MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.) | Статьи

пр.22010 Крюйс

ДАННЫЕ НА 2015 г. (стандартное пополнение)
пр.22010 "Крюйс"
"Янтарь"


Океанографическое исследовательское судно. Проект разработан ЦМКБ "Алмаз" (г.Санкт-Петербург), главный конструктор направления морских судов обеспечения и кораблей спецназначения ЦМКБ "Алмаз" - Александр Форст. Строительство корабля ведется ПСЗ "Янтарь" в Калининграде. Контракт на строительство кораблей пр.22010 "Янтарь" и пр.11982 "Селигер" на сумму 7 млрд рублей был подписан между ГУГИ Министерства обороны России и ПСЗ "Янтарь" 16 февраля 2009 г. Судно "Янтарь" заложено 8 июля 2010 г., в день 65-летия завода"Янтарь", и названо его именем. Из эллинга цеха № 178 корпус судна выведен 31 мая 2012 г. 5 декабря 2012 г. судно спущено на воду. По состоянию на декабрь 2012 г. планируется к концу 2013 г. завершить большую часть Государственных испытаний судна. Научно-исследовательские комплексы будут испытываться  в течение 2013-2014 г.г. В состав ВМФ корабль войдет в 2014 г. По опыту эксплуатации головного корабля будет принято решение о строительстве второго однотипного судна для Тихоокеанского флота.

Швартовные испытания судна начаты 19 июня 2014 г. (источник). 23 мая 2015 г. судно передано ВМФ России (источник).

Основная задача судна - поиск на дне затонувших предметов, исследование морского дна.


Океанографическое судно "Янтарь" после начала швартовных испытаний, 19 июня 2014 г. (фото - Е.Зыкин, "Вперед!" №11 / 2014 г.).
Автор: DIMMI Создан: 07.12.2012 00:44:21 Комментариев: 7 Читать всю статью

пр.11982 Селигер

ДАННЫЕ НА 2013 г. (стандартное пополнение)
пр.11982
"Селигер"
"Ладога"


Опытовое судно. Заказчик - ГУГИ Министерства обороны России. Проект разработан ЦМКБ "Алмаз" (г.Санкт-Петербург). Строительство корабля ведется ПСЗ "Янтарь" в Калининграде. Контракт на строительство кораблей пр.22010 "Янтарь" и пр.11982 "Селигер" на сумму 7 млрд рублей был подписан между ГУГИ Министерства обороны России и ПСЗ "Янтарь" 16 февраля 2009 г.

Головной корабль пр.11982 "Селигер" заложен на стапеле "Буревестник" завода 08.07.2009 г., спуск на воду осуществлен 29 июля 2011 г. При спуске сдача опытового судна ВМФ планировалась до конца 2011 г. Но швартовые испытания корабля начались лишь 13 февраля 2012 г. и продолжались до конца марта. В середине апреля 2012 г. начаты ходовые испытания корабля, основной этап которых завершен 31 мая 2012 г. В июне 2012 г. планировался переход на Черное море для испытаний специального оборудования. В итоге, в августе 2012 г. корабль прибыл в Новороссийск, но не смог приступить к испытаниям по причине неустойчивой погоды. Наконец, 8 сентября 2012 г. в Новороссийске на Черном море состоялся первый выход корабля в море, а 17 ноября 2012 г. начат морской этап Государственных испытаний. Морской этап государственных испытаний корабля завершен 27 ноября 2012 г. и начата вторая часть Государственных испытаний - ревизия корабля. Она проводится в Новороссийске и продлится ревизия две недели. В середине декабря ожидается контрольный выход корабля в море по результатам которого планируется подписать Акт о приемке корабля Флотом. Весной 2012 г. передачу корабля ВМФ планировалось осуществить осенью 2012 г. К 15 декабря 2012 г. названа дата планируемой передачи корабля ВМФ России - 25 декабря 2012 г. Наконец, 25.12.2012 г. в г.Темрюк подписан Акт о приемке корабля Черноморским флотом ВМФ России и на корабле поднят Андреевский флаг.

Опытовое судно предназначено для проведения испытаний специальных технических средств, вооружения и военной техники, участия в поисково-спасательных работах, проведения научно-исследовательских и океанографических работ. В частности на корабле планируются испытания и использоваие глубоководных аппаратов, обитаемых и необитаемых. Согласно СМИ корабль планируется использовать в закрытых морях.


Опытовое судно "Селигер" пр.11982 на Черном море, осень 2012 г. (фото из архива Крымчанин333, http://forums.airbase.ru).


Опытовое судно "Селигер" пр.11982 в Новороссийске, 26.10.2012 г. (фото - Торгачкин И.П., http://torgachkin.ru, http://forums.airbase.ru).


Опытовое судно "Селигер" пр.11982 на заводских испытаниях. ПСЗ "Янтарь", г.Калининград, 29.03.2012 г. (фото из архива Curious, http://forums.airbase.ru).
Автор: DIMMI Создан: 21.09.2011 12:50:37 Комментариев: 7 Читать всю статью

РТ-2ПМ2, 15Ж55 / 15Ж65 Универсал - SS-27 SICKLE-B

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
НИР "Универсал", комплекс 15П065, ракета РТ-2ПМ2, 15Ж55 / 15Ж65 - SS-Х-27 SICKLE-B


Проект универсальной межконтинентальной баллистической ракеты (МБР для шахтного и мобильного базирования) разработки КБ "Южное" (Днепропетровск, генеральный конструктор - В.Ф.Уткин) и Московского Института Теплотехники (МИТ, главные конструкторы - Борис Николаевич Лагутин и Юрий Семенович Соломонов, в разные годы, источник). Разработка шахтного варианта МБР начата в 1984 г. (ист. - Морозов).

Постановлением Совмина СССР №173-45 от 9 февраля 1987 г. предписывалось начало одновременно в НПО машиностроения (г.Реутов, проект "Альбатрос"), в КБ "Южное" (г.Днепропетровск) и в Московском Институте Теплотехники  работ по разработке перспективных МБР с возможностью преодоления многоэшелонной системы ПРО предполагаемого противника с универсальным базированием - с вариантами пуска из ШПУ и в виде ПГРК (ист. - Стратегические ракетные, источник).

