Комплекс 2М39 Посейдон / ОКР Скиф - KANYON | MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.)

Комплекс 2М39 Посейдон / ОКР Скиф - KANYON

Автор: DIMMI
Создана: 23.05.2013 00:01:09
Изменена: 21.11.2020 23:24:45
Комментариев: 0
Категории: ВОДА / Подводные лодки / Необитаемые подводные аппараты / 2М39 Посейдон / ОКР Скиф - KANYON /

ДАННЫЕ НА 2020 г. (стандартное пополнение)
Комплекс 2М39 "Посейдон" / ОКР "Скиф" - KANYON


Самоходный подводный аппарат / необитаемый подводный аппарат / роботизированное подводное средство лодочного базирования / морской робототехнический комплекс (МРТК). Разработка морского стратегического комплекса вооружений по теме ОКР "Скиф" велась и ведется под общим управлением ЦКБ МТ "Рубин" (г.Санкт-Петербург). Разработчик  пускового комплекса - ГРЦ им. Макеева (г.Миасс). Первоначальные работы по теме НИР "Спилит" были успешно выполнены отделом №118 ГРЦ Макеева совместно с ленинградскими КБ подводного судостроения "Рубин" в 1988-1990 г.г.

После проведения конкурса в начале 1990-х годов ГРЦ начинает полномасштабную разработку ОКР "Скиф" (комплекс подводного оружия 2М39) по контракту № 334-92 от 05.06.1992 г. с Министерством обороны России (источник). В конце 1990-х годов ГРЦ по предложению ЦКБ МТ "Рубин" должен был стать головной организацией по созданию и изделия и комплекса "Скиф", но это предложение не было утверждено и головным КБ (вероятно) стало ЦКБ МТ "Рубин". Главный конструктор направления в ГРЦ им. Макеева - А.П. Шальнев.

Выпуск конструкторской документации по комплексу начат в 2005 г. (и завершен, вероятно, в 2008 г.). Предположительно в то же время начато и производство опытных экспериментальных образцов по теме ОКР "Скиф". В 2007-2009 г.г. в ГРЦ им. Макеева проводятся испытания узлов и агрегатов по теме ОКР на вакуумно-динамическом стенде. В 2008 г. проведены испытания на прочность узлов, испытания в моделирующий гидродинамические нагрузки установке и функциональные испытания.

Первые успешные испытания прототипов изделия по теме ОКР "Скиф" проведены стартом макета изделия в октябре 2008 г. Испытания макетов изделий-прототипов ведется с опытовой ПЛ Б-90 "Саров" пр.20120 с привлечением спасательного судна "Звездочка" пр.20180 со специальной баржей плавучего испытательного комплекса (ПИК) пр.20210. Так же, ведется отработка методик поиска и подъема на поверхность макетов полезной нагрузки  с использованием ПИК и спасательного судна "Звездочка" без привлечения ПЛ Б-90 "Саров" - погружением изделия-прототипа и бросковых макетов с последующим запуском из подводного положения без штатного пуска их пусковой установки. В январе-октябре 2015 г. на опытовой ПЛ Б-90 "Саров" пр.20120 с участием ФЦДТ «Союз» проходили испытательные пуски изделия 3П27 с замещением массы изделия на подводной лодке (источник). Предположительно речь о прототипе изделия 2М39 для испытаний с ПЛ "Саров".

По западным оценкам от испытаний прототипа до боевого образца системы KANYON пройдет еще несколько лет (2015 г., источник). Наш прогноз - испытания системы 2М39 могут продлиться до 2025 г. и даже дольше.

В материале использованы данные только из открытых публичных источников. Идентификация ОКР "Скиф" и необитаемого подводного аппарата, известного на Западе как KANYON предположительная на основании информации открытых  источников: источник1, источник2. Идентификация индекса 2М39 по данным источник3.


Необитаемый подводный аппарат 2М39 "Посейдон" или его макет на выгрузке из транспортного вагона 2Ф39ЖСТ-01 на полигонных испытаниях. Кадр видео Министерства обороны России опубликованного 20.02.2019 г.




Художественный образ необитаемого подводного аппарата KANYON в представлении западных специалистов, 08.09.2015 г. (источник). Предполагаю, что источником вдохновения художника были отрывочные сведения об ОКР "Цефалопод". 


Назначение изделия создаваемого в рамках ОКР "Скиф" (2013-2015 г.г.) - в те годы не были известны назначение изделия и его особенности и потому полявлялись самые разные гипотезы:

- По версии, озвученной "Известиями", ведется разработка ракеты, выгружаемой под водой из подводной лодки и находящейся в режиме ожидания команды на старт на дне моря. 

