MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.) | Статьи

пр.675Н / пр.06754

ДАННЫЕ НА 2017 г. (в работе)
пр.675Н / пр.06754
КС-86

Атомная подводная лодка специального назначения (ПЛАСН) / опытно-экспериментальная лодка-носитель атомных глубоководных станций (АГС). Проектирование атомных глубоководных станций для выполнения специальных задач начато по Постановлению Совмина СССР 1972 г. о создании атомной глубоководной станции (АГС) пр.1910 "Кашалот" и комплекса пр.1851 с ПЛАСН-носителем пр.675Н и АГС пр.18510. Головным исполнителем проектов АГС определено ЦКБ "Волна" Минсудпрома СССР. Главный конструктор комплекса пр.1851 - С.М.Бавилин. На должность заместителей Бавилин С.М. пригласил Терешкина В.М. и Дубницкого Д.Н., на должность ведущих конструкторов - Уварова В.А. и Дешкина Е.А., а главным конструктором энергетической установки - Романова Б.Л. При проектировании вероятно был учтен опыт эксплуатации глубоководного комплекса "Селигер".

В качестве носителя АГС была определена переоборудованная ПЛАРК пр.675. Проект модернизации по пр.675Н был поручен ЛПМБ "Рубин". В 1973 г. завершен технический проект АГС пр.18510. В 1974 г. СПМБ Машиностроения и ЦПБ «Волна» были объединены в СПМБМ «Малахит», которому и было поручено сопровождение АГС пр.1910 и комплекса пр.1851.

Флот выделил для модернизации по проекту ПЛАРК К-170 пр.675 11-й дивизии 1-й флотилии ВМФ СССР. После модернизации лодка получила название КС-86. Переоборудование ПЛА-носителя начато на СРЗ "Звездочка" в Северодвинске в январе 1973 г. и завершено в 1981 г.  (спуск на воду - декабрь 1980 г.). В 1978 г. в сформированный ВМФ отряд гидронавтов для обучения были набраны 1-й и 2-й экипажи головной станции АС-23 комплекса пр.1851. В 1981 г. опытная ПЛАСН КС-86 включена в состав 6-го отдельного дивизиона ПЛ (позже - 29-я отдельная бригада ПЛ) Северного флота, пункт базирования - губа Оленья. В 1983-1984 г.г. начаты испытания лодки-носителя в составе комплекса с АГС пр.18510. Опытовая АГС проекта - АС-23 - в ходе прохождения испытаний в 1986 г. впервые осуществила подводную стыковку с лодкой- носителем пр.675Н (источник).

24 июня 1991 г. ПЛАСН КС-86 исключена из боевого состава Флота и поставлена на прикол в губе Оленья. В 2000-2001 г.г. ПЛ переведена для утилизации в СРЗ "Нерпа". 2004-2005 г.г. - лодка утилизирована на СРЗ "Нерпа".


ПЛА-носитель КС-86 пр.675Н, опубликовано  в 2011 г. (фото из архива sam7, http://forums.airbase.ru).
Автор: DIMMI Создан: 16.01.2017 22:08:35 Комментариев: 3 Читать всю статью

пр.1851 / 18510 / 18511 - X-RAY / PALTUS

ДАННЫЕ НА 2014 г. (стандартное пополнение)
Комплекс пр.1851, лодка пр.18510 "Нельма" - X-RAY / NELMA
АС-23
пр.18511 "Палтус" - PALTUS

АС-21
АС-35

Атомная глубоководная станция / специальная атомная подводная лодка / глубоководное техническое средство (подобные наименования используются в некоторых источниках). Проектирование атомных глубоководных станций для выполнения специальных задач начато по Постановлению Совмина СССР 1972 г. о создании атомной глубоководной станции (АГС) пр.1910 "Кашалот" и комплекса пр.1851. Головным исполнителем проектов определено ЦКБ "Волна" Минсудпрома СССР. Главный конструктор комплекса пр.1851 - С.М.Бавилин. На должность заместителей Бавилин С.М. пригласил Терешкина В.М. и Дубницкого Д.Н., на должность ведущих конструкторов - Уварова В.А. и Дешкина Е.А., а главным конструктором энергетической установки - Романова Б.Л. При проектировании вероятно был учтен опыт эксплуатации глубоководного комплекса "Селигер".

В качестве носителя АГС была определена переоборудованная ПЛАРК пр.675. Проект модернизации по пр.675Н был поручен ЛПМБ "Рубин". Флот выделил для модернизации по проекту ПЛАРК К-170 пр.675 11-й дивизии 1-й флотилии ВМФ СССР. После модернизации лодка получила название КС-86. Переоборудование ПЛА-носителя начато на СРЗ "Звездочка" в Северодвинске в январе 1973 г. и завершено в 1981 г. В 1973 г. завершен технический проект АГС пр.18510. После защиты технического проекта главным конструктором С.М.Бавилиным было предложено полностью изменить техпроект - особенно в части энергетической установки. Решение было поддержано заказчиком в лице Главкома ВМФ СССР С.Горшкова. В 1974 г. СПМБ Машиностроения и ЦПБ «Волна» были объединены в СПМБМ «Малахит», которому и было поручено сопровождение АГС пр.1910 и комплекса пр.1851. В 1978 г. в сформированный ВМФ отряд гидронавтов для обучения были набраны 1-й и 2-й экипажи головной станции АС-23 комплекса пр.1851.

Опытовая АГС проекта - АС-23 - в ходе прохождения испытаний в 1986 г. впервые осуществила подводную стыковку с лодкой- носителем (источник). АС-23 принята в состав Флота 30 декабря 1986 г. По состоянию на осень 2011 г. ПЛ АС-23 уже несколько лет находилась в Северодвинске у стенки СРЗ "Звездочка". 2 февраля 2012 г. во время пресс-тура АГС АС-23 была обнаружена в цеху СРЗ "Звездочка", где, вероятно, проходит ремонт (возможно, с модернизацией).


АГС АС-23 пр.18510 "Нельма" - X-RAY рядом с АГС пр.1910 у стенки СРЗ "Звездочка" в Северодвинске, 18.11.2010 г. (фото - maverick, http://www.klubsmi.ru).

