MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.) | Статьи

пр.1910 - UNIFORM

ДАННЫЕ НА 2017 г. (стандартное пополнение)
пр.1910 / пр.19100 "Кашалот" - UNIFORM
АС-13
АС-15
АС-33

Атомная глубоководная станция 1 ранга / специальная атомная подводная лодка / глубоководное техническое средство. Проектирование атомных глубоководных станций для выполнения специальных задач начато по Постановлению Совмина СССР 1972 г. о создании автономной атомной глубоководной станции (АГС) пр.1910 "Кашалот" и комплекса пр.1851. Головным исполнителем проектов определено ЦКБ "Волна" Минсудпрома СССР. По пр.1910 главный констркутор - Е.С.Корсуков, заместитель - С.М.Бавилин. Позже приказом министра судостроительной промышленности для проектирования АГС пр.1910 была создана специальная конструкторская группа под руководством Юрия Михайловича Коновалова. В 1974 г. СПМБ Машиностроения и ЦПБ «Волна» объединены в СПМБМ «Малахит», которому и было поручено сопровождение автономной АГС пр.1910 и комплексов пр.1851 и позже пр.1083.

В октябре 1976 г., в соответствии с Приказом Главкома ВМФ СССР, для эксплуатации глубоководных станций, по образцу отряда космонавтов, был сформирован отряд гидронавтов. Кандидаты в отряд должны были: прослужить на ПЛ ВМФ СССР не менее 5 лет, быть членом КПСС и пройти медицинскую комиссию по требованиям, которым должны были соответствовать космонавты. Формирование отряда было начато на территории 39-й бригады сроящихся подводных лодок на улице Римского-Корсакова в Ленинграде. Первым офицером отряда был Платон Александрович Чеботаев, который сформировал отряд и был назначен заместителем командира отряда. Позднее отряду предоставили небольшой городок на Шкиперском протоке, в котором до этого физики исследовали воздействие ядерного излучения на живые организмы. Там отряд просуществовал до 1992 года. В 1979 году в отряд для обучения были набраны 1-й и 2-й экипажи АГС 1-го ранга АС-13 пр.1910. В 1979 г. для базового обслуживания АГС и эксплутации их носителей на Северном флоте в губе Оленья начато формирование 29-й отдельной бригады ПЛ КСФ. В 1980 г. первые гидронавты отряда начали эксплуатацию буксируемого комплекса "Селигер" (источник).


Атомная глубоководная станция АС-33 пр.1910 - UNIFORM. Предположительно 1990-е годы (фото - US NAVY, http://www.dodmedia.osd.mil).
Автор: DIMMI Создан: 01.05.2010 10:27:38 Комментариев: 84 Читать всю статью

пр.955 - BOREI / DOLGORUKIY

ДАННЫЕ НА 2017 г. (стандартное пополнение)
пр.955 "Борей" - BOREI / BOREY / DOLGORUKIY
К-535 "Юрий Долгорукий"
К-550 "Александр Невский"
К-551 "Владимир Мономах"
пр.955А "Борей-А" / пр.955У
"Князь Владимир"
"Князь Олег"
"Генералиссимус Суворов"
"Император Александр III"
"Князь Пожарский"

Атомная подводная лодка с баллистическими ракетами (ПЛАРБ). НИР по разработке ПЛАРБ 4-го поколения c ракетным комплексом Д-11 начаты в 1978 г. Проработка проекта пр.955 "Борей-1" с комплексом БРПЛ Д-31 и пр.935 "Борей-2" с комплексом БРПЛ Д-35 начаты в ЦКБ МТ "Рубин" под руководством генерального конструктора С.Н.Ковалева (с 1990 г. - под руководством главного конструктора В.Н.Здорнова) по Постановлению Совмина СССР в ноябре 1985 г. Главный конструктор проекта "Борей" начиная с марта 2011 г. - Сергей Оттович Суханов (источник). Технические предложения по ПЛАРБ и ракетным комплексам планировалось выработать в течение 1985-1986 г.г. Технические предложения по комплексу Д-35 не были выполнены.

Разработка ПЛАРБ пр.955 с ракетным комплексом Д-19УТТХ "Барк" (12 БРПЛ) вместо комплекса Д-31 начата по Постановлению Совмина СССР от 31 октября 1989 г. (ист. - Завьялов В.С.). При разработке проекта планировалось строительство серии в 14 ПЛАРБ до 2000 г. В июне 1995 г. указом Президента России Б.Н.Ельцина начато перепроектирование пр.955 под комплекс БРПЛ Д-19УТТХ "Барк" ГРЦ им.Макеева. Хотя, по некоторым данным, технический проект ПЛАРБ пр.955 с комплексом "Барк" был завершен в начале 1990-х годов (ист. - Апальков).

Первая лодка пр.955 с ракетным комплексом "Барк" - К-535 "Санкт-Петербург" - внесена в списки кораблей ВМФ 19.08.1995 г. и 01.05.1996 г. переименована в "Юрий Долгорукий". ПЛАРБ торжественно заложена в цехе №55 ПО "Севмаш" (г.Северодвинск) 02.11.1996 г. с заводским номером 201. В результате задержки испытаний ракетного комплекса "Барк", а так же в связи с трудостами с контрагентскими поставками материалов и оборудования строительство ПЛАРБ приостановлено в середине 1997 г. Считается, что подготовка задела на первую серийную лодку проекта - зав.№202 "Александр Невский" - была начата так же в 1996 г. (ист. - Апальков).

После отказа от доведения ракетного комплекса "Барк" было принято решение перепроектировать ПЛАРБ под новый ракетный комплекс. Начиная с сентября 1998 г. по середину 1999 г. (согласно планам 1998 года) пр.955 был перепроектирован по пр.09551 под использование задела корпусов лодок пр.971 и новый ракетный комплекс "Булава". В 1990-е годы головную лодку пр.09551 лодку планировалось сдать флоту в 2001-2002 г.г.

