| ДАННЫЕ НА 2016 г. (стандартное пополнение) Комплекс ВА-111 "Шквал", торпеды М-4 / М-5
  
Реактивная суперкавитирующая прямоидущая торпеда. Разработчик - ГНПП "Регион" (по состоянию на 2012 г. входит в "Корпорацию "Тактическое Ракетное Вооружение").
Предистория. Исследования реактивных торпед с движением в режиме развитой кавитации велись гидродинамической лабораторией ЦАГИ на Ладожском озере по темам "Белка" и "Колонок". В 1956 г. осуществлялись буксировки опытных снарядов на канатной дороге, а в 1957 г. поведение снарядов изучалось в свободном движении. Устойчивое движение снарядов наблюдалось на дальности 500-600 м. Во второй половине 1950-х годов задана разработка реактивной кавитирующей торпеды РКТ-45 калибра 450 мм для оснащения торпедных катеров. По теме РКТ-45 в НИИ-1 Минсельхозмаша СССР под руководством Н.П.Мазурова создан подводный снаряд с РДТТ и диском-кавитатором в головной части. Испытания изделия проводились на канатной дороге на оз.Иссык-Куль. Одновременно велись работы по совмещению РДТТ и системы самонаведения (ССН), главный конструктор А.В.Минаев. Экспериментальное изделие изготовлено с использованием узлов реактивной торпеды РАТ-52, пуски в районе Феодосии показали шумность (звуковое давление) РДТТ на уровне 0,1-0,2 бара.
В НИИ-24 (ныне - ГНПП "Регион") во второй половине 1950-х годов так же пытались создать РДТТ, но в итоге остановились на схеме РДТТ с гидрореагирующим топливом на базе твердого топлива СН-1 (высокометаллизированное топливо на основе магния) для твердотопливного ПВРД. Гидрореагирующее топливо создано при участии НИИПХ (НИИ прикладной химии) - изготовлены варианты шашек диаметром 40, 140 и 196 мм.
Так же существует мнение, что одной из причин разработки реактивной торпеды "Шквал" стала дезинформация об испытаниях в США опытной реактивной торпеды со скоростью подводного хода 200-300 уз.
Разработка реактивной торпеды "Шквал" начата по Постановлению Совмина СССР №111-463 от 13 октября 1960 г. (о разработке скоростной подводной ракеты "Шквал" со скоростью движения 100 м/с). Проектирование торпеды велось НИИ-24 (позже - НИИПГМ, ныне - ГНПП "Регион"), главный конструктор комплекса - И.Л.Меркулов (позже - с 1967 по 1979 г.г. - бывший заместитель генерального конструктора СКБ-385 В.Р.Серов, еще позже - Е.Д.Раков). Научное руководство разработкой изначально осуществлялось в ЦАГИ членом-корреспондентом АН СССР Г.В.Логвиновичем. Эскизный проект торпеды утвержден в 1963 г.
 Реактивная торпеда М-5 комплекса ВА-111 "Шквал" на выставке МВМС-2007, г.Санкт-Петербург, 30.06.2007 г. (автор фото - One half 3544, http://ru.wikipedia.org). | | | | | ДАННЫЕ НА 2016 г. (стандартное пополнение) САЭТ-60 / ДЭСТ / изделие 228 САЭТ-60М / изделие 228 САЭТ-60А / ДЭСТ-2 / изделие 228 САЭТ-60МЭ / изделие 228
  
Противокорабельная самонаводящаяся акустическая электрическая торпеда / дальноходная электрическая самонаводящаяся торпеда (ДЭСТ). Торпеда разработана СКБ завода "Двигатель" совместно с НИИ-400 (ЦНИИ "Гидроприбор"), главный конструктор - П.В.Матвеев. Разработка велась как минимум с 1957 г., торпеда принята на вооружение в феврале 1960 г. Модификация САЭТ-60М принята на вооружение в 1969 г. Серийное производство велось на заводе "Дагдизель" (г.Каспийск, Дагестан).
| | | | | ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение) СЭТ-40 / МГТ-2 / изделие 241 СЭТ-40У / изделие 241 СЭТ-40УЛ "Лоцман" / изделие 241 СЭТ-40УЭ / изделие 241
  