- Одна из версий - разработка транспортно-пускового контейнера для обеспечения пуска крылатых и/или баллистических ракет с большой глубины.

- Одна из первых версий - подводный снаряд с ракетным двигателем, проходящий некоторый путь до цели под водой с последующим пуском крылатой ракеты средней дальности (500-2000 км) по наземной цели.

- 26.12.2014г. в СМИ появилась информация об испытаниях на ПЛ "Саров" робототехнических средств нового поколения, которые предназначены в том числе для уничтожения АУГ противника. Разработка средств завершится к 2016 г.  (источник, источник).

- 08.09.2015 г. в западных СМИ появилась информация о разработке в России необитаемого подводного аппарата KANYON, оснащенного ядерной боеголовкой мегатонного класса и предназначенного для уничтожения прибрежных целей, военно-морских баз и портов (источник).

1 марта 2018 г. впервые публично объявлено о создании в России необитаемого подводного аппарата для уничтожения морских и прибрежных целей, которому позже присвоено имя "Посейдон". Ранее, в 2015 г. в репортаже телекомпании НТВ был показан кадр с презентацией проекта аппарата "Статус-6" следующего назначения: "поражение важных объектов экономики противникав районе побережья и нанесение гарантированного неприемлемого ущерба территории страны путем зон обширного радиоактивного заражения, непригодных для осуществления в этих зонах военной, хозяйственно-экономической и иной деятельности в течение длительного времени".



На стоянке СРЗ "Звездочка" в Северодвинске спасательное судно "Звездочка" пр.20180 с ПИК пр.20210 (слева), публикация 11.02.2012 г. (http://forums.airbase.ru).


По неподтвержденным данным контейнер на фото - массо-габаритный макет изделия, созданного по теме ОКР "Скиф". Контейнер удерживается захватом грузоподъемного агрегата. Фото, вероятно, начало 2012 г. (http://kuleshovoleg.livejournal.com).


Работа спасательного судна "Звездочка" пр.20180 с ПИК пр.20210, публикация 12.02.2012 г. (http://forums.airbase.ru).



Пусковое оборудование:
Опытная пусковая установка ПЛ Б-90 "Саров" пр.20120 - пуск изделия 3П27 из подводной лодки-носителя осуществляется из транспортно-пускового контейнера с разрываемой мембраной (видно на видео) с компенсацией плавучести подводной лодки-носителя с помощью специальных балластных цистерн в носовой части лодки. Пуск осуществляется с помощью генератора давления разработки ФЦДТ «Союз» (источник). Предположительно речь о прототипе изделия 2М39 для испытаний с ПЛ "Саров". твердотоплиДо 2020 года существовало мнение (в т.ч. HISutton) о том, что пусковая установка является многозарядной револьверного типа. Работу пусковой установки обеспечивает дополнительный источник энергии.


Подводные лодки Б-90 "Саров" пр.20120 (справа) и "Владикавказ" пр.877 (слева) у стенки СРЗ "Звездочка", г.Северодвинск, начало июля 2011 г. На "Сарове" открыт люк носовой пусковой установки (фото - varandej, http://varandej.livejournal.com).


Б-90 "Саров" пр.20120 у стенки ЦС "Звездочка", г.Северодвинск. 23 мая 2012 г. (фото - Олег Кулешов, http://kuleshovoleg.livejournal.com).


Пуск прототипа необитаемого подводного аппарата 2М39 "Посейдон" на полигонных испытаниях предположительно с ПЛ Б-90 "Саров". Монтаж кадров видео Министерства обороны России опубликованного 20.02.2019 г.








Пуск прототипа необитаемого подводного аппарата 2М39 "Посейдон" на полигонных испытаниях предположительно с ПЛ Б-90 "Саров". Кадры видео Министерства обороны России опубликованного 20.02.2019 г.

Штатная пусковая установка 2П39 - по конструкции, вероятно, подобна опытной пусковой установке. Применение этих пусковых установок планируется на ПЛАСН проектов 09851 и 09852 - пуск изделия из подводной лодки-носителя осуществляется из транспортно-пускового контейнера с разрываемой мембраной (видно на видео) с помощь.ю ПАД компенсацией плавучести подводной лодки-носителя с помощью специальных балластных цистерн в носовой части лодки. 

Транспортный контейнер габаритами около 21,7 х 2,9 м (вид сверху) - используется для транспортировки и хранения изделий 2М39 и/или макетов исзделий. Впервые замечен в 2019 г. в ходе испытаний морского судна обеспечения "Академик Александров" на СРЗ "Звездочка". 


