MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.) | Статьи

РН202 / изделие 202

ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение)
РН202 / 02Н / изделие 202 



Термоядерная бомба с зарядом двухступенчатого типа с ядерным обжатием по типу РДС-37 сверхвысокой мощности / "бомба большой мощности". После успешного испытания термоядерного заряда РДС-37  возникло несколько предложений по созданию зарядов большой мощности. Работы по ним ускорялись в том числе данными об испытаниях 10-мегатонных термоядерных зарядов в США. В 1955 г. по решению Правительства был создан второй ядерный центр - НИИ-1011 (ныне РФЯЦ-ВНИИТФ) в Челябинске-70 (ныне г. Снежинск), куда была переведена треть сотрудников КБ-11. Тематика работ была идентичной. Новый ядерный центр инициативно предложил проект разработки супербомбы мощностью в 30 Мт (такой мощностью обладало первое термоядерное устройство «Майкл» США, испытанное в 1952 г. на атолле Бикини).

16 декабря 1955 г. в докладной записке Васильева, Щелкина, Забабахина и Гречишникова министру среднего машиностроения о разработке и испытании изделия большой мощности предлагалось произвести летом 1956 г. испытание изделия разработки НИИ-1011 с использованием самолета-носителя М-4. Предлагалось несколько вариантов изделия - в виде бомбы, а также с виде снаряженного изделием самолета М-4, который перед взрывом будет покидать экипаж. Т.к. системы автопилотирования не обеспечивали необходимой точности, а также не было гарантии успешного приземления экипажа в районе полигона Новая Земля от варианта снаряженного изделием самолета отказались. Предполагалось, что вес опытного изделия составит 24-26 тонн при диаметре 2.1 м. Мощность изделия оценивалась в 15-25 Мт. 

28 декабря 1955 г. в Президиум ЦК КПСС была направлена записка Завенягина, Жукова, Курчатова и Зернова в которой предлагалось создание заряда большой мощности с использованием принципа атомного обжания (РДС-37) массой 20-26 тонн и мощностью 20-30 Мт. Заряд предлагалось создать к 3-му кварталу 1956 г. и испытать сбросом с самолета М-4 на полигоне на Новой Земле. Для производства заряда предлагалось использовать литий, выпущенный промышленностью для других бомб в течение 1-3 кв. 1956 г. с последующей компенсаций в следующие 3 квартала. Для бомбы предлагалось создать специальный парашют.

Постановлением Совмина СССР №46-31сс "О результатах испытаний изделий РДС-27 и РДС-37, серийном производстве изделия РДС-27, разработке и производстве изделия на принципе атомного обжатия" от 5 января 1956 г. задавалась подготовка в 1956-1960 г.г. выпуска изделий большой мощности, а также подготовка к 3-му кв.1956 г. испытания изделия мощностью 20-30 Мт на объекте "700" (полигон на Новой Земле). Соответствующий самолет-носитель М-4 на массу полезной нагрузки должен был быть подготовлен к этому сроку. Таким образом задавалась разработка будущего изделия 202 в НИИ-1011.

В некоторых источниках используется наименование "изделие 02" - вероятно, это неофициальное внутреннее название.


Бомба РДС-202 / РН202 разработки НИИ-1011 (https://ru.wikipedia.org/)

Автор: DIMMI Создан: 27.11.2024 14:27:03 Комментариев: 1 Читать всю статью

Х-101 / Х-102 - AS-23 KODIAK

ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение)
Ракета Х-101 - AS-23A KODIAK
Ракета Х-102 - AS-23B KODIAK


Крылатая ракета большой дальности. Разработана в МКБ "Радуга"  с использованием опыта создания КРБД Х-55. Ракета отличается увеличенной дальностью, выполнена с использованием технологий снижения радиолокационной заметности и в двух вариантах по боевым частям - с обычной БЧ (Х-101) и с ядерной БЧ (Х-102). По неподтвержденным данным разработка ракеты начата в 1984 г. (источник, в 1992 г. по данным Jane's) и по данным СМИ завершена к 1995 г.

По западным данным, испытания ракет Х-101 вместе с носителем Ту-95МС начаты в начале октября 1998 г. в Ахтубинске. Так же в некоторых источниках указывается, что испытательные пуски ракет велись в 1999 г. и в апреле 2000 г. в ходе учений 37-й воздушной армии ДА России. Летные испытания ракет Х-101 в Ахтубинске продолжались и в 2002 г. (источник).

Решение о начале серийного производства ракет Х-101 принято в октябре 1999 г. Осенью 1999 г. так же планировалось начать переоборудование самолетов-носителей по типу Ту-95МСМ. По западным данным, серийное производство ракет начато на заводе в Смоленске 1 декабря 2002 г. По нашему мнению, по состоянию на 2010 г. ракеты Х-101 и Х-102 еще не приняты на вооружение ВВС России и, вероятно, проходят испытания. Ранее была неподтвержденная информация о принятии ракет на вооружение в 1999 г. и в 2002-2003 г.г. Наименование "изделие 111" взято из источника Jane's - есть сомнения в его достоверности.

20 марта 2012 г. министр обороны России А.Сердюков в выступлении на расширенном заседании коллегии Министерства обороны заявил, что ВС России получили на вооружение новую крылатую ракету воздушного базирования большой дальности. Поступление ракет Х-101 в ВВС России ожидалось в 2013 г. и, вероятно, в 2013 г. было начато. 17 ноября 2015 г. состоялось первое боевое применение ракет Х-101 в Сирии, самолеты-носители - Ту-160.

Идентификация индексов ракет - источник


Макеты КРБД Х-101 под Ту-95МС борт №317 (красный), фото опубликовано 27.09.2012 г. (http://forums.spacebattles.com, обработано).
Автор: DIMMI Создан: 12.01.2011 17:45:24 Комментариев: 94 Читать всю статью

2К4 Филин - FROG-1

ДАННЫЕ НА 2025 г. (стандартное пополнение)
Комплекс 2К4 "Филин", ракета 3Р2 - FROG-1
Ракета 3Р3 "Филин-2"
Ракета 3Р4 "Филин-3"
 
Тактический подвижный ракетный комплекс / тактическая твердотопливная ракета. Комплекс разработан НИИ-1 (с 1967 г. - Московский институт теплотехники), главный конструктор Н.П.Мазуров. Испытания начаты в 1955 г. Испытания вместе с самоходной пусковой установкой (СПУ) 2П4 с 1957 г. Производство пусковых установок велось на Кировском заводе в 1957-1958 г.г. (всего произведено 36 шт). Комплекс принят в опытную эксплуатацию в 1957 г. под наименованием 2К4, в строевые части не поступал. Комплекс принят на снабжение ВС СССР Постановлением Совмина СССР от 17.08.1958 г., снят со снабжения Постановлением Совмина СССР в феврале 1960 г. в связи с завершением работ по комплексу "Луна".
 

