| ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение) | | Атомная подводная лодка специального назначения (ПЛАСН) / большая научно-исследовательская ПЛА-носитель с дополнительными спасательными функциями "Грунт-1" (ист. - "О генеральном.."). Лодка-носитель разработана на базе ПЛАРБ пр.667БДР - DELTA-III в ЦКБ МТ "Рубин" по заказу ГУГИ Министерства обороны России. Главный конструктор - Е.А.Горигледжан (ист. - "О генеральном.."). Предназначение - транспортировака атомных глубоководных станций (АГС) в район выполнения задач, дополнительные функции - выполнение спасательных работ - планировалось реализовать на второй лодке проекта (ист. - "О генеральном.."). Создание эскизного проекта комплекса второго поколения пр.10830 / пр.1083 с глубоководной станцией пр.10831 ("Лошарик") и ПЛА-носителем пр.09786 "Оренбург" (БС-136) велось с использованием опыта создания экспериментальных комплексов пр.1851. Откорректированный технический проект пр.10830 / 1083К комплекса (в части АГС) представлен и защищен в мае 1992 г. Кроме АГС пр.10831 лодка-носитель пр.09786 может нести АГС АС-35 пр.18511 "Палтус".
Переоборудование ПЛАРБ К-129 (заводской №398) пр.667БДР начато ЦС "Звездочка" в Северодвинске в мае 1994 г. и завершено 23 декабря 2002 г. К марту 2005 г. лодка предположительно принята Флотом в состав 29-й отдельной бригады ПЛ Северного флота, губа Оленья (источник). В период с 2004 по 2007 г.г. проведены заводские, государственные и глубоководные испытания специальной опытовой атомной глубоководной станции пр.10831 АС-12 - LOSHARIK в Белом, Баренцевом, Норвежском и Гренландском морях. Носителем АГС являлась ПЛАСН пр.09786 БС-136 "Оренбург" (источник).
Возможно, в период 2008-2010 г.г. лодка дорабатывалась по итогам эксплуатации и испытаний АГС пр.10831 АС-12 - LOSHARIK в 2004-2007 г.г. Такой вывод косвенно подтверждает то, что ходовые испытания лодки состоялись в августе-сентябре 2011 г. (источник). По неподтвержденным данным 6 января 2013 г. на ПЛ спущен Флаг ВМФ и лодка выведена из состава Флота, но при этом в конце июля 2013 г. лодку посетила делегация Оренбургской области (см.ниже). В любом случае в 2013 г. ожидался вывод ПЛ-носителя из состава Флота (источник).
По состоянию на 2022 г. ПЛАСН БС-136 базируется в губе Оленья вместе с новой ПЛА-носителем БС-64 "Подмосковье". ПЛА БС-136 "Оренбург" пр.09876 в губе Оленья, осень 2022 г. (монтаж кадров ОРТ). | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2017 г. (в работе) | | Атомная подводная лодка специального назначения (ПЛАСН) / опытно-экспериментальная лодка-носитель атомных глубоководных станций (АГС). Проектирование атомных глубоководных станций для выполнения специальных задач начато по Постановлению Совмина СССР 1972 г. о создании атомной глубоководной станции (АГС) пр.1910 "Кашалот" и комплекса пр.1851 с ПЛАСН-носителем пр.675Н и АГС пр.18510. Головным исполнителем проектов АГС определено ЦКБ "Волна" Минсудпрома СССР. Главный конструктор комплекса пр.1851 - С.М.Бавилин. На должность заместителей Бавилин С.М. пригласил Терешкина В.М. и Дубницкого Д.Н., на должность ведущих конструкторов - Уварова В.А. и Дешкина Е.А., а главным конструктором энергетической установки - Романова Б.Л. При проектировании вероятно был учтен опыт эксплуатации глубоководного комплекса "Селигер".
В качестве носителя АГС была определена переоборудованная ПЛАРК пр.675. Проект модернизации по пр.675Н был поручен ЛПМБ "Рубин". В 1973 г. завершен технический проект АГС пр.18510. В 1974 г. СПМБ Машиностроения и ЦПБ «Волна» были объединены в СПМБМ «Малахит», которому и было поручено сопровождение АГС пр.1910 и комплекса пр.1851.
Флот выделил для модернизации по проекту ПЛАРК К-170 пр.675 11-й дивизии 1-й флотилии ВМФ СССР. После модернизации лодка получила название КС-86. Переоборудование ПЛА-носителя начато на СРЗ "Звездочка" в Северодвинске в январе 1973 г. и завершено в 1981 г. (спуск на воду - декабрь 1980 г.). В 1978 г. в сформированный ВМФ отряд гидронавтов для обучения были набраны 1-й и 2-й экипажи головной станции АС-23 комплекса пр.1851. В 1981 г. опытная ПЛАСН КС-86 включена в состав 6-го отдельного дивизиона ПЛ (позже - 29-я отдельная бригада ПЛ) Северного флота, пункт базирования - губа Оленья. В 1983-1984 г.г. начаты испытания лодки-носителя в составе комплекса с АГС пр.18510. Опытовая АГС проекта - АС-23 - в ходе прохождения испытаний в 1986 г. впервые осуществила подводную стыковку с лодкой- носителем пр.675Н (источник).
