| ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение) Комплекс 9К76 "Темп-С", ракета 9М76 / "ТР-1" - SS-12A SCALEBOARD-A / KY-11 Комплекс 9К76 "Темп-С", ракета 9М76Б / "ТР-1" - SS-12A SCALEBOARD-A Комплекс 9К76 "Темп-С", ракета 9М76Б1 / "ТР-1М" / "мод.9М76Б" / 9М76М (?) - SS-12B / SS-12M / SS-22 SCALEBOARD-B
     Ракетный комплекс фронтового уровня / оперативно-тактический увеличенной дальности ракетный комплекс. Комплекс разработан в НИИ-1 (с 1967 г. - Московский Институт Теплотехники) под руководством А.Д.Надирадзе.
После разработки рецептуры смесевого твердого топлива в НИИ-125 (позже переименовано в НИХТИ, а позже - в НПО "Союз", г.Люберцы) под руководством будущего академика Б.П.Жукова в 1961 г. в НИИ-1 под руководством А.Д.Надирадзе проведены проектные оценки создания новой баллистической ракеты с РДТТ на этом новом типе топливе. Полномасштабная разработка комплекса "Темп-С" начата по Постановлению Совмина СССР №934-405 от 5 сентября 1962 г. следующей кооперацией предприятий: - НИИ-1 (с 1967 г. МИТ) - головной исполнитель по комплексу и ракете - НИИ-592 (Н.А.Семихатов) совместно с Миасским механическим заводом (главный конструктор - Ю.А.Буйнов) - система управления ракеты - НИИ-125 (НПО "Союз", М.И.Русин) - твердотопливный заряд двигателя - КБ завода "Баррикады" (г.Волгоград) - самоходная пусковая установка и другое наземное оборудование) - КБ-11 (ВНИИЭФ, Е.Н.Негин, С.Г.Кочарянц) - термоядерная боеголовка Ракета и комплекс создавались с использованием наработок по теме " Темп". Аванпроект комплекса защищен 13 декабря 1962 г. Согласно аванпроекту на ракете планировалось использовать термоядерный заряд изменяемой мощности «906В» с головную часть с "юбкой". ТТХ ракеты были заданы с дальностью действия 300-900 км. Были проведены дополнительные исследования по расширению температурного интервала боевого применения ракеты в диапазоне от ‒10 °С до +40 °С, вместо принятого в начале разработки 25±10 °С. Кроме того, разработчиком было принято обязательство по проведению исследований в целях увеличения этого интервала до ‒30 °С. В 1962 г. по Постановлению Совмина СССР начата подготовка производства ракет 9М76 на Воткинском машиностроительном заводе №235 (г.Воткинск). В мае 1963 г. проект ракеты и комплекса был представлен в ГРАУ. Однако еще на стадии его разработки совет главных конструкторов в инициативном порядке обратился в курирующие профильные комитеты и министерства с предложением, использовать при создании ракеты специальный заряд «910». После корректировки эскизного проекта по Постановлению Совмина №517-180 от 8 мая 1963 г. в проект внесен специальный заряд «910» (оба - разработка КБ-11 / ВНИИЭФ), который был легче на 105 кг. Это позволяло отказаться от ряда приспособлений, помогавших стабилизировать ракету в полете. Так, отказ от стабилизирующей юбки давал возможность сократить длину ракеты с 13,5 до 12,5 метров, что позволяло улучшить размещение ракеты на пусковой установке и делало ракету транспортабельной имевшимися средствами. Изменения в конструкции потребовали разработки дополнений к эскизному проекту ракеты и комплекса. Обновленный эскизный проект был рассмотрен в декабре 1963 г. К середине 1963 г. опытно-конструкторские работы по теме «Темп-С» значительно отставали от сроков, что ставило под угрозу представление комплекса на совместные летные испытания (СЛИ). На заседании комиссии ВСНХ СССР по военно-промышленным вопросам, которое состоялось 24 июля 1963 г., деятельность научно-исследовательских, научно-производственных предприятий и профильных министерств, на которые была возложена разработка комплекса 9К76, была подвергнута критике. В соответствии с решением Комиссии предприятиям‒разработчикам элементов ракеты и комплекса надлежало устранить выявленные недостатки, выполнить планы поставок, обеспечить выполнение установленных сроков проведения СЛИ (четвертый квартал 1963 г.), установленных Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 8 мая 1963 г. Особая благодарность "Пенсионеру" (http://russianarms.ru) за помощь в подготовке материалов.  Комплекс 9К76 "Темп-С" - СПУ 9П120 и машина испытаний и пуска МИП ("60 лет в строю полигон Капустин Яр. 1946-2006 г.г., ГЦМП "Капустин Яр", 2006 г.). | | | | | ДАННЫЕ НА 2022 г. (требуется пополнение) АН602 / изделие 602 / "Царь-бомба"
  
Термоядерная бомба с зарядом двухступенчатого типа с ядерным обжатием по типу РДС-37 сверхвысокой мощности. Предложение о создании термоядерной бомбы мощностью около 100 мегатонн в 1961 г. высказал молодой физик-теоретик Ю.А. Трутнев - бомба мощностью 100 Мт могла бы напугать зарубежных скептиков, считавших, что советские ядерщики существенно слабее американских. Идею поддержали академики А. Д. Сахаров, Ю. Б. Харитон и Я. Б. Зельдович. В феврале 1961 г. руководители КБ-11 направили в ЦК КПСС письмо «Некоторые вопросы развития ядерного оружия и способов его использования», где помимо прочего ставился вопрос о целесообразности разработки заряда мощностью 100 Мт. Решение о возобновлении испытаний ядерного оружия и о создании сверхбомбы было принято 10 июля 1961 г. на обсуждении в ЦК КПСС, когда научное руководство КБ-11 (ВНИИЭФ) доложило Н. С. Хрущеву о возможности разработки водородной бомбы мощностью 100 Мт.
