15П645 "Пионер"
Подвижный грунтовый ракетный комплекс c баллистической ракетой средней дальности 15Ж45 (РСД-10)
НАЗВАНИЕ
- тема: "Пионер"
- индекс заказчика
комплекса: 15П645
ракеты: 15Ж45
- сокращенное: ПГРК
- полное: Подвижный грунтовый ракетный комплекс
- обозначение
по договору РСМД: РСД-10 (Ракета Средней Дальности - тип 10)
DIA: SS-20 mod.1
NATO: Saber
НАЗНАЧЕНИЕ
Комплекс предназначен для поражения стационарных (наземных) стратегических объектов противника на дальностях до 5000 км.
РАЗРАБОТКА, ПРОИЗВОДСТВО
Разработчик ракеты и комплекса: НИИ-1, ныне ФГУП "Московский институт теплотехники" (МИТ), ГК А.Д.Надирадзе, Москва, РСФСР
Разработчик СПУ и машин обеспечения: ЦКБ «Титан», Волгоград, РСФСР
Топливные заряды ракеты: НПО «Союз», Люберцы, РСФСР
Изготовитель ракеты: Воткинский машиностроительный завод, Удмуртия, РСФСР
Изготовитель пусковой установки: Завод "Баррикады", Волгоград, РСФСР
Колесное шасси: СКБ МАЗ, Минский завод колесных тягачей, Минск, БССР
Система управления: НПО автоматики и приборостроения, Москва, РСФСР
Система прицеливания: Завод «Арсенал», Киев, УССР
Рулевые гидроприводы ракеты,
гидроприводы пусковой установки: ЦНИИ автоматики и гидравлики, Москва, РСФСР
Системы электропитания и
электроснабжения МДЭС: ГОКБ «Прожектор», , Москва, РСФСР
Изготовитель агрегатов обеспечения:
- МБУ, МС-1: Краснодарский приборный завод (КПЗ), РСФСР
- МС-2: Красноярский телевизорный завод, РСФСР
- МПП, МДСО: Завод "Баррикады", Волгоград, РСФСР
- МДЭС ПО "Прожектор", Москва, РСФСР
- 15Т117, 15Т118: Троллейбусный завод, Энгельс, РСФСР
- МБП 15Я56 Петропавловский машиностроительный завод, Петропавловск, Казахская ССР
21 июля 1959г. выходит постановление Правительства СССР № 839-379, которое впервые определяло в комплексном виде первоочередные задачи и меры по развитию нового направления в разработке ракетоносителей для РВСН – твёрдотопливного. Постановлением предусматривалось создание боевых ракетных комплексов класса “земля – земля” в широком диапазоне дальностей стрельбы: оперативно-тактического с дальностью до 600км и стратегических – средней (2500км) и межконтинентальной (10000) дальности соответственно.
Родителем крупномасштабного твёрдотопливного направления в целом, и самого Постановления в частности, по праву является один человек – Д.Ф. Устинов, бывший в то время заместителем Председателя Совета Министров СССР и одновременно председателем Комиссии Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам.
Решить столь сложную задачу проектирования комплекса с ракетой средней дальности на твердом смесевом топливе взялся коллектив Московского института теплотехники под руководством академика А.Д. Надирадзе.
Александр Давидович Надирадзе (20.08.1914 - 03.09.1987). Профессор. Академик АН СССР (1981). С 1961 г. директор - главный конструктор НИИ-1 (ныне ФГУП "Московский институт теплотехники"). Один из создателей оперативно-тактических и стратегических видов ракетного оружия (систем подвижных грунтовых ракетных комплексов с управляемыми баллистическими твердотопливными ракетами). Под его непосредственным руководством разработан комплекс с оперативно-тактической ракетой "Темп" (первый пуск 20 мая 1960 г.), ракетный комплекс "Темп-С" (на вооружении с 1965 г.), "Темп-2С" (1975), "Пионер" (1976), "Пионер-УТТХ" (1981), ЗУР "Стриж", заложены основы создания ракетного комплекса "Тополь". Дважды Герой Социалистического Труда (1976, 1982). Лауреат Ленинской (1966) и Государственной премий СССР. Награжден четырьмя орденами Ленина (1968, 1974, 1976, 1982), орденом Октябрьской Революции (1984). Наверное, единственный из руководителей такого уровня, который понимал всю глубину слова "комплекс"!