Для соответствия требованиям договора СНВ-1 и в качестве условной модернизации МБР РТ-2ПМ по НИР "Универсал" в КБ "Южное" разрабатывалась твердотопливная МБР с моноблочным боевым оснащением в вариантах ПГРК и ШПУ. В то же время в МИТе велись работы по НИР "Тополь-М" - разработка МБР на смену МБР "Тополь" с двумя видами базирования - ПГРК и ШПУ. В августе 1988 г. Ю.С.Соломонов (МИТ) провел переговоры с КБ "Южное" в результате которых к концу 1988 г. два КБ совместно разработали техническое предложение по единой ракете в рамках НИР "Универсал" (ист. - Стратегические ракетные).

Совместная полномасштабная разработка ракеты РТ-2ПМ2 по теме НИР "Универсал" была начата МИТ и КБ "Южное" по решению  ВПК при Совмине СССР №323 от 09.09.1989 г. и по приказу Министра общего машиностроения СССР №222 от 22.09.1989 г. Проектирование планировалось закончить к концу 1991 г. в двух вариантах:
1) ракета с платформой разведения неуправляемых боевых блоков с РДТТ и без комплекса средств преодоления (КСП) ПРО - разработчик МИТ (мобильный ракетный комплекс, ПГРК)
2) ракета с платформой разведения боевых блоков с монотопливным жидкостным ракетным двигателем и с КСП ПРО - разработчик - КБ "Южное" (г.Днепропетровск, шахтный ракетный комплекс 15П065 с ракетой 8Ж65 / 15Ж65).

В силу ряда причин производственного характера ракеты отличались конструкцией ТПК и потому имели некоторые отличия и получили разные индексы - 15Ж55 для ПГРК и 15Ж65 для ШПУ (ист. - Стратегические ракетные).

Разработку 1-й ступени, варианта платформы разведения ББ н монотопливе и головного обтекателя ракеты вело КБ "Южное", разработку 2-й и 3-й ступени, приборного отсека, своего варианта платформы разведения ББ и неуправляемого боевого блока вел МИТ. Двигатель для 1-й ступени так же разрабатывался КБ "Южное" (ист. - Ракеты и космические аппаратыСтратегические ракетные). 29 декабря 1989 г. успешно защищен совместный эскизный проект ракеты и шахтного варианта ракетного комплекса (ист. - Уткин). Начата разработка конструкторской документации. В первой половине 1990 г. выпущен эскизный проект ПГРК (ист. - Стратегические ракетные).


Ракета 15Ж65 "Универсал" и ТПК с ракетой в шахтной пусковой установке
(Ракеты и космические аппараты конструкторского бюро "Южное". г.Днепропетровск, ГКБ "Южное", 2000 г.)
Автор: DIMMI Создан: 01.01.2021 02:55:50 Комментариев: 2 Читать всю статью

Комплекс 9К333 Верба, ракета 9М336 - SA-25

ДАННЫЕ НА 2022 г. (стандартное пополнение)
Комплекс 9К333 "Верба", ракета 9М336 - SA-25



Переносной зенитный ракетный комплекс (ПЗРК). Разработан КБ Машиностроения (г.Коломна) на базе ПЗРК "Игла-С".

В 2007 г. комплекс прошел летно-конструкторские испытания. Государственные испытания комплекса планировалось провести в 2009-2010 г.г. Войсковые испытания на стадии ОКР начаты на полигоне 726-го учебного центра сухопутных войск в г.Ейск Краснодарского края 9 июня 2011 г. В течение 2011 г. планировалось завершить ОКР по созданию комплекса и закупить в рамках заказа на 2011 г. 250 ПЗРК для сухопутных войск. Квалификационные испытания ПЗРК успешно завершены весной 2014 г. (источник).

По состоянию на 2008 г. планировалось принятие ПЗРК на вооружение до конца года. В 2012 г. на предприятиях кооперации по производству ПЗРК начато переоснащение производства для выпуска комплексов 9К333. В частности работы по переоборудованию велись в КБ машиностроения в части изготовления атвоматизированных проверочных стендов (источник). В 2012 г. начато производство ракет 9М336 на производстве №21 завода им.Дегтярева (г.Ковров, источник), где, вероятно, ведется производство и ПЗРК 9К333.

В 2013 г. с Министерством обороны России подписан контракт на поставку в течение 2014-2015 г.г. четырех бригадных комплектов ПЗРК для сухопутных войск и четырех дивизионных комплектов для ВДВ (источник). Первая серийная партия ЗУР 9М336 выпущена в мае 2014 г. (источник). В начале июня 2014 г. в СМИ появилась информация о первых поставках ПЗРК "Верба" в зенитный полк 98-й дивизии ВДВ ВС России (Ивановская область), которые состоялись в конце мая 2014 г. В конце ноября 2015 г. контракт 2013 г. выполнен полностью.


Макет ПЗРК 9К333 "Верба" на форуме "Армия-2015" (фото - А.В.Карпенко, nevskii-bastion.ru).
Автор: DIMMI Создан: 18.06.2011 08:24:01 Комментариев: 20 Читать всю статью

Х-31 - AS-17 KRYPTON

ДАННЫЕ НА 2023 г. (в работе)
Х-31П / изделие 77П - AS-17C KRYPTON
Х-31ПД / изделие 77ПД - AS-17D KRYPTON
Х-31А / изделие 77А - AS-17A KRYPTON
Х-31АД / изделие 77АД - AS-17B KRYPTON
Мишень МА-31

Противокорабельная и противорадиолокационная ракеты. Ракета разработана ОКБ «Звезда» (ныне ГНПО "Звезда-Стрела", главный конструктор Г.И.Хохлов в качестве замены противорадиолокационной ракеты Х-27ПС, которая не соответствовала требованиям ВВС СССР по дальности пуска и возможностям противодействия ракете расчетов ЗРК ПВО противника (Х-27ПС теряла цель при выключении РЛС ЗРК). Разработка противорадиолокационной ракеты начата в 1975 г. под руководством В.Бугайского.