24 июня 1991 г. ПЛАСН КС-86 исключена из боевого состава Флота и поставлена на прикол в губе Оленья. В 2000-2001 г.г. ПЛ переведена для утилизации в СРЗ "Нерпа". 2004-2005 г.г. - лодка утилизирована на СРЗ "Нерпа".
| | | | | ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение) Комплекс пр.1851, лодка пр.18510 "Нельма" - X-RAY / NELMA АС-23 пр.18511 "Палтус" - PALTUS АС-21 АС-35
| | Атомная глубоководная станция / специальная атомная подводная лодка / глубоководное техническое средство (подобные наименования используются в некоторых источниках). Приказом Минсудпрома СССР от 1 июля 1970 т. ЦПБ «Волна» (впоследствии с 23.02.1974 г. - СПМБМ «Малахит») было определено головным КБ по проектированию глубоководных обитаемых технических средств освоения океана и в это бюро до конца года были переданы все работы по проектированию этих средств из других конструкторских бюро Минсудпрома. В 1972 г. в ЦПБ «Волна» под руководством главного конструктора Е.С.Корсукова были выполнены эскизные проекты глубоководных комплексов проектов 1910 и 1851, утвержденные постановлением Правительства СССР, которым определялись их основные тактико-технические элементы (ТТЭ), сроки создания и кооперация соисполнителей по проектам 1910 и 1851. В том же 1972 г. приказом министра Минсудпрома СССР главным конструктором проекта 1851 назначают С.М.Бавилина, а группа главного конструктора Е.С.Корсукова была сконцентрирована на создании проекта 1910. Головным исполнителем проектов определено ЦКБ "Волна" Минсудпрома СССР. Главный конструктор комплекса пр.1851 С.М.Бавилин. На должность заместителей Бавилин С.М. пригласил Терешкина В.М. и Дубницкого Д.Н., на должность ведущих конструкторов - Уварова В.А. и Дешкина Е.А., а главным конструктором энергетической установки - Романова Б.Л. При проектировании вероятно был учтен опыт эксплуатации глубоководного комплекса "Селигер".
Атомная глубоководная станция могла эксплуатироваться самостоятельно, но штатно её планировалось использовать с подводной лодкой-носителем. Лодка-носитель с АГС прибывала в район проведения работ, АГС расстыковывалась с лодкой-носителем и выполняла работы на дне самостоятельно. После чего пристыковывалась обратно к носителю для пополнения запасов либо в связи с прекращением работ.
В 1972 г. на Ленинградском адмиралтейском объединении начата подготовка к строительству АГС проектов 18510 и 1910. В 1973 г. завершен технический проект АГС пр.18510. После защиты технического проекта главным конструктором С.М.Бавилиным было предложено полностью изменить техпроект - особенно в части энергетической установки. Решение было поддержано заказчиком в лице Главкома ВМФ СССР С.Горшкова. В 1974 г. СПМБ Машиностроения и ЦПБ «Волна» были объединены в СПМБМ «Малахит», которому и было поручено сопровождение разработки и строительства АГС пр.1910 и комплекса пр.1851. В разработке АГС приняли участие специалисты ЦНИИ им.академика Крылова, ЦНИИКМ "Прометей" (конструкционные материалы), ЦНИИТС, ЦНИИСЭТ, ЛПО "Электросила" и др.
В качестве носителя АГС была определена переоборудованная ПЛАРК пр.675. Проект модернизации по пр.675Н был поручен ЛПМБ "Рубин". Флот выделил для модернизации по проекту ПЛАРК К-170 пр.675 11-й дивизии 1-й флотилии ВМФ СССР. После модернизации лодка получила название КС-86. Переоборудование ПЛА-носителя начато на СРЗ "Звездочка" в Северодвинске в январе 1973 г. и завершено в 1981 г.
В 1978 г. в сформированный ВМФ отряд гидронавтов для обучения были набраны 1-й и 2-й экипажи головной станции АС-23 комплекса пр.1851.
АГС пр.18511 "Палтус" - PALTUS (MilitaryRussia.Ru, ретушь фото ОСК). | | | | | ДАННЫЕ НА 2022 г. (стандартное пополнение) | | Исследовательская атомная подводная лодка / атомная подводная лодка специального назначения (ПЛАСН). Лодка-носитель разработана на базе ПЛАРК пр.949А ЦКБ МТ "Рубин" по заказу ГУГИ Министерства обороны России. Подводная лодка-носитель спасательных глубоководных обитаемых и автономных необитаемых подводных аппаратов предназначена для проведения разноплановых научных исследований в удаленных районах океана, участия в поисково-спасательных операциях. Так же ПЛА будет обеспечивать как установку различного подводного оборудования так и его инспекцию, участвовать в испытаниях новых образцов научно-исследовательской аппаратуры, вести мониторинг подводных транспортных магистралей.
Государственный контракт №748/31/664ПМ-2009/27-09 от 19.05.2009 г. на выполнение ОКР "Перемонтировка" заключен между ЦКБ МТ "Рубин" и Министерством обороны России (ист. - ЦКБ МТ "Рубин", годовой отчет за 2012 г.). Впервые информация о планах по переоборудованию ПЛА "Белгород" (заказ №664 / 91664) в лодку-носитель подводных аппаратов опубликована в 2010 г. (источник). Еще в феврале 2012 г. тогдашний Главком ВМФ России Владимир Высоцкий заявлял о планах использования в качестве лодки специального назначения недостроенной ПЛАРК "Белгород". 25 апреля 2012 г. между ПО "Севмаш" и ЦКБ МТ "Рубин" подписан Договор № 89/08118 на разработку конструкторской документации заказа проекта 09852 в объеме перечня рабочей конструкторской документации задела зав.№664 пр.949А. Государственный контракт №66-12 на выполнение ОКР по ПЛАСН пр.09852 зав. № 664 заключен 11.09.2012 г. между Минобороны России и ОАО «ЦКБ МТ «Рубин». Договор 4967/8312/147-12 49367/8312 на выполнение СЧ ОКР по теме «строительство ПЛАСН», шифр "СМП-ПН", проекта 09852, зав. № 664 подписан между ОАО «ЦКБ МТ «Рубин» и ОАО «Севмаш» 11.09.2012 г. (источник).
