РТ-1 / 8К95

РТ-1 / 8К95

Сообщение DIMMI » Сб 14 янв 2012 9:43 pm


ДАННЫЕ НА 2013 г. (в работе)




Ракета РТ-1 / 8К95




Баллистическая ракета средней дальности. Разработка ракеты начата по Постановлению Совмина СССР №1291-970 от 20 ноября 1959 г. "О создании изделия РТ-1 и выполнении работ по теме РТ-2". Постановлением определен перечень разработчиков изделия: ОКБ-1 ГКОТ (главный конструктор С.П.Королев, заместитель главного конструктора - И.Н.Садовский) - по ракете и комплексу в целом;  КБ-11 Минсредмаша (главные конструкторы Негин, Кочарянц) - по специальному заряду с автоматикой, системой инициирования, электропитанием, контактным и неконтактным датчиками, контрольно-измерительной аппаратурой и технологическому оборудованию для сборки и проверки специального заряда на технической и стартовой позициях;  НИИ-125 ГКОТ - по созданию продукта «Нейлон-Б», промышленной технологии его производства, зарядов и двигателей (главный конструктор -  Жуков, заместители главного конструктора - Смирнов и Победоносцев). Разработка и испытания двигателей должны были осуществляться совместно с ОКБ-1;  НИИ-885 ГКРЭ (главные конструкторы - Рязанский, Пилюгин) - по системе управления в целом;  НИИ-944 ГК по судостроению (главный конструктор - Кузнецов) - по гироскопическим приборам;  НИИ-627 и ВНИИТ ГК по автоматизации и машиностроению (главные конструкторы - Иосифьян и Лидоренко) - по бортовому электрооборудованию и источникам тока;  ГСКБ Спецмаш ГКОТ (главный конструктор - Бармин) - по комплексу наземного пускового, стыковочного, подъемно-транспортного, компрессорного, вспомогательного оборудования и разработке боевых стартовых станций;  ОКБ-686 Московского совнархоза (главный конструктор - Гольцман) - по комплексу наземного электросилового оборудования.

В мае 1960 г. разработчики должны были представить эскизный проект ракеты РТ-1 и варианты боевых стартовых станций (комплекса наземного оборудования). Разработку двигателей вело НИИ-125 при участии бригады конструкторов ОКБ-1. Эскизный проект изделия 8К95 выпущен в августе 1960 г.



Старт ракеты РТ-1 / 8К95 (http://www.energia.ru, обработано).
Аватара пользователя
DIMMI
Military Admin
Military Admin
 
Сообщения: 14518
Зарегистрирован: Ср 16 дек 2009 12:30 am
Откуда: Томск, Сибирь

РТ-1/8К95

Сообщение dimon-13 » Сб 15 сен 2012 9:51 am

Твердотопливная ракета средней дальности РТ-1 разрабатывалась по постановлению СМ СССР от 27 января 1959 г.

Изображение

Изображение
Последний раз редактировалось dimon-13 Пн 17 дек 2012 9:59 am, всего редактировалось 1 раз.
dimon-13
Завсегдатай Military
Завсегдатай Military
 
Сообщения: 3632
Зарегистрирован: Чт 02 дек 2010 6:57 am

Re: РТ-1/8К95

Сообщение binladin » Ср 28 ноя 2012 9:44 pm

Откуда дровишки о постановлении СМ СССР от 27 января 1959 года ?
Я буквально неделю назад на Викитеку загнал ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 20 ноября 1959 года № 1291-570 О СОЗДАНИИ ИЗДЕЛИЯ РТ-1 И ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТ ПО ТЕМЕ РТ-2
binladin
Завсегдатай Military
Завсегдатай Military
 
Сообщения: 696
Зарегистрирован: Пн 13 июн 2011 6:17 pm

Re: РТ-1/8К95

Сообщение dimon-13 » Чт 29 ноя 2012 1:21 am

В моем архиве стоит эта дата - 27 января 1959 года. Где взял уже не помню, но явно из книг. Интернета тогда не было. Обратите внимание, что в том документе который Вы предоставили говорится о "О СОЗДАНИИ ИЗДЕЛИЯ РТ-1 И ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТ ПО ТЕМЕ РТ-2". То есть работы по теме РТ-1 уже были выполнены раньше. Прошли экспертную оценку, получили добро.