Установка 2П4 комплекса 2К4 "Филин" на параде на Красной площади в Москве, предположительно 1 мая 1960 г. (http://russianarms.ru).
Автор: DIMMI Создан: 04.04.2009 09:07:46 Комментариев: 28 Читать всю статью

УР-500 / 8К82 Протон - SL-9

ДАННЫЕ НА 2025 г. (стандартное пополнение)
Комплекс К8К82, ракета УР-500 / 8К82 "Протон" - SL-9



Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) тяжелого класса. Разработка ракеты начата ОКБ-52 генерального конструктора В.Н.Челомея в инициативном порядке весной 1961 г. Официальное решение о разработке ракеты принято Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР №409-183 от 24 апреля 1962 г. Тактико-технические требования на ракету приняты Министерством обороны СССР решением №Т726 от 17.01.1963 г. Главный ведущий конструктор темы УР-500 на первом этапе - П.А.Ивенсен. С 1962 г. главный конструктор темы - Ю.Н.Труфанов. На проектном этапе непосредственное участие в определении технических параметров ракеты приняли Д.А.Полухин (позже назначен главным ведущим конструктором темы), В.К.Карраск, Г.Д.Дермичев, В.А.Выродов, Э.Т.Радченко, Е.С.Кулага, Н.Н.Миркин, Ю.П.Колоснов, В.Ф.Гусев и А.Т.Тарасов.

Проработки проекта ракеты были начаты еще во второй половине 1961 г. по инициативе В.Челомея в трех вариантах:
- межконтинентальная баллистическая ракета тяжелого класса;
- глобальная ракета;
- ракета-носитель космических аппаратов массой 12-13 тонн;

На начальной стадии разработки проект прошел несколько значительно отличающихся вариантов компоновки ракеты (см.Модификации). В итоге в январе 1962 г. для доработки была выбрана схема с пакетной компоновкой первой ступени. 24 апреля 1962 г. вышло Постановление Совмина СССР (см.выше)  о разработке ракеты УР-500 с окончательной компоновкой первой ступени. В мае 1962 г. на базе этого варианта был выпущен аванпроект ракеты УР-500. Эскизный проект ракеты УР-500 завершен в 1963 г. Проектирование УР-500 вцелом завершено к концу 1964 г.

В 1962 г. в НИИ-1011 (ныне - ВНИИТФ) начата разработка боеприпаса со 100-мегатонным зарядом разработки КБ-11 (ВНИИЭФ) для МБР на базе УР-500 (источник). Разработка доведена до эскизного проекта и сборки конструкторского макета. Также НИИ-1011 в 1963 г. разрабатывались боеприпасы для неуправляемой и управляемой орбитальных модификаций МБР. В середине 1960-х годов работы по тяжелым МБР в ОКБ-52 и в смежных организациях-разработчиках БЧ прекращены.

После октября 1964 г. в связи со снятием с должности Н.С.Хрущева проект УР-500 был пересмотрен и разработка боевого варианта ракеты была прекращена. В работе осталась только ракета-носитель космических аппаратов.


Ракета-носитель УР-500 / 8К82 на старте пуска одного из ИСЗ "Протон", площадка №81 космодрома Байконур, предположительно 16.07.1965 г. (реконструкция фото по кадрам кинохроники, http://militaryrussia.ru, апрель 2014 г.).
Автор: DIMMI Создан: 03.04.2014 00:54:29 Комментариев: 18 Читать всю статью

Р-11ФМ / 8А61ФМ - SS-N-1 SCUD-A

ДАННЫЕ НА 2025 г. (стандартное пополнение)
Комплекс Д-1, ракета Р-11ФМ / 8А61ФМ - SS-N-1 SCUD-A


Баллистическая ракета для подводных лодок (БРПЛ). Разработка комплекса с баллистической ракетой стартующей с подводной лодки велась по теме НИР "Волна" ОКБ-1 НИИ-88 под общим руководством С.П.Королева, ведущий конструктор - И.В.Попков. Вероятно, при работе по теме НИР "Волна" учтены результаты экспериментов группы ВМФ СССР контр-адмирала Н.А.Сулимовского, которая в 1952 г. проводила опыты с пусками моделей ракет из сухих и запоненных водой шахт. Тактико-техническое задание на создание комплекса "подводная лодка-носитель - баллистическая ракета" утверждено усилиями главных конструкторов ОКБ-1 С.П.Королева (ракета) и ЦКБ-16 Н.Н.Исанина (лодка) 14 июля 1953 г. (ист. - Гудилин). Определен круг разработчиков:
- ОКБ-1 (главный конструктор С.П.Королев, ракета и комплекс вцелом)
- ЦКБ-16 (главный конструктор Н.Н.Исанин, лодка-ностель)
- НИИ-885 (главный конструктор Н.А.Пилюгин, приборы управления ракеты)
- ОКБ-2 НИИ-88 (главный конструктор А.М.Исаев, двигатель ракеты)
- ЦКБ-34 (главный конструктор Е.Г.Рудяк, разработка наземного стенда и пусковой установки)
- НИИ-49 (директор - Н.А.Чарин, системы управления)
- МНИИ-1 (директор - Э.И.Эллер, системы управления)
- завод №402 (директор - Е.П.Егоров, ПО "Севмаш", строительство подводных лодок).
Совещание главных конструкторов для координации работ по теме проведено 5 января 1954 г. (ист. - Гудилин).

Постановление Совмина СССР №136-75 ""О проведении проектно-экспериментальных работ по вооружению подводных лодок баллистическими ракетами дальнего действия и разработке на базе этих работ технического проекта большой подводной лодки" вышло 26 января 1954 г. Разработка опытной ПЛРБ на базе ПЛ пр.611 ZULU начата ЦКБ-16 (позже переименовано в ПМБМ "Малахит"), главный конструктор Н.Н.Исанин назначен тем же Постановлением. Постановлением Совмина СССР №1601-892 ри 25 августа 1955 г. начата НИР "Волна" по созданию комплекса и ракеты. В 1955 г. предполагалось кроме опытной лодки создание в перспективе штатной лодки-носителя с 6 ракетами на борту.

Проект подводной лодки В-611 ("Волна"-611) утвержден в сентябре 1954 г. Недостроенная ПЛ пр.611 ZULU Б-67 была переведена Беломорско-Балтийским каналом из Ленинграда с завода №196 "Судомех" (где была заложена 26.03.1953 г. и спущена на воду 05.09.1953 г.) в Молотовск (ныне Северодвинск), где в 1954 г. на заводе №402 была достроена по пр.В-611 (первая ПЛ пр.611 ZULU построенная на заводе №402). Лодка сдана на испытания 11 сентября 1955 г.

В документации 1950-х годов наименование комплекса Д-1 не употреблялось. Комплекс Д-1 снят с вооружения в 1967 г.


