РС-14 Темп-2С - SS-16 SINNER | MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.)

РС-14 Темп-2С - SS-16 SINNER

Автор: DIMMI
Создана: 26.04.2011 02:04:47
Изменена: 21.05.2013 00:16:34
Комментариев: 0
Категории: ЗЕМЛЯ / Баллистические ракеты земля-земля / Межконтинентальные баллистические ракеты / РС-14 Темп-2С - SS-16 SINNER /

ДАННЫЕ НА 2013 г. (стандартное пополнение)
Комплекс "Темп-С2М"
Комплекс 15П642 "Темп-2С", ракета 15Ж42 / РС-14 - SS-X-16 / SS-16 SINNER
Комплекс "Темп-2СМ1", ракета 15Ж47
Комплекс "Темп-2СМ2", ракета 15Ж48



Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) / подвижный грунтовый ракетный комплекс (ПГРК). Разработан Московским Институтом теплотехники под руководством А.Д.Надирадзе. По поручению ГКОТ СССР (с 3 марта 1965 - Миноборонпром СССР) первые проработки облика МБР на РДТТ начаты в НИИ-1 (будущий МИТ) под руководством А.Д.Надирадзе в 1962 г. Разработка второго поколения смесевых твердых топлив в т.ч. применительно к комплексу с твердотопливной МБР начата НИИ-125 в 1964 г. Приказом № 24 от 15 апреля 1965 г. министр оборонной промышленности СССР С.А.Зверев поручает НИИ-1 разработку на базе комплекса "Темп-С" усовершенствованного до межконтинентального комплекса "Темп-С2М". Приказ министра предписывал проведение проектных изысканий, изготовление и наземную отработку полноразмерных двигателей для МБР. Разработка топливных зарядов двух первых ступеней поручена НИИ-125, 3-й ступени - НИИ-6. Разработка собственно ракеты велась отделением №1 МИТ, а разработкой комплекса занималось только что созданное отделение №19 под руководством А.К.Виноградова.


Реконструкция СПУ 15У67 (автор - Sinner75, http://russianarms.ru).




Модель сочлененной гусеничной СПУ "объект 829" с ракетой 15Ж42, Музей истории и техники ОАО "Кировский завод", 2001 г. (фото - А.В.Карпенко, http://bastion-karpenko.narod.ru).


Конверсионный кран КА-80 на шасси МАЗ-547А бывших СПУ комплекса "Темп-2С" (http://vk.com).


В 1965 г. МИТ представил техническое предложение по созданию МБР на твердом топливе. 1 октября 1965 г. министр оборонной промышленности С.А.Зверев (МИТ входил в структуру Миноборомпрома СССР) сделал доклад о разработке подвижного грунтового комплекса "Темп-2С" в ЦК КПСС. После чего Постановлением СМ СССР №185-60 от 6 марта 1966 г. МИТ на конкурсных началах поручается разработка эскизного проекта ПГРК "Темп-2С" и КБМ (г.Коломна)  - МБР "Гном". Оба эскизных проекта предусматривали создание шахтного и мобильного вариантов комплексов. После защиты эскизных проектов в конце 1966 г. предполагалось их совместное рассмотрение с твердотопливным вариантом РТ-21 МБР РТ-20П КБ "Южное". Изначально на конкурс 1966 г. МИТ представил 5 вариантов компоновки МБР. Массо-габаритные характеристики ракеты определялись исходя из непревышения пусковой установкой массы в 60 тонн.

Варианты аванпроекта 1-й 2-й 3-й 4-й 5-й
Длина ракеты          
Диаметр корпуса          
Масса стартовая более 41 т более 41 т более 41 т более 41 т 40,7 т
Дальность действия ок.10000 км ок.10000 км ок.10000 км ок.10000 км ок.10000 км
Мощность БЧ         не более 3 Мт

Вероятно в конце 1966 г. состоялось рассмотрение конкурирующих проектов межведомственной экспертной комиссией. По решению комиссии были продолжены работы над проектами "Темп-2С" и РТ-21 (разработка ракеты прекращена в 1969 г. до выхода на испытания). С учетом заявленных ТТХ, а так же эксплуатационных возможностей предложенного комплекса, заказчик выбрал для дальнейшей проработки проект МБР МИТ и 5-й вариант аванпроекта МБР. Решением ВПК при СМ СССР №156 от 17 июля 1967 г. уточнены ТТТ к ракете. По уточненным ТТТ к концу 1967 г. выпущены дополнения к эскизному проекту МБР. МИТ определен головным разработчиком ПГРК с МБР.

Создание рабочего проекта и опытно-конструкторские работы по созданию комплекса “Темп-2С” с выходом на летные испытания в третьем квартале 1969 г. заданы Постановлением СМ СССР №374-142 от 24 мая 1968 г. Пока еще предусматривалось два типа мобильного базирования - на колесном (70 тонн масса СПУ) и на гусеничном шасси (60 тонн). Этим же Постановлением предписывается проектирование двух типов боевых частей - легкой и тяжелой. Дальность действия тяжелой головной части допускается понизить  на 1000 км. Расчеты показывали, что для достижения такой дальности придется сокращать количество средств противодействия ПРО. Так же применение РГЧ ИН на ракете с массой 32 тонны было признано нереальным.