Ракета предназначалась для поражения ЗРК "Improved Hawk" и "Nike Hercules". За счет высокой скорости полета (750 м/с при пуске на дальность 25 км с малой высоты) в случае с ЗРК "Improved Hawk" ракета должна была поражать цель раньше, чем зенитные ракеты могли поразить самолет-носитель. При работе по ЗРК "Nike Hercules" предполагалось действовать без входа в зону поражения ЗРК. Для достижения высокой скорости было решено применить ПВРД для запуска которого использовать РДТТ-ускоритель размещенный в сопле маршевого двигателя. Максимальная дальность пуска предполагалась 60 км и масса ракета - не лолее 400 кг. При создании ракеты планировалось вооружать её ударные самолёты типа МиГ-27, Су-17М и Су-24, на каждом из которых должно было размещаться не менее двух ракет. 

Создать ракету с ПВРД с ограничением массы в 400 кг оказалось невозможно и была разработана более габаритная ракета средней дальности с возможностью поражения перспективного ЗРК SAM-D ("Patriot"), а также обзорных РЛС, работающих в диапазонах частотных литер В и С. Для расширенной номенклатуры целей Омскому НПО «Автоматика» было выдано задание на проектирование трех ГСН (ПРГС-4ВП, ПРГС-5ВП и ПРГС-6ВП), работающих в данных диапазонах.

В 1978 г. вышло Постановление Совмина СССР о разработке на базе ракеты Х-31 ее противокорабельного варианта с названием Х-31А. ПКР предназначалась для поражения надводных кораблей водоизмещением до 4500 т. Ракета оснащалась активной радиолокационной ГСН и проникающей боевой частью вместо осколочно-фугасной. Эскизный проект защищен в 1979 г.

Заводские летные испытания ракет Х-31 начаты в мае 1982 г. с самолета-носителя МиГ-27М. На испытания выведены ракеты в вариантах Пр1 и Пр2, а также  массо-габаритные макеты ракеты Х-31 для проверки аварийного сброса. Ракета Х-31Пр1 была оснащена стартовым РДТТ и макетом ПВРД - отрабатывались сброс, запуск стартового РДТТ и полет на стартовом участке. Ракета Х-31Пр2 оснащалась работающими стартовым РДТТ и маршевым ПВРД - с ракетой отрабатывались старт ракеты, стартовы и маршевый полет, стабилизация ракеты на этих участках полета.


Противорадиолокационная ракета Х-31ПД (фотомонтаж, https://ktrv.ru/).
Автор: DIMMI Создан: 15.02.2023 15:17:09 Комментариев: 2 Читать всю статью

М-4 BISON

ОБНОВИТЬ, ИЛЛЮСТРАЦИИ (данные за 1997 г.)
М-4 "Молот" BISON-A, B, C
 
Стратегический бомбардировщик разработанный в ОКБ-23  под  руководством В.М.Мясищева  по проекту "25" (М-25).  НИОКР с 24 марта 1951 г. Прототип М-4 совершил первый полет  20  января  1953  г. (пилоты  - Ф.Ф.Опадчий,  А.Н.Грацианский,  штурман  -  А.И.Помазунов,  радист - И.И.Рыхлов, бортинженер - Г.А.Нефедов, ведущие инженеры - И.Н.Квитко и А.И.Никонов).  Постановлением  Правительства  СССР  от 19 сентября 1953 г.  заводу N 23 предписывалось строительство опытной серии -  3 шт. в 1954 г. и 8 шт. в 1955 г. Испытания второго самолета начаты 23 декабря 1953 г.  Заводские испытания закончились 15 апреля 1954 г. и в тот же день самолет принят на госиспытания,  но фактически они начались 4 мая 1954 г.  1 мая 1954 г. опытная машина М-4 была показана на  параде над Красной площадью в Москве.  Серийное производство М-4 началось в 1954 г.  на заводе ОКБ-23 в Филях (завод N 23  под  Москвой). В  1955 г.  самолет проходил войсковые испытания на авиабазе в г.Энгельсе. С 1975 г.  как бомбардировщик самолет снимается с вооружения.
 
Автор: DIMMI Создан: 19.08.2009 23:50:36 Комментариев: 20 Читать всю статью

Ан-124 Руслан - CONDOR

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
Ан-124 / Ан-124-100 "Руслан" / изделие 400 - CONDOR


Тяжелый транспортный самолет. Разработан ОКБ им.О.К.Антонова (ныне - ГП "Антонов", Украина), главный конструктор - П.В.Балабуев. После появления информации о разработке в США широкофюзеляжного тяжелого транспортного самолета C-5A Galaxy ЦК КПСС и Совет министров СССР в Постановлении №564-180 от 21.07.1966 г. «Об основных направлениях развития авиационной техники и вооружения на 1966-1970 г.г.» поставили задачу создания транспортных самолетов в грузоподъемностью до 100-120 тонн. Во исполнение этого Постановления на Киевском Механическом заводе (позже ОКБ им.О.К.Антонова, ныне ГП "Антонов") началась проработка проектов нового самолета.

В 1967 г. был представлен технический проект "122", который представлял из себя развитие Ан-22. Через три года КБ представило аванпроекты еще двух самолетов: четырехдвигательного Ан-124 (грузоподъемность 120 тонн) и шестидвигательного Ан-126 (грузоподъемность 140 тонн). В феврале 1972 г. было принято решение реализовать проект "124". Он обеспечивал переброску почти всей номенклатуры техники и вооружения Сухопутных войск, Военно-воздушных сил, ПВО и даже РВСН. По расчетному транспортному потенциалу проект Ан-124 превосходил американский C-5A Galaxy на 25% (источник).

В итоге, начато создание тяжелого транспортного самолета для обеспечения крупномасштабных операций ВДВ СССР, а так же для транспортировки ракетных комплексов разного назначения вплоть до БРСД "Пионер" и МБР "Тополь". Первый полет прототипа Ан-124 совершил 24 декабря 1982 г. в Киеве. Серийное производство начато в 1984 г. на АНТК им.Антонова в Киеве и позже развернуто в России на ульяновском авиазаводе (ЗАО "Авиастар-СП"). В январе 1987 г. самолет принят на вооружение военно-транспортной авиации ВВС СССР и начал поступать в части.