Первый в мире пуск БРПЛ Р-11ФМ с ПЛРБ Б-67 пр.В-611 ZULU-IV, Белое море, 16 сентября 1955 г. (http://www.energia.ru/).
Автор: DIMMI Создан: 28.01.2012 23:38:26 Комментариев: 1 Читать всю статью

ФКР-1 / КС-7, С-2 / 4К-87 - SSC-2 SALISH / SAMLET

ДАННЫЕ НА 2025 г. (в работе)
ФКР-1 "Метеор" / КС-7 - SSC-2A SALISH
С-2 "Сопка" / КС-2 / 4К-87 - SSC-2B SEPAL


Фронтовая крылатая ракета / береговой противокорабельный ракетный комплекс. Ракета ФКР-1 разработана филиалом №1 ОКБ-155 (ныне - МКБ "Радуга"), главный конструктор - А.Я.Березняк. Комплекс "Метеор" с ракетой ФКР-1 разрабатывался КБ-1 Минрадиопрома СССР.

Разработка. В начале 1953 г. Минавиапром СССР предложил на базе авиационной ракеты  КС-1  создать противокорабельный береговой ракетный комплекс. 19 февраля 1953 г. Постановлением Совмина СССР №531-571 были прекращены работы по созданию берегового ракетного комплекса "Шторм" КБ завода №293 под руководством М.Р.Бисновата. Работы по созданию такого комплекса фактически начаты КБ-1 в том же году - по созданию берегового комплекса вооружения «Стрела» с ракетой 4К-87. Станция самолета-носителя КС была установлена на автофургоне. В начале 1954 г. изготовлены первые образцы радиоаппаратуры нового комплекса. Оборудование установлено на полигоне в районе мыса Фиолент в Круму. Начаты полеты истребителей, оборудованных бортовой аппаратурой ракеты. Разработка берегового ракетного комплекса "Стрела" начата по распоряжению Совмина СССР № 3346/РС от 21.04.1954 г. Главным конструктором комплекса "Стрела" в КБ-1 назначен С.Ф.Матвеевский. Комплекс "Стрела" проектировался со стационарной пусковой установкой. 

Разработка фронтовой крылатой ракеты ФКР-1 / КС-7 с ядерной боевой частью для поражения наземных целей на базе самолета-снаряда "воздух-земля" КС-1 начата по Постановлению Совмина СССР №864-372 от 11 мая 1954 г. Главный конструктор системы вооружения "Метеор" в КБ-1 - Я.И.Павлов. Разработка велась с учетом опыта создания и на базе противокорабельной ракеты комплекса "Стрела" с заменой оборудования наведения на оборудование "Метеор" с аппаратурой НБ и автопилотом АП-М.

30 октября 1954 г. вышло постановление Совмина СССР №2544-1226 о разработке корабельного ракетного комплекса "Колчан" с ракетами КСС.

Постановление Совмина СССР №2004-1073 о создании берегового подвижного комплекса "Сопка" с ракетами КС-2 / КСС (варианты расшифровки - "Комета-Снаряд-Стрела", "Корабельный Снаряд Стрела") вышло 1 декабря 1955 г. 1956-1957 г.г. на заводе ОКБ-155 в Дубне выпущены первые опытные экземпляры ракеты КС с тепловыми головками самонаведения КС-ТГ, в 1957-1958 г.г. – КСС-ТГ. На основе крылатой ракеты «Стрела» в соответствии с Постановлением Совмина СССР № 2004-1073 от 1 декабря 1955 г. создан подвижный противокорабельный комплекс С-2 «Сопка».


Фронтовая крылатая ракета ФКР-1 / КС-7, музей Карибского кризиса в Гаване, Куба, 2009 г. (фото - Martin Trolle, https://ru.wikipedia.org). 
Автор: DIMMI Создан: 08.04.2025 23:36:06 Комментариев: 1 Читать всю статью

Комплекс 2К17, ракета С-5 / ФКР-2 / 4К-95 - SSC-1A SHADDOCK

ДАННЫЕ НА 2025 г. (стандартное пополнение)
Комплекс 2К17, ракета С-5 / ФКР-2 / 4К-95 - SSC-1A SHADDOCK
Комплекс 2К17М, ракета С-5М / ФКР-2М / 9М78 - SSC-1A SHADDOCK

Фронтовая крылатая ракета с самоходной пусковой установкой. Ракета и комплекс разработаны ОКБ-52 (ныне КБ машиностроения), главный конструктор В.Н.Челомей. Разработка наземного комплекса с применением морской ракеты П-5 начата в 1958 году при поддержке Н.С.Хрущева, которому В.Н.Челомей осенью 1958 г. на полигоне Капустин Яр продемонстрировал эскиз ракеты, стартующей с автомобильной пусковой установки. 

В процссе разработки комплекса сложилась следующая кооперация предприятий:
ОКБ-52 - головное КБ по комплексу и ракете;
НИИ-923 ГКАТ - система управления ракеты;
ГСКБ-47 - фугасная боевая часть ракеты;
НИИ-125 - заряды РДТТ стартового ускорителя ракеты;
Завод № 476 ГКАТ - самоходная пусковая установка;
Заводы № 292 (Саратов), №47 (Оренбург) №99 (Улан-Удэ) - серийное производство ракет С-5.

Два прототипа пусковых установок 2П30 на шасси ЗиЛ-135К были впервые показаны на параде на Красной площади в Москве 1 мая 1959 г. Первый испытательный пуск ракет выполнен на полигоне Капустин Яр 21 июля 1960 г. Второй пуск ракеты С-5 проводился через несколько дней в конце июля 1960 г. там же в присутствии Н.С. Хрущева и министра обороны Р.Я.Малиновского.

Этот пуск так описан в литературе: "Восьмиколесный ЗиЛ-135К лихо проехал мимо трибуны с высокими гостями, а затем, круто развернувшись, двинулся по целине на отведенное ему место старта. Пока начальство следило за другими «номерами» программы, стартовая команда, во главе которой был Сергей Хрущев (сын Хрущева), лихорадочно готовила ракету к пуску. И, как на зло, в момент запуска маршевого двигателя дважды отходил бортразъём, соединявший ракету с пусковой. Наконец бортразъём защелкнулся, и ракета успешно стартовала".

Государственные испытания комплекса 2К17 с ракетой С-5 завершились в октябре 1961 г. после пяти пусков ракеты. Фронтовой ракетный комплекс 2К17 с ракетой 4К-95 (ФКР-2) был принят на вооружение Советской Армии  Постановлением Совмина СССР № 1182-52 от 30 декабря 1961 г. Ракетный комплекс 2К17 снят в вооружения в 1975 г.