Транспортные контейнеры изделий 2М39 или их макетов на пирсе СРЗ "Звездочка" в период испытаний морского судна обеспечения "Академик Александров". 18.06.2020 г. (http://maps.google.com).

Дополнительные средства, используемые при испытаниях изделия:
В испытаниях изделия по теме ОКР "Скиф" задействуется так же спасательное буксирное судно "Звездочка" пр.20180 со специальной баржей плавучего испытательного комплекса пр.20210 (ПИК). На барже ПИК над сквозным колодцем устанавливается специальный захват для подъема предметов со дна. Предположительно после проведения испытания изделие оказывается на дне, над ним позиционируется ПИК и с помощью спасательного судна "Звездочка" осуществляется позиционирование захвата, захват иизделия и подъем под ПИК (или в ПИК) с последующей транспортировкой на базу без подъема изделия над поверхностью воды с целью маскировки.


ПИК - плавучий испытательный комплекс пр.20210, публикация 12.02.2012 г. (http://forums.airbase.ru).


В левой части фото у пирса находится ПИК - плавучий испытательный комплекс пр.20210, а на пирсе видно специальный погружной захват. Публикация 23.03.2014 г. (http://zvezdochka-ru.livejournal.com/).




Захват для подъема затонувшей полезной нагрузки в цеху СРЗ "Звездочка", фото - февраль 2012 г. (http://www.livejournal.com/).




Работа спасательного судна "Звездочка" пр.20180 с ПИК пр.20210, публикация 12.02.2012 г. (http://forums.airbase.ru).




Устройство выгрузки НПА типа 2М39 "Посейдон" на  морском судне обеспечения "Академик Александров" (видео СРЗ "Звездочка") 






Макет НПА типа 2М39 "Посейдон" на  морском судне обеспечения "Академик Александров", ноябрь 2019 г., выход судна на очередной этап ходовых испытаний (видео новостных каналов ТВ)



Необитаемый подводный аппарат 2М39 "Посейдон"
Конструкция - по своей конструкции аппарат представляет из себя подводный аппарат с последовательным расположением функциональных блоков (отсеков) - по форме близкий к торпедам, но значительно большего калибра.


Реконструкция внешнего вида необитаемого аппарата типа 2М39 "Посейдон" в сравнении с НПА "Клавесин" (http://www.hisutton.com/Poseidon_Torpedo.html)


Детали конструкции макета НПА типа 2М39 "Посейдон" на  морском судне обеспечения "Академик Александров", ноябрь 2019 г., выход судна на очередной этап ходовых испытаний (видео новостных каналов ТВ)

Система управления и наведение: т.к. природа изделия пока не ясна, то строить предположения пока рано. В 2010 г. ГРЦ Макеева велись работы по отладке электронных узлов аппаратуры по теме "Скиф" (см. Годовой отчет по результатам...). Позже в 2012 г. ОАО ВНИИРА (НИИ радиоэлектронной аппаратуры) были выполнены инвестиционные вложения в оборудование для работ в рамках темы ОКР "Скиф".

Можно предположить, что необитаемый подводный аппарат 2М39 оснащен самой современной инерциальной системой управления, а так же системой экстремальной навигации по рельефу морского дна с возможностью удаленного управления операторами, которые находятся на надводном судне или в наземном центре управления.


Двигательная установка:
Ранее (до 2018 г.) существовало ошибочное мнение об использовании  предположительно или ракетный двигатель (РДТТ или ЖРД) или водометный (KANYON, согласно иллюстрации источника).

На аппарате 2М39 используется малогабаритная ядерная энергетическая установка с турбиной, которая обеспечивает работу движителя типа pump-jet.


ТТХ аппарата:
Длина макета - ок.16,8 м
Диаметр макета - не более 2 м

Длина 2М39 - около 21 м
Диаметр 2М39 - около 2 м

Боевое оснащение:
По западным оценкам мощность термоядерной БЧ НПА KANYON составляет "десятки" мегатонн (источник).


Оборудование:
Данных нет. Предположительно:
- ГАС для обнаружения препятствий
- эхолот для определения глубины изделия
- средства звукоподводной связи
- авариный всплывающий буй


Носители:
- ПЛ пр.20120 Б-90 "Саров" - является опытовой подводной лодкой с которой проводятся испытания изделия, созданного в рамках работ по теме ОКР "Скиф".

Проекции ПЛ Б-90 "Саров" проекта 20120 (с) DIMMI, 22.02.2010 г. масштаб изменен.






Носовая часть опытовой подводной лодки Б-90 "Саров" и главный командный пункт лодки во время полигонных испытаний необитаемого подводного аппарата 2М39 "Посейдон". Кадры видео Министерства обороны России опубликованного 20.02.2019 г.

