MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.) | Статьи

пр.09852

ДАННЫЕ НА 2016 г. (стандартное пополнение)
пр.09852
КС-139 "Белгород"

Исследовательская атомная подводная лодка / атомная подводная лодка специального назначения (ПЛАСН). Лодка-носитель разработана на базе ПЛАРК пр.949А ЦКБ МТ "Рубин" по заказу ГУГИ ВМФ России. Подводная лодка-носитель спасательных глубоководных обитаемых и автономных необитаемых подводных аппаратов предназначена для проведения разноплановых научных исследований в удаленных районах океана, участия в поисково-спасательных операциях. Так же ПЛА будет обеспечивать как установку различного подводного оборудования так и его инспекцию, участвовать в испытаниях новых образцов научно-исследовательской аппаратуры, вести мониторинг подводных транспортных магистралей.

Государственный контракт №748/31/664ПМ-2009/27-09 от 19.05.2009 г. на выполнение ОКР "Перемонтировка" заключен между ЦКБ МТ "Рубин" и Министерством обороны России (ист. - ЦКБ МТ "Рубин", годовой отчет за 2012 г.). Впервые информация о планах по переоборудованию ПЛА "Белгород" (заказ №664 / 91664) в лодку-носитель подводных аппаратов опубликована в 2010 г. (источник). Еще в феврале 2012 г. тогдашний Главком ВМФ России Владимир Высоцкий заявлял о планах использования в качестве лодки специального назначения недостроенной ПЛАРК "Белгород". 25 апреля 2012 г. между ПО "Севмаш" и ЦКБ МТ "Рубин" подписан Договор № 89/08118 на разработку конструкторской документации заказа проекта 09852 в объеме перечня рабочей конструкторской документации задела зав.№664 пр.949А. Государственный контракт №66-12 на выполнение ОКР по ПЛАСН пр.09852 зав. № 664 заключен 11.09.2012 г. между Минобороны России и ОАО «ЦКБ МТ «Рубин». Договор 4967/8312/147-12 49367/8312 на выполнение СЧ ОКР по теме «строительство ПЛАСН», шифр "СМП-ПН", проекта 09852, зав. № 664 подписан между ОАО «ЦКБ МТ «Рубин» и ОАО «Севмаш» 11.09.2012 г. (источник).

20 декабря 2012 г. в цехе №55 ПО "Севмаш" (г.Северодвинск) по пр.09852 была перезаложена ПЛАРК К-139 "Белгород" пр.949АМ (заводской №664). По состоянию на середину 2015 г. работы по переоборудованию ПЛА продолжаются и готовность лодки прогнозируется не ранее 2016-2017 г.г.



Предполагаемый вид ПЛАСН КС-139 "Белгород" пр.09852 по мотивам новостного сюжета ТВ России, октябрь 2015 г. (19.01.2016 г., использован рисунок АГС от HISutton, http://militaryrussia.ru).

Автор: DIMMI Создан: 20.12.2012 17:29:18 Комментариев: 24 Читать всю статью

ОКР Скиф - KANYON

ДАННЫЕ НА 2015 г. (стандартное пополнение)
ОКР "Скиф" - KANYON


Необитаемый подводный аппарат / "роботизированное подводное средство" лодочного базирования. Головное КБ по теме ОКР "Скиф" - ЦКБ МТ "Рубин" (г.Санкт-Петербург), разработчик "изделия" или пускового устройства - ГРЦ им. Макеева (г.Миасс). Первоначальные работы по теме НИР "Спилит" удачно проведены отделом №118 ГРЦ Макеева совместно с ленинградскими КБ подводного судостроения "Рубин" в 1988-1990 г.г. После проведения конкурса в начале 1990-х годов ГРЦ начинает полномасштабную разработку ОКР "Скиф" по заказу Министерства обороны России. В конце 1990-х годов ГРЦ по предложению ЦКБ МТ "Рубин" должен был стать головной организацией по созданию и изделия и комплекса "Скиф", но это предложение не было утверждено и головным КБ (вероятно) стало ЦКБ МТ "Рубин". Главный конструктор направления в ГРЦ Макеева - А.П.Шальнев.

Выпуск конструкторской документации начат в 2005 г. (и завершен, вероятно, в 2008 г.) Вероятно, в то же время начато и производство опытных образцов по теме "Скиф". В 2007-2009 г.г. в ГРЦ Макеева проводятся испытания узлов и агрегатов по теме ОКР на вакуумно-динамическом стенде. В 2008 г. проведены испытания на прочность узлов, испытания в моделирующий гидродинамические нагрузки установке и функциональные испытания.

Первые успешные испытания прототипов по теме ОКР "Скиф" проведены стартом изделия-прототипа в октябре 2008 г. Испытания изделий-прототипов ведется с опытовой ПЛ Б-90 "Саров" пр.20120 с привлечением спасательного судна "Звездочка" пр.20180 со специальной баржей плавучего испытательного комплекса пр.20210 (ПИК). Так же, вероятно, испытания изедий-прототипов возможны с использованием ПИК и спасательного судна "Звездочка" без привлечения ПЛ Б-90 "Саров".

По западным оценкам от испытаний прототипа до боевого образца системы KANYON пройдет еще несколько лет (источник).

В материале использованы данные только из открытых публичных источников. Идентификация ОКР "Скиф" и необитаемого подводного аппарата, известного на Западе как KANYON предположительная на основании информации открытых  источников: источник1, источник2.


Художественный образ необитаемого подводного аппарата KANYON в представлении западных специалистов, 08.09.2015 г. (источник, обработано).

Автор: DIMMI Создан: 23.05.2013 01:01:09 Комментариев: 75 Читать всю статью

пр.667АН / пр.09774 - YANKEE STRETCH

ДАННЫЕ НА 2015 г. (стандартное пополнение)
пр.667АН / пр.09774 - YANKEE STRETCH
КС-411 / БС-411 "Оренбург"

Атомная подводная лодка специального назначения (ПЛАСН) / лодка-носитель атомных глубоководных станций (АГС) / большая научно-исследовательская ПЛА-носитель глубоководных научно-исследовательских средств (ист. - "О генеральном"). Лодка разработана на базе ПЛАРБ пр.667А - YANKEE в ЦКБ МТ "Рубин" по заказу ГУГИ Министерства обороны России. Главный конструктор - Е.А.Горигледжан (ист. - "О генеральном"). Год разработки проекта - 1982 г. Предназначение - транспортировака атомных глубоководных станций (АГС) в район выполнения задач и обеспечение их работы в районе цели.

