ДАННЫЕ НА 2025 г. (в работе) пр.1134 "Беркут" - KRESTA-l "Адмирал Зозуля" "Владивосток" "Вице-адмирал Дрозд" "Севастополь" |   | Ракетный крейсер / большой противолодочный корабль. Разработка проекта корабля 1134 велась ЦКБ-53 под руководством главного конструктора В.Ф.Аникеева на основании Постановление Совмина СССР №1180-51 от 30 декабря 1961 г. Заместителями главного конструктора были назначены Ю.А.Бабич, М.С.Натус и В.Д.Рубцов. Работы были начаты сразу над техническим проектом корабля минуя стадию эскизного проекта. За основу был взят корпус ракетного крейсера проекта 58. В ходе проектирования стало ясно, что в габариты корпуса пр.58 уложиться не получится - особенно в связи с требованием тактико-технического задания по увеличению дальности плавания до 5000 морских миль. В итоге проведено масштабное увеличение размеров корпуса «Беркута» при сохранении теоретического чертежа и обводов проекта 58. Главные размерения корабля были выбраны также с учетом размеров закрытого эллинга ленинградского судостроительного завода № 190 имени А.А.Жданова, на котором планировалось вести строительство кораблей проекта.
Технический проект разработан с декабря 1961 г. до середины 1962 г. Крейсера проекта предполагалось оснастить перспективным универсальным зенитно-ракетным комплексом М-11 «Шторм» разработки ВНИИ «Альтаир» (Минсудпром СССР), МКБ «Факел» (Минавиапром СССР) и КБ завода «Большевик» (Миноборонпром СССР). ЗРК должен был быть готов к 1965 г. Технический проект утвержден в январе 1963 г. с измененным составом вооружения: в противолодочном вооружении ГАС «Титан» заменена на более совершенную ГАС «Титан-2», однако из-за задержки её готовности, на корабли была установлена ГАС «Титан». Из-за неготовности ЗРК М-11 «Шторм» (принят на вооружение только в 1969 г.) корабль оснащен серийным ЗРК «Волна». Замена ЗРК не повлекла за собой возрастание эффективности ПВО корабля, хотя при этом боекомплект ЗУР В-600 был увеличен до 64 (16 на пр.58 и 32 на пр.61). Комплекс противокорабельного вооружения - 2 спаренных ненаводящихся пусковых установки КТ-35 с четырьмя ракетами 4К-44 без запасного боекомплекта. Сравнение противолодочного вооружения с аналогичным вооружением у БПК пр.61 показывает, что при равном составе гидроакустических средств и бомбомётных установок, пр.1134 имеет более сильное торпедное вооружение (2 пятитрубных торпедных аппарата вместо 1). В противолодочном отношении пр.1134 был ненамного сильнее предшественника, зато обладал вдвое более сильным ПВО и ударным противокорабельным комплексом, а кроме того впервые в советском военном кораблестроении получил корабельный вертолёт с постоянным базированием вместе с полноценными средствами авиационно-технического обеспечения. При закладке корабли проекта классифицировались как корабли ПВО-ПЛО. В 1966 г. были переклассифицированы в "большие противолодочные корабли". 3 августа 1977 г. переклассифицированы в "ракетные крейсера". На Западе всегда считались ракетными крейсерами.
 Большой противолодочный корабль "Адмирал Зозуля" пр.1134, фото 1968-1971 г.г. (из архива MilitaryRussia.Ru) Строительство кораблей пр.1134 велось на ССЗ им. А. А. Жданова в Ленинграде с 1964 по 1969 годы. Главными строителями кораблей были Д.Б.Афанасьев, Г.В.Филатов. Ответственные сдатчики: М.И.Шрамко, А.Г.Булгаков, Ю.А.Большаков, В.И.Чупрунов. Начальником группы технического сопровождения ЦКБ-53 был В.Б.Иродов. Технология постройки кораблей проекта повторяла технологию постройки кораблей пр.58. Корпус корабля был целиком сварным и был разбит на крупные кольцевые блоки, состоящие из секций. Сварные и газорезательные работы были упрощены и автоматизированы. В связи с возросшим водоизмещением корабля, корпус спускался на воду в меньшей степени готовности и целый ряд монтажных работ был усложнён из-за необходимости их проведения на плаву. Увеличение толщины листов обшивки и размеров профилей ряда конструкций привело к уменьшению размеров секций и увеличивало стоимость и продолжительность сборки. Всего планировалось построить десять больших противолодочных кораблей проекта 1134, но в итоге ВМФ СССР ограничился постройкой четырёх единиц с одновременной переработкой проекта в первый специализированный проект большого противолодочного корабля пр.1134А. В 1968 году главный строитель головного корабля Г. В. Филатов и ответственный сдатчик ГЭУ (сдаточный механик) И. М. Прудов были удостоены Государственной премии СССР.
