Р-9А / 8К75 - SS-8 SASIN | MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.)

Р-9А / 8К75 - SS-8 SASIN

Автор: DIMMI
Создана: 02.06.2013 23:35:22
Изменена: 02.04.2014 01:05:10
Комментариев: 0
Категории: ЗЕМЛЯ / Баллистические ракеты земля-земля / Межконтинентальные баллистические ракеты / Р-9А / 8К75 - SS-8 SASIN /

ДАННЫЕ НА 2014 г. (стандартное пополнение)
Ракета Р-9А / 8К75 - SS-8 SASIN
Ракета Р-9Б / 8К76


Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР). После разработки новых типов ядерных зарядов уменьшенной массы, а так же новых более эффективных типов ЖРД в апреле 1958 г. совет главных конструкторов обратился к Правительству СССР с предложением о создании МБР Р-9 на топливе кислород-керосин со стартовой массой около 100 т. Первоначально рассматривалось два проекта ракеты - Р-9А с использованием топлива кислород-керосин и Р-9Б с топливом керосин-азотная кислота. К окончательной разработке ОКБ-1 был принят вариант ракеты Р-9А - основными причинами были высокие энергетические возможности и низкая токсичность компонентов топлива.

Разработка ракеты начата ОКБ-1 (генеральный конструктор - С.П.Королев) по Постановлению Совмина СССР от 13 мая 1959 г. Планируемый срок сдачи ракеты на вооружение - 1961 г. При эскизном проектировании рассматривалось пять принципиальных схем ракеты, обеспечивающих требуемые характеристики при максимально возможной простоте, мобильности и минимально возможной массе конструкции. Эскизный проект ракеты был завершен в октябре 1959 г. К этому времени были выданы и согласованы задания всем смежным организациям, выпущен комплект рабочих чертежей, изготовлена технологическая оснастка и начато изготовление отдельных агрегатов ракеты. В эскизном проекте было также предусмотрено дальнейшее совершенствование характеристик ракеты Р-9.

Летно-конструкторские испытания ракеты начаты на полигоне Байконур пуском 9 апреля 1961 г. - аварийный, взрыв первой ступени. Первый успешный и второй вообще пуск состоялся 21 августа 1961 г. (25 июля 1961 г. по данным Андреева). На первом этапе испытания ракеты велись первым испытательным управлением полигона Байконур, позже испытания были перенесены на площадку №70 полигона.

Серийное производство ракеты велось в г.Куйбышев на авиазаводе №1 (позже - завод "Прогресс") начиная с 1963 г. (ист. - Гудилин). 14 и 15 декабря 1964 г. начата постановка на боевое дежурство первых четырех ракетных полков с ракетами Р-9А с наземным стартом (по два полка в Козельске и Плесецке). 26 декабря 1964 г. поставлен на боевое дежурство первый полк с ракетами в ШПУ (Козельск). 21 июля 1965 г. МБР Р-9А / 8К75 по результатам третьего этапа летно-конструкторских испытаний (источник) принята на вооружение. Всего за все время на вооружении состояло максимум 29 пусковых установок с МБР Р-9А. Последний комплекс с ракетой Р-9А снят с вооружения в 1976 г.


Установка ракеты Р-9А / 8К75 на стартовый стол. Стартовый комплекс "Десна-Н", Байконур, 1961-1963 г.г. (http://www.energia.ru).

Пусковые установки: старт ракеты - горячий, на маршевом двигателе первой ступени. Разработка наземного оборудования велась ГСКБ "Спецмаш", главный конструктор - В.П.Бармин.

- наземный пусковой комплекс "Десна-Н" - разработчик - ГСКБ "Спецмаш". Пуск осуществлялся с двухскатного стартового стола. Первый этап ЛКИ показал, что комплекс не соответствует требованиям к стартовому комплексу. Комплекс не рекомендован к принятию на вооружение. Пуски со стартового комплекса велись в ходе ЛКИ до 22.02.1963 г. (первый пуск с комплекса "Долина").


Транспортировка ракеты Р-9А / 8К75 на стартовый стол. Стартовый комплекс "Десна-Н", Байконур, 1961-1963 г.г. (http://www.energia.ru).


Ракета Р-9А / 8К75 на стартовом столе, Байконур, 1961-1963 г.г. (http://www.energia.ru).