Для переоборудования по пр.09774 была выбрана ПЛАРБ К-411 пр.677А (зав.№430). Переоборудование выполнялось на СРЗ "Звездочка" в Северодвинске с 20 октября1983 г. Ответственный сдатчик - Е.Н.Диордица, сдаточный механик - П.Н.Глаз (ист. - Штурм глубины). В июне 1990 г. лодка спущена на воду и после швартовных и ходовых испытаний 30.12.1990 г. принята ВМФ СССР. Базирование - 29-я особая бригада ПЛ Северного флота, Оленья губа.

В некоторых источниках проект лодки называется как пр.667АН с предполагаемой расшифровкой как "А-Научный".

Подводная лодка "Оренбург" пр.09774 утилизирована на ЦС "Звездочка" в Северодвинске в 2009 г.


ПЛА-носитель пр.09774 БС-411 "Оренбург". Оленья губа, 2000 г. (http://en.wikipedia.org).
Автор: DIMMI Создан: 20.09.2013 02:18:38 Комментариев: 3 Читать всю статью

пр.09851

ДАННЫЕ НА 2015 г. (стандартное пополнение)
пр.09851 "Калитка-СМП"
"Хабаровск"

Атомная подводная лодка специального назначения / стратегический атомный подводный крейсер (источник). Вероятно, ПЛА является или лодкой дальнего гидроакустического дозора, слухи о которой уже пару лет муссируются в СМИ. Либо ПЛА является лодкой-носителем модернизированных атомных глубоководных станций и другой подводной техники. Так же есть ничем не подкрепленная гипотеза о том, что ПЛА проекта будет первым серийным носителем новой системы вооружения, которая отрабатывалась на ПЛ пр.20120 "Саров". Согласно озвученной информации по наименованию ОКР (источник) есть вероятность того, что ПЛА является атомной глубоководной станцией нового поколения.

Контракт № 120-14 от 03.06.2014 г. заключен между ОАО «ПО «Севмаш» и ОАО «ЦКБ «МТ «Рубин» на выполнение составной части ОКР «Калитка-СМП» на строительство ПЛА пр.09851 (источник). Соответственно, разработчиком ПЛА является ЦКБ МТ "Рубин".

Закладка головной ПЛА состоялась 27 июля 2014 г. в цехе №50 ПО "Севмаш" (г.Северодвинск).


Предположительный облик ПЛА пр.09851 как атомной глубоководной станции (http://militaryrussia.ru, 25.06.2015 г.).
Автор: DIMMI Создан: 30.07.2014 00:33:17 Комментариев: 38 Читать всю статью

пр.941 Акула - TYPHOON

ДАННЫЕ НА 2014 г. (стандартное пополнение)
пр.941 "Акула" - TYPHOON
ТК-208 "Дмитрий Донской"
ТК-202
ТК-12 "Симбирск"
ТК-13
ТК-17 "Архангельск"
ТК-20 "Северсталь"
ТК-210

Подводная атомная лодка с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) / крейсерская подводная лодка (по 25.07.1977 г.) / тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения (тяжелый РПКСН с 03.06.1996 г.). Разработчик проекта - ЦКБ МТ "Рубин", главный конструктор - С.Н.Ковалев, главный наблюдающий от ВМФ - В.Н.Левашов. Предварительная разработка ракетного комплекса Д-19 начата в миасском СКБ-385 в начале 1971 г.  Тактико-техническое задание на проектирование ПЛАРБ выдано в декабре 1972 г. Строительство новой серии ПЛАРБ планировалось в качестве ответа на строительство в США серии ракетоносцев типа Ohio. Постановление СМ СССР о проектировании и строительстве пр.941 принято 19 декабря 1973 г. Вероятно, планировалось строительство серии в 12 ПЛАРБ проекта - такая цифра была названа Главкомом ВМФ СССР С.Г.Горшковым на выступлении перед слушателями и преподавателями учебного центра ВМФ №93 в Палдиски летом 1975 г.

Головная ПЛ серии ТК-208 заложена на ПО "Севмаш" (г.Северодвинск) 17 июня 1976 г. Спущена на воду 23 сентября 1980 г. и принята ВМФ СССР 12 декабря 1981 г. Строительство серии подводных лодок завершено сдачей ВМФ 4 сентября 1989 г. ПЛАРБ ТК-20. Всего построено 6 ПЛАРБ проекта, седьмая лодка проекта - ТК-210 - заложена в 1986 г., но в 1988 г. при готовности 40% строительство остановлено, а в 1990 г. задел разобран на металл. Частичная комплектация и заготовки металла в 1980-е годы велись еще на три ПЛАРБ серии. Т.е. всего по состоянию на начало-середину 1980-х годов планировалась постройка серии в 10 ПЛАРБ, которая позже была сокращена до 6 экземпляров.


ПЛАРБ ТК-208 "Дмитрий Донской" пр.941У, 2000-е годы (http://forums.airbase.ru).

Автор: DIMMI Создан: 29.09.2011 21:35:23 Комментариев: 61 Читать всю статью

пр.21310 Тритон-НН

ДАННЫЕ НА 2014 г. (стандартное пополнение)
пр.21310 "Тритон-НН"

Погружающийся катер - носитель водолазов. Разработан ЦКБ "Лазурит" в 2001-2002 г.г., наблюдающие от ВМФ России - Гребенчук В.М., Харитонов В.В., Овчинников А.В., Берков Ю.А. Разработка велась в рамках ОКР "Тритон-НН" и "Фурнитура" (второе - возможно, самостоятельное изделие). Проведение испытаний катера планировалось в ноябре 2008 н. в пос.Парусное (источник, источник). В итоге, в декабре 2008 г. проведены государственные испытания опытного образца погружающегося катера. Согласно "Годового отчета ЦКБ "Лазурит" за 2008 г. в течение года велась подготовка проекта к серийному производству. 