20 декабря 2012 г. в цехе №55 ПО "Севмаш" (г.Северодвинск) по пр.09852 была перезаложена недостроенная ПЛАРК К-329 "Белгород" пр.949АМ (заводской №664, 85% готовности). По состоянию на середину 2015 г. работы по переоборудованию ПЛА продолжаются и готовность лодки прогнозируется не ранее 2016-2017 г.г. Модернизация ПЛАСН заметно затянулась и только 23.04.2019 г. лодка была выведена из цеха ПО "Севмаш" и позже спущена на воду для достройки на плаву. Далее, 25.06.2021 г. ПЛАСН впервые вышла на заводские ходовые испытания, передача Флоту планируется на конец 2021 г., но в итоге ПЛАСН без испытаний предполагаемого основного комплекса вооружений с беспилотными атомными подводными аппаратами "Посейдон" передана Флоту 8 июля 2022 г.
Примечание: информации об официальном именовании лодки как КС-329 ("крейсерская специальная") или БС-329 ("большая специальная") пока не было - наименование носит предположительный характер.
ПЛАСН БС-329 "Белгород" пр.09852 предположительно в Белом море в октябре 2022 г. (фото из архива KURYER) | | | | | ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение) Комплекс пр.10830 / 1083К "Калитка" / 1083КМ, АГС пр.10831 / "пр.210 Лошарик" - LOSHARIK АС-31
| | Атомная глубоководная станция 1 ранга / специальная атомная подводная лодка / глубоководное техническое средство (ГТС) - компонент комплекса пр.1083К. Глубоководная атомная станция спроектирована СПМБМ "Малахит". Главный конструктор - С.М.Бавилин (после 2001 г., вероятно, Коновалов Ю.М.). Создание эскизного проекта комплекса второго поколения пр.10830 / пр.1083 с глубоководной станцией пр.10831 и ПЛА-носителем пр.09786 "Оренбург" (БС-136) велось с использованием опыта создания экспериментальных комплексов пр.1851. После защиты эскизного проекта АГС пр.10830 оформлено Постановление СМ СССР о создании АГС пр.10831 с полисферическим прочным корпусом. Организовано выполнение ОКР по отработке технологии изготовления полисферического прочного корпуса и моноблоков легковесного заполнителя, а так же по созданию комплектующего станцию оборудования. Судя по всему, к 1988-1990 г.г. разработаны и утверждены технический и рабочий проекты станции. Разработка проектов велась одновременно с макетированием размещения оборудования в сферических отсеках лодки. В 1991 г. при практически готовых блоках прочного корпуса АГС по техническому заданию заказчика выполнена корректировка технического проекта 10830 в части размещения в носовой части АГС дополнительного вооружения (вероятно, систем специального оборудования). Откорректированный технический проект пр.10830 / 1083К комплекса представлен и защищен в мае 1992 г. Данные содержащиеся в настоящей статье являются гипотетическими и прикидочными. Все факты и данные либо вымышленные либо основаны на открытых и несекретных источниках информации (см.ниже). Предположительно на фото АГС пр.10831 АС-31 зав.№01210 "Лошарик". По версии источника снимок выполнен в районе Северодвинска. Дата снимка неизвестна - вряд ли ранее 2005 г. и не позже лета 2014 г. (журнал Top Gear via http://forums.airbase.ru). | | | | | ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение) | | Большая атомная подводная лодка специального назначения / стратегический атомный подводный крейсер (источник) / носитель роботизированных подводных аппаратов. Разработчиком подводной лодки является ЦКБ МТ "Рубин" (источник). ПЛА будет первым полноценным носителем новой системы вооружения ("Статус-6" / 2М39 "Посейдон"), прототипы которой отрабатывались на опытовой ПЛ пр.20120 "Саров". В середине 2010-х годов так же обсуждались предположения о том, что данная ПЛА является лодкой дальнего гидроакустического дозора или даже атомной глубоководной станцией, но эти гипотезы были ошибочны.
Вероятно, 19.06.2012 г. подписан Государственный контракт №66-12 на поставку Флоту ПЛА пр.09851 (источник). Контракт № 120-14 от 03.06.2014 г. заключен между ОАО «ПО «Севмаш» и ОАО «ЦКБ «МТ «Рубин» на выполнение составной части ОКР «Калитка-СМП» на строительство ПЛА пр.09851 (источник). Позже в 2016 г. сообщается, что работы по пр.09851 ведутся в соответствии с техническим заданием № БЛИЦ.360029.608ТЗ шифр СЧ ОКР «ГТС-К» (источник). В 2017 г. впервые в отечественном атомном подводном кораблестроении конструкторами ПКБ Севмаша при строительстве АПЛ создается полная 3D-модель корпуса корабля. Пилотным проектом послужила АПЛ «Хабаровск». Она создается как носитель роботизированных средств ВМФ, которые предназначены для разведки дна и недр Мирового океана, мониторинга континентального шельфа, охраны и прикрытия использования сил флота. Кроме того, заводские конструкторы разработали и внедрили программы, с помощью которых выпускается и плазовая документация на строительство этого корабля. Как поясняет Главный конструктор Севмаша Юрий Спиридонов применение современных технологий повысило качество и значительно снизило продолжительность и трудоемкость работ (источник).
