| ДАННЫЕ НА 2018 г. (стандартное пополнение) Система ПРО А-135 "Амур-П" / 5Ж60П (полигонный образец) Система ПРО А-135 "Амур" / РТЦ-181 / 5Ж60
Многоканальная система ПРО Центрального промышленного района и города Москва. Проработка модернизированного варианта системы ПРО А-35 - системы А-35М велась НИО-4 ОКБ-30 под руководством Г.В.Кисунько с середины 1960-х годов до его отстранения в 1975 г.
Согласно воспоминаниям первого командующего войсками ПРО и ПКО Ю.В.Вотинцева (ист. - Рубежи) летом 1967 г. комиссией ВПК при Совете министров СССР рассмотрены эскизные проекты перспективных систем ПРО с различными РЛС (основой любой системы ПРО является РЛС с вычислительным центром): - - система "Аврора" с РЛС "Истра" (Г.В.Кисунько)
- - проекта системы с многофункциональной РЛС "Дон-Н" (А.Л.Минц)
- - РЛС "Неман" (Ю.Г.Бурлаков)
Согласно эскизного проекта РЛС "Дон-Н" являлась секторной многофункциональной РЛС обнаружения баллистических целей и наведения противоракет с ФАР. Судя по всему, в качестве основной для будущей системы ПРО А-135 была выбрана именно РЛС "Дон-Н" и по всем РЛС было принято решение о строительстве и испытаниях полигонных образцов. По итогам Госиспытаний в 1980 г. для использования в системе ПРО А-135 из трех РЛС - "Неман", "Дон-2НП" и "Истра-2" - для дальнейшей реализации окончательно выбрана РЛС "Дон" (ист. - Технологии радиолокации).
Параллельно с Г.В.Кисунько работы по предварительному обоснованию создания новой системы ПРО второго поколения по указанию министра В.Д.Калмыкова были начаты в конце 1968 г. группой Минрадиопрома СССР под руководством А.Г.Басистова. К концу 1969 г. концепция двухэшелонной системы ПРО в общих чертах согласована с Министерством Обороны СССР. Предполагалось применение противоракет с ядерными БЧ.
В 1970 г. тематика ПРО полностью перешла под контроль Минрадиопрома СССР - 17 января 1970 г. образовано специализированное ЦНПО "Вымпел" (ПРО, системы предупреждения о ракетном нападении и контроля космического пространства), руководитель научно-технического центра ЦНПО "Вымпел" - А.Г.Басистов. Проработка будущей системы ПРО в НТЦ ЦНПО "Вымпел" велась по теме НИР "Фон-1".
Постановление Совмина СССР №376-119 о создании системы ПРО А-135 со стрельбовым комплексом дальнего перехвата "Амур" и полигонным опытным образцом "Амур-П" вышло 10 июня 1971 г. Первый проект системы ПРО А-135 разработан ЦНПО "Вымпел" в 1971 г. под руководством А.Г.Басистова. Проектом предусматривалось создание трех стрельбовых комплексов "Амур" на расстоянии 600-800 км от Москвы и трех комплексов ближнего перехвата системы С-225, что позволило бы минимизировать ущерб от использования в дальнем эшелоне ПРО противоракет с ядерными БЧ и повысить надежность перехвата атакующих боеголовок. В декабре 1971 г. завершены аванпроект системы А-135 (НИИ радиоприборостроения - НИИРП - Минрадиопрома СССР) и аванпроект стрельбового комплекса "Амур" (НТЦ ЦНПО "Вымпел", главный конструктор - А.Г.Басистов).
| | | | | ДАННЫЕ НА 2021 г. (стандартное пополнение) Система С-225, ракета В-757 Система С-225, ракеты В-758 и В-825 Система С-225, комплекс "Азов" - ABM-X-3 Ракета 5Я26 / ПРС-1 - ABM-X-3A GAZELLE / SH-08 Ракета 5Я27 / В-825 - ABM-X-3B
Проект универсального ограниченно мобильного ЗРК с возможностями ПРО / объектовой системы ПРО с высокоскоростной противоракетой и противоракетой средней дальности действия. В основе аванпроекта наработки НИИ-648 по системе ПРО "Сатурн", которые после закрытия темы, при содействии В.Н.Челомея, переданы в КБ-1 (позже переименовано в ЦКБ "Алмаз", ныне - ОАО "Алмаз-Антей") А.А.Расплетина. Решение Военно-Промышленного Комитета СМ СССР о разработке системы ПРО ограниченного объекта от перспективных аэродинамических целей и одиночных баллистических ракет средней дальности принято в мае 1961 г. Позже на систему была возложена и задача отражения удара одиночной МБР. Разработка системы ПРО поручена КБ-1 Минрадиопрома СССР (министр - В.Д.Калмыков). Генеральный конструктор КБ-1 - А.А.Расплетин, с марта 1967 г. - Б.В.Бункин. Главный конструктор системы ПРО С-225 - Шабанов В.М., позже - Синельников В.Д.
Разработка первого варианта аванпроекта системы начата в 1961 г. в тематической лаборатории КБ-1 под руководством В.И.Маркова (до 1963 г.), заместитель главного конструктора - К.К.Капустян. На стадии первоначального аванпроекта предполагалось использование в качестве РЛС целеуказания РЛС "Программа" (главный конструктор - Ю.Г.Бурлаков), в качестве противоракеты - перспективной ракеты с твердотопливными ПВРД разработки ОКБ-2 МАП (МКБ "Факел") главного конструктора П.Д.Грушина (прототип - ракета В-757). Предварительный аванпроект стрельбового комплекса С-225 завершен в конце 1961 г. В состав системы планировалось включить командный пункт, радиотехнические средства и пусковые установки ракет.
Постановлением Совмина СССР №660-270 от 29 июня 1962 г. и Постановлением №499-174 от 4 мая 1963 г. создание системы зенитного управляемого оружия С-225 поручено КБ-1 Минрадиопрома и ОКБ-2 Минавиапрома СССР. После рассмотрения отчета об испытаниях средств противодействия ПРО "Верба", "Кактус" и "Крот" начаты работы по выработке путей селекции реальных целей в групповой баллистической цели. Принято решение об использовании атмосферной селекции целей - при входе в плотные слои атмосферы боеголовки продолжают движение, а легкие ложные цели отсеиваются. Такой способ селекции требовал повысить требования к ракете-перехватчику. Разработка обновленного проекта системы ПРО для борьбы с гиперзвуковыми аэродинамическими целями и баллистическими ракетами начата КБ-1 в июне 1962 г. под руководством Т.Р.Брахмана и К.К.Капустяна.