Катер способен глиссировать по воде, а также двигаться под водой, и предназначен в основном для выполнения диверсионных операций со скрытной высадкой на вражеский берег (источник).


Рисунок погружающегося катера пр.21310 "Тритон-НН", первая публикация - 2003 г. (http://otvaga2004.mybb.ru/).
Автор: DIMMI Создан: 15.11.2014 19:37:06 Комментариев: 1 Читать всю статью

пр.633 ROMEO

ДАННЫЕ НА 2014 г. (стандартное пополнение)
пр.633 ROMEO

Средняя дизель-электрическая подводная лодка ("С"). НИОКР велись ЦКБ-112 (главный конструктор З.А.Дерибин, позже А.К.Назаров и Е.В.Крылов) по постановлению СМ СССР №1454-808 от 9 августа 1955 г. Эскизный проект был выполнен в апреле 1955 г. в двух вариантах: согласно требованиям ВМФ (пр.633) и улучшенный "инициативный" (пр.И-633). Проекты рассмотрены в мае 1955 г. и для технического проектирования выбран эскизный проект И-633. технический проект выполнен и утвержден постановлением СМ СССР №1117-580 15 августа 1956 г. Головная ПЛ серии С-350 (заводской №331) заложена на заводе "Красное Сормово" в г.Горьком (стапель №3) 22 октября 1957 г. и спущена на воду 30 мая 1958 г. Заводские ходовые испытания - с 22 октября по 20 декабря 1958 г. Государственные испытания проводились с 21 декабря 1958 г. по 31 августа 1959 г. на Черном море. С-350 принята в состав ВМФ 31 августа 1959 г. и перешла на Северный флот для продолжения испытаний. По первоначальным планам планировалось построить серию в 560 лодок, но построено только 20-22 шт (по разным данным). ПЛ пр.633 строились по 1961 г. включительно (сдача ВМФ последней лодки серии - 31 декабря 1961 г.). Во второй половине 1960-х годов и в 1980-е годы большинство ПЛ серии переданы на экспорт.
 

ПЛ пр.633 ROMEO (фото из архива salar1933, http://foto.rambler.ru).
Автор: DIMMI Создан: 09.06.2009 00:17:54 Комментариев: 36 Читать всю статью

пр.613 WHISKEY - статус, экспорт, источники

ДАННЫЕ НА 2014 г. (стандартное пополнение)
пр.613 WHISKEY - статус, экспорт, источники


ПЛ пр.613 WHISKEY-III на Неве, г.Ленинград, 1968 г. (http://community.webshots.com/)

Статус: СССР / Россия - всего построено 215 шт, состояла на вооружении.
 
Производство:
- Завод №444 (Черноморский судостроительный завод, г.Николаев) - 1950-1957 г.г. - всего построено 72 шт (головная С-61).
- Завод №112 (завод "Красное Сормово", г.Горький) - 1950-1956 г.г. - всего построено 113 шт. 
- Завод №189 (Балтийский судостроительный завод, г.Ленинград) - 1953-1958 г.г. - всего построено 19 шт.
- Завод №199 (завод им. Ленинского Комсомола, г.Комсомольск-на -Амуре) - 1954-1957 г.г. - всего построено 11 шт.
Автор: DIMMI Создан: 07.09.2009 23:52:00 Комментариев: 11 Читать всю статью

Амур-1650ВНЭУ - AMUR (проект)

ДАННЫЕ НА 2014 г. (стандартное пополнение)
Амур-1650ВНЭУ - AMUR (проект)

Большая неатомная подводная лодка ("Б") с воздухо-независимой энергетической установкой. Разработка семейства экспортных подводных лодок на базе неатомной ПЛ пр.677  ведется ЦКБ МТ "Рубин" (главный конструктор по состоянию на 2010 г. - Ю.Н.Кормилицын). Разработка базового проекта (пр.677) начата в 1987 г. - лодка предназначачась для ВМФ СССР. После распада СССР в середине 1990-х годов начата разработка семейства экспортных ПЛ "Амур". Согласно письма Государственного таможенного комитета России №01-15/2317 от 04.02.1998 г. семейство подводных лодок "Амур" водоизмещением от 200 до 2400 тонн включено в список продукции военного назначения разрешенной к поставкам на экспорт.

Головные лодки серии - пр.677 "Лада" - Б-585 (заводской №01570) и головная пр.677Э "Амур" (вариант "Амур-1650") заложены на заводе ФГУП "Адмиралтейские верфи" (г.Санкт-Петербург) 26 декабря 1997 г. В конце 2011 г. в СМИ появилась информация о том, что в России ведутся испытания модуля воздухо-независимой энергетической установки (ВНЭУ), которые планируется завершить в 2012 г. По состоянию на осень 2012 г. разработка ВНЭУ ведется ЦКБ МТ "Рубин" - разработчику выделено финансирование для создания установки. Предположительно, после завершения испытаний модуля ВНЭУ с его использованием может быть достроена ПЛ пр.677Э "Амур-1650" или третья лодка пр.677 - "Севастополь".

Опытный образец воздухо-независимой энергетической установки разработки ЦКБ МТ "Рубин" до конца 2012 г. начнет испытываться на ПЛ Б-90 "Саров" (сообщение СМИ от 30.10.2012 г.). Данная установка является прототипом ВНЭУ для ПЛ проекта "Амур-1650ВНЭУ" и, возможно, пр.677. ВНЭУ работает на водородных топливных элементах (источник). 18 мая 2013 г. в СМИ Главком ВМФ России заявил, что завершение работ по первой ГЭУ для неатомной ПЛ пр.677 ожидается в 2015-2016 г.г., а первую лодку с подобной ГЭУ Флот получит в 2016-2017 г.г. (источник). 23 сентября 2013 г. заявлено, что срок готовности опытного образца ВНЭУ - 2016 г. (источник).

