MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.) | Статьи

РТ-20П - SS-X-15 SCROOGE

ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение)
Комплекс 15П699, ракета РТ-20П / 8К99 - SS-XZ / SS-X-15 SCROOGE
Комплекс 15П099, ракета РТ-20П / 8К99 (шахтный)


Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) / подвижный грунтовый ракетный комплекс. Разработка комплекса велась ОКБ-586 (ныне - КБ "Южное", г.Днепропетровск, генеральный конструктор - М.К.Янгель), ведущий конструктор комплекса - Б.А.Ковтунов (с 1964 г.). Постановлением СМ СССР №316-137 от 4 апреля 1961 г. ОКБ-586 на конкурсной основе с ОКБ-1 предлагалось в течение 1961-1962 г.г. совместно со смежными организациями выполнить соответствующую НИР с последующим ее переводом в ОКР. В основу НИР положено ТТЗ МО СССР по созданию малогабаритной твердотопливной МБР со стартовой массой 25 тонн.

Для работы над НИР ОКБ-586 привлечена широкая кооперация КБ и предприятий по различным направлениям:
- разработка высокоэнергетических смесевых твердых топлив, зарядов и их технологии - НИИ-6, НИИ-130, ГИПХ, завод №55 Днепропетровского совнархоза;
- разработка конструкционных, жаростойких и теплозащитных материалов и технологии изготовления корпусов и узлов РДТТ - НИИ-13, НИИ-88, ВИАМ, институты АН УССР, НИИГрафит и ВНИИТС Московского совнархоза, НИТИ-40, УкрНИТИ;
- разработка бортовой и наземной аппаратуры системы управления, электрооборудования, источников питания и кабельной сети - ОКБ-692, НИИ-944, ВНИИЭМ, ВНИИТ, НИАИ, ОКБ-686;
- разработка боевого снаряжения - КБ-11 Минсредмаша СССР;
- комплексная проработка вариантов старта - ЦКБ-34;
- проведение теоретических и экспериментальных исследований, составлению методик расчета РДТТ - НИИ-1, ЦАГИ, НИИ-88, НИИ-6, НИИ-130, ГИПХ, МВССО СССР, МВССО РСФСР, ИСМ АН УССР.

Особая благодарность "Практику" (http://military.tomsk.ru/forum) за помощь в подготовке материалов.


СПУ 15У51 на шасси "объект 821" МБР РТ-20П - SS-X-15 SCROOGE на параде в Москве, 07.11.1967 г. (http://militaryphotos.net).
Автор: DIMMI Создан: 05.04.2011 22:59:25 Комментариев: 103 Читать всю статью

пр.19100 / ПД-78

ДАННЫЕ НА 2019 г. (стандартное пополнение)
пр.19100
ПД-78


Плавучий док-эллинг специального назначения. Построен судостроительным заводом "Паллада" (г.Херсон) в сентябре 1985 г. и переведен на Балтику (Кронштадт), откуда переведен на Северный флот. Заводской номер 18432 (источник). Плавдок ПД-78 официально передан Флоту в 1986 г. Используется в составе 29-й отдельной бригады (к 2018 г. - дивизии) подводных лодок Северного флота ВМФ России (губа Оленья) для обслуживания атомных глубоководных станций разных типов. Ведомственная принадлежность - ГУГИ Министерства обороны России.


Плавающий док ПД-78, губа Оленья, предположительно 2010-2014 г.г. (источник).
Автор: DIMMI Создан: 09.11.2014 16:55:30 Комментариев: 1 Читать всю статью

Хаски (проект СПМБМ Малахит)

ДАННЫЕ НА 2019 г. (стандартное пополнение)
"Хаски" (проект)


Проект многоцелевой атомной подводной лодки с крылатыми ракетами (ПЛАРК) 5-го поколения. Разработка ПЛА 5-го поколения ведется в СПМБМ "Малахит", о чем впервые сообщено в СМИ 16.12.2014 г. Одновременно сообщается, что разработка ведется КБ в инициативном порядке, без технического задания Министерства обороны России. 17 марта 2016 г. СМИ сообщили название проекта - "Хаски". Первые высказывания руководителей СПМБМ "Малахит" по поводу ПЛА 5-го поколения зафиксированы в СМИ 09.02.2014 г. (источник).

07 июля 2015 г. сообщается (СМИ, 07.07.2015 г., источник), что ПЛА проектируется СПМБМ "Малахит" на одной базовой платформе в двух вариантах:
- многоцелевая ПЛА ориентированная на борьбу с ПЛА противника;
- противоавианосная ПЛАКР;

08 августа 2016 г. сообщается, что заключен контракт между СПМБМ "Малахит" и Министерством обороны России на разработку лодки. Видимо, речь идет о НИР по разработке облика будущей субмарины, а техническое проектирование лодки начнется после 2020 г. В первой половине 2018 г. СПМБМ "Малахит" успешно защищен перед заказчиком первый этап проектирования ПЛА - аванпроект (источник). В мае 2018 г. сообщается, что проведенные научно-исследовательские работы по проектированию этой подводной лодки "признаны неудовлетворительными" заказчиком, поскольку они "не отвечают требованиям заказчика". Но при этом позже сообщается, что в первой половине 2018 г. СПМБМ "Малахит" успешно защищен перед заказчиком первый этап проектирования ПЛА - аванпроект (источник).

Строительство новой ПЛА планируется начать на ПО "Севмаш" до 2020 г. (СМИ, 28.07.2015 г., источник). Позже сообщается о планах на строительство ПЛА "Хаски" после 2023 г. ПЛА "Хаски" включена в программу судостроения на 2018-2027 г.г.

Других данных нет.


Гипотетический вид ПЛА проекта "Хаски" (MilitaryRussia.Ru, 01.05.2018 г.).
Автор: DIMMI Создан: 17.03.2016 21:31:29 Комментариев: 3 Читать всю статью

Ракета 9М729 - SSC-X-8

ДАННЫЕ НА 2018 г. (стандартное пополнение)
Ракета 9М729 - SSC-X-8
 
Ракетный комплекс с крылатой ракетой большой дальности наземного базирования. По западным данным, ракета является сухопутным вариантом ракеты 3М14 ракетного комплекса "Калибр-НК" (или чем-то подобным) и разработана ОКБ "Новатор" (г.Екатеринбург). Создание и испытания подобной ракеты в наземном варианте признается западными наблюдателями нарушением Договора о сокращении РСМД, который был подписан в 1987 г. между СССР и США.

