| ДАННЫЕ НА 2014 г. (в работе)
Комплекс 9К34 "Стрела-3", ракета 9М36 / 9М36-1 - SA-14 GREMLIN
Переносной зенитный ракетный комплекс (ПЗРК). Создан под руководством С.П.Непобедимого в КБ машиностроения (г.Коломна). Разработка ПЗРК начата по Постановлению Совмина СССР от 2 сентября 1968 г. - этим же Постановлением задавалось создание ПЗРК "Стрела-2М".
Совместные испытания ПЗРК в составе ЗУР 9М36 в пусковой трубе 9П59 и пускового механизма 9П58М проходили на Донгузском полигоне с ноября 1972 г. по май 1973 г. (начальник полигона в это время О.К. Дмитриев) под руководством комиссии во главе с Д.А.Смирновым. При испытаниях были выявлены и устранены недостатки, связанные с недостаточной надежностью элементной базы бортовой аппаратуры ЗУР.
Постановлением Совмина СССР от 18 января 1974 г. комплекс был принят на вооружение. Государственной премии за его создание были удостоены Л.Г. Деев, Е.А. Олейников, А.С. Яблонский, М.Н. Диктов, И.К. Полосин, В.В. Головатенко, Ю.И. Федоровский, Г.В. Изюров, А.М. Чепраков и другие (источник). Серийное произвоство ПЗРК велось на заводе им.В.А.Дегтярева (г.Ковров) с 1973 г. по 1981 г.
| | | | | ДАННЫЕ НА 2017 г. (стандартное пополнение) Комплекс 9К338 "Игла-С" / "Игла-Супер", ракета 9М342 - SA-24 GRINCH
Переносной зенитный ракетный комплекс (ПЗРК). Разработан КБ Машиностроения (г.Коломна), главный конструктор - Фокин Р.В., в качестве модернизации ПЗРК 9К38 "Игла". ПЗРК создан с использованием наработок и опыта создания ПЗРК "Игла-Д" с разборной пусковой трубой и "Игла-Н" с новой более мощной боевой частью. Особенность комплекса - возможность всеракурсного поражения целей, включая малоразмерные (крылатые ракеты, БПЛА). Государственные испытания завершены в декабре 2001 г. комплекс принят на вооружение ВС России. Серийное производство комплексов ведется ОАО "Завод им.В.А.Дегтярева" (г.Ковров) с 1 декабря 2004 г. (idelf.ru), часть агрегатов комплекса производится Серпуховским заводом "Металлист" (рулевые машинки, блок аэродинамических рулей и т.п.) с 2008 г. как минимум.
Для комплекса "Игла-С" вновь разработаны следующие компоненты ЗРК: ГСН, маршевый двигатель, приборный отсек ракеты, рулевые машинки, боевая часть, стартовый двигатель, труба, батарея и др.
| | | | | ДАННЫЕ НА 2022 г. (стандартное пополнение) Комплекс 3К-22 "Циркон" / "Циркон-С", ракета 3М-22 - SS-NX-33
Межвидовой ракетный комплекс с гиперзвуковой ракетой / противокорабельная ракета оперативного назначения. По имеющейся информации, разработка комплекса ведется "НПО Машиностроения" (ист. - Годовой отчет, стр.15). Первые заявления о разработке комплекса в СМИ относятся к февралю 2011 г. Существовало так же официально не подтвержденное предположение о том, что экспортным вариантом ракеты "Циркон" является ПКР "BrahMos-II". До 2012 г. так же существовала гипотеза о том, что комплекс являеется преемником комплекса "Болид" разработки того же НПО Машиностроения".
В 2011 г. в НПО "Машиностроения" в составе дирекции 15-51 была организована группа ведущих конструкторов по теме 3М-22 с Сергеем Бунаковым, Денисом Витушкиным, Юрием Воротынцевым и Алексеем Найденовым (источник). В том же 2011 г. разработан эскизный проект комплекса "Циркон-С", и, соответственно, эскизные проекты подсистем комплекса. Часть разработок - "Циркон-С-АРК" и "Циркон-С-РВ" выполнялась структурным подразделением КТВР - УПКБ "Деталь" (источник). По состоянию на 2011 г. организация серийного производства ракет комплекса "Циркон" в ближайшие годы планируется на ПО "Стрела" (г.Оренбург, ист. - Годовой отчет, стр.15). Завершить создание ракетного комплекса планируется до 2020 г.
Согласно анализа информации по теме за вторую половину 2012 г. сделано предположение, что тема "Циркон" либо закрыта либо изменена. Фактических подтверждений этому предположению не было, но, есть вероятность того, что именно трудности с работами по теме по техническим причинам могли вызвать появление предложения Правительства по объединению МКБ "Радуга" с "НПО Машиностроения" для организации работ над гиперзвуковыми аппаратами.
25 мая 2013 г. СМИ сообщают (источник), что разработка комплекса продолжается по плану, но в течение 2012 г. была пауза вызванная техническими проблемами. Прямой связи с реорганизацией работ по гиперзвуку и ситуации с темой ОКР или НИР "Циркон" нет. "Сейчас у нас на рассмотрении находится концепция развития гиперзвуковых технологий, в которой вводится классификация ГЗЛА, приоритетность разработки различных технологий и материалов для ГЗЛА. Основным направлением первого этапа, естественно, взято развитие той системы, которая была у нас уже испытана. Остальные направления пока запланированы как экспериментальные с созданием демонстраторов. Но, существующий в них задел вполне соответствует мировому уровню. Не менее важным вопросом, чем создание технологий, материалов и демонстраторов, сейчас является разработка другой концепции – Концепции боевого применения гиперзвуковых систем вооружений. Необходимо ответить на вопрос – для чего нужны такие системы, как их необходимо применять, в каких формах и способах, каких целей планируется достичь в результате применения. И главный вопрос – в чём уникальность таких систем и какие задачи они могут решать, которые невозможно решить существующими системами вооружений."
