Ту-160 - BLACKJACK | MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.)

Ту-160 - BLACKJACK

Автор: DIMMI
Создана: 04.09.2009 01:29:27
Изменена: 11.07.2017 22:42:11
Комментариев: 4
Категории: ВОЗДУХ / Бомбардировщики / ударные самолеты / Тяжелые бомбардировщики / Ту-160 - BLACKJACK /

ДАННЫЕ НА 2017 г. (стандартное пополнение)
Ту-160 (изделие 70) - BLACKJACK / RAM-P
Ту-160С (изделие 70-03) - BLACKJACK
Ту-160М - BLACKJACK
Ту-160М2 - BLACKJACK-M


Тяжелый многорежимный стратегический бомбардировщик с изменяемой  стреловидностью крыла. Создан  в ОКБ ММЗ "Опыт" А.Н.Туполева, главный конструктор с 1975 г. по 2010 г. Валентин Иванович Близнюк. Самолет в общих чертах подобен проекту многорежимного бомбардировщика М-18 ОКБ В.М.Мясищева. Первоначальный вариант Ту-160 имел крыло  оживальной формы и проектировался на базе Ту-144 (1969-1972 г. г.). Предварительные НИОКР по Ту-160 с крылом с изменяемой геометрией начаты в 1972 г. Проектирование окончательного варианта - изделия 70, проект Ту-160М, самолет "К" начаты  в  1975  г.  по  постановлению СМ СССР от 26 июня 1974 г. и постановлению СМ СССР N 1040-348 от  19.12.1975  г. Эскизный проект и создание полноразмерного макета Ту-160 - 1976-1977 г.г.

Макет Ту-160 утвержден в конце 1977 г. Производство первых трех прототипов (машины 70-01 для летных испытаний, 70-02 для статических испытаний, 70-03 - предсерийный самолет) начато в 1977 г. на ММЗ "Опыт"(производство фюзеляжа - Казанский авиазавод, крыло и стабилизатор - Новосибирский авиазавод им.В.Чкалова, створки грузоотсека - Воронежский авиазавод, шасси - Горьковский авиазавод). Одновременно начата подготовка серийного производства на Казанском авиазаводе №22 (изначально планироалось развернуть произодство на Ульяновском авиазоводе). В мае 1980 г. прототип 70-01 построен и перевезен на аэродром ЛИИ в Жуковском. Окончательная сборка самолета завершена в январе 1981 г. и начаты наземные испытания самолета. Выкатка самолета 70-01 на летное поле - 18 августа 1981 г. Проверки систем и оборудования начаты 22 октября 1981 г. и 14 ноября 1981 г. под управлением экипажа Б.И.Веремея самолет совершил первую пробежку. Первое фото на Западе сделано с борта гражданского самолета взлетавшего из аэропорта Быково 25 ноября 1981 г. - самолет получил наименование RAM-P ("Раменское", неидентифицированный образец техники №16 ).


Ту-160 - BLACKJACK, штанга дозаправки выпущена, 21.03.2008 г. (фото Сергей Бровко, http://picasaweb.google.com/brovko.sergey).

Модель многорежимного бомбардировщика М-18 ОКБ Мясищева, проект, 1970-1972 г.г.
(Гордон Е., Ту-160. М., Полигон-пресс, 2003 г.)
 


Общий вид, проекции Ту-160 из эскизного проекта и модель, созданная при разработке эскизного проекта, 1975 г. (Гордон Е., Ту-160. М., Полигон-пресс, 2003 г.)

Первое изображение Ту-160 известное на Западе - тот самый "спутниковый" снимок Ту-160 (сником сделан с гражданского самолета взлетавшего из аэропорта Быково 25 ноября 1981 г., DoD USA).