В начале 70-х годов в вооружении Советской армии ракетным оружием наступил серьезный провал в части ракет средней дальности. Развернутые на западе страны ракеты 8К63 и 8К65 физически и морально устарели. На Дальнем Востоке соответствующего оружия просто не было. Возникла острая необходимость создания ракеты, не подпадающей под соответствующие ограничения, то есть с дальностью стрельбы менее 5500 км.
К проектированию комплекса с ракетой средней дальности на твердом смесевом топливе и созданию нового подвижного грунтового ракетного комплекса (ПГРК) "Пионер" в СССР приступили в 1971 году. Согласно тактико-техническим требованиям нужно было спроектировать и построить ракету средней дальности на твердом смесевом топливе и самоходную пусковую установку, способную перевозить баллистическую ракету по любым дорогам и обеспечить ее предстартовую подготовку и пуск. Попутно конструктора должны были решить массу задач, начиная от обеспечения ядерной безопасности, кончая решением бытовых проблем жизнедеятельности личного состава.
К тому времени, ещё в 1961-м году, в НИИ-12, впоследствии НИХТИ – Научно-исследовательский химико-технологический институт, а затем – Люберецкое НПО “Союз”, директором которого в течение более чем двадцати лет являлся Б.П. Жуков, была создана рецептура смесевого твёрдого топлива с характеристиками, позволившими быстро перейти к разработке качественно нового ракетного комплекса. С этого момента ЛНПО “Союз” становится одним из главных соисполнителей МИТ при создании всех последующих образцов ракетного оружия. Разработку зарядов твёрдого топлива для всех двигателей (от маршевых до тормозных), газогенераторов и исполнительных устройств А.Д.Надирадзе доверял только Б.П. Жукову.
20 апреля 1973 года вышло совершенно секретное постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 280-96, предписывающее кооперации разработчиков комплекса "Темп-2С" под руководством А.Надирадзе приступить к разработке и испытаниям ПГРК "Пионер" с ракетой средней дальности, оснащенной разделяющейся головной частью. В постановлении прямо говорилось о применении в составе ракеты ПГРК "Пионер" первой и второй ступеней ракеты "Темп-2С" и унификации наземного оборудования комплексов "Пионер" и "Темп-2С". Сроки устанавливались жесточайшие. Совместные лётные испытания должны были быть начаты во втором квартале 1974 года. В декабре 1973 года был выпущен и в первом квартале 1974 года успешно защищен эскизный проект комплекса "Пионер", велась наземная отработка элементов ракеты. Технико-технологически “Пионер” практически не отличался от комплекса “Темп-2С”. Агрегаты наземного оборудования, структура боевых подразделений, схема и средства боевого управления, порядок несения боевого дежурства и повседневной эксплуатации - всё это было от комплекса “Темп-2С”. Ещё при разработке агрегатов и систем управления комплекса «Темп-2С», которые впоследствии «перешли» в комплекс «Пионер», много чего использовалось из ВМФ - приёмники СДВ “Глубина» и «Кашалот», АСУ "Сигнал-М" и "Вьюга" и др. В частности, при разработке автомобиля-столовой, агрегат 15Т117, камбузное оборудование (кухня) практически целиком, без изменений, взято с ракетного катера проекта 205.
В процессе эксплуатации ракета ПГРК «Пионер», помещенная в транспортно-пусковой контейнер (ТПК), должна была размещаться на самоходной пусковой установке (СПУ). Кроме ракеты в ТПК на СПУ должны располагаться агрегаты и оборудование, необходимые для контроля технического состоянием ракеты и проведения пуска (наземная аппаратура боевого управления и связи, система температурно-влажностного режима (ТВР), система прицеливания (СПр) и т.д.).
При создании СПУ для комплекса 15П645 «Пионер», в целях экономии, активно использовались узлы и агрегаты от «Темпа-2С».
Для обеспечения функционирования и обслуживания ракетных комплексов семейства «Пионер» шасси МАЗ-547А использовалось для создания двух агрегатов:
• транспортно-перегрузочный агрегат (ТПА) 15Т116;
• машина сопровождения 15Т316.
Оба агрегата имели специальное оборудование, состав которого вытекал из назначения машин. Специальное колесное шасси МАЗ-547А для ТПА ракетного комплекса «Пионер» выпускалось серийно с 1970 по 1985 годы.
