РК-55 / 3К12 Рельеф - SSC-X-4 SLINGSHOT | MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.)

РК-55 / 3К12 Рельеф - SSC-X-4 SLINGSHOT

Автор: DIMMI
Создана: 04.11.2011 12:02:28
Изменена: 03.12.2015 14:31:23
Комментариев: 0
Категории: ЗЕМЛЯ / Крылатые ракеты земля-земля / Комплекс РК-55 / 3К12 Рельеф - SSC-X-4 SLINGSHOT /

ДАННЫЕ НА 2014 г. (стандартное пополнение)
Комплекс РК-55 / 3К12 / 9А2413 "Рельеф", ракета КС-122 / 9Б2413 - SSC-X-4 SLINGSHOT / TOMAHAWKSKI


Крылатая ракета большой дальности / подвижный ракетный комплекс с КРБД / оперативно-стратегический ракетный комплекс. Официальное проектирование комплексов с крылатыми ракетами большой дальности воздушного и морского базирования начато в СССР по Постановлению Совмина СССР от 9 декабря 1976 г. Разработка наземного комплекса "Рельеф" с ракетой КС-122 поручена ОКБ "Новатор" (г.Свердловск) в 1983 г. с использованием опыта создания и на базе морского комплекса "Гранат" с КРБД 3М10. Главный конструктор - Л.В.Люльев, ответственный руководитель работ по направлению от КБ "Новатор" и первый заместитель главного конструктора - А.Ф.Усольцев. От МАП СССР разработку курировал заместитель министра М.А.Ильин. Комплекс создавался в противовес американскому наземному комплексу с КРБД GLCM / BGM-109G Tomahawk. Решением МАП СССР устанавливался срок создания комплекса в 2 года.

Оперативно-стратегический ракетный комплекс "Рельеф" предназначался для решения оперативно-стратегических задач на континентальном театре боевых действий путем поражения административно-политических и крупных военно-промышленных центров с заранее известными координатами. Комплекс обеспечивал боевое применение в любое время суток и года, в любых метеоусловиях, в условиях гористой и труднопроходимой местности.

Разработка автономной самоходной пусковой установки (АСПУ), транспортно-заряжающей машины, машины боевого управления (МБУ) и комплекса наземного оборудования велась НПП "Старт" (КБ компрессорного машиностроения, г.Свердловск), руководитель работ - заместитель главного конструктора И.И.Воронин. Транспортная машина 9Е2413 и заряжающая машина 9Ж2413 для ракетного комплекса разработаны КБ Новокраматорского машиностроительного завода (г.Краматорск, Украина, источник). Аппаратура предстартового контроля ракет, бортовое оборудование и систему подготовки и ввода полетных заданий разрабатывало НИИ-25 / НИИ приборостроения (г.Москва, директор - Алексей Сергеевич Абрамов), ответственный руководитель по направлению - заместитель главного конструктора / директора А.Ф.Касаткин.

Внутреннее название ракеты в КБ "Новатор" - КС-122.


Самоходная пусковая установка 9В2413 комплекса РК-55 "Рельеф" - SSC-X-4 SLINGSHOT (Soviet Military Power, 1989 г.).






СПУ 9В2413 комплекса РК-55 "Рельеф" - SSC-X-4 SLINGSHOT, на пусковой установке только 2 ТПК с ракетами, база ВВС в Елгаве, фото сделано перед уничтожением средств комплекса, октябрь 1988 г. (фото из архива пользователя СеРЖ, http://offtop.ru).

Опытные образцы машин комплекса в рекордные сроки были собраны на НПП "Старт" и в 1984 г. прошли автономные испытания. Создание комплекса и принятие его на вооружение заданы Постановлением СМ СССР №108-32 от 4 октября 1984 г. Летно-конструкторские испытания комплекса велись на полигоне 929 ГЛИЦ ВВС Минобороны СССР в Ахтубинске в 1983-1986 г.г. - произведено 4 пуска макетов ракет и 6 пусков КРБД в полной боевой комплектации. Государственные испытания проводились в 1985-1986 г.г. там же.

Решением Совмина СССР Председателем Государственной комиссии по проведению испытаний был назначен дважды Герой Советского Союза Главком ВВС Ефимов Александр Николаевич. Заместителями председателя Госкомиссии стал заместитель Главкома ВВС по вооружению генерал-полковник Шишков Николай Георгиевич и заместитель Генерального конструктора Усольцев Анатолий Федорович. Техническим руководителем испытаний стал начальник НИИ ВВС генерал-полковник Агурин Леонид Иванович. В состав комиссии входили представители НИИ ВВС - Инюшин О.Б., Бетехтин П.Н., Евтушенко А.И. Для решения практических задач по проведению испытаний и подготовки техники к боевым пускам была сформирована испытательная бригада, в состав которой входили все необходимые специалисты: по системам боевого применения; по средствам связи; по подготовке и пуску ракет и т.д. Среди специалистов - Евтушенко И.А., Кудряшов С.А., Старовойтов Ю.М., Учайкин В.Г., Борихновский В.С., Глазов А.Н., Махсма В.Г. и др.. Возглавил испытательную бригаду подполковник Лукьянченко Анатолий Иванович.