Пусковые установки 2П30 комплекса 2К17 с ракетами ФКР-2 / С-5 на параде на Красной площади в Москве, 1 мая 1959 г. (фото МО СССР)
Автор: DIMMI Создан: 01.05.2024 19:37:42 Комментариев: 1 Читать всю статью

пр.1134 Беркут - KRESTA-l

ДАННЫЕ НА 2025 г. (стандартное пополнение)
пр.1134 "Беркут" - KRESTA-l
"Адмирал Зозуля"
"Владивосток"
"Вице-адмирал Дрозд"
"Севастополь"

Ракетный крейсер / большой противолодочный корабль. Разработка проекта корабля 1134 велась ЦКБ-53 под руководством главного конструктора В.Ф.Аникеева на основании Постановление Совмина СССР №1180-51 от 30 декабря 1961 г. Заместителями главного конструктора были назначены Ю.А.Бабич, М.С.Натус и В.Д.Рубцов. Работы были начаты сразу над техническим проектом корабля минуя стадию эскизного проекта. За основу был взят корпус ракетного крейсера проекта 58. В ходе проектирования стало ясно, что в габариты корпуса пр.58 уложиться не получится - особенно в связи с требованием тактико-технического задания по увеличению дальности плавания до 5000 морских миль. В итоге проведено масштабное увеличение размеров корпуса «Беркута» при сохранении теоретического чертежа и обводов проекта 58. Главные размерения корабля были выбраны также с учетом размеров закрытого эллинга ленинградского судостроительного завода № 190 имени А.А.Жданова, на котором планировалось вести строительство кораблей проекта. 

Технический проект разработан с декабря 1961 г. до середины 1962 г. Крейсера проекта предполагалось оснастить перспективным универсальным зенитно-ракетным комплексом М-11 «Шторм» разработки ВНИИ «Альтаир» (Минсудпром СССР), МКБ «Факел» (Минавиапром СССР) и КБ завода «Большевик» (Миноборонпром СССР). ЗРК должен был быть готов к 1965 г. Технический проект утвержден в январе 1963 г. с измененным составом вооружения: в противолодочном вооружении ГАС «Титан» заменена на более совершенную ГАС «Титан-2», однако из-за задержки её готовности, на корабли была установлена ГАС «Титан». Из-за неготовности ЗРК М-11 «Шторм» (принят на вооружение только в 1969 г.) корабль оснащен серийным ЗРК «Волна». Замена ЗРК не повлекла за собой возрастание эффективности ПВО корабля, хотя при этом боекомплект ЗУР В-600 был увеличен до 64 (16 на пр.58 и 32 на пр.61). Комплекс противокорабельного вооружения - 2 спаренных ненаводящихся пусковых установки КТ-35 с четырьмя ракетами 4К-44 без запасного боекомплекта. Сравнение противолодочного вооружения с аналогичным вооружением у БПК пр.61 показывает, что при равном составе гидроакустических средств и бомбомётных установок, пр.1134 имеет более сильное торпедное вооружение (2 пятитрубных торпедных аппарата вместо 1). В противолодочном отношении пр.1134 был ненамного сильнее предшественника, зато обладал вдвое более сильным ПВО и ударным противокорабельным комплексом, а кроме того впервые в советском военном кораблестроении получил корабельный вертолёт с постоянным базированием вместе с полноценными средствами авиационно-технического обеспечения.

При закладке корабли проекта классифицировались как корабли ПВО-ПЛО. В 1966 г. были переклассифицированы в "большие противолодочные корабли". 3 августа 1977 г. переклассифицированы в "ракетные крейсера". На Западе всегда считались ракетными крейсерами.


Большой противолодочный корабль "Адмирал Зозуля" пр.1134, фото 1968-1971 г.г. (из архива MilitaryRussia.Ru)
Автор: DIMMI Создан: 22.02.2025 21:04:30 Комментариев: 3 Читать всю статью

Д-7 / РТ-15М / 4К-22

ДАННЫЕ НА 2025 г. (стандартное пополнение)
Комплекс Д-7, ракета РТ-15М / 4К-22


Твердотопливная баллистическая ракета для подводных лодок (БРПЛ) разработки ЦКБ-7 (ныне КБ «Арсенал»). Разработка ракеты с дальностью действия 2400 км задавалась Постановлением Совмина СССР №316-137 от 4 июня 1961 г. Ракета представляла из себя комбинацию 2-й и 3-й ступени сухопутной МБР РТ-2 разработки ОКБ-1 под общим руководством С.П.Королева. Разработку комплекса вело СКБ-385 (ныне - ГРЦ им. Макеева, г.Миасс), ведущий конструктор - М.Л.Милославский. Позже в СКБ-385 передана и разработка ракеты. Разработка ракеты велась с целью возможного размещения в перспективе на атомных подводных лодках пр.667А.

Планировалось три этапа испытаний БРПЛ РТ-15М:
1. Бросковые испытания макета ракеты с погружного стенда ПСД-7;
2. Летные испытания ракеты с опытовой ПЛРБ С-229 пр.613Д7;
3. Летно-конструкторские испытания с ПЛРБ К-142 пр.629Б.
Все три этапа испытаний планировалось завершить в конце 1963 г.

Погружающийся стенд и опытовая ПЛРБ С-229 пр.613Д7 подготовлены на ССЗ №444 в г.Николаев к испытаниям в 1963 г. В мае 1963 г. с отставанием от графика на год были начаты пуски макетов К1.9 с погружающегося стенда ПСД-7. Испытания со стенда завершены летом 1963 г. и признаны успешными. Бросковые пуски с опытовой ПЛРБ С-229 задерживались из-за неготовности ракет-макетов К1.10, а позже - из-за неудачных пусков программы испытания МБР РТ-2.

В июле 1963 г. Постановлением Совмина СССР работы по ракете РТ-15М были приостановлены до получения положительных результатов по испытаниям МБР РТ-2. 

24 марта 1964 г. принято решение о прекращении разработки БРПЛ РТ-15М. Опытовая ПЛРБ С-229 пр.613Д7 и стенд ПСД-7 возвращены на ССЗ в Николаеве для модернизации под комплекс Д-5, который и был позже принят на вооружение ПЛАРБ пр.667А. Полностью работы по РТ-15М прекращены Постановлением Совмина СССР 1970 г.


Макеты ракет РТ-15М на Параде на Красной площади в Москве, вероятно, 1 мая 1965 г. (фото - РИА Новости) 
Автор: DIMMI Создан: 06.10.2011 18:08:00 Комментариев: 1 Читать всю статью

9К79 Точка - SS-21 SCARAB

ДАННЫЕ НА 2025 г. (стандартное пополнение)
Комплекс 9К79 "Точка", ракета 9М79 / ОТР-21 / 9М79М - SS-21A SCARAB-A / FROG-9
Комплекс "Точка-Р", ракета "Точка-Р" 9М79Р / 9М79ФР
Комплекс 9К79-1 "Точка-У", ракета 9М79-1 / 9М791 - SS-21B SCARAB-B
Комплекс 9К79М (?) "Точка-М" - SS-21C SCARAB-C
 
Дивизионный (тактический) ракетный комплекс. Разработка комплекса в КБ Машиностроения (г. Коломна) начата в 1967 г.  после передачи в КБМ документации предварительного проекта комплекса "Точка" с ракетой В-614  МКБ "Факел". В отличие от "Точки" МКБ "Факел" у "Точки" КБМ были изменены крылья и аэродинамические рули, был убран дестабилизатор, изменены другие системы ракеты. Главный конструктор - С.П.Непобедимый. 