Летом 2003 г. в цехе №55 ПО "Севмаш" произведена перестановка недостроенных корпусов подводных лодок, что позволило освободить место для официальной закладки первой серийной и второй вообще ПЛАРБ пр.955 "Борей". Озвучены планы руководства ВМФ о получении первых трех лодок проекта во Флот до 2010 г. (источник).


ПЛАРБ К-535 "Юрий Долгорукий" пр.955 на ходовых, 2009 г. (фото - ПО "Севмаш", снятие ретуши (с) MilitaryRussia.Ru).
Автор: DIMMI Создан: 14.03.2010 06:45:43 Комментариев: 152 Читать всю статью

пр.636 - Improved KILO

ДАННЫЕ НА 2017 г. (стандартное пополнение)
пр.636 / пр.636М / пр.06361 - Improved KILO
пр.06363 - Improved KILO-II

Большая дизель-электрическая подводная лодка (тип "Б"). Проект подводной лодки разработан для поставок на эксплот в Китай на базе проекта 877М - Improved KILO. Проектирование велось ЦКБ" Рубин", главный конструктор проекта - Ю.Н.Кормилицын, по состоянию на конец 2013 г. (или ранее) - Игорь Молчанов. По сравнению с базовыми модификациями пр.877 лодки пр.636 отличаются установкой нового поколения бортового оборудования и широким использованием звукопоглощающих технологий. Головная лодка пр.636 - Б-466 (будущая "Yuan Zhend 66 Hao" ВМС Китая) заложена на Адмиралтейских верфях под заводским №01616 16 июня 1996 г. Лодка спущена на воду 26 апреля 1997 г. и сдана Флоту 26 августа 1997 г. Передача лодки ВМС Китая состоялась12 ноября 1997 г. В те годы производственный цикл лодок проекта составлял чуть больше года.  В первой половине 2000-х годов производственный цикл увеличился до 1.5-2 лет и к началу 2010-х годов составлял уже от 2.5 до 4 лет.


Подводная лодка "Новороссийск" пр.06363 выходит на второй этап заводских ходовых испытаний, 21 июля 2014 г. ("Адмиралтеец" №13 / 2014 г.).
Автор: DIMMI Создан: 24.02.2013 22:45:09 Комментариев: 18 Читать всю статью

пр.885 - YASEN / GRANAY / GRANEY

ДАННЫЕ НА 2017 г. (стандартное пополнение)
пр.885 / пр.08850 "Ясень" - YASEN / GRANAY / GRANEY
К-560 / К-329 "Северодвинск"
пр.885М / пр.08851 "Ясень-М" - YASEN-II
К-561 "Казань"
К-573 "Новосибирск"
"Красноярск"
"Архангельск"
"Пермь"


Многоцелевая атомная подводная лодка с крылатыми ракетами (ПЛАРК). Разработана в СПМБМ "Малахит", главный конструктор - В.Н.Пялов (1985-2016 г.г.). НИР по разработке ПЛА 4-го поколения начаты в 1977 г. Предварительное проектирование ударной ПЛ с классическим торпедо-ракетным вооружением по пр.885 начато в 1980 г. наряду с разработкой ПЛА пр.957. Новый проект (885) сохранил определенную преемственность от ПЛА пр.971 в вопросах снижения шумности. В 1985 г. строительство лодок пр.885 было запланировано программой строительства ВМФ СССР на ближайшие 10 лет. Предполагалось строительство серии из 30 ПЛА. 30 октября 1986 г. заключен контракт №102/86-Е/554-86 между Министерством обороны СССР и СПМБМ "Малахит" на выполнение опытно-конструкторской работы (ОКР) «Проект 885» (дополнительное соглашение к контракту подписано 31 марта 2011 г.). Технический проект лодки подготовлен в конце 1980-х годов, но позже был перепроектирован с учетом изменений требований руководства ВМФ и с учетом начала испытаний перспективной и  единой для разных носителей противокорабельной ракеты  "Оникс" (1987 г.). В 1989 г. принято решение о прекращении разработки специализированных ПЛА и доработке проекта 885 под ПКР "Оникс" и КРБД "Гранат" с установкой на лодке пусковой установки вертикального пуска.


ПЛА К-329 "Северодвинск" пр.885, вероятно, 2014 г. (фото - Воркунков Максим, http://www.sevmash.ru).
Автор: DIMMI Создан: 16.03.2010 03:31:49 Комментариев: 129 Читать всю статью

пр.949А Антей - OSCAR-II

ДАННЫЕ НА 2017 г. (стандартное пополнение)
пр.949А "Антей" - OSCAR-II
К-148 "Краснодар"
К-173 "Красноярск"
К-132 "Иркутск"
К-119 "Воронеж"
К-410 "Смоленск"
  К-442 "Челябинск"
К-456 "Тверь"
К-266 "Орел"
К-186 "Омск"
К-141 "Курск"
  К-150 "Томск"
К-139 "Белгород"
К-135 "Волгоград"
К-160 "Барнаул"
 
пр.949У "Атлант" - OSCAR-II+
пр.949АМ (I)
пр.949АМ (II)

Атомная подводная лодка с противокорабельными крылатыми ракетами (ПЛАРК). Проект разрабатывался ЛМПБ "Рубин" под руководством главного конструктора П.П.Пустынцева, главный конструктор по ракетному комплексу "Гранит" - В.Н.Челомей. В августе 1977 г. после смерти Пустынцева главным конструктором стал И.Л.Баранов. Заместитель главного конструктора - О.А.Гладков (1983 г.). Проект 949А явился развитием проекта 949 с дополнительным отсеком прочного корпуса и обновленной компоновкой. Первоначальными планами предусматривалась постройка большой серии в 20 ПЛАРК проекта 949 - с учетом двух построенных ПЛАРК пр.949, вероятно, велось строительство серии в 18 ПЛАРК пр.949.

30 декабря 1980 г. головная ПЛАРК пр.949 К-525 принята в состав ВМФ СССР, а ракетный комплекс "Гранит" принят на вооружение ВМФ СССР Постановлением Совмина СССР от 12 марта 1983 г. Головная ПЛАРК нового пр.949А - К-148 - заложена в цеху №55 ПО "Севмаш" 22 июля 1982 г. Лодка выведена из цеха и спущена на воду 3 марта 1985 г. и вошла в состав Флота 30 сентября 1986 г.