Особая благодарность "vuv" (http://militaryrussia.ru/forum/) и другим ветеранам испытаний С-225 за помощь в работе над материалом. РЛС с ФАР РСН-225 / FLAT TWIN измерительного комплекса 5К17, Камчатка. Запечатлена РЛС до окраски в зеленый цвет. (фото из архива ВПК, Дементьев Г. СМУ-304 - ГПТП "Гранит" - ОАО "ГНПО "Гранит". // Военно-промышленный курьер. №7 / 2007 г.). | | | | | МиГ: полет сквозь время
К 80-летию КБ имени А.И.Микояна увидело свет уникальное издание – двухтомник «МиГ»: полет сквозь время». Книга выпущена рекламным агентством АлексВ в Москве в 2020 году (https://store.alexv.ru/). Мне выпало удовольствие ознакомиться с данным изданием и не могу не поделиться некоторыми своими ощущениями об этой книге. 1100 страниц уникальной информации об авиационной технике одного из выдающихся авиационных конструкторских бюро нашей страны и мира – конструкторского бюро Микояна и Гуревича. Без официоза, без пространных мемуарных отвлечений. Только самолеты и авиационная техника! Книга действительно хороша и содержит описания всех самолетов конструкторского бюро с подробностями и большим количеством фото- и графических материалов. Многие закрытые до сих пор страгницы истории отечественного авиастроения становятся раскрытыми. Истории возникновения КБ МиГ посвящена в книге целая глава в которой, наверное, впервые в изданиях такого рода, дается детальная историческая справка по формированию на базе КБ Поликарпова нового конструкторского бюро. Авторами признается существование определенных этических вопросов вокруг действий по изменению бюро Поликарпова во время его отсутствия и рассказывается о возможных причинах действий основного инициатора создания нового КБ – директора авиазавода №1 П.А Воронина. Итогом этой истории стало создание нового истребительного конструкторского бюро и начало работ по высотному истребителю И-200 в 1939 году. | | | | | ДАННЫЕ НА 2021 г. (стандартное пополнение) | | Атомная подводная лодка специального назначения (ПЛАСН) / научно-исследовательская подводная лодка (НИПЛ). Лодка-носитель атомных глубоководных станций (АГС) разработана на базе ПЛАРБ пр.667БДРМ ЦКБ МТ "Рубин" по заказу ГУГИ Министерства обороны России. В 1999 г. ПЛАРБ К-64 пр.667БДРМ - DELTA-IV (зав.№381 / 07381, заложена 18.12.1982 г. на ПО "Севмаш") поставлена к стенке ЦС "Звездочка" (г.Северодвинск) для дальнейшего ремонта с переделкой по пр.09787.
26 февраля 2004 г. ЦКБ МТ "Рубин" заключен контракт №52-04 на проведение ОКР «Грунт-1» - предположительно по созданию комплекса оборудования для ПЛ пр.09787 (источник). В том же 2004 г. в рамках федеральной целевой программы "Мировой океан" принята подпрограмма "Создание технологий для освоения ресурсов и пространств Мирового Океана" в рамках которой разработаны проектно-конструкторские решения по использованию научно-исследовательской подводной лодки (НИПЛ) в интересах освоения шельфа (работы с потенциально-опасными подводными объектами - ППОО, подледная геологоразведка и т.п.). Работы по НИПЛ нашли применение при разработке проекта бортового научно-исследовательского комплекса (КНИБ) заказа №381 (ПЛА пр.09787) и в начатых работах по подготовке проекта постановления Правительства РФ по использованию НИПЛ для коммерческих целей (источник).
08 февраля 2008 г. между ЦС "Звездочка" и ЦКБ МТ "Рубин" заключен договор №178-07/600 на выпуск рабочей конструкторской документации по пр.09787, со сроком исполнения - декабрь 2013 г., сумма договора - 348,6 млн. руб (источник). Договор №85-08/600 на техническое сопровождение переоборудования заказа зав. №381 заключен 13.12.2008 г., срок исполнения – декабрь 2015 г., сумма - 443,7 млн. руб (источник, ЦКБ МТ "Рубин" годовой отчет за 2012 г.). По состоянию на 2012 г. ПЛ находится с вырезанным ракетным отсеком в цехе №15 ЦС "Звездочка", на лодке ведутся работы по переоборудованию. Прогнозируемый срок готовности - 2014 -2015 г.г. В 2015 г. по заказу зав.№381 «Подмосковье» получено заключение ОНТЦ «Румб», АО «ОСК», Минпромторг РФ по уровню цены переоборудования лодки. Заключение направлено в Министерство обороны России для пересмотра цены по контракту (ист. - Годовой отчет ЦС "Звездочка" за 2015 г.).
11 августа 2015 г. состоялся вывод ПЛА БС-64 "Подмосковье" из эллинга ЦС "Звездочка". Передача лодки Флоту ожидалась в конце 2015 г., но в 2015 г. сдача лодки Флоту запланирована на 2016 г. (ист. - Годовой отчет ЦС "Звездочка" за 2015 г.). 22 октября 2016 г. ПЛАСН БС-64 "Подмосковье" вышла из Северодвинска на первый этап ходовых испытаний в Белое море (источник). После ходовых и государственных (ноябрь-декабрь 2016 г.) испытаний ПЛАСН передана Флоту 26 декабря 2016 г. и после передачи Флоту лодка, вероятно, войдет в состав 29-й отдельной бригады подводных лодок Северного флота (губа Оленья).
