MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.) | Статьи

П-1000 Вулкан - SS-N-12 mod.2 SANDBOX

ДАННЫЕ НА 2015 г. (стандартное пополнение)
Комплекс П-1000 "Вулкан", ракета 3М70 - SS-N-12 mod.2 SANDBOX


Противокорабельная крылатая ракета. Разработка комплекса начата НПО "Машиностроения" (ранее - ОКБ-52) В.Н.Челомея (с 1984 г. генеральный конструктор - Г.А.Ефремов) по Постановлению СМ СССР от 17 мая 1979 г. Ракета представляет собой дальнейшее развитие ракеты комплекса П-500 с сохранением пускового оборудования и заметным увеличением дальности действия за счет использования нового стартового двигателя, увеличения объемов топлива маршевой ступени, снижения массы бронирования и других улучшений.

Первый испытательный пуск с наземного стенда СМ-49 в Неноксе - 3 декабря 1982 г. (10 ч 55 мин) - пуск неудачен - стартовый блок не отделился от ракеты, ракета развалилась на части и упала через 8 с полета. Второй пуск - 9 апреля 1983 г. - аналогичный результат на 9 секунде полета. В результате разбора неудачных испытаний установлено, что сбои произошли по вине системы управления ракеты. Третий пуск был успешным (вероятно, июнь 1983 г.). Испытания с ПЛАРК пр.675МКВ начаты 22 декабря 1983 г. Проведение совместных испытаний комплекса П-1000 и ПЛАРК пр.675МКВ - 1985 г. первый пуск в рамках совместных испытаний - 2-х ракетный залп (обе ракеты поразили цель несмотря на сбой работы системы поддержания давления в приборном отсеке и ошибку оператора). Второй пуск в рамках совместных испытаний - 8 ноября 1985 г. - трехракетный залп, на одной ракете был отказ радиолокационного визира (РЛС), две другие ракеты порязили цели. В результате летно-конструкторских и совместных испытаний произведено 18 пусков ракет из которых 11 пусков признаны успешными. Испытания системы управления и контрольно-проверочной аппаратуры завершены в 1985 г. В декабре 1985 г. подписан Акт об окончании совместных испытаний с рекомендацией комплекса П-1000 "Вулкан" к принятию на вооружение с проведением контрольных испытаний в 1986 г. Для проведения контрольных испытаний выделено 8 ракет и планировалось провести 4-х ракетный залп и 4 одиночных пуска ракет с разными программами. Один из одиночный пусков (24 апреля 1986 г.) состоялся со стартовым двигателем ракеты комплекса П-500 по программе системы управления ракеты комплекса П-500. Пуск прошел успешно. 18 и 19 июня 1986 г. прошли два успешных пуска на проверку помехозащищенности ракет. Четырехракетный залп состоялся 4 июля 1986 г. (три ракеты оснащены телеметрическим оборудованием по причине того, что аппаратура на полигоне не могла принять информацию с 4-х ракет). Ракета, не оснащенная телеметрической системой, потеряла управление на подлете к цели, причина не установлена.

В 1986 г. создатели комплекса были удостоены Лененской премии СССР (источник). Комплекс "Вулкан" принят на вооружение 18 декабря 1987 г. Серийное производство ракет комплекса "Вулкан" велось ПО "Стрела" в г.Оренбург. Ракета производилась с 1985 г. по 1992 г.


Ракета 3М70 комплекса П-1000 "Вулкан" (http://www.cruiser-moskva.info).
Автор: DIMMI Создан: 28.08.2010 06:06:38 Комментариев: 33 Читать всю статью

пр.636 - Improved KILO

ДАННЫЕ НА 2019 г. (стандартное пополнение)
пр.636 / пр.636М / пр.06361 - Improved KILO
пр.06363 - Improved KILO-II

Большая дизель-электрическая подводная лодка (тип "Б"). Проект подводной лодки разработан для поставок на эксплот в Китай на базе проекта 877М - Improved KILO. Проектирование велось ЦКБ" Рубин", главный конструктор проекта - Ю.Н.Кормилицын, по состоянию на конец 2013 г. (или ранее) - Игорь Молчанов. По сравнению с базовыми модификациями пр.877 лодки пр.636 отличаются установкой нового поколения бортового оборудования и широким использованием звукопоглощающих технологий. Головная лодка пр.636 - Б-466 (будущая "Yuan Zhend 66 Hao" ВМС Китая) заложена на Адмиралтейских верфях под заводским №01616 16 июня 1996 г. Лодка спущена на воду 26 апреля 1997 г. и сдана Флоту 26 августа 1997 г. Передача лодки ВМС Китая состоялась12 ноября 1997 г. В те годы производственный цикл лодок проекта составлял чуть больше года.  В первой половине 2000-х годов производственный цикл увеличился до 1.5-2 лет и к началу 2010-х годов составлял уже от 2.5 до 4 лет.


Подводная лодка "Новороссийск" пр.06363 выходит на второй этап заводских ходовых испытаний, 21 июля 2014 г. ("Адмиралтеец" №13 / 2014 г.).
Автор: DIMMI Создан: 24.02.2013 21:45:09 Комментариев: 18 Читать всю статью

пр.19100 / ПД-78

ДАННЫЕ НА 2019 г. (стандартное пополнение)
пр.19100
ПД-78


Плавучий док-эллинг специального назначения. Построен судостроительным заводом "Паллада" (г.Херсон) в сентябре 1985 г. и переведен на Балтику (Кронштадт), откуда переведен на Северный флот. Заводской номер 18432 (источник). Плавдок ПД-78 официально передан Флоту в 1986 г. Используется в составе 29-й отдельной бригады (к 2018 г. - дивизии) подводных лодок Северного флота ВМФ России (губа Оленья) для обслуживания атомных глубоководных станций разных типов. Ведомственная принадлежность - ГУГИ Министерства обороны России.