Данные носят предположительный характер и являются в лучшем случае прикидочными. Источники указаны. Идентификация ракеты 3М-22 - источник. Упоминание индекса 3К-22 - источник. Источник западного наименования SS-NX-33.
Пуск ракеты 3М-22 "Циркон" с фрегата "Адмирал Горшков" пр.22350, 06.10.2020 г. (кадр видео Министерства обороны РФ). | | | | | ДАННЫЕ НА 2022 г. (стандартное пополнение) Ракета "Калибр-М" (проект)
Крылатая ракета большой дальности морского базирования. Разработка модернизированного кварианта крылатой ракеты "Калибр" в стадии НИР ведется ОКБ "Новатор" (г.Екатеринбург) как минимум с 2018 г. (источник). Ракета разрабатывается с двумя вариатами боевого оснащения - ядерныпм и неядерным. Предназначена для поражения наземных целей. Создание ракеты включено в программу строительства вооружений 2018-2027 г.г. и, соответственно, должна поступить на вооружение до 2027 г.
Первыми носителями крылатых ракет "Калибр-М" станут заложенные 20 июля 2020 года на "Севмаше" ПЛА "Воронеж" и "Владивосток" проекта "Ясень-М" (источник). | | | | | ДАННЫЕ НА 2020 г. (стандартное пополнение) Corona-ICBM / Hwasong-16
| | Межконтинентальная баллистическая ракета, впервые показанная на параде в Пхеньяне 10.10.2020 г. Наименование "Corona-ICBM" условное, наименование Hwasong-16 предположительное.
Двухстепенчатая МБР с жидкостными двигателями 1-й и 2-й ступеней. Транспортный агрегат нового типа с 11 осями (часть осей ведущие) с разнесенными кабинами - для снижения высоты располоожения полезной нагрузки и размещения ракеты большой длинны с оптимальной транспортной высотой. Пуск ракеты осуществляется так же как в случае с предыдущими МБР КНДР со стартового стола. По сути самоходная пусковая установка является транспортером-установщиком ракеты на стартовыя стол, аналогично первым советским мобильным БРСД. Старт горячий на маршевых двигателях 1-й ступени ракеты. Считается, что первая ступень ракеты является аналогом первой ступени перспективной ракеты-носителя Unha-X.
Предположительно на 1-й ступени установлены 4/6 однокамерных ЖРД по типу двигательных установок ракет типа ГР-1 и Р-36. Рулевые двигатели 1-й и 2-й ступеней предпложительно сняты с образцов ракет, показанных на параде. Некоторые оценки указывают на диаметр ракеты в 3 метра, но мне кажется, что диаметр 1-й ступени не превышает 2.7 м, а из-за разной высоты расположения ракет HS-16 и HS-15 на пусковых установках эксперты ошибаются в оценках. На ступени, вероятно, увеличено количество камер ЖРД с 2-х до 4-х. Ступень разведения боевых блоков, вероятно, обеспечивает применение РГЧ ИН. Хотя какие-то конкретные оценки давать пока рано.
| | Intercontinental ballistic missile (ICBM), first shown at the parade in Pyongyang 10 october 2020 The name "Corona-ICBM" is conditional, the name Hwasong-16 is probably.
Two-stage ICBM with 1st and 2nd stage liquid engines. A new type of TEL with 11 axles (some of the axles are leading) with spaced cabins - to reduce the height of the payload and accommodate a long rocket with an optimal high in transport position. The missile launched from launch pad like previous DPRK ICBMs. In fact, a TEL is a carrier-launcher for a missile on a launch pad, similar to the first Soviet mobile MRBMs. Hot start on main rocket engines of the 1st stage. It is believed that the first stage of the rocket is an analogue of the first stage of the promising Unha-X launch vehicle.
Presumably, 4/6 single rocket engines are installed at the 1st stage, similar to the propulsion systems of the soviet GR-1 and R-36 missiles. The steering motors of the 1st and 2nd stages were presumably taken from the samples of missiles shown at the parade. Some estimates point to a rocket diameter of 3 meters, but it seems to me that 1st stages diameter is no more than 2.7 meters and increase in the rocket engine chambers from 2 to 4. Because some experts in their estimates of high of TEl with missiles HS-15 and HS-16 had mistakes. Upper stage had ability to use MIRV warheads. Although it is too early to give some correct estimates. | Конечно, нам показаны лишь макеты, а не реальные образцы ракет. В новейшей истории северокорейского ракетостроения это распространенная практика. Конечно, это не отменяет вероятность испытаний указанной ракеты в ближайшие месяцы. | | Of course, we are shown only mock-ups, not real samples of missiles. In recent history of North Korean rocketry, this is a common practice. Of course, this does not negate the likelihood of testing this missile in the coming months. | Межконтинентальная ракета Hwasong-16 на параде в Пхеньяне 10.10.2020 г. Сравнение пусковых установок с ракетами Hwasong-16 (слева) и Hwasong-15 (справа) на параде в Пхеньяне 10.10.2020 г. | | | | | Ошибка идентификации МБР РС-28 "Сармат" Несоклько дней назад в новом non-native англоязычном блоге Missiles Underground появилась сенсационная информация об обнаружении отчета неких ракетных экологов о первом бросковом пуске тяжелой жидкостной МБР РС-28 / 15А28 "Сармат" (статья по ракете на нашем сайте временно закрыта по требованию суда). Блог Missiles Underground выложил фото горящих останков одной из ступеней некой ракеты с указанием того, что это последствия первого броскового пуска МБР "Сармат" в декабре 2017 г. на полигоне Плесецк и БЕЗ указания источника этой информации.
