MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.) | Статьи

пр.1851 / 18510 / 18511 - X-RAY / PALTUS

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
Комплекс пр.1851, лодка пр.18510 "Нельма" - X-RAY / NELMA
АС-23
пр.18511 "Палтус" - PALTUS

АС-21
АС-35

Атомная глубоководная станция / специальная атомная подводная лодка / глубоководное техническое средство (подобные наименования используются в некоторых источниках). Приказом Минсудпрома СССР от 1 июля 1970 т. ЦПБ «Волна» (впоследствии с 23.02.1974 г. - СПМБМ «Малахит») было определено головным КБ по проектированию глубоководных обитаемых технических средств освоения океана и в это бюро до конца года были переданы все работы по проектированию этих средств из других конструкторских бюро Минсудпрома. В 1972 г. в ЦПБ «Волна» под руководством главного конструктора Е.С.Корсукова были выполнены эскизные проекты глубоководных комплексов проектов  1910 и 1851, утвержденные постановлением Правительства СССР, которым определялись их основные тактико-технические элементы (ТТЭ), сроки создания и кооперация соисполнителей по проектам 1910 и 1851. В том же 1972 г. приказом министра Минсудпрома СССР главным конструктором проекта 1851 назначают С.М.Бавилина, а группа главного конструктора Е.С.Корсукова была сконцентрирована на создании проекта  1910Головным исполнителем проектов определено ЦКБ "Волна" Минсудпрома СССР. Главный конструктор комплекса пр.1851 С.М.Бавилин. На должность заместителей Бавилин С.М. пригласил Терешкина В.М. и Дубницкого Д.Н., на должность ведущих конструкторов - Уварова В.А. и Дешкина Е.А., а главным конструктором энергетической установки - Романова Б.Л. При проектировании вероятно был учтен опыт эксплуатации глубоководного комплекса "Селигер".

Атомная глубоководная станция могла эксплуатироваться самостоятельно, но штатно её планировалось использовать с подводной лодкой-носителем. Лодка-носитель с АГС прибывала в район проведения работ, АГС расстыковывалась с лодкой-носителем и выполняла работы на дне самостоятельно. После чего пристыковывалась обратно к носителю для пополнения запасов либо в связи с прекращением работ. 

В 1972 г. на Ленинградском адмиралтейском объединении начата подготовка к строительству АГС проектов 18510 и 1910. В 1973 г. завершен технический проект АГС пр.18510. После защиты технического проекта главным конструктором С.М.Бавилиным было предложено полностью изменить техпроект - особенно в части энергетической установки. Решение было поддержано заказчиком в лице Главкома ВМФ СССР С.Горшкова. В 1974 г. СПМБ Машиностроения и ЦПБ «Волна» были объединены в СПМБМ «Малахит», которому и было поручено сопровождение разработки и строительства АГС пр.1910 и комплекса пр.1851. В разработке АГС приняли участие специалисты ЦНИИ им.академика Крылова, ЦНИИКМ "Прометей" (конструкционные материалы), ЦНИИТС, ЦНИИСЭТ, ЛПО "Электросила" и др.

В качестве носителя АГС была определена переоборудованная ПЛАРК пр.675. Проект модернизации по пр.675Н был поручен ЛПМБ "Рубин". Флот выделил для модернизации по проекту ПЛАРК К-170 пр.675 11-й дивизии 1-й флотилии ВМФ СССР. После модернизации лодка получила название КС-86. Переоборудование ПЛА-носителя начато на СРЗ "Звездочка" в Северодвинске в январе 1973 г. и завершено в 1981 г. 

В 1978 г. в сформированный ВМФ отряд гидронавтов для обучения были набраны 1-й и 2-й экипажи головной станции АС-23 комплекса пр.1851. 



АГС пр.18511 "Палтус" - PALTUS (MilitaryRussia.Ru, ретушь фото ОСК).

Автор: DIMMI Создан: 24.06.2011 20:01:37 Комментариев: 68 Читать всю статью

пр.877 - KILO / Improved KILO

ДАННЫЕ НА 2017 г. (стандартное пополнение)
пр.877 "Палтус" / пр.877Э / пр.877ЭКМ "Варшавянка" - KILO
пр.877М / пр.877ЭКМ (последние 2 шт) / пр.08773 - Improved KILO
пр.636 / пр.636М / пр.06361 - Improved KILO
пр.06363 - Improved KILO-II

Большая дизель-электрическая подводная лодка (тип "Б"). Разработка проекта начата по тактико-техническому заданию утвержденному ВМФ СССР в 1974 г. Проектирование велось ЦКБ" Рубин" (ЦКБ-18) совместно с НИИ им. академика Крылова, главный конструктор проекта - Ю.Н.Кормилицын. Технический проект лодки утвержден Главкомом ВМФ СССР 20 декабря 1976 г. Подготовка к производству головной лодки проекта на судостроительном заводе №199 "Им. Ленинского Комсомола" (г.Комсомольск-на-Амуре) начата в 1979 г. Закладка головной лодки Б-248 состоялась 16 марта 1980 г. Лодка спущена на воду 12 сентября 1980 г. и сдана ВМФ СССР 31 декабря 1980 г.


ПЛ Б-871 "Алроса" пр.877В KILO, Черное море, 20 января 2007 г. (фото - Виталий Костриченко, http://forums.airbase.ru).

Автор: DIMMI Создан: 20.06.2009 22:04:28 Комментариев: 74 Читать всю статью

пр.22800 Каракурт

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
пр.22800 "Каракурт"

Малый ракетный корабль ближней морской зоны / малый корвет. Разработка проекта - ЦМКБ "Алмаз" (г.Санкт-Петербург). Одной из причин разработки нового проекта МРК в СМИ называется необходимость повышения мореходности малых кораблей-платформ универсального ракетного комплекса "Калибр".