Головной корабль пр.1134 "Адмирал Зозуля" (зав.№791) официально заложен 26.07.1964 г., спущен на воду 17.10.1965 г. и принят Флотом 08.10.1967 г. Строительство кораблей пр.1134 завершено в 1969 г. Испытания головного корабля пр.1134 «Адмирал Зозуля» начаты на Балтике в феврале 1967 года. За период испытаний, завершившихся уже в октябре 1968 года в Белом море корабль прошёл 15 615 морских миль за 995 ходовых часов. На испытаниях проверялись ходовые качества корабля, непотопляемость и живучесть. Производились стрельбы ЗРК «Волна-М» по парашютным мишеням, большому корабельному щиту и по имитированным целям, артиллерийские стрельбы по воздушному конусу (дистанция 2000 м) и по буксируемому морскому щиту (дистанция 3000 м). Торпедное оружие проверялось одиночной стрельбой (одной торпедой) по подводной лодке проекта 613, идущей со скоростью шесть узлов на дистанции 20 кабельтовых (3,7 км). Стрельбы из реактивно-бомбовых установок РБУ-1000 и РБУ-6000 производились полными залпами по щиту с гидроакустическим отражателем. Программа испытания корабельного вертолёта отличалась масштабностью: полёты проводились днём и ночью, взлёты и посадки осуществлялись на стопе и на ходу, на спокойной воде и при качке, с разных курсовых углов. Вертолёт отрабатывал торпедо- и бомбометание, постановку радиогидроакустических буёв, производилась проверка систем привода и связи, авиатехнического оборудования и систем обеспечения базирования вертолёта. Стрельбы противокорабельными ракетами П-35 производились в полигонах боевой подготовки на Белом море на максимальную (198,2 км) и на минимальную (29,8 км) дальности одиночными ракетами (в телеметрическом варианте) и двухракетными залпами из установок обоих бортов по мишени. Всего по результатам испытания головного корабля, были приняты на вооружение 20 головных образцов вооружения, механизмов и оборудования. Сами испытания были оценены как успешные. Схожие испытания проходили и другие корабли.
Корабли проекта исключены из состава Флота в 1989-1994 г.г.
 Ракетный крейсер "Вице-адмирал Дрозд" прр.1134 - KRESTA-I, 06.03.1986 г. (фото - US NAVY) Конструкция: архитектурный тип корабля - длиннопалубный, полубачный, с небольшим подъёмом палубы к форштевню, развитой центральной надстройкой и с взлётно-посадочной площадкой для вертолёта и ангаром в корме. С целью обеспечения благоприятных углов обзора и обстрела оружия и вооружения дымо-выпускные устройства двух машинно-котельных отделений конструкторы свели в одну башенноподобную мачту-трубу, на которой размещались все основные антенные посты радиоэлектронного вооружения. Силуэт корабля был уменьшен от прототипа, так как дымоходы и часть надстроек были объединены в одну башенноподобную фок-мачту, благодаря этому он не выглядел громоздким. Фок-мачта занимала доминирующее положение в силуэте корабля. Корпус корабля по обводам подобен корпусу эсминцев пр.56 и копирует корпус ракетных крейсеров пр.58 в несколько больших размерах. Корпус состоял из 300 шпангоутов и набирался по продольной системе с практической шпацией по всей длине 500 мм, был сварным, из безникелевой стали марок М-35 и М-40 с толщиной обшивки 8-14 мм. Пятнадцатью главными водонепроницаемыми переборками корпус разделялся на шестнадцать водонепроницаемых отсеков. На корабле имелись три палубы (верхняя, палуба бака, нижняя) и три платформы (I, II и III, нумерация снизу верх). По всей длине корабля шло двойное дно с вырезом для подъёмно-опускного устройства ПОУ-16 гидроакустической станции МГ-312 «Титан-1» (между 76 и 88 шпангоутами). На верхней палубе размещался совмещённый флагманский командный пункт, главный командный пункт и боевой информационный пост, оборудованный системой первичной обработки информацией «Планшет-1134» и системой взаимного обмена