пр.877 - KILO / Improved KILO | MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.)

пр.877 - KILO / Improved KILO

Автор: DIMMI
Создана: 20.06.2009 22:04:28
Изменена: 24.06.2014 23:10:53
Комментариев: 25
Категории: ВОДА / Подводные лодки / Неатомные ПЛ (ПЛ) / пр.877 - KILO / Improved KILO /

ДАННЫЕ НА 2014 г. (стандартное пополнение)
пр.877 "Палтус" / пр.877Э / пр.877ЭКМ "Варшавянка" - KILO
пр.877М / пр.877ЭКМ (последние 2 шт) / пр.08773 - Improved KILO
пр.636 / пр.636М / пр.06361 - Improved KILO
пр.06363 - Improved KILO-II


Большая дизель-электрическая подводная лодка (тип "Б"). Разработка проекта начата по тактико-техническому заданию утвержденному ВМФ СССР в 1974 г. Проектирование велось ЦКБ" Рубин" (ЦКБ-18) совместно с НИИ им. академика Крылова, главный конструктор проекта - Ю.Н.Кормилицын. Технический проект лодки утвержден Главкомом ВМФ СССР 20 декабря 1976 г. Подготовка к производству головной лодки проекта на судостроительном заводе №199 "Им. Ленинского Комсомола" (г.Комсомольск-на-Амуре) начата в 1979 г. Закладка головной лодки Б-248 состоялась 16 марта 1980 г. Лодка спущена на воду 12 сентября 1980 г. и сдана ВМФ СССР 31 декабря 1980 г.


ПЛ Б-871 "Алроса" пр.877В KILO, Черное море, 20 января 2007 г. (фото - Виталий Костриченко, http://forums.airbase.ru).


В 1981 г. после обнаружения нового типа подводных лодок в NATO лодке был присвоен псевдоним KILO. По неподтвержденным данным головная лодка пр.877 Б-248 вступила в строй только в сентябре 1982 г. Возможно, в это время в полном объеме завершились флотские испытания головной подводной лодки. Серийное производство лодок пр.877 продолжалось с 1979 по 1994 годы. Всего на разных заводах построено:
- завод №199 "Им. Ленинского Комсомола" (г.Комсомольск-на-Амуре) - с 1979 по 1994 г.г. построено 15 лодок;
- завод "Красное Сормово" (г.Горький - Нижний Новгород) - с 1982 по 1995 г.г. построено 17 лодок в т.ч. и на экспорт;
- завод Ленинградское Адмиралтейское объединение (г.Ленинград) - с 1983 по 1991 г.г. построено 7 лодок на экспорт;
- ФГУП "Адмиралтейские верфи" (г.Санкт-Петербург) - с 1992 по 2000 г.г. построено 4 лодки на экспорт и с 1997 по 1998 годы 2 лодки пр.636, а с 2002 по 2006 г.г. - 5 лодок пр.636М.

Одна лодка пр.877 достроена в 2005 г. по пр.636М (Б-340 = Yuan Zhend 73 Hao, Китай). Некоторое время назад (1997 г.) в западных специализированных СМИ лодки класса KILO так же именовали GRANAY, вероятно, имея ввиду лодки модернизированного проекта 636. По умолчанию приводятся данные лодок пр.877.

В 2010 г. на ФГУП "Адмиралтейские верфи" (г.Санкт-Петербург) возобновлено строительство лодок пр.06363 для отечественного ВМФ (см.Реестр, ниже) - в строительстве серия из шести ПЛ для Черноморского флота ВМФ России.

Конструкция ПЛ
- двухкорпусная. Широко используются амортизирующие платформы и другие звукопоглощающие технологии (например, противогидроакустическое покрытие корпуса). По форме корпус ПЛ максимально адаптирован к снижению сопротивления и шума. Носовые горизонтальные рули убираются в корпус. ПЛ типа пр.877М отличаются внешне от пр.877 обрубленной в корме надстройкой вместо плавно переходящей в корпус. Материал прочного корпуса - сталь АК-25. Как минимум для ПЛ пр.06363 корпусная сталь разработана ЦНИИ КМ "Прометей" и производится на ПО "Ижорский завод".


Разрезной макет-модель ПЛ пр.877 студии "Корвет" (http://www.corvette-shipmodels.ru)








Сверху вниз - первые три снимка - в стапельном цехе №12 Ленинградского Адмиралтейского Объединения блок №1, блок №1 с маской торпедных аппаратов, блок №3. На четвертом фото перевозка в цех №12 элемента прочного корпуса ПЛ. На пятом фото - блок прочного корпуса лодки в цехе №9. Предположительно на фото элементы конструкции ПЛ Б-477 ("Sindhushastra" S65) зав.№01618 пр.877ЭКМ / 08773, Ленинградское Адмиралтейское Объединение, г.Санкт-Петербург, 1999 г. (Адмиралтейские верфи подводному флоту России. С.-Пб., "Гангут", 2003 г.).


Архитектура корпуса ПЛ пр.06363 или пр.06361. Цех №9 Адмиралтейских верфей. 2012 г. (источник).

Двигательная установка: и подводный и надводный ход ПЛ обеспечивается гребными электродвигателями
 
2 х дизель-генератора 4ДЛ-42МХ мощностью по 1500 кВт (по др.данным и на первых двух ПЛ пр.877 - 4ДЛ-42М мощностью по 1000 кВт) с системой РДП (пр.877). На пр.877М  - 30ДГ мощностью по 1500 кВт, так же работающие с системой РДП.
 
1 х главный гребной электродвигатель ПГ141 мощностью 5500 л.с. (в т.ч. пр.877В / 877ЭКМ, по др.данным на пр.877ЭКМ двигатель мощностью 4050 л.с.), начиная с ПЛ Б-800 (1989 г.) установлен новый низкооборотистый двигатель ПГ165 мощностью 5500 л.с. (6800 л.с. по западным данным).
 
1 х электродвигатель экономического хода ПГ142 мощностью 130-150 л.с. (первые модификации), начиная с ПЛ Б-800 (1989 г.) / пр.877В установлен новый низкооборотистый двигатель ПГ166 мощностью 190 л.с..
 
2 х резервных электродвигателя ПГ168 (видимо, начиная с Б-800 ?) мощностью по 102 л.с.
 
Механика - один вал, один винт:
- 6-лопастный малошумный винт фиксированного шага (Б-470 ? и Б-800)
- 7-лопастный с саблевидными лопастями из сплава "Аврора" (Б-470 - 1986 г., Б-800 - 1989 г.).
- 7-лопастные винты типа Б-800 (ПЛ типа Improved KILO).
- водометная насадка турбинного типа (пр.877В, ранее стояла более короткая насадка - возможно в этом отличие раннего пр.877В от пр.877ВД - это предположительно).
Скорость вращения винта максимальная - 250 об/мин..

На ПЛ всех проектов в кормовой части корпуса по бортам подруливающие водометы. Процессы погружения и всплытия ПЛ автоматизированы.
 


6-лопастный малошумный винт фиксированного шага на лодках пр.877 и 877ЭКМ KILO. На снимке выкатка из цеха ПЛ Б-477 ("Sindhushastra" S65) зав.№01618 пр.877ЭКМ / 08773, Ленинградское Адмиралтейское Объединение, г.Санкт-Петербург, 1999 г. (Адмиралтейские верфи подводному флоту России. С.-Пб., "Гангут", 2003 г.).


ПЛ пр.636 / 636М с 7-лопастным винтом ("Военный парад", фото из архива Gogs, http://forums.airbase.ru).


ПЛ Б-871 "Алроса" пр.877В KILO и разобранный водометный движитель. Севастополь, плавдок ПД-30, очередной ремонт, 12 января 2006 г. (фото - Дмитрий Стогний, http://forums.airbase.ru)

 
Энергетика - свинцово-кислотные аккумуляторы. Количество - 2 группы по 120 шт. В процессе эксплуатации в ВМС Ирана были отмечены проблемы с выходом из строя аккумуляторных батарей, что, вероятно, вызвано либо высокими температурами и влажностью при эксплуатации либо ошибками в обслуживании (или и то и другое). Аккумуляторы для ПЛ пр.877/636 на мировом рынке предлагаются так же таким производителем как British Chloride Industrial Batteries Ltd с гарантией 5 лет (информация за 1997 г.).
 
Система спасения - начиная с ПЛ Б-800 лодки серии оснащаются спасательным люком позволяющим покидать затопленную ПЛ с глубины до 250 м (находится в кормовой части ПЛ).