Плавающий док ПД-78, губа Оленья, предположительно 2010-2014 г.г. (источник).
Автор: DIMMI Создан: 09.11.2014 16:55:30 Комментариев: 1 Читать всю статью

пр.10830 / пр.10831 / пр.210 - LOSHARIK

ДАННЫЕ НА 2019 г. (стандартное пополнение)
Комплекс пр.10830 / 1083К "Калитка" / 1083КМ, АГС пр.10831 / "пр.210 Лошарик" - LOSHARIK
АС-31

Атомная глубоководная станция 1 ранга / специальная атомная подводная лодка / глубоководное техническое средство (ГТС) - компонент комплекса пр.1083К. Глубоководная атомная станция спроектирована СПМБМ "Малахит". Главный конструктор - С.М.Бавилин (после 2001 г., вероятно, Коновалов Ю.М.). Создание эскизного проекта комплекса второго поколения пр.10830 / пр.1083 с глубоководной станцией пр.10831 и ПЛА-носителем пр.09786 "Оренбург" (БС-136) велось с использованием опыта создания экспериментальных комплексов пр.1851. После защиты эскизного проекта АГС пр.10830 оформлено Постановление СМ СССР о создании АГС пр.10831 с полисферическим прочным корпусом. Организовано выполнение ОКР по отработке технологии изготовления полисферического прочного корпуса и моноблоков легковесного заполнителя, а так же по созданию комплектующего станцию оборудования. Судя по всему, к 1988-1990 г.г. разработаны и утверждены технический и рабочий проекты станции. Разработка проектов велась одновременно с макетированием размещения оборудования в сферических отсеках лодки. В 1991 г. при практически готовых блоках прочного корпуса АГС по техническому заданию заказчика  выполнена корректировка технического проекта 10830 в части размещения в носовой части АГС дополнительного вооружения (вероятно, систем специального оборудования). Откорректированный технический проект пр.10830 / 1083К комплекса представлен и защищен в мае 1992 г.

Данные содержащиеся в настоящей статье являются гипотетическими и прикидочными. Все факты и данные либо вымышленные либо основаны на открытых и несекретных источниках информации (см.ниже).


Предположительно на фото АГС пр.10831 АС-31 зав.№01210 "Лошарик". По версии источника снимок выполнен в районе Северодвинска. Дата снимка неизвестна - вряд ли ранее 2005 г. и не позже лета 2014 г. (журнал Top Gear via http://forums.airbase.ru).

Автор: DIMMI Создан: 10.06.2011 14:55:15 Комментариев: 188 Читать всю статью

пр.09852 СМП-ПН

ДАННЫЕ НА 2019 г. (стандартное пополнение)
пр.09852 / СМП-ПН / ОКР "Перемонтировка"
КС-329 "Белгород"

Исследовательская атомная подводная лодка / атомная подводная лодка специального назначения (ПЛАСН). Лодка-носитель разработана на базе ПЛАРК пр.949А ЦКБ МТ "Рубин" по заказу ГУГИ ВМФ России. Подводная лодка-носитель спасательных глубоководных обитаемых и автономных необитаемых подводных аппаратов предназначена для проведения разноплановых научных исследований в удаленных районах океана, участия в поисково-спасательных операциях. Так же ПЛА будет обеспечивать как установку различного подводного оборудования так и его инспекцию, участвовать в испытаниях новых образцов научно-исследовательской аппаратуры, вести мониторинг подводных транспортных магистралей.

Государственный контракт №748/31/664ПМ-2009/27-09 от 19.05.2009 г. на выполнение ОКР "Перемонтировка" заключен между ЦКБ МТ "Рубин" и Министерством обороны России (ист. - ЦКБ МТ "Рубин", годовой отчет за 2012 г.). Впервые информация о планах по переоборудованию ПЛА "Белгород" (заказ №664 / 91664) в лодку-носитель подводных аппаратов опубликована в 2010 г. (источник). Еще в феврале 2012 г. тогдашний Главком ВМФ России Владимир Высоцкий заявлял о планах использования в качестве лодки специального назначения недостроенной ПЛАРК "Белгород". 25 апреля 2012 г. между ПО "Севмаш" и ЦКБ МТ "Рубин" подписан Договор № 89/08118 на разработку конструкторской документации заказа проекта 09852 в объеме перечня рабочей конструкторской документации задела зав.№664 пр.949А. Государственный контракт №66-12 на выполнение ОКР по ПЛАСН пр.09852 зав. № 664 заключен 11.09.2012 г. между Минобороны России и ОАО «ЦКБ МТ «Рубин». Договор 4967/8312/147-12 49367/8312 на выполнение СЧ ОКР по теме «строительство ПЛАСН», шифр "СМП-ПН", проекта 09852, зав. № 664 подписан между ОАО «ЦКБ МТ «Рубин» и ОАО «Севмаш» 11.09.2012 г. (источник).

20 декабря 2012 г. в цехе №55 ПО "Севмаш" (г.Северодвинск) по пр.09852 была перезаложена ПЛАРК К-329 "Белгород" пр.949АМ (заводской №664). По состоянию на середину 2015 г. работы по переоборудованию ПЛА продолжаются и готовность лодки прогнозируется не ранее 2016-2017 г.г.