Летом 1968 г. проведены расчеты, показавшие, что для достижения дальности 10000 км с сохранением планировавшегося к установке современного комплекса средств противодействия ПРО требуется увеличение массы ракеты до 40.5 тонн, удлиннение её на 1.5 м с увеличением калибра на 10 см. Это означало необходимость существенного перепроектирования и комплекса и ракеты.

В конце 1968 - начале 1969 г.г. выпущено второе дополнение к эскизному проекту "Темп-2С" согласно которому масса ракеты увеличивалась до 40.5 тонн, а СПУ на шасси МАЗ-547 получало 6-ю ось (шасси - МАЗ-547А). 14 июня 1969 г. А.Д.Надирадзе пишет письмо генеральному секретерю ЦК КПСС Л.И.Брежневу с пояснениями необходимости принятия измененного проекта. Изменения ТТХ ракеты закреплены Постановлением СМ СССР №538-135 от 10 июля 1969 г. Приняты новые "Тактико-технические требования на разработку подвижного ракетного комплекса "Темп-2С" №Т-001129". В итоге к концу 1969 г. выпущено третье дополнение к эскизному проекту.

В октябре 1970 г. приказом министра оборонной промышленности СССР Вячеслав Гоголев перемещается с должности первого заместителя директора МИТ - главного конструктора на должность заместителя главного конструктора по проектированию, ему поручается курирование только двух отделений (по ракете и двигательным установкам); на должность первого заместителя директора - главного конструктора назначается Борис Лагутин. Приказом А.Надирадзе после приказа министра в структуре института создается комплексное отделение (отделение 6), его начальником назначается Александр Виноградов. Отделение 6 становится головным в институте по комплексу "Темп-2С".

Головным предприятием по производству ракет комплекса в 1968 г. определен Воткинский машиностроительный завод. Подготовка к производству ракет начата на заводе в 1971 г. Серийное производство ракет 15Ж42 начато в 1974 г.

Испытания. Первым этапом испытаний был этап бросковых пусков имитатора ракеты ИРС-1 - двигатель 1-й ступени с уменьшеным зарядом, 2-я и 3-я ступени без двигателей, без системы управления. Пуск осуществлялся из ТПК с экспериментальной пусковой установки Э-825. Старт производился без ПАД, на маршевом двигателе первой ступени. Первый бросковый пуск состоялся 26 декабря 1967 г. (источник).


Имитатор ракеты ИРС-1 после падения в 60 м от экспериментальной СПУ, площадка 231, полигон Капустин Яр (фото предоставлено пользователем binladin с разрешения автора, источник).

Для проведения испытаний комплекса на основании Директивы Главного штаба РВСН от 7 января 1970 г. и приказа командира в/ч №13991 № 9 от 17 января 1970 г. на базе 3-й и 4-й групп войсковой части №01349 сформирована Отдельная инженерно-испытательная часть (в/ч №30107). Первый пуск полноценной ракеты состоялся 14 марта 1972 г., заключительные пуски программы государственных испытаний производились в акваторию Тихого океана в декабре 1974 г. Всего произведено 35 пусков ракет.

Пуски ракет комплекса "Темп-2С" (7 пусков были неудачными, в т.ч. 5 из них по вине отказов рулевого привода ступеней ракет):
№пп Дата Полигон Описание
000 26.121967 г. - 1971 г. Капустин Яр, площадка №231
Первые 5 экспериментальных бросковых пусков, двигатель 1-й ступени с уменьшеным зарядом, 2-я и 3-я ступени без двигателей, без системы управления. Пуск осуществлялся из ТПК с экспериментальной СПУ Э-825. Старт производился без ПАД, на маршевом двигателе первой ступени. Пусковая установка могла быть повреждена (происходило выгорание контейнера, возгорание колес СПУ).
00 1971 г. Плесецк пуск из ШПУ (Первов) ??
01 14.03.1972 г. Плесецк пуск произведен в 21-00, первый пуск МБР с мобильной СПУ, точка старта по западным данным - LC157, по отечественным - площадка "Токовище", пуск прошел успешно; по некоторым данным с 1972 г. произведено 5 пусков из них 2 пуска неудачные.
02 18.04.1972 г. Плесецк пуск неудачный
03 26.07.1972 г. Плесецк  
04 03.08.1972 г. Плесецк пуск неудачный
05 28.09.1972 г. Плесецк последний пуск программы испытаний 1972 г.
06-10 1973 г. Плесецк  
11 1973 г.
Плесецк по неподтвержденным данным 03.11.1972 г.
12
май 1973 г. Плесецк  
13
июнь 1973 г. Плесецк  
14
июль 1973 г. Плесецк  
15
август 1973 г. Плесецк  
16
декабрь 1973 г. Плесецк  
17
февраль 1974 г. Плесецк  
18      
19 28.06.1974 г. Плесецк  
20-27   Плесецк  
28-29 12.12.1974 г. Плесецк последние пуски программы госиспытаний, производились в акваторию Тихого океана, залповый пуск 2 МБР
30 29.12.1974 г. Плесецк последние пуски программы госиспытаний, производились в акваторию Тихого океана
31 1975 г. Плесецк  
32
1975 г. Плесецк
33 1976 г. Плесецк

Принятие на вооружение. Несмотря на обещание Л.И.Брежнева Джеральду Форду в ноябре 1974 г. во Владивостоке не развертывать ПГРК "Темп-2С", комплекс принят на вооружение Постановлением СМ СССР №1006-357 от 30 декабря 1975 г. 21 февраля 1976 г первые два полка ПГРК с МБР "Темп-2С" заступили на боевое дежурство. Базирование - Плесецк. В период с 1974 по 1977 г.г. изготовлено 49 ракет и 43 самоходных пусковых установки (в комплекте с другим необходимым наземным оборудованием).