В декабре 2017 г. проведены испытания модернизированного глубоководного комплекса пр.1083КМ предположительно с лодкой-носителем пр.09787 БС-64 "Подмосковье" (источник).
| | | | | Многоцелевая атомная подводная лодка. Разработка ПЛА пр.971 начата СКБ-143 "Малахит" (г.Ленинград, главный конструктор Георгий Николаевич Чернышов, с августа 1976 г., после 1997 г. - Ю.И.Фарафонтов) по ТТЗ 1972 г. "разработка большой атомной многоцелевой подводной лодки 3-го поколения" в качестве аналога ПЛА пр.945 с заменой в конструкции титановых сплавов стальными. В проекте использованы проработки по малошумным ПЛА пр.991 и пр.958. Краткий эскизный проект (аванпроект) разработан к началу 1976 г. В разработке технического проекта, работа над которым начата по совместному решению МСП и ВМФ от 27 июля 1976 г., принял участие ЦНИИ им. академика А.Н.Крылова (особенно в части снижения шумности ПЛА). Группа главного конструктора сформирована в августе 1976 г. С 1968 г. в НИТИ силами завода «Красное Сормово» начат монтаж берегового прототипа энергетических отсеков ПЛА пр.971- стенда КВ-1. С 1972 г. работы на строительстве прототипа продолжены силами ЛАО. Строительство установки завершено 25 декабря 1975 г., а окончательная сдача в эксплуатацию из-за массы неисправностей, обнаруженных в ходе горячих испытаний, произошла 24 декабря 1976 г. Монтаж системы автоматического управления ГЭУ проводили представители НПО «Аврора» ( ист. - Шумаков). Проектирование: разработка технического проекта лодки велась с сентября 1976 г. по май 1977 г. Одна из основных задач, которая стояла перед разработчиками - удержание ПЛА в рамках водоизмещения заявленного в эскизном проекте. Технический проект рассмотрен 1 ЦНИИ МО СССР (кораблестроения) в июне 1977 г. и утвержден 13 сентября 1977 г. с оговорками, что в процессе разработки чертежей и строительства надо обеспечить еще большее снижение шумности, размещение пусковых установок СГПД, размещение КРБД с возможностью применения по береговым целям. После получения информации о нововведениях на американской ПЛА типа Los-Angeles, которые выразились в установке ГАС с цифровой обработкой сигналов, снижающей влияние собственных шумов ПЛА, а так же с учетом пожеланий руководства ВМФ оснастить ПЛА КРБД " Гранат" (постановление СМ СССР от 26 мая 1978 г.) проект был переработан дополнительно под установку ГАК "Скат-3", что потребовало изменения конструкции корпуса. Проект сдан в 1980 г. ПЛА Chakra / К-152 "Нерпа" пр.971И - Improved AKULA на пути в Индию, конец марта 2012 г. (http://www.militaryphotos.net). | | | | | ДАННЫЕ НА 2020 г. (стандартное пополнение) Комплекс "Агат" Комплекс 9К713 (?) "Агат-1" - STERLITE (?) Фронтовой ракетный комплекс / оперативно-тактический ракетный комплекс увеличенной дальности. Разработка комплекса велась на базе проекта комплекса " Эльбрус" Московским Институтом Теплотехники, главный конструктор - А.Д.Надирадзе. Разработка ракетного комплекса с баллистической ракетой наземного базирования "Агат-1" и авиационного ракетного комплекса с баллистической ракетой "Агат" велась по приказу Министерства оборонной пормышленности и МАП от 27.07.1978 г. ( источник). Сухопутный вариант комплкса создавался в рамках конкурса на замену оперативно-тактических ракет увеличенной дальности " Темп-С" в котором так же участвовал проект комплекса " Волга" КБ Машиностроения. Работы по комплексу "Агат" не вышли из стадии проектирования. Наименование NATO - STERLITE - присвоено нами предположительно исходя из сообщения Глобалсекьюрити.орг (см.экспорт). Индекс ГРАУ 9К713 соотнесен с комплексом "Агат" предположительно.
| | | | | ДАННЫЕ НА 2020 г. (стандартное пополнение) Комплекс 9К712 "Эльбрус"
Фронтовой ракетный комплекс / оперативно-тактическая ракета увеличенной дальности. Скорее всего разработка ракеты начата по Постановлению Совмина СССР №959-319 от 17 октября 1967 г. Разработка комплекса велась Московским институтом теплотехники (МИТ) в начале 1970-х годов. Ракета создавалась для замены ракетного комплекса " Темп-С" с учетом вероятного появления на вооружении стран НАТО ЗРК SAM-D (в будущем - ЗРК "Пэтриот"). Соответственно, в конструкции ракеты "Эльбрус" предполагалось использование разработанного для стратегического комплекса "Темп-2С" комплекса средств преодоления ПРО, а так же других самых современных по тем временам решений. Рассматривался так же проект морского варианта ракеты "Эльбрус-М" в том числе в неяденом оснащении для размещения на корабле-носителе проекта 1080 ВМФ СССР. Главный конструктор - А.Д.Надирадзе, старший инженер проекта и руководитель темы «Эльбрус» - Ю.С. Соломонов (будущий директор и генеральный конструктор МИТа). Аванпроект комплекса выпущен в 1971 г. Эскизный проект комплекса защищен в конце 1973 г. Техпредложение по разработке ракетного комплекса датировано 1974 г. Работы по комплексу “Эльбрус” были прекращены в 1979 г. в связи с загруженностью МИТ работами по созданию стратегических ракетных комплексов. Индекс ГРАУ 9К712 соотнесен с комплексом "Эльбрус" предположительно. Автомномную пусковую установку комплекса "Эльбрус" планировалось разместить на шасси "Основа" БАЗ. На фото прототип шасси БАЗ-6944 "Основа", 1979 г. (источник). | | | | | Атомная глубоководная станция 1 ранга / специальная атомная подводная лодка / глубоководное техническое средство. Проектирование атомных глубоководных станций для выполнения специальных задач на дне Мирового океана начато по Постановлению Совмина СССР 1972 г. о создании автономной атомной глубоководной станции (АГС) пр.1910 "Яуза" (впоследствии заменен на "Кашалот") и комплекса пр.1851. Головным исполнителем проектов определено ЦКБ "Волна" Минсудпрома СССР. По пр.1910 главный констркутор - Е.С.Корсуков, заместитель - С.М.