Комплекс П-1000 Вулкан - SS-N-12 mod.2 SANDBOX | MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.)

Комплекс П-1000 Вулкан - SS-N-12 mod.2 SANDBOX

Автор: DIMMI
Создана: 28.08.2010 06:06:38
Изменена: 23.03.2013 17:33:22
Комментариев: 0
Категории: ВОДА / Крылатые ракеты земля-земля ВМФ / П-1000 Вулкан - SS-N-12 mod.2 SANDBOX /

ДАННЫЕ НА 2010 г. (стандартное пополнение)
Комплекс П-1000 "Вулкан", ракета 3М70 - SS-N-12 mod.2 SANDBOX


Противокорабельная крылатая ракета. Разработка комплекса начата НПО "Машиностроения" (ранее - ОКБ-52) В.Н.Челомея (с 1984 г. генеральный конструктор - Г.А.Ефремов) по Постановлению СМ СССР от 17 мая 1979 г. Ракета представляет собой дальнейшее развитие ракеты комплекса П-500 с сохранением пускового оборудования и заметным увеличением дальности действия за счет использования нового стартового двигателя, увеличения объемов топлива маршевой ступени, снижения массы бронирования и других улучшений.

Первый испытательный пуск с наземного стенда СМ-49 в Неноксе - 3 декабря 1982 г. (10 ч 55 мин) - пуск неудачен - стартовый блок не отделился от ракеты, ракета развалилась на части и упала через 8 с полета. Второй пуск - 9 апреля 1983 г. - аналогичный результат на 9 секунде полета. В результате разбора неудачных испытаний установлено, что сбои произошли по вине системы управления ракеты. Третий пуск был успешным (вероятно, июнь 1983 г.). Испытания с ПЛАРК пр.675МКВ начаты 22 декабря 1983 г. Проведение совместных испытаний комплекса П-1000 и ПЛАРК пр.675МКВ - 1985 г. первый пуск в рамках совместных испытаний - 2-х ракетный залп (обе ракеты поразили цель несмотря на сбой работы системы поддержания давления в приборном отсеке и ошибку оператора). Второй пуск в рамках совместных испытаний - 8 ноября 1985 г. - трехракетный залп, на одной ракете был отказ радиолокационного визира (РЛС), две другие ракеты порязили цели. В результате летно-конструкторских и совместных испытаний произведено 18 пусков ракет из которых 11 пусков признаны успешными. Испытания системы управления и контрольно-проверочной аппаратуры завершены в 1985 г. В декабре 1985 г. подписан Акт об окончании совместных испытаний с рекомендацией комплекса П-1000 "Вулкан" к принятию на вооружение с проведением контрольных испытаний в 1986 г. Для проведения контрольных испытаний выделено 8 ракет и планировалось провести 4-х ракетный залп и 4 одиночных пуска ракет с разными программами. Один из одиночный пусков (24 апреля 1986 г.) состоялся со стартовым двигателем ракеты комплекса П-500 по программе системы управления ракеты комплекса П-500. Пуск прошел успешно. 18 и 19 июня 1986 г. прошли два успешных пуска на проверку помехозащищенности ракет. Четырехракетный залп состоялся 4 июля 1986 г. (три ракеты оснащены телеметрическим оборудованием по причине того, что аппаратура на полигоне не могла принять информацию с 4-х ракет). Ракета, не оснащенная телеметрической системой, потеряла управление на подлете к цели, причина не установлена.

Комплекс "Вулкан" принят на вооружение 18 декабря 1987 г. Серийное производство ракет комплекса "Вулкан" велось ПО "Стрела" в г.Оренбург. Ракета производилась с 1985 г. по 1992 г.


Модель ракеты 3М70 комплекса "Вулкан" с увеличенной СРС, авиасалон МАКС-2009 (фото - А.В.Карпенко, http://bastion-karpenko.narod.ru/).


Пуск ракеты 3М70 с увеличенной СРС комплекса П-1000 "Вулкан" (http://www.npomash.ru).


Ракета 3М70 комплекса П-1000 "Вулкан" (http://www.cruiser-moskva.info).