информацией «Море-У». На 1-й платформе находилось носовое машинно-котельное отделение (МКО) с двумя котлами и главный турбозубчатый агрегат (ГТЗА) правой валолинии, отделение вспомогательного котла и успокоителей качки, кормовое МКО с двумя котлами и ГТЗА левой валолинии (114-198 шпангоуты). В районе форштевня размещались датчики станций обнаружения подводных лодок по тепловому следу МИ-110К (контактная подкильная) и МИ-110Р (воздушная). В носовой части корабля, перпендикулярно диаметральной плоскости и параллельно друг другу была расположена пара установок РБУ-6000, разделённых специальным экраном для обеспечения взаимной защиты от пламени стартующих реактивных бомб. Носовая пусковая установка ЗИФ-102 ЗРК «Волна» находилась далее в корму перед ходовой рубкой. Надстройка корабля изготовлена из алюминиево-магниевых сплавов. Под носовой пусковой установкой ЗРК «Волна» размещается погреб с боекомплектом ЗУР. На ходовом мостике размещается ходовая рубка, рубка сигнальщика и походная каюта командира - тут же установлен носовой антенный пост РЛС «Ятаган». Под крыльями ходового мостика, побортно от надстройки, размещались спаренные пусковые установки КТ-35 для противокорабельных ракет П-35.
Конструкция фок-мачты (пирамидообразная, четырёхгранная) была выбрана с целью размещения на ней большого количества радиолокационных антенн и крупных массогабаритных антенных постов. Внутри неё находятся высокочастотные блоки системы управления КР, что позволило максимально приблизить эти блоки к антеннам и обеспечить уменьшение частоты вибрации и угловых перемещений фундаментов антенн. На передней поверхности фок-мачты были смонтированы антенны РЛС СПУРС «Бином-1134», на верхушке (топе) мачты находилась антенна РЛС общего обнаружения МР-310 «Ангара», совмещённая с РЛС запросчика государственного опознавания «Никель-КМ». Фок-мачта стыковалась с дымовой трубой. На верхушке дымовой трубы размещалась антенна РЛС МР-500, также совмещённая с РЛС «Никель-КМ». Внутри мачто-трубы, на палубе надстройки, находилась кают-компания офицеров, побортно от неё располагались: слева - рабочий катер, справа - командирский. На 1-м и 2-м ярусе - каюты офицеров. Верхние ярусы предназначались для размещения боевых постов РЛС различного назначения. В надстройке на палубе полубака вокруг погреба ЗУР (50-70 шпангоуты) располагались бытовые помещения команды, носовой химический пост, пост носовой аварийной партии, корабельная лавка, пост управления ЗИФ-121. Далее в корму шли офицерские каюты, секретная канцелярия, радиоприёмный пост, вентиляторные, пост радиоразведки и радиопомех. По левому борту находилась кают-компания главных старшин, по правому — каюты главных старшин. Рубка дежурного по кораблю находилась в надстройке по правому борту между 214 и 218 шпангоутами (на некоторых кораблях рубка дежурного была расширена за счёт кладовой БЧ-5). За дымовой трубой, по бортам от надстройки на палубе полубака были размещены торпедные аппараты ПТА-53-1134, а на задней части трубы на специальном мостике 2-го яруса, побортно были размещены антенные посты РЛС МР-103 «Барс» для управления огнём 57-мм АУ АК-725. Ближе к корме располагались сами 57-мм автоматы, побортно от кормовой надстройки были смонтированы РЛС «Ятаган», антенный пост которой находился непосредственно на кормовой надстройке. Далее в корму на палубе надстройке с подкреплениями находилась кормовая пусковая установка ЗРК «Волна» с погребом (212-232 шпангоуты), за ней размещался вертолётный ангар и стартовый командный пункт вертолёта, примыкавший к левой переборке ангара. В районе вертолётного ангара, побортно, были смонтированы две установки РБУ-1000. В корме корабля, на верхней палубе, находилась оборудованная взлётно-посадочная площадка для вертолёта Ка-25.
