160 серийный номер 804 сборки 2017 г., выкатка из цеха КАПО им.Горбунова, г.Казань, 16.11.2017 г. (источник).

 
Статус: СССР и Россия:
 
Реестр Ту-160 неофициальный, по данным СМИ и других публичных источников (с) 2009-2018 г.г., http://militaryrussia.ru, ссылка при использовании обязательна:
Автор: DIMMI Создан: 25.09.2009 23:26:07 Комментариев: 1 Читать всю статью

Комплекс БраМос / BrahMos, ракета СК310 / PJ-10

ДАННЫЕ НА 2018 г. (стандартное пополнение)
Комплекс "БраМос" / BrahMos, ракета СК310 / BrahMos PJ-10
ОКР "Альянс"
Ракета BrahMos block I
Ракета BrahMos block II
Ракета BrahMos block III
Ракета СК-310А / BrahMos-A(авиационная)
 
Противокорабельная крылатая ракета / крылатая ракета для стрельбы по наземным целям. Аналог отечественной крылатой ракеты "Яхонт" / "Оникс" разработки НПО "Машиностроение" (ОКБ-52 В.Н.Челомея) выпускаемый и развиваемый для разных платформ совместным российско-индийским предприятием "BrahMos Aerospace Pvt. Ltd." (образовано 12.02.1998 г.). В 1999 г. начаты работы по комплексу в смежных конструкторских бюро (например, НПО "Искра"). Впервые макет ракеты показан на авиасалоне МАКС-2001. Испытания ракет BrahMos начаты не позже 2001 г., а в январе 2004 г. начато их совместное серийное производство. Ракета BrahMos морского базирования в варианте ПКР (для надводных кораблей) принята на вооружение ВМС Индии в 2006 г. Поступление в части береговой обороны Индии ракетных комплексов наземного базирования началось в 2007 г.

Планируется принять на вооружение разные варианты ракет (по базированию) - сухопутного базирования (колесный транспортер с ТПК вертикального пуска, принят на вооружение), авиационный вариант (носители - Су-30МКИ и др.самолеты ВВС Индии), комплекс для кораблей (принят на вооружение) и подводных лодок ВМС Индии. Индийская сторона занимается созданием системы управления комплекса. Часть комплектующих для ракет BrahMos производит НПО "Стрела" (г.Оренбург, производство ракет). Возможности совместного производства по состоянию на 2009 г. оцениваются в 200 ПКР в год (2005-2006 г.г. - 100 шт в год). Комплекс предлагается на экспорт. Многие характеристики идентичны характеристикам ПКР "Яхонт" / "Оникс".


Пуск ракеты BrahMos block III на полигоне Покхаран в Раджастане, 18.11.2013 г. (фото - Министерство обороны Индии via http://ria.ru).
Автор: DIMMI Создан: 05.09.2010 02:54:01 Комментариев: 66 Читать всю статью

Система А, ракета В-1000 - GAFFER

ДАННЫЕ НА 2018 г. (стандартное пополнение)
Система "А", ракета В-1000 - GAFFER



Опытная многоканальная универсальная полигонная система ПРО. Головной разработчик - СКБ-30 (подразделение КБ-1 по вопросам ПРО, позже - НИИ радиоприборостроения - НИИРП, ныне входит в ГСКБ "Алмаз-Антей"), главный конструктор - Г.В.Кисунько. НИР по созданию опытного комплекса "А" велись с 1953-1954 г.г. Разработка  прототипа РЛС слежения  за баллистическими ракетами (станция РЭ в шарообразном обтекателе) начата в 1956 г. По результатам исследований 3 февраля 1956 г. Г.В.Кисунько сделал доклад по возможности создания системы ПРО в Президиуме ЦК КПСС. Эскизный проект системы ПРО "А" был готов  в  марте 1956 г.