ТТХ подводной лодки:
Экипаж - 57 чел (52 чел - пр.877ЭКМ / 877В) - в т.ч. 12 офицеров

Длина:
- 72.6 м
- 73.8 м (пр.877М)
Длина прочного корпуса - 51,8 м
Ширина - 9.9 м
Осадка - 6.2 м
 
Водоизмещение надводное - 2300 тонн
Водоизмещение подводное - 3040 тонн (3076 тонн по др.данным)
Запас плавучести - 32%
Масса дизельного топлива - 172 тонны
 
Скорость надводная - 10 уз
Скорость подводная:
- 3 уз (на вспомогательных подруливающих водометах)
- 8-10 уз (перископная, ограничение по волнению - 5 баллов)
- 17 уз (в т.ч. пр.877В)
- 19 уз (пр.877М)
- 21-25 уз (пр.877М по западным данным)
Дальность подводного хода (под РДП, скорость 7 уз) - 6500 миль
Дальность подводного хода (скорость 3 уз) - 400 миль (в т.ч. пр.636 / 636М)
Дальность подводного хода (скорость 21 уз) - 12.7 миль (по западным данным)
Глубина погружения перископная - 17.5 м (ограничение по волнению 5 баллов)
Глубина погружения рабочая - 240 м (250 м возможно пр.877М)
Глубина погружения предельная - 350 м (300 м пр.877ЭКМ)
 
Автономность - 45 сут
 
Шумность ПЛ пр.877  при движении на вспомогательной движительной установлке (водометах) при скорости малошумного хода (МШХ) 5-6 уз оценивается специалистами ниже или равной шумности ПЛА типа Improved Los-Angeles. При использовании хода под главным гребным электродвигателем показатели шумности существенно ухудшаются независимо от скорости. На основании отзывов индийских моряков ПЛ пр.877ЭКМ по общей шумности считается тише германской ПЛ пр.209. При естественном фоне в 40-45 дБ в штиль уровень шума ПЛ пр.877 составлял 52-56 дБ (серия ПЛ и условия замеров неизвестны). В китайских СМИ по ПЛ пр.636 сообщается уровень шумности 117 дБ.
 
Вооружение:
- 6 х 533 мм носовых торпедных аппарата (управление ТА - дистанционное с командного пункта, включая перезарядку ТА). Два из шести ТА (верхний ярус аппаратов) рассчитаны на применение телеуправляемых торпед (на примере пр.877В). Перезарядка осуществляется с помощью устройства быстрой перезарядки "Мурена" (система дистанционного автоматизированного управления ТА - СДАУ ТА). Погрузка осуществляется с помощью специального погрузочного устройства.
Боезапас - 18 торпед (6 шт в ТА, 12 шт на стеллажах)
- пр.877 - типов 53-65К, 53-56В, 53-56ВА, СЭТ-53М, ТЭСТ-71М (до 4 шт), УСЭТ-80К, СЭТ-65Э
- пр.877ЭКМ / 08773 / 636М - типов 53-65КЭ, ТЭСТ-71МЭ (до 4 шт)
или 24 мины ДМ-1 (либо комбинация торпед и мин).


Погрузка торпеды 53-65К на ПЛ Б-871 "Алроса" пр.877В KILO (http://alrosa.net).


Погрузка торпеды 53-65КЭ на ПЛ пр.877ЭКМ KILO ВМС Китая (http://cnair.top81.cn).
 
- 4-8 х ПЗРК "Стрела-3", "Стрела-3М" или "Игла-1" 9М313 для использования в надводном положении в целях ПВО (6 ЗУР на экспортных модификациях). На ПЛ пр.08773 отсутствует (?).
 
- пр.08773, пр.636М / 06361 - ракетный комплекс Club-S с пуском крылатых ракет из подводного положения из ТА верхнего яруса (2 ТА). Боезапас - 4 ракеты (может быть увеличен).
 


Погрузка ракеты комплекса Club-S в торпедный аппарат индийской ПЛ пр.08773. Для погрузки используется закрепленная на корпусе ПЛ платформа (снимок сделан не позже 2009 г., http://forums.airbase.ru).


Погрузка ракет комплекса Club-S в торпедный аппарат индийской ПЛ "Sindhuvijay" пр.08773(снимок сделан не позже 2007 г., http://www.ckb-rubin.ru)

 
Оборудование (данные требуют уточнения):
  пр.877 / 877Э / 877В пр.877ЭКМ пр.877М / 08773
  KILO KILO  Improved KILO
БИУС (боевая информационно-управляющая система) "Лама" / "Узел" (в некоторых источниках), разработка и производство - НПО "Аврора", "Океанприбор" и "Гранит-Электрон".

Выполнен на базе ЭВМ МВУ-110 "Узел". БИУС позволяет одновременно сопровождать 5 целей, в т.ч. 2 цели автоматически + 3 вручную с автоматической выработкой данных для торпед. Так же БИУС решает навигационные задачи.
"Лама-ЭКМ" / "Узел", разработка и производство - НПО "Аврора", "Океанприбор" и "Гранит-Электрон".

Выполнен на базе ЭВМ МВУ-100ЭМ (?) "Узел". БИУС позволяет одновременно сопровождать 5 целей, в т.ч. 2 цели автоматически + 3 вручную с автоматической выработкой данных для торпед. Так же БИУС решает навигационные задачи.
"Лама-ЭКМ" / "Узел", разработка и производство - НПО "Аврора", "Океанприбор" и "Гранит-Электрон".

Выполнен на базе ЭВМ МВУ-110ЭМ или МВУ-119ЭМ
Управление общекорабельными системами Пульт управления "Палладий" (пр.877Э) Пульт управления "Палладий" (?) Пульт управления "Палладий-ЭМ"(?)
ГАК
МГК-400 "Рубикон", разработан НИИ-3 (позже - ЦНИИ "Морфизприбор", г.Санкт-Петербург), модернизирован, начиная с Б-800, 1989 г., видимо, до "Рубикон-М". В состав комплекса входят: блок цифровых процессоров обработки акустических сигналов с использованием библиотеки шумов ("Аякс" начиная с ПЛ Б-470 заводской №467 пр.877, в ВМФ с 1986 г., занимал отдельную каюту), пульт управления, приборы сопряжения, системы электропитания, приборы связи и системы обеспечения работы, пассивные и активные ГАС:
- главная антенна ГАС (в носовой части корпуса ПЛ) с отдельной излучающей антенной и излучающей антенной звукопроводной связи, выполнена в титановом корпусе. Обеспечивается работа трактов шумопеленгации (ШП), гидролокации (ГЛ), обнаружения гидроакустических сигналов (ОГС) и звукоподводной связи (ЗПС).
Количество элементов приемной антенны - 1008 шт
Количество лучей излучателя (в активном режиме) - 540 шт
Площадь рабочего сектора антенны - 7.5 кв.м
Дальность обнаружения в пассивном режиме - 16-20 км (ПЛ) и 60-80 км (корабли)
Дальность сопровождения целей в активном режиме - 16-20 км
Дальность подводной связи и передачи данных - 20-25 км и 60-80 км (в зависимости от режима)
- ГАС миноискания МГ-519 "Арфа" (дальность обнаружения мин 1500 м)
МГК-400Э "Рубикон-М" - SHARK TEETH МГК-400М "Рубикон-М" SHARK TEETH, разработан ЦНИИ "Морфизприбор" (г.Санкт-Петербург). Функции, реализованные в первых моделях ГАК с помощью библиотеки шумов "Аякс" (применялась начиная с ПЛ Б-470 заводской №467 пр.877, в ВМФ с 1986 г.) реализованы средствами ГАК. Так же в состав ГАК входят: пульт управления. приборы сопряжения, системы электропитания, приборы связи и системы обеспечения работы, пассивные и активные ГАС:
 
- главная антенна ГАС (в носовой части корпуса ПЛ) с отдельной излучающей антенной и излучающей антенной звукопроводной связи, выполнена в титановом корпусе.
Количество элементов приемной антенны - 1008 шт
Количество лучей излучателя (в активном режиме) - 540 шт ?
Площадь рабочего сектора антенны - 7.5 кв.м
Дальность обнаружения в пассивном режиме - не менее 16-20 км (ПЛ) и 60-80 км (корабли)
Дальность сопровождения целей в активном режиме - не менее 16-20 км
Дальность подводной связи и передачи данных - не менее 20-25 км и 60-80 км (в зависимости от режима)
- ГАС миноискания МГ-519 "Арфа" (дальность обнаружения мин не менее 1500 м). Оборудование выполнено на новой элементной базе. Состав оборудования отличается от модернизированного состава оборудования пр.877 (иногда в СМИ - 877К)

на ПЛ "Sindhuvijay" при модернизации по пр.08773 (проводилась СРЗ "Звездочка", завершена в 2007 г.) установлен индийский ГАК USNUS
комплекс РЛС
"Тобол" в составе РЛС кругового обзора МРК-50 "Каскад" BRICK PULP
- дальность обнаружения целей на высоте от 500 м - 70-100 км
- дальность обнаружения цели типа фрегат - 12-20 км ?
"Тобол" в составе РЛС кругового обзора МРК-50Э "Каскад" BRICK PULP "Тобол" в составе РЛС кругового обзора МРК-50 "Каскад" BRICK PULP
радио-техническое оборудование
радио-техническая станция обнаружения РЛС МРП-25  BRICK GROUP и радиопеленатора "Рамка" SNOOP TRAY-2 или "Завеса" (сомнительно), радио-техническая станция (вероятно радиостанция спутниковой связи) "Кипарис", ответчик системы госопознавания "Хром". Начиная с ПЛ Б-800 (1989 г.) модернизировано оборудование серийных ПЛ (выполнено на новой элементной базе). радио-техническая станция обнаружения РЛС МРП-25Э BRICK GROUP и радиопеленатора "Рамка" SNOOP TRAY-2 или "Завеса" (сомнительно), радио-техническая станция (вероятно радиостанция спутниковой связи) "Кипарис", ответчик системы госопознавания "Хром". Начиная с ПЛ Б-800 (1989 г.) модернизировано оборудование серийных ПЛ (выполнено на новой элементной базе).
радио-техническая станция обнаружения РЛС МРП-25 BRICK GROUP и радиопеленатора "Рамка" SNOOP TRAY-2 или "Завеса", радиотехническая станция "Кипарис"
радиостанции Радиостанции Р-654МР (1.5-24 МГц диапазон), Р-680 (1.5-60 МГц диапазон) и Р-625 (100-150 МГц, 220-400 МГц диапазоны). Радиостанции Р-654МР (1.5-24 МГц диапазон), Р-680 (1.5-60 МГц диапазон) и Р-625 (100-150 МГц, 220-400 МГц диапазоны). на ПЛ "Sindhuvijay" при модернизации по пр.08773 (проводилась СРЗ "Звездочка", завершена в 2007 г.) установлена индийская система радиосвязи CSS-MK

