| | | ДАННЫЕ НА 2022 г. (стандартное пополнение) "Атлант" / "Атлант-1" / "Атлант-1МК"
Радиостанция работающая в сверхдинноволновом диапазоне (СДВ). Использовалась для связи с подводными лодками ВМФ СССР в погруженном состоянии в мировом океане. Основные организационно-технические решения по созданию подобной радиостанции разработаны и предложены НИИ связи ВМФ с участием профессоров Военно-морской академии, будущих академиков АН СССР А.И. Берга и А.Н. Щукина.
Первым опытом строительства в Советском Союзе мощных СДВ радиостанций стала установка в окрестностях города Горького трофейной немецкой СДВ радиостанции мощностью 1000 кВт «Голиаф», принятой в эксплуатацию в конце 1952 года. На основе полученного опыта НПО имени Коминтерна (ныне - АО «РИМР») было поручено создать первую отечественную СДВ радиостанцию. Уже в конце 1950-х годов в кооперации с рядом проектных институтов был разработан и изготовлен радиопередатчик СДВ диапазона «Геркулес» мощностью 1000 кВт (главный конструктор К.В. Рыжков), установленный в 1962 году в районе Хабаровска. В последующие 12 лет на базе передатчика «Геркулес» были реализованы проекты еще трёх СДВ радиостанций, установленных в районах городов Вилейка (1964 г.), Архангельск (1970 г.) и Фрунзе (1974 г.). К середине 1970-х годов в распоряжении ВМФ имелась сеть мощных СДВ радиостанций, обеспечивавших управление ПЛ практически во всех акваториях Мирового океана.
28.03.1961 г. принимается решение Министра обороны СССР о проработке вопроса обеспечения связи и управления подводными лодками при их действиях в Арктической зоне. 30 марта, на основании этого решения главком ВМФ С.Г. Горшков утверждает представление на выбор площадки для строительства СДВ радиостанции мощностью 1000 кВт для связи с ПЛ (объект ДМ-6), а 2 июня 1961 года подписывает приказ № 0142 «О назначении комиссии по обследованию районов Архангельской и Вологодской областей». Комиссию возглавил контр-адмирал П.В. Галкин, начальник отдела связи и наблюдения Северного флота. Комиссия провела обследование четырёх площадок в Архангельской и двух в Вологодской областях. В результате изучения материалов по геологии и геофизике грунтов Архангельской и Вологодской областей, обследования площадок на месте и согласования их с заинтересованными организациями и управлениями комиссия рекомендовала для строительства площадку, расположенную в 60 км от г. Архангельска на правом берегу реки Северная Двина, в двух километрах от уреза воды и трёх километрах от села Вождерма. 23 мая 1964 года на заседании ЦК КПСС и Совета министров СССР было принято Постановление № 445-179 «О строительстве СДВ радиостанции в районе города Архангельск".
Первая радиостанция "Атлант" построена в 1970 г. В апреле 1970 г. радиостанция "Атлант" обеспечивала связь с подводными лодками в ходе маневрок "Океан-70". 18.04.1970 г. объект принят в эксплуатацию ВМФ СССР. 27 мая 1970 года главкомом ВМФ был утверждён акт государственной приёмки объекта «Атлант». После ввода в действие радиостанция обеспечивала управление подводными лодками в морях Северного Ледовитого океана и в Атлантике. Она являлась элементом общей системы передачи сигналов единого времени, обеспечивала их доведение до потребителей по установленной программе.
В 2004 году началась глубокая модернизация объекта, в ходе которой был выполнен значительный объём работ. Надёжной, более эффективной и компактной стала система охлаждения, но основная модернизация коснулась радиопередающего устройства — «сердца» радиостанции. Перевод радиопередающего устройства на работу в «ключевом» режиме позволил значительно повысить коэффициент полезного действия РПДУ, снизить эксплуатационные расходы. В 2007 году модернизация радиостанции была завершена. Обновлённый объект с РПДУ «Атлант-1МК» вновь заступил на боевое дежурство.
Антенная система радиостанции "Атлант" (Военно-исторический журнал. №7 / 2022 г. ) | | | | | ДАННЫЕ НА 2022 г. (стандартное пополнение) Комплекс К8К82, ракета УР-500 / 8К82 "Протон" - SL-9
Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) тяжелого класса. Разработка ракеты начата ОКБ-52 генерального конструктора В.Н.Челомея в инициативном порядке весной 1961 г. Официальное решение о разработке ракеты принято Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР №409-183 от 24 апреля 1962 г. Тактико-технические требования на ракету приняты Министерством обороны СССР решением №Т726 от 17.01.1963 г. Главный ведущий конструктор темы УР-500 на первом этапе - П.А.Ивенсен. С 1962 г. главный конструктор темы - Ю.Н.Труфанов. На проектном этапе непосредственное участие в определении технических параметров ракеты приняли Д.А.Полухин (позже назначен главным ведущим конструктором темы), В.К.Карраск, Г.Д.Дермичев, В.А.Выродов, Э.Т.Радченко, Е.С.Кулага, Н.Н.Миркин, Ю.П.Колоснов, В.Ф.Гусев и А.Т.Тарасов.
Проработки проекта ракеты были начаты еще во второй половине 1961 г. по инициативе В.Челомея. Разработка проекта ракеты была задана в трех вариантах: - межконтинентальная баллистическая ракета тяжелого класса; - глобальная ракета; - ракета-носитель космических аппаратов массой 12-13 тонн;
На начальной стадии разработки проект прошел несколько значительно отличающихся вариантов компоновки ракеты (см.Модификации). В итоге в январе 1962 г. для доработки была выбрана схема с пакетной компоновкой первой ступени. 24 апреля 1962 г. вышло Постановление Совмина СССР (см.выше) о разработке ракеты УР-500 с окончательной компоновкой первой ступени. В мае 1962 г. на базе этого варианта был выпущен аванпроект ракеты УР-500. Эскизный проект ракеты УР-500 завершен в 1963 г. Проектирование УР-500 вцелом завершено к концу 1964 г.
