| ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение) Индексы ракетных комплексов РВиА СВ ВС РФ
Индексы ракетных комплексов по состянию на 2020 г.: | | | | | ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение) Комплекс 8П767, ракета Р-36 / 8К67 - SS-9 mod.1 / mod.2 SCARP Комплекс 8П767П, ракета Р-36П / 8К67П - SS-9 mod.4 SCARP
Тяжелая межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) второго поколения. Ракета разработана ОКБ-586 (с 1966 г. - КБ "Южное", г.Днепропетровск, генеральный конструктор - М.К.Янгель). После появления в США тяжелой МБР "Титан-2" ОКБ-586 в первой половине 1961 года вышло с инициативой создания новой тяжелой МБР на базе МБР Р-16 с превосходящими "Титан-2" характеристиками. Разработка ракеты была задана Постановлением Совмина СССР №346-160ссов “О важнейших разработках межконтинентальных баллистических и глобальных ракет и носителей тяжелых космических объектов” от 16.04.1962 г. Постановление давало старт разработке трех вариантов ракеты: межконтинентальному, орбитальному и космическому. В качестве МБР с двумя типами специальных зарядов Р-36 должна была иметь дальность 12000 км с тяжелой БЧ и 16000 км с легкой БЧ. Планировалось начать летные испытания МБР Р-36 в 4-м кв. 1963 года, а испытания орбитального варианта ракеты начать в 3-м кв. 1964 года (ист. - Горбулин). Решения апрельского Постановления были конкретизированы в Постановлении Совмина СССР №1021-436сс от 12.05.1962 г. Ведущим конструктором ракеты назначен заместитель генерального конструктора КБ "Южное" М.И.Галась.
При создании МБР Р-36 создавалась следующая кооперация предприятий: - ОКБ-586 - комплекс 8П767 вцелом, ракета и рулевые двигатели маршевых ступеней - завод №586 - изготовление ракет для экспериментальной отработки и последующей серии - ОКБ-456 - маршевые двигателеи обоих ступеней - НИИ-692 ("Хартрон") - система управления ракетой и наземная проверочно-пусковая аппаратура - НИИ-885 - система радиокоррекции - НИИ-944 под руководством В.И. Кузнецова (ныне НИИПМ им. академика В.И. Кузнецова) - командные гироприборы - КБ-11 (ВНИИЭФ) - специальные заряды и автоматика головных частей - ОКБ-586 - комплекс средств преодоления ПРО - ЦКБ-34 - шахтная пусковая установка и командный пункт ракетного комплекса - КБТХМ - система заправки ракетного комплекса - НИИАП - система боевого управления
Основные особенности тяжелой МБР Р-36 / 8К67: - два типа моноблочных ГЧ с комплексом средств преодоления ПРО (КСП ПРО); - автономная система управления позволяющая выполнить удаленное управление пуском ракет из ШПУ с доворотом ракет на нужный азимут после выхода из ШПУ, что обеспечивает прицеливание ракет по любому азимуту; - использование в качестве окислителя азотного тертоксида; - плотная компоновка топливного отсека 2-й ступени - единый топливный отсек с разделением окислителя и горючего промежуточным днищем; - применение прессованных химфрезетованных панелей и пустотелых шпангоутов в конструкции топливных баков обеспечило экономию массы; - выполнен горячий наддут топливных баков из газогенераторов, работающих на компонентах основного топлива; - для исключения невесомости запуск маршевого двигателя 2-й ступени производится при заранее запущенном рулевом двигателе ступени; - за счет ампулизации топливной системы обеспечен большой срок хранения и высокая боеготовность ракеты; - повышена выживаемость ракетного комплекса при первом ударе за счет рассредоточения ШПУ типа ОС.
Постановлениями задавалось создание тяжелой МБР с комбинированной системой управления - автомномной инерциальной с радиокоррекцией. Ракета предназначалась для поражения особо важных целей мощными термоядерными зарядами, применяемыми в сочетании с комплексом средств преодоления ПРО противника. До 1965 г. МБР создавалась в конкуренции с тяжелой МБР УР-200 ОКБ-52 Челомея. При проектировании ракеты использовался ряд конструктивных решений, отработанных и проверенных на тяжелых ракетах первого поколения Р-16 и Р-16У, а также на ракете Р-26. Предполагалось применять ракеты из групповых ШПУ - в 1963 году такой вариант развертывания был отвергнут и на полигоне Байконур началось строительство одиночных ШПУ типа ОС. Один из первых пусков ракеты Р-36 комплекса 8К67 / SS-9 SCARP с легкой ГЧ с наземного стартового стола (обработка MilitaryRussia.ru) | | | | | ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение) Комплекс 15П018М "Воевода", ракета Р-36М2 / 15А18М / РС-20В / моно ГЧ 15Ф175 - SS-18 mod.5 SATAN / TT-09 Комплекс 15П018М "Воевода", ракета Р-36М2 / 15А18М / РС-20В / РГЧ ИН 15Ф173 - SS-18 mod.6 SATAN Автор первоначальной статьи: Максим Пашнев (г.Обнинск), 2012 г.
Межконтинентальная баллистическая ракета четвертого поколения. Комплекс и ракета разработаны в Конструкторском Бюро "Южное" (г. Днепропетровск, Украина) под руководством академика АН СССР В.Ф.Уткина в соответствии с тактико-техническими требованиями Министерства обороны СССР и Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 769-248 от 09.08.1983 г. Главные конструкторы - С.И.Ус и В.Л.Катаев. В.Л.Катаева после перевода в аппарат ЦК КПСС заменил В.В.Кошик. Комплекс "Воевода" создан в результате реализации проекта многостороннего совершенствования комплекса стратегического назначения тяжелого класса Р-36М УТТХ / 15П018 с МБР тяжелого класса 15А18 и предназначен для поражения всех видов целей, защищенных современными средствами ПРО, в любых условиях боевого применения, в т.ч. при многократном ядерном воздействии по позиционному району (гарантированный ответный удар, ист. - Стратегические ракетные).
В июне 1979 г. в КБ "Южное" было разработано техническое предложение по ракетному комплексу "Воевода" с тяжелой жидкостной МБР четвертого поколения под индексом 15А17. Эскизный проект ракетного комплекса с МБР Р-36М2 "Воевода" (индекс МБР был изменен на 15А18М с целью обеспечения выполнения требований договора ОСВ-2) разработан в июне 1982 года. Одновременно, а июне 1982 г. выпущен и эскизный проект системы управления комплекса МБР.
Пуск штатной ракеты Р-36М2. Вероятно, один из пусков на продление гарантийного срока хранения, 2000-е годы, Яснево (https://missilery.info/, обработано). | | | | | ДАННЫЕ НА 2024 г. (в работе) Комплекс Д-8 "Скат", ракета УР-100М
Баллистическая ракета для подводных лодок (БРПЛ). Разработка велась ОКБ-52 под общим руководством В.Н.Челомея. В феврале 1962 г. на заседании Совета обороны СССР в Пицунде В.Н.Челомей выступил с предложением о создания универсальной МБР УР-100 ("универсальная ракета") с дальностью полета 11000 км. Предлагалось одной ракетой решить три задачи: 1. Массовое развертывание универсальной МБР наземного базирования УР-100 в качестве ответа на развертывание в США МБР «Минитмен»; 2. Использование ракеты УР-100 в стратегической системе ПРО "Таран" в качестве дальнего эшелона системы ПРО; 3. Использование МБР УР-100М ("морской") для размещения на подводных лодках.