Буксируемая антенна КВ- и СВ-диапазонов
навигационный комплекс "Андога" "Апассионата -ЭКМ" "Андога". На модернизированных ПЛ пр.877ЭКМ (как минимум к 2011 г. - Sindhurakshak) - навигационный комплекс "Апассионата -ЭКМ.1" (модернизиция навигационного комплекса "Апассионата-ЭКМ").
перископы командирский перископ ПК-8.5 и зенитно-навигационный перископ ПЗНГ-8М (оба перископа имеют оптический зум 1.5х и 6х, углы обзора по вертикали от -10 до +90 град. и круговой обзор по горизонтали) командирский перископ ПК-8.5 и зенитно-навигационный перископ ПЗНГ-8М (оба перископа имеют оптический зум 1.5х и 6х, углы обзора по вертикали от -10 до +90 град. и круговой обзор по горизонтали) командирский перископ ПК-8.5 и зенитно-навигационный перископ ПЗНГ-8М

 


Интегрированный пульт управления АИУС "Лама-ЭКМ" производства НПО "Аврора" (http://www.avrorasystems.com).


Выдвижные устройства в ограждении рубки ПЛ Б-871 "Алроса" пр.877В (в убранном положении, вид в корму, http://forums.airbase.ru).


ПЛ пр.877 (вероятно, прю877ЭКМ Б-806) с работающим под РДП дизель-генератором, Балтийское море, 10.09.2007 г. (автор фото - Alex Suetin, http://fotki.yandex.ru).

 
Модификации:
  пр.877 / 08770, пр.877Э, пр.877ЭКМ (кроме 2 ПЛ) прю877ЛПМБ (Б-800) пр.877В (Б-871) пр.877М / 08772 (?) / 636 / 636М пр.877ЭКМ / 08773 (ремонт с модернизаией) пр.06363
NATO KILO KILO KILO / "KILO-III" Improved KILO Improved KILO Improved KILO-II
Корпус плавный переход надстройки с "плавником" плавный переход надстройки с "плавником" переход надстройки с "порогом", нет "плавника"
переход надстройки с "порогом", нет "плавника" плавный переход надстройки с "плавником" переход надстройки с "порогом", нет "плавника"
Винт 6-лопастный классический ВФШ 7-лопастный саблевидный водометный движитель 7-лопастный саблевидный 6-лопастный классический ВФШ 7-лопастный саблевидный

пр.877 "Палтус" / подсерия 08770 (?) - KILO (1980 г.) - базовый серийный вариант ПЛ, головные ПЛ - Б-248 и Б-401. Есть предположение, что кроме серии 08770 была серия 08771 или 08772 - возможно, различались между заводами-производителями (соответственно, головные лодки Б-248 и Б-401, причем Б-401, в таком случае, головная лодка серии 08770).
 
пр.877Э "Варшавянка" - KILO (1985 г.) - экспортная модификация ПЛ пр.877 первой серии для стран Варшавского договора, поставлены в Польшу (Б-351 = Orzel, 29 июня 1986 г. передана ВМС Польши) и Румынию (Б-801 = Delfinul, 19 сентября 1986 г. передана ВМС Румынии).
 
пр.877ЭК - ПЛ не строились, "экспортный коммерческий", адаптирован к тропическим условиям эксплуатации.
 
пр.877ЭКМ - KILO (1985 г.) - "экспортный коммерческий модернизированный" вариант ПЛ пр.877, поставлялся в Алжир, Индию, Китай и Иран. ГАС МГК-400Э. Адаптирован к тропическим условиям эксплуатации. Последние 2 ПЛ проекта идентифицированы на Западе как Improved KILO (предположительно это "Yunes" ВМС Ирана и "Sindhurakshak" ВМС Индии - последняя пр.08773). Стоимость одной ПЛ по данным СМИ  от 150 до 200 млн. USD (1990-е годы).
 


ПЛ Б-806 пр.877ЭКМ (вторая лодка в серии) ВМФ России, пирс №3, Купеческая гавань, Кронштадт (фото - Илья Курганов, http://www.submarina.org/).


ПЛ пр.877ЭКМ на приемо-сдаточных испытаниях (Адмиралтейские верфи подводному флоту России. С.-Пб., "Гангут", 2003 г.).


ПЛ Б-806 пр.877ЭКМ (вторая лодка в серии, борт №487) ВМФ России, г.Санкт-Петербург, 22.07.2008 г. (фото - Дмитрий Шипуля, http://military.tomsk.ru/forum).

пр.877ЛПМБ (1989 г.) - серийная ПЛ (Б-800, 1 экз.) оснащенная 7-лопастным винтом из сплава "Аврора" с саблевиднами лопастями. На лодке установлено модернизированное оборудование частично аналогичное пр.877М.
 
пр.877В - "KILO-III" (1990 г.) - серийная ПЛ Б-871, оснащена водометным движителем, переименована в "Алроса" 5 января 2001 г. По основным ТТХ пр.877В аналогичен пр.877. ПЛ Б-871 заложена на заводе "Красное Сормово" (г.Горький) 17 мая 1988 г. В ноябре 1989 г. ПЛ внутренними водными путями перешла на Черное море и 1 декабря 1990 г. вошла в состав Черноморского флота. Так же в СМИ встречается наименование проекта "877ВД" (на наш взгляд либо ошибочное, либо после модернизации - "Д" - "доработанный"). Подводная лодка носит западное наименование KILO-III в некоторых источниках 2010-2011 г.г. (Weyers) - ранее наименование KILO-III нами не встречалось.




ПЛ Б-871 "Алроса" в Южной бухте Севастополя, июнь 2009 г. Из-за малой осадки видно водометный движитель. (http://www.militaryphotos.net).


пр.877М "Палтус-М" (?) / подсерия 08773 (?) или 08772 (?) - Improved KILO
(1990 г.) - 8 последних ПЛ серии пр.877 для отечественного ВМФ (по времени вступления в строй - Б-464, Б-459, Б-471, Б-494, Б-177, Б-187, Б-190, Б-345). Производились заводами в Комсомольске-на-Амуре (5 шт) и "Красное Сормово" (г.Горький, 3 шт). Достроены с изменением корпуса (удлиннён на 1.2 м), в некоторых источниках называется номер проекта "877М", ПЛ относится к классу Improved KILO по системе обозначений NATO.
 


ПЛ Б-464 "Усть-Камчатск" пр.877 (модернизированного) в плавдоке (http://forums.airbase.ru)

 
пр.877Б - проект модернизации ПЛ пр.877. НИОКР вероятно велись на базе проекта типа 877М в 1980-е годы. Можно предположить, что по проекту 877Б на заводе "Красное Сормово" в 1989 г. заложена опытовая ПЛ Б-90 "Сарган", позже достроенная по пр.20120. Либо эти два проекта (877Б и 20120) имеют что-то общее в истории разработки. Другой информации нет.
 

Модель ПЛ пр.877Б (http://forums.airbase.ru)
 
пр.877К / пр.877МК- по западным данным это ПЛ пр.877 и пр.877М после модернизации оборудования (в частности БИУС).
 
пр.636 - Improved KILO (1997 г.) - ЦКБ "Рубин", экспортная модификация пр.877М, модернизированное оборудование по типу пр.877М, широкое использование звукопоглощающих технологий.
 


Разрез ПЛ пр.636 Improved KILO (http://www.ckb-rubin.ru/).


Головная ПЛ Б-466 - "Yuan Zhend 66 Hao" зав.№01616 - пр.636 на стапеле "Адмиралтейских верфей", апрель 1997 г. (фото - "Адмиралтейские верфи", http://forums.airbase.ru).


ПЛ "Yuan Zhend 66 Hao" борт №366 пр.636 Improved KILO ВМС Китая (http://cnair.top81.cn).


пр.636 с ЭХГ (проект, 1990-е годы) - проект ПЛ пр.636 с двигателями с электрохимическим генератором. Не реализован.
 


ПЛ пр.636 с ЭХГ, генератор расположен вертикально в центральной части лодки (Александров Ю.И., Гусев А.Н., Боевые корабли мира на рубеже XX-XXI веков. Часть I. Подводные лодки. СРб, "Галея Принт", 2000 г.)


пр.877ЭКМ / пр.08773 - Improved KILO
(1999 г.) - модификация ПЛ пр.877ЭКМ для ВМС Индии до уровня Improved KILO по оборудованию и системам вооружения (ПЛ оснащена ТА-пусковыми установками крылатых ракет серии Club-S). Система управления Lama-ER, новый ГАК МГК-400ЭМ / MGK-EM, БИУС "Палладий-М". Ориентировочная рекламная стоимость ремонта с модернизацией до уровня пр.08773 из пр.877ЭКМ (по прайсу) 1 млрд 700 млн рублей (в ценах 2005 г.). На модификации ПЛ винторулевая группа и конструкция лодки сохранены аналогичными пр.877ЭКМ.
 






Строительство, вывод из цеха и спуск на воду ПЛ Б-477 ("Sindhushastra" S65) зав.№01618 пр.877ЭКМ / 08773, Ленинградское Адмиралтейское Объединение, г.Санкт-Петербург, 1999 г. (Адмиралтейские верфи подводному флоту России. С.-Пб., "Гангут", 2003 г.).