Раннее западное видение внешнего облика ракеты SS-16 SINNER комплекса "Темп-2С". Слева - Minuteman-II и SS-13 (The Soviet War Machine. An encyclopedia of Russian military equipment and strategy. NY, Chartwell Books, 1977.).

Развёртывание ПГРК в штатном позиционном районе было запрещено по внешнеполитическим мотивам и произведенные ПГРК дислоцированы в режиме "длительного хранения" на полигоне Плесецк. Выезды СПУ на боевое дежурство осуществлялись в моменты "окон" в пролетах западных разведывательных спутников. В итоге под Плесецком была развернута ракетная дивизия с 7 полками ПГРК "Темп-2С" - всего 42 СПУ.

Для управления развертываемыми комплексами в 1976 г. на базе в/ч №29512 (площадка "Карьер") создано 5-е управление  53 НИИП (полигона "Плесецк, в/ч №29512), куда была переведена часть личного состава Отдельной инженерно-испытательной части (в/ч №30107). Первыми на комплексы "Темп-2С" еще в 1975 году перевооружены два боевых полка (впоследствии получившие статус ОИИЧ - Отдельная инженерно-испытательная часть):
- в/ч №07395 (63 ракетный полк), площадки "Стройдеталь" и "М.Усово" (БСП-31 и БСП-5), командир Лев Вениаминович Форсов;
- в/ч №68543 (220 ракетный полк), площадки "Лисицино" и "Лесорубов" (БСП-25 и БСП-24), командир Владимир Васильевич Рунов;

На этом этапе развернуто 12 СПУ. На каждой площадке размещалось одно боевое подразделение - дивизион (штатный командир - подполковник). В состав каждого РДН входило 3 батареи подготовки и пуска (штатный командир - майор). В состав батареи входило 2 СПУ с МБР. В дивизионе был свой штаб, службы, делопроизводства. Управление, штаб и службы полка размещалась на БСП 1-го РДН полка.

Позже в начале 1976 г. вторые дивизионы этих полков стали соответственно ОИИЧ (полками) в/ч №29487 и в/ч №49506. Уже в 1976 г.  в том же 5-м управлении 53 НИИП сформированы в/ч №30042 (1976 г.), в/ч №25932 (1976 г.), в/ч №40258 (1977 г.). Всего на "Темп-2С" было переведено семь ОИИЧ. Каждая ОИИЧ (полк) включал в себя 3 группы (переименованные батареи, штатный конмандир - майор) по 2 СПУ в каждой. Таким образом максимально развернутое количество комплексов составляло 42.

Даты включения полков в программу длительного хранения комплексов "Темп-2С":
ОИИЧ в/ч №07395 (полк №63, 1-й дивизион) - 21 февраля 1976 г.;
ОИИЧ в/ч №29487 (полк №63, 2-й дивизион) - 21 февраля 1976 г.;
ОИИЧ в/ч №68543 (полк №220, 1-й дивизион) - 22 июля 1976 г.;
ОИИЧ в/ч №49506 (полк №220, 2-й дивизион) - 22 июля 1976 г.;
ОИИЧ в/ч №30042 - 25 марта 1977 г. (сформирован в 1976 г.);
ОИИЧ в/ч №25932 - 28 июня 1977 г. (сформирован в 1976 г.);
ОИИЧ в/ч №40258 - 20 декабря 1977 г. (сформирован в 1977 г.)

По договору ОСВ-2, заключенному в июне 1979 г. между СССР и США, Советский Союз брал на себя обязательства не производить, не испытывать и не развертывать ракетный комплекс "Темп-2С" и не производить его третью ступень. В 1985 г. все ракеты и агрегаты наземного оборудования уничтожены по Постановлению СМ СССР №250-87 от 26 марта 1985 г. во исполнение Договора ОСВ-2 от 1979 г.

За создание комплекса "Темп-2С" МИТ награжден вторым орденом Ленина, а А.Д.Надирадзе награжден званием Героя Социалистического Труда. С использованием опыта разработки ПГРК с МБР "Темп-2С" в МИТ по указанию Д.Ф.Устинова начата разработка мобильного грунтового комплекса с БРСД "Пионер" (Постановление СМ СССР №280-96 от 28 апреля 1973 г.) и ПГРК с МБР "Тополь" (1977 г.). Наименование РС-14 присвоено ракете в документах по договору ОСВ-1.