28 августа 2014 г. СМИ со ссылкой на руководство ВМФ России сообщили, что с 2017 г. Флот начнет эксплуатировать подводные лодки с анаэробными ЭУ (источник).


Корпусные конструкции ПЛ "Амур-1650" пр.677Э на набережной ЛАО, г.Санкт-Петербург, 3 ноября 2011 г. (автор фото - reflex-yu, http://forums.airbase.ru).


Рисунок проекта ПЛ "Амур-1650" с ВНЭУ, 1990-е годы (http://bastion-karpenko.narod.ru).
Автор: DIMMI Создан: 04.04.2012 00:58:02 Комментариев: 9 Читать всю статью

пр.949АМ - OSCAR-III

ДАННЫЕ НА 2014 г. (в работе)
пр.949АМ - OSCAR-III
К-132 "Иркутск"
К-266 "Орел"

Атомная подводная лодка с противокорабельными крылатыми ракетами (ПЛАРК). Разработка проекта начата ЦКБ МТ "Рубин" не позже 2011 г. Технический проект создан в рамках ОКР «Проект 949АМ» и утвержден решением Министерства обороны от 13.02.2012 г., дополнения в технический проект внесены 05.04.2013 г. (источник).

Для проведения среднего ремонта ПЛАРК пр.949А с модернизацией по проекту 949АМ в 2012 г. начато техническое перевооружение ДВЗ "Звезда" (г.Большой Камень).

05 апреля 2013 г. между Министерством обороны России и ДВЗ "Звезда" заключен Госконтракт на модернизацию первой ПЛАРК пр.949А (зав.№619). В мае 2013 г. СРЗ "Звезда" заключил договор с ЦКБ МТ "Рубин" на разработку рабочей конструкторской документации на модернизацию головной ПЛАРК и обеспечение создания и привязки изделий вооружения и военной техники для модернизации ПЛ по пр.949АМ. Сумма договора - 12,012 млрд. руб. Срок действия договора – до конца ноября 2017 г., при этом разработка и поставка рабочей конструкторской документации должна быть завершена к январю 2016 г. (источник).

Наименование OSCAR-III - условное.


ПЛАРК К-132 "Иркутск" пр.949А (фото из архива Rambo54, http://militaryrussia.ru/forum).
Автор: DIMMI Создан: 08.12.2013 11:19:44 Комментариев: 1 Читать всю статью

пр.20120 - SAROV

ДАННЫЕ НА 2014 г. (стандартное пополнение)
пр.20120 - SAROV
Б-90 "Саров"

Опытовая большая дизель-электрическая подводная лодка ("Б"). Разработка эскизного проекта лодки-стенда "Сарган" завершена ЦКБ МТ "Рубин" в марте 1988 г. Главный конструктор - А.В.Белов. В марте 1989 г. утвержден технический проект и начат выпуск рабочих чертежей лодки. Есть предположение, что основой конструкции корпуса послужил проект ПЛ 877Б. Единственная ПЛ проекта "Сарган" - Б-90 (заводской №137) - заложена на заводе "Красное Сормово" (г.Нижний Новгород) 18 сентября 1988 г. с плановым сроком сдачи Флоту в 1993 г. Строительство лодки прекращено в 1998 г. при готовности 40%.

Решение о достройке опытовой лодки на ПО "Севмаш" принято в октябре 2001 г. Корпус ПЛ "Сарган" поступил для достройки по доработанному (июнь 2003 г.) пр.20120 (главный конструктор А.П.Праселин) в цех №42 ПО "Севмаш" в г.Северодвинск в августе 2003 г. Ответственный сдатчик лодки - Б.Н.Сорокин, сдаточный механик - Ю.С.Мельчаков. Переустановка закладной доски на ПЛ - 19 марта 2006 г. (2007 г. по др.данным). 26 мая 2007 г. приказом №025 Главкома ВМФ лодке присвоено имя "Саров". 14 декабря 2007 г. ПЛ выведена из сборочного цеха ПО "Севмаш" и 24 декабря 2007 г. спущена на воду (в Северодвинске). Швартовые испытания начаты 1 января 2008 г. В июле 2008 г. лодка успешно прошла заводские ходовые и государственные испытания и принята ВМФ России 7 августа 2008 г. Базируется на Северном флоте (2009-2012 г.г. - г.Северодвинск).


Опытовая ПЛ пр.20120 Б-90 "Саров", вариант фото без ретуши (фото - http://sevmash.ru, 2008 г.).
Автор: DIMMI Создан: 02.07.2009 00:39:33 Комментариев: 138 Читать всю статью

пр.641 FOXTROT

ДАННЫЕ НА 2014 г. (стандартное пополнение)
пр.641 FOXTROT

Большая (океанская) дизель-электрическая ПЛ ("Б"). Разработка лодки велась ЦКБ-18 (позже переименовано в ЦКБМТ "Рубин", главный конструктор - С.А.Егоров, позже З.А.Дерибин) для замены больших ПЛ пр.611. Решение ВМФ и МСП о разработке технического проекта принято в октябре 1954 г. Техническй проект ПЛ пр.641 представлен ЦКБ-18 в январе 1955 г. (утвержден в июле 1955 г. постановлением СМ СССР). Натурные макеты отсеков ПЛ изготовлены в июле 1955 г. В августе 1955 г. принято решение изменить глубину погружения ПЛ, что повлекло за собой изменение конструкции и существенное обновление оборудования. Головная ПЛ Б-94 заложена на заводе №196 ("Судомех", г.Ленинград) 3 октября 1957 г. Спущена на воду 28 декабря 1957 г. при 64% готовности, завершила испытания 15 декабря 1958 г. и вступила в строй ВМФ 25 декабря 1958 г. Всего построено 75 ПЛ разных модификаций пр.641 (изначально планировалась постройка 160 шт). Завод №196 ("Судомех", г.Ленинград) построил 46 ПЛ в период  с 1957 г. по 1967 г. Ново-Адмиралтейский завод (г.Ленинград) построил 16 ПЛ в период с 1966 по 1971 г.г. Ленинградское Адмиралтейское объединение построило 13 ПЛ с 1971 по 1983 г.г. Часть ПЛ строилась на экспорт по пр.И-641.  По умолчанию данные ПЛ пр.641.
 

