MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.) | Статьи

пр.636 - Improved KILO

ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение)
пр.636 / пр.636М / пр.06361 - Improved KILO
пр.06363 - Improved KILO-II

Большая дизель-электрическая подводная лодка (тип "Б"). Проект подводной лодки разработан для поставок на эксплот в Китай на базе проекта 877М - Improved KILO. Проектирование велось ЦКБ" Рубин", главный конструктор проекта - Ю.Н.Кормилицын, по состоянию на конец 2013 г. (или ранее) - Игорь Молчанов. По сравнению с базовыми модификациями пр.877 лодки пр.636 отличаются установкой нового поколения бортового оборудования и широким использованием звукопоглощающих технологий. Головная лодка пр.636 - Б-466 (будущая "Yuan Zhend 66 Hao" ВМС Китая) заложена на Адмиралтейских верфях под заводским №01616 16 июня 1996 г. Лодка спущена на воду 26 апреля 1997 г. и сдана Флоту 26 августа 1997 г. Передача лодки ВМС Китая состоялась12 ноября 1997 г. В те годы производственный цикл лодок проекта составлял чуть больше года.  В первой половине 2000-х годов производственный цикл увеличился до 1.5-2 лет и к началу 2010-х годов составлял уже от 2.5 до 4 лет.


Подводная лодка пр.06363 Б-261 "Новороссийск" в Южной бухте Севастополя, 06.10.2018 г. (https://t.me/kchf_ru)
Автор: DIMMI Создан: 24.02.2013 21:45:09 Комментариев: 18 Читать всю статью

пр.641 FOXTROT

ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение)
пр.641 FOXTROT

Большая (океанская) дизель-электрическая ПЛ ("Б"). Разработка лодки велась ЦКБ-18 (позже переименовано в ЦКБМТ "Рубин", главный конструктор - С.А.Егоров, позже З.А.Дерибин) для замены больших ПЛ пр.611. Решение ВМФ и МСП о разработке технического проекта принято в октябре 1954 г. Техническй проект ПЛ пр.641 представлен ЦКБ-18 в январе 1955 г. (утвержден в июле 1955 г. постановлением СМ СССР). Натурные макеты отсеков ПЛ изготовлены в июле 1955 г. В августе 1955 г. принято решение изменить глубину погружения ПЛ, что повлекло за собой изменение конструкции и существенное обновление оборудования. Головная ПЛ Б-94 заложена на заводе №196 ("Судомех", г.Ленинград) 3 октября 1957 г. Спущена на воду 28 декабря 1957 г. при 64% готовности, завершила испытания 15 декабря 1958 г. и вступила в строй ВМФ 25 декабря 1958 г. Всего построено 75 ПЛ разных модификаций пр.641 (изначально планировалась постройка 160 шт). Завод №196 ("Судомех", г.Ленинград) построил 46 ПЛ в период  с 1957 г. по 1967 г. Ново-Адмиралтейский завод (г.Ленинград) построил 16 ПЛ в период с 1966 по 1971 г.г. Ленинградское Адмиралтейское объединение построило 13 ПЛ с 1971 по 1983 г.г. Часть ПЛ строилась на экспорт по пр.И-641.  По умолчанию данные ПЛ пр.641.
 

ПЛ U01 "Запорiжжя" ВМС Украины после выхода с СРЗ №13, Севастополь, 20.03.2012 г. (http://vmsu.info).
Автор: DIMMI Создан: 31.05.2009 20:59:06 Комментариев: 38 Читать всю статью

пр.611 - ZULU

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
пр.611 ZULU-I (базовый проект с артиллерийским вооружением)
пр.611 ZULU-II (базовый проект без артиллерийского вооружения)
пр.611 ZULU-III (базовый проект с новой ГАС)
 
Большая дизель-электрическая подводная лодка ("Б"). Лодка разработана ЦКБ-18 (позже переименовано в ЦКБМТ "Рубин"), главный конструктор - С.А.Егоров. Предварительная разработка начата в 1943 г. Эскизный проект разработан в октябре 1947 г. и утвержден постановлением СМ СССР от 2 августа 1948 г. Разработка технического проекта начата в апреле 1948 г. с использованием технологий и технических решений германской ПЛ XXI серии в (закончен в декабре 1948 г.). Технический проект утвержден и принято решение о постройке ПЛ пр.611 постановлением СМ СССР от 28 января 1949 г. Натурный деревянный макет построен в августе 1949 г. Производство ПЛ развернуто на заводе №196 ("Судомех", г.Ленинград, построено 8 ПЛ в период с 1951 по 1955 г.г.) и на заводе №402 (г.Молотовск, позже - Северодвинск, 1954-1958 г.г., 18 ПЛ всех модификаций). Головная лодка проекта - Б-61 - заложена на заводе №196 10 января 1951 г. Испытания Б-61 закончены 31 декабря 1953 г. Для достройки ПЛ Б-61 передана на завод №890 (г.Таллин), куда перешла своим ходом в сложной ледовой обстановке. Всего в период 1951-1958 г.г. построено 26 ПЛ пр.611 всех модификаций. По умолчанию данные пр.611.
 

ПЛ пр.611 ZULU-II, Северный флот (http://militaryphotos.net). По данным из статьи А.В,Буриличева "Глубоководные технические средства" (источник)  на фото ПЛ-носитель подводных аппаратов "Архипелаг" и "Селигер" - БС-69. 
Автор: DIMMI Создан: 22.05.2009 19:01:43 Комментариев: 15 Читать всю статью

Д-11 / Р-31 / 3М-17 - SS-N-17 SNIPE

ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение)
Комплекс Д-11, ракета Р-31 / 3М-17 / РСМ-45 - SS-N-17 mod.1-2 SNIPE 


Баллистическая ракета для подводных лодок (БРПЛ). Разработана ЦКБ-7 / КБ "Арсенал" (г.Ленинград), главный конструктор - П.А.Тюрин (по Постановлению Совмина СССР №374-117 от 10 июня 1971 г.). 