В подтверждение могу привести следующий отрывок:

"К ноябрю 1958г. совместно с НИИ-125 был подготовлен отчет в трех томах, обосновывающий возможность создания твердотопливной баллистической ракеты с дальностью 2000 км. Документ был представлен председателю Госкомитета по оборонной технике К.Н.Рудневу.
Совещание было непростым. На листе ватмана с общим видом "изделия" Руднев размашисто написал: "Королева, Садовскому, Жукову, Победоносцеву - эту работу надо выполнять как можно скорее, и на первом этапе надо создать ракету - 2000 зачеркнул - дальностью 2,5 тысячи километров. Прошу готовить Постановление".
(Трудное решение: Королев и твердотопливные ракеты. А.Борисов, Д.Воронцов)

Вы считаете, что после этого Постановление вышло только через год?
Последний раз редактировалось dimon-13 Ср 02 янв 2013 2:58 am, всего редактировалось 1 раз.
dimon-13
Завсегдатай Military
Завсегдатай Military
 
Сообщения: 3632
Зарегистрирован: Чт 02 дек 2010 6:57 am

Re: РТ-1/8К95

Сообщение DIMMI » Чт 29 ноя 2012 7:40 am

Постановлений могло быть несколько - о разработке... а потом - о создании.... или первое - общее - например, о работах по твердотопливным ракетам
Аватара пользователя
DIMMI
Military Admin
Military Admin
 
Сообщения: 14518
Зарегистрирован: Ср 16 дек 2009 12:30 am
Откуда: Томск, Сибирь

Re: РТ-1/8К95

Сообщение binladin » Чт 29 ноя 2012 3:03 pm

dimon-13 писал(а):В моем архиве стоит эта дата - 27 января 1959 года. Где взял уже не помню, но явно из книг.

Если из книг - найдём, о чем там речь.

Обратите внимание, что в том документе который Вы предоставили говорится о "О СОЗДАНИИ ИЗДЕЛИЯ РТ-1 И ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТ ПО ТЕМЕ РТ-2". То есть работы по теме РТ-1 уже были выполнены раньше. Прошли экспертную оценку, получили добро.

То, что работы были начаты до выхода оф.постановления - я даже и спорить не собираюсь. О том, работы выполнены ранее - тут из одного слова много не вытянешь. Да, какие-то работы выполнены, вопрос какие ? Ответ - те которые необходимы для постановки конкретных задач в оф.постановлении ноября 1959.
...
Вы считаете, что после этого Постановление вышло только через год?

Я не считаю, я смотрю документы. Борисова и Воронцова я читал в Новостях Космонавтики №6 за 2007 год. Постановление о разработке РТ-1 и НИР по РТ-2 вышло 20 ноября 1959 - это факт. Черток так же говорит о ноябрьском постановлении. В принципе серьёзные постановления в СССР с кондачка не готовились, к ним подходили серьёзно на всех уровнях, да и круг согласования достаточно большой. Можно попробовать отследить ход по "косвенным уликам", например 14 марта 1959 - постановление ЦК и СМ №278-126 "О проектировании баллистических ракет":
пункт 2 - "Для обеспечения дальнейшего повышения боеготовности войсковых частей считать важнейшей задачей....разработку твердых топлив и постепенный переход к их применению в ОТР и РСД и отыскание наиболее рациональных схем МБР на твердом топливе."
пункт 5 -поручение АН СССР и Мин.высшего образования о разработке в 1959 осн. направлений по ТТ с удельным импульсом 240-300 с и давлении до 40 атм, в виде крупногабаритных шашек диаметром до 2,5 м.
пункт 6 - поручения разл. комитетам об усилении работ по технологиям крупногабаритных зарядов смесевого топлива и армированным полимерным материалам для двигателей.
пункт 7 - указание комитетам и министерствам а)подготовить в месячный срок план НИРов по указанным пунктам и утвердить его в ВПК. А теперь, ВНИМАНИЕ БИНГО: б) К 15 ноября 1959 года представить в Совет Министров предложения по развитию НИР и ОКР на 1960 год по указанной тематике.
Таким, образом постановление вышло именно тогда, когда и должно было выйти - в ноябре 1959 года.
Продолжение следует
binladin
Завсегдатай Military
Завсегдатай Military
 
Сообщения: 696
Зарегистрирован: Пн 13 июн 2011 6:17 pm

Re: РТ-1/8К95

Сообщение binladin » Чт 29 ноя 2012 4:15 pm

Продолжаю ретроскопию:
18 февраля 1959 - Докладная записка Устинова и Неделина в Совет Обороны СССР (Н.С. Хрущёву) "о наиболее целесообразных видах топлива для баллистических ракет стратегического назначения".
10 февраля 1959 - Докладная записка Устинова, Малиновского, Руднева, Чурина, Неделина, Новикова, Калмыкова, Бутомы и Федорова в ЦК КПСС "О работах по твёрдым топливам". К нему прилагались проекты постановлений, но о чём они - незнаю, может быть то самое от марта месяца, может что-то иное.

Изображение Изображение Изображение

Ранее этих документов, ничего по твердому топливу не нашёл, кроме слов в записке Устинова-Неделина:
В соответствии с поручением Совета Обороны СССР от 26 ноября 1958 года докладываем соображения о наиболее целесообразных видах топлива для баллистических ракет стратегического назначения с целью обеспечения максимальной боеготовности частей..."
...
В настоящее время ведутся работы по созданию таких ракет с дальностью стрельбы 60, 120 и 800 км и твердых топлив для них, а также проводятся поисковые работы по созданию ракет с РДТТ на дальность до 2500 км...