Противолодочная самонаводящаяся электрическая торпеда / универсальная торпеда (по данным ЦНИИ "Гидроприбор"). Торпеда создана в НИИ-400 (ЦНИИ "Гидроприбор") с учетом опыта создания торпед СЭТ-53 и МГТ-1. Главный конструктор - В.И.Сендерихин. На торпеде впервые в СССР использована активно-пассивная акустическая система самонаведения (ССН). Эскизное проектирование отдельных узлов системы управления движением начато в 1959 г. Испытания торпеды начаты на Ладожском озере в 1961 г. Торпеда принята на вооружение в 1962 г. Серийное производство велось на заводе "Дагдизель" (г.Каспийск, Дагестан).
| | | | | ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение) РАТ-52РАТ-52М  Авиационная противокорабельная высотная прямоидущая реактивная торпеда. Разработка начата по Постановлению Совмина СССР в НИИ-1 Минсельхозмаша СССР в 1947 г. Прототип реактивной торпеды - реактивный подводный снаряд РТ-45. После перевода группы разработчиков в НИИ-2 Минавиапрома СССР проектирование торпеды продолжено уже там по теме Д-44 / А-2. Главный конструктор - Г.Я.Диллон, заместитель - В.П.Голиков (с 1958 г. после смерти Г.Я.Диллона назначен главным конструктором). Морские испытания опытной партии торпед РАТ-52 начаты в 1947 г. Для проведения испытаний по приказу Минавиапрома СССР №782 от 14.12.1946 г. выпущено несколько торпедоносцев Ту-2Т, приспособленных для применения реактивных авиационных торпед с подвеской под центропланом. Опытная партия торпед РАТ-52 выпущена заводом №500 Минавиапрома СССР (г.Москва) в 1949-1950 г.г. первые пуски торпед с Ту-2Т произведены в 1949 г. После этого производство предсерийных партий и серийное производство торпед РАТ-52 передано на завод №466 "Красный Октябрь" (г.Ленинград). Снаряжение и заводские испытания торпед РАТ-52 проводились в филиалах завода в г.Феодосии (Крым) и в п.Лисий Нос (Ленинградская область). Заводские испытания пройдены в 1950 г. Государственные испытания РАТ-52 проведены в 1952 г. Реактивная торпеда принята на вооружение 4 февраля 1953 г. В 1953 г. торпеда поступила на вооружение самолетов-торпедоносцев Ил-28Т и Ту-14Т.  Подвеска реактивной торпеды РАТ-52 на Ил-28Т. 759-й торской торпедный авиаполк, аэродром Хабарово, 19.05.1970 г. (фото - Г.С.Шутов, http://www.bellabs.ru/Fotab/).  Торпеда РАТ-52 на узле подвески под Ил-28Т (Артемьев А. Крылья над морем. // Авиация и космонавтика. № 10 / 2006 г.). | | | | | ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение) АПР-2 "Ястреб" / "Ястреб-М" АПР-2Е "Ястреб-Э"  Авиационная противолодочная реактивная торпеда. Разработана кооперацией предприятий во главе с ГНПП "Регион" (НИИИ, Томский НИИЭМ, Ленинградский НИИ "Поиск", КБ завода им.Петровского, Пермское НПО им. Кирова, Московский НИИ "Квант") на базе АПР-1. Главный конструктор М.Лисичко. Морские испытания торпеды начаты в 1969 г. Государственные испытания торпеды с системой управления "Ястреб-М" завершены в 1976 г. В том же году торпеда под названием АПР-2 принята на вооружение. Первое упоминание в прессе АПР-2 - 1992 г. | | | | | ДАННЫЕ НА 2013 г. (стандартное пополнение) МГ-74 / МГ-74Э "Корунд-2" МГ-74М / МГ-74МЭ "Корунд-2М"
  