Серийное производство в России велось на ЗАО "Авиастар-СП" в Ульяновске по 2004 г. В феврале 2006 г. началась подготовка к возобновлению серийного производства самолета на ОАО "Авиастар", но уже к лету 2006 г. программа была заморожена. Всего за все время было построено 56 самолетов. Ан-124 установил 30 мировых рекордов грузоподъемности, высоты с коммерческой нагрузкой, скорости и дальности полета.

На Западе до первого публичного показа проект был известен как "An-40 CONDOR". По умолчанию приводятся данные Ан-124 / Ан-124-100.


Художественное представление транспортировки на Ан-124 ПГРК БРСД "Пионер" (Soviet Military Power, 1980-е годы).
Автор: DIMMI Создан: 11.02.2012 22:58:39 Комментариев: 14 Читать всю статью

Ми-28Н - HAVOC-B

ДАННЫЕ НА 2013 г. (стандартное пополнение)
Ми-28Н "Ночной охотник" / изделие 294 / ОКР "Авангард-2" - HAVOC-B
Ми-28НМ

Автор первоначальной статьи: Дмитрий Миронов (Butcher171), г.Санкт-Петербург, 2011 г.

Реестр вертолетов Ми-28Н - HAVOC-B

Всепогодный ночной-дневной ударный вертолет. В 1993 г., после окончания первого этапа государственных испытаний ударного вертолета Ми-28А было получено предварительное заключение о выпуске установочной партии вертолетов, оснащенных комплексом оборудования и вооружения для применения в дневных и ограниченно-сложных метеоусловиях. Однако М.В. Вайнберг, ставший к тому времени генеральным конструктором «МВЗ им. М.Л. Миля», принял решение прекратить разработку Ми-28А на заключительном этапе государственных испытаний и сосредоточить все силы и финансовые возможности на разработке боевого вертолета Ми-28Н («Н» - ночной) - ОКР "Авангард-2" - круглосуточного и всепогодного, с принципиально новым интегрированным комплексом бортового оборудования пятого поколения.

Испытания. Первый опытный вертолет Ми-28Н был построен в августе 1996 г. и совершил первый полет 14 ноября 1996 г. (летчик-испытатель В.В.Юдин и штурман С.В.Никулин), а с 30 апреля 1997 г. начал проходить заводские летные испытания. Через четыре года Ми-28Н поступил на государственные совместные  испытания (2001 г.). Учитывая большую потребность в военных машинах подобного типа, командование ВВС РФ в 2002 г. приняло Ми-28Н как основной перспективный боевой вертолет будущего, не дожидаясь завершения испытаний. В июне 2005 г. к программе испытаний приступил второй опытный прототип Ми-28Н. 4 марта 2006 г. после успешного окончания первого этапа государственных совместных испытаний государственная комиссия под председательством главнокомандующего ВВС Российской Федерации генерала армии В.С.Михайлова выдала заключение о выпуске установочной партии Ми-28Н. В мае 2006 г. к госиспытаниям присоединился первый серийный Ми-28Н борт №32. Государственные совместные испытания Ми-28Н завершены 26 декабря 2008 г. подписанием акта об их окончании. В ГСИ приняли участие 2 опытных и 7 предсерийных вертолетов. 15 октября 2009 г. распоряжением Президента России Ми-28Н официально принят на вооружение в качестве основного ударного вертолета.


Вертолеты Ми-28Н бортовые №№09 и 10 желтые, лето 2012 г. (фото - A.Blogin, http://ruforces-com.livejournal.com).


Ми-28Н постройки 2012 г. на аэродроме ПО "Роствертол", г.Ростов-на-Дону, 9 марта 2012 г. (фото - Михаил Мизикаев, http://russianplanes.net/).


Первый прототип Ми-28Н - вертолет ОП-1, бортовой №014 после доработок на авиашоу МАКС-2003, 23.08.2003 г. (фото - Flavien Breitenmoser, http://www.airliners.net).


Вертолет Ми-28Н - прототип вертолета Ми-28НЭ участвовавший в показательных полетах в Индии на авиасалоне МАКС-2011 16-21 августа 2011 г. (фото - VLAS, http://militaryrussia.ru/forum).
Автор: DIMMI Создан: 16.04.2011 22:50:38 Комментариев: 152 Читать всю статью

ВТТ-1 Стриж

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
ВТТ-1 / Т-67 "Стриж" / изделие 295

 
Малогабаритная вертолетная телеуправляемая противолодочная торпеда. Разработана ОКБ завода "Дагдизель" на базе авиационной торпеды АТ-1 с установкой на неё системы телеуправления. Пуск торпеды осуществлялся с вертолета зависшим над водой на высоте 10-15 м. Торпеда создана и испытана в 1967 г. (по данным ЦНИИ "Гидроприбор") и принята на вооружение в 1970 г.

Производство торпеды велось заводом "Дагдизель" (г.Каспийск, Дагестан) до 1978 г., всего выпущено 73 торпеды.
 

Применение торпеды ВТТ-1 с противолодочного вертолета Ка-25ПЛС (авиару.рф).
Автор: DIMMI Создан: 18.01.2009 00:30:18 Комментариев: 1 Читать всю статью

Гном (проект)

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
"Гном"


Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР). Работы по мобильным твердотопливным ракетам стратегического назначения были инициированы Д.Ф.Устиновым. К проектированию комплексов на конкурной основе были привлечены НИИ-1 (МИТ) и ОКБ-586 (КБ "Южное", г.Днепропетровск) совместно с СКБ (КБМ, г.Коломна). СКБ (КБМ) отвечало за разработку твердотопливного двигателя ракеты. После выбора в качестве двигателя 1-й ступени ПВРД ОКБ-586 отказалось от участия в работе по проекту по причине нестандартности такого решения для ракеты дальнего действия. Далее НИР по созданию МБР с ПВРД на первой ступени велась СКБ машиностроения (г.Коломна) самостоятельно с 1964 г. Генеральный конструктор - Борис Иванович Шавырин (позже - С.П.Непобедимый).

