Комплекс П-6 - SS-N-3C SHADDOCK | MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.)

Комплекс П-6 - SS-N-3C SHADDOCK

Автор: DIMMI
Создана: 30.08.2010 13:52:28
Изменена: 28.05.2013 00:32:49
Комментариев: 0
Категории: ВОДА / Крылатые ракеты земля-земля ВМФ / П-6 - SS-N-3C SHADDOCK /

ДАННЫЕ НА 2013 г. (стандартное пополнение)
Комплекс П-6, ракета 4К48 / 4К88 - SS-N-3C SHADDOCK


Противокорабельная крылатая ракета для подводных лодок. Разработана на базе крылатой ракеты П-5 в ОКБ-52 по постановлению  СМ  СССР N 1149-592 от 17 августа 1956 г. Стартовые ускорители и пусковые контейнеры аналогичны  П-5. Первый  этап испытаний - стенд 4А на полигоне Балаклава с 23 декабря 1959 г. по июль 1960 г. (без радиотехнической  аппаратуры),  второй этап - полигон Северный (пос.Ненокса западнее г.Северодвинска) с  июля  по декабрь 1960 г. До декабря 1962 г. в ходе испытаний дорабатывалась система управления "Антей".  С июля по октябрь 1963 г.  испытания с ПЛАРК пр.675У.  С октября по декабрь 1963 г.  испытательные пуски производились с ПЛ пр.651 и пр.675. Постановлением Совмина СССР от 24 июня 1964 г.  ракета П-6 принята на вооружение ВМФ СССР  для ПЛ пр.651 и пр.675.

Комплекс с ракетой П-6 создавался как составная часть системы, состоящей из ракетного комплекса, космических аппаратов УС-А и УС-П для получения информации с акватории Мирового океана, центрального пункта обработки и распределения информации, пункта выработки целеуказания и передачи их на  стреляющую подводную лодку (источник).


Ракета комплекса П-6 в экспозиции Музея Черноморского флота, г.Севастополь, февраль 2004 г. (фото Black Sea, http://forums.airbase.ru)

Пусковая установка
:
- П-5 / П-6 - СМ-49,  одна ракета в герметичном контейнере заполненном азотом (пачки контейнеров - до 4 шт.). Перед стартом поднимается на угол возвышения 14-15 град. Крылья ракеты раскрываются после старта с помощью автомата раскрывания крыла АРК-5 (НИОКР с 1951 года).
Длина контейнера - 12 м
Диаметр - 1.65 м (внутренний?)
Время перевода в боевое положение - 2 мин
 
Открытый контейнер ПУ на ПЛРК пр.651 JULIETT (корабль-музей, г.Копенгаген, Дания, 2000 г.)

Ракеты комплекс П-6:
Система управления и наведение
: - командное управление курсом по данным РЛС носителя (оператор держит ракету в пеленге стрельбы кнопками "вправо" и "влево") с селекцией целей по радиолокационному изображению передаваемому с АРЛС ГСН ракеты  на  пункт управления стрельбой на корабле (ПЛ) с переключением на управление ГСН по команде оператора. Систему управления комплексом - "Аргумент"  (разработана НИИ-49). Позже для ретрансляции данных АРЛС ГСН на корабль-носитель использовались ретрансляторы на базе самолетов Ту-16РЦ,  Ту-95РЦ и вертолетов Ка-25РЦ (система ретрансляции принята на вооружение в 1965 г.).

Для применения режима телеуправления ракета выходила на высоту полета 7000 м. После захвата цели оператором наведения ракета выполняла постепенное снижение до высоты полета 100 м. Ракета обеспечивала не только избирательное поражение целей в режиме самонаведения, но и в командном режиме (трансляция изображения, телеуправление). Впервые была решена задача избирательного поражения подвижной цели на большой дальности, в том числе при залпе полного боекомплекта ракет (источник).

Двигатели (по данным ракеты П-5):
- стартово-разгонная ступень - 2 х РДТТ тягой по 18300 кг,  время работы - 2 сек.


СРС ракеты комплекса П-6 в экспозиции Музея Черноморского флота, г.Севастополь, февраль 2004 г. (фото Black Sea, http://forums.airbase.ru)

- маршевый  - ТРД КРД-26 тягой 2250 кг (разработан в НИИ-26 под руководством Сорокина).