- наземный пусковой комплекс "Долина" - разработчик - головной - ОКБ-1. Разработка комплекса начата после отказа от стартового комплекса "Десна-Н", одновременно разработана новая переходная рама ракеты. Пуск осуществлялся со стартового стола (вариант 2) - использовался новый тип стартового стола - четырехскатный. В ЦКБ транспортного машиностроения было создано эффективное устройство, управляемое одним оператором, способное установить ракету на пусковой стол за 30 сек. Впервые в ОКБ-1 была создана и изготовлена на заводе "Красная Заря" автоматизированная система подготовки ракеты к старту, причем принятые в ней классические решения использовались в дальнейшем для ряда новых ракет-носителей. Первый пуск со стартового комплекса - 22.02.1963 г.

Процесс запуска: самоходная тележка с ракетой, выйдя из монтажно-испытательного корпуса и достигнув упоров на пусковом устройстве, соединялась с подъемно-установочным устройством, которое поднимало ее в вертикальное положение, автоматически стыковало все коммуникации и закрепляло ракету на пусковом столе. Затем следовала скоростная заправка компонентами ракетных топлив, подготовка системы управления и прицеливание. Для связи второй ступени с землей использовался желоб бортовых коммуникаций (ЖБК) - кабельную мачту одноразового применения, которая являлась частью ракеты.


Старт МБР Р-9А / 8К75 из комплекса "Долина" (http://www.energia.ru).

- шахтный пусковой комплекс "Десна-В" - разработчик  - ГСКБ "спецмаш". На штатной стартовой позиции оборудовались две ШПУ, подземный командный пункт, пункт радиоуправления и технологическое оборудование для поддержания запаса жидкого кислорода. Т.к. радиотехническая система обеспечивала наведение одновременно только одной ракеты, то старты МБР могли осуществляться только последовательно. По предложению В.П.Мишина была создана система непрерывной подпитки ракет жидким кислородом, что обеспечивало высокую степень боеготовности ракет. Первый пуск из стартового комплекса "Десна-В" выполнен 27 сентября 1963 г.


ШПУ "Десна-В" МБР Р-9А / 8К75, эскизный проект (http://www.energia.ru).

Ракета Р-9А / 8К75:
Конструкция: двухступенчатая ракета с последовательным расположением ступеней. Разделение ступеней горячее - двигатель второй ступени включается до завершения работы двигателя первой ступени. Ступени соединяются ферменным переходным отсеком, верхняя часть первой ступени имеет усиленную теплоизоляцию. Габариты ракеты были выбраны исходя из возможности транспортировки ее в собранном виде в одном железнодорожном вагоне и использования сварочно-штамповочного оборудования ракеты Р-7 для производства блоков ракеты Р-9.

Принципиальной особенностью ракеты было включение в ее состав переходной рамы пускового стола. Благодаря этому резко уменьшился объем работ на старте, т.к. стыковка всех связей "Земля-борт" теперь производилась на технической позиции, после пристыковки к ракете переходной рамы, а на старте оставалось пристыковать существенно меньшее количество коммуникаций "Земля-переходная рама". Для связи второй ступени с землей использовался желоб бортовых коммуникаций (ЖБК) - кабельную мачту одноразового применения, которая являлась частью ракеты. Через ЖБК проходили коммуникации заправки блока Б компонентами ракетных топлив и газами, а также электрические цепи. Расстыковка коммуникаций ракеты и ЖБК и его отброс происходили непосредственно перед стартом ракеты. Конструкция ракеты предусматривала обслуживание на стартовой позиции в вертикальном положении без применения каких-либо специальных приспособлений и без открытия люков. Заправка обоих ступеней (блоков А и Б) производилась на пусковом столе. На блоке А трубопроводы и кабели для связи с наземным оборудованием были проложены снаружи по борту ракеты и через разъёмные колодки и штекеры выводились на срез обтекателей камер двигателя блока А. После отказа от стартового комплекса "Десна-Н" под общим руководством ОКБ-1 разработан нвоый стартовый комплекс и новая переходная рама.

Конструкция первой ступени (блок А): в головной части ферменный переходный отсек, далее - несущий бак окислителя, межбаковый приборный отсек, несущий бак горючего, хвостовой отсек с ЖРД ступени. Наддув баков ступени и привод ТНА двигателя осуществлялись продуктами сгорания основных компонентов топлива. Ступень была оснащена аэродинамическими стабилизаторами которые состояли из пилона и съемной части. В процессе эксплуатации прекратилось использование съемной части стабилизаторов.

