MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.) | Статьи

пр.941 Акула - TYPHOON

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
пр.941 "Акула" - TYPHOON
ТК-208 "Дмитрий Донской"
ТК-202
ТК-12 "Симбирск"
ТК-13
ТК-17 "Архангельск"
ТК-20 "Северсталь"
ТК-210

Подводная атомная лодка с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) / крейсерская подводная лодка (по 25.07.1977 г.) / тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения (тяжелый РПКСН с 03.06.1996 г.). Разработчик проекта - ЦКБ МТ "Рубин", главный конструктор - С.Н.Ковалев, главный наблюдающий от ВМФ - В.Н.Левашов. Предварительная разработка ракетного комплекса Д-19 начата в миасском СКБ-385 в начале 1971 г.  Тактико-техническое задание на проектирование ПЛАРБ выдано в декабре 1972 г. Строительство новой серии ПЛАРБ планировалось в качестве ответа на строительство в США серии ракетоносцев типа Ohio. Постановление СМ СССР о проектировании и строительстве пр.941 принято 19 декабря 1973 г. Вероятно, планировалось строительство серии в 12 ПЛАРБ проекта - такая цифра была названа Главкомом ВМФ СССР С.Г.Горшковым на выступлении перед слушателями и преподавателями учебного центра ВМФ №93 в Палдиски летом 1975 г.

Головная ПЛ серии ТК-208 заложена на ПО "Севмаш" (г.Северодвинск) 17 июня 1976 г. Спущена на воду 23 сентября 1980 г. и принята ВМФ СССР 12 декабря 1981 г. Строительство серии подводных лодок завершено сдачей ВМФ 4 сентября 1989 г. ПЛАРБ ТК-20. Всего построено 6 ПЛАРБ проекта, седьмая лодка проекта - ТК-210 - заложена в 1986 г., но в 1988 г. при готовности 40% строительство остановлено, а в 1990 г. задел разобран на металл. Частичная комплектация и заготовки металла в 1980-е годы велись еще на три ПЛАРБ серии. Т.е. всего по состоянию на начало-середину 1980-х годов планировалась постройка серии в 10 ПЛАРБ, которая позже была сокращена до 6 экземпляров.


ПЛАРБ ТК-208 "Дмитрий Донской" пр.941У, 2000-е годы (http://forums.airbase.ru).

Автор: DIMMI Создан: 29.09.2011 20:35:23 Комментариев: 66 Читать всю статью

пр.23900

ДАННЫЕ НА 2020 г. (в работе)
пр.23900
"Иван Рогов"
"Митрофан Москаленко"

Универсальный десантный корабль-вертолетоносец (УДК) 1-го ранга дальней морской зоны. Разработка проекта УДК на замену УДК типа "Мистраль", стротельство которых во Францией для ВМФ России было прекращено в 2014 г., велась несколькими российскими конструкторскими бюро: проект "Прибой" разрабатывало Невское ПКБ, проект "Лавина" - Крыловский Государственный Научный Центр. Но фактически для постройки в 2019-2020 г.г. был выбран проект Зеленодольского ПКБ. судостроительной корпорации "Ак Барс".

Впервые проект Зеленодольского ПКБ был показан на презентации Президенту России 9 января 2020 г. В марте 2020 г. ССЗ "Залив" (г.Курчь) были начаты закупки металла для строительства двух кораблей проекта 23900 (источник). На 28 апреля 2020 г. согласно источникам планировалась церемония закладки новых кораблей (источник). 23 мая 2020 г. в СМИ появилась информация о подписании Министерсвом обороны России контракта на постройку двух УДК с керченским ССЗ "Залив" на общую сумму около 100 млрд. рублей. 

20.07.2020 г. в присутствии Президента России состоялась официальная закладка двух УДК проекта 23900 "Иван Рогов" и "Митрофан Москаленко" на ССЗ "Залив" в Керчи. Согласно иллюстрациям на церемонии закладки внешний вид проекта 23900 на момент закладки несколько отличается от внешнего вида проекта показанного в январе 2020 г.

Корабль предназначен для выполнения десантных операций на большом удалении от родных берегов, а так же может применяться в качестве штабного корабля при проведении морских или смешанных операций разнородных сил.


Изображение универсального десантного корабля пр.23900 с церемонии официальной закладки кораблей на ССЗ "Залив" в Керчи 20.07.2020 г. (Зеленодольское ПКБ).

 

Автор: DIMMI Создан: 27.07.2020 22:02:55 Комментариев: 1 Читать всю статью

Комплекс 3К-14 / С-14 Калибр, ракеты 3М-54 / 3М-14 - SS-N-27 / SS-N-30 SIZZLER

ДАННЫЕ НА 2022 г. (стандартное пополнение)
Комплекс 3К-51 "Бирюза", ракета П-900 / 3М-51 "Альфа" - SS-N-27A SIZZLER
Комплекс 3К-54П / П-10  "Бирюза-ПЛ", ракета 3М-54 / 3М-54Э1 / Club-S - SS-N-27B SIZZLER
Комплекс 3К-14 / С-14 "Калибр-ПЛ" / "Калибр-НК", ракета 3М-14Э / 3М-14 - SS-N-30 SIZZLER
 
Универсальный корабельный стрельбовой комплекс / ракетный комплекс с крылатыми ракетами. Крылатые ракеты комплекса разработаны ОКБ "Новатор" (г.Екатеринбург). Разработка противокорабельной крылатой ракеты 3М-51 "Альфа" с дополнительной боевой ступенью для пуска из торпедного аппарата подводных лодок начата ОКБ "Новатор" в рамках ОКР "Бирюза" на базе крылатой ракеты 3М-10 комплекса 3К10 "Гранат" в 1983 г. В 1993 г. макет ракеты 3М-51 "Альфа" был продемонстрирован на выставке вооружений в Абу-Даби (ОАЭ) и на авиасалоне МАКС-93 в Раменском.

После 1991 г. концепция комплекса была изменена - разработка была переориентирована на создание комплекса ракетного оружия для поставок на экспорт в качестве ракетной системы / комплекса "Club" с ракетами разных типов с вариантами базирования как для подводных лодок - Club-S (Submarine), так и для надводных кораблей - Club-N (NAVY). На базе ракеты 3М-51 с сохранением назначения и основных конструктивных особенностей создана противокорабельная ракета 3М-54. Ракета 3М-14Э разработана до 2004 г. на базе ракеты 3М-10 комплекса 3К10 "Гранат" .

Первый этап государственных испытаний комплекса "Калибр" и ракеты 3М-14 проведен ОКБ "Новатор" в 2009-2011 г.г. (концерн ПВО "Алмаз-Антей", ист. - Годовые отчеты 2009 г., 2010 г., 2011 г.). В 2011 г. начата подготовка к испытаниям комплекса "Калибр" с ракетой 3М-14 с ПЛА "Северодвинск" пр.885 (концерн ПВО "Алмаз-Антей", ист. - Годовой отчет 2011 г.).