Для опытного производства по теме "Гном" КБМ был выделен завод №92 в г.Горький. До октября 1965 г. на полигоне ЦИАМ  в Тураево велись огневые испытания (более 10) уменьшенного прототипа ПВРД ракеты (1/3 размера). На стенде для нагнетания воздуха было смонтировано специальное оборудование. Всего проведено более 10 огневых испытаний двигателя.

Завод №92 вел выпуск отсеков двигателя и КБ готовилось к сборке первого полноразмерного макета ракеты. К октябрю 1965 г. был разработан эскизный проект комплекса и ракеты. 16 октября 1965 г. состоялось первое огневое испытание прототипа ПВРД на стенде ЦИАМ  в Тураево. После октября 1965 г. под руководством С.П.Непобедимого была проведена перекомпоновка ракеты и была начата ОКР по созданию МБР. Эскизный проект был успешно защищен, начался выпуск рабочих чертежей ракеты.

По одним данным разработка ракеты и комплекса прекращены в конце 1965 г. до выхода изделия на летные испытания. По информации в мемуарах КБ в 1967 году на заседа­нии Военно-Промышленной Комиссии при Совмине СССР было при­нято решение закрыть тему «Гном».


Самоходная пусковая установка типа СМ-СП21 для МБР "Гном" (http://www.razlib.ru/, обработано).
Автор: DIMMI Создан: 12.04.2014 00:22:18 Комментариев: 8 Читать всю статью

100-мм пушка Т-12 / МТ-12 Рапира

ДАННЫЕ НА 2013 г. (стандартное пополнение)
Т-12 / 2А19 - М1955
МТ-12 / 2А29 "Рапира"
МТ-12Р / 2А29Р "Рапира"



100-мм противотанковая пушка. Пушка разработана КБ Юргинского машиностроительного завода №75 (г.Юрга) под руководством В.Я.Афанасьева и Л.В.Корнеева. Первый серийный вариант - Т-12 - принят на вооружение в 1953 году, серийно производится с 1955 г.  и в 1955 г. идентифицирован западными наблюдателями как М1955. 

Позже, после внесения изменений в конструкцию лафета в 1971 г. на вооружение принят модернизированный вариант пушки МТ-12 "Рапира". Серийное производство пушки МТ-12 начато в 1970 г. Пушка массово состояла на вооружении армий стран Варшавского договора.


Пушка МТ-12 "Рапира" Екатеринбургской отдельной мотострелковой бригады Центрального военного округа участвует в ликвидации пожара на скважине № Р23 U1 под Новым Уренгоем, публикация 26.08.2013 г. (http://function.mil.ru).
Автор: DIMMI Создан: 19.06.2012 22:07:55 Комментариев: 8 Читать всю статью

122-мм гаубица Д-30 / 2А18

ДАННЫЕ НА 2015 г. (стандартное пополнение)
Д-30 / 2А18
Д-30А / 2А18М
Д-30А-1 / 2А18М-1


122-мм гаубица. Разработана в конце 1950-х годов ОКБ-9 под руководством Ф.Ф.Петрова. Предположительно при создании орудия использованы германские наработки времен Великой Отечественной войны. Гаубица принята на вооружение и серийно производится с начала 1960-х годов артиллерийским заводом №9 (г.Екатеринбург, ныне - ОАО "Завод №9").  Одно из самых массовых послевоенных артиллерийских орудий. К 1994 г. производство базовой модели гаубицы в России прекращено.


Гаубица Д-30А / 2А18М с выставки RAE-2013, г.Нижний Тагил, 25-28 сентября 2013 г. (фото - Илья Крамник, http://legatus-minor.livejournal.com/).
Автор: DIMMI Создан: 25.03.2011 00:28:52 Комментариев: 3 Читать всю статью

Система А-135 Амур, ракета 5Я26 / ПРС-1 / 53Т6 - ABM-3 GAZELLE (2)

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение, v.2)
Система ПРО А-135, комплекс 5Ж60П "Амур-П", ракета 5Я26 / ПРС-1 - ABM-X-3A / SH-08
Система ПРО А-135 / РТЦ-181, комплекс 5Ж60 "Амур", ракета ПРС-1 / 53Т6 - ABM-3A GAZELLE / SH-08М
Система ПРО А-235 / РТЦ-181М, ракета ПРС-1М / 53Т6М


Атмосферная высокоскоростная противоракета ближнего эшелона системы ПРО А-135. Разработка ракеты велась ОКБ-8 / ОКБ "Новатор" под  руководством Льва Вениаминовича Люльева (позже главный конструктор Павел Камнев) начиная с 1967 г. для системы объектовой ПРО С-225. После заключения Договора по ПРО в 1972 г. аванпроект системы ПРО А-135 перепроектирован НТЦ ЦНПО "Вымпел" (главный конструктор А.Г.Басистов). В состав системы ПРО вместо комплекса ПРО С-225 введен  ближний эшелон с ракетами 5Я26 системы С-225. Соответственно, ракета 5Я26 введена в состав стрельбового комплекса "Амур" системы А-135. В конце 1973 г. проект системы ПРО А-135 с ракетами ПРС-1 / 53Т6 (новый индекс ракеты 5Я26) утвержден заказчиком - Министерством обороны СССР.

В период 1973 -1978 г.г. ракета 5Я26 проходила испытания в составе опытного комплекса ПРО С-225. Первый бросковый пуск ракеты в рамках испытаний для комплекса "Азов" системы С-225 проведен на площадке №35  ("Этилен", в/ч 03145) 10-го Государственного Научно-Исследовательского полигона Сары-Шаган 27 ноября 1973 г. Заводские испытания ракеты на средствах комплекса "Азов"  системы С-225 начаты в 1978 г. Испытания завершены успешным поражением 28 апреля 1984 г. баллистической цели - ракеты 8К65 - промах составил 50 м на дальности 40 км. Это был последний пуск ПРС-1 средствами комплекса С-225.

В июле 1979 г. на 35-й площадке средствами комплекса "Амур-П" системы А-135 произведен первый бросковый пуск противоракеты ближнего перехвата ПРС-1 / 53Т6 (SH-08). Первый пуск ракеты 53Т6 в замкнутом контуре управления выполнен в июле 1981 г. 18 июня 1982 г. две противоракеты системы 5Ж60П "Амур-П" на полигоне Сары-Шаган совершили перехват баллистических ракет РСД-10 / SS-20 (запущена с полигона Капустин Яр) и БРПЛ Р-29 (запущена с ПЛАРБ Северного Флота).