ПЛ U01 "Запорiжжя" ВМС Украины после выхода с СРЗ №13, Севастополь, 20.03.2012 г. (http://vmsu.info).
Автор: DIMMI Создан: 31.05.2009 21:59:06 Комментариев: 40 Читать всю статью

пр.613 - WHISKEY

ДАННЫЕ НА 2014 г. (стандартное пополнение)
пр.613 WHISKEY-I (базовый проект с артиллерийским вооружением)
пр.613 WHISKEY-II (базовый проект с носовым артиллерийским автоматом)
пр.613 WHISKEY-III (базовый проект без артиллерийского вооружения)
пр.613 WHISKEY-IV (базовый проект с кормовым артиллерийским автоматом)
пр.613 WHISKEY-V (модернизированный базовый проект)

пр.613 WHISKEY - статус, экспорт, источники

Средняя дизель-электрическая подводная лодка ("С"). Разработка лодки велась на базе проекта лодки среднего водоизмещения пр.608 ЦКБ-18 (1942-1944 г.г.), а так же с учетом изучения технической документации и образцов немецких подводных лодок (потопленная 30 июля 1944 г. в Финском заливе и позже поднятая U-250 и трофейные лодки XXI серии ). Так же учитывались работы по теме СП-46 (ЦКБ-18, январь-апрель 1946 г., изучение выполнения возможных ТТЗ по ПЛ пр.613). Проект лодки разработан в ЦКБ-18 (позже переименовано в ЦКБМТ "Рубин"), главный конструктор - В.Н.Перегудов, позже - Я.Е.Евграфов, с 1950 г. З.А.Дерибин. Тактико-техническое задание на пр.613 утверждено в августе 1946 г. на основании предложений ЦКБ-18 по теме СП-46. Эскизный проект утвержден в 20 октября 1947 г. Технический проект утвержден 15 августа 1948 г. постановлением Совмина СССР №3110-1258. 

Лодка впервые в СССР строилась поточно-секционным методом с широким применением автоматической сварки с рентгенографическим контролем сварных швов, применялась широкая унификация комплектующих и материалов. Подготовка производства на заводах в Николаеве и Горьком  начата в 1948 г. Головные ПЛ - С-80  (заводской №801, г.Горький , "Красное Сормово") и С-61 (г.Николаев) заложены соответственно 13 марта 1950 г. и 11 апреля 1950 г. и спущены на воду при 70% готовности 21 октября 1950 г. и 22 июля 1950 г. С-61 прошла гидравлические испытания на заводе 26 июня 1950 г. ПЛ С-80 1 ноября 1950 г. прибыла на сдаточную базу завода в Баку и проходила испытания с 31 декаря 1950 г. по 26 апреля 1951 г. Глубоководные испытания подводились 9 июня 1951 г. С-61 6 ноября 1950 г. при выходе из дока опрокинулась с затоплением нескольких отсеков. Швартовые испытания начаты соответственно 12 января 1951 г. и 5 мая 1951 г. ПЛ С-61 перешла в Севастополь, где прошла глубоководные испытания (14 июля 1951 г.) и испытания по госприемке с 17 октября 1951 г. по 24 мая 1952 г.

Обе головные ПЛ приняты в состав ВМФ - С-80 - 2 декабря 1951 г. и С-61 (капитан А.Ф.Надеждин) - 24 мая 1952 г. В 1953 г. сопровождение производства ПЛ пр.613 передано из ЦКБ-18 созданному при заводе "Красное Сормово" (г.Горький) СКБ-112 (с 1955 г. ЦКБ-112, главный конструктор З.А.Дерибин). Всего планировалось построить 340 ПЛ пр.613, построено с 1950 г. по 1957 г. 215 ПЛ на заводах в Горьком, Николаеве, Ленинграде и Комсомольске-на-Амуре. ПЛ пр.613 поступили на вооружение ВМФ начиная с 1952 г. и находились в эксплуатации до 1993 г. (как минимум, Черноморский флот, С-384) в т.ч. в качестве учебно-тренировочных ПЛ. По умолчанию данные ПЛ пр.613.
 

Подводная лодка С-338 пр.613 WHISKEY-V. Военно-морской парад на Неве в г.Ленинград, июль 1987 г. (http://flot.com, обработано).
Автор: DIMMI Создан: 12.05.2009 18:15:25 Комментариев: 16 Читать всю статью

пр.1710 / 01710 Макрель - BELUGA

ДАННЫЕ НА 2013 г. (стандартное пополнение)
пр.1710 / 01710 "Макрель" - BELUGA
СС-533

Средняя специальная (опытовая) дизель-электрическая подводная лодка ("СС"). Разработана СПМБМ "Малахит", главный конструктор Г.П.Москалев, научный руководитель создания ПЛ - В.М.Пашин (НИИ им.Крылова). ПЛ создавалась для изучения поведения в воде новой формы корпуса, а так же для опытов с впрыском полимерных растворов для снижения гидродинамического сопротивления. Разработка лодки начата в 1982 г. ПЛ СС-533 (единственная построенная, заводской №01620) заложена на заводе "Судомех" (г.Ленинград) 22 октября 1985 г., спущена на воду 5 октября 1986 г. Достройка лодки производиласна плаву в акватории бывшего Ново-Адмиралтейского завода с использованием плавдок СПД-2М для проведения работ на подводной части корпуса. Главный строитель - С.П.Зеленский, ответственный сдатчик - В.М.Ильин, сдаточный механик - Ю.К.Учаев. Швартовые испытания ПЛ прошли с 14 октября по 23 ноября 1986 г. Заводские ходовые испытания проходили на Черном море (Балаклава) с конца 1986 г. по 29 октября 1989 г. после транспортировки туда ПЛ внутренними водными путями.

Лодка принята ВМФ 19 декабря 1987 г. (Черноморский флот). В 1992 г. экспериментальные исследования на лодке прекращены. После нескольких лет эксплуатации и экспериментов лодка выведена из боевого состава флота (2002 г.) и утилизирована (разделана на металл) в Севастополе. Так же встречается наименование ПЛ СС-533 - "Форель" - ошибочное.