Закладка головной ПЛА "Хабаровск" состоялась 27 июля 2014 г. в цехе №50 ПО "Севмаш" (г.Северодвинск). 25.05.2018 г. СМИ сообщили о прохождении элементами прочного корпуса ПЛА гидравлических испытаний (источник). Строительство лодки по планам 2016 г. предполагалось завершить до 2020 г. (источник). В середине 2019 г. появилась информация о планах спуска лодки на воду до конца 2019 г. (источник). 20.04.2020 г. СМИ сообщили о планах спуска на воду ПЛА "Хабаровск" в мае-июне 2020 г. и планах на проведение испытаний лодки в течение двух лет (источник). Позже, 24.08.2020 г. на форуме "Армия-2020" генеральный директор ПО "Севмаш" Михаил Будниченко заявил, что спуск "Хабаровска" на воду в 2020 г. вообще не планировался. 07.11.2020 г. сообщается, что ПЛА "Хабаровск" планируется вывести из цеха и спустить на воду в первом полугодии 2021 г. (источник). При этом в ПО "Севмаш" и в 2020 и в 2021 году сообщали лишь о строительстве ПЛА "Хабаровск" и, соответственно, ни в 2021 ни в 2022 годах вывод лодки из эллинга не выполнялся. По состоянию на начало 2023 года ожидается, что лодка будет спущена на воду в 2023 году - официальных подтверждений этому пока нет.
В 2016 г. сообщается о планах ЦКБ МТ "Рубин" провести ОКР по проектированию и сопровождению постройки на ПО "Севмаш" заказа проекта 09853 (источник). Можно сделать предположение о том, что пр.09851 является головной лодкой серии специализированных субмарин-носителей комплекса 2М39, а лодки пр.09853, которые планируется строить серией - серийными лодками-носителями.
15.01.2021 г. в СМИ появилась информация о строительстве ПЛАСН "Ульяновск" по проекту 09853 со сдачей Флоту до 2027 г. Информация не соответствует действительности и вся информация с датами и планами в сообщении относится к ПЛА "Ульяновск" пр.885М.
Предположительный облик ПЛА пр.09851 "Хабаровск" (MilitaryRussia.ru, 2020 г.) | | | | | ДАННЫЕ НА 2021 г. (стандартное пополнение) | | Атомная подводная лодка специального назначения (ПЛАСН) / научно-исследовательская подводная лодка (НИПЛ). Лодка-носитель атомных глубоководных станций (АГС) разработана на базе ПЛАРБ пр.667БДРМ ЦКБ МТ "Рубин" по заказу ГУГИ Министерства обороны России. В 1999 г. ПЛАРБ К-64 пр.667БДРМ - DELTA-IV (зав.№381 / 07381, заложена 18.12.1982 г. на ПО "Севмаш") поставлена к стенке ЦС "Звездочка" (г.Северодвинск) для дальнейшего ремонта с переделкой по пр.09787.
26 февраля 2004 г. ЦКБ МТ "Рубин" заключен контракт №52-04 на проведение ОКР «Грунт-1» - предположительно по созданию комплекса оборудования для ПЛ пр.09787 (источник). В том же 2004 г. в рамках федеральной целевой программы "Мировой океан" принята подпрограмма "Создание технологий для освоения ресурсов и пространств Мирового Океана" в рамках которой разработаны проектно-конструкторские решения по использованию научно-исследовательской подводной лодки (НИПЛ) в интересах освоения шельфа (работы с потенциально-опасными подводными объектами - ППОО, подледная геологоразведка и т.п.). Работы по НИПЛ нашли применение при разработке проекта бортового научно-исследовательского комплекса (КНИБ) заказа №381 (ПЛА пр.09787) и в начатых работах по подготовке проекта постановления Правительства РФ по использованию НИПЛ для коммерческих целей (источник).
08 февраля 2008 г. между ЦС "Звездочка" и ЦКБ МТ "Рубин" заключен договор №178-07/600 на выпуск рабочей конструкторской документации по пр.09787, со сроком исполнения - декабрь 2013 г., сумма договора - 348,6 млн. руб (источник). Договор №85-08/600 на техническое сопровождение переоборудования заказа зав. №381 заключен 13.12.2008 г., срок исполнения – декабрь 2015 г., сумма - 443,7 млн. руб (источник, ЦКБ МТ "Рубин" годовой отчет за 2012 г.). По состоянию на 2012 г. ПЛ находится с вырезанным ракетным отсеком в цехе №15 ЦС "Звездочка", на лодке ведутся работы по переоборудованию. Прогнозируемый срок готовности - 2014 -2015 г.г. В 2015 г. по заказу зав.№381 «Подмосковье» получено заключение ОНТЦ «Румб», АО «ОСК», Минпромторг РФ по уровню цены переоборудования лодки. Заключение направлено в Министерство обороны России для пересмотра цены по контракту (ист. - Годовой отчет ЦС "Звездочка" за 2015 г.).
11 августа 2015 г. состоялся вывод ПЛА БС-64 "Подмосковье" из эллинга ЦС "Звездочка". Передача лодки Флоту ожидалась в конце 2015 г., но в 2015 г. сдача лодки Флоту запланирована на 2016 г. (ист. - Годовой отчет ЦС "Звездочка" за 2015 г.). 22 октября 2016 г. ПЛАСН БС-64 "Подмосковье" вышла из Северодвинска на первый этап ходовых испытаний в Белое море (источник). После ходовых и государственных (ноябрь-декабрь 2016 г.) испытаний ПЛАСН передана Флоту 26 декабря 2016 г. и после передачи Флоту лодка, вероятно, войдет в состав 29-й отдельной бригады подводных лодок Северного флота (губа Оленья).