Проведенный анализ и поиск позволил обнаружить первоначальный источник фотографий - это новость компании НПЦ "Экопромсертефика" (ссылка на новость) в которой действительно речь идет об выполнении компанией комплекса работ по экологическому сопровождению бросковых испытаний комплекса "128" на космодроме Плесецк в декабре 2017 г.
Но вот с фотографиями всё несколько иначе:
| | | | | ДАННЫЕ НА 2020 г. (в работе) пр.11551 "Фрегат-М" - UDALOY-II "Адмирал Чабаненко" | | Эсминец 1-го ранга / большой противолодочный корабль. Корабль разработан на базе большого противолодочного корабля пр.1155 "Фрегат" Северным ПКБ (г.Ленинград), главный конструктор проекта - В.П.Мишин.
В 1982 г. в Северном ПКБ под руководством главного инженера А. А.Терентьева и главного конструктора пр.1155 В.П.Мишина была выполнена инициативная проработка по увеличению ударной мощи корабля пр. 1155. Пусковые установки противолодочного ракетного комплекса "Раструб" было предложено заменить на пусковые установки ПКР "Москит", а так же предлагалось оснастить корабль новым противолодочным комплексом "Водопад" ракеты которого могли стартовать из торпедных аппаратов (ист. - Юхнин). Видимо, по предложению Северного ПКБ ВМФ СССР было разработано тактико-техническое задание на проектирование корабля, которое курировал Главком ВМФ СССР С.Г.Горшков. Общая задумка модернизации - устранение недостатков БПК пр.1155 - отсутствия противокорабельного ракетного комплекса и относительная слабость средств ПВО. Программой судостроения СССР планировалась постройка 10 кораблей пр.11551, но до декабря 1991 г. на ССЗ "Янтарь" успели заложить только два корабля, еще на два корабля проекта был выдан заказ. Головной и единственный построенный корабль проекта "Адмирал Чабаненко" был заложен в 1989 г., спущен на воду по разным данным 16.06.1992 г. или 14.12.1992 г. и после достройки в 1995 г. приступил к ходовым испытаниям, которые затянулись до 1998 г. Корабль передан Флоту в 1999 г. Заказ на остальные корабли проекта аннулирован в 1993 г.
| | | | | ДАННЫЕ НА 2020 г. (в работе) пр.58 - KYNDA "Грозный" "Адмирал Фокин" "Адмирал Головко" "Варяг" | | Ракетный крейсер (РКР) 1-го ранга / ракетный эсминец. Проектирование первого в мире ракетного эсминца по пр.58 начато ЦКБ-53 (главный конструктор проекта В.А.Никитин, конструкторы при постройке - А.Л.Фишер и В.Г.Королевич) по Постановлению Совмина СССР №1190-610 от 25.08.1956 г. о создании надводного корабля с новыми видами оружия. В октябре 1956 г. выданы задания на разработку ЗРК М-1 "Волна" и противокорабельной ракеты П-35, которые стали основными боевыми системами нового корабля. Тактико-техническое задание на проектирование корабля утверждено Решением ВМФ и Минсудпрома №1558 от 07.12.1956 г. Разработка эскизного проекта корабля начата ЦКБ-53 по заказу №178772 Управления Кораблестроения ВМФ СССР от 17.12.1956 г. Основные элементы тактико-технического задания на разработку проекта 58 утверждены Постановлением Совмина СССР №483-238 от 30.04.1957 г.
Основное назначение корабля - борьба с крупными кораблями и корабельными группировками потенциального противника, включая авианосные группы.
Эскизный проект представлен 29.06.1957 г. ЦКБ-53 разработано несколько вариантов эскизного проекта корабля. Лучшим признан вариант компоновки с длинным полубаком и двумя остовами надстроек с двумя башнеподобными мачтами. Впервые на корабле такого класса предусматривалось размещение флагманского командного пункта (ФКП), презназначенного для координации действий группы кораблей по применению ударного вооружения и организации ПВО. Командные пункты (ФКП, ГКП и БИП) располагались не в надстройке, а на нижней палубе корабля. 17.08.1957 г. эскизный проект корабля утвержден решением Главкома ВМФ СССР №779 согласованным с Минсудпромом СССР. 07.09.1957 г. Управление Кораблестроения ВМФ СССР выдало заказ №95619 на разработку технического проекта корабля пр.58. Технический проект представлен ЦКБ-53 31.03.1958 г. и утвержден 15.08.1958 г. решением №С-8/001896 ВМФ и Госкомитета по судостроению Совмина СССР. Основные элементы технического проекта 58 утверждены Постановлением Совмина СССР №1053-502 от 18.09.1958 г. Наконец, 1 сентября 1958 г. ЦКБ-53 приступило к разработке рабочего проекта и выпуску техдокументации проекта 58.
Первоначальными планами предусматривалось строительство серии в 16 кораблей проекта, но к 1960 г. было принято решение о строительстве только 4 кораблей. Обработка металла для корпуса головного корабля проекта начата на ССЗ им.Жданова в Ленинграде 1 апреля 1959 г. Головной корабль проекта "Грозный" заложен на ССЗ им.Жданова в Ленинграде (ныне "Северная верфь") 23.02.1960 г., спущен на воду 26.03.1961 г. при технической готовности 58,6% и передан ВМФ после испытаний 30.12.1962 г. За время Государственных испытаний головной корабль проекта за 1171 ходовой час прошел 16 679 миль. Всего построено 4 корабля проекта.