Под самоходную пусковую установку комплекса «Пионер» Борис Львович Шапошник, главный конструктор СКБ-1 (в дальнейшем — УГК-2) Минского автозавода, предложил доработать шасси в вариант МАЗ-547В и в 1974 году в Минске разработали и выпустили первые два экземпляра нового спецшасси МАЗ-547В, которые отправили в Волгоград для монтажа оборудования пусковой установки. А уже 21 сентября 1974 года на полигоне Капустин Яр был осуществлен первый пуск ракеты 15Ж45. Спецшасси МАЗ-547В в Минске было выпущено 538 штук в период с 1974 по 1984 год.
Помимо «боевых» агрегатов на шасси МАЗ-547В и МАЗ-547А, в СКБ-1, в дальнейшем — УГК-2 Минского автозавода, на базе автомобилей семейства МАЗ-543А и МАЗ-543В, а в дальнейшем и МАЗ-543М, был создан комплекс агрегатов управления и машин обеспечения боевого дежурства (МОБД), предназначенных для обеспечения управления, связи, жизнедеятельности и отдыха личного состава дежурных сил на полевых боевых стартовых позициях стратегических ПГРК 15П642 «Темп-2С». В дальнейшем все эти машины и агрегаты вошли в состав разрабатываемого комплекса 15П645 «Пионер» фактически без изменений.
Для управления ракетными комплексами «Пионер» конструкторское бюро Красноярского завода телевизоров разрабатывало подвижные командные пункты управления ракетными комплексами автомобильного базирования:
• «Барьер» - подвижный командный пункт ракетного полка РК 15П642, 15П645, 15П645К, состоял из агрегатов 15В55, 15В57 и Р-133;
• «Барьер-М», индекс 15В96 - подвижный командный пункт ракетного полка РК 15П653, состоял из агрегатов 15В81, 15В82 и 15В75;
• «Вымпел», индекс 15В131 - подвижный командный пункт ракетного дивизиона РК 15П653, состоял из агрегатов 15В132 и 15В82.
За разработку ПКП несколько десятков человек в КБ и на заводе награждены орденами и медалями, 2 работника КБ стали лауреатами Государственной премии, начальнику КБ Л.А.Покровскому присвоена ученая степень кандидата технических наук.
Машины управления:
• агрегаты 15В56, 15В132 - машина подготовки и пуска (МПП) рдн на шасси МАЗ-543А;
• агрегаты 15В116 - машина подготовки и пуска (МПП) рдн на шасси МАЗ-543В;
• агрегаты 15В55, 15В81 - машина боевого управления (МБУ) ПКП рп на шасси МАЗ-543А;
• агрегаты 15В57, 15В82 - машина связи МС-1 рдн и ПКП рп на шасси МАЗ-543А;
• агрегат 15В75 - машина тропосферной связи МС-2 ПКП рп (РК 15П653) на шасси МАЗ-543В.
При разработке систем управления и связи РК «Пионер» разумеется использовалась отечественная элементная база. Все компоненты бортового цифрового вычислительного комплекса (БЦВК) и наземного цифрового вычислительного комплекса (НЦВК) (ОЗУ, ПЗУ, вычислители и пр.) имели исполнение на больших интегральных схемах (БИС). На НЦВК РК 15П645 применялись БИС серий 106 (маленькие металлокерамические корпуса, желтые) и 133, на РК 15П653 – 155-й серии (черные пластмассовые, ТТЛ, на биполярных транзисторах. "Военные" варианты БИС были без буквы К в начале наименования. Платы были размером с книжную страницу и заливались для надежности компаундом. Аппаратура боевого управления МПП и МБУ ("Сигнал-М", "Вьюга") по элементной базе отставала на порядок - в основном вся она строилась на феррит-ферритовых ячейках (ФФЯ) с отдельными "вкраплениями" транзисторов и совсем немного микросхем, но была весьма надежна: процент отказов был значительно меньше, чем аппаратуры СУ ракеты и ПУ. Логика на малогабаритных импульсных трансформаторах ФФЯ показала себя невероятно надежной. Аппаратура связи МПП и МБУ представляла собой полный "компот" - от ламповой и релейной до транзисторной и, опять же совсем немного, микросхемной.
Можно преклониться перед конструкторами комплекса не только за то, что создали в свое время действительно современное ракетное оружие, но и за то, что с пониманием отнеслись к нуждам тех, кто должен был эксплуатировать это оружие, и создали МОБДы. Первым комплексом, где Главный конструктор впервые предусмотрел штатные агрегаты для обеспечения жизнедеятельности личного состава, обслуживающего РК, был «Темп-2С». Все эти наработки использовались при создании "Пионера". Когда на учениях "Запад-81" в Беларуси впервые показали РК 15П645К представителям других видов и родов войск, то общевойсковиков не особо заинтересовали СПУ, а вот МДЭС, столовой и гостинице они уделили очень много внимания и все вздыхали "нам бы такое...". МОБДы произвели на них не меньшее, если не большее, впечатление, чем СПУ. Сухопутчики там же обратились к МО СССР Д.Ф.Устинову с просьбой выделить и им такие агрегаты. Но тот тогда только развел руками: мол промышленность пока успевает только для РВСН.