Заводские полигонные испытания комплекса А-135 с аппаратурой первого этапа начаты в ноябре 1982 г. и завершены в марте 1984 г. (проведено в т.ч. 5 пусков ракет 53Т6 в т.ч.4 в замкнутом контуре управления). В 1984 г. противоракета ПРС-1 / 53Т6 официально включена в состав системы ПРО А-135. С середины 1980-х годов (по западным данным) ракеты 53Т6 начали заменять ABM-1 системы ПРО Москвы. Испытания системы А-135 "Амур-П" с аппаратурой второго этапа проводились с марта по октябрь 1987 г. (в т.ч. проведено 5 пусков 53Т6). После некоторых доработок системы проведен еще один этап контрольных испытаний полигонного образца - январь-июль 1988 г. (в т.ч. выполнено 3 пуска 53Т6).


Ракета 53Т6 / ПРС-1 / ABM-3 GAZELLE в украинском музее ракетной техники, 2019 г. (http://www.russianarms.ru/)
Автор: DIMMI Создан: 03.01.2017 14:49:31 Комментариев: 0 Читать всю статью

Особенности траектории новых ракет 9М723 Искандер-М

При пусках баллистических (аэробаллистических) ракет типа 9М723 комплекса "Искандер-М" можно наблюдать разные виды траекторий полета. Чаще всего это обычные классические траектории, но начиная с августа 2020 г. стали появляться свидетельства того, что траектории пусков ракет "Искандер-М", например, типа "модель 9М723 образца 2016 г." могут быть несколько необычными. 


Ракета типа 9М723 вариант 2016 г. (кадры видеозаписи из сети Youtube).

Вполне вероятно, что на последних модификациях ракет типа 9М723 используются более совершенные системы управления ракетой, которые могут обеспечить широкий набор вариантов траекторий для разных сценариев применения ракет - от классических баллистических (№1 на рисунке ниже) до настильных (№3) и высоких крутых траекторий для стрельбы на малую дальность (№2). Данная небольшая заметка является попуткой объяснить применение того или иного варианта траекторий.


Траектория пуска ракет типа 9М723 комплекса "Искандер-М", видео МО РФ, 05.08.2020 г. 
Автор: DIMMI Создан: 27.03.2023 22:25:24 Комментариев: 0 Читать всю статью

пр.10830 / пр.10831 / пр.210 - LOSHARIK

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
Комплекс пр.10830 / 1083К "Калитка" / 1083КМ, АГС пр.10831 / "пр.210 Лошарик" - LOSHARIK
АС-31

Атомная глубоководная станция 1 ранга / специальная атомная подводная лодка / глубоководное техническое средство (ГТС) - компонент комплекса пр.1083К. Глубоководная атомная станция спроектирована СПМБМ "Малахит". Главный конструктор - С.М.Бавилин (после 2001 г., вероятно, Коновалов Ю.М.). Создание эскизного проекта комплекса второго поколения пр.10830 / пр.1083 с глубоководной станцией пр.10831 и ПЛА-носителем пр.09786 "Оренбург" (БС-136) велось с использованием опыта создания экспериментальных комплексов пр.1851. После защиты эскизного проекта АГС пр.10830 оформлено Постановление СМ СССР о создании АГС пр.10831 с полисферическим прочным корпусом. Организовано выполнение ОКР по отработке технологии изготовления полисферического прочного корпуса и моноблоков легковесного заполнителя, а так же по созданию комплектующего станцию оборудования. Судя по всему, к 1988-1990 г.г. разработаны и утверждены технический и рабочий проекты станции. Разработка проектов велась одновременно с макетированием размещения оборудования в сферических отсеках лодки. В 1991 г. при практически готовых блоках прочного корпуса АГС по техническому заданию заказчика  выполнена корректировка технического проекта 10830 в части размещения в носовой части АГС дополнительного вооружения (вероятно, систем специального оборудования). Откорректированный технический проект пр.10830 / 1083К комплекса представлен и защищен в мае 1992 г.

Данные содержащиеся в настоящей статье являются гипотетическими и прикидочными. Все факты и данные либо вымышленные либо основаны на открытых и несекретных источниках информации (см.ниже).


Предположительно на фото АГС пр.10831 АС-31 зав.№01210 "Лошарик". По версии источника снимок выполнен в районе Северодвинска. Дата снимка неизвестна - вряд ли ранее 2005 г. и не позже лета 2014 г. (журнал Top Gear via http://forums.airbase.ru).

Автор: DIMMI Создан: 10.06.2011 14:55:15 Комментариев: 188 Читать всю статью

МИОМ 15М69 / 15М69М

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
Агрегат 15М69 МИОМ
Агрегат 15М69М МИОМ-М



Машина инженерного обеспечения и маскировки (МИОМ) инженерных частей РВСН. Агрегат разработан и производится ЦКБ "Титан" (г.Волгоград). Выполняет свои задачи в составе ПГРК "Ярс" или "Тополь-М", а так же самостоятельно. МИОМ 15М69 принята на вооружение и с 2009 г. поступает в РВСН. К июлю 2012 г. инженерные подразделения Тейковского ракетного соединения полностью укомплектовано подобными агрегатами. В дальнейшем МИОМы поступят в Иркутское и Новосибирское ракетные соединения РВСН.

Согласно сообщению на сайте Минобороны России в декабре 2012 г. на базе 1-го государственного испытательного полигона Министерства обороны Российской Федерации (космодром «Плесецк») прошли успешные Государственные испытания модернизированной машины МИОМ-М. Модернизация МИОМ проведена по нескольким направлениям — как узлов самого агрегата (коробки передач, электроустановки), так и применяемых средств имитации – на машине будут использоваться надувные макеты различного назначения. Первые образцы машин МИОМ-М поставлены в январе-феврале 2013 г. в Тейковское ракетое соединение.