Конструкция второй ступени (блок Б): вторая ступень состояла из цилиндрической и конической частей. Цилиндрическая часть представляла собой хвостовой отсек с размещенным там ЖРД ступени. Коническая часть включала в себя переходник, бак горючего (несущий, конической формы) и бак окислителя (подвесной, сферической формы) с межбаковой обечайкой. Из-за короткого участка работы ЖРД первой ступени (из-за высокой энергетики) разделение ступеней происходило в атмосфере и "по-горячему". Соответственно на первом этапе ЖРД второй ступени работал на 50% мощности и из-за малого удлиненния ступень была аэродинамически неустойчива, что вызвало необходимость размещения в хвостовой части ступени стабилизирующих аэродинамических щитков. Наддув баков ступени и привод ТНА двигателя осуществлялись продуктами сгорания основных компонентов топлива. Позже, на базе конструкции второй ступени была создана третья ступень - Блок И - ракет-носителей 11А57 ("Восток") и 8К78 ("Молния").

Отделяемая головная часть крепилась к переходнику второй ступени двумя пироболтами. Отделение ГЧ осуществлялось пневмотолкателем после выключения ЖРД второй ступени за счет использования паров наддува бака горючего второй ступени.


Конструкция МБР Р-9А / 8К75 (http://www.energia.ru).

Система управления и наведение: система управления инерциальная с каналом радиокоррекции. Главный конструктор - Н.А.Пилюгин. Применение ракеты возможно как с каналом радиокоррекции так и без него - точность при этом ухудшается. Стартовая позиция с ШПУ оборудовалась пунктом радиотехнического управления (радиокоррекции). Пункт коррекции одновременно мог управлять только одной ракетой, т.е. старты МБР могли осуществляться только последовательно. Подготовка и проведение пуска осуществлялось автоматически. Наибольшее время при подготовке пуска требовалось на раскрутку гироскопов системы управления ракеты.

Впервые проверочно-пусковое оборудование ракеты могло производить автоматический контроль большинства параметров системы управления. Так же в системе управления впервые был использован разработанный научной школой профессора Б.И.Назарова (Военная академия им. Дзержинского) принцип форсированного разгона гироскопов, что дало возможность существенно сократить время подготовки системы управления ракеты к пуску. Для обеспечения устойчивости полета ракеты в системе угловой стабилизации впервые применены датчики угловых скоростей (источник).

Особенностью ракеты был относительно короткий активный участок полета. Основная причина - высокоэнергетическое топливо.

Двигатели:
Двигательная установка ракеты разрабатывалась с учетом проведения скоростной заправки баков топливом (кислород - керосин), пребывания ракеты в заправленном состоянии в течение 24 часов, дистанционного управления операциями на старте, максимальной автоматизации подготовки к старту, запуска двигателя 1-й ступени как автоматически, по сигналу окончания заправки баков компонентами, так и вручную, в нужное время без вскрытия люков и без доступа обслуживающего персонала к агрегатам и приборам ракеты.

- 1 ступень - 4-камерный ЖРД РД-111 / 8Д716 разработки КБ В.П.Глушко. На конкурсной основе разработка ЖРД для ступени велась так же в КБ А.Исаева и Н.Д.Кузнецова (велась разработка ЖРД НК-9 для 1-й ступени ракеты Р-9М, но разработка была прекращена из-за отсутствия экспериментальной базы). Во время работы ЖРД управление полетом ракеты осуществлялось поворотом камер маршевого ЖРД с помощью оригинального центрального привода работающего на керосине отбиравшемся с турбонасосного агрегата (ТНА) ЖРД. Разработка двигателя НК-9 для ракеты  Р-9 начата в мае 1959 г. по техзаданию ОКБ-1. Двигатель НК-9 являлся однокамерным, выполненным по замкнутой схеме с дожиганием окислительного газогенераторного газа. Установка из 4-х двигателей НК-9 называлась 8Д717 и была использована на ракете ГР-1.
Тяга двигателя:
- у земли - 141,24 т
- в пустоте - 162,73 т
Удельный импульс:
- у земли - 227,4 ед
- в пустоте - 311,4 ед
Тип подачи топлива - ТНА
Окислитель - переохлажденный кислород (применение такого типа жидкого кислорода обеспечивало длительное хранение горючего в наземной емкости)
Горючее - керосин Т-1
Масса ЖРД - 1700 кг
Время работы ЖРД - 105 с

- 2 ступень - 4-камерный ЖРД РД-461 / РД-0106 (источник) / РО-9 / 8Д715 разработки КБ С.А.Косберга (ныне - КБХА, г.Воронеж) с рекордным удельным импульсом. При работе ЖРД управление полетом осуществлялось поворотными рулевыми камерами двигателя, рабочее тело - отработанный турбинный газ.
Тип ЖРД - четырехкамерный открытой схемы с рулевыми камерами
Тяга двигателя - 30,5 т (в пустоте)
Удельный импульс - в пустоте - 330 ед
Тяга управляющих сопел - 0.5 т
Тип подачи топлива - ТНА
Окислитель - переохлажденный кислород
Горючее - керосин Т-1
Масса ЖРД - 435 кг


ЖРД РД-0106 (источник).