В ВМФ России крылатые ракеты 3М-54 и 3М-14 используются в числе боевых средств ракетных комплексов "Калибр-НК" и "Калибр-ПЛ" наряду с ракетами других типов (91Р1, 91РТ2, "Оникс").

Идентификация:
- 3М-51 "Альфа" - противокорабельная ракета со сверхзвуковой боевой ступенью для ВМФ СССР.
- 3М-54 / 3М-54Э - противокорабельная ракета со сверхзвуковой боевой ступенью, экспортный вариант - обычный и укороченный и вариант для ВМФ России.
- 3М-54Э1 - противокорабельная ракета с усиленной БЧ, но без сверхзвуковой боевой ступени, экспортный вариант.
- 3М-14Э - КР для стрельбы по наземным целям, укороченный экспортный вариант.
- 3М-14 - КРБД для стрельбы по наземным целям, полноценный вариант для ВМФ России.


Ракета типа 3М-14 комплекса "Калибр", публикация 09.11.2015 г. (коллаж Министерства обороны России, источник).
Автор: DIMMI Создан: 19.10.2014 23:49:21 Комментариев: 11 Читать всю статью

пр.1851 / 18510 / 18511 - X-RAY / PALTUS

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
Комплекс пр.1851, лодка пр.18510 "Нельма" - X-RAY / NELMA
АС-23
пр.18511 "Палтус" - PALTUS

АС-21
АС-35

Атомная глубоководная станция / специальная атомная подводная лодка / глубоководное техническое средство (подобные наименования используются в некоторых источниках). Приказом Минсудпрома СССР от 1 июля 1970 т. ЦПБ «Волна» (впоследствии с 23.02.1974 г. - СПМБМ «Малахит») было определено головным КБ по проектированию глубоководных обитаемых технических средств освоения океана и в это бюро до конца года были переданы все работы по проектированию этих средств из других конструкторских бюро Минсудпрома. В 1972 г. в ЦПБ «Волна» под руководством главного конструктора Е.С.Корсукова были выполнены эскизные проекты глубоководных комплексов проектов  1910 и 1851, утвержденные постановлением Правительства СССР, которым определялись их основные тактико-технические элементы (ТТЭ), сроки создания и кооперация соисполнителей по проектам 1910 и 1851. В том же 1972 г. приказом министра Минсудпрома СССР главным конструктором проекта 1851 назначают С.М.Бавилина, а группа главного конструктора Е.С.Корсукова была сконцентрирована на создании проекта  1910Головным исполнителем проектов определено ЦКБ "Волна" Минсудпрома СССР. Главный конструктор комплекса пр.1851 С.М.Бавилин. На должность заместителей Бавилин С.М. пригласил Терешкина В.М. и Дубницкого Д.Н., на должность ведущих конструкторов - Уварова В.А. и Дешкина Е.А., а главным конструктором энергетической установки - Романова Б.Л. При проектировании вероятно был учтен опыт эксплуатации глубоководного комплекса "Селигер".

Атомная глубоководная станция могла эксплуатироваться самостоятельно, но штатно её планировалось использовать с подводной лодкой-носителем. Лодка-носитель с АГС прибывала в район проведения работ, АГС расстыковывалась с лодкой-носителем и выполняла работы на дне самостоятельно. После чего пристыковывалась обратно к носителю для пополнения запасов либо в связи с прекращением работ. 

В 1972 г. на Ленинградском адмиралтейском объединении начата подготовка к строительству АГС проектов 18510 и 1910. В 1973 г. завершен технический проект АГС пр.18510. После защиты технического проекта главным конструктором С.М.Бавилиным было предложено полностью изменить техпроект - особенно в части энергетической установки. Решение было поддержано заказчиком в лице Главкома ВМФ СССР С.Горшкова. В 1974 г. СПМБ Машиностроения и ЦПБ «Волна» были объединены в СПМБМ «Малахит», которому и было поручено сопровождение разработки и строительства АГС пр.1910 и комплекса пр.1851. В разработке АГС приняли участие специалисты ЦНИИ им.академика Крылова, ЦНИИКМ "Прометей" (конструкционные материалы), ЦНИИТС, ЦНИИСЭТ, ЛПО "Электросила" и др.

В качестве носителя АГС была определена переоборудованная ПЛАРК пр.675. Проект модернизации по пр.675Н был поручен ЛПМБ "Рубин". Флот выделил для модернизации по проекту ПЛАРК К-170 пр.675 11-й дивизии 1-й флотилии ВМФ СССР. После модернизации лодка получила название КС-86. Переоборудование ПЛА-носителя начато на СРЗ "Звездочка" в Северодвинске в январе 1973 г. и завершено в 1981 г. 

В 1978 г. в сформированный ВМФ отряд гидронавтов для обучения были набраны 1-й и 2-й экипажи головной станции АС-23 комплекса пр.1851. 

В феврале 1977 г. подписан приказ о начале строительства головной АГС проекта (заказ 01429). При создании АГС проекта использовался опыт строительства и испытаний головной АГС  пр.1910 "Кашалот". Официальная закладка головного заказа - 25.09.1981 г. Спуск на воду -  29.09.1983 г. Швартовные испытания заказа проводились в Ленинграде до осени 1984 г., когда АГС была переведена в Северодвинск на сдаточную базу ЛАО. Головная АГС проекта - АС-23 - в ходе прохождения испытаний в 1986 г. впервые осуществила подводную стыковку с лодкой- носителем КС-86 проекта 675Н (источник). После сложных испытаний в ходе которых устранялись различные проблемы с оборудованием головная АГС проекта 18510 была принята Флотом 30.12.1986 г. Капитан АГС в ходе испытаний - В.Ю.Терехов (ист. - Адмиралтейские верфи).

По состоянию на осень 2011 г. ПЛ АС-23 уже несколько лет находилась в Северодвинске у стенки СРЗ "Звездочка". 2 февраля 2012 г. во время пресс-тура АГС АС-23 была обнаружена в цеху СРЗ "Звездочка", где, вероятно, проходила ремонт. Позже, так же находится у стенки СРЗ "Звездочка".

В западных СМИ иногда упоминается существование недостроенной третьей АГС пр.18511 строительство которой якобы не было завершено. Данная информация кажется нам сомнительной.


АГС пр.18511 "Палтус" - PALTUS (MilitaryRussia.Ru, 02.05.2018 г., использован рисунок HISutton).