Согласно одной из версий работа над проектом опытовой подводной лодки-либоратории для изучения процессов обтекания была начата в СКБ-143 (ныне СПМБМ "Малахит") еще в 1960 г. Технический проект разработан в 1975 г. Строительство же начато по пр.1710 лишь в 1985 г.
 


ПЛ пр.1710 СС-533 в Южной бухте, г.Севастополь, август 1996 г. На заднем плане две ПЛ пр.690 BRAVO и ПЛ пр.641 FOXTROT (фото Ильи Курганова, взято с http://roteflotte.de)


Опытовая ПЛ СС-533 пр.1710 - BELUGA (http://roteflotte.de)


Опытовая ПЛ СС-533 пр.1710 - BELUGA на рейде Севастополя, 1995 г. (автор фото - А.Кузенков, http://forum.sevastopol.info).

Автор: DIMMI Создан: 23.06.2009 01:13:50 Комментариев: 6 Читать всю статью

пр.611 - ZULU

ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение)
пр.611 ZULU-I (базовый проект с артиллерийским вооружением)
пр.611 ZULU-II (базовый проект без артиллерийского вооружения)
пр.611 ZULU-III (базовый проект с новой ГАС)
 
Большая дизель-электрическая подводная лодка ("Б"). Лодка разработана ЦКБ-18 (позже переименовано в ЦКБМТ "Рубин"), главный конструктор - С.А.Егоров. Предварительная разработка начата в 1943 г. Эскизный проект разработан в октябре 1947 г. и утвержден постановлением СМ СССР от 2 августа 1948 г. Разработка технического проекта начата в апреле 1948 г. с использованием технологий и технических решений германской ПЛ XXI серии в (закончен в декабре 1948 г.). Технический проект утвержден и принято решение о постройке ПЛ пр.611 постановлением СМ СССР от 28 января 1949 г. Натурный деревянный макет построен в августе 1949 г. Производство ПЛ развернуто на заводе №196 ("Судомех", г.Ленинград, построено 8 ПЛ в период с 1951 по 1955 г.г.) и на заводе №402 (г.Молотовск, позже - Северодвинск, 1954-1958 г.г., 18 ПЛ всех модификаций). Головная лодка проекта - Б-61 - заложена на заводе №196 10 января 1951 г. Испытания Б-61 закончены 31 декабря 1953 г. Для достройки ПЛ Б-61 передана на завод №890 (г.Таллин), куда перешла своим ходом в сложной ледовой обстановке. Всего в период 1951-1958 г.г. построено 26 ПЛ пр.611 всех модификаций. По умолчанию данные пр.611.
 

ПЛ пр.611 ZULU-II, Северный флот (http://militaryphotos.net). По данным из статьи А.В,Буриличева "Глубоководные технические средства" (источник)  на фото ПЛ-носитель подводных аппаратов "Архипелаг" и "Селигер" - БС-69.
 

Подводная лодка пр.611 - ZULU-III (Norman Polmar,Kenneth J. Moore. Cold War submarines: the design and construction of U.S. and Soviet submarines. Washington, Potomac Books, 2004).


Подводная лодка пр.611 ZULU-III (The Soviet War Machine. An encyclopedia of Russian military equipment and strategy. NY, Chartwell Books, 1977.).
Автор: DIMMI Создан: 22.05.2009 20:01:43 Комментариев: 17 Читать всю статью

Архипелаг / Селигер

ДАННЫЕ НА 2013 г. (стандартное пополнение)
Комплекс "Архипелаг"
Комплекс "Селигер" с ПЛ-носителем пр.611П


Комплекс  с буксируемым подводным аппаратом / научно-исследовательский комплекс с наблюдательной камерой. Официальная версия гласит, что с целью обнаружения кабелей американских ГАС, расположенных у входов в отечественные военно-морские базы предполагалось создать и отработать комплекс средств противодействия. На глубине до 2000 метров кабели закапывались в грунт на 40-50 сантиметров, а на большей глубине просто лежали на дне. В угрожаемый период предполагалось уничтожение кабелей дистанционно с корабля или самолета (источник). Судя по всему, в состав комплекса средств входила подводная лодка со средствами обнаружения кабелей на дне моря и глубоководный аппарат для точной идентификации и определения координат кабеля.

Для нужд Главного Управления по Глубоководным Исследованиям (ГУГИ) ВМФ СССР в 1960-е годы 170-м отдельным конструкторско-технологическим бюро (бывшее СКБ-1 КМОЛЗ) был разработан проект комплекса с буксируемым аппаратом с большой глубиной погружения. На Кронштадтском Морском Заводе (КМОЛЗ) был построен опытный образец буксируемого аппарата "Архипелаг" с надводным кораблем-носителем и с переходом экипажа с носителя в аппарат через люк, находящийся в верхней части аппарата. В ходе натурных глубоководных испытаний без экипажа в 1967 г. была достигнута глубина 2000 м. С экипажем при проведении океанских испытаний была достигнута глубина 1500 м. Испытания на Балтике завершились гибелью аппарата "Архипелаг" - во время одного из всплытий входной люк захлестнуло волной и аппарат утонул. Всего было совершено не менее трех автономных спусков (источник). 

Серийный буксируемый аппарат "Селигер" сразу проектировался с носителем - подводной лодкой и без люка в верхней части корпуса. Подводная лодка в качестве носителя была выбрана в т.ч. с целью снижения зависимости аппарата от погодных условий. В качестве носителя было решено использовать ПЛ пр.611 - ZULU. Техническое проектирование комплекса завершена СКБ-170 в 1967 г. Всего на  Кронштадском Морском Заводе (КМОЛЗ) построено три аппарата в 1970 г.


Модели буксируемых аппаратов "Селигер". ООО "Корвет", г.Северодвинск, 2012 г. (http://www.corvette-shipmodels.ru).


Лодка-носитель БС-69 в походе. Экипаж работает с кабель-тросом. Возможно, фото 1988 г. (фото из архива Волка, http://tsushima.su).