Автор: DIMMI Создан: 24.06.2011 21:01:37 Комментариев: 55 Читать всю статью

пр.09787 - DELTA-IV STRETCH

ДАННЫЕ НА 2016 г. (стандартное пополнение)
пр.09787 - DELTA-IV STRETCH
БС-64 "Подмосковье"

Атомная подводная лодка специального назначения (ПЛАСН) / научно-исследовательская подводная лодка (НИПЛ). Лодка-носитель атомных глубоководных станций (АГС) разработана на базе ПЛАРБ пр.667БДРМ ЦКБ МТ "Рубин" по заказу ГУГИ Министерства обороны России. В 1999 г. ПЛАРБ К-64 пр.667БДРМ - DELTA-IV (зав.№381 / 07381, заложена 18.12.1982 г. на ПО "Севмаш") поставлена к стенке ЦС "Звездочка" (г.Северодвинск) для дальнейшего ремонта с переделкой по пр.09787.

26 февраля 2004 г. ЦКБ МТ "Рубин" заключен контракт №52-04 на проведение ОКР «Грунт-1» - предположительно по созданию комплекса оборудования для ПЛ пр.09787 (источник). В том же 2004 г. в рамках федеральной целевой программы "Мировой океан" принята подпрограмма "Создание технологий для освоения ресурсов и пространств Мирового Океана" в рамках которой разработаны проектно-конструкторские решения по использованию научно-исследовательской подводной лодки (НИПЛ) в интересах освоения шельфа (работы с потенциально-опасными подводными объектами - ППОО, подледная геологоразведка и т.п.). Работы по НИПЛ нашли применение при разработке проекта бортового научно-исследовательского комплекса (КНИБ) заказа №381 (ПЛА пр.09787) и в начатых работах по подготовке проекта постановления Правительства РФ по использованию НИПЛ для коммерческих целей (источник).

08 февраля 2008 г. между ЦС "Звездочка" и ЦКБ МТ "Рубин" заключен договор №178-07/600 на выпуск рабочей конструкторской документации по пр.09787, со сроком исполнения - декабрь 2013 г., сумма договора - 348,6 млн. руб (источник). Договор №85-08/600 на техническое сопровождение переоборудования заказа зав. №381 заключен 13.12.2008 г., срок исполнения – декабрь 2015 г., сумма - 443,7 млн. руб (источник, ЦКБ МТ "Рубин" годовой отчет за 2012 г.). По состоянию на 2012 г. ПЛ находится с вырезанным ракетным отсеком в цехе №15 ЦС "Звездочка", на лодке ведутся работы по переоборудованию. Прогнозируемый срок готовности - 2014 -2015 г.г.  В 2015 г. по заказу зав.№381 «Подмосковье» получено заключение
ОНТЦ «Румб», АО «ОСК», Минпромторг РФ по уровню цены переоборудования лодки. Заключение направлено в Министерство обороны России для пересмотра цены по контракту (ист. - Годовой отчет ЦС "Звездочка" за 2015 г.).

11 августа 2015 г. состоялся вывод ПЛА БС-64 "Подмосковье" из эллинга ЦС "Звездочка". Передача лодки Флоту ожидалась в конце 2015 г., но в 2015 г. сдача лодки Флоту запланирована на 2016 г. (ист. - Годовой отчет ЦС "Звездочка" за 2015 г.). 22 октября 2016 г. ПЛАСН БС-64 "Подмосковье" вышла из Северодвинска на первый этап ходовых испытаний в Белое море (источник). После ходовых и государственных (ноябрь-декабрь 2016 г.) испытаний ПЛАСН передана Флоту 26 декабря 2016 г. и после передачи Флоту лодка, вероятно, войдет в состав 29-й отдельной бригады подводных лодок Северного флота (губа Оленья).


Возвращение ПЛАСН пр.09787 БС-64 "Подмосковье" из первого выхода на ходовые испытания, г.Северодвинск, 12.11.2016 г. (http://zvezdochka-ru.livejournal.com/).
Автор: DIMMI Создан: 06.09.2013 02:17:43 Комментариев: 19 Читать всю статью

пр.09786 - DELTA-III STRETCH

ДАННЫЕ НА 2016 г. (стандартное пополнение)
пр.09786 "Грунт-1" - DELTA-III STRETCH
БС-136 "Оренбург"

Атомная подводная лодка специального назначения (ПЛАСН) / большая научно-исследовательская ПЛА-носитель с дополнительными спасательными функциями "Грунт-1" (ист. - "О генеральном.."). Лодка-носитель разработана на базе ПЛАРБ пр.667БДР - DELTA-III в ЦКБ МТ "Рубин" по заказу ГУГИ Министерства обороны России. Главный конструктор - Е.А.Горигледжан (ист. - "О генеральном.."). Предназначение - транспортировака атомных глубоководных станций (АГС) в район выполнения задач, дополнительные функции - выполнение спасательных работ - планировалось реализовать на второй лодке проекта (ист. - "О генеральном.."). Создание эскизного проекта комплекса второго поколения пр.10830 / пр.1083 с глубоководной станцией пр.10831 ("Лошарик") и ПЛА-носителем пр.09786 "Оренбург" (БС-136) велось с использованием опыта создания экспериментальных комплексов пр.1851. Откорректированный технический проект пр.10830 / 1083К комплекса (в части АГС)  представлен и защищен в мае 1992 г. Кроме АГС пр.10831 лодка-носитель пр.09786 может нести АГС АС-35 пр.18511 "Палтус".

Переоборудование ПЛАРБ К-129 (заводской №398) пр.667БДР начато ЦС "Звездочка" в Северодвинске в мае 1994 г. и завершено 23 декабря 2002 г. К марту 2005 г. лодка предположительно принята Флотом в состав 29-й отдельной бригады ПЛ Северного флота, губа Оленья (источник). В период с 2004 по 2007 г.г. проведены заводские, государственные и глубоководные испытания специальной опытовой атомной глубоководной станции  пр.10831 АС-12 - LOSHARIK в Белом, Баренцевом, Норвежском и Гренландском морях. Носителем АГС являлась ПЛАСН пр.09786 БС-136 "Оренбург" (источник).

