MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.) | Статьи

Д-30 / Р-30 / 3М-30 Булава - SS-N-32 (2)

ДАННЫЕ НА 2022 г. (стандартное пополнение v2)
Комплекс Д-30 / 3К-30 / Б-30 "Булава-М", ракета Р-30 / 3М-30 / РСМ-56 "Булава" / "Булава-30" - SS-NX-32 / SS-N-32


Баллистическая ракета для подводных лодок (БРПЛ) межконтинентальной дальности. Разработана Московским Институтом Теплотехники (МИТ), главный конструктор - Ю.С.Соломонов (с 20.09.2010 г. - А.П.Сухадольский). По западным данным эскизное проектирование ракеты начато в 1992 г. При создании новой БРПЛ в МИТ использованы наработки по проекту МБР 15Ж59 "Курьер" (дальность 9500 км, масса 16 т) с использованием нового типа смесевого топлива для РДТТ. Согласно первоначальным планам, масса БРПЛ должна была составить 26-28 тонн. Позже, по тем же причинам, по которым был изменен проект 2-й и 3-й ступеней БРПЛ "Барк" массо-габаритные характеристики ракеты были изменены (ист.- генерал-полковник А.Ситнов "Булава"...). Решение об изменении проекта вызвано прекращением производства топлива на Украине (перепрофилирование на выпуск бытовой химии).

В ноябре 1997 г., после третьего неудачного старта БРПЛ "Барк", министрами правительства России Я.Уринсоном и И.Сергеевым (бывший командующий РВСН) в письме премьер-министру В.Черномырдину поставлен вопрос о передаче проектирования основной БРПЛ ВМФ в Московский Институт Теплотехники. В ноябре и декабре 1997 г. работали две Межведомственные комиссии, созданные по приказу Министра обороны России, для изучения неудач испытаний БРПЛ "Барк". В состав комиссии входили представители МИТ, Управления вооружений МО России и РВСН. Второй Межведомственной комиссией было рекомендовано продолжить испытания ракеты с принятием на вооружение двух ПЛАРБ пр.941У, но представители Управления вооружений и РВСН предлагали прекратить разработку БРПЛ. Основные причины:
- разработка максимально унифицированной межвидовой малогабаритной ракеты для РВСН ("Тополь-М") и ВМФ "Булава";
- разнесение по годам пиков финансирования перевооружения РВСН и ВМФ ("Тополь-М" и "Булава");
- экономия средств;

В начале 1998 г. выводы комиссии одобрены Военно-техническим советом МО России. В январе 1998 г. вопрос рассмотрен комиссией созданной распоряжением Президента России. Осенью 1998 г. по предложению главкома ВМФ В.Куроедова Советом Безопасности России тема "Барк" официально закрыта и после проведения конкурса под эгидой "Роскосмоса"  (участники - МИТ и ГРЦ им.Макеева с проектом "Булава-45" главного конструктора Каверина Ю.А.) начато проектирование БРПЛ "Булава" в МИТе. В то же время начато перепроектирование под ракету "Булава" ПЛАРБ пр.955. Одновременно контроль за разработкой БРПЛ был возложен на 4-й ЦНИИ МО России (руководитель - В.Дворкин), который ранее занимался контролем создания МБР, а "морской" 28-й ЦНИИ МО России был отстранен от работ по БРПЛ.

Кооперация предприятий, которые вели создание ракетного комплекса Д-30 "Булава":
- МИТ - головной по комплексу и по ракете 3М-30 "Булава"
- Воткинский машиностроительный завод - серийное производство ракет
- ВНИИТФ - унифицированные боевые блоки боевого оснащения БРПЛ
- МИТ и НПО "Искра" - разработка РДТТ маршевых ступеней
- ФГУП "ФНПЦ "Алтай" (г.Бийск") совместно с ФГУП ФЦДТ "Союз" - разработка топлива для всех РДТТ
- НПО Автоматики им.акад.Н.А.Семихатова - система управления
- ГРЦ им.Макеева - корабельный боевой стартовый комплекс (КБСК)
- КБСМ - пусковая установка
- КБ "Мотор" и ЦКБ "Титан" - арсенальное и прочее наземное оборудование


Погрузка ракеты 3М-30 "Булава" на сборочно-снаряжательной базе Воткинского машиностроительного завода, публикация апрель 2016 г. (источник).
Автор: DIMMI Создан: 18.06.2016 22:44:42 Комментариев: 3 Читать всю статью

3К-10 / С-10 Гранат - SS-N-21 SAMPSON

ДАННЫЕ НА 2022 г. (стандартное пополнение)
Комплекс 3К-10 / С-10 "Гранат", ракета КС-122 / 3М-10 - SS-N-21 SAMPSON


Крылатая ракета большой дальности морского базирования. Полноценная разработка комплекса морского базирования с ракетой КС-122 в ответ на создание в США крылатых ракет SLCM и GLCM начата КБ "Новатор" (г.Свердловск) по решению ВПК при Совмине СССР №282 от 19 июня 1975 г. Главный конструктор - Л.В.Люльев. Согласно неофициальным мемуарам (ист. - Широкорад) предварительная проработка проекта дозвуковой крылатой ракеты большой дальности велась в КБ "Новатор" в инициативном порядке в конце 1960-х - начале 1970-х годов. Так же существует легенда о попадании в КБ "Новатор" одного из испытательных образцов КР SLCM, который случайно оказался на Кубе.

В результате проведенной ГосНИИАС в конце 1960-х годов НИР "Эхо" установлена возможность преодоления системы ПВО и ПРО противника дозвуковыми крылатыми ракетами при массированном их применении, а так же с применением приема "встречного подрыва" для поражения ядерными взрывами средств ПВО и ПРО противника с целью расчистки коридора для других атакующих КР.

Разработка торпедно-ракетного комплекса с крылатой ракетой КС-122 запускаемой из 533-мм торпедных аппаратов начата КБ "Малахит" (главный конструктор - Л.А.Подвязников) по приказу Минсудпрома от 9 декабря 1975 г. Торпедно-ракетный комплекс предназначался для решения оперативно-стратегических задач на континентальном театре боевых действий путем поражения административно-политических и крупных военно-промышленных центров с заранее известными координатами. Комплекс обеспечивал боевое применение в любое время суток и года, в любых метеоусловиях, в условиях гористой и труднопроходимой местности.

Официальное проектирование комплексов с крылатыми ракетами большой дальности воздушного и морского базирования начато в СССР по Постановлению Совмина СССР от 9 декабря 1976 г. Позже на базе комплекса С-10 "Гранат" с ракетой КС-122 был создан его вариант наземного базирования - РК-55 "Рельеф". 26 мая 1978 г. Постановлением Совмина СССР задана переработка проекта ПЛА пр.971 для размещения КРБД "Гранат".


Аналог ракеты 3М-10 "Гранат" - ракета 3М-54Э (из архива Diletant2010, http://militaryrussia.ru/forum/).

