ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение) Комплекс 15П098, ракета РТ-2 / РС-12 / 8К98 - SS-13 mod.1 SAVAGE Комплекс 15П098П, ракета РТ-2П / РС-12 / 8К98П - SS-13 mod.2 SAVAGE
Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР). Разработка велась ОКБ-1 (позже переименовано в ЦКБЭМ и НПО "Энергия") под общим управлением генерального конструктора С.П.Королева (c 1966 г. - В.П.Мишина), который был назначен председателем совета главных конструкторов программы разработки ракетного комплекса 15П098. Впервые необходимость разработки твердотопливной МБР РТ-2 обозначена в Постановлении Совмина СССР №1291-570 от 20 ноября 1959 г. "О создании изделия РТ-1 и выполнении работ по теме РТ-2", которым предусматривалось проведение НИР РТ-2 по определению возможности создания и разработке эскизного проекта ракеты на твердом топливе с дальностью действия 10-12 тыс. км и массой БЧ до 500 кг в течение 1959 - первой половине 1961 г.г.
Непосредственная разработка МБР РТ-2 начата по Постановлению Совмина СССР от 4 апреля 1961 года, ведущий конструктор ракеты - заместитель главного конструктора ОКБ-1 И.Н.Садовский, ведущие конструкторы в разное время - С.Е. Барденштейн и Ф.А. Титов. Разработка различных компонентов ракеты и ракетного комплекса велась следующей кооперацией предприятий: - ОКБ-1 - комплекс вцелом и ракета; - Ленинградский Государственный Институт Прикладной Химии (Владимир Шпак) - работы по твердому топливу на связующем полиуретане; - Пермское НИИ-130 (НИИ полимерных материалов, Леонид Козлов) - заряд двигателя третьей ступени, топливо на основе полифурита; - Люберецкое НИИ-125 / НПО "Союз" (Жуков) - топливо на основе низкомолекулярного полибутадиена; - Алтайское НИИ ХТ (химической технологии) - заряды двигателей первой и второй ступеней, топливо на основе бутилкаучука; - Пермское КБ машиностроения - двигатели первой и третьей ступеней; - ЦКБ-7 (Ленинград) - двигатель второй ступени; - ЦКБ-34 (КБ Специального машиностроения, г. Ленинград, под руководством В.В.Чернецкого и Е.Г.Рудяка) - шахтная пусковая установка одиночного старта (ШПУ «ОС») и командный пункт; - НИИ АП (под руководством Николая Пилюгина) - автономная инерциальная система управления; - ОКБ «Импульс» (под руководством Тараса Соколова) - система дистанционного управления и контроля пуска (СДУК, в т.ч. система прицеливания).
Применение ракет РТ-2 предполагалось из двух типов шахтных стартовых комплексов - группового и одиночного, а также со стартового комплекса железнодорожного базирования. В процессе разработки МБР остался только вариант с ШПУ типа “одиночный старт” (“ОС”). Постановлением Совмина СССР от 29 мюня 1962 г. уточняются требования к ракете и сроки работ по её созданию. Появляется требование разработки двух вариантов боевых частей и ужесточаются требования по точности ракеты и возможности дистанционного управления пуском. Эти требования закрепляются Постановлением Совмина от 16 июля 1963 г. В 1963 г. выпущен эскизный проект ракеты РТ-2 и в этом же году на базе ракеты РТ-1 для отработки решений для МБР РТ-2 была разработана экспериментальная ракета РТ-1-63 на которой отрабатывались 3-я и 2-я ступени МБР РТ-2. Всего построено три ракеты. Испытательные пуски ракет РТ-1-63 велись с наземной пусковой установки 8У258 на полигоне Капустин Яр. Из трех пусков лишь один был успешным.
Впервые макет ракеты РТ-2 с упрощенной имитацией ГЧ и без приборного отсека показан на Параде на Красной площади в Москве 9 мая 1965 г.
Макет ракты РТ-2 / 8К98 / SS-13 SAVAGE при подготовке к параду в Москве 09.05.1965 г. Макет ракеты без приборного отсека и с упрощенной головной частью. На заднем плане ракета 8К66 (фото ТАСС, обработано). Ракеты РТ-1-63 (вариант со 2-й и 3-й ступенями МБР РТ-2, третья справа) и РТ-2 / 8К98 (вторая справа) в выставочном зале музея РКК "Энергия" ( источник). Производство ракет РТ-2 развернуто в 1966 году на Пермском машиностроительном заводе имени В.И.Ленина (завод №172). В сентябре 1967 года специальное производство на заводе выделено в филиал, который 6 октября 1967 г. преобразован в Пермском завод химического оборудования (ПЗХО). На ПЗХО был продолжен выпуск ракет РТ-2, двигателей первой и третьей ступеней этих ракет - 15Д23 и 15Д25, а также головной части 15Ф1 (источник). Ракета РТ-2 / 8К98 в сборочном цеху предположительно Пермского машиностроительного завода, 18.04.1965 г. Если датирование верное, то на фото, вероятно, один из первых летных экземпляров ракеты (фото - НПО "Искра", источник) Программой испытаний ракеты РТ-2 предусматривалось проведение 32 пусков (ист. - Ракета РТ-2П). Испытания ракет РТ-2 начаты на полигоне Капустин Яр пуском 5 февраля 1966 г. и продолжались по 3 октября 1968 г. (Плесецк). Всего проведено 7 пусков с переоборудованной ШПУ БРСД Р-14У в феврале-июле 1966 г. и 25 пусков на полигоне Плесецк. Первый успешный пуск ракеты произведен с полигона Капустин Яр 26 февраля 1966 г. (первые 2 пуска были неудачными). Из 25 пусков ракеты РТ-2 16 пусков прошли успешно (в таблице ниже не все неудачные пуски идентифицированы). В ходе Государственных летных испытаний проведено 17 одиночных пусков с КП ракетного комплекса, а также впервые произведены 3 одиночных и один трехракетный залп (28 августа 1968 г.) с командного пункта Генерального штаба. Из 25 ракет 21 ракета были запущены по полигону Кура на Камчатке и 4 ракеты в акваторию Тихого океаа намаксимальную дальность (источник). После завершения испытаний и принятия комплекса на вооружение выполнено еще 19 испытательных пусков, в т.ч. 5 пусков выполнены с боевых позиций (1972-1973 г.г.).