В 1962 г. в НИИ-1011 (ныне - ВНИИТФ) начата разработка боеприпаса со 100-мегатонным зарядом разработки КБ-11 (ВНИИЭФ) для МБР на базе УР-500 (источник). Разработка доведена до эскизного проекта и сборки конструкторского макета. Также НИИ-1011 в 1963 г. разрабатывались боеприпасы для неуправляемой и управляемой орбитальных модификаций МБР. В середине 1960-х годов работы по тяжелым МБР в ОКБ-52 и в смежных организациях-разработчиках БЧ прекращены.
После октября 1964 г. в связи со снятием с должности Н.С.Хрущева проект УР-500 был пересмотрен и разработка боевого варианта ракеты была прекращена. В работе осталась только ракета-носитель космических аппаратов.
Ракета-носитель УР-500 / 8К82 на старте пуска одного из ИСЗ "Протон", площадка №81 космодрома Байконур, предположительно 16.07.1965 г. (реконструкция фото по кадрам кинохроники, http://militaryrussia.ru, апрель 2014 г.). | | | | | ДАННЫЕ НА 2022 г. (стандартное пополнение) Т-5 / Т-V / 53-58 / изделие 233
Первая прямоидущая торпеда с ядерным боезарядом. Разработка торпеды с ядерным боезарядом Т-5 велась НИИ-400 (ЦНИИ "Гидроприбор", генеральный конструктор - А.М.Борушко) начиная с октября 1953 г. Главный конструктор (по данным ЦНИИ "Гидроприбор" и Колядина) - В.А.Калитаев и, позже, Г.И.Портнов.
Ядерный заряд РДС-9 разрабатывался в КБ-11 Минсредмаша СССР (ныне - ВНИИЭФ) под руководством Ю.Б.Харитона. Боевая часть заряда, автоматика - разрабатывались московским филиалом №1 КБ-11 (ныне - ВНИИА), главный конструктор - Н.Л.Духов. Первое испытание заряда РДС-9 проводилось на Семипалатинском полигоне 19 октября 1955 г. (см. Хронику ядерных испытаний) - испытание не состоялось - взрыв инициирующего ВВ не вызвал реакции деления ядерных материалов (впервые в отечественной истории ядерных испытаний). Первый успешный взрыв заряда РДС-9 выполнен там же 29.07.1955 г.
При проведении ходовых испытаний на Ладожском озере в инертном снаряжении в 4 выстрелах из 15 при прохождении примерно половины пути торпеда делала "мешок", преждевременно срабатывал гидростатический замыкатель, что равноценно выдаче команды на подрыв. Так же проблемой было обеспечить температурный режим специальной боевой части - от +5 до +25 град.С. в необогреваемых торпедных аппаратах.
По Постановлению Совмина СССР от 13.04.1955 г. на полигоне Новая земля 21 сентября 1955 г. проведено испытание ядерного боевого зарядного отделения торпеды Т-5 (глубина 12 м, БЗО опущено с тральщика пр.253Л).
| | | | | На ночном пуске ракетный дивизион комплексов 9К72 с СПУ 2П19, 1970 г. (фото из архива Рыбакова, http://9k72.ru, ТАСС) На позиции батарея комплексов 9К72 35-й ракетной бригады ВС СССР (фото из архива "Александра", http://9k72.ru) | | | | | Глобальные против межконтинентальных Есть мнение, что глобальные баллистические ракеты имеют определенные преимущества перед обычными баллистическими ракетами. Хотелось бы понять так это или нет и в каких ситуациях эти преимущества могут действительно оказаться полезными.
Первой летавшей и состоявшей на вооружении глобальной ракетой была советская Р-36-О - та самая, которую на Западе назвали "частично орбитальная бомбардировочная система" (FOBS). С её постановкой на вооружение стали ясны и основные преимущества ракет такого типа: - неограниченная дальность действия;- возможность поражения цели разными ракетами, но одновременно с разных направлений (например, через Северный и Южный полюса);- меньшее время полета до цели по кратчайшему направлению, чем у обычной МБР;- невозможность прогнозирования района падения боеголовки пока она находится на орбитальном участке полета;- удовлетворительная точность при максимальной дальности. | | | | | ДАННЫЕ НА 2021 г. (стандартное пополнение) Индексы ракетных комплексов РВСН
Индексы ракетных комплексов РВСН с твердотопливными ракетами по состянию на 2021 г.: Официальное название / промышленное название | Тип | Западное обозначение | Комплекс | СПУ / АПУ / ШПУ | Ракета | Название СНВ | Примечание | "Баргузин" | БЖРК | | | | 15Ж83 (источник, источник)
| | | "Периметр-РЦ" / "Сирена" | ПГРК | | 15П175 | | 15Ю75 / 15Ж75 (источник) | | командная ракета на базе ПГРК "Тополь" и ракеты 15Ж58
| РС-26 "Рубеж" | ПГРК | KY-26 / SS-X-31 | | 15У194 (?) | 15Ж67 (источник)
| | 2015 г. проходит испытания
МЗКТ-79291 (?) | РС-24 "Ярс-М" | ОС |
| 15П165М1 (источник) | 15П765М1 (?)