22-25 июля 1962 г. в ходе учений "Касатка" на Северном флоте велись ракетные стрельбы с эсминца пр.58 "Грозный", еще проходящего испытания. За стрельбами с борта крейсера "Адмирал Ушаков" пр.68бис наблюдал генеральный секретарь ЦК КПСС Н.С Хрущев. После успешных ракетных пусков командующий Северным флотом адмирал Касатонов завел разговор о том, что изменение ранга корабля позволило бы улушить ранги и положение офицеров, которые служат на корабле. Н.С.Хрущев согласился с этим и корабль стал крейсером (ист. - Широкорад). Решение объявлено 4 ноября 1962 г.
Все корабли проекта выведены из боевого состава Флота в 1990-2002 годах.
Ракетный крейсер "Грозный" пр.58 - KYNDA после модернизации, Средиземное море, 30.10.1985 г. (фото - US NAVY, http://www.dodmedia.osd.mil/). | | | | | ДАННЫЕ НА 2019 г. (в работе) НИР "Эхо"
Научно-исследовательская работа по определению облика перспективных стратегических средств воздушного нападения. Работа велась в период с 1968 г. по 1970 г. НИИ-2 (ГосНИИАС). В НИР велось сравнение сверхзвуковых крылатых, дозвуковых крылатых и баллистических ракет класса воздух-земля с целью. определения облика перспективных стратегических ракет подобного типа для вооружения дальней авиации ВВС СССР. Так же в рамках НИР прорабатывался облик перспективного авиационного противорадиолокационного ударного комплекса (ист. - Марковский).
Одним из предложений выработанных в рамках НИР "Эхо" стала идея «встречного подрыва» боеголовки крылатой ракеты при попадании в нее занитных либо авиационных средств перехвата. Считалось, что при массированной атаке над территорией потенциального противника такое воздействие на средства ПВО / ДРЛО, а так же общее поражение территории противника будет велико. По словам Е.А. Федосова, именно «фактор ракеты-недотроги» открыл дорогу разработке таких систем вооружения в СССР.
В результате НИР установлено, что применение относительно недорогих дозвуковых крылатых ракет большой дальности с ядерными боевыми частями за счет скрытности и увеличения точности, в условиях системы ПВО вероятного противника может быть весьма эффективно. Система ПВО противника могла быть преодолена за счет массированности применения КР с эшелонированием налета по времени. Скрытность таких КР могла достигаться за счет размера, конструктивных особенностей, а так же за счет низковысотного полета с огибанием рельефа местности. В 1971 г., опираясь в т.ч. на результаты НИР "Эхо", МКБ "Радуга" вышло с инициативным предложением о создании такой ракеты, но указывая в основном на низкие ТТХ предлагаемой ракеты Министерство обороны СССР от создания подобной ракеты отказалось.
После активизации в 1975 г. работ по КРБД воздушного базирования ALCM в США руководством Министерства обороны СССР принято решение о создании подобного ракетного комплекса. Постановление Совмина СССР о создании КРБД воздушного (Х-55, МКБ "Радуга"), морского и наземного базирования принято 8 декабря 1976 г. | | | | | ДАННЫЕ НА 2018 г. (стандартное пополнение) Комплекс "Пурга, ракета 80Р
Противолодочный ракетный комплекс с неуправляемой баллистической ракетой. Разработка комплекса изначально велась ГСКБ-47, главный конструктор - С.С.Бережков, но позже была передана НИИ-1 ГКОТ. Создание комплекса велось на основании Постановлений ЦК КПСС и СМ СССР от 20 июня 1958 г. и №111-463 от 13 октября 1960 г. "О разработке новых протоволодочных систем". Разработка комплекса велась начиная с 1960 г., создание комплекса дошло до стадии испытаний, но было прекращено в 1964 г. | | | | | ДАННЫЕ НА 2018 г. (стандартное пополнение) РПК-2 "Вьюга-65" / Д-90Т, ракета 81РТ
Ракетный противолодочный комплекс для применения с подводных лодок. По идеологии комплекс подобен противолодочному комплексу Subrock (США) и создавался по аналогии с ним. Разработка комплекса начата по Постановлению Совета министров СССР №111-463 от 13 октября 1960 г. "О создании новых противолодочных ракетных комплексов". Разработка изначально велась под шифром Д-90 в ОКБ-9 (г.Свердловск), генеральный конструктор - Федор Федорович Петров, ведущий конструктор - Н.Г.Кострулин. Вариант ракеты калибром 533 мм получил обозначение Д-90С ("спецзаряд"), вариант калибра 650 мм - Д-90Т ("торпедный"). В ОКБ-9 разработан эскизный проект ракеты с решетчатыми рулями, двигатель для ракеты, проведены экспериментальные исследования - были получены положительные результаты испытаний по движению на начальном участке, на переходном участке и на воздушном участке (источник). План проведения экспериментальных исследований и разработки эскизного проекта комплекса "Вьюга" (тема Б-XII-54) утвержден 31.01.1961 г. ВПК при Совмине СССР. Разработку ядерной боевой части вело ВНИИА (главный конструктор А.А.Бриш), разработка системы управления ракет велась НИИ-25 (позже переименовано в НИИП, главный конструктор А.С.Абрамов). Разработка испытательных стендов В-1 (переработанный плавстенд ПСД-4 от ракеты Р-21) и опытовой подводной лодки для проведения испытаний велась СКБ-143 (главный конструктор А.В.Кутейников).
Для комплекса создавалось два типа ракет с разными ТТХ - для пуска из 533 мм торпедных аппаратов "Вьюга-53" / 81РА и для 650 мм ТА - "Вьюга-65" / 81РТ. Расшифровка обозначений: "РА" - ракета атомная, "РТ" - ракета с торпедой. В первую очередь была начата разработка комплекса "Вьюга-65" как более сложного.