Автор: DIMMI Создан: 24.06.2011 20:01:37 Комментариев: 68 Читать всю статью

пр.1144 / 11442 Орлан - KIROV

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
пр.1144 "Орлан" - Balcom-I / KIROV
"Киров"
пр.11442
"Фрунзе"
"Калинин"
"Пётр Великий"
пр.11442М
"Адмирал Нахимов"


Тяжелый атомный ракетный крейсер (ТАРКР). В 1964 г. в СССР начаты исследования возможности строительства крупного военного надводного противолодочного корабля с атомной силовой установкой. Основная задача - уничтожение ПЛАРБ вероятного противника в районах их боевого дежурства. В результате исследований ЦКБ промышленности было выработано техзадание на разработку проекта большого противолодочного корабля с АЭУ водоизмещением 8000 тонн. Разработка проекта "Орлан" была поручена Ленинградскому Северному проектно-конструкторскому бюро. Главный конструктор и руководитель - Б.И.Купенский (до мая 1982 г.), с мая 1982 г. - В.А.Перевалов. Главный наблюдающий за проектированием и строительством корабля от ВМФ СССР - капитан 1 ранга А.А.Савин. Проект корабля с самого начала непосредственно курировал Главком ВМФ СССР С.Г.Горшков.

В процессе проектирования корабль было предложено оснастить эшелонированными средствами ПВО, а позже и ударным противокорабельным ракетным комплексом, ориентированным на применение против авианосной группы вероятного противника. В связи с ростом водоизмещения и универсализацией возможного назначения корабля было принято решение классифицировать его как "тяжелый автомный ракетный крейсер". Техническое проектирование корабля завершено в 1972 г. Закладка головного корабля состоялась на Балтийском ССЗ в Ленинграде 26.03.1974 г. По данным космической разведки в США крейсер получил наименование Balcom-I (Baltic Combatant). На головном корабле - крейсере "Киров" - установлены 100-мм артиллерийские установки из-за неготовности 130-мм установки.


Ноябрь 2022 г. - достройка тяжелого атомного ракетного крейсера "Адмирал Нахимов" по пр.11442М, ПО "Севмаш", г.Северодвинск (кадр из кинофильма http://www.sevmash.ru).
Автор: DIMMI Создан: 10.11.2012 07:57:09 Комментариев: 18 Читать всю статью

пр.667БДРМ Дельфин - DELTA-IV

ДАННЫЕ НА 2022 г. (стандартное пополнение)
пр.667БДРМ "Дельфин" - DELTA-IV
К-51 "Верхотурье"
К-84 "Екатеринбург"
К-64 "Подмосковье"
К-114 "Тула"
К-117 "Брянск"
К-18 "Карелия"
К-407 "Новомосковск"

Подводная атомная лодка с баллистическими ракетами (ПЛАРБ). Проект ПЛАРБ разработан ЦКБ МТ "Рубин" (г.Ленинград), главный конструктор - С.Н.Ковалев. Постановление Совмина СССР о разработке ПЛАРБ с ракетным комплексом Д-9РМ вышло 10 сентября 1975 г.

Строительство серии лодок велось в Северодвинске ПО "Севмаш". Головная лодка К-51 (зав.№379) заложена 23 февраля 1981 г., спущена на воду 7 марта 1984 г.  и принята Флотом 29 декабря 1984 г.


Погружается ПЛАРБ пр.667БДРМ "Дельфин" - DELTA-IV (источник).
Автор: DIMMI Создан: 16.11.2012 23:59:26 Комментариев: 35 Читать всю статью

АПР-3 Орел

ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение)
АПР-3 "Орел" / "Орел-М" / изделие 473
АПР-3Э "Орел-М"
АПР-3М / АПР-3МЭ "Орел-М"


Авиационная противолодочная реактивная торпеда. Разработана кооперацией предприятий во главе с НИИПГМ (позже переименован в ГНПП "Регион", ныне входит в состав корпорации "Тактическое ракетное вооружение") на базе и параллельно торпеде АПР-2. Главный конструктор - М.Лисичко. Разработка начата в 1969 г. В процессе разработки проект неоднократно корректировался и в итоге вышел на Госиспытания как "Орел-М". Разработка торпеды завершена в 1990 г. Торпеда АПР-3 "Орел-М" принята на вооружение в 1991 г.  (в 1990 г. по др.данным).


Торпеда АПР-3ЭУД на экспозиции выставки МВМС-2003, г.Санкт-Петербург (автор фото - А.В.Карпенко, "Невский Бастион").
Автор: DIMMI Создан: 16.02.2011 21:34:17 Комментариев: 2 Читать всю статью

Д-30 / Р-30 / 3М-30 Булава - SS-N-32 (2)

ДАННЫЕ НА 2022 г. (стандартное пополнение v2)
Комплекс Д-30 / 3К-30 / Б-30 "Булава-М", ракета Р-30 / 3М-30 / РСМ-56 "Булава" / "Булава-30" - SS-NX-32 / SS-N-32


Баллистическая ракета для подводных лодок (БРПЛ) межконтинентальной дальности. Разработана Московским Институтом Теплотехники (МИТ), главный конструктор - Ю.С.Соломонов (с 20.09.2010 г. - А.П.Сухадольский). По западным данным эскизное проектирование ракеты начато в 1992 г. При создании новой БРПЛ в МИТ использованы наработки по проекту МБР 15Ж59 "Курьер" (дальность 9500 км, масса 16 т) с использованием нового типа смесевого топлива для РДТТ. Согласно первоначальным планам, масса БРПЛ должна была составить 26-28 тонн. Позже, по тем же причинам, по которым был изменен проект 2-й и 3-й ступеней БРПЛ "Барк" массо-габаритные характеристики ракеты были изменены (ист.- генерал-полковник А.Ситнов "Булава"...). Решение об изменении проекта вызвано прекращением производства топлива на Украине (перепрофилирование на выпуск бытовой химии).

В ноябре 1997 г., после третьего неудачного старта БРПЛ "Барк", министрами правительства России Я.Уринсоном и И.Сергеевым (бывший командующий РВСН) в письме премьер-министру В.Черномырдину поставлен вопрос о передаче проектирования основной БРПЛ ВМФ в Московский Институт Теплотехники. В ноябре и декабре 1997 г. работали две Межведомственные комиссии, созданные по приказу Министра обороны России, для изучения неудач испытаний БРПЛ "Барк". В состав комиссии входили представители МИТ, Управления вооружений МО России и РВСН. Второй Межведомственной комиссией было рекомендовано продолжить испытания ракеты с принятием на вооружение двух ПЛАРБ пр.941У, но представители Управления вооружений и РВСН предлагали прекратить разработку БРПЛ. Основные причины:
- разработка максимально унифицированной межвидовой малогабаритной ракеты для РВСН ("Тополь-М") и ВМФ "Булава";
- разнесение по годам пиков финансирования перевооружения РВСН и ВМФ ("Тополь-М" и "Булава");
- экономия средств;

В начале 1998 г. выводы комиссии одобрены Военно-техническим советом МО России. В январе 1998 г. вопрос рассмотрен комиссией созданной распоряжением Президента России. Осенью 1998 г. по предложению главкома ВМФ В.Куроедова Советом Безопасности России тема "Барк" официально закрыта и после проведения конкурса под эгидой "Роскосмоса"  (участники - МИТ и ГРЦ им.Макеева с проектом "Булава-45" главного конструктора Каверина Ю.А.) начато проектирование БРПЛ "Булава" в МИТе. В то же время начато перепроектирование под ракету "Булава" ПЛАРБ пр.955. Одновременно контроль за разработкой БРПЛ был возложен на 4-й ЦНИИ МО России (руководитель - В.Дворкин), который ранее занимался контролем создания МБР, а "морской" 28-й ЦНИИ МО России был отстранен от работ по БРПЛ.