Пусковая установка
- Разработка машин для комплекса МБР велась ОКБ-221 завода "Баррикады" (г.Волгоград) с 1966 г. Первоначально для СПУ комплекса "Темп-С2М" планировалось использование 5-осного шасси МАЗ-547, разрабатываемого СКБ МАЗ для комплекса. Шасси разрабатывалось на базе таких шасси как МАЗ-535, МАЗ-543 и МАЗ-537. Для комплекса в ВНИИ-100 (НИИ "Трансмаш") так же изучались различные варианты гусеничных шасси:
- 4-х гусеничная СПУ на шасси танка "объект 432" (Т-64) и тягача "объект 429";


Один из макетов СПУ для МБР, походивший испытания во второй половине 1960-х годов - шасси "объект 432" и "объект 429" (http://militaryphotos.net).

- 4-х гусеничная СПУ на шасси танка "объект 432" (Т-64) и ракетного танка "объект 775";
- 2-х гусеничная СПУ на шасси СПУ МБР РТ-20П "объект 821";
- сочлененная СПУ "объект 829" "Спарка" на шасси танка "объект 432" (Т-64) - разработка шасси велась ОКБ-3 Кировского завода. При подготовке к пуску СПУ устанавливалась на три домкрата, два в корме второй машины шасси и один между спепкой, после чего передняя машина отходила и из передней части СПУ опускался на землю прибор прицеливания. После чего ракета с ТПК приводилась в вертикальное положение и производился пуск МБР. Разработка прекращена на стадии проекта (источник).




Модель сочлененной гусеничной СПУ "объект 829" с ракетой 15Ж42 в стартовом положении. На грунт опущены три опоры домкрата и автоматический гирокомпас системы прицеливания. Музей истории и техники ОАО "Кировский завод", 2001 г. (фото - А.В.Карпенко, http://bastion-karpenko.narod.ru).

- сочлененная СПУ на шасси СПУ МБР РТ-20П "объект 821" с колесным полуприцепом на шасси МАЗ-537;
В итоговом заключении ВНИИ-100 утверждалось, что создание гусеничной СПУ с нужными параметрами и с массой 65 т невозможно. Предлагалось создать 4-х гусеничное шасси с массой 70 тонн. С целью экономии времени для отработки комплекса предлагалось остановиться на шасси "объект 821".

На стадии эскизного проекта комплекса ОКБ-221 завода "Баррикады" разработало два варианта СПУ:
- 15У67 - на 5-осном шасси МАЗ-547 разработки КБ МАЗ;
- 15У68 - на 7-катковом гусеничном шасси "объект 825" (шифр - "Темп-2С") разработки КБ-3 Кировского завода (г.Ленинград).


Экспериментальная СПУ Э-825 с ракетой-имитатором ИРС-1 комплекса "Темп-2С". Площадка 231, полигон Капустин Яр (фото предоставлено пользователем binladin с разрешения автора, источник).

С 1968 г. началась работа специалистов ОКБ-221 завода "Баррикады" на площадке космодрома Плесецк. В т.ч. по испытаниям систем агрегатов комплекса, по некоторым сведениям велись испытания опытного образца гусеничной СПУ "объект 825". С 1969 г. на космодроме работает постоянная экспедиция ОКБ-221 по испытаниям мобильной части комплекса.

К 1970 г. КБ Ленинградского Кировского завода (ЛКЗ) разработано и собрано:
- опытный образец СПУ "объект 825сп2" с опорными катками и гусеницами танка Т-10;
- опытный образец СПУ "объект 825сп3" с опорными катками и гусеницами танка Т-80;

Примерно в это же время от гусеничных СПУ для комплекса МБР отказались полностью по инициативе МИТа.

Самоходная пусковая установка 15У67 комплекса "Темп-2С" - итоговый вариант - колесная самоходная пусковая установка на 6-осном шасси МАЗ-547А. Использование колесного шасси существенно снизило вибрационные нагрузки на ракету. СПУ разработана ОКБ-221 (ЦКБ "Титан") завода "Баррикады" под руководством Георгия Сергеева.  Разработка шасси - КБ Минского автозавода, главный конструктор - Б.М.Шапошник. Увеличение количества осей шасси вызвано ростом массы средств комплекса и ракеты. Первые образцы шасси МАЗ-547А были готовы в 1971 г. Шасси принято на вооружение в 1972 г.  Серийное производство шасси - МАЗ, установок - завод "Баррикады". Привод подъема ТПК с ракетой - гидравлический, разработки ЦНИИАГ.


Фотомонтаж "СПУ комплекса "Темп-2С". Рисунок представляется на многих интернет-сайтах как единственное известное фото СПУ комплекса. На самом деле некоторые детали не точны, размеры ТПК и пропорции рисунка не соответствуют действительности. (http://www.kapyar.ru).

ТТХ шасси МАЗ-547А и СПУ на его базе:
Расчет - 3 чел
Колесная формула - 12 х 10 / 12 х 12 (первый ранний вариант - третья ось транспортерах первых выпусков не была ведущей)
Количество осей - 6 (управляемые - первые три)
Двигатель - быстроходный многотопливный дизель жидкостного охлаждения А-38 мощностью 650 л.с. (в большинстве источников ошибочно указан как "В-38")
Длина - 17330 мм (?)
Ширина - 3200 мм
Высота - 2940 мм
Масса СПУ с ракетой - 82950 кг (?)
Масса СПУ полная - 40250 кг
Скорость максимальная по шоссе - 40 км/ч
Радиус разворота - 21 м
Преодолеваемый подъем - 15 град.
Преодолеваемый брод - 1 м
Преодолеваемый ров - 1.5 м




Шасси МАЗ-547А на испытаниях (http://legion.wplus.net).