Строительство серии кораблей ведется одновременно по трем контрактам: первый подписан в декабре 2015 г. с ССЗ "Пелла" (г.Отрадное, головное предприятие, 7 ед.), второй контракт подписан 05.08.2016 г. с Зеленодольским ССЗ (5 ед.), подписание третьего контракта с Амурским ССЗ на строительство 6 ед. для Тихоокеанского флота ожидается в 2018 г. Согласно планам 2015 г. всего планируется построить 18 кораблей проекта (источник). Начиная с третьего корабля пр.22800 планируется дополнить вооружение корабля ЗРАК "Панцирь-МЕ". Головной МРК заводской №251 производства ССЗ "Пелла" - "Ураган" - заложен 24.12.2015 г. и спущен на воду 29.07.2017 г.

Строительство МРК на ССЗ "Море" в Феодосии ведется в рамках контракта ССЗ "Пелла", который контролирует ССЗ "Море" (источник). Вероятно, точно так же строительство МРК на ССЗ "Залив" в Керчи ведется в рамках контракта Зеленодольского ССЗ.


  • МРК «Одинцово» пр.22800 на военно-морском параде в День ВМФ в Санкт-Петербурге, июль 2022 г. (фото - Михаил Киреев, РИА Новости)
Автор: DIMMI Создан: 14.07.2017 22:49:18 Комментариев: 7 Читать всю статью

пр.1123 Кондор - MOSKVA

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
пр.1123 "Кондор" - MOSKVA
"Москва"
"Ленинград"
пр.1123М / 11233

"Киев" (не построен)

Противолодочный крейсер - вертолетоносец. Разработка проекта корабля явилась продолжением ряда НИР проведенных при создании сторожевого противолодочного корабля пр.61 и явилась развитием идеи привлечения к ПЛО вертолетов группового корабельного базирования. В августе 1958 г. ЦКБ-17 Госкомитета по судостроению (позже переименовано в Невское ПКБ) представило техническое предложение по созданию вертолетоносцев ПЛО дальней зоны на базе законсервированных корпусов крейсеров пр.68бис строительство которых на четырех заводах было заморожено. Ранее ЦКБ-17 так же представило предварительные соображения по созданию малого корабля ПЛО-вертолетоносца. На основании этих предложений проектирование вертолетоносца ПЛО было поручено ЦКБ-17 по постановлению СМ СССР №1324-139 (639 по др.данным) от 03.12.1958 г. Постановлением СМ СССР № 1429-636 утверждалось проектирование корабля ПЛО по пр.1123, строительство корабля было включено в план судостроения на 1960-1965 г.г. Прияние корабля на вооружение планировалось на 1964 г.

Согласно требованию Главного штаба ВМФ основное назначение корабля — это поиск и уничтожение быстроходных ПЛ-ракетоносцев в дальних зонах ПЛО в составе группы кораблей во взаимодействии с авиацией ПЛО. Для разработки общего технического задания ЦНИИ ВК ВМФ в 1958 г. выполнило разработку ИТ-22 по обоснованию концепции корабля дальней зоны ПЛО. Общее техническое задание (ОТЗ) ВМФ на проектирование вертолетоносца ПЛО (утверждено 31.01.1959 г. Главкомом ВМФ С.Г.Горшковым) выдвигало требование обеспечения непрерывного круглосуточного поиска ПЛ не менее, чем двумя вертолетами, что было невозможно при базировании на корабле малого числа вертолетов (1-2-3 шт). Проект технического задания по ОТЗ предусматривал создание вертолетоносца ПЛО водоизмещением 4500 т, развивающего скорость до 35 уз, несущего 8 вертолетов Ка-25.



Противолодочный крейсер "Ленинград" пр.1123, 1990 г. (фото DoD USA, http://www.dodmedia.osd.mil)
Автор: DIMMI Создан: 24.05.2010 00:39:41 Комментариев: 22 Читать всю статью

ТЭСТ-71 / ТЭСТ-71М

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
ТЭСТ-71 / "Дельфин-2" / изделие 282
ТЭСТ-71М / ТЭСТ-71МЭ / изделие 2517
ТЭСТ-71МК / ТЭСТ-71МКЭ / изделие 2517
ТЭСТ-71МЭ-НК / изделие 2517


Противолодочная телеуправляемая электрическая самонаводящаяся торпеда. Разработана ЦНИИ-173 (ЦНИИАГ) и ЦНИИ "Гидроприбор" в ходе работ по теме ОКР "Дельфин-2". Главные конструкторы - З.М.Персиц и М.П.Балуев, согласно части источников  - В.А.Голубков. Задача НИР  состояла в установке системы телеуправления на самонаводящиеся  торпеды СЭТ-65 для управления торпедой в двух плоскостях. Оператор на борту ПЛ, в зависимости от складывающейся тактической ситуации, мог запретить самонаведение торпеды или перенацелить ее.Электрическая силовая установка обеспечивала движение торпеды в двух режимах — поисковом (на скорости 24 узла) и режиме сближения (40 узлов) с многократным переключением режимов. Максимальная дальность хода (в зависимости от преобладающей скорости) находилась в пределах 15-20 км. Глубина поиска и поражения цели составляла 2—400 м. По уровню скрытности применения торпеда ТЭСТ-71 значительно превосходила американскую торпеду Мк.48 с поршневым двигателем, хотя последняя, при сопоставимой дальности, обладала несколько большей скоростью хода (50 узлов).

Испытания комплекса "Дельфин-2" проводились на Балтике и на Ладожском озере.

Торпеда и комплекс телеуправления "Дельфин-2" приняты на вооружение под названием ТЭСТ-71 и КТУ-71 в 1971 г. Позже модернизирована в ТЭСТ-71М. Модификация ТЭСТ-71МЭ-НК универсальна по носителям и целям.