В части неудачных пусков происходил отрыв днища маршевого двигателя 1-й ступени ракеты.
Пуски МБР РТ-2 / РТ-2П: №пп | Дата | Полигон | Тип ПУ | Ракета | Описание | 0 | 05.02.1966
| Капустин Яр площадка №86 | ШПУ Р-14У
| с топливом НИИ-130 | Пуск не состоялся. Сбой за 200 скунд до старта (источник)
| 00 | 25.02.1966
| Капустин Яр площадка №86 | ШПУ Р-14У | с топливом НИИ-130 | Неудачный пуск по полигону Сары-Шаган. Ракета не взлетела (источник) | 01 | 26.02.1966
| Капустин Яр площадка №86 | ШПУ Р-14У | Образец 8Л? (источник) с топливом НИИ-130 | Первый успешный пуск ракеты РТ-2 по полигону Сары-Шаган | 04 | март 1966 | Капустин Яр площадка №86 | ШПУ Р-14У | Образец 9Л? (источник) с топливом НИИ-130 | Успешный пуск по полигону Сары-Шаган (ист. - Ракета РТ-2П) | 03 | 31.03.1966 | Капустин Яр площадка №87 | ШПУ Р-14У | Образец 10Л? (источник) с топливом НИИ-130 | Успешный пуск (источник) | 04 | 20.04.1966 | Капустин Яр площадка №87 | ШПУ Р-14У | Образец 11Л? (источник) с топливом НИИ-130 | Неудачный пуск (источник) | 05 | май 1966 | Капустин Яр площадка №87 | ШПУ Р-14У | Образец 12Л? (источник) с топливом НИИ-130 | Пуск по полигону Сары-Шаган (источник) | 06
| 1 июля 1966 | Капустин Яр площадка №87 | ШПУ Р-14У | Образец 14Л? (источник) с топливом НИИ-130 | Пуск по полигону Сары-Шаган (источник) | 07 | 15 июля 1966 | Капустин Яр площадка №87 | ШПУ Р-14У | Образец 15Л? (источник) с топливом НИИ-130 | Последний пуск ракеты РТ-2 с полигона Капустин Яр (ист. - Ракета РТ-2П) по полигону Сары-Шаган (источник) | 08 | 04.11.1966 | Плесецк площадка №161 | ШПУ ОС | здесь и далее - серийная ракета РТ-2 №10300-18Л (источник) | Успешный пуск МБР РТ-2 с полигона Плесецк по полигону Кура. Первый пуск с Плесецка из ШПУ. Первый пуск программы ГЛИ | 09 | 23.12.1966 | Плесецк | ШПУ ОС | DT-2 (западные данные) | Успешный старт, сбой на этапе работы 2 или 3 ступени (источник) | 10 | 26.12.1966 | Плесецк | ШПУ ОС | DT-3 (западные данные) | Успешный старт, сбой на этапе работы 2 или 3 ступени (источник) | 11 | 25.02.1967 | Плесецк | ШПУ ОС | | Неудачный пуск (источник) | 12 | 19.04.1967 | Плесецк | ШПУ ОС | №Я23102-27Л (источник) | Успешный пуск по полигону Кура (источник) | 13 | 28.04.1967 | Плесецк | ШПУ ОС | №Я23101-28Л (источник) | Успешный пуск по полигону Кура (источник) | 14 | 20.05.1967 | Плесецк, площадка №161 | ШПУ ОС | | Неудачный пуск (источник) | 15 | 17.06.1967 | Плесецк, площадка №161 | ШПУ ОС | №Я10300-23Л (источник) | Успешный пуск (источник) | 16 | 05.07.1967 | Плесецк, площадка №161 | ШПУ ОС | №Я10300-25Л (источник) | Успешный пуск (источник) | 17 | 24.07.1967 | Плесецк, площадка №161 | ШПУ ОС | №Я10300-24Л (источник) | Неудачный пуск (источник) | 18 | 21.08.1967 | Плесецк, площадка №161 | ШПУ ОС | №Я10300-26Л (источник) | Успешный пуск (источник) | 19 | 25.08.1967 | Плесецк, площадка №161 | ШПУ ОС | | Неудачный пуск (источник) | 20 | 08.09.1967 | Плесецк | ШПУ ОС | | Неудачный пуск (источник) | 21 | 23.10.1967 | Плесецк | ШПУ ОС | №Я23106-33Л (источник) | Успешный пуск (источник) | 22 | 29.10.1967 | Плесецк | ШПУ ОС | №Я23103-30Л (источник) | Успешный пуск (источник) | 23 | 28.11.1967 | Плесецк | ШПУ ОС | №Я23104-31Л (источник) | Успешный пуск (источник) | 24 | 29.11.1967 | Плесецк | ШПУ ОС | | Успешный пуск (источник) | 25 | 22.03.1968 | Плесецк | ШПУ ОС | №Я23105-32Л (источник) | Успешный пуск (источник) | 26 | 28.03.1968 | Плесецк | ШПУ ОС | | Успешный пуск (источник) | 27 | 27.06.1968 | Плесецк | ШПУ ОС | №Я23110-37Л (источник) | Успешный пуск (источник) | 28 | 06.07.1968 | Плесецк | ШПУ ОС | №Я23109-36Л (источник) | Успешный пуск (источник) | 29-31 | 28.08.1968 (23.08 по западным данным)Плесецк | Плесецк | ШПУ ОС | №Я23113-40Л №Я23114-41Л №Я23115-42Л (источник) | ГЛИ. Успешный трехракетный залп, пуск производился с управлением с УКП ГШ | 32 | 03.10.1968 | Плесецк | ШПУ ОС | №Я23112-39Л (источник) | Последний пуск в программе Государственных летных испытаний МБР РТ-2. Успешный пуск по полигону Кура (источник) | | | | | | | 01 | 16.01.1970 | Плесецк, площадка 161 ШПУ2 | ШПУ ОС | РТ-2П, №Ю64913-3Л