Возможно, в период 2008-2010 г.г. лодка дорабатывалась по итогам эксплуатации и испытаний АГС пр.10831 АС-12 - LOSHARIK в 2004-2007 г.г. Такой вывод косвенно подтверждает то, что ходовые испытания лодки состоялись в августе-сентябре 2011 г. (источник). По неподтвержденным данным 6 января 2013 г. на ПЛ спущен Флаг ВМФ и лодка выведена из состава Флота, но при этом в конце июля 2013 г. лодку посетила делегация Оренбургской области (см.ниже). В любом случае в 2013 г. ожидался вывод ПЛ-носителя из состава Флота (источник).


ПЛАСН БС-136 "Оренбург" пр.09786, Североморск, 13 августа 2013 г. (фото - Сергей Киценко, http://vk.com/russian_fleet).
Автор: DIMMI Создан: 06.09.2013 02:20:08 Комментариев: 6 Читать всю статью

пр.10830 / пр.10831 / пр.210 - LOSHARIK

ДАННЫЕ НА 2016 г. (стандартное пополнение)
Комплекс пр.10830 "Калитка" / 1083К, АГС пр.10831 / "пр.210 Лошарик" - LOSHARIK
АС-31

Атомная глубоководная станция 1 ранга / специальная атомная подводная лодка / глубоководное техническое средство (ГТС) - компонент комплекса пр.1083К. Глубоководная атомная станция спроектирована СПМБМ "Малахит". Главный конструктор - С.М.Бавилин (после 2001 г., вероятно, Коновалов Ю.М.). Создание эскизного проекта комплекса второго поколения пр.10830 / пр.1083 с глубоководной станцией пр.10831 и ПЛА-носителем пр.09786 "Оренбург" (БС-136) велось с использованием опыта создания экспериментальных комплексов пр.1851. После защиты эскизного проекта АГС пр.10830 оформлено Постановление СМ СССР о создании АГС пр.10831 с полисферическим прочным корпусом. Организовано выполнение ОКР по отработке технологии изготовления полисферического прочного корпуса и моноблоков легковесного заполнителя, а так же по созданию комплектующего станцию оборудования. Судя по всему, к 1988-1990 г.г. разработаны и утверждены технический и рабочий проекты станции. Разработка проектов велась одновременно с макетированием размещения оборудования в сферических отсеках лодки. В 1991 г. при практически готовых блоках прочного корпуса АГС по техническому заданию заказчика  выполнена корректировка технического проекта 10830 в части размещения в носовой части АГС дополнительного вооружения (вероятно, систем специального оборудования). Откорректированный технический проект пр.10830 / 1083К комплекса представлен и защищен в мае 1992 г.

Данные содержащиеся в настоящей статье являются гипотетическими и прикидочными. Все факты и данные либо вымышленные либо основаны на открытых и несекретных источниках информации (см.ниже).


Предположительно на фото АГС пр.10831 АС-31 зав.№01210 "Лошарик". По версии источника снимок выполнен в районе Северодвинска. Дата снимка неизвестна - вряд ли ранее 2005 г. и не позже лета 2014 г. (журнал Top Gear via http://forums.airbase.ru).

Автор: DIMMI Создан: 10.06.2011 15:55:15 Комментариев: 181 Читать всю статью

пр.09852

ДАННЫЕ НА 2016 г. (стандартное пополнение)
пр.09852
КС-139 "Белгород"

Исследовательская атомная подводная лодка / атомная подводная лодка специального назначения (ПЛАСН). Лодка-носитель разработана на базе ПЛАРК пр.949А ЦКБ МТ "Рубин" по заказу ГУГИ ВМФ России. Подводная лодка-носитель спасательных глубоководных обитаемых и автономных необитаемых подводных аппаратов предназначена для проведения разноплановых научных исследований в удаленных районах океана, участия в поисково-спасательных операциях. Так же ПЛА будет обеспечивать как установку различного подводного оборудования так и его инспекцию, участвовать в испытаниях новых образцов научно-исследовательской аппаратуры, вести мониторинг подводных транспортных магистралей.

Государственный контракт №748/31/664ПМ-2009/27-09 от 19.05.2009 г. на выполнение ОКР "Перемонтировка" заключен между ЦКБ МТ "Рубин" и Министерством обороны России (ист. - ЦКБ МТ "Рубин", годовой отчет за 2012 г.). Впервые информация о планах по переоборудованию ПЛА "Белгород" (заказ №664 / 91664) в лодку-носитель подводных аппаратов опубликована в 2010 г. (источник). Еще в феврале 2012 г. тогдашний Главком ВМФ России Владимир Высоцкий заявлял о планах использования в качестве лодки специального назначения недостроенной ПЛАРК "Белгород". 25 апреля 2012 г. между ПО "Севмаш" и ЦКБ МТ "Рубин" подписан Договор № 89/08118 на разработку конструкторской документации заказа проекта 09852 в объеме перечня рабочей конструкторской документации задела зав.№664 пр.949А. Государственный контракт №66-12 на выполнение ОКР по ПЛАСН пр.09852 зав. № 664 заключен 11.09.2012 г. между Минобороны России и ОАО «ЦКБ МТ «Рубин». Договор 4967/8312/147-12 49367/8312 на выполнение СЧ ОКР по теме «строительство ПЛАСН», шифр "СМП-ПН", проекта 09852, зав. № 664 подписан между ОАО «ЦКБ МТ «Рубин» и ОАО «Севмаш» 11.09.2012 г. (источник).

20 декабря 2012 г. в цехе №55 ПО "Севмаш" (г.Северодвинск) по пр.09852 была перезаложена ПЛАРК К-139 "Белгород" пр.949АМ (заводской №664). По состоянию на середину 2015 г. работы по переоборудованию ПЛА продолжаются и готовность лодки прогнозируется не ранее 2016-2017 г.г.



Предполагаемый вид ПЛАСН КС-139 "Белгород" пр.09852 по мотивам новостного сюжета ТВ России, октябрь 2015 г. (19.01.2016 г., использован рисунок АГС от HISutton, http://militaryrussia.ru).