Двигательно-энергетическая установка: ГЭУ котлотурбинная - 4 х высоконапорные главные котлы КВН 98/64 вертикально-водотрубного типа с естественной циркуляцией воды, односторонним протоком газов, вертикальным трёхходовым двухколлекторным пароперегревателем и водяным змеевиковым гладкотрубным экономайзером. Подача воздуха в котёл осуществлялась непосредственно в топку турбонаддувочным агрегатом ТНА-3. Конструкция котлоагрегатов соответствовала применяемым котлам на ракетных крейсерах пр.58, но с другими турбонаддувочными агрегатами и более высокой паропроизводительностью. Масса ГЭУ - 936 тонн В состав котлотурбинной установки входят 2 х двухкорпусных главных турбозубчатых агрегата ТВ-12 с турбинами низкого и высокого давления. В корпусе турбины низкого давления была расположена турбина заднего хода. На полном ходу пар из турбины высокого давления через ресивер поступал в турбину низкого давления и далее отводился в главный конденсатор. В состав главного турбозубчатого агрегата входил двухступенчатый редуктор, передававший крутящий момент от двух турбин к валолинии. ГЭУ располагалась в двух машинно-котельных отделениях по два котлотурбинных агрегата, одному главному турбозубчатому агрегату в каждом. Управление каждым из эшелонов ГЭУ обеспечивалось автоматической системой «Рион». Мощность ГЭУ - 90000 л. с. (2 х 45000 л.с.)
ТТХ крейсеров пр.1134: | пр.1134 | Экипаж | 312 чел (в т.ч. 30 офицеров и 20 мичманов) | Длина | 156,2 м 148 м (по ватерлинии) | Ширина | 16,8 м 16,2 м (по ватерлинии) | Осадка | 5,6 м (габаритная - 6,8 м) | Водоизмещение стандартное | 5340 т | Водоизмещение полное | 7170 т | | | Скорость полного хода | 34,3 уз | Скорость экономического хода | 14 / 18 уз | Дальность плавания | 10500 миль (14 уз) 5000 миль (18 уз) 2400 миль (32 уз) | Автономность | 15 сут |
Вооружение: | пр.1134
| ПКР | 2 х 2 ПУ КТ-35-1134 комплекса П-35 с 4 КР 4К44 (модернизированы на комплекс "Прогресс" с ПКР 4М44), система управления "Бином-1134"
| ЗРК зональной ПВО
| 2 х 2 ПУ ЗИФ-102 ЗРК М-1 "Волна-М", боекомплект 2 х 32 ЗУР В-601 (4К91). Система управления - 2 х 4Р90 "Ятаган"
| Артиллерия | 2 х 2 х 57-мм установки АК-725, боекомплект по 2100 выстрелов, система управления МР-103 "Барс" | ЗРАК / АК | "Адмирал Зозуля" и "Вице-адмирал Дрозд" установлены в ходе ремонта 2 х 6 х 30-мм установки АК-630М, боекомплект по 6000 выстрелов, 2 системы управления МР-123 «Вымпел-А» | Специальная артиллерия | В ходе ремонта на БПК "Вице-адмирал Дрозд" установлены 2 х 45-мм салютные пушки 21КМ | Торпедные аппараты | 2 х 5 х торпедных аппарата ПТА-53-1134, боекомплект - по 5 торпед 53-65, 53-65К, СЭТ-65, ПУТС "Гроза-1134" | РБУ 1
| 2 х 12 установки РБУ-6000 "Смерч-2" комплекса РПК-8, боекомплект 144 РГБ-60, система управления "Буря-1134"
| РБУ 2 | 2 х 6 установки РБУ-1000 «Смерч-3», боекомплект - 48 РГБ-10 | Постановка помех | Комплекс РЭБ ПК-2 (2 ПУ ЗИФ-121) – 400 выстрелов АЗ-ТСТ-41, АЗ-ПТСТ-41, АЗ-ТСП-47, АЗ-ТСТ-47, АЗ-ТСТВ-47, АЗ-ТСО-47 (с 1985), АЗ-ТСР-47 (с 1991), система управления «Терция» | Вертолет | посадочная площадка и ангар для вертолетов - 1 вертолет Ка-25 или Ка-25Ц
| Оборудование:
| пр.1134 | БИУС (боевая информационно-управляющая система) | "Планшет-1134" | РЛС общего обнаружения | - РЛС общего обнаружения МР-500 «Кливер» - РЛС общего обнаружения МР-310 «Ангара-А» | Комплекс целеуказания ПКР | РЛС целеуказания "Успех-У"
| РЛС СУО | см. Вооружение (выше) | Навигационные РЛС и системы | НРЛС «Волга» | Комплексы РЭП / РЭБ
| 2 х РЛС РЭБ «Гурзуф» 2 х РЛС РЭБ «Гурзуф-1» РЛС РТР МРП-15-16 «Залив» РЛС РТР МРП-11-12 РЛС РТР МРП-13-14 радиопеленгатор АРП-50Р | ГАК и ГАС | ГАС МГ-312М "Титан" ГАС МГ-311 "Вычегда" ГАс звукоподводной связи МГ-26 "Хоста" | Комплекс средств связи |
| Навигационный вертолетный комплекс |
| Прочие системы | 3 запросчика "Никель-КМ" 2 ответчика "Хром-КМ" станция обнаружения радиационного кильватерного следа ПЛ МИ-110Р станция обнаружения теплового кильватерного следа ПЛ МИ-110К |
Стоимость кораблей пр.1134: Расчётная стоимость головного корабля составила около 32 млн рублей, третьего - около 26 млн рублей в ценах второй половины 1960-х годов.