ТТХ ракеты:
Длина - 24.19 м / 24.227 м (по разным данным - вероятно с БЧ разного типа)
Длина 1 ступени - 14,79 м
Длина 2 ступени - 9,4 м
Диаметр корпуса - 2.68 м

Масса стартовая - 80.4 т (Р-9А, на момент принятия на вооружение)
Масса сухая без БЧ - 9 т
Масса переходной рамы:
- первых экземпляров ракеты - 4.5 т
- доработанного варианта - 1.5 т

Дальность действия:
- минимальная прицельная - 3000-3500 км
- с тяжелой БЧ - 12500 км (Р-9А, на момент принятия на вооружение)
- с легкой БЧ - 16000 км ("предельная дальность")
- минимальная - 3000-3500 км (источник)
Отклонение от точки прицеливания:
- система управления автономная инерциальная + радиокоррекция:
                 - по дальности - до 8 км (для 90% пусков) и до 12 км (для остальных 10%) (ист. - Гудилин)
                 - по азимуту - до 5 км (для 90% пусков) и до 8 км (для остальных 10%) (ист. - Гудилин)
- система управления автономная инерциальная:
                 - по дальности - до 20 км (ист. - Гудилин)
                 - по азимуту - до 10 км (ист. - Гудилин)
Время активного участка полета - не менее 264 сек
Время предстартовой подготовки:
- комплекс "Десна-Н" - до 2 часов
- комплекс "Долина" - 20 мин
- нормативное - 21 мин
- фактическое - 5 мин
Время подготовки ракеты на технической позиции - 16 часов

Типы БЧ: моноблочная боевая часть, варианты:
- легкая БЧ - изначально созданная для ракеты Р-9А / 8К75
Тротиловый эквивалент - 1,65 Мт (ист. - Гудилин)
Масса БЧ - 1700 кг

- тяжелая БЧ - изначально создавалась для ракеты 8К77, но в процессе подготовки ракеты Р-9А / 8К75 к летным испытаниям было принято решение использовать эту БЧ на ракете (ист. - Гудилин). Именно с этой БЧ ракета Р-9А принята на вооружение в 1965 г. (источник).
Тротиловый эквивалент - 5 Мт
Масса БЧ - 2200 кг


Модификации:
- Р-9А / 8К75 - базовый вариант МБР Р-9А, ракета на топливе кислород-керосин.

- Р-9Б / 8К76 - проект ракеты Р-9 с использованием высококипящих компонентов топлива - керосин-азотная кислота. При создании ракеты предполагалась кооперация с КБ М.К.Янгеля и использование ЖРД конструкции А.М.Исаева. 
Двигатели - на первой ступени установка из 4 х ЖРД ОКБ А.М.Исаева тягой по 40 т

- Р-9М - проект усовершенствованного варианта ракеты Р-9А создание которого предусматривалось эскизным проектом ракеты Р-9А. Использование новых двигателей при сохранении массо-габаритных характеристик ракеты позволяло или увеличить дальность действия на 2700 км или уменьшить массу ракеты на 13 т (ист. - Гудилин).
Двигатели:
- 1 ступень - ЖРД НК-9 замкнутой схемы с улучшенными ТТХ разработки ОКБ Н.Д.Кузнецова
- 2 ступень - ДУ 4 х ЖРД на базе создаваемого в ОКБ-1 двигателя блока "Л" РН "Молния" (типа Р-7)

- 8К77 - проект варианта ракеты с использованием двигателей Р-9М в комбинации с экранно-вакуумной теплоизоляцией для обеспечения бОльших сроков боевого дежурства в заправленном состоянии. За счет применения более мощных двигателей предполагалось оснащение ракеты БЧ большей массы и мощности. Данная БЧ была позже использована на ракете 9К75. Из-за сложности реализации технического решения экранно-ваккумной изоляции проект не был осуществлен (ист. - Гудилин).