Первый полет  прототипа (изделие 70-01) - 18 декабря 1981 г. (экипаж Б.И.Веремея, второй пилот С.Т.Агапов, штурманы - М.М.Козел, А.В.Еременко). Начато производство двух опытных серий (8 самолетов) на Казанском авиазаводе. Начало испытаний - 1983 г. Первый полет предсерийного Ту-160 (70-03) - 6 октября 1984 г. (экипаж С.Т.Агапова). Первый полет первого серийного Ту-160 (экипаж В.В.Павлова, самолет 01-01 из первой опытной серии) - 10.10.1984 г., второго (№01-02) - 16.03.1985 г., третьего (№02-01) - 25.12.1985 г., четвертого (№02-02) - 15.08.1986 г. Ту-160 (№70-01) впервые достиг скорости звука в ходе испытаний в феврале 1985 г. В ходе испытаний потерян один самолет (№01-02, весна 1987 г., экипаж катапультировался). Первые два Ту-160 опытной серии поступили в 184-й гвардейский  полк ДА в Прилуках на Украине 17 апреля 1987 г. до завершения государственных испытаний. Крупносерийное производство Ту-160С (наименование в серии) на заводе им.С.П.Горбунова в г.Казани - май 1987 г. Государственные испытания Ту-160 проведены в 1989 г. (завершены в середине года, произведено 4 пуска ракет Х-55). Данных об официальном принятии Ту-160 на вооружение до 1991 г. нет. На самолете установлено 44 мировых рекорда (см. сайт ФАИ). По умолчанию данные серийного Ту-160.


Второй экземпляр Ту-160 в полете, 1992 г. (источник).


Ту-160 "Александр Новиков" борт №12 рег.№ RF-94109, вероятно Энгельс, 2013 г. (фото - Вадим, http://russianplanes.net/id107472).


Ту-160 "Валерий Чкалов" (публикация - 2012 г., фото - В.Савицкий, http://www.mil.ru).


Второй прототип Ту-160 (70-03) на авиашоу МАКС-1995, Жуковский, 27.08.1995 г. (фото Paul Nann, http://www.paulnann.com)


В сообщении на сайте Министерства обороны России от 07.02.2012 г. говорится о том, что один самолет Ту-160 проходит переоборудование в модификацию Ту-160М на одном из предприятий ВПК России (вероятно, на Казанском авиазаводе).
 
29 апреля 2015 г. СМИ сообщили, что министр обороны России С.К.Шойгу поручил проработать вопрос о возобновлении производства сверхзвуковых стратегических бомбардировщиков Ту-160 на Казанском авиазаводе им. Горбунова (источник). 28 мая 2015 г. в заявлении для прессы главнокомандующий ВВС генерал-полковник Виктор Бондарев сказал возобновление производства Ту-160 имело бы смысл при заказе не менее 50 машин, но СМИ интерпретировали его заявление, как объявление о планах закупки 50 новых Ту-160 (источник).

Конструкция самолета - интегральная схема планера, дифференциальный цельноповоротный стабилизатор и цельноповоротная верхняя часть киля. Два отсека размещения полезной нагрузки расположены тандемом (друг за другом). Основные материалы планера - титан - сплав ОТ-4 (центральная несущая балка фюзеляжа длиной 12.4 м и шириной 2.1 м, всего до 20% массы планера), алюминиевые термообработанные сплавы В-95-Т2, АК-4 и ВТ-6, стальные сплавы и композиционные материалы (ок.3% массы конструкции). В гидравлических системах самолета используется основное масло ИП-50, система 4-х канальная с рабочим давлением 280 кг/кв.см. Самолет оборудован туалетом,  кухней, спальным местом. Радиопоглощающее покрытие нанесено на входы воздухозаборников двигетелей (графитовое) и на носовую часть самолета (специальная краска на органической основе), остекление выполнено с сетчатыми фильтрами, двигатели экранированы. Самолет оборудован приемным устройством дозаправочной системы типа "шланг-конус". В серийном производстве компоненты планера производились - крылья и мотоотсеки - Воронежский авиазавод, оперение и воздухозаборники - Иркутский авиазавод, шасси - Куйбышевский агрегатный завод, фюзеляж. центроплан и узлы поворота консолей крыла - Казанский авиазавод.
 


Сборка модели-прочностного аналога Ту-160 в масштабе 1:3 на ММЗ "Опыт", 1976-1977 г.г. (Гордон Е., Ту-160. М., Полигон-пресс, 2003 г.)

 
Кабина экипажа изнутри в процессе постройки первого экземпляра Ту-160 - самолет 70-01, 1977 г. 
(Гордон Е., Ту-160. М., Полигон-пресс, 2003 г.)
 
 
 
 
 
Сборка фюзеляжа первого экземпляра Ту-160 - самолета 70-01 в цехе ММЗ "Опыт"
(Гордон Е., Ту-160. М., Полигон-пресс, 2003 г.)


Воздухозаборники и основные стойки шасси Ту-160 "Валерий Чкалов" на авиабазе Энгельс, начало ноября 2012 г. (фото - RostovSpotter, источник).
 