Машины обеспечения боевых действий (МОБД):
• агрегат 15Т117 - автомобиль-столовая АС-543.1 на шасси МАЗ-543В;
• агрегат 15Т118 - автомобиль-общежитие АО-543.1 на шасси МАЗ-543В;
• агрегат 15Н1061М - МДЭС на шасси МАЗ-543А (их было две – для боевой зоны и для бытовой зоны);
• агрегат 15Я55 - МДСО на шасси МАЗ-543В
Ракета РСД-10 создавалась на базе двух верхних ступеней межконтинентальной баллистической ракеты РС-14, именуемой в странах НАТО как SS-16, которая проходила испытания в 1972-76 годах, но так и не была развернута в результате подписания в 1979 году договора ОСВ-2. Это была не первая попытка создания в СССР подвижного стратегического комплекса. Еще в 1965 году на параде в Москве были продемонстрированы ракетные комплексы SS-14 и SS-15 на гусеничном шасси. В качестве базы для пусковой установки нового комплекса была выбрана шестиосная машина типа МАЗ-7310. Летные испытания ракет РСД-10 начались в сентябре 1974 г. на полигоне Капустин Яр.
В 1977 году, сразу после принятия комплекса на вооружение РВСН СССР, началось его развертывание, которое велось очень быстрыми темпами. Если к концу 1977 года имелось 18 ПУ, то в 1980 году их было уже 135, а еще через два года — около 300. По официальным оценкам МО США из 351 ПУ, развернутых к маю 1983 года, 108 были размещены восточнее Урала.
По мнению специалистов НАТО имеются 3 варианта ракеты РСД-10: первый (SS-20 Mod 1)-с моноблочной головной частью и дальностью стрельбы 5000 км, второй (Mod 2) отличается только боевым оснащением - имеет 3 разделяющиеся головные части индивидуального наведения. Это основной вариант, получивший наибольшее распостранение. Третий вариант (Mod 3), испытанный в мае 1985 года и иногда именуемый на Западе как SS-X-28, имел легкую моноблочную головную часть мощностью 50 кт и увеличенную до 7400 км дальность стрельбы - не вышел из стадии испытаний.
Согласно американским данным наибольшее число развернутых пусковых установок составляло 441 единицу в 1986 году. По официальным советским данным, приведенным в Меморандуме о договоренности об установлении исходных данных в связи с договором между СССР и США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, по состоянию на 1 ноября 1987 г. в СССР было развернуто 405 ПУ ракет РСД-10, еще 245 БР находились на складах.
В соответствии с Договором в августе 1988 года началась ликвидация ракет РСД-10. Первые ракеты уничтожались в Читинской области методом пуска, позднее в районе полигона Капустин Яр была применена другая технология ликвидации-взрывом ракет без извлечения их из пусковых контейнеров. Шасси пусковых установок комплекса после прохождения специальной процедуры демонтажа, исключающей их применение по основному назначению, могут в различных вариантах использоваться в народном хозяйстве. Одним из таких вариантов является создание на базе шасси тяжелого крана '4Прогресс-2000" грузоподъемностью до 120 т, испытания опытного образца которого были завершены в 1989 году советско-западногерманским совместным предприятием "Кранлод".
Последняя ракета РСД-10 была уничтожена 12 мая 1991 года. Несколько пусковых установок и ракет сохранились в качестве экспонатов в музеях страны и за рубежом.
СОСТОЯНИЕ
Состоял на вооружении РВСН СССР с 1976 по 1991 годы.
Пусковые установки и ракеты уничтожены в соответствии с договором по РСМД.
МОДИФИКАЦИИ
15П645К "Пионер-К" с ракетой 15Ж45
15П653 "Пионер-УТТХ" с ракетой 15Ж53
15П656 "Горн"» с командной ракетой 15Ж56
Еще на стадии рассмотрения и согласования тактико-технических требований на разработку ракетного комплекса «Пионер» Ракетные войска остро ставили вопрос о введении в состав дивизиона 15П645 третьей пусковой установки и внедрении перспективных средств связи. Рассматривая и прорабатывая эти вопросы, главные конструктора занимали в то же время жесткую позицию: сначала должно быть выполнено постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР, комплекс «Пионер» должен быть предъявлен к принятию на вооружение в заданном составе, а затем установленным порядком должны проводиться опытно-конструкторские работы по его совершенствованию и модернизации.
