Комплекс РСС-40 Курьер, ракета 15Ж59 - SS-X-26 | MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.)

Комплекс РСС-40 Курьер, ракета 15Ж59 - SS-X-26

Автор: DIMMI
Создана: 18.01.2011 23:30:09
Изменена: 01.04.2016 09:14:33
Комментариев: 0
Категории: ЗЕМЛЯ / Баллистические ракеты земля-земля / Межконтинентальные баллистические ракеты / Комплекс РСС-40 Курьер, ракета 15Ж59 - SS-X-26 /

ДАННЫЕ НА 2016 г. (стандартное пополнение)
Комплекс 15П159 "Курьер", ракета 15Ж59 / РСС-40 "Курьер" - SS-X-26


Мобильная малогабаритная межконтинентальная ракета / подвижный грунтовый ракетный комплекс (ПГРК). Разработка комплекса и ракеты велась Московским Институтом Теплотехники под руководством А.Д.Надирадзе, с 1987 г. главный конструктор - Б.Н.Лагутин. Разработка комплекса начата по инициативе командующего РВСН В.Ф.Толубко в ответ на разработку в США МБР MGM-134 "Midgetman" по Постановлению Соамина СССР от 21 июля 1983 г. № 696-213. Эскизный проект МБР (название на ранней стадии проектирования - "Темп-СМ") завершен в 1984 г. Разработка эскизного проекта по теме "Темп-СМ" велась 11-м отделением МИТа, начальник - Н.В.Карягин. На стадии ОКР за комплекс отвечало отделение №6 МИТа (А.К.Виноградов, позже - Л.С.Соломонов), за ракету - отделение №1 МИТ (В.И.Гоголев, позже - Ю.В.Соломонов).

Производство ракет для испытаний велось на Воткинском машиностроительном заводе. Там же планировалось развернуть и серийное производство ракеты.

В период с марта 1989 г. по май 1990 г. на полигоне Плесецк в ходе отработки стартовой автоматики и самоходной ПУ выполнено 4 бросковых пуска макетов ракеты по упрощенной циклограмме с облегченным двигателем первой ступени. К 1991 г. разработан окончательный 5-осный вариант СПУ комплекса, начато изготовление опытных образцов СПУ на закоде "Баррикады" (г.Волгоград). К летным испытаниям ракеты планировалось приступить летом 1992 г., но в связи с прекращением в США разработки МБР "Миджитмен" 5 октября 1991 г. М.С.Горбачев заявил о прекращении разработки комплекса "Курьер".

 


Гипотетическое изображение МБР 15Ж59 / РСС-40 "Курьер" - SS-X-26 и вариантов СПУ комплекса 15П159 "Курьер" (с) http://militaryrussia.ru, оригиналы рисунков шасси взяты на http://ruzhany.narod.ru. Вариант 2.


Пусковое оборудование: 
Самоходная ПУ на колесном ходу, старт минометный с помощью ПАДа из ТПК. Разработчик СПУ - ЦКБ "Титан" завода "Баррикады" (г.Волгоград), главный конструктор - В.М.Соболев.

В состав подвижных средств комплекса первоначально входили самоходная ПУ, транспортно-перегрузочный агрегат и боевая машина сопровождения комплекса. Все машины на шасси МАЗ-7909. Новое 5-ти осное шасси МАЗ-7929 разработано в связи с ростом массы ракеты и оборудования комплекса. Шасси раработаны СКБ-1 Минского автозавода.


Гипотетическое изображение МБР 15Ж59 / РСС-40 "Курьер" - SS-X-26 и вариантов СПУ комплекса 15П159 "Курьер" (с) http://militaryrussia.ru, оригиналы рисунков шасси взяты на http://ruzhany.narod.ru.