Лодки проекта во Флоте имеют неофициальное название "Батон" - за форму корпуса и внушительность размеров.


ПЛАРК пр.949А OSCAR-II (http://forums.airbase.ru).
Автор: DIMMI Создан: 24.11.2011 13:51:20 Комментариев: 34 Читать всю статью

пр.677 - LADA

ДАННЫЕ НА 2017 г. (стандартное пополнение)
пр.677 / 06770 "Лада" - LADA
Б-585 "Санкт-Петербург"
пр.677Д
Б-586 "Кронштадт"
Б-587 "Великие Луки" ("Севастополь")
пр.677Э "Амур-1650"
"Амур-1650"

Большая дизель-электрическая подводная лодка ("Б"). Разработана ЦКБ МТ "Рубин", главный конструктор - Ю.Н.Кормилицын. НИОКР начаты в 1987 г. и изначально планировалось строительство большой серии подводных лодок на заводах "Ленинградское Адмиралтейское объединение" (г.Ленинград), "Севмаш"  (г.Северодвинск), "Красное Сормово" (г.Нижний Новгород) и "Им. Ленинского Комсомола" (г.Комсомольск-на-Амуре). 

Технический проект ПЛ пр.677 утвержден в 1993 г., но был отправлен на переработку. Второй вариант технического проекта утвержден в 1997 г. При создании ПЛ отработано 180 ОКР. Разработка ГАК на начальном этапе поручена НИИ "Океанприбор", но предложенный ими проект ГАК по массо-габаритным характеристикам не мог быть размещен на ПЛ пр.677. Генеральный директор ЦКБ МТ "Рубин" И.Д.Спасский добился решения Минсудпрома о передаче разработки ГАК радиоэлектронному ПО "Волна" (г.Москва). Летом 2005 г. к доводке ГАК в качестве основного исполнителя подключилось ФГУП НПО "Электроприбор" (г.Санкт-Петербург, договор от апреля 2006 г.).

Головные лодки серии - пр.677 "Лада" - Б-585 (иногда встречается название Б-100 и С-100, заводской №01570) и головная пр.677Э "Амур" ("Амур-1650") заложены на заводе ФГУП "Адмиралтейские верфи" (г.Санкт-Петербург) 26 декабря 1997 г. В 1997 г. ПЛ Б-585 получила название "Санкт-Петербург". В течение 1998-2001 г.г. (по данным на 1 апреля 2002 г.) на строительство головной ПЛ пр.677 "Адмиралтейскими верфями" было затрачено 335.1 млн рублей, в том числе из федерального бюджета 263.1 млн руб (включая 175.5 млн руб  в 2001 г.). В первом квартале 2002 г. федеральное финансирование строительства заказа не велось (источник).

Головная лодка спущена на воду 28 октября 2004 г. Сдача ПЛ ВМФ планировалась в 2006 г. (не состоялась в срок). 14-21 декабря 2005 г. ПЛ "Санкт-Петербург" совершила первый выход в море на испытания, совершено первое погружение. По данным СМИ в 2006 г. лодка должна была приступить к государственным испытаниям, но до первой половины 2008 г. (как минимум) проходила заводские ходовые испытания с доводкой узлов и комплексов ПЛ. По состоянию на 2009 г. принятие лодки ВМФ планируется на 2009-2010 г.г. В феврале 2010 г. объявлено, что головная лодка "Санкт-Петербург" до лета будет принята в опытную эксплуатацию ВМФ и 22.04.2010 г. ВМФ подписал приемный акт головной лодки Б-585 "Санкт-Петербург", лодка принята в опытную эксплуатацию. 8 мая 2010 г. на ПЛ Б-585 "Санкт-Петербург" поднят флаг ВМФ России.


ПЛ Б-585 "Санкт-Петербург" пр.677 на Неве в Санкт-Петербурге в День ВМФ, 25.07.2010 г. (фото - Дмитрий Шипуля, http://militaryrussia.ru/forum).
Автор: DIMMI Создан: 02.07.2009 02:16:11 Комментариев: 95 Читать всю статью

пр.877 - KILO / Improved KILO

ДАННЫЕ НА 2017 г. (стандартное пополнение)
пр.877 "Палтус" / пр.877Э / пр.877ЭКМ "Варшавянка" - KILO
пр.877М / пр.877ЭКМ (последние 2 шт) / пр.08773 - Improved KILO
пр.636 / пр.636М / пр.06361 - Improved KILO
пр.06363 - Improved KILO-II


Большая дизель-электрическая подводная лодка (тип "Б"). Разработка проекта начата по тактико-техническому заданию утвержденному ВМФ СССР в 1974 г. Проектирование велось ЦКБ" Рубин" (ЦКБ-18) совместно с НИИ им. академика Крылова, главный конструктор проекта - Ю.Н.Кормилицын. Технический проект лодки утвержден Главкомом ВМФ СССР 20 декабря 1976 г. Подготовка к производству головной лодки проекта на судостроительном заводе №199 "Им. Ленинского Комсомола" (г.Комсомольск-на-Амуре) начата в 1979 г. Закладка головной лодки Б-248 состоялась 16 марта 1980 г. Лодка спущена на воду 12 сентября 1980 г. и сдана ВМФ СССР 31 декабря 1980 г.


ПЛ Б-871 "Алроса" пр.877В KILO, Черное море, 20 января 2007 г. (фото - Виталий Костриченко, http://forums.airbase.ru).