ПЛ пр.611 ZULU-II, Северный флот (http://militaryphotos.net). По данным из статьи А.В,Буриличева "Глубоководные технические средства" (источник)  на фото ПЛ-носитель подводных аппаратов "Архипелаг" и "Селигер" - БС-69 - либо это ошибка либо на фото лодка Б-69 до оснащения новой ГАС и переоборудования.
Автор: DIMMI Создан: 24.11.2012 00:32:24 Комментариев: 27 Читать всю статью

пр.690 - BRAVO

ДАННЫЕ НА 2013 г. (стандартное пополнение)
пр.690 "Кефаль" - BRAVO
С-368
С-226
С-256
С-310
 
Средняя дизель-электрическая подводная лодка-мишень ("С"). НИОКР начаты по постановлению СМ СССР от 28 февраля 1963 г. в ЦКБ-112 (позже переименовано в ЦКБ "Лазурит") совместно с ЦНИИ им.А.Н.Крылова и 1-м ЦНИИ ВМФ. Главный конструктор Е.В.Крылов. Основна цель создания лодки-мишени - обеспечение испытаний новых систем противолодочного оружия по натурной модели ПЛ вероятного противника в реальной обстановке. Технический проект был отработан в 1963 г. без эскизного проекта.  ПЛ-мишени строились на заводе №199 "Им. Ленинского Комсомола" (г.Комсомольск-на-Амуре). Головная ПЛ проекта (С-368) заложена 20 сентября 1966 г., спущена на воду 3 сентября 1967 г. и принята ВМФ 31 декабря 1967 г. Всего в период до 31 октября 1970 г. флоту сдано 4 ПЛ пр.690.
 


ПЛ-мишень С-310 пр.690 BRAVO ВМФ СССР на испытаниях (фото из архива Волка, http://tsushima.su).


ПЛ-мишень пр.690 BRAVO ВМФ СССР, Севастополь, 1974 г. (фото из архива murzik, http://forums.airbase.ru).


ПЛ-мишень пр.690 BRAVO ВМФ СССР(фото US NAVY, 1983 г., http://www.defenseimagery.mil).


ПЛ-мишень пр.690 BRAVO ВМФ СССР (фото US NAVY, 1985 г., http://www.defenseimagery.mil).


ПЛ-мишень пр.690 BRAVO ВМФ СССР, 1980-е - начало 1990-х годов (фото - Г.Г.Кисилев, http://forums.airbase.ru).


ПЛ-мишень С-310 пр.690 BRAVO ВМФ России, Черноморский флот, 1992 г. (фото из архива vas63, http://tsushima.su).

Автор: DIMMI Создан: 17.06.2009 23:45:44 Комментариев: 14 Читать всю статью

пр.667М Андромеда - YANKEE SIDECAR

ДАННЫЕ НА 2013 г. (стандартное пополнение)
пр.667М Андромеда - YANKEE SIDECAR
К-420

Атомная подводная лодка с крылатыми ракетами (ПЛАРК). По предложению ЛПМБ "Рубин" для проведения испытаний ракетного комплекса 3К25 "Метеорит-М" было решено переоборудовать одну из ПЛАРБ пр.667А YANKEE из числа выводимых из состава стратегических сил согласно договора ОСВ-1. Главный конструктор проекта 667М - О.Я.Марголин, с 1987 г. - Е.А.Горигледжан.  Предполагалось после проведения испытаний эксплуатировать ПЛАРК как штатную боевую единицу Флота. Технический проект переоборудования по пр.667М "Андромеда" разработан ЛПМБ "Рубин" в первом квартале 1979 г. Официально переоборудование лодки начато 25 сентября 1979 г. В эллинг ПО "Севмаш" (г.Северодвинск) лодка поставлена 18.06.1980 г. 15 октября 1982 г. переоборудованная лодка спущена на воду. Швартовные и заводские ходовые испытания пройдены с 1 ноября 1982 г. по 4 августа 1983 г. Государственные испытания лодки - 16 августа - 1 ноября 1983 г. Эти испытания проводились без испытаний комплекса ракетного оружия.

Летно-конструкторские испытания ракетного комплекса начаты на ПЛАРК К-420 27 декабря 1983 г. Еще два пуска программы ЛКИ были выполнены 06.11.1984 г. и в 1986 г. Совместные государственные испытания носителя (ПЛАРК К-420) и КР "Метеорит-М" начаты в 1988 г. Проведено 4 пуска с наземного стенда и 3 пуска с ПЛ. Соотношение успешных и неудачных пусков не изменилось (примерно 50 на 50). Всего за время испытаний проведено 50 пусков с наземных и погружающихся стендов и с подводной лодки. В 1989 г. с учетом результатов испытаний разработка морского варианта комплекса прекращена (15.12.1989 г.). Оборудование комплекса частично снято с ПЛАРК и лодка в качестве торпедной ПЛА вступила в строй ВМФ СССР в 1990 г.


ПЛАРК К-420 пр.667М YANKEE SIDECAR, вероятно, фото сделано во время ходовых испытаний в 1983 г. (http://www.ckb-rubin.ru).


ПЛА КС-420 пр.667М в отстое в губе Сайда, апрель 1999 г. (фото - Илья Курганов, http://www.submarines.narod.ru).


ПЛАРК К-420 пр.667М, Сайда-Губа 24 ДиПЛ 3-й флотилии Северного флота (фото из архива пользователя matelot, http://forums.airbase.ru).


Крайняя справа - ПЛАРК КС-420, Сайда-Губа 24 ДиПЛ 3-й флотилии Северного флота (фото из архива Hitroff, http://www.sukhoi.ru/forum).


ПЛАРК К-420 пр.667М YANKEE SIDECAR ведет огонь ракетами комплекса "Метеорит-М".
Рисунок из издания Пентагона Soviet MilitaryPower, 1987 г.
Автор: DIMMI Создан: 14.03.2013 00:04:18 Комментариев: 26 Читать всю статью

Амур-950 - AMUR

ДАННЫЕ НА 2013 г. (стандартное пополнение)
"Амур-950" - AMUR
 

Проект семейства экспортных неатомных подводных лодок с унифицированными конструкторскими решениями. Разработка проекта ведется ЦКБ МТ "Рубин" (главный конструктор, вероятно, Ю.Н.Кормилицын) параллельно и на основе технических решения проекта "Амур-1650" / пр.677Э. Данные из рекламных материалов ЦКБ МТ "Рубин".