Самоходный многоцелевой прибор гидроакустического противодействия. Разработан, вероятно, ЦНИИ "Гидроприбор", принят на вооружение в 1974 г. Серийно приборы производились заводом "Двигатель" (г.Ленинград, ныне - Санкт-Петербург). По своим внешним обводам, основным составным частям, энергосиловой установке, системе управления движением, вспомогательным системам и устройствам, элементам стыковки с торпедным аппаратом прибор аналогичен электрической торпеде.
Назначение прибора: - подавление приемных трактов гидроакустических средств противолодочных сил; - подавление систем самонаведения торпед; - отвлечение противолодочных сил на ложные направления; - отведение самонаводящихся торпед от ПЛ.
В режиме подавления приборы излучают мощные гидроакустические помехи; врежиме ловушки имитируют ходовые шумы и эхо-сигналы ПЛ, маневрируя по программе, соответствующей поведению ПЛ при уклонении от противолодочных сил и от самонаводящихся торпед.
| | | | | ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение) УМГТ-1 "Водопад" УМГТ-1 "Орлан" / АТ-3 / изделие 297 УМГТ-1 "Ветер" УМГТ-1 "Раструб-Б" УМГТ-1 "Дукат-2" УМГТ-1М / УМГТ-1МЭ
   Универсальная малогабаритная противолодочная торпеда, самонаводящаяся. Разработана в НПО "Уран" Минсудпрома СССР (ЦНИИ "Гидроприбор") под руководством главного конструктора В.А.Левина. Испытания торпеды проводились на ПЛ пр. 690 BRAVO. Принята на вооружение в 1981 г. в качестве боевой части противолодочного ракетного комплекса РПК-6 "Водопад". Позже на вооружение приняты модификации торпеды для применения в других ракетных комплексах, а так же для противолодочной авиации. Торпеда предназначена для поражения подводных лодок в любом положении, транспортов и других небронированных кораблей. Модификация УМГТ-1М создана ЦНИИ "Гидроприбор" после 1991 г. | | | | | ДАННЫЕ НА 2012 г. (стандартное пополнение) УГСТ / "Физик-1" / изделие 2534 УГСТ-М
   
Универсальная глубоководная самонаводящаяся торпеда. Разработка торпеды начата по теме ОКР УГСТ "Физик" в 1986 г. в НИИ "Мортеплотехника" (г.Санкт-Петербург), система самонаведения торпеды разработана ГНПП "Регион", альтернативный вариант ССН - ЦНИИ "Гидроприбор". Торпеда предназначена для поражения надводных кораблей и подводных лодок (универсальная). Двигатель АПД разработки НИИ "Мортеплотехника" прошел испытания в 1995 г. Торпеда принята на вооружение ВМФ России в 2002 г. и по состоянию на 2003 г. предлагается на экспорт. Впервые торпеда продемонстрирована в 2003 г. на морском салоне МВМС-2003 в г.Санкт-Петербурге. По умолчанию данные торпеды УГСТ для торпедных аппаратов российского стандарта. Серийное производство торпед УГСТ по состоянию на 2008 г. велось на заводе "Дагдизель" (г.Каспийск, Дагестан).
| | | | | | | ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение) 53-65 / ССТ / Б-1-51 53-65М / изделие 266 53-65МА / 53-65А / ССТ-2 / изделие 234
  
Противокорабельная торпеда. Разработана Ломоносовским филиалом НИИ-400 (позже переименован в НИИ "Морпеплотехника") на базе торпеды 53-61 по теме НИР Б-1-51. Главный конструктор - Кокряков Д.А - в 1964 г. удостоин Ленинской премии СССР за создание торпеды. Разработка приборов управления торпеды ССТ начата в 1958 г. Испытания опытной партии торпед ССТ начаты на оз.Иссык-Куль в 1961 г. Государственные испытания торпеды ССТ завершены в 1965 г. в то же году она принята на вооружение под названием 53-65. В 1969 г. Ломоносовским филиалом НИИ-400 выпущен модернизированный вариант 53-65М и в том же году выпущен вариант 53-65К с кислородным тепловым двигателем. Торпеда 53-65К в инициативном порядке разработана КБ завода им.С.М.Кирова (г.Алма-Ата) без техзадания, НИР и ОКР с использованием выпускавшихся серийно узлов и деталей других торпед.
На базе торпеды 53-65 Ломоносовским филиалом НИИ-400 в 1967 г. начато создание торпеды ССТ-2 / 53-65МА / 53-65А для ПЛА пр.705 с автоматической системой торпедной стрельбы. На торпеде устанавливалась новая ССН и модернизировался двигатель, торпеды оборудованы электрической системой ввода стрельбовых данных. По предложению ОКБ завода им.С.М.Кирова введено практическое отделение торпеды с надувной элластичной емкостью вместо раздвижной. Испытания торпеды ССТ-2 начаты в 1968 г. и продолжены в 1969 г. на озере Иссык-Куль. Испытания торпеды 53-65МА / ССТ-2 завершены в декабре 1969 г. Торпеда 53-65А для ПЛА пр.705 принята на вооружение в 1973 г. и серийно производилась на заводе им.С.М.Кирова (г.Алма-Ата). По умолчанию данные торпеды 53-65.
| | | | | ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение) 53-65К / изделие 243 53-65КЭ / изделие 243
   