Дислокация ПГРК с МБР "Темп-2С" предполагалась дивизионным составом в отличие от полкового состава других проектов ПГРК.

Транспортно-заряжающая машина комплекса "Темп-2С" на шасси МАЗ-547А позволяла в полевых условиях производить перезаряжание СПУ новым ТПК с МБР. Такого рода машины оказались позже запрещены договором ОСВ-2 (1979 г.).

По неподтвержденным данным (Первов) первый пуск МБР "Темп-2С" произведен из опытной шахтной ПУ в 1971 г. на полигоне Плесецк. Возможно, пуск был бросковым или неудачным. Есть так же вероятность того, что сведения о таком пуске ошибочные.

На первых бросковых прототипах старт производился из ТПК на маршевом двигателе 1-й ступени. Отвод газов осуществлялся через окна в донной части ТПК. Экспериментальные пуски показали, что при таком типе старта возможно повреждение СПУ.

В итоге пуск перепроектирован на пуск ракеты с помощью ПАД с раздвигаемой донной частью ТПК. Подобная схема старта рассматривалась начиная с проекта "Темп-С2М", но реализована была только после первых экспериментальных пусков. ПАДа два - с последовательным запуском. Конструкция ТПК состоит из двух слоев стеклопластика с прослойкой из толстого слоя термоизолирующего пенопласта. Фиксация изделия в ТПК производилась опорно-ведущими поясами, узлом связи и подводимыми опорами. При пуске передняя крышка ТПК откидывалась пиротехнически в начале подъема стрелы с ТПК.


Ранее считалось, что на кадрах предположительно старт МБР РС-14 "Темп-2С", но на самом деле, скорее всего, это старт МБР РС-12М "Тополь" (из документального фильма "МИТ. 60 лет на стратегическом направлении. ФГУП "МИТ", 2006 г.).

Конструкция - 3 ступени (по проекту "Темп-2С"  до лета 1969 г. - 2М3С, 2М31 и 2М32) и ступень разведения боевых блоков. Начиная с проекта "Темп-СМ2" управление первой ступенью предполагалось с помощью аэродинамических решетчатых рулей, сопряженных с газодинамическими рулями. Кроме того предполагалось использование решетчатых аэродинамических стабилизаторов. Гидроприводы на ракетах разработаны ЦНИИАГ.


Предполагаемые проекции ракеты комплекса "Темп-2С" SS-16 SINNER (Mark Wade, http://astronautix.com).

Основные задачи, решаемые на этапе работы ступени разведения боевых блоков:
- ступень разведения выстраивает боевой порядок в составе боевых блоков, комплекса средств преодоления ПРО (КСП ПРО) и собственно ступени разведения;
- за счет остаточной тяги третьей ступени при вскрытии окон отсечки тяги ступень, обладающая повышенной радиоконтрастностью, уводится из состава формируемого боевого порядка (сложной баллистической цели - СБЦ);
- ступень разведения обеспечивает увеличение точности за счет меньшего по параметру и более точного управления конечной скоростью боевых(ого) блоков(а);

В первоначальном проектном варианте ракеты комплекса "Темп-2С" (вероятно, 1965 г.) вместо ступени разведения боевых блоков предусматривалось использование специального доводочного двигателя тянущего типа с 4 уголковыми соплами в головной части ракеты, работающего в процессе работы 2-й и 3-й ступеней. После отделения боевых блоков, предполагалось отделение и увод в сторону доводящего двигателя. В ходе проработки этой схемы была признана её бесперспективность. В итоге в 1966 г. сконструирована ступень разведения с 4 РДТТ с цилиндрическими камерами и центральными соплами с дефлекторами, симметрично закрепленных на приборном отсеке.

Конструкция двигателей (ступеней) выполнена из стеклопластиковой цилиндрической части связанной с металлическими днищами шпилечно-болтовыми соединениями. Стеклопластиковый корпус и технология его производства разработаны ЦНИИ специального машиностроения (г.Хотьково, Подмосковье, бывшее конструкторско-технологическое бюро, директор - В.Д.Протасов).

Маршевые ступени соединены коническими соединительными отсеками из алюминиевых сплавов. При разделении ступеней переходные отсеки рубились пиротехническими средствами на 4 створки. Окраска ступеней ракеты - серебристая - все три маршевые ступени.

Система управления и наведение - гиростабилизированная платформа с высокоточными акселерометрами, ориентированными по трем направлениям, оптически связанная с наземной системой прицеливания. В состав бортовой части СУ входит БЦВМ в многоканальном исполнении. Приборы платформы выполнены в негерметичном исполнении, но размещены в герметичном приборном отсеке. Для упрощения расчета для всего диапазона дальностей использована единая система гибких программ расчета угла тангажа. С учетом использования БЦВМ рулевой привод выбран не с аналоговым, а с дискретным управлением. Аксиально-поршневой насос питающей установки приводился в движением не электродвигателем, а турбиной с твердотопливным газогенератором.