Кооперация предприятий, которые вели создание ракетного комплекса Д-30 "Булава":
- МИТ - головной по комплексу и по ракете 3М-30 "Булава"
- Воткинский машиностроительный завод - серийное производство ракет
- ВНИИТФ - унифицированные боевые блоки боевого оснащения БРПЛ
- МИТ и НПО "Искра" - разработка РДТТ маршевых ступеней
- ФГУП "ФНПЦ "Алтай" (г.Бийск") совместно с ФГУП ФЦДТ "Союз" - разработка топлива для всех РДТТ
- НПО Автоматики им.акад.Н.А.Семихатова - система управления
- ГРЦ им.Макеева - корабельный боевой стартовый комплекс (КБСК)
- КБСМ - пусковая установка
- КБ "Мотор" и ЦКБ "Титан" - арсенальное и прочее наземное оборудование


Погрузка ракеты 3М-30 "Булава" на сборочно-снаряжательной базе Воткинского машиностроительного завода, публикация апрель 2016 г. (источник).
Автор: DIMMI Создан: 18.06.2016 22:44:42 Комментариев: 3 Читать всю статью

3К-10 / С-10 Гранат - SS-N-21 SAMPSON

ДАННЫЕ НА 2022 г. (стандартное пополнение)
Комплекс 3К-10 / С-10 "Гранат", ракета КС-122 / 3М-10 - SS-N-21 SAMPSON


Крылатая ракета большой дальности морского базирования. Полноценная разработка комплекса морского базирования с ракетой КС-122 в ответ на создание в США крылатых ракет SLCM и GLCM начата КБ "Новатор" (г.Свердловск) по решению ВПК при Совмине СССР №282 от 19 июня 1975 г. Главный конструктор - Л.В.Люльев. Согласно неофициальным мемуарам (ист. - Широкорад) предварительная проработка проекта дозвуковой крылатой ракеты большой дальности велась в КБ "Новатор" в инициативном порядке в конце 1960-х - начале 1970-х годов. Так же существует легенда о попадании в КБ "Новатор" одного из испытательных образцов КР SLCM, который случайно оказался на Кубе.

В результате проведенной ГосНИИАС в конце 1960-х годов НИР "Эхо" установлена возможность преодоления системы ПВО и ПРО противника дозвуковыми крылатыми ракетами при массированном их применении, а так же с применением приема "встречного подрыва" для поражения ядерными взрывами средств ПВО и ПРО противника с целью расчистки коридора для других атакующих КР.

Разработка торпедно-ракетного комплекса с крылатой ракетой КС-122 запускаемой из 533-мм торпедных аппаратов начата КБ "Малахит" (главный конструктор - Л.А.Подвязников) по приказу Минсудпрома от 9 декабря 1975 г. Торпедно-ракетный комплекс предназначался для решения оперативно-стратегических задач на континентальном театре боевых действий путем поражения административно-политических и крупных военно-промышленных центров с заранее известными координатами. Комплекс обеспечивал боевое применение в любое время суток и года, в любых метеоусловиях, в условиях гористой и труднопроходимой местности.

Официальное проектирование комплексов с крылатыми ракетами большой дальности воздушного и морского базирования начато в СССР по Постановлению Совмина СССР от 9 декабря 1976 г. Позже на базе комплекса С-10 "Гранат" с ракетой КС-122 был создан его вариант наземного базирования - РК-55 "Рельеф". 26 мая 1978 г. Постановлением Совмина СССР задана переработка проекта ПЛА пр.971 для размещения КРБД "Гранат".


Аналог ракеты 3М-10 "Гранат" - ракета 3М-54Э (из архива Diletant2010, http://militaryrussia.ru/forum/).

Автор: DIMMI Создан: 21.10.2012 22:13:44 Комментариев: 52 Читать всю статью

Комплекс П-700 Гранит - SS-N-19 SHIPWRECK

ДАННЫЕ НА 2022 г. (стандартное пополнение)
Комплекс П-700 "Гранит" 3К45, ракета 3М45 - SS-N-19 SHIPWRECK
Комплекс "Гранит-2" 3К45-2 / ОКР "Гранитит", ракета 3М45-2


Противокорабельная крылатая ракета. Разработка комплекса начата "НПО Машиностроения" (ОКБ-52) В.Н.Челомея (с 1984 г. генеральный конструктор - Г.А.Ефремов) в 1969 г. Главный конструктор - В.И.Патрушев (по 1977 г.), начиная с конца 1977 г. - В.А.Вишняков, начиная с 2003 г. после создания дирекции "НПО Машиностроения" по КР "Гранит" - А.А.Малинин (по 2010 г. как минимум), по состоянию на 2012-2013 г.г. главный конструктор по направлению - Константин Данилов (источник).

Разработка ракеты "Гранит" явилась продолжением работ по созданию ракеты подводного старта с дальностью 400-600 км и скоростью полета 3200-3600 км/ч типа П-500П (носитель - ПЛАРК пр.688, проект). В связи с усилением ПВО авианосцев ВМС США истребителями F-14 с ракетами "Феникс" и многоканальной РЛС, для достижения гарантированного поражения предполагалось наносить удар группой ПКР не менее 20 шт. Согласно решению ВПК при Совмине СССР от 08 апреля 1966 г. в первом квартале 1967 г. ОКБ-52 должно было в рамках НИР "Гранит" (источник) представить аванпроект ПКР. Проработка аванпроекта показала, что ракета с заданными ТТХ будет иметь длину 13 м и РДТТ не сможет быть маршевым двигателем. Решением ВПК при СМ СССР от 21 октября 1968 г. внесены изменения ТТХ с сохранением требования вписаться в габариты ПУ ПКР "Малахит". Данные ТТХ легли в основу Постановления Совмина СССР №539-186 от 10 июля 1969 г. о проведении ОКР "Гранит" по созданию комплекса (источник), срок начала совместных испытаний комплекса назначался на второй квартал 1973 г.

ОКР "Гранит" предусматривала создание противокорабельной ракеты с автономным (без взаимодействия с носителем) выбором главной цели в ордере кораблей и универсальным стартом - надводным либо подводным. Эскизный проект выпущен в 1969 г. и утвержден в 1970 г. (?).