Автор: DIMMI Создан: 20.12.2012 17:29:18 Комментариев: 24 Читать всю статью

пр.667АН / пр.09774 - YANKEE STRETCH

ДАННЫЕ НА 2015 г. (стандартное пополнение)
пр.667АН / пр.09774 - YANKEE STRETCH
КС-411 / БС-411 "Оренбург"

Атомная подводная лодка специального назначения (ПЛАСН) / лодка-носитель атомных глубоководных станций (АГС) / большая научно-исследовательская ПЛА-носитель глубоководных научно-исследовательских средств (ист. - "О генеральном"). Лодка разработана на базе ПЛАРБ пр.667А - YANKEE в ЦКБ МТ "Рубин" по заказу ГУГИ Министерства обороны России. Главный конструктор - Е.А.Горигледжан (ист. - "О генеральном"). Год разработки проекта - 1982 г. Предназначение - транспортировака атомных глубоководных станций (АГС) в район выполнения задач и обеспечение их работы в районе цели.

Для переоборудования по пр.09774 была выбрана ПЛАРБ К-411 пр.677А (зав.№430). Переоборудование выполнялось на СРЗ "Звездочка" в Северодвинске с 20 октября1983 г. Ответственный сдатчик - Е.Н.Диордица, сдаточный механик - П.Н.Глаз (ист. - Штурм глубины). В июне 1990 г. лодка спущена на воду и после швартовных и ходовых испытаний 30.12.1990 г. принята ВМФ СССР. Базирование - 29-я особая бригада ПЛ Северного флота, Оленья губа.

В некоторых источниках проект лодки называется как пр.667АН с предполагаемой расшифровкой как "А-Научный".

Подводная лодка "Оренбург" пр.09774 утилизирована на ЦС "Звездочка" в Северодвинске в 2009 г.


ПЛА-носитель пр.09774 БС-411 "Оренбург". Оленья губа, 2000 г. (http://en.wikipedia.org).
Автор: DIMMI Создан: 20.09.2013 02:18:38 Комментариев: 3 Читать всю статью

пр.09851

ДАННЫЕ НА 2015 г. (стандартное пополнение)
пр.09851 "Калитка-СМП"
"Хабаровск"

Атомная подводная лодка специального назначения / стратегический атомный подводный крейсер (источник). Вероятно, ПЛА является или лодкой дальнего гидроакустического дозора, слухи о которой уже пару лет муссируются в СМИ. Либо ПЛА является лодкой-носителем модернизированных атомных глубоководных станций и другой подводной техники. Так же есть ничем не подкрепленная гипотеза о том, что ПЛА проекта будет первым серийным носителем новой системы вооружения, которая отрабатывалась на ПЛ пр.20120 "Саров". Согласно озвученной информации по наименованию ОКР (источник) есть вероятность того, что ПЛА является атомной глубоководной станцией нового поколения.

Контракт № 120-14 от 03.06.2014 г. заключен между ОАО «ПО «Севмаш» и ОАО «ЦКБ «МТ «Рубин» на выполнение составной части ОКР «Калитка-СМП» на строительство ПЛА пр.09851 (источник). Соответственно, разработчиком ПЛА является ЦКБ МТ "Рубин".

Закладка головной ПЛА состоялась 27 июля 2014 г. в цехе №50 ПО "Севмаш" (г.Северодвинск).


Предположительный облик ПЛА пр.09851 как атомной глубоководной станции (http://militaryrussia.ru, 25.06.2015 г.).
Автор: DIMMI Создан: 30.07.2014 00:33:17 Комментариев: 38 Читать всю статью

пр.21310 Тритон-НН

ДАННЫЕ НА 2014 г. (стандартное пополнение)
пр.21310 "Тритон-НН"

Погружающийся катер - носитель водолазов. Разработан ЦКБ "Лазурит" в 2001-2002 г.г., наблюдающие от ВМФ России - Гребенчук В.М., Харитонов В.В., Овчинников А.В., Берков Ю.А. Разработка велась в рамках ОКР "Тритон-НН" и "Фурнитура" (второе - возможно, самостоятельное изделие). Проведение испытаний катера планировалось в ноябре 2008 н. в пос.Парусное (источник, источник). В итоге, в декабре 2008 г. проведены государственные испытания опытного образца погружающегося катера. Согласно "Годового отчета ЦКБ "Лазурит" за 2008 г. в течение года велась подготовка проекта к серийному производству. 

Катер способен глиссировать по воде, а также двигаться под водой, и предназначен в основном для выполнения диверсионных операций со скрытной высадкой на вражеский берег (источник).


Рисунок погружающегося катера пр.21310 "Тритон-НН", первая публикация - 2003 г. (http://otvaga2004.mybb.ru/).
Автор: DIMMI Создан: 15.11.2014 19:37:06 Комментариев: 1 Читать всю статью

пр.20120 - SAROV

ДАННЫЕ НА 2014 г. (стандартное пополнение)
пр.20120 - SAROV
Б-90 "Саров"

Опытовая большая дизель-электрическая подводная лодка ("Б"). Разработка эскизного проекта лодки-стенда "Сарган" завершена ЦКБ МТ "Рубин" в марте 1988 г. Главный конструктор - А.В.Белов. В марте 1989 г. утвержден технический проект и начат выпуск рабочих чертежей лодки. Есть предположение, что основой конструкции корпуса послужил проект ПЛ 877Б. Единственная ПЛ проекта "Сарган" - Б-90 (заводской №137) - заложена на заводе "Красное Сормово" (г.Нижний Новгород) 18 сентября 1988 г. с плановым сроком сдачи Флоту в 1993 г. Строительство лодки прекращено в 1998 г. при готовности 40%.

Решение о достройке опытовой лодки на ПО "Севмаш" принято в октябре 2001 г. Корпус ПЛ "Сарган" поступил для достройки по доработанному (июнь 2003 г.) пр.20120 (главный конструктор А.П.Праселин) в цех №42 ПО "Севмаш" в г.Северодвинск в августе 2003 г. Ответственный сдатчик лодки - Б.Н.Сорокин, сдаточный механик - Ю.С.Мельчаков. Переустановка закладной доски на ПЛ - 19 марта 2006 г. (2007 г. по др.данным). 26 мая 2007 г. приказом №025 Главкома ВМФ лодке присвоено имя "Саров". 14 декабря 2007 г. ПЛ выведена из сборочного цеха ПО "Севмаш" и 24 декабря 2007 г. спущена на воду (в Северодвинске). Швартовые испытания начаты 1 января 2008 г. В июле 2008 г. лодка успешно прошла заводские ходовые и государственные испытания и принята ВМФ России 7 августа 2008 г. Базируется на Северном флоте (2009-2012 г.г. - г.Северодвинск).