| Первый пуск программы испытаний РТ-2П. Успешный пуск (источник) | 02 | 17.02.1970 | Плесецк | ШПУ ОС | №Ю52614-4Л | Успешный пуск (источник) | 03 | 10.04.1970 | Плесецк | ШПУ ОС | №Ю26515-5Л | Успешный пуск (источник) | 04 | 18.05.1970 | Плесецк | ШПУ ОС | №Ю64916-6Л | Успешный пуск (источник) | 05 | 08.06.1970 | Плесецк | ШПУ ОС | №Х52621-7Л | Успешный пуск (источник) | 06 | 08.07.1970 | Плесецк | ШПУ ОС | №Х26522-8Л | Успешный пуск (источник) | 07 | 07.08.1970 | Плесецк | ШПУ ОС | №Х62923-9Л | Успешный пуск (источник) | 08 | 29.08.1970 | Плесецк | ШПУ ОС | №47827-431-11Л | Неудачный пуск (источник) | 09 | 12.10.1970 | Плесецк | ШПУ ОС | №52627-432-12Л | Успешный пуск (источник) | 10 | 30.10.1970 | Плесецк | ШПУ ОС | №64927-433-13Л | Неудачный пуск (источник) | 11 | 26.11.1970 | Плесецк | ШПУ ОС | №47827-434-14Л | Успешный пуск (источник) | 12 | 28.11.1970 | Плесецк | ШПУ ОС | №52627-435-15Л | Успешный пуск (источник) | 13 | 27.03.1971 | Плесецк | ШПУ ОС | №Х52624-10Л | Последний пуск программы испытаний РТ-2П по данным НПО "Энергия" (ист. - Ракета РТ-2П) Успешный пуск в акваторию Тихого океана (источник) | 14 | 18.12.1971 | Плесецк | ШПУ ОС | №64927-436-16Л | Успешный пуск в акваторию Тихого океана (источник) | 15 | 14.01.1972 г. | Плесецк | ШПУ ОС | №47827-437-17Л | Последний пуск в программе испытаний МБР РТ-2П Успешный пуск (источник) |
В 1966 г. принимается решение Правительства СССР о перевооружении на МБР РТ-2 14-й ракетной дивизии под Йошкар-Олой. В декабре 1966 г. в составе дивизии сформированы два ракетных полка, которые планровалось воорудить МБР РТ-2 - 514-й и 518-й полки. В 1968 году сооружены првые ШПУ двух новых полков. Первоначально отработка режима боевого дежурства началась с одним командным пунктом и тремя пусковыми установками, в дальнейшем число пусковых установок было доведено до штатных 10. Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР №1004–3 от 13 декабря 1968 года ракетный комплекс 15П098 был принят на вооружение РВСН. Первый полк МБР РТ-2 поставлен на боевое дежурство 8 декабря 1970 г. (10 МБР РТ-2). В 1972 г. в составе 14-й ракетной дивизии началось развертывание 6 полков с 60 ШПУ с МБР РТ-2 (позиционный район под г.Йошкар-Ола, ист. - Ракета РТ-2П). МБР 8К98 / РТ-2 была первой МБР с двигателями на твердом топливе, принятой на вооружение РВСН, и являлась, по сути, переходной от МБР второго к третьему поколению. Важными особенностями комплекса 15П098 явились простота эксплуатации, высокая техническая готовность ракет, сравнительно небольшое количество обслуживающих ракету агрегатов и отсутствие средств заправки. В тоже время МБР РТ-2 существенно уступала по ряду параметров американской «Минитмен-2», созданной приблизительно в те же годы (источник).
Модернизированная ракета РТ-2П / 8К98П: Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР №1004–3 от 13 декабря 1968 года, которым был принят на вооружение ракетный комплекс 15П098, задавалось создание модернизированной ракеты РТ-2П. Ракета отличалась модернизированными двигателями, более мощной БЧ и комплексом средств преодоления ПРО. Модернизированный вариант ракеты получил индекс 8К98П, комплекс - 15П098П. Разработка ракеты РТ-2П была передана из ОКБ-1 (ЦКБЭМ) в ЦКБ-7 (КР завода "Арсенал"), главный конструктором ракеты стал Петр Тюрин. По своим возможностям ракета РТ-2П значительно приблизилась к возможнстям американской МБР "Минитмен-3". НИИАП была разработана более совершенная и более точная система автономного инерциального управления ракеты, а ВНИИЭФ для ракеты был разработан новый более компактный ядерный заряд.
Государственные испытания модернизированного комплекса были начаты в декабре 1969 г., первый испытательный пуск ракеты РТ-2П состоялся 16 января 1970 г. на полигоне Плесецк. Испытания МБР РТ-2П завершены 14 января 1972 г. В ходе испытаний выполнено 15 пусков (из них 13 успешно), в т.ч. 12 пусков проведены в районы падения под Норильском и на полигоне Кура н камчатке и три пуска были выполнены на максималную дальность по акватории Тихлого океана. Летные испытания ракеты продолжались до января 1972 г. (всего выполнен 51 пуск) (источник). Опытные образцы ракет РТ-2П производились ленинградским машиностроительным заводом "Арсенал". Серийное производство МБР РТ-2П велось Пермским заводом химического оборудования (ПЗХО) с 1969 г. по 1981 г. После устранения замечаний, выявленных в ходе испытаний, 28 декабря 1972 г. ракета РТ-2П была принята на вооружение РВСН. Постепенно все ракеты РТ-2 заменены МБР РТ-2П и полностью сняты с вооружения в 1976 г.