Предполагаемый вид ПЛАСН КС-329 "Белгород" пр.09852 и других ПЛАСН ВМФ России (04.01.2019 г., http://militaryrussia.ru).

Автор: DIMMI Создан: 20.12.2012 16:29:18 Комментариев: 25 Читать всю статью

пр.677 - LADA

ДАННЫЕ НА 2019 г. (стандартное пополнение)
пр.677 / 06770 "Лада" - LADA
Б-585 "Санкт-Петербург"
пр.677Д
Б-586 "Кронштадт"
Б-587 "Великие Луки" ("Севастополь")
пр.677Э "Амур-1650"
"Амур-1650"

Большая дизель-электрическая подводная лодка ("Б"). Разработана ЦКБ МТ "Рубин", главный конструктор - Ю.Н.Кормилицын. НИОКР начаты в 1987 г. и изначально планировалось строительство большой серии подводных лодок на заводах "Ленинградское Адмиралтейское объединение" (г.Ленинград), "Севмаш"  (г.Северодвинск), "Красное Сормово" (г.Нижний Новгород) и "Им. Ленинского Комсомола" (г.Комсомольск-на-Амуре). 

Технический проект ПЛ пр.677 утвержден в 1993 г., но был отправлен на переработку. Второй вариант технического проекта утвержден в 1997 г. При создании ПЛ отработано 180 ОКР. Разработка ГАК на начальном этапе поручена НИИ "Океанприбор", но предложенный ими проект ГАК по массо-габаритным характеристикам не мог быть размещен на ПЛ пр.677. Генеральный директор ЦКБ МТ "Рубин" И.Д.Спасский добился решения Минсудпрома о передаче разработки ГАК радиоэлектронному ПО "Волна" (г.Москва). Летом 2005 г. к доводке ГАК в качестве основного исполнителя подключилось ФГУП НПО "Электроприбор" (г.Санкт-Петербург, договор от апреля 2006 г.).

Головные лодки серии - пр.677 "Лада" - Б-585 (иногда встречается название Б-100 и С-100, заводской №01570) и головная пр.677Э "Амур" ("Амур-1650") заложены на заводе ФГУП "Адмиралтейские верфи" (г.Санкт-Петербург) 26 декабря 1997 г. В 1997 г. ПЛ Б-585 получила название "Санкт-Петербург". В течение 1998-2001 г.г. (по данным на 1 апреля 2002 г.) на строительство головной ПЛ пр.677 "Адмиралтейскими верфями" было затрачено 335.1 млн рублей, в том числе из федерального бюджета 263.1 млн руб (включая 175.5 млн руб  в 2001 г.). В первом квартале 2002 г. федеральное финансирование строительства заказа не велось (источник).

Головная лодка спущена на воду 28 октября 2004 г. Сдача ПЛ ВМФ планировалась в 2006 г. (не состоялась в срок). 14-21 декабря 2005 г. ПЛ "Санкт-Петербург" совершила первый выход в море на испытания, совершено первое погружение. По данным СМИ в 2006 г. лодка должна была приступить к государственным испытаниям, но до первой половины 2008 г. (как минимум) проходила заводские ходовые испытания с доводкой узлов и комплексов ПЛ. По состоянию на 2009 г. принятие лодки ВМФ планируется на 2009-2010 г.г. В феврале 2010 г. объявлено, что головная лодка "Санкт-Петербург" до лета будет принята в опытную эксплуатацию ВМФ и 22.04.2010 г. ВМФ подписал приемный акт головной лодки Б-585 "Санкт-Петербург", лодка принята в опытную эксплуатацию. 8 мая 2010 г. на ПЛ Б-585 "Санкт-Петербург" поднят флаг ВМФ России.


ПЛ Б-585 "Санкт-Петербург" пр.677 на Неве в Санкт-Петербурге в День ВМФ, 25.07.2010 г. (фото - Дмитрий Шипуля, http://militaryrussia.ru/forum).
Автор: DIMMI Создан: 02.07.2009 01:16:11 Комментариев: 74 Читать всю статью

Хаски (проект СПМБМ Малахит)

ДАННЫЕ НА 2019 г. (стандартное пополнение)
"Хаски" (проект)


Проект многоцелевой атомной подводной лодки с крылатыми ракетами (ПЛАРК) 5-го поколения. Разработка ПЛА 5-го поколения ведется в СПМБМ "Малахит", о чем впервые сообщено в СМИ 16.12.2014 г. Одновременно сообщается, что разработка ведется КБ в инициативном порядке, без технического задания Министерства обороны России. 17 марта 2016 г. СМИ сообщили название проекта - "Хаски". Первые высказывания руководителей СПМБМ "Малахит" по поводу ПЛА 5-го поколения зафиксированы в СМИ 09.02.2014 г. (источник).

07 июля 2015 г. сообщается (СМИ, 07.07.2015 г., источник), что ПЛА проектируется СПМБМ "Малахит" на одной базовой платформе в двух вариантах:
- многоцелевая ПЛА ориентированная на борьбу с ПЛА противника;
- противоавианосная ПЛАКР;

08 августа 2016 г. сообщается, что заключен контракт между СПМБМ "Малахит" и Министерством обороны России на разработку лодки. Видимо, речь идет о НИР по разработке облика будущей субмарины, а техническое проектирование лодки начнется после 2020 г. В первой половине 2018 г. СПМБМ "Малахит" успешно защищен перед заказчиком первый этап проектирования ПЛА - аванпроект (источник). В мае 2018 г. сообщается, что проведенные научно-исследовательские работы по проектированию этой подводной лодки "признаны неудовлетворительными" заказчиком, поскольку они "не отвечают требованиям заказчика". Но при этом позже сообщается, что в первой половине 2018 г. СПМБМ "Малахит" успешно защищен перед заказчиком первый этап проектирования ПЛА - аванпроект (источник).