Опытовая ПЛ пр.20120 Б-90 "Саров", вариант фото без ретуши (фото - http://sevmash.ru, 2008 г.).
Автор: DIMMI Создан: 02.07.2009 00:39:33 Комментариев: 138 Читать всю статью

пр.1910 - UNIFORM

ДАННЫЕ НА 2014 г. (стандартное пополнение)
пр.1910 / пр.19100 "Кашалот" - UNIFORM
АС-13
АС-15
АС-33

Атомная глубоководная станция 1 ранга / специальная атомная подводная лодка / глубоководное техническое средство. Проектирование атомных глубоководных станций для выполнения специальных задач начато по Постановлению Совмина СССР 1972 г. о создании автономной атомной глубоководной станции (АГС) пр.1910 "Кашалот" и комплекса пр.1851. Головным исполнителем проектов определено ЦКБ "Волна" Минсудпрома СССР. По пр.1910 главный констркутор - Е.С.Корсуков, заместитель - С.М.Бавилин. Позже приказом министра судостроительной промышленности для проектирования АГС пр.1910 была создана специальная конструкторская группа под руководством Юрия Михайловича Коновалова. В 1974 г. СПМБ Машиностроения и ЦПБ «Волна» объединены в СПМБМ «Малахит», которому и было поручено сопровождение автономной АГС пр.1910 и комплексов пр.1851 и позже пр.1083.

В октябре 1976 г., в соответствии с Приказом Главкома ВМФ СССР, для эксплуатации глубоководных станций, по образцу отряда космонавтов, был сформирован отряд гидронавтов. Кандидаты в отряд должны были: прослужить на ПЛ ВМФ СССР не менее 5 лет, быть членом КПСС и пройти медицинскую комиссию по требованиям, которым должны были соответствовать космонавты. Формирование отряда было начато на территории 39-й бригады сроящихся подводных лодок на улице Римского-Корсакова в Ленинграде. Первым офицером отряда был Платон Александрович Чеботаев, который сформировал отряд и был назначен заместителем командира отряда. Позднее отряду предоставили небольшой городок на Шкиперском протоке, в котором до этого физики исследовали воздействие ядерного излучения на живые организмы. Там отряд просуществовал до 1992 года. В 1979 году в отряд для обучения были набраны 1-й и 2-й экипажи АГС 1-го ранга АС-13 пр.1910. В 1979 г. для базового обслуживания АГС и эксплутации их носителей на Северном флоте в губе Оленья начато формирование 29-й отдельной бригады ПЛ КСФ. В 1980 г. первые гидронавты отряда начали эксплуатацию буксируемого комплекса "Селигер" (источник).


Атомная глубоководная станция АС-33 пр.1910 - UNIFORM. Предположительно 1990-е годы (фото - US NAVY, http://www.dodmedia.osd.mil).
Автор: DIMMI Создан: 01.05.2010 10:27:38 Комментариев: 82 Читать всю статью

пр.1710 / 01710 Макрель - BELUGA

ДАННЫЕ НА 2013 г. (стандартное пополнение)
пр.1710 / 01710 "Макрель" - BELUGA
СС-533

Средняя специальная (опытовая) дизель-электрическая подводная лодка ("СС"). Разработана СПМБМ "Малахит", главный конструктор Г.П.Москалев, научный руководитель создания ПЛ - В.М.Пашин (НИИ им.Крылова). ПЛ создавалась для изучения поведения в воде новой формы корпуса, а так же для опытов с впрыском полимерных растворов для снижения гидродинамического сопротивления. Разработка лодки начата в 1982 г. ПЛ СС-533 (единственная построенная, заводской №01620) заложена на заводе "Судомех" (г.Ленинград) 22 октября 1985 г., спущена на воду 5 октября 1986 г. Достройка лодки производиласна плаву в акватории бывшего Ново-Адмиралтейского завода с использованием плавдок СПД-2М для проведения работ на подводной части корпуса. Главный строитель - С.П.Зеленский, ответственный сдатчик - В.М.Ильин, сдаточный механик - Ю.К.Учаев. Швартовые испытания ПЛ прошли с 14 октября по 23 ноября 1986 г. Заводские ходовые испытания проходили на Черном море (Балаклава) с конца 1986 г. по 29 октября 1989 г. после транспортировки туда ПЛ внутренними водными путями.

Лодка принята ВМФ 19 декабря 1987 г. (Черноморский флот). В 1992 г. экспериментальные исследования на лодке прекращены. После нескольких лет эксплуатации и экспериментов лодка выведена из боевого состава флота (2002 г.) и утилизирована (разделана на металл) в Севастополе. Так же встречается наименование ПЛ СС-533 - "Форель" - ошибочное.

Согласно одной из версий работа над проектом опытовой подводной лодки-либоратории для изучения процессов обтекания была начата в СКБ-143 (ныне СПМБМ "Малахит") еще в 1960 г. Технический проект разработан в 1975 г. Строительство же начато по пр.1710 лишь в 1985 г.
 


ПЛ пр.1710 СС-533 в Южной бухте, г.Севастополь, август 1996 г. На заднем плане две ПЛ пр.690 BRAVO и ПЛ пр.641 FOXTROT (фото Ильи Курганова, взято с http://roteflotte.de)


Опытовая ПЛ СС-533 пр.1710 - BELUGA (http://roteflotte.de)


Опытовая ПЛ СС-533 пр.1710 - BELUGA на рейде Севастополя, 1995 г. (автор фото - А.Кузенков, http://forum.sevastopol.info).

Автор: DIMMI Создан: 23.06.2009 01:13:50 Комментариев: 6 Читать всю статью

Архипелаг / Селигер

ДАННЫЕ НА 2013 г. (стандартное пополнение)
Комплекс "Архипелаг"
Комплекс "Селигер" с ПЛ-носителем пр.611П


Комплекс  с буксируемым подводным аппаратом / научно-исследовательский комплекс с наблюдательной камерой. Официальная версия гласит, что с целью обнаружения кабелей американских ГАС, расположенных у входов в отечественные военно-морские базы предполагалось создать и отработать комплекс средств противодействия. На глубине до 2000 метров кабели закапывались в грунт на 40-50 сантиметров, а на большей глубине просто лежали на дне. В угрожаемый период предполагалось уничтожение кабелей дистанционно с корабля или самолета (источник). Судя по всему, в состав комплекса средств входила подводная лодка со средствами обнаружения кабелей на дне моря и глубоководный аппарат для точной идентификации и определения координат кабеля.

