Обзорная статья про малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт».Александр Васильевич ШЛЯХТЕНКО – генеральный директор АО «ЦМКБ «Алмаз», доктор технических наук, профессор.
Дмитрий Евгеньевич ЦЫМЛЯКОВ – главный конструктор проекта 22800 «Каракурт», кандидат технических наук.
«Национальная оборона», №1, январь 2019 г.
Последовавший за развалом Советского Союза коллапс кораблестроительной отрасли привел к тому, что в течение длительного времени Военно-морской флот нашей страны не пополнялся новыми кораблями. Ситуация начала исправляться только в начале 2000-х гг., когда были вновь запущены кораблестроительные программы, одной из которых стало создание серии корветов проекта 20380. Однако строительство кораблей основных классов требует значительных затрат времени и денег. В условиях ограниченных ресурсов командованию ВМФ России советская идея «москитного» флота показалась вполне привлекательной: отечественным разработчикам – Центральному морскому конструкторскому бюро «Алмаз» и Зеленодольскому проектно-конструкторскому бюро – была поставлена задача спроектировать максимально эффективный катер или корабль весьма ограниченного водоизмещения, который мог бы быть быстро освоен отечественной промышленностью, а за счет относительно невысокой цены мог бы строиться достаточно крупной серией. Именно тогда была сделана первая проработка, которая впоследствии стала проектом МРК «Каракурт». Однако флот, исходя из собственных соображений, сделал свой выбор в пользу малого ракетного корабля проекта 21631 «Буян-М», созданного на базе малого артиллерийского корабля проекта 21630 «Буян». Особенностью кораблей этих проектов является то, что они предназначены для смешанного плавания «река-море», поэтому оснащены водометными движителями и отличаются малой осадкой, чтобы без труда ходить по внутренним водным путям и в акватории Каспийского моря. Однако из-за этого они обладают не очень высокой мореходностью, а так как предполагалось, что корабли не будут выходить в открытое море и будут находиться под защитой береговых средств ПВО, их автономность и средства самообороны ограничены. Опыт боевого применения, полученный МРК проекта 21631 в ходе сирийской кампании, выявил как их преимущества, так и их недостатки. Флоту потребовался корабль с мощным ракетным, артиллерийским и зенитным вооружением, обладающий большей скоростью и мореходностью, и в 2015 г. проект 22800 получил путевку в жизнь.
Малый ракетный корабль «Град Свияжинск» проекта 21631 «Буян-М»:
Активная работа над проектом 22800 началась в апреле 2015 г. Сокращенный технический проект был подготовлен в течение полутора месяцев. Были получены общие характеристики корабля, определено основное оборудование, а по итогам защиты проекта было получено одобрение заказчика на продолжение работ. Технический проект был завершен к концу 2015 г.: судостроительному заводу «Пелла» были выданы первые корпусные чертежи. А 25 декабря 2015 г. одновременно были заложены головной МРК «Ураган» и первый серийный «Тайфун». В мае 2018 г. головной корабль вышел на заводские ходовые испытания.
Таким образом, с момента принятия решения о начале строительства этих кораблей до выхода на испытания прошло всего три года. С учетом того, что судостроители «Пеллы» до этого не имели опыта строительства боевых кораблей, это своеобразный рекорд в области современного отечественного военного кораблестроения.
Концептуально «Каракурты» продолжили традиции, заложенные еще в МРК «Овод». По таким параметрам, как главные размерения, водоизмещение, скорость и основное назначение, эти корабли сопоставимы с учетом поправки на современные реалии развития вооружения и тактики его применения.
Малый ракетный корабль «Мираж» проекта 12341 «Овод»:
Отличительной особенностью проекта стало то, что при создании головного корабля не проводились никакие сопутствующие опытно-конструкторские работы (ОКР). В целях ускорения процесса создания МРК заказчиками была поставлена задача – использовать только серийные образцы, освоенные промышленностью. Применялось только то, что имеет литеры, либо создано по уже завершенным ОКРам Министерства промышленности и торговли России. Благодаря этому строительство новых кораблей было начато и освоено промышленностью в предельно сжатые сроки.