Бавилин. Позже приказом министра судостроительной промышленности для проектирования АГС пр.1910 была создана специальная конструкторская группа под руководством Юрия Михайловича Коновалова. В 1974 г. СПМБ Машиностроения и ЦПБ «Волна» объединены в СПМБМ «Малахит», которому и было поручено сопровождение автономной АГС пр.1910 и комплексов пр.1851 и позже пр.1083. В разработке АГС приняли участие специалисты ЦНИИ им.академика Крылова, ЦНИИКМ "Прометей" (конструкционные материалы), ЦНИИТС, ЦНИИСЭТ, ЛПО "Электросила" и др. В 1972 г. на Ленинградском адмиралтейском объединении (г.Ленинград) начата подготовка к строительству АГС проектов 18510 и 1910. В августе 1976 г. в цехе №9 изготовлена первая секция головного заказа 01401 проекта. Официальная закладка АГС - 20.11.1977 г. В 1978 г. завершено формирование корпуса заказа и выполнены гидравлические испытания. Осенью 1982 г. АГС спущена на воду (25.11.1982 г.) и через 6 месяцев на лодке проведены первые испытания ядерной энергетической установки (май 1983 г.). Осенью 1983 г. АГС отправлена для продолжения испытаний на сдаточную базу ЛАО в Северодвинске.Опыт полученный при создании и испытаниях головной АГС проекта 1910 использован при создании АГС пр.1851. Головная АГС проекта принята ВМФ в опытную эксплуатацию 31.12.1986 г. Строительство серии из трех лодок завершено 16.12.1994 г. передачей ВМФ третьей лодки. Все ПЛА пр.1910 проходили или проходят службу на Северном флоте в составе 29-й отдельной бригады ПЛ ВМФ в Оленьей губе. В октябре 1976 г., в соответствии с Приказом Главкома ВМФ СССР, для эксплуатации глубоководных станций, по образцу отряда космонавтов, был сформирован отряд гидронавтов. Кандидаты в отряд должны были: прослужить на ПЛ ВМФ СССР не менее 5 лет, быть членом КПСС и пройти медицинскую комиссию по требованиям, которым должны были соответствовать космонавты. Формирование отряда было начато на территории 39-й бригады строящихся подводных лодок на улице Римского-Корсакова в Ленинграде. Первым офицером отряда был Платон Александрович Чеботаев, который сформировал отряд и был назначен заместителем командира отряда. Позднее отряду предоставили небольшой городок на Шкиперском протоке, в котором до этого физики исследовали воздействие ядерного излучения на живые организмы. Там отряд просуществовал до 1992 года. Летом 1977 года для обучения, в 15-ю ЦНИИЛ были набраны 23 офицера ВМФ СССР, из которых должны были сформировать два экипажа опытовой АГС АС-13 (пр.1910). Из набранных офицеров был сформирован 6-й отдел 15-й ЦНИИЛ, который организационно подчинялся начальнику 5-го отдела капитану 1 ранга Мазульникову Е.М. В 1979 г. для базового обслуживания АГС и эксплутации их носителей на Северном флоте в губе Оленья начато формирование 29-й отдельной бригады ПЛ КСФ. В 1980 г. первые гидронавты отряда начали эксплуатацию буксируемого комплекса "Селигер" (источник, источник). | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2020 г. (стандартное пополнение) Система А-235 / РТЦ-181М / ОКР "Самолет-М", комплекс 58Р6, ракеты 53Т6М / 45Т6
Многоканальная система ПРО. Разработка модернизированного варианта системы ПРО А-135 задана Постановлением Совмина СССР №585-119 о строительстве системы А-135, которое вышло 7 июня 1978 г. Проектирование системы начато НИИРП ЦНПО "Вымпел" с 1985 г., генеральный конструктор - А.Г.Басистов (по 1998 г.), главный конструктор - Б.П.Виноградов. В соответствии с постановлением Совмина СССР от 15.07.1985 г. №661-202 НИИРП, как подразделение ЦНПО "Вымпел", является головным предприятием России по многоэшелонной системе ПРО в целом, по наземной системе ПРО и системе информационного обеспечения системы ПРО. Первый эскизный проект системы ПРО А-235 предложен А.Г.Басистовым в 1985 г.
В состав системы ПРО А-235 по проекту 1985 г. было предложено включить (ист. - Первов): - командно-вычислительный пуск (КВП) - радиолокационный комплекс "Киев" для информационного обеспечения стрельбовых комплексов; - многоканальные двухэшелонные стрельбовые комплексы "Кивач" с многоканальной РЛС "Нарва" и противоракетами МКБ "Факел" и ОКБ "Новатор"; - огневые комплексы "Илек" с РЛС мм-диапазона; - многоканальный стрельбовой комплекс "Амур" системы ПРО А-135; - оптико-электронный информацмионный комплекс авиационного базирования "Онега"; - стартовые позиции; - ракетно-технические базы.
Разработка системного проекта была проведена в 1985-1989 г.г.
Изначально система А-235 планировалась трехэшелонной: дальний эшелон с ракетами ПРО А-925 / 51Т6, средний эшелон - стрельбовой комплекс 58Р6, ближний эшелон - ракеты ПРС-1М / 45Т6 (результат модернизации ракет ПРС-1 / 53Т6).
Государственный контракт №406/1591 от 31.01.1991 г. заключен с НИИРП на проведение модернизации системы ПРО, работы по расширению боевых возможностей системы А-135 в части увеличения дальней границы зоны поражения, увеличения маневренности ракеты, а также оснащения ракет новой боевой частью (всё вместе - ОКР "Самолет-М"). Наименование ракетно-технического комплекса модернизированной системы ПРО Москвы - РТЦ-181М. Срок готовности модернизированного варианта по госконтракту - 2015 г. Согласно Указу Президента России от 17.02.1995 г. №163 НИИРП определено головным предприятием по модернизации и совершенствованию системы ПРО г. Москвы - системы РТЦ-181 - и созданию системы РТЦ-181М. Генеральный конструктор - А.Г.Басистов. После смерти А.Г.Басистова в 1998 г. генеральным конструктором НИИРП становится Б.П.Виноградов.
Все данные по системе носят предположительный характер и взяты из открытых источников и СМИ. Список источников прилагается.
| | | | | ДАННЫЕ НА 2020 г. (стандартное пополнение) Ракета Р-26 / 8К66 - "SS-8 SASIN" (наименование ошибочно)
Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР). Ракета разрабатывалась ОКБ-586 (ныне - КБ "Южное", г.Днепропетровск, генеральный конструктор - М.К.Янгель) по Постановлению Совета министров СССР от 23 мая 1960 г. о разработке ракеты Р-26, которая создавалась для замены МБР Р-16. Постановлением оговаривался выход на летно-конструкторские испытания уже в декабре 1961 г.