По западным данным, испытания ракеты ведутся с 2008 г. (источник). Видимо, в 2014 г. завершены Государственные испытания ракеты 9М729 и её улучшенного варианта (источник). В 2016 г. планируется закупить 8 шасси МЗКТ-7930 для сборки 4 СПУ и 4 ТЗМ на мощностях ЦКБ "Титан" (г.Волгоград, источник). Предположительно, данные СПУ и ТЗМ поступят для испытаний и опытной эксплуатации в 630-й ракетный дивизион (полигон Капустин Яр). Соответственно, есть предположение, что и комплекс и средства комплекса являются модификацией ракетной системы "Искандер-М" с расширенными возможностями детали которых пока неизвестны (март 2016 г.).

Наименование ракеты "9М729" изначально взято из разных зарубежных источников (например, источник). И подтверждено в поздравлении к 70-летию создания 4 ГЦМП МО России (полигон Капустин Яр, март 2016 г.) от генерального конструктора ОКБ "Новатор" Павла Камнева: "Ваш коллектив вносит существенный вклад в разработку ракетных систем различного класса. В этом мы убеждались многократно при проведении испытаний таких ракет, как 9М82, 9М82МД, 9М83, 9М728,9М729, 77Н6-Н, МН-300, 53Т6" (источник).


Сравнение крылатых ракет ОКБ "Новатор" разных типов и поколений (05.12.2015 г., MilitaryRussia.Ru).
Автор: DIMMI Создан: 03.12.2015 00:25:25 Комментариев: 55 Читать всю статью

С-70 Охотник-Б

ДАННЫЕ НА 2018 г. (стандартное пополнение)
Тяжелый ударный БПЛА НИР "Охотник-Б" С-70
 
Тяжелый ударный беспилотный летательный аппарат. Разработка темы НИР "Охотник" по изучению возможности создания ударного БПЛА массой до 20 тонн в интересах ВВС России велась компанией "Сухой" (ОАО "ОКБ Сухого"). Впервые о планах Министерства обороны получить на вооружение ударный БПЛА такого класса заявлено на авиасалоне МАКС-2009 в августе 2009 г. Согласно заявлению Михаила Погосяна в августе 2009 г. проектирование нового ударного беспилотного комплекса должно было стать первой совместной работой соответствующих подразделений ОКБ Сухого и МиГ (проект "Скат"). СМИ сообщили о заключении контракта на выполнение НИР "Охотник" с компанией "Сухой" 12 июля 2011 г. В августе 2011 г. объединение соответствующих подразделений РСК МиГ и "Сухой" для разработки перспективного ударного БПЛА подтверждено в СМИ, но официальное соглашение между "МиГ" и "Сухой" подписано лишь 25 октября 2012 г. 

Техническое задание на ударный БПЛА утверждено Министерством обороны России в первый числах апреля 2012 г. 6 июля 2012 г. в СМИ появилась информация о том, что компания "Сухой" выбрана ВВС России в качестве головного разработчика. Так же неназванный источник в отрасли сообщает, что ударный БПЛА разработки компании "Сухой"  одновременно будет истребителем шестого поколения. По состоянию на середину 2012 г. предполагается, что первый образец ударного БПЛА приступит к испытаниям не ранее 2016 г. Поступление на вооружение ожидается к 2020 г. В 2012 г. в ОАО ВНИИРА проведен отбор патентных материалов по теме "Охотник-Б", а в перспективе планировалось создание систем навигации захода на посадку и руление тяжелых БПЛА по заданию ОАО Компании «Сухого» (источник).

3 октября 2013 г. СМИ сообщают, что первый образец тяжелого ударного БПЛА КБ им.Сухого будет готов в 2018 г. 30 мая 2014 г. заместитель председателя ВПК при Правительстве России Олег Бочкарев подтвердил, что первый полет БПЛА ожидается в 2018 г. В 2014 г. создан первый макет аппарата (источник).

В 2017 г. сообщается, что БПЛА-демонстратор изготовлен на Новосибирском НАПО им.Чкалова и в 2018 г. совершит первый полет. 28 июня 2018 г. СМИ сообщают о первой выкатке БПЛА С-70 на НАПО им.Чкалова в Новосибирске и начале завершающего этапа наземных испытаний БПЛА. Одновременно сообщается, что первый полет С-70 состоится в 2019 г. Позже сообщается, что в ноябре 2018 г. БПЛА начал пробежки по ВПП НАПО с разгоном до скорости 200 км/ч.


Вероятно макет БПЛА С-70 НИР "Охотник-Б" (плакат Министерства обороны России, 2017 г.)
Автор: DIMMI Создан: 08.07.2012 21:27:08 Комментариев: 29 Читать всю статью

РПК-2 Вьюга, ракета 81Р - SS-N-15 STARFISH

ДАННЫЕ НА 2018 г. (стандартное пополнение)
РПК-2 "Вьюга", ракета Д-90 / 81Р / 81РА / "Вьюга-53" - SS-N-15 STARFISH


Ракетный противолодочный комплекс для применения с подводных лодок. По идеологии комплекс подобен противолодочному комплексу Subrock (США) и создавался по аналогии с ним. Разработка комплекса начата по Постановлению Совета министров СССР №111-463 от 13 октября 1960 г. "О создании новых противолодочных ракетных комплексов". Разработка изначально велась под шифром Д-90 в ОКБ-9 (г.Свердловск), генеральный конструктор - Федор Федорович Петров, ведущий конструктор - Н.Г.Кострулин. Вариант ракеты калибром 533 мм получил обозначение Д-90С ("спецзаряд"). В ОКБ-9 разработан эскизный проект ракеты с решетчатыми рулями, двигатель для ракеты, проведены экспериментальные исследования - были получены положительные результаты испытаний по движению на начальном участке, на переходном участке и на воздушном участке (источник). План проведения экспериментальных исследований и разработки эскизного проекта комплекса "Вьюга" (тема Б-XII-54) утвержден 31.01.1961 г. ВПК при Совмине СССР. Разработку ядерной боевой части вело ВНИИА (главный конструктор А.А.Бриш), разработка системы управления ракет велась НИИ-25 (позже переименовано в НИИП, главный конструктор А.С.Абрамов). Разработка испытательных стендов В-1 (переработанный плавстенд ПСД-4 от ракеты Р-21) и опытовой подводной лодки для проведения испытаний велась СКБ-143 (главный конструктор А.В.Кутейников).

Для комплекса создавалось два типа ракет с разными ТТХ - для пуска из 533 мм торпедных аппаратов "Вьюга-53" / 81РА и для 650 мм ТА - "Вьюга-65" / 81РТ. Расшифровка обозначений: "РА" - ракета атомная, "РТ" - ракета с торпедой. В первую очередь была начата разработка комплекса "Вьюга-65" как более сложного.