Автор: DIMMI Создан: 20.06.2009 23:04:28 Комментариев: 89 Читать всю статью

пр.641Б - TANGO

ДАННЫЕ НА 2012 г. (стандартное пополнение)
пр.641Б "Сом" - TANGO

Большая (океанская) дизель-электрическая подводная лодка (тип "Б"). Новый проект большой лодки разработан на базе ПЛ пр.641 ЦКБ МТ "Рубин". Главный конструктор - З.А.Дерибин, позже - Ю.Н.Кормилицын. Строительство серии лодок велось на заводе №112 "Красное Сормово" (г.Горький) в период с 1971 г. (головная ПЛ Б-443 заложена 17 сентября 1971 г., спущена на воду 2 сентября 1972 г., принята ВМФ 30 декабря 1972 г.) по 1982 г. Всего построено 18 ПЛ. Сдача лодок Флоту происходила на доводочной базе завода в г.Севастополь. ПЛ пр.641Б входили в состав Черноморского (Б-380), Северного и Балтийского флотов.
 


Подводная лодка пр.641Б - TANGO (http://militaryphotos.net).

Автор: DIMMI Создан: 15.06.2009 13:59:38 Комментариев: 37 Читать всю статью

пр.675Н / пр.06754

ДАННЫЕ НА 2017 г. (в работе)
пр.675Н / пр.06754
КС-86

Атомная подводная лодка специального назначения (ПЛАСН) / опытно-экспериментальная лодка-носитель атомных глубоководных станций (АГС). Проектирование атомных глубоководных станций для выполнения специальных задач начато по Постановлению Совмина СССР 1972 г. о создании атомной глубоководной станции (АГС) пр.1910 "Кашалот" и комплекса пр.1851 с ПЛАСН-носителем пр.675Н и АГС пр.18510. Головным исполнителем проектов АГС определено ЦКБ "Волна" Минсудпрома СССР. Главный конструктор комплекса пр.1851 - С.М.Бавилин. На должность заместителей Бавилин С.М. пригласил Терешкина В.М. и Дубницкого Д.Н., на должность ведущих конструкторов - Уварова В.А. и Дешкина Е.А., а главным конструктором энергетической установки - Романова Б.Л. При проектировании вероятно был учтен опыт эксплуатации глубоководного комплекса "Селигер".

В качестве носителя АГС была определена переоборудованная ПЛАРК пр.675. Проект модернизации по пр.675Н был поручен ЛПМБ "Рубин". В 1973 г. завершен технический проект АГС пр.18510. В 1974 г. СПМБ Машиностроения и ЦПБ «Волна» были объединены в СПМБМ «Малахит», которому и было поручено сопровождение АГС пр.1910 и комплекса пр.1851.

Флот выделил для модернизации по проекту ПЛАРК К-170 пр.675 11-й дивизии 1-й флотилии ВМФ СССР. После модернизации лодка получила название КС-86. Переоборудование ПЛА-носителя начато на СРЗ "Звездочка" в Северодвинске в январе 1973 г. и завершено в 1981 г.  (спуск на воду - декабрь 1980 г.). В 1978 г. в сформированный ВМФ отряд гидронавтов для обучения были набраны 1-й и 2-й экипажи головной станции АС-23 комплекса пр.1851. В 1981 г. опытная ПЛАСН КС-86 включена в состав 6-го отдельного дивизиона ПЛ (позже - 29-я отдельная бригада ПЛ) Северного флота, пункт базирования - губа Оленья. В 1983-1984 г.г. начаты испытания лодки-носителя в составе комплекса с АГС пр.18510. Опытовая АГС проекта - АС-23 - в ходе прохождения испытаний в 1986 г. впервые осуществила подводную стыковку с лодкой- носителем пр.675Н (источник).

24 июня 1991 г. ПЛАСН КС-86 исключена из боевого состава Флота и поставлена на прикол в губе Оленья. В 2000-2001 г.г. ПЛ переведена для утилизации в СРЗ "Нерпа". 2004-2005 г.г. - лодка утилизирована на СРЗ "Нерпа".


ПЛА-носитель КС-86 пр.675Н, опубликовано  в 2011 г. (фото из архива sam7, http://forums.airbase.ru).
Автор: DIMMI Создан: 16.01.2017 22:08:35 Комментариев: 3 Читать всю статью

пр.1851 / 18510 / 18511 - X-RAY / PALTUS

ДАННЫЕ НА 2014 г. (стандартное пополнение)
Комплекс пр.1851, лодка пр.18510 "Нельма" - X-RAY / NELMA
АС-23
пр.18511 "Палтус" - PALTUS

АС-21
АС-35

Атомная глубоководная станция / специальная атомная подводная лодка / глубоководное техническое средство (подобные наименования используются в некоторых источниках). Проектирование атомных глубоководных станций для выполнения специальных задач начато по Постановлению Совмина СССР 1972 г. о создании атомной глубоководной станции (АГС) пр.1910 "Кашалот" и комплекса пр.1851. Головным исполнителем проектов определено ЦКБ "Волна" Минсудпрома СССР. Главный конструктор комплекса пр.1851 - С.М.Бавилин. На должность заместителей Бавилин С.М. пригласил Терешкина В.М. и Дубницкого Д.Н., на должность ведущих конструкторов - Уварова В.А. и Дешкина Е.А., а главным конструктором энергетической установки - Романова Б.Л. При проектировании вероятно был учтен опыт эксплуатации глубоководного комплекса "Селигер".

В качестве носителя АГС была определена переоборудованная ПЛАРК пр.675. Проект модернизации по пр.675Н был поручен ЛПМБ "Рубин". Флот выделил для модернизации по проекту ПЛАРК К-170 пр.675 11-й дивизии 1-й флотилии ВМФ СССР. После модернизации лодка получила название КС-86. Переоборудование ПЛА-носителя начато на СРЗ "Звездочка" в Северодвинске в январе 1973 г. и завершено в 1981 г. В 1973 г. завершен технический проект АГС пр.18510. После защиты технического проекта главным конструктором С.М.Бавилиным было предложено полностью изменить техпроект - особенно в части энергетической установки. Решение было поддержано заказчиком в лице Главкома ВМФ СССР С.Горшкова. В 1974 г. СПМБ Машиностроения и ЦПБ «Волна» были объединены в СПМБМ «Малахит», которому и было поручено сопровождение АГС пр.1910 и комплекса пр.1851. В 1978 г. в сформированный ВМФ отряд гидронавтов для обучения были набраны 1-й и 2-й экипажи головной станции АС-23 комплекса пр.1851.