Приказом министра оборонной промышленности С.А.Зверева разработка системы управления ракеты поручена ЦНИИ-173 (ЦНИИАГ) с привлечением по гироприборам ЦКБ-589. Но данная кооперация предприятий оказалась неудачной и ЦНИИ-173 не смог создать легкую бортовую аппаратуру для МБР. В итоге разработка системы управления ракеты передана, несмотря на противодействие, в предприятия Министерства общего машиностроения СССР (космонавтика, РВСН). Разработчик систем управления для ракет "Темп" и "Темп-С" - НИИ-592 (Свердловский НИИ Автоматики), главный конструктор - Н.А.Семихатов - оказался перегружен работами по БРПЛ. В итоге разработка бортовой части системы управления передана московскому НИИ Автоматики и Приборостроения Минобщемаша СССР под руководством Н.Пилюгина. Часть работ по системе управления производились в МИТ в инициативном порядке группой Г.К.Хромова. Система прицеливания разработана Киевским заводом "Арсенал", главный конструктор - Серафим Парняков. Рулевые приводы разработаны ЦНИИАГ.

Система управления имела два автономных блока: бортовой и наземной СУ. Наземная СУ решала задачи управления автоматикой СПУ, подготовки исходных данных и расчета полетного задания. Бортовая СУ имела гиростабилизированную платформу с высокоточными акселерометрами, ориентированными по трем направлениям при оптической связи с наземной системой прицеливания, бортовую цифровую вычислительную машину (БЦВМ). Для достижения высокой надежности при недостаточной надежности элементной базы БЦВМ в СУ было реализовано "троирование" каналов, что, естественно, привело к утяжелению аппаратуры СУ. Для снижения массы приборы были выполнены в негерметичном исполнении исходя из их размещения в герметичном приборном отсеке (ГПО). Для упрощения расчета полетного задания при функциональном методе наведения для всего диапазона дальностей использовали единую систему семейства гибких программ угла тангажа. (Московский институт теплотехники. Труды. Том 1. Наука. Техника. Производство. 1995. С. 27).

После завершения работы двигателя 1-й ступени до разделения и начала работы 2-й ступени следовала пауза до высоты порядка 30 км. В ходе паузы не происходило отделение ступени, управление ракеты осуществлялось аэродинамическими рулями. Пауза позволила облегчить конструкцию второй и третьей ступеней и использовать менее мощную, но легкую, схему управления двигателями с вдувом газа. Отход 1-й ступени обеспечивался небольшими тормозными двигателями. Разделение ступеней "холодное" - запуск двигателя каждой последующе

В ракете впервые в СССР математически, схемно-функционально и конструктивно реализована возможность индивидуального наведения отделяющихся в конце активного участка объектов. Такими объектами на ракете являлись ядерный боевой блок и несколько ложных целей. Т.о. ракета, фактически, была подготовлена под установку РГЧ ИН. Функционирование ступени разведения осуществлялось по классической схеме, принятой в американской ракете “Минитмэн-3А”. То есть, полёт в конце активного участка траектории происходил с использованием специальной двигательной установки малой тяги, с “кувырком” и реверсом тяги, в результате чего осуществлялся переход с “толкающей” схемы на “тянущую”, так, что двигательная установка оказывалась впереди всей конструкции, а боеголовка – сзади. В процессе дальнейшего полёта вырабатывались команды на последовательное отделение (“развоз”) ложных целей и боевого блока. Такая схема обеспечивала, помимо значительного упрощения конструкции ступени разведения, минимальные возмущения при отстреле боеголовки (Карягин).

Пуск ракет комплекса предполагалось осуществлять с подготовленных в топогеодезическом смысле пусковых площадок в районах патрулирования дивизионов комплекса. В состав дивизиона входили средства топопривязки. Прицеливание МБР (ввод полетных данных в ракету, выставление осей гироскопов системы управления) происходит автоматически при нахождении ТПК с ракетой в горизонтальном положении на самоходной пусковой установке.

Двигатели: в ракете использованы двигатели с зарядами прочноскрепленными с корпусами - такая конструкция обладает более высокой весовой эффективностью. Каждая маршевая ступень содержит большой заряд скрепленный с цилиндрической частью корпуса и малый заряд скрепленный с передней крышкой корпуса двигателя. Разработка зарядов всех маршевых и других РДТТ ракеты велась разработка топливных зарядов велась НИИ-125 (люберецкое КБ "Союз") - разночтения только по заряду РДТТ 3-й ступени. Для маршевых РДТТ НИИ-125 впервые разработаны конструкции зарядов, обеспечивающие высокий коэффициент объемного заполнения, защиту корпуса от воздействия продуктов сгорания. Применен метод скрепления зарядов с корпусами с помощью защитно-крепящих материалов и специальных клеевых составов. Отработаны корпуса РДТТ из композиционных материалов продольно-поперечной намотки. Создано низкотемпературное смесевое твердое топливо, позволившее реализовать схему управления вектором тяги вдувом продуктов сгорания в закритическую часть сопла. Работы по созданию новых энергоемких смесевых топлив второго поколения с использованием мощных взрывчатых веществ из класса циклических нитраминов – гексогена, а в последующем – октогена, для комплекса "Темп-2С" начаты НИИ-125 в 1964 г. Первый этап работ был успешно завершен в 1970 г. созданием и промышленным освоением первого отечественного ракетного топлива, содержащего 20% гексогена. При этом был достигнут значительный прирост удельного импульса за счет лучших термодинамических параметров циклических нитраминов по сравнению со штатным окислителем – перхлоратом аммония.