Морской ракетный комплекс Д-8 с баллистической ракетой УР-100 прорабатывался ОКБ-52 совместно с главным конструктором ЦКБ-18 (ЦКБ МТ «Рубин») П.П.Пустынцевым, который отвечал за разработку подводной лодки-носителя ракетного комплекса "Скат". С учетом дальности действия ракеты УР-100 (11000 км) возникло предложение о размещении районов базирования будущих ПЛ-носителей во внутренних водах СССР, а так же об упрощении требований к ПЛ-носителям - предлагалось размещать ракеты на неатомных лодках-носителях с надводным стартом. Лодки-носители могли выполняться менее сложными и дорогостоящими с упрощенными тактико-техническими характеристиками по глубине погружения и скорости хода. Предполагалось, что водоизмещение такой лодки-носителя составит 5000 т (по первоначальному проекту), лодка будет иметь небольшой экипаж. Также предполагалось , что новая ПЛ будет иметь более высокий коэффициент боевого напряжения, чем традиционные ПЛРБ.
Постановление ЦК КПСС и Совмина СССР №389-140 о создании ракетного комплекса УР-100 с упрощенным шахтным стартом с ампулизированной универсальной ракетой УР-100 вышло 30 марта 1963 г. 3 июля 1963 г. принято Решение №134 ВПК при Совмине СССР о разработке предэскизного проекта морской версии МБР УР-100. Проект комплекса Д-8 был конкурентом проекта комплекса Д-9 с межконтинентальной БРПЛ КБ машиностроения (г.Миасс).
Разработка ракетного комплекса велась следуюшей кооперацией предприятий: - комплекс Д-8 и морская МБР УР-100М - ОКБ-52 - маршевые двигателеи первой ступени - ОКБ-154 под руководством С.А.Косберга и А.Д. Конопатова - маршевый и рулевой двигатели второй ступени - ОКБ-117 под руководством С.П. Изотова (ныне ГУНПП «Завод им. В.Я. Климова) - система управления комплекса - НИИ-885 (НИИ АП) под руководством Н.А. Пилюгина - командные приборы - НИИ-944 под руководством В.И. Кузнецова (ныне НИИПМ им. академика В.И. Кузнецова) - термоядерные боевые части - НИИ-1011 (ныне - ВНИИТФ) - транспортно-пусковой контейнер (ТПК) - филиал № 2 ОКБ-52 - подводные лодки-носители - ЦКБ-18 (ЦКБ МТ "Рубин"), главный конструктор П.П.Пустынцев.
Ракета УР-100 создавалась как легкая ампулизированная МБР с двигателями на высококипящих долгохранимых компонентах топлива. В начале 1964 г. в ЦКБ-18 велись работы по проработке проектов носителей БРПЛ УР-100М.
К концу 1964 г. результате рассмотрения предложений по комплексам Д-8 и Д-9 на Совете Обороны СССР, предпочтение было отдано ракетному комплексу Д–9 и все работы по проектам связанным с морской ракетой УР-100 были свернуты.
Морская баллистическая ракета УР-100М ( ист. - Карпенко А.В.) | | | | | ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение) Комплекс Д-4, ракета Р-21 / 4К-55 - SS-N-5 SERB Комплекс Д-4, ракета Р-21М / 4К-55М - SS-N-5 SERB
Баллистическая ракета для подводных лодок (БРПЛ). Разработка новой БРПЛ с подподным стартом была начата по Постановлению Совмина СССР от 20 марта 1958 г. Разработка ракеты велась ОКБ-586 (ныне - КБ "Южное") под руководством М.К.Янгеля. Одновременно в этом же КБ велась разработка ракеты с надводным стартом Р-15. Кроме того, в СКБ-385 велись работы по ракете с подводным стартом Р-13М. После рассмотрения в НИИ-88 и институтах ВМФ результатов этих разработок было принято решение о завершении работ по этим ракетам. 3 декабря 1958 г. вышло Постановление Совмина СССР о прекращении в ОКБ-586 работ по ракете Р-15 и начале работ по разработке ракеты с подводным стартом Р-21. Эскизный проект ракеты Р-21 разрабатывался во взаимодействии с КБ, которые работали над подводными лодками-носителями - ПЛРБ пр.629 ЦКБ-16 (главный конструктор Н.Н. Исанин) и ПЛАРБ пр.658 (ЦКБ-18, главный конструктор С.Н. Ковалев), а также пусковыми установками (КБ-1 ЦКБ-34, главный конструктор Е. Г. Рудяк).
В 1959 г. руководство страны потребовало максимального ускорения работ по созданию новых ракет и Постановлением Совмина от 13 мая 1959 г. за ОКБ-586 были оставлены ракеты наземного базирования Р-14 и Р-16, а работы по созданию ракет для подводных лодок были сосредоточены в СКБ-385 В.П.Макеева. В процессе разработки сложилась следующая кооперация предприятий:
- ракета и комплекс вцелом, боевой блок - СКБ-385 / ГРЦ им. академика В.П.Макеева (г.Миасс) - пусковые установки - ЦКБ-34 КБ-1 (главный конструктор Е. Г. Рудяк) - маршевый ЖРД ракеты - ОКБ-2 (главный конструктор - А.М. Исаев) - термоядерный боеприпас - НИИ-1011 (ныне - ВНИИТФ)
Испытания ракеты Р-21 начаты в 1961 г. и были разделены на три этапа: бросковые испытанияя макетов ракеты со стенда и с опытовой подводной лодки, далее - летные испытания ракет.
Для бросковых испытаний создан макет К1.1, который являлся фактически прототипов ракеты с уменьшенными объемами баков топлива. Испытания первого этапа проводились пусками макета К1.1 с неподвижного плавающего стенда ПСД-4 с глубины 40-50 метров. В период с 15 мая по 22 июля 1961 г. выполнено 5 пусков макетов К1.1.
Испытания пусками макетов с подводной лодки выполнялись с переоборудованной в опытовую ПЛРБ лодки С-229 проекта 613-Д4. За ограждением выдвижных устройств была установлена ракетная шахта, которая выступала из корпуса лодки вниз на 2 метра и вверх на 6,8 метра. Для размещения ШПУ были демонтированы часть жилых помещений лодки и одна группа аккумуляторных батарей. В период с 29 августа по 11 сентября 1961 г. выполнено три пуска макетов К1.1 с глубины 40-50 метров при скорости лодки 2,6-3,5 узла.