План график испытаний ракеты калибра 533 мм принят в 1963 г. после утверждения эскизного проекта. 20 июля 1964 г. по решению ВПК при Совмине СССР в связи с неудовлетворительными результатами работы по комплексу вместе с группой конструкторов (ОКБ-9-II) переведены в ОКБ-8 (г.Свердловск, позже - ОКБ "Новатор"), главным конструктором комплекса назначен Л.В.Люльев. Перевод темы в ОКБ-8 закреплен решением ВПК от 28 января 1965 г.


Ракета 81РА комплекса РПК-2 "Вьюга" - SS-N-15 STARFISH (http://forums.airbase.ru, 2009 г.).
Автор: DIMMI Создан: 05.02.2011 19:50:41 Комментариев: 6 Читать всю статью

Х-59МК2 - AS-22

ДАННЫЕ НА 2018 г. (в работе)
Ракета Х-59МК2 - AS-22

Крылатая ракета воздушного базирования. Разработка ракеты начата МКБ "Радуга" (ныне входит в концерн КТРВ) предположительно в начале 2010-х годов на базе ракеты Х-59МК. Ракета предназначена для поражения целей с заранее известными координатами и является аналогом ракет AGM-158 JASSM, Scalp EG/Storm Shadow и Taurus (источник). Конструктивно ракеты выполнена с учетом требований к снижению радиолокационной заметности, а так же с обеспечением применения ракеты с подвеской во внутренних отсеках самолетов-носителей.

В феврале 2018 г. в ходе войсковых испытаний ракет Х-59МК2 были успешно проведены боевые пуски ракет в Сирии с самолетов-носителей Су-57 - об этом 25 мая 2018 г. на коллегии Министерства обороны заявил министр обороны России С.К.Шойгу.



Макет ракеты Х-59МК2 на авиасалоне МАКС-2015 (фото Саида Аминова, https://saidpvo.livejournal.com).
Автор: DIMMI Создан: 03.06.2018 14:50:00 Комментариев: 4 Читать всю статью

9К317М Бук-М3, ракета 9М317М

ДАННЫЕ НА 2017 г. (стандартное пополнение)
Комплекс 9К317М "Бук-М3" / "ЗРК СД", ракета 9М317М



Зенитный ракетный комплекс средней дальности / ЗРК оперативного (армейского) звена ПВО сухопутных войск. Разработка комплекса ведется НИИ Приборостроения им.В.В.Тихомирова. Главный конструктор ЗРК Е.А.Пигин. Разработка ЗРК начата в 1990 г. (ист. - История...). В декабре 1992 г. Президентом России Б.Н.Ельциным подписано распоряжение о модернизации ЗРК "Бук" (источник).

Испытания ЗРК с пусками ракет велись на полигоне Капустин Яр в 2005-2011 годах. В 2006 г. появилась информация о том, что комплекс проходит заводские испытания (источник). Согласно годовому отчету за 2011 г. концерна ПВО "Алмаз-Антей" в 2011 г. проведены государственные испытания ЗРК 9К317М с ЗУР 9М317М (источник). В том числе, успешный пуск по БПЛА-мишени "Рейс" был проведен 14.12.2011 г. (источник). По данным на 2012 г. - государственные испытания ЗРК продолжаются (источник), хотя позже сообщается, что государственные испытания ЗРК успешно завершены в 2011 г. (ист. - История...).

Ракета комплекса 9М317М впервые показана на международной выставке Defendory International - 2006 в Греции, как ЗУР перспективного комплекса "Бук-М3"  (источник).

В сентябре 2007 г. предполагалось принять комплекс на вооружение в 2009 г. (источник, источник), но эти планы не были реализованы. По итогам 2012 г. в первой половине 2013 г. планировалось начать серийное производство средств комплекса (источник), но в конце 2013 г. в СМИ заявлено, что поступление ЗРК "Бук-М3" в ВС России планируется на 2016 г. (источник). Первые бригадный комплект серийных ЗРК "Бук-М3" планировалось поставить вооруженным силам России в 2016 г. В итоге, в октябре 2016 г. в ВС России поставлен первый дивизион ЗРК "Бук-М3" (источник).

Ракета 9М317М производится Долгопрудненским НПП как минимум с 2006г.

В СМИ и не только встречалось обозначение комплекса "РВЗ СД" (видимо, "ракета войсковая зенитная средней дальности"), которое не является официальным и действительно существующим.


Самоходная огневая установка (СОУ) ЗРК 9К317М "Бук-М3" с габаритно-массовыми макетами ТПК на испытаниях на полигоне Капустин Яр (История отечественной радиолокации. М., Столичная энцеклопедия, 2014 г.).

Автор: DIMMI Создан: 29.12.2013 22:42:57 Комментариев: 37 Читать всю статью

Х-59 Овод - AS-13 KINGBOLT

ДАННЫЕ НА 2016 г. (стандартное пополнение)
Х-59 "Овод" / изделие "Д-9" - AS-13 KINGBOLT


Тяжелая тактическая управляемая ракета. Разработка ракеты велась МКБ "Радуга" начиная с 1980 г. (в некоторых источниках указано, что с 1973 г.). Разработка ракеты велась с использованием технологического задела ракеты с телевизионной системой наведения Х-29Т и с использованием некоторых решений отработанных на ракете Х-58. Телевизионная система наведения налагала свои ограничения на скорость полета ракеты, связанные со скоростью реакции оператора наведения. Ракета предназначалась для высокоточного поражения важных тактических объектов прикрытых ПВО.

В 1982 г. были начаты испытания комплекса Су-17М4-59 с самолетом-носителем Су-17М4, ракетой Х-59 м аппаратурным контейнером АПК-9. Эта система ракетного вооружения уже отрабатывалась на бомбардировщике Су-24, однако не была доведена из-за дефектов в части управления. Полученный от Министерства обороны Су-17М4 (№16-09) доработали весьма оперативно, в течение месяца с небольшим, и к концу октября 1982 г. вывели на испытания. Ракета Х-59 подвешивалась на правом подфюзеляжном узле при помощи катапультного устройства АКУ-58, контейнер с аппаратурой управления размещался рядом на левой точке. Облет самолета был произвести летчиком-испытателем ОКБ А.А. Ивановым 1 ноября 1982 г. В рамках заводского этапа испытаний в течение 1982-1983 г.г. были выполнены 86 полетов и семь практических пусков ракет. Испытания Х-59 на Су-17М4 были начаты 28 сентября 1983 г. Затем последовали специальные летные испытания в ГНИКИ ВВС, по программе которых произвели еще 64 полета и девять пусков, правда, только 39 полетов признали зачетными. Полеты выполнялись летчиком ОКБ И.В. Вотинцевым, от ГНИКИ ВВС летали В.А. Олейников, Ю.В. Жуков и В.И. Мостовой (ист. - Марковский).