Разработка бомбы велась в КБ-11 новой группой специалистов: из отпуска был вызван д.ф.м. н. Адамский В.Б., к нему подключили физика-теоретика — недавнего выпускника МИФИ Смирнова Ю.Н., а также инициаторов создания супербомбы к.ф.м. н. Трутнева Ю. А. и к.ф.м. н. Бабаева Ю.Н. Руководство разработкой взял на себя академик Сахаров А.Д. Испытания бомб (корпусов) планировалось начать 01.09.1961 г. При этом была нехватка парка ЭВМ для проведения должного количества расчетов. Пришлось задействовать все ЭВМ математического института АН СССР (математики КБ-11 работали там по ночам и в выходные дни). И только 24 октября (за 6 суток до проведения испытаний) был закончен итоговый отчет по конструкции бомбы и расчетно-теоретическому обоснованию. Но и тогда А.Д. Сахаров (уже без ЭВМ) дополнительно прорабатывал необходимые доработки.
На складах НИИ-1011 в г.Челябинск-70 были взяты 6 корпусов бомбы РН202 для зарядов Р202Э. Изготовление парашютной системы для бомб велось Московским НИИПДС. Самолет-носитель Ту-95-202 находился на аэродроме Дальней Авиации в г. Энгельсе в ожидании утилизации. Пришлось принимать срочные меры. Из категории списанных самолет возвратили в строй, заменили двигатели, провели полную ревизию силовых конструкций, электро- и радиооборудования, провели ремонтно-восстановительные работы. После проведения на нем учебно-тренировочных полетов, было выдано заключение ОКБ А.Н. Туполева о его пригодности для боевой работы.
Задача по конструированию корпуса бомбы и ее парашютной системы была значительно облегчена для КБ-11 тем, что корпус бомбы был ранее разработан НИИ-1011 (для изделия «202», см. ниже).
 Макет термоядерной бомбы АН602 в музее | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение) 77Я6 "Воронеж-М" 77Я6-ДМ "Воронеж-ДМ" 77Я6-ВП "Воронеж-ВП"
   
РЛС дальнего обнаружения системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН) и контроля космического пространства высокой заводской готовности (ВЗГ). Исследования возможности построения РЛС СПРН высокой заводской готовности начаты НИИДАР в конце 1970-х годов. В ходе этих работ НИИДАР на базе разработок Миннефтегаза СССР разработал, испытал и передал в серийное производство унифицированный контейнер-аппаратурный бокс, удовлетворявший требованиям заказчика и имевший ряд модификаций. Впервые создание РЛС с использованием технологии высокой заводской готовности предложено НИИДАР при разработке РЛС дальнего обнаружения "Селенга" в 1986 г.
Первая модель - РЛС метрового диапазона 77Я6 «Воронеж-М» - разработана и производится ОАО РТИ им.акад.А.Л.Минца (г.Москва), главный конструктор - В.И.Карасев, по состоянию на 2010 г. главный конструктор РЛС ВЗГ-М - В.И.Шустов, заместитель главного конструктора В.П.Савченко. Первая станция "Воронеж-М" в п.Лехтуси (Ленинградская область) начала возводиться НПП "Пирамида" (г.Санкт-Петербург) в мае 2005 г. и заступила на опытно-боевое дежурство в декабре 2006 г. РЛС СПРН полностью принята на вооружение и заступила на штатное боевое дежурство в 2009 г.