- 8К75ПД ("предельная дальность") - максимально облегченный вариант МБР Р-9 с легкой БЧ для демонстрационного испытания на максимально большую дальность (ист. - Андреев...).


Статус - СССР
- 1964 г. 14 и 15 декабря - начата постановка на боевое дежурство первых четырех ракетных полков с ракетами Р-9А с наземным стартом - по два полка в Козельске и Плесецке.

- 1964 г. 26 декабря - поставлен на боевое дежурство первый полк с ракетами в ШПУ в Козельске.

- 1965 г. 21 июля - МБР Р-9А / 8К75 принята на вооружение. Всего за все время на вооружении состояло 26 пусковых установок с МБР Р-9А.

Развертывание МБР Р-9А в составе РВСН:
Год МБР на боевом
дежурстве
Плесецк Байконур Козельск Тюмень Омск Примечание
1962 -            
1963 2            
1964
11            
1965
26   с 1965 г. на боевое дежурство встала 51-я ОИИЧ с 3 ШПУ
       
1966
29   3 ШПУ 51-я ОИИЧ        
1967
29   3 ШПУ 51-я ОИИЧ        
1968
26   3 ШПУ 51-я ОИИЧ        
1969
26   3 ШПУ 51-я ОИИЧ        
1970
26   3 ШПУ 51-я ОИИЧ        
1971
21   51-я ОИИЧ снята с дежурства        
1972
21            
1973
21            
1974
21            
1975
19            
1976
-            