Ракета (в записке) на дальность 250 км это очевидно ПР-2 (НИИ-4) (всё по тому же Борисову-Воронцову).
В общем смотрите.
binladin
Завсегдатай Military
Завсегдатай Military
 
Сообщения: 696
Зарегистрирован: Пн 13 июн 2011 6:17 pm

Re: РТ-1/8К95

Сообщение dimon-13 » Чт 29 ноя 2012 5:11 pm

Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение

Вероятно надо искать документы по теме "НЕПТУН".
dimon-13
Завсегдатай Military
Завсегдатай Military
 
Сообщения: 3632
Зарегистрирован: Чт 02 дек 2010 6:57 am

Re: РТ-1/8К95

Сообщение dimon-13 » Чт 29 ноя 2012 5:14 pm

:lol: :lol: :lol: :lol:
dimon-13
Завсегдатай Military
Завсегдатай Military
 
Сообщения: 3632
Зарегистрирован: Чт 02 дек 2010 6:57 am

Re: РТ-1/8К95

Сообщение dimon-13 » Пт 30 ноя 2012 1:41 am

Работы по ракетам с двигателями на твёрдом топливе (РДТТ) начались в нашей стране на основании Постановления от 20 ноября 1959 г., которым предусматривалось создание трёхступенчатой ракеты РТ - 1 с РДТТ на дальность 2500 км с последовательным расположением ступеней , с атомной ГЧ мощностью 0,3 Мгт, с минимально допустимыми отклонениями от цели (не более ±5 км по дальности и ±4 км по боковому отклонению) и стартовой массой не более 35 т. В качестве твёрдого топлива предполагалось использовать нитроглицериновый порох (РСТ-4В). Предусматривались старт из шахты или с наземного пускового устройства, готовность к пуску - 15 мин, срок хранения - до 3 лет, начало лётно-конструкторских испытаний - первый квартал 1961 г.
При проектировании ракеты РТ - 1 были выбраны РДТТ пакетного типа, состоящие из двигателей с диаметром пороховых шашек 800 мм, (большие размеры шашек ещё не были освоены), с корпусами двигателей из стеклопластика. Сопла двигателей основных ДУ были неподвижными, рулевые двигатели I и III-й ступеней также были твёрдотопливными с поворотом корпуса, вследствие чего их сопла отклонялись на угол до 450 с помощью рулевых машин. Управление 2 ступенью в полёте осуществлялось с помощью складных воздушных рулей, которые устанавливались в рабочее положение после старта ракеты .
Ракета РТ - 1 имела тягу двигателя 1 ступени 100 тс - (пакет 4-х корпусов) 2 ступени 51 тс - (пакет из 2-х корпусов) 3 ступени - 25 тс (один корпус) давление в камерах сгорания - 40 кг/см2, время работы каждого двигателя - 30 с.
Ракета РТ - 1 получила индекс 8К95. Двигатели первых двух ступеней работали до полного выгорания топлива.
Управление дальностью полёта ракеты осуществлялось обнулением в определенный момент тяги двигателя последней ступени : вскрывались с помощью пирозарядов узлы отсечки на верхнем днище РДТТ 3 ступени , которые создавали необходимую противотягу. Для уменьшения разброса импульса последействия выключение двигателя 3 ступени проводилось в два этапа: сначала вскрывались два узла отсечки из четырёх, после чего двигатель переходил на пониженную тягу, а затем, с некоторой временной задержкой, - два оставшихся узла отсечки "выключали" двигатель (обнуляли тягу) окончательно. После этого происходило отделение головной части со спецзарядом, и она продолжала самостоятельный полёт к цели по баллистической траектории. Такая схема обнуления РДТТ последней ступени оказалась очень удачной и используется с тех пор на всех отечественных твёрдотопливных ракетах средней и межконтинентальной дальности.
Разделение ступеней было "горячим", т.е. последующая ступень ракеты запускалась при ещё работающей предыдущей. Ступени соединялись ферменными конструкциями, команда на разделение ступеней выдавалась от датчика перегрузок. Для снижения массы 3 ступени предусматривался сброс её хвостового отсека после отделения от 2 ступени , это обеспечивало некоторое увеличение дальности полёта ГЧ.
Результаты работ по созданию межконтинентальной баллистической ракеты с двигателями на твёрдом топливе нуждались в экспериментальной проверке и отработке её агрегатов и систем. Для этих целей в порядке экспериментальной отработки ракеты РТ - 1 были проведены; огневые испытания двигателей 1, 2 и 3 ступеней (РДТТ блоков А, Б и В, по 30-40 "прожигов" каждый), отработка отделения головной части на специальной установке, отработка отсеков двигательных установок, огневые испытания рулевых двигателей блоков А и В, прочностные испытания и макетирование ракеты , а также её примерочные испытания на СК.
Кроме того, были проведены огневые стендовые испытания всех трёх ступеней ракеты РТ - 1 на испытательном полигоне в районе г. Красноармейска, Московской области. Для каждой ступени при их горизонтальном положении было проведено по три испытания.
Дополнительно проводилась отработка системы обогрева зарядов РДТТ с проверкой её работы на крайних режимах, отработка теплозащитных покрытий и графитовых вкладышей камер сгорания, уточнение аэродинамических характеристик ракет , а также системы управления полётом и эксплуатационных характеристик твёрдотопливных зарядов на стендах организаций-разработчиков.
Лётные испытания ракеты РТ - 1 начались с опозданием на один год и проводились с апреля 1962 г. по июнь 1963 г. на ГЦП с падением ГЧ в районе озера Балхаш. Из первых девяти ракет только три выполнили свою задачу.
Первый успешный пуск состоялся 18 марта 1963 г.
Испытаниями ракеты РТ - 1 на ГЦП руководила Государственная комиссия, председателем которой был начальник ГЦП генерал-полковник В. И .Вознюк, а техническое руководство от ОКБ-1 осуществляли И .Н.Садовский, Е.В.Шабаров и П. И .Дребезгов.
Учитывая новизну ракеты РТ - 1 , необходимость обеспечения безопасности боевых расчётов при её подготовке к пуску, сохранности материальной части , было принято решение готовить ракету к пуску в два этапа: на первом этапе проводился весь объём работ на технической и стартовой позициях до снаряжения двигателя пороховыми зарядами (в случае каких-либо нестыковок или недоработок при отсутствии пороховых зарядов имелась возможность безопасного устранения замечаний), что позволяло боевым расчётам приобрести практический опыт работ с ракетой без какого-либо риска и страха. На втором этапе вторично проводился весь цикл проверок ракеты по штатной технологии, но уже со снаряженными двигателями и установленными пиропатронами.
Лётные испытания ракеты РТ - 1 позволили накопить опыт по натурной отработке ракет с двигателями на твёрдом топливе и дали возможность уточнить ряд технических характеристик перспективных ракет с РДТТ.
В то же время стало ясно, что в силу своего конструктивного несовершенства ракета РТ - 1 не будет рекомендована для принятия на вооружение Советской Армии. Однако, с точки зрения накопления опыта по проектированию, разработке технологических процессов и лётной отработке отечественных ракет с РДТТ это был очень важный этап.
Основные недостатки ракеты РТ - 1 были связаны с отсутствием зарядов твёрдых топлив с требуемыми конструктивными и технологическими характеристиками (габаритами, пластичностью, высокой энергетической эффективностью), с необходимостью размещения готового топливного заряда в корпусе двигателя, а не с его заливкой в корпус и др. Поэтому наряду с работами по ракете РТ - 1 велись поиски вариантов ракеты на значительно большую дальность и на основе других топлив. Так, в целях экспериментальной отработки отдельных элементов и систем перспективной межконтинентальной баллистической ракеты с РДТТ типа РТ-2 был спроектирован и испытан с использованием наземного старта вариант ракеты РТ - 1 -1963 (8К95-1963), в котором на 3 ступени устанавливался разработанный к тому времени моноблочный четырёхсопловый двигатель - прототип двигателя 3 ступени межконтинентальной ракеты РТ- 2 с улучшенными лётно-техническими и эксплуатационными характеристиками .
Были изготовлены три ракеты РТ - 1 -1963. Подготовка их к пуску и пуски проводились на ГЦП, на технической и стартовой позициях ракет РТ - 1 с соответствующими доработками.
В автономной системе управления ракеты РТ - 1 -1963 предусматривалось гибкое программирование угла тангажа в зависимости от проекции кажущейся скорости ракеты на ось чувствительности измерителей автомата управления дальностью.
Пуски ракет РТ - 1 -1963 были проведены в сентябре-ноябре 1965 г. на дальность около 1950 км. Только одна ракета из трёх выполнила свою задачу, после этого работы по ракете 8К95 были прекращены.