| 15Ж65М / 15Ж65М1 / 15Ж80 (источник) |
| МИТ 2012 г. (15Ж65М1) 2016 г. (15Ж80) | РС-24 "Ярс" | ОС | SS-29 SS-27 mod.3 SICKLE-С / STALIN
| 15П165М | 15П765М | 15Ж65М | РС-12М2Р | МИТ | РС-24 "Ярс-М" (?) | ПГРК | | 15П155М1 (источник) | 15У175М1
| 15Ж55М1 (?) |
| МИТ, 2012 г. | РС-24 "Ярс" / "Тополь-МР" | ПГРК | SS-29 SS-27 mod.2 SICKLE-B / STALIN
| 15П155М | 15У175М | 15Ж55М
| РС-12М2Р | МИТ, МЗКТ-79221 | "Скорость" | ПГРК |
| 15П666 |
| 15Ж66 | РСС-40 | МИТ | "Альбатрос" | ОС | | 15П170 | 15П770 ? | 15Ж70 ? | | НПО машиностроения | РТ-2ПМ1 "Тополь-М" | ПГРК | SS-27 SICKLE-B / STALIN | 15П155 | 15У175 | 15Ж55 | РС-12М1 | МИТ | РТ-2ПМ2 "Тополь-М" | ОС | SS-27 SICKLE-B | STALIN
| 15П065 15П165 | 15П765, 15П765-18, 15П765-18М, 15П765-18Э, 15П765-30, 15П765-30П, 15П765-35 | 15Ж65 | РС-12М2 | изначально - КБ "Южное", разработка РДТТ 1-й ступени 15Д365 поружена КБ в 1988 г. | "Целина" | ПГРК | | 15П962 | 15П162, 15П662 | 15Ж62 |
| МИТ (источник), разрабатывалась параллельно с ракетой 15Ж61 Кб "Южное", разработка была прекращена так как стало ясно, что такой комплекс не сможет обеспечить необходимых характеристик по боевой эффективности (источник) | РТ-23УТТХ "Молодец" | БЖРК | SS-24 SCALPEL mоd.3 | 15П761 | 15П961 | 15Ж61 | РС-22А | КБ "Южное", решение о создании МБР с улучшенными характеристиками принято в 1983 г., РДТТ 1-й и 2-й ступеней 15Д305 и 15Д339 | РТ-23УТТХ | ОС | SS-24 SCALPEL mоd.2 | 15П060, 15П160 | 15П760, 15П960 | 15Ж60 | РС-22Б | КБ "Южное", решение о создании МБР с улучшенными характеристиками принято в 1983 г., РДТТ 1-й и 2-й ступеней 15Д305 и 15Д339 | РСС-40 "Курьер" | ПГРК | SS-X-26 | 15П159 | 15У160 15У160М | 15Ж59 | РСС-40 | МИТ, МАЗ-7909 МАЗ-7929 | РТ-2ПМ "Тополь" | ПГРК | SS-25 SICKLE | 15П158 | 15У168 | 15Ж58 | РС-12М | МИТ, МАЗ-7917 | РТ-2ПМ "Тополь" | ПГРК | SS-25 SICKLE | 15П158.1 / 15П658
| 15У128.1 | 15Ж58 | РС-12М | МИТ, МАЗ-7912 | "Пионер-3" | ПГРК | SS-20 SABER mod.3 SS-X-28 SABER | 15П157 | 15У167 | 15Ж57 | | МИТ, МАЗ-7916 | "Горн" | ПГРК | | 15П656 | | 15Ж56 | | МИТ, командная ракета | "Универсал" / "Тополь-М" РТ-2ПМ1 (источник) | ПГРК | SS-27 SICKLE-B | 15П155 | 15У175 | 15Ж55 | РС-12М1 | МИТ, шасси ПГРК МЗКТ-79221 | "Пионер-УТТХ" / "Пионер-2" | ПГРК | SS-20 SABER mod.2 | 15П653 | 15У136 | 15Ж54 (ГЧ) 15Ж53 (РГЧ)
| | МАЗ-547В | РТ-23 "Молодец" | БЖРК | SS-24 SCALPEL | 15П952 | СМ-СП-35 | 15Ж52 | РС-22 | КБ "Южное", РДТТ первой ступени – 15Д206 и второй ступени – 15Д207 | | | | | | 15Ж51 | | командная ракета, возможно, РТ-2ПК (?) | "Темп-2СМ2" | ПГРК | | 15П648 | | 15Ж48 | РС-14 | | "Темп-2СМ1" | ПГРК | | 15П647 | | 15Ж47 | РС-14 | | РТ-21М "Пионер-К" / "Пионер-М"
| ПГРК | SS-20 SABER mod.1 | 15П645К
| | 15Ж46 | РСД-10 | МАЗ-547А | РТ-21М "Пионер" | ПГРК | SS-20 SABER mod.1 | 15П645 | 15У106 | 15Ж45 (РГЧ)
| РСД-10 | МАЗ-547А | РТ-23 | ОС | | | | 15Ж44 |
| КБ "Южное", РДТТ первой ступени – 15Д206 и второй ступени – 15Д207 | РТ-22 | БЖРК | | | СМ-СП-35 | 15Ж43 |
| КБ "Южное", разработка начата в 1969 г., двигатель 1-й ступени 15Д122 | "Темп-2С" | ПГРК | SS-X-16 / SS-16 SINNER | 15П642 | 15У67 | 15Ж42 | РС-14 | МАЗ-547А | РТ-21 | ОС | | | СМ-СП-27 | 15Ж41 |
| КБ "Южное" | РТ-2П | ОС | SS-13 mod.2 SAVAGE | 15П098П | 15П798 / ОС-98 | 8К98П | РС-12 | ОКБ-1 / ЦКБ "Арсенал" | РТ-2 | ОС | SS-13 mod.2 SAVAGE | 15П098 | 15П798 / ОС-98 | 8К98 | РС-12 | ОКБ-1 / ЦКБ "Арсенал" | ... | | | | | ДАННЫЕ НА 2022 г. (стандартное пополнение) Комплекс 9К714 "Ока", ракета 9М714 / ОТР-23 - SS-23 SPIDER-A Комплекс 9К714У "Ока-У", ракета 9М714У - SS-23 SPIDER-B / KY-19 Р-400 - экспортное наименование
Оперативно-тактический ракетный комплекс армейского звена. В 1972 г. в связи с загруженностью Московского Института Теплотехники (МИТ) работами по созданию мобильной МБР " Темп-2С" по предложению министра оборонной промышленности СССР С.А.Зверева эскизный проект ОТР " Уран" передан в КБ Машиностроения (г.Коломна) и по Постановлению Совмина СССР №169-57 от 19 марта 1973 г. на его базе там начаты работы по созданию ОТР "Ока". КБ Машиностроения (далее - КБМ) под руководством С.П.Непобедимого так же использовало наработки по проекту " Рота". Подготовка к испытаниям ракеты 9М714 комплекса "Ока" началась на полигоне Капустин Яр в 1975 г. Стартовая позиция была подготовлена на площадке 231 полигона, был отремонтирован монтажно-испытательный корпус на площадке 4с, к корпусу был пристроен навес высотой около 15 м с защитным маскирующим покрытием "Ворс" для защиты от наблюдения средствами космической разведки. К середине 1977 г. полигон к испытаниях комплекса был готов. 