КБ "Арсенал" после получения опыта работ по твердотопливной МБР 8К98 вышло с предложением о разработке твердотопливной БРПЛ для программы модернизации с целью замены на ПЛАРБ пр.667А ракет Р-27 комплекса Д-5. При проектировании использованы наработки по НИР Р-27МТ / 3М-70 комплекса Д-5МТ (проект ЦКБ-7 - конкурент проекта комплекса Д-5М СКБ-385, г.Миасс). Начало НИР по проработке вариантов модернизации пр.667А - 1965 г. Переоснащение модернизированными ракетами ПЛАРБ проекта 667А планировалось выполнить в ходе капитальных ремонтов подводных лодок.

Постановление Совмина СССР о разработке эскизного проекта комплекса Д-11 вышло в июне 1969 г. В феврале 1971 г. на НТС Минобщемаша и Минсудпрома принято решение о выборе для разработки и испытаний комплекса Д-11 с твердотопливной ракетой Р-31 / 3М-17. Предусматривалось увеличение дальности стрельбы, боеготовности и улучшение условий эксплуатации нового ракетного комплекса при гарантийном сроке с размещением на ПЛАРБ в 7 лет и с хранением на базе - 10 лет.

Постановление Совмина СССР о создании комплекса Д-11 для перевооружения ПЛАРБ пр.667А №374-117 вышло 10 июня 1971 г. Постановлением назначались - главным конструктором по комплексу вцелом - П.А.Тюрин, заместителями - по ракете - Ю.Ф.Валов, по двигательным установкам - А.Ф.Мадисон, по системам управления и телеметрии - В.Г.Волков, по наземному и стартовому оборудованию, системе амортизации ракеты - В.С.Петрикевич, по бросковым испытаниям и испытаниям на полигоне Капустин Яр - А.А.Запольский. В развитие Постановления вышел приказ Министерствва общего машиностроения (МОМ) №192 от 30.06.1971 г. Тактико-техническое задание на разработку комплекса и ракеты выдано заказчиком 10 августа 1971 г. Решением Комиссии Президиума Совмина СССР по военно-промышленным вопросам от 12.11.1971 №263 утверждены порядок и сроки разработки комплекса, а также состав исполнителей, а Решением от 24.10.1973 №251 назначена Государственная комиссия. Постановлением Правительства от 13.02.1973 №108-39 уточнены были состав исполнителей и сроки разработки комплекса.

При разработке комплекса Д-11 сложилась следующая кооперация предприятий:
- комплекс, ракета, РДТТ 1-й ступени и блока довыведения ББ - ЦКБ-7 / КБ "Арсенал" (г.Ленинград), главный конструктор - П.А.Тюрин
- бортовая и корабельная системы управления - НИИ Автоматики (Н.А.Семихатов)
- гироскопические приборы - НИИ командных приборов (В.П.Арефьев)
- корабельная цифровая вычислительная система - ЦНИИ "Агат" (Я.А.Хетагуров)
- РДТТ 2-й ступени и ПАД - пермское КБ машиностроения / СКБ-172 (ныне НПО "Искра"), главный конструктор - Л.Н.Лавров
- заряды твердого топлива маршевых ступеней - НПО "Алтай" (г.Бийск)
- боевой блок - НИИ-1011 (ныне ВНИИТФ), ведущий конструктор - И.В.Просветов
- наземное оборудование и средства погрузки - КБ транспортного машиностроения (В.Н.Соловьев)
- корабельные системы обслуживания и размещение комплекса на ПЛАРБ пр.667АМ - ЛПМБ "Рубин", главный конструктор пр.667АМ О.Я.Марголин


Ракета Р-31 / 3М-17 / SS-N-17 SNIPE в сборочном цехе
Автор: DIMMI Создан: 21.10.2010 21:32:03 Комментариев: 60 Читать всю статью

пр.613 WHISKEY - хронология, экспорт, источники

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
пр.613 WHISKEY - хронология, экспорт, источники


ПЛ пр.613 WHISKEY-III на Неве, г.Ленинград, 1968 г. (http://community.webshots.com/)

Статус: СССР / Россия - всего построено 215 шт, состояла на вооружении.
 
Производство:
- Завод №444 (Черноморский судостроительный завод, г.Николаев) - 1950-1957 г.г. - всего построено 72 шт (головная С-61).
- Завод №112 (завод "Красное Сормово", г.Горький) - 1950-1956 г.г. - всего построено 113 шт. 
- Завод №189 (Балтийский судостроительный завод, г.Ленинград) - 1953-1958 г.г. - всего построено 19 шт.
- Завод №199 (завод им. Ленинского Комсомола, г.Комсомольск-на -Амуре) - 1954-1957 г.г. - всего построено 11 шт.
Автор: DIMMI Создан: 07.09.2009 22:52:00 Комментариев: 9 Читать всю статью

3К-10 / С-10 Гранат - SS-N-21 SAMPSON

ДАННЫЕ НА 2022 г. (стандартное пополнение)
Комплекс 3К-10 / С-10 "Гранат", ракета КС-122 / 3М-10 - SS-N-21 SAMPSON


Крылатая ракета большой дальности морского базирования. Полноценная разработка комплекса морского базирования с ракетой КС-122 в ответ на создание в США крылатых ракет SLCM и GLCM начата КБ "Новатор" (г.Свердловск) по решению ВПК при Совмине СССР №282 от 19 июня 1975 г. Главный конструктор - Л.В.Люльев. Согласно неофициальным мемуарам (ист. - Широкорад) предварительная проработка проекта дозвуковой крылатой ракеты большой дальности велась в КБ "Новатор" в инициативном порядке в конце 1960-х - начале 1970-х годов. Так же существует легенда о попадании в КБ "Новатор" одного из испытательных образцов КР SLCM, который случайно оказался на Кубе.