В 1972 г. в Североморске состоялся показ ракеты "Гранит" и космических спутников-разведчиков, создаваемых в интересах комплекса "Гранит", руководству СССР - генеральному секретарю ЦК КПСС Л.И.Брежневу и министру обороны маршалу А.А.Гречко (ист. - Пермский пороховой бастион).

Особая благодарность пользователю SHARK (http://militaryrussia.ru/forum) за помощь в подготовке материалов. Иногда в источниках ракета носил название П-50.


Успешный пуск ракеты 3М45 Гранит" с атомного ракетного крейсера пр.11442 "Пётр Великий" 19 сентября 2017 г. (кадр видео Министерства обороны России).
Автор: DIMMI Создан: 10.09.2010 15:19:46 Комментариев: 224 Читать всю статью

Комплекс П-6 - SS-N-3C SHADDOCK

ДАННЫЕ НА 2013 г. (стандартное пополнение)
Комплекс П-6, ракета 4К48 / 4К88 - SS-N-3C SHADDOCK


Противокорабельная крылатая ракета для подводных лодок. Разработана на базе крылатой ракеты П-5 в ОКБ-52 по постановлению  СМ  СССР N 1149-592 от 17 августа 1956 г. Стартовые ускорители и пусковые контейнеры аналогичны  П-5. Первый  этап испытаний - стенд 4А на полигоне Балаклава с 23 декабря 1959 г. по июль 1960 г. (без радиотехнической  аппаратуры),  второй этап - полигон Северный (пос.Ненокса западнее г.Северодвинска) с  июля  по декабрь 1960 г. До декабря 1962 г. в ходе испытаний дорабатывалась система управления "Антей".  С июля по октябрь 1963 г.  испытания с ПЛАРК пр.675У.  С октября по декабрь 1963 г.  испытательные пуски производились с ПЛ пр.651 и пр.675. Постановлением Совмина СССР от 24 июня 1964 г.  ракета П-6 принята на вооружение ВМФ СССР  для ПЛ пр.651 и пр.675.

Комплекс с ракетой П-6 создавался как составная часть системы, состоящей из ракетного комплекса, космических аппаратов УС-А и УС-П для получения информации с акватории Мирового океана, центрального пункта обработки и распределения информации, пункта выработки целеуказания и передачи их на  стреляющую подводную лодку (источник).


Ракета комплекса П-6 в экспозиции Музея Черноморского флота, г.Севастополь, февраль 2004 г. (фото Black Sea, http://forums.airbase.ru)
Автор: DIMMI Создан: 30.08.2010 12:52:28 Комментариев: 2 Читать всю статью

П-500 Базальт - SS-N-12 SANDBOX

ДАННЫЕ НА 2022 г. (в работе)
Комплекс П-500 "Базальт", ракета 4К77 - SS-N-12 SANDBOX


Противокорабельная крылатая ракета. Разработка ракеты начата по Постановлению Совмина СССР от 28 февраля 1963 г. Разработка ракеты велась в ОКБ-52 (ныне - "НПО машиностроения") группой ведущих конструкторов в составе: Даниил Герчик, Николай Клюев, Анатолий Аржанов. Ракета «Базальт» предназначалась для замены ракет П-6, первоначально создавалась ОКБ-52 под шифром П-6М (источник) и имела приблизительно те же массо-габаритные характеристики. По аэродинамической и конструктивно-компоновочной схеме ракеты также были подобны, но ракета «Базальт» имела большую скорость полета, увеличенную дальность стрельбы и более мощную фугасно-кумулятивную боевую часть. Профиль полета - "большая высота - малая высота" с увеличением продолжительности конечного этапа и уменьшением на нём высоты полета.

Основные отличия от ракет семейства П-6:
- большая дальность и высокая сверхзвуковая скорость полета, позволяющие носителю находиться вне зоны обороны атакуемых кораблей;
- рациональная форма траектории, позволяющая на конечном участке обходить зону ПВО атакуемого корабля;
- использование в системе управления бортовой ЦВМ с решением задач управления полетом и попадания в цель в сложной помеховой обстановке;
- применение, впервые на крылатых ракетах, бортовой станции активных помех, что обеспечивает неуязвимость ракеты от зенитных ракет в зоне ПВО атакуемой цели.

Эскизный проект ракеты завершен в декабре 1963 г. Первый этап летно-конструкторских испытаний проходил с октября 1969 г. по октябрь 1970 г. на полигоне ВМФ в Неноксе. Проведено 6 пусков ракет без радиоаппаратуры с наземного стенда. Второй этап ЛКИ проводился с ракетами в штатной комплектации (14 пусков). В результате проведенных испытаний получены опытные данные по летным характеристикам КР, работоспособности ее систем и агрегатов, контейнера ПУ и отдельных агрегатов наземного оборудования.

В 1975 г. ракетный комплекс «Базальт» принят на вооружение ПЛАРК пр.675, которые ранее были вооружены комплексом П-6.


Ракета комплекса П-500 (фото из архива Скептик-2, http://forums.airbase.ru)


Ракета комплекса П-500 "Базальт" (http://www.npomash.ru).
Автор: DIMMI Создан: 28.08.2010 04:36:05 Комментариев: 2 Читать всю статью

Wasserfall / Р-101

ДАННЫЕ НА 2022 г. (стандартное пополнение)
Wasserfall C2 W1 / W5 / W10

Р-101 / Р-101Б / Р-102 


Зенитная управляемая ракета / баллистическая ракета / баллистическая ракета ВМФ. После окончания Великой Отечественной войны 13 мая 1946 г. Совмином СССР принято Постановление №1017-419 "Воопросы реактивного вооружения". Этим Постановлением на 1946-1948 г.г. ставились задачи  полного восстановления технической документации и образцов германских зенитных управляемых ракет; восстановление лабораторий и стендов со всем оборудованием и приборами, необходимыми для проведения исследований и опытов по ракетам Wasserfall; подготовки кадров советских специалистов, которые овладели бы конструкцией ракет, методами испытаний, технологией производства деталей и узлов и сборки ракет. Работы по трофейным зенитным ракетам Wasserfall под индексом Р-101 велись отделом №4 СКБ НИИ-88 (будущее ОКБ-1 НИИ-88), главный конструктор - Е.В.Синильщиков.

Управляемый зенитный ракетный снаряд Wasserfall С2 был создан в Германии под общим руководством Вернера фон-Брауна с использованием технологических достижений проекта V-2, главный конструктор - Вальтер Дорнбергер. Проработка концепции ЗУР начата в 1941 г. Контракт на создание ракеты заключен 2 ноября 1942 г. Тогдаже выпущены требования к ракете. Планировалось обеспечить вероятность поражения целей типа "бомбардировщик" не менее 50%. Техническое проектирование велось в 1943 г. Первый (неудачный) пуск ракеты состоялся 29 февраля 1944 г. Тогда же начата подготовка серийного производства ракеты, но до конца войны серийный выпуск так и не удалось наладить, хотя планировалось произвести 5000 ракет. Первые модификации ракеты W1 и W5 по габаритам и ТТХ значительно отличаются от последней модификации W10. В марте 1945 г. в ходе испытаний ракета достигла высоты в 16 км и показала скорость 780 м/с. Данные о возможном боевом применении ЗУР Wasserfall скорее всего неверны. Некоторые исследователи считают, что всего было запущено не более 50 ракет (ист. - Бургесс Э.), другие (ист - Книга о 658 ЗРП) сообщают, что всего было обнаружены протоколы 40 экспериментальных пусков ракет из которых только 14 были удачными.