Подводная лодка "Амур-950" (http://www.ckb-rubin.ru).


Подводная лодка "Амур-950" (http://www.ckb-rubin.ru).

Автор: DIMMI Создан: 12.03.2010 00:51:56 Комментариев: 1 Читать всю статью

пр.16810 Русь / пр.16811 Консул

ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение)
пр.16810 "Русь"
пр.16811 "Консул"


Обитаемый самоходный глубоководный подводный аппарат / корабль 3 ранга - автономный глубоководный аппарат. Проект аппарата разработан СПМБМ "Малахит" (г.Санкт-Петербург). Проектирование глубоководного аппарата по заданию ВМФ СССР и рассчитанного на погружение на глубину до 6000 м по пр.16810 начато в 1984 г. СПМБМ "Малахит" под руководством главного конструктора В.Г.Маркова (с 1993 г. - Е.М.Разумихин). В проектировании аппарата приняли участие ЦНИИ конструкционных материалов "Прометей", НПО "Винт", ЦНИИ "Аврора", ЦНИИ "Морфизприбор", НПО "Норд", НПО "Пролетарский завод" и НПО "Электротехника". Технический проект аппарата пр.18810 разработан по заказу ВМФ СССР под руководством В.Г.Маркова в 1987 г. Одновременно предложен проект аппарата с улучшенными ТТХ (будущий пр.16811). В 1989 г. выпущена рабочая конструкторская документация по откорректированному пр.16810. В 1989 г. так же произведена корректировка проекта морскую геологоразведку под требования Морского регистра СССР и выпущена рабочая конструкторская документация пр.16811. Заказчик второго аппарата (пр.16811 "Консул") до 1992 г. - Министерство геологии СССР, после 1992 г. - Роснедра.

Подготовка к строительству аппаратов пр.16810 и пр.16811 начата на "Адмиралтейских верфях" в 1989 г. и в 1991-1992 г.г. соответственно. Официальная закладка аппарата АС-37 "Русь" пр.16810 состоялась 1 июня 1992 г. в цехе №12 (ССП-125 - участок глубоководных аппаратов) "Адмиралтейских верфей". Испытания аппарата АС-37 "Русь" начаты в 1998 г., спуск на воду произведен 20 мая 1999 г. В 2001 г. аппарат совершил первые погружения в Балтийском море. Заводские ходовые и государственные испытания аппарата "Русь" проводились на Балтийском море, что не позволило провести испытания с погружением на максимальную глубину. В период государственных испытаний была выполнена проверка аварийного всплытия аппарата с отдачей крышки бункера маневрового балласта (чугунная дробь) и отдачи устройства постановки на основание с дифферентными грузами. Такое испытания проводилось впервые. Комиссия госприемки приняла опытный автономный глубоководный аппарат «Русь» в опытную эксплуатацию в состав ВМФ России на Балтийском море с ограничением глубины погружения, достигнутой на государственных испытаниях. В соответствии с решением Главнокома ВМФ и директора Российского агентства по судостроению № 743/5/1245 от 3 ноября 2000 г. погружение опытного аппарата на глубину 6000 м не проводилось. Этим же решением было принято предложение Госкомиссии выполнить модернизационные работы как на аппарате «Русь», так и на судне-носителе пр.141 с последующим проведением глубоководных погружений на 3000 м и 6000 м в Атлантическом океане.

В 2001-2005 г.г. аппарат АС-37 "Русь" проходит модернизацию, приближающую его возможности к пр.16811. В 2005 г. на аппарате "Русь" совершено погружение на глубину 3600 м (ист. - Буриличев А., интервью). После совершения глубоководного погружения в декабре 2006 г. у Азорских островов аппарат в феврале 2007 г. принят на вооружением ВМФ России.




Глубоководный аппарат АС-37 "Русь" пр.16810 во время испытаний, фото 29 июня 2011 г. (фото из архива Gogs, http://forums.airbase.ru).


Глубоководный аппарат АС-39 "Консул" пр.16811 во время испытаний, фото 2010-2011 г.г. (фото из архива Gogs, http://forums.airbase.ru).
Автор: DIMMI Создан: 22.09.2011 13:34:09 Комментариев: 4 Читать всю статью

Каталог военной техники:



Наши партнеры:






free counters

Последние комментарии

Sierra Wrote:Угу. Парни из Lockheed Martin смеются в кулачок :ROFL:И даже парни...
mpashnev 2017-10-24 19:40
Угу. Парни из Lockheed Martin смеются в кулачок :ROFL:И даже парни из Боинг смеются...
Sierra 2017-10-24 16:44
Sierra Wrote:Про борт Грипена не надо - даже F-35 уступает.Угу. Парни из Lockheed...
Anonymous 2017-10-24 16:40
Арма, дружище, ты не понимаешь - ЛЕГКИЙ истребитель должен быть легким, а не громадное...
Sierra 2017-10-24 16:36
Sierra Wrote:Идиотизм развивать Проект 9, вместо 7.Изначально ЛФИ практически внешне...
arma37@tank7 2017-10-24 16:25
Идиотизм развивать Проект 9, вместо 7.Изначально ЛФИ практически внешне был похож...
Sierra 2017-10-24 16:07
Sierra Wrote:Макс, он умер. Большой чел в ОАК и гл. инженер по МиГ-31. Он считал...
arma37@tank7 2017-10-24 15:55
Sierra Wrote:Макс, он умер. Большой чел в ОАК и гл. инженер по МиГ-31. Он считал...
Anonymous 2017-10-24 15:37
Макс, он умер. Большой чел в ОАК и гл. инженер по МиГ-31. Он считал, что 29/35-й...
Sierra 2017-10-24 15:30
Sierra Wrote:Интересно, но один из форумчан, старшой по теме, считал эту машину...
mpashnev 2017-10-24 15:24