Полномасштабная разработка задана Постановлением Совмина СССР №148-56 от 4 марта 1968 г. В разработке и производстве ракетного комплекса было задействовано 120 предприятий. Сложилась следующая кооперация предприятий:
- КБ машиностроения (г.Коломна, С.П.Непобедимый) - комплекс и ракета;
- ЦНИИАГ (главные конструкторы - Б.С.Колесов и А.С.Липкин) - система управления комплекса и ракеты;
- НПО "Электромеханика" (г.Миасс) - командно-гироскопический прибор;
- ПО завод "Арсенал" (г.Киев) - система прицеливания; 
- ВНИИ "Сигнал" (г.Ковров) - система топопривязки и навигации;
- НПО "Союз" (руководитель - академик Б.П.Жуков) - заряды РДТТ
- КБ завода "Баррикады" (г.Волгоград, главный конструктор - Г.И.Сергеев) - самоходная пусковая установка и транспортно-заряжающая машина
- Брянский Автомобильный Завод (БАЗ) - шасси для СПУ и ТЗМ;
- НПО "Энергия" (г.Воронеж) - бортовой турбогенераторный источник энергии СПУ;
- НИМИ (г.Москва) - фугасная боевая часть;
- КБ-11 (ВНИИЭФ, г.Арзамас-16) - ядерные боевые части для ракет комплекса.

Производство средств комплекса планировалось:
- КБМ - опытные образцы ракет;
- Петропавловский завод тяжелого машиностроения (ПЗТМ) - сборка и производство ракет, производство АКИМ комплекса;
- Воткинский машиностроительный завод - производство компонентов ракет 9М79.
- Завод "Баррикады" (г.Волгоград) - производство СПУ и ТЗМ комплекса.

Для решения вопросов старта ракеты в КБМ разработа­ли специальный испытательный ракетный сна­ряд (ИРС) с двигательной установкой, рассчитанной на небольшое время работы, то есть га­баритно-весовую копию ракеты и макетную пусковую установку. Результаты пусков ИРСов лег­ли в основу решений ряда вопросов по ракете и пусковой установке. До 1973 г. опытные образы ракет изготавливались КБМ.

Заводские испытания ракеты начаты в 1971 г. (два первых пуска) на полигоне Капустин Яр (пуски с полигонной ПУ разработки  КБМ, подготовка к испытаниям начата на полигоне в январе 1970 г.). Производство опытных образцов СПУ и ТЗМ комплекса велось заводом "Баррикады" (г.Волгоград) на шасси выпущенных Брянским автомобильным заводом. В 1973 г. начато серийное производство ракет "Точка" (позже - "Точка-У") на Воткинском машиностроительном заводе (ВМЗ, отливки корпусов, приборного и хвостового отсеков) и на Петропавловском заводе тяжелого машиностроения (ПЗТМ, ме­ханическая обработка корпусов, изготовление двигателей и газогенераторов бортовых источни­ков питания — на ВМЗ их снаряжали, так как у ПТЗМ поначалу не было базы для работы с твердым топливом).

Государственные испытания комплекса проводились в 1973-1974 г.г. (Капустин Яр, Забайкалье, Туркестанский военный округ, Закавказский военный округ). 
 
Особая благодарность "Пенсионеру" (http://russianarms.ru/) за помощь в подготовке материалов.
 

Ракетные комплексы 9К79-1 "Точка-У" с ракетами 9М79М "Точка" на учениях ракетно-артиллерийских подразделений 5-й общевойсковой армии Восточного военного округа, Сергеевский общевойсковой полигон, март 2013 г. Пуск ракет 9М79М "Точка" был условным. (http://pressa-tof.livejournal.com).

Автор: DIMMI Создан: 06.04.2009 23:39:23 Комментариев: 252 Читать всю статью

П-1000 Вулкан - SS-N-12 mod.2 SANDBOX

ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение)
Комплекс П-1000 "Вулкан", ракета 3М70 - SS-N-12 mod.2 SANDBOX


Противокорабельная крылатая ракета. Разработка комплекса начата НПО "Машиностроения" (ранее - ОКБ-52) В.Н.Челомея (с 1984 г. генеральный конструктор - Г.А.Ефремов) по Постановлению СМ СССР от 17 мая 1979 г. Ракета представляет собой дальнейшее развитие ракеты комплекса П-500 с сохранением пускового оборудования и заметным увеличением дальности действия за счет использования нового стартового двигателя, увеличения объемов топлива маршевой ступени, снижения массы бронирования и других улучшений.

Первый испытательный пуск с наземного стенда СМ-49 в Неноксе - 3 декабря 1982 г. (10 ч 55 мин) - пуск неудачен - стартовый блок не отделился от ракеты, ракета развалилась на части и упала через 8 с полета. Второй пуск - 9 апреля 1983 г. - аналогичный результат на 9 секунде полета. В результате разбора неудачных испытаний установлено, что сбои произошли по вине системы управления ракеты. Третий пуск был успешным (вероятно, июнь 1983 г.). Испытания с ПЛАРК пр.675МКВ начаты 22 декабря 1983 г. Проведение совместных испытаний комплекса П-1000 и ПЛАРК пр.675МКВ - 1985 г. первый пуск в рамках совместных испытаний - 2-х ракетный залп (обе ракеты поразили цель несмотря на сбой работы системы поддержания давления в приборном отсеке и ошибку оператора). Второй пуск в рамках совместных испытаний - 8 ноября 1985 г. - трехракетный залп, на одной ракете был отказ радиолокационного визира (РЛС), две другие ракеты порязили цели. В результате летно-конструкторских и совместных испытаний произведено 18 пусков ракет из которых 11 пусков признаны успешными. Испытания системы управления и контрольно-проверочной аппаратуры завершены в 1985 г. В декабре 1985 г. подписан Акт об окончании совместных испытаний с рекомендацией комплекса П-1000 "Вулкан" к принятию на вооружение с проведением контрольных испытаний в 1986 г. Для проведения контрольных испытаний выделено 8 ракет и планировалось провести 4-х ракетный залп и 4 одиночных пуска ракет с разными программами. Один из одиночный пусков (24 апреля 1986 г.) состоялся со стартовым двигателем ракеты комплекса П-500 по программе системы управления ракеты комплекса П-500. Пуск прошел успешно. 18 и 19 июня 1986 г. прошли два успешных пуска на проверку помехозащищенности ракет. Четырехракетный залп состоялся 4 июля 1986 г. (три ракеты оснащены телеметрическим оборудованием по причине того, что аппаратура на полигоне не могла принять информацию с 4-х ракет). Ракета, не оснащенная телеметрической системой, потеряла управление на подлете к цели, причина не установлена.