(В.Е.Гудилин, Л.И.Слабкий. РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ. (История. Развитие. Перспективы). Москва 1996.)
dimon-13
Завсегдатай Military
Завсегдатай Military
 
Сообщения: 3632
Зарегистрирован: Чт 02 дек 2010 6:57 am

Re: РТ-1/8К95

Сообщение binladin » Вс 02 дек 2012 10:45 pm

Разбираю завалы картинок на винте:
d8f8d664c620.jpg
d8f8d664c620.jpg (13.02 Кб) Просмотров: 37531
binladin
Завсегдатай Military
Завсегдатай Military
 
Сообщения: 696
Зарегистрирован: Пн 13 июн 2011 6:17 pm

Re: РТ-1/8К95

Сообщение dimon-13 » Пн 17 дек 2012 9:55 am

Интересная статья по ракете РТ-1 есть на сайте "Русская сила" http://русская-сила.рф/guide/army/rk/rt2.shtml

Пока в СССР разрабатывались стратегические ракеты исключительно с двигателями на жидком топливе, в конце 50-х в США широким фронтом велись работы по созданию стратегических ракет с двигателями на твердом топливе (РДТТ), в частности, «Минитмен» (наземного базирования) и «Полярис» (для подводных лодок). Твёрдотопливные ракеты имеют ряд достоинств, к числу которых относятся более высокая боеготовность, нетоксичность топлива, возможность реализации и простота эксплуатации подвижных стартов (железнодорожных, грунтовых, морского базирования).