Торпеда ТЭСТ-71М на выставке морского салона IMDS-2005, г.Санкт-Петербург, 2005 г. (http://paralay.iboards.ru).
Автор: DIMMI Создан: 14.02.2011 12:38:22 Комментариев: 2 Читать всю статью

РПК-6 Водопад - SS-N-16 STALLION

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
РПК-6 "Водопад"
, ракеты 83Р, 84Р - SS-N-16 STALLION
РПК-6М "Водопад-НК", ракеты 83РН, 84РН - SS-N-16 STALLION


Ракетный противолодочный комплекс. Создание комплекса начато ОКБ-9 (МКБ "Новатор") по Постановлению СМ СССР, которые было принято в декабре 1969 г. Главный конструктор - Л.В.Люльев, ведущий конструктор - Николай Кострулин. Комплекс предназначался для оснащения перспективных ПЛА 3-го поколения и ракеты комплекса должны были применяться с двумя типами боевых частей - специальной ядерной и с самонаводящейся торпедой разработки НПО "Уран". Постановлением Совмина СССР №302-116 "О развитии работ по созданию подводного оружия" от 4 мая 1976 г. оговаривались сроки завершения разработки комплекса и принятия его на вооружение.

Для испытаний комплекса из ПЛ пр.633 переоборудованы опытовые ПЛ пр.633РВ С-49 (1973 г.) и С-11 (1982 г.) - лодки переоборудованы по типу пр.613РВ. На опытовых ПЛ пр.633РВ проведены заводские, летно-конструкторские и государственные испытания ракет.

Комплекс принят на вооружение в 1981 г. Комплекс "Водопад" применяется из торпедных аппаратов подводных лодок, модификация комплекса РПК-6М "Водопад-НК" применяется из торпедных аппаратов - пусковых установок надводных кораблей.


Ракета комплекса РПК-6 "Водопад" (фото Ильи Курганова, http://submarines.narod.ru/).
Автор: DIMMI Создан: 13.02.2011 01:14:29 Комментариев: 69 Читать всю статью

РПК-7 Ветер - SS-N-16 STALLION (1984 г.)

ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение)
Комплекс РПК-7 "Ветер", ракеты 86Р, 88Р, 100РУ - SS-N-16 STALLION



Ракетный противолодочный комплекс для применения с подводных лодок. Создание комплекса начато ОКБ-9 (МКБ "Новатор") по Постановлению СМ СССР от декабря 1969 г. Главный конструктор - Л.В.Люльев. Постановлением СМ СССР №302-116 "О развитии работ по созданию подводного оружия" от 4 мая 1976 г. оговаривались сроки завершения разработки комплекса и принятия его на вооружение. Для испытаний комплекса из ПЛ пр.633 переоборудованы опытовые ПЛ пр.633РВ С-49 (1973 г.) и С-11 (1982 г.) - лодки переоборудованы по типу пр.613РВ. На опытовых ПЛ пр.633РВ проведены заводские, летно-конструкторские и государственные испытания ракет. Комплекс принят на вооружение в 1984 г.


На пирсе перед погрузкой на ПЛАРК "Тверь" пр.949А ракеты комплексов "Водопад" и РПК-7 "Ветер", 2015 г. (фото - С.Коновалов, https://structure.mil.ru).
Автор: DIMMI Создан: 13.02.2011 01:15:22 Комментариев: 17 Читать всю статью

Комплекс Болид, ракета 3М15

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
Комплекс П-1200 (?) "Болид", ракета 3М15


Противокорабельный ракетный комплекс со сверхзвуковой крылатой ракетой / крылатой ракетой для стрельбы по хорошо защищенным целям с известными координатами. Разработка комплекса велась НПО "Машиностроения" (ОКБ-52) В.Н.Челомея (с 1984 г. генеральный конструктор - Г.А.Ефремов) по Постановлению СМ СССР от 25.12.1984 г. Комплекс создавался на базе и с использованием опыта создания комплекса П-50 / П-700 "Гранит". По состоянию на 1989 г. разработка проекта комплекса, вероятно, была завершена.

9 июля 1990 г. принято решение о проведении совместных испытаний ракет комплекса "Болид" и ПЛАРК К-525 "Архангельск" пр.949 в 1993 г. В 1991 г. НПП "Мотор" изготовлен и испытан первый образец двигателя для ракеты 3М15. В 1990-е годы работы по ракете 3М15 в НПО машиностроения прекращены (источник).

Отрывочная информация о продолжении разработки комплекса и, возможно, даже испытаниях поступала в 1990-е и в начале 2000-х годов. По состоянию на 2005 г. разработка комплекса не была закрыта. Другой информации по судьбе комплекса нет.

Наименование "П-1200" может быть ошибочным либо может быть фальсификацией.
Автор: DIMMI Создан: 15.09.2010 16:18:44 Комментариев: 7 Читать всю статью

пр.949 Гранит - OSCAR-I

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
пр.949 "Гранит" - OSCAR-I

Атомная подводная лодка с противокорабельными крылатыми ракетами (ПЛАРК) / подводный ракетный крейсер 1 ранга. Исследования облика носителя противокорабельных крылатых ракет нового третьего поколения начаты в 1967 г. В ходе изысканий было установлено, что поражение авианосца в составе перспективного авианосного ордера с помощью сверхзвуковых ПКР возможно при наряде в 20-24 ПКР в залпе. Тактико-техническое задание на создание "тяжелого подводного ракетного крейсера" и нового ракетного комплекса оперативного назначения "Гранит" формировалось 1-м ЦНИИ МО СССР в течение 1969 г. Параллельно, еще до начала эскизного проектирования, в ЦКБ-18 проводились предварительные проработки вариантов подводной лодки с учетом возможностей разработчиков компонентов корабля. В итоге на согласование ТТЗ потребовалось лишь около двух месяцев. При разработке ТТЗ Главным штабом ВМФ СССР предложена следующая концепция применения ПЛАРК:
- число ПКР в залпе одной ПЛАРК должно обеспечивать поражение авианосца в составе АУГ;
- число ПЛАРК в составе ВМФ должно быть не менее возможного числа АУГ вероятного противника с учетом резерва;
- характеристики ПЛАРК должны обеспечить развертывание наших противоавианосных сил в любом районе океана с обеспечением контакта с АУГ при любых её маневрах;