Строительство новой ПЛА планируется начать на ПО "Севмаш" до 2020 г. (СМИ, 28.07.2015 г., источник). Позже сообщается о планах на строительство ПЛА "Хаски" после 2023 г. ПЛА "Хаски" включена в программу судостроения на 2018-2027 г.г.

Других данных нет.


Гипотетический вид ПЛА проекта "Хаски" (MilitaryRussia.Ru, 01.05.2018 г.).
Автор: DIMMI Создан: 17.03.2016 21:31:29 Комментариев: 3 Читать всю статью

РПК-2 Вьюга, ракета 81Р - SS-N-15 STARFISH

ДАННЫЕ НА 2018 г. (стандартное пополнение)
РПК-2 "Вьюга", ракета Д-90 / 81Р / 81РА / "Вьюга-53" - SS-N-15 STARFISH


Ракетный противолодочный комплекс для применения с подводных лодок. По идеологии комплекс подобен противолодочному комплексу Subrock (США) и создавался по аналогии с ним. Разработка комплекса начата по Постановлению Совета министров СССР №111-463 от 13 октября 1960 г. "О создании новых противолодочных ракетных комплексов". Разработка изначально велась под шифром Д-90 в ОКБ-9 (г.Свердловск), генеральный конструктор - Федор Федорович Петров, ведущий конструктор - Н.Г.Кострулин. Вариант ракеты калибром 533 мм получил обозначение Д-90С ("спецзаряд"). В ОКБ-9 разработан эскизный проект ракеты с решетчатыми рулями, двигатель для ракеты, проведены экспериментальные исследования - были получены положительные результаты испытаний по движению на начальном участке, на переходном участке и на воздушном участке (источник). План проведения экспериментальных исследований и разработки эскизного проекта комплекса "Вьюга" (тема Б-XII-54) утвержден 31.01.1961 г. ВПК при Совмине СССР. Разработку ядерной боевой части вело ВНИИА (главный конструктор А.А.Бриш), разработка системы управления ракет велась НИИ-25 (позже переименовано в НИИП, главный конструктор А.С.Абрамов). Разработка испытательных стендов В-1 (переработанный плавстенд ПСД-4 от ракеты Р-21) и опытовой подводной лодки для проведения испытаний велась СКБ-143 (главный конструктор А.В.Кутейников).

Для комплекса создавалось два типа ракет с разными ТТХ - для пуска из 533 мм торпедных аппаратов "Вьюга-53" / 81РА и для 650 мм ТА - "Вьюга-65" / 81РТ. Расшифровка обозначений: "РА" - ракета атомная, "РТ" - ракета с торпедой. В первую очередь была начата разработка комплекса "Вьюга-65" как более сложного.

План график испытаний ракеты калибра 533 мм принят в 1963 г. после утверждения эскизного проекта. 20 июля 1964 г. по решению ВПК при Совмине СССР в связи с неудовлетворительными результатами работы по комплексу вместе с группой конструкторов (ОКБ-9-II) переведены в ОКБ-8 (г.Свердловск, позже - ОКБ "Новатор"), главным конструктором комплекса назначен Л.В.Люльев. Перевод темы в ОКБ-8 закреплен решением ВПК от 28 января 1965 г.


Ракета 81РА комплекса РПК-2 "Вьюга" - SS-N-15 STARFISH (http://forums.airbase.ru, 2009 г.).
Автор: DIMMI Создан: 05.02.2011 19:50:41 Комментариев: 6 Читать всю статью

пр.949А Антей - OSCAR-II

ДАННЫЕ НА 2017 г. (стандартное пополнение)
пр.949А "Антей" - OSCAR-II
К-148 "Краснодар"
К-173 "Красноярск"
К-132 "Иркутск"
К-119 "Воронеж"
К-410 "Смоленск"
  К-442 "Челябинск"
К-456 "Тверь"
К-266 "Орел"
К-186 "Омск"
К-141 "Курск"
  К-150 "Томск"
К-139 "Белгород"
К-135 "Волгоград"
К-160 "Барнаул"
 
пр.949У "Атлант" - OSCAR-II+
пр.949АМ (I)
пр.949АМ (II)

Атомная подводная лодка с противокорабельными крылатыми ракетами (ПЛАРК). Проект разрабатывался ЛМПБ "Рубин" под руководством главного конструктора П.П.Пустынцева, главный конструктор по ракетному комплексу "Гранит" - В.Н.Челомей. В августе 1977 г. после смерти Пустынцева главным конструктором стал И.Л.Баранов. Заместитель главного конструктора - О.А.Гладков (1983 г.). Проект 949А явился развитием проекта 949 с дополнительным отсеком прочного корпуса и обновленной компоновкой. Первоначальными планами предусматривалась постройка большой серии в 20 ПЛАРК проекта 949 - с учетом двух построенных ПЛАРК пр.949, вероятно, велось строительство серии в 18 ПЛАРК пр.949.

30 декабря 1980 г. головная ПЛАРК пр.949 К-525 принята в состав ВМФ СССР, а ракетный комплекс "Гранит" принят на вооружение ВМФ СССР Постановлением Совмина СССР от 12 марта 1983 г. Головная ПЛАРК нового пр.949А - К-148 - заложена в цеху №55 ПО "Севмаш" 22 июля 1982 г. Лодка выведена из цеха и спущена на воду 3 марта 1985 г. и вошла в состав Флота 30 сентября 1986 г.