Учебно-боевые и контрольные пуски: отстрелы контрольных партий ракет РТ-2 проводились на полигоне Плесецк начиная с октября 1968 г. (установочная партия, контрольные пуски от партии ракет, пуски ракет после длительного хранения, после истечения гарантийного срока, по плану боевой подготовки). С декабря 1974 г. по декабрь 1975 г. было проведено пять успешных пусков установочной партии ракет РТ-2П. Ракетный комплекс в составе трёх ШПУ с ракетами РТ-2П и командного пункта был испытан на длительное хранение в течение 7 лет (1976-1983 г.г.) на полигоне Плесецк. При этом регламентные работы с ракетой РТ-2П, системами пусковых установок и командным пунктом проводились сначала через год, а с 1977г. - через два года. Результаты комплексных испытаний подтвердили, что все системы пусковых установок и командного пункта сохранили свою работоспособность после семи лет экспериментального дежурства. Срок эксплуатации ракет был продлен сначала на три года (до 10 лет), а затем ещё на пять лет (до 15 лет). С 1968 по 1979 г.г. проведено 100 пусков ракет РТ-2 и РТ-2П (в т.ч. 83 успешных пуска). В течение экспериментального дежурства (1976-1983 г.г.) испытательным управлением было осуществлено 142 учебно-боевых пуска ракет РТ-2П (источник). В 1973 г. началась передача документации и технических прав главного конструктора Ленинградскому «Арсеналу». За ЦКБЭМ (НПО «Энергия») оставалась обязанность авторского надзора за ракетами, дежурившими в позиционных районах. До 1987 г. включительно ракеты проходили послегарантийную эксплуатацию по различным исследовательским программам Министерства обороны СССР. Пуски неизменно подтверждали высокую надежность ракет, в том числе при сроках эксплуатации от 15 до 17 лет. С декабря 1989 г. в связи с окончанием гарантийного срока на ракеты 8К98П (15 лет) и на наземное оборудование (20 лет) началось снятие с боевого дежурства комплексов с МБР. К моменту подписания в 1991 г. Договора СНВ-1 (обозначение МБР РС-12) на боевом дежурстве находилось 40 ракет РТ-2П. Во исполнение обязательств Советского Союза по реализации договора боевой ракетный комплекс 15П098П был включен в перечень снимаемых с вооружения и в период с 1992-1994 г.г. был снят с вооружения. Последние два ракетных комплекса сняты с дежурства в середине 1994 г. (источник). Пуск ракеты РТ-2 или РТ-2П. Плесецк (фото ТАСС). Пусковое и наземное оборудование комплекса: по первоначальному проекту применение ракет РТ-2 предполагалось из двух типов шахтных стартовых комплексов - группового и одиночного, а также со стартового комплекса железнодорожного базирования. В процессе разработки МБР остался только вариант с ШПУ типа “одиночный старт” (“ОС”).
1. Шахтная полигонная пусковая установка горячего старта - для испытаний опытных ракет РТ-2 / 8К98 на полигоне Капустин Яр использовались переоборудованные ШПУ БРСД Р-14У (полигон Капустин Яр, площадки №86 и №87). 2. Шахтная пусковая установка 15798 / ОС-98 - ШПУ типа "ОС" ("одиночный / отдельный старт") с "горячим" минометным стартом ракеты РТ-2 / 8К98 и РТ-2П / 8К98П. Первые ШПУ установлены для испытаний комплекса на полигоне Плесецк. Полковой стартовый комплекс состоит из 10 ШПУ 15П798 с командным пунктом 15У72.ШПУ 15П798 / ОС-98 и командный пункт 15У72 разработаны ЦКБ-34 (КБ Спецмаш) под руководством В.Чернецкого. Конструкция ШПУ состоит из следующих частей: - специальное сооружение 15У7 - защитное устройство 15У9 - устройство амортизации гиростабилизатора системы прицеливания 15У43.
Ракета впервые в СССР выполняет минометный старт из шахтной пусковой установки на поддоне за счет маршевых двигателях первой ступени с использованием парогенерации воды в нижней части пускового стакана шахтной пусковой установки (см. схему ниже, источник).