Для нужд Главного Управления по Глубоководным Исследованиям (ГУГИ) ВМФ СССР в 1960-е годы 170-м отдельным конструкторско-технологическим бюро (бывшее СКБ-1 КМОЛЗ) был разработан проект комплекса с буксируемым аппаратом с большой глубиной погружения. На Кронштадтском Морском Заводе (КМОЛЗ) был построен опытный образец буксируемого аппарата "Архипелаг" с надводным кораблем-носителем и с переходом экипажа с носителя в аппарат через люк, находящийся в верхней части аппарата. В ходе натурных глубоководных испытаний без экипажа в 1967 г. была достигнута глубина 2000 м. С экипажем при проведении океанских испытаний была достигнута глубина 1500 м. Испытания на Балтике завершились гибелью аппарата "Архипелаг" - во время одного из всплытий входной люк захлестнуло волной и аппарат утонул. Всего было совершено не менее трех автономных спусков (источник). 

Серийный буксируемый аппарат "Селигер" сразу проектировался с носителем - подводной лодкой и без люка в верхней части корпуса. Подводная лодка в качестве носителя была выбрана в т.ч. с целью снижения зависимости аппарата от погодных условий. В качестве носителя было решено использовать ПЛ пр.611 - ZULU. Техническое проектирование комплекса завершена СКБ-170 в 1967 г. Всего на  Кронштадском Морском Заводе (КМОЛЗ) построено три аппарата в 1970 г.


Модели буксируемых аппаратов "Селигер". ООО "Корвет", г.Северодвинск, 2012 г. (http://www.corvette-shipmodels.ru).


Лодка-носитель БС-69 в походе. Экипаж работает с кабель-тросом. Возможно, фото 1988 г. (фото из архива Волка, http://tsushima.su).


ПЛ пр.611 ZULU-II, Северный флот (http://militaryphotos.net). По данным из статьи А.В,Буриличева "Глубоководные технические средства" (источник)  на фото ПЛ-носитель подводных аппаратов "Архипелаг" и "Селигер" - БС-69 - либо это ошибка либо на фото лодка Б-69 до оснащения новой ГАС и переоборудования.
Автор: DIMMI Создан: 24.11.2012 00:32:24 Комментариев: 27 Читать всю статью

пр.690 - BRAVO

ДАННЫЕ НА 2013 г. (стандартное пополнение)
пр.690 "Кефаль" - BRAVO
С-368
С-226
С-256
С-310
 
Средняя дизель-электрическая подводная лодка-мишень ("С"). НИОКР начаты по постановлению СМ СССР от 28 февраля 1963 г. в ЦКБ-112 (позже переименовано в ЦКБ "Лазурит") совместно с ЦНИИ им.А.Н.Крылова и 1-м ЦНИИ ВМФ. Главный конструктор Е.В.Крылов. Основна цель создания лодки-мишени - обеспечение испытаний новых систем противолодочного оружия по натурной модели ПЛ вероятного противника в реальной обстановке. Технический проект был отработан в 1963 г. без эскизного проекта.  ПЛ-мишени строились на заводе №199 "Им. Ленинского Комсомола" (г.Комсомольск-на-Амуре). Головная ПЛ проекта (С-368) заложена 20 сентября 1966 г., спущена на воду 3 сентября 1967 г. и принята ВМФ 31 декабря 1967 г. Всего в период до 31 октября 1970 г. флоту сдано 4 ПЛ пр.690.
 


ПЛ-мишень С-310 пр.690 BRAVO ВМФ СССР на испытаниях (фото из архива Волка, http://tsushima.su).


ПЛ-мишень пр.690 BRAVO ВМФ СССР, Севастополь, 1974 г. (фото из архива murzik, http://forums.airbase.ru).


ПЛ-мишень пр.690 BRAVO ВМФ СССР(фото US NAVY, 1983 г., http://www.defenseimagery.mil).


ПЛ-мишень пр.690 BRAVO ВМФ СССР (фото US NAVY, 1985 г., http://www.defenseimagery.mil).


ПЛ-мишень пр.690 BRAVO ВМФ СССР, 1980-е - начало 1990-х годов (фото - Г.Г.Кисилев, http://forums.airbase.ru).


ПЛ-мишень С-310 пр.690 BRAVO ВМФ России, Черноморский флот, 1992 г. (фото из архива vas63, http://tsushima.su).

Автор: DIMMI Создан: 17.06.2009 23:45:44 Комментариев: 14 Читать всю статью

пр.16810 Русь / пр.16811 Консул

ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение)
пр.16810 "Русь"
пр.16811 "Консул"


Обитаемый самоходный глубоководный подводный аппарат / корабль 3 ранга - автономный глубоководный аппарат. Проект аппарата разработан СПМБМ "Малахит" (г.Санкт-Петербург). Проектирование глубоководного аппарата по заданию ВМФ СССР и рассчитанного на погружение на глубину до 6000 м по пр.16810 начато в 1984 г. СПМБМ "Малахит" под руководством главного конструктора В.Г.Маркова (с 1993 г. - Е.М.Разумихин). В проектировании аппарата приняли участие ЦНИИ конструкционных материалов "Прометей", НПО "Винт", ЦНИИ "Аврора", ЦНИИ "Морфизприбор", НПО "Норд", НПО "Пролетарский завод" и НПО "Электротехника". Технический проект аппарата пр.18810 разработан по заказу ВМФ СССР под руководством В.Г.Маркова в 1987 г. Одновременно предложен проект аппарата с улучшенными ТТХ (будущий пр.16811). В 1989 г. выпущена рабочая конструкторская документация по откорректированному пр.16810. В 1989 г. так же произведена корректировка проекта морскую геологоразведку под требования Морского регистра СССР и выпущена рабочая конструкторская документация пр.16811. Заказчик второго аппарата (пр.16811 "Консул") до 1992 г. - Министерство геологии СССР, после 1992 г. - Роснедра.