В результате проведенной ГосНИИАС в конце 1960-х годов НИР "Эхо" установлена возможность преодоления системы ПВО и ПРО противника дозвуковыми крылатыми ракетами при массированном их применении, а так же с применением приема "встречного подрыва" для поражения ядерными взрывами средств ПВО и ПРО противника с целью расчистки коридора для других атакующих КР.

Разработка торпедно-ракетного комплекса с крылатой ракетой КС-122 запускаемой из 533-мм торпедных аппаратов начата КБ "Малахит" (главный конструктор - Л.А.Подвязников) по приказу Минсудпрома от 9 декабря 1975 г. Торпедно-ракетный комплекс предназначался для решения оперативно-стратегических задач на континентальном театре боевых действий путем поражения административно-политических и крупных военно-промышленных центров с заранее известными координатами. Комплекс обеспечивал боевое применение в любое время суток и года, в любых метеоусловиях, в условиях гористой и труднопроходимой местности.

Официальное проектирование комплексов с крылатыми ракетами большой дальности воздушного, наземного и морского базирования начато в СССР по Постановлению Совмина СССР от 9 декабря 1976 г. Позже на базе комплекса С-10 "Гранат" с ракетой КС-122 был создан его вариант наземного базирования - РК-55 "Рельеф". 26 мая 1978 г. Постановлением Совмина СССР задана переработка проекта ПЛА пр.971 для размещения КРБД "Гранат".


Аналог ракеты 3М-10 "Гранат" - ракета 3М-54Э (из архива Diletant2010, http://militaryrussia.ru/forum/).
Автор: DIMMI Создан: 21.10.2012 22:13:44 Комментариев: 52 Читать всю статью

Метеорит, ракета 3М25 / Х-80 - SS-NX-24 SCORPION / AS-X-19 KOALA / SSC-X-5

ДАННЫЕ НА 2013 г. (стандартное пополнение)
Комплекс П-750 / 3К25 "Метеорит-М", ракета 3М25 "Гром" - SS-NX-24 SCORPION
Комплекс "Метеорит-А", ракета 3М25А "Гром" / Х-80 / изделие 255 - AS-X-19 KOALA
Комплекс "Метеорит-Н", ракета 3М25Н "Гром"- SSC-X-5 SCORPION



Крылатая ракета большой дальности. Разрабатывалась в ОКБ-52 (НПО "Машиностроения", г.Реутов) генерального конструктора В.Н.Челомея. Предварительная проработка облика универсальной по носителям сверхзуковой крылатой ракеты проводилась в рамках НИР "Метеорит" с 1973 г. (источник). Постановление Совмина СССР о создании крылатых ракет морского, воздушного и наземного базирования (в т.ч. универсальной стратегической крылатой ракеты "Метеорит") вышло 9 декабря 1976 г. Ракета проектировалась в трех вариантах базирования - морском (для ПЛАРК пр.949М), воздушном (для Ту-95 и, возможно, Ту-160) и наземном (вероятно, с самоходной ПУ). Эскизный проект комплекса морского базирования защищен в декабре 1978 г., авиационного базирования - в январе 1979 г. Разработка жидкостных двигателей стартово-разгонной ступени велась КБ Химавтоматики (КБХА) с 1977 г. по 1988 г. Производство ракет велось на заводе им.Хруничева. Предварительные испытания ракеты на раскрыв крыльев и запуск маршевого двигателя проходили в НПО машиностроения в Реутово.

Первый пуск морского варианта КР "Метеорит" с наземного стенда на полигоне Капустин Яр состоялся 20 мая 1980 г. Ракета не вышла из контейнера ПУ и частично его разрушила. Последующие 3 пуска были также неудачными. В пятом пуске 16 декабря 1981 г. ракета успешно стартовала и пролетела около 50 км. По неподтвержденным данным, кроме пусков с наземного стенда, велись испытания так же пусками с погружающегося стенда ПСК на Черном море (вероятно, полигон в Балаклаве). Всего со стендов в 1982-1987 г.г. проведено более 30 пусков ракет 3М25. Летные испытания ракеты с подводной лодки К-420 пр.667М состояли из трех пусков - 27.12.1983 г., и по одному пуску в 1984 г. (06.11.1984 г.) и 1986 годах.

В ходе испытаний наибольшие проблемы вызвала доводка систем коррекции по радиоконтрастному РЛ-изображению местности, отказы системы плазмообразования комплекса защиты КР от РЛ-обнаружения и, собственно, сам процесс старта КР - т.к. не удалось реализовать сверхзвуковой запуск маршевого двигателя ракеты, как предполагалось ТЗ на создание ракеты.

После прекращения программы разработки ракеты (1993 г.) на заводе им.Хруничева осталось около 15 готовых экземпляров ракет 3М25.

Особая благодарность пользователю "Случайный" с форума http://militaryrussia.ru за помощь в работе над материалом.


Авиационная ракета 3М25А "Метеорит-А" в стартовой конфигурации (http://testpilot.ru)
Автор: DIMMI Создан: 11.10.2010 22:59:35 Комментариев: 130 Читать всю статью

пр.1164 Атлант - SLAVA

ДАННЫЕ НА 2023 г. (в работе)
пр.1164 "Атлант" - SLAVA
"Москва" ("Слава")
"Маршал Устинов" ("Адмирал флота Лобов")
"Варяг" ("Червона Украина")
"Украина"

Ракетный крейсер. Разработан Северным ПКБ (г. Ленинград), главный конструктор - А.К.Перьков (позже - В.И.Мутихин). Корабль предназначен для нанесения ударов по корабельным группировкам противника включая авианосные, а так же для обеспечения зональной ПВО соединений флота и военно-морских баз и ударов по наземной инфраструктуре противника. К постройке в 1980-е годы планировалась серия из 10 крейсеров проекта.