Вторая модель - станция 77Я6-ДМ «Воронеж-ДМ» разработана ОАО «НПК НИИДАР» (бывшее НИИ ДАльней Радиосвязи, г.Москва) при участии ОАО РТИ им.акад.А.Л.Минца, главный конструктор - С.Д.Сапрыкин. Головная станция дециметрового диапазона 77Я6-ДМ "Воронеж-ДМ" в Армавире запущена в работу в 2008 г. и поставлена на штатное боевое дежурство 26.02.2009 г. Успешное испытание ОАО «НПК НИИДАР» в рамках темы ОКР «Республика-П» головного изделия 77Я6-ДМ в Армавире позволило перейти к серийному производству РЛС 77Я6-ДМ. Эксплуатант - космические войска ВС России, с 1 декабря 2011 г. войска Воздушно-Космической Обороны. По состоянию на 2011-2012 г.г. серийное производство РЛС ведет Саранский телевизионный завод (http://www.mil.ru). Третья модель - 77Я6-ВП «Воронеж-ВП» - так же разработана РТИ им.акад.А.Л.Минца и является развитием РЛС 77Я6 "Воронеж-М".  РЛС СПРН 77Я6 "Воронеж-М", объект 4524, п.Лехтуси, Ленинградская область, 08.08.2009 г. (фото из архива RussianArms.Ru, http://fotki.yandex.ru). | | | | | ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение, v.2) | | | | | ДАННЫЕ НА 2016 г. (стандартное пополнение) Комплекс Д-1, ракета Р-11ФМ / 8А61ФМ - SS-N-1 SCUD-A
  
Баллистическая ракета для подводных лодок (БРПЛ). Разработка комплекса с баллистической ракетой стартующей с подводной лодки велась по теме НИР "Волна" ОКБ-1 НИИ-88 под общим руководством С.П.Королева, ведущий конструктор - И.В.Попков. Вероятно, при работе по теме НИР "Волна" учтены результаты экспериментов группы ВМФ СССР контр-адмирала Н.А.Сулимовского, которая в 1952 г. проводила опыты с пусками моделей ракет из сухих и запоненных водой шахт. Тактико-техническое задание на создание комплекса "подводная лодка-носитель - баллистическая ракета" утверждено усилиями главных конструкторов ОКБ-1 С.П.Королева (ракета) и ЦКБ-16 Н.Н.Исанина (лодка) 14 июля 1953 г. (ист. - Гудилин). Определен круг разработчиков: - ОКБ-1 (главный конструктор С.П.Королев, ракета и комплекс вцелом) - ЦКБ-16 (главный конструктор Н.Н.Исанин, лодка-ностель) - НИИ-885 (главный конструктор Н.А.Пилюгин, приборы управления ракеты) - ОКБ-2 НИИ-88 (главный конструктор А.М.Исаев, двигатель ракеты) - ЦКБ-34 (главный конструктор Е.Г.Рудяк, разработка наземного стенда и пусковой установки) - НИИ-49 (директор - Н.А.Чарин, системы управления) - МНИИ-1 (директор - Э.И.Эллер, системы управления) - завод №402 (директор - Е.П.Егоров, ПО "Севмаш", строительство подводных лодок). Совещание главных конструкторов для координации работ по теме проведено 5 января 1954 г. (ист. - Гудилин).
Постановление Совмина СССР №136-75 ""О проведении проектно-экспериментальных работ по вооружению подводных лодок баллистическими ракетами дальнего действия и разработке на базе этих работ технического проекта большой подводной лодки" вышло 26 января 1954 г. Разработка опытной ПЛРБ на базе ПЛ пр.611 ZULU начата ЦКБ-16 (позже переименовано в ПМБМ "Малахит"), главный конструктор Н.Н.Исанин назначен тем же Постановлением. Постановлением Совмина СССР №1601-892 ри 25 августа 1955 г. начата НИР "Волна" по созданию комплекса и ракеты. В 1955 г. предполагалось кроме опытной лодки создание в перспективе штатной лодки-носителя с 6 ракетами на борту.
Проект подводной лодки В-611 ("Волна"-611) утвержден в сентябре 1954 г. Недостроенная ПЛ пр.611 ZULU Б-67 была переведена Беломорско-Балтийским каналом из Ленинграда с завода №196 "Судомех" (где была заложена 26.03.1953 г. и спущена на воду 05.09.1953 г.) в Молотовск (ныне Северодвинск), где в 1954 г. на заводе №402 была достроена по пр.В-611 (первая ПЛ пр.611 ZULU построенная на заводе №402). Лодка сдана на испытания 11 сентября 1955 г. В документации 1950-х годов наименование комплекса Д-1 не употреблялось. Комплекс Д-1 снят с вооружения в 1967 г.  Первый в мире пуск БРПЛ Р-11ФМ с ПЛРБ Б-67 пр.В-611 ZULU-IV, Белое море, 16 сентября 1955 г. (http://www.energia.ru/). | | | | | ДАННЫЕ НА 2024 г. (в работе) |  | Опытная атомная подводная лодка с большой глубиной погружения. Заказ на проектирование боевой атомной глубоководной подводной лодки по теме ОКР "Гранит" получен ЛПМБ "Рубин" (ЦКБ-18) в начале 1966 г. В августе 1966 г. выдано ТТЗ на проектирование ПЛА с целью изучения условий её эксплуатации. Предполагалось использовать опыт создания и эксплуатации глубоководной ПЛА с титановым корпусом для создания серийного проекта глубоководных ПЛА. Главный конструктор - Н.А. Климов (с 1977 г. Ю.К. Кормилицин). Технический проект ПЛА утвержден в 1974 году.