Шасси (варианты СПУ):
Тип шасси МАЗ / БАЗ МАЗ-7909 МАЗ-7929
Хронология первоначальный вариант декабрь 1987 г. - в экспериментальном цехе №2 МАЗ изготовлен первый опытный образец в 1989 г. выпущено 4 шасси этого типа, которые приняли участие в бросковых пусках макетов МБР
Колесная формула 6 х 6 (три оси) 8 х 8 (первые две оси поворотные) 10 х 8 (первые две оси поворотные)
Длина   12967 мм 15180 мм
Ширина   3200 мм 3400 мм
Высота   2930 мм 3462 мм
Снаряженная масса шасси   19500 кг 25000 кг
Грузоподъемность   27.5 т 35 т
Двигатель   470 л.с. дизель с газотурбинным наддувом  ЯМЗ-8424.10 470 л.с. дизель с газотурбинным наддувом  ЯМЗ-8424.10
Коробка передач   механическая 9-ступенчатая ЯМЗ-202
механическая 9-ступенчатая ЯМЗ-202


Шасси МАЗ-7909 на полигоне "Утёс"Минского автозавода, 1988 г. (http://www.offroadvehicle.ru).


Шасси МАЗ-7929 одного из вариантов СПУ комплекса МБР "Курьер" (http://img.encyc.yandex.net).




Усовершенствованное шасси МЗКТ-79292, Минск, 21 мая 2009 г. (фото из архива 10V, http://military.tomsk.ru/forum).

Есть информация о возможном использовании в качестве СПУ автомобильных фургонов маскированных под штатные автофургоны "Совтрансавто". Обкатка макета МБР в таком варианте базирования проводилась в 1983 г.

Ракета 15Ж59 "Курьер"
Конструкция
- 3 ступени, приборный отсек боевая ступень, головной обтекатель. Корпуса двигателей маршевых ступеней выполнены из органопластика намоткой типа "кокон", в конструкции ракеты широко использованы новые типы высокопрочных и высокомодульных композиционных материалов. Головной обтекатель сбрасывается после окончания работы 2-й ступени ракеты.



Гипотетическое изображение МБР 15Ж59 / РСС-40 "Курьер" - SS-X-26 (с) http://militaryrussia.ru


Предположительное изображение МБР 15Ж59 / РСС-40 "Курьер" - SS-X-26 (DTIG, Langestutzte Ballistische Lenkwaffen aus der ehem. Sowjetunion. 2009 г.)


Гипотетическое изображение МБР 15Ж59 / РСС-40 "Курьер" - SS-X-26, ранний вариант (с) http://militaryrussia.ru

Система управления и наведение - инерциальная система управления, возможно с астрорадиокоррекцией. Разработана НПО автоматики и приборостроения (ныне - НПЦ АП им. академика Н.А.Пилюгина). Бортовая аппаратура выполнена на новой элементной базе, возможно, в составе БРЭО была БЦВМ. Масса БРЭО в несколько раз меньше массы аналогичной аппаратуры ранее разработанных систем - около 60 кг.

Управление по каналам тангажа и рыскания осуществлялось поворотными соплами маршевых двигателей. Управление по каналу крена осуществлялось на 1-й ступени аэродинамическими решетчатыми рулями, на верхних супенях - специальными газодинамическими двигателями. Так же аэродинамическими решетчатыми рулями обеспечивалось управления по всем каналам в промежуток между остановкой двигателей 1-й ступени и пуском двигателей 2-й ступени.

Система управления ракеты использована позже в качестве СУ ракетоносителя "Старт-1".


Двигатели
- на всех маршевых ступенях РДТТ на высокоплотном смесевом топливе нового поколения (возможно, СТАРТ). Двигатели выполнены намоткой типа "кокон". Двигатели ракеты проходили огневые испытания в НИО-1 (Софринский артиллерийский полигон НИИ "Геодезия") (источник).

  1-я ступень 2-я ступень 3-я ступень
Тип двигателя РДТТ РДТТ РДТТ, расположенный внутри удлиненного колического соединительного отсека 2-й ступени
Тип сопла Поворотное частично утопленное в камеру сгорания Поворотное частично утопленное в камеру сгорания с тонкостенным сопловым насадком из углерод-углеродных материалов Поворотное частично утопленное в камеру сгорания с тонкостенным сопловым насадком из углерод-углеродных материалов
Органы управления Поворотное сопло и аэродинамические рули Поворотное сопло и газодинамические двигатели управления в канале крена Поворотное сопло и газодинамические двигатели управления в канале крена
Продолжительность работы 60-63 сек предположительно
60-63 сек предположительно 53 сек

Ступень разведения боевых блоков - двигательная установка с высоким уровнем массового совершенства. БЧ вероятно оснащена РДТТ закрутки.