Ракета Р-21 / 4К-55 в Музее вооруженных сил СССР в Москве (https://missilery.info/) | | | | | ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение) ГР-1 / 8К713 - SS-X-10 SCRAG (ошибочно)
Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) / глобальная ракета. Разработка ракеты велась специальным отделом №3 (руководитель - Крюков Сергей Сергеевич) ОКБ-1 генерального конструктора С.П.Королева с 1961 г. Письмо от ОКБ-1 от 07.09.1961 г. «О возможности создания ГР на базе Р-9А и Р-7А» в адрес: Смирнова Л.В., Калмыкова В.Д., Москаленко К.С. Далее - докладная записка на имя Н.С. Хрущева от 22.02.1961 г. «О новой схеме межконтинентальных ракет ГР» за подписью С.П.Королева, Мишина, Рязанского, Пилюгина, Кузнецова. Далее - предложения по разработкам ОКБ-1 в т.ч. и ГР-1 от 05.03.1962 г. на имя Устинова, Малиновского, Смирнова, Москаленко, Семенова и Сербина.
Проектирование глобальной ракеты велось с расчетом на использование на первой и второй ступенях двигательных установок варианта ракеты Р-9М - 8К77, а на третьей ступени двигательной установки С1.5400. В результате разработки ракеты выпущена конструкторская и эксплуатационная документация. Эксплуатация ракеты предполагалась с теми же ограничениями и особенностями как и эксплуатация ракеты Р-9. В конце 1961 г. принято предложение ОКБ-1 о разработке ракеты с двигателями НК-9 главного конструктора Н.Д.Кузнецова и двигателем 11Д726 ОКБ-1 (ист. - Мишин).
Эскизный проект ГР-1 с двигателями НК-9 на 1-й и 2-й маршевых ступенях и ЖРД 8Д726 на 3-й ступени завершен в апреле 1962 г. (ист. - Мишин). Официально разработка ракеты была начата по Постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР №1021-436 от 12 мая 1962 г., Постановлению №1021-438 от 24.09.1962 г. и по Приказу Государственного комитета по оборонной технике (ГКОТ) №640/06 от 13 октября 1962 г.
18 декабря 1962 г. на коллегии ГКОТ по ГР-1 приняты следующие планы работ: 1. 3-й кв. 1963 г. - начать испытания на площадке №51 полигона Байконур. Министерство обороны СССР в августе 1963 г. должно переоборудовать пл.51 под МБР ГР-1. 2. 1-й кв. 1963 г. - представить предложения о трассах и режимах посадки (МО с ГКОТ и ГКРЭ) 3. 1-й кв. 1963 г. - комплексное проектное задание на боевую стартовую станцию] (БСС) ракеты ГР-1.
Тактико-технические требования к ракете ГР-1 начаты прорабатываться 02.01.1963 г. и согласованы с заказчиком 15.02.1963 г. 23 марта 1963 г. в ОКБ-1 прошла защита эскизного проекта ГР-1.
В 1962 г. начата подготовка серии ракет для летных испытаний. Всего выпущено по разным данным 3-4 экземпляра ракет. Минимум две ракеты этой серии позже принимали участие в парадах в Москве. Производство ракет велось на Заводе Экспериментального Машиностроения ОКБ-1 в г.Калининград Московской области, а так же на заводе "Прогресс" (г.Куйбышев).
6 декабря 1963 г. приказом командира в/ч 44275 на космодроме Байконур была создана нештатная технологическая группа по испытаниям ракеты 8К713 на площадке №51. В 1964 г. к работам подключилась испытательная группа №3 той же в/ч ранее работавших по испытаниям МБР 8К75 / Р-9 (численность - 169 чел).
06.02.1964 г. на совещании у С.П.Королева впервые прозвучали доводы о нецелесообразности доводки ГР-1, а также о возможности разработки легкой космической ракеты-носителя на её базе и большой противоракеты. 14.02.1964 г. представлены предложения по ПРО на базе ГР-1. 03.05.1964 г. при стендовых испытаниях блока Б ГР-1 (2-я ступень) произошел взрыв и пожар (на 23-й секунде работы блока). 14.05.1964 г. принято решение о прекращении разработки ГР-1. Официально разработка ракеты ГР-1 и её модификаций прекращена в июле 1964 г. "в связи с исполнением СССР обязательств по неиспользованию космического пространства в военных целях".
17.08.1965 г. руководству Министерства обороны СССР ушло письмо С.П. Королева с предложением об использовании ГР-1 для перехвата спутников (возможно, индекс ракеты - 8М111).
Отдельная благодарность за подготовку подборки источников по ракете пользователю "С-300" нашего сайта и форума.
Ракеты ГР-1 на Красной площади, парад 7 ноября 1965 г. (РГАНТД, http://www.rusarchives.ru/). | | | | | ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение)
Экспериментальная твердотопливная баллистическая ракета средней дальности. Постановлением Совета министров СССР от 27 июня 1958 г. на базе ЦНИИ-58 В.Г.Грабина был создан филиал ОКБ-1, который занялся разработкой твердотопливных ракет. Создание ракеты начато по Постановлению Совмина СССР №1291-570 от 20 ноября 1959 г. "О создании изделия РТ-1 и выполнении работ по теме РТ-2". Постановлением определен перечень разработчиков ракеты: - ОКБ-1 ГКОТ (главный конструктор С.П.Королев, заместитель главного конструктора по ракетам на твердом топливе И.Н.Садовский) - по ракете и комплексу в целом; - КБ-11 Минсредмаша (главные конструкторы Негин, Кочарянц) - по специальному заряду с автоматикой, системой инициирования, электропитанием, контактным и неконтактным датчиками, контрольно-измерительной аппаратурой и технологическому оборудованию для сборки и проверки специального заряда на технической и стартовой позициях; - НИИ-125 ГКОТ (главный конструктор - Б. Жуков, заместители главного конструктора - Смирнов и Победоносцев) - по созданию твердого топлива - продукта «Нейлон-Б», промышленной технологии его производства, зарядов и двигателей. Разработка и испытания двигателей должны были осуществляться совместно с ОКБ-1; - НИИ-885 ГКРЭ (главные конструкторы - Рязанский, Пилюгин) - по системе управления в целом; - НИИ-944 ГК по судостроению (главный конструктор - Кузнецов) - по гироскопическим приборам; - НИИ-627 и ВНИИТ ГК по автоматизации и машиностроению (главные конструкторы - Иосифьян и Лидоренко) - по бортовому электрооборудованию и источникам тока; - ГСКБ Спецмаш ГКОТ (главный конструктор - Бармин) - по комплексу наземного пускового, стыковочного, подъемно-транспортного, компрессорного, вспомогательного оборудования и разработке боевых стартовых станций; - ОКБ-686 Московского совнархоза (главный конструктор - Гольцман) - по комплексу наземного электросилового оборудования. Согласно Постановлению, в мае 1960 г. разработчики должны были представить эскизный проект ракеты РТ-1 и варианты боевых стартовых станций (комплекса наземного оборудования). Разработку двигателей вело НИИ-125 при участии бригады конструкторов ОКБ-1. Эскизный проект изделия 8К95 выпущен в августе 1960 г. Испытания ракет РТ-1 с комбинированной системой управления планировалось начать в 4-м квартале 1960 г., а с автономной системой управления - в 4 квартале 1961 г. Место испытаний - Государственный Центральный Полигон Капустин Яр.
| | | | | | | ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение) Головные части и боевые блоки ракетных комплексов РВСН (МБР и БРСД)
Моноблочные головные части: Название | Тип | Ракета-носитель | Комплекс | Хронология | Описание | 46А / РДС-46А
| ГЧ | Р-7 / 8К74 | | 1959 г. | Серийная ГЧ с термоядерным зарядом РДС-46А | 8Ф12 / 8Ф12Н | ГЧ | 8К63 | | | Головная часть (источник). Вероятно, "изделие 49". Легкий боевой блок массой 1364 кг. С этой БЧ ракета принята на вооружение в 1959 г. | 8К15 | ГЧ | 8К65 | | | Легкая термоядерная головная часть (источник). Мощность - 2,3 Мт, масса - 1546 кг
| 8Ф17 | ГЧ | УР-500 / 8К82 "Протон" | К8К82 | проект | Тяжелая термоядерная БЧ мощностью 150 Мт | 8Ф61 | ГЧ | 8К64 | | | (источник) | 8Ф112 | ГЧ | 8К66 | | | (источник) | 8Ф114 | ГЧ | УР-200 / 8К81 | | | (источник) | 8Ф115 | ГЧ | 8К64, 8К65 | | | Легкая ГЧ (источник). Облегченная ГЧ с парашютной системой (?).
| 8Ф116 | ГЧ | 8К64, 8К65 | | | Тяжелая ГЧ, масса - 2175 кг, мощность 5 Мт. | 8Ф117 | ГЧ | 8К64, 8К65, УР-500 / 8К82
| | | Тяжелая ГЧ (источник). Масса - 2200 кг, мощность 6 / 10 / 15 Мт (по разным данным). По др.данным масса более 12 т.
| 8Ф121 | ГЧ | 8К84 | УР-100 / 8К84 | 19.04.1965 (первый пуск) | Моноблочная легкая ГЧ (источник). Термоядерная БЧ РА50 мощностью 1 Мт разработки НИИ-1011 (Челябинск-70, ныне ВНИИТФ) | 8Ф125 | ГЧ | 8К84 | | | (источник) | 8Ф126 / АА48-2
| ГЧ | 8К63 | | | Тяжелый термоядерный ББ, мощность - 2.3 Мт, масса - 1680 кг. (источник). Доработанный вариантАА48-2 с улучшенной безопасностью боевого блока (источник)
| 8Ф128 | ГЧ | 8К63У | | | Вероятно, вариант ББ 8Ф126 (источник) | 8Ф671 | ГЧ | 8К67 (Р-36)
| | | Тяжелая ГЧ (источник) | 8Ф672 | ГЧ | 8К67 (Р-36) | | | Легкая ГЧ (источник) | 8Ф74 / 8Ф674 | ГЧ | 8К67 (Р-36) | | | Легкая ГЧ (источник). ГЧ испытывалась начиная с первого пуска носителя 28.09.1963 г. Заряд - Р-354-Г (источник) | 8Ф675 / 8Ф675-6000 / 8Ф675-7000 / 8Ф675У
| ГЧ | 8К67 (Р-36) | | | Тяжелая ГЧ (источник). Заряд А-604-Г (источник) | | ГЧ | "Гном" | | | Моноблочная ядерная БЧ с комплексом средств преодоления ПРО (КСП ПРО, разработка НИИ-108) | 15Ф842 ГЧ,15Ф842П1 "Свинец" / 15Ф842П3, 15Ф843 ББ | ГЧ | 8К84, 8К84М | УР-100 / 8К84 УР-100УТТХ / 8К84М | 0.09.1967 г. (первый пуск) | Легкая ГЧ (источник). Длина - 1,45 м, Диаметр - 1,25 м, Масса - 760 / 800 кг. Заряд мощностью 500 кт разработки КБ-11 | 15Ф992У | ГЧ | 8К84У | | | (источник) | 15Ф1 | ГЧ | 8К98 | | | Корпус ГЧ (источник) | 15Ф981 | ГЧ | 8К98 | | | Корпус ГЧ | 15Ф982 | ГЧ | 8К98П | | | Корпус ГЧ | 15Ф993 | ГЧ | 8К99 | | | Корпус легкой ГЧ (источник) | 15Ф141 / 15Ф141-500
| ГЧ | 8К67МА (Р-36) / 15А14 (Р-36М)
| | | Моноблочная тяжелая ГЧ с зарядом мощностью 20 Мт, корпус 15Б85 (источник) | 15Ф142 / 15Ф142-500 | ГЧ | 15А14 (Р-36М) | | | Моноблочная легкая ГЧ с зарядом мощностью 8 Мт, корпус 15Б86 (источник) | 15Ф156 | ГЧ | 15А15 | | | Легкая моноблочная ГЧ. Серийно не производилась (источник) | 15Ф171 / 15Ф172 | ГЧ | 15А18М (Р-36М2) | | | Тяжелая моноблочная ГЧ, платформа 15Ф171 (источник), заряд ВНИИЭФ | 15Ф175 / 15Ф175-2 / 15Ф176 | ГЧ | 15А18М (Р-36М2) | | | Легкая моноблочная ГЧ. 15Ф175 - платформа, 15Ф176 - боевой блок (источник), заряд ВНИИЭФ | 15Ф202 | ГЧ | УР-100К / 15А20 | | | Корпус моноблочной ГЧ (источник). Заряд РА64 (ВНИИТФ) | 15Ф421 | ГЧ | РС-14 / 15Ж42 "Темп-2С" | 15П642 |
| Термоядерная БЧ с комплексом ложных целей, мощность 650-1450 кт, масса БЧ - не менее 650 кг | 15Ф483 | ГЧ | 15Ж48 | | | (источник) | 15Ф581 / АА88
| ГЧ | 15Ж58 "Тополь" | | | Моноблочная ГЧ МБР "Тополь", заряд АА88 (источник) | | | | | | ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение) "Искандер-1000" (условно) - SS-Х-33
Баллистическая ракета средней дальности универсального модульного ракетного комплекса на базе технических решений ОТРК 9К720 "Искандер-М" разрабатывается по состоянию на 2024 год в КБ машиностроения (г. Коломна).
28 июня 2024 года В.В. Путин заявил о возможности начала производства и развертывания ракет средней и меньшей дальности в ответ на аналогичные действия США за пределами их национальной территории. Ранее, 17 декабря 2023 года, Главком РВСН России отметил, что российский ВПК может в кратчайшие сроки начать производство серийных образцов ракетных комплексов с ракетами средней и меньшей дальности. 6 мая 2024 года МИД России объявил о начале производства ракетных комплексов средней и меньшей дальности.
Одним из вариантов такого комплекса с дальностью до 1000 км может стать доработанная баллистическая ракета 9К720 "Искандер-М" с обновленным двигателем, системой управления и улучшенной боевой частью.
Новая ракета для "Искандер-М" была впервые продемонстрирована в видеоролике к 78-летию полигона Капустин Яр 15 мая 2024 года.