пр.636М / 06361 ? - Improved KILO (2004 г.) - модернизированный вариант экспортной модификации пр.636. Изменен состав оборудования, установлен новейший инерциальный навигационный комплекс, перископ с каналом ночного видения, ТВ-каналом и лазерным дальномером. Буксируемая антенна связи СДВ и КВ диапазонов. Может использовать крылатые ракеты Club-S с пуском из подводного положения через ТА. ПЛ Б-340 пр.877 была достроена для ВМС Китая в 2005 г. по пр.636М (ПЛ заложена в 1992 г. и снята со строительства в 1994 г., завод "Красное Сормово", г.Нижний Новгород, заводской №01611).
 

Подводная лодка пр.636М постройки ПО "Севмаш". Либо "Yuan Zhend 74 Hao" (374) либо "Yuan Zhend 75 Hao" (375), заводские №№701 и 702.
 
Проект специальной ПЛ на базе пр.877 - в 2002 г. на рекламном буклете ЦКБ "Рубин" изображены боковые разрезные проекции специальной ПЛ на базе пр.877 вероятно предназначенной для проведения работ по прокладке трубопроводов по морскому дну. Возможно, после такого оснащения ПЛ может применяться для широкого круга работ на морском дне. Так же есть вероятность того, что подобные технологии и агрегаты уже опробованы на ПЛ других типов. Других данных нет.

пр.06361 - Improved KILO - модификация ПЛ пр.636М или другое название проекта ПЛ пр.636М. Согласно сообщениям СМИ лета 2012 г. именно по этому проекту строится серия ПЛ для ВМС Вьетнама на ССЗ "Адмиралтейская верфь". Строительство серии ведется одновременно со строительством серии ПЛ пр.06363 для ВМФ России (см.ниже).


Первая ПЛ для ВМС Вьетнама пр.06361 заводской №01339 у достроечной стенки Адмиралтейских верфей, г.Санкт-Петербург. 20.09.2012 г. (фото - havron, http://forums.airbase.ru).

пр.06363 - Improved KILO-II - модификация ПЛ пр.636М или вариант пр.636М с обновленным оборудованием и ракетным комплексом "Калибр". Главный конструктор - Игорь Молчанов. 20.08.2010 г. на ПО "Адмиралтейские верфи" по данному проекту заложена большая дизель-электрическая торпедо-ракетная ПЛ" Б-261 "Новороссийск". ПЛ заложена для Черноморского ВМФ России. Всего планируется строительство как минимум шести лодок проекта. Наименование "Improved KILO-II" не является официально признанным.


Изображение ПЛ пр.06363 с закладной доски ПЛ Б-261 "Новороссийск" (фото из архива Curious, http://forums.airbase.ru)


Проекции модификаций ПЛ пр.877 KILO (c) DIMMI, 2009 г., 2010 г.

 

Статус - СССР / Россия
 
Боеспособных ПЛ семейства пр.877 KILO в составе ВМФ СССР и России (данные = анализ military.tomsk.ru, 2009 г.):
 
1992 г. август - 1993 г. июнь - командировка ПЛ Б-402 пр.877 Северного флота в Иран.

1995 г. 19 марта - пожар на лодке Б-401 пр.877 (Северный флот). Произошло возгорание ветоши в процессе приборки в базе по вине матросов (неправильное обращение с пластинами регенерации В-64).

2004 г. - всего в боевом составе ВМФ 15 дизельных ПЛ (в основном пр.877).

2004 г. ноябрь - по сообщениям СМИ (http://lenta.ru/) к 2010 г. в ВМФ Росии останется 10 ПЛ пр.877.

2008 г. 22 июля - ПЛ пр.877ЭКМ Б-806 (борт №487) участвовала в военно-морском параде на Неве в Санкт-Петербурге.


ПЛ Б-806 пр.877ЭКМ (вторая лодка в серии, борт №487) ВМФ России, г.Санкт-Петербург, 22.07.2008 г. (фото - Дмитрий Шипуля, http://military.tomsk.ru/forum).

2008 г. - по плану должна была быть списана ПЛ Б-401 пр.877 (Северный флот).

2009 г. 24 сентября - после длительного ремонта на СРЗ-35 (п.Роста, Мурманск) спущена на воду ПЛ Б-808 "Ярославль" пр.877. ПЛ встала в ремонт в 1995 г., ранее ПЛ базировалась в 161-й бригаде ПЛ (г.Полярный) Северного Флота.

2009 г. 21 ноября - на ПЛ Б-871 "Алроса" Черноморского флота в 150 км от Сухуми произошла авария двигательной установки. 22 ноября ПЛ своим ходом прибыла на базу в Севастополь. ПЛ "Алроса" носит бортовой номер 554, входит в состав 247-го дивизиона подводных лодок, пункт базирования – 458-я береговая база (г. Севастополь). Согласно заявлениям представителей МО России жертв и затоплений в ходе аварии не было. Позже заявлено, что ремонт незначительный - предположительно в водометный движитель ПЛ попал посторонний предмет (например, рыболовецкие сети).

2010 г. 31 июля - в 7-00 ПЛ Б-871 "Алроса" вернулась к месту постоянного базирования в г.Севастополь с СРЗ из Новороссийска, где проходила ремонт после осенней аварии 2009 г.


ПЛ Б-871 "Алроса" швартуется в Севастополе, 31.07.2010 г. (фото - Доктор, http://tsushima.su/forums).


Прием торпедного вооружения ПЛ Б-871 "Алроса" в Южной бухте Севастополя, 05.08.2010 г. (фото из архива Capt(N), http://forums.airbase.ru)

- 2010 г. 20 августа - на ПО "Адмиралтейские верфи" прошла церемония закладки ПЛ пр.06363 Б-261 "Новороссийск" под наименованием "большая дизель-электрическая торпедо-ракетная ПЛ". ПЛ заложена для Черноморского флота ВМФ России.


Закладная доска ПЛ пр.06363 Б-261 "Новороссийск", 20.08.2010 г. (фото из архива Curious, http://forums.airbase.ru)

- 2010 г.  - по итогам года таганрогским заводом "Прибой" поставлены на СРЗ и ССЗ комплекты ГАК МГК-400В.1 (изделие ИКЛМ36511.011-03) для лодки заводской №473 (вероятно ремонт на "Дальзаводе", поставка по договору от 12.10.2009 г.) и ГАК МГК-400В.1 (изделие ИКЛМ36511.011-04) для экспортных заказов №№01340, 01341, 01342, 01343, 01344 (поставка по договору от 20.05.2010 г.).


ПЛ Б-871 "Алроса" пр.877В KILO входит на рейд г.Картахена (Испания) для участия в совместных с флотами НАТО маневрах "Болд Монарх 2011". 25 мая 2011 г. (фото из архива Владимира Владимировича, http://ejercitos.org).

- 2011 г. декабрь - в цехе №10 СРЗ "Звездочка" (г.Северодвинск) проходят средний ремонт ПЛ пр.877 "Владикавказ" и "Калуга" Северного флота ВМФ России. Завершение ремонта лодок планируется соответственно на 2014 г. и на май 2012 г.


ПЛ Б-459 "Владикавказ" в цехе №10 СРЗ "Звездочка", декабрь 2011 г. (фото - В.Ковпак, Трудовая вахта. 22.12.2011 г.).

- 2012 г. 06 февраля - в интервью СМИ главком Черноморского флота России Александр Федотенков заявил, что в составе флота планируется формирование полноценной бригады неатомных подводных лодок. В 2014 г. на флот поступит 3 ПЛ пр.06363, в 2015 г. - 1 подобная ПЛ и в 2016 г. - еще две. Так же к 2016 г. в строй из ремонта вернется ПЛ Б-871 "Алроса". Базирование подводных лодок бригады планируется в Севастополе и в Новороссийске.

- 2012 г. 26 мая - из эллинга ЦС "Звездочка" (г.Северодвинск) после ремонта выведена ПЛ "Калуга" пр.877. После швартовых и ходовых испытаний ПЛ будет передана ВМФ в конце 2012 г.


ПЛ Б-871 "Алроса" проходит черноморские проливы, Турция. 19.09.2012 г. (фото - Hawk99, http://forums.airbase.ru).

- 2012 г. 21 сентября - ПЛ Б-871 "Алроса" пр.877В прибыла к месту постоянного базирования в Севастополь после планового ремонта в Кронштадте.


ПЛ Б-871 "Алроса" в Южной бухте Севастополя, 21.09.2012 г. (http://sevastopol.info/).

- 2013 г. 9 июля - после ремонта передана ВМФ России ПЛ Б-800 "Калуга". Ремонт проводился на ЦС "Звездочка" в Северодвинске (источник).


ПЛ Б-800 "Калуга" пр.877 KILO покидает ЦС "Звездочка" и Северодвинск после ремонта, 09.07.2013 г. (http://zvezdochka-ru.livejournal.com).