Опытовая АГС проекта - АС-23 - в ходе прохождения испытаний в 1986 г. впервые осуществила подводную стыковку с лодкой- носителем (источник). АС-23 принята в состав Флота 30 декабря 1986 г. По состоянию на осень 2011 г. ПЛ АС-23 уже несколько лет находилась в Северодвинске у стенки СРЗ "Звездочка". 2 февраля 2012 г. во время пресс-тура АГС АС-23 была обнаружена в цеху СРЗ "Звездочка", где, вероятно, проходит ремонт (возможно, с модернизацией).


АГС АС-23 пр.18510 "Нельма" - X-RAY рядом с АГС пр.1910 у стенки СРЗ "Звездочка" в Северодвинске, 18.11.2010 г. (фото - maverick, http://www.klubsmi.ru).

Автор: DIMMI Создан: 24.06.2011 21:01:37 Комментариев: 65 Читать всю статью

пр.09787 - DELTA-IV STRETCH

ДАННЫЕ НА 2016 г. (стандартное пополнение)
пр.09787 - DELTA-IV STRETCH
БС-64 "Подмосковье"

Атомная подводная лодка специального назначения (ПЛАСН) / научно-исследовательская подводная лодка (НИПЛ). Лодка-носитель атомных глубоководных станций (АГС) разработана на базе ПЛАРБ пр.667БДРМ ЦКБ МТ "Рубин" по заказу ГУГИ Министерства обороны России. В 1999 г. ПЛАРБ К-64 пр.667БДРМ - DELTA-IV (зав.№381 / 07381, заложена 18.12.1982 г. на ПО "Севмаш") поставлена к стенке ЦС "Звездочка" (г.Северодвинск) для дальнейшего ремонта с переделкой по пр.09787.

26 февраля 2004 г. ЦКБ МТ "Рубин" заключен контракт №52-04 на проведение ОКР «Грунт-1» - предположительно по созданию комплекса оборудования для ПЛ пр.09787 (источник). В том же 2004 г. в рамках федеральной целевой программы "Мировой океан" принята подпрограмма "Создание технологий для освоения ресурсов и пространств Мирового Океана" в рамках которой разработаны проектно-конструкторские решения по использованию научно-исследовательской подводной лодки (НИПЛ) в интересах освоения шельфа (работы с потенциально-опасными подводными объектами - ППОО, подледная геологоразведка и т.п.). Работы по НИПЛ нашли применение при разработке проекта бортового научно-исследовательского комплекса (КНИБ) заказа №381 (ПЛА пр.09787) и в начатых работах по подготовке проекта постановления Правительства РФ по использованию НИПЛ для коммерческих целей (источник).

08 февраля 2008 г. между ЦС "Звездочка" и ЦКБ МТ "Рубин" заключен договор №178-07/600 на выпуск рабочей конструкторской документации по пр.09787, со сроком исполнения - декабрь 2013 г., сумма договора - 348,6 млн. руб (источник). Договор №85-08/600 на техническое сопровождение переоборудования заказа зав. №381 заключен 13.12.2008 г., срок исполнения – декабрь 2015 г., сумма - 443,7 млн. руб (источник, ЦКБ МТ "Рубин" годовой отчет за 2012 г.). По состоянию на 2012 г. ПЛ находится с вырезанным ракетным отсеком в цехе №15 ЦС "Звездочка", на лодке ведутся работы по переоборудованию. Прогнозируемый срок готовности - 2014 -2015 г.г.  В 2015 г. по заказу зав.№381 «Подмосковье» получено заключение
ОНТЦ «Румб», АО «ОСК», Минпромторг РФ по уровню цены переоборудования лодки. Заключение направлено в Министерство обороны России для пересмотра цены по контракту (ист. - Годовой отчет ЦС "Звездочка" за 2015 г.).

11 августа 2015 г. состоялся вывод ПЛА БС-64 "Подмосковье" из эллинга ЦС "Звездочка". Передача лодки Флоту ожидалась в конце 2015 г., но в 2015 г. сдача лодки Флоту запланирована на 2016 г. (ист. - Годовой отчет ЦС "Звездочка" за 2015 г.). 22 октября 2016 г. ПЛАСН БС-64 "Подмосковье" вышла из Северодвинска на первый этап ходовых испытаний в Белое море (источник). После ходовых и государственных (ноябрь-декабрь 2016 г.) испытаний ПЛАСН передана Флоту 26 декабря 2016 г. и после передачи Флоту лодка, вероятно, войдет в состав 29-й отдельной бригады подводных лодок Северного флота (губа Оленья).


Возвращение ПЛАСН пр.09787 БС-64 "Подмосковье" из первого выхода на ходовые испытания, г.Северодвинск, 12.11.2016 г. (http://zvezdochka-ru.livejournal.com/).
Автор: DIMMI Создан: 06.09.2013 02:17:43 Комментариев: 19 Читать всю статью

пр.09786 - DELTA-III STRETCH

ДАННЫЕ НА 2016 г. (стандартное пополнение)
пр.09786 "Грунт-1" - DELTA-III STRETCH
БС-136 "Оренбург"

Атомная подводная лодка специального назначения (ПЛАСН) / большая научно-исследовательская ПЛА-носитель с дополнительными спасательными функциями "Грунт-1" (ист. - "О генеральном.."). Лодка-носитель разработана на базе ПЛАРБ пр.667БДР - DELTA-III в ЦКБ МТ "Рубин" по заказу ГУГИ Министерства обороны России. Главный конструктор - Е.А.Горигледжан (ист. - "О генеральном.."). Предназначение - транспортировака атомных глубоководных станций (АГС) в район выполнения задач, дополнительные функции - выполнение спасательных работ - планировалось реализовать на второй лодке проекта (ист. - "О генеральном.."). Создание эскизного проекта комплекса второго поколения пр.10830 / пр.1083 с глубоководной станцией пр.10831 ("Лошарик") и ПЛА-носителем пр.09786 "Оренбург" (БС-136) велось с использованием опыта создания экспериментальных комплексов пр.1851. Откорректированный технический проект пр.10830 / 1083К комплекса (в части АГС)  представлен и защищен в мае 1992 г. Кроме АГС пр.10831 лодка-носитель пр.09786 может нести АГС АС-35 пр.18511 "Палтус".