Для реализации своих проектов американцы пошли путем использования принципиально новых в то время смесевых твердых ракетных топлив (СТРТ), которые имели повышенные энергомассовые характеристики, а также необходимые технологические и механические характеристики для возможности изготовления крупногабаритных зарядов методов литья и прочного скрепления этих зарядов с корпусом двигателя. Это позволило использовать заряд для защиты стенок корпуса от воздействия продуктов сгорания, а создание новых высокоэффективных теплозащитных и эрозионностойких материалов обеспечивало работоспособность соплового тракта.

В нашей стране широкомасштабные исследования по СТРТ начались со значительным опозданием, причем к рассматриваемому моменту времени практически отсутствовали сырьевая и производственная базы по зарядам из таких топлив — после войны, в основном, продолжалось совершенствование технологии изготовления зарядов для РСЗО, развивавшейся на базе боевого опыта «Катюши». Эти работы проводились в головном институте пороховой промышленности — НИИ-125, под руководством Б.П. Жукова. В НИИ-125 в должности начальника лаборатории работал и старый соратник С.П. Королёва по ГИРДу, РНИИ и НИИ-88 Ю.А. Победоносцев. Тогда уже были изготовлены и нашли практическое применение пороховые шашки диаметром 300-400 мм и массой до 0,5 т.

В 1958 году, вплотную приблизившись к технологии изготовления зарядов в виде набора шашек диаметром до 0,8…1 м, общей длиной до 6 м и массой до 4…5 т, Ю.А. Победоносцев предложил С.П. Королёву организовать в ОКБ-1 «особую инициативную группу» для совместной теоретической проработки создания стратегической ракеты с РДТТ с дальностью полета 2000…3000 км, используя имевшуюся в нашей стране базу по баллиститным порохам, заряды из которых изготавливались по технологии проходного прессования. По мысли Победоносцева, прочное скрепление шашки из баллиститного пороха с корпусом могло быть достигнуто путем намотки на готовую шашку стеклоленты со связующим, которое полимеризовалось бы при нормальной температуре (эту идею не удалось реализовать из-за недостаточной эластичности баллиститного пороха в заданном интервале температуры хранения и эксплуатации двигателя).

В начале 1959 года С.П. Королёвым была образована группа проектантов, перед которой была поставлена задача подготовить технический отчёт по анализу возможностей создания твёрдотопливных ракетных комплексов с использованием существующих производственных и сырьевых баз и сформулировать требования по строительству новых мощностей. Группу возглавил И.Н. Садовский — заместитель начальника проектно-баллистического отдела С.С. Лаврова. В этот коллектив входили молодые специалисты Э.А. Вербин, Ю.В. Сунгуров, Ф.А. Титов и ряд других сотрудников ОКБ-1.

Через три месяца инициативная группа, которая работала в тесном взаимодействии с лабораторией Ю.А. Победоносцева, выпустила трехтомный технический отчет. Проектные исследования показали, что для ракеты с РДТТ с дальностью стрельбы 2000 км и более необходима разработка моноблочных двигателей диаметром более 1 м, что не представлялось возможным из-за технических ограничений по диаметру шашек, изготавливаемых из баллиститного пороха методом проходного прессования. Максимально допустимый по технологии диаметр шашек не мог превышать 800 мм. Поэтому двигатели каждой ступени должны были иметь пакетную компоновку из 4-8 блоков в зависимости от дальности полета ракеты.

Результаты этой работы доказывали возможность создания ракет с РДТТ с использованием существующего уровня технологии топлив и материалов, однако выводы инициативной группы вызвали неоднозначную реакцию у специалистов ОКБ-1. В частности, первый заместитель С.П. Королева — В.П. Мишин был категорически против продолжения этих работ и даже назвал авторов этого отчета прожектерами и фантазерами. Однако, раздражающая информация из-за океана заставляла делать следующие шаги и Королев заручился поддержкой Председателя ГКОТ К.Н. Руднева.

Для начала практических опытно-конструкторских работ по созданию твёрдотопливных ракет дальнего действия Королёв потребовал от правительства дополнительно деньги, людей и расширение производственно-конструкторской базы. Приказом ГКОТ при СМ СССР от 3 июля 1959 года работы по твердотопливным БРДД были поручены ОКБ-1 МОМ с включением в его состав ЦНИИ-58 (бывшее ЦАКБ, возглавляемое до того В.Г. Грабиным). Из специалистов этой организации были сформированы подразделения по новой тематике. Руководить «вторым производством» Королев назначил своего заместителя К.Д. Бушуева.

