РДС-37 | MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.)

РДС-37

Автор: DIMMI
Создана: 16.03.2014 02:58:39
Изменена: 19.04.2015 21:14:11
Комментариев: 0
Категории: ВОЗДУХ / Бомбы / Атомные бомбы и заряды / РДС-37 (1955 г.) /

ДАННЫЕ НА 2015 г. (стандартное пополнение)
РДС-37


Термоядерная бомба с зарядом двухступенчатого типа. Разработка бомбы велась КБ-11, главный конструктор и научный руководитель работ - Ю.Б.Харитон, руководитель проекта - А.Д.Сахаров.

24 декабря 1954 г. состоялся научно-технический совет КБ-11 под председательством И.В.Курчатова. В работе совета приняли участие министр среднего машиностроения В.А.Малышев, руководство КБ-11, ученые и конструкторы-разработчики атомных зарядов. На заседании обсуждалась проблема создания водородной бомбы большой мощности основанной на новом принципе. Ю.Б.Харитон выступил с предложением о проведении в 1955 г. модельного опыта натурной конструкции новой бомбы. В итоге обсуждения совет принял согласованное:
- руководству КБ-11 представить план работ по проблеме создания новой бомбы с пояснительной запиской в Министерство среднего машиностроения.
- разрешить до утверждения плана работ по этой проблеме разработку бомбы - устройства и проведение его испытания на полигоне № 2 в 1955 году (ист. - Том 1)

В течение первого полугодия 1955 г. велась разработка опытного образца бомбы-устройства для проверки нового принципа. Техническое задание на изготовление водородной бомбы новой конструкции было выдано 1 февраля 1955 г. Для проверки хода работ по плану разработки новой физической схемы заряда в КБ-11 прибыли А.П.Завенягин, руководители Главного управления П.М.Зернов, Н.И.Павлов. На состоявшемся 27 мая 1955 г. совещании был рассмотрен вопрос о состоянии работ по разработке бомбы - устройства РДС-37. Сообщение по этому вопросу сделал Я.Б.Зельдович. Он изложил материал о протекании в устройстве РДС-37 термоядерной реакции. Последовал вопрос Завенягина: "Имеются ли еще какие-либо сомнения?" - "Если говорить о мощности с точностью лишь ±40%, то сомнений нет", - ответил Зельдович. По результатам совещания Зернов, Павлов, Харитон, Негин. Духов, Бессарабенко подготовили решение, которое было утверждено Завенягиным 31 мая 1955 г. и в котором было записано: "Одобрить представленную КБ-11 схему экспериментального устройства РДС-37" (ист. - Том 1).

Экспериментальные работы (газодинамические опыты) по отработке элементов бомбы и соответствующие конструктивные изменения проводились вплоть до конца сентября 1955 года (ист. - Том 1). 


Бомба с зарядом РДС-37 в первые мгновения после сброса с самолета-носителя, 22.11.1955 г. (источник).

Испытания. Совмин СССР в специальном постановлении возложил проведение летных испытаний бомбы-устройства РДС-37 на КБ-11, ВВС СССР и полигон № 2 МО СССР.  Главком ВВС СССР приказами от 12 и 13 октября 1955 года выполнение этого постановления поручил воинской части 93851 и определил в связи с этим ее основные задачи:
- прицельное бомбометание бомбы РДС-37 с самолета;
- контроль работы автоматики бомбы на траектории бомбометания;
- охрану самолета-носителя истребителями МиГ-17;
- забор проб продуктов взрыва на самолетах Ил-28, наблюдение за движением облака;
- управление полетами и оборудованием командных пунктов.

Для обеспечения безопасности экипажа в ОКБ-167 МАП с 25 октября по 16 ноября 1955 г. была проведена специальная подготовка самолета к испытаниям. С нижней части поверхности фюзеляжа, оперения и крыльев был смыт лак. Все имеющие темный цвет поверхности были покрыты специальной белой краской. Была также произведена замена ряда уплотнений. С целью увеличения дистанции от места взрыва до самолета-носителя и уменьшения светового импульса до допустимого уровня руководством было принято решение оборудовать бомбу парашютом типа ПГ-4083, разработанным для бомбы РДС-6с НИИ парашютно-десантного снаряжения. Заказ на парашюты был выдан МСМ 17 октября 1955 года, а 28 октября 1955 года они были доставлены на полигон № 2 МО (ист. - Том 1).

Испытания бомбы проведены на Семипалатинском полигоне (опятное поле П-5) 22 ноября 1955 г. Бомба была сброшена с самолета Ту-16А и взрыв был произведен на высоте 1550 м. Мощность взрыва составила 1.6 Мт тротилового эквивалента. первая попытка проведения испытаний была проведена 20 ноября, но из-за отсутствия визуальной видимости цели при отказе радиолокационного прицела сброс бомбы не состоялся (ист. - Том 1).

Итоги испытания были рассмотрены специальной комиссией, которая пришла к следующим выводам:
- успешно испытана конструкция водородной бомбы, основанная на новом принципе;
- необходимо дальнейшее детальное исследование процессов, протекающих при взрыве бомбы этого типа;
- дальнейшую разработку водородных бомб следует проводить на основе широко го использования принципов, положенных в основу бомбы РДС-37.


Конструкция - изделия выполнено в корпусе специально разработанной авиационной бомбы, подобном корпусу бомбы РДС-6с. Бомба была оборудована парашютом ПГ-4083, который был разработан НИИ парашютно-десантного снаряжения для бомбы РДС-6с.



Бомба с зарядом РДС-37, 22.11.1955 г. (источник).

ТТХ изделия:
Мощность взрыва:
- испытания - 1600 кт (22.11.1955 г.)

Тип заряда - двухступенчатый термоядерный.

Носители:
- Ту-16А - стандартный самолет-носитель, бомба разрабатывалась для применения с самолета-носителя Ту-16А.




Самолет-носитель Ту-16А на испытаниях бомбы с зарядом РДС-37, 22.11.1955 г. (источник).


Статус: СССР

- 1955 г. 20 ноября - первый вылет на бомбометание Ту-16А для проведения испытания бомбы РДС-37. Испытание не состоялось из-за отсутствия видимости цели, а так же из-за отказа радиолокационного бомбардировочного прицела (ист. - Том 1). 

- 1955 г. 22 ноября - первый испытательный взрыв термоядерной бомбы РДС-37. В 6 часов 55 минут бомба была подвешена к самолету. Самолет вылетел в 8 часов 34 минуты. В 9 часов 47 минут было произведено прицельное бомбометание с высоты 12 км и при скорости самолета 985 км/ч. Бомба была сброшена над опытной площадкой П5. Взрыв бомбы произошел на высоте 1550 м. В момент взрыва самолет находился от места взрыва на расстоянии 15 км. На нем производились измерения светового импульса, температуры нагрева дюралевой обшивки и защитного покрытия. Воздействие светового излучения на открытые части тела штурмана-бомбардира в кабине самолета было, по его словам, "сильнее, чем в самую жаркую солнечную погоду" (ист. - Том 1).




Испытание бомбы с зарядом РДС-37 22.11.1955 г. (http://wsyachina.narod.ru/).

Источники:
Щелкин Ф.К. Апостолы атомного века. М., Де-ДиПринт, 2004 г.
Ядерные испытания в СССР. Том I. г. Саров. РФЯЦ-ВНИИЭФ (источник).