ПЛА пр.877 KILO в ВМФ СССР и России (09.07.2013 г.):
Название Проект NATO Год ввода
в строй
2011 г. июнь Флот, воинская часть, примечание
Северный флот          
Б-402 "Вологда" пр.877 KILO 1984 г. СФ, борт №405 Северный флот, 161 дивизия ПЛ, Полярный (2011 г.)
Б-808
"Ярославль"
пр.877 KILO 1988 г. СФ, борт №425 Северный флот, 161 дивизия ПЛ, Полярный (2011 г.). В мае 2013 г. озвучены планы постановки в ремонт на СРЗ "Звездочка" (г.Северодвинск) в 2015-2017 г.г. начало ремонта ПЛ в 2015 г. на ЦС "Звездочка" подтверждено 11.06.2014 г. (источник).
Б-800 "Калуга" пр.877ЛПМБ KILO 1989 г. СФ, борт №468 Северный флот, 161 дивизия ПЛ, Полярный (2011 г.). С 2003 г. ПЛ ожидала среднего ремонта у станки СРЗ "Звездочка". В декабре 2009 г. принято решение о ремонте на СРЗ "Звездочка". С 2010 г. проходит ремонт на СРЗ "Звездочка", г.Северодвинск. Завершение ремонта планируется на май 2012 г. со сдачей ВМФ - перенесено на 2013 г. - в июне 2013 г. ожидается выход на ходовые. 26.05.2012 г. лодка выведена из эллинга. Осенью 2012 г. начаты заводские ходовые испытания. Лодка передана ВМФ после ремонта 9 июля 2013 г. (источник)
Б-459 "Владикавказ" пр.877М Imp KILO 1990 г. СФ, борт №431 Северный флот, 161 дивизия ПЛ, Полярный (2011 г.). С 2008 г. ожидает среднего ремонта около СРЗ "Звездочка", г.Северодвинск. 2011 г. - начат средний ремонт. Завершение ремонта планируется на 2014 г. со сдачей ВМФ (на весну 2013 г. - план - 2015 г.).
Б-471 "Магнитогорск" пр.877М Imp KILO 1990 г. СФ, борт №409 Северный флот, 161 дивизия ПЛ, Полярный (2011 г.). В мае 2013 г. озвучены планы постановки в ремонт на СРЗ "Звездочка" (г.Северодвинск) в 2015-2017 г.г.
Б-177 "Липецк" пр.877М Imp KILO 1991 г. СФ, борт №429
Северный флот, 161 дивизия ПЛ, Полярный (2011 г.). В мае 2013 г. озвучены планы постановки в ремонт на СРЗ "Звездочка" (г.Северодвинск) в 2015-2017 г.г.
Тихоокеанский флот          
Б-260 "Чита" пр.877 KILO 1981 г. ТОФ, борт №504 Тихоокеанский флот, 213 дивизия 19 флотилии ПЛ, Владивосток, бухта Улисс (2011 г.)
Б-401 "Новосибирск" пр.877 KILO 1984 г. ТОФ, борт №440 Тихоокеанский флот, 182 отдельная бригада ПЛ, Рыбачий (2011 г.). Май 2013 г. - Северный флот (источник, возможно ошибочно).
Б-445 "Святитель Николай Чудотворец" пр.877 KILO 1988 г. ТОФ, борт №531 Тихоокеанский флот, 182 отдельная бригада ПЛ, Рыбачий (2011 г.)
Б-394 пр.877 KILO 1988 г. ТОФ, борт №??? Тихоокеанский флот, 182 отдельная бригада ПЛ, Рыбачий (2011 г.)
Б-464
"Усть-Камчатск"
пр.877М Imp KILO 1990 г. ТОФ, борт №547 Тихоокеанский флот, 182 отдельная бригада ПЛ, Рыбачий (2011 г.). С 01.12.2011 г. - 213 дивизия 19 флотилии ПЛ, Владивосток, бухта Улисс
Б-494 "Усть-Большерецк" пр.877М Imp KILO 1990 г. ТОФ, борт №549 Тихоокеанский флот, 182 отдельная бригада ПЛ, Рыбачий (2011 г.)
Б-187 пр.877М Imp KILO 1991 г. ТОФ, борт №529 Тихоокеанский флот, 213 дивизия 19 флотилии ПЛ, Владивосток, бухта Улисс (2011 г.)
Б-190 "Краснокаменск" пр.877М Imp KILO 1992 г. ТОФ, борт №521 Тихоокеанский флот, 213 дивизия 19 флотилии ПЛ, Владивосток, бухта Улисс (2011 г.)
Б-345 "Могоча" пр.877М Imp KILO 1994 г. ТОФ, борт №507 Тихоокеанский флот, 213 дивизия 19 флотилии ПЛ, Владивосток, бухта Улисс (2011 г.)
Балтийский флот          
Б-227 "Выборг" пр.877 KILO 1983 г. БФ, борт №469 Балтийский флот, 123 дивизия ПЛ, Кронштадт (2011 г.)
Б-806 "Дмитров" пр.877ЭКМ KILO 1986 г. БФ, борт №487 Балтийский флот, 123 дивизия ПЛ, Балтийск (2011 г.). Март 2012 г. - базируется рядом с ПЛ Б-871 "Алроса" в Кронштадте (Купеческая гавань).
Черноморский флот          
Б-871 "Алроса" пр.877В KILO 1990 г. ЧФ, борт №554 Черноморский флот, Севастополь (2011 г.), осень 2011 г. - ПЛ пришла для ремонта в Санкт-Петербург. Март 2012 г. - базируется рядом с ПЛ Б-806 "Дмитров" в Кронштадте (Купеческая гавань). Август 2012 г. - совершает переход на Черное море.



Экспорт:
Алжир:
- 1986 г. декабрь - ВМС Алжира получили 1-ю ПЛ пр.877ЭКМ (Б-861).
 


ПЛ Rais Hadj Mubarek (Б-861) пр.877ЭКМ ВМС Алжира, март 1996 г.(Jane's Fighting Ships 2004-2005. UK, 2004 г.)

 
- 1987 г. декабрь - ВМС Алжира получили 2-ю ПЛ пр.877ЭКМ (Б-386).

- 2005 г. - ПЛ Б-386 начала ремонт с модернизацией ситами специалистов ФГУП "Адмиралтейские верфи" в Оране (Алжир).

- 2005 г. 9 декабря - октябрь 2007 г. (как минимум) - одна ПЛ ВМС Алжира (вероятно, Б-861) прибыла для модернизации и ремонта на ФГУП "Адмиралтейские верфи" (г.Санкт-Петербург). Возможно, что модернизация будет до уровня пр.08773.

- 2006 г. - заключен контракт о строительстве двух ПЛ пр.636М на ФГУП "Адмиралтейские верфи" на сумму 600 млн USD. Возможно, контракт будет увеличен до 4 шт. Первая ПЛ по контракту заложена (заводской №01336).

- 2007 г. - планировалось заложить 2-ю ПЛ пр.636М (заложена - заводской №01337).

- 2008 г. - планировалось сдать в ВМС 1-ю ПЛ пр.636М

- 2008 г. 20 ноября - спущена на воду первая из двух ПЛ пр.636М.

- 2009 апрель - вторая ПЛ пр.636М спущена на воду.

- 2009 г. июнь-июль - план сдачи ВМС Алжира первой ПЛ пр.636М.

- 2009 г. 28 августа - ВМС Алжира получили первую из двух ПЛ пр.636М (заводской №01336).

- 2009 г. - планировалось сдать в ВМС 2-ю ПЛ пр.636М

- 2009 г. 29 октября - ВМС Алжира получили вторую ПЛ пр.636М (заводской №01337). Контракт выполнен.

- 2010 г. 31 марта - ОАО "Адмиралтейские верфи" передало Алжиру ПЛ пр.636М (заводской №01336, на ПЛ поднят алжирский флаг). 

- 2012 г. 10 июля - подписан приемный акт с ОАО "Адмиралтейские верфи" по готовности ПЛ пр.877ЭКМ после среднего ремонта и частичной модернизации.

- 2010 г. 27 июля - ОАО "Адмиралтейские верфи" передало Алжиру еще ПЛ пр.636М (заводской №01337, на ПЛ поднят алжирский флаг). Кроме того, в ремонте на предприятии находится ПЛ пр.877ЭКМ.

- 2010 г. 05 августа - одна из алжирских ПЛ находится в гавани Кронштадта с бортовым №022.


Одна из алжирских ПЛ пр.877ЭКМ KILO, фото не позже 2010 г. (из архива atalex, http://military.tomsk.ru/forum).


Индия
:
- 1986 г. - в ВМС 1 шт пр.877ЭКМ (первая)

- 1987 г. - в ВМС 3 шт пр.877ЭКМ

- 1988 г. - в ВМС 4 шт пр.877ЭКМ

- 1989 г. - в ВМС 6 шт пр.877ЭКМ

- 1990 г. - в ВМС 7 шт пр.877ЭКМ

- 1991-1996 г.г. - в ВМС 8 шт пр.877ЭКМ

- 1996 г. 29 декабря - подписан контракт на модернизацию ПЛ Sindhuvir пр.877ЭКМ до пр.08773 на СРЗ "Звездочка" (г.Северодвинск).

- 1997 г. - 7 шт пр.877ЭКМ

- 1997 г. 25 июня - ПЛ Sindhuvir пр.877ЭКМ прибыла для модернизации до уровня Improved KILO на СРЗ "Звездочка" (г.Северодвинск) в транспортном плавдоке "Superservant-3" бельгийской фирмы Dockwise.
 


ПЛ Sindhuvir пр.877ЭКМ на транспортном плавдоке "Superservant-3" бельгийской фирмы Dockwise в Никольском устье г.Северодвинска. Вид с Приморского бульвара. 25.06.1997 г. Фото Ю.В.Окунева (Корабелы "Звездочки": историко-краеведческий сборник. Выпуск №2. Северодвинск, ФГУП "Звездочка", 2004 г.)