В марте 1975 года главными конструкторами ракетного комплекса «Пионер» Надирадзе, систем управления и дистанционного управления Пилюгиным, пусковой установки и наземного оборудования Соболевым и системы электроснабжения Окуневым было разработано и представлено Ракетным войскам совместное техническое предложение о введении в состав дивизиона третьей пусковой установки. Было показано, что для введения третьей ПУ необходима разработка новой системы дистанционного управления с проведением соответствующих доработок машины подготовки и пуска, а также проведения глубокой модернизации всей системы электроснабжения, направленной, с одной стороны, на увеличение отбираемой от МДЭС мощности, а, с другой стороны, на сокращение энергопотребления системами пусковой установки. Проведение этих работ позволило бы ввести в состав дивизиона третью ПУ с минимальным (всего на 2 человека) увеличением количества личного состава дежурных сил дивизиона и без увеличения состава других машин дивизиона.
Было признано нецелесообразным увязывать работы по введению в состав дивизиона третьей пусковой установки с работами по внедрению перспективных средств связи. Была показана возможность внедрения таких изменений техники в серийном производстве с 1977 года.
Через 20 дней после принятия на вооружение Советской армии ракетного комплекса «Пионер», 31 марта 1976 года вышло соответствующее постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР.
Во втором квартале 1976 года четырьмя вышеуказанными главными конструкторами впервые в практике работы кооперации Московского института теплотехники был подписан и представлен Ракетным войскам головной том эскизного проекта ракетного комплекса «Пионер-К» (15П645К). В августе 1976 года автор этой статьи приказом Надирадзе был назначен ведущим конструктором по комплексу 15П645К.
В третьем квартале 1976 года на 4-м ГЦП были начаты и в первом квартале 1977 года залповым пуском трех ракет успешно завершены совместные испытания комплекса 15П645К. Они проводились под техническим руководством Александра Виноградова, заместителя главного конструктора-начальника комплексного отделения Московского института теплотехники. Председателем Государственной комиссии был заместитель 4-го НИИ Министерства обороны Геннадий Лексин. Основные изменения состояли в замене системы дистанционного управления 15Э569 на 15Э576, рассчитанную на три направления. Соответственно, в каждый дивизион вводилось ещё по одной СПУ, машина подготовки и пуска 15В56 была заменена на машину 15В116. Изменились конструкция и оснащение самоходной пусковой установки 15У106.
Огромный труд в создание и испытания новой системы дистанционного управления внесли заместитель, а впоследствии первый заместитель, главного конструктора НИИ автоматики и приборостроения Николай Михайлович Тищенко, начальник отдела, заместитель технического руководителя испытаний Государственной комиссии, Николай Михеев, начальник сектора Николай Хрусталев, старший научный сотрудник Владимир Разумный.
Благодаря любезности главного конструктора НИИ автоматики и приборостроения академика Николая Пилюгина, выпустившего в своем опытном производстве три первых серийных комплекта аппаратуры системы дистанционного управления, введение третьей пусковой установки в состав дивизиона было произведено, начиная с первого полка программы 1977 года. Впоследствии были проведены соответствующие доработки и на всех трех полках программы 1976 года.
Нельзя не отметить, что модернизация системы электроснабжения, позволившая увеличить отбор мощности от МДЭС 15Н1061М с 72 до 84 квт была бы невозможна без Льва Ратнера и Георгия Лушникова.
Актуальным для комплекса «Пионер» стало внедрение перспективных средств связи, в первую очередь для обеспечения устойчивой связи между командными пунктами дивизионов и подвижным командным пунктом полка.
Применявшиеся для этих целей маломощные радиостанции Р-111 не обеспечивали дальность радиосвязи более 40 км, что ограничивало маневренность подразделений полка. Трудность работ по внедрению в состав комплекса нового поколения средств связи (радиостанций «Блеск») заключалась в том, что указанные радиостанции разрабатывались Воронежским НИИ связи по заказу войск связи Ракетных войск по тактико-техническим требованиям, не согласованным с разработчиками ракетного комплекса, а Ракетные войска настаивали, чтобы внедрение перспективных средств связи происходило без увеличения количества машин в составе дивизиона.