Ракета создавалась как замена МБР Р-16, но с меньшими габаритами и с обеспечением возможности нахождения ракеты в заправленном состоянии до одного года, то есть в 12 раз дольше, чем Р-16. Ракета изначально проектировались для шахтного базирования. В марте 1961 г. защищен эскизный проект ракеты. Ведущим конструктором изделия 8К66 назначен М.И.Галась (до начала июня 1962 г.), его помощником - Ю.А.Андрианов.
23 мая 1961 г. принято Постановление Совмина СССР №548-223 уточняющее требования к ракете - ракета Р-26 оснащалась тем же зарядом, что и МБР Р-16 и Р-9А, должна была иметь дальность 11500-12000 км при стартовом весе около 85 тонн. В качестве основного варианта задавалось шахтное базирование, при этом требовалось проработать и незащищенную пусковую установку. Головным разработчиком определялось ОКБ-586, а в качестве соисполнителей привлекалась кооперация предприятий, участвовавших в создании МБР Р-16. Проектирование боевой стартовой позиции поручено ленинградскому ЦКБ-34, которое практически одновременно занималось шахтным стартом для Р-16. Проведение совместных летных испытаний предусматривалось с I квартала до конца 1962 г.
Снижение габаритов ракеты Р-26 по сравнению с Р-16 достигалось следующим: - энергетические возможности Р-16 (как и Р-9А) были несколько избыточны для используемого боевого оснащения, обеспечивался запас по дальности не менее 1000 км. - полезная нагрузка ракеты определяется весом не только головной части, но и аппаратуры системы управления. В связи с этим конструкторы ОКБ-586 добились включения в правительственное постановление контрольной цифры по весу этой аппаратуры - 200 кг на второй ступени, что соответствовало облегчению почти в 1,5 раза по сравнению с Р-16. - в Постановлении оговаривалось снижение массы заряда боеголовки на 15% по сранвению с реальным образцом, испытанным в 1958 г. С марта по июнь 1962 г. в НИИ-229 проведены огневые стендовые испытания обеих ступеней ракеты. При отработке "горячего" разделения ступеней планировался запуск двигателей второй ступени с пристыкованным макетом первой ступени. Ранее, стендовых испытаниях первой ступени МБР Р-16 стенд был разрушен и потому сейчас представители НИИ-88 высказывали опасение, что упавшая при разделении первая ступень ракеты Р-26 нарушит целостность стендового лотка, а струя двигателя второй ступени разрушит стенд. Чтобы избежать разрушения стенда испытатели прикрепили к корпусу макета первой ступени в качестве своеобразного амортизатора обыкновенную шпалу. После успешного проведения испытаний шпала была упакована, опломбирована представителями ОТК и Заказчика и отправлена "на исследование" в НИИ-88.
Особая благодарность "Практику" (http://military.tomsk.ru/forum) за помощь в подготовке материалов.
Ракеты Р-26 на параде в Москве, 07.11.1964 г. | | | | | ДАННЫЕ НА 2020 г. (в работе) НИР "Калина-ВМФ" пр.777А "Калина" | | Проект неатомной подводной лодки 5-го поколения. Разработка проекта ведется ЦКБ МТ "Рубин". 18 марта 2013 г. СМИ сообщили о том, что ЦКБ МТ "Рубин" приступило к научно-исследовательной работе (НИР) по определению облика неатомной подводной лодки нового (пятого) поколения. 24.04.2013 г. сообщается о том, что начато проектировании лодки - видимо речбь все же о работе над аванпроектом лодки. 05.11.2013 г. газета ОАО "Адмиралтейские верфи" сообщала название проекта нАПЛ 5-го поколения - "Калина". 19.02.2014 г. вице-адмирал Александр Федотенков заявил, что ведутся подготовительные работы по проектированию подводной лодки - видимо, так названы работы по проведению НИР (источник). Собственно, НИР "Калина-ВМФ" завершена в декабре 2014 г. - в результате выполнения исследовательской работы подготовлен аванпроект многоцелевой неатомной подводной лодки с двумя вариантами двигательной установки - традиционным и воздухонезависимым (ВНЭУ, ист. - ОСК. Годовой).
Опытные и конструкторские работы (ОКР) по созданию новой нАПЛ, согласно годовому отчету ОСК за 2014 г., планировалось начать в 2015 г. В интервью 21.01.2016 г. Главком ВМФ Виктор Чирков сообщил, что проектирование нАПЛ "Калина" уже ведется. В 2019 г. работы по проектированию лодки продолжаются (источник).
Серийное производство неатомных подводных лодок 5-го поколения планируется начать не ранее 2020 г. (заявление Главкома ВМФ России Виктора Чиркова, 2013 г.). В 2016 г. заявлено, что строительство головной лодки проекта может начаться раньше - в 2018 г. на "Адмиралтейских верфях" (источник). При этом уже 16.10.2018 г. представитель ОСК в СМИ заявил, что строительство лодки пока не начато из-за отсутствия заказа от Министерства обороны России (источник).
20.10.2020 г. впервые в СМИ назван номер проекта подводной лодки - "777А Калина" (источник).
Макет неатомной ПЛ пр.677Э "Амур-1650" которая, вероятно, послужила отправной точкой проекта 777А "Калина" (Форум АРМИЯ-2015, фото А.В.Карпенко, источник). | | | | | ДАННЫЕ НА 2020 г. (стандартное пополнение) НИР "Исправитель" Комплекс 14Ц034 "Пересвет"
Боевой мобильный лазерный комплекс / комплекс противодействия функционированию оптических средств ИСЗ. В годовом отчете МАК "Вымпел" концерна ПВО "Алмаз-Антей" за 2010 г. заявлено, что одной из задач компании является "создание системы противокосмической обороны (противоспутниковой борьбы) первого этапа развития на основе существующего научно-технического задела и вновь создаваемых комплексов ПКО наземного и воздушного базирования для огневого поражения и функционального подавления низкоорбитальных иностранных космических аппаратов военного назначения" (источник). Предполагается, что для функционального подавления работы электронно-оптических средств ИСЗ потенциального противника было предложено использовать лазерные системы средней мощности.