Автор: DIMMI Создан: 21.10.2012 22:13:44 Комментариев: 52 Читать всю статью

Комплекс П-700 Гранит - SS-N-19 SHIPWRECK

ДАННЫЕ НА 2022 г. (стандартное пополнение)
Комплекс П-700 "Гранит" 3К45, ракета 3М45 - SS-N-19 SHIPWRECK
Комплекс "Гранит-2" 3К45-2 / ОКР "Гранитит", ракета 3М45-2


Противокорабельная крылатая ракета. Разработка комплекса начата "НПО Машиностроения" (ОКБ-52) В.Н.Челомея (с 1984 г. генеральный конструктор - Г.А.Ефремов) в 1969 г. Главный конструктор - В.И.Патрушев (по 1977 г.), начиная с конца 1977 г. - В.А.Вишняков, начиная с 2003 г. после создания дирекции "НПО Машиностроения" по КР "Гранит" - А.А.Малинин (по 2010 г. как минимум), по состоянию на 2012-2013 г.г. главный конструктор по направлению - Константин Данилов (источник).

Разработка ракеты "Гранит" явилась продолжением работ по созданию ракеты подводного старта с дальностью 400-600 км и скоростью полета 3200-3600 км/ч типа П-500П (носитель - ПЛАРК пр.688, проект). В связи с усилением ПВО авианосцев ВМС США истребителями F-14 с ракетами "Феникс" и многоканальной РЛС, для достижения гарантированного поражения предполагалось наносить удар группой ПКР не менее 20 шт. Согласно решению ВПК при Совмине СССР от 08 апреля 1966 г. в первом квартале 1967 г. ОКБ-52 должно было в рамках НИР "Гранит" (источник) представить аванпроект ПКР. Проработка аванпроекта показала, что ракета с заданными ТТХ будет иметь длину 13 м и РДТТ не сможет быть маршевым двигателем. Решением ВПК при СМ СССР от 21 октября 1968 г. внесены изменения ТТХ с сохранением требования вписаться в габариты ПУ ПКР "Малахит". Данные ТТХ легли в основу Постановления Совмина СССР №539-186 от 10 июля 1969 г. о проведении ОКР "Гранит" по созданию комплекса (источник), срок начала совместных испытаний комплекса назначался на второй квартал 1973 г.

ОКР "Гранит" предусматривала создание противокорабельной ракеты с автономным (без взаимодействия с носителем) выбором главной цели в ордере кораблей и универсальным стартом - надводным либо подводным. Эскизный проект выпущен в 1969 г. и утвержден в 1970 г. (?).

В 1972 г. в Североморске состоялся показ ракеты "Гранит" и космических спутников-разведчиков, создаваемых в интересах комплекса "Гранит", руководству СССР - генеральному секретарю ЦК КПСС Л.И.Брежневу и министру обороны маршалу А.А.Гречко (ист. - Пермский пороховой бастион).

Особая благодарность пользователю SHARK (http://militaryrussia.ru/forum) за помощь в подготовке материалов. Иногда в источниках ракета носил название П-50.


Успешный пуск ракеты 3М45 Гранит" с атомного ракетного крейсера пр.11442 "Пётр Великий" 19 сентября 2017 г. (кадр видео Министерства обороны России).
Автор: DIMMI Создан: 10.09.2010 15:19:46 Комментариев: 224 Читать всю статью

Комплекс П-6 - SS-N-3C SHADDOCK

ДАННЫЕ НА 2013 г. (стандартное пополнение)
Комплекс П-6, ракета 4К48 / 4К88 - SS-N-3C SHADDOCK


Противокорабельная крылатая ракета для подводных лодок. Разработана на базе крылатой ракеты П-5 в ОКБ-52 по постановлению  СМ  СССР N 1149-592 от 17 августа 1956 г. Стартовые ускорители и пусковые контейнеры аналогичны  П-5. Первый  этап испытаний - стенд 4А на полигоне Балаклава с 23 декабря 1959 г. по июль 1960 г. (без радиотехнической  аппаратуры),  второй этап - полигон Северный (пос.Ненокса западнее г.Северодвинска) с  июля  по декабрь 1960 г. До декабря 1962 г. в ходе испытаний дорабатывалась система управления "Антей".  С июля по октябрь 1963 г.  испытания с ПЛАРК пр.675У.  С октября по декабрь 1963 г.  испытательные пуски производились с ПЛ пр.651 и пр.675. Постановлением Совмина СССР от 24 июня 1964 г.  ракета П-6 принята на вооружение ВМФ СССР  для ПЛ пр.651 и пр.675.

Комплекс с ракетой П-6 создавался как составная часть системы, состоящей из ракетного комплекса, космических аппаратов УС-А и УС-П для получения информации с акватории Мирового океана, центрального пункта обработки и распределения информации, пункта выработки целеуказания и передачи их на  стреляющую подводную лодку (источник).


Ракета комплекса П-6 в экспозиции Музея Черноморского флота, г.Севастополь, февраль 2004 г. (фото Black Sea, http://forums.airbase.ru)
Автор: DIMMI Создан: 30.08.2010 12:52:28 Комментариев: 2 Читать всю статью

П-500 Базальт - SS-N-12 SANDBOX

ДАННЫЕ НА 2022 г. (в работе)
Комплекс П-500 "Базальт", ракета 4К77 - SS-N-12 SANDBOX


Противокорабельная крылатая ракета. Разработка ракеты начата по Постановлению Совмина СССР от 28 февраля 1963 г. Разработка ракеты велась в ОКБ-52 (ныне - "НПО машиностроения") группой ведущих конструкторов в составе: Даниил Герчик, Николай Клюев, Анатолий Аржанов. Ракета «Базальт» предназначалась для замены ракет П-6, первоначально создавалась ОКБ-52 под шифром П-6М (источник) и имела приблизительно те же массо-габаритные характеристики. По аэродинамической и конструктивно-компоновочной схеме ракеты также были подобны, но ракета «Базальт» имела большую скорость полета, увеличенную дальность стрельбы и более мощную фугасно-кумулятивную боевую часть. Профиль полета - "большая высота - малая высота" с увеличением продолжительности конечного этапа и уменьшением на нём высоты полета.

Основные отличия от ракет семейства П-6:
- большая дальность и высокая сверхзвуковая скорость полета, позволяющие носителю находиться вне зоны обороны атакуемых кораблей;
- рациональная форма траектории, позволяющая на конечном участке обходить зону ПВО атакуемого корабля;
- использование в системе управления бортовой ЦВМ с решением задач управления полетом и попадания в цель в сложной помеховой обстановке;
- применение, впервые на крылатых ракетах, бортовой станции активных помех, что обеспечивает неуязвимость ракеты от зенитных ракет в зоне ПВО атакуемой цели.

Эскизный проект ракеты завершен в декабре 1963 г. Первый этап летно-конструкторских испытаний проходил с октября 1969 г. по октябрь 1970 г. на полигоне ВМФ в Неноксе. Проведено 6 пусков ракет без радиоаппаратуры с наземного стенда. Второй этап ЛКИ проводился с ракетами в штатной комплектации (14 пусков). В результате проведенных испытаний получены опытные данные по летным характеристикам КР, работоспособности ее систем и агрегатов, контейнера ПУ и отдельных агрегатов наземного оборудования.

В 1975 г. ракетный комплекс «Базальт» принят на вооружение ПЛАРК пр.675, которые ранее были вооружены комплексом П-6.