При некоторых стрельбах достигались заметные успехи: достигались попадания в щит мишени с точностью метр-полтора от "креста", правда, применять Х-59 можно было исключительно днем, при хорошей видимости и контрастности цели (иначе ее толком нельзя было разглядеть на экране, не то что осуществить наведение). Предусмотренное автономное управление для выхода в район цели с последующим ее поиском оказалось не очень надежным, уступая ручному режиму на всем маршруте полета с выводом ракеты на цель. При испытаниях наилучшие результаты достигались при наведении с помощью заметных линейных ориентиров, типа реки, железной дороги или шоссе, выводивших к цели, в противном случае ее обнаружение было проблематичным. Был случай, когда при очередном этапе испытаний на Су-24М зачетная стрельба оказалась под вопросом – мишень было не отыскать на безнадежно ровных просторах степи под Ахтубинском. Проявив смекалку, испытательная бригада одолжила в соседнем колхозе трактор, пропахав в направлении цели полосу в несколько километров. Взрытая черная земля, тянувшаяся к мишени, на экране наведения смотрелась контрастной четкой линией и стала надежным "указующим перстом", позволив решить задачу (ист. - Марковский).

Испытания ракет Х-59 с самолетом-носителем Су-17М4 были успешно завершены к 1984 г. (источник) и ракета была рекомендована для оснащения истребителей-бомбардировщиков ВВС СССР. Применение ракеты Х-59 на Су-17М4 будучи весьма крупным изделием пяти с лишним метров длиной, размещаемая на фюзеляжных узлах ракета едва не касалась земли. Испытания этого ракетного комплекса показали его перспективы, но в серию на Су-17М4 такой вариант вооружения не передавался. Положительному решению препятствовала невысокая надежность системы, страдавшей множеством дефектов. Министерство обороны было за внедрение Х-59, однако с условием дальнейшего увеличения дальности. ОКБ начало проработку документации для закладки в серии, тем не менее, в конце концов, решили ограничиться использованием ракеты на бомбардировщике Су-24М, где функции оператора наведения выполнял штурман (ист. - Марковский).

В 1984 г. за создание "высокоточного авиационного комплекса Х-59" разработчикам была присуждена Государственная премия СССР. Вероятно, ракета Х-59 принята на вооружение ВВС СССР в 1984-1985 г.г. Серийное производство ракеты велось на Смоленском авиазаводе.


Управляемая ракета Х-59 - AS-13 KINGBOLT (http://www.modellmix.su).
Автор: DIMMI Создан: 01.04.2016 21:42:14 Комментариев: 7 Читать всю статью

Комплекс БраМос / BrahMos, ракета СК310 / PJ-10

ДАННЫЕ НА 2018 г. (стандартное пополнение)
Комплекс "БраМос" / BrahMos, ракета СК310 / BrahMos PJ-10
ОКР "Альянс"
Ракета BrahMos block I
Ракета BrahMos block II
Ракета BrahMos block III
Ракета СК-310А / BrahMos-A(авиационная)
 
Противокорабельная крылатая ракета / крылатая ракета для стрельбы по наземным целям. Аналог отечественной крылатой ракеты "Яхонт" / "Оникс" разработки НПО "Машиностроение" (ОКБ-52 В.Н.Челомея) выпускаемый и развиваемый для разных платформ совместным российско-индийским предприятием "BrahMos Aerospace Pvt. Ltd." (образовано 12.02.1998 г.). В 1999 г. начаты работы по комплексу в смежных конструкторских бюро (например, НПО "Искра"). Впервые макет ракеты показан на авиасалоне МАКС-2001. Испытания ракет BrahMos начаты не позже 2001 г., а в январе 2004 г. начато их совместное серийное производство. Ракета BrahMos морского базирования в варианте ПКР (для надводных кораблей) принята на вооружение ВМС Индии в 2006 г. Поступление в части береговой обороны Индии ракетных комплексов наземного базирования началось в 2007 г.

Планируется принять на вооружение разные варианты ракет (по базированию) - сухопутного базирования (колесный транспортер с ТПК вертикального пуска, принят на вооружение), авиационный вариант (носители - Су-30МКИ и др.самолеты ВВС Индии), комплекс для кораблей (принят на вооружение) и подводных лодок ВМС Индии. Индийская сторона занимается созданием системы управления комплекса. Часть комплектующих для ракет BrahMos производит НПО "Стрела" (г.Оренбург, производство ракет). Возможности совместного производства по состоянию на 2009 г. оцениваются в 200 ПКР в год (2005-2006 г.г. - 100 шт в год). Комплекс предлагается на экспорт. Многие характеристики идентичны характеристикам ПКР "Яхонт" / "Оникс".


Пуск ракеты BrahMos block III на полигоне Покхаран в Раджастане, 18.11.2013 г. (фото - Министерство обороны Индии via http://ria.ru).
Автор: DIMMI Создан: 05.09.2010 01:54:01 Комментариев: 61 Читать всю статью

Х-45 Молния

ДАННЫЕ НА 2018 г. (стандартное пополнение)
Ракета Х-45 "Молния"


Противокорабельная ракета большой дальности воздушного базирования. Проектирование ракеты Х-45 с использованием наработок по ракете Х-33, которая создавалась ОКБ П.О.Сухого для вооружения самолета-носителя Т-4 начато в 1968 г. (ист. - Экспозиция) ОКБ-155 (МКБ "Радуга"), где работу по теме Х-45 возглавили А.Я.Березняк, Г.К.Самохвалов и В.А.Ларионов (главный конструктор). В январе 1970 г. заказчику представлен эскизный проект ракеты.

Ракета предназначалась для поражения авианосцев в составе авианосной ударной группы или соединения отдельных кораблей, а так же для поражения наземных радиоконтрастных целей.

В 1964 г. производстве ракет Х-33 планировалось разверуть на заводе №51 им. Лавочкина, но в 1965 г. решением ВПК было предписано подготовить серийное производство ракеты предприятиям МАП СССР под руководством завода №51. По проекту ракеты Х-45 МКБ "Радуга" еще до завершения проектирования - в 1969 г. - начата передача документации на Дубненский машиностроительный завод. Опытная серия ракет находилась в производстве. Согласно некоторым источникам, испытания ракеты были начаты, но не были завершены. Разработка проекта прекращена в 1975 г. (ист. - Экспозиция).

По умолчанию данные ракеты Х-45.