План график испытаний ракеты калибра 533 мм принят в 1963 г. после утверждения эскизного проекта. 20 июля 1964 г. по решению ВПК при Совмине СССР в связи с неудовлетворительными результатами работы по комплексу вместе с группой конструкторов (ОКБ-9-II) переведены в ОКБ-8 (г.Свердловск, позже - ОКБ "Новатор"), главным конструктором комплекса назначен Л.В.Люльев. Перевод темы в ОКБ-8 закреплен решением ВПК от 28 января 1965 г.
Ракета 81РТ (внизу) комплекса "Вьюга-65" (рисунок А.В.Карпенко, http://bastion-karpenko.ru) | | | | | ДАННЫЕ НА 2018 г. (стандартное пополнение) Система ПРО А-135 "Амур-П" / 5Ж60П (полигонный образец) Система ПРО А-135 "Амур" / РТЦ-181 / 5Ж60
Многоканальная система ПРО Центрального промышленного района и города Москва. Проработка модернизированного варианта системы ПРО А-35 - системы А-35М велась НИО-4 ОКБ-30 под руководством Г.В.Кисунько с середины 1960-х годов до его отстранения в 1975 г.
Согласно воспоминаниям первого командующего войсками ПРО и ПКО Ю.В.Вотинцева (ист. - Рубежи) летом 1967 г. комиссией ВПК при Совете министров СССР рассмотрены эскизные проекты перспективных систем ПРО с различными РЛС (основой любой системы ПРО является РЛС с вычислительным центром): - - система "Аврора" с РЛС "Истра" (Г.В.Кисунько)
- - проекта системы с многофункциональной РЛС "Дон-Н" (А.Л.Минц)
- - РЛС "Неман" (Ю.Г.Бурлаков)
Согласно эскизного проекта РЛС "Дон-Н" являлась секторной многофункциональной РЛС обнаружения баллистических целей и наведения противоракет с ФАР. Судя по всему, в качестве основной для будущей системы ПРО А-135 была выбрана именно РЛС "Дон-Н" и по всем РЛС было принято решение о строительстве и испытаниях полигонных образцов. По итогам Госиспытаний в 1980 г. для использования в системе ПРО А-135 из трех РЛС - "Неман", "Дон-2НП" и "Истра-2" - для дальнейшей реализации окончательно выбрана РЛС "Дон" (ист. - Технологии радиолокации).
Параллельно с Г.В.Кисунько работы по предварительному обоснованию создания новой системы ПРО второго поколения по указанию министра В.Д.Калмыкова были начаты в конце 1968 г. группой Минрадиопрома СССР под руководством А.Г.Басистова. К концу 1969 г. концепция двухэшелонной системы ПРО в общих чертах согласована с Министерством Обороны СССР. Предполагалось применение противоракет с ядерными БЧ.
В 1970 г. тематика ПРО полностью перешла под контроль Минрадиопрома СССР - 17 января 1970 г. образовано специализированное ЦНПО "Вымпел" (ПРО, системы предупреждения о ракетном нападении и контроля космического пространства), руководитель научно-технического центра ЦНПО "Вымпел" - А.Г.Басистов. Проработка будущей системы ПРО в НТЦ ЦНПО "Вымпел" велась по теме НИР "Фон-1".
Постановление Совмина СССР №376-119 о создании системы ПРО А-135 со стрельбовым комплексом дальнего перехвата "Амур" и полигонным опытным образцом "Амур-П" вышло 10 июня 1971 г. Первый проект системы ПРО А-135 разработан ЦНПО "Вымпел" в 1971 г. под руководством А.Г.Басистова. Проектом предусматривалось создание трех стрельбовых комплексов "Амур" на расстоянии 600-800 км от Москвы и трех комплексов ближнего перехвата системы С-225, что позволило бы минимизировать ущерб от использования в дальнем эшелоне ПРО противоракет с ядерными БЧ и повысить надежность перехвата атакующих боеголовок. В декабре 1971 г. завершены аванпроект системы А-135 (НИИ радиоприборостроения - НИИРП - Минрадиопрома СССР) и аванпроект стрельбового комплекса "Амур" (НТЦ ЦНПО "Вымпел", главный конструктор - А.Г.Басистов).
| | | | | ДАННЫЕ НА 2021 г. (стандартное пополнение) Система С-225, ракета В-757 Система С-225, ракеты В-758 и В-825 Система С-225, комплекс "Азов" - ABM-X-3 Ракета 5Я26 / ПРС-1 - ABM-X-3A GAZELLE / SH-08 Ракета 5Я27 / В-825 - ABM-X-3B
Проект универсального ограниченно мобильного ЗРК с возможностями ПРО / объектовой системы ПРО с высокоскоростной противоракетой и противоракетой средней дальности действия. В основе аванпроекта наработки НИИ-648 по системе ПРО "Сатурн", которые после закрытия темы, при содействии В.Н.Челомея, переданы в КБ-1 (позже переименовано в ЦКБ "Алмаз", ныне - ОАО "Алмаз-Антей") А.А.Расплетина. Решение Военно-Промышленного Комитета СМ СССР о разработке системы ПРО ограниченного объекта от перспективных аэродинамических целей и одиночных баллистических ракет средней дальности принято в мае 1961 г. Позже на систему была возложена и задача отражения удара одиночной МБР. Разработка системы ПРО поручена КБ-1 Минрадиопрома СССР (министр - В.Д.Калмыков). Генеральный конструктор КБ-1 - А.А.Расплетин, с марта 1967 г. - Б.В.Бункин. Главный конструктор системы ПРО С-225 - Шабанов В.М., позже - Синельников В.Д.
Разработка первого варианта аванпроекта системы начата в 1961 г. в тематической лаборатории КБ-1 под руководством В.И.Маркова (до 1963 г.), заместитель главного конструктора - К.К.Капустян. На стадии первоначального аванпроекта предполагалось использование в качестве РЛС целеуказания РЛС "Программа" (главный конструктор - Ю.Г.Бурлаков), в качестве противоракеты - перспективной ракеты с твердотопливными ПВРД разработки ОКБ-2 МАП (МКБ "Факел") главного конструктора П.Д.Грушина (прототип - ракета В-757). Предварительный аванпроект стрельбового комплекса С-225 завершен в конце 1961 г. В состав системы планировалось включить командный пункт, радиотехнические средства и пусковые установки ракет.