ПЛА К-278 как крейсерская ПЛ включена в списки кораблей Флота 16.03.1976 г. Официальная закладка ПЛА К-278 под заводским №510 состоялась 22.04.1978 г. в цехе №42 ПО "Севмаш" (г.Северодвинск), ответственный сдатчик лодки - В.М.Чувакин, сдаточный механик - Э.П.Леонов. Вывод из цеха - 30.05.1983 г. Спуск ПЛА на воду состоялся 03.06.1983 г. С июля по август 1983 г. лодка выполнила программу швартовных испытаний. После ходовых испытаний лодка принята Флотом 28.12.1983 г. В октябре 1988 г. лодка получила имя "Комсомолец". ПЛА активно несла боевые службы - в том числе применялась для боевого охранения ПЛАРБ стратегических сил Флота.
ПЛА погибла в результате пожара в Норвежском море 07 апреля 1989 г. Находится в Норвежском море на глубине 1670 м.
 ПЛА К-278 "Космомолец" пр.685 - MIKE, 1986 г. (фото - DoD US) | | | | | ДАННЫЕ НА 2024 г. (в работе) Комплекс Д-5, ракета Р-27 / РСМ-25 / 4К-10 - SS-N-6 mod.1 SERB Комплекс Д-5У, ракета Р-27У / РСМ-25М / 3М-20- SS-N-6 mod.2 , mod.3 SERB комплекс Д-5М, ракета Р-27М / 4К-10М - SS-N-6 mod.1 SERB (?)
  
Баллистическая ракета для подводных лодок (БРПЛ). Разработана СКБ-385 / ГРЦ им. академика В.П.Макеева (г.Миасс). Предложение о разработке комплекса Д-5 с двумя малогабаритными жидкостными ракетами 4К-10 и 4К-18 для ПЛАРБ пр.667А и пр.705Б выдвинуто СКБ-385 в апреле-мае 1961 г. Предложение закреплено на совещании главных конструкторов в декабре 1961 г. 24 апреля 1962 г. принято Постановление Совмина СССР №386-179 об опытной конструкторской разработке комплекса Д-5 с ракетой 4К-10 с моноблочным оснащением и комплекса Д-5К с баллистической противокорабельной ракетой 4К-18. Головным разработчиком назначено СКБ-385 (ист. - Конструктор), ведущий конструктор комплекса Д-5 с ракетой 4К-10 - Ю.М.Иванов. Малогабаритными БРПЛ подводного пуска планировалось вооружить перспективные ПЛРБ пр.667А разработка которых велась в качестве ответной меры на развертывание в США программы ПЛАРБ "Джордж Вашингтон".
В разработке малогабаритной ракеты Р-27 было реализовано несколько новых подходов и технических решений: 1. Разрабатывался малогабаритный и прочноплотный цельносварной корпус ракеты с оболочками «вафельной» конструкции, двигателем, размещенным внутри бака и многофункциональными днищами, заменившими традиционные межбаковый отсек, раму двигателя и отдельный приборный отсек. 2. Разработка ракеты велась одновременно с разработкой других составляющих ракетно-стартовой системы, что обеспечило многократное сокращение весовой нагрузки на подводную лодку главным образом за счет эластомерной амортизации ракеты с размещением сбрасываемых резинометаллических амортизаторов на ракете. 3. Реализована централизация и практически полная автоматизация управления эксплуатацией и боевым применением увеличенного боекомплекта ракет на ПЛАРБ. 4. Создана ракета с заводской заправкой ракеты топливом с ампулизацией баков заваркой заправочно-дренажных клапанов.
При разработке комплекса и ракеты сложилась следующая кооперация предприятий: - СКБ-385 / КБМ (г.Миасс) - головной по комплексу и ракете; - ОКБ-2 / КБХМ (гл.конструктор А.М.Исаев) - маршевый ЖРД; - НИИ-592 / НИИА (гл.конструктор Н.А.Семихатов) - система управления ракеты, комплекс корабельной системы управления стрельбой; - НИИ-1011 / ВНИИТФ - разработка термоядерного боеприпаса ГЧ. В феврале 1963 г. проект скорректирован - увеличены диаметр корпуса и длина ракеты. Ведется разработка нового типа пусковой установки для ракеты. В сентябре 1965 г. начались бросковые испытания макетов ракет с погружного стенда в Балаклаве на Черном море. В 1966 г. начаты пуски сос стенда на полигоне Капустин Яр (см.ниже). В 1967 г. были проведены бросковые испытания с опытовой подводной лодки пр.613Д5 и далее, с 06.09.1967 г. проводились летные испытания с головной ПЛАРБ пр.667А (см.ниже).
 БРПЛ с РГЧ 3М-20 / Р-27У комплекса Д-5У (https://missilery.info/) | | | | | ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение) Комплекс 9-А-7660 "Кинжал", ракета 9-С-7760 / изделие 292
    Авиационный ракетный комплекс с аэробаллистической ракетой. Разработан, совместно КБ машиностроения (г.Коломна, ракета, комплекс) и РСК МиГ (самолет-носитель). Предположительно работы над созданием комплекса были начаты в конце 1990-х - начале 2000-х годов, когда возникла идея совмещения возможностей МиГ-31 в качестве самолета-носителя и разгонной ступени с аэробаллистической ракетой. В качестве самолета-носителя используется доработанный самолет МиГ-31БМ - МиГ-31К изделие 06 (борт 06 красный, главный конструктор - Ю.Ф. Сушков). В качестве ракеты - ракета созданная на базе баллистической ракеты 9М723 ракетного комплекса "Искандер-М". Разработка ракеты начата КБМ в рамках ОКР "292" не позже 2012 г.