27 сентября 1977 г. состоялось первое заседание госкомиссии по испытаниях комплекса "Ока". Заседание проходило в КБ Машиностроения в г. Коломна. На совещании были определены задачи и обязанности каждого члена комиссии, объявлен объем испытаний и порядок их проведения. В октябре 1977 г. на полигон поступила первая ракета 9М714 и опытные образцы машин комплекса - СПУ, ТЗМ и машина подготовки. Программой испытаний предусматривались пуски 31 ракеты, ресурсные и транспортные испытания ракет и агрегатов наземного оборудования, испытания ракеты в ходе ЖД-транспортировки, испытания комплекса на воздействие электромагнитного излучения, испытания комплекса в условиях жарко-пустынного и холодного климатов и др. При всех видах испытаний тщательно фиксировались все отказы, неисправности и замечания, намечались сроки устранения их причин. В середине октября 1977 г. произведен первый пуск ракеты 9М714 "Ока". Пуск прошел нормально, но с перелетом 8 км - после глубокого анализа работы системы управления в ЦНИИАГ установили, что причиной перелета был сбой в работе бортового процессора ( ист. - Захаров). В середине декабря 1978 г. для проведения испытаний по воздействию отрицательных температур был отправлен эшелон с техникой и прикомандированным ракетным дивизионом в Забайкалье. Специалисты полигона Капустин Яр и представители промышленности убыли самолетом в Читу 2 января 1979 г. Испытания проводились в станице Безречная в месте дислокации мотострелкового полка. Главной задачей испытаний было изучение воздействия на технику наиболее низких температур. В течение января 1979 г. был проведен полный цикл запланированных испытаний. В целом испытания прошли успешно, элементы ракетного комплекса отказов при температуре минус 45 градусов не имели. Госкомиссия приняла решение о возможности пуска ракеты. Пуск ракеты произведен 29 января 1979 г. при температуре минус 39,5 градусов. Пуск выполнен успешно ( ист. - Захаров). Последний пуск программы испытаний комплекса "Ока" проводился в Капустином Яру в середине 1981 г. Пуск прошел успешно, но на высоте 5 км ракета с имитатором ядерной БЧ взорвалась - причина - сбой в работе двигателя ракеты ( ист. - Захаров).. По другим данным испытания ракеты на полигоне были начаты в 1976 г., государственные испытания проводились в Капустином Яру в 1977-1980 г.г. На первом этапе совместных испытаний (сентябрь 1977 г. - август 1979 г.) проводились испытания ракеты как единого носителя и испытания ракеты с ядерной БЧ. На втором этапе (сентябрь 1979 - июль 1980 г.) испытывалась ракета с кассетной БЧ. Всего в ходе испытаний по разным данным произведено 26 пусков (из планировавшихся 31 пуска), а всего в период с 1977 г. по 1987 г. на полигоне Капустин Яр произведено 104 пуска ракет 9К714. Серийное производство ракет велось на Воткинском машиностроительном заводе начиная с 1976 г., СПУ и машины обеспечения - на Петропавловском заводе тяжелого машиностроения (с 1979 г. по 1987 г.). В структуре ВС СССР комплекс предполагалось использовать в качестве высокоточного боевого элемента разведывательно-ударных (РУК) и разведывательно-огневых (РОК) комплексов. Комплекс 9К714 "Ока" принят на вооружение в 1980 г. и начал поступать в войска частично заменяя собой комплексы 9К72 SCUD-B. первой ракетной бригадой вооруженной комплксом стала 189-я ракетная бригада (п.Станьково, Белорусский ВО) сформированная на базе окружной РБР. В 1981 г. комплекс был обнаружен западными разведывательными средствами и идентифицирован как SS-23 SPIDER. В декабре 1987 г. комплекс попал под ограничения Договора о сокращении РСМД и был сокращен. Работы над модификацией "Ока-У" были прекращены в 1987 г. на стадии подготовки к серийному производству и принятию на вооружение. Наименование "ОТР-23" использовалось в документации к Договору с сокращении РСМД. По умолчанию данные базовой ракеты 9М714. Ракетный комплекс 9К714 "Ока" - SS-23 SPIDER. СПУ 9П71 армии Словакии с ракетой с кассетной БЧ (фото Myroslav Gyurosi, http://galerie.valka.cz, обработано). | | | | | ДАННЫЕ НА 2022 г. (стандартное пополнение) Комплекс 9К310 "Игла-1", ракета 9М313 - SA-16 GIMLET
Переносной зенитный ракетный комплекс (ПЗРК). Разработан КБ Машиностроения (г.Коломна). Разработка основного проекта ПЗРК "Игла" была начала в 1971 г. Решением ВПК при Совмине СССР от 6 мая 1978 г. № 114 одновременно с разработкой комплекса "Игла" в КБМ (г.Коломна) были развернуты работы по созданию упрощенного переносного ЗРК "Игла-1" с применением в зенитной ракете доработанной тепловой ГСН от ракеты комплекса "Стрела-3".
ПЗРК "Игла-1" разрабатывался следующей кооперацией предприятий: - комплекс и ракета - КБ машиностроения Министерства общего машиностроения (КБМ МОМ, г.Коломна); - ИК-головка самонаведения - КБ завода «Арсенал» им. Фрунзе Министерства общего машиностроения (КБАФ МОМ, г. Ленинград); - предохранительно-исполнительныйо механизм (ПИМ) - НИИ «Поиск» Министерства оборонной промышленности (Мурино, Ленинградская обл.); - твердое топливо для РДТТ - НПО «Союз» Министерства оборонной промышленности (г.Дзержинский, Московская обл.). Серийное производство ПЗРК 9K310 "Игла-1" велось на Ковровском оружейном заводе им. В. А. Дегтярёва (г.Ковров). Головки самонаведения выпускало Ленинградское оптико-механическое объединение (ЛОМО), твёрдое ракетное топливо производилось Заводом им. Морозова (Ленинградская область), планшет оператора (ПЭП) выпускался Ижевским электромеханическим заводом Министерства радиопромышленности (ИЭМЗ МРП, Ижевск, Удмуртия).