Ракета комплекса П-500 (фото из архива Скептик-2, http://forums.airbase.ru)


Ракета комплекса П-500 "Базальт" (http://www.npomash.ru).
Автор: DIMMI Создан: 28.08.2010 04:36:05 Комментариев: 2 Читать всю статью

Wasserfall / Р-101

ДАННЫЕ НА 2022 г. (стандартное пополнение)
Wasserfall C2 W1 / W5 / W10

Р-101 / Р-101Б / Р-102 


Зенитная управляемая ракета / баллистическая ракета / баллистическая ракета ВМФ. После окончания Великой Отечественной войны 13 мая 1946 г. Совмином СССР принято Постановление №1017-419 "Воопросы реактивного вооружения". Этим Постановлением на 1946-1948 г.г. ставились задачи  полного восстановления технической документации и образцов германских зенитных управляемых ракет; восстановление лабораторий и стендов со всем оборудованием и приборами, необходимыми для проведения исследований и опытов по ракетам Wasserfall; подготовки кадров советских специалистов, которые овладели бы конструкцией ракет, методами испытаний, технологией производства деталей и узлов и сборки ракет. Работы по трофейным зенитным ракетам Wasserfall под индексом Р-101 велись отделом №4 СКБ НИИ-88 (будущее ОКБ-1 НИИ-88), главный конструктор - Е.В.Синильщиков.

Управляемый зенитный ракетный снаряд Wasserfall С2 был создан в Германии под общим руководством Вернера фон-Брауна с использованием технологических достижений проекта V-2, главный конструктор - Вальтер Дорнбергер. Проработка концепции ЗУР начата в 1941 г. Контракт на создание ракеты заключен 2 ноября 1942 г. Тогдаже выпущены требования к ракете. Планировалось обеспечить вероятность поражения целей типа "бомбардировщик" не менее 50%. Техническое проектирование велось в 1943 г. Первый (неудачный) пуск ракеты состоялся 29 февраля 1944 г. Тогда же начата подготовка серийного производства ракеты, но до конца войны серийный выпуск так и не удалось наладить, хотя планировалось произвести 5000 ракет. Первые модификации ракеты W1 и W5 по габаритам и ТТХ значительно отличаются от последней модификации W10. В марте 1945 г. в ходе испытаний ракета достигла высоты в 16 км и показала скорость 780 м/с. Данные о возможном боевом применении ЗУР Wasserfall скорее всего неверны. Некоторые исследователи считают, что всего было запущено не более 50 ракет (ист. - Бургесс Э.), другие (ист - Книга о 658 ЗРП) сообщают, что всего было обнаружены протоколы 40 экспериментальных пусков ракет из которых только 14 были удачными.


На стартовом столе и в полете ракета Wasserfall C2 / W5, полигон Пенемюнде (http://www.luftarchiv.de).
Автор: DIMMI Создан: 13.01.2013 10:16:41 Комментариев: 10 Читать всю статью

Атлант / Атлант-1МК

ДАННЫЕ НА 2022 г. (стандартное пополнение)
"Атлант"
 / "Атлант-1" / "Атлант-1МК"


Радиостанция работающая в сверхдинноволновом диапазоне (СДВ). Использовалась для связи с подводными лодками ВМФ СССР в погруженном состоянии в мировом океане. Основные организационно-технические решения по созданию подобной радиостанции разработаны и предложены НИИ связи ВМФ с участием профессоров Военно-морской академии, будущих академиков АН СССР А.И. Берга и А.Н. Щукина. 

Первым опытом строительства в Советском Союзе мощных СДВ радиостанций стала установка в окрестностях города Горького трофейной немецкой СДВ радиостанции мощностью 1000 кВт «Голиаф», принятой в эксплуатацию в конце 1952 года. На основе полученного опыта НПО имени Коминтерна (ныне - АО «РИМР») было поручено создать первую отечественную СДВ радиостанцию. Уже в конце 1950-х годов в кооперации с рядом проектных институтов был разработан и изготовлен радиопередатчик СДВ диапазона «Геркулес» мощностью 1000 кВт (главный конструктор К.В. Рыжков), установленный в 1962 году в районе Хабаровска. В последующие 12 лет на базе передатчика «Геркулес» были реализованы проекты еще трёх СДВ радиостанций, установленных в районах городов Вилейка (1964 г.), Архангельск (1970 г.) и Фрунзе (1974 г.). К середине 1970-х годов в распоряжении ВМФ имелась сеть мощных СДВ радиостанций, обеспечивавших управление ПЛ практически во всех акваториях Мирового океана.

28.03.1961 г. принимается решение Министра обороны СССР о проработке вопроса обеспечения связи и управления подводными лодками при их действиях в Арктической зоне. 30 марта, на основании этого решения главком ВМФ С.Г. Горшков утверждает представление на выбор площадки для строительства СДВ радиостанции мощностью 1000 кВт для связи с ПЛ (объект ДМ-6), а 2 июня 1961 года подписывает приказ № 0142 «О назначении комиссии по обследованию районов Архангельской и Вологодской областей». Комиссию возглавил контр-адмирал П.В. Галкин, начальник отдела связи и наблюдения Северного флота. Комиссия провела обследование четырёх площадок в Архангельской и двух в Вологодской областях. В результате изучения материалов по геологии и геофизике грунтов Архангельской и Вологодской областей, обследования площадок на месте и согласования их с заинтересованными организациями и управлениями комиссия рекомендовала для строительства площадку, расположенную в 60 км от г. Архангельска на правом берегу реки Северная Двина, в двух километрах от уреза воды и трёх километрах от села Вождерма. 23 мая 1964 года на заседании ЦК КПСС и Совета министров СССР было принято Постановление № 445-179 «О строительстве СДВ радиостанции в районе города Архангельск".

Первая радиостанция "Атлант" построена в 1970 г. В апреле 1970 г. радиостанция "Атлант" обеспечивала связь с подводными лодками в ходе маневрок "Океан-70". 18.04.1970 г. объект принят в эксплуатацию ВМФ СССР. 27 мая 1970 года главкомом ВМФ был утверждён акт государственной приёмки объекта «Атлант». После ввода в действие радиостанция обеспечивала управление подводными лодками в морях Северного Ледовитого океана и в Атлантике. Она являлась элементом общей системы передачи сигналов единого времени, обеспечивала их доведение до потребителей по установленной программе.

В 2004 году началась глубокая модернизация объекта, в ходе которой был выполнен значительный объём работ. Надёжной, более эффективной и компактной стала система охлаждения, но основная модернизация коснулась радиопередающего устройства — «сердца» радиостанции. Перевод радиопередающего устройства на работу в «ключевом» режиме позволил значительно повысить коэффициент полезного действия РПДУ, снизить эксплуатационные расходы. В 2007 году модернизация радиостанции была завершена. Обновлённый объект с РПДУ «Атлант-1МК» вновь заступил на боевое дежурство.