По своим возможностям авиационно-ракетный комплекс предназначен для поражения важных объектов инфраструктуры - командных центров, систем ПВО и ПРО, авиационных баз и т.п. В том числе с применением ядерной боевой части. Возможно также самонаведение ракеты и применение, соответственно, по ограниченно мобильным целям типа соединений кораблей, отдельных кораблей, скоплений техники и т.п.
Опытный самолет МиГ-31К (изделие 06) совершил первый полет под управлением летчиков-испытателей М.А.Беляева и С.В.Горбунова 31 мая 2016 г. В 2021 году на вооружение поступают самолеты-носители МиГ-31И.
В выступлении Президента России 1 марта 2018 г. с презентацией ракетного комплекса "Кинжал" сообщалось, что с 1 декабря 2017 г. комплекс приступил к опытно-боевому дежурству на одном из аэродромов Южного военного округа. Предположительно, речь идет о 929-й Государственном лётно-испытательном центре Министерства обороны России, где и выполнялись съемки видео, показанного 01.03.2018 г. Весной 2018 г. начаты эксплуатационные испытания ракетного комплекса в Южном военном округе. 1 декабря 2021 г. завершено формирование второй эскадрильи самолетов-носителей комплекса и из двух эскадрилий сформирован 54-й авиаполк Дальней Авиации ВКС России (база Ахтубинск).
Западные источники сообщают, что испытания комплекса "Кинжал" должны были полностью завершиться к 2020 г. и комплекс должны были официально принять на вооружение (источник).
Информация по комплексу без указания источников носит предположительный и гипотетический характер.  Самолет-носитель МиГ-31К (борт №93) с ракетой 9-С-7760 "Кинжал" (кадр видео Министерства обороны России, опубликовано 10.03.2018 г.), | | | | | ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение) Ракета Х-101 - AS-23A KODIAK Ракета Х-102 - AS-23B KODIAK
   
Крылатая ракета большой дальности. Разработана в МКБ "Радуга" с использованием опыта создания КРБД Х-55. Ракета отличается увеличенной дальностью, выполнена с использованием технологий снижения радиолокационной заметности и в двух вариантах по боевым частям - с обычной БЧ (Х-101) и с ядерной БЧ (Х-102). По неподтвержденным данным разработка ракеты начата в 1984 г. (источник, в 1992 г. по данным Jane's) и по данным СМИ завершена к 1995 г.
По западным данным, испытания ракет Х-101 вместе с носителем Ту-95МС начаты в начале октября 1998 г. в Ахтубинске. Так же в некоторых источниках указывается, что испытательные пуски ракет велись в 1999 г. и в апреле 2000 г. в ходе учений 37-й воздушной армии ДА России. Летные испытания ракет Х-101 в Ахтубинске продолжались и в 2002 г. (источник).
Решение о начале серийного производства ракет Х-101 принято в октябре 1999 г. Осенью 1999 г. так же планировалось начать переоборудование самолетов-носителей по типу Ту-95МСМ. По западным данным, серийное производство ракет начато на заводе в Смоленске 1 декабря 2002 г. По нашему мнению, по состоянию на 2010 г. ракеты Х-101 и Х-102 еще не приняты на вооружение ВВС России и, вероятно, проходят испытания. Ранее была неподтвержденная информация о принятии ракет на вооружение в 1999 г. и в 2002-2003 г.г. Наименование "изделие 111" взято из источника Jane's - есть сомнения в его достоверности.
20 марта 2012 г. министр обороны России А.Сердюков в выступлении на расширенном заседании коллегии Министерства обороны заявил, что ВС России получили на вооружение новую крылатую ракету воздушного базирования большой дальности. Поступление ракет Х-101 в ВВС России ожидалось в 2013 г. и, вероятно, в 2013 г. было начато. 17 ноября 2015 г. состоялось первое боевое применение ракет Х-101 в Сирии, самолеты-носители - Ту-160.
Идентификация индексов ракет - источник | | | | | Боевое оснащение МБР 15А28 "Сармат"
Гипотетически вариантов боевого оснащения МБР 15А28 несколько:
1. Классическое боевое оснащение МБР с РГЧ ИН - обычные неуправляемые баллистические боевые блоки. Вероятно, разработанные при участии ВНИИЭФ - там ведутся работы по программе "Сармат-П" (2018 г.). Таких боевых блоков может быть не менее 10-14 шт. С комплексом средств преодоления ПРО.
2. Аэробаллистическое гиперзвуковое боевое оснащение (АГБО) - оценочно от 3 до 5 управляемых боевых блоков типа объект 4202 / 15Ю71 (это прогноз).
Здесь хотелось бы рассмотреть факторы, которые могут влиять на выбор мощности обычных боевых блоков т.к. возможны варианты - блоки малой мощности (150 кт), блоки средней мощности (300-500 кт) и блоки повышенной мощности (0.8-1 Мт). Рассуждения на эту тему носят, конечно, характер "капитанства" и совершено очевидны, но, видимо, это как раз и есть то, что называется в столицах "аналитика".