Макет ракеты Х-45 в открытой части экспозиции музея МКБ "Радуга", фото с экспозиции в "Музее археологии и краеведения г.Дубны" (21.10.2017 г., flateric).
Автор: DIMMI Создан: 14.02.2013 17:40:39 Комментариев: 33 Читать всю статью

НИР Вест (проект)

ДАННЫЕ НА 2018 г. (стандартное пополнение)
НИР "Вест"


Проект баллистической ракеты для базирования на подводных лодках (БРПЛ). Работы по аванпроекту ракеты велись в рамках НИР "Вест"  ОКБ-385 (ныне - ГРЦ им.Макеева) во второй половине 1980-х годов. Согласно источникам, изучалось создание относительно малогабаритной ракеты с моноблочной боевой частью. Разработка ракеты, испытания и принятие на вооружение планировались в рамках программы вооружения Флота на 1991-2000 г.г.

Есть вероятность того, что ракета, разрабатывавшаяся по НИР "Вест" могла лечь в основу первоначального варианте технического предложения на разработку ракетного комплекса Д-35, которое прорабатывалось ГРЦ им. В.П.Макеева в 1986-1987 г.г. по заданию ВМФ СССР. Для несения комплекса планировалась разработка ПЛАРБ пр.935 "Борей-2" с 12 БРПЛ (источник).

Работы по НИР "Вест" были прекращены не дойдя до стадии ОКР - проект был закрыт 27 июля 1989 г. решением заместителя Главнокомандующего ВМФ СССР. Одновременно была закрыта и разработка ПЛАРБ пр.935 «Борей-2» (источник).


Модель подводной лодки пр.935 в музее ГРЦ "Рубин" (http://forums.airbase.ru).
Автор: DIMMI Создан: 05.01.2018 02:31:17 Комментариев: 5 Читать всю статью

Новости и обновления статей (2017 г.)

MilitaryRussia в сети Интернет: LiveJournal   Twitter  Youtube  Blogspot

24.12.2017 г. - ВМС Вьетнама провели первый пуск крылатой ракеты 3М-54Э ракетного комплекса Club-S с подводной лодки пр.06361.




24.12.2017 г. - новая статья по крылатой ракете воздушного базирования Х-50 / Х-СД создание которой ведется МКБ "Радуга" КТРВ.

 

 

 

 

01.12.2017 г. - обновлена статья по зенитному ракетному комплексу "Бук-М3".

 

 

 


08.12.2017 г. - по материалам последних публикаций в СМИ обновлена статья по ПЛА пр.885 "Ясень".

 

 

 

24.10.2017 г. - статья по тяжелой МБР  РС-28 "Сармат" дополнена информацией по транспортно-загрузочной машине 15Т527 для комплекса, а так же свежей информацией по планам на бросковые испытания ракеты.

 

 

15.10.2017 г. - статья по атомной глубоководной станции пр.1910 UNIFORM дополнена фотоматериалами последних лет.

 

 

 

05.10.2017 г. - статья по противокорабельной ракете П-700 "Гранит" дополнена информацией о последних испытательных пусках ракеты с кораблей и подводных лодок Северного флота ВМФ России.

 

 


Автор: DIMMI Создан: 02.01.2017 10:38:29 Комментариев: 0 Читать всю статью

Х-50 / изделие 715 / 9-А-5015

ДАННЫЕ НА 2017 г. (в работе)
Ракета Х-50 / Х-СД / "изделие 715"  / 9-А-5015

Крылатая ракета воздушного базирования средней дальности (предположительно). Разработка ракеты начата МКБ "Радуга" (ныне входит в концерн КТРВ) в начале 1990-х годов (источник). Считается, что ракета по своим возможностям является аналогом ракеты AGM-158 JASSM (источник).

24 декабря 2014 г. между ПАО "Туполев" и ГосМКБ "Радуга" заключен контракт №1418187327032010104000204/450/4503М/СЧОКР/2014 на выполнение ОКР "45.03М-715" (источник). Вероятно, ОКР предполагает выполнение комплекса работ по обеспечению применения с самолета-носителя Ту-22М3М / "45.03М" ракеты "изделие 715" разработки ГосМКБ "Радуга". Завершение ОКР предположительно ожидается осенью 2018 г.

Статические и наземные испытания ракеты "изделие 715", судя по всему, проведены в 2016 г. (источник, источник).

По западным данным серийное производство ракеты планируется развернуть в рамках госпрограммы вооружений 2018-2027 г.г. (источник).

Наименование "Х-50" в связке с наименованием "Х-СД" впервые опубликовано 22.12.2017 г. (источник).



Схема новой российской авиационной крылатой ракеты Х-50, выполненная на основе патента АО "Корпорация "Тактическое ракетное вооружение" (КТРВ) с добавлением изображений ракет Х-59МК2 и Х-101 (Пётр Бутовский via Jane's и MilitaryRussia.ru, 24.12.2017 г.).
Автор: DIMMI Создан: 17.11.2017 07:04:20 Комментариев: 11 Читать всю статью

77Я6 Воронеж-М / ДМ / ВП

ДАННЫЕ НА 2017 г. (стандартное пополнение)
77Я6 "Воронеж-М"
77Я6-ДМ "Воронеж-ДМ"
77Я6-ВП "Воронеж-ВП"



РЛС дальнего обнаружения системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН) и контроля космического пространства высокой заводской готовности (ВЗГ). Исследования возможности построения РЛС СПРН высокой заводской готовности начаты НИИДАР в конце 1970-х годов. В ходе этих работ НИИДАР на базе разработок Миннефтегаза СССР разработал, испытал и передал в серийное производство унифицированный контейнер-аппаратурный бокс, удовлетворявший требованиям заказчика и имевший ряд модификаций. Впервые создание РЛС с использованием технологии высокой заводской готовности предложено НИИДАР при разработке РЛС дальнего обнаружения "Селенга" в 1986 г.

Первая модель - РЛС метрового диапазона 77Я6 «Воронеж-М» - разработана и производится ОАО РТИ им.акад.А.Л.Минца (г.Москва), главный конструктор - В.И.Карасев, по состоянию на 2010 г. главный конструктор РЛС ВЗГ-М - В.И.Шустов, заместитель главного конструктора В.П.Савченко. Первая станция "Воронеж-М" в п.Лехтуси (Ленинградская область) начала возводиться НПП "Пирамида" (г.Санкт-Петербург) в мае 2005 г. и заступила на опытно-боевое дежурство в декабре 2006 г. РЛС СПРН полностью принята на вооружение и заступила на штатное боевое дежурство в 2009 г.

Вторая модель - станция 77Я6-ДМ «Воронеж-ДМ» разработана ОАО «НПК НИИДАР» (бывшее НИИ ДАльней Радиосвязи, г.Москва) при участии ОАО РТИ им.акад.А.Л.Минца, главный конструктор - С.Д.Сапрыкин. Головная станция дециметрового диапазона 77Я6-ДМ "Воронеж-ДМ" в Армавире запущена в работу в 2008 г. и поставлена на штатное боевое дежурство 26.02.2009 г.  Успешное испытание ОАО «НПК НИИДАР» в рамках темы ОКР «Республика-П» головного изделия 77Я6-ДМ в Армавире позволило перейти к серийному производству РЛС 77Я6-ДМ. Эксплуатант - космические войска ВС России, с 1 декабря 2011 г. войска Воздушно-Космической Обороны. По состоянию на 2011-2012 г.г. серийное производство РЛС ведет Саранский телевизионный завод (http://www.mil.ru).