Антенная система радиостанции "Атлант" (Военно-исторический журнал. №7 / 2022 г. )
Автор: DIMMI Создан: 08.10.2022 11:26:38 Комментариев: 1 Читать всю статью

пр.885 - YASEN / GRANAY / GRANEY

ДАННЫЕ НА 2022 г. (стандартное пополнение)
пр.885 / пр.08850 "Ясень" - YASEN / GRANAY / GRANEY
К-560 "Северодвинск"
пр.885М / пр.08851 "Ясень-М" - YASEN-II
К-561 "Казань"
К-573 "Новосибирск"
К-571 "Красноярск"
К-564 "Архангельск"
"Пермь"
"Ульяновск"
"Воронеж"
"Владивосток"


Многоцелевая атомная подводная лодка с крылатыми ракетами (ПЛАРК). Разработана в СПМБМ "Малахит", главный конструктор - В.Н.Пялов (1985-2016 г.г.). НИР по разработке ПЛА 4-го поколения начаты в 1977 г. Предварительное проектирование ударной ПЛ с классическим торпедо-ракетным вооружением по пр.885 начато в 1980 г. наряду с разработкой ПЛА пр.957. Новый проект (885) сохранил определенную преемственность от ПЛА пр.971 в вопросах снижения шумности. В 1985 г. строительство лодок пр.885 было запланировано программой строительства ВМФ СССР на ближайшие 10 лет. Предполагалось строительство серии из 30 ПЛА. 30 октября 1986 г. заключен контракт №102/86-Е/554-86 между Министерством обороны СССР и СПМБМ "Малахит" на выполнение опытно-конструкторской работы (ОКР) «Проект 885» (дополнительное соглашение к контракту подписано 31 марта 2011 г.). Технический проект лодки подготовлен в конце 1980-х годов, но позже был перепроектирован с учетом изменений требований руководства ВМФ и с учетом начала испытаний перспективной и  единой для разных носителей противокорабельной ракеты  "Оникс" (1987 г.). В 1989 г. принято решение о прекращении разработки специализированных ПЛА и доработке проекта 885 под ПКР "Оникс" и КРБД "Гранат" с установкой на лодке пусковой установки вертикального пуска.


ПЛА К-329 "Северодвинск" пр.885, вероятно, 2014 г. (фото - Воркунков Максим, http://www.sevmash.ru).
Автор: DIMMI Создан: 16.03.2010 02:31:49 Комментариев: 121 Читать всю статью

Т-5 / Т-V / 53-58

ДАННЫЕ НА 2022 г. (стандартное пополнение)
Т-5 / Т-V / 53-58 / изделие 233


Первая прямоидущая торпеда с ядерным боезарядом. Разработка торпеды с ядерным боезарядом Т-5 велась НИИ-400 (ЦНИИ "Гидроприбор", генеральный конструктор - А.М.Борушко) начиная с октября 1953 г. Главный конструктор (по данным ЦНИИ "Гидроприбор" и Колядина) - В.А.Калитаев и, позже, Г.И.Портнов.

Ядерный заряд РДС-9 разрабатывался в КБ-11 Минсредмаша СССР (ныне - ВНИИЭФ) под руководством Ю.Б.Харитона. Боевая часть заряда, автоматика - разрабатывались московским филиалом №1 КБ-11 (ныне - ВНИИА), главный конструктор - Н.Л.Духов. Первое испытание заряда РДС-9 проводилось на Семипалатинском полигоне 19 октября 1955 г. (см. Хронику ядерных испытаний) - испытание не состоялось - взрыв инициирующего ВВ не вызвал реакции деления ядерных материалов (впервые в отечественной истории ядерных испытаний). Первый успешный взрыв заряда РДС-9 выполнен там же 29.07.1955 г.

При проведении ходовых испытаний на Ладожском озере в инертном снаряжении в 4 выстрелах из 15 при прохождении примерно половины пути торпеда делала "мешок", преждевременно срабатывал гидростатический замыкатель, что равноценно выдаче команды на подрыв. Так же проблемой было обеспечить температурный режим специальной боевой части - от +5 до +25 град.С. в необогреваемых торпедных аппаратах.

По Постановлению Совмина СССР от 13.04.1955 г. на полигоне Новая земля 21 сентября 1955 г. проведено испытание ядерного боевого зарядного отделения торпеды Т-5 (глубина 12 м, БЗО опущено с тральщика пр.253Л).


Торпеда Т-5 / 53-58 в музее ВНИИЭФ в г.Саров - бывшем Арзамасе-16 (http://www.atrinaflot.narod.ru).
Автор: DIMMI Создан: 21.02.2011 00:09:41 Комментариев: 2 Читать всю статью

Комплекс 3К-22 Циркон / Циркон-С, ракета 3М-22 - SS-NX-33

ДАННЫЕ НА 2022 г. (стандартное пополнение)
Комплекс 3К-22 "Циркон" / "Циркон-С", ракета 3М-22 - SS-NX-33

Межвидовой ракетный комплекс с гиперзвуковой ракетой / противокорабельная ракета оперативного назначения. По имеющейся информации, разработка комплекса ведется "НПО Машиностроения" (ист. - Годовой отчет, стр.15). Первые заявления о разработке комплекса в СМИ относятся к февралю 2011 г.  Существовало так же официально не подтвержденное предположение о том, что экспортным вариантом ракеты  "Циркон" является ПКР "BrahMos-II". До 2012 г. так же существовала гипотеза о том, что комплекс являеется преемником комплекса "Болид" разработки того же НПО Машиностроения".

В 2011 г. в НПО "Машиностроения" в составе дирекции 15-51 была организована группа ведущих конструкторов по теме 3М-22 с Сергеем Бунаковым, Денисом Витушкиным, Юрием Воротынцевым и Алексеем Найденовым (источник). В том же 2011 г. разработан эскизный проект комплекса "Циркон-С", и, соответственно, эскизные проекты подсистем комплекса. Часть разработок - "Циркон-С-АРК" и "Циркон-С-РВ" выполнялась структурным подразделением КТВР - УПКБ "Деталь" (источник). По состоянию на 2011 г. организация серийного производства ракет комплекса "Циркон" в ближайшие годы планируется на ПО "Стрела" (г.Оренбург, ист. - Годовой отчет, стр.15). Завершить создание ракетного комплекса планируется до 2020 г.

Согласно анализа информации по теме за вторую половину 2012 г. сделано предположение, что тема "Циркон" либо закрыта либо изменена. Фактических подтверждений этому предположению не было, но, есть вероятность того, что именно трудности с работами по теме по техническим причинам могли вызвать появление предложения Правительства по объединению МКБ "Радуга" с "НПО Машиностроения" для организации работ над гиперзвуковыми аппаратами.

25 мая 2013 г. СМИ сообщают (источник), что разработка комплекса продолжается по плану, но в течение 2012 г. была пауза вызванная техническими проблемами. Прямой связи с реорганизацией работ по гиперзвуку и ситуации с темой ОКР или НИР "Циркон" нет. "Сейчас у нас на рассмотрении находится концепция развития гиперзвуковых технологий, в которой вводится классификация ГЗЛА, приоритетность разработки различных технологий и материалов для ГЗЛА. Основным направлением первого этапа, естественно, взято развитие той системы, которая была у нас уже испытана. Остальные направления пока запланированы как экспериментальные с созданием демонстраторов. Но, существующий в них задел вполне соответствует мировому уровню. Не менее важным вопросом, чем создание технологий, материалов и демонстраторов, сейчас является разработка другой концепции – Концепции боевого применения гиперзвуковых систем вооружений. Необходимо ответить на вопрос – для чего нужны такие системы, как их необходимо применять, в каких формах и способах, каких целей планируется достичь в результате применения. И главный вопрос – в чём уникальность таких систем и какие задачи они могут решать, которые невозможно решить существующими системами вооружений."

Данные носят предположительный характер и являются в лучшем случае прикидочными. Источники указаны. Идентификация ракеты 3М-22 - источник. Упоминание индекса 3К-22 - источник. Источник западного наименования SS-NX-33.