В декабре 2017 г. проведены испытания модернизированного глубоководного комплекса пр.1083КМ предположительно с лодкой-носителем пр.09787 БС-64 "Подмосковье" (источник).
| | | | | Атомная глубоководная станция 1 ранга / специальная атомная подводная лодка / глубоководное техническое средство. Проектирование атомных глубоководных станций для выполнения специальных задач на дне Мирового океана начато по Постановлению Совмина СССР 1972 г. о создании автономной атомной глубоководной станции (АГС) пр.1910 "Яуза" (впоследствии заменен на "Кашалот") и комплекса пр.1851. Головным исполнителем проектов определено ЦКБ "Волна" Минсудпрома СССР. По пр.1910 главный констркутор - Е.С.Корсуков, заместитель - С.М.Бавилин. Позже приказом министра судостроительной промышленности для проектирования АГС пр.1910 была создана специальная конструкторская группа под руководством Юрия Михайловича Коновалова. В 1974 г. СПМБ Машиностроения и ЦПБ «Волна» объединены в СПМБМ «Малахит», которому и было поручено сопровождение автономной АГС пр.1910 и комплексов пр.1851 и позже пр.1083. В разработке АГС приняли участие специалисты ЦНИИ им.академика Крылова, ЦНИИКМ "Прометей" (конструкционные материалы), ЦНИИТС, ЦНИИСЭТ, ЛПО "Электросила" и др. В 1972 г. на Ленинградском адмиралтейском объединении (г.Ленинград) начата подготовка к строительству АГС проектов 18510 и 1910. В августе 1976 г. в цехе №9 изготовлена первая секция головного заказа 01401 проекта. Официальная закладка АГС - 20.11.1977 г. В 1978 г. завершено формирование корпуса заказа и выполнены гидравлические испытания. Осенью 1982 г. АГС спущена на воду (25.11.1982 г.) и через 6 месяцев на лодке проведены первые испытания ядерной энергетической установки (май 1983 г.). Осенью 1983 г. АГС отправлена для продолжения испытаний на сдаточную базу ЛАО в Северодвинске.Опыт полученный при создании и испытаниях головной АГС проекта 1910 использован при создании АГС пр.1851. Головная АГС проекта принята ВМФ в опытную эксплуатацию 31.12.1986 г. Строительство серии из трех лодок завершено 16.12.1994 г. передачей ВМФ третьей лодки. Все ПЛА пр.1910 проходили или проходят службу на Северном флоте в составе 29-й отдельной бригады ПЛ ВМФ в Оленьей губе. В октябре 1976 г., в соответствии с Приказом Главкома ВМФ СССР, для эксплуатации глубоководных станций, по образцу отряда космонавтов, был сформирован отряд гидронавтов. Кандидаты в отряд должны были: прослужить на ПЛ ВМФ СССР не менее 5 лет, быть членом КПСС и пройти медицинскую комиссию по требованиям, которым должны были соответствовать космонавты. Формирование отряда было начато на территории 39-й бригады строящихся подводных лодок на улице Римского-Корсакова в Ленинграде. Первым офицером отряда был Платон Александрович Чеботаев, который сформировал отряд и был назначен заместителем командира отряда. Позднее отряду предоставили небольшой городок на Шкиперском протоке, в котором до этого физики исследовали воздействие ядерного излучения на живые организмы. Там отряд просуществовал до 1992 года. Летом 1977 года для обучения, в 15-ю ЦНИИЛ были набраны 23 офицера ВМФ СССР, из которых должны были сформировать два экипажа опытовой АГС АС-13 (пр.1910). Из набранных офицеров был сформирован 6-й отдел 15-й ЦНИИЛ, который организационно подчинялся начальнику 5-го отдела капитану 1 ранга Мазульникову Е.М. В 1979 г. для базового обслуживания АГС и эксплутации их носителей на Северном флоте в губе Оленья начато формирование 29-й отдельной бригады ПЛ КСФ. В 1980 г. первые гидронавты отряда начали эксплуатацию буксируемого комплекса "Селигер" (источник, источник). | | | | | ДАННЫЕ НА 2014 г. (стандартное пополнение) | | Погружающийся катер - носитель водолазов. Разработан ЦКБ "Лазурит" в 2001-2002 г.г., наблюдающие от ВМФ России - Гребенчук В.М., Харитонов В.В., Овчинников А.В., Берков Ю.А. Разработка велась в рамках ОКР "Тритон-НН" и "Фурнитура" (второе - возможно, самостоятельное изделие). Проведение испытаний катера планировалось в ноябре 2008 н. в пос.Парусное (источник, источник). В итоге, в декабре 2008 г. проведены государственные испытания опытного образца погружающегося катера. Согласно "Годового отчета ЦКБ "Лазурит" за 2008 г. в течение года велась подготовка проекта к серийному производству.
Катер способен глиссировать по воде, а также двигаться под водой, и предназначен в основном для выполнения диверсионных операций со скрытной высадкой на вражеский берег (источник).