Пуски ракеты Р-9А / 8К75:
№ пуска Дата пуска Полигон Ракета Описание
01 09.04.1961 Байконур, площадка №51, в/ч 25741, ПУ №5
Е10308
Пуск по полигону Кура (Камчатка). Аварийный (1) пуск. Взрыв первой ступени (по одним данным). На 153 секунде полёта резкий спад режима работы ЖРД блока «Б», на 258,53 секунде ДУ была выключена по сигналу реле давления ОКТ, на 263,64 секунде - отделение ГЧ. Вторая ступень и ГЧ упали в 3745 километрах от стартовой позиции (источник).
02 21.04.1961 Байконур, площадка №51, в/ч 25741, ПУ №5 Е10309 Успешный пуск по полигону Кура (Камчатка). Недолет 300 м, отклонение вправо 640 м (источник).
03 25.04.1961 Байконур, площадка №51, в/ч 25741, ПУ №5 Е15001-02Т Пуск по полигону Кура (Камчатка). Аварийный (2) пуск. Прогар огневой стенки 2-й камеры сгорания, на 1,65 секунде - потеря устойчивости, на 3,85 секунде произошёл резкий спад режима работы ДУ. МБР упала рядом со стартовой позицией, повредив подземные сооружения старта и находящиеся в них оборудование и коммуникации (источник).
04 29.05.1961 Байконур, площадка №51, в/ч 25741, ПУ №5 Е10310 Пуск по полигону Кура (Камчатка). Аварийный (3) пуск. Из-за ненормальной работы ЖРД второй ступени в конце АУТ недолёт составил 35,17 км, отклонение влево - 13,15 км (источник).
05 02.06.1961 Байконур, площадка №51, в/ч 25741, ПУ №5 Е15001-01Т Пуск по полигону Кура (Камчатка). Аварийный (4) пуск. На 29,8 секунде полёта отказ ДУ 1-й ступени. Ракета упала в 6,3 км от старта (источник).
06
25.07.1961 Байконур, площадка №51, в/ч 25741, ПУ №5 Е10312 Пуск по полигону Кура (Камчатка). Успешный пуск.
07
30.07.1961 Байконур, площадка №51, в/ч 25741, ПУ №5 Е15001-25 Пуск по полигону Кура (Камчатка). Успешный пуск.
08
03.08.1961 Байконур, площадка №51, в/ч 25741, ПУ №5 Е10313 Пуск по полигону Кура (Камчатка). Аварийный (5) пуск. При запуске двигателя первой ступени из-за высокочастотных пульсаций произошел взрыв на 0.3 сек полета. Старт разрушен.
09
10.09.1961 Байконур, площадка №51, в/ч 25741, ПУ №5 Е10311 Пуск по полигону Кура (Камчатка). Аварийный (6) пуск, отказ системы питания на 26.3 сек полета, падение ракеты в 4 км от старта.
10
19.09.1961 Байконур, площадка №51, в/ч 25741, ПУ №5 Е10314 Пуск по полигону Кура (Камчатка). Недолет (7) 930 км из-за преждевременного отключения двигателя второй ступени из-за выкручивания регулировочного болта ПРМ (источник).
11
26.09.1961 Байконур, площадка №51, в/ч 25741, ПУ №5 Е10315 Успешный пуск по полигону Кура (Камчатка). Недолет 1040 м, отклонение вправо 840 м.
12
06.10.1961 Байконур, площадка №51, в/ч 25741, ПУ №5 Е15001-21 Успешный пуск по точке прицеливания "Акватория" (Тихий океан) на максимальную дальность.
13
08.10.1961 Байконур, площадка №51, в/ч 25741, ПУ №5 Е15001-22 Пуск по точке прицеливания "Акватория" (Тихий океан) на максимальную дальность. Аварийный пуск (8) - разрушение двигателя первой ступени.
14
12.10.1961 Байконур, площадка №51, в/ч 25741, ПУ №5 Е15001-23 Успешный пуск по точке прицеливания "Акватория" (Тихий океан) на максимальную дальность.
15
26.10.1961 Байконур, площадка №51, в/ч 25741, ПУ №5 Е15001-24 Пуск по точке прицеливания "Акватория" (Тихий океан) на максимальную дальность. Аварийный пуск (9) - разрушение двигателя первой ступени.
16 21.03.1962 Байконур, площадка №51, в/ч 25741, ПУ №5 Е10317 Пуск по полигону Кура (Камчатка). Аварийный (10) пуск. Преждевременное израсходование запаса горючего и выключение ДУ 2-й ступени на 230,5 секунде, из-за повышенного расхода горючего. Изделие упало северо-восточнее Татарска Новосибирской области (источник).
17 22.03.1962 Байконур, площадка №51, в/ч 25741, ПУ №5 Е10316 Успешный пуск по полигону Кура (Камчатка). Недолет 800 м, отклонение влево 50 м.
18 18.04.1962 Байконур, площадка №51, в/ч 25741, ПУ №5 Е15001-20 Успешный пуск по полигону Кура (Камчатка). Перелет - 140 м, отклонение влево 350 м.
19 20.04.1962 Байконур, площадка №51, в/ч 25741, ПУ №5 Е15001-19 Пуск по полигону Кура (Камчатка). Аварийный (11) пуск. На 23,6 секунде полёта отказ ЖРД 8Д716 из-за разрушения топливной магистрали. Ракета упала в 10 км от старта  (источник).
20 23.04.1962 Байконур, площадка №51, в/ч 25741, ПУ №5 ?? Успешный пуск по полигону Кура (Камчатка). Перелет - 610 м, отклонение вправо - 820 м (источник).
21 09.06.1962 Байконур, площадка №51, в/ч 25741, ПУ №5 Т10329
производство завода №88
Успешный пуск по полигону Кура (Камчатка). Перелет - 140 м, отклонение вправо - 920 м (источник).
22 14.06.1962 Байконур, площадка №51, в/ч 25741, ПУ №5 Т10328
производство завода №88
Успешный пуск по полигону Кура (Камчатка). Недолет - 100 м, отклонение влево - 490 м (источник).
23 19.06.1962 Байконур, площадка №75, комплекс "Десна-Н", ОИИЧ-51 (в/ч 44083), ПУ №13 Е15001-27
производство завода "Прогресс"
Успешный пуск по полигону Кура (Камчатка). Перелет  - 3420 м, отклонение вправо - 900 м (источник).
24 21.06.1962 Байконур, площадка №75, комплекс "Десна-Н", ОИИЧ-51 (в/ч 44083), ПУ №13 Е15001-27
производство завода "Прогресс"
Успешный пуск по полигону Кура (Камчатка). Недолет - 2700 м, отклонение вправо - 3500 м (источник).
25 21.07.1962 Байконур, площадка №75, комплекс "Десна-Н", ОИИЧ-51 (в/ч 44083), ПУ №13 Т10330 Успешный пуск по полигону Кура (Камчатка). Недолет - 3190 м, отклонение вправо - 80 м (источник).