Сопла СРС и маршевого двигателя ракеты комплекса П-6 в экспозиции Музея Черноморского флота, г.Севастополь, февраль 2004 г. (фото Black Sea, http://forums.airbase.ru)

ТТХ ракеты:
  П-6
Длина
10.2 м
Диаметр корпуса 1 м
Масса стартовая
5670 кг
Масса без стартового двигателя 4500 кг
Масса БЧ
1000 кг (930 кг по др.данным)
Дальность действия 350-450 км
250 км (источник)
Скорость полета 1450-1650 км/ч (на разных участках полета, источник)
Высота полета 100-7000 м (конечный-маршевый участки)

Дальность действия в зависимости от температуры воздуха (П-5):
-24 град.С - 431 км
+20 град.С - 574 км
+40 град.С - 650 км
Скорость маршевая в зависимости от температуры воздуха (П-5):
-24 град.С - 384 м/с
+20 град.С - 345 м/с
+40 град.С - 338 м/с

 
Тип БЧ:
- фугасно-кумулятивная 4Г48 (масса - 930 кг, разработана НИИ-6);

- ядерная (мощность - 20 кТ).
 
Модификации:
- П-6, ракета 4К48, 4К88 (SS-N-3С) - ПКР для подводных лодок.
 
- П-6М, ракета 4К48 - предположительно ракета-мишень, применяется с ПЛАРК пр.675 (к середине 1990-х годов именно в качестве мишени), данных нет, не идентифицирована;
 
- П-6Д, ракета 4К48М - видимо доработанная модификация П-6 или П-6М, данных нет, не идентифицирована;

- П-6М - на начальном этапе наименование проекта ракеты П-500 "Базальт".
 
Базирование:
ПЛРК пр.651 JULIETT - 1956 г.  17 и 25 августа - постановления СМ СССР о  начале проектирования первой специальной ПЛРК пр.651.  Технический проект утвержден в январе 1959 г.  Ракеты П-5 и П-6 в контейнерах располагались попарно в нос и в корму от ограждения рубки,  угол  возвышения  контейнеров перед пуском  - 15 град.  Пуск ракет возможен при скорости ПЛ до 8 узлов и волнении моря до 4 баллов. Наведение ПЛ  по  курсу  перед пуском ракет осуществлялось системой "Аргумент",  получавшей информацию от средств разведки и навигационных средст в ПЛ.  Антенны системы находились в плоском обтекателе площадью ок.10 кв.м  с полусферой диаметром 1,5-2 м в центре задней части обтекателя. Антенна в нерабочем  положении убиралась  в рубку ПЛ  вместе с мачтой так,  что полусфера становилась лобовой частью ограждения рубки. Всего построено 16 ПЛРК пр.651 (головная К-24 заложена в Ленинграде 15 октября 1961 г.  и передана флоту 31 октября 1962 г.,  последняя - К-318 заложена 29 марта 1967 г.  и передана в ВМФ 29 сентября 1968 г.). В 1966  г.  все ракеты П-5 сняты с вооружения ПЛРК пр.651.
 
ПЛРК пр.651 (фото US DoD, http://www.fas.org)
 
Пуск ракеты SS-N-3 с ПЛРК пр.651 (фото US DoD, http://www.fas.org)
 
ПЛРК пр.651 JULIETT
 
ПЛРК К-24 пр.651 JULIETT
 
ПЛРК пр.651 JULIETT  в боевом положении ПУ


Погрузка ПКР П-6 на ПЛРК Б-67 пр.651 JULIETT в Севастополе, апрель-май 1994 г. (фото - А.Кузенков, http://forums.airbase.ru)
 
ПЛАРК пр.675 ECHO-II - 1960 г. - начало строительства ПЛАРК пр.675 (проект разработан в ЦКБ-18 "Рубин" с февраля 1959 по сентябрь 1960 г., гл. конструктор П.П.Пустынцев) в Северодвинске и Комсомольске-на-Амуре. 30 сентября 1963 г.  в состав Северного флота вступила первая ПЛАРК К-166  пр.675 типа ECHO-II вооруженная 8 ПУ с ракетами П-5, П-6, а позже - П-500;  контейнеры подобно ПЛАРК пр.659 располагались в корпусе ПЛ по 4 шт. с каждого борта. Возможность запуска ракет залпом до 4 шт. Наведение ракет методом телеуправления через ГСН ракеты (П-6).
 