Пуск ракеты 3М70 комплекса П-1000 "Вулкан" с ракетного крейсера пр.1164 "Москва" (http://www.npomash.ru ,http://forums.airbase.ru).

Пусковая установка:
- наземная пусковая установка СМ-49 - для испытаний ракеты на полигоне Ненокса;
- ракетные крейсера пр.1164 - вероятно, одноконтейнерная ПУ СМ-248, аналогичная комплексу П-500
- ПЛАРК пр.675МКВ - вероятно, одноконтейнерная ПУ аналогичная комплексу П-500

Система управления и наведение - инерциальная система управления ракеты с коррекцией по данным РЛ ГСН - разработана ЦНИИ "Гранит", главный конструктор системы управления А.В.Чижов, бортовой радио-технической аппаратуры - Б.Л.Годлиник, автопилота - А.Н.Кучин, БЦВМ - В.А.Никольцев и Е.А.Горбачев. Селекция целей вероятно либо автоматическая либо по принципу телеуправления (оператором корабля по данным РЛС ракеты) либо комбинированная. На ракете использованы выполненные на новой элементной базе автопилот А21 с БЦВМ Б9 (отличные от ракет комплекса П-500), что в купе с новым стартовым двигателем и другим (вероятно) алгоритмом управления на стартовом участке траектории, позволило увеличить дальность действия. Существенно улучшена помехозащищенность РЛС ГСН за счет улучшения бортовой БЦВМ. Корабельные и бортовые (размещенные на ракете) приборы автоматизированной системы управления, а так же контрольно проверочная аппаратура комплекса  созданы заново.

Система управления ракеты в зависимости от комплектации стартовым двигателем может работать по программе пуска и полета ПКР П-500 "Базальт" либо по программе "Вулкан".

В алгоритмах наведения ракеты использована логика выбора главной цели в ордере кораблей. После получения координат цели, ракета с выключенной РЛС (радио-локационным визиром) снижалась на малую высоту и совершала полет к точке координат цели. В точке координат цели включалась РЛС (радио-локационный визир) и производился выбор и захват цели. Анализировался размер целей и удаление целей от точки координат цели. Пободный аглоритм позволял выбрать самую крупную цель в ордере кораблей.

В целях преодоления ПРО и ПВО на ракете предусмотрены противозенитное маневрирование на малой высоте и рассредоточение ракет в залпе по фронту  (с предваряющим сбором ракет с группу) перед включением РЛС на конечном этапе. На ракете установлена станция постановки активных помех системы  защиты 4Б-89  "Шмель", разработанная начиная с 1965 г. в лаборатории отдела №25 ЦНИИ "Гранит" под руководством Р.Т.Ткачева и Ю.А.Романова.

Приборный отсек на ракете выполнен герметично и снабжен ситемой поддержания давления (испытывалась пусками с берегового стенда в Неноксе  начиная с 25 марта 1984 г.

Постановлением СМ СССР в октябре 1987 г. предписывалось провести работы по повышению точности ракет комплекса "Вулкан" с отработкой высокоточного лазерного канала наведения и создания ракеты "Вулкан ЛК". Работа над импульсным лазерным каналом наведения велась ЦНИИ "Гранит" под руководством С.А.Шарова. Система распознавала геометрические параметры корабля-цели и выдавала команды на коррекцию траектории полета ракеты для поражения наиболее уязвимых участков корабля-цели. Испытания системы велись в Севастополе по проходящим кораблям и с самолета-летающий лаборатории Ил-18. Разработка лазерного канала наведения как системы наведения ракет  начата до 1987 г. Главный конструктор бортовой аппаратуры ракеты - В.Г.Сеньков, главный конструктор лазерного канала - С.Н.Шаров. Пуски серийный ракет оснащенных ГСН лазерного канала планировалось провести в 1987-1989 г.г. Аппаратура лазерного канала была размещена в диффузоре воздухозаборника. Технологическая ракета для наземной отработки системы прошла стендовые испытания. На Северном полигоне в Неноксе планировалось совершить 5 пусков ракет с наземного стенда (по др.данным для испытаний выделено 9 ракет). Но вероятно в 1988-1989 г.г. разработка темы "Вулкан ЛК" была прекращена.
Диаметр луча - ок.10 м
Дальность распознавания - 12-15 км