Для управления двигателями верхних (2-я и 3-я) ступеней ракеты первоначально рассматривался впрыск фреона (аналогично управлению соплами МБР "Minuteman-II"). На стадии завершения эскизного проекта принята схема управления с вдувом струи газа в закритическую область (расширяющуюся) сопла. Источником газа стал специальный РДТТ с топливом продукты сгорания которого не содержали металлов и не могли прожечь оборудование вдувающей арматуры. Камера РДТТ расположена в околосопловой области. Управления по крену осуществлялось этим же двигателем посредством дополнительных боковых сопел с клапанами. После изменения проекта 1969 г. двигатели маршевых ступеней ракеты перепроектированы заново с сохранением части компонентов и без принципиальных изменений. К этому времени сопла РДТТ и некоторые другие компоненты двигателей уже прошли стендовые огневые испытания. Серийное изготовление высокопрочных стеклопластиковых корпусов маршевых РДТТ ракеты велось на ПО "Авангард" (г.Сафроново).

1 ступень - РДТТ 15Д66 с неподвижным одинарным частично утопленным в двигатель соплом разработки МИТ, разработка топливных зарядов велась НИИ-125 (люберецкое КБ "Союз") под руководством Б.Жукова, ведущий конструктор - В.Венгерский. Управление двигетелем осуществлялось с помощью вольфрамовых газоструйных рулей совмещенных с аэродинамическими решетчатыми рулями.

2 ступень - РДТТ 15Д67 с неподвижным одинарным частично утопленным в двигатель соплом разработки МИТ, разработка топливных зарядов велась НИИ-125 (люберецкое КБ "Союз") под руководством Б.Жукова, ведущий конструктор - В.Венгерский. Отсечка двигателя ступени производилась пиротехнической рубкой корпуса по передней крышке.

3 ступень - РДТТ 15Д68 (15Д205 по др.данным - Дьячок А.) с неподвижным одинарным частично утопленным в двигатель соплом разработки МИТ, разработка топливных зарядов велась НИИ-6. Двигатель оснащен системой отсечки тяги для регулировки дальности пуска ракеты. На этапе эскизного проекта (до лета 1969 г.) - система отсечки простая - пиротехническая поперечная рубка ступени с предварительным отстрелом сопла в целях снижения ударного воздействия на ступень разведения с боевым(ми) блоком(ми). В проекте 1969 г. система отсечки изменена - на передней крышке двигателя установлен узел с 14 вскрываемыми окнами, типа принятого на ракете "Темп-С", без отстрела сопла двигателя.

Ступень разведения - 4 х РДТТ с цилиндрическими камерами и центральными соплами с дефлекторами, с реверсом тяги за счет механизма поворота двигателей на угол более 180 град. Двигатели симметрично закреплены по окружности приборного отсека. Разработчик - МИТ, разработка топливных зарядов велась НИИ-125 (люберецкое КБ "Союз").

ТТХ ракеты:
Проекты "Темп-С2М" "Темп-С2М" поздний
"Темп-2С" эскизный проект до лета 1969 г.
"Темп-2С" эскизный проект 1969 г.
Длина ракеты 19 м      
Диаметр ракеты максимальный 1.8 м      
Масса стартовая 32000 кг 37000 кг 32000 кг 40500 кг

Длина ракеты - 18.5 м
Длина ракеты без ГЧ - 16.9 м
Массы и габариты ступеней ракеты:
  1 ступень 2 ступень 3 ступень
Длина 8.58 м 4.4 м 3.9 м
Диаметр 1.79 м 1.47 м 1.3 м
Масса 26,63 т 8.7 т 4.8 т
6.17 т (вместе с боевой ступенью)

Масса стартовая - 41500 кг
Масса ГЧ:
- 1000 кг (по ТТТ)
- 650 / 1500 кг (легкая / тяжелая БЧ)

Дальность действия - 10500 км
КВО - 450-1640 м
Ускорение в процессе работы двигателя 3-й ступени - более 100 м/с2

Типы БЧ - термоядерная моноблочная с наведением ступенью разведения ракеты, отделение БЧ сопровождается выпуском разнородных ложных целей. Постановлением СМ СССР от 24 мая 1968 г. о создании комплекса предписывается проектирование двух типов боевых частей - легкой и тяжелой. Дальность действия тяжелой головной части допускается понизить  на 1000 км. Применение РГЧ ИН на ракете с массой 32 тонны было признано нереальным. Наименование штатного боевого блока 15Ф421 или, возможно, 8Ф121 (не подтверждено, вероятно ошибочно).
Мощность БЧ - 650-1450 кт (по разным данным)

Модификации
:

Организационной единицей базирования комплексов "Темп-2С" на первом этапе (до середины 1976 г.) являлся полк. В состав полка входило два ракетных дивизиона и подвижный командный пункт полка. В состав дивизиона (штатный командир - подполковник) входило 3 батареи подготовки и пуска (штатный командир - майор). В состав батареи входило 2 СПУ с МБР. С 1976 г. штатной единицей стали отдельные инженерно-испытательные части (ОИИЧ) сформированные от отдельных ракетных дивизионов. Батареи переименованы в группы подготовки и пуска с сохранием их структуры и количества.