ШПУ состояла из бетонного ствола, в котором размещались пусковой стакан с ракетой и системой амортизации стакана, и цилиндрического оголовка возведённого над стволом шахты и отделенного от него переходом, предназначенным для исключения передачи на ствол подвижки верхних слоев грунта, вызванных воздействием взрывов вблизи ШПУ, в том числе атомных. В оголовке шахты размещались системы поддержания температурно-влажностного режима, подготовки и пуска ракеты и часть аппаратуры СДУК, а на отдельной амортизированной платформе - система прицеливания ракеты. Сверху оголовок закрывался защитным устройством выполненной в виде монолитной железобетонной плиты, передвигающей по рельсам. При пуске ракеты крыша сдвигалась с помощью порохового аккумулятора давления, а при техническом обслуживании ШПУ с помощью лебедки. Для старта впервые в СССР применялась оригинальная схема нечто среднее между газодинамическим и «минометным» стартами, при котором выход ракеты РТ-2 из шахты обеспечивался за счёт тяги собственных двигателей и поршневого эффекта, создаваемого в подракетном пространстве глухого стакана с помощью поддона, крепящегося к нижнему шпангоуту хвостового отсека 1 ступени, и бандажа на переднем фланце ДУ 1 ступени. Для уменьшения температурного воздействия на корпус ракеты на дно пускового стакана наливалось некоторое количество воды, а поддон и состоящий из нескольких частей бандаж обеспечивали замкнутость пространства между ракетой и стаканом при движении ракеты по стакану, одновременно исключая воздействие ракетных струй двигателя 1-ой ступени на корпус ракеты. При выходе ракеты из стакана бандаж сбрасывался, разделяясь пружинными толкателями на несколько частей. Поддон отделялся по команде от системы управления примерно на 12-й секунде полёта. Усилия пружинных толкателей и время отделения исключали возможность падения поддона на оборудование пусковой установки. С помощью установленной на внутренней стенке стакана шпонки и соответствующих пазов в поддоне и бандаже исключалась также "закрутка" ракеты при движении её по пусковому стакану. Минометный старт существенно сокращал размеры шахтных пусковых установок, значительно удешевлял её строительство и снижал их уязвимость со стороны вероятного противника за счёт маломерности шахты. В ШПУ в процессе боевого дежурства персонала не было. Управление пуском ракет из каждой ШПУ осуществлялось с КП с помощью СДУК по кабельным линиям, причём для надёжности передачи команд на пуск кабельными линиями соединялись также отдельные ШПУ между собой, образуя кольцо (радиально-кольцевая схема СДУК). Такая организация БРК позволяла поддерживать их высокую боевую готовность и обеспечивала надёжное прохождение команд на пуск ракет даже при повреждении отдельных каналов СДУК. Командный пункт котлованного типа имел ограниченную защищённость от ядерного взрыва и предполагал длительные сроки строительства (до трех лет). Сборка КП происходила на месте. Однако для своего времени это был совершенный командный пункт. Для боевых расчетов, несущих дежурство, здесь были созданы довольно комфортные условия с учетом последних требований эргономики. Шахтная пусковая установка 15П798 / ОС-98 с МБР РТ-2 / 8К98 (Оружие России. Каталог, том IV. Вооружение и военная техника РВСН. М., "Военный парад", 1996-1997 г.) 3. Наземное оборудование: в состав наземного оборудования комплекса входили: - транспортно-загрузочные машины (ТЗМ) 15У39 и 15У40 на базе тягача МАЗ-537Е для приема (выдачи) блоков ракеты из изотермического ЖД-вагона или стыковочных тележек; - изотермическая стыковочная машина 15Т21 для транспортировки ГЧ; - стыковочные тележки (для работ с ракетой в МИК и корпусах проверок); - изотермический ЖД-вагон с выдвижной рамой для поблочной транспортировки ракеты с завода изготовителя (разработан СКБ Калининского вагоностроительного завода, главный конструктор Л.Д.Новиков); - регламентные машины для различных систем комплекса на базе автомобилей "Урал 375". Транспортное оборудование ракетного комплекса разработано КБТМ под руководством В.Петрова. Для разработки агрегатов наземного комплекса были привлечены КБ «Мотор» под руководством В.А.Рождова, и Ленинградский филиал ЦПИ-20 под руководством Г.П.Ливенкова.
Транспортровка и установка в ШПУ ракеты выполнялась транспортно-загрузочными машинами (ТЗМ) 15У39 (блок А) и 15У40 (блоки Б и В) со съёмными загрузочными такелажными устройствами 15Т43 и 15Т44, соответственно. Агрегаты 15У39 и 15У40 были конструктивно одинаковы и до 1970 г. отличались длиной троса на лебедке загрузочного устройства. После доработок - полностью взаимозаменяемы. Так как ракета не имела ТПК, то при транспортировке, с помощью встроенной системы в кузовах агрегатов поддерживался необходимый температурный режим. Пиковая мощность системы кондивинироваия - 15 кВт, основа системы - две батареи по шесть электронагревателя СКБ-1 и два вентилятора. Холодильной части на агрегатах 15У39 и 15У40 не было - только вентиляция и возможность подключения к внешнему агрегату ТВР. Система загрузки ТЗМ 15У39, 15У40 - шестикратный полистпаст и траверса. Монтаж ракеты осуществлялся непосредственно из агрегатов 15У39 и 15У40 в ШПУ (источник).
Транспортно-загрузочный агрегат МБР РТ-2П / 8К98П 15У39 (15У40). Из документации к договору ОСВ-1. Транспортировка и установка блоков МБР 8К98П / РТ-2П в шахтную пусковую установку с помощью ТЗА 15У39 / 15У40 ((Оружие России. Каталог, том IV. Вооружение и военная техника РВСН. М., "Военный парад", 1996-1997 г. и РИА "Спутник") Средства управления комплексом: Полковой боевой ракетный комплекс 15П098 состоит из 10 ШПУ 15П798 с унифицированным командным пунктом 15В52 (в некоторых источниках - 15У52) разработки ЦКБ-34 (КБ Спецмаш, главный конструктор - Е.Г. Рудяк). Командный пункт 15В62 принят на вооружение вместе с ракетным комплексом в 1968 г.
Система дистанционного управления и контроля (СДУК) пуском создана в ОКБ "Импульс" (г.Ленинград) под руководством Т.Н. Соколова. Эта система предназначена для ввода в ракету полетных данных и управления пуском ракет.