Экспериментальный лазерный канал системы управления ракеты комплекс П-1000 "Вулкан", 1988 г. (фото - демонстрационный зал НПО "Машиностроение", г.Реутов, 15.08.2006 г., http://www.novosti-kosmonavtiki.ru)

В рамках ОКР "Вулкан" была проведена НИР "Радиация" в ходе которой ставилась задача анализа воздействия поражающих факторов ядерного взрыва (зенитной ракеты) на атакующие ПКР. В ходе НИР был проведен реальный ядерный взрыв в специально оборудованной штольне на полигоне Новая земля. Испытания показали, что большинство элементов бортовых систем управления ракет были поражены нейтронным излучением на расстоянии механического повреждения от ядерного взрыва. Часть же микросхем получили необратимые изменения на бОльшем расстоянии, что вызвало необходимость их доработки в для использования в бортовых системах ракет комплекса "Вулкан".

Ракета 3М70:
Конструкция
- в конструкции использованы новые материалы - в т.ч. титановые сплавы. Броневая защита уменьшена.

Двигатели:
- стартово-разгонная ступень - РДТТ с управляемыми соплами, более мощный, чем у П-500. Может применяться со стартовым РДТТ ракет П-500 "Базальт". Есть вероятность того, что опубликованных фотографий оригинального РДТТ "Вулкана" пока нет.
Время работы стартово-разгонной ступени - 12 с

- маршевый - короткоресурсный ТРД КР-17В, аналогичный двигателю ракеты комплекса П-500. Разработан ОКБ-300 ГКАТ.


Хвостовые части ракет комплексов П-1000 и П-500 с соплами маршевых двигателей и антеннами (фото из архива Скептик-2, http://forums.airbase.ru).


Ракета комплекса "Вулкан" с родной увеличенной СРС, модель, выставка МАКС-2009 (http://maks.sukhoi.ru)

ТТХ ракеты:
Длина - 11.7 м
Диаметр корпуса - 0.88 м
Размах крыла - 2.6 м

Масса стартовая - 9300 кг (?)
Масса без стартового двигателя - 5070 кг (4800 кг по др.данным)

Дальность действия - 550-700 км (в зависимости от профиля полета), в некоторых источниках указывается 1000 км
Скорость - 2 / 2.5 М (на малой высоте / на большой высоте)
Высота полета - минимальная - 15-20 м

Типы БЧ:
- фугасно-кумулятивная; испытания бронепробиваемости БЧ производились пусками на наземном стенде ("реактивная дорожка"). По расчетам для уничтожения авианосца требуется попадание 3 ракет.
Масса ВВ - 500 кг
Бронепробиваемость - до 400 мм

- ядерная мощностью 350 кт

Модификации:
- П-1000 "Вулкан" - противокорабельная ракета.

- "Вулкан ЛК" - модификация ракеты комплекса "Вулкан" с лазерным каналом наведения (см. "Система управления и наведение", выше)

Носители:
- ракетный крейсер пр.1164 "Варяг" (вступил в строй 16 октября 1989 г. под названием "Червона Украина") изначально вооружен комплексом П-1000. Так же вероятно к 2006 г. на РК "Москва" комплекс П-1000 установлен вместо П-500 в ходе модернизации. Так же планировалась установка на недостроенный ракетный крейсер "Украина" (бывший "Адмирал Лобов", находится на ССЗ в Николаеве). На корабле установлено 16 неперезаряжаемых ПУ (перезарядка осуществляется в порту).