Наименование "Искандер-1000" является условным и неофициальным. Полигонная пусковая установка с ракетой нового типа на полигоне Капустин Яр (первая публикация 15.05.2024 г., источник) | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение) Комплекс РС-12М / 15П158.1 / 15П158 "Тополь", ракета РТ-2ПМ / 15Ж58 - SS-25 SICKLE / PL-5
Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) / подвижный грунтовый ракетный комплекс (ПГРК). Предварительная проработка проекта комплекса велась с 1975 г. Московским Институтом Теплотехники (МИТ) под руководством Александра Давидовича Надирадзе на базе МБР "Темп-2С" - SS-16 SINNER и БРСД "Пионер" - SS-20 SABER. Главный конструктор с 1987 г. - Борис Лагутин (по 1993 г.). Разработка МБР "Тополь" для применения в составе ПГРК начата по Постановлению Совмина СССР №544-166 от 20.07.1975 г. Следующее Постановление Совмина СССР о разработке комплекса "Тополь" с МБР на твердом топливе №668-212 вышло 19 июля 1976 г. Постановлениями предусматривалась следующая кооперация предприятий по созданию комплекса: - МИТ - головной по комплексу и по ракете - НИИАП - система управления МБР - ЦКБ "Титан" завода "Баррикады" (г.Волгоград) - разработка самоходной пусковой установки ПГРК - КБ "Мотор" - специальные машины ПГРК - Минский автозавод - шасси ПГРК и вспомогательных машин комплекса - КБ завода "Арсенал" (г.Киев) - прицельное оборудование - ВНИИЭФ - термоядерный боевой блок
В 1979 г. начата отработка изготовления зарядов для двигателей второй и третьей ступеней ракеты на Павлоградском химическом заводе (источник).
Первый пуск МБР из специально оборудованной ШПУ выполнялся на полигоне Капустин Яр 27 октября 1982 г. Вероятно, одной из задач пуска была проверка работы стартовых систем и выхода ракеты из ТПК с последующим запуском основного двигателя первой ступени. Пуск оказался неудачным. Летно-конструкторские испытания (ЛКИ) МБР 15Ж58 начались пуском из переоборудованной ШПУ на полигоне Плесецк 08 февраля 1983 г. Пуск был полностью успешным. Всего в 1983-1984 г.г. состоялось 12 пусков по программе ЛКИ. Все пуски выполнялись на полигоне Плесецк. Зачетный пуск программы ЛКИ состоялся 20 ноября 1984 г.
Серийное производство ракетного комплекса "Тополь" начато по Постановлению Совмина СССР №1275-3400 от 28.12.1984 г. (ист. - Стратегические ракетные), хотя освоение серийного производства МБР велось Воткинским заводом с конца 1970-х годов. Ракета серийно производилась Воткинским машиностроительным заводом с 1985 г. Самоходные пусковые установки комплекса производились заводом "Баррикады" (г.Волгоград). В 1984 г. началось строительство сооружений стационарного базирование и оборудование маршрутов боевого патрулирования ПГРК. Объекты размещались в тех дивизиях РВСН, где снимались с боевого дежурства МБР РТ-2П, МР-УР-100 и УР-100Н. Одновременно ПГРК комплекс разворачивались в позиционных районах БРСД "Пионер" (ист. - Стратегические ракетные).
На боевое дежурство первый дивизион ПГРК 15П158.1 "Тополь" заступил 23 июля 1985 г. в составе полка РВСН в Йошкар-Оле Марийской АО СССР (источник). До конца 1985 г. на боевое дежурство заступил еще один пол ПГРК (ист. - Стратегические ракетные). Первый полк РВСН с ракетами РС-12М, укомплектованный мобильным полковым командным пунктом "Барьер" (источник), был поставлен на боевое дежурство 28 апреля 1987 г. в районе г. Нижний Тагил и 27 мая 1988 г. на боевое дежурство был поставлен первый ракетный полк с модернизированным мобильным полковым командным пунктом "Гранит" (источник), базирование - г. Иркутск (источник). Комплекс МБР "Тополь" был принят на вооружение РВСН СССР 1 декабря 1988 г. (источник).
С 1997 г. идет постепенная замена МБР РС-12М на МБР РС-12М2 "Тополь-М" и РС-24 "Ярс". К концу 2021 г. комплекс "Тополь" полностью снят с боевого дежурства.
АПУ 15У168 комплекса 15П158 "Тополь" на учениях выпускников Серпуховской военной академии РВСН, публикация 12.12.2013 г. (фото - Константин Семенов, http://tvzvezda.ru/). | | | | | ДАННЫЕ НА 2024 г. (в работе) 2А3 / СМ-54 "Конденсатор" / "Конденсатор-2П" 406,4-мм самоходная пушка. Изучение тематики создания артиллерийского атомного боеприпаса начато в 1952 г. 15 апреля 1952 г. на имя И. В. Сталина поступает справка Генерального Штаба ВС СССР «О разработке в США атомного оружия для решения оперативно-тактических задач». В справке указывалось, что, по сообщению нашего источника, в США разработаны образцы «тактических» атомных бомб и снарядов. В том числе для 280-мм пушки М-65. Ядерный боеприпас Т-124 с ядерным зарядом W-9 мощностью 15 кт был создан в 1952 г. Дальность стрельбы составляла 24 км.
Специальными решениями Правительства СССР в 1953 г. были регламентированы порядок и сроки разработки артиллерийских ядерных систем в СССР, а также определены руководители этих разработок: 1) 406,4-мм самоходное артиллерийское орудие СМ-54 «объект 271» со спецвыстрелом «Конденсатор». Разработчик СКБ завода «Баррикады». Испытания пушки провести в 1957 г.; 2) 420-мм миномет 2Б2 «Ока» – «объект 272». Со спецвыстрелом «Трансформатор». СКБ МОП г. Коломна, конструктор Б. И. Шавырин. Испытание минометной установки провести в 1957 г.; 3) 406-мм (калибр в ходе разработок был увеличен до 420-мм) динамореактивное орудие С-103. Со спецвыстрелом «Трансформатор». Разработчик НИИ-88 В. Г. Грабин. Стрельбовые испытания провести в 1957 г.; 4) К спецвыстрелам артиллерийских установок разработать ядерный боеприпас, оснащенный атомным зарядом РДС-41. Разработку ядерного боеприпаса поручить НИИ-24, главный конструктор Самоходное 406-мм орудие СМ-54, разработчик СКБ завода «Баррикады» И.П. Дзюба.
Разработку атомного заряда предписывалось поручить КБ-11 (ВНИИЭФ), главный конструктор Ю. Б. Харитон. Технический проект на атомный заряд к ядерному боеприпасу был представлен КБ-11 руководству отрасли в 1955 г. Полигонные испытания атомного заряда РДС-41 были успешно проведены 16 марта 1956 г.
Разработка установки СМ-54 "Конденсатор" начата СКБ завода "Баррикады" (г.Волгоград) в 1954 г. Разработка артиллерийской части и прицельных приборов орудия СМ-54 велась ЦКБ-34 под руководством И.И. Иванова по Постановлению Совета Министров №764-457 от 18 апреля 1955 года.