На стартовом столе и в полете ракета Wasserfall C2 / W5, полигон Пенемюнде (http://www.luftarchiv.de).
Автор: DIMMI Создан: 13.01.2013 10:16:41 Комментариев: 10 Читать всю статью

Атлант / Атлант-1МК

ДАННЫЕ НА 2022 г. (стандартное пополнение)
"Атлант"
 / "Атлант-1" / "Атлант-1МК"


Радиостанция работающая в сверхдинноволновом диапазоне (СДВ). Использовалась для связи с подводными лодками ВМФ СССР в погруженном состоянии в мировом океане. Основные организационно-технические решения по созданию подобной радиостанции разработаны и предложены НИИ связи ВМФ с участием профессоров Военно-морской академии, будущих академиков АН СССР А.И. Берга и А.Н. Щукина. 

Первым опытом строительства в Советском Союзе мощных СДВ радиостанций стала установка в окрестностях города Горького трофейной немецкой СДВ радиостанции мощностью 1000 кВт «Голиаф», принятой в эксплуатацию в конце 1952 года. На основе полученного опыта НПО имени Коминтерна (ныне - АО «РИМР») было поручено создать первую отечественную СДВ радиостанцию. Уже в конце 1950-х годов в кооперации с рядом проектных институтов был разработан и изготовлен радиопередатчик СДВ диапазона «Геркулес» мощностью 1000 кВт (главный конструктор К.В. Рыжков), установленный в 1962 году в районе Хабаровска. В последующие 12 лет на базе передатчика «Геркулес» были реализованы проекты еще трёх СДВ радиостанций, установленных в районах городов Вилейка (1964 г.), Архангельск (1970 г.) и Фрунзе (1974 г.). К середине 1970-х годов в распоряжении ВМФ имелась сеть мощных СДВ радиостанций, обеспечивавших управление ПЛ практически во всех акваториях Мирового океана.

28.03.1961 г. принимается решение Министра обороны СССР о проработке вопроса обеспечения связи и управления подводными лодками при их действиях в Арктической зоне. 30 марта, на основании этого решения главком ВМФ С.Г. Горшков утверждает представление на выбор площадки для строительства СДВ радиостанции мощностью 1000 кВт для связи с ПЛ (объект ДМ-6), а 2 июня 1961 года подписывает приказ № 0142 «О назначении комиссии по обследованию районов Архангельской и Вологодской областей». Комиссию возглавил контр-адмирал П.В. Галкин, начальник отдела связи и наблюдения Северного флота. Комиссия провела обследование четырёх площадок в Архангельской и двух в Вологодской областях. В результате изучения материалов по геологии и геофизике грунтов Архангельской и Вологодской областей, обследования площадок на месте и согласования их с заинтересованными организациями и управлениями комиссия рекомендовала для строительства площадку, расположенную в 60 км от г. Архангельска на правом берегу реки Северная Двина, в двух километрах от уреза воды и трёх километрах от села Вождерма. 23 мая 1964 года на заседании ЦК КПСС и Совета министров СССР было принято Постановление № 445-179 «О строительстве СДВ радиостанции в районе города Архангельск".

Первая радиостанция "Атлант" построена в 1970 г. В апреле 1970 г. радиостанция "Атлант" обеспечивала связь с подводными лодками в ходе маневрок "Океан-70". 18.04.1970 г. объект принят в эксплуатацию ВМФ СССР. 27 мая 1970 года главкомом ВМФ был утверждён акт государственной приёмки объекта «Атлант». После ввода в действие радиостанция обеспечивала управление подводными лодками в морях Северного Ледовитого океана и в Атлантике. Она являлась элементом общей системы передачи сигналов единого времени, обеспечивала их доведение до потребителей по установленной программе.

В 2004 году началась глубокая модернизация объекта, в ходе которой был выполнен значительный объём работ. Надёжной, более эффективной и компактной стала система охлаждения, но основная модернизация коснулась радиопередающего устройства — «сердца» радиостанции. Перевод радиопередающего устройства на работу в «ключевом» режиме позволил значительно повысить коэффициент полезного действия РПДУ, снизить эксплуатационные расходы. В 2007 году модернизация радиостанции была завершена. Обновлённый объект с РПДУ «Атлант-1МК» вновь заступил на боевое дежурство.


Антенная система радиостанции "Атлант" (Военно-исторический журнал. №7 / 2022 г. )
Автор: DIMMI Создан: 08.10.2022 11:26:38 Комментариев: 1 Читать всю статью

Т-5 / Т-V / 53-58

ДАННЫЕ НА 2022 г. (стандартное пополнение)
Т-5 / Т-V / 53-58 / изделие 233


Первая прямоидущая торпеда с ядерным боезарядом. Разработка торпеды с ядерным боезарядом Т-5 велась НИИ-400 (ЦНИИ "Гидроприбор", генеральный конструктор - А.М.Борушко) начиная с октября 1953 г. Главный конструктор (по данным ЦНИИ "Гидроприбор" и Колядина) - В.А.Калитаев и, позже, Г.И.Портнов.

Ядерный заряд РДС-9 разрабатывался в КБ-11 Минсредмаша СССР (ныне - ВНИИЭФ) под руководством Ю.Б.Харитона. Боевая часть заряда, автоматика - разрабатывались московским филиалом №1 КБ-11 (ныне - ВНИИА), главный конструктор - Н.Л.Духов. Первое испытание заряда РДС-9 проводилось на Семипалатинском полигоне 19 октября 1955 г. (см. Хронику ядерных испытаний) - испытание не состоялось - взрыв инициирующего ВВ не вызвал реакции деления ядерных материалов (впервые в отечественной истории ядерных испытаний). Первый успешный взрыв заряда РДС-9 выполнен там же 29.07.1955 г.

При проведении ходовых испытаний на Ладожском озере в инертном снаряжении в 4 выстрелах из 15 при прохождении примерно половины пути торпеда делала "мешок", преждевременно срабатывал гидростатический замыкатель, что равноценно выдаче команды на подрыв. Так же проблемой было обеспечить температурный режим специальной боевой части - от +5 до +25 град.С. в необогреваемых торпедных аппаратах.