Лодки проекта во Флоте имеют неофициальное название "Батон" - за форму корпуса и внушительность размеров.


ПЛАРК пр.949А OSCAR-II (http://forums.airbase.ru).
Автор: DIMMI Создан: 24.11.2011 12:51:20 Комментариев: 31 Читать всю статью

РПК-7 Ветер - SS-N-16 STALLION (1984 г.)

ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение)
Комплекс РПК-7 "Ветер", ракеты 86Р, 88Р, 100РУ - SS-N-16 STALLION



Ракетный противолодочный комплекс для применения с подводных лодок. Создание комплекса начато ОКБ-9 (МКБ "Новатор") по Постановлению СМ СССР от декабря 1969 г. Главный конструктор - Л.В.Люльев. Постановлением СМ СССР №302-116 "О развитии работ по созданию подводного оружия" от 4 мая 1976 г. оговаривались сроки завершения разработки комплекса и принятия его на вооружение. Для испытаний комплекса из ПЛ пр.633 переоборудованы опытовые ПЛ пр.633РВ С-49 (1973 г.) и С-11 (1982 г.) - лодки переоборудованы по типу пр.613РВ. На опытовых ПЛ пр.633РВ проведены заводские, летно-конструкторские и государственные испытания ракет. Комплекс принят на вооружение в 1984 г.


На пирсе перед погрузкой на ПЛАРК "Тверь" пр.949А ракеты комплексов "Водопад" и РПК-7 "Ветер", 2015 г. (фото - С.Коновалов, https://structure.mil.ru).

Автор: DIMMI Создан: 13.02.2011 01:15:22 Комментариев: 14 Читать всю статью

Комплекс БраМос / BrahMos, ракета СК310 / PJ-10

ДАННЫЕ НА 2018 г. (стандартное пополнение)
Комплекс "БраМос" / BrahMos, ракета СК310 / BrahMos PJ-10
ОКР "Альянс"
Ракета BrahMos block I
Ракета BrahMos block II
Ракета BrahMos block III
Ракета СК-310А / BrahMos-A(авиационная)
 
Противокорабельная крылатая ракета / крылатая ракета для стрельбы по наземным целям. Аналог отечественной крылатой ракеты "Яхонт" / "Оникс" разработки НПО "Машиностроение" (ОКБ-52 В.Н.Челомея) выпускаемый и развиваемый для разных платформ совместным российско-индийским предприятием "BrahMos Aerospace Pvt. Ltd." (образовано 12.02.1998 г.). В 1999 г. начаты работы по комплексу в смежных конструкторских бюро (например, НПО "Искра"). Впервые макет ракеты показан на авиасалоне МАКС-2001. Испытания ракет BrahMos начаты не позже 2001 г., а в январе 2004 г. начато их совместное серийное производство. Ракета BrahMos морского базирования в варианте ПКР (для надводных кораблей) принята на вооружение ВМС Индии в 2006 г. Поступление в части береговой обороны Индии ракетных комплексов наземного базирования началось в 2007 г.

Планируется принять на вооружение разные варианты ракет (по базированию) - сухопутного базирования (колесный транспортер с ТПК вертикального пуска, принят на вооружение), авиационный вариант (носители - Су-30МКИ и др.самолеты ВВС Индии), комплекс для кораблей (принят на вооружение) и подводных лодок ВМС Индии. Индийская сторона занимается созданием системы управления комплекса. Часть комплектующих для ракет BrahMos производит НПО "Стрела" (г.Оренбург, производство ракет). Возможности совместного производства по состоянию на 2009 г. оцениваются в 200 ПКР в год (2005-2006 г.г. - 100 шт в год). Комплекс предлагается на экспорт. Многие характеристики идентичны характеристикам ПКР "Яхонт" / "Оникс".


Пуск ракеты BrahMos block III на полигоне Покхаран в Раджастане, 18.11.2013 г. (фото - Министерство обороны Индии via http://ria.ru).
Автор: DIMMI Создан: 05.09.2010 01:54:01 Комментариев: 61 Читать всю статью

НИР Вест (проект)

ДАННЫЕ НА 2018 г. (стандартное пополнение)
НИР "Вест"


Проект баллистической ракеты для базирования на подводных лодках (БРПЛ). Работы по аванпроекту ракеты велись в рамках НИР "Вест"  ОКБ-385 (ныне - ГРЦ им.Макеева) во второй половине 1980-х годов. Согласно источникам, изучалось создание относительно малогабаритной ракеты с моноблочной боевой частью. Разработка ракеты, испытания и принятие на вооружение планировались в рамках программы вооружения Флота на 1991-2000 г.г.

Есть вероятность того, что ракета, разрабатывавшаяся по НИР "Вест" могла лечь в основу первоначального варианте технического предложения на разработку ракетного комплекса Д-35, которое прорабатывалось ГРЦ им. В.П.Макеева в 1986-1987 г.г. по заданию ВМФ СССР. Для несения комплекса планировалась разработка ПЛАРБ пр.935 "Борей-2" с 12 БРПЛ (источник).

Работы по НИР "Вест" были прекращены не дойдя до стадии ОКР - проект был закрыт 27 июля 1989 г. решением заместителя Главнокомандующего ВМФ СССР. Одновременно была закрыта и разработка ПЛАРБ пр.935 «Борей-2» (источник).