Пуск ракеты 3М-22 "Циркон" с фрегата "Адмирал Горшков" пр.22350, 06.10.2020 г. (кадр видео Министерства обороны РФ).
Автор: DIMMI Создан: 08.02.2013 00:23:01 Комментариев: 58 Читать всю статью

Калибр-М (проект)

ДАННЫЕ НА 2022 г. (стандартное пополнение)
Ракета "Калибр-М" (проект)
 
Крылатая ракета большой дальности морского базирования. Разработка модернизированного кварианта крылатой ракеты "Калибр" в стадии НИР ведется ОКБ "Новатор" (г.Екатеринбург) как минимум с 2018 г. (источник). Ракета разрабатывается с двумя вариатами боевого оснащения - ядерныпм и неядерным. Предназначена для поражения наземных целей. Создание ракеты включено в программу строительства вооружений 2018-2027 г.г. и, соответственно, должна поступить на вооружение до 2027 г.

Первыми носителями крылатых ракет "Калибр-М" станут заложенные 20 июля 2020 года на "Севмаше" ПЛА "Воронеж" и "Владивосток" проекта "Ясень-М"
(источник).
Автор: DIMMI Создан: 11.01.2019 23:10:49 Комментариев: 4 Читать всю статью

пр.11551 Фрегат-М

ДАННЫЕ НА 2020 г. (в работе)
пр.11551 "Фрегат-М" - UDALOY-II
"Адмирал Чабаненко"

Эсминец 1-го ранга / большой противолодочный корабль. Корабль разработан на базе большого противолодочного корабля пр.1155 "Фрегат" Северным ПКБ (г.Ленинград), главный конструктор проекта - В.П.Мишин.

В 1982 г. в Северном ПКБ под руководством главного инженера А. А.Терентьева и главного конструктора пр.1155 В.П.Мишина была выполнена инициативная проработка по увеличению ударной мощи корабля пр. 1155. Пусковые установки противолодочного ракетного комплекса "Раструб" было предложено заменить на пусковые установки ПКР "Москит", а так же предлагалось оснастить корабль новым противолодочным комплексом "Водопад" ракеты которого могли стартовать из торпедных аппаратов (ист. - Юхнин). Видимо, по предложению Северного ПКБ ВМФ СССР было разработано тактико-техническое задание на проектирование корабля, которое курировал Главком ВМФ СССР С.Г.Горшков. Общая задумка модернизации - устранение недостатков БПК пр.1155 - отсутствия противокорабельного ракетного комплекса и относительная слабость средств ПВО. 

Программой судостроения СССР планировалась постройка 10 кораблей пр.11551, но до декабря 1991 г. на ССЗ "Янтарь" успели заложить только два корабля, еще на два корабля проекта был выдан заказ. Головной и единственный построенный корабль проекта "Адмирал Чабаненко" был заложен в 1989 г., спущен на воду по разным данным 16.06.1992 г. или 14.12.1992 г. и после достройки в 1995 г. приступил к ходовым испытаниям, которые затянулись до 1998 г. Корабль передан Флоту в 1999 г. Заказ на остальные корабли проекта аннулирован в 1993 г.


БПК / эсминец "Адмирал Чабаненко" пр.11551, 06.06.2007 г. (фото из архива MVM, http://forums.airbase.ru/).
Автор: DIMMI Создан: 18.06.2020 18:37:03 Комментариев: 1 Читать всю статью

пр.58 - KYNDA

ДАННЫЕ НА 2020 г. (в работе)
пр.58 - KYNDA
"Грозный"
"Адмирал Фокин"
"Адмирал Головко"
"Варяг"

Ракетный крейсер (РКР) 1-го ранга / ракетный эсминец. Проектирование первого в мире ракетного эсминца по пр.58  начато ЦКБ-53 (главный конструктор проекта В.А.Никитин, конструкторы при постройке - А.Л.Фишер и В.Г.Королевич) по Постановлению Совмина СССР №1190-610 от 25.08.1956 г. о создании надводного корабля с новыми видами оружия. В октябре 1956 г. выданы задания на разработку ЗРК М-1 "Волна" и противокорабельной ракеты П-35, которые стали основными боевыми системами нового корабля. Тактико-техническое задание на проектирование корабля утверждено Решением ВМФ и Минсудпрома №1558 от 07.12.1956 г. Разработка эскизного проекта корабля начата ЦКБ-53 по заказу №178772 Управления Кораблестроения ВМФ СССР от 17.12.1956 г. Основные элементы тактико-технического задания на разработку проекта 58 утверждены Постановлением Совмина СССР №483-238 от 30.04.1957 г.

Основное назначение корабля - борьба с крупными кораблями и корабельными группировками потенциального противника, включая авианосные группы. 

Эскизный проект представлен 29.06.1957 г. ЦКБ-53 разработано несколько вариантов эскизного проекта корабля. Лучшим признан вариант компоновки с длинным полубаком и двумя остовами надстроек с двумя башнеподобными мачтами. Впервые на корабле такого класса предусматривалось размещение флагманского командного пункта (ФКП), презназначенного для координации действий группы кораблей по применению ударного вооружения и организации ПВО. Командные пункты (ФКП, ГКП и БИП) располагались не в надстройке, а на нижней палубе корабля. 17.08.1957 г. эскизный проект корабля утвержден решением Главкома ВМФ СССР №779 согласованным с Минсудпромом СССР. 07.09.1957 г. Управление Кораблестроения ВМФ СССР выдало заказ №95619 на разработку технического проекта корабля пр.58. Технический проект представлен ЦКБ-53 31.03.1958 г. и утвержден 15.08.1958 г. решением №С-8/001896 ВМФ и Госкомитета по судостроению Совмина СССР. Основные элементы технического проекта 58 утверждены Постановлением Совмина СССР №1053-502 от 18.09.1958 г. Наконец, 1 сентября 1958 г. ЦКБ-53 приступило к разработке рабочего проекта и выпуску техдокументации проекта 58. 

Первоначальными планами предусматривалось строительство серии в 16 кораблей проекта, но к 1960 г. было принято решение о строительстве только 4 кораблей. Обработка металла для корпуса головного корабля проекта начата на ССЗ им.Жданова в Ленинграде 1 апреля 1959 г. Головной корабль проекта "Грозный" заложен на ССЗ им.Жданова в Ленинграде (ныне "Северная верфь") 23.02.1960 г., спущен на воду 26.03.1961 г. при технической готовности 58,6% и передан ВМФ после испытаний 30.12.1962 г. За время Государственных испытаний головной корабль проекта за 1171 ходовой час прошел 16 679 миль. Всего построено 4 корабля проекта.

22-25 июля 1962 г. в ходе учений "Касатка" на Северном флоте велись ракетные стрельбы с эсминца пр.58 "Грозный", еще проходящего испытания. За стрельбами  с борта крейсера "Адмирал Ушаков" пр.68бис наблюдал генеральный секретарь ЦК КПСС Н.С Хрущев. После успешных ракетных пусков командующий Северным флотом адмирал Касатонов завел разговор о том, что изменение ранга корабля позволило бы улушить ранги и положение офицеров, которые служат на корабле. Н.С.Хрущев согласился с этим и корабль стал крейсером (ист. - Широкорад). Решение объявлено 4 ноября 1962 г.

Все корабли проекта выведены из боевого состава Флота в 1990-2002 годах.