Переоборудование ПЛАРБ К-129 (заводской №398) пр.667БДР начато ЦС "Звездочка" в Северодвинске в мае 1994 г. и завершено 23 декабря 2002 г. К марту 2005 г. лодка предположительно принята Флотом в состав 29-й отдельной бригады ПЛ Северного флота, губа Оленья (источник). В период с 2004 по 2007 г.г. проведены заводские, государственные и глубоководные испытания специальной опытовой атомной глубоководной станции  пр.10831 АС-12 - LOSHARIK в Белом, Баренцевом, Норвежском и Гренландском морях. Носителем АГС являлась ПЛАСН пр.09786 БС-136 "Оренбург" (источник).

Возможно, в период 2008-2010 г.г. лодка дорабатывалась по итогам эксплуатации и испытаний АГС пр.10831 АС-12 - LOSHARIK в 2004-2007 г.г. Такой вывод косвенно подтверждает то, что ходовые испытания лодки состоялись в августе-сентябре 2011 г. (источник). По неподтвержденным данным 6 января 2013 г. на ПЛ спущен Флаг ВМФ и лодка выведена из состава Флота, но при этом в конце июля 2013 г. лодку посетила делегация Оренбургской области (см.ниже). В любом случае в 2013 г. ожидался вывод ПЛ-носителя из состава Флота (источник).


ПЛАСН БС-136 "Оренбург" пр.09786, Североморск, 13 августа 2013 г. (фото - Сергей Киценко, http://vk.com/russian_fleet).
Автор: DIMMI Создан: 06.09.2013 02:20:08 Комментариев: 6 Читать всю статью

Клавесин-2Р-ПМ

ДАННЫЕ НА 2016 г. (в работе)
"Клавесин-2Р-ПМ"


Автономный необитаемый подводный аппарат. Разработка аппарата ведется ЦКБ МТ "Рубин" (г.Санкт-Петербург) по государственному контракту №748/31/664ПМ-2009/27-09 от 19.05.2009 г. заключенному с Министерством обороны Российской Федерации (источник).

Испытания НПА "Клавесин-2Р-ПМ" начаты в 2016 г. По состоянию на конец сентября 2016 г. аппарат прошел бассейновые испытания, парные испытания оборудования и находится на испытаниях на Черном море. Завершение испытаний планируется на 2017 г. (источник).

АНПА типа «Клавесин-2Р» создаются ЦКБ МТ «Рубин» совместно с Институтом проблем морских технологий Дальневосточного отделения РАН (ИПМТ ДВО РАН, г. Владивосток), и являются дальнейшим развитием разработанного указанным институтом АНПА «Клавесин-1Р». Согласно публиковавшейся ранее информации АНПА «Клавесин-2Р» войдут в состав комплекса оборудования ПЛАСН пр.09852 БС-139 "Белгород" и пр.09787 БС-64 "Подмосковье" (источник).

Назначение аппарата: поисковые операции и исследования морского дна.


Необитаемый подводный аппарат "Клавесин-2Р-ПМ" (http://ckb-rubin.ru/).
Автор: DIMMI Создан: 29.09.2016 15:55:22 Комментариев: 1 Читать всю статью

Хаски (проект СПМБМ Малахит)

ДАННЫЕ НА 2016 г. (стандартное пополнение)
"Хаски" (проект)


Проект многоцелевой атомной подводной лодки с крылатыми ракетами (ПЛАРК) 5-го поколения. Разработка ПЛА 5-го поколения ведется в СПМБМ "Малахит", о чем впервые сообщено в СМИ 16.12.2014 г. Одновременно сообщается, что разработка ведется КБ в инициативном порядке, без технического задания Министерства обороны России. 17 марта 2016 г. СМИ сообщили название проекта - "Хаски". Первые же высказывания руководителей СПМБМ "Малахит" по поводу ПЛА 5-го поколения зафиксированы в СМИ 09.02.2014 г. (источник).

07 июля 2015 г. сообщается (СМИ, 07.07.2015 г., источник), что ПЛА проектируется СПМБМ "Малахит" на одной базовой платформе в двух вариантах:
- многоцелевая ПЛА ориентированная на борьбу с ПЛА противника;
- противоавианосная ПЛАКР;

08 августа 2016 г. сообщается, что заключен контракт между СПМБМ "Малахит" и Министерством обороны России на разработку лодки. Видимо, речь идет о НИР по выработке облика будущей субмарины, а техническое проектирование лодки начнется после 2020 г.

Строительство новой ПЛА планируется начать на ПО "Севмаш" до 2020 г. (СМИ, 28.07.2015 г., источник).

Других данных нет.
Автор: DIMMI Создан: 17.03.2016 22:31:29 Комментариев: 3 Читать всю статью

пр.949 Гранит - OSCAR-I

ДАННЫЕ НА 2012 г. (стандартное пополнение)
пр.949 "Гранит" - OSCAR-I

Атомная подводная лодка с противокорабельными крылатыми ракетами (ПЛАРК) / подводный ракетный крейсер 1 ранга. Исследования облика носителя противокорабельных крылатых ракет нового третьего поколения начаты в 1967 г. В ходе изысканий было установлено, что поражение авианосца в составе перспективного авианосного ордера с помощью сверхзвуковых ПКР возможно при наряде в 20-24 ПКР в залпе. Тактико-техническое задание на создание "тяжелого подводного ракетного крейсера" и нового ракетного комплекса оперативного назначения "Гранит" формировалось 1-м ЦНИИ МО СССР в течение 1969 г. Параллельно, еще до начала эскизного проектирования, в ЦКБ-18 проводились предварительные проработки вариантов подводной лодки с учетом возможностей разработчиков компонентов корабля. В итоге на согласование ТТЗ потребовалось лишь около двух месяцев. При разработке ТТЗ Главным штабом ВМФ СССР предложена следующая концепция применения ПЛАРК:
- число ПКР в залпе одной ПЛАРК должно обеспечивать поражение авианосца в составе АУГ;
- число ПЛАРК в составе ВМФ должно быть не менее возможного числа АУГ вероятного противника с учетом резерва;
- характеристики ПЛАРК должны обеспечить развертывание наших противоавианосных сил в любом районе океана с обеспечением контакта с АУГ при любых её маневрах;