ПЛАРК пр.675У ECHO-II - 1963 г. июль - начало испытаний П-6 с опытовой ПЛАРК пр.675У.

- на базе семейства ракет П-5 было создано несколько комплексов ПКР береговой обороны (раздел SSC).
 
ИТОГО:
тип NATO ВМФ СССР кол-во ПУ год принятия примечание
ПЛРК JULIETT пр.651 4 ПУ 1962-1968 г.г. 16 ПЛ были на вооружении, ракеты П-5/П-5Д (до 1966 г.), П-6
ПЛАРК ECHO-II пр.675 8 ПУ 1963-1967 г. г. 29 ПЛ были на вооружении, ракеты П-5/П-5Д/П-6/П-500
ПЛАРК ECHO-II пр.675У 8 ПУ 1963 г. 1 опытовая ПЛ, ракеты П-6


Ракета комплекса П-6 в экспозиции Музея Черноморского флота, г.Севастополь, февраль 2004 г. (фото Black Sea, http://forums.airbase.ru)


Ракета П-6 (фото - BrAB, http://forums.airbase.ru)

 
Статус:
СССР (Россия, экспорта не было)
- 1978 г. - 345 ПУ (297 на ПЛ и 48 на кораблях) - SS-N-3 SHADDOCK всех типов;
- 1979 г. - 366 ПУ (318 на ПЛ и 48 на кораблях) - SS-N-3 SHADDOCK всех типов;
- 1987 г. - ориентировочно 266 ПУ (218 / 48) - SS-N-3 SHADDOCK всех типов, на вооружении еще есть ПЛРК пр.651 и ПЛАРК пр.675;
- 1995 г. - по  1 ПЛАРК пр.675 как минимум есть на Тихоокеанском и Северном флотах соответственно,  используются  для  запуска ракет-мишеней в которые переоборудуются КР типа П-5/П-6.
 
Источники:
Воевода С.С., архив, 1992 г.
Гагин В., Советские атомные подводные лодки. Воронеж, 1995 г.
Доценко В.Д., История военно-морского искусства. Т.II. Флоты ХХ века. Книга 2. М., Эксмо, 2003 г.
Дроговоз И., Большой флот Страны Советов. Минск, Харвест, 2003 г.
Ильин В.,  Военно-Морской Флот России на пороге XXI века. // Техника и оружие. N 2 / 1997 г.
Колесников С., Путь к паритету. // Техника-молодежи. N 5 / 1993.
Литовкин В.,  Редкая  ракета  долетит  до  Америки.   //   Известия. 18.07.1996.
Литовкин В., Секреты, за которые сажали и награждали шпионов. // Известия. 20.10.1993 г.
Музей вооруженных сил СССР. Москва. Март 1989.
Нилсен Т., Бемер Н., Источники радиоактивного загрязнения в Мурманской и Архангельской областях. Версия 1, 1994. Oslo. Норвегия.
Советские вооруженные силы 1988. Томск. 1988.
Тарас А.Е. Атомный подводный флот. 1955-2005 г.г. Минск, Харвест, 2006 г.
Широкорад А.Б., Как были уничтожены первые советские атомные крейсеры. // Техника и оружие. N 1 / 1995 г.
Широкорад А.Б., Оружие отечественного флота. 1945-2000. Минск, Харвест, 2001 г.
Широкорад А.Б., Ракеты над морем. // Техника и оружие. N 2 / 1996 г.
Andreas Parsch and Aleksey V. Martynov. Designations of Soviet and Russian Military Aircraft and Missiles © 2005-2008.
Armament &  disarmament.  SIPRI  yearbook 1976,  1977,  1979,  1981. Stockholm. Швеция.
Jane's weapon systems 1988-89. США.
Soviet military power: an assessment of the threat 1988. Washington, 1988. США.

Каталог