Ракетный крейсер "Грозный" пр.58 - KYNDA после модернизации, Средиземное море, 30.10.1985 г. (фото - US NAVY, http://www.dodmedia.osd.mil/).  
Автор: DIMMI Создан: 09.05.2020 11:50:24 Комментариев: 2 Читать всю статью

Пурга, ракета 80Р

ДАННЫЕ НА 2018 г. (стандартное пополнение)
Комплекс "Пурга, ракета 80Р


Противолодочный ракетный комплекс с неуправляемой баллистической ракетой. Разработка комплекса изначально велась ГСКБ-47, главный конструктор - С.С.Бережков, но позже была передана НИИ-1 ГКОТ. Создание комплекса велось на основании Постановлений ЦК КПСС и СМ СССР от 20 июня 1958 г. и №111-463 от 13 октября 1960 г. "О разработке новых протоволодочных систем". Разработка комплекса велась начиная с 1960 г., создание комплекса дошло до стадии испытаний, но было прекращено в 1964 г.
Автор: DIMMI Создан: 23.11.2018 21:37:20 Комментариев: 1 Читать всю статью

РПК-2 Вьюга-65, ракета 81РТ

ДАННЫЕ НА 2018 г. (стандартное пополнение)
РПК-2 "Вьюга-65" / Д-90Т, ракета 81РТ


Ракетный противолодочный комплекс для применения с подводных лодок. По идеологии комплекс подобен противолодочному комплексу Subrock (США) и создавался по аналогии с ним. Разработка комплекса начата по Постановлению Совета министров СССР №111-463 от 13 октября 1960 г. "О создании новых противолодочных ракетных комплексов". Разработка изначально велась под шифром Д-90 в ОКБ-9 (г.Свердловск), генеральный конструктор - Федор Федорович Петров, ведущий конструктор - Н.Г.Кострулин. Вариант ракеты калибром 533 мм получил обозначение Д-90С ("спецзаряд"), вариант калибра 650 мм - Д-90Т ("торпедный"). В ОКБ-9 разработан эскизный проект ракеты с решетчатыми рулями, двигатель для ракеты, проведены экспериментальные исследования - были получены положительные результаты испытаний по движению на начальном участке, на переходном участке и на воздушном участке (источник). План проведения экспериментальных исследований и разработки эскизного проекта комплекса "Вьюга" (тема Б-XII-54) утвержден 31.01.1961 г. ВПК при Совмине СССР. Разработку ядерной боевой части вело ВНИИА (главный конструктор А.А.Бриш), разработка системы управления ракет велась НИИ-25 (позже переименовано в НИИП, главный конструктор А.С.Абрамов). Разработка испытательных стендов В-1 (переработанный плавстенд ПСД-4 от ракеты Р-21) и опытовой подводной лодки для проведения испытаний велась СКБ-143 (главный конструктор А.В.Кутейников).

Для комплекса создавалось два типа ракет с разными ТТХ - для пуска из 533 мм торпедных аппаратов "Вьюга-53" / 81РА и для 650 мм ТА - "Вьюга-65" / 81РТ. Расшифровка обозначений: "РА" - ракета атомная, "РТ" - ракета с торпедой. В первую очередь была начата разработка комплекса "Вьюга-65" как более сложного.

План график испытаний ракеты калибра 533 мм принят в 1963 г. после утверждения эскизного проекта. 20 июля 1964 г. по решению ВПК при Совмине СССР в связи с неудовлетворительными результатами работы по комплексу вместе с группой конструкторов (ОКБ-9-II) переведены в ОКБ-8 (г.Свердловск, позже - ОКБ "Новатор"), главным конструктором комплекса назначен Л.В.Люльев. Перевод темы в ОКБ-8 закреплен решением ВПК от 28 января 1965 г.


Ракета 81РТ (внизу) комплекса "Вьюга-65" (рисунок А.В.Карпенко, http://bastion-karpenko.ru)
Автор: DIMMI Создан: 18.11.2018 09:41:41 Комментариев: 1 Читать всю статью

пр.09787 - DELTA-IV STRETCH

ДАННЫЕ НА 2021 г. (стандартное пополнение)
пр.09787 - DELTA-IV STRETCH
БС-64 "Подмосковье" / комплекс пр.1083КМ

Атомная подводная лодка специального назначения (ПЛАСН) / научно-исследовательская подводная лодка (НИПЛ). Лодка-носитель атомных глубоководных станций (АГС) разработана на базе ПЛАРБ пр.667БДРМ ЦКБ МТ "Рубин" по заказу ГУГИ Министерства обороны России. В 1999 г. ПЛАРБ К-64 пр.667БДРМ - DELTA-IV (зав.№381 / 07381, заложена 18.12.1982 г. на ПО "Севмаш") поставлена к стенке ЦС "Звездочка" (г.Северодвинск) для дальнейшего ремонта с переделкой по пр.09787.

26 февраля 2004 г. ЦКБ МТ "Рубин" заключен контракт №52-04 на проведение ОКР «Грунт-1» - предположительно по созданию комплекса оборудования для ПЛ пр.09787 (источник). В том же 2004 г. в рамках федеральной целевой программы "Мировой океан" принята подпрограмма "Создание технологий для освоения ресурсов и пространств Мирового Океана" в рамках которой разработаны проектно-конструкторские решения по использованию научно-исследовательской подводной лодки (НИПЛ) в интересах освоения шельфа (работы с потенциально-опасными подводными объектами - ППОО, подледная геологоразведка и т.п.). Работы по НИПЛ нашли применение при разработке проекта бортового научно-исследовательского комплекса (КНИБ) заказа №381 (ПЛА пр.09787) и в начатых работах по подготовке проекта постановления Правительства РФ по использованию НИПЛ для коммерческих целей (источник).

08 февраля 2008 г. между ЦС "Звездочка" и ЦКБ МТ "Рубин" заключен договор №178-07/600 на выпуск рабочей конструкторской документации по пр.09787, со сроком исполнения - декабрь 2013 г., сумма договора - 348,6 млн. руб (источник). Договор №85-08/600 на техническое сопровождение переоборудования заказа зав. №381 заключен 13.12.2008 г., срок исполнения – декабрь 2015 г., сумма - 443,7 млн. руб (источник, ЦКБ МТ "Рубин" годовой отчет за 2012 г.). По состоянию на 2012 г. ПЛ находится с вырезанным ракетным отсеком в цехе №15 ЦС "Звездочка", на лодке ведутся работы по переоборудованию. Прогнозируемый срок готовности - 2014 -2015 г.г.  В 2015 г. по заказу зав.№381 «Подмосковье» получено заключение ОНТЦ «Румб», АО «ОСК», Минпромторг РФ по уровню цены переоборудования лодки. Заключение направлено в Министерство обороны России для пересмотра цены по контракту (ист. - Годовой отчет ЦС "Звездочка" за 2015 г.).

11 августа 2015 г. состоялся вывод ПЛА БС-64 "Подмосковье" из эллинга ЦС "Звездочка". Передача лодки Флоту ожидалась в конце 2015 г., но в 2015 г. сдача лодки Флоту запланирована на 2016 г. (ист. - Годовой отчет ЦС "Звездочка" за 2015 г.). 22 октября 2016 г. ПЛАСН БС-64 "Подмосковье" вышла из Северодвинска на первый этап ходовых испытаний в Белое море (источник). После ходовых и государственных (ноябрь-декабрь 2016 г.) испытаний ПЛАСН передана Флоту 26 декабря 2016 г. и после передачи Флоту лодка, вероятно, войдет в состав 29-й отдельной бригады подводных лодок Северного флота (губа Оленья).

В декабре 2017 г. проведены испытания модернизированного глубоководного комплекса пр.1083КМ предположительно с лодкой-носителем пр.09787 БС-64 "Подмосковье" (источник).