Управление самолета осуществляется аналоговой ЭДСУ с 4-х кратным резервированием по каналам тангажа, крена и рыскания, а так же с реализацией принципа электронной устойчивости. В ходе модернизации по типу мод.2006 г. есть вероятность установки цифровой ЭДСУ.
 
Двигатели:
- аванпроект Ту-160 - 4 х ТРДДФ НК-25 ОКБ КМЗ "Труд" главного конструктора Н.Д.Кузнецова (г.Куйбышев)
 
- Ту-160 - 4 х трехвальных ТРДДФ НК-32 (изделие "Р") ОКБ КМЗ "Труд" главного конструктора Н.Д.Кузнецова (г.Куйбышев - позже - Самара). Начало НИОКР двигателя - 1970 г.,  испытания с 1977 г.  на Ту-95,  серия - с 1986 г. Тяга двигателя 14000 кг, на форсаже - 25000 кг. Двигатели оснащаются регулируемым  воздухозаборником (на B-1B - его нет),  снижена РЛС, ИК сигнатура двигателей и удельный расход топлива. Система управления двигателями электрическая с гидромеханическим дублированием (в процессе модернизации может быть заменена цифровой системой управления). По 1986 г. на опытных и серийных Ту-160 устанавливались двигатели опытных серий прошедшие испытания на КМЗ "Труд".
     Длина двигателя - 6000 мм
     Диаметр (по воздухозаборнику) - 1460 мм
     Диаметр турбины - 1000 мм
     Масса сухая - 3400 кг
     Масса компрессора двигателя - 365 кг
     Температура торможения газа в турбине - 1375 град.С
     Удельный расход топлива двигателя (скорость <1M) - 0.72-0.73 кг/кгс в час
     Удельный расход топлива двигателя (скорость >1M) - 1.7 кг/кгс в час
     Моторесурс двигателя - 250 часов (прототипы и первые серии) - увеличен до 750 часов к 1991 г.
     Общий моторесурс по состоянию на 2007 г. - 3000 часов с межремонтным моторесурсом 1000 часов 
В нише левой стойки основного шасси размещена газотурбинная вспомогательная силовая установка ТА-12 обеспечивающая электропитание самолета.
 

Сопла двигателей Ту-160 серийный №06-01, фото 2012 г. или ранее (Федор Борисов, http://airliners.net).
- Ту-160 модернизированный (2006 г.) - 4 х модернизированных ТРДДФ НК-32 - НК-321, модернизация двигателей начата в 2004 г. самарским ОАО "СНТК им.Кузнецова". Первые новые двигатели готовы в апреле 2006 г. Значительно увеличен ресурс двигателей и повышена надежность. К середине 2006 г. двигатели прошли все виды испытаний в том числе лётные государственные.

В декабре 1995 г. подготовлен самолет Т-144ЛЛ (№77114) на котором по апрель 1999 г. проводилась совместная российско-американская исследовательская программа. На самолет были установлены 4 двигателя НК-321. Первая серия полетов (19 полетов) завершена в феврале 1998 г. Вторая серия полетов с достижением скорости 2 М проводилась с сентября 1998 г. по апрель 1999 г.

- Ту-160М2 - 4 х вновьпроизведенных ТРДД НК-32-02, сообщается, что в 2017 г. начата сборка первых экземпляров двигателей (источник)

Электропитание обеспечивается вспомогательной силовой установкой ТА-12 и 4 х интегральными приводами-генераторами переменного тока., а так же аккумуляторами (аварийное питание).

ТТХ самолета:
Экипаж - 4 чел.  (два пилота,  штурман и оператор размещаются в двух кабинах).

Длина - 54,095 м
Размах крыла:
             - на взлете/посадке - 55,7 м (по эскизному проекту)
             - на взлете/посадке - 57,7 м (в серии)
             - на крейсерском режиме - 50,7 м
             - на максимальной скорости - 35,6 м
Размах стабилизатора:
- 13,75 м (прототип "70-01" и первые опытные серии)
- 13,25 м
Высота - 13,1 (13,2) м
Площадь крыла:
     - 293,15 кв.м (базовая)
     - 400 кв.м (при минимальной стреловидности)
     - 370 кв.м (при максимлаьной стреловидности)
Площадь поворотной части крыла - 189,83 кв.м
Площадь флапперонов - 9 кв.м
Площадь закрылков - 39,6 кв.м
Площадь предкрылков - 22,16 кв.м
Площадь интерцепторов - 11,76 кв.м
Площадь киля - 42,025 кв.м
Площадь поворотной части киля - 19,398 кв.м
Стреловидность крыла - 20-35-65 град. на разных режимах
Стреловидность стабилизатора - 44 град. (по передней кромке)
Стреловидность киля - 47 град. (по передней кромке)
Колея шасси - 5,4 м
База шасси - 17,88 м
Размеры основных колес - 1260 х 485 мм (2 тележки по 6 колес)
Размеры носовых колес - 1080 х 400 мм (1 тележка, 2 колеса)
Размеры отсека вооружения - 2 отсека габаритом 11,28 х 1,92 х 1,9 м
Длина двигательной гондолы (без клина) - 13,78 м