Основное предназначение орудия - уничтожение обычными и ядерными зарядами военных и промышленных объектов противника на удалении более 25 км. В целях секретности проект получил название "Конденсатор-2П". Позже был получен индекс ГРАУ 2А3. Опытный образец установки на шасси "объект 271" создавался Кировским заводом на базе танка Т-10М.
В 1955 году завод №221 ("Баррикады") изготовил 406-мм экспериментальный баллистический ствол СМ-Э124, на котором выполнялась отработка выстрелов к пушке СМ-54. Монтаж опытной пушки СМ-54 на шасси "объекта 271" был завершен на Кировском заводе 26 декабря 1956 года. Испытания пушки опытной пушки СМ-54 велись в 1957-1959 годах на Центральном артиллерийском полигоне под Ленинградом ("Ржевский полигон") вместе с 420-мм самоходным минометом 2Б1. Испытания выявили много конструктивных недостатков артсистемы: сильный откат установки (на несколько метров), повреждение опор-ленивцев при ведении огня имитаторами ядерных снарядов, разрушение оборудования и срыв с креплений коробки передач. После каждого выстрела выполнялся осмотр материальной части орудия с целью выявления недостатков конструкции и их устранения.
К 1957 г для проведения испытаний были построены еще 4 серийных установки 2А3, которые были показаны 7 ноября 1957 г. на Параде на Красной площади в Москве.
В 1958 г. результаты работ по созданию ядерных артиллерийских систем были рассмотрены на научно-техническом совете МСМ, на котором было признано несвоевременным проведение указанных работ на фоне успешной разработки ракетных комплексов Сухопутных войск различного назначения. В дальнейшем. работы по разработке ядерных боеприпасов для крупнокалиберной артиллерии велись НИИ-1011 (ВНИИТФ). Один из сохранившихся экземпляров самоходной пушки демонстрируется в Музее вооруженных сил России в Москве.
Самоходные пушки 2А3 "Конденсатор" в день Парада на Красной площади 7 ноября 1957 г. в Москве (фото из архива Михаила Михина, http://onepamop.livejournal.com). | | | | | ТРЕБУЕТСЯ ДОПОЛНЕНИЕ (данные за 1997 г.) Тяжелый бомбардировщик - последний советский серийный тяжелый бомбардировщик с поршневыми двигателями - копия американского B-29. Разработка дальнего бомбардировщика в КБ А.Н.Туполева по проекту ДВБ-202 велась в 1945-1947 годах. Но в итоге по личному указанию И.В.Сталина КБ разработало точную копию американского бомбардировщика B-29. Прототип Б-4 совершил первый полет 19 июня 1947 г. (пилот - Н.С.Рыбко). Серийное производство начато в июле 1947 г. Государственные испытания закончены в 1948 г. Поступает в части дальней авиации с 1949 г. (185-й дальнебомбардировочный авиаполк в Полтаве и 890-й дбап в г.Казань). Самолет производился на заводе №22 в г.Казань, №18 в Куйбышеве и №23 в Филях под Москвой до 1951 г. Всего выпущено ок.1000 экз. Ту-4. | | | | | ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение, v.2) НИР "Универсал" / ОКР "Тополь-М", ракета 15Ж55 / 15Ж65 - SS-Х-27 SICKLE-B Комплекс РС-12М1 "Тополь-М" / 15П155 (ПГРК), ракета РТ-2ПМ1 / 15Ж55 - SS-27 SICKLE-B Комплекс РС-12М2 "Тополь-М" / 15П165 (ШПУ), ракета РТ-2ПМ2 / 15Ж65 - SS-27 SICKLE-B
Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) / подвижный грунтовый ракетный комплекс (ПГРК). Комплекс и ракета разработаны Московским Институтом Теплотехники (МИТ), главные конструкторы - Борис Николаевич Лагутин и Юрий Семенович Соломонов (в разные годы, источник).
Постановлением Совмина СССР №173-45 от 9 февраля 1987 г. предписывалось начало одновременно в НПО машиностроения (г.Реутов, проект "Альбатрос"), в КБ "Южное" (г.Днепропетровск) и в Московском Институте Теплотехники работ по разработке перспективных МБР с возможностью преодоления многоэшелонной системы ПРО предполагаемого противника с универсальным базированием - с вариантами пуска из ШПУ и в виде ПГРК (ист. - Стратегические ракетные, источник).
Работы в КБ "Южное" велись по НИР "Универсал" - разрабатывалась твердотопливная МБР в вариантах ПГРК и ШПУ. В МИТе велись работы по НИР "Тополь-М" - разработка МБР на смену МБР "Тополь" с двумя видами базирования - ПГРК и ШПУ. В августе 1988 г. Ю.С.Соломонов (МИТ) провел переговоры с КБ "Южное" в результате которых к концу 1988 г. два КБ совместно разработали техническое предложение по единой ракете в рамках НИР "Универсал" (ист. - Стратегические ракетные).
Полномасштабная разработка ракеты РТ-2ПМ2 / 15Ж65 была начата совместно МИТ и КБ "Южное" по решению ВПК СССР №323 от 09.02.1989 г. по теме НИР "Универсал". Проектирование планировалось закончить к концу 1991 г. в двух вариантах - ракета с платформой разведения неуправляемых боевых блоков с РДТТ и без комплекса средств преодоления (КСП) ПРО - разработчик МИТ (мобильный ракетный комплекс, ПГРК), аналогичная ракета с платформой разведения боевых блоков с монотопливным жидкостным двигателем и с КСП ПРО - разработчик - КБ "Южное" (г.Днепропетровск, шахтный ракетный комплекс 15П065). В силу ряда причин производственного характера ракеты отличались конструкцией ТПК и потому имели некоторые отличия и получили разные индексы - 15Ж55 для ПГРК и 15Ж65 для ШПУ (ист. - Стратегические ракетные).
Разработку 1-й ступени, варианта платформы разведения ББ и головного обтекателя ракеты вело КБ "Южное", разработку 2-й и 3-й ступени, приборного отсека, своего варианта платформы разведения ББ и неуправляемого боевого блока вел МИТ. Двигатель 1-й ступени, головной обтекатель и второй вариант платформы разведения с двигателем на монотопливе разрабатывало КБ "Южное" (ист. - Ракеты и космические аппараты, Стратегические ракетные). В конце 1989 г. выпущен совместный эскизный проект ракеты и шахтного варианта ракетного комплекса. В первой половине 1990 г. выпущен эскизный проект ПГРК (ист. - Стратегические ракетные).