Совместные испытания ПЗРК «Игла-1» в составе ракеты в пусковой трубе, пускового механизма с наземным радиолокационным запросчиком и переносного электронного планшета проводились в период с 15 января по 9 июля 1980 г. на Донгузском полигоне (начальник полигона В.И. Кулешов) под руководством комиссии, которую возглавлял Ю.И. Третьяков. Комплекс успешно прошел испытания.
Упрощенный вариант со сниженными характеристиками 9К310 "Игла-1" был принят на вооружение Советской Армии Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 11 марта 1981 г.
Макеты ПЗРК (сверху-вниз) 9К333 "Верба", "Игла-С", "Игла" и "Игла-1" как часть экспозиции конференции "Проблемы теории и практики развития войск ПВО СВ в современных условиях", г.Смоленск, июнь 2013 г. (источник). | | | | | ДАННЫЕ НА 2014 г. (в работе)
Комплекс 9К34 "Стрела-3", ракета 9М36 / 9М36-1 - SA-14 GREMLIN
Переносной зенитный ракетный комплекс (ПЗРК). Создан под руководством С.П.Непобедимого в КБ машиностроения (г.Коломна). Разработка ПЗРК начата по Постановлению Совмина СССР от 2 сентября 1968 г. - этим же Постановлением задавалось создание ПЗРК "Стрела-2М".
Совместные испытания ПЗРК в составе ЗУР 9М36 в пусковой трубе 9П59 и пускового механизма 9П58М проходили на Донгузском полигоне с ноября 1972 г. по май 1973 г. (начальник полигона в это время О.К. Дмитриев) под руководством комиссии во главе с Д.А.Смирновым. При испытаниях были выявлены и устранены недостатки, связанные с недостаточной надежностью элементной базы бортовой аппаратуры ЗУР.
Постановлением Совмина СССР от 18 января 1974 г. комплекс был принят на вооружение. Государственной премии за его создание были удостоены Л.Г. Деев, Е.А. Олейников, А.С. Яблонский, М.Н. Диктов, И.К. Полосин, В.В. Головатенко, Ю.И. Федоровский, Г.В. Изюров, А.М. Чепраков и другие (источник). Серийное произвоство ПЗРК велось на заводе им.В.А.Дегтярева (г.Ковров) с 1973 г. по 1981 г.
| | | | | ДАННЫЕ НА 2017 г. (стандартное пополнение) Комплекс 9К338 "Игла-С" / "Игла-Супер", ракета 9М342 - SA-24 GRINCH
Переносной зенитный ракетный комплекс (ПЗРК). Разработан КБ Машиностроения (г.Коломна), главный конструктор - Фокин Р.В., в качестве модернизации ПЗРК 9К38 "Игла". ПЗРК создан с использованием наработок и опыта создания ПЗРК "Игла-Д" с разборной пусковой трубой и "Игла-Н" с новой более мощной боевой частью. Особенность комплекса - возможность всеракурсного поражения целей, включая малоразмерные (крылатые ракеты, БПЛА). Государственные испытания завершены в декабре 2001 г. комплекс принят на вооружение ВС России. Серийное производство комплексов ведется ОАО "Завод им.В.А.Дегтярева" (г.Ковров) с 1 декабря 2004 г. (idelf.ru), часть агрегатов комплекса производится Серпуховским заводом "Металлист" (рулевые машинки, блок аэродинамических рулей и т.п.) с 2008 г. как минимум.
Для комплекса "Игла-С" вновь разработаны следующие компоненты ЗРК: ГСН, маршевый двигатель, приборный отсек ракеты, рулевые машинки, боевая часть, стартовый двигатель, труба, батарея и др.
| | | | | ДАННЫЕ НА 2022 г. (стандартное пополнение) Комплекс 3К-22 "Циркон" / "Циркон-С", ракета 3М-22 - SS-NX-33
Межвидовой ракетный комплекс с гиперзвуковой ракетой / противокорабельная ракета оперативного назначения. По имеющейся информации, разработка комплекса ведется "НПО Машиностроения" (ист. - Годовой отчет, стр.15). Первые заявления о разработке комплекса в СМИ относятся к февралю 2011 г. Существовало так же официально не подтвержденное предположение о том, что экспортным вариантом ракеты "Циркон" является ПКР "BrahMos-II". До 2012 г. так же существовала гипотеза о том, что комплекс являеется преемником комплекса "Болид" разработки того же НПО Машиностроения".
В 2011 г. в НПО "Машиностроения" в составе дирекции 15-51 была организована группа ведущих конструкторов по теме 3М-22 с Сергеем Бунаковым, Денисом Витушкиным, Юрием Воротынцевым и Алексеем Найденовым (источник). В том же 2011 г. разработан эскизный проект комплекса "Циркон-С", и, соответственно, эскизные проекты подсистем комплекса. Часть разработок - "Циркон-С-АРК" и "Циркон-С-РВ" выполнялась структурным подразделением КТВР - УПКБ "Деталь" (источник). По состоянию на 2011 г. организация серийного производства ракет комплекса "Циркон" в ближайшие годы планируется на ПО "Стрела" (г.Оренбург, ист. - Годовой отчет, стр.15). Завершить создание ракетного комплекса планируется до 2020 г.
Согласно анализа информации по теме за вторую половину 2012 г. сделано предположение, что тема "Циркон" либо закрыта либо изменена. Фактических подтверждений этому предположению не было, но, есть вероятность того, что именно трудности с работами по теме по техническим причинам могли вызвать появление предложения Правительства по объединению МКБ "Радуга" с "НПО Машиностроения" для организации работ над гиперзвуковыми аппаратами.
25 мая 2013 г. СМИ сообщают (источник), что разработка комплекса продолжается по плану, но в течение 2012 г. была пауза вызванная техническими проблемами. Прямой связи с реорганизацией работ по гиперзвуку и ситуации с темой ОКР или НИР "Циркон" нет. "Сейчас у нас на рассмотрении находится концепция развития гиперзвуковых технологий, в которой вводится классификация ГЗЛА, приоритетность разработки различных технологий и материалов для ГЗЛА. Основным направлением первого этапа, естественно, взято развитие той системы, которая была у нас уже испытана. Остальные направления пока запланированы как экспериментальные с созданием демонстраторов. Но, существующий в них задел вполне соответствует мировому уровню. Не менее важным вопросом, чем создание технологий, материалов и демонстраторов, сейчас является разработка другой концепции – Концепции боевого применения гиперзвуковых систем вооружений. Необходимо ответить на вопрос – для чего нужны такие системы, как их необходимо применять, в каких формах и способах, каких целей планируется достичь в результате применения. И главный вопрос – в чём уникальность таких систем и какие задачи они могут решать, которые невозможно решить существующими системами вооружений."