Эскизный проект крейсера принят 13 апреля 1973 г. За основу проекта был взял пр.1134Б с полным обновлением состава вооружения. На крейсере предполагалось использовать новый ракетный комплекс, новый зональный ЗРК, новую артиллерийскую установку. Это потребовало полного перепроектирования компоновки надстроек и корпуса корабля. В техническом проекте 1164 был сформирован окончательный облик крейсера. Разработка техпроекта завершена 21 августа 1974 г. Строительство корабля могло начаться в декабре 1974 г. начаться на Николаевском судостроительном заводе  им.61 коммунара после освобождения стапельного места после спуска 5-го корабля пр.1134Б «Петропавловск», но для проекта не были готовы системы вооружения. В этой связи закладка головного корабля была сдвинута на 1976 г. и состоялась только 4 октября 1976 г. (крейсер "Слава", заводской №2008). Головной крейсер спущен на воду 27 июля 1979 г. и принят Флотом 28 декабря 1982 г.



Ракетный крейсер "Москва" пр.1164, Черное море, 2000-е годы
Автор: DIMMI Создан: 06.02.2022 22:58:35 Комментариев: 2 Читать всю статью

пр.09786 - DELTA-III STRETCH

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
пр.09786 "Грунт-1" - DELTA-III STRETCH
БС-136 "Оренбург"

Атомная подводная лодка специального назначения (ПЛАСН) / большая научно-исследовательская ПЛА-носитель с дополнительными спасательными функциями "Грунт-1" (ист. - "О генеральном.."). Лодка-носитель разработана на базе ПЛАРБ пр.667БДР - DELTA-III в ЦКБ МТ "Рубин" по заказу ГУГИ Министерства обороны России. Главный конструктор - Е.А.Горигледжан (ист. - "О генеральном.."). Предназначение - транспортировака атомных глубоководных станций (АГС) в район выполнения задач, дополнительные функции - выполнение спасательных работ - планировалось реализовать на второй лодке проекта (ист. - "О генеральном.."). Создание эскизного проекта комплекса второго поколения пр.10830 / пр.1083 с глубоководной станцией пр.10831 ("Лошарик") и ПЛА-носителем пр.09786 "Оренбург" (БС-136) велось с использованием опыта создания экспериментальных комплексов пр.1851. Откорректированный технический проект пр.10830 / 1083К комплекса (в части АГС)  представлен и защищен в мае 1992 г. Кроме АГС пр.10831 лодка-носитель пр.09786 может нести АГС АС-35 пр.18511 "Палтус".

Переоборудование ПЛАРБ К-129 (заводской №398) пр.667БДР начато ЦС "Звездочка" в Северодвинске в мае 1994 г. и завершено 23 декабря 2002 г. К марту 2005 г. лодка предположительно принята Флотом в состав 29-й отдельной бригады ПЛ Северного флота, губа Оленья (источник). В период с 2004 по 2007 г.г. проведены заводские, государственные и глубоководные испытания специальной опытовой атомной глубоководной станции  пр.10831 АС-12 - LOSHARIK в Белом, Баренцевом, Норвежском и Гренландском морях. Носителем АГС являлась ПЛАСН пр.09786 БС-136 "Оренбург" (источник).

Возможно, в период 2008-2010 г.г. лодка дорабатывалась по итогам эксплуатации и испытаний АГС пр.10831 АС-12 - LOSHARIK в 2004-2007 г.г. Такой вывод косвенно подтверждает то, что ходовые испытания лодки состоялись в августе-сентябре 2011 г. (источник). По неподтвержденным данным 6 января 2013 г. на ПЛ спущен Флаг ВМФ и лодка выведена из состава Флота, но при этом в конце июля 2013 г. лодку посетила делегация Оренбургской области (см.ниже). В любом случае в 2013 г. ожидался вывод ПЛ-носителя из состава Флота (источник).

По состоянию на 2022 г. ПЛАСН БС-136 базируется в губе Оленья вместе с новой ПЛА-носителем БС-64 "Подмосковье".


ПЛА БС-136 "Оренбург" пр.09876 в губе Оленья, осень 2022 г. (монтаж кадров ОРТ).
Автор: DIMMI Создан: 06.09.2013 01:20:08 Комментариев: 6 Читать всю статью

пр.667АН / пр.09774 - YANKEE STRETCH

ДАННЫЕ НА 2015 г. (стандартное пополнение)
пр.667АН / пр.09774 - YANKEE STRETCH
КС-411 / БС-411 "Оренбург"

Атомная подводная лодка специального назначения (ПЛАСН) / лодка-носитель атомных глубоководных станций (АГС) / большая научно-исследовательская ПЛА-носитель глубоководных научно-исследовательских средств (ист. - "О генеральном"). Лодка разработана на базе ПЛАРБ пр.667А - YANKEE в ЦКБ МТ "Рубин" по заказу ГУГИ Министерства обороны России. Главный конструктор - Е.А.Горигледжан (ист. - "О генеральном"). Год разработки проекта - 1982 г. Предназначение - транспортировака атомных глубоководных станций (АГС) в район выполнения задач и обеспечение их работы в районе цели.

Для переоборудования по пр.09774 была выбрана ПЛАРБ К-411 пр.677А (зав.№430). Переоборудование выполнялось на СРЗ "Звездочка" в Северодвинске с 20 октября1983 г. Ответственный сдатчик - Е.Н.Диордица, сдаточный механик - П.Н.Глаз (ист. - Штурм глубины). В июне 1990 г. лодка спущена на воду и после швартовных и ходовых испытаний 30.12.1990 г. принята ВМФ СССР. Базирование - 29-я особая бригада ПЛ Северного флота, Оленья губа.

В некоторых источниках проект лодки называется как пр.667АН с предполагаемой расшифровкой как "А-Научный".