Модель подводной лодки пр.935 в музее ГРЦ "Рубин" (http://forums.airbase.ru).
Автор: DIMMI Создан: 05.01.2018 02:31:17 Комментариев: 5 Читать всю статью

Д-19 / Р-39 / 3М-65 - SS-N-20 STURGEON

ДАННЫЕ НА 2016 г. (стандартное пополнение)
Комплекс Д-19 "Вариант", ракета Р-39 / 3М-65 / РСМ-52 - SS-N-20 STURGEON
Комплекс Д-19У, ракета Р-39У / 3М-65У
Комплекс Д-19М, ракета Р-39М / 3М-65М / РСМ-52М "Гром"


Баллистическая ракета для подводных лодок (БРПЛ) межконтинентальной дальности. Решение ВПК при Совмине СССР о разработке твердотопливной межконтинентальной БРПЛ в ответ на разработку БРПЛ Trident в США было принято в июне 1971 г. Согласно решению ВПК комплекс Д-19 "Тайфун" создавался КБ Машиностроения (г.Миасс, ныне - ГРЦ им. академика В.П.Макеева, ранее - CКБ-385). Проект комплекса непосредственно курировался генеральным конструктором КБ машиностроения В.П.Макеевым. Главный конструктор комплекса Д-19 и ракеты Р-39 - А.П.Гребнев (лауреат Ленинской премии СССР), ведущий конструктор - В.Д.Калабухов (лауреат Государственной премии СССР). Предполагалось создание ракеты с тремя вариантами головных частей: моноблочной, с РГЧ ИН с 3-5 блоками средней мощности и с РГЧ ИН с 8-10 блоками малого класса мощности. Разработка аванпроекта комплекса была завершена в июле 1972 г. В аванпроекте рассматривалось несколько вариантов ракет с разными габаритами и с различиями в компоновке. Проектирование ракеты велось в т.ч. с использованием данных фактографической модели БРПЛ Trident разработанной в КБ машиностроения (г.Миасс) сотрудниками отдела №27 (ист. - Конструктор).

Постановление Совмина СССР № 692-222 от 16 сентября 1973 г. задавало разработку ОКР "Вариант" - комплекс Д-19 с ракетой 3М-65 / Р-39 (источник). Задавалась так же и разработка ПЛАРБ пр.941 с 20 твердотопливными ракетами 3М-65. Ранее, 22 февраля 1973 г. вышло Постановление о разработке в КБ «Южное» технического предложения на комплекс РТ-23 с ракетой 15Ж44 с унификацией двигателей первых ступеней ракет 15Ж44 и 3М-65. В декабре 1974 г. завершена разработка эскизного проекта ракеты с использованием межступенчатого отсека и с массой ракеты (вместе с АРСС) 90 тонн. В июне 1975 г. принято дополнение эскизного проекта оставляющее только один типа боевых блоков - 10 РГЧ ИН мощностью по 100 кт. В этом же варианте предусматривался моноблочный двигатель третьей ступени и ПАД вместо кольцевого стартового двигателя. Длина ШПУ изменилась с 15 до 16.5 м, масса ракеты выросла до 95 т. Постановлением Совмина СССР от августа 1975 г. фиксировалась окончательная компоновка ракеты и боевого оснащения - 10 РГЧ ИН малой мощности с дальностью 10000 км. В декабре 1976 г. и в феврале 1981 г. вышли дополнительные Постановления оговаривавшие изменения типа топлив на второй и третьей ступенях и уменьшение дальности действия ракеты до 8300 км, сдвигались вправо сроки создания комплекса.


Памятник - макет ракеты РСМ-52 / Р-39 / 3М-65 у проходной НПО "Алтай", г.Бийск, октябрь 2012 г. (http://www.biwork.ru).
Автор: DIMMI Создан: 06.06.2012 17:27:56 Комментариев: 59 Читать всю статью

Р-39УТТХ / 3М-91 Барк - SS-NX-28

ДАННЫЕ НА 2018 г. (стандартное пополнение)
Комплекс Д-19УТТХ "Барк", ракета Р-39УТТХ / 3М-91 / РСМ-52В / РСМ-52-2 - SS-NX-28


Баллистическая ракета для подводных лодок (БРПЛ) межконтинентальной дальности. Разрабатывалась ГРЦ им. академика В.П.Макеева (ранее - CКБ-385, г.Миасс) на базе и в качестве замены комплекса Д-19 с БРПЛ Р-39 - SS-N-20 STURGEON на ПЛАРБ пр.941 - TYPHOON. Главный конструктор - В.Д.Калабухов. Проработка варианта глубокой модернизации БРПЛ Р-39 начата в первой половине 1980-х годов. По состоянию на 1980 г. уже велась разработка конструкторской документации. Постановлением Совмина СССР, принятым в ноябре 1985 г., поручалось начать опытно-конструкторскую разработку комплекса Д-19УТТХ с целью превзойти характеристики БРПЛ "Trident-2". 11 марта 1986 г. принято Постановление Совмина СССР о разработке комплекса Д-19УТТХ "Барк" с ракетой Р-39УТТХ. В августе 1986 г.  принимается Постановление об ОКР Д-19УТТХ с размещением комплекса на модернизированных ПЛАРБ пр.941У.

Эскизный проект комплекса Д-19УТТХ подготовлен в марте 1987 г. В период с 1986 по 1992 годы успешно проведены работы по отработке прочности узлов ракеты. После 1987 г. проводились испытания узлов и агрегатов по теме ОКР "Барк" на вакуумно-динамическом стенде СКБ-385. Первый вариант проекта ракеты предусматривал использование на 1-й ступени октогенного топлива типа ОПАЛ, а на 2-й и 3-й ступени более высокоэнергетического топлива ТТФ-56/3 производства павлоградского химического завода (ныне - Украина).