В марте 1975 года Московским институтом теплотехники был подготовлен отчет, в котором обосновывалась невозможность внедрения в состав комплекса «Пионер» в его существующем составе радиостанций «Блеск».
По результатам рассмотрения отчета по инициативе Ракетных войск было принято совместное решение Министерства оборонной промышленности и Ракетных войск, предусматривающее разработку для комплекса «Пионер» нового подвижного командного пункта (ПКП) дивизиона «Вымпел» в составе двух машин: машины боевого управления и машины связи и ПКП полка «Барьер-М» в составе трех машин: машины боевого управления, машины связи, унифицированной с машиной связи ПКП дивизиона и машины тропосферной связи.
В 1977 году было выпущено соответствующее постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР, поручавшее разработку ПКП дивизиона и ПКП полка КБ Красноярского завода телевизоров (главный конструктор Леонид Покровский), изготовление опытных и серийных образцов специально построенному Краснодарскому приборному заводу. Для сопровождения изготовления ПКП дивизиона и ПКП полка на Краснодарском приборном заводе было создано конструкторское бюро (позднее КБ «Селена»), главным конструктором был назначен приглашенный из Воронежского НИИ связи Юрий Хорошкин.
Благодаря инициативе начальника отдела боевого управления Московского института теплотехники Валерия Романовского, мудрости и взвешенности его помощников Николая Ухарова, Валентина Марьина, работников Московского института отставных офицеров Александра Нефедова, Дмитрия Беднарского совместные испытания комплекса 15П645М «Пионер-М» с перспективными средствами связи были проведены успешно и практически в заданные сроки. Была обеспечена надежная двусторонняя радиосвязь по телекодовым и речевым каналам УКВ-радиосвязи. Между ПКП дивизиона и ПКП полка – до 70 км. Между ПКП полка и КП дивизии (полка) – до 100 км.
Первоначально в качестве основного направления совершенствования ракеты было принято увеличение числа боевых блоков за счёт снижения их веса и, соответственно, мощности, а также незначительного уменьшения дальности стрельбы. Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 26 июня 1975 г. № 544-166 была задана разработка комплекса "Пионер-М" с ракетой 15Ж46. Однако исследования по боевой эффективности показали избыточность числа боевых блоков по отношению к обеспечиваемой зоне их падения.
Техническим руководителем испытаний комплекса 15П645М был Александр Виноградов, его заместителем Валерий Романовский. Комплекс 15П645М был рекомендован и принят на вооружение Советской армии. Наиболее отличившимся сотрудникам присвоены звания лауреатов Государственной премии СССР. Многие работники награждены орденами и медалями СССР. Самостоятельное серийное производство комплекса 15П645М не велось. Его техника поступала в войска в составе комплекса 15П653 «Пионер-УТТХ».
По мере выхода комплекса "Пионер" на лётные испытания начались проектно-конструкторские работы по его дальнейшей модернизации. Это было вызвано необходимостью повышения точности попадания и увеличения площади разведения боевых блоков, реализации мероприятий по преодолению ПРО вероятного противника, обеспечения возможности рассредоточения подразделений БРК.
Первые годы эксплуатации в войсках БРК «Пионер» позволили выявить ряд недостатков, устранение которых позволило бы заметно улучшить боевые и эксплуатационные характеристики комплекса. Более того, с поступлением на вооружение "Пионера" оказалось, что даже при трёхблочном оснащении размеры зоны разведения желательно увеличить. В первом варианте ракеты «Пионер» использовали двигательную установку (ДУ) боевой ступени заимствованную от ракеты от ракеты «Темп-2С», запас топлива ДУ определялся задачей пространственного разведения ББ и ложных целей. Однако район разведения ББ ракеты «Пионер» не удовлетворял заказчика – при планировании полётных заданий не всегда удавалось подобрать для ракеты цели, находящиеся на близком расстоянии друг от друга. Поэтому перед конструкторским коллективом МИТ были поставлены задачи создать новую двигательную установку боевой ступени, значительно увеличив размеры зоны разведения боевых блоков, улучшить точность пусков за счет совершенствования системы управления.
19 июля 1977 года вышло постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР о проведении работ по ракетному комплексу «Пионер» с улучшенными тактико-техническими характеристиками. Новшества коснулись прежде всего ракеты 15Ж53 - повышена ее точность, увеличен район разведения боевых блоков, дальность доведена до 5500 км. Доработке подверглась и пусковая установка 15У136, оснащенная новой аппаратурой системы управления, автоматики и гидропривода.