Подводная лодка "Оренбург" пр.09774 утилизирована на ЦС "Звездочка" в Северодвинске в 2009 г.


ПЛА-носитель пр.09774 БС-411 "Оренбург". Оленья губа, 2000 г. (http://en.wikipedia.org).
Автор: DIMMI Создан: 20.09.2013 01:18:38 Комментариев: 6 Читать всю статью

пр.675Н / пр.06754

ДАННЫЕ НА 2017 г. (в работе)
пр.675Н / пр.06754
КС-86

Атомная подводная лодка специального назначения (ПЛАСН) / опытно-экспериментальная лодка-носитель атомных глубоководных станций (АГС). Проектирование атомных глубоководных станций для выполнения специальных задач начато по Постановлению Совмина СССР 1972 г. о создании атомной глубоководной станции (АГС) пр.1910 "Кашалот" и комплекса пр.1851 с ПЛАСН-носителем пр.675Н и АГС пр.18510. Головным исполнителем проектов АГС определено ЦКБ "Волна" Минсудпрома СССР. Главный конструктор комплекса пр.1851 - С.М.Бавилин. На должность заместителей Бавилин С.М. пригласил Терешкина В.М. и Дубницкого Д.Н., на должность ведущих конструкторов - Уварова В.А. и Дешкина Е.А., а главным конструктором энергетической установки - Романова Б.Л. При проектировании вероятно был учтен опыт эксплуатации глубоководного комплекса "Селигер".

В качестве носителя АГС была определена переоборудованная ПЛАРК пр.675. Проект модернизации по пр.675Н был поручен ЛПМБ "Рубин". В 1973 г. завершен технический проект АГС пр.18510. В 1974 г. СПМБ Машиностроения и ЦПБ «Волна» были объединены в СПМБМ «Малахит», которому и было поручено сопровождение АГС пр.1910 и комплекса пр.1851.

Флот выделил для модернизации по проекту ПЛАРК К-170 пр.675 11-й дивизии 1-й флотилии ВМФ СССР. После модернизации лодка получила название КС-86. Переоборудование ПЛА-носителя начато на СРЗ "Звездочка" в Северодвинске в январе 1973 г. и завершено в 1981 г.  (спуск на воду - декабрь 1980 г.). В 1978 г. в сформированный ВМФ отряд гидронавтов для обучения были набраны 1-й и 2-й экипажи головной станции АС-23 комплекса пр.1851. В 1981 г. опытная ПЛАСН КС-86 включена в состав 6-го отдельного дивизиона ПЛ (позже - 29-я отдельная бригада ПЛ) Северного флота, пункт базирования - губа Оленья. В 1983-1984 г.г. начаты испытания лодки-носителя в составе комплекса с АГС пр.18510. Опытовая АГС проекта - АС-23 - в ходе прохождения испытаний в 1986 г. впервые осуществила подводную стыковку с лодкой- носителем пр.675Н (источник).

24 июня 1991 г. ПЛАСН КС-86 исключена из боевого состава Флота и поставлена на прикол в губе Оленья. В 2000-2001 г.г. ПЛ переведена для утилизации в СРЗ "Нерпа". 2004-2005 г.г. - лодка утилизирована на СРЗ "Нерпа".


ПЛА-носитель КС-86 пр.675Н, опубликовано  в 2011 г. (фото из архива sam7, http://forums.airbase.ru).
Автор: DIMMI Создан: 16.01.2017 22:08:35 Комментариев: 2 Читать всю статью

пр.1851 / 18510 / 18511 - X-RAY / PALTUS

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
Комплекс пр.1851, лодка пр.18510 "Нельма" - X-RAY / NELMA
АС-23
пр.18511 "Палтус" - PALTUS

АС-21
АС-35

Атомная глубоководная станция / специальная атомная подводная лодка / глубоководное техническое средство (подобные наименования используются в некоторых источниках). Приказом Минсудпрома СССР от 1 июля 1970 т. ЦПБ «Волна» (впоследствии с 23.02.1974 г. - СПМБМ «Малахит») было определено головным КБ по проектированию глубоководных обитаемых технических средств освоения океана и в это бюро до конца года были переданы все работы по проектированию этих средств из других конструкторских бюро Минсудпрома. В 1972 г. в ЦПБ «Волна» под руководством главного конструктора Е.С.Корсукова были выполнены эскизные проекты глубоководных комплексов проектов  1910 и 1851, утвержденные постановлением Правительства СССР, которым определялись их основные тактико-технические элементы (ТТЭ), сроки создания и кооперация соисполнителей по проектам 1910 и 1851. В том же 1972 г. приказом министра Минсудпрома СССР главным конструктором проекта 1851 назначают С.М.Бавилина, а группа главного конструктора Е.С.Корсукова была сконцентрирована на создании проекта  1910Головным исполнителем проектов определено ЦКБ "Волна" Минсудпрома СССР. Главный конструктор комплекса пр.1851 С.М.Бавилин. На должность заместителей Бавилин С.М. пригласил Терешкина В.М. и Дубницкого Д.Н., на должность ведущих конструкторов - Уварова В.А. и Дешкина Е.А., а главным конструктором энергетической установки - Романова Б.Л. При проектировании вероятно был учтен опыт эксплуатации глубоководного комплекса "Селигер".

Атомная глубоководная станция могла эксплуатироваться самостоятельно, но штатно её планировалось использовать с подводной лодкой-носителем. Лодка-носитель с АГС прибывала в район проведения работ, АГС расстыковывалась с лодкой-носителем и выполняла работы на дне самостоятельно. После чего пристыковывалась обратно к носителю для пополнения запасов либо в связи с прекращением работ. 