При разработке ПЛАРК использованы в том числе наработки по ПЛА пр.661 РАРА. Постановлением Совмина СССР от 10 июля 1969 г. о проведении ОКР "Гранит" по созданию ракетного комплекса срок начала совместных испытаний комплекса назначался на второй квартал 1973 г. Постановлением Совмина СССР от 16 июля 1970 г. принято решение о проектировании ПЛАРК пр.949 с включением её в планы судостроения на 1971-1980 г.г.  Проект разрабатывался ЦКБ-18 (ЛМПБ "Рубин") под руководством главного конструктора П.П.Пустынцева, главный конструктор по ракетному комплексу "Гранит" - В.Н.Челомей. В августе 1977 г. после смерти Пустынцева главным конструктором стал И.Л.Баранов. Заместитель главного конструктора - О.А.Гладков (1983 г.).

На первом этапе разработки эскизного проекта рассмотрено более 100 вариантов компоновки корабля. В итоге на Президиум научно-технического совета Минсудпрома СССР представлено два варианта компоновки - вариант максимально удовлетверяющий требованиям ТТЗ ВМФ и вариант с ограниченными тактико-техническими элементами, позволяющими осуществить строительство ПЛАРК на внутренних судостроительных заводах страны (ССЗ "Красное Сормово" в г.Горький и ССЗ им Ленинского Комсомола в г.Комсомольск-на-Амуре). Эскизный проект утвержден в первом варианте 15 марта 1971 г. Технический проект лодки утвержден в июле 1972 г.  Первоначальными планами предусматривалась постройка большой серии в 20 ПЛАРК проекта. В процессе разработки лодки была создана буксируемая модель длиной 25 м, которая проходила испытания разного рода на Ладожском обере и в Севастополе.


ПЛАРК К-525 "Архангельск" пр.949 "Гранит" - OSCAR-I (исходное фото из архива Tor, обработано, http://tsushima.su).
Автор: DIMMI Создан: 24.11.2011 17:52:28 Комментариев: 4 Читать всю статью

пр.10830 / пр.10831 / пр.210 - LOSHARIK

ДАННЫЕ НА 2016 г. (стандартное пополнение)
Комплекс пр.10830 "Калитка" / 1083К, АГС пр.10831 / "пр.210 Лошарик" - LOSHARIK
АС-31

Атомная глубоководная станция 1 ранга / специальная атомная подводная лодка / глубоководное техническое средство (ГТС) - компонент комплекса пр.1083К. Глубоководная атомная станция спроектирована СПМБМ "Малахит". Главный конструктор - С.М.Бавилин (после 2001 г., вероятно, Коновалов Ю.М.). Создание эскизного проекта комплекса второго поколения пр.10830 / пр.1083 с глубоководной станцией пр.10831 и ПЛА-носителем пр.09786 "Оренбург" (БС-136) велось с использованием опыта создания экспериментальных комплексов пр.1851. После защиты эскизного проекта АГС пр.10830 оформлено Постановление СМ СССР о создании АГС пр.10831 с полисферическим прочным корпусом. Организовано выполнение ОКР по отработке технологии изготовления полисферического прочного корпуса и моноблоков легковесного заполнителя, а так же по созданию комплектующего станцию оборудования. Судя по всему, к 1988-1990 г.г. разработаны и утверждены технический и рабочий проекты станции. Разработка проектов велась одновременно с макетированием размещения оборудования в сферических отсеках лодки. В 1991 г. при практически готовых блоках прочного корпуса АГС по техническому заданию заказчика  выполнена корректировка технического проекта 10830 в части размещения в носовой части АГС дополнительного вооружения (вероятно, систем специального оборудования). Откорректированный технический проект пр.10830 / 1083К комплекса представлен и защищен в мае 1992 г.

Данные содержащиеся в настоящей статье являются гипотетическими и прикидочными. Все факты и данные либо вымышленные либо основаны на открытых и несекретных источниках информации (см.ниже).


Предположительно на фото АГС пр.10831 АС-31 зав.№01210 "Лошарик". По версии источника снимок выполнен в районе Северодвинска. Дата снимка неизвестна - вряд ли ранее 2005 г. и не позже лета 2014 г. (журнал Top Gear via http://forums.airbase.ru).

Автор: DIMMI Создан: 10.06.2011 15:55:15 Комментариев: 181 Читать всю статью

пр.971 - AKULA

ДАННЫЕ НА 2016 г. (стандартное пополнение)
пр.971 / 09710 "Барс" / "Щука-Б" - AKULA
пр.971, пр.971И / 09719 "Ирбис" - Improved AKULA
пр.971 / пр.971У - AKULA-II
пр.971 / пр.971М (?) (К-335) - AKULA-III
пр.971М - AKULA-IV


Многоцелевая атомная подводная лодка. Разработка ПЛА пр.971 начата СКБ-143 "Малахит" (г.Ленинград, главный конструктор Георгий Николаевич Чернышов, с августа 1976 г., после 1997 г. - Ю.И.Фарафонтов) по ТТЗ 1972 г. "разработка большой атомной многоцелевой подводной лодки 3-го поколения" в качестве аналога ПЛА пр.945 с заменой в конструкции титановых сплавов стальными. В проекте использованы проработки по малошумным ПЛА пр.991 и пр.958. Краткий эскизный проект (аванпроект) разработан к началу 1976 г. В разработке технического проекта, работа над которым начата по совместному решению МСП и ВМФ от 27 июля 1976 г., принял участие ЦНИИ им. академика А.Н.Крылова (особенно в части снижения шумности ПЛА). Группа главного конструктора сформирована в августе 1976 г.