Комплекс и ракеты приняты на вооружение в 1986 г. Конструкторская документация была передана для серийного производства на Машиностроительный завод им.Калинина в Свердловске. Была выпущена только первая установочная партия комплексов РК-55 "Рельеф", которая и была уничтожена по Договору о сокращении РСМД в конце 1988 г.

Уничтожение средств комплекса велось под наблюдением специалистов из США на базе ВВС Елгава. Первые 4 ракеты уничтожены 20.09.1988 г. Последняя ракета 9Б2413 была взорвана 05.10.1988 г. с остатками солярки в баке - американцы требовали взвесить полностью заправленную ракету и для взвешивания было использовано дизельное топливо из имевшегося на базе топливозаправщика. Остатки дизельного топлива после уничтожения ракеты смывались пожарным расчетом. Руководил уничтожением ракет Деревицкий Вениамин Казимирович - главный инженер СКТБ с ОП Института электросварки им. Е.О.Патона АН УССР.










Уничтожение ракет комплекса РК-55 "Рельеф" - SSC-X-4 SLINGSHOT. Сверху вниз: ТПК после подрыва, подрыв ракет, американские наблюдатели на месте подрыва ракет, после подрыва. База ВВС в Елгаве, фото сделано во время уничтожения средств комплекса, 4 октября 1988 г. (фото из архива пользователя СеРЖ, http://offtop.ru).

Пусковая установка - автономная самоходная пусковая установка 9В2413 на 6 ракет на шасси МАЗ-543М / МАЗ-79111. Вероятней всего использование шасси МАЗ-79111. Разработка АСПУ и машины боевого управления велась отделом П-16 НПП "Старт", начальник отдела В.Н.Дьячков, ведущий конструктор - А.К.Печериченко. На АСПУ размещена следующая аппаратура: силовой привод ПУ, система автономного электропитания, навигационная аппаратура, аппаратура топопривязки и ориентирования, аппаратура стартовой автоматики, аппаратура ввода полетных заданий. ТТЗ задавалось требование работы всех компонентов аппаратуры в любой точке позиционного района радиусом 500 км.

При защите эскизного проекта оппонент из НИИАС МАП СССР высказал мнение, что задача размещения на АСПУ 6 ракет невыполнима из-за перегрузки шасси. Для того чтобы значительно снизить вес основания и качающейся части ПУ, было предложено связать ТПК с ракетами в единый блок, обеспечивающий прочность и жесткость качающейся части при пусках и связать основание ПУ с лонжеронами шасси при транспортировке. С целью обеспечения боковой устойчивости АСПУ на марше требовалось связать основание ПУ с гибкими лонжеронами шасси - для чего была разработана оригинальная рычажная система, не ограничивающая перемещение лонжеронов. Электроразъем находился в задней части ТПК.


Боковая проекция СПУ 9В2413 комплекса РК-55 "Рельеф" - SSC-X-4 SLINGSHOT (http://ruzhany.narod.ru).


АСПУ 9В2413 комплекса РК-55 "Рельеф" - SSC-X-4 SLINGSHOT (фото из документации к Договору о РСМД).


Крышка ТПК ракеты РК-55 / SSC-X-4 SLINGSHOT. База ВВС СССР в Елгаве, фото сделано перед уничтожением средств комплекса, 1988 г. (фото из архива пользователя СеРЖ, http://offtop.ru).

Экипаж - 2 чел (командир и механик-водитель)
Двигатель - дизель мощностью 525 л.с. / МАЗ-79111 - дизель Д12АН-650 мощностью 650 л.с.
Длина - 12,8 м
Ширина - 3.05 м
Высота - 3.8 м
Колесная формула - 8 х 8
Масса шасси - 29.1 т
Масса снаряженной СПУ - 56 т (43.5 т по др.данным)
Скорость максимальная - 65 км/ч
Дальность хода - 850 км (по топливу)
Преодолеваемый уклон дороги - 35-40 град.
Ширина преодолеваемого рва - 3,2 м
Давление на грунт - 9,5 кг/кв.см
Тип старта - наклонный
Время развертывания / свертывания из походного положения в боевое и обратно - не более 15 мин
Время пуска из полной боевой готовности (от получения команды на пуск до выхода КР из ТПК) - 60 сек
Режим стрельбы - одиночный или залповый, интервал пусков ракет - 1 сек

Возможно, что в проекте рассматривалось размещение АСПУ на проектируемом шасси МЗКТ-7930.