Первый летный образец 1Л варианта ракеты КБ "Южное" был собран и подготовлен к испытаниям на полигоне в Плесецке в декабре 1991 г. Отправка ракеты с завода на полигон была отменена решением главкома РВСН СССР. В 1991 г. МИТ начал формирование скорректированной кооперации разработчиков с упором на российские предприятия (ист. - Стратегические ракетные). В 1992 г. после обращения генерального конструктора КБ "Южное" С.Н.Конюхова к Президенту России Б.Н.Ельцину созвано совещание для обсуждения продолжения совместной разработки МБР. Решение принято не было и в апреле 1992 г. прекращено участие КБ "Южное" в разработке ракеты (ист. - Ракеты и космические аппараты...). В 1992 г. было выпущено дополнение к эскизному проекту МБР "Тополь-М" учитывающее изменения по кооперации разработчиков - двигатель 1-й ступени ракеты разрабатывался теперь НПО "Искра" (г.Пермь). За основной вариант базирования шахтного варианта был принят вариант с использованием стартовой позиции и ШПУ комплексов УР-100НУТХХ с ракетами 15А35 после модернизации стартового оборудования (разработчик ОКБ "Вымпел" , г.Москва). Так же дополнением к эскизному проекту предусматривалось использование ШПУ ракет Р-36МУТТХ и Р-36М2 в случае полного сокращения этих ракет по договоре СНВ-2, которое могло произойти (ист. - Стратегические ракетные).
Постановлением Правительства России №7-2 от 06.01.1993 г. и Указом Президента России Бориса Ельцина №275 от 22 февраля 1993 года "О создании РК "Тополь-М" и серийном производстве РК "Тополь-М" головным предприятием по разработке «Тополя-М» стал МИТ. Было принято решение о разработке унифицированной ракеты только с одним вариантом боевого оснащения — с двигательной установкой боевой ступени на твердом топливе. После чего наработки по варианту РТ-2ПМ2 с КСП ПРО и монотопливным двигателем платформы разведения переданы из КБ "Южное" в Московский Институт Теплотехники. Образец ракеты 1Л передан России 15 января 1995 г. (ист. - Ракеты и космические аппараты...).
Старт ракеты 15Ж55 комплекса "Тополь-М" (2008 г. или ранее) | | | | | ДАННЫЕ НА 2022 г. (в работе) Комплекс П-500 "Базальт", ракета 4К77 - SS-N-12 SANDBOX
Противокорабельная крылатая ракета. Разработка ракеты начата по Постановлению Совмина СССР от 28 февраля 1963 г. Разработка ракеты велась в ОКБ-52 (ныне - "НПО машиностроения") группой ведущих конструкторов в составе: Даниил Герчик, Николай Клюев, Анатолий Аржанов. Ракета «Базальт» предназначалась для замены ракет П-6, первоначально создавалась ОКБ-52 под шифром П-6М ( источник) и имела приблизительно те же массо-габаритные характеристики. По аэродинамической и конструктивно-компоновочной схеме ракеты также были подобны, но ракета «Базальт» имела большую скорость полета, увеличенную дальность стрельбы и более мощную фугасно-кумулятивную боевую часть. Профиль полета - "большая высота - малая высота" с увеличением продолжительности конечного этапа и уменьшением на нём высоты полета. Основные отличия от ракет семейства П-6: - большая дальность и высокая сверхзвуковая скорость полета, позволяющие носителю находиться вне зоны обороны атакуемых кораблей; - рациональная форма траектории, позволяющая на конечном участке обходить зону ПВО атакуемого корабля; - использование в системе управления бортовой ЦВМ с решением задач управления полетом и попадания в цель в сложной помеховой обстановке; - применение, впервые на крылатых ракетах, бортовой станции активных помех, что обеспечивает неуязвимость ракеты от зенитных ракет в зоне ПВО атакуемой цели. Эскизный проект ракеты завершен в декабре 1963 г. Первый этап летно-конструкторских испытаний проходил с октября 1969 г. по октябрь 1970 г. на полигоне ВМФ в Неноксе. Проведено 6 пусков ракет без радиоаппаратуры с наземного стенда. Второй этап ЛКИ проводился с ракетами в штатной комплектации (14 пусков). В результате проведенных испытаний получены опытные данные по летным характеристикам КР, работоспособности ее систем и агрегатов, контейнера ПУ и отдельных агрегатов наземного оборудования. В 1975 г. ракетный комплекс «Базальт» принят на вооружение ПЛАРК пр.675, которые ранее были вооружены комплексом П-6. | | | | | ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение) Комплекс П-1000 "Вулкан", ракета 3М70 - SS-N-12 mod.2 SANDBOX
Противокорабельная крылатая ракета. Разработка комплекса начата НПО "Машиностроения" (ранее - ОКБ-52) В.Н.Челомея (с 1984 г. генеральный конструктор - Г.А.Ефремов) по Постановлению СМ СССР от 17 мая 1979 г. Ракета представляет собой дальнейшее развитие ракеты комплекса П-500 с сохранением пускового оборудования и заметным увеличением дальности действия за счет использования нового стартового двигателя, увеличения объемов топлива маршевой ступени, снижения массы бронирования и других улучшений.
Первый испытательный пуск с наземного стенда СМ-49 в Неноксе - 3 декабря 1982 г. (10 ч 55 мин) - пуск неудачен - стартовый блок не отделился от ракеты, ракета развалилась на части и упала через 8 с полета. Второй пуск - 9 апреля 1983 г. - аналогичный результат на 9 секунде полета. В результате разбора неудачных испытаний установлено, что сбои произошли по вине системы управления ракеты. Третий пуск был успешным (вероятно, июнь 1983 г.). Испытания с ПЛАРК пр.675МКВ начаты 22 декабря 1983 г. Проведение совместных испытаний комплекса П-1000 и ПЛАРК пр.675МКВ - 1985 г. первый пуск в рамках совместных испытаний - 2-х ракетный залп (обе ракеты поразили цель несмотря на сбой работы системы поддержания давления в приборном отсеке и ошибку оператора). Второй пуск в рамках совместных испытаний - 8 ноября 1985 г. - трехракетный залп, на одной ракете был отказ радиолокационного визира (РЛС), две другие ракеты порязили цели. В результате летно-конструкторских и совместных испытаний произведено 18 пусков ракет из которых 11 пусков признаны успешными. Испытания системы управления и контрольно-проверочной аппаратуры завершены в 1985 г. В декабре 1985 г. подписан Акт об окончании совместных испытаний с рекомендацией комплекса П-1000 "Вулкан" к принятию на вооружение с проведением контрольных испытаний в 1986 г. Для проведения контрольных испытаний выделено 8 ракет и планировалось провести 4-х ракетный залп и 4 одиночных пуска ракет с разными программами. Один из одиночный пусков (24 апреля 1986 г.) состоялся со стартовым двигателем ракеты комплекса П-500 по программе системы управления ракеты комплекса П-500. Пуск прошел успешно. 18 и 19 июня 1986 г. прошли два успешных пуска на проверку помехозащищенности ракет. Четырехракетный залп состоялся 4 июля 1986 г. (три ракеты оснащены телеметрическим оборудованием по причине того, что аппаратура на полигоне не могла принять информацию с 4-х ракет). Ракета, не оснащенная телеметрической системой, потеряла управление на подлете к цели, причина не установлена.