В 2012 г. Министерством обороны России был объявлен конкурс на проведение НИР «Исследование путей создания наземного мобильного лазерного комплекса теплосилового и функционального поражения воздушных целей» шифр «Исправитель». Конкурс объявленный Министерством обороны 28.06.2012 г. выиграло ГОУ ВПО «МГТУ им. Н.Э. Баумана». Государственный контракт на выполнение НИР № 847/ЗК/2012/ДРГЗ заключен 18.07.2012 г. (ист - Постановление). Кроме МГТУ им.Н.Э.Баумана в конкурсе принимало участие ГСКБ "Алмаз-Антей". Работы по первому этапу НИР "Исправитель" выполнены МГТУ им.Н.Э.Баумана в полном объеме в 2012 г. и приняты Министерством обороны России (ист - Постановление).
Заместитель министра обороны России Юрий Борисов 03 августа 2016 г. выступая на заседании, посвященном 70-летию Российского федерального ядерного центра в Сарове заявил, что опытные образцы систем, использующих новые физические принципы поступили в вооруженные силы России.
1 марта 2018 г. в выступлении перед Федеральным собранием России В.В.Путин впервые публично представил боевой противовоздушный лазерный комплекс, который позже получил название "Пересвет". Вероятно, показанные в видео кадры развертывания боевого лазерного комплекса были сняты в 2017 г. 12 марта 2018 г. заместитель министра обороны России заявил, что комплекс принят на вооружение в 2017 г. и использует ядерную энергетическую установку (источник).
Публичных ТТХ комплекса и данных по разработчику комплекса по состоянию на август 2018 г. нет.
Боевой мобильный лазерный комплекс "Пересвет" в боевом положении, предположительно 2017 г. (кадр из видео Министерства обороны России, 01.03.2018 г.). | | | | | ДАННЫЕ НА 2020 г. (стандартное пополнение) ОКР "Молния"
Противоракета дальнего заатмосферного эшелона перспективной системы ПРО / программа создания новых образцов противоракетной техники. Работы по ОКР "Молния" велись НИИРП в 1980-1990-е годы. Руководитель темы в НИИРП - Голубев Олег Васильевич (источник). Вероятно, создание противоракеты велось в рамках работ по созданию системы ПРО А-235 (ОКР "Самолет-М" / "Самолет-Молния" ?). Разработка модернизированного варианта системы ПРО А-135 задана Постановлением СМ СССР №585-119 о строительстве системы А-135, которое вышло 7 июня 1978 г. Проектирование системы А-235 велось НИИРП ЦНПО "Вымпел" с 1986 г., генеральный конструктор - А.Г.Басистов (по 1998 г.), главный конструктор - Б.П.Виноградов. После смерти А.Г.Басистова в 1998 г. генеральным конструктором НИИРП становится Б.П.Виноградов. В соответствии с постановлением СМ СССР от 15.07.1985 г. №661-202 НИИРП, как подразделение ЦНПО "Вымпел", является головным предприятием России по многоэшелонной системе ПРО в целом, по наземной системе ПРО и системе информационного обеспечения системы ПРО. Первый эскизный проект системы ПРО А-235 вероятно защищен в 1985-1986 г.г.
Изначально система А-235 планировалась трехэшелонной: дальний эшелон с ракетами ПРО аналогичными А-925 / 51Т6, средний эшелон - стрельбовой комплекс 58Р6, ближний эшелон - ракеты ПРС-1М / 45Т6 (результат модернизации ракет ПРС-1 / 53Т6). Государственный контракт №406/1591 от 31.01.1991 г. заключен с НИИРП на проведение модернизации системы ПРО, работы по расширению боевых возможностей системы А-135 в части увеличения дальней границы зоны поражения, увеличения маневренности ракеты, а также оснащения ракет новой боевой частью (всё вместе - ОКР "Самолет-М").
Разработка ракеты дальнего эшелона перехвата велась на базе и в качестве замены противоракет А-925 / 51Т6. Разработчик - ЦКБ "Алмаз". С 1990 г. в рамках работ по расширению боевых возможностей системы ПРО А-135 велись работы по программам "Молния" и "Копье-2А" (ист. - Щит России...). В 1993 г. проведение испытаний по программе создания безъядерного заатмосферного перехватчика "Молния" (так же как и "Копье-2А" и "Пика-М") планировалось осуществить на полигоне Сары-Шаган до 2000 г. (ист - Уникальный...). Испытания ракеты или её прототипа, вероятно, проводились на полигоне Сары-Шаган в октябре-ноябре 2007 г. (ист. - Старостин В.).
Все данные по системе носят предположительный характер и взяты из открытых источников и СМИ. Список источников прилагается.
Противоракета дальнего эшелона перехвата испытывавшаяся по теме ОКР "Молния", полигон Сары-Шаган, вероятно 2007 г. (фото - Михаил Первов, http://www.moskva-kniga.ru). | | | | | ДАННЫЕ НА 2020 г. (стандартное пополнение)
Гиперзвуковая ракета КТРВ / ГЗУР (проект)
Проект гиперзвуковой крылатой ракеты / гиперзвуковой управляемой ракеты (ГЗУР). НИР по созданию гиперзвуковой крылатой ракеты начата дубненским подразделением (бывшее МКБ "Радуга") "Корпорации Тактическое Ракетное Вооружение" по состоянию на август 2011 г. Генеральный конструктор и генеральный директор корпорации "Тактическое ракетное вооружение" ("ТРВ") - Борис Обносов. К декабрю 2017 г. в источнике говорится о совместной разработке дубненского МКБ "Радуга" и головного отделения КТРВ в г.Королев.
Возможно, при создании новой ракеты будут использованы результаты испытаний по теме НИР "Холод-2" и опыт создания экспериментального гиперзвукового аппарата "Игла" (Центральный Институт Авиационного Моторостроения им.Баранова).
23.04.2013 г. в СМИ заявлено, что к началу лета 2013 г. будет разработана целевая программа создания гиперзвукового оружия корпорации "ТРВ": "На базе корпорации образована постоянно действующая рабочая группа, в рамках которой существует 10 подгрупп по различным направлениям". Летом 2013 г. планируется защитить программу в ВПК при Правительстве России (источник).