Постановлением Совмина СССР №660-270 от 29 июня 1962 г. и Постановлением №499-174 от 4 мая 1963 г. создание системы зенитного управляемого оружия С-225 поручено КБ-1 Минрадиопрома и ОКБ-2 Минавиапрома СССР. После рассмотрения отчета об испытаниях средств противодействия ПРО "Верба", "Кактус" и "Крот" начаты работы по выработке путей селекции реальных целей в групповой баллистической цели. Принято решение об использовании атмосферной селекции целей - при входе в плотные слои атмосферы боеголовки продолжают движение, а легкие ложные цели отсеиваются. Такой способ селекции требовал повысить требования к ракете-перехватчику. Разработка обновленного проекта системы ПРО для борьбы с гиперзвуковыми аэродинамическими целями и баллистическими ракетами начата КБ-1 в июне 1962 г. под руководством Т.Р.Брахмана и К.К.Капустяна.
Особая благодарность "vuv" (http://militaryrussia.ru/forum/) и другим ветеранам испытаний С-225 за помощь в работе над материалом. РЛС с ФАР РСН-225 / FLAT TWIN измерительного комплекса 5К17, Камчатка. Запечатлена РЛС до окраски в зеленый цвет. (фото из архива ВПК, Дементьев Г. СМУ-304 - ГПТП "Гранит" - ОАО "ГНПО "Гранит". // Военно-промышленный курьер. №7 / 2007 г.). | | | | | МиГ: полет сквозь время
К 80-летию КБ имени А.И.Микояна увидело свет уникальное издание – двухтомник «МиГ»: полет сквозь время». Книга выпущена рекламным агентством АлексВ в Москве в 2020 году (https://store.alexv.ru/). Мне выпало удовольствие ознакомиться с данным изданием и не могу не поделиться некоторыми своими ощущениями об этой книге. 1100 страниц уникальной информации об авиационной технике одного из выдающихся авиационных конструкторских бюро нашей страны и мира – конструкторского бюро Микояна и Гуревича. Без официоза, без пространных мемуарных отвлечений. Только самолеты и авиационная техника! Книга действительно хороша и содержит описания всех самолетов конструкторского бюро с подробностями и большим количеством фото- и графических материалов. Многие закрытые до сих пор страгницы истории отечественного авиастроения становятся раскрытыми. Истории возникновения КБ МиГ посвящена в книге целая глава в которой, наверное, впервые в изданиях такого рода, дается детальная историческая справка по формированию на базе КБ Поликарпова нового конструкторского бюро. Авторами признается существование определенных этических вопросов вокруг действий по изменению бюро Поликарпова во время его отсутствия и рассказывается о возможных причинах действий основного инициатора создания нового КБ – директора авиазавода №1 П.А Воронина. Итогом этой истории стало создание нового истребительного конструкторского бюро и начало работ по высотному истребителю И-200 в 1939 году. | | | | | ДАННЫЕ НА 2021 г. (стандартное пополнение) | | Атомная подводная лодка специального назначения (ПЛАСН) / научно-исследовательская подводная лодка (НИПЛ). Лодка-носитель атомных глубоководных станций (АГС) разработана на базе ПЛАРБ пр.667БДРМ ЦКБ МТ "Рубин" по заказу ГУГИ Министерства обороны России. В 1999 г. ПЛАРБ К-64 пр.667БДРМ - DELTA-IV (зав.№381 / 07381, заложена 18.12.1982 г. на ПО "Севмаш") поставлена к стенке ЦС "Звездочка" (г.Северодвинск) для дальнейшего ремонта с переделкой по пр.09787.
26 февраля 2004 г. ЦКБ МТ "Рубин" заключен контракт №52-04 на проведение ОКР «Грунт-1» - предположительно по созданию комплекса оборудования для ПЛ пр.09787 (источник). В том же 2004 г. в рамках федеральной целевой программы "Мировой океан" принята подпрограмма "Создание технологий для освоения ресурсов и пространств Мирового Океана" в рамках которой разработаны проектно-конструкторские решения по использованию научно-исследовательской подводной лодки (НИПЛ) в интересах освоения шельфа (работы с потенциально-опасными подводными объектами - ППОО, подледная геологоразведка и т.п.). Работы по НИПЛ нашли применение при разработке проекта бортового научно-исследовательского комплекса (КНИБ) заказа №381 (ПЛА пр.09787) и в начатых работах по подготовке проекта постановления Правительства РФ по использованию НИПЛ для коммерческих целей (источник).
08 февраля 2008 г. между ЦС "Звездочка" и ЦКБ МТ "Рубин" заключен договор №178-07/600 на выпуск рабочей конструкторской документации по пр.09787, со сроком исполнения - декабрь 2013 г., сумма договора - 348,6 млн. руб (источник). Договор №85-08/600 на техническое сопровождение переоборудования заказа зав. №381 заключен 13.12.2008 г., срок исполнения – декабрь 2015 г., сумма - 443,7 млн. руб (источник, ЦКБ МТ "Рубин" годовой отчет за 2012 г.). По состоянию на 2012 г. ПЛ находится с вырезанным ракетным отсеком в цехе №15 ЦС "Звездочка", на лодке ведутся работы по переоборудованию. Прогнозируемый срок готовности - 2014 -2015 г.г. В 2015 г. по заказу зав.№381 «Подмосковье» получено заключение ОНТЦ «Румб», АО «ОСК», Минпромторг РФ по уровню цены переоборудования лодки. Заключение направлено в Министерство обороны России для пересмотра цены по контракту (ист. - Годовой отчет ЦС "Звездочка" за 2015 г.).