Третья модель - 77Я6-ВП «Воронеж-ВП» - так же разработана РТИ им.акад.А.Л.Минца и является развитием РЛС 77Я6 "Воронеж-М".


РЛС СПРН 77Я6 "Воронеж-М", объект 4524, п.Лехтуси, Ленинградская область, 08.08.2009 г. (фото из архива RussianArms.Ru, http://fotki.yandex.ru).
Автор: DIMMI Создан: 29.11.2011 21:18:59 Комментариев: 133 Читать всю статью

БЖРК Баргузин (проект)

ДАННЫЕ НА 2017 г. (стандартное пополнение)
БЖРК ОКР "Баргузин"


Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) / боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК). ОКР по созданию БЖРК начата в 2012 г. и ведется Московским Институтом теплотехники (МИТ). До декабря 2014 г. обсуждалось, что создание комплекса возможно или на базе МБР РС-24 "Ярс" или на базе МБР РС-26 "Рубеж" или с использованием наработок по межконтинентальной БРПЛ 3М30 "Булава". Но в декабре 2014 г. в СМИ появилась информация о том, что комплекс будет включать в свой состав МБР типа "Ярс" или "Ярс-М" (источник).

Маловероятно, что главным конструктором комплекса может быть Ю.С.Соломонов т.к. в своих выступлениях в СМИ он неоднократно выступал против БЖРК как класса ракетных комплексов. До 2020 г. предполагается выполнить ОКР, создать  и провести испытания опытных образцов БЖРК (по планам 2012 г.). После 2020 г. комплексы начнут поступать на вооружение РВСН (источник).

23 апреля 2013 г. заместитель Министра оброны России Юрий Борисов заявил, что в настоящее время ведется эскизное проектирование БЖРК, идет работа по техническим проектам (источник). 18 декабря 2013 г. командующий РВСН генерал-полковник Сергей Каракаев сообщил, что эскизное проектирование завершится  в первой половине 2014 г., но окончательное решение по проектированию БЖРК еще не принято (источник). В итоге эскизное проектирование комплекса завершено в конце 2014 г. (источник). В СМИ сообщается, что по состоянию на середину 2015 г. идет первый этап ОКР по созданию комплекса.

В декабре 2014 г. в СМИ заместитель главкома РВСН заявил, что разработка БЖРК вскоре может начаться, а главком РВСН днем позже заявил, что новый комплекс носит название "Баргузин". Разработка конструкторской документации начата в 2015 г. и её планируется завершить в середине 2016 г. (источник). Хотя позже в декабре 2015 г. источник в российском ОПК сообщил СМИ, что из-за сложной финансовой ситуации сроки работ по созданию "Баргузина" перенесены более чем на один год и завершатся не ранее 2020 г. 12 мая 2016 г. в СМИ появилась информация о том, что "конструкторская документация отработана, создаются отдельные элементы комплекса, но точных сроков его создания и принятия на вооружение нет", ясность по срокам наступит в 2018 г. (источник).

Начало развертывания нового БЖРК ожидается не ранее 2018 г., а скорее всего в 2019 г. (источник). в конце 2015 г. дата начала развертывания комплекса уточнена - 2020 г. (источник).

02.12.2017 г. в СМИ появилась информация о закрытии программы создания БЖРК (источник). Вероятно, по финснсовым причинам, а так же в связи с нецелесообразностью.


Иллюстрации к патенту ЦКБ "Титан" на железнодорожную пусковую установку  (http://militaryrussia.ru via http://www.findpatent.ru).
Цифрами на схеме обозначены: 1 - ж/д-вагон или платформа, 2 - неподвижная подцапфенная балка, 3 - подъемная стрела, 4 - механизм подъема стрелы, 5 - подвижная рама, закрепленная на стреле с возможностью продольного перемещения, 6 - ТПК с ракетой, 7 - телескопические опоры, 8 - опорные плиты, 9 - поворотные тяги для "прицеливания" опорами на рельсы ж/д-полотна.
Автор: DIMMI Создан: 23.04.2013 13:35:08 Комментариев: 44 Читать всю статью

Система С-500 / 55Р6М Триумфатор-М, комплекс 98Ж6М1 - SA-X-26

ДАННЫЕ НА 2017 г. (стандартное пополнение)
Система С-500 "Прометей" / 55Р6М "Триумфатор-М" / "Триумфатор-МР", комплекс 98Ж6М1 - SA-X-26
Система С-1000
НИР "Самодержец", НИР "Властелин-ТП"


Зенитная ракетная система ПВО и ПРО / зенитный ракетный комплекс большой дальности. Разработка системы С-500 ведется ГСКБ концерна ПВО "Алмаз-Антей". В 2002 г. в НПО "Алмаз" подготовлена инженерная записка о создании зенитной ракетной системы 5-го поколения, обозначены основные ТТХ системы. Проработки облика ЗРС начаты в 2003 г. В 2004 г. начато эскизное проектирование ЗРС С-500. В 2005 г. НПО "Алмаз" в рамках Гособоронзаказа на 2005 г. выполнены работы по составной части НИР "Властелин" и работы по НИР "Самодержец-А-А". В 2006 г. решением НТС ВПК при Совмине России и советом директоров концерна ПВО "Алмаз-Антей" предложено определить ГСКБ концерна ПВО "Алмаз-Антей" головным КБ по разработке зенитной ракетной системы ПВО-ПРО 5-го поколения С-500. 27 февраля  2007 г. НТС ВПК при Правительстве России утвердил ГСКБ головным разработчиком Единой Системы Зенитного Ракетного Оружия, включающей в качестве одного из компонентов ЗРС С-500.

2008 г. ГСКБ "Алмаз-Антей" выполняется 4-й этап НИР "Властелин-ТП" ("Триумфатор-Прометей"), ведутся работы по аванпроекту изделия 97Л6 НИР "Властелин-ТП".