Ракеты РТ-2 / РТ-2П: Конструкция: ракета 8К98 является трехступенчатой твердотопливной баллистической ракетой с последовательным расположением ступеней с головной частью, включающей моноблочный боевой блок и комплекс средств преодоления ПРО. Ступени ракеты соединены между собой соединительными отсеками ферменной конструкции, которые обеспечивают "горячее" разделение ступеней - когда двигатель следующей ступени запускался до отделения предыдущей ступени. Между третьей ступенью ракеты и головной частью располагались приборный отсек и переходник, предназначенный для крепления головной части ракеты. Все РДТТ ракеты выполнены в разных диаметрах, сопловые блоки ракетных двигателей имели по четыре разрезных управляющих сопла, состоящих из неподвижной и подвижной частей. На 1-й ступени установлены четыре решетчатых аэродинамических стабилизатора. В базовом варианте РТ-2 ракета оснащалась моноблочной боевой частью 15Ф1 с термоядерным зарядом мощностью 600 кт.
Ракета РТ-2 / 8К98 в музее РВСН и устройство ракеты, где цифрами обозначены: 1 - головная часть с БЧ 15Ф1, 2 - соединительный отсек, 3 - приборный отсек, 4, 9, 15 - кабельные желоба, 5 - РДТТ 3-й ступени 15Д25, 6 - 3-я ступень, 7 - хвостовой отсек 3-й ступени, 8, 13 - соединительные фермы, 10 - РДТТ 2-й ступени 15Д24, 11 - 2-я ступень, 12 - хвостовой отсек 2-й ступени, 14 - опорно-ведущий пояс, 16 - РДТТ 1-й ступени 15Д23, 17 - 1-я ступень, 18 - хвостовой отсек 1-й ступени, 19 - аэродинамические стабилизаторы, 20 - поддон с опорно-ведущим поясом (Оружие России. Каталог, том IV. Вооружение и военная техника РВСН. М., "Военный парад", 1996-1997 г.) Третья ступень МБР РТ-2 / 8К98 с БЧ 15Ф1 (Оружие России. Каталог, том IV. Вооружение и военная техника РВСН. М., "Военный парад", 1996-1997 г.) Первая, вторая и третья ступени МБР Рт-2П / 8К98П в сборе без головной части. Из документации к договору ОСВ-1. Система управления и наведение: ракета управляется автономной инерциальной системой управления разработанной НИИ автоматики и приборостроения под руководством Н.Пилюгина. В системе управления используются счетно-решающие приборы. Основные устройства системы управления расположены в приборном отсеке, который кабельными каналами соединен со ступенями ракеты. НИИ АП разработана для ракеты также и СДУК - система дистанционного управления и контроля пусков подразделения. В окончательном варианте комплекса на вооружение в 1968 г. принята СДУК "Сигнал" разработки НПО "Импульс" под руководством Тараса Соколова.
- РТ-2 (задание на проведение НИР, 1959 г.) - комбинированная система управления 2-го поколения массой 200 кг (источник). В 1963 г. для системы управления НИИАП впервые разработана трехосная гиростабилизированная платформа Л192 с механизмом азимутального наведения, гироблоками ЦЕ99-2 и акселерометрами К-199-1ЖМ (ист. - Штурманы). Азимут прицеливания ракет комплекса - 45 град. - РТ-2П - более совершенная система автомномного инерциального управления, а так же новая система дистанционного управления и контроля (СДУК) пуском, введены дистанционное перенацеливание и закладка в память системы управления двух полётных заданий. Новая система инерциального управления включала в себя прецизионную гироплатформу с троированными поплавковыми акселерометрами и вычислительную машину, обеспечившие КВО не более 1500м (источник). Азимут прицеливания ракет комплекса - 120 град.
В связи с отсутствием регулирования кажущейся скорости (которое есть у жидкостных ракет) в системе управления ракеты РТ-2П реализован алгоритм парирования продольных возмущений для достижения заданной точности стрельбы за счет формирования угла тангажа ракеты в соответствии с вертикальной составляющей кажущейся скорости. Под руководством А.И.Киселева разработан частотно-импульсный преобразователь информации с использованием акселерометра Д139-1М интегрирующего типа, который позволял получить требуемые уровни точности на имевшейся в то время элементной базе (ист. - Штурманы).
Акселерометр Д139-1М (Штурманы ракет. М., ООО "Блок-Информ-Экспресс", 2008 г.) Двигательные установки: При разработке двигателей для МБР РТ-2 необходимо было решить задачу создания отечественного смесевое твердого топлива. Смесевое топливо содержит до десяти и более компонентов, основными из которых являются окислитель (обычно перхлорат аммония) и горючее связующее вещество (полиуретан, полибутадиен, бутил каучук и другие), которое создает из механических частиц окислителя и других добавок плотную монолитную массу. В рецептуру входит много добавок улучшающих характеристики топлива (порошок алюминия и др.).
Разработка смесевого твердого топлива - в разработке смесевого топлива в СССР участвовали: - Ленинградский Государственный Институт Прикладной Химии (Владимир Шпак) - работы по твердому топливу на связующем полиуретане; - Пермское НИИ-130 (НИИ полимерных материалов / НПО им.Кирова, Леонид Козлов) - топливо на основе полифурита; - Люберецкое НИИ-125 / НПО "Союз" (Жуков) - топливо на основе низкомолекулярного полибутадиена; - Алтайское НИИ-9 / НИИ ХТ (химической технологии, Я.Ф.Савченко) - топливо на основе бутилкаучука.;
К 1963 г. в ГИПХ было создано топливо на основе связующего полиуретана, в Пермском НИИ-130 - топливо на основе связующего полифурита. Эти топлива не обладали требуемой эластичностью, но позволяли провести стендовую отработку двигателей всех трех ступеней ракеты РТ-2.
К 1965 г. Люберецкое НИИ-1215 / НПО "Союз" разработало смесевое твердое топливо со связующим низкомолекулярным полибутадиеном. Заряд этого топлива из-за низкой эластичности мог быть выполнен только в виде вкладной конструкции, что утяжеляло двигатель и снижало надежность работы, в связи с чем работы с этим топливом были прекращены на этапе стендовой отработки.