Масса взлетная:
- 260000 кг (по эскизному проекту 1976 г.)
- 275000 кг (по некоторым данным - до 280000-285000 кг)
Масса взлетная нормальная - 267600 кг
Масса взлетная для аэродрома 1 класса - 185000 кг
Масса посадочная - 140000-155000 кг
Масса пустого:
- 103000 кг (по эскизному проекту 1976 г.)
- 110000 кг
Тяговооруженность - 0,36 (В-1В - 0,25)
Масса топлива:
- 148000 кг (по эскизному проекту 1976 г.)
- 140600 кг (148000 кг - по др.данным)
- 171000 кг (максимальная по данным Гордона)
Масса полезной нагрузки:
                       - норма (на максимальную дальность по проекту) - 9000 кг
                       - норма - 16330 кг
                       - максимальная фактическая - 22400-22500 кг
                       - максимально  допустимая - 40000 кг (по проекту и фактически по некоторым данным)
                       - максимально  допустимая - 45000 кг (по др.данным, В-1В - 34000 кг)

Скорость максимальная на высоте (по проекту) - 2300-2500 км/ч (B-1B - 1328 км/ч)
Скорость максимальная на малой высоте (по проекту) - 1000 км/ч (B-1B - 1160 км/ч)
Скорость максимальная на высоте 13000 м на форсажном  режиме  работы двигателей при угле стреловидности 65 град. - 2200 км/ч (2 М)
Скорость максимальная экслуатационная - 2000 км/ч (ограничение для строевых частей с целью сохранения ресурса планера)
Скорость крейсерская максимальная - 1,5 М
Скорость максимальная на малой высоте - 1030 км/ч
Скорость рекордная средняя на замкнутом маршруте 1000 км с массой ПН 30.000 кг - 1720 км/ч
Скорость рекордная средняя на замкнутом маршруте 2000 км со взлетной массой 275.000 кг - 1675 км/ч
Скорость взлета - 270-370 км/ч (при массе - 150-275 т)
Скорость посадки:
- 260-280 км/ч (при массе - 140-166 т)
- 260-300 км/ч (при массе - 140-155 т)
Прорыв ПВО на скорости:
     - большая высота (Hi) - 1,9 М
     - на малой высоте (Lo) с автоматическим  огибанием рельефа местности - до 1 М
Скороподъемность - 60-70 м/с
Потолок практический:
- 18000-20000 м (по проекту)
- 15000 м (18000 м по другим данным)
Потолок рекордный при массе 275.000 кг - 11250 м
Дальность полета (без дозаправки):
- режим Hi-Hi-Hi, скорость <1М, масса ПН 9000 кг (по проекту) - 14000-16000 км (В-1В - 12000 км)
- режим Hi-Lo-Hi (в т.ч. 2000 км на высоте 50-200 м) или при скорости >1М (по проекту) - 12000-13000 км 
- режим Hi-Hi-Hi, масса ПН 22400 кг с максимальной взлетной массой - 12300 км (В-1В - 10400 км)
- в максимальной ПН - 10500 км
Радйус действия с одной дозаправкой по режиму Lo-Lo-Lo или Hi-Lo-Hi - 7300 км
Радиус действия максимальный при крейсерской скорости 1,5 М - 2000 км
Боевой радиус системы вооружения без дозаправки (с учетом дальности КРБД типа Х-55) - 9150 км
Разбег - 900-2200 м (масса 150-275 тонн)
Пробег - 1200-1600 м (масса 140-155 тонн)