Постановление Совмина СССР о создании опытной системы ПРО "А" и полигона для её испытаний в пустыне Бетпак-Дала (полигон Сары-Шаган) вышло 17 августа 1956 г. Постановлением предусматривалась разработка экспериментальной системы ПРО в следующей кооперации:
- главный конструктор системы "А" и экспериментальной РЛС РЭ назначен Г.В.Кисунько (СКБ-30 / НИИРП);
- разработка противоракеты В-1000 - главный конструктор П.Д.Грушин (ОКБ-2);
- разработка проектов РЛС дальнего обнаружения поручена А.Л.Минцу и А.И.Бергу (по другим данным А.Л.Минцу и В.П.Сосульникову);
- разработка РЛС вывеода противоракет - С.П.Рабинович;
- разработка центральной вычислительной станции - С.А.Лебедев;
- разработка системы передачи данных - Ф.П.Липсман;
- разработка пусковой установки противоракеты - И.И.Иванов;
Заместителем главного конструктора системы "А" по системе наведения противоракет с 1955 г. был О.В.Голубев.


Памятник ракете В-1000 на штатной ПУ СМ-71П в г.Приозерске, полигон Сары-Шаган (http://militaryrussia.ru/forum).
Автор: DIMMI Создан: 28.03.2010 15:55:57 Комментариев: 48 Читать всю статью

Х-45 Молния

ДАННЫЕ НА 2018 г. (стандартное пополнение)
Ракета Х-45 "Молния"


Противокорабельная ракета большой дальности воздушного базирования. Проектирование ракеты Х-45 с использованием наработок по ракете Х-33, которая создавалась ОКБ П.О.Сухого для вооружения самолета-носителя Т-4 начато в 1968 г. (ист. - Экспозиция) ОКБ-155 (МКБ "Радуга"), где работу по теме Х-45 возглавили А.Я.Березняк, Г.К.Самохвалов и В.А.Ларионов (главный конструктор). В январе 1970 г. заказчику представлен эскизный проект ракеты.

Ракета предназначалась для поражения авианосцев в составе авианосной ударной группы или соединения отдельных кораблей, а так же для поражения наземных радиоконтрастных целей.

В 1964 г. производстве ракет Х-33 планировалось разверуть на заводе №51 им. Лавочкина, но в 1965 г. решением ВПК было предписано подготовить серийное производство ракеты предприятиям МАП СССР под руководством завода №51. По проекту ракеты Х-45 МКБ "Радуга" еще до завершения проектирования - в 1969 г. - начата передача документации на Дубненский машиностроительный завод. Опытная серия ракет находилась в производстве. Согласно некоторым источникам, испытания ракеты были начаты, но не были завершены. Разработка проекта прекращена в 1975 г. (ист. - Экспозиция).

По умолчанию данные ракеты Х-45.


Макет ракеты Х-45 в открытой части экспозиции музея МКБ "Радуга", фото с экспозиции в "Музее археологии и краеведения г.Дубны" (21.10.2017 г., flateric).
Автор: DIMMI Создан: 14.02.2013 18:40:39 Комментариев: 38 Читать всю статью

НИР Вест (проект)

ДАННЫЕ НА 2018 г. (стандартное пополнение)
НИР "Вест"


Проект баллистической ракеты для базирования на подводных лодках (БРПЛ). Работы по аванпроекту ракеты велись в рамках НИР "Вест"  ОКБ-385 (ныне - ГРЦ им.Макеева) во второй половине 1980-х годов. Согласно источникам, изучалось создание относительно малогабаритной ракеты с моноблочной боевой частью. Разработка ракеты, испытания и принятие на вооружение планировались в рамках программы вооружения Флота на 1991-2000 г.г.

Есть вероятность того, что ракета, разрабатывавшаяся по НИР "Вест" могла лечь в основу первоначального варианте технического предложения на разработку ракетного комплекса Д-35, которое прорабатывалось ГРЦ им. В.П.Макеева в 1986-1987 г.г. по заданию ВМФ СССР. Для несения комплекса планировалась разработка ПЛАРБ пр.935 "Борей-2" с 12 БРПЛ (источник).

Работы по НИР "Вест" были прекращены не дойдя до стадии ОКР - проект был закрыт 27 июля 1989 г. решением заместителя Главнокомандующего ВМФ СССР. Одновременно была закрыта и разработка ПЛАРБ пр.935 «Борей-2» (источник).


Модель подводной лодки пр.935 в музее ГРЦ "Рубин" (http://forums.airbase.ru).
Автор: DIMMI Создан: 05.01.2018 02:31:17 Комментариев: 5 Читать всю статью

Каталог военной техники:



Наши партнеры:






free counters

Последние комментарии

"существует мнение, что и сами ракеты были ничем иным как макетами - т.к. есть сомнения...
OlegOleg 2015-10-12 16:43