28 августа 2013 г. российские СМИ сообщили, что "гиперзвуковая ракета создана корпорацией ТРВ, но пока летает лишь несколько секунд" - так вольно было перефразировано заявление Б.Обносова на авиасалоне МАКС-2013 о том, что в России уже были созданы ракеты, которые несколько секунд могли лететь со скоростью 4.5М (видимо подразумовались испытания ракет Х-90 и "Холод" в 1980-1990-е годы).
Наименование "ГЗУР" впервые упомянуто 22.12.2017 г. в источнике - здесь же приведена информация о том, что ракета, вероятно, проходит испытания и с 2020 г. планируется начать серийное производство ракеты темпами до 50 ед. в год. | | | | | ДАННЫЕ НА 2013 г. (стандартное пополнение) Комплекс П-800 / 3К55 "Оникс", ракета 3М55 / К-310 "Оникс" - SS-NX-26 / SS-N-26 STROBILE Комплекс 3К55Э "Яхонт", ракета 3М55Э "Яхонт" - SS-N-26 STROBILE Комплекс 3К55Э "Яшма" (экспортный вариант для ПЛ) Комплекс "Яхонт-А" (авиационный) Противокорабельная крылатая ракета / унифицированная противокорабельная крылатая ракета. Постановление СМ СССР о начале работ по разработке ракеты принято 05.06.1981 г. Эскизный проект разработан и принят НПО "Машиностроение" (ОКБ-52 В.Н.Челомея) 10.03.1982 г. Генеральный конструктор - Г.А.Ефремов, главный конструктор - В.А.Модестов ( источник). С 1991 г. группу разработчиков ракеты возглавил главный конструктор направления Вадим Меркулов ( источник). В 2011 г. организована группа ведущих конструкторов по теме 3М55 (с Сергеем Бунаковым, Денисом Витушкиным, Юрием Воротынцевым и Алексеем Найденовым). Испытания ПКР предполагалось начать в 1987 г., но в 1987 г. провден лишь бросковый пуск ракеты 3М55 с МРК "Накат" пр.1234.7, после чего МРК принят на вооружение. В 1991 г. выпущена техническая документация, освоено производство, проведены наземные испытания ракет. В период с 1992 по 1998 г.г. вероятно проводились испытания подводного варианта ПКР "Оникс" на ПЛАРК К-452 пр.06704 (модернизированная ПЛАРК пр.670М), но по состоянию на 2000 г. испытания не завершены и ракета не принята на вооружение. В надводном варианте испытания проводились на МРК "Накат" пр.1234.7 (см.ниже), в 1996 г. комплекс принят в опытную эксплуатацию ВМФ России. В феврале 1998 г. подписано соглашение с Индией на совместное создание ракетного комплекса BrahMos. После длительных перерывов, государственные испытания на МРК "Накат" пр.1234.7 завершены к концу 2002 г. и Постановлением правительства России от 23.09.2002 г. ПКР 3М55 "Оникс" была принята на вооружение ВМФ. Производство ракет ведется на ПО "Стрела" (г.Оренбург) c 1999 г. ( источник). Отличается от других разработок ОКБ-52 выполнением принципа "выстрелил и забыл", "lo-hi-lo" профилем полета и универсальностью применения с любых стартовых платформ (вода, воздух, земля). Ракета и комплекс "Оникс" предназначены для размещения на надводных (экспортный вариант "Яхонт") и подводных (экспортный вариант "Яшма") судах. Встречалось так же названия комплекса П-800 и П-100. | | | | | ДАННЫЕ НА 2020 г. (в работе) Комплекс К-22 "Буря" / Д-2, ракета Х-22 - AS-4 KITCHEN Комплекс К-22М / Д-2М, ракета Х-22М - AS-4 KITCHEN
Авиационный ракетынй комплекс с крылатой ракетой (противокорабельной, для стрельбы по площадям и позже с противорадиолокационной). Разработка комплекса К-22 с самолетом-носителем "105" (будущий Ту-22) начата дубнинским филиалом ОКБ-155 (с 30.04.1966 г. МКБ "Радуга") по Постановлению Совмина СССР №426-201 от 17 июня 1958 г. Главный конструктор - А.Я.Березняк. Изначально комплекс разрабатывался с двумя вариантами крылатых ракет: с ракетой для поражения высококонтрастных точечных (в т.ч. подвижных) целей, а так же с ракетой для поражения площадных целей с заранее известными координатами. Разработку системы управления и наведения комплекса К-22У вело КБ-1 Государственного Комитета по Радиоэлектронике СССР (главный конструктор В.М. Шабанов, заместители П.Г. Терезовский и П.С Каржавин) в трех вариантах: - - с автономным инерциальным счислителем пути ПСИ
- - с активной радиолокационной ГСН
- - с пассивной радиолокационной ГСН. Пассивная ГСН должна была наводиться на широкий спектр корабельных радиотехнических устройств - РЛС, средства связи и навигации.
Постановлением Совмина СССР от 21 июля 1959 г. ОКБ-155 предписывалось построить для испытаний 2 ракеты Х-22 в 4-м квартале 1959 г. и 3 ракеты в 1-м квартале 1960 г., а так же представить весь комплекс на совместные с ВВС испытания в 1-м квартале 1961 г. Первые образцы ракет для проведения испытаний изготовлены в 1962 г. заводом №256 ГКАТ. Испытания ракет были начаты в том же 1962 г. с борта специально переоборудованного самолета-носителя Ту-16К-22. Испытания ракет Х-22 столкнулись со многими трудностями и затянулись. Государственные испытания комплекса К-22 с ракетой Х-22 с активной радиолокационной ГСН и штатным носителем Ту-22К с РЛС ПН завершились только в 1967 г. В этом же 1967 г. комплекс К-22 с самолетом-носителем Ту-22К был принят на вооружение Дальней Авиации ВВС СССР. Серийный выпуск ракет Х-22 был начат на заводе №256 (с 1966 г. переименован в Долгопрудненский Машиностроительный Завод). Позже выпуск ракет велся так же на машиностроительном заводе в Ульяновске и на других заводах. Создание и испытания ракеты Х-22ПСИ с инерциальной системой наведения ПСИ затянулись и ракета была принята на вооружение только в 1971 г. В 1971 г. группа специалистов МКБ "Радуга" во главе с А.Я. Березняком за создание ракеты Х-22 была награждена Государственной премией СССР. По разработка противорадиолокационного варианта ракеты в 1962 г. было принято отдельное Постановление Совмина СССР, но работы по созданию этого варианта ракеты Х-22 шли с большим трудом и были завершены позже. Подвеска ракеты Х-22 под Ту-22КД ( Якубович Н., Сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22. Выпуск 16 "Армада". М., Экспринт, 1999 г.) | | | | | ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение) Комплекс 15П699, ракета РТ-20П / 8К99 - SS-XZ / SS-X-15 SCROOGE Комплекс 15П099, ракета РТ-20П / 8К99 (шахтный)
Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) / подвижный грунтовый ракетный комплекс. Разработка комплекса велась ОКБ-586 (ныне - КБ "Южное", г.Днепропетровск, генеральный конструктор - М.К.Янгель), ведущий конструктор комплекса - Б.А.Ковтунов (с 1964 г.). Постановлением СМ СССР №316-137 от 4 апреля 1961 г. ОКБ-586 на конкурсной основе с ОКБ-1 предлагалось в течение 1961-1962 г.г. совместно со смежными организациями выполнить соответствующую НИР с последующим ее переводом в ОКР. В основу НИР положено ТТЗ МО СССР по созданию малогабаритной твердотопливной МБР со стартовой массой 25 тонн.