- 1998 г. - 7 шт пр.877ЭКМ + 1 шт улучшенный до Improved KILO пр.877ЭКМ

- 1999 г. - 5 шт пр.877ЭКМ + 1 шт пр.08773 + 1 шт улучшенный до Improved KILO пр.877ЭКМ (Sindhuvir, модернизация завершена в 1999 г.).

- 1999 г. 25 апреля - ПЛ Sindhuvir пр.877ЭКМ модернизированная до уровня Improved KILO выведена из эллинга СРЗ "Звездочка" и спущена на воду.

- 1999 г. 26 июля - ПЛ Sindhuvir пр.877ЭКМ Improved KILO принята ВМС Индии.

- 2000 г. - 5 шт пр.877ЭКМ + 1 шт пр.08773 + 2 шт улучшенный до Improved KILO пр.877ЭКМ


Единственная ПЛ построенная (не модернизирована) по пр.08773 Improved KILO "Sindhushastra" / Б-477 ВМС Индии у достроечной стенки "Адмиралтейских верфей", Санкт-Петербург, 16 мая 2000 г. (http://www.ckb-rubin.ru)

- 2001 г. - 4 шт пр.877ЭКМ + 3 шт пр.08773 + 2 шт улучшенный до пр.08773 Improved KILO пр.877ЭКМ - "Sindhuraj" S57 (зав.№08405) и "Sindhukesari" S60 (зав.№08313), ремонт с модернизацией велись на ЛАО.


В ремонте с модернизацией по пр.08773 Improved KILO на ЛАО ПЛ "Sindhuraj" S57 (зав.№08405) и "Sindhukesari" S60 (зав.№08313), вероятно, 2001 г. (Адмиралтейские верфи подводному флоту России. С.-Пб., "Гангут", 2003 г.).


ПЛ "Sindhukesari" после ремонта и модернизации по пр.08773 на ЛАО, вероятно 2001 г. (Адмиралтейские верфи подводному флоту России. С.-Пб., "Гангут", 2003 г.).


Одна из индийских лодок пр.877 после ремонта в доке ЛАО. Вероятно это одна из лодок пр.08773 сданных в 2001 г. (Адмиралтейские верфи подводному флоту России. С.-Пб., "Гангут", 2003 г.).

- 2002 г. - 3 шт пр.877ЭКМ + 3 шт пр.08773 + 2 шт улучшенный до Improved KILO пр.877ЭКМ, ПЛ Sindhuratna сдана ВМФ Индии после модернизации на СРЗ "Звездочка", до уровня пр.08773.

- 2003-2004 г.г. - 3 шт пр.877ЭКМ + 4 шт пр.08773 + 2 шт улучшенный до Improved KILO пр.877ЭКМ

- 2005 г. - 2 шт пр.877ЭКМ + 5 шт пр.08773 + 2 шт улучшенный до Improved KILO пр.877ЭКМ, ПЛ Sindhugosh сдана ВМФ Индии после модернизации на СРЗ "Звездочка" до уровня пр.08773.

- 2006 г. - 1 шт пр.877ЭКМ + 5 шт пр.08773 + 2 шт улучшенный до Improved KILO пр.877ЭКМ

- 2007 г. - 5 шт пр.08773 + 2 шт улучшенный до Improved KILO пр.877ЭКМ

- 2008 г. - 7 шт пр.08773 + 2 шт улучшенный до Improved KILO пр.877ЭКМ

- 2009 г. - 8 шт пр.08773 + 2 шт улучшенный до Improved KILO пр.877ЭКМ


ПЛ пр.877ЭКМ ВМС Индии, Мумбаи, 15.11.2009 г. (автор - Denys, http://www.shipspotting.com)

- 2010 г. 4 июня - в СМИ появились сообщения о том, что ПЛ пр.877ЭКМ Improved KILO заводской номер 01325 Sindhurakshak ВМС Индии будет проходить на СРЗ "Звездочка" в Северодвинске модернизацию до уровня пр.636М (без изменения проекта 877ЭКМ). Это пятая индийская ПЛ пр.877, которая модернизируется на "Звездочке". Кроме того СРЗ обеспечивает модернизацию и ремонт ПЛ Sidhukirti заводской номер 01315 в Индии на верфи г.Визакхапатнам. 04.06.2010 г. подписан контракт на проведение среднего ремонта с частичной модернизацией ПЛ (источник).




Перевозка транспортным судном фирмы Rolldock одной из подводных лодок пр.877ЭКМ Индии - предположительно, Sindhurakshak, 2010 г. - в Северодвинск на СРЗ "Звездочка" (http://www.rolldock.com)

- 2010 г. 3 августа - ПЛ пр.877ЭКМ Improved KILO заводской номер 01325 Sindhurakshak ВМС Индии прибыла на СРЗ "Звездочка" в Северодвинск. Корабль поставлен на твердое основание в доковой камере СРЗ и готовится к переводу в цех.


Судно-перевозчик RollDock c ПЛ пр.877ЭКМ Improved KILO заводской номер 01325 Sindhurakshak ВМС Индии около СРЗ "Звездочка", г.Северодвинск, 03.08.2010 г. (фото - Алексей Морозов, Трудовая вахта, 05.08.2010 г.).


ПЛ пр.877ЭКМ Improved KILO заводской номер 01325 Sindhurakshak ВМС Индии в доковой камере СРЗ "Звездочка", 03.08.2010 г. (фото - СРЗ "Звездочка", http://www.news29.ru).

- 2010 г. сентябрь - в составе ВМС 10 ПЛ семейства KILO.

- 2011 г. декабрь - в цехе №10 СРЗ "Звездочка" в Северодвинске продолжается ремонт с модернизацией ПЛ пр.877ЭКМ Improved KILO заводской номер 01325 Sindhurakshak ВМС Индии. В ходе работ на ПЛ будет установлено полностью новое ограждение выдвижных устройств. "Синдуракшак" - пятая ПЛ пр.877ЭКМ ВМС Индии проходящая ремонт на СРЗ "Звездочка".

- 2012 г. 29 октября - начаты ходовые испытания ПЛ пр.877ЭКМ Improved KILO заводской номер 01325 Sindhurakshak ВМС Индии, которая проходила ремонт с модернизацией на ЦС "Звездочка" в Северодвинске.


ПЛ пр.877ЭКМ заводской номер 01325 Sindhurakshak ВМС Индии на испытаниях после ремонта с модернизацией на СРЗ "Звездочка" в Северодвинске, 25.11.2012 г. (фото - ЦС "Звездочка", http://zvezdochka-ru.livejournal.com/).

- 2012 г. 12 декабря - в ходе сдаточных испытаний в Северодвинске ПЛ пр.877ЭКМ Improved KILO заводской номер 01325 Sindhurakshak ВМС Индии выполнила успешные ракетные стрельбы по наземным целям. Ранее, 07.12.2012 г. успешно поражены надводные цели. Таким образом ракетными стрельбыми комплекса Club-S с ракетами 3М54Э и 3М14Э завершены заводские испытания ПЛ после прохождения ремонта с модернизацией на ЦС "Звездочка" (источник).

- 2013 г. 26 января - ПЛ пр.877ЭКМ Improved KILO заводской номер 01325 Sindhurakshak ВМС Индии после ремонта и частичной модернизации (без изменения проекта 877ЭКМ) передана ВМС Индии в Северодвинске. На подводной лодке установлен комплекс вооружения Club-S с крылатыми ракетами, установлен ГАК Ushus, система радиосвязи CCS-Mk-2, проведена модернизация систем охлаждения, установка радиолокационной станции «Porpoise» и др.работы. 29 января 2013 г. ПЛ выйдет в Индию (источник).

- 2013 г. 14 августа - на ПЛ пр.877ЭКМ Improved KILO заводской номер 01325 Sindhurakshak ВМС Индии у пирса в порту Мумбаи произошел взрыв и пожар, которые привели к частичному затоплению лодки. На борту в момент взрыва находилось 18 членов экипажа лодки, части людей удалось спастись. С большой вероятностью произошел взрыв боекомплекта лодки, которая находилась у пирса в полностью снаряженном состоянии (источник).


Зарево взрыва на ПЛ Sindhurakshak пр.877ЭКМ ВМС Индии у пирса в порту Мумбаи, 14.08.2013 г. (http://kuleshovoleg.livejournal.com/).






Первые фотографии затонувшей ПЛ Sindhurakshak пр.877ЭКМ ВМС Индии у пирса в порту Мумбаи, 14 августа 2013 г., днем (фото - Министерство обороны Индии, http://www.livefistdefence.com/).

- 2013 г. 18 августа - в индийских СМИ сообщается, что взрыв избыточного водорода от неправильно работающих аккумуляторов не мог стать причиной взрыва боекомплекта лодки. Причиной пока считается некое аварийное происшествие в отсеке вооружений. Лодка была полностью снаряжена боекомплектом. Диверсия пока считается маловероятной. В ходе спасательной операции водолазы проникли в носовой отсек лодки. Планируется так жи и операция по подъему лодки на поверхность. Восстановление лодки после такой катастрофы считается невозможным.

Индонезия:
- 2006 г. - заключен контракт о строительстве двух ПЛ пр.636М на ФГУП "Адмиралтейские верфи". Возможно, контракт будет увеличен до 6 шт.