Данные носят предположительный характер и являются в лучшем случае прикидочными. Источники указаны. Идентификация ракеты 3М-22 - источник. Упоминание индекса 3К-22 - источник. Источник западного наименования SS-NX-33.
Пуск ракеты 3М-22 "Циркон" с фрегата "Адмирал Горшков" пр.22350, 06.10.2020 г. (кадр видео Министерства обороны РФ). | | | | | ДАННЫЕ НА 2022 г. (стандартное пополнение) Ракета "Калибр-М" (проект)
Крылатая ракета большой дальности морского базирования. Разработка модернизированного кварианта крылатой ракеты "Калибр" в стадии НИР ведется ОКБ "Новатор" (г.Екатеринбург) как минимум с 2018 г. (источник). Ракета разрабатывается с двумя вариатами боевого оснащения - ядерныпм и неядерным. Предназначена для поражения наземных целей. Создание ракеты включено в программу строительства вооружений 2018-2027 г.г. и, соответственно, должна поступить на вооружение до 2027 г.
Первыми носителями крылатых ракет "Калибр-М" станут заложенные 20 июля 2020 года на "Севмаше" ПЛА "Воронеж" и "Владивосток" проекта "Ясень-М" (источник). | | | | | ДАННЫЕ НА 2020 г. (стандартное пополнение) Corona-ICBM / Hwasong-16
| | Межконтинентальная баллистическая ракета, впервые показанная на параде в Пхеньяне 10.10.2020 г. Наименование "Corona-ICBM" условное, наименование Hwasong-16 предположительное.
Двухстепенчатая МБР с жидкостными двигателями 1-й и 2-й ступеней. Транспортный агрегат нового типа с 11 осями (часть осей ведущие) с разнесенными кабинами - для снижения высоты располоожения полезной нагрузки и размещения ракеты большой длинны с оптимальной транспортной высотой. Пуск ракеты осуществляется так же как в случае с предыдущими МБР КНДР со стартового стола. По сути самоходная пусковая установка является транспортером-установщиком ракеты на стартовыя стол, аналогично первым советским мобильным БРСД. Старт горячий на маршевых двигателях 1-й ступени ракеты. Считается, что первая ступень ракеты является аналогом первой ступени перспективной ракеты-носителя Unha-X.
Предположительно на 1-й ступени установлены 4/6 однокамерных ЖРД по типу двигательных установок ракет типа ГР-1 и Р-36. Рулевые двигатели 1-й и 2-й ступеней предпложительно сняты с образцов ракет, показанных на параде. Некоторые оценки указывают на диаметр ракеты в 3 метра, но мне кажется, что диаметр 1-й ступени не превышает 2.7 м, а из-за разной высоты расположения ракет HS-16 и HS-15 на пусковых установках эксперты ошибаются в оценках. На ступени, вероятно, увеличено количество камер ЖРД с 2-х до 4-х. Ступень разведения боевых блоков, вероятно, обеспечивает применение РГЧ ИН. Хотя какие-то конкретные оценки давать пока рано.
| | Intercontinental ballistic missile (ICBM), first shown at the parade in Pyongyang 10 october 2020 The name "Corona-ICBM" is conditional, the name Hwasong-16 is probably.
Two-stage ICBM with 1st and 2nd stage liquid engines. A new type of TEL with 11 axles (some of the axles are leading) with spaced cabins - to reduce the height of the payload and accommodate a long rocket with an optimal high in transport position. The missile launched from launch pad like previous DPRK ICBMs. In fact, a TEL is a carrier-launcher for a missile on a launch pad, similar to the first Soviet mobile MRBMs. Hot start on main rocket engines of the 1st stage. It is believed that the first stage of the rocket is an analogue of the first stage of the promising Unha-X launch vehicle.
Presumably, 4/6 single rocket engines are installed at the 1st stage, similar to the propulsion systems of the soviet GR-1 and R-36 missiles. The steering motors of the 1st and 2nd stages were presumably taken from the samples of missiles shown at the parade. Some estimates point to a rocket diameter of 3 meters, but it seems to me that 1st stages diameter is no more than 2.7 meters and increase in the rocket engine chambers from 2 to 4. Because some experts in their estimates of high of TEl with missiles HS-15 and HS-16 had mistakes. Upper stage had ability to use MIRV warheads. Although it is too early to give some correct estimates. | Конечно, нам показаны лишь макеты, а не реальные образцы ракет. В новейшей истории северокорейского ракетостроения это распространенная практика. Конечно, это не отменяет вероятность испытаний указанной ракеты в ближайшие месяцы. | | Of course, we are shown only mock-ups, not real samples of missiles. In recent history of North Korean rocketry, this is a common practice. Of course, this does not negate the likelihood of testing this missile in the coming months. | Межконтинентальная ракета Hwasong-16 на параде в Пхеньяне 10.10.2020 г. Сравнение пусковых установок с ракетами Hwasong-16 (слева) и Hwasong-15 (справа) на параде в Пхеньяне 10.10.2020 г. | | | | | Ошибка идентификации МБР РС-28 "Сармат" Несоклько дней назад в новом non-native англоязычном блоге Missiles Underground появилась сенсационная информация об обнаружении отчета неких ракетных экологов о первом бросковом пуске тяжелой жидкостной МБР РС-28 / 15А28 "Сармат" (статья по ракете на нашем сайте временно закрыта по требованию суда). Блог Missiles Underground выложил фото горящих останков одной из ступеней некой ракеты с указанием того, что это последствия первого броскового пуска МБР "Сармат" в декабре 2017 г. на полигоне Плесецк и БЕЗ указания источника этой информации.