Одно из первых фото в СМИ МИОМ 15М69, опубликовано в апреле 2011 г. (http://pressa-rvsn.livejournal.com).
Автор: DIMMI Создан: 08.10.2012 13:34:38 Комментариев: 3 Читать всю статью

АСБУ Сигнал (I-е поколение АСБУ)

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
АСБУ "Сигнал" (I-е поколение АСБУ)


Система боевого управления РВСН 1-го поколения. Головной разработчик системы - НИИ-101 ГКРЭ при Совете Министров СССР, главный конструктор - В.Я. Кравец (с мая 1963 г. - В.С.Семенихин)В связи с повышенными требованиями к АСУ «Сигнал» разработка ее аппаратуры была задана на конкурсных началах так же ОКБ Ленинградского Политехнического Института (ЛПИ, позже - НПО "Импульс", главный конструктор Т.Н. Соколов).

Историческая справка:
Управление первыми ракетными частями осуществлялось командующим и Штабом артиллерии Советской Армии (1946-1955 г.г.). С усилением роли ракетной техники в 1955 году создается Штаб реактивных частей, который подчинялся заместителю министра обороны СССР по специальному вооружению и реактивной технике. К 1959 году Штаб реактивных частей накопил  опыт управления частями ракетной техники и с формированием в 1960 г. ракетных войск стратегического назначения (РВСН) сложились предпосылки создания системы управления в которую включались органы и пункты управления в стратегическом, оперативном и тактическом звеньях, автоматизированные системы управления и системы связи. Основным органом управления РВСН стал Главный штаб РВСН. 

Для передачи команд управления использовались типичные для того времени технологии - телефон, телеграф, телетайп. В августе 1960 года под руководством начальника Главного штаба Ракетных войск генерал-полковника М.А. Никольского проведено учение с одной из ракетных дивизий, которое показало необходимость срочной разработки и внедрения средств автоматизации управления, особенно в звене центральный командный пункт ракетных войск – полк. 
15 января 1960 г. в Оперативном управлении ГШ РВСН создается 6-й отдел (автоматизации управления войсками) в составе 5 офицеров и 2 служащих. Начальником отдела назначается полковник М.З. Кузьмин.

Постановка задачи разработки АСУ:
В 1961 году Оперативным управлением ГШ РВ совместно с НИИ-4 МО разработаны принципы построения системы автоматизированной передачи приказов постоянной боевой готовности и сбора докладов с наглядным их отображением. В начале 1962 года НИИ-4 МО были изготовлены экспериментальные образцы основных звеньев управления, которые прошли испытания в войсках. В этом же году были разработаны и выданы промышленности первые тактико-технические требования на разработку системы «Сигнал», утвержденные главнокомандующим Ракетными войсками Маршалом Советского Союза С.С. Бирюзовым. В этой работе активная роль принадлежала начальнику 6-го отдела автоматизации полковнику М.З. Кузьмину и офицеру отдела капитану А.С. Дубовицкому. На основе испытаний экспериментальных образцов аппаратуры 29 сентября 1962 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли Постановление о разработке автоматизированной системы управления РВСН (шифр «Сигнал»). Головным разработчиком аппаратуры системы был определен НИИ-101 ГКРЭ при Совете Министров СССР, главным конструктором системы назначен В.Я. Кравец (с мая 1963 г. - В.С.Семенихин, НИИ-101). НИИ-4 МО стал головным исполнителем по разработке системы связи для АСУ «Сигнал» и документов по ее боевому применению. Для контроля за разработкой и изготовлением аппаратуры системы в составе ГУРВО был создан отдел автоматизированных систем управления (начальник отдела инженер-полковник А.Н. Сапожников). Соисполнителем по разработке информационно-логических устройств (ИЛУ) для звеньев управления АСУ на конкурсной основе стало ОКБ ЛПИ (главный конструктор ИЛУ и заместитель главного конструктора АСБУ - Т.Н.Соколов).


Пульты системы боевого управления РВСН "Сигнал-А" (источник)

 

Автор: DIMMI Создан: 22.12.2022 13:02:58 Комментариев: 1 Читать всю статью

Система А-135 ракета А-925 / 51Т6 - ABM-4 GORGON

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
Система ПРО А-135 "Амур-П" / 5Ж60П, ракета А-925 / 51Т6 / 5В51 - ABM-4 GORGON / SH-11
Система ПРО А-135 / РТЦ-181 / "Амур" / 5Ж60, ракета А-925 / 51Т6 / 5В51 - ABM-4 GORGON


Многоканальная система ПРО Центрального промышленного района / Москвы - развитие комплекса ПРО А-35. Проработка модернизированного варианта системы ПРО А-35 - системы А-35М велась НИО-4 ОКБ-30 под руководством Г.В.Кисунько до его отстранения в 1975 г. Параллельно с Кисунько работы по предварительному обоснованию создания новой системы ПРО второго поколения начаты группой Минрадиопрома СССР под руководством А.Г.Басистова по указанию министра В.Д.Калмыкова в конце 1968 г. К концу 1969 г. концепция двухэшелонной системы ПРО в общих чертах согласована с Министерством Обороны СССР. Предполагалось применение противоракет с ядерными БЧ. В 1970 г. тематика ПРО полностью перешла под контроль Минрадиопрома СССР - 17 января 1970 г. образовано специализированное ЦНПО "Вымпел" (ПРО, системы предупреждения  о ракетном нападении и контроля космического пространства), руководитель научно-технического центра ЦНПО "Вымпел" - А.Г.Басистов. Проработка системы в НТЦ ЦНПО "Вымпел" велась по теме НИР "Фон-1".

Постановление СМ СССР №376-119 о создании системы ПРО А-135 со стрельбовым комплексом дальнего перехвата "Амур" и полигонным опытным образцом "Амур-П" вышло 10 июня 1971 г. Проект системы А-135 разработан ЦНПО "Вымпел" в 1971 г. под руководством А.Г.Басистова. Проектом предусматривалось создание трех стрельбовых комплексов "Амур" на расстоянии 600-800 км от Москвы и трех комплексов ближнего перехвата системы С-225, что позволило бы минимизировать ущерб от использования в дальнем эшелоне ПРО противоракет с ядерными БЧ и повысить надежность перехвата атакующих боеголовок. В декабре 1971 г. завершен аванпроект системы А-135 (НИИ радиоприборостроения - НИИРП - Минрадиопрома СССР), аванпроект стрельбового комплекса "Амур" (НТЦ ЦНПО "Вымпел", главный конструктор - А.Г.Басистов). Разработка противоракеты А-925 / 51Т6 поручена МКБ "Факел", главный конструктор  - П.Д.Грушин. Заместителем главного конструктора системы ПРО А-135 по системе наведения противоракет был Голубев О.В.