Выбор мощности боевых блоков для МБР "Сармат" может зависеть от целого ряда факторов: 1. Стратегическая доктрина и вопросы ядерного сдерживания, вероятно, являются основополагающими факторами выбора мощности боевого оснащения. Количество и мощность ядерного арсенала страны должно коррелировать со стратегической доктриной, которая может приоритизировать массовое сдерживание или точечные удары. В случае с Российской Федерацией речь идет скорее о массовом сдерживании, а следовательно это довод в пользу повышения мощности боевых блоков. Cюда же можно добавить и психологический эффект от наличия в арсенале МБР боеголовок мегатонного класса, которое, кстати, не запрещает развертывания ракетс боеголовками меньшего класса мощности.
2. Задачи, цели и точность наведения ББ. Конечно, это также один из определяющих факторов выбора мощности боевых блоков. В условиях снижения требований или невозможности достижения требуемых показателей по точности наведения ББ возможна компенсация повышением мощности боевых блоков для нивелирования возможных отклонений. Опять же, если целями ударов МБР "Сармат" являются точечные цели - ШПУ МБР потенциального противника, то при недостаточной точности МБР также необходимо повышение мощности ББ. Хотя, при использовании МБР в качестве средства ядерного сдерживания основными целями ракет будут скорее объекты стратегической инфраструктуры, военные базы, городские агломерации, где боеприпасы мегатонного класса также выглядят предпочтительнее с точки зрения сдерживающего фактора потенциально возможного ущерба. Ступень разведения боевых блоков и головная часть МБР 15А18М в учебном центре РВСН, 2022 г. (российское ТВ). | | | | | ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение) Комплекс Д-9РМ, ракета Р-29РМ / 3М-37 / РСМ-54 - SS-N-23 SKIFF Комплекс Д-9РМУ, ракета Р-29РМУ / 3М-37У Комплекс Д-9РМУ1, ракета Р-29РМУ1 / 3М-37У1 ОКР "Станция" Комплекс Д-9РМУ2, ракета Р-29РМУ2 / 3М-37У2 ОКР "Синева" Комплекс Д-9РМУ2.1, ракета Р-29РМУ2.1 / ОКР "Лайнер" (отдельная статья)
   
Баллистическая ракета для подводных лодок (БРПЛ) межконтинентальной дальности. Ракетный комплекс разработан СКБ-385 / КБМ / ГРЦ им. академика В.П.Макеева (г.Миасс). Генеральный конструктор - В.П.Макеев. Ведущий конструктор комплекса - Ю.А.Каверин (с 2008 г. - Смирнов Б.А. ист. "Конструктор" №17 / 2008). Работы по созданию нового ракетного комплекса были определены в середине 1970-х годов Постановлением Совмина СССР о качественном совершенствовании ракет для подводных лодок, повышению точности и создании малогабаритного боевого блока, а так же Постановлением, которым задавалось строительство дополнительно 8 ПЛАРБ пр.667БДР после 1980 г. в связи с задержкой развертывания БРПЛ Р-31. В обеспечение этих Постановлений совместным решением Министерств общего машиностроения, судостроительной промышленности, среднего машиностроения, оборонной промышленности и ВМФ СССР было предписано в октябре 1977 г. представить аванпроект нового ракетного комплекса Д-25 для модернизированных и дополнительных ПЛАРБ пр.667БДР. По своим боевым возможностям и эффективности новый комплекс не должен был уступать ракетному комплексу Trident-II. В ноябре 1977 г. КБМ совместно с Институтом вооружения ВМФ предложил аванпроект комплекса Д-25 на рассмотрение совета Главных конструкторов, а в декабре 1977 г. аванпроект комплекса Д-25 был успешно защищен на научно-технических советах Минобщемаша и ВМФ СССР.
Противником нового ракетного комплекса с жидкостной БРПЛ был Министр обороны СССР Д.Ф.Устинов - он настаивал на сворачивании работ с жидкостными ракетами и на переходе к твердотопливным ракетам. В итоге, при поддержке Главкома ВМФ С. Г. Горшкова и министра Минобщемаша С. А. Афанасьева было принято решение подать новый ракетный комплекс Д-25 как модернизацию старого комплекса Д-9Р.
9 января 1979 г. по Постановлению Совмина СССР официально начата ОКР по созданию комплекса Д-9РМ с ракетой 3М-37 для ПЛАРБ пр.667БДР. Комплекс обеспечивал повышение возможностей за счёт увеличения количества и мощности боевых блоков, увеличения дальности и точности стрельбы, расширения зоны разведения боевых блоков произвольной формы. Эскизный проект комплекса Д-9РМ разработан в 1979 году. Конструкторская документация выпущена в 1980 г. Также в 1980 г. выполнялась наземная отработка узлов комплекса и ракеты. Было принято решение запланированные к постройке новые ПЛАРБ пр.667БДР заменить на ПЛАРБ более совершенного пр.667БДРМ. В процессе разработки комплекса сложилась следующая кооперация предприятий: - ГРЦ им.Макеева - головное КБ по комплексу и ракете - ЦКБ МТ "Рубин" - головное по ПЛАРБ-носителям - НПО автоматики - система управления ракеты - КБ химической автоматики - ЖРД 1-й ступени - КБ химического машиностроения - ЖРД 2-й и 3-й ступеней, а так же ступени разведения боевых блоков - ВНИИ приборостроения (ВНИИТФ) - боевые блоки РГЧ ИН с зарядами, включая малогабаритный высокоскоростной ББ нового поколения.