Возвращение ПЛАСН пр.09787 БС-64 "Подмосковье" из первого выхода на ходовые испытания, г.Северодвинск, 12.11.2016 г. (http://zvezdochka-ru.livejournal.com/).
Автор: DIMMI Создан: 06.09.2013 01:17:43 Комментариев: 19 Читать всю статью

пр.971 - AKULA

ДАННЫЕ НА 2021 г. (стандартное пополнение)
пр.971 / 09710 "Барс" / "Щука-Б" - AKULA
пр.971, пр.971И / 09719 "Ирбис" - Improved AKULA
пр.971 / пр.971У - AKULA-II
пр.971 / пр.971М (К-335) - AKULA-III
пр.971М - AKULA-IV


Многоцелевая атомная подводная лодка. Разработка ПЛА пр.971 начата СКБ-143 "Малахит" (г.Ленинград, главный конструктор Георгий Николаевич Чернышов, с августа 1976 г., после 1997 г. - Ю.И.Фарафонтов) по ТТЗ 1972 г. "разработка большой атомной многоцелевой подводной лодки 3-го поколения" в качестве аналога ПЛА пр.945 с заменой в конструкции титановых сплавов стальными. В проекте использованы проработки по малошумным ПЛА пр.991 и пр.958. Краткий эскизный проект (аванпроект) разработан к началу 1976 г. В разработке технического проекта, работа над которым начата по совместному решению МСП и ВМФ от 27 июля 1976 г., принял участие ЦНИИ им. академика А.Н.Крылова (особенно в части снижения шумности ПЛА). Группа главного конструктора сформирована в августе 1976 г.

С 1968 г. в НИТИ силами завода «Красное Сормово» начат монтаж берегового прототипа энергетических отсеков ПЛА пр.971- стенда КВ-1. С 1972 г. работы на строительстве прототипа продолжены силами ЛАО. Строительство установки завершено 25 декабря 1975 г., а окончательная сдача в эксплуатацию из-за массы неисправностей, обнаруженных в ходе горячих испытаний, произошла 24 декабря 1976 г. Монтаж системы автоматического управления ГЭУ проводили представители НПО «Аврора» (ист. - Шумаков).

Проектирование: разработка технического проекта лодки велась с сентября 1976 г. по май 1977 г. Одна из основных задач, которая стояла перед разработчиками - удержание ПЛА в рамках водоизмещения заявленного в эскизном проекте. Технический проект рассмотрен 1 ЦНИИ МО СССР (кораблестроения) в июне 1977 г. и утвержден 13 сентября 1977 г. с оговорками, что в процессе разработки чертежей и строительства надо обеспечить еще большее снижение шумности, размещение пусковых установок СГПД, размещение КРБД с возможностью применения по береговым целям. После получения информации о нововведениях на американской ПЛА типа Los-Angeles, которые выразились в установке ГАС с цифровой обработкой сигналов, снижающей влияние собственных шумов ПЛА, а так же с учетом пожеланий руководства ВМФ оснастить ПЛА КРБД "Гранат" (постановление СМ СССР от 26 мая 1978 г.) проект был переработан дополнительно под установку ГАК "Скат-3", что потребовало изменения конструкции корпуса. Проект сдан в 1980 г.


ПЛА Chakra / К-152 "Нерпа" пр.971И - Improved AKULA на пути в Индию, конец марта 2012 г. (http://www.militaryphotos.net).

Автор: DIMMI Создан: 06.10.2009 19:44:50 Комментариев: 60 Читать всю статью

пр.11435 - KREML / KUZNETSOV

ДАННЫЕ НА 2020 г. (стандартное пополнение)
пр.11435 - KREML / KUZNETSOV
"Адмирал флота Советского Союза Кузнецов"
"Варяг" (не достроен) / "Shi Lang"



Тяжелый авианесущий крейсер пр.11435. Проектирование пр.11435 начато Невским ПКБ (г.Ленинград) на основании НИР "Ордер" (см.ниже) и с использованием задела по НИР авианосца пр.1160 (см.ниже)  в 1978 г. Первый вариант проекта - аванпроект "усовершенствованый пр.1143" (см. ниже). Разработка технического предложения завершена в апреле 1978 г. Было рассмотрено пять вариантов корабля по вооружению, энергетическим установкам и был предложен минимально отличающийся от пр.1143 вариант (аванпроект "усовершенствованый пр.1143" - вариант 2 - см.ниже ).


Церемония приёмки авианосца "Liaoning" в состав ВМС Китая, г.Далян, 23.09.2012 г. (http://forums.airbase.ru, источник - http://weibo.com).


Авианесущий крейсер пр.11435 "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов" на параде в День ВМФ в Североморске, 29.07.2012 г. (фото - Денис Неметовский, http://fotki.yandex.ru/users/den-n1977).


Авианосец «Shi Lang» - бывший "Варяг" пр.11436, Китай, 2012 г. (http://www.china-defense-mashup.com).


Художественное представление будущего первого китайского авианосца «Shi Lang» - бывшего "Варяга" пр.11436 (из архива mpleio, http://www.militaryphotos.net).


Авианесущий крейсер пр.11435 "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов" на циркуляции, вероятно 2011-2012 г.г. (http://military-photos.livejournal.com).


Авианосец "Shi Lang" на ходовых испытаниях в Желтом море, 100 км к юго-востоку от Даляна, 8 декабря 2011 г. (http://digitalglobe.com).


Тяжелый авианесущий крейсер пр.11435 "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов" на стоянке в Североморске (http://forums.airbase.ru).
Автор: DIMMI Создан: 16.01.2009 00:41:13 Комментариев: 81 Читать всю статью

пр.1910 - UNIFORM

ДАННЫЕ НА 2020 г. (стандартное пополнение)
пр.1910 / пр.19100 "Кашалот" - UNIFORM
АС-13
АС-15
АС-33

Атомная глубоководная станция 1 ранга / специальная атомная подводная лодка / глубоководное техническое средство. Проектирование атомных глубоководных станций для выполнения специальных задач на дне Мирового океана начато по Постановлению Совмина СССР 1972 г. о создании автономной атомной глубоководной станции (АГС) пр.1910 "Яуза" (впоследствии заменен на "Кашалот")  и комплекса пр.1851. Головным исполнителем проектов определено ЦКБ "Волна" Минсудпрома СССР. По пр.1910 главный констркутор - Е.С.Корсуков, заместитель - С.М.Бавилин. Позже приказом министра судостроительной промышленности для проектирования АГС пр.1910 была создана специальная конструкторская группа под руководством Юрия Михайловича Коновалова. В 1974 г. СПМБ Машиностроения и ЦПБ «Волна» объединены в СПМБМ «Малахит», которому и было поручено сопровождение автономной АГС пр.1910 и комплексов пр.1851 и позже пр.1083. В разработке АГС приняли участие специалисты ЦНИИ им.академика Крылова, ЦНИИКМ "Прометей" (конструкционные материалы), ЦНИИТС, ЦНИИСЭТ, ЛПО "Электросила" и др.