В 1986 г. создатели комплекса были удостоены Лененской премии СССР (источник). Комплекс "Вулкан" принят на вооружение 18 декабря 1987 г. Серийное производство ракет комплекса "Вулкан" велось ПО "Стрела" в г.Оренбург. Ракета производилась с 1985 г. по 1992 г.


Ракета 3М70 комплекса П-1000 "Вулкан" (http://www.cruiser-moskva.info).
Автор: DIMMI Создан: 28.08.2010 06:06:38 Комментариев: 35 Читать всю статью

Комплекс М-2 "Волхов-М" (SA-N-2 GUIDELINE)

Комплекс М-2 "Волхов-М", ракета В-753 - SA-N-2 GUIDELINE
Комплекс М-2бис, ракета В-755
 
Морское исполнение сухопутного ЗРК С-75 (SA-2). Доработку комплекса С-75 под ВМФ осуществляли НИИ-1 совместно с НИИ-49. НИОКР начаты в 1956 г. для вооружения крейсеров пр.70. Позже ЗРК планировалось использовать на разных проектов крейсеров (не реализовано). Установка первого ЗРК (и единственного) на корабль осуществлялась в ходе реконструкция крейсера "Дзержинский пр.68бис в пр.70Э на заводе "Севморзавод" в Севастополе с 15 октября 1957 г. по 24 декабря 1958 г. Пуски ракет начались в феврале 1958 г. Первый пуск ракет оказался удачным - сбит беспилотный самолет-мишень Ил-28 на высоте 10000 м. ЗРК прошел испытания и принят на вооружение крейсера пр.70Э (24 декабря 1958 г. или 1961 г. ??). По умолчанию данные ракет В-753.
 

Пусковая установка СМ-64 с ракетами В-753 на крейсере "Дзержинский" во время визита в Сирийскую Арабскую Республику, 21.01.1972 г. (фото - Юрий Сомов, РИА Новости)
Автор: DIMMI Создан: 17.01.2009 03:21:49 Комментариев: 1 Читать всю статью

Р-16 / 8К64 - SS-7 SADDLER

ДАННЫЕ НА 2025 г. (стандартное пополнение)
Ракета
Р-16 / 8К64 - SS-7 mod.1 SADDLER
Ракета Р-16У / 8К64У - SS-7 mod.2 SADDLER


Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР). Разработка первой (для КБ) двухступенчатой ракеты велась ОКБ-586 (КБ "Южное") под общим руководством академика М.К. Янгеля по Постановлению ЦК КПСС и Совмина СССР от 17.12.1956 г. о разработке межконтинентальной ракеты на высококипящих компонентах топлива. Ведущий конструктор ракеты - В.В.Грачев. Ракета разрабатывалась в связи с низкими тактико-техническими и эксплуатационными характеристиками первой МБР Р-7 С.П.Королева. Для ускоренного создания новой МБР было предложено широко использовать конструктивные решения ранее созданных КБ ракет Р-12 / 8К63 и Р-14 / 8К65. Запуск МБР 8К64 предполагался только с наземных пусковых установок.

Постановлением от 17.12.1956 г. Правительство поручило ОКБ-586 проработать проект МБР на топливе длительного хранения. В феврале 1957 г. ОКБ-586 предложен предэскизный проект новой МБР. Проект предполагал создание 2-х ступенчатой ракеты со ступенями конической формы с двигателями разработки ОКБ-3 НИИ-88. Эскизный проект ноября 1957 г. предполагал создание уже ракеты массой 150 тонн со ступенями цилиндрической формы с двумя базовыми диаметрами ступеней - 3 м 1-я ступень и 2,4 м 2-я ступень. Ожидаемо предполагалось использование высококипящего топлива А
К-27И и НДМГ. При заводе № 586 был создан филиал ОКБ-3 НИИ-88. В середине 1958 г. эскизный проект был рассмотрен созданной правительством экспертной комиссией, возглавляемой президентом Академии наук СССР М. В. Келдышем. Комиссия подтвердила возможность создания ракеты с заявленными характеристиками. Позицию ОКБ-586 укрепило его предложение по замене не имевших производственной базы двигателей ОКБ-3 НИИ-88 на двигатели ОКБ-456 В.П Глушко, в основу которых был положен разработанный для ракеты Р-14 двухкамерный двигатель. На первой ступени используется связка из трех таких двигателей, на второй — один двигатель с удлиненными (высотными) соплами. Для управления полетом в состав каждой ступени вводится свой четырехкамерный рулевой двигатель. Применение рулевых двигателей позволило снизить конечный вес ракеты за счет меньших остатков топлива и повысить точность стрельбы. Разработка рулевых двигателей была возложена на специализированное двигательное КБ-4 в структуре ОКБ-586, преобразованное из филиала ОКБ-3 НИИ-88 по приказу председателя ГКОТ при Совмине №КС-269 от 22.06.1958 г. Главлым конструктором КБ-4 становится И.И.Иванов, заместителем - М.Д.Назаров.

В августе 1958 г. Совмин поручил ОКБ-586 развернуть работы и в кратчайшие сроки создать МБР Р-16 с индексом 8К64, были выданы уточненные тактико-технические требования. Ввиду обострения международной обстановки Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 13 мая 1959 г. ОКБ-586 обязывают ускорить разработку ракет Р-14 и Р-16 и выйти на летные испытания в конце 1960 г., начать серийное изготовление ракет с 1962 г.

Для разработки системы управления ракеты в г. Харькове было образовано ОКБ-692 (позже НПО "Хартрон"). Для отработки камер сгорания и газогенераторов рулевых двигателей и систем питания маршевых двигателей на испытательной базе ОКБ-586 был построен комплекс стендов и монтажно-испытательный корпус. Для двигательного КБ ОКБ-586 был сооружен лабораторно-испытательный корпус со стендами для отработки турбонасосных агрегатов. На территории 5 НИИП в Байконуре для ОКБ-586 были выделены площадки, на которых началось строительство стартовой позиции ракеты 8К64, монтажно-испытательного корпуса и жилой зоны. Разработка стартового оборудования была возложена на Новокраматорский машиностроительный завод. 

Таким образом сложилась кооперация:
- ОКБ-586 (КБ "Южное") - головное по комплексу, ракете, рулевым ЖРД (отдельное КБ в ОКБ-586), головные части МБР;
- ОКБ-456 - по маршевым ЖРД;
ОКБ-692 (НПО "Хартрон") - система управления;
- Новокраматорский машиностроительный завод - стартовое оборудование наземного комплекса "Шексна-Н";
- КБ-11 (ВНИИЭФ) - термоядерные заряды головных частей.