Памятник с электро-весовым макетом ракеты А-925 / 51Т6 пос.Софрино-1 под Москвой, 28.12.2011 г. (Дмитрий, http://d-a-ck9.livejournal.com).
Автор: DIMMI Создан: 28.03.2010 16:15:48 Комментариев: 164 Читать всю статью

Система С-225 Азов, ракета 5Я27 / В-825 - ABM-X-3B

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
Система С-225, комплекс "Азов", р
акета 5Я27 / В-825 - ABM-X-3B


Противоракета заатмосферного перехвата в составе комплекса объектовой противоракетной обороны "Азов" системы ПРО С-225. Постановлением Совмина СССР №660-270 от 29 июня 1962 г. и Постановлением №499-174 от 4 мая 1963 г. создание системы зенитного управляемого оружия С-225 поручено КБ-1 Минрадиопрома и ОКБ-2 Минавиапрома СССР. Разработка обновленного проекта системы ПРО начата КБ-1 в июне 1962 г. под руководством Т.Р.Брахмана и К.К.Капустяна.

Комплекс С-225 был предложен в качестве альтернативы разработкам ОКБ-30 (А-35 - ABM-1 GALOSH). Ракету с твердотопливным ПВРД было решено заменить более скоростной двухступенчатой твердотопливной ракетой В-758. Проектирование ракеты В-758 в 1964 г. начато ОКБ-2 (МКБ "Факел"), генеральный конструктор П.Д.Грушин.

В 1965 г. СБ-32 КБ-1 выпущен новый эскизный проект системы С-225 с двумя эшелонами перехвата и новыми ракетами - средним эшелоном с ракетой В-825 и ближним эшелоном с ракетой В-758.  В этом проекте впервые предусматривалось использование ракеты средней дальности перехвата с ЖРД на второй ступени - В-825, разработка которой велась ОКБ-2 П.Д.Грушина, 
ведущий конструктор - В.А.Федулов (с 04 марта 1969 г. - В.Е.Слобода).

Согласно эскизного проекта 1965 г., система С-225 предназначалась для обороны приграничных и приморских объектов от ограниченного удара баллистических ракет. Считалось целесообразным построение системы из группы одноканальных огневых комплексов, объединенных общим управлениям и получающих внешнее целеуказание. Относительно малые дальности перехвата баллистических ракет позволяли использовать РЛС с относительно умеренным потенциалом и ракеты с ограниченной массой. Всё это позволяло создать систему С-225 в виде комплекса перевозимых средств. Возможность перехвата баллистичекой цели в атмосфере позволяла решить задачу селекции боеголовки среди ложных целей (ист. - Система зенитного..).

Проектирование ракеты 5Я27 (индекс заказчика) / В-825 (конструкторский индекс) начато в 1964 г. Эскизный проект ракеты завершен к июлю 1964 г. В ноябре 1965 г. под новый эскизный проект системы С-225 с двумя эшелонами перехвата - средним (ракета 5Я27) и ближним (5Я26) - эскизный проект противоракеты откорректирован. Система С-225 стала именоваться противоракетно-противосамолетной, а ракетами 5Я27 / В-825 предполагалось поражать как аэродинамические так и баллистические цели.

Проект ракеты был существенно изменен. После этого была начата разработка технической документации. Производство первых образцов ракет для испытаний велось опытным производством МКБ "Факел". Освоение серийного производство ракеты начато на Долгопрудненском машиностроительном заводе в 1969 г. Серийное производство продолжалось до 1973 г., выпущено около 20 ракет.

Особая благодарность "vuv" (http://militaryrussia.ru/forum/) и другим ветеранам испытаний С-225 за помощь в работе над материалом.

Противоракета 5Я27 МКБ "Факел" комплекса С-225 (Коровин В., Ракеты "Факела". М., МКБ "Факел", 2003 г.)

 

Автор: DIMMI Создан: 05.03.2023 21:38:00 Комментариев: 1 Читать всю статью

9К72 / Р-17 - SS-1C/D/E SCUD-B/C/D - статус, экспорт, источники

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
 

Ракета Hwasong-5 на СПУ типа 9П117М SCUD-B на параде в Пхеньяне, 15 апреля 2012 г. (фото из архива Boaz Guttman, http://www.flickr.com
Автор: DIMMI Создан: 20.04.2009 19:43:08 Комментариев: 55 Читать всю статью

Каталог военной техники:



Наши партнеры:






free counters

Последние комментарии

Экраноплан «Лунь» – гроза кораблей и морской спасатель http://airreview.ru/article...
Fencer 2 2022-05-17 10:15
Fencer 2 Wrote:Единственный в мире ракетный экраноплан "Лунь" доставлен в парк "Патриот...
Fencer 2 2021-07-23 11:29
«Технический экстаз»: как выглядит «Лунь» внутри (фото) https://hi-tech.mail.ru...
Fencer 2 2021-05-21 09:08
Единственный в мире ракетный экраноплан "Лунь" доставлен в парк "Патриот" в Дербенте...
Fencer 2 2021-05-21 09:06
В России разрабатывается уникальное оружие для защиты морских границ.Вице-премьер...
ivan956 2018-08-01 17:03
Вот эту книгу читалиБезымянный77.jpg
гело 2015-12-11 18:46
http://argumenti.ru/society/n517/426643 Полёт над волной№ 47 (488) от 10 декабря...
osankin 2015-12-10 12:06
http://aftershock.su/?q=node/309339КАСПИЙСКИЙ МОНСТР - ВЕЛИКАЯ АВАНТЮРА РОСТИСЛАВА...
osankin 2015-12-10 12:02
Further tests were carried out leading KM Test Pilots D.T.Garbuzov and V.F.Troshin...
rainroro22 2015-03-17 18:49
boyan
Зюзя 2014-10-15 01:28