При разработке ПЛАРК использованы в том числе наработки по ПЛА пр.661 РАРА. Постановлением Совмина СССР от 10 июля 1969 г. о проведении ОКР "Гранит" по созданию ракетного комплекса срок начала совместных испытаний комплекса назначался на второй квартал 1973 г. Постановлением Совмина СССР от 16 июля 1970 г. принято решение о проектировании ПЛАРК пр.949 с включением её в планы судостроения на 1971-1980 г.г.  Проект разрабатывался ЦКБ-18 (ЛМПБ "Рубин") под руководством главного конструктора П.П.Пустынцева, главный конструктор по ракетному комплексу "Гранит" - В.Н.Челомей. В августе 1977 г. после смерти Пустынцева главным конструктором стал И.Л.Баранов. Заместитель главного конструктора - О.А.Гладков (1983 г.).

На первом этапе разработки эскизного проекта рассмотрено более 100 вариантов компоновки корабля. В итоге на Президиум научно-технического совета Минсудпрома СССР представлено два варианта компоновки - вариант максимально удовлетверяющий требованиям ТТЗ ВМФ и вариант с ограниченными тактико-техническими элементами, позволяющими осуществить строительство ПЛАРК на внутренних судостроительных заводах страны (ССЗ "Красное Сормово" в г.Горький и ССЗ им Ленинского Комсомола в г.Комсомольск-на-Амуре). Эскизный проект утвержден в первом варианте 15 марта 1971 г. Технический проект лодки утвержден в июле 1972 г.  Первоначальными планами предусматривалась постройка большой серии в 20 ПЛАРК проекта. В процессе разработки лодки была создана буксируемая модель длиной 25 м, которая проходила испытания разного рода на Ладожском обере и в Севастополе.


ПЛАРК К-525 "Архангельск" пр.949 "Гранит" - OSCAR-I (исходное фото из архива Tor, обработано, http://tsushima.su).
Автор: DIMMI Создан: 24.11.2011 16:52:28 Комментариев: 7 Читать всю статью

пр.11435 - KREML / KUZNETSOV

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
пр.11435 - KREML / KUZNETSOV
"Адмирал флота Советского Союза Кузнецов"
"Варяг" (не достроен) / "Shi Lang"



Тяжелый авианесущий крейсер пр.11435. Проектирование пр.11435 начато Невским ПКБ (г.Ленинград) на основании НИР "Ордер" (см.ниже) и с использованием задела по НИР авианосца пр.1160 (см.ниже)  в 1978 г. Первый вариант проекта - аванпроект "усовершенствованый пр.1143" (см. ниже). Разработка технического предложения завершена в апреле 1978 г. Было рассмотрено пять вариантов корабля по вооружению, энергетическим установкам и был предложен минимально отличающийся от пр.1143 вариант (аванпроект "усовершенствованый пр.1143" - вариант 2 - см.ниже ).


Авианесущий крейсер пр.11435 "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов" на циркуляции, 02.08.2012 г. (фото - И.Руденко, МО РФ)
Автор: DIMMI Создан: 16.01.2009 00:41:13 Комментариев: 81 Читать всю статью

пр.09852 СМП-ПН - OSCAR-II mod.

ДАННЫЕ НА 2022 г. (стандартное пополнение)
пр.09852 / СМП-ПН / ОКР "Перемонтировка" - OSCAR-II mod.
БС-329 "Белгород"

Исследовательская атомная подводная лодка / атомная подводная лодка специального назначения (ПЛАСН). Лодка-носитель разработана на базе ПЛАРК пр.949А ЦКБ МТ "Рубин" по заказу ГУГИ Министерства обороны России. Подводная лодка-носитель спасательных глубоководных обитаемых и автономных необитаемых подводных аппаратов предназначена для проведения разноплановых научных исследований в удаленных районах океана, участия в поисково-спасательных операциях. Так же ПЛА будет обеспечивать как установку различного подводного оборудования так и его инспекцию, участвовать в испытаниях новых образцов научно-исследовательской аппаратуры, вести мониторинг подводных транспортных магистралей.

Государственный контракт №748/31/664ПМ-2009/27-09 от 19.05.2009 г. на выполнение ОКР "Перемонтировка" заключен между ЦКБ МТ "Рубин" и Министерством обороны России (ист. - ЦКБ МТ "Рубин", годовой отчет за 2012 г.). Впервые информация о планах по переоборудованию ПЛА "Белгород" (заказ №664 / 91664) в лодку-носитель подводных аппаратов опубликована в 2010 г. (источник). Еще в феврале 2012 г. тогдашний Главком ВМФ России Владимир Высоцкий заявлял о планах использования в качестве лодки специального назначения недостроенной ПЛАРК "Белгород". 25 апреля 2012 г. между ПО "Севмаш" и ЦКБ МТ "Рубин" подписан Договор № 89/08118 на разработку конструкторской документации заказа проекта 09852 в объеме перечня рабочей конструкторской документации задела зав.№664 пр.949А. Государственный контракт №66-12 на выполнение ОКР по ПЛАСН пр.09852 зав. № 664 заключен 11.09.2012 г. между Минобороны России и ОАО «ЦКБ МТ «Рубин». Договор 4967/8312/147-12 49367/8312 на выполнение СЧ ОКР по теме «строительство ПЛАСН», шифр "СМП-ПН", проекта 09852, зав. № 664 подписан между ОАО «ЦКБ МТ «Рубин» и ОАО «Севмаш» 11.09.2012 г. (источник).