2009 г. объявлено о разработке ЗРС С-500 в СМИ, а так же ведется разработка рабочей конструкторской документации по ЗРС С-500. По заказу ОАО «МКБ «Факел» в 2009 г. ОАО "Радиофизика" проводились работы по составной части ОКР «Триумфатор-МР-РФ». Выполнялись этапы 1 «Разработка технического проекта изделия 77Н6.1.Р» и этап 2 «Макетирование изделия 77Н6.1.Р». Работы завершаются в 2010 году. В 2009 г. поступило авансирование работ в размере 13,698 млн.руб., в том числе по этапу 1 – 4,883 млн.руб. и по этапу 2 – 8,815 млн.руб (источник). По заказу ОАО «ГСКБ «Алмаз-Антей» а ОАО "Радиофизика" проводится разработка активной антенной решетки многофункциональной РЛС 77Т6  по СЧ ОКР «Триумфатор-ААР-1». По этапу 1 разработан технический проект на антенную решетку изделия 77Т6. Объем работ в 2009 году в договорных ценах составил 52,790 млн.руб. Одновременно ОАО "Радиофизика" велись работы по СЧ ОКР «Разработка, изготовление, настройка и испытания макета фрагмента АФАР Х-диапазона с оптической запиткой» шифр СЧ ОКР «Триумфатор-М» «ТА-256». В 2009 году выполнялись этапы 1 «Разработка и изготовление макета фрагмента АФАР Х-диапазона с оптической запиткой» и 2 «Настройка и испытания макета фрагмента АФАР Х-диапазона с оптической запиткой». Работы завершаются в 2010 году (в 2009 году поступил аванс по этапу 1 в размере 28,536 млн.руб. По заказу ОАО «ГСКБ «Алмаз-Антей» проводится разработка и изготовление макета подрешетки 1ТА120, а так же изготовление стенда для испытаний и проведение испытаний макета подрешетки (шифр СЧ ОКР «Триумфатор-МКТ-Ф»). По этапу 1 проведено макетирование антенного устройства на базе АФАР с фидерным возбуждением для изделия 77Т6 и испытания узлов макетов. Начаты работы по этапу 2 «Настройка и испытания макета антенного устройства на базе АФАР с фидерным возбуждением для изделия 77Т6» (источник).

2010 г. ГСКБ "Алмаз-Антей" разработан технический проект системы ПВО 55Р6М и технический проект ракетного комплекса 98Ж6М1, подтверждена возможность разработки системы с требуемыми ТТХ, разработаны средства связи для системы ПВО, проведены испытания средств управления натурным экспериментом. Так же в 2010 г. проведено макетирование ракет ЗРС - изделий 77Т6, 77Н6-Н и 77Н6-Н1, создан МИМС (макет) основного компонента системы - зенитного ракетного комплекса 98Ж6М1, проведена автономная отработка программного обеспечения (ист. - Годовой отчет ГСКБ "Алмаз-Антей" за 2009-2010 г.г.).

Название SA-X-26 официально не подтверждено.


Предположительно пусковая установка ЗРС С-500 типа 77П6-1 на шасси МЗКТ-792911 (Новогодний календарь концерна ПВО "Алмаз-Антей" на 2015 г. via Саид Аминов, http://saidpvo.livejournal.com, обработка http://militaryrussia.ru).

Автор: DIMMI Создан: 20.07.2010 02:23:31 Комментариев: 161 Читать всю статью

Х-35 / 3М24 - SS-N-25 SWITCHBLADE / AS-20 KAYAK

ДАННЫЕ НА 2016 г. (стандартное пополнение)
Комплекс "Уран", ракета Х-35 / 3М24 / "изделие 78" - SS-N-25 SWITCHBLADE
Комплекс "Уран", ракета Х-35 / 3М24 / "изделие 78" - AS-20 KAYAK / AS-X-20 Harpoonski
 
Противокорабельная крылатая ракета. Предварительная проработка проекта малогабаритной ПКР велась ОКБ "Звезда" начиная с 1977 г. Решение о создании ракеты для корабельного ракетного комплекса "Уран" принято Постановлением ЦК КПСС от 16 марта 1983 г. после изучения опыта применения ПКР "Экзосет" в ходе англо-аргентинского конфликта (май 1982 г.). Разработка выполнялась ОКБ "Звезда" (бывшее ОКБ-455, ныне входит в КТРВ), генеральный конструктор - В.Н.Бугайский (позже - В.Г.Галушко). Главный конструктор комплекса - Георгий Иванович Хохлов. Главный конструктор направления (на 2015 г.) - Николай Анатольевич Васильев (источник). Первый вариант эскизного проекта ракеты рассмотрен в 1983 г. и из-за несоответствия требованиям по характиристикам радиолокационной ГСН отправлен на доработку (источник). По данным источников еще одно Постановление о разработке комплекса принято Совмином СССР 16 апреля 1984 г. (источник).

Испытания. Первый пуск с полигонной наземной пусковой установки планировалось провести 4 ноября 1985 г., но из-за сбоя автоматики (выдавалась неверная информация об открытии крышек ТПК) пуск не состоялся. Первый успешный  пуск проведен (со второй попытки в этот день) 5 ноября 1985 г. на полигоне 31-го испытательного центра Министерства обороны СССР (Феодосия, Крым). По программе пуска предполагалось, что ракета пролетит 40 км. Ракета успешно вышла из ТПК, пролетела около 50 метров и упала в море (источник). Данный пуск считается первым пуском в программе летно-конструкторских испытаний ПКР Х-35.

Первый публичный показ ракеты состоялся на выставке "Мосаэрошоу-1992".

Ракета Х-35 предназначена для поражения ракетных, торпедных, артиллерийских катеров, надводных кораблей водоизмещением до 5000 тонн и морских транспортов.


Ракета Х-35Э без стартового двигателя на одном из военно-морских салонов в Санкт-Петербурге, 2000-е годы (http://army.lv/).
Автор: DIMMI Создан: 02.02.2016 13:28:30 Комментариев: 2 Читать всю статью

К-37 / Р-37 / РВВ-БД - AA-13 ARROW

ДАННЫЕ НА 2017 г. (стандартное пополнение)
К-37 / Р-37 / "изделие 610" - AA-X-13 ARROW

К-37М / РВВ-БД
/ "изделие 610М" - AA-13 ARROW

 
Ракета "воздух-воздух" большой дальности. В 1981 г. представлено техническое предложение по новому перехватчику МиГ-31М с ракетами К-37. Разработка более совершенной ракеты аналогичной ракете К-33 для вооружения перехватчика МиГ-31М начата  ГосМКБ "Вымпел" по Постановлению Совмина СССР от 8 апреля 1983 г. Эскизный проект ракеты К-37 защищен в 1983 г. Первый полет прототипа МиГ-31М (серийный №05-01-01) состоялся 21 декабря 1985 г. Испытания ракеты начаты в 1988 г. автономными баллистическими пусками ракет без системы управления (10 пусков). В 1989 г. в испытаниях участвовали программные ракеты без системы наведения (4 пуска) - совершающие полет под управлением автопилота по программе. В том же 1989 г. начаты испытания ракет с системой наведения (2 пуска).