20 ноября 1959 года вышло Постановление ЦК КПСС и СМ СССР о разработке в ОКБ-1 баллистической твердотопливной ракеты РТ-1 (сразу по выходе постановления ей был присвоен индекс 8К95) с дальностью 2500 км с использованием зарядов из баллиститных порохов при массе головной части около 800 кг и стартовой массой до 35,5 т. Одновременно, ОКБ-1 поручалось проведение работ по теме РТ-2, которой предусматривалась разработка МБР с инерциальной системой управления, дальностью полета головной части 10000…12000 км и массой боевого заряда до 500 кг.

В составе отдела №3, который тогда возглавлял С.С. Крюков, а затем Я.П. Коляко, был образован головной проектный сектор по твёрдотопливным ракетным комплексам под руководством П.Ф. Красовского. Это подразделение состояло из групп, которыми руководили Е.А. Дубинский, В.А. Аксельрод и Г.В. Тростин. Одним из ведущих специалистов был талантливый конструктор-проектант Л.К. Дерюжкин.

Были вновь созданы проектно-конструкторский отдел №23 по твёрдотопливным двигателям (начальник — А.Г. Донской, заместители — П.Ф. Муравьёв и С.Е. Барденштейн) и отдел №24 по экспериментальной отработке двигателей под руководством А.А. Смердова и его заместителя Д.П. Крутова. Отделы находились в подчинении, ставшего заместителем Главного конструктора по ракетам с РДТТ, И.Н. Садовского. Ведущим конструктором по ракете был назначен П.О. Дребезгов, по двигательным установкам — А.Г. Рапп.

В отделе №23 проектным сектором руководил В.Д. Алешин, у которого работы по баллистическому проектированию ракет вел Э.А. Вербин, проектирование общих видов осуществлял Ф.А. Титов, проектирование двигателей возглавлял Н.И. Чуканов, анализом результатов испытаний занималась группа В.А. Солодилова. Г.П. Минашин возглавлял сектор внутренней баллистики, расчетов геометрии зарядов и вопросами, связанными с твердыми топливами (начальники групп М.А. Александров, Ю.В. Сунгуров и Н.И. Басманов).

А.В. Бермишев руководил сектором газодинамики и тепловых расчетов, который включал три группы (Л.В. Заболоцкого, В.С. Щипачева и В.П. Силина).

Конструкторские сектора возглавляли П.П. Ермолаев (начальники групп — В.А. Никаноров, Б.А. Кащеев и Б.И. Ширяев) и И.С. Грибань (начальники групп — А.Д. Левашов, В.А. Ершалов, В.В. Маркелов и А.Н. Борисов). Сектором прочности руководил В.Н. Суворин. В секторе материалов работали В.В. Калиновский (начальник сектора), В.Д. Попков и Е.Ю. Кричевский.

В отдел №24 входили сектор испытаний (начальник — Г.Д. Суховой), сектор стендовой оснастки (начальник И.И. Долгушев), сектор измерений (начальник — А.С. Хуртин), пиротехническая мастерская (начальник — Е.И. Воронин), испытательный стенд (начальник — И.П. Солдатов), механическое производство (начальник — К.И. Дерунов).

Чертежно-конструкторскую рабочую документацию поручено было разрабатывать знаменитому конструкторскому отделу Э.И. Корженевского. В дальнейшем эти работы велись в специализированном отделе Н.А. Воронцова. Баллистические расчеты проводили В.М. Левин и Б.Б. Голышев. Они трудились в отделе, которым руководил С.С. Лавров, а затем Р.Ф. Аппазов. Телеметрическими измерениями занимались в подразделении Э.Б. Бродского.

Создание головной части, от конструкции и свойств которой в значительной степени зависит точность попадания в цель и «целостность» ядерного заряда на боевом дежурстве и в полёте, было поручено отделу №8, возглавляемому И.С. Прудниковым. Динамика движения исследовалась в лаборатории Г.К. Дегтяренко. Расчет нагрузок проводило подразделение В.Ф. Гладкого. Работами по созданию наземного комплекса руководил А.П. Абрамов. Созданием системы дистанционного управления и контроля комплекса, системы прицеливания занимались подразделения В.П. Хорунова и Б.И. Карманова. Работы по технологии подготовки комплекса возглавляли Е.В. Шабаров и Б.А. Дорофеев.

Особенно сложные и новые технические задачи стояли перед разработчикам зарядов и корпусов двигателей. Эта работа велась в НИИ-125 под руководством Б.П. Жукова. К этому времени в НИИ-125 лаборатория Победоносцева была преобразована в отдел с головной проектно-конструкторскои лабораторией И.П. Путинцева, лабораторией отработки зарядов и двигателей И.А. Воловинского, лабораторией теплозащитных покрытий В.И. Фионичева и лабораторией прочности О.Н. Иванова. Разработкой стеклопластиковых корпусов занимался отдел В.М. Синянского, где активную роль играли В.И. Колобов и В.А. Харитонов.