Пуск МБР типа Р-16У из ШПУ, 16.02.1968 г. (фото - А.Сергеев, РИА Новости)  
Автор: DIMMI Создан: 24.06.2013 09:56:59 Комментариев: 23 Читать всю статью

Р-14 / Р-14У - SS-5 SKEAN

ДАННЫЕ НА 2025 г. (стандартное пополнение)
Ракета Р-14 / 8К65 - SS-5 SKEAN
Комплекс 8П764 "Чусовая", ракета Р-14У / 8К65У - SS-5 SKEAN



Баллистическая ракета средней дальности. Создана в СКБ-586 генерального конструктора М.К.Янгеля по Постановлению СМ СССР от 02 июля 1958 г. Ракета проектировалась с использованием опыта создания БРСД Р-12 с увеличенной до 3600 км дальностью действия и с улучшенными эксплуатационными возможностями.

В первом квартале 1960 г. выполнены первые горячие проливки ракеты Р-14. С 28 марта по май 1960 г. в Загорском НИИ-229 было проведено четыре стендовых испытания двигателей, прошедшие без особых замечаний. Во втором квартале 1960 экспериментальная отработка Р-14 завершена и начата подготовка к летно-конструкторским испытаниям. Для проведения испытаний на площадке №20 полигона построена техническая позиция, включающая монтажно-испытательный корпус, на площадке №21 оборудована стартовая позиция на два старта. Мишенное поле оборудовано в районе г.Братска. Председателем Госкомиссии назначен генерал-майор А.Г.Мрыкин, техническим руководителем испытаний - заместитель Янгеля В.С.Будник.

Испытания ракеты начаты на Государственном Центральном Полигоне №4 Капустин Яр успешным пуском 6 июня 1960 г. По результатам первого пуска была выявлена ненормальная работа системы перелива окислителя, а в ходе проведения первого этапа летных испытаний обнаружено явление кавитации, приводившее к разрушению ракет на активном участке полета. Проведены доработки конструкции ракеты и 15 февраля 1961 г. успешно завершены летно-конструкторские испытания. Всего в ходе летно-конструкторских испытаний произведен 21 пуск (22 пуска по др. данным).


Ракета Р-14 / 8К65 на испытаниях (http://rbase.new-factoria.ru).
Автор: DIMMI Создан: 30.07.2010 23:32:48 Комментариев: 92 Читать всю статью

Ту-160 - реестр, хронология, источники

ДАННЫЕ НА 2025 г. (стандартное пополнение)
Ту-160 BLACKJACK - реестр, хронология, источники:

 

Ту-160М "Валентина Терешкова" №901, Раменское, октябрь 2023 г. (фото Вячеслава Грушникова, https://russianplanes.net/)
 
Статус: СССР и Россия:
 
Реестр Ту-160 неофициальный, по данным СМИ и других публичных источников (с) 2009-2024 г.г., http://militaryrussia.ru, ссылка при использовании обязательна:
Автор: DIMMI Создан: 25.09.2009 22:26:07 Комментариев: 3 Читать всю статью

Фотографии Ту-160 BLACKJACK

ДАННЫЕ НА 2025 г. (стандартное пополнение)
Ту-160 BLACKJACK - статус, источники:
 
701 702
Ту-160 "Василий Решетников"
703 704
Ту-160 "Иван Ярыгин"
705
801 802
Ту-160 "Александр Молодчий"
803 804
прототип Ту-160М2 "Петр Дейнекин"
805
Ту-160М2


Серийный номер 702 - Ту-160 "Василий Решетников"


Модернизированные на Казанском авиационном заводе имени С.П.Горбунова (филиале ПАО "Туполев") стратегические бомбардировщики Ту-160 ВКС России с названиями "Иван Ярыгин" (серийный номер 704) и "Василий Решетников" (серийный номер 702). Казань, 23.04.2020 года (фото - ОАК)

Автор: DIMMI Создан: 04.01.2021 23:31:12 Комментариев: 12 Читать всю статью

Ту-160 - BLACKJACK

ДАННЫЕ НА 2025 г. (стандартное пополнение)
Ту-160 (изделие 70) - BLACKJACK / RAM-P
Ту-160С (изделие 70-03) - BLACKJACK
Ту-160М (изделие 70М) - BLACKJACK
Ту-160М2 (изделие 70М2) - BLACKJACK-M


Тяжелый многорежимный стратегический бомбардировщик с изменяемой  стреловидностью крыла. Создан  в ОКБ ММЗ "Опыт" А.Н.Туполева, главный конструктор с 1975 г. по 2010 г. Валентин Иванович Близнюк. Самолет в общих чертах подобен проекту многорежимного бомбардировщика М-18 ОКБ В.М.Мясищева. Первоначальный вариант Ту-160 имел крыло  оживальной формы и проектировался на базе Ту-144 (1969-1972 г. г.). Предварительные НИОКР по Ту-160 с крылом с изменяемой геометрией начаты в 1972 г. Проектирование окончательного варианта - изделия 70, проект Ту-160М, самолет "К" начаты  в  1975  г.  по  постановлению СМ СССР от 26 июня 1974 г. и постановлению СМ СССР N 1040-348 от  19.12.1975  г. Эскизный проект и создание полноразмерного макета Ту-160 - 1976-1977 г.г.

Макет Ту-160 утвержден в конце 1977 г. Производство первых трех прототипов (машины 70-01 для летных испытаний, 70-02 для статических испытаний, 70-03 - предсерийный самолет) начато в 1977 г. на ММЗ "Опыт"(производство фюзеляжа - Казанский авиазавод, крыло и стабилизатор - Новосибирский авиазавод им.В.Чкалова, створки грузоотсека - Воронежский авиазавод, шасси - Горьковский авиазавод). Одновременно начата подготовка серийного производства на Казанском авиазаводе №22 (изначально планироалось развернуть произодство на Ульяновском авиазоводе). В мае 1980 г. прототип 70-01 построен и перевезен на аэродром ЛИИ в Жуковском. Окончательная сборка самолета завершена в январе 1981 г. и начаты наземные испытания самолета. Выкатка самолета 70-01 на летное поле - 18 августа 1981 г. Проверки систем и оборудования начаты 22 октября 1981 г. и 14 ноября 1981 г. под управлением экипажа Б.И.Веремея самолет совершил первую пробежку. Первое фото на Западе сделано с борта гражданского самолета взлетавшего из аэропорта Быково 25 ноября 1981 г. - самолет получил наименование RAM-P ("Раменское", неидентифицированный образец техники №16 ).


Ту-160 - BLACKJACK, штанга дозаправки выпущена, 21.03.2008 г. (фото Сергей Бровко, http://picasaweb.google.com/brovko.sergey).
Автор: DIMMI Создан: 04.09.2009 00:29:27 Комментариев: 193 Читать всю статью

Изделие 810

ДАННЫЕ НА 2025 г. (в работе)
"Изделие 810"


 
Ракета "воздух-воздух" большой дальности. Разрабатывается  ГосМКБ "Вымпел" с использованием наработок по ракетам К-37. По состоянию на 2008 г. идет работа над аванпроектом ракеты. Вероятно, в 2010 г. защищен эскизный проект и самой ракеты и некоторых её элементов (например, изделия "Орлан" - см.ниже). Завершение разработки планируется в 2013 г. (ист. - По материалам доклада). Согласно статьям о работе ГЛИЦ им.Чкалова в Ахтубинске в 2014-2015 г.г. планировалось проведение испытаний ракеты "изделие 810" в ГЛИЦ.