Сравнение предположительных полетных видов ракет 3М-65 комплекса Д-19 "Тайфун", 3М-91 "Барк" и 3М-30 "Булава" (02.01.2018 г., http://militaryrussia.ru).
Автор: DIMMI Создан: 16.01.2011 01:40:13 Комментариев: 157 Читать всю статью

Х-35 / 3М24 - SS-N-25 SWITCHBLADE / AS-20 KAYAK

ДАННЫЕ НА 2016 г. (стандартное пополнение)
Комплекс "Уран", ракета Х-35 / 3М24 / "изделие 78" - SS-N-25 SWITCHBLADE
Комплекс "Уран", ракета Х-35 / 3М24 / "изделие 78" - AS-20 KAYAK / AS-X-20 Harpoonski
 
Противокорабельная крылатая ракета. Предварительная проработка проекта малогабаритной ПКР велась ОКБ "Звезда" начиная с 1977 г. Решение о создании ракеты для корабельного ракетного комплекса "Уран" принято Постановлением ЦК КПСС от 16 марта 1983 г. после изучения опыта применения ПКР "Экзосет" в ходе англо-аргентинского конфликта (май 1982 г.). Разработка выполнялась ОКБ "Звезда" (бывшее ОКБ-455, ныне входит в КТРВ), генеральный конструктор - В.Н.Бугайский (позже - В.Г.Галушко). Главный конструктор комплекса - Георгий Иванович Хохлов. Главный конструктор направления (на 2015 г.) - Николай Анатольевич Васильев (источник). Первый вариант эскизного проекта ракеты рассмотрен в 1983 г. и из-за несоответствия требованиям по характиристикам радиолокационной ГСН отправлен на доработку (источник). По данным источников еще одно Постановление о разработке комплекса принято Совмином СССР 16 апреля 1984 г. (источник).

Испытания. Первый пуск с полигонной наземной пусковой установки планировалось провести 4 ноября 1985 г., но из-за сбоя автоматики (выдавалась неверная информация об открытии крышек ТПК) пуск не состоялся. Первый успешный  пуск проведен (со второй попытки в этот день) 5 ноября 1985 г. на полигоне 31-го испытательного центра Министерства обороны СССР (Феодосия, Крым). По программе пуска предполагалось, что ракета пролетит 40 км. Ракета успешно вышла из ТПК, пролетела около 50 метров и упала в море (источник). Данный пуск считается первым пуском в программе летно-конструкторских испытаний ПКР Х-35.

Первый публичный показ ракеты состоялся на выставке "Мосаэрошоу-1992".

Ракета Х-35 предназначена для поражения ракетных, торпедных, артиллерийских катеров, надводных кораблей водоизмещением до 5000 тонн и морских транспортов.


Ракета Х-35Э без стартового двигателя на одном из военно-морских салонов в Санкт-Петербурге, 2000-е годы (http://army.lv/).
Автор: DIMMI Создан: 02.02.2016 13:28:30 Комментариев: 2 Читать всю статью

пр.22800 Каракурт

ДАННЫЕ НА 2017 г. (стандартное пополнение)
пр.22800 "Каракурт"

Малый ракетный корабль ближней морской зоны / малый корвет. Разработка проекта - ЦМКБ "Алмаз" (г.Санкт-Петербург). Одной из причин разработки нового проекта МРК в СМИ называется необходимость повышения мореходности малых кораблей-платформ универсального ракетного комплекса "Калибр".

Строительство серии кораблей ведется одновременно по трем контрактам: первый подписан в декабре 2015 г. с ССЗ "Пелла" (г.Отрадное, головное предприятие, 7 ед.), второй контракт подписан 05.08.2016 г. с Зеленодольским ССЗ (5 ед.), подписание третьего контракта с Амурским ССЗ на строительство 6 ед. для Тихоокеанского флота ожидается в 2018 г. Согласно планам 2015 г. всего планируется построить 18 кораблей проекта (источник). Начиная с третьего корабля пр.22800 планируется дополнить вооружение корабля ЗРАК "Панцирь-МЕ". Головной МРК заводской №251 производства ССЗ "Пелла" - "Ураган" - заложен 24.12.2015 г. и спущен на воду 29.07.2017 г.

Строительство МРК на ССЗ "Море" в Феодосии ведется в рамках контракта ССЗ "Пелла", который контролирует ССЗ "Море" (источник). Вероятно, точно так же строительство МРК на ССЗ "Залив" в Керчи ведется в рамках контракта Зеленодольского ССЗ.


Церемония спуска на воду головного МРК "Ураган" заводской №251 на ССЗ "Пелла", 29.07.2017 г. (http://www.pellaship.ru).
Автор: DIMMI Создан: 14.07.2017 22:49:18 Комментариев: 7 Читать всю статью

3К-10 / С-10 Гранат - SS-N-21 SAMPSON

ДАННЫЕ НА 2017 г. (стандартное пополнение)
Комплекс 3К-10 / С-10 "Гранат", ракета КС-122 / 3М-10 - SS-N-21 SAMPSON


Крылатая ракета большой дальности морского базирования. Полноценная разработка комплекса морского базирования с ракетой КС-122 в ответ на создание в США крылатых ракет SLCM и GLCM начата КБ "Новатор" (г.Свердловск) по решению ВПК при Совмине СССР №282 от 19 июня 1975 г. Главный конструктор - Л.В.Люльев. Согласно неподтвержденным официально воспоминаниям (ист. - Широкорад) предварительная проработка проекта дозвуковой крылатой ракеты большой дальности велась в КБ "Новатор" в инициативном порядке в конце 1960-х - начале 1970-х годов. Так же существует легенда о попадании в КБ "Новатор" одного из испытательных образцов КР SLCM, который случайно оказался на Кубе.