Модификации: пр.1134 "Беркут" / KRESTA-I - ракетный крейсер, большой противолодочный корабль. В 1964-1969 г.г. построено 4 ед.
 Ракетный крейсер "Владивосток", 1971 г. (из архива MilitaryRussia.Ru) пр.1134А "Беркут-А" / KRESTA-II - серия больших противолодочных кораблей - развитие проекта "Беркут". В 1966-1977 годах построено 10 ед.
пр.1134Б "Беркут-Б" / KARA - серия больших противолодочных кораблей - развитие проекта "Беркут". В 1968-1979 годах построено 7 ед.
Статус: СССР / Россия
- 1969 г. 11 сентября и по 10 февраля 1980 г. - три ракетных крейсера проекта несли службу на Северном флоте и один - на ТОФ. К моменту утилизации первого корабля проекта - 2 ракетных крейсера несли службу на ТОФ и по одному - на Северном и Балтийском флотах. - 1971 г. декабрь - в ходе третьей индо-пакистанской войны группа кораблей ТОФ СССР в состав которой входил БПК «Владивосток» пр.1134 под командованием капитана 1-го ранга А. Мамончикова своим присутствием обеспечивала невмешательство кораблей ВМС США в конфликт на стороне Пакистана. - 1986 г. апрель - крейсер "Вице-адмирал Дрозд" совершил заходы в порты Триполи и Тобрук в Ливии для поддержки страны против американской агрессии.  Ракетный крейсер "Адмирал Зозуля" пр.1134, фото 1990-1994 г.г. (из архива MilitaryRussia.Ru) Реестр крейсеров пр.1134: наименование | проект | зав. № | завод | заложен | спущен на воду | вступил в строй | вывод из состава ВМФ | примечание | "Адмирал Зозуля"
| пр.1134 | 791
| ССЗ им.А.А. Жданова ("Северная верфь"), г.Ленинград | 26.07.1964 | 11.10.1965 | 08.10.1967
| 05.07.1994 | Северный флот
с 09.10.1986 - Балтийский флот | "Владивосток" | пр.1134 | 792 | ССЗ им.А.А. Жданова ("Северная верфь"), г.Ленинград | 24.12.1964 | 01.08.1966 | 01.08.1969 | 01.01.1991 | Северный флот
с 10.02.1970 - ТОФ | "Вице-адмирал Дрозд"
| пр.1134 | 793 | ССЗ им.А.А. Жданова ("Северная верфь"), г.Ленинград | 26.10.1965 | 18.11.1966 | 27.12.1968 | 01.07.1990 | Балтийский флот
с 08.04.1975 - Северный флот | "Севастополь" | пр.1134 | 794 | ССЗ им.А.А. Жданова ("Северная верфь"), г.Ленинград | 08.06.1966 | 28.04.1967 | 25.09.1969 | 15.12.1989 | Балтийский флот
с 11.02.1980 - ТОФ |
Источники: Крейсера проекта 1134, https://ru.wikipedia.org/, 2025 г. RussianShips.info, 2025 г. |