Задача улучшения точности стрельбы в основном решалась за счёт реализации мер по улучшению характеристик приборов, совершенствованию процесса предстартовой подготовки, внедрению новых алгоритмов управления. Это позволило значительно улучшить точностные характеристики системы управления.
Для увеличения района разведения была разработана новая ДУ боевой ступени. При увеличенном запасе топлива основные конструктивные решения соответствовали ранее примененной ДУ. Под ДУ с увеличенным запасом топлива разработали новый отсек, а систему управления разместили во вновь разработанном приборном отсеке большего диаметра. В соответствии с изменившейся конфигурацией отсеков боевой ступени были разработаны и другие элементы конструкции ракеты - также были разработаны новые обратные обтекатели боевых блоков, рама и местные обтекатели сопловых блоков ДУ. За счет доработки алгоритмов работы БЦВК и комплекса командных приборов удалось повысить точность стрельбы до 450 м. Изменения коснулись и оборудования, установленного на боевых и вспомогательных агрегатах комплекса. Внесенные улучшения позволили существенно увеличить надежность доведения информации до исполнительных звеньев, повысить надежность и эксплуатационные характеристики всего БРК в целом. Установка новых двигателей с повышенной энергетикой на агрегатно-приборный блок дала возможность увеличить район разведения боевых блоков, что имело большое значение при планировании объектов поражения. Кроме того была увеличена максимальная дальность стрельбы до 5500км. 10 августа 1979 года Воткинским машиностроительным заводом была изготовлена и поставлена на летные испытания была представлена модернизированная ракета 15Ж53, имевшая более высокие тактико-технические и боевые характеристики. Ракета 15Ж53 имела те же первую и вторую ступени, что и ракета 15Ж45. Изменения коснулись системы управления и агрегатно-приборного блока. Изменения коснулись и оборудования, и систем, установленных на агрегатах комплекса, в том числе аппаратуры систем управления и прицеливания. В состав комплекса введены усовершенствованные средства управления комплексом и обеспечения боевого дежурства. Внесенные улучшения позволили существенно увеличить надежность доведения информации до исполнительных звеньев, повысить надежность и эксплуатационные характеристики всего ПГРК в целом.
Испытания проводились на полигоне Капустин Яр до 14 августа 1980 года, Проведено 10 удачных пусков. 17 декабря 1980 года новый комплекс, получивший обозначение "Пионер УТТХ" (улучшенные тактико-технические характеристики), был принят на вооружение РВСН (по другим данным – постановлением №397-115 от 23 апреля 1981 г.).
В 1984–1985 годах был успешно разработан, испытан и поставлен на боевое дежурство ракетный комплекс специального назначения 15П656 «Горн» с командной ракетой 15Ж56.
Дальнейшее развитие БРСД “Пионер” планировалось как в направлении совершенствования ракетного комплекса в целом, так и по линии создания головных частей нескольких типов. 12 ноября 1979г. Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от №1011-289 задавалась разработка комплекса “Пионер-3”, а в 5-летний план опытно-конструкторских работ на 1986-1990г.г. было включено задание на разработку качественно нового комплекса “Пионер-4”. Для него было разработано новое, перспективное шасси МАЗ-7916. Учитывая недостатки МАЗ-547В, в 1980 году построили шесть опытных МАЗ-7905 с трехместной кабиной (появилось место для оператора) и новым двигателем В-58-7 мощностью 710 л.с. Все шесть машин успешно выдержали испытания, и по их результатам в 1985 году выпустили 26 спецшасси пятого поколения МАЗ-7916 для ракетного комплекса «Пионер-3». В 1986 проходила испытания третья модификация боевого ракетного комплекса «Пионер».
К началу 90-х изменилась стратегия и тактика, нужны были возможности автономного пуска, а Пионер мог нести БД только в составе дивизиона. В это время в Европе происходит развертывание нового американского зенитного ракетного комплекса "Патриот". Обоснованно предполагалось, что при последующей модернизации ему будут приданы функции так называемой "системы ПРО на театре военных действий", то есть региональной ПРО (что частично и произошло в середине 1990-х гг. после появления ЗРК "Патриот" PAC-2, а затем - PAC-3, способного перехватывать баллистические ракеты с дальностью до 1000 км. Для успешного преодоления системы ПРО предусматривалась реализация ряда мероприятий, в том числе использование более совершенных относительно малогабаритных и легких боевых блоков с меньшей радиолокационной заметностью. При этом обеспечивалась и возможность увеличения числа боевых блоков до четырех.