11 августа 2015 г. состоялся вывод ПЛА БС-64 "Подмосковье" из эллинга ЦС "Звездочка". Передача лодки Флоту ожидалась в конце 2015 г., но в 2015 г. сдача лодки Флоту запланирована на 2016 г. (ист. - Годовой отчет ЦС "Звездочка" за 2015 г.). 22 октября 2016 г. ПЛАСН БС-64 "Подмосковье" вышла из Северодвинска на первый этап ходовых испытаний в Белое море (источник). После ходовых и государственных (ноябрь-декабрь 2016 г.) испытаний ПЛАСН передана Флоту 26 декабря 2016 г. и после передачи Флоту лодка, вероятно, войдет в состав 29-й отдельной бригады подводных лодок Северного флота (губа Оленья).
В декабре 2017 г. проведены испытания модернизированного глубоководного комплекса пр.1083КМ предположительно с лодкой-носителем пр.09787 БС-64 "Подмосковье" (источник).
| | | | | Многоцелевая атомная подводная лодка. Разработка ПЛА пр.971 начата СКБ-143 "Малахит" (г.Ленинград, главный конструктор Георгий Николаевич Чернышов, с августа 1976 г., после 1997 г. - Ю.И.Фарафонтов) по ТТЗ 1972 г. "разработка большой атомной многоцелевой подводной лодки 3-го поколения" в качестве аналога ПЛА пр.945 с заменой в конструкции титановых сплавов стальными. В проекте использованы проработки по малошумным ПЛА пр.991 и пр.958. Краткий эскизный проект (аванпроект) разработан к началу 1976 г. В разработке технического проекта, работа над которым начата по совместному решению МСП и ВМФ от 27 июля 1976 г., принял участие ЦНИИ им. академика А.Н.Крылова (особенно в части снижения шумности ПЛА). Группа главного конструктора сформирована в августе 1976 г. С 1968 г. в НИТИ силами завода «Красное Сормово» начат монтаж берегового прототипа энергетических отсеков ПЛА пр.971- стенда КВ-1. С 1972 г. работы на строительстве прототипа продолжены силами ЛАО. Строительство установки завершено 25 декабря 1975 г., а окончательная сдача в эксплуатацию из-за массы неисправностей, обнаруженных в ходе горячих испытаний, произошла 24 декабря 1976 г. Монтаж системы автоматического управления ГЭУ проводили представители НПО «Аврора» ( ист. - Шумаков). Проектирование: разработка технического проекта лодки велась с сентября 1976 г. по май 1977 г. Одна из основных задач, которая стояла перед разработчиками - удержание ПЛА в рамках водоизмещения заявленного в эскизном проекте. Технический проект рассмотрен 1 ЦНИИ МО СССР (кораблестроения) в июне 1977 г. и утвержден 13 сентября 1977 г. с оговорками, что в процессе разработки чертежей и строительства надо обеспечить еще большее снижение шумности, размещение пусковых установок СГПД, размещение КРБД с возможностью применения по береговым целям. После получения информации о нововведениях на американской ПЛА типа Los-Angeles, которые выразились в установке ГАС с цифровой обработкой сигналов, снижающей влияние собственных шумов ПЛА, а так же с учетом пожеланий руководства ВМФ оснастить ПЛА КРБД " Гранат" (постановление СМ СССР от 26 мая 1978 г.) проект был переработан дополнительно под установку ГАК "Скат-3", что потребовало изменения конструкции корпуса. Проект сдан в 1980 г. ПЛА Chakra / К-152 "Нерпа" пр.971И - Improved AKULA на пути в Индию, конец марта 2012 г. (http://www.militaryphotos.net). | | | | | ДАННЫЕ НА 2020 г. (стандартное пополнение) Комплекс "Агат" Комплекс 9К713 (?) "Агат-1" - STERLITE (?) Фронтовой ракетный комплекс / оперативно-тактический ракетный комплекс увеличенной дальности. Разработка комплекса велась на базе проекта комплекса " Эльбрус" Московским Институтом Теплотехники, главный конструктор - А.Д.Надирадзе. Разработка ракетного комплекса с баллистической ракетой наземного базирования "Агат-1" и авиационного ракетного комплекса с баллистической ракетой "Агат" велась по приказу Министерства оборонной пормышленности и МАП от 27.07.1978 г. ( источник). Сухопутный вариант комплкса создавался в рамках конкурса на замену оперативно-тактических ракет увеличенной дальности " Темп-С" в котором так же участвовал проект комплекса " Волга" КБ Машиностроения. Работы по комплексу "Агат" не вышли из стадии проектирования. Наименование NATO - STERLITE - присвоено нами предположительно исходя из сообщения Глобалсекьюрити.орг (см.экспорт). Индекс ГРАУ 9К713 соотнесен с комплексом "Агат" предположительно.