В состав ракетного дивизиона входили следующие машины и агрегаты:
- 2 СПУ 15У67 на шасси МАЗ-547А с ракетами 15Ж42 в ТПК (в источниках встречается информация о том, что СПУ базировались в сборно-разборном металлическом укрытии-гараже по 1 СПУ - данная информация не соответствует действительности - базирование осуществлялось в обычных бетонных долговременных сооружениях);
- машина подготовки и пуска 15В56 на шасси МАЗ-543А;
- 2 машины-дизель-электростанции (МДЭС) 15Н1061 (в каждой по 4 дизельных агрегата мощностью по 30 кВт) на шасси МАЗ-543А;
- 2 машины бытового обеспечения - машина-столовая, машина-общежитие - обе на шасси МАЗ-543В;
- 2 машины охраны - машина дежурной смены охраны на шасси МАЗ-543А и машина боевого поста на базе шасси БТР-60;

В состав подвижного командного пункта полка входили следующие машины и агрегаты:
- машина боевого управления 15В55 на шасси МАЗ-543А;
- машина связи МС-1 / 15В57 на шасси МАЗ-543А;
- машина тропосферной связи МС-2 / Р-133 "Корвет" на шасси "Урал-375";
- 2 машины-дизельэлектростанции;
- 2 машины бытового обеспечения - машина-столовая 15Т117, машина-общежитие 15Т118 на шасси МАЗ-543В;
- 2 машины охраны - машина дежурной смены охраны и обороны - караула МДСОО-К 15Я55 на шасси МАЗ-543А и машина боевого поста 15Я56 на базе шасси БТР-60ПБ.

СПУ 15У67 базировались в капитальных долговременных сооружениях с бетонными перекрытиями. Встречающаяся информация о базировании СПУ комплексов в металлических хранилищах с раздвижными крышами типа сооружение 505 "Крона" не соответствует действительности.

Статус: СССР
- 1976-1985 г.г. - ракета состояла на вооружении РВСН, базирование - Плесецк, максимум развернуто 42 комплекса в составе 7 полков.


Шасси МАЗ-547А крана КС-7571 (фото из архива Sinner75, http://www.techstory.ru).

Источники:
Бухштаб В.И. Ударные "Темпы" конструктора Надирадзе. ,, Независимое военное обозрение. 17.09.2004 г.
Дячок А., Степанов И., Storen. Подвижный грунтовый ракетный комплекс средней дальности РСД-10 (РТ-21М) (SS-20 "Saber"). 2008 г.
Индексы ГРАУ МО СССР. Сайт http://all-tanks.ru, 2011 г.
Карягин Ю.В. К вопросу о неядерном "отрезвлении". Сайт http://www.rusrev.com, 2006 г.
МАЗ-547/7916. Сайт "Военные автомобили СССР". http://leon-esman.chat.ru, 2011 г.
Милехин Ю.М. Вклад ФГУП ФЦДТ "Союз" в создание систем твердотопливного ракетного вооружения. // Национальная оборона. №6 / 2011 г.
На стратегическом направлении. ФГУП "Московский Институт Теплотехники". М., Интервестник, 2006 г.
Официальный сайт предприятия Авангард. http://www.avangard-plastik.ru/, 2011 г.
Первов М. Ракетные комплексы РВСН. // Техника и вооружение. №05-06 / 2001 г.
Ракетный комплекс РС-14, «Темп-2С» (15Ж42, SS-16 Sinner). Сайт http://ruzhany.narod.ru/rvsn/SS_16.html, 2011 г.
Российская военная техника. Форум. Сайт http://russianarms.mybb.ru, 2011 г.
Encyclopedia Astronautica. Сайт http://www.astronautix.com, 2011 г.
Russian Arms forum. Сайт http://www.russianarms.ru, 2007-2010 г.г.

Каталог

Последние комментарии

Синнер75... Я немного вылез из болячек.... По поводу Ваших Апокрифов - давайте я...
Sierra 2017-05-26 20:39
Когда то давно скачал это фото с RCforum, а что за МАЗ. Увы не знаю.
Ю.рий 2017-05-26 13:32
Это первый форум где 100 постов набралось, обычно потолок 10-15 :lol:
Ю.рий 2017-05-25 14:04
Ю.рий, рубеж 100 постов пройден. Надеюсь, это все станет серьезным прологом к материализации...
Sinner75 2017-05-25 12:59
Лан,отброшу логику в сторону, налью в стакан красненького и буду творить то, что...
Ю.рий 2017-05-25 00:54
Ю.рий Wrote:Вот кстати про подножку вопрос, прочитал, что там их две было виде лесенки...
Sinner75 2017-05-24 15:22
Вот кстати про подножку вопрос, прочитал, что там их две было виде лесенки, чтоб...
Ю.рий 2017-05-24 15:00
Ю.рий Wrote:Здесь я имел виду видимость вправо из кабины. Красная линия это окончания...
Sinner75 2017-05-24 13:51
Здесь я имел виду видимость вправо из кабины. Красная линия это окончания ТПК которая...
Ю.рий 2017-05-24 12:26
Ю.рий Wrote:|-----0--/Ю.рий, до чего же красиво у Вас получается изображать технику...
Sinner75 2017-05-24 02:57