К середине 1965 г. Алтайским НИИ-9 / НИИ ХТ была решена задача создания высокоэнергетического смесевого твердого топлива на основе связующего бутилкаучука. Это топливо позволяло создавать эффективные и надежные твердотопливные двигатели со скрепленным зарядом, и было принято в качестве окончательного варианта для первой и второй ступеней ракеты РТ-2. Еще более сложной оказалась проблема серийного производства крупногабаритных зарядов и стеклопластиковых корпусов. Необходимо было в кратчайшие сроки создать целую сеть заводов химической промышленности, оснащенных современным высокотехнологичным оборудованием.
На первых ракетах РТ-2, которые вышли на испытания, были применены твердотопливные заряды, разработанные в Пермском НИИ-130. На полигоне Капустин Яр были проведены первые семь испытательных пусков ракет, оснащенных этими двигателями. НИИ-130 приходилось использовать сложную технологию производства заряда. Последний отливался в отдельную форму, после выпрессовки из которой он устанавливался в корпус двигателя, а образовавшийся зазор заполнялся бронирующим составом, скрепляющим заряд с корпусом. В окончательном варианте ракеты РТ-2 установлены двигатели: - 1 ступень - с твердотопливными зарядами, разработанными Алтайским НИИ ХТ совместно с Пермским СКБ-172 (конструкция двигателя) - 2 ступень - с твердотопливными зарядами, разработанными Алтайским НИИ ХТ совместно с Ленинградским ЦКБ-7 (конструкция двигателя) - 3 ступень - с твердотопливными зарядами, разработанными Пермским НИИ-130 совместно с Пермским СКБ-172 (конструкция двигателя). Двигатели разрабатывались ОКБ-1 совместно с пермским СКБ-172 главного конструктора М.Ю.Цирульникова и ЦКБ-7 главного конструктора П.А.Тюрина. РДТТ 1-й и 2-й ступеней выполнены по одинаковой конструктивной схеме и состоят из стальных цилиндрических корпусов с эллиптическими задними и передними днищами. На передних днищах размещались воспламенители зарядов твердого топлива. Сопловые блоки, рулевые приводы и часть приборов системы управления размещались в хвостовых отсеках ступеней, имевших форму усеченного конуса. Для повышения устойчивости ракеты на начальном этапе полета, на хвостовом отсеке первой ступени устанавливались четыре складных решетчатых стабилизатора. Третья ступень по компоновочной схеме была аналогична первым двум, но имела отличия в конструкции корпуса заряда РДТТ и хвостового отсека. РДТТ 3-й ступени имел устройство отсечки тяги аналогичное РТ-1. | РТ-2 (серийные) | РТ-2П | Типы двигателей | РДТТ с вкладными зарядами из смесевого топлива первого поколения (ист. - Ракета РТ-2П) и разрезными управляемыми соплами
| РДТТ с прочноскреплеными зарядами бутилкаучукового (бутилкаучук с перхлоратом аммония с добавлением порошкообразного алюминия) смесевого топлива ПАЛ-17/7 полученными методом заливки непосредственно в корпус РДТТ (ист. - Ракета РТ-2П) | 1 ступень ("блок А") | РДТТ 15Д23 разработки пермского СКБ-172 (позже - НПО "Искра") с зарядами топлива разработки НИИ-9 / НИИ ХТ Масса топлива - ок.30 т Время работы - 75 с Тяга - 91 т Давление в камере сгорания - 40 кг/кв.см | РДТТ 15Д23П разработки пермского СКБ-172 (позже - НПО "Искра") с топливом ПАЛ-17/7 разработки НИИ-9 Масса топлива - 30,67-30,8 т Время работы - 75,4 с Тяга - 100 т Давление в камере сгорания - 56 кг/кв.см | 2 ступень | РДТТ 15Д24 разработки ленинградского ЦКБ-7 с зарядами топлива разработки НИИ-9 / НИИ ХТ Масса топлива - ок.9 т Время работы - 60 с Тяга - 44 т Давление в камере сгорания - 40 кг/кв.см | РДТТ 15Д24П разработки ленинградского ЦКБ-7 с топливом ПАЛ-17/7 разработки НИИ-9 Масса топлива - 9,78 т Время работы - 60,6 с Тяга - 44-44,6 т Давление в камере сгорания - 48 кг/кв.см | 3 ступень | РДТТ 15Д25 разработки пермского СКБ-172 (позже - НПО "Искра") с зарядами топлива разработки НИИ-130 Масса топлива - ок.3,5 т Время работы - 45-46 с Тяга - 22 т Давление в камере сгорания - н.д. | новый РДТТ 15Д94 разработки пермского СКБ-172 (позже - НПО "Искра") с двухслойным корпусом из высокопрочной стальной рубашки укрепленной стеклопластиковыми нитями с топливом ПАЛ-17/7 разработки НИИ-9 Масса топлива - 3,6 т Время работы - 49 с Тяга - 18 т Давление в камере сгорания - 48 кг/кв.