В 1972 г. на Ленинградском адмиралтейском объединении начата подготовка к строительству АГС проектов 18510 и 1910. В 1973 г. завершен технический проект АГС пр.18510. После защиты технического проекта главным конструктором С.М.Бавилиным было предложено полностью изменить техпроект - особенно в части энергетической установки. Решение было поддержано заказчиком в лице Главкома ВМФ СССР С.Горшкова. В 1974 г. СПМБ Машиностроения и ЦПБ «Волна» были объединены в СПМБМ «Малахит», которому и было поручено сопровождение разработки и строительства АГС пр.1910 и комплекса пр.1851. В разработке АГС приняли участие специалисты ЦНИИ им.академика Крылова, ЦНИИКМ "Прометей" (конструкционные материалы), ЦНИИТС, ЦНИИСЭТ, ЛПО "Электросила" и др.

В качестве носителя АГС была определена переоборудованная ПЛАРК пр.675. Проект модернизации по пр.675Н был поручен ЛПМБ "Рубин". Флот выделил для модернизации по проекту ПЛАРК К-170 пр.675 11-й дивизии 1-й флотилии ВМФ СССР. После модернизации лодка получила название КС-86. Переоборудование ПЛА-носителя начато на СРЗ "Звездочка" в Северодвинске в январе 1973 г. и завершено в 1981 г. 

В 1978 г. в сформированный ВМФ отряд гидронавтов для обучения были набраны 1-й и 2-й экипажи головной станции АС-23 комплекса пр.1851. 



АГС пр.18511 "Палтус" - PALTUS (MilitaryRussia.Ru, ретушь фото ОСК).

Автор: DIMMI Создан: 24.06.2011 20:01:37 Комментариев: 68 Читать всю статью

пр.877 - KILO / Improved KILO

ДАННЫЕ НА 2017 г. (стандартное пополнение)
пр.877 "Палтус" / пр.877Э / пр.877ЭКМ "Варшавянка" - KILO
пр.877М / пр.877ЭКМ (последние 2 шт) / пр.08773 - Improved KILO
пр.636 / пр.636М / пр.06361 - Improved KILO
пр.06363 - Improved KILO-II

Большая дизель-электрическая подводная лодка (тип "Б"). Разработка проекта начата по тактико-техническому заданию утвержденному ВМФ СССР в 1974 г. Проектирование велось ЦКБ" Рубин" (ЦКБ-18) совместно с НИИ им. академика Крылова, главный конструктор проекта - Ю.Н.Кормилицын. Технический проект лодки утвержден Главкомом ВМФ СССР 20 декабря 1976 г. Подготовка к производству головной лодки проекта на судостроительном заводе №199 "Им. Ленинского Комсомола" (г.Комсомольск-на-Амуре) начата в 1979 г. Закладка головной лодки Б-248 состоялась 16 марта 1980 г. Лодка спущена на воду 12 сентября 1980 г. и сдана ВМФ СССР 31 декабря 1980 г.


ПЛ Б-871 "Алроса" пр.877В KILO, Черное море, 20 января 2007 г. (фото - Виталий Костриченко, http://forums.airbase.ru).

Автор: DIMMI Создан: 20.06.2009 22:04:28 Комментариев: 74 Читать всю статью

пр.22800 Каракурт

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
пр.22800 "Каракурт"

Малый ракетный корабль ближней морской зоны / малый корвет. Разработка проекта - ЦМКБ "Алмаз" (г.Санкт-Петербург). Одной из причин разработки нового проекта МРК в СМИ называется необходимость повышения мореходности малых кораблей-платформ универсального ракетного комплекса "Калибр".

Строительство серии кораблей ведется одновременно по трем контрактам: первый подписан в декабре 2015 г. с ССЗ "Пелла" (г.Отрадное, головное предприятие, 7 ед.), второй контракт подписан 05.08.2016 г. с Зеленодольским ССЗ (5 ед.), подписание третьего контракта с Амурским ССЗ на строительство 6 ед. для Тихоокеанского флота ожидается в 2018 г. Согласно планам 2015 г. всего планируется построить 18 кораблей проекта (источник). Начиная с третьего корабля пр.22800 планируется дополнить вооружение корабля ЗРАК "Панцирь-МЕ". Головной МРК заводской №251 производства ССЗ "Пелла" - "Ураган" - заложен 24.12.2015 г. и спущен на воду 29.07.2017 г.

Строительство МРК на ССЗ "Море" в Феодосии ведется в рамках контракта ССЗ "Пелла", который контролирует ССЗ "Море" (источник). Вероятно, точно так же строительство МРК на ССЗ "Залив" в Керчи ведется в рамках контракта Зеленодольского ССЗ.


  • МРК «Одинцово» пр.22800 на военно-морском параде в День ВМФ в Санкт-Петербурге, июль 2022 г. (фото - Михаил Киреев, РИА Новости)
Автор: DIMMI Создан: 14.07.2017 22:49:18 Комментариев: 7 Читать всю статью

пр.1123 Кондор - MOSKVA

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
пр.1123 "Кондор" - MOSKVA
"Москва"
"Ленинград"
пр.1123М / 11233

"Киев" (не построен)

Противолодочный крейсер - вертолетоносец. Разработка проекта корабля явилась продолжением ряда НИР проведенных при создании сторожевого противолодочного корабля пр.61 и явилась развитием идеи привлечения к ПЛО вертолетов группового корабельного базирования. В августе 1958 г. ЦКБ-17 Госкомитета по судостроению (позже переименовано в Невское ПКБ) представило техническое предложение по созданию вертолетоносцев ПЛО дальней зоны на базе законсервированных корпусов крейсеров пр.68бис строительство которых на четырех заводах было заморожено. Ранее ЦКБ-17 так же представило предварительные соображения по созданию малого корабля ПЛО-вертолетоносца. На основании этих предложений проектирование вертолетоносца ПЛО было поручено ЦКБ-17 по постановлению СМ СССР №1324-139 (639 по др.данным) от 03.12.1958 г. Постановлением СМ СССР № 1429-636 утверждалось проектирование корабля ПЛО по пр.1123, строительство корабля было включено в план судостроения на 1960-1965 г.г. Прияние корабля на вооружение планировалось на 1964 г.