20 декабря 2012 г. в цехе №55 ПО "Севмаш" (г.Северодвинск) по пр.09852 была перезаложена недостроенная ПЛАРК К-329 "Белгород" пр.949АМ (заводской №664, 85% готовности). По состоянию на середину 2015 г. работы по переоборудованию ПЛА продолжаются и готовность лодки прогнозируется не ранее 2016-2017 г.г. Модернизация ПЛАСН заметно затянулась и только 23.04.2019 г. лодка была выведена из цеха ПО "Севмаш" и позже спущена на воду для достройки на плаву. Далее, 25.06.2021 г. ПЛАСН впервые вышла на заводские ходовые испытания, передача Флоту планируется на конец 2021 г., но в итоге ПЛАСН без испытаний предполагаемого основного комплекса вооружений с беспилотными атомными подводными аппаратами "Посейдон" передана Флоту 8 июля 2022 г.

Примечание: информации об официальном именовании лодки как КС-329 ("крейсерская специальная") или БС-329 ("большая специальная") пока не было - наименование носит предположительный характер.


ПЛАСН БС-329 "Белгород" пр.09852 предположительно в Белом море в октябре 2022 г. (фото из архива KURYER)
Автор: DIMMI Создан: 20.12.2012 16:29:18 Комментариев: 25 Читать всю статью

пр.22010 Крюйс

ДАННЫЕ НА 2015 г. (стандартное пополнение)
пр.22010 "Крюйс"
"Янтарь"


Океанографическое исследовательское судно. Проект разработан ЦМКБ "Алмаз" (г.Санкт-Петербург), главный конструктор направления морских судов обеспечения и кораблей спецназначения ЦМКБ "Алмаз" - Александр Форст. Строительство корабля ведется ПСЗ "Янтарь" в Калининграде. Контракт на строительство кораблей пр.22010 "Янтарь" и пр.11982 "Селигер" на сумму 7 млрд рублей был подписан между ГУГИ Министерства обороны России и ПСЗ "Янтарь" 16 февраля 2009 г. Судно "Янтарь" заложено 8 июля 2010 г., в день 65-летия завода"Янтарь", и названо его именем. Из эллинга цеха № 178 корпус судна выведен 31 мая 2012 г. 5 декабря 2012 г. судно спущено на воду. По состоянию на декабрь 2012 г. планируется к концу 2013 г. завершить большую часть Государственных испытаний судна. Научно-исследовательские комплексы будут испытываться  в течение 2013-2014 г.г. В состав ВМФ корабль войдет в 2014 г. По опыту эксплуатации головного корабля будет принято решение о строительстве второго однотипного судна для Тихоокеанского флота.

Швартовные испытания судна начаты 19 июня 2014 г. (источник). 23 мая 2015 г. судно передано ВМФ России (источник).

Основная задача судна - поиск на дне затонувших предметов, исследование морского дна.


Океанографическое судно "Янтарь" после начала швартовных испытаний, 19 июня 2014 г. (фото - Е.Зыкин, "Вперед!" №11 / 2014 г.).
Автор: DIMMI Создан: 07.12.2012 00:44:21 Комментариев: 7 Читать всю статью

пр.11982 Селигер

ДАННЫЕ НА 2013 г. (стандартное пополнение)
пр.11982
"Селигер"
"Ладога"


Опытовое судно. Заказчик - ГУГИ Министерства обороны России. Проект разработан ЦМКБ "Алмаз" (г.Санкт-Петербург). Строительство корабля ведется ПСЗ "Янтарь" в Калининграде. Контракт на строительство кораблей пр.22010 "Янтарь" и пр.11982 "Селигер" на сумму 7 млрд рублей был подписан между ГУГИ Министерства обороны России и ПСЗ "Янтарь" 16 февраля 2009 г.

Головной корабль пр.11982 "Селигер" заложен на стапеле "Буревестник" завода 08.07.2009 г., спуск на воду осуществлен 29 июля 2011 г. При спуске сдача опытового судна ВМФ планировалась до конца 2011 г. Но швартовые испытания корабля начались лишь 13 февраля 2012 г. и продолжались до конца марта. В середине апреля 2012 г. начаты ходовые испытания корабля, основной этап которых завершен 31 мая 2012 г. В июне 2012 г. планировался переход на Черное море для испытаний специального оборудования. В итоге, в августе 2012 г. корабль прибыл в Новороссийск, но не смог приступить к испытаниям по причине неустойчивой погоды. Наконец, 8 сентября 2012 г. в Новороссийске на Черном море состоялся первый выход корабля в море, а 17 ноября 2012 г. начат морской этап Государственных испытаний. Морской этап государственных испытаний корабля завершен 27 ноября 2012 г. и начата вторая часть Государственных испытаний - ревизия корабля. Она проводится в Новороссийске и продлится ревизия две недели. В середине декабря ожидается контрольный выход корабля в море по результатам которого планируется подписать Акт о приемке корабля Флотом. Весной 2012 г. передачу корабля ВМФ планировалось осуществить осенью 2012 г. К 15 декабря 2012 г. названа дата планируемой передачи корабля ВМФ России - 25 декабря 2012 г. Наконец, 25.12.2012 г. в г.Темрюк подписан Акт о приемке корабля Черноморским флотом ВМФ России и на корабле поднят Андреевский флаг.

Опытовое судно предназначено для проведения испытаний специальных технических средств, вооружения и военной техники, участия в поисково-спасательных работах, проведения научно-исследовательских и океанографических работ. В частности на корабле планируются испытания и использоваие глубоководных аппаратов, обитаемых и необитаемых. Согласно СМИ корабль планируется использовать в закрытых морях.


Опытовое судно "Селигер" пр.11982 на Черном море, осень 2012 г. (фото из архива Крымчанин333, http://forums.airbase.ru).


Опытовое судно "Селигер" пр.11982 в Новороссийске, 26.10.2012 г. (фото - Торгачкин И.П., http://torgachkin.ru, http://forums.airbase.ru).