Максимальное время полета без дозаправки - 12 часов 50 мин (1989 г., экипаж Валерия Горголя - командира 184-го Гв.ТБАП, г.Прилуки)
Стандартное время полета - 12-15 часов
Максимальная продолжительность полета - 21 час (2009 г., 2 дозаправки) и 23 часа (09-10.06.2010 г., 2 дозаправки)
Максимальная эксплуатационная перегрузка - 2,5 G (2G по данным Гордона)
Трудозатраты на подготовку к вылету на один час полета - 64 чел/час
Время подготовки самолета к вылету - 3 суток (1987 г., в дальнейшем сокращено)
Площадь тормозных парашютов (3 шт) - 105 кв.м
 
Вооружение (в 2-х бомбоотсеках с револьверными катапультными ПУ):
Первоначальный проект Ту-160 (1975 г.):
     1) 2 х Х-45, позже Х-45М
     2) 24 х Х-15
     3) 10-12 х Х-55
     4) 10-12 х Х-15М
     5) обычные бомбы, ядерные бомбы, УАБ с лазерными и ТВ ГСН, морские мины.
По требованию ВВС предполагалась установка оборонительной артиллерийской установки с пушкой ГШ-6-30.
 
Базовый вариант Ту-160 (1981 г., проект):
     1) 12 х AS-15 (Х-55 / Х-55М) на двух револьверных МКУ-6-5У
     2) 24 х AS-16 (   Х-15) на четырех револьверных МКУ (вариант вооружения не доведен до реализации)
     3) 4 х ядерных бомбы мощностью 5, 20 (?), 50 (?) Мт
     4) 16 х ФАБ-1000
     5) 22 х ФАБ-750
     6) КАБ-1500
 
Реально произведенные Ту-160 (1987-2009 г.г.):
     1) 12 х AS-15 (Х-55 / Х-55СМ) на двух МКУ-6-5У - базовый вариант вооружения, госиспытания системы - 1989 г. (основной вариант - Х-55СМ, принята на вооружение ВВС 1986 г.). К 2005 г. часть самолетов переоборудована для применения ракет Х-555 (например, Ту-160 "Павел Таран", вероятно так же "Александр Голованов" и "Александр Молодчий").
     2) 12 х AS-16 (Х-15) на двух МКУ-6-5У (НЕ РЕАЛИЗОВАН в реальных строевых частях)
В процессе модернизации по образцу мод.2006 г. в номенклатуру вооружения будут включены КРБД Х-555, Х-101 и Х-102, аэробаллистические ракеты типа AS-16 (Х-15), обычные свободнопадающие бомбы и УАБ.
Системы вооружения самолета и схемы применения вооружений разрабатывались совместно с ГосНИИАС. От ОКБ Туполева создание комплекса вооружений курировал Л.Н.Базенков. Основные средства поражения (КРБД) разработаны МКБ "Радуга" А.Я.Березняка (главный конструктор Селезнев И.С.).
 
Оборудование:
Основной разработчик БРЭО - НИИ "Электроавтоматика" (г.Ленинград, главный конструктор - Е.С.Липин).
Прицельно-навигационный комплекс Ту-160 включает в себя астроинерциальную двухканальную навигационную систему К-042К, астровизир АВ-1СМ разработки и производства ЦКБ "Арсенал" (г.Киев), автоматическую систему огибания рельефа местности, систему спутниковой навигации ГЛОНАСС (точность до 10-20 м, доработанная система производства МКБ "Компас" начиная с 2007 г. будет установлена на все самолеты при модернизации) и многоканальный цифровой комплекс связи. Всего в системах самолета задействовано более 100 БЦВМ, в т.ч. у штурмана 8 БЦВМ и планшет-курсопрокладчик ПА-3 (с подвижной картой, вероятно, цифровой ?). Кабина летчиков оборудована стандартным набором оборудования с традиционными табло и циферблатами типа Ту-22М3. Вместо штурвала используется ручка управления (джойстик) аналогичная истребительной.
 

Кабина Ту-160 "Валерий Чкалов" на авиабазе Энгельс, начало ноября 2012 г. (фото - RostovSpotter, источник).


Рабочее место оператора Ту-160, фото 2012 г. или ранее (Дмитрий Авдеев, http://airliners.net).


Рабочее место штурмана Ту-160, фото 2012 г. или ранее (Дмитрий Авдеев, http://airliners.net).

Астровизир АВ-1СМ - измеряет угловые координаты звезд до 4-й звездной величины на фоне дневного неба с погрешностью менее 0,01 градусов.