БРПЛ Р-29РМУ2 "Синева" на транспортной тележке (https://makeyev.ru/) | | | | | ДАННЫЕ НА 2024 г. (в работе) ЛМУР / изделие 305
  
Легкая многоцелевая управляемая ракета (ЛМУР) разработки КБ машиностроения (г.Коломна). Наименование «ЛМУР» впервые появилось в источниках в 2007 г. Контракт на разработку ракеты "изделие 305" был заключен в 2012 г.
Ракета «Изделие 305» ЛМУР была изначально разработана КБМ в интересах ФСБ России для оснащения специальных вариантов вертолетов Ми-8 (Ми-8МНП-2 и другие) авиации ФСБ/ Ракета создавалась на основе длительно разрабатывавшейся для Министерства обороны России авиационной ракеты «Изделие 79», которая была заказана, видимо, в качестве аналога известной британской ракеты Brimstone.
Серийное производство ракет ЛМУР было начато для ФСБ в 2016 году, после чего ракета начала также закупаться для вертолетов армейской авиации ВКС России, и, была успешно применена ВКС с модифицированных боевых вертолетов Ми-28Н и Ка-52 в боевых действиях в Сирии. В 2020-2021 г.г. ракета ЛМУР рассматривается в качестве одного из основных видов управляемого вооружения модернизированных вертолетов Ми-28НМ и Ка-52М ВКС, и в том числе демонстрируется на форуме «Армия-2021» в составе вооружения вертолета Ка-52М. На форуме «Армия-2021» ракета выставлена под индексом «305Э», что свидетельствует о получении ею и паспорта экспортного образца.
Впервые ракета была продемонстрирована публике на военно-техническом форуме «Армия-2021» в августе 2021 г. В 2021 г. завершились Государственные испытания ракеты. В сентябре 2022 г. в СМИ появилась информация о принятии ракеты на вооружение фронтовой авиации ВКС России. Ракета широко применяется в ходе СВО.  Ракета ЛМУР / "изделие 305" на выставке "Армия-2023", август 2023 г. (фото - Интернет). | | | | | ДАННЫЕ НА 2024 г. (в работе) Ту-95ЛАЛ / заказ 247 Ту-119 (проект)
  
Экспериментальный самолет с ядерной энергетической установкой. Постановление Совмина СССР о начале работ по созданию ядерной авиационной силовой установки (ЯСУ) вышло 12 августа 1955 г. Предполагалось, что после проведения исследовательских работ и опытных проектов через некоторое время удастся выйти на создание самолетов с ядерной силовой установкой. Работы по проектированию ЯСУ выполнялись в КБ Н. Д. Кузнецова и в КБ А. М. Люльки. Самолёты проектировались в КБ А. Н. Туполева и КБ В. М. Мясищева. Работы по авиационному реактору выполнялись в Курчатовском институте под руководством академика А. П. Александрова.
На первом этапе работ создавался наземный стенд для отработки авиационной ядерной силовой установки. 28 марта 1956 г. Постановлением Совмина СССР заданы работы по созданию летающей лаборатории на базе бомбардировщика Ту-95М в КБ А.Н.Туполева. Ставилась задача поднять в воздух ядерный реактор, обеспечить его биологическую защиту и получить соответствующие замеры и опыт летной эксплуатации. В 1958 г. наземный стенд был подготовлен и начались работы по подготовке Ту-95ЛАЛ (заказ 247) с ядерным реактором в грузоотсеке. Реактор был оснащён гидравлическими подъёмниками для удобства обслуживания. Первый пуск реактора наземного стенда был произведён на Семипалатинском полигоне в 1959 г.
Самолёт был переоборудован к 1961 г. и с мая по август 1961 г. на самолете Ту-95ЛАЛ было выполнено 34 полёта. Полеты самолета-стенда выполнялись как с "горячим", так и с "холодным" реактором. В основном, проверялась биологическая защита кабины экипажа. По результатам испытаний было принято решение о продолжении работ по теме создания самолета с ЯЭУ - было начато проектирование самолета «119» (Ту-119). ТТХ и описание в основном приводятся по самолету-лаборатории Ту-95ЛАЛ. Данные по проекту Ту-119 приводятся с указанием этого проекта.