| | | | | ДАННЫЕ НА 2014 г. (стандартное пополнение) | | Опытовая большая дизель-электрическая подводная лодка ("Б"). Разработка эскизного проекта лодки-стенда "Сарган" завершена ЦКБ МТ "Рубин" в марте 1988 г. Главный конструктор - А.В.Белов. В марте 1989 г. утвержден технический проект и начат выпуск рабочих чертежей лодки. Есть предположение, что основой конструкции корпуса послужил проект ПЛ 877Б. Единственная ПЛ проекта "Сарган" - Б-90 (заводской №137) - заложена на заводе "Красное Сормово" (г.Нижний Новгород) 18 сентября 1988 г. с плановым сроком сдачи Флоту в 1993 г. Строительство лодки прекращено в 1998 г. при готовности 40%. Решение о достройке опытовой лодки на ПО "Севмаш" принято в октябре 2001 г. Корпус ПЛ "Сарган" поступил для достройки по доработанному (июнь 2003 г.) пр.20120 (главный конструктор А.П.Праселин) в цех №42 ПО "Севмаш" в г.Северодвинск в августе 2003 г. Ответственный сдатчик лодки - Б.Н.Сорокин, сдаточный механик - Ю.С.Мельчаков. Переустановка закладной доски на ПЛ - 19 марта 2006 г. (2007 г. по др.данным). 26 мая 2007 г. приказом №025 Главкома ВМФ лодке присвоено имя "Саров". 14 декабря 2007 г. ПЛ выведена из сборочного цеха ПО "Севмаш" и 24 декабря 2007 г. спущена на воду (в Северодвинске). Швартовые испытания начаты 1 января 2008 г. В июле 2008 г. лодка успешно прошла заводские ходовые и государственные испытания и принята ВМФ России 7 августа 2008 г. Базируется на Северном флоте (2009-2012 г.г. - г.Северодвинск). Опытовая ПЛ пр.20120 Б-90 "Саров", вариант фото без ретуши (фото - http://sevmash.ru, 2008 г.). | | | | | ДАННЫЕ НА 2013 г. (стандартное пополнение) пр.1710 / 01710 "Макрель" - BELUGA СС-533 | | Средняя специальная (опытовая) дизель-электрическая подводная лодка ("СС"). Разработана СПМБМ "Малахит", главный конструктор Г.П.Москалев, научный руководитель создания ПЛ - В.М.Пашин (НИИ им.Крылова). ПЛ создавалась для изучения поведения в воде новой формы корпуса, а так же для опытов с впрыском полимерных растворов для снижения гидродинамического сопротивления. Разработка лодки начата в 1982 г. ПЛ СС-533 (единственная построенная, заводской №01620) заложена на заводе "Судомех" (г.Ленинград) 22 октября 1985 г., спущена на воду 5 октября 1986 г. Достройка лодки производиласна плаву в акватории бывшего Ново-Адмиралтейского завода с использованием плавдок СПД-2М для проведения работ на подводной части корпуса. Главный строитель - С.П.Зеленский, ответственный сдатчик - В.М.Ильин, сдаточный механик - Ю.К.Учаев. Швартовые испытания ПЛ прошли с 14 октября по 23 ноября 1986 г. Заводские ходовые испытания проходили на Черном море (Балаклава) с конца 1986 г. по 29 октября 1989 г. после транспортировки туда ПЛ внутренними водными путями.
Лодка принята ВМФ 19 декабря 1987 г. (Черноморский флот). В 1992 г. экспериментальные исследования на лодке прекращены. После нескольких лет эксплуатации и экспериментов лодка выведена из боевого состава флота (2002 г.) и утилизирована (разделана на металл) в Севастополе. Так же встречается наименование ПЛ СС-533 - "Форель" - ошибочное.
Согласно одной из версий работа над проектом опытовой подводной лодки-либоратории для изучения процессов обтекания была начата в СКБ-143 (ныне СПМБМ "Малахит") еще в 1960 г. Технический проект разработан в 1975 г. Строительство же начато по пр.1710 лишь в 1985 г. ПЛ пр.1710 СС-533 в Южной бухте, г.Севастополь, август 1996 г. На заднем плане две ПЛ пр.690 BRAVO и ПЛ пр.641 FOXTROT (фото Ильи Курганова, взято с http://roteflotte.de) Опытовая ПЛ СС-533 пр.1710 - BELUGA (http://roteflotte.de) Опытовая ПЛ СС-533 пр.1710 - BELUGA на рейде Севастополя, 1995 г. (автор фото - А.Кузенков, http://forum.sevastopol.info). | | | | | ДАННЫЕ НА 2013 г. (стандартное пополнение) Комплекс "Архипелаг" Комплекс "Селигер" с ПЛ-носителем пр.611П
| | Комплекс с буксируемым подводным аппаратом / научно-исследовательский комплекс с наблюдательной камерой. Официальная версия гласит, что с целью обнаружения кабелей американских ГАС, расположенных у входов в отечественные военно-морские базы предполагалось создать и отработать комплекс средств противодействия. На глубине до 2000 метров кабели закапывались в грунт на 40-50 сантиметров, а на большей глубине просто лежали на дне. В угрожаемый период предполагалось уничтожение кабелей дистанционно с корабля или самолета (источник). Судя по всему, в состав комплекса средств входила подводная лодка со средствами обнаружения кабелей на дне моря и глубоководный аппарат для точной идентификации и определения координат кабеля.
Для нужд Главного Управления по Глубоководным Исследованиям (ГУГИ) ВМФ СССР в 1960-е годы 170-м отдельным конструкторско-технологическим бюро (бывшее СКБ-1 КМОЛЗ) был разработан проект комплекса с буксируемым аппаратом с большой глубиной погружения. На Кронштадтском Морском Заводе (КМОЛЗ) был построен опытный образец буксируемого аппарата "Архипелаг" с надводным кораблем-носителем и с переходом экипажа с носителя в аппарат через люк, находящийся в верхней части аппарата. В ходе натурных глубоководных испытаний без экипажа в 1967 г. была достигнута глубина 2000 м. С экипажем при проведении океанских испытаний была достигнута глубина 1500 м. Испытания на Балтике завершились гибелью аппарата "Архипелаг" - во время одного из всплытий входной люк захлестнуло волной и аппарат утонул. Всего было совершено не менее трех автономных спусков (источник).
Серийный буксируемый аппарат "Селигер" сразу проектировался с носителем - подводной лодкой и без люка в верхней части корпуса. Подводная лодка в качестве носителя была выбрана в т.ч. с целью снижения зависимости аппарата от погодных условий. В качестве носителя было решено использовать ПЛ пр.611 - ZULU. Техническое проектирование комплекса завершена СКБ-170 в 1967 г. Всего на Кронштадском Морском Заводе (КМОЛЗ) построено три аппарата в 1970 г.