Для работы над НИР ОКБ-586 привлечена широкая кооперация КБ и предприятий по различным направлениям: - разработка высокоэнергетических смесевых твердых топлив, зарядов и их технологии - НИИ-6, НИИ-130, ГИПХ, завод №55 Днепропетровского совнархоза; - разработка конструкционных, жаростойких и теплозащитных материалов и технологии изготовления корпусов и узлов РДТТ - НИИ-13, НИИ-88, ВИАМ, институты АН УССР, НИИГрафит и ВНИИТС Московского совнархоза, НИТИ-40, УкрНИТИ; - разработка бортовой и наземной аппаратуры системы управления, электрооборудования, источников питания и кабельной сети - ОКБ-692, НИИ-944, ВНИИЭМ, ВНИИТ, НИАИ, ОКБ-686; - разработка боевого снаряжения - КБ-11 Минсредмаша СССР; - комплексная проработка вариантов старта - ЦКБ-34; - проведение теоретических и экспериментальных исследований, составлению методик расчета РДТТ - НИИ-1, ЦАГИ, НИИ-88, НИИ-6, НИИ-130, ГИПХ, МВССО СССР, МВССО РСФСР, ИСМ АН УССР.
Особая благодарность "Практику" (http://military.tomsk.ru/forum) за помощь в подготовке материалов.
| | | | | ДАННЫЕ НА 2019 г. (стандартное пополнение) пр.19100 ПД-78 | |
Плавучий док-эллинг специального назначения. Построен судостроительным заводом "Паллада" (г.Херсон) в сентябре 1985 г. и переведен на Балтику (Кронштадт), откуда переведен на Северный флот. Заводской номер 18432 (источник). Плавдок ПД-78 официально передан Флоту в 1986 г. Используется в составе 29-й отдельной бригады (к 2018 г. - дивизии) подводных лодок Северного флота ВМФ России (губа Оленья) для обслуживания атомных глубоководных станций разных типов. Ведомственная принадлежность - ГУГИ Министерства обороны России.
Плавающий док ПД-78, губа Оленья, предположительно 2010-2014 г.г. ( источник). | | | | | ДАННЫЕ НА 2019 г. (стандартное пополнение) "Хаски" (проект) | |
Проект многоцелевой атомной подводной лодки с крылатыми ракетами (ПЛАРК) 5-го поколения. Разработка ПЛА 5-го поколения ведется в СПМБМ "Малахит", о чем впервые сообщено в СМИ 16.12.2014 г. Одновременно сообщается, что разработка ведется КБ в инициативном порядке, без технического задания Министерства обороны России. 17 марта 2016 г. СМИ сообщили название проекта - "Хаски". Первые высказывания руководителей СПМБМ "Малахит" по поводу ПЛА 5-го поколения зафиксированы в СМИ 09.02.2014 г. (источник).
07 июля 2015 г. сообщается (СМИ, 07.07.2015 г., источник), что ПЛА проектируется СПМБМ "Малахит" на одной базовой платформе в двух вариантах: - многоцелевая ПЛА ориентированная на борьбу с ПЛА противника; - противоавианосная ПЛАКР;
08 августа 2016 г. сообщается, что заключен контракт между СПМБМ "Малахит" и Министерством обороны России на разработку лодки. Видимо, речь идет о НИР по разработке облика будущей субмарины, а техническое проектирование лодки начнется после 2020 г. В первой половине 2018 г. СПМБМ "Малахит" успешно защищен перед заказчиком первый этап проектирования ПЛА - аванпроект (источник). В мае 2018 г. сообщается, что проведенные научно-исследовательские работы по проектированию этой подводной лодки "признаны неудовлетворительными" заказчиком, поскольку они "не отвечают требованиям заказчика". Но при этом позже сообщается, что в первой половине 2018 г. СПМБМ "Малахит" успешно защищен перед заказчиком первый этап проектирования ПЛА - аванпроект (источник).
Строительство новой ПЛА планируется начать на ПО "Севмаш" до 2020 г. (СМИ, 28.07.2015 г., источник). Позже сообщается о планах на строительство ПЛА "Хаски" после 2023 г. ПЛА "Хаски" включена в программу судостроения на 2018-2027 г.г.
Других данных нет.
Гипотетический вид ПЛА проекта "Хаски" (MilitaryRussia.Ru, 01.05.2018 г.). | | | | | Каталог военной техники: Последние комментарии ГЧ | Владислав Демченко Wrote:На этом сайте https://karopka.ru/community/user/12840... | На этом сайте https://karopka.ru/community/user/12840 ... &PAGEN_1=1 есть вот такая... | Ребята Масим , Димми есть про РПК Ветер????????????? | ... у меня видимо только фото, которое в статье | хм... ну... оно могет конечно | Комплекс реально работал и не на тех дистанциях и не теми торпедами (Источник, В.В.. Кузнецов)... | Sierra Wrote:Примерно на 80% верно, остальное - тихий бред....ну уж и бред?... дыкть... | Примерно на 80% верно, остальное - тихий бред.... | Отработал! (Спасибо!) |
|