По Постановлению Совмина СССР от 13.04.1955 г. на полигоне Новая земля 21 сентября 1955 г. проведено испытание ядерного боевого зарядного отделения торпеды Т-5 (глубина 12 м, БЗО опущено с тральщика пр.253Л).


Торпеда Т-5 / 53-58 в музее ВНИИЭФ в г.Саров - бывшем Арзамасе-16 (http://www.atrinaflot.narod.ru).
Автор: DIMMI Создан: 21.02.2011 00:09:41 Комментариев: 2 Читать всю статью

Комплекс 3К-22 Циркон / Циркон-С, ракета 3М-22 - SS-NX-33

ДАННЫЕ НА 2022 г. (стандартное пополнение)
Комплекс 3К-22 "Циркон" / "Циркон-С", ракета 3М-22 - SS-NX-33

Межвидовой ракетный комплекс с гиперзвуковой ракетой / противокорабельная ракета оперативного назначения. По имеющейся информации, разработка комплекса ведется "НПО Машиностроения" (ист. - Годовой отчет, стр.15). Первые заявления о разработке комплекса в СМИ относятся к февралю 2011 г.  Существовало так же официально не подтвержденное предположение о том, что экспортным вариантом ракеты  "Циркон" является ПКР "BrahMos-II". До 2012 г. так же существовала гипотеза о том, что комплекс являеется преемником комплекса "Болид" разработки того же НПО Машиностроения".

В 2011 г. в НПО "Машиностроения" в составе дирекции 15-51 была организована группа ведущих конструкторов по теме 3М-22 с Сергеем Бунаковым, Денисом Витушкиным, Юрием Воротынцевым и Алексеем Найденовым (источник). В том же 2011 г. разработан эскизный проект комплекса "Циркон-С", и, соответственно, эскизные проекты подсистем комплекса. Часть разработок - "Циркон-С-АРК" и "Циркон-С-РВ" выполнялась структурным подразделением КТВР - УПКБ "Деталь" (источник). По состоянию на 2011 г. организация серийного производства ракет комплекса "Циркон" в ближайшие годы планируется на ПО "Стрела" (г.Оренбург, ист. - Годовой отчет, стр.15). Завершить создание ракетного комплекса планируется до 2020 г.

Согласно анализа информации по теме за вторую половину 2012 г. сделано предположение, что тема "Циркон" либо закрыта либо изменена. Фактических подтверждений этому предположению не было, но, есть вероятность того, что именно трудности с работами по теме по техническим причинам могли вызвать появление предложения Правительства по объединению МКБ "Радуга" с "НПО Машиностроения" для организации работ над гиперзвуковыми аппаратами.

25 мая 2013 г. СМИ сообщают (источник), что разработка комплекса продолжается по плану, но в течение 2012 г. была пауза вызванная техническими проблемами. Прямой связи с реорганизацией работ по гиперзвуку и ситуации с темой ОКР или НИР "Циркон" нет. "Сейчас у нас на рассмотрении находится концепция развития гиперзвуковых технологий, в которой вводится классификация ГЗЛА, приоритетность разработки различных технологий и материалов для ГЗЛА. Основным направлением первого этапа, естественно, взято развитие той системы, которая была у нас уже испытана. Остальные направления пока запланированы как экспериментальные с созданием демонстраторов. Но, существующий в них задел вполне соответствует мировому уровню. Не менее важным вопросом, чем создание технологий, материалов и демонстраторов, сейчас является разработка другой концепции – Концепции боевого применения гиперзвуковых систем вооружений. Необходимо ответить на вопрос – для чего нужны такие системы, как их необходимо применять, в каких формах и способах, каких целей планируется достичь в результате применения. И главный вопрос – в чём уникальность таких систем и какие задачи они могут решать, которые невозможно решить существующими системами вооружений."

Данные носят предположительный характер и являются в лучшем случае прикидочными. Источники указаны. Идентификация ракеты 3М-22 - источник. Упоминание индекса 3К-22 - источник. Источник западного наименования SS-NX-33.


Пуск ракеты 3М-22 "Циркон" с фрегата "Адмирал Горшков" пр.22350, 06.10.2020 г. (кадр видео Министерства обороны РФ).
Автор: DIMMI Создан: 08.02.2013 00:23:01 Комментариев: 58 Читать всю статью

Калибр-М (проект)

ДАННЫЕ НА 2022 г. (стандартное пополнение)
Ракета "Калибр-М" (проект)
 
Крылатая ракета большой дальности морского базирования. Разработка модернизированного кварианта крылатой ракеты "Калибр" в стадии НИР ведется ОКБ "Новатор" (г.Екатеринбург) как минимум с 2018 г. (источник). Ракета разрабатывается с двумя вариатами боевого оснащения - ядерныпм и неядерным. Предназначена для поражения наземных целей. Создание ракеты включено в программу строительства вооружений 2018-2027 г.г. и, соответственно, должна поступить на вооружение до 2027 г.

Первыми носителями крылатых ракет "Калибр-М" станут заложенные 20 июля 2020 года на "Севмаше" ПЛА "Воронеж" и "Владивосток" проекта "Ясень-М"
(источник).
Автор: DIMMI Создан: 11.01.2019 23:10:49 Комментариев: 4 Читать всю статью

пр.11551 Фрегат-М

ДАННЫЕ НА 2020 г. (в работе)
пр.11551 "Фрегат-М" - UDALOY-II
"Адмирал Чабаненко"

Эсминец 1-го ранга / большой противолодочный корабль. Корабль разработан на базе большого противолодочного корабля пр.1155 "Фрегат" Северным ПКБ (г.Ленинград), главный конструктор проекта - В.П.Мишин.

В 1982 г. в Северном ПКБ под руководством главного инженера А. А.Терентьева и главного конструктора пр.1155 В.П.Мишина была выполнена инициативная проработка по увеличению ударной мощи корабля пр. 1155. Пусковые установки противолодочного ракетного комплекса "Раструб" было предложено заменить на пусковые установки ПКР "Москит", а так же предлагалось оснастить корабль новым противолодочным комплексом "Водопад" ракеты которого могли стартовать из торпедных аппаратов (ист. - Юхнин). Видимо, по предложению Северного ПКБ ВМФ СССР было разработано тактико-техническое задание на проектирование корабля, которое курировал Главком ВМФ СССР С.Г.Горшков. Общая задумка модернизации - устранение недостатков БПК пр.1155 - отсутствия противокорабельного ракетного комплекса и относительная слабость средств ПВО. 

Программой судостроения СССР планировалась постройка 10 кораблей пр.11551, но до декабря 1991 г. на ССЗ "Янтарь" успели заложить только два корабля, еще на два корабля проекта был выдан заказ. Головной и единственный построенный корабль проекта "Адмирал Чабаненко" был заложен в 1989 г., спущен на воду по разным данным 16.06.1992 г. или 14.12.1992 г. и после достройки в 1995 г. приступил к ходовым испытаниям, которые затянулись до 1998 г. Корабль передан Флоту в 1999 г. Заказ на остальные корабли проекта аннулирован в 1993 г.