Проведенный анализ и поиск позволил обнаружить первоначальный источник фотографий - это новость компании НПЦ "Экопромсертефика" (ссылка на новость) в которой действительно речь идет об выполнении компанией комплекса работ по экологическому сопровождению бросковых испытаний комплекса "128" на космодроме Плесецк в декабре 2017 г.
Но вот с фотографиями всё несколько иначе:
| | | | | ДАННЫЕ НА 2020 г. (в работе) пр.11551 "Фрегат-М" - UDALOY-II "Адмирал Чабаненко" | | Эсминец 1-го ранга / большой противолодочный корабль. Корабль разработан на базе большого противолодочного корабля пр.1155 "Фрегат" Северным ПКБ (г.Ленинград), главный конструктор проекта - В.П.Мишин.
В 1982 г. в Северном ПКБ под руководством главного инженера А. А.Терентьева и главного конструктора пр.1155 В.П.Мишина была выполнена инициативная проработка по увеличению ударной мощи корабля пр. 1155. Пусковые установки противолодочного ракетного комплекса "Раструб" было предложено заменить на пусковые установки ПКР "Москит", а так же предлагалось оснастить корабль новым противолодочным комплексом "Водопад" ракеты которого могли стартовать из торпедных аппаратов (ист. - Юхнин). Видимо, по предложению Северного ПКБ ВМФ СССР было разработано тактико-техническое задание на проектирование корабля, которое курировал Главком ВМФ СССР С.Г.Горшков. Общая задумка модернизации - устранение недостатков БПК пр.1155 - отсутствия противокорабельного ракетного комплекса и относительная слабость средств ПВО. Программой судостроения СССР планировалась постройка 10 кораблей пр.11551, но до декабря 1991 г. на ССЗ "Янтарь" успели заложить только два корабля, еще на два корабля проекта был выдан заказ. Головной и единственный построенный корабль проекта "Адмирал Чабаненко" был заложен в 1989 г., спущен на воду по разным данным 16.06.1992 г. или 14.12.1992 г. и после достройки в 1995 г. приступил к ходовым испытаниям, которые затянулись до 1998 г. Корабль передан Флоту в 1999 г. Заказ на остальные корабли проекта аннулирован в 1993 г.
| | | | | ДАННЫЕ НА 2020 г. (в работе) пр.58 - KYNDA "Грозный" "Адмирал Фокин" "Адмирал Головко" "Варяг" | | Ракетный крейсер (РКР) 1-го ранга / ракетный эсминец. Проектирование первого в мире ракетного эсминца по пр.58 начато ЦКБ-53 (главный конструктор проекта В.А.Никитин, конструкторы при постройке - А.Л.Фишер и В.Г.Королевич) по Постановлению Совмина СССР №1190-610 от 25.08.1956 г. о создании надводного корабля с новыми видами оружия. В октябре 1956 г. выданы задания на разработку ЗРК М-1 "Волна" и противокорабельной ракеты П-35, которые стали основными боевыми системами нового корабля. Тактико-техническое задание на проектирование корабля утверждено Решением ВМФ и Минсудпрома №1558 от 07.12.1956 г. Разработка эскизного проекта корабля начата ЦКБ-53 по заказу №178772 Управления Кораблестроения ВМФ СССР от 17.12.1956 г. Основные элементы тактико-технического задания на разработку проекта 58 утверждены Постановлением Совмина СССР №483-238 от 30.04.1957 г.
Основное назначение корабля - борьба с крупными кораблями и корабельными группировками потенциального противника, включая авианосные группы.
Эскизный проект представлен 29.06.1957 г. ЦКБ-53 разработано несколько вариантов эскизного проекта корабля. Лучшим признан вариант компоновки с длинным полубаком и двумя остовами надстроек с двумя башнеподобными мачтами. Впервые на корабле такого класса предусматривалось размещение флагманского командного пункта (ФКП), презназначенного для координации действий группы кораблей по применению ударного вооружения и организации ПВО. Командные пункты (ФКП, ГКП и БИП) располагались не в надстройке, а на нижней палубе корабля. 17.08.1957 г. эскизный проект корабля утвержден решением Главкома ВМФ СССР №779 согласованным с Минсудпромом СССР. 07.09.1957 г. Управление Кораблестроения ВМФ СССР выдало заказ №95619 на разработку технического проекта корабля пр.58. Технический проект представлен ЦКБ-53 31.03.1958 г. и утвержден 15.08.1958 г. решением №С-8/001896 ВМФ и Госкомитета по судостроению Совмина СССР. Основные элементы технического проекта 58 утверждены Постановлением Совмина СССР №1053-502 от 18.09.1958 г. Наконец, 1 сентября 1958 г. ЦКБ-53 приступило к разработке рабочего проекта и выпуску техдокументации проекта 58.
Первоначальными планами предусматривалось строительство серии в 16 кораблей проекта, но к 1960 г. было принято решение о строительстве только 4 кораблей. Обработка металла для корпуса головного корабля проекта начата на ССЗ им.Жданова в Ленинграде 1 апреля 1959 г. Головной корабль проекта "Грозный" заложен на ССЗ им.Жданова в Ленинграде (ныне "Северная верфь") 23.02.1960 г., спущен на воду 26.03.1961 г. при технической готовности 58,6% и передан ВМФ после испытаний 30.12.1962 г. За время Государственных испытаний головной корабль проекта за 1171 ходовой час прошел 16 679 миль. Всего построено 4 корабля проекта.
22-25 июля 1962 г. в ходе учений "Касатка" на Северном флоте велись ракетные стрельбы с эсминца пр.58 "Грозный", еще проходящего испытания. За стрельбами с борта крейсера "Адмирал Ушаков" пр.68бис наблюдал генеральный секретарь ЦК КПСС Н.С Хрущев. После успешных ракетных пусков командующий Северным флотом адмирал Касатонов завел разговор о том, что изменение ранга корабля позволило бы улушить ранги и положение офицеров, которые служат на корабле. Н.С.Хрущев согласился с этим и корабль стал крейсером (ист. - Широкорад). Решение объявлено 4 ноября 1962 г.
Все корабли проекта выведены из боевого состава Флота в 1990-2002 годах.