Дальнейшие проработки этого комплекса показали, с одной стороны, избыточность такого числа боевых блоков для ракеты средней дальности, а, с другой стороны, — необходимость дальнейшего увеличения зоны их разведения и выделения массо-энергетических резервов на реализацию мероприятий по противодействию ПРО. Поэтому уже 6 апреля 1983 г. Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР № 300-120 устанавливалось трёхблочное оснащение "Пионера-3".
Как и предыдущие модернизированные варианты "Пионера", новая модификация создавалась путем совершенствования боевой ступени, без доработки маршевых двигателей. На ракете "Пионер-3" была применена двигательная установка принципиально новой конструктивной схемы, с большим запасом топлива, обеспечивающим реализацию запрашиваемой Заказчиком зоны разведения боевого оснащения. Новая аппаратура системы управления обеспечивала достижение высокой точности попаданий. Т.к. модернизация комплекса «Пионер» была направлена на увеличение точности стрельбы и увеличении района разведения боевых блоков, на новую ступень разведения были установлены более эффективные и точные боевые блоки. Была предусмотрена возможность установки моноблочной ГЧ с ядерным зарядом мощностью 50 кт, при этом дальность полёта возрастала до 7400 км.
Лётные испытания "Пионера-3" начались вполне успешно, но были прерваны в 1988г. в связи с подписанием "Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности" (РСМД) между СССР и США. Серийное производство ракет развернуто не было.
То, что РК "Пионер-3" являлся модификацией РК "Пионер" в общем-то неверно. РК 15П157 – совершенно новый тип РК, РСДшный "Тополь", в этом РК уже были не самоходные пусковые установки (СПУ), а автономные пусковые установки (АПУ), даже внешне АПУ РК "Пионер-3" выглядела также как АПУ "Тополя".
...
СОСТАВ
Ракетный дивизион (рдн):
Машина боевого поста (МБП) 15Я56
Машина подготовки и пуска (МПП) 15В56 (с СДУ 15Э569 на два направления)
СПУ 15У106 - 2 агрегата
Машина дизельная электростанция (МДЭС) 15Н1061М - 2 агрегата, боевой и бытовой
Автомобиль-столовая 15Т117
Автомобиль-общежитие 15Т118
Машина дежурной смены охраны (МДСО) 15Я55
Состав подвижного командного пункта ракетного полка (ПКП рп):
Машина боевого поста (МБП) 15Я56
Машина боевого управления (МБУ) 15В55 (для связи с рдн имеется радиостанции Р-111)
Машина связи №1 (МС-1) 15В57 (для связи с КП рд оснащена радиостанцией Р-137)
Машина связи №2 (МС-2) Р-133 (станция тропосферной связи на шасси Урал-375)
Машина дизельная электростанция (МДЭС) 15Н1061М - 2 агрегата, боевой и бытовой
Автомобиль-столовая 15Т117
Автомобиль-общежитие 15Т118
Машина дежурной смены охраны (МДСО) 15Я55
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип ракеты: 2-хступенчатая твердотопливная баллистическая ракета
Тип головной части и мощность заряда: разделяющаяся головная часть индивидуального наведения (3 боеголовки по 150 кт)
Система управления: инерциальная
Тип старта: "холодный" (минометный) старт из контейнера с помощью порохового аккумулятора давления
Дальность стрельбы, км: 5000
Точность стрельбы (КВО), м: 400
РАКЕТА:
Длина, м:
- 1 ступени: 8,58
- 2 ступени: 4,60
- ракеты с ГЧ: 16,49
Диаметр максимальный, м:
- 1 ступени: 1,79
- 2 ступени: 1,47
Вес, кг:
- ракеты в контейнере: 42700
- 1 ступени: 26630
- 2 ступени: 8630
ПУСКОВАЯ УСТАНОВКА (ПУ):
Тип шасси: колёсное МАЗ-547В
Габаритные размеры, м
- длина: 16,81
- ширина: 3,2
- высота: 2,94
Вес, кг: 40250
Число ракет на ПУ, шт.: 1
Пусковой контейнер:
- длина, м: 19,32
- диаметр, м: 2,14
Транспортное средство для ракеты:
Тип шасси: колёсное МАЗ-547А
- длина, м: 17,33
- ширина, м: 3,2
- высота, м: 2,9
- количество ракет, шт.: 1
Стационарное сооружение для ПУ:
- длина, м: 27,7
- ширина, м: 9,07
- высота, м: 6,82