26 24.07.1962 Байконур, площадка №75, комплекс "Десна-Н", ОИИЧ-51 (в/ч 44083), ПУ №13 Т10331 Отработка технологического графика подготовки и пуска из готовности № 3 (1,5-часовая). Успешный пуск по полигону Кура (Камчатка). Недолет - 1570 м, отклонение вправо - 80 м (источник).
27 29.07.1962 Байконур, площадка №75, комплекс "Десна-Н", ОИИЧ-51 (в/ч 44083), ПУ №13 Т10332 Пуск по полигону Кура (Камчатка). Аварийный (12) пуск. Падение блоков «А» и «Б» в 575 и 625 км от старта, соответственно, из-за отключения батареи электропитания на 97,5 секунде (источник).
28 22.10.1962 Байконур, площадка №75, комплекс "Десна-Н", ОИИЧ-51 (в/ч 44083), ПУ №13 Т15001-01
производство завода "Прогресс"
Задачи: исследование надёжности СУ, надёжности радиоуправления и оценка точности измерения параметров движения. Пуск по полигону Кура (Камчатка). Аварийный (13) пуск. На 2,3 секунде полёта разрушение 1-й камеры ЖРД 8Д716, ракета упала в 20 км от старта (источник).
29 28.10.1962 Байконур, площадка №51, ПУ №5 Т15001-05 Пуск по полигону Кура (Камчатка). Аварийный (14) пуск. Пуск в рамках операции «К» («К4») для определения воздействия высотного ядерного взрыва на радиосвязь и аппаратуру. Разрушение 2-й камеры ЖРД 8Д716, ракета поднялась на 20 м, упала рядом со стартом, выведя его из строя.
30 11.02.1963 Байконур, площадка №75, комплекс "Десна-Н", ОИИЧ-51 (в/ч 44083), ПУ №12 Т15001-33
производство завода "Прогресс"
Задачи: Отработка технологического графика подготовки и пуска из готовности № 1 (15-тиминутная). Успешный пуск по полигону Кура (Камчатка). Недолет - 50 м, отклонение вправо - 780 м (источник).
31 14.02.1963 Байконур, площадка №75, комплекс "Десна-Н", ОИИЧ-51 (в/ч 44083), ПУ №12 Т15001-10
производство завода "Прогресс", первая серийная партия 1962 г. выпуска
Задачи: Отработка технологического графика подготовки и пуска из готовности № 1 (15-тиминутная). Пуск по полигону Кура (Камчатка). Аварийный (15) пуск. Ракета поднялась на 190 м, упала на стартовый стол и сгорела. Вероятная причина: срабатывание пироклапана из-за замыкания контактов в штекерах Ш131, Ш331 из-за попадания постороннего металлического предмета (источник).
32 22.02.1963 Байконур, площадка №75, комплекс "Долина", ОИИЧ-51 (в/ч 44083), ПУ №14 Т15002-04
производство завода "Прогресс", вторая серийная партия 1962 г. выпуска
Задачи: Отработка технологического графика подготовки и пуска из готовности № 1 (15-тиминутная). Первый пуск со стартового комплекса "Долина". Успешный пуск по полигону Кура (Камчатка). Перелет - 160 м, отклонение влево - 580 м (источник).
33
11.03.1963
Байконур, площадка №75, комплекс "Долина", ОИИЧ-51 (в/ч 44083), ПУ №14 Е15001-34
производство завода "Прогресс"
Пуск из готовности № 1 (15-минутная). Пуск по полигону Кура (Камчатка). Аварийный (16) пуск. Негерметичность в магистрали горючего двигателя 8Д715  2-й ступени на 107,25 секунде полёта, что привело к снижению давления в камере сгорания на 50 %. 2-я ступень и головная часть упали в 781 км от стартовой позиции (источник).
34
14.03.1963
Байконур, площадка №75, комплекс "Долина", ОИИЧ-51 (в/ч 44083), ПУ №14 Е15002-35
производство завода "Прогресс"
Пуск из готовности № 1 (15-минутная). Успешный пуск по полигону Кура (Камчатка). Перелет - 120 м, отклонение вправо - 460 м (источник).
35 20.05.1963 Байконур, площадка №75, комплекс "Долина", ОИИЧ-51 (в/ч 44083), ПУ №14 Т10344 Пуск из готовности № 3. Успешный пуск по полигону Кура (Камчатка). Перелет - 940 м, отклонение влево - 410 м (источник).
36 13.06.1963 Байконур, площадка №75, ОИИЧ-51 (в/ч 44083) Т15001-05
производство завода "Прогресс", первая серийная партия 1963 г. выпуска
Пуск по полигону Кура (Камчатка). Аварийный (17) пуск. Разрушение ракеты из-за превышения расчётных нагрузок, в результате отказа автомата стабилизации на 48-й секунде полёта. Ракета упала в 12 км от стартовой позиции (источник).
37 24.07.1963 Байконур, площадка №75, ОИИЧ-51 (в/ч 44083) Т15001-06
производство завода "Прогресс", первая серийная партия 1963 г. выпуска
Пуск по полигону Кура (Камчатка). Аварийный (18) пуск. Потеря устойчивости по каналу рыскания из-за отказа автомата стабилизации на 52-й секунде полёта, в результате — выдача команды на автоподрыв ГЧ. Ракета упала в 65 км от стартовой позиции (источник).
38 12.09.1963 Байконур, площадка №75, комплекс "Долина", ОИИЧ-51 (в/ч 44083), ПУ №14 Т15002-03 Пуск из готовности № 1 по 12-тиминутному графику.
Успешный пуск по полигону Кура (Камчатка). Недолет - 20 м, отклонение влево - 1310 м (источник).
39 17.09.1963 Байконур, площадка №75, комплекс "Долина", ОИИЧ-51 (в/ч 44083), ПУ №14 Т15002-07 Пуск из готовности № 1 по 12-тиминутному графику.
Успешный пуск по полигону Кура (Камчатка). Перелет - 740 м, отклонение вправо - 80 м (источник).
40
27.09.1963 Байконур, площадка №70, комплекс с ШПУ "Десна-В", ОИИЧ-51 (в/ч 44083), ШПУ №11
?
Первый пуск шахтного стартового комплекса "Десна-В". Пуск из готовности № 1 по 20-тиминутному графику. Успешный пуск по полигону Кура (Камчатка). Перелет - 630 м, отклонение вправо - 190 м (источник).
41
18.10.1963
Байконур, площадка №70, комплекс с ШПУ "Десна-В", ОИИЧ-51 (в/ч 44083), ШПУ №11 ?
Пуск из готовности № 1 по 20-тиминутному графику. Пуск по полигону Кура (Камчатка). Аварийный (19) пуск. Выход ДУ на пониженный режим, из-за негерметичности магистрали высокого давления горючего. Поломка коромысла клапана слива. Потеря ракетой устойчивости по каналам вращения и рыскания на 21-й секунде полёта. Ракета упала в 740 км от стартовой позиции (источник).
         