 Самолет-летающая лаборатория Ту-95ЛАЛ, 1986 г. (фото В.Кудрявцева, "Популярная механика") | | | | | ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение) Система "А", ракета В-1000 - GAFFER
   
Опытная многоканальная универсальная полигонная система ПРО. Головной разработчик - СКБ-30 (подразделение КБ-1 по вопросам ПРО, позже - НИИ радиоприборостроения - НИИРП, ныне входит в ГСКБ "Алмаз-Антей"), главный конструктор - Г.В.Кисунько. НИР по созданию опытного комплекса "А" велись с 1953-1954 г.г. Разработка прототипа РЛС слежения за баллистическими ракетами (станция РЭ в шарообразном обтекателе) начата в 1956 г. По результатам исследований 3 февраля 1956 г. Г.В.Кисунько сделал доклад по возможности создания системы ПРО в Президиуме ЦК КПСС. Эскизный проект системы ПРО "А" был готов в марте 1956 г.
Постановление ЦК КПСС и Совмина СССР №1160-596 о создании экспериментальной системы ПРО "А" и полигона для её испытаний в пустыне Бетпак-Дала (полигон Сары-Шаган) вышло 17 августа 1956 г. Постановлением предусматривалась разработка экспериментальной системы ПРО в следующей кооперации: - главный конструктор системы "А" и экспериментальной РЛС РЭ назначен Г.В.Кисунько (СКБ-30 / НИИРП); - разработка противоракеты В-1000 - главный конструктор П.Д.Грушин (ОКБ-2); - разработка проектов РЛС дальнего обнаружения поручена А.Л.Минцу и А.И.Бергу (по другим данным А.Л.Минцу и В.П.Сосульникову); - разработка РЛС вывеода противоракет - С.П.Рабинович; - разработка центральной вычислительной станции - С.А.Лебедев; - разработка системы передачи данных - Ф.П.Липсман; - разработка пусковой установки противоракеты - И.И.Иванов; Заместителем главного конструктора системы "А" по системе наведения противоракет с 1955 г. был О.В.Голубев.
| | | | | | | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2014 г. (стандартное пополнение) Комплекс РК-55 / 3К-12 / 9А2413 "Рельеф", ракета КС-122 / 9Б2413 - SSC-X-4 SLINGSHOT / TOMAHAWKSKI  
Крылатая ракета большой дальности / подвижный ракетный комплекс с КРБД / оперативно-стратегический ракетный комплекс. Официальное проектирование комплексов с крылатыми ракетами большой дальности воздушного и морского базирования начато в СССР по Постановлению Совмина СССР о создании крылатых ракет морского, наземного и воздушного базирования от 9 декабря 1976 г. В связи с тем, что комплекс с ракетой наземного базирования создавался по заказу ВВС СССР первоначально планировалась адаптация КР воздушного базирования разработки МКБ "Радуга". После вмешательства Д.Ф.Устинова проект был отдан ОКБ "Новатор". Основанием такого решения было то, что морская КР могла использоваться в наземном комплексе с минимальными доработками. Кроме того, часть пусков морской ракеты "Гранат" 3М-10 уже проводилась с нашемной пусковой установки.
Разработка наземного комплекса "Рельеф" с ракетой КС-122 поручена ОКБ "Новатор" (г.Свердловск) в 1983 г. с использованием опыта создания и на базе морского комплекса "Гранат" с КРБД 3М-10. Главный конструктор - Л.В.Люльев, ответственный руководитель работ по направлению от ОКБ "Новатор" и первый заместитель главного конструктора - А.Ф.Усольцев. От МАП СССР разработку курировал заместитель министра М.А.Ильин. Комплекс создавался в противовес американскому наземному комплексу с КРБД GLCM / BGM-109G Tomahawk. Решением МАП СССР устанавливался срок создания комплекса в 2 года.
Оперативно-стратегический ракетный комплекс "Рельеф" предназначался для решения оперативно-стратегических задач на континентальном театре боевых действий путем поражения административно-политических и крупных военно-промышленных центров с заранее известными координатами. Комплекс обеспечивал боевое применение в любое время суток и года, в любых метеоусловиях, в условиях гористой и труднопроходимой местности.
Разработка автономной самоходной пусковой установки (АСПУ), транспортно-заряжающей машины, машины боевого управления (МБУ) и комплекса наземного оборудования велась НПП "Старт" (КБ компрессорного машиностроения, г.Свердловск), руководитель работ - заместитель главного конструктора И.И.Воронин. Транспортная машина 9Е2413 и заряжающая машина 9Ж2413 для ракетного комплекса разработаны КБ Новокраматорского машиностроительного завода (г.Краматорск, Украина, источник). Аппаратура предстартового контроля ракет, бортовое оборудование и систему подготовки и ввода полетных заданий разрабатывало НИИ-25 / НИИ приборостроения (г.Москва, директор - Алексей Сергеевич Абрамов), ответственный руководитель по направлению - заместитель главного конструктора / директора А.Ф.Касаткин.
Внутреннее название ракеты в КБ "Новатор" - КС-122.
 Самоходная пусковая установка 9В2413 комплекса РК-55 "Рельеф" - SSC-X-4 SLINGSHOT (Soviet Military Power, 1989 г.). | | | | | Каталог военной техники: Последние комментарии Спасибо. Судя по всему статью надо переделывать - при отработке учту обязательно!!! | uragan Wrote:уважаемые авторы отличного сайта, исправьте, пожалуйста, вашу неточность.лучшие... |
|