В 1986 г. создатели комплекса были удостоены Лененской премии СССР (источник). Комплекс "Вулкан" принят на вооружение 18 декабря 1987 г. Серийное производство ракет комплекса "Вулкан" велось ПО "Стрела" в г.Оренбург. Ракета производилась с 1985 г. по 1992 г. | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение) Комплекс 9К76 "Темп-С", ракета 9М76 / "ТР-1" - SS-12A SCALEBOARD-A / KY-11 Комплекс 9К76 "Темп-С", ракета 9М76Б / "ТР-1" - SS-12A SCALEBOARD-A Комплекс 9К76 "Темп-С", ракета 9М76Б1 / "ТР-1М" / "мод.9М76Б" / 9М76М (?) - SS-12B / SS-12M / SS-22 SCALEBOARD-B
Ракетный комплекс фронтового уровня / оперативно-тактический увеличенной дальности ракетный комплекс. Комплекс разработан в НИИ-1 (с 1967 г. - Московский Институт Теплотехники) под руководством А.Д.Надирадзе.
После разработки рецептуры смесевого твердого топлива в НИИ-125 (позже переименовано в НИХТИ, а позже - в НПО "Союз", г.Люберцы) под руководством будущего академика Б.П.Жукова в 1961 г. в НИИ-1 под руководством А.Д.Надирадзе проведены проектные оценки создания новой баллистической ракеты с РДТТ на этом новом типе топливе. Полномасштабная разработка комплекса "Темп-С" начата по Постановлению Совмина СССР №934-405 от 5 сентября 1962 г. следующей кооперацией предприятий: - НИИ-1 (с 1967 г. МИТ) - головной исполнитель по комплексу и ракете - НИИ-592 (Н.А.Семихатов) совместно с Миасским механическим заводом (главный конструктор - Ю.А.Буйнов) - система управления ракеты - НИИ-125 (НПО "Союз", М.И.Русин) - твердотопливный заряд двигателя - КБ завода "Баррикады" (г.Волгоград) - самоходная пусковая установка и другое наземное оборудование) - КБ-11 (ВНИИЭФ, Е.Н.Негин, С.Г.Кочарянц) - термоядерная боеголовка Ракета и комплекс создавались с использованием наработок по теме " Темп". Аванпроект комплекса защищен 13 декабря 1962 г. Согласно аванпроекту на ракете планировалось использовать термоядерный заряд изменяемой мощности «906В» с головную часть с "юбкой". ТТХ ракеты были заданы с дальностью действия 300-900 км. Были проведены дополнительные исследования по расширению температурного интервала боевого применения ракеты в диапазоне от ‒10 °С до +40 °С, вместо принятого в начале разработки 25±10 °С. Кроме того, разработчиком было принято обязательство по проведению исследований в целях увеличения этого интервала до ‒30 °С. В 1962 г. по Постановлению Совмина СССР начата подготовка производства ракет 9М76 на Воткинском машиностроительном заводе №235 (г.Воткинск). В мае 1963 г. проект ракеты и комплекса был представлен в ГРАУ. Однако еще на стадии его разработки совет главных конструкторов в инициативном порядке обратился в курирующие профильные комитеты и министерства с предложением, использовать при создании ракеты специальный заряд «910». После корректировки эскизного проекта по Постановлению Совмина №517-180 от 8 мая 1963 г. в проект внесен специальный заряд «910» (оба - разработка КБ-11 / ВНИИЭФ), который был легче на 105 кг. Это позволяло отказаться от ряда приспособлений, помогавших стабилизировать ракету в полете. Так, отказ от стабилизирующей юбки давал возможность сократить длину ракеты с 13,5 до 12,5 метров, что позволяло улучшить размещение ракеты на пусковой установке и делало ракету транспортабельной имевшимися средствами. Изменения в конструкции потребовали разработки дополнений к эскизному проекту ракеты и комплекса. Обновленный эскизный проект был рассмотрен в декабре 1963 г. К середине 1963 г. опытно-конструкторские работы по теме «Темп-С» значительно отставали от сроков, что ставило под угрозу представление комплекса на совместные летные испытания (СЛИ). На заседании комиссии ВСНХ СССР по военно-промышленным вопросам, которое состоялось 24 июля 1963 г., деятельность научно-исследовательских, научно-производственных предприятий и профильных министерств, на которые была возложена разработка комплекса 9К76, была подвергнута критике. В соответствии с решением Комиссии предприятиям‒разработчикам элементов ракеты и комплекса надлежало устранить выявленные недостатки, выполнить планы поставок, обеспечить выполнение установленных сроков проведения СЛИ (четвертый квартал 1963 г.), установленных Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 8 мая 1963 г. Особая благодарность "Пенсионеру" (http://russianarms.ru) за помощь в подготовке материалов. Комплекс 9К76 "Темп-С" - СПУ 9П120 и машина испытаний и пуска МИП ("60 лет в строю полигон Капустин Яр. 1946-2006 г.г., ГЦМП "Капустин Яр", 2006 г.). | | | | | ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение) Ракета Р-2 / 8Ж38 - SS-2 SIBLING Баллистическая ракета большой дальности. По более поздней системе классификации из-за дальности относится к оперативно-тактическим ракетам. Разработана на базе ракеты Р-1 и с использованием наработок по модификациям ракеты V-2 (Германия) в НИИ-88 под руководством С.П.Королева, ведущий конструктор - Михаил Янгель. Начало разработки ракеты - 1946 г. В основе проекта возможность увеличения тяги двигателя до 35000 кг и увеличение ёмкости топливных баков для достижения дальности в 600 км с сохранением диаметра корпуса и стабилизаторов ракеты V-2. В процессе предварительного проектирования разработано 5 вариантов проекта. Окончательный вариант предусматривал удлиннение ракеты на 1.9 м в цилиндрической части, форсирование двигателя и использование неотделяемой БЧ. К концу 1946 г. подготовлен эскизный проект, пояснительная записка и три опытных образца ракеты Р-2. Защита эскизного проекта состоялась в апреле 1947 г. под председательством Министра вооружений СССР Д.Ф.Устинова. Было решено доработать проект - использовать отделяемую БЧ, несущие баки и убрать аэродинамические стабилизаторы. К концу 1947 г. подготовлен второй вариант проекта - Р-2Э - с несущим баком горючего и со стабилизаторами. Для стендовых испытаний на контрольно-испытательной станции завода №88 создан стенд для испытаний ракеты в вертикальном положении с полной проверкой работы бортовой автоматики. Статические и динамические испытания конструкций ракет Р-1 проводились в 1949-1951 г.г. отделом прочности ракетных конструкций НИИ-88 - будущим ЦНИИМаш. | | | | | Каталог военной техники: Последние комментарии Завтра Военная Приемка | [ img ]Белгород на ходовых... | Может быть есть что рассказать или даже фотографии? | osankin Wrote:https://www.kommersant.ru/doc/4039887?query=%22%D0%9B%D0%BE%D1%88... | https://www.kommersant.ru/doc/4039887?q ... 8%D0%BA%22 Экипаж «Лошарика» не эвакуировался... | Дебка --сайт там такую жесть выдает..... | Ох, товарищ Осанкин сколько хрени из СМИ вы напостили...это наши СМИ т.е. это НЕЛЬЗЯ... | https://paperpaper.ru/papernews/2019/07 ... yandex.com На похоронах подводников... | https://news.yandex.ru/story/Tragediya_ ... from=story Появилось фото аварийно всплывшей... | Orca XLUUVконтрактhttps://dod.defense.gov/News/Contracts/ ... e/1757113/ |
|