К созданию комплексов с ракетами на твердом топливе был подключен целый ряд предприятий, где руководителями были М.Ю. Цирульников, П.А. Тюрин, А.М. Секалин, Я.Ф. Савченко, И.И. Вернидуб, В.С. Шпак, В.В. Чернецкий, Г.П. Ливенков, В.А. Рождов, Н.А. Пилюгин, М.С. Рязанский, В.И. Кузнецов, Н.С. Лидоренко, Е.А Негин, С.Г. Качарянц. Даже этот далеко не полный перечень смежников показывает, с каким размахом проводились работы, организованные С.П. Королёвым.

Эскизный проект был выпущен в августе 1960 года. Ракета 8К95 имела три ступени пакетной компоновки из 4-х двигателей в пакете. Цилиндрические корпуса двигателей изготовлялись из стеклопластика (с прочностью в тангенциальном направлении 40 кгс/мм2) методом тканевой намотки и имели отъемные стальные днища, сопловые блоки из титанового сплава ВТ-14 с напылением раструба покрытием трехокиси алюминия толщиной 1 мм. Цилиндрическая обечайка и днища корпуса соединялись с помощью ленточной резьбы.

Для выравнивания рабочих давлений блоки двигательной установки были соединены между собой «огневыми связями», грубо говоря — трубами. Кроме того, на переднем днище всех двигателей имелись «отсечки тяги» — сопла, направленные в противоположную сторону, которые с помощью детонирующих шнуров вскрывались в конце работы двигателя. Таким образом, сразу по одной команде системы управления обнулялась тяга и обеспечивалась точность по дальности, которая не могла быть испорчена импульсом последействия, всегда имевшимся у ЖРД. Управление ракетой в полете осуществлялось с помощью вынесенных наружу специальных рулевых пороховых двигателей (на 1-й и 3-й ступенях) и аэродинамических рулей (на 2-й ступени).

В двигателях планировалось использовать баллиститный порох РСТ-4К, который в дальнейшем был заменен на порох НМФ-2. Вкладной пороховой заряд горел по внутреннему цилиндрическому каналу, торцам и поверхности 4-х продольных щелей, расположенных в передней части заряда. Такая форма поверхности горения обеспечивала практически нейтральную диаграмму давления в двигателе. Диаметр шашек составлял: у 1-й ступени — 800 мм, у 2-й и 3-й — 700 мм.

Заряд имел бронирующее покрытие по наружной поверхности и устанавливался в корпус двигателя с упором в районе заднего днища и с периферийным радиальным зазором для формирования застойной зоны и разгрузки заряда от растягивающих тангенциальных напряжений при действии продуктов сгорания. Номинальное рабочее давление в двигателях ракеты 8К95 составляло около 40 кгс/см2, что было близко к нижнему пределу устойчивого горения пороха НМФ-2 и определялось в первую очередь необходимостью обеспечения требуемого уровня скоростей горения и времени работы двигателей.

Благодаря вышеперечисленным техническим решениям было получено высокое по тому времени конструктивное совершенство двигателей и ступеней ракеты. Так, на каждый килограмм топлива приходилось для 1-й ступени 190 г массы конструкции, для 2-й ступени — 260 г и для 3-й — 390 г. Для сравнения, этот показатель у ракеты М-13 («Катюша») составлял 2 кг массы конструкции на каждый килограмм топлива, т.е. в 5-10 раз хуже, чем у ракеты 8К95. При стартовой массе 8К95 около 34 т, относительная масса топлива составляла около 80% (у М-13 — 17%), что обеспечивало полет на дальность 2400 км.

Стендовая отработка двигательной установки началась в марте 1961 года, и была завершена за очень короткий срок — 2 года — в марте 1963 года. За этот период было испытано более 100 двигателей (1-я ступень — 39 одиночных двигателей и 3 пакета, 2-я ступень — 42 одиночных и 3 пакета, 3-я ступень — 35 одиночных и 4 пакета). Испытания проводились на специально построенных стендах на научно-исследовательском полигоне (начальник А.С. Викторов).

В ходе стендовой отработки двигателей были решены проблемы прогара корпусов из-за недостаточной толщины теплозащитных покрытий, нормального функционирования огневых связей между двигателями в пакете, надежной работы системы отсечки тяги, обеспечения требуемой термостойкости сопловых блоков.

Особо сложной проблемой явилось обеспечение нормального функционирования застойной зоны в зарядах. Здесь большое значение имели теоретические исследования, проведенные сотрудником НИИ-125 профессором Р.Е. Соркиным. Его работы в области теории внутренней баллистики РДТТ, разбросов характеристик двигателей и ряд других стали классическими.

В успехи, достигнутые при отработке двигателей, внесли заметный вклад сотрудники НИИ-125 А.А. Дьячков, В.В. Бритарев, С.В. Кузнецов, В.Ф. Николаев и др.

Впервые технология изготовления ракеты определялась не машиностроителями, а химиками, пороховиками, специалистами тканевой технологии изготовления стеклопластиковых корпусов. Все приборное оборудование системы управления изготавливал НИИ-885, а телеметрию «Трал» поставляло ОКБ МЭИ.