Транспортная машина - 9Е2413 (разработана и изготовлена на Новокраматорском машиностроительном заводе, г.Краматорск, Украина, источник)
Заряжающая машина - 9Ж2413 (разработана и изготовлена на Новокраматорском машиностроительном заводе, г.Краматорск, Украина, источник)

Ракета КС-122РС / 9Б2413:
Конструкция - нормальная аэродинамическая схема с раскрывающимися после старта крыльями и двигателем, находящимся внутри фюзеляжа. Крылья складывались каждое в свою нишу в топливном баке в корпесе ракеты назад по полету. В отличие от аналогичных КРБД типа Х-55 разработки МКБ "Радуга" у ракет КС-122 после старта маршевый двигатель НЕ выдвигался из фюзеляжа. Рули направления и рули высоты цельноповоротные раскладные.


Ракета комплекса РК-55 "Рельеф" - SSC-X-4 SLINGSHOT со стартовым ускорителем на транспортировочной тележке (фото из документации к Договору о РСМД).












Крылатые ракеты РК-55 / SSC-X-4 SLINGSHOT. База ВВС СССР в Елгаве, фото сделано перед уничтожением средств комплекса, октябрь 1988 г. (фото из архива пользователя СеРЖ, http://offtop.ru).


Боковая проекция крылатой ракеты РК-55 / SSC-X-4 SLINGSHOT (http://forum.keypublishing.com, обработано).

Система управления и наведение - автономная инерциальная с коррекцией от рельефометрической корреляционно-экстремальной системы коррекции. Система коррекции включает в себя БЦВМ, радиовысотомер, систему хранения цифровых матриц-карт участков коррекции  и полетного задания. В основу принципов работы системы коррекции положены работы академика Красовского. Разработку бортового оборудования системы наведения и комплекса технических средств подготовки полетных заданий вел НИИ приборостроения (г.Москва, директор - А.С.Абрамов). Блоки разных систем БРЭО выполнены в собственных корпусах, электрические кабели, как правило, выполнены не "многохвостыми".

Двигатели: на конкурсной основе по заданию МАП для КРБД КС-122 велось создание малогабаритных маршевых  ТРДД с размещением в фюзеляже в Омском моторостроительном КБ и в МНПО "Союз".

- Омское моторостроительное КБ, главный конструктор В.С.Пащенко - ТРДД ТРДД--50 / изделие 36-01 (ныне - изделие 37-01 и 37-01Э) тягой 450 кг. Проектирование ТРДД начато в 1976 г. Государственные испытания выдвигаемого пилонного варианта ТРДД-50 (для КРБД МК "Радуга") успешно проведены в 1980 г., несколько позже так же успешно была испытана и встроенная компоновка двигателя. После положительных государственных испытаний и подготовки к запуску в серию на Рыбинском моторостроительном заводе (ныне - НПО "Сатурн") по нетехническим причинам МАП СССР сделан выбор в пользу ТРДД Р-95-300.
Длина ТРДД - 850 мм
Диаметр - 330 мм
Масса сухая - 82 кг
Марки топлива - Т-1 (авиационный керосин), Т-6, Т-10 (децилин), ТС-1, РТ
Масло - ВТ-301
Удельный расход топлива на максимальном режиме - 0,71 кг/кгс в час


Более поздний вариант безпилонного (встроенного) ТРДД "изделие 37-01Э" разработки и производства ОМКБ (http://www.uk-odk.ru).


Вариант двигателя для КР МКБ "Радуга" с пилонной установкой - малогабаритный двигатель ТРДД-50АТ ("изделие 36МТ") разработки и производства ОМКБ, выставка МАКС-2005 (фото - Евгений Ерохин, http://www.missiles.ru).

- МНПО "Союз", главный конструктор - О.Н.Фаворский - ТРДД Р-95-300 / изделие 95 / Р-95ТМ-300 тягой 400 кг. Производство освоено на Запорожском машиностроительном заводе (Украина).
Длина - 850 мм
Диаметр - 315 мм
Масса сухая - 100 кг
Топливо - Т-1 (авиационный керосин), ТС-1, Т-10 (децилин)


ТРДД Р-95ТМ-300 на выставке "Двигатели-2008" (фото - Евгений Ерохин, http://www.missiles.ru).