Астровизир АВ-1СМ (Бузанов В.И. КП «ЦКБ «Арсенал» – совершенствование и создание нового оптико- электронного авиационного оборудования. // Авиация и время. Спецвыпуск, 2003 г.).

Прицельно-навигационный комплекс "Обзор-К" включет в себя РЛС бомбометания и навигации"Поиск" (дальность обнаружения крупных целей радиоконтрастных целей с большой высоты - 600 и более км) и оптико-электронный бомбардировочный прицел ОПБ-15Т "Гроза" (дневное бомбометание, либо бомбометание в условиях низкой освещенности, Т - вероятно, "телевизионный"). В ходе модернизации самолет может получить лазерный целеуказатель для применения корректируемых авиабомб с лазерными ГСН с больших высот. Система управления ракетным оружием "Спрут-СМ" (введение целеуказания в ГСН ракет перед пуском, обеспечение применения КРБД).
 
Радиолокационная заметность самолета снижалась дополнительными мероприятиями по нанесению на носовую часть специальной краски на органической основе, графитовой радиопоглощающей черной пленки на воздухозаборники и воздушные каналы, экранированием некоторых узлов двигателей, и введением в остекление кабины сетчатых противорадиолокационных фильтров. Часть подобных мероприятий производилась в строевых частях.
 
Бортовой комплекс обороны (БКО) "Байкал" обнаруживает и классифицирует любые РЛС противника, тепловые цели (теплопеленгатор "Огонек" расположен в крайней задней точке фюзеляжа) и обеспечивает применение активных средств РЭБ, пассивных ПЛ и ИК-ловушек (средства РЭБ расположены в хвостовом конусе). Доработки БКО завершены в апреле 1990 г.
 
Система дозаправки в воздухе со штангой дозаправки ГПТ-2. Катапультные кресла К-36ДМ разработки НПО "Звезда" (главный конструктор Г.И.Северин) со спинками оснащенными подушками с пульсирующим воздухом (в процессе серийного производства). Система катапультирования индивидуальная и принудительная для всего экипажа (запуск с любого рабочего места). Катапультирование возможно в режиме "0-0" (нулевая скорость, нулевая высота) - после доработок в процессе освоения (изначально - минимальная скорость катапультирования - 75 км/ч). При выполнении полетов по высотному профилю экипаж использует высотные комбинезоны-скафандры "Баклан" (существуют только опытные экземпляры - по данным Бутовского, 1995 г). В стандартных режимах - защитный шлем ЗШ-7Б или ЗШ-7АС.
 

Выдвинутая для дозаправки штанга системы дозаправки Ту-160, фото 2012 г. или ранее (http://www.krasnayazvezda.com/).

Высотный комбинезон-скафандр "Баклан" (Гордон Е., Ту-160. М., Полигон-пресс, 2003 г.)
 
Модернизированный комплекс бортового оборудования создается совместными усилиями ОАО "Туполев", ФГУП "ГосНИИ АС", ФГУП "ОКБ "Электроавтоматика" им. Ефимова" и ГЛИЦ им. Чкалова.  26.03.2013 г. в СМИ сообщается о завершении наземных испытаний комплекса обороудования. В результате испытаний на комплексном полунатурном стенде специалисты получили заключение о годности к летным испытаниям. Их предполагается провести в 2013 году. Работы по обновлению бортоборудования проводятся в рамках первого этапа модернизации Ту-160.


Модификации:
Ту-160 (1969-1972 г.г.) - первый проект на конкурс 1972 г. - бомбардировщик на базе Ту-144.
 
Ту-160М аванпроект (1972 г.) - проработка вариантов компоновки самолета с изменяемой геометрией крыла.
 
Ту-160М (1975 г.) - второй проект Ту-160 с игменяемой геометрией крыла (название на стадии предварительной проработки проекта).
 
Ту-160 (изделие 70) BLACKJACK / RAM-P (первый полет - 1981 г.) - бомбардировщик с ИГ крыла опытной серии.
 
 
 
Первый экземпляр Ту-160 - самолет 70-01 на базе ЛИИ в Жуковском в период начала испытаний 
(Гордон Е., Ту-160. М., Полигон-пресс, 2003 г.)
 
Ту-160 - носитель БПЛА "Ворон" (проект, середина 1970-х годов) - на начальном этапе работ по проекту Ту-160 предусматривалось использование самолета в качестве носителя стратегического сверхзвукового беспилотного разведывательного летательного аппарата "Ворон" (ОКБ Туполева) со стартовой массой 6300 кг. Проектирование прекращено в середине 1970-х годов в связи с закрытием программы создания БПЛА.
 