- ПИК пр.20210 - плавучий испытательный комплекс - вероятно, так же может производить пуски изделия с целью испытаний. Так же используется для подъема изделий после испытаний с ПЛ Б-90 "Саров" пр.20120.


Работа спасательного судна "Звездочка" пр.20180 с ПИК пр.20210, публикация 12.02.2012 г. (http://forums.airbase.ru).

- ПЛАСН пр.09852 "Белгород" - предположительно будет нести до 6 пусковых установок 2П39 аппаратов 2М39 "Посейдон". Подводная лодка будет использоваться для испытаний комплекса воорудения 2М39.

- ПЛАСН пр.09851 "Хабаровск" - предположительно будет нести до 6 пусковых установок 2П39 аппаратов 2М39 "Посейдон". Подводная лодка является штатным носителем системы вооружения 2М39 "Посейдон".

 

Статус: СССР / Россия

- 2008 г. октябрь - по информации источников состоялся первый успешный пуск изделия по теме ОКР "Скиф" с ПЛ Б-90 "Саров".

- 2009 г. октябрь - ПЛ Б-90 "Саров" пр.20120 совершила выход в Белое море. Вероятно, для проведения испытаний в рамках ОКР "Скиф".




Опытовая ПЛ пр.пр.20120 Б-90 "Саров" в Двинском заливе. Октябрь 2009 г. (фото Михаил Кравцов, снимки любезно предоставлены автором).


ПИК пр.20210 на своей обычной стоянке около СРЗ "Звездочка" без грузозахватного агрегата и без изделия или его макета. На барже видно сквозной колодец для подъема-спуска полезной нагрузки. 30.07.2010 г. (http://maps.google.com).


ПИК пр.20210 на стоянке около СРЗ "Звездочка" установлен грузозахватный агрегат. Предположительно на пирсе находится или изделие или его макет. 13.08.2011 г. (http://maps.google.com).


ПИК пр.20210 на стоянке около СРЗ "Звездочка" установлен грузозахватный агрегат. Предположительно на пирсе находится или изделие или его макет. 21.08.2011 г. (http://maps.bing.com).

- 2012 г. 29 октября - ПЛ Б-90 "Саров" вышла в море на испытания.

- 2013 г. 21 мая - "Известия" сообщают, что в конце мая - июне 2013 г. в Белом море с борта ПЛ Б-90 "Саров" пройдет испытание ракетной системы "Скиф" с  подводным стартом баллистической ракеты.

- 2015 г. 08 сентября - первое упоминание проекта необитаемого подводного аппарата KANYON  в открытой западной прессе (источник).


ПИК пр.20210 на стоянке около СРЗ "Звездочка" установлен грузозахватный агрегат. 18.06.2020 г. (http://maps.google.com).

Источники:
Годовой отчет по результатам работы ОАО "ГРЦ Макеева" за 2010 г. г.Миасс, 2011 г.
Конструктор. №6, 11, 14, 15, 16 / 2008 г., №4, 11 / 2009 г.
Морской транспорт вооружения "Звездочка". 2012 г. (источник)

Каталог

Последние комментарии

CjwtGo_UYAEP4uE~6.jpegМожет быть в термоядерном заряде «Посейдона» будет использоваться...
Владислав 2020-04-08 19:16
arma37@tank7 Wrote:Откуда этот рисунок?http://blog.nuclearsecrecy.com/2012/09/12...
Vanguard 2019-11-17 11:08
arma37@tank7 Wrote:Откуда этот рисунок?Система не будет работать,точнее не успеет...
Vanguard 2019-11-17 05:58
arma37@tank7 с помощью этой схемы можно уменьшить диаметр заряда?
Vanguard 2019-11-17 05:53
Vanguard Wrote:Hansen-three-stage-bomb.jpgРебята что думаете об этом?P. S. Я когда...
arma37@tank7 2019-11-17 03:34
Hansen-three-stage-bomb.jpgРебята что думаете об этом?P. S. Я когда увидел эту схему...
Vanguard 2019-11-16 18:26
Гость Wrote:mpashnev Wrote:Ясно-ясно, спасибо, дальше можете не утруждать себя...
Rishat 2019-09-01 13:48
Ребята я нарисовал схему "бифилярность" — поджигание с двух сторон.
Vanguard 2019-08-31 12:16
Гость Wrote:Rishat Wrote:Vanguard Wrote:Я тоже однажды гулял по улице и тут мне...
mpashnev 2019-08-31 03:35
Гость Wrote:mpashnev Wrote:Про бифилярность указанных зарядов - ссылки в открытых...
mpashnev 2019-08-31 03:32