| | | | | ДАННЫЕ НА 2020 г. (стандартное пополнение) Комплекс 9К712 "Эльбрус"
Фронтовой ракетный комплекс / оперативно-тактическая ракета увеличенной дальности. Скорее всего разработка ракеты начата по Постановлению Совмина СССР №959-319 от 17 октября 1967 г. Разработка комплекса велась Московским институтом теплотехники (МИТ) в начале 1970-х годов. Ракета создавалась для замены ракетного комплекса " Темп-С" с учетом вероятного появления на вооружении стран НАТО ЗРК SAM-D (в будущем - ЗРК "Пэтриот"). Соответственно, в конструкции ракеты "Эльбрус" предполагалось использование разработанного для стратегического комплекса "Темп-2С" комплекса средств преодоления ПРО, а так же других самых современных по тем временам решений. Рассматривался так же проект морского варианта ракеты "Эльбрус-М" в том числе в неяденом оснащении для размещения на корабле-носителе проекта 1080 ВМФ СССР. Главный конструктор - А.Д.Надирадзе, старший инженер проекта и руководитель темы «Эльбрус» - Ю.С. Соломонов (будущий директор и генеральный конструктор МИТа). Аванпроект комплекса выпущен в 1971 г. Эскизный проект комплекса защищен в конце 1973 г. Техпредложение по разработке ракетного комплекса датировано 1974 г. Работы по комплексу “Эльбрус” были прекращены в 1979 г. в связи с загруженностью МИТ работами по созданию стратегических ракетных комплексов. Индекс ГРАУ 9К712 соотнесен с комплексом "Эльбрус" предположительно. Автомномную пусковую установку комплекса "Эльбрус" планировалось разместить на шасси "Основа" БАЗ. На фото прототип шасси БАЗ-6944 "Основа", 1979 г. (источник). | | | | | Атомная глубоководная станция 1 ранга / специальная атомная подводная лодка / глубоководное техническое средство. Проектирование атомных глубоководных станций для выполнения специальных задач на дне Мирового океана начато по Постановлению Совмина СССР 1972 г. о создании автономной атомной глубоководной станции (АГС) пр.1910 "Яуза" (впоследствии заменен на "Кашалот") и комплекса пр.1851. Головным исполнителем проектов определено ЦКБ "Волна" Минсудпрома СССР. По пр.1910 главный констркутор - Е.С.Корсуков, заместитель - С.М.Бавилин. Позже приказом министра судостроительной промышленности для проектирования АГС пр.1910 была создана специальная конструкторская группа под руководством Юрия Михайловича Коновалова. В 1974 г. СПМБ Машиностроения и ЦПБ «Волна» объединены в СПМБМ «Малахит», которому и было поручено сопровождение автономной АГС пр.1910 и комплексов пр.1851 и позже пр.1083. В разработке АГС приняли участие специалисты ЦНИИ им.академика Крылова, ЦНИИКМ "Прометей" (конструкционные материалы), ЦНИИТС, ЦНИИСЭТ, ЛПО "Электросила" и др. В 1972 г. на Ленинградском адмиралтейском объединении (г.Ленинград) начата подготовка к строительству АГС проектов 18510 и 1910. В августе 1976 г. в цехе №9 изготовлена первая секция головного заказа 01401 проекта. Официальная закладка АГС - 20.11.1977 г. В 1978 г. завершено формирование корпуса заказа и выполнены гидравлические испытания. Осенью 1982 г. АГС спущена на воду (25.11.1982 г.) и через 6 месяцев на лодке проведены первые испытания ядерной энергетической установки (май 1983 г.). Осенью 1983 г. АГС отправлена для продолжения испытаний на сдаточную базу ЛАО в Северодвинске.Опыт полученный при создании и испытаниях головной АГС проекта 1910 использован при создании АГС пр.1851. Головная АГС проекта принята ВМФ в опытную эксплуатацию 31.12.1986 г. Строительство серии из трех лодок завершено 16.12.1994 г. передачей ВМФ третьей лодки. Все ПЛА пр.1910 проходили или проходят службу на Северном флоте в составе 29-й отдельной бригады ПЛ ВМФ в Оленьей губе. В октябре 1976 г., в соответствии с Приказом Главкома ВМФ СССР, для эксплуатации глубоководных станций, по образцу отряда космонавтов, был сформирован отряд гидронавтов. Кандидаты в отряд должны были: прослужить на ПЛ ВМФ СССР не менее 5 лет, быть членом КПСС и пройти медицинскую комиссию по требованиям, которым должны были соответствовать космонавты. Формирование отряда было начато на территории 39-й бригады строящихся подводных лодок на улице Римского-Корсакова в Ленинграде. Первым офицером отряда был Платон Александрович Чеботаев, который сформировал отряд и был назначен заместителем командира отряда. Позднее отряду предоставили небольшой городок на Шкиперском протоке, в котором до этого физики исследовали воздействие ядерного излучения на живые организмы. Там отряд просуществовал до 1992 года. Летом 1977 года для обучения, в 15-ю ЦНИИЛ были набраны 23 офицера ВМФ СССР, из которых должны были сформировать два экипажа опытовой АГС АС-13 (пр.1910). Из набранных офицеров был сформирован 6-й отдел 15-й ЦНИИЛ, который организационно подчинялся начальнику 5-го отдела капитану 1 ранга Мазульникову Е.М. В 1979 г. для базового обслуживания АГС и эксплутации их носителей на Северном флоте в губе Оленья начато формирование 29-й отдельной бригады ПЛ КСФ. В 1980 г. первые гидронавты отряда начали эксплуатацию буксируемого комплекса "Селигер" (источник, источник). | | | | | | | Каталог военной техники: Последние комментарии Спасибо за подробности. Да, на СЭТ-53 где-то видел неокрашенный участок в хвостовой... | На МГТ-1 похоже, но пропорции стабилизаторов другие, нет маленького горизонтального... | О, как раз сходится и объясняет наличие 400мм торпеды в арсенале СФРЮ... В ПМТ-1... | Да у них, вроде, всё было под 533мм, и ПЛ, и катера торпедные, под наши торпеды... | ну вот кстати не факт - почему не производили? | Лежит у П-821 "Герой", у которой ТА 533мм, что несколько смущает, но эта явно не... | вообще похоже | Вот это не может быть СЭТ-40? | хм... я понял Вас.. ну, будем копать! Попробуем замерить владивостокские торпеды! | разобрался вроде - размеры и пропорции всех СЭТ-40 одинаковы (сличал)... на торпеде... |
|