см Энергомассовое совершенство ("альфа") - 0,106 (одно из самых высоки для своего времени) | Двигатель 1-й ступени 15Д23 ракеты 8К98 / РТ-2 на огневых испытаниях (Ракетно-космическая техника НПО "Искра", буклет, обработка MilitaryRussia.Ru) Двигатель 1-й ступени 15Д23 ракеты 8К98 / РТ-2 (Ракетно-космическая техника НПО "Искра", буклет, обработка MilitaryRussia.Ru) Двигатель 3-й ступени 15Д94 ракеты 8К98П / РТ-2П (Ракетно-космическая техника НПО "Искра", буклет, обработка MilitaryRussia.Ru) Ракета РТ-2 / 8К98 (http://epizodyspace.ru/) ТТХ ракет РТ-2 / РТ-2П: | эскизный проект РТ-2 (1963 г.) | требования постановления 16.07.1963 г. | РТ-2 / 8К98 | РТ-2П / 8К98П | Длина | | | 21270 мм | 21265 мм | Длина ракеты без ГЧ | | | 18200 мм | 19660-19700 мм | Размах стабилизаторов | | | 3618 мм | 3618 мм | Диаметр корпуса максимлаьный | | | 1,84 м | 1,84 м | Диаметр по опорно-ведущий пояс ("по юбку") | | | 2 м | 2 м | Масса стартовая | 46,1 т | | 51 т (48 т по др.данным) | 51,9 т | Масса головной части | 500 кг | 520 кг (основная) 980 кг (дополнительная, 1400 кг по др.данным) | 540 кг | 466-470 кг | ТТХ 1-й ступени | | | Длина - 8,7 м Диаметр - 1,8 м Масса - 34,5 т Время работы - 75 с | Длина - 9,2 м Диаметр - 1,84 м Масса - 34,55 т Время работы - 75,4 с | ТТХ 2-й ступени | | | Длина - 4,74 м Диаметр - 1,48 м Масса - 9,6 т Время работы - 60 с | Длина - 5,08 м Диаметр - 1,49 м Масса - 11,28 т Время работы - 60,6 с | ТТХ 3-й ступени | | | Длина - 3,827 м Диаметр - 0,98 / 1,06 м Масса - 3,5 т Время работы - 45-46 с | Длина - 5,45 м Диаметр - 1,0 м Масса - 4,64 т Время работы - 49 с | Дальность действия | 10 500 км | - 4000-5000 км (ГЧ массой 980 кг) - 10000-12000 км (ГЧ массой 520 кг) | 9600 км | 10000-10200 км | Дальность действия минимальная | | | | 1000 км | Время подготовки к пуску | | 3-5 мин | | | КВО | | | 5000 м (ист. - Штурманы) 1800-2000 м | 1500 м | Скорость максимальная на траектории | | | 7030 м/с | | Высота траектории максмальная | | | 1310 км | | Срок эксплуатации ракет РТ-2П - 7 лет, по итогам эксперименального дежурства 1976-1983 г.г. на полигоне Плесецк срок продлен на 3 года (до 10 лет) и позже еще на 5 лет (до 15 лет).
Боевое оснащение:
| РТ-2
| РТ-2П
| Головная часть | 15Ф1 / 15Ф981 | 15Ф982 | Масса ГЧ | 540 кг | 470 кг | Боевое оснащение
| Термоядерный бовой блок мощностью 600 кт (источник) с автоматикой, системой инициирования, электропитанием, с контактным и неконтактным взрывателями (источник) | Термоядерный боевой блок мощностю 750 кт (источник). Новый более компактный термоядерный боезаряд разработан ВНИИЭФ под руководством С.Г.Кочарянца | Средства преодоления ПРО
| нет | Комплекс средств преодоления ПРО "Береза" разработки ЦНИРТИ. Ракета оснащена комплексом средств радиотехнической защиты ГЧ от средств ПРО (ист. - Ракета РТ-2П) | Предположительно ракета РТ-2П / 8К98П с боевым блоком 15Ф982 в ШПУ (Оружие России. Каталог, том IV. Вооружение и военная техника РВСН. М., "Военный парад", 1996-1997 г.) Модификации: Ракета РТ-2 / 8К98 опытная - опытные образцы ракеты РТ-2 для первого этапа испытаний производства пермского машинострительного завода, соирались вероятно опытным производством ОКБ-1.
Ракета РТ-2 / 8К98 серийная - серийные ракеты для испытаний и принятые в опытную эксплуатацию РВСН производства Пермского машиностроительного завода (завод №172), а позже Пермского завода химического оборудования (ПЗХО).
Ракета РТ-2П / 8К98П - модернизированный переработанный вариант ракеты РТ-2П, принятый и состоявший на вооружении РВСН.
Ракета РТ-2П / 8К98П командная (проект) - проект варианта ракеты для отработки резервной командной системы РВСН для запуска комплексов связи (ист. - Военный паритет).
Ракета РТ-2М / 8К98М (проект) - модифицированный вариант ракеты с новыми двигателями. Двигатель 3-й ступени - 15Д31.
Статус: СССР / Россия
Развертывание МБР 8К98 / 8К98П в 14-й ракетной дивизии в Йошкар-Оле (по умолчанию - западные данные): | 8К98 | 8К98П | 1968 | 3 - 514-й РП | | 1971 | 10 - 514-й РП | | 1972-1973 | 60 МБР
514-й РП 518-й РП 702-й РП 611-й РП 558-й РП 124-й РП | ? | 1974-1975 | начато переоснащение на РТ-2П | менее 60 | 1976-1981 | идет переоснащение на РТ-2П | 60 | 1982-1989 | - | 60 МБР
514-й РП 518-й РП 702-й РП 611-й РП 558-й РП 124-й РП | 1990 | - | расформированы 514-й РП 611-й РП | 1991 | - | 40
вероятно, 702-й РП перевооружен на ПГРК "Тополь" | 1993 | - | 20 МБР
расформирован 518-й РП | 1994 | - | 20
расформированы 558-й РП 124-й РП | Источники | источник | источник |
Источники: Боевой ракетный комплекс 15П098 с МБР 8К98 (15П098П/8К98П, источник) Военный паритет. Сайт http://www.militaryparitet.com/. 2007 г. Оружие России. Каталог, том IV. Вооружение и военная техника РВСН. М., "Военный парад", 1996-1997 г. Ракета РТ-2П. 2016 г. (источник). Штурманы ракет. М., ООО "Блок-Информ-Экспресс", 2008 г. Parsch Andreas and Aleksey V. Martynov. Designations of Soviet and Russian Military Aircraft and Missiles © 2005-2008.
|