В результате проведенной ГосНИИАС в конце 1960-х годов НИР "Эхо" установлена возможность преодоления системы ПВО и ПРО противника дозвуковыми крылатыми ракетами при массированном их применении, а так же с применением приема "встречного подрыва" для поражения ядерными взрывами средств ПВО и ПРО противника с целью расчистки коридора для других атакующих КР. Разработка торпедно-ракетного комплекса с ракетой КС-122 начата КБ "Малахит" (главный конструктор - Л.А.Подвязников) по приказу Минсудпрома от 9 декабря 1975 г. Торпедно-ракетный комплекс предназначался для решения оперативно-стратегических задач на континентальном театре боевых действий путем поражения административно-политических и крупных военно-промышленных центров с заранее известными координатами. Комплекс обеспечивал боевое применение в любое время суток и года, в любых метеоусловиях, в условиях гористой и труднопроходимой местности.

Официальное проектирование комплексов с крылатыми ракетами большой дальности воздушного и морского базирования начато в СССР по Постановлению Совмина СССР от 9 декабря 1976 г. Позже на базе комплекса С-10 "Гранат" с ракетой КС-122 был создан его вариант наземного базирования - РК-55 "Рельеф". 26 мая 1978 г. Постановлением Совмина СССР задана переработка проекта ПЛА пр.971 для размещения КРБД "Гранат".


Аналог ракеты 3М-10 "Гранат" - ракета 3М-54Э (из архива Diletant2010, http://militaryrussia.ru/forum/).



Автор: DIMMI Создан: 21.10.2012 22:13:44 Комментариев: 52 Читать всю статью

Проект перспективной БРПЛ МИТ

ДАННЫЕ НА 2017 г. (в работе)
Проект перспективной БРПЛ МИТ


Баллистическая ракета для подводных лодок (БРПЛ) межконтинентальной дальности. Проект модернизированного варианта БРПЛ "Булава" разработки Московского Института Теплотехники (МИТ). В мае 2016 г. состоялось совещание главных конструкторов по программе создания нового варианта ракетного комплекса с БРПЛ "Булава" и подводной лодки-носителя нового поколения с участием МИТа (источник).


Автор: DIMMI Создан: 02.09.2017 20:26:10 Комментариев: 1 Читать всю статью

пр.23550 Арктика

ДАННЫЕ НА 2017 г. (стандартное пополнение)
пр.23550 "Арктика"
"Иван Папанин"

Многоцелевой патрульный корабль 2 ранга ледового класса. Проект разработан ЦМКБ "Алмаз" (г.Санкт-Петербург). Контракт на строительство двух кораблей проекта подкписан 25 апреля 2016 г. Строительство головного корабля начато осенью 2016 г. АО "Адмиралтейские верфи". Официальная закладка корабля "Иван Папанин" (зав.№02460) состоялась 19.04.2017 г. Головной корабль планируется спустить на воду в 2019 г. и передать Флоту в 2020 г. (источник).

Корабль способен преодолевать лед толщиной до 1.5 м. Корабль предназначен для охраны и мониторинга арктических водных ресурсов; конвоирования и буксировки в порт задержанных судов; сопровождения и поддержки судов обеспечения; участия в спасательных операциях; перевозки специальных грузов; кроме того, для самостоятельного нанесения артиллерийских ударов по морским, береговым и воздушным целям. Новое многофункциональное судно способно эффективно выполнять задачи в арктической зоне как самостоятельно, так и в составе группировок (отрядов) боевых кораблей, а также осуществлять эскортные функции на арктических коммуникациях.


Рисунок многоцелевого патрульного корабля пр.23550 (http://admship.ru).
Автор: DIMMI Создан: 22.04.2017 00:42:44 Комментариев: 1 Читать всю статью

пр.20386

ДАННЫЕ НА 2017 г. (в работе)
пр.20386
"Дерзкий"

Многоцелевой корвет. Разработка проекта - ЦМКБ "Алмаз" (г.Санкт-Петербург), главный конструктур - И.Г.Захаров (ист. - закладная доска головного корабля проекта). 17 апреля 2014 г. между Министерством обороны России и ЦМКБ "Алмаз" подписан контракт №Н/1/1/0201/ГК-14-ДГОЗ на выполнение опытно-конструкторской работы «Проект 20386». По состоянию на 2016 г. в СМИ назывались планы строительства не менее 10 кораблей проекта.

Головной корабль проекта "Дерзкий" заложен 28.10.2016 г. на "Северной верфи" (г.Санкт-Петербург) под заводским №1009. В 2016 г. в СМИ была информация о том, что к строительству корветов пр.20386 кроме "Северной верфи" может подключиться и ССЗ "Янтарь" (г.Калининград), но по состоянию на август 2017 г. этого не произошло.


Рисунок корвета пр.20386 (http://ruspodplav.livejournal.com).
Автор: DIMMI Создан: 07.08.2017 21:37:41 Комментариев: 1 Читать всю статью

Каталог военной техники:



Наши партнеры:






free counters

Последние комментарии

Большое спасибо! Включил в статью
DIMMI 2011-07-05 22:14
1.jpg2.jpg
VLAS 2011-07-05 20:29