Опытовое судно "Селигер" пр.11982 на заводских испытаниях. ПСЗ "Янтарь", г.Калининград, 29.03.2012 г. (фото из архива Curious, http://forums.airbase.ru).
Автор: DIMMI Создан: 21.09.2011 12:50:37 Комментариев: 7 Читать всю статью

ВТТ-1 Стриж

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
ВТТ-1 / Т-67 "Стриж" / изделие 295

 
Малогабаритная вертолетная телеуправляемая противолодочная торпеда. Разработана ОКБ завода "Дагдизель" на базе авиационной торпеды АТ-1 с установкой на неё системы телеуправления. Пуск торпеды осуществлялся с вертолета зависшим над водой на высоте 10-15 м. Торпеда создана и испытана в 1967 г. (по данным ЦНИИ "Гидроприбор") и принята на вооружение в 1970 г.

Производство торпеды велось заводом "Дагдизель" (г.Каспийск, Дагестан) до 1978 г., всего выпущено 73 торпеды.
 

Применение торпеды ВТТ-1 с противолодочного вертолета Ка-25ПЛС (авиару.рф).
Автор: DIMMI Создан: 18.01.2009 00:30:18 Комментариев: 1 Читать всю статью

пр.10830 / пр.10831 / пр.210 - LOSHARIK

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
Комплекс пр.10830 / 1083К "Калитка" / 1083КМ, АГС пр.10831 / "пр.210 Лошарик" - LOSHARIK
АС-31

Атомная глубоководная станция 1 ранга / специальная атомная подводная лодка / глубоководное техническое средство (ГТС) - компонент комплекса пр.1083К. Глубоководная атомная станция спроектирована СПМБМ "Малахит". Главный конструктор - С.М.Бавилин (после 2001 г., вероятно, Коновалов Ю.М.). Создание эскизного проекта комплекса второго поколения пр.10830 / пр.1083 с глубоководной станцией пр.10831 и ПЛА-носителем пр.09786 "Оренбург" (БС-136) велось с использованием опыта создания экспериментальных комплексов пр.1851. После защиты эскизного проекта АГС пр.10830 оформлено Постановление СМ СССР о создании АГС пр.10831 с полисферическим прочным корпусом. Организовано выполнение ОКР по отработке технологии изготовления полисферического прочного корпуса и моноблоков легковесного заполнителя, а так же по созданию комплектующего станцию оборудования. Судя по всему, к 1988-1990 г.г. разработаны и утверждены технический и рабочий проекты станции. Разработка проектов велась одновременно с макетированием размещения оборудования в сферических отсеках лодки. В 1991 г. при практически готовых блоках прочного корпуса АГС по техническому заданию заказчика  выполнена корректировка технического проекта 10830 в части размещения в носовой части АГС дополнительного вооружения (вероятно, систем специального оборудования). Откорректированный технический проект пр.10830 / 1083К комплекса представлен и защищен в мае 1992 г.

Данные содержащиеся в настоящей статье являются гипотетическими и прикидочными. Все факты и данные либо вымышленные либо основаны на открытых и несекретных источниках информации (см.ниже).


Предположительно на фото АГС пр.10831 АС-31 зав.№01210 "Лошарик". По версии источника снимок выполнен в районе Северодвинска. Дата снимка неизвестна - вряд ли ранее 2005 г. и не позже лета 2014 г. (журнал Top Gear via http://forums.airbase.ru).

Автор: DIMMI Создан: 10.06.2011 14:55:15 Комментариев: 188 Читать всю статью

пр.09851 / 09853 Хабаровск - KHABAROVSK

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
пр.09851 / ОКР "Калитка-СМП" - KHABAROVSK
"Хабаровск"
пр.09853

Большая атомная подводная лодка специального назначения / стратегический атомный подводный крейсер (источник) / носитель роботизированных подводных аппаратов. Разработчиком подводной лодки является ЦКБ МТ "Рубин" (источник). ПЛА будет первым полноценным носителем новой системы вооружения ("Статус-6" / 2М39 "Посейдон"), прототипы которой отрабатывались на опытовой ПЛ пр.20120 "Саров". В середине 2010-х годов так же обсуждались предположения о том, что данная ПЛА является лодкой дальнего гидроакустического дозора или даже атомной глубоководной станцией, но эти гипотезы были ошибочны.

Вероятно, 19.06.2012 г. подписан Государственный контракт №66-12 на поставку Флоту ПЛА пр.09851 (источник). Контракт № 120-14 от 03.06.2014 г. заключен между ОАО «ПО «Севмаш» и ОАО «ЦКБ «МТ «Рубин» на выполнение составной части ОКР «Калитка-СМП» на строительство ПЛА пр.09851 (источник). Позже в 2016 г. сообщается, что работы по пр.09851 ведутся в соответствии с техническим заданием № БЛИЦ.360029.608ТЗ шифр СЧ ОКР «ГТС-К» (источник).  В 2017 г. впервые в отечественном атомном подводном кораблестроении конструкторами ПКБ Севмаша при строительстве АПЛ создается полная 3D-модель корпуса корабля. Пилотным проектом послужила АПЛ «Хабаровск». Она создается как носитель роботизированных средств ВМФ, которые предназначены для разведки дна и недр Мирового океана, мониторинга континентального шельфа, охраны и прикрытия использования сил флота. Кроме того, заводские конструкторы разработали и внедрили программы, с помощью которых выпускается и плазовая документация  на строительство этого корабля. Как поясняет Главный конструктор Севмаша Юрий Спиридонов применение современных технологий повысило качество и значительно снизило продолжительность и трудоемкость работ (источник).