- 2007 г. сентябрь - заключено соглашение о поставках техники на 1 млрд. USD - в рамках соглашения заказано 2 ПЛ пр.877;

- 2007 г. - по плану должна была быть заложена 1-я ПЛ

- 2008 г. - по плану должна была быть заложена 2-я ПЛ

- 2009 г. - по плану должна была быть сдана в ВМС 1-я ПЛ, поставка ПЛ перенесена как минимум на 2011 г.

- 2010 г. - по плану должна была быть сдана в ВМС 2-я ПЛ, поставка ПЛ перенесена как минимум на 2011 г.

- 2010 г. 27-28 ноября - объявлено о том, что закупка ПЛ в рамках соглашения 2007 г. будет произведена в 2011 г.
 
Иран:
- 1990 г. 17 мая - в Санкт-Петербурге подписано соглашение о поставках трех ПЛ пр.877ЭКМ.

- 1992 г. 22 ноября - ВМС Ирана передана 1-я ПЛ пр.877ЭКМ Б-175, переименована в Taregh.

- 1993 г. 6 июня - ВМС Ирана передана 2-я ПЛ пр.877ЭКМ Б-224, переименована в Noor.

- 1996 г. 25 ноября - ВМС Ирана передана 3-я ПЛ пр.877ЭКМ Б-220, переименована в Yunes. В прессе сообщается стомость контракта на поставку ПЛ - 450 млн. USD.

- 2006 г. - могут находиться в ремонте или на модернизации (часть в Иране, часть на СРЗ "Звездочка", г.Северодвинск). Всего в ВМС - 3 шт.


Иранские подводные лодки пр.877ЭКМ на параде военно-морского флота во время учений "Velayat-90" в Ормузском проливе. 03.01.2012 г. (фото - Norouzi Jamejam—ParsPix/ABACAUSA via http://xrenb.livejournal.com).

- 2012 г. 28 мая - завершен ремонт аварийной ПЛ Taregh пр.877ЭКМ. Ремонт производился в Иране с использованием 18000 различных компонентов местного производства, включая безэховое покрытие, некоторые элементы двигателей, гребные винты и сонары.






Спуск на воду после ремонта ПЛ Taregh пр.877ЭКМ ВМС Ирана, 28 мая 2012 г. (фото - Azin Haghighi, http://imp-navigator.livejournal.com/).
 
Китай:
- 1994 г. - ВМС получена 1-я ПЛ пр.877ЭКМ

- 1995-1997 г. г. - в ВМС 2 шт пр.877ЭКМ


ПЛ "Yuan Zhend 64 Hao" борт №364 пр.877ЭКМ ВМС Китая (http://cnair.top81.cn).


Предположительно ПЛ "Yuan Zhend 65 Hao"заводской №414 пр.877ЭКМ производства ССЗ "Красное Сормово". Спуск на воду 31 марта 1995 г. (фото из архива sam7, http://forums.airbase.ru).

- 1998 г. - ВМС получена 1-я ПЛ пр.636 и остаются 2 ПЛ пр.877ЭКМ

- 1999-2004 г.г. - в ВМС 2 шт пр.877ЭКМ + 2 шт пр.636




Подготовка двух ПЛ пр.877ЭКМ к отправке в Китай судном-перевозчиком Tai An Kou. г.Санки-Петербург, Рыбный порт, конец мая 2005 г. (автор фото - scorpionishe, http://heavytransport.livejournal.com/). Второе фото - судно -перевозчик Tai An Kou (http://www.kombuispraat.com).


Подготовка двух ПЛ пр.877ЭКМ / 636 к отправке в Китай судном-перевозчиком Tai An Kou. г.Санкт-Петербург, Рыбный порт, конец мая 2005 г. (фото - scorpionishe, http://heavytransport.livejournal.com/).

- 2005 г. - в ВМС 2 шт пр.877ЭКМ + 2 шт пр.636 + 5 шт пр.636М

- 2006-2009 г.г. - в ВМС 2 шт пр.877ЭКМ + 2 шт пр.636 + 8 шт пр.636М
 

На переднем плане одна из китайский ПЛ пр.877ЭКМ (http://forums.airbase.ru).

Польша:
- 1986 г. 29 июня - ВМС Польши получили ПЛ пр.877Э Orzel
- 2007 г. - есть в составе ВМС, базируется в Гдыне.
 


ПЛ Orzel пр.877Э KILO ВМС Польши, июнь 2001 г. (Jane's Fighting Ships 2004-2005. UK, 2004 г.)

 
Румыния:
- 1986 г. 19 сентября - ПЛ Б-801 пр.877Э передана в состав ВМС Румынии под названием Delfinul.
- 2007 г. - есть в составе ВМС, базируется в Констанце.
 


ПЛ Delfinul пр.877Э KILO ВМС Румынии, июнь 2003 г. (Jane's Fighting Ships 2004-2005. UK, 2004 г.)