Ту-160П (проект, середина 1970-х годов) - тяжелый истребитель сопровождения вооруженный ракетами "воздух-воздух" большой и средней дальности. Проект не реализован.
 
Ту-160С BLACKJACK (1987 г.) - серийный вариант бомбардировщика.
 
Ту-160ПП (проект, середина 1980-х годов) - самолет постановщик помех, проектирование предполагалось согласно требованиям ВВС еще на этапе создания проекта Ту-160. Полномасштабное проектирование начато в середине 1980-х годов, построен полноразмерный макет. Проект не реализован.
 
Ту-160 модернизация (проект, 1980-е годы) - в процессе проработки модернизации Ту-160 предполагался переход на более экономичные двигатели НК-74, замена оборудования и дооснащение более современным вооружением. Вероятно, данную модернизацию планировалось провести до 1996 г. ( наше предположение).
 
Ту-160В (проект, 1980-е годы) - вариант Ту-160 с двигателями на жидком водороде с измененной конструкцией фюзеляжа. Проект не реализован.
 
Ту-160К "Кречет" (проект, 1983-1984 г.г.) - проект оснащения Ту-160 двумя баллистическими ракетами воздушного запуска "Кречет" (КБ "Южное") массой по 24.4 тонны.
Боевой радиус комплекса - 10000 км
 
Ту-160М (проект, 1990-е годы) - проект Ту-160 с измененными отсеками ПН - носитель 2 гиперзвуковых КР Х-90. Существование проекта не подтверждено.
 
Ту-160СК (проект, 1992 г.) - самолет-носитель ракетоносителя "Бурлак" и "Бурлак-Диана" для выведения на орбиту ИСЗ.
 
Ту-161 (проект, 1990-е годы) - проект модернизации и развития Ту-160 как многорежимного самолета-носителя КРБД.
 
ПАК ДА (проект, 1999 г.) - перспективный авиационный комплекс дальней авиации, проработка облика самолетов в различных КБ начата в 1999 г. В КБ Туполева самолет ПАК ДА проектируется на базе Ту-160 (согласно сообщениям СМИ).
 
Ту-160 модернизация / Ту-160М (2006-2007 г.г.) - модернизированный вариант серийных Ту-160 (наименование "Ту-160М" используется в некоторых интернет-СМИ) - изначально планировалось произвести модернизацию парка Ту-160 до 1996 г., но фактически работы по модернизации начаты после 2000 г. Изменен состав БРЭО, модернизированы двигатели НК-32 / НК-321 (увеличен ресурс, повышена надежность, испытания завершены в 2006 г.), самолет может нести ракеты Х-555 и Х-101/102. Кроме того, модернизированный вариант может высокоточно (точность - 20 м) применять обычные свободнопадающие бомбы и УАБ (ранее, видимо, только декларативно). В части БРЭО устанавливаются новые БЦВМ, система спутниковой навигации разработки МКБ "Компас", увеличиваются дальность и продолжительность полета, модернизирован бортовой комплекс обороны. Первым самолетом прошедшим модернизацию является самолет с серийным №02-02 "Валентин Близнюк" (после модернизации поступил в ВВС 5 июля 2006 г.). Программа модернизации объявлена с плановым завершением в 2015 г. (данные декабря 2009 г.), всего заявлена модернизация 15 самолетов. В сообщении на сайте Министерства обороны России от 07.02.2012 г. говорится о том, что один самолет Ту-160 проходит переоборудование в модификацию Ту-160М на одном из предприятий ВПК России (вероятно, на Казанском авиазаводе). 26.03.2013 г. сообщается о завершении наземных испытаний модернизированного комплекса бортового оборудования для самолета. В течение 2013 г. планируется начать летные испытания комплекса.

Считается, что на самолетах Ту-160М демонтировано оптическое прицельное оборудование и система астронавигации - иллюминаторы соответствующих оптических устройств закрашены на всех Ту-160М.