  24.10.1963 Байконур, площадка №70, комплекс с ШПУ "Десна-В", ОИИЧ-51 (в/ч 44083)
? При подготовке к пуску ракеты при заправке ракеты окислителем кто-то из персонала поднял давление в канале заправки до 132% от предельно допустимого. Во время спуска в лифте на 8-й уровень ШПУ из-за искры произошел взрыв кислородонасыщенной атмосферы. Уничтожено ШПУ, 8 человек погибли. С тех пор 24 октября на полигоне Байконур считается "черным днем" - в этот же день во время взрыва МБР Р-16 погиб маршал Неделин (источник).
         

2 февраля 1964 г. Байконур, площадка №70, комплекс с ШПУ "Десна-В", ОИИЧ-51 (в/ч 44083)
Завершающий пуск программы ЛКИ. Всего произведено около 50 пусков ракеты.



Источники:
Андреев С.В. Баллистические ракеты. Самара, ООО "Книга", 2011 г.
Гудилин В.Е., Слабкий Л.И. Ракетно-космические системы. М., 1996 г.
Р-9А.2013 г. (источник).
Ракета Р-9. 2010 г. (источник).

Каталог

Последние комментарии

Еще одна крайне любопытная статья. Вроде бы часть изложенного материала ранее нигде...
mpashnev 2016-11-15 17:48
Много интересных подробностей по ракете можно почерпнуть отсюда: http://www.buran.ru...
mpashnev 2016-11-15 15:25
Фото ракеты из музея РВСН в Балабаново.
mpashnev 2016-11-15 15:22
Нашел пару интересных схем - кликабельных, - в журнале "Моделист-конструктор".Ссылка:...
mpashnev 2016-11-15 03:52
Пусть и тут эта картинка будет28.png
dimon-13 2013-10-21 17:28
Актинометр Wrote:48 лет назад она была принята на вооружение 21 июля 1965 года.Есть...
binladin 2013-07-22 03:06
48 лет назад она была принята на вооружение 21 июля 1965 года.
Актинометр 2013-07-21 18:56
binladin Wrote:Прощаю. Со стр.804, если память не изменяет, приведено постановление...
PPP 2013-07-18 00:39
серый Wrote:с-300 дал текст "непростая судьба невезучей девятки" Интервью с Дмитрием...
binladin 2013-07-17 19:45
ну и по красноярску: на космоснимках отчетливо видны следы начала работ по обурудованию...
Anonymous 2013-07-17 15:31