В 1972 г. на Ленинградском адмиралтейском объединении (г.Ленинград) начата подготовка к строительству АГС проектов 18510 и 1910. В августе 1976 г. в цехе №9 изготовлена первая секция головного заказа 01401 проекта. Официальная закладка АГС - 20.11.1977 г. В 1978 г. завершено формирование корпуса заказа и выполнены гидравлические испытания. Осенью 1982 г. АГС спущена на воду (25.11.1982 г.) и через 6 месяцев на лодке проведены первые испытания ядерной энергетической установки (май 1983 г.). Осенью 1983 г. АГС отправлена для продолжения испытаний на сдаточную базу ЛАО в Северодвинске.Опыт полученный при создании и испытаниях головной АГС проекта 1910 использован при создании АГС пр.1851. Головная АГС проекта принята ВМФ в опытную эксплуатацию 31.12.1986 г. Строительство серии из трех лодок завершено 16.12.1994 г. передачей ВМФ третьей лодки. Все ПЛА пр.1910 проходили или проходят службу на Северном флоте в составе 29-й отдельной бригады ПЛ ВМФ в Оленьей губе. 

В октябре 1976 г., в соответствии с Приказом Главкома ВМФ СССР, для эксплуатации глубоководных станций, по образцу отряда космонавтов, был сформирован отряд гидронавтов. Кандидаты в отряд должны были: прослужить на ПЛ ВМФ СССР не менее 5 лет, быть членом КПСС и пройти медицинскую комиссию по требованиям, которым должны были соответствовать космонавты. Формирование отряда было начато на территории 39-й бригады строящихся подводных лодок на улице Римского-Корсакова в Ленинграде. Первым офицером отряда был Платон Александрович Чеботаев, который сформировал отряд и был назначен заместителем командира отряда. Позднее отряду предоставили небольшой городок на Шкиперском протоке, в котором до этого физики исследовали воздействие ядерного излучения на живые организмы. Там отряд просуществовал до 1992 года. Летом 1977 года для обучения, в 15-ю ЦНИИЛ были набраны 23 офицера ВМФ СССР, из которых должны были сформировать два экипажа опытовой АГС АС-13 (пр.1910). Из набранных офицеров был сформирован 6-й отдел 15-й ЦНИИЛ, который организационно подчинялся начальнику 5-го отдела капитану 1 ранга Мазульникову Е.М. В 1979 г. для базового обслуживания АГС и эксплутации их носителей на Северном флоте в губе Оленья начато формирование 29-й отдельной бригады ПЛ КСФ. В 1980 г. первые гидронавты отряда начали эксплуатацию буксируемого комплекса "Селигер" (источник, источник). 


Атомная глубоководная станция АС-33 пр.1910 - UNIFORM. Предположительно 1990-е годы (фото - US NAVY, http://www.dodmedia.osd.mil).
Автор: DIMMI Создан: 01.05.2010 09:27:38 Комментариев: 79 Читать всю статью

Комплекс 2М39 Посейдон / ОКР Скиф - KANYON

ДАННЫЕ НА 2020 г. (стандартное пополнение)
Комплекс 2М39 "Посейдон" / ОКР "Скиф" - KANYON


Самоходный подводный аппарат / необитаемый подводный аппарат / роботизированное подводное средство лодочного базирования / морской робототехнический комплекс (МРТК). Разработка морского стратегического комплекса вооружений по теме ОКР "Скиф" велась и ведется под общим управлением ЦКБ МТ "Рубин" (г.Санкт-Петербург). Разработчик  пускового комплекса - ГРЦ им. Макеева (г.Миасс). Первоначальные работы по теме НИР "Спилит" были успешно выполнены отделом №118 ГРЦ Макеева совместно с ленинградскими КБ подводного судостроения "Рубин" в 1988-1990 г.г.

После проведения конкурса в начале 1990-х годов ГРЦ начинает полномасштабную разработку ОКР "Скиф" (комплекс подводного оружия 2М39) по контракту № 334-92 от 05.06.1992 г. с Министерством обороны России (источник). В конце 1990-х годов ГРЦ по предложению ЦКБ МТ "Рубин" должен был стать головной организацией по созданию и изделия и комплекса "Скиф", но это предложение не было утверждено и головным КБ (вероятно) стало ЦКБ МТ "Рубин". Главный конструктор направления в ГРЦ им. Макеева - А.П. Шальнев.

Выпуск конструкторской документации по комплексу начат в 2005 г. (и завершен, вероятно, в 2008 г.). Предположительно в то же время начато и производство опытных экспериментальных образцов по теме ОКР "Скиф". В 2007-2009 г.г. в ГРЦ им. Макеева проводятся испытания узлов и агрегатов по теме ОКР на вакуумно-динамическом стенде. В 2008 г. проведены испытания на прочность узлов, испытания в моделирующий гидродинамические нагрузки установке и функциональные испытания.

Первые успешные испытания прототипов изделия по теме ОКР "Скиф" проведены стартом макета изделия в октябре 2008 г. Испытания макетов изделий-прототипов ведется с опытовой ПЛ Б-90 "Саров" пр.20120 с привлечением спасательного судна "Звездочка" пр.20180 со специальной баржей плавучего испытательного комплекса (ПИК) пр.20210. Так же, ведется отработка методик поиска и подъема на поверхность макетов полезной нагрузки  с использованием ПИК и спасательного судна "Звездочка" без привлечения ПЛ Б-90 "Саров" - погружением изделия-прототипа и бросковых макетов с последующим запуском из подводного положения без штатного пуска их пусковой установки. В январе-октябре 2015 г. на опытовой ПЛ Б-90 "Саров" пр.20120 с участием ФЦДТ «Союз» проходили испытательные пуски изделия 3П27 с замещением массы изделия на подводной лодке (источник). Предположительно речь о прототипе изделия 2М39 для испытаний с ПЛ "Саров".

По западным оценкам от испытаний прототипа до боевого образца системы KANYON пройдет еще несколько лет (2015 г., источник). Наш прогноз - испытания системы 2М39 могут продлиться до 2025 г. и даже дольше.

В материале использованы данные только из открытых публичных источников. Идентификация ОКР "Скиф" и необитаемого подводного аппарата, известного на Западе как KANYON предположительная на основании информации открытых  источников: источник1, источник2. Идентификация индекса 2М39 по данным источник3.


Необитаемый подводный аппарат 2М39 "Посейдон" или его макет на выгрузке из транспортного вагона 2Ф39ЖСТ-01 на полигонных испытаниях. Кадр видео Министерства обороны России опубликованного 20.02.2019 г.

Автор: DIMMI Создан: 23.05.2013 00:01:09 Комментариев: 121 Читать всю статью

Каталог военной техники:



Наши партнеры:






free counters

Последние комментарии

Док Онега
Sierra 2019-05-13 18:50
Как-бы вот снаружи
Sierra 2019-05-13 18:49
Интересно, но в программах 941 и 949 использовались два дока - Сухона и Онега...
Sierra 2019-05-13 18:47
ТекстМарко Рамиус стоял в кокпите АПЛ "Красный Октябрь) и чесался от жкземы...
Sierra 2019-05-03 17:05
Картинка симпатичная.... :crazy: :beer:
Sierra 2019-03-25 22:37
TK-208 & K-335 seen in the floating dock at Rosljakovo
rambo54 2018-06-12 19:16
Водку выпили, балалайку уже сменяли на водку.... Потому и нету...
Sierra 2017-11-11 01:07
oldstaryi Wrote:[ img ]Извиняюсь, а где водка и балалайка?
mpashnev 2017-11-11 00:16
[ img ]
oldstaryi 2017-11-10 22:51
Obviously they start scrapping the TK-17
rambo54 2016-12-30 17:46