Согласно требованию Главного штаба ВМФ основное назначение корабля — это поиск и уничтожение быстроходных ПЛ-ракетоносцев в дальних зонах ПЛО в составе группы кораблей во взаимодействии с авиацией ПЛО. Для разработки общего технического задания ЦНИИ ВК ВМФ в 1958 г. выполнило разработку ИТ-22 по обоснованию концепции корабля дальней зоны ПЛО. Общее техническое задание (ОТЗ) ВМФ на проектирование вертолетоносца ПЛО (утверждено 31.01.1959 г. Главкомом ВМФ С.Г.Горшковым) выдвигало требование обеспечения непрерывного круглосуточного поиска ПЛ не менее, чем двумя вертолетами, что было невозможно при базировании на корабле малого числа вертолетов (1-2-3 шт). Проект технического задания по ОТЗ предусматривал создание вертолетоносца ПЛО водоизмещением 4500 т, развивающего скорость до 35 уз, несущего 8 вертолетов Ка-25.



Противолодочный крейсер "Ленинград" пр.1123, 1990 г. (фото DoD USA, http://www.dodmedia.osd.mil)
Автор: DIMMI Создан: 24.05.2010 00:39:41 Комментариев: 22 Читать всю статью

ТЭСТ-71 / ТЭСТ-71М

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
ТЭСТ-71 / "Дельфин-2" / изделие 282
ТЭСТ-71М / ТЭСТ-71МЭ / изделие 2517
ТЭСТ-71МК / ТЭСТ-71МКЭ / изделие 2517
ТЭСТ-71МЭ-НК / изделие 2517


Противолодочная телеуправляемая электрическая самонаводящаяся торпеда. Разработана ЦНИИ-173 (ЦНИИАГ) и ЦНИИ "Гидроприбор" в ходе работ по теме ОКР "Дельфин-2". Главные конструкторы - З.М.Персиц и М.П.Балуев, согласно части источников  - В.А.Голубков. Задача НИР  состояла в установке системы телеуправления на самонаводящиеся  торпеды СЭТ-65 для управления торпедой в двух плоскостях. Оператор на борту ПЛ, в зависимости от складывающейся тактической ситуации, мог запретить самонаведение торпеды или перенацелить ее.Электрическая силовая установка обеспечивала движение торпеды в двух режимах — поисковом (на скорости 24 узла) и режиме сближения (40 узлов) с многократным переключением режимов. Максимальная дальность хода (в зависимости от преобладающей скорости) находилась в пределах 15-20 км. Глубина поиска и поражения цели составляла 2—400 м. По уровню скрытности применения торпеда ТЭСТ-71 значительно превосходила американскую торпеду Мк.48 с поршневым двигателем, хотя последняя, при сопоставимой дальности, обладала несколько большей скоростью хода (50 узлов).

Испытания комплекса "Дельфин-2" проводились на Балтике и на Ладожском озере.

Торпеда и комплекс телеуправления "Дельфин-2" приняты на вооружение под названием ТЭСТ-71 и КТУ-71 в 1971 г. Позже модернизирована в ТЭСТ-71М. Модификация ТЭСТ-71МЭ-НК универсальна по носителям и целям.


Торпеда ТЭСТ-71М на выставке морского салона IMDS-2005, г.Санкт-Петербург, 2005 г. (http://paralay.iboards.ru).
Автор: DIMMI Создан: 14.02.2011 12:38:22 Комментариев: 2 Читать всю статью

РПК-6 Водопад - SS-N-16 STALLION

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
РПК-6 "Водопад"
, ракеты 83Р, 84Р - SS-N-16 STALLION
РПК-6М "Водопад-НК", ракеты 83РН, 84РН - SS-N-16 STALLION


Ракетный противолодочный комплекс. Создание комплекса начато ОКБ-9 (МКБ "Новатор") по Постановлению СМ СССР, которые было принято в декабре 1969 г. Главный конструктор - Л.В.Люльев, ведущий конструктор - Николай Кострулин. Комплекс предназначался для оснащения перспективных ПЛА 3-го поколения и ракеты комплекса должны были применяться с двумя типами боевых частей - специальной ядерной и с самонаводящейся торпедой разработки НПО "Уран". Постановлением Совмина СССР №302-116 "О развитии работ по созданию подводного оружия" от 4 мая 1976 г. оговаривались сроки завершения разработки комплекса и принятия его на вооружение.

Для испытаний комплекса из ПЛ пр.633 переоборудованы опытовые ПЛ пр.633РВ С-49 (1973 г.) и С-11 (1982 г.) - лодки переоборудованы по типу пр.613РВ. На опытовых ПЛ пр.633РВ проведены заводские, летно-конструкторские и государственные испытания ракет.

Комплекс принят на вооружение в 1981 г. Комплекс "Водопад" применяется из торпедных аппаратов подводных лодок, модификация комплекса РПК-6М "Водопад-НК" применяется из торпедных аппаратов - пусковых установок надводных кораблей.


Ракета комплекса РПК-6 "Водопад" (фото Ильи Курганова, http://submarines.narod.ru/).
Автор: DIMMI Создан: 13.02.2011 01:14:29 Комментариев: 69 Читать всю статью

РПК-7 Ветер - SS-N-16 STALLION (1984 г.)

ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение)
Комплекс РПК-7 "Ветер", ракеты 86Р, 88Р, 100РУ - SS-N-16 STALLION



Ракетный противолодочный комплекс для применения с подводных лодок. Создание комплекса начато ОКБ-9 (МКБ "Новатор") по Постановлению СМ СССР от декабря 1969 г. Главный конструктор - Л.В.Люльев. Постановлением СМ СССР №302-116 "О развитии работ по созданию подводного оружия" от 4 мая 1976 г. оговаривались сроки завершения разработки комплекса и принятия его на вооружение. Для испытаний комплекса из ПЛ пр.633 переоборудованы опытовые ПЛ пр.633РВ С-49 (1973 г.) и С-11 (1982 г.) - лодки переоборудованы по типу пр.613РВ. На опытовых ПЛ пр.633РВ проведены заводские, летно-конструкторские и государственные испытания ракет. Комплекс принят на вооружение в 1984 г.