Противокорабельная торпеда. Вариант торпеды 53-65 с кислородным тепловым двигателем с использованием серийных компонентов и решений от торпед 53-56, 53-57, 53-58, 53-56ВА и 53-61 разработан в инициативном порядке КБ Машиностроительного завода им.С.М.Кирова (г.Алма-Ата) по решению директора завода П.Х.Резчика. Без техзадания, НИР и ОКР. Главный конструктор - на стадии эскизного проекта - К.В.Селихов, позже - Гинсбург Д.С. (в некоторых источниках - Гинзбург), заместитель главного конструктора - Барыбин Е.М. Опытная торпеда отстреляна на оз.Иссык-Куль и на Черном море. Авторское свидетельство на торпеду №33583 выдано 22 апреля 1966 г. В 1967 г. проводились испытания торпеды с оптической системой самонаведения, которая оказалась неработоспособной. Официально принята на вооружение в 1969 г. Первая серийная партия в 100 торпед произведена заводом в 1970 г. и отправлена на флот. В 1970-1971 г.г. при эксплуатации торпед во Владивостоке из-за конструктивной недоработки произошел взрыв торпеды с жертвами. Недостатки были исправлены и в 1972 г. серийное производство возобновлено. Торпеда отличалась простотой конструкции и низкой стоимостью при приемлемых ТТХ и массово использовалась в ВМФ СССР.
| | | | | ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение) СЭТ-65 / "Енот-2" / изделие 260 СЭТ-65III / изделие 260 СЭТ-65А / "Енот-3" / изделие 269 СЭТ-65Э / изделие 260 СЭТ-65К / изделие 260 СЭТ-65КЭ / изделие 2517
   
Противолодочная самонаводящаяся электрическая торпеда. Постановление СМ СССР №111-463 о создании новых образцов противолодочного вооружения вышло 13.10.1960 г. Торпеда создана в ЦНИИ "Гидроприбор" для борьбы с новыми атомными ПЛ на больших глубинах. Главный конструктор - В.А.Голубков. Торпеда принята на вооружение в 1965 г. Модификация СЭТ-65III принята на вооружение в 1972 г. Наименование проекта "Енот-2" упоминается в западных источниках.
 Один из первых образцов торпеды СЭТ-65А с ССН И.Б.Подражанского. Музей ЦНИИ "Гидроприбор", 2010 г. (фото В.Замятина и Е.Ерохина, http://www.missiles.ru).  Вариант торпеды СЭТ-65 с ССН разработки Ю.Б.Наумова. Музей "Владивостокская крепость", г.Владивосток (фото - kyk48, http://fotki.yandex.ru).  Торпеда СЭТ-65 с ССН "Сапфир" перед погрузкой на ПЛ "Алроса" пр.877В, Севастополь, 2008 г. ( http://www.alrosa.net).  Торпеда СЭТ-65К или другая модификация торпеды СЭТ-65 с ССН "Керамика" (Рогожников К., Кузьмицкий М. Выпускники факультета морского приборостроения - создатели торпед. // За кадры верфям. № 9 / 2002 г.). | | | | | ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение) АПР-3 "Орел" / "Орел-М" / изделие 473 АПР-3Э "Орел-М" АПР-3М / АПР-3МЭ "Орел-М"
  