В 2019 г. в ходе визита на МКБ "Вымпел" руководства г.Москва показан образец корпуса ракеты "изделие 810".


Модель ракеты "изделие 810" (https://otvaga2004.mybb.ru/, 2024 г.).
Автор: DIMMI Создан: 15.07.2012 06:06:05 Комментариев: 1 Читать всю статью

пр.11437 - KREMLIN

ДАННЫЕ НА 2010 г. (стандартное пополнение)
пр.11437 - KREMLIN
"Ульяновск" (не достроен)

Атомный тяжелый авианесущий крейсер пр.11437. Проектирование начато Невским ПКБ (г.Ленинград) на базе ТАКР пр.11435 с использованием наработок по НИР авианосца пр.1160 в 1984 г. Главный конструктор - Л.В.Белов (позже - В.М.Варфаломеев). Эскизный проект рассмотрен НТС Минсудпрома СССР 03.04.1986 г. и утвержден  12.06.1986 г. с решением о строительстве заказа 107. Договор на заказ 107 поступил на завод 11 июня 1986 г., договор подписан ВМФ 30.12.1987 г. Строительство серии из 4-х кораблей по пр.11437 предполагалось вести начиная с 1988 г. на стапеле "О" завода №444 в г.Николаеве.

25 ноября 1988 г. второй корабль пр.11435 "Рига" спущен на воду и заложен корабль пр.1143.7 "Ульяновск". Спуск корабля на воду планировался на 1992-1993 г.г. Вступление корабля в строй планировалось на декабрь 1995 г. По некоторым данным планировалась постройка двух кораблей и по второму корпусу на ССЗ в Николаеве шла заготовка комплектации (заводской №108). В ноябре 1991 г. ВМФ России приостановил платежи Черноморскому судостроительному заводу (г.Николаев) необходимые для строительства ТАКР "Варяг" (готовность 65-75% по разным оценкам) и АТАКР "Ульяновск" (готовность 18-20% по разным оценкам, освоено 29000 тонн корпусной стали). Недостроенный АТАКР пр.1143.7 "Ульяновск" утилизирован заводом начиная с 4 февраля 1992 г. (решение Совмина Украины №69-р, демонтаж корпуса завершен до конца 1992 г.).


Фотомонтаж с моделью ТАКР "Ульяновск" пр.11437 (обработка коллажа с http://militaryphotos.net, 2010 г.).
Автор: DIMMI Создан: 18.05.2010 17:55:42 Комментариев: 5 Читать всю статью

Р-9А / 8К75 - SS-8 SASIN

ДАННЫЕ НА 2025 г. (стандартное пополнение)
Ракета Р-9А / 8К75 - SS-8 SASIN
Ракета Р-9Б / 8К76
Ракета Р-9М / 8К77


Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР). После разработки новых типов ядерных зарядов уменьшенной массы, а так же новых более эффективных типов ЖРД в апреле 1958 г. совет главных конструкторов ОКБ-1 обратился к Правительству СССР с предложением о создании МБР Р-9 на топливе кислород-керосин со стартовой массой около 100 т. Первоначально рассматривалось два проекта ракеты - Р-9А (8К75) с использованием топлива кислород-керосин и Р-9Б (8К76) с топливом керосин-азотная кислота. К окончательной разработке ОКБ-1 был принят вариант ракеты Р-9А - основными причинами были высокие энергетические возможности и низкая токсичность компонентов топлива.

Разработка ракеты начата ОКБ-1 (генеральный конструктор - С.П.Королев) по Постановлению Совмина СССР от 13 мая 1959 г. Планируемый срок сдачи ракеты на вооружение - 1961 г. При эскизном проектировании рассматривалось пять принципиальных схем ракеты, обеспечивающих требуемые характеристики при максимально возможной простоте, мобильности и минимально возможной массе конструкции. Эскизный проект ракеты был завершен в октябре 1959 г. К этому времени были выданы и согласованы задания всем смежным организациям, выпущен комплект рабочих чертежей, изготовлена технологическая оснастка и начато изготовление отдельных агрегатов ракеты. В эскизном проекте было также предусмотрено дальнейшее совершенствование характеристик ракеты Р-9.

При создании МБР 9К75 сложилась следующая кооперация предприятий:
- ОКБ-1 (С.П.Королев) - головное КБ по комплексу и ракете;
- НИИАП (Н.А.Пилюгин) - система управления;
- НИИ-944 (В.И.Кузницов) - командные приборы;
- КБ-11 (С.Г.Кочарянц) - термоядерная боевая часть;
- ГСКБ "Спецмаш" (В.П.Бармин) - пусковое оборудование.

Согласно дневников соратника Королева - В.П.Мишина - задержка испытаний МБР вызвана неготовностью двигателей маршевых ступеней разработки В.П.Глушко. Летно-конструкторские испытания ракеты начаты на полигоне Байконур пуском 9 апреля 1961 г. - аварийный, взрыв первой ступени. Первый успешный и второй вообще пуск состоялся 21 августа 1961 г. (25 июля 1961 г. по данным Андреева). На первом этапе испытания ракеты велись первым испытательным управлением полигона Байконур, позже испытания были перенесены на площадку №70 полигона.


Установка ракеты Р-9А / 8К75 на стартовый стол. Стартовый комплекс "Десна-Н", Байконур, 1961-1963 г.г. (http://www.energia.ru).
Автор: DIMMI Создан: 02.06.2013 22:35:22 Комментариев: 47 Читать всю статью

Каталог военной техники:



Наши партнеры:






free counters

Последние комментарии

Madhunter8360 Wrote:а ни кто не задавался вопросом что делал БУК-М3 на стрелковом...
DIMMI 2020-02-21 09:42
а ни кто не задавался вопросом что делал БУК-М3 на стрелковом полигоне Капустин Яр?
Madhunter8360 2019-12-25 15:16
ЗРК Викинг
Sierra 2019-05-26 19:26
Новая ТЗМ
Sierra 2019-04-08 18:55
Buk M3 at site 4s Kapustin Yar
rambo54 2018-07-30 18:00
67th AD BGD has some detachments at Kaspijsk. The Unit holds Buk-M2 & Buk-M3.Latest...
rambo54 2018-07-13 18:54
Еще
Sierra 2018-05-17 00:10
Свежая статья. Как никак Викинг
Sierra 2018-05-16 23:57
raketchik Wrote:rambo54 Wrote:another Buk M3 unit - in Dagestanhttps://function...
rambo54 2018-04-10 21:38
rambo54 Wrote:another Buk M3 unit - in Dagestanhttps://function.mil.ru/news_page...
raketchik 2018-04-09 19:01