Следует отметить большое внимание, которое на всех этапах создания ракеты 8К95 уделял ей С.П. Королев. Уже на начальной стадии реализации этого проекта был создан Совет Главных конструкторов по данной ракете, который принимал наиболее важные технические решения, обеспечивая в то же время необходимое взаимодействие всех организаций-соисполнителей, относящихся к министерствам и ведомствам многих отраслей промышленности. Важное значение имели авторитет и непреклонная воля С.П. Королева в достижении поставленных целей и сроков их выполнения.

Успешная стендовая отработка двигателей позволила уже в начале 1962 года приступить к этапу ЛКИ. Весной Королев назначил Шабарова руководителем летных испытаний на Государственном центральном полигоне (ГЦП) в Капустином Яре. Председателем Госкомиссии согласился быть бессменный начальник ГЦП генерал В.И. Вознюк. 28 апреля 1962 года был проведен первый пуск ракеты РТ-1. Этот и последующие два пуска аварийно прекращались по команде системы автоматического подрыва ракеты (АПР). Выявилась потребность в доработках зарядов и системы управления.

По существу, ракета РТ-1 разрабатывались как экспериментальная, благодаря которой в ОКБ-1 сложился первый в нашей стране коллектив разработчиков ракет с РДТТ. Уже при создании ракеты РТ-1 Королеву, Садовскому и ведущим сотрудникам ОКБ-1 стало очевидно, что эта ракета по ЛТХ значительно уступает ракете США «Минитмен-1». Так, при стартовой массе 29,5 т «Минитмен» имел предельную дальность 9300 км, а у РТ-1 эти характеристики составляли, соответственно, 34 т и 2400 км.

Основной причиной отставания ракеты РТ-1 являлось использование в маршевых двигателях баллиститного пороха. Поэтому для решения наиболее актуальной в то время задачи — создания МБР на твердом топливе, по своим характеристикам приближающейся к «Минитмен-1», было необходимо использование СТРТ, обеспечивающих более высокие энергетические и лучшие массовые характеристики двигателей и ракеты в целом.
dimon-13
Завсегдатай Military
Завсегдатай Military
 
Сообщения: 3632
Зарегистрирован: Чт 02 дек 2010 6:57 am

Re: РТ-1/8К95

Сообщение dimon-13 » Чт 27 дек 2012 5:33 pm

РТ-1.png
Ракета РТ-1
dimon-13
Завсегдатай Military
Завсегдатай Military
 
Сообщения: 3632
Зарегистрирован: Чт 02 дек 2010 6:57 am

Re: РТ-1/8К95

Сообщение Salo » Вт 01 янв 2013 5:44 pm

Из фильма об испытаниях РТ-1:

Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Salo
ЭКСПЕРТ
ЭКСПЕРТ
 
Сообщения: 123
Зарегистрирован: Пн 25 окт 2010 3:09 am

Re: РТ-1/8К95

Сообщение Salo » Вт 01 янв 2013 5:45 pm

Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Salo
ЭКСПЕРТ
ЭКСПЕРТ
 
Сообщения: 123
Зарегистрирован: Пн 25 окт 2010 3:09 am

Re: РТ-1/8К95

Сообщение Salo » Вт 01 янв 2013 5:46 pm

Огневые испытания первой ступени:

Изображение
Изображение
Изображение
Salo
ЭКСПЕРТ
ЭКСПЕРТ
 
Сообщения: 123
Зарегистрирован: Пн 25 окт 2010 3:09 am

Re: РТ-1/8К95

Сообщение Salo » Вт 01 янв 2013 5:47 pm

Огневые испытания третьей ступени:

Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Salo
ЭКСПЕРТ
ЭКСПЕРТ
 
Сообщения: 123
Зарегистрирован: Пн 25 окт 2010 3:09 am

Re: РТ-1/8К95

Сообщение dimon-13 » Ср 02 янв 2013 3:01 am

Прямо "Укрощение огня" :good:
dimon-13
Завсегдатай Military
Завсегдатай Military
 
Сообщения: 3632
Зарегистрирован: Чт 02 дек 2010 6:57 am

Re: РТ-1 / 8К95

Сообщение DIMMI » Сб 26 янв 2013 11:43 pm

Объединил старую тему и новую статью (в работе)
Аватара пользователя
DIMMI
Military Admin
Military Admin
 
Сообщения: 14518
Зарегистрирован: Ср 16 дек 2009 12:30 am
Откуда: Томск, Сибирь

Re: РТ-1 / 8К95

Сообщение PPP » Сб 09 ноя 2013 10:09 am

Соль на рану. Одна из самых серьезных ошибок СССР в технической политике по созданию стратегических вооружений.
Jeder für sich und Gott gegen alle.
Аватара пользователя
PPP
Ветеран Military
Ветеран Military
 
Сообщения: 7186
Зарегистрирован: Пт 28 май 2010 1:42 am

След.

Вернуться в РТ-1 / 8К95

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

123456



Яндекс цитирования Rambler's Top100 АвиаТОП

12345