Авиационная противолодочная реактивная торпеда. Разработана кооперацией предприятий во главе с НИИПГМ (позже переименован в ГНПП "Регион", ныне входит в состав корпорации "Тактическое ракетное вооружение") на базе и параллельно торпеде АПР-2. Главный конструктор - М.Лисичко. Разработка начата в 1969 г. В процессе разработки проект неоднократно корректировался и в итоге вышел на Госиспытания как "Орел-М". Разработка торпеды завершена в 1990 г. Торпеда АПР-3 "Орел-М" принята на вооружение в 1991 г. (в 1990 г. по др.данным).
| | | | | ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение) МГ-104
 
Самоходный прибор гидроакустического противодействия. Разработан ЦНИИ "Гидроприбор", главный конструктор - Р.А.Лукин. Принят на вооружение подводных лодок ВМФ в 1987 г. Прибор предназначен для защиты от торпед противника в качестве ложной цели. Прибор размещается вне корпуса ПЛ в унифицированной забортной пусковой установке (УЗПУ)...
| | | | | ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение) УЭТТ / ТЭ-2 / изделие 2562 ТЭ-2-01 ТЭ-2-02 / изделие 2556 ТЭ-2-03
  
Экспортная универсальная телеуправляемая самонаводящаяся электрическая торпеда. Разработана ЦНИИ "Гидроприбор" на базе опытной торпеды УЭТТ - универсальная электрическая телеуправляемая торпеда выпуска 1987 г. создавалась, как экспортный вариант торпеды УСЭТ-80КМ с системой телеуправления. В период с 1990 г. по 2002 г. ЦНИИ "Гидроприбор" по контракту с Китаем выполнил работы по разработке торпеды УЭТТ - работы завершены - торпеда разработана, произведена поставка изделий и необходимой документации заказчику. По данным 2009 г. разработка торпеды для ПЛ пр.677 LADA под наименованием ТЭ-2 начата в 1990-е годы. Торпеда ТЭ-2 предназначена для поражения подводных лодок, надводных кораблей и неподвижных морских объектов. Серийное производство торпед предполагается на заводе "Двигатель" (г.Санкт-Петербург). Испытания (МВИ) торпед ТЭ-2-02 должны были пройти в 2007 г. Предлагается на экспорт по состоянию на 2009 г. и ранее. В некоторых источниках торпеда носит ошибочно присвоенный шифр "Игрушка".
 Разрезной макет торпеды УЭТТ выпуска 1987 г. Музей ЦНИИ "Гидроприбор", 2010 г. (фото В.Замятина и Е.Ерохина, http://www.missiles.ru).  Торпеда ТЭ-2 в варианте ТЭ-2-01 на выставке вооружений морского салона МВМС-2009 в Санкт-Петербурге (фото - ABL22, http://military.tomsk.ru/forum). | | | | | ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение) САЭТ / САЭТ-2 САЭТ-50 / изделие 583 САЭТ-50М / изделие 583
  
Противокорабельная самонаводящаяся акустическая электрическая торпеда. Работы над копированием германской самонаводящейся торпеды Т-5 (1943 г.) начаты в 1945 г. в НИИ-400 (ныне - ЦНИИ "Гидроприбор") под руководством Н.Н.Шамарина при участии специалистов НИМТИ (Научно-Исследовательский Минно-Торпедный Институт) и СКБ завода "Двигатель". В качестве носителя была выбрана электроторпеда ЭТ-80 (1942 г.) на которую устанавливалась копируемая система самонаведения (ССН) - шифр изделия - САЭТ. В 1946 г. на Каспии в районе Махачкалы прошли сравнительные испытания партии торпед САЭТ, выпущенной заводом "Двигатель" (г.Ленинград) и германских трофейных Т-V. Всего произведено 117 выстрелов, в т.ч. 41 выстрел по движущимся кораблям. Испытания установили, что торпеда САЭТ не уступает германской торпеде Т-V. После начала серийного выпуска новых электрических торпед ЭТ-46 торпеда САЭТ переделана под этот носитель с наименованием САЭТ-2. Ведущие конструкторы по общему проектированию - А.В.Коссов, А.Г.Беляков.
Заводские испытания торпед САЭТ-2 проведены с марта по август 1949 г. около Феодосии. В ходе испытаний произведено 218 выстрелов, в т.ч. 107 по кораблям. Государственные испытания торпеды САЭТ-2 прошли там же с декабря 1949 г. по апрель 1950 г. В ходе Госиспытаний произведено 76 выстрелов, в т.ч. 47 выстрелов по кораблям, 2 выстрела со штатной БЧ. Для проверки точности наведения торпеды на корабли произведено 30 ночных испытаний со световыми приборами на торпеде. Во всех выстрелах торпеда проходила под днищем корабля в районе винтов. Всего за время испытаний торпедами САЭТ-2 выполнено 430 выстрелов, в т.ч. 195 по движущимся кораблям.
| | | | | ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение) СЭТ-72 / МГТ-3 / изделие 270
  