Модели буксируемых аппаратов "Селигер". ООО "Корвет", г.Северодвинск, 2012 г. ( http://www.corvette-shipmodels.ru). Лодка-носитель БС-69 в походе. Экипаж работает с кабель-тросом. Возможно, фото 1988 г. (фото из архива Волка, http://tsushima.su). ПЛ пр.611 ZULU-II, Северный флот ( http://militaryphotos.net). По данным из статьи А.В,Буриличева "Глубоководные технические средства" ( источник) на фото ПЛ-носитель подводных аппаратов "Архипелаг" и "Селигер" - БС-69 - либо это ошибка либо на фото лодка Б-69 до оснащения новой ГАС и переоборудования. | | | | | Средняя дизель-электрическая подводная лодка-мишень ("С"). НИОКР начаты по постановлению СМ СССР от 28 февраля 1963 г. в ЦКБ-112 (позже переименовано в ЦКБ "Лазурит") совместно с ЦНИИ им.А.Н.Крылова и 1-м ЦНИИ ВМФ. Главный конструктор Е.В.Крылов. Основна цель создания лодки-мишени - обеспечение испытаний новых систем противолодочного оружия по натурной модели ПЛ вероятного противника в реальной обстановке. Технический проект был отработан в 1963 г. без эскизного проекта. ПЛ-мишени строились на заводе №199 "Им. Ленинского Комсомола" (г.Комсомольск-на-Амуре). Головная ПЛ проекта (С-368) заложена 20 сентября 1966 г., спущена на воду 3 сентября 1967 г. и принята ВМФ 31 декабря 1967 г. Всего в период до 31 октября 1970 г. флоту сдано 4 ПЛ пр.690. | | | | | ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение) пр.16810 "Русь" пр.16811 "Консул" | | Обитаемый самоходный глубоководный подводный аппарат / корабль 3 ранга - автономный глубоководный аппарат. Проект аппарата разработан СПМБМ "Малахит" (г.Санкт-Петербург). Проектирование глубоководного аппарата по заданию ВМФ СССР и рассчитанного на погружение на глубину до 6000 м по пр.16810 начато в 1984 г. СПМБМ "Малахит" под руководством главного конструктора В.Г.Маркова (с 1993 г. - Е.М.Разумихин). В проектировании аппарата приняли участие ЦНИИ конструкционных материалов "Прометей", НПО "Винт", ЦНИИ "Аврора", ЦНИИ "Морфизприбор", НПО "Норд", НПО "Пролетарский завод" и НПО "Электротехника". Технический проект аппарата пр.18810 разработан по заказу ВМФ СССР под руководством В.Г.Маркова в 1987 г. Одновременно предложен проект аппарата с улучшенными ТТХ (будущий пр.16811). В 1989 г. выпущена рабочая конструкторская документация по откорректированному пр.16810. В 1989 г. так же произведена корректировка проекта морскую геологоразведку под требования Морского регистра СССР и выпущена рабочая конструкторская документация пр.16811. Заказчик второго аппарата (пр.16811 "Консул") до 1992 г. - Министерство геологии СССР, после 1992 г. - Роснедра.
Подготовка к строительству аппаратов пр.16810 и пр.16811 начата на "Адмиралтейских верфях" в 1989 г. и в 1991-1992 г.г. соответственно. Официальная закладка аппарата АС-37 "Русь" пр.16810 состоялась 1 июня 1992 г. в цехе №12 (ССП-125 - участок глубоководных аппаратов) "Адмиралтейских верфей". Испытания аппарата АС-37 "Русь" начаты в 1998 г., спуск на воду произведен 20 мая 1999 г. В 2001 г. аппарат совершил первые погружения в Балтийском море. Заводские ходовые и государственные испытания аппарата "Русь" проводились на Балтийском море, что не позволило провести испытания с погружением на максимальную глубину. В период государственных испытаний была выполнена проверка аварийного всплытия аппарата с отдачей крышки бункера маневрового балласта (чугунная дробь) и отдачи устройства постановки на основание с дифферентными грузами. Такое испытания проводилось впервые. Комиссия госприемки приняла опытный автономный глубоководный аппарат «Русь» в опытную эксплуатацию в состав ВМФ России на Балтийском море с ограничением глубины погружения, достигнутой на государственных испытаниях. В соответствии с решением Главнокома ВМФ и директора Российского агентства по судостроению № 743/5/1245 от 3 ноября 2000 г. погружение опытного аппарата на глубину 6000 м не проводилось. Этим же решением было принято предложение Госкомиссии выполнить модернизационные работы как на аппарате «Русь», так и на судне-носителе пр.141 с последующим проведением глубоководных погружений на 3000 м и 6000 м в Атлантическом океане.
В 2001-2005 г.г. аппарат АС-37 "Русь" проходит модернизацию, приближающую его возможности к пр.16811. В 2005 г. на аппарате "Русь" совершено погружение на глубину 3600 м (ист. - Буриличев А., интервью). После совершения глубоководного погружения в декабре 2006 г. у Азорских островов аппарат в феврале 2007 г. принят на вооружением ВМФ России.
Глубоководный аппарат АС-37 "Русь" пр.16810 во время испытаний, фото 29 июня 2011 г. (фото из архива Gogs, http://forums.airbase.ru). Глубоководный аппарат АС-39 "Консул" пр.16811 во время испытаний, фото 2010-2011 г.г. (фото из архива Gogs, http://forums.airbase.ru). | | | | | ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение) пр.865 "Пиранья" - LOSOS | | Малая специальная подводная лодка ("МС"). ТТЗ ВМФ СССР на создание специальной малой ПЛ было выдано КБ "Малахит" в 1976 г. (главный конструктор - Л.В.Чернопятов, позже - Ю.К.Минеев). В 1984 г. главным конструктором проекта назначен Ю.К.Минеев и 15 июля 1984 г. на заводе "Ленинградское Адмиралтейское объединение" заложена головная ПЛ МС-520 (спущена на воду 20 августа 1986 г.). Вторая ПЛ МС-521 заложена там же 1 декабря 1987 г. Заводские ходовые и позже государственные испытания ПЛ производились на Балтике с базированием ПЛ в Палдиски (Эстония). Первая ПЛ МС-520 принята ВМФ для проведения годичной опытной эксплуатации 30 декабря 1988 г., вторая - 25 декабря 1990 г. Базирование - Лиепая, Балтийский флот. Лодки выведены из состава ВМФ в 1999 г., но еще в 1998 г. в одном из цехов Кронштадского морского завода разрезаны на металл.