Пуск ракеты комплекса П-1000 "Вулкан" с ракетного крейсера "Варяг" пр.1164, вероятно 1994 г. (фото из архива Скептик-2, http://forums.airbase.ru)


Ракетный крейсер "Москва" пр.1164, начало 2000-х годов (http://militaryphotos.net)




Погрузка боезапаса на ракетный крейсер "Москва" пр.1164, Севастополь, 14 августа 2004 г. (фото - USSRNAVY, http://forums.airbase.ru)




Погрузка ракет 3М70 комплекса П-1000 "Вулкан" на ракетный крейсер "Москва", Черноморский флот, 2006 г. (фото - Дмитрий Стогний, http://militaryphotos.net)

- ПЛАРК пр.675МКВ - переоборудование 5 ПЛАРК пр.675МК (К-1, К-22, К-34, К-35 и К-10) по пр.675МКВ велось СРЗ "Звездочка". Переоборудование ПЛАРК К-1 начато 15 декабря 1981 г. и завершено в 1983 г. Модернизация ПЛАРК К-10 не завершена, всего переоборудовано 4 ПЛАРК. На ПЛАРК пусковые установки комплекса П-500 заменены пусковыми комплекса "Вулкан" (8 шт на ПЛ).  Пусковые установки с надводным стартом. Система управления стрельбой на ПЛ - "Аргон-675МКВ". Для целеуказания по данным ИСЗ использована система "Касатка". ПЛАРК выведены из состава ВМФ начиная с июля 1992 г. по июль 1994 г. (все 4 шт).


Предположительные проекции ракеты комплекса П-1000 "Вулкан" (Allocer, http://ru.wikipedia.org)
 
Статус - СССР и Россия
- 2003 г. 16 мая - ракетный крейсер "МОсква" пр.1164 произвел учебные пуски ракет комплекса П-1000 "Вулкан" в северо-восточной части Аравийского моря.
- 2010 г. - состоит на вооружении как минимум 2-х ракетных крейсеров пр.1164 - "Москва" и "Варяг".

Источники:
Википедия - свободая энциклопедия. Сайт http://ru.wikipedia.org, 2010 г.
Жабский А., Вулкан с доставкой. //Санкт-петербургские ведомости. №022 от 07.02.2008 г.
Лазарев Н.М. Океанский ракетно-ядерный флот Советского Союза в биографиях его творцов, создателей и военно-морских корабельных инженеров-механиков. т. III, М., 2003 г.
Настоящие сверхзвуковые. Сайт http://www.testpilot.ru, 2010 г.
Осинин С.Н., РЭБ в Военно-Морском Флоте. От Порт-Артура до наших дней. М., "Оружие и технологии", 2006 г.
Творцы и создатели. Ода коллективу. М., НПО Машиностроения, 2009 г.
Чижов А.В., "80 лет ЦНИИ "Гранит" ( хроника испытаний)". С.-Пб., ЦНИИ "Гранит", 2001 г.
Широкорад А.Б., Огненный меч Российского флота. М., "Яуза", "Эксмо", 2004 г.
Balancer.ru. Сайт http://forums.airbase.ru, 2010 г.

Каталог

Последние комментарии

Разрешите представить: ракета комплекса "Вулкан" с родной СРС (стартово-разгонной ступенью)[ img ]
DIMMI 2010-09-14 22:53
Еще в тему о двигателях ПКР:"23 мая 2009 г. исполнилось 75 лет со дня рождения и...
abl22 2010-09-01 23:10
Понял. Займусь
DIMMI 2010-09-01 22:05
Для примера посмотри в книжке по БПЛА - там как раз упоминается, по моему, разница...
Sierra 2010-09-01 21:20
Sierra Wrote:Дык это, по моему одно и тоже.... Только индексы разные.вполне возможно...
DIMMI 2010-09-01 21:10
Дык это, по моему одно и тоже.... Только индексы разные.
Sierra 2010-09-01 21:09
про авторство двигателей - да... есть неясности... надо порыть по фамилияму Широкорада...
DIMMI 2010-09-01 21:04
что им и молоток не страшен. :ROFL: Это точно. Плавали, знаем. :ROFL:
Sierra 2010-09-01 20:43
По двигателюС сайта ОАО УМПО (http://www.umpo.ru/Page55.aspx#pokoria)"Для самолетов-мишеней...
abl22 2010-09-01 20:30
Я имел в виду НИР"Радиация" и последующие доработки (?) комплектующих. А в отношении...
abl22 2010-09-01 20:29