На пирсе перед погрузкой на ПЛАРК "Тверь" пр.949А ракеты комплексов "Водопад" и РПК-7 "Ветер", 2015 г. (фото - С.Коновалов, https://structure.mil.ru).
Автор: DIMMI Создан: 13.02.2011 01:15:22 Комментариев: 17 Читать всю статью

Комплекс Болид, ракета 3М15

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
Комплекс П-1200 (?) "Болид", ракета 3М15


Противокорабельный ракетный комплекс со сверхзвуковой крылатой ракетой / крылатой ракетой для стрельбы по хорошо защищенным целям с известными координатами. Разработка комплекса велась НПО "Машиностроения" (ОКБ-52) В.Н.Челомея (с 1984 г. генеральный конструктор - Г.А.Ефремов) по Постановлению СМ СССР от 25.12.1984 г. Комплекс создавался на базе и с использованием опыта создания комплекса П-50 / П-700 "Гранит". По состоянию на 1989 г. разработка проекта комплекса, вероятно, была завершена.

9 июля 1990 г. принято решение о проведении совместных испытаний ракет комплекса "Болид" и ПЛАРК К-525 "Архангельск" пр.949 в 1993 г. В 1991 г. НПП "Мотор" изготовлен и испытан первый образец двигателя для ракеты 3М15. В 1990-е годы работы по ракете 3М15 в НПО машиностроения прекращены (источник).

Отрывочная информация о продолжении разработки комплекса и, возможно, даже испытаниях поступала в 1990-е и в начале 2000-х годов. По состоянию на 2005 г. разработка комплекса не была закрыта. Другой информации по судьбе комплекса нет.

Наименование "П-1200" может быть ошибочным либо может быть фальсификацией.
Автор: DIMMI Создан: 15.09.2010 16:18:44 Комментариев: 7 Читать всю статью

пр.949 Гранит - OSCAR-I

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
пр.949 "Гранит" - OSCAR-I

Атомная подводная лодка с противокорабельными крылатыми ракетами (ПЛАРК) / подводный ракетный крейсер 1 ранга. Исследования облика носителя противокорабельных крылатых ракет нового третьего поколения начаты в 1967 г. В ходе изысканий было установлено, что поражение авианосца в составе перспективного авианосного ордера с помощью сверхзвуковых ПКР возможно при наряде в 20-24 ПКР в залпе. Тактико-техническое задание на создание "тяжелого подводного ракетного крейсера" и нового ракетного комплекса оперативного назначения "Гранит" формировалось 1-м ЦНИИ МО СССР в течение 1969 г. Параллельно, еще до начала эскизного проектирования, в ЦКБ-18 проводились предварительные проработки вариантов подводной лодки с учетом возможностей разработчиков компонентов корабля. В итоге на согласование ТТЗ потребовалось лишь около двух месяцев. При разработке ТТЗ Главным штабом ВМФ СССР предложена следующая концепция применения ПЛАРК:
- число ПКР в залпе одной ПЛАРК должно обеспечивать поражение авианосца в составе АУГ;
- число ПЛАРК в составе ВМФ должно быть не менее возможного числа АУГ вероятного противника с учетом резерва;
- характеристики ПЛАРК должны обеспечить развертывание наших противоавианосных сил в любом районе океана с обеспечением контакта с АУГ при любых её маневрах;

При разработке ПЛАРК использованы в том числе наработки по ПЛА пр.661 РАРА. Постановлением Совмина СССР от 10 июля 1969 г. о проведении ОКР "Гранит" по созданию ракетного комплекса срок начала совместных испытаний комплекса назначался на второй квартал 1973 г. Постановлением Совмина СССР от 16 июля 1970 г. принято решение о проектировании ПЛАРК пр.949 с включением её в планы судостроения на 1971-1980 г.г.  Проект разрабатывался ЦКБ-18 (ЛМПБ "Рубин") под руководством главного конструктора П.П.Пустынцева, главный конструктор по ракетному комплексу "Гранит" - В.Н.Челомей. В августе 1977 г. после смерти Пустынцева главным конструктором стал И.Л.Баранов. Заместитель главного конструктора - О.А.Гладков (1983 г.).

На первом этапе разработки эскизного проекта рассмотрено более 100 вариантов компоновки корабля. В итоге на Президиум научно-технического совета Минсудпрома СССР представлено два варианта компоновки - вариант максимально удовлетверяющий требованиям ТТЗ ВМФ и вариант с ограниченными тактико-техническими элементами, позволяющими осуществить строительство ПЛАРК на внутренних судостроительных заводах страны (ССЗ "Красное Сормово" в г.Горький и ССЗ им Ленинского Комсомола в г.Комсомольск-на-Амуре). Эскизный проект утвержден в первом варианте 15 марта 1971 г. Технический проект лодки утвержден в июле 1972 г.  Первоначальными планами предусматривалась постройка большой серии в 20 ПЛАРК проекта. В процессе разработки лодки была создана буксируемая модель длиной 25 м, которая проходила испытания разного рода на Ладожском обере и в Севастополе.


ПЛАРК К-525 "Архангельск" пр.949 "Гранит" - OSCAR-I (исходное фото из архива Tor, обработано, http://tsushima.su).
Автор: DIMMI Создан: 24.11.2011 16:52:28 Комментариев: 7 Читать всю статью

Каталог военной техники:



Наши партнеры:






free counters

Последние комментарии

AA-5 at Tu-128[ img ]
rambo54 2012-07-08 14:44