БПК / эсминец "Адмирал Чабаненко" пр.11551, 06.06.2007 г. (фото из архива MVM, http://forums.airbase.ru/).
Автор: DIMMI Создан: 18.06.2020 18:37:03 Комментариев: 1 Читать всю статью

пр.58 - KYNDA

ДАННЫЕ НА 2020 г. (в работе)
пр.58 - KYNDA
"Грозный"
"Адмирал Фокин"
"Адмирал Головко"
"Варяг"

Ракетный крейсер (РКР) 1-го ранга / ракетный эсминец. Проектирование первого в мире ракетного эсминца по пр.58  начато ЦКБ-53 (главный конструктор проекта В.А.Никитин, конструкторы при постройке - А.Л.Фишер и В.Г.Королевич) по Постановлению Совмина СССР №1190-610 от 25.08.1956 г. о создании надводного корабля с новыми видами оружия. В октябре 1956 г. выданы задания на разработку ЗРК М-1 "Волна" и противокорабельной ракеты П-35, которые стали основными боевыми системами нового корабля. Тактико-техническое задание на проектирование корабля утверждено Решением ВМФ и Минсудпрома №1558 от 07.12.1956 г. Разработка эскизного проекта корабля начата ЦКБ-53 по заказу №178772 Управления Кораблестроения ВМФ СССР от 17.12.1956 г. Основные элементы тактико-технического задания на разработку проекта 58 утверждены Постановлением Совмина СССР №483-238 от 30.04.1957 г.

Основное назначение корабля - борьба с крупными кораблями и корабельными группировками потенциального противника, включая авианосные группы. 

Эскизный проект представлен 29.06.1957 г. ЦКБ-53 разработано несколько вариантов эскизного проекта корабля. Лучшим признан вариант компоновки с длинным полубаком и двумя остовами надстроек с двумя башнеподобными мачтами. Впервые на корабле такого класса предусматривалось размещение флагманского командного пункта (ФКП), презназначенного для координации действий группы кораблей по применению ударного вооружения и организации ПВО. Командные пункты (ФКП, ГКП и БИП) располагались не в надстройке, а на нижней палубе корабля. 17.08.1957 г. эскизный проект корабля утвержден решением Главкома ВМФ СССР №779 согласованным с Минсудпромом СССР. 07.09.1957 г. Управление Кораблестроения ВМФ СССР выдало заказ №95619 на разработку технического проекта корабля пр.58. Технический проект представлен ЦКБ-53 31.03.1958 г. и утвержден 15.08.1958 г. решением №С-8/001896 ВМФ и Госкомитета по судостроению Совмина СССР. Основные элементы технического проекта 58 утверждены Постановлением Совмина СССР №1053-502 от 18.09.1958 г. Наконец, 1 сентября 1958 г. ЦКБ-53 приступило к разработке рабочего проекта и выпуску техдокументации проекта 58. 

Первоначальными планами предусматривалось строительство серии в 16 кораблей проекта, но к 1960 г. было принято решение о строительстве только 4 кораблей. Обработка металла для корпуса головного корабля проекта начата на ССЗ им.Жданова в Ленинграде 1 апреля 1959 г. Головной корабль проекта "Грозный" заложен на ССЗ им.Жданова в Ленинграде (ныне "Северная верфь") 23.02.1960 г., спущен на воду 26.03.1961 г. при технической готовности 58,6% и передан ВМФ после испытаний 30.12.1962 г. За время Государственных испытаний головной корабль проекта за 1171 ходовой час прошел 16 679 миль. Всего построено 4 корабля проекта.

22-25 июля 1962 г. в ходе учений "Касатка" на Северном флоте велись ракетные стрельбы с эсминца пр.58 "Грозный", еще проходящего испытания. За стрельбами  с борта крейсера "Адмирал Ушаков" пр.68бис наблюдал генеральный секретарь ЦК КПСС Н.С Хрущев. После успешных ракетных пусков командующий Северным флотом адмирал Касатонов завел разговор о том, что изменение ранга корабля позволило бы улушить ранги и положение офицеров, которые служат на корабле. Н.С.Хрущев согласился с этим и корабль стал крейсером (ист. - Широкорад). Решение объявлено 4 ноября 1962 г.

Все корабли проекта выведены из боевого состава Флота в 1990-2002 годах.


Ракетный крейсер "Грозный" пр.58 - KYNDA после модернизации, Средиземное море, 30.10.1985 г. (фото - US NAVY, http://www.dodmedia.osd.mil/).  
Автор: DIMMI Создан: 09.05.2020 11:50:24 Комментариев: 2 Читать всю статью

Пурга, ракета 80Р

ДАННЫЕ НА 2018 г. (стандартное пополнение)
Комплекс "Пурга, ракета 80Р


Противолодочный ракетный комплекс с неуправляемой баллистической ракетой. Разработка комплекса изначально велась ГСКБ-47, главный конструктор - С.С.Бережков, но позже была передана НИИ-1 ГКОТ. Создание комплекса велось на основании Постановлений ЦК КПСС и СМ СССР от 20 июня 1958 г. и №111-463 от 13 октября 1960 г. "О разработке новых протоволодочных систем". Разработка комплекса велась начиная с 1960 г., создание комплекса дошло до стадии испытаний, но было прекращено в 1964 г.
Автор: DIMMI Создан: 23.11.2018 21:37:20 Комментариев: 1 Читать всю статью

Каталог военной техники:



Наши партнеры:






free counters

Последние комментарии

Более-менее подробная информация и ТТХhttp://flot.sevastopol.info/arms/guns/zif71.htm[ img ]
doktorkurgan 2016-08-22 20:28
Еще фото. Взял здесь: http://www.vmsu.info/ships/priluki.htm
author-words 2013-11-25 20:21
Спасибо!...
DIMMI 2013-10-15 14:56
В книге, посвященной кораблям электронной разведки пр. 31 "Секретные корабли адмирала...
doktorkurgan 2013-10-15 14:19
Сегодня должен смениться дизайн (сегодня не получилось... на днях)... исправятся...
DIMMI 2009-02-15 14:46
"пока не идентифицированные" - данные есть, просто руки не дошли... по всем практически...
DIMMI 2009-02-15 14:44
на "флоте" ссылок на литературу нету. но у них там есть энциклопедия "местного"...
u-2 2009-02-15 14:30
внес изменения подвис я тут с ЗРК Оса... 12 источников информации... сижу обобщаю...
DIMMI 2009-02-15 13:51
[quote]хм. ну ладно. я навязчивым быть не хочу. тут кое где у вас иллюстраций нету...
DIMMI 2009-02-15 13:47
хм. ну ладно. я навязчивым быть не хочу. тут кое где у вас иллюстраций нету, а...
u-2 2009-02-15 13:11