Стартовый двигатель - РДТТ

ТТХ ракеты:
Длина ракеты со стартовым РДТТ - 8090 мм
Длина ТПК - 8390 мм
Размах крыла - 3300 мм
Диаметр ТПК - 650 мм
Диаметр фюзеляжа ракеты - 510 мм

Масса стартовая - ок. 1700 кг
Масса КР с ТПК - 2440 кг
Масса БЧ - до 200 кг

Дальность действия - 2600 км / 2900 км (максимальная, данные не потдверждены)
Скорость крейсерская - 0.7-0.9 М
Потолок крейсерский - около 200 м

Интервал между пусками ракет одной СПУ - не менее 1 с
Время пуска из состояния полной боевой готовности по получении команды - 1 мин
Время развертывания из походного положения в боевое и наоборот - 15 мин

Тип БЧ - ядерная, мощностью 200 кт.

Структура комплекса:
- АСПУ 9В2413 разработки НПП "Старт", отдел П-16 (начальник отдела В.Н.Дьячков);
- ТЗМ разработки НПП "Старт" / транспортная машина 9Е2413 (Новокраматорский МЗ);
- заряжающая машина 9Ж2413 (Новокраматорский МЗ);
- МБУ - машина боевого управления разработки НПП "Старт", отдел П-16;
- КНО - комплекс наземного оборудования разработки НПП "Старт", отделы П-15 (начальник отдела Б.Н.Мартынов) и П-13 (начальник отдела Ю.Е.Богданов);

Номенклатура:
- 9А2413 - ракетный комплекс "Рельеф" (МКБ "Новатор");
- 9Б2413 - ракета КС-122РС (МКБ "Новатор");
- 9В2413 - автономная пускавая установка (НПП "Старт");
- 9Г2413 - ?
- 9Д2413 - ?
- 9Е2413 - транспортная машина разработки Новокраматорского МЗ;
- 9Ж2413 - заряжающая машина разработки Новокраматорского МЗ;

Статус: СССР

- 1987 г. - на момент подписания Договора по РСМД единственная воинская часть с комплексами РК-55 "Рельеф" в режиме опытной эксплуатации расположена около г.Елгава (Латвия). По других данным в Елгаве на базе ВВС производилось уничтожение средств комплекса (подтверждено).

- 1988 г. 10 октября - согласно Договору о сокращении РСМД уничтожена последняя ракета из 6 СПУ и 80 крылатых ракет, подлежавших уничтожению. В официальных данных, публиковавшихся в СМИ упоминается 84 ракеты, согласно воспоминаниям очевидцев - 80.



Источники:
Воронин И.И. Автономный ракетный комплекс "Рельеф" // Оружие "Старта". 60 лет трудовой и боевой славы. Екатеринбург, 2009 г.
Воспоминания Пащенко В.С. 12 лет жизни МКБ (источник).
Википедия - свободная энциклопедия. Сайт http://ru.wikipedia.org, 2011 г.
Марковский В., Перов К.  Крылья судного дня. Авиаракетный комплекс Х-55. // Наука и техника. №2 / 2010 г.
Николаев Л. Легендарный "Рельеф". Сайт http://www.militaryparitet.com, 2007 г.
Ракеты на "Старте". // Областная газета. Ноябрь, 2009 г.
Удалец В.В. Судьба. Сайт http://www.ahtubinsk.ru, 2009 г.

Каталог

Последние комментарии

Гость Wrote:только воспоминания остались! дозвуковая стратегическая КРУр-р-р-р-а-а-а-а...
osankin 2014-04-24 02:38
только воспоминания остались! дозвуковая стратегическая КР
Anonymous 2014-04-24 00:38
Гость Wrote:и выглядит внушительно!!!!!!!!Ну, это наше всё... :ROFL:
PPP 2014-04-24 00:35
все равно лучше РК - 55 Рельеф лучше дальность полета больше и выглядит внушительно!!!!!!!!
Anonymous 2014-04-24 00:31
:beer:
DIMMI 2014-04-23 22:10
Гость Wrote:РК - 55 рельеф был лучше чем современные российские Клаб?!Чем?
PPP 2014-04-23 20:48
ну... не лучше, думаю... Клаб это ведь практически оно же... только с более современной...
DIMMI 2014-04-23 19:56
РК - 55 рельеф был лучше чем современные российские Клаб?!
Anonymous 2014-04-23 19:37
osankin Wrote:Комплекс, который сейчас проходил испытания, разрабатывался КБ в ответ...
PPP 2014-02-12 20:09
Относительно испытания малогабаритных крылатых ракет дальнего действия "по коробочке...
osankin 2014-02-12 18:10