Модернизированные по стандарту Ту-160М самолеты:
№пп Серийный № Наименование самолета Дата передачи ВВС Примечание
1 02-02 "Валентин Близнюк" 05.07.2006 г. 2015 г. - боевое применение с ракетами Х-101
2 08-03 "Виталий Копылов" 29.04.2008 г. модернизирован при производстве, 2015 г. - боевое применение с ракетами Х-101
3 07-02 "Василий Решетников" 01.02.2010 г. в 2015 г. установлена новая БИНС (?)
4 05-04 "Валерий Чкалов" 2011 г.
5 06-05 "Андрей Туполев" 19.12.2014 г. Новая БИНС (?)
6 06-02 "Василий Сенько" 28.01.2016 г. Новая БИНС (?)


Ту-160М Б№18 RF-94111 "Андрей Туполев", аэродром ТВВАУЛ Тамбов, 30.05.2015 г. (http://russianplanes.net/id164404).


Ту-160М Б№11 RF-94114  "Василий Сенько". КАПО, г.Казань, 06.12.2015 г. (источник).

Ту-160М2 - BLACKJACK-M - проект возобновления производства Ту-160. Обсуждение возобновления производства Ту-160 начато весной 2015 г. В июле 2015 г. сообщается, что ОКБ Туполева совместно с КАПО им. Горбунова начата проработка возобновленя производства Ту-160. Заявлены планы на производство 50 новых Ту-160 (источник). 17 октября 2015 г. Министерство обороны России сообщило о проведении совещания межведомственной рабочей группы по вопросу воспроизводства Ту-160. В совещании принимали участие представители Министерства обороны, Министерства промышленности и торговли, ОАК, ОДК, ПАО "Туполев", РАН и КАПО им.Горбунова. Заслушаны доклады о создании электронной документации, оптимизации технологии производства и реализации «дорожной карты» по воспроизводству самолетов и запуску опытно-конструкторских работ по Ту-160М2 (источник). 2 марта 2016 г. главком ВКС России Виктор Бондарев сообщил СМИ, что первый полет нового Ту-160 ожидается в 2019 г., а серийный выпуск Ту-160М2 начнется в 2023 г. (источник).

13 октября 2016 г. заместитель министра обороны России Юрий Борисов сообщил СМИ, что всего планируется произвести 50 Ту-160М2 (цифра может быть скорректирована позже), а так же то, что уже начато производство ряда элементов нового самолета (источник). 27 февраля 2017 г. министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров заявил, что первый Ту-160М2 поднимется в воздух в 2018 г., а в 2020 г. начнется серийное производство самолетов. В декабре 2016 г. ожидалось завершение создания цифрового комплекта документации на самолет - её создание завершено (источник). 6 марта 2017 г. генеральный директор ПАО "Туполев" Александр Конюхов заявил СМИ, что поставки Ту-160М2 в войска начнутся в 2021 г.  (источник).

02 июня 2017 г. в СМИ заявлено, что промышленностью начато производство агрегатов нового самолета (источник). Предположительно на первом этапе речь идет о сборке задела на Казанском авиазаводе. 19 июня 2017 г. заявлено, что в перспективе ВВС будут получать 3-4 Ту-160М2 в год, а всего планируется поставить 50 Ту-160М2. Первый полет первого Ту-160М2 ожидается в марте 2018 г.  (источник).
 

Стоимость самолета составляла:
До 1990 г. - 48 млн. руб
1991 г. - более 70 млн. руб
1992 г. - более 300 млн. руб

Каталог

Последние комментарии

Паша о том и речь... до М2 тут пока сильно далеко...
DIMMI 2017-11-29 23:04
Это обычный Ту-160 с оборудованием типа М и двигателями 02 (т.к. других нет и быть...
Sierra 2017-11-19 16:55
Ну и основной момент - это не М2Это обычный Ту-160 с оборудованием типа М и двигателями...
DIMMI 2017-11-19 10:26
Всё есть в статье на сайте (я про старые фото)
DIMMI 2017-11-19 10:25
Кстати, надо порыться в старых заводских фото Ту-160 для сравнения. Вот это бы дало...
Sierra 2017-11-17 21:32
Видео было. Вот немного фото М2. Есть что поизучать.
Sierra 2017-11-17 20:35
На Казанском авиационном заводе им. Горбунова начинаются наземные и летные испытания...
oldstaryi 2017-11-16 23:36
Неплохо было бы рассмотреть мега-идиотизм с бизнес версиями Ту-160/Ту-22
Sierra 2017-11-15 00:34
Хороший, добрый хай-рез. Энгельс.
mpashnev 2017-11-14 18:45
Не кипятись, была попытка улучшить то что есть,а если есть у тебя лучше то можешь...
arma37@tank7 2017-11-07 15:47