Чтобы максимально ускорить процесс проектирования, многие технические решения в области главной энергетической установки (ГЭУ) были заимствованы у проекта 1234, т.е. применялись три дизеля М507, дефорсированные для увеличения ресурса. При этом благодаря использованию другой формы корпуса удалось улучшить мореходность, обитаемость, решить проблемы вибрации и дополнительного сопротивления движению, связанные с большим углом наклона валов, характерным для традиционных глиссирующих корпусов.
«Каракурты» оснащаются универсальными пусковыми установками УКСК 3С14. Они позволяют использовать крылатые ракеты семейства «Калибр», «Оникс» и их аналоги («Яхонт» и BrahMos), а также гиперзвуковые ракеты «Циркон» после принятия их на вооружение. Кроме того, применяется усовершенствованная артиллерийская установка (АУ) АК-176МА, у которой за счет применения электрических приводов повышена точность стрельбы.
Первая пара «Каракуртов» – «Ураган» и «Тайфун» – вооружается скорострельными АУ АК-630М. Начиная со второго серийного МРК «Шквал» устанавливается зенитный ракетно-артиллерийский комплекс «Панцирь-М» – «оморяченная» версия сухопутного комплекса ПВО «Панцирь-С1».
Упор при проектировании делался не только на расширение боевых возможностей нового корабля по сравнению с ракетными катерами и кораблями старых проектов, но и на улучшение обитаемости, эргономики, надежности, снижение рабочей нагрузки на экипаж за счет увеличения степени автоматизации технических средств.
На корабле созданы комфортные условия для экипажа. Так, матросы и старшины размещаются в шестиместных кубриках, мичманы – в четырехместных, офицерский состав – в двухместных, а командир корабля – в одноместной каютах с отдельными санузлами и душевыми.
Малый ракетный корабль «Буря» – четвертый проекта 22800:
Все основные системы и комплексы корабля отечественного производства. Негативный опыт работы с европейскими поставщиками судового оборудования, прекратившими поставки вследствие санкций, привел в действие программу импортозамещения. Система бытовой пресной воды с отечественной опреснительной установкой обеспечивает бесперебойное снабжение экипажа горячей и холодной водой при плавании на полную автономность, а система кондиционирования и вентиляции, созданная также на основе отечественного оборудования, обеспечивает комфортные условия в кубриках, каютах и на боевых постах в любых климатических зонах эксплуатации.
В настоящее время головной корабль «Ураган», успешно испытав на Белом море комплекс «Калибр», завершает государственные испытания на Балтике, по итогам которых будет производиться сдача корабля флоту, которая запланирована на конец текущего года. Уже сейчас можно утверждать, что головной корабль полностью оправдывает все наши конструкторские ожидания: и с точки зрения скоростных качеств, и управляемости, и мореходности, и обитаемости.
На сегодняшний день на воду спущены четыре корабля – «Ураган», «Тайфун», «Шквал» и «Буря». Еще 8 единиц строятся в Зеленодольске, Феодосии и Керчи. Кроме того, 22 августа 2018 г. были заключены контракты на строительство еще шести МРК на судостроительных заводах Дальнего Востока.
Самым сложным местом в программе поставок МРК неожиданно оказалось производство двигателей: на текущий момент завод «Звезда» фактически не выдерживает необходимый темп изготовления дизелей. Чтобы не срывать график строительства, подготовлены различные варианты с изменениями в части ГЭУ. Наиболее перспективным представляется вариант с дизель-газотурбинной установкой на базе отечественной турбины М70ФРУ-Р. Однако окончательное решение по этому вопросу будет принимать заказчик кораблей.
Помимо выполнения своей первоочередной задачи – пополнения боевого состава отечественного ВМФ, этот корабль рассматривается как образец военно-морского вооружения, который может поставляться на экспорт. Экспортный вариант корабля – проект 22800Э – уже привлек внимание иностранных заказчиков.
Время показало правильность выбранной стратегии создания нового МРК проекта 22800. Его комплектование отработанными и положительно зарекомендовавшими себя образцами вооружения, привлечение нашего конструкторского бюро с богатым опытом создания боевых ударных кораблей небольшого водоизмещения, а также динамично развивающейся негосударственной верфи ОАО «Пелла», позволило в короткие сроки получить устраивающий заказчика результат.