Универсальная самонаводящаяся электрическая торпеда. Торпеда разработана в ЦНИИ "Гидроприбор" под руководством В.И.Сендерихина (позже - А.И.Эфендиев) с учетом итогов конкурса торпед УСТ, объявленного ВМФ в 1964 г. По итогам конкурса, выбрана электрическая торпеда с водно-химическим источником тока (ВХИТ) - аналогичная ЭУ выбрана и для универсальной торпеды СЭТ-72. Торпеда принята на вооружение в 1972 г. и предназначалась для замены торпед МГТ-1 и СЭТ-40. Фактически эксплуатация торпеды в ВМФ СССР начата в 1975 г. За время эксплуатации в составе ВМФ СССР произведено около 20 выстрелов торпедами в боевой комплектации - ни в одном из выстрелов скорость 40 уз не достигнута. Торпеда неоднократно модернизировалась в 1970-1980-е годы.
| | | | | ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение) "Малышка" / МТТ Комплекс "Пакет" / "Пакет-НК"
 
Малогабаритная тепловая противолодочная торпеда / торпеда-компонент комплекса "Пакет". Разработка торпеда начата в 2001 г. совместно НИИ "Мортеплотехника", ГНПП "Регион" и заводом "Дагдизель" (г.Каспийск). Головной разработчик - ГНПП "Регион", НИИ "Мортеплотехники" обеспечивали создание энергодвижительного модуля торпеды. Наименование НИР по созданию торпеды - "Малышка". Согласно официальным описаниям торпеда может применяться не только против подводных лодок, но и против надводных кораблей. Торпеда применяется надводными кораблями. подводными лодками, в составе ракетных противолодочных комплексов, а так же с авиационных носителей. По состоянию на 2010 г. торпеда предлагается на экспорт.
 Торпеда МТТ ( http://www.oborona.ru).  Торпеда МТТ и её компоновочная схема: АМ - аппаратурный модель, БЗО - боевое зарядное отделение, ОА - отсек адаптации, РО - резервуарное отделение, СО - силовое отделение, ХО - хвостовое отделение ( http://www.gidropribor.ru). | | | | | ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение) ОКР "Безмолвие"

Опытная малошумная противолодочная торпеда. Разработка по теме ОКР "Безмолвие" велась ЦНИИ "Гидроприбор" с 1975 г., главный конструктор - Б.А.Казнаков. Торпеду предполагалось оснастить системой телеуправления. По состоянию на 1977 г. разработка темы не была завершена. | | | | | | | Каталог военной техники: Последние комментарии Sierra Wrote:Да кто спорит... Любой лучший движок всегда лучше.... Повторюсь - счас... | Народ, вы в курсе шо F-35 типа смогет перехватывать ICBM (МБР) при помощи AIM 120D... | снятие с БД | снятие с БД | 40_4.jpg | Главное чтобы Павел Золотарев был жив и здоров. Чтобы у него было все благополучно. | Евошняя жена за порог, а он..."прибухивает" привет с большого бодуна help Тут другое... | ИндоСМИ информируют о якобы "провале" программы j-20, и j-31...причем эти оба проекта... | Rishat Wrote:А мне интересны боебрипасы разработки ГНПП Базальт бомбы разработанные... | ECd3TgKXkAAWwsU.jpg |
|