Подготовка к строительству аппаратов пр.16810 и пр.16811 начата на "Адмиралтейских верфях" в 1989 г. и в 1991-1992 г.г. соответственно. Официальная закладка аппарата АС-37 "Русь" пр.16810 состоялась 1 июня 1992 г. в цехе №12 (ССП-125 - участок глубоководных аппаратов) "Адмиралтейских верфей". Испытания аппарата АС-37 "Русь" начаты в 1998 г., спуск на воду произведен 20 мая 1999 г. В 2001 г. аппарат совершил первые погружения в Балтийском море. Заводские ходовые и государственные испытания аппарата "Русь" проводились на Балтийском море, что не позволило провести испытания с погружением на максимальную глубину. В период государственных испытаний была выполнена проверка аварийного всплытия аппарата с отдачей крышки бункера маневрового балласта (чугунная дробь) и отдачи устройства постановки на основание с дифферентными грузами. Такое испытания проводилось впервые. Комиссия госприемки приняла опытный автономный глубоководный аппарат «Русь» в опытную эксплуатацию в состав ВМФ России на Балтийском море с ограничением глубины погружения, достигнутой на государственных испытаниях. В соответствии с решением Главнокома ВМФ и директора Российского агентства по судостроению № 743/5/1245 от 3 ноября 2000 г. погружение опытного аппарата на глубину 6000 м не проводилось. Этим же решением было принято предложение Госкомиссии выполнить модернизационные работы как на аппарате «Русь», так и на судне-носителе пр.141 с последующим проведением глубоководных погружений на 3000 м и 6000 м в Атлантическом океане.

В 2001-2005 г.г. аппарат АС-37 "Русь" проходит модернизацию, приближающую его возможности к пр.16811. В 2005 г. на аппарате "Русь" совершено погружение на глубину 3600 м (ист. - Буриличев А., интервью). После совершения глубоководного погружения в декабре 2006 г. у Азорских островов аппарат в феврале 2007 г. принят на вооружением ВМФ России.




Глубоководный аппарат АС-37 "Русь" пр.16810 во время испытаний, фото 29 июня 2011 г. (фото из архива Gogs, http://forums.airbase.ru).


Глубоководный аппарат АС-39 "Консул" пр.16811 во время испытаний, фото 2010-2011 г.г. (фото из архива Gogs, http://forums.airbase.ru).
Автор: DIMMI Создан: 22.09.2011 13:34:09 Комментариев: 4 Читать всю статью

пр.865 - LOSOS

ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение)
пр.865 "Пиранья" - LOSOS

Малая специальная подводная лодка ("МС"). ТТЗ ВМФ СССР на создание специальной малой ПЛ было выдано КБ "Малахит" в 1976 г. (главный конструктор - Л.В.Чернопятов, позже - Ю.К.Минеев). В 1984 г. главным конструктором проекта назначен Ю.К.Минеев и 15 июля 1984 г. на заводе "Ленинградское Адмиралтейское объединение" заложена головная ПЛ МС-520 (спущена на воду 20 августа 1986 г.). Вторая ПЛ МС-521 заложена там же 1 декабря 1987 г.  Заводские ходовые и позже государственные испытания ПЛ производились на Балтике с базированием ПЛ в Палдиски (Эстония). Первая ПЛ МС-520 принята ВМФ для проведения годичной опытной эксплуатации 30 декабря 1988 г., вторая - 25 декабря 1990 г. Базирование - Лиепая, Балтийский флот. Лодки выведены из состава ВМФ в 1999 г., но еще в 1998 г. в одном из цехов Кронштадского морского завода разрезаны на металл.
 
ПЛ МС-520 пр.865 "Пиранья" - LOSOS на испытаниях (Адмиралтейские верфи подводному флоту России. С.-Пб., "Гангут", 2003 г.)
Автор: DIMMI Создан: 30.06.2009 23:46:23 Комментариев: 22 Читать всю статью

пр.1832 Поиск-2 - MODERN SEVER

ДАННЫЕ НА 2012 г. (стандартное пополнение)
пр.1832 "Поиск-2" - MODERN SEVER
АГА-6
АС-8
АС-24
АС-27
пр.1847 "Поиск-2С" (проект)

Обитаемый самоходный глубоководный подводный аппарат / глубоководный комплекс с судном-носителем первого поколения. Проект тактико-технического задания на создание аппарата получен ЛПМБ "Рубин" в начале 1966 г. Назначение аппарата - проведение поисковых и научно-исследовательских работ в интересах ВМФ на глубинах материкового склона до 2000 м. Одна из целей такого рода аппаратов - допоиск, классификация и обследование затонувших объектов. Главный конструктор - Н.А.Климов, ведущий конструктор по предэскизному проекту - Е.Н.Шахинин. Работы по предэскизному проекту велись с начала 1966 г. в группе Н.М.Климова. В конце 1966 г. проект передан главному конструктору Ю.К.Сапожкову, заместители - Г.Г.Кацман, Е.Н.Шахинин и М.Н.Диомидов. К концу 1966 г. создание предэскизного проекта в варианте с жидким и твердым легковесными заполнителями (см.Конструкция) завершено. Проект Постановления СМ СССР и проект приказа Минсудпрома СССР на рабочее проектирование согласованы к сентябрю 1967 г. В 1967 г. начато создание эскизного проекта.


Опытовый глубоководный аппарат АГА-6. Балаклава, 1993 г. (фото из архива пользователя diletant2010, http://forums.airbase.ru).


Глубоководный аппарат АС-8 "Поиск-2" пр.1832 на ходовых испытаниях (фото из архива Gogs, http://forums.airbase.ru).


Глубоководный аппарат АС-24 "Поиск-2" пр.1832 (фото из архива Gogs, http://forums.airbase.ru).