С 1968 г. в НИТИ силами завода «Красное Сормово» начат монтаж берегового прототипа энергетических отсеков ПЛА пр.971- стенда КВ-1. С 1972 г. работы на строительстве прототипа продолжены силами ЛАО. Строительство установки завершено 25 декабря 1975 г., а окончательная сдача в эксплуатацию из-за массы неисправностей, обнаруженных в ходе горячих испытаний, произошла 24 декабря 1976 г. Монтаж системы автоматического управления ГЭУ проводили представители НПО «Аврора» (ист. - Шумаков).

Проектирование: разработка технического проекта лодки велась с сентября 1976 г. по май 1977 г. Одна из основных задач, которая стояла перед разработчиками - удержание ПЛА в рамках водоизмещения заявленного в эскизном проекте. Технический проект рассмотрен 1 ЦНИИ МО СССР (кораблестроения) в июне 1977 г. и утвержден 13 сентября 1977 г. с оговорками, что в процессе разработки чертежей и строительства надо обеспечить еще большее снижение шумности, размещение пусковых установок СГПД, размещение КРБД с возможностью применения по береговым целям. После получения информации о нововведениях на американской ПЛА типа Los-Angeles, которые выразились в установке ГАС с цифровой обработкой сигналов, снижающей влияние собственных шумов ПЛА, а так же с учетом пожеланий руководства ВМФ оснастить ПЛА КРБД "Гранат" (постановление СМ СССР от 26 мая 1978 г.) проект был переработан дополнительно под установку ГАК "Скат-3", что потребовало изменения конструкции корпуса. Проект сдан в 1980 г.



ПЛА Chakra / К-152 "Нерпа" пр.971И - Improved AKULA на пути в Индию, конец марта 2012 г. (http://www.militaryphotos.net).

Автор: DIMMI Создан: 06.10.2009 20:44:50 Комментариев: 68 Читать всю статью

ПЛА 5-го поколения (проект ЦКБ МТ Рубин)

ДАННЫЕ НА 2016 г. (стандартное пополнение)
ПЛА 5-го поколения (проект)

Атомная ударная подводная лодка 5-го поколения. 18 марта 2013 г. СМИ сообщили, что ЦКБ МТ "Рубин" приступило к НИР по определению облика атомной подводной лодки нового (пятого) поколения. Руководитель группы разработки подводных лодок - Сергей Суханов (СМИ, 12.11.2013 г., источник). Так же можно предположить, что свой проект автомной ударной подводной лодки предложит СПМБМ "Малахит", что позже подтверждено (см. проект "Хаски"). 20 июня 2015 г. представители ЦКБ МТ "Рубин" подтвердили то, что работы по начальному проектированию ПЛА ведутся (СМИ, 20.06.2016 г., источник).

Других данных пока нет.
Автор: DIMMI Создан: 21.03.2013 00:58:02 Комментариев: 11 Читать всю статью

пр.667БДРМ Дельфин - DELTA-IV

ДАННЫЕ НА 2016 г. (стандартное пополнение)
пр.667БДРМ "Дельфин" - DELTA-IV
К-51 "Верхотурье"
К-84 "Екатеринбург"
К-64 "Помосковье"
К-114 "Тула"
К-117 "Брянск"
К-18 "Карелия"
К-407 "Новомосковск"

Подводная атомная лодка с баллистическими ракетами (ПЛАРБ). Проект ПЛАРБ разработан ЦКБ МТ "Рубин" (г.Ленинград), главный конструктор - С.Н.Ковалев. Постановление Совмина СССР о разработке ПЛАРБ с ракетным комплексом Д-9РМ вышло 10 сентября 1975 г.

Строительство серии лодок велось в Северодвинске ПО "Севмаш". Головная лодка К-51 (зав.№379) заложена 23 февраля 1981 г., спущена на воду 7 марта 1984 г.  и принята Флотом 29 декабря 1984 г.


Погружается ПЛАРБ пр.667БДРМ "Дельфин" - DELTA-IV (источник).
Автор: DIMMI Создан: 17.11.2012 00:59:26 Комментариев: 34 Читать всю статью

ПЛ 5-го поколения

ДАННЫЕ НА 2016 г. (стандартное пополнение)
НИР по проекту нАПЛ 5-го поколения "Калина"

Неатомная подводная лодка 5-го поколения. 18 марта 2013 г. СМИ сообщили, что ЦКБ МТ "Рубин" приступило к НИР по определению облика неатомной подводной лодки нового (пятого) поколения. НИР "Калина-ВМФ" завершена в декабре 2014 г. - в результате выполнения НИР подготовлен аванпроект многоцелевой неатомной подводной лодки с двумя вариантами двигательной установки - традиционным и ВНЭУ (ист. - ОСК. Годовой).

24.04.2013 г. сообщается уже о начале проектирования лодки - вероятно речь о проведении НИР. Главком ВМФ Виктор Чирков сообщил, что проектирование нАПЛ "Калина" ведется. 21.01.2016 г. Согласно годовому отчету ОСК за 2014 г. проектирование лодки планировалось начать в 2015 г. 19.02.2014 г.  Вице-адмирал Александр Федотенков заявил, что ведутся подготовительные работы по проектированию подводной лодки (источник).

По состоянию на начало июля 2013 г. планируется создание лодки в 2018 г. (источник). Согласно заявлению Главкома ВМФ России Виктора Чиркова (первая половина 2013 г.) серийное производство неатомных ПЛ 5-го поколения начнется не ранее 2030 г. 05.11.2013 г. газета ОАО "Адмиралтейские верфи" сообщала название проекта нАПЛ 5-го поколения - "Калина".


Других данных пока нет.
Автор: DIMMI Создан: 21.03.2013 00:54:29 Комментариев: 12 Читать всю статью

Каталог военной техники:



Наши партнеры:






free counters

Последние комментарии

из книжки В.С. Верба Авиационные комплексы радиолокационного дозора и наведения pilot
Зюзя 2015-04-30 00:52
Начал выкладку, фотографии редкие, кстати...
DIMMI 2013-05-02 00:25