Закладка головной ПЛА "Хабаровск" состоялась 27 июля 2014 г. в цехе №50 ПО "Севмаш" (г.Северодвинск). 25.05.2018 г. СМИ сообщили о прохождении элементами прочного корпуса ПЛА гидравлических испытаний (источник). Строительство лодки по планам 2016 г. предполагалось завершить до 2020 г. (источник). В середине 2019 г. появилась информация о планах спуска лодки на воду до конца 2019 г. (источник). 20.04.2020 г. СМИ сообщили о планах спуска на воду ПЛА "Хабаровск"  в мае-июне 2020 г. и планах на проведение испытаний лодки в течение двух лет (источник). Позже, 24.08.2020 г. на форуме "Армия-2020" генеральный директор ПО "Севмаш" Михаил Будниченко заявил, что спуск "Хабаровска" на воду в 2020 г. вообще не планировался. 07.11.2020 г. сообщается, что ПЛА "Хабаровск" планируется вывести из цеха и спустить на воду в первом полугодии 2021 г. (источник). При этом в ПО "Севмаш" и в 2020 и в 2021 году сообщали лишь о строительстве ПЛА "Хабаровск" и, соответственно, ни в 2021 ни в 2022 годах вывод лодки из эллинга не выполнялся. По состоянию на начало 2023 года ожидается, что лодка будет спущена на воду в 2023 году - официальных подтверждений этому пока нет.

В 2016 г. сообщается о планах ЦКБ МТ "Рубин" провести ОКР по проектированию и сопровождению постройки на ПО "Севмаш" заказа проекта 09853 (источник). Можно сделать предположение о том, что пр.09851 является головной лодкой серии специализированных субмарин-носителей комплекса 2М39, а лодки пр.09853, которые планируется строить серией - серийными лодками-носителями.

15.01.2021 г. в СМИ появилась информация о строительстве ПЛАСН "Ульяновск" по проекту 09853 со сдачей Флоту до 2027 г. Информация не соответствует действительности и вся информация с датами и планами в сообщении относится к ПЛА "Ульяновск" пр.885М.



Предположительный облик ПЛА пр.09851 "Хабаровск" (MilitaryRussia.ru, 2020 г.)
Автор: DIMMI Создан: 29.07.2014 23:33:17 Комментариев: 29 Читать всю статью

пр.941 Акула - TYPHOON

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
пр.941 "Акула" - TYPHOON
ТК-208 "Дмитрий Донской"
ТК-202
ТК-12 "Симбирск"
ТК-13
ТК-17 "Архангельск"
ТК-20 "Северсталь"
ТК-210

Подводная атомная лодка с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) / крейсерская подводная лодка (по 25.07.1977 г.) / тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения (тяжелый РПКСН с 03.06.1996 г.). Разработчик проекта - ЦКБ МТ "Рубин", главный конструктор - С.Н.Ковалев, главный наблюдающий от ВМФ - В.Н.Левашов. Предварительная разработка ракетного комплекса Д-19 начата в миасском СКБ-385 в начале 1971 г.  Тактико-техническое задание на проектирование ПЛАРБ выдано в декабре 1972 г. Строительство новой серии ПЛАРБ планировалось в качестве ответа на строительство в США серии ракетоносцев типа Ohio. Постановление СМ СССР о проектировании и строительстве пр.941 принято 19 декабря 1973 г. Вероятно, планировалось строительство серии в 12 ПЛАРБ проекта - такая цифра была названа Главкомом ВМФ СССР С.Г.Горшковым на выступлении перед слушателями и преподавателями учебного центра ВМФ №93 в Палдиски летом 1975 г.

Головная ПЛ серии ТК-208 заложена на ПО "Севмаш" (г.Северодвинск) 17 июня 1976 г. Спущена на воду 23 сентября 1980 г. и принята ВМФ СССР 12 декабря 1981 г. Строительство серии подводных лодок завершено сдачей ВМФ 4 сентября 1989 г. ПЛАРБ ТК-20. Всего построено 6 ПЛАРБ проекта, седьмая лодка проекта - ТК-210 - заложена в 1986 г., но в 1988 г. при готовности 40% строительство остановлено, а в 1990 г. задел разобран на металл. Частичная комплектация и заготовки металла в 1980-е годы велись еще на три ПЛАРБ серии. Т.е. всего по состоянию на начало-середину 1980-х годов планировалась постройка серии в 10 ПЛАРБ, которая позже была сокращена до 6 экземпляров.


ПЛАРБ ТК-208 "Дмитрий Донской" пр.941У, 2000-е годы (http://forums.airbase.ru).

Автор: DIMMI Создан: 29.09.2011 20:35:23 Комментариев: 66 Читать всю статью

пр.23900

ДАННЫЕ НА 2020 г. (в работе)
пр.23900
"Иван Рогов"
"Митрофан Москаленко"

Универсальный десантный корабль-вертолетоносец (УДК) 1-го ранга дальней морской зоны. Разработка проекта УДК на замену УДК типа "Мистраль", стротельство которых во Францией для ВМФ России было прекращено в 2014 г., велась несколькими российскими конструкторскими бюро: проект "Прибой" разрабатывало Невское ПКБ, проект "Лавина" - Крыловский Государственный Научный Центр. Но фактически для постройки в 2019-2020 г.г. был выбран проект Зеленодольского ПКБ. судостроительной корпорации "Ак Барс".

Впервые проект Зеленодольского ПКБ был показан на презентации Президенту России 9 января 2020 г. В марте 2020 г. ССЗ "Залив" (г.Курчь) были начаты закупки металла для строительства двух кораблей проекта 23900 (источник). На 28 апреля 2020 г. согласно источникам планировалась церемония закладки новых кораблей (источник). 23 мая 2020 г. в СМИ появилась информация о подписании Министерсвом обороны России контракта на постройку двух УДК с керченским ССЗ "Залив" на общую сумму около 100 млрд. рублей. 

20.07.2020 г. в присутствии Президента России состоялась официальная закладка двух УДК проекта 23900 "Иван Рогов" и "Митрофан Москаленко" на ССЗ "Залив" в Керчи. Согласно иллюстрациям на церемонии закладки внешний вид проекта 23900 на момент закладки несколько отличается от внешнего вида проекта показанного в январе 2020 г.

Корабль предназначен для выполнения десантных операций на большом удалении от родных берегов, а так же может применяться в качестве штабного корабля при проведении морских или смешанных операций разнородных сил.