Ракетный крейсер "Грозный" пр.58 - KYNDA после модернизации, Средиземное море, 30.10.1985 г. (фото - US NAVY, http://www.dodmedia.osd.mil/). | | | | | ДАННЫЕ НА 2019 г. (в работе) НИР "Эхо"
Научно-исследовательская работа по определению облика перспективных стратегических средств воздушного нападения. Работа велась в период с 1968 г. по 1970 г. НИИ-2 (ГосНИИАС). В НИР велось сравнение сверхзвуковых крылатых, дозвуковых крылатых и баллистических ракет класса воздух-земля с целью. определения облика перспективных стратегических ракет подобного типа для вооружения дальней авиации ВВС СССР. Так же в рамках НИР прорабатывался облик перспективного авиационного противорадиолокационного ударного комплекса (ист. - Марковский).
Одним из предложений выработанных в рамках НИР "Эхо" стала идея «встречного подрыва» боеголовки крылатой ракеты при попадании в нее занитных либо авиационных средств перехвата. Считалось, что при массированной атаке над территорией потенциального противника такое воздействие на средства ПВО / ДРЛО, а так же общее поражение территории противника будет велико. По словам Е.А. Федосова, именно «фактор ракеты-недотроги» открыл дорогу разработке таких систем вооружения в СССР.
В результате НИР установлено, что применение относительно недорогих дозвуковых крылатых ракет большой дальности с ядерными боевыми частями за счет скрытности и увеличения точности, в условиях системы ПВО вероятного противника может быть весьма эффективно. Система ПВО противника могла быть преодолена за счет массированности применения КР с эшелонированием налета по времени. Скрытность таких КР могла достигаться за счет размера, конструктивных особенностей, а так же за счет низковысотного полета с огибанием рельефа местности. В 1971 г., опираясь в т.ч. на результаты НИР "Эхо", МКБ "Радуга" вышло с инициативным предложением о создании такой ракеты, но указывая в основном на низкие ТТХ предлагаемой ракеты Министерство обороны СССР от создания подобной ракеты отказалось.
После активизации в 1975 г. работ по КРБД воздушного базирования ALCM в США руководством Министерства обороны СССР принято решение о создании подобного ракетного комплекса. Постановление Совмина СССР о создании КРБД воздушного (Х-55, МКБ "Радуга"), морского и наземного базирования принято 8 декабря 1976 г. | | | | | ДАННЫЕ НА 2018 г. (стандартное пополнение) Комплекс "Пурга, ракета 80Р
Противолодочный ракетный комплекс с неуправляемой баллистической ракетой. Разработка комплекса изначально велась ГСКБ-47, главный конструктор - С.С.Бережков, но позже была передана НИИ-1 ГКОТ. Создание комплекса велось на основании Постановлений ЦК КПСС и СМ СССР от 20 июня 1958 г. и №111-463 от 13 октября 1960 г. "О разработке новых протоволодочных систем". Разработка комплекса велась начиная с 1960 г., создание комплекса дошло до стадии испытаний, но было прекращено в 1964 г. | | | | | ДАННЫЕ НА 2018 г. (стандартное пополнение) РПК-2 "Вьюга-65" / Д-90Т, ракета 81РТ
Ракетный противолодочный комплекс для применения с подводных лодок. По идеологии комплекс подобен противолодочному комплексу Subrock (США) и создавался по аналогии с ним. Разработка комплекса начата по Постановлению Совета министров СССР №111-463 от 13 октября 1960 г. "О создании новых противолодочных ракетных комплексов". Разработка изначально велась под шифром Д-90 в ОКБ-9 (г.Свердловск), генеральный конструктор - Федор Федорович Петров, ведущий конструктор - Н.Г.Кострулин. Вариант ракеты калибром 533 мм получил обозначение Д-90С ("спецзаряд"), вариант калибра 650 мм - Д-90Т ("торпедный"). В ОКБ-9 разработан эскизный проект ракеты с решетчатыми рулями, двигатель для ракеты, проведены экспериментальные исследования - были получены положительные результаты испытаний по движению на начальном участке, на переходном участке и на воздушном участке (источник). План проведения экспериментальных исследований и разработки эскизного проекта комплекса "Вьюга" (тема Б-XII-54) утвержден 31.01.1961 г. ВПК при Совмине СССР. Разработку ядерной боевой части вело ВНИИА (главный конструктор А.А.Бриш), разработка системы управления ракет велась НИИ-25 (позже переименовано в НИИП, главный конструктор А.С.Абрамов). Разработка испытательных стендов В-1 (переработанный плавстенд ПСД-4 от ракеты Р-21) и опытовой подводной лодки для проведения испытаний велась СКБ-143 (главный конструктор А.В.Кутейников).
Для комплекса создавалось два типа ракет с разными ТТХ - для пуска из 533 мм торпедных аппаратов "Вьюга-53" / 81РА и для 650 мм ТА - "Вьюга-65" / 81РТ. Расшифровка обозначений: "РА" - ракета атомная, "РТ" - ракета с торпедой. В первую очередь была начата разработка комплекса "Вьюга-65" как более сложного.
План график испытаний ракеты калибра 533 мм принят в 1963 г. после утверждения эскизного проекта. 20 июля 1964 г. по решению ВПК при Совмине СССР в связи с неудовлетворительными результатами работы по комплексу вместе с группой конструкторов (ОКБ-9-II) переведены в ОКБ-8 (г.Свердловск, позже - ОКБ "Новатор"), главным конструктором комплекса назначен Л.В.Люльев. Перевод темы в ОКБ-8 закреплен решением ВПК от 28 января 1965 г.
Ракета 81РТ (внизу) комплекса "Вьюга-65" (рисунок А.В.Карпенко, http://bastion-karpenko.ru) | | | | | Каталог военной техники: Последние комментарии Из книги Кузин В.П., Никольский В.И. Военно-морской флот СССР 1945-1991, ИМО, СПб... | "Бесшточный морской бомбомет БМБ-2 предназначен для выстреливания глубинных бомб... | По-моему, картинок здесь не хватает:P6105868_БМБ-2_ЦВММ.jpgP6105869_БМБ-2_казенник... |
|