ПЛ МС-520 пр.865 "Пиранья" - LOSOS на испытаниях (Адмиралтейские верфи подводному флоту России. С.-Пб., "Гангут", 2003 г.) | | | | | ДАННЫЕ НА 2012 г. (стандартное пополнение) пр.1832 "Поиск-2" - MODERN SEVERАГА-6 АС-8 АС-24 АС-27 пр.1847 "Поиск-2С" (проект) | | Обитаемый самоходный глубоководный подводный аппарат / глубоководный комплекс с судном-носителем первого поколения. Проект тактико-технического задания на создание аппарата получен ЛПМБ "Рубин" в начале 1966 г. Назначение аппарата - проведение поисковых и научно-исследовательских работ в интересах ВМФ на глубинах материкового склона до 2000 м. Одна из целей такого рода аппаратов - допоиск, классификация и обследование затонувших объектов. Главный конструктор - Н.А.Климов, ведущий конструктор по предэскизному проекту - Е.Н.Шахинин. Работы по предэскизному проекту велись с начала 1966 г. в группе Н.М.Климова. В конце 1966 г. проект передан главному конструктору Ю.К.Сапожкову, заместители - Г.Г.Кацман, Е.Н.Шахинин и М.Н.Диомидов. К концу 1966 г. создание предэскизного проекта в варианте с жидким и твердым легковесными заполнителями (см.Конструкция) завершено. Проект Постановления СМ СССР и проект приказа Минсудпрома СССР на рабочее проектирование согласованы к сентябрю 1967 г. В 1967 г. начато создание эскизного проекта. Опытовый глубоководный аппарат АГА-6. Балаклава, 1993 г. (фото из архива пользователя diletant2010, http://forums.airbase.ru). Глубоководный аппарат АС-8 "Поиск-2" пр.1832 на ходовых испытаниях (фото из архива Gogs, http://forums.airbase.ru). Глубоководный аппарат АС-24 "Поиск-2" пр.1832 (фото из архива Gogs, http://forums.airbase.ru). Аппарат АС-27 "Поиск-2" в трюме спасательного судна "Алагез", Тихоокеанский флот, 2010 г. (автор фото - Дмитрий Корнилов, http://www.northlands.ru). | | | | | ДАННЫЕ НА 2009 г. (стандартное пополнение) | | Большая спасательная дизель-электрическая подводная лодка ("БС"). НИОКР начаты ЦКБ-112 (позже переименовано в ЦКБ "Лазурит") в 1964-1968 г.г. в ходе проработки технических решений спасательной подводной лодки. Решение СМ СССР о проектировании и строительстве принято 20 сентября 1967 г. Проектирование велось с использованием опыта испытаний и опытной эксплуатации спасательной ПЛ пр.666. Технический проект ПЛ "Ленок" разработан в 1969 г. (без эскизного проекта, главный конструктор Б,А,Леонтьев). Рабочие чертежи ПЛ пр.940 готовы к 1972 г. и начаты работы по подготовке строительства ПЛ на заводе "Им. Ленинского Комсомола" (г.Комсомольск-на-Амуре). Головная ПЛ БС-486 (заводской №194) заложена 22 февраля 1974 г., спущена на воду 7 сентября 1975 г. и сдана ВМФ 21 января 1976 г. Вторую лодку БС-257 (заводской №195) заложили 23 февраля 1978 г., спустили на воду 27 мая 1979 г. и сдали ВМФ 1 сентября 1979 г. Головная ПЛ передана в опытную эксплуатацию (1976-1978 г.г.) в ВМФ 9 февраля 1976 г. на Тихоокеанский флот (вторая ПЛ БС-257 перешла на Северный флот). | | | | | ДАННЫЕ НА 2009 г. (стандартное пополнение) пр.617 WHALE | | Опытная средняя ПЛ с парогазотурбинной силовой установкой (построен один экземпляр - С-99). При создании энергетической установки ПЛ пр.617 использовался опыт создания аналогичной ДУ на перекиси водорода немецкого конструктора Г.Вальтера (ПЛ XXVI серии) и работы немецких специалистов в интересах ВМФ СССР (начаты в 1946 г.) над ПЛ пр.616. НИОКР ПЛ пр.617 велись ЦКБ-18 (главный конструктор А.А.Антипин), разработка ДУ - СКБ-143. Предэскизный проект завершен в конце 1947 г. В мае 1948 г. работы исходя из специфики и опытного характера проекта переданы в СКБ-143 в полном объеме (главный конструктор А.А.Антипин, помощник - С.Н.Ковалев). Строительство ПЛ велось на заводе "Судомех". Предполагалось, что после окончания испытаний опытной ПЛ, будет построена серия в 100 шт. ПЛ заложена 5 февраля 1951 г., спущена на воду 5 февраля 1952 г. и принята в опытную эксплуатацию и для испытаний в ВМФ 20 марта 1956 г. | | | | | | | Каталог военной техники: Последние комментарии САУ Бури испытывалось на переоборудованном Як-25. Астрокорректор поставили во второй кабине. | Не последние люди в программе - Михаил Иванович Леднев и Виктор Павлович Викуленков | 001.jpg002.jpg003.jpg | Для получения телеметрии был специально выпущен Ту-16РТ. Судьба борта после окончании... | boyan | Буря 001.pngБуря 002.png | Кстати.. надо по материалам Пита статью сделать... материалов не много, но в память надо... | не могу найти(((... увы... надо самарцев спрашивать | DIMMI Wrote: ...в виде фрагментов детских площадок (если не шутил покойный Пит и... | Целиком кажется нет... но фрагменты есть в Самаре - в том числе в виде фрагментов... |
|