Реестр ПЛ пр.877
и подобных (версия от 18.08.2012 г., сортировка по дате закладки):
Обозначения заводов - Комс. - Комсомольский-на-Амуре ССЗ им. Ленинского комсомола; Кр.См - ССЗ "Красное Сормово" им. А.А.Жданова (г.Горький / Нижний Новгород); ЛАО - Ленинградское Адмиралтейское Объединение (с 1992 г. - "Адмиралтейские верфи"); СевМ - ПО "Севмаш" (г.Северодвинск). 
Наименование Проект Завод Зав.№ Закладка Спуск на в. Ввод в стр. Примечание
1 Б-248 877 Комс 451 16.03.1980 12.09.1980 31.12.1980 исключена из состава ВМФ в 2001 г. (?)
2 Б-260 "Чита" 877 Комс 452 22.02.1981 23.08.1981 30.12.1981 19.03.2006 переименована в "Чита", корпус типа №451, по западным данным в 2011 г. в составе ВМФ
3 Б-227 "Выборг" 877 Комс 453 23.02.1982 16.09.1982 23.02.1983 в июле 2008 переименована в "Выборг", корпус отличается от №№451 и 452, по западным данным в 2011 г. в составе ВМФ
4 Б-401 "Новосибирск" 877 Кр.См 601 06.10.1982 15.03.1984 30.09.1984 18.07.1998 переименована в "Новосибирск", по западным данным в 2011 г. в составе ВМФ
5 Б-229 877  Комс 464 23.02.1983 15.07.1983 30.10.1983 корпус типа № 453, по западным данным в 2011 г. нет в составе ВМФ
6 Б-404  877  Комс  465  07.05.1983 24.09.1983 30.12.1983 корпус типа № 453, по западным данным в 2011 г. нет в составе ВМФ
7 "Sindhugosh"
(S55, Б-888)
877ЭКМ ЛАО  01307 29.05.1983 29.07.1985 25.11.1985 с 30.04.1986 ВМС Индии, 2005 г. - модернизирована по пр. 08773 на СРЗ "Звездочка" 
8 Б-402 "Вологда" 877  Кр.См 602  24.08.1983 23.09.1984 30.12.1984 03.03.1997 переименована в "Вологда", по западным данным в 2011 г. в составе ВМФ
9 Б-405 877  Комс  466  20.04.1984 21.09.1984 30.12.1984 24.07.1990 переименована в "Тюменский комсомолец" (имя снято 15.02.1992), корпус типа №453, саблевидный винт, по западным данным в 2011 г. нет в составе ВМФ
10 Orzel
(291, Б-351)
877Э  Кр.См  603  1984? 1985  1985  с 29.06.1986 ВМС Польши
11 "Delfinul"
(581, Б-801)
877Э  Кр.См  401  1984 1985  1985  с 19.09.1986 ВМС Румынии 
12 Б-806 "Дмитров"
877ЭКМ Кр.См 403 / 903*(госзаказ) 15.10.1984 30.04.1986 25.09.1986 используется для обучения экипажей экспортных ПЛ, лодке присвоено название "Дмитров" судя по всему в 2010 г., по западным данным в 2011 г. в составе ВМФ
13 Б-470  877  Комс  467  06.05.1985 27.08.1985 30.12.1985 корпус типа №453, саблевидный винт, по западным данным в 2011 г. нет в составе ВМФ
14 "Rais Hadj Mubarek"
(012, Б-861)
877ЭКМ Кр.См  404  1985?  1986  29.11.1986 с декабря 1986 ВМС Алжира
15 "Sindhudhvaj"
(S56, Б-898)
877ЭКМ ЛАО  01309  01.04.1986 27.07.1986 25.11.1986 с 12.06.1987 ВМС Индии 
16 Б-808
"Ярославль" 
877  Кр.См  605  29.09.1986 30.07.1988 27.12.1988 16.09.1999 переименована в "Ярославль", по западным данным в 2011 г. в составе ВМФ
17 Б-439 877  Комс  468  04.04.1986 31.07.1986 30.12.1986 корпус типа №453, саблевидный винт, по западным данным в 2011 г. нет в составе ВМФ
18 "Sindhuraj"
(S57, Б-890)
877ЭКМ  Кр.См  405 / 08405
1986? 1987  02.09.1987 с 20.10.1987 ВМС Индии, 2001 - модернизирована по пр. 08773
19 "El Hadj Slimane"
(013, Б-386)
877ЭКМ  Кр.См  411  1986? 1987 25.11.1987 с декабря 1987 ВМС Алжира
20 Б-800 "Калуга"  877ЛПМБ Комс 606 05.03.1987 07.05.1989 30.09.1989 24.07.1990 переименована в «Вологодский комсомолец» (имя снято 15.02.1992), 31.05.2003 переименована в "Калуга", по западным данным в 2011 г. в составе ВМФ
21 Б-445 "Святитель Николай Чудотворец" 877 Комс 469 21.03.1987 26.09.1987 30.01.1988 2007-09 ? переименована в "Святитель Николай Чудотворец", корпус типа №453, саблевидный винт, по западным данным в 2011 г. в составе ВМФ
22 "Sindhuvir"
(S58, Б-860) 
877ЭКМ  ЛАО  01311  15.05.1987 13.09.1987 25.12.1987 с 26.08.1988 ВМС Индии, 1999 - модернизирована по пр. 08773 
23 "Sindhuratna"
(S59, Б-803)
877ЭКМ  Кр.См  412  1987? 1988  14.08.1988 с 22.12.1988 ВМС Индии, 2003 - модернизирована по пр. 08773 на СРЗ "Звездочка" 
24  Б-459 "Владикавказ" пр.877М Imp KILO Кр.См 608 25.02.1988 29.04.1990 30.09.1990 02.08.1997 переименована во "Владикавказ", по западным данным в 2011 г. в составе ВМФ
25 Б-394 877 Комс 470 15.04.1988 03.09.1988 30.12.1988 30.12.1987 переименована "Комсомолец Таджикистана" (имя снято 15.02.1992), корпус типа №453, саблевидный винт, по западным данным в 2011 г. в составе ВМФ
26 "Sindhukesari"
(S60, Б-804) 
877ЭКМ  ЛАО  01313  / 08313 20.04.1988 16.08.1988 29.10.1988 с 16.02.1989 ВМС Индии, 2001 - модернизирована по пр. 08773 
27 Б-871 "Алроса" 877В Кр.См 607 17.05.1988 10.09.1989 30.12.1990 05.01.2004 переименована в "Алроса", в 2011 г. в составе ВМФ
28  Б-471 "Магнитогорск" пр.877М Imp KILO Кр.См 609 26.10.1988 22.09.1990 30.12.1990 в июне 2001 переименована в "Магнитогорск", по западным данным в 2011 г. в составе ВМФ
29 "Yuan Zhend 64 Hao"
(364, Б-185)
877ЭКМ Кр.См 413 23.03.1989 31.05.1994 10.11.1994 с 15.12.1994 ВМС Китая, закладывалась для ВМС Китая
30 "Sindhukirti"
(S61, Б-468)
877ЭКМ  ЛАО  01315  05.04.1989 26.08.1989 30.10.1989 с 04.01.1990 ВМС Индии, с 2007 идет модернизация по пр. 08773
31 Б-464
"Усть-Камчатск"
пр.877М Imp KILO Комс  471  26.05.1989 23.09.1989 30.01.1990 27.11.2003 переименована в "Усть-Камчатск",
длина корпуса увеличена по сравнению с №470, по западным данным в 2011 г. в составе ВМФ
32 Б-177 "Липецк" пр.877М Imp KILO Кр.См  610  03.11.1989 27.07.1991 30.12.1991 в декабре 2000 переименована в "Липецк", по западным данным в 2011 г. в составе ВМФ
33 "Sindhuvijay"
(S62, Б-597)
877ЭКМ  ЛАО  01317  06.04.1990 27.07.1990 27.10.1990 с 08.03.1991 ВМС Индии, 2007 - модернизирована по пр. 08773 на СРЗ "Звездочка" с установкой индийского ГАК и системы радиосвязи
34 Б-494 "Усть-Большерецк" пр.877М Imp KILO Комс 472  05.05.1990 04.10.1990 30.12.1990 19.03.2003 переименована в "Усть-Большерецк", 
корпус подобен №471, по западным данным в 2011 г. в составе ВМФ
35 "Yuan Zhend 65 Hao"
(365, Б-188)
877ЭКМ Кр.См 414 18.11.1990 31.03.1995 15.08.1995 с 05.09.1995 ВМС Китая, закладывалась для ВМС Китая
36 "Tareg"
(901, Б-175)
877ЭКМ  ЛАО  01319  05.04.1991 25.09.1991 25.12.1991 с 22.11.1992 ВМС Ирана 
37 Б-187 пр.877М Imp KILO Комс  473  07.05.1991 05.10.1991 30.12.1991 корпус подобен №471, по западным данным в 2011 г. в составе ВМФ
38 "Yunes"
(903, Б-220)
877ЭКМ Imp KILO ЛАО 01323 05.02.1992 12.07.1994 02.09.1996 с 25.11.1996 ВМС Ирана
39 "Noor"
(902, Б-224)
877ЭКМ  ЛАО  01321  30.04.1992 16.10.1992 31.12.1992 с 06.06.1993 ВМС Ирана
40 Б-190 "Краснокаменск" пр.877М Imp KILO Комс  474  08.05.1992 25.09.1992 30.12.1992 11.12.2007 переименована в "Краснокаменск", корпус подобен №471, по западным данным в 2011 г. в составе ВМФ
41 "Yuan Zhend 73 Hao"
(373, Б-340)
пр.877 / 636М  Кр.См  611 / 01611** июль 1992 08.05.2004 08.08.2005 заложена по пр.877 прекращено в 1994, достроена начиная с 2003 по пр.636М для ВМС Китая, передана в октябре 2005 г.
42 Б-345 "Могоча" пр.877М Imp KILO Комс  475  22.04.1993 06.10.1993 22.01.1994 2009 переименована в "Могоча", корпус подобен №471, по западным данным в 2011 г. в составе ВМФ
43 "Sindhurakshak"
(S63, Б-582)
877ЭКМ Imp KILO ЛАО  01325  16.02.1995 26.06.1997 02.10.1997 с 24.12.1997 ВМС Индии. 2010-2013 г.г. - ПЛ на СРЗ "Звездочка" прошла средний ремонт с модернизацией.
44 "Sindhushastra"
(S65, Б-477 или Б-470????) 
пр.877ЭКМ / 08773 ЛАО  01618  12.12.1998 14.10.1999 16.05.2000 с 19.07.2000 ВМС Индии
                 
  Неподтвержденные данные:              
  Б-? 877 Комс ? ? - - не достроена
  Б-? 877 Комс ? ? - - не достроена
  Б-? 877 Кр.См 612 ? - - разобрана в 1994 г.
  Б-? 877 Кр.См 613 ? - - разобрана в 1994 г.
* - по данным сайта http://zakupki.gov.ru
** - в некоторых источниках приводится такой номер заказа
 
Источники:
Апальков Ю.В., Корабли ВМФ СССР. Справочник. Том 1 - Подводные лодки. Часть 2. СПб., "Галея Принт", 2003 г.
ВМФ России. Мы знаем о Военно-Морском Флоте всё. Сайт http://www.navy.ru, 2010 г.
Годовой отчет Открытого акционерного общества «Таганрогский завод «Прибой» за 2010 год. http://www.priboy.ru, г.Таганрог, 2011 г.
ДПЛ "Алроса". Сайт http://www.alrosa.net/, 2009 г.
Кожевников В.А., Турмов Г.П., Илларионов Г.Ю., Подводные лодки России: история и современность. Владивосток, "Уссури", 1996 г.
Корабелы "Звездочки": историко-краеведческий сборник. Выпуск 2. Северодвинск, ФГУП "Звездочка", 2004 г.
Коротков О. Главная задача - сохранить коллектив. // Корабел. 01.11.2011 г.
Корякин Ю. Российская гидроакустика: вчера, сегодня. завтра. // Военный парад. №6 / 2000 г.
Лента.ру. 2009-2012 г.г.
Новости ВПК. Сайт http://vpk.name, 2010 г.
Северодвинское ФГУП "Машиностроительное предприятие "Звездочка" // Русский инженер. №2 / 2006 г.
Страницы истории военно-морского флота. Сайт http://www.warships.ru/, 2009 г.
Трудовая вахта (газета). 22.12.2011 г.
Укрепляя сотрудничество. // Трудовая вахта (газета). 19.01.2012 г.
Штурм глубины. Сайт http://www.deepstorm.ru/, 2009 г.
Цусимские форумы. Сайт http://tsushima.su/, 2009 г.
Balancer.ru - материалы форума http://forums.airbase.ru/, 2009 г.
Federation of American Scientists. Сайт http://www.fas.org/, 2009 г.
Jane's Major Warships 1997. UK, 1998 г.
Jane's Fighting Ships 2004-2005. UK, 2004 г.
Russian-Ships.info. Сайт http://russian-ships.info, 2010-2011 г.г. 

Каталог

Последние комментарии

Сиерра, видео интересное )))Версии по возрастанию вероятности.1. Взрыв АБНе помню...
oldstaryi 2013-08-28 17:30
Наших и к подъему привлекать не хотят. )))) Боятся, что русские, радикально поступят...
Интересно, что наших экспертов на место аварии не пускают....
Sierra 2013-08-26 14:40
Сиерра, видео интересное )))Версии по возрастанию вероятности.1. Взрыв АБНе помню...
Хорошее фото - незадолго до модернизации
Sierra 2013-08-18 16:07
http://www.youtube.com/watch?v=aCSa0xglJNc#at=397
Sierra 2013-08-18 01:47
Дима, это из серии цвета буёв на Курске... buh
Sierra 2013-08-16 00:21
Интересное мнение:Александр Юрьевич Сегодня в 12:51 форум авантюрист.оргСтрана:...
DIMMI 2013-08-16 00:12
http://www.youtube.com/watch?v=NoHSeOCz494И до кучи - первые кадры с места Ж...
Sierra 2013-08-15 01:44
Дык это-то понятно. Кстати - наши журналюги путают и проект (887 у них) и т.д.
Sierra 2013-08-14 19:07