Изображение универсального десантного корабля пр.23900 с церемонии официальной закладки кораблей на ССЗ "Залив" в Керчи 20.07.2020 г. (Зеленодольское ПКБ).

 

Автор: DIMMI Создан: 27.07.2020 22:02:55 Комментариев: 1 Читать всю статью

Комплекс 3К-14 / С-14 Калибр, ракеты 3М-54 / 3М-14 - SS-N-27 / SS-N-30 SIZZLER

ДАННЫЕ НА 2022 г. (стандартное пополнение)
Комплекс 3К-51 "Бирюза", ракета П-900 / 3М-51 "Альфа" - SS-N-27A SIZZLER
Комплекс 3К-54П / П-10  "Бирюза-ПЛ", ракета 3М-54 / 3М-54Э1 / Club-S - SS-N-27B SIZZLER
Комплекс 3К-14 / С-14 "Калибр-ПЛ" / "Калибр-НК", ракета 3М-14Э / 3М-14 - SS-N-30 SIZZLER
 
Универсальный корабельный стрельбовой комплекс / ракетный комплекс с крылатыми ракетами. Крылатые ракеты комплекса разработаны ОКБ "Новатор" (г.Екатеринбург). Разработка противокорабельной крылатой ракеты 3М-51 "Альфа" с дополнительной боевой ступенью для пуска из торпедного аппарата подводных лодок начата ОКБ "Новатор" в рамках ОКР "Бирюза" на базе крылатой ракеты 3М-10 комплекса 3К10 "Гранат" в 1983 г. В 1993 г. макет ракеты 3М-51 "Альфа" был продемонстрирован на выставке вооружений в Абу-Даби (ОАЭ) и на авиасалоне МАКС-93 в Раменском.

После 1991 г. концепция комплекса была изменена - разработка была переориентирована на создание комплекса ракетного оружия для поставок на экспорт в качестве ракетной системы / комплекса "Club" с ракетами разных типов с вариантами базирования как для подводных лодок - Club-S (Submarine), так и для надводных кораблей - Club-N (NAVY). На базе ракеты 3М-51 с сохранением назначения и основных конструктивных особенностей создана противокорабельная ракета 3М-54. Ракета 3М-14Э разработана до 2004 г. на базе ракеты 3М-10 комплекса 3К10 "Гранат" .

Первый этап государственных испытаний комплекса "Калибр" и ракеты 3М-14 проведен ОКБ "Новатор" в 2009-2011 г.г. (концерн ПВО "Алмаз-Антей", ист. - Годовые отчеты 2009 г., 2010 г., 2011 г.). В 2011 г. начата подготовка к испытаниям комплекса "Калибр" с ракетой 3М-14 с ПЛА "Северодвинск" пр.885 (концерн ПВО "Алмаз-Антей", ист. - Годовой отчет 2011 г.).

В ВМФ России крылатые ракеты 3М-54 и 3М-14 используются в числе боевых средств ракетных комплексов "Калибр-НК" и "Калибр-ПЛ" наряду с ракетами других типов (91Р1, 91РТ2, "Оникс").

Идентификация:
- 3М-51 "Альфа" - противокорабельная ракета со сверхзвуковой боевой ступенью для ВМФ СССР.
- 3М-54 / 3М-54Э - противокорабельная ракета со сверхзвуковой боевой ступенью, экспортный вариант - обычный и укороченный и вариант для ВМФ России.
- 3М-54Э1 - противокорабельная ракета с усиленной БЧ, но без сверхзвуковой боевой ступени, экспортный вариант.
- 3М-14Э - КР для стрельбы по наземным целям, укороченный экспортный вариант.
- 3М-14 - КРБД для стрельбы по наземным целям, полноценный вариант для ВМФ России.


Ракета типа 3М-14 комплекса "Калибр", публикация 09.11.2015 г. (коллаж Министерства обороны России, источник).
Автор: DIMMI Создан: 19.10.2014 23:49:21 Комментариев: 11 Читать всю статью

АПР-3 Орел

ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение)
АПР-3 "Орел" / "Орел-М" / изделие 473
АПР-3Э "Орел-М"
АПР-3М / АПР-3МЭ "Орел-М"


Авиационная противолодочная реактивная торпеда. Разработана кооперацией предприятий во главе с НИИПГМ (позже переименован в ГНПП "Регион", ныне входит в состав корпорации "Тактическое ракетное вооружение") на базе и параллельно торпеде АПР-2. Главный конструктор - М.Лисичко. Разработка начата в 1969 г. В процессе разработки проект неоднократно корректировался и в итоге вышел на Госиспытания как "Орел-М". Разработка торпеды завершена в 1990 г. Торпеда АПР-3 "Орел-М" принята на вооружение в 1991 г.  (в 1990 г. по др.данным).


Торпеда АПР-3ЭУД на экспозиции выставки МВМС-2003, г.Санкт-Петербург (автор фото - А.В.Карпенко, "Невский Бастион").
Автор: DIMMI Создан: 16.02.2011 21:34:17 Комментариев: 2 Читать всю статью

Каталог военной техники:



Наши партнеры:






free counters

Последние комментарии

По Ираку: поставки в соответствии с распоряжением СМ СССР от 13.11.72г: 1973г...
Anonymous 2024-12-29 00:11
ОАК передала ВКС России очередной Ту-22М3 https://www.uacrussia.ru/ru/press-cente ... oy-tu-22m3
Fencer 2 2022-11-30 13:00
из книги Бурдина
Rishat 2022-11-21 16:03
Продолжение
Rishat 2022-03-17 23:39
Ту 22
Rishat 2022-03-12 00:18
Ту 22
Rishat 2022-03-12 00:16
Ту 22
Rishat 2022-03-12 00:07
Ту - 22УБ
Rishat 2022-03-12 00:03
разведчик
Rishat 2021-09-11 15:53
arma37@tank7 Wrote:Большое спасибо. :beer: boyanтебе спасибо
Rishat 2021-01-11 02:01