Аппарат АС-27 "Поиск-2" в трюме спасательного судна "Алагез", Тихоокеанский флот, 2010 г. (автор фото - Дмитрий Корнилов, http://www.northlands.ru).
Автор: DIMMI Создан: 04.07.2011 13:24:45 Комментариев: 3 Читать всю статью

пр.940 - INDIA

ДАННЫЕ НА 2009 г. (стандартное пополнение)
пр.940 "Ленок" - INDIA

Большая спасательная дизель-электрическая подводная лодка ("БС"). НИОКР начаты ЦКБ-112 (позже переименовано в ЦКБ "Лазурит") в 1964-1968 г.г. в ходе проработки технических решений спасательной подводной лодки. Решение СМ СССР о проектировании и строительстве принято 20 сентября 1967 г. Проектирование велось с использованием опыта испытаний и опытной эксплуатации спасательной ПЛ пр.666. Технический проект ПЛ "Ленок" разработан в 1969 г. (без эскизного проекта, главный конструктор Б,А,Леонтьев). Рабочие чертежи ПЛ пр.940 готовы к 1972 г. и начаты работы по подготовке строительства ПЛ на заводе "Им. Ленинского Комсомола" (г.Комсомольск-на-Амуре). Головная ПЛ БС-486 (заводской №194) заложена 22 февраля 1974 г., спущена на воду 7 сентября 1975 г. и сдана ВМФ 21 января 1976 г. Вторую лодку БС-257 (заводской №195) заложили 23 февраля 1978 г., спустили на воду 27 мая 1979 г. и сдали ВМФ 1 сентября 1979 г. Головная ПЛ передана в опытную эксплуатацию (1976-1978 г.г.) в ВМФ 9 февраля 1976 г.  на Тихоокеанский флот (вторая ПЛ БС-257 перешла на Северный флот).
 


Спасательная ПЛ пр.940 "Ленок" INDIA со спасательными аппаратами пр.1855 "Приз". Вероятно это БС-486, рядом ПЛ пр.641Б TANGO , 1998 г. (фото - Илья Курганов, http://deepstorm.ru, http://tsushima.su/forums).
 
Автор: DIMMI Создан: 27.06.2009 00:45:21 Комментариев: 4 Читать всю статью

пр.617 WHALE

ДАННЫЕ НА 2009 г. (стандартное пополнение)
пр.617 WHALE

Опытная средняя ПЛ с парогазотурбинной силовой установкой (построен один экземпляр - С-99). При создании энергетической установки ПЛ пр.617 использовался опыт создания аналогичной ДУ на перекиси водорода немецкого конструктора Г.Вальтера (ПЛ XXVI серии) и работы немецких специалистов в интересах ВМФ СССР (начаты в 1946 г.) над ПЛ пр.616. НИОКР ПЛ пр.617 велись ЦКБ-18 (главный конструктор А.А.Антипин), разработка ДУ - СКБ-143. Предэскизный проект завершен в конце 1947 г. В мае 1948 г. работы исходя из специфики и опытного характера проекта переданы в СКБ-143 в полном объеме (главный конструктор А.А.Антипин, помощник - С.Н.Ковалев). Строительство ПЛ велось на заводе "Судомех". Предполагалось, что после окончания испытаний опытной ПЛ, будет построена серия в 100 шт. ПЛ заложена 5 февраля 1951 г., спущена на воду 5 февраля 1952 г. и принята в опытную эксплуатацию и для испытаний в ВМФ 20 марта 1956 г.
 

ПЛ пр.617 WHALE на испытаниях (http://www.ckb-rubin.ru).
 
Автор: DIMMI Создан: 17.06.2009 00:36:59 Комментариев: 1 Читать всю статью

пр.1906 Поиск-6 - SUBMERSIBLE

ДАННЫЕ НА 2011 г. (требуется пополнение)
пр.1906 "Поиск-6" - SUBMERSIBLE
пр.1848 "Поиск-6С" (проект)

Обитаемый самоходный глубоководный подводный аппарат / глубоководный комплекс с судном-носителем первого поколения. В некотрых источниках аппарат классифицируется как "батискаф". Проект тактико-технического задания на создание аппарата получен ЛПМБ "Рубин" в начале 1966 г. Назначение аппарата - проведение поисковых и научно-исследовательских работ в интересах ВМФ на глубинах материкового склона до 6000 м. Одна из целей такого рода аппаратов - допоиск , классификация и обследование затонувших объектов. Главный конструктор - Н.А.Климов, ведущий конструктор по предэскизному проекту - Е.Н.Шахинин. Работы по предэскизному проекту велись с начала 1966 г. в группе Н.М.Климова. В конце 1966 г. проект передан главному конструктору Ю.К.Сапожкову, заместители - Г.Г.Кацман, Е.Н.Шахинин и М.Н.Диомидов. К концу 1966 г. создание предэскизного проекта в варианте с жидким и твердым легковесными заполнителями (см.Конструкция) завершено. Проект Постановления СМ СССР и проект приказа Минсудпрома СССР на рабочее проектирование согласованы к сентябрю 1967 г. В 1967 г. начато создание эскизного проекта.


Модель глубоководного аппарата "Поиск-6" пр.1906 в музее ЦНИИ им.академика А.Н.Крылова, 21.11.2011 г. (http://flotprom.ru).




Глубоководный аппарат АС-7 пр.1906 "Поиск-6" на Тихом океане (фото из архива sam7, http://forums.airbase.ru).

Автор: DIMMI Создан: 04.07.2011 18:08:55 Комментариев: 3 Читать всю статью
  • 1
  • 2

Каталог военной техники:



Наши партнеры:






free counters

Последние комментарии

Про задавливание АГК с кольями в грунт. Сначала приведу описание принципа управления...
Sinner75 2017-04-25 02:26
Снова АГК в первом приближении. Здесь бы следовало исправить, добавив развитое...
Sinner75 2017-04-25 01:45
Возможно, повторюсь, но когда-то я уже приводил схематичные изображения этапов развертывания АГК СПУ 15У67
Sinner75 2017-04-25 01:16
В этом и состоит главное отличие СПУ от АПУ ПГРК. ;)
Sinner75 2017-04-24 21:16
Откуда ты это астрономическое число взял, придурок неграмотный?? Даже по официозу...
Sierra 2017-04-24 20:33
Небольшая ремарка о пользе иногда заглядывать себе на полку. Я вот тут душил ветеранов...
Sierra 2017-04-24 20:27
oldstaryi Wrote:На вооружение евреев США вбухало СОТНИ миллиардов долларов, поэтому...
Вуду 2017-04-24 20:20
Свежие индийские испытания. Запуск с INS Teg. Красиво пошла. :beer: https://twitter.com...
Sierra 2017-04-24 14:00
О преимуществах F-18 перед F-35. Мнение специалистов Боинг. Свежее видео - англ...
Sierra 2017-04-24 13:37
Юрий, рабочее сечение чашек, работающее на разрыв при снятии АГК с грунта должно...
Sinner75 2017-04-24 13:19