ТТХ ракеты:
Длина:
- 11.2 м
- 12.982 м (оценочные расчетные данные по ист. - Николаев)
Диаметр корпуса:
- 1.36 м
- 1-й и 2-й ступеней - 1.363 м (оценочные расчетные данные по ист. - Николаев)
- 3-й ступени - 1.16 м (оценочные расчетные данные по ист. - Николаев)

Масса стартовая:
- около 15000 кг (начальная стадия проекта)
- около 17000 кг (окончательный вариант проекта)
- 16838 кг (оценочные расчетные данные по ист. - Николаев)
Масса забрасываемая:
- 500 кг
- 530 кг (оценочные расчетные данные по ист. - Николаев)

Дальность действия:
- 10000-11000 км (оценка)
- 10000 км (оценочные расчетные данные по ист. - Николаев)
КВО - не более 350 м
Время работы двигателей - 120 с (оценочные расчетные данные по ист. - Николаев)

Температура эксплуатации - от -40 до +50 град.С
Скорость ветра при пуске - до 25 м/с

Типы БЧ: ядерная моноблочная мощностью 100-150 кт (вариант - 0.5 Мт - оценочные расчетные данные по ист. - Николаев), возможно, с комплексом средств преодоления (КСП) ПРО.

Модификации:
15Ж59 / РСС-40 "Курьер" - базовый проект ракеты.

"Старт" / "Старт-1" - ракетоноситель в конструкции которого используются элементы ракеты "Курьер", в системе управления используются наработки по системе управления ракеты "Курьер.


Статус: СССР / Россия - бросковые испытания макетов, испытания не завершены, разработка прекращена.

- 2011 г. октябрь - 2012 г. декабрь - проведение работ «Ликвидация твердотопливных ракетных двигателей и зарядов МБР ракетных комплексов «Курьер», «Скорость», «Тополь-М» и БРПЛ «Барк». Подлежащие ликвидации двигатели и заряды находились на ФГУП «Федеральный центр двойных технологий «Союз» (г.Дзержинский Московской оболасти).


Источники:
Википедия - свободная энциклопедия. Сайт http://ru.wikipedia.org, 2011 г.
Качук Н., Чехута В. Супермашины, каких не знал мир. // http://ruzhany.narod.ru, 2011 г.
На стратегическом направлении. М., "Интервестник", 2006 г.
Николаев Ю.М., Панин С.Д. Основы проектирования твердотопливных управляемых баллистических ракет (часть 2). М., МГТУ, 1998 г. 
DTIG, Langestutzte Ballistische Lenkwaffen aus der ehem. Sowjetunion. 2009 г.
Kotrba Stepan, Visinger Lukas, Ruske balisticke rakety. // ATM. № 12 / 2008 г. Чехия.
Puskovie Uslugi. Сайт http://www.puskuslugi.ru, 2011 г.
RusArmy.com. Форум сайта http://www.rusarmy.com, 2010 г., 2011 г.
Space Launch System START-1. User's handbook. Volume 1. 2002 г.

Каталог

Последние комментарии

качни еще раз - я проверил - скачал оба файла - открываются нормально
DIMMI 2016-04-03 23:03
DIMMI Wrote:Вот так будет лучше...Странно - у меня не открывает, выдаёт ошибку :(
C-300 2016-04-03 20:07
Вот так будет лучше...
DIMMI 2016-04-03 14:41
Тут ссылка на МГТУ, а там такой книги нет
DIMMI 2016-04-03 14:33
C-300 Wrote:Где б скачать эту книжку? arrow http://www.twirpx.com/file/173379/ arrow...
Anonymous 2016-04-02 23:06
C-300 Wrote:C-300 » Сб 02 апр 2016 3:23 pmintoxicated писал(а):Насчет ракету 15П159...
Anonymous 2016-04-02 17:57
intoxicated Wrote:Насчет ракету 15П159 «Курьер» - можно с очень большой вероятноти...
C-300 2016-04-02 15:23
Понял. Спасибо!))))
DIMMI 2016-03-27 19:49
2PG5 Wrote:Как результат вычислений в конечном итоге получили следующие основные...
Anonymous 2016-03-27 14:48
Интересно, для кого писали пособие - МГТУ им. Баумана,В книге пишет: " для студентов...
Anonymous 2016-03-27 13:19