Первое появление на публике - Минский показ новой авиационной техники (Мачулищи, март 1992 год) - ракеты были показаны на подфюзеляжной подвеске МиГ-31М (6 ракет на АКУ-610 под фюзеляжем). Ракета переняла многие черты прототипа - ракеты К-33 / AA-9. В апреле 1994 г. Президент России Б.Н.Ельцин поздравил создателей ракеты с успешным поражением воздушной цели на рекордной дальности 304 км. Испытания ракеты продолжались по 1997 г.

Вероятно, после 1997 г. в связи с нарушением работы кооперации с предприятиями Украины, которые были задействованы в создании систем наведения ракеты, принято решение о разработке системы наведения с использованием только российских компонентов.

По состоянию на 2007 г. корпорацией "Тактическое Ракетное Вооружение" (КТРВ) в лице ГосМКБ "Вымпел" ведется разработка ракеты РВВ-БД, которая является почти полным аналогом ракеты К-37. До конца 2011 г. планировалось завершить государственные испытания ракеты. Серийное производство по состоянию на август 2011 г. решено начать. В течение 2011 г. велась подготовка серийного производства ракеты. 13.02.2012 г. главком ВВС А.Зелин заявил, что на завершающем этапе испытаний находится новая ракета дальнего действия для самолетов МиГ-31БМ. Ракета будет принята на вооружение в ближайшее время.

В 2014 г. ракета РВВ-БД принята на вооружение ВВС России, официально начато её серийное производство (Вестник КТРВ. №8 / 2015 г.). По состоянию на осень 2017 г. информации о поступлении в войска ракеты нет.



Запуск маршевого двигателя ракеты К-37/ РВВ-БД - AA-13 ARROW (рисунок Александра Ярцева, 2014 г., источник).
Автор: DIMMI Создан: 25.01.2009 00:58:18 Комментариев: 9 Читать всю статью

9К37 Бук - SA-11 GADFLY

ДАННЫЕ НА 2017 г. (в работе)
Комплекс 9К37 "Бук", ракета 9М38 - SA-11 GADFLY
Комплекс 9К37М1 "Бук-М1", ракета 9М38 - SA-11 GADFLY
Комплекс 9К37М1-2 "Бук-М1-2", ракеты 9М38 и 9М317 - SA-11 GADFLY


Зенитный ракетный комплекс средней дальности / ЗРК оперативного (армейского) звена ПВО сухопутных войск. Разработка комплекса велась НИИ Приборостроения им.В.В.Тихомирова. Главный конструктор ЗРК - А.А.Растов.

Разработка комплекса на замену войкового ЗРК "Куб" начата по Постановлению Совмина СССР от 13 января 1972 г. почти тем же составом предприятий, которые создавали ЗРК "Куб":
  • • Научно-исследовательский институт Приборостроения имени В.В.Тихомирова (бывшее ОКБ-15 ГКАТ):
  •      - комплекс вцелом  (главный конструктор А.А.Растов);
  •      - командный пункт 9С470 (ведущий конструктор Г.Н.Валаев, позже - В.И.Сокиран);
  •      - самоходные огневые установки 9А38 (ведущий конструктор В.В.Матяшев);
  •      - полуактивная радиолокационная ГСН 9Э50 ракеты 9М38 (ведущий конструктор И.Г.Акопян);
  • • НИИ измерительный приборов (НИИИП) МРП - станция обнаружения и целеуказания 9С18 "Купол" (главный конструктор А.П.Ветошко, позже - Ю.П.Щекотов);
  • • ОКБ "Новатор" - ракета 9М38 (главный конструктор Л.В.Люльев);
  • • МКБ "Старт" (бывшее ОКБ-203 ГКАТ) - пуско-заряжающая установка 9А39 (главный конструктор А.И.Яскин);
  • • ОКБ-40 Мытищинского машиностроительного завода (ММЗ) - шасси средств комплекса (главный конструктор Н.А.Астров);

Одновременно с созданием ЗРК для сухопутных войск с ракетой 9М38 предполагалось создание морского ЗРК М-22 "Ураган".

Изначально планировалось завершить разработку ЗРК во втором квартале 1975 г., но когда стало ясно, что задача несколько сложнее, чем казалось, было принято решение разделить разработку ЗРК на два этапа (Постановлением Совмина СССР от 22 мая 1974 г.):

  • • Первый этап предусматривал разработку ЗУР 9М38 и самоходной огневой установки 9А38 и включение их в качестве ЗРК 9К37-1 "Бук-1" в состав ЗРК 2К12 «Куб-М3». Предполагалось включить по одной самоходной огневой установке 9А38 в состав каждой батареи ЗРК "Куб-М3". Совместные испытания такого ЗРК планировалось начать в сентябре 1974 г. В такой комплектации ЗРК стал называться 2К12М4 "Куб-М4" и был принят на вооружение в 1978 г.
  • • Второй этап предусматривал создание собственно ЗРК "Бук" в составе станции обнаружения 9С18, командного пункта 9С470, самоходной огневой установки 9А310, пуско-заряжающей установки 9А39 с зенитными управляемыми ракетами 9М38.

Испытания ЗРК 9К37-1 "Бук-1" проходили на полигоне в Эмбе с августа 1975 г. по октябрь 1976 г. в составе самоходной установки разведки и наведения (СУРН) 1С91М3, самоходной огневой установки (СОУ) 9А38, самоходной пусковой установки (СПУ) 2П25М3, с ракетами 3М9М3 и 9М38, с машиной технического обслуживания (МТО) 9В881. Под наименованием ЗРК 2К12М4 "Куб-М4" комплекс принят на вооружение ПВО сухопутных войск СССР в 1978 г. После начала серийного производства новый ЗРК поступал в войска.

Совместные испытания ЗРК "Бук" в полном составе (без средств ЗРК "Куб") подводились на полигоне Эмба с ноября 1977 г. по марта 1979 г. В 1980 г. ЗРК 9К37 "Бук" в полном составе был принят на вооружение.


ЗРК 9К37М1. Слева направо: командный пункт 9С470М1, СОЦ 9С18М1 "Купол-М1", СОУ 9А310М1, ПЗУ 9А39М1 и транспортная машина 9Т229 на шасси КрАЗ-255Б (фото Леонида Якутина, архив http://vpk-news.ru).

 

Автор: DIMMI Создан: 02.04.2017 20:39:32 Комментариев: 1 Читать всю статью

Каталог военной техники:



Наши партнеры:






free counters

Последние комментарии

good viseo from Syriait shows coastal defence missileshttp://www.youtube.com/watch...
rambo54 2011-12-29 20:15
party
Sierra 2010-10-12 22:51