MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.) | Статьи

пр.1851 / 18510 / 18511 - X-RAY / PALTUS

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
Комплекс пр.1851, лодка пр.18510 "Нельма" - X-RAY / NELMA
АС-23
пр.18511 "Палтус" - PALTUS

АС-21
АС-35

Атомная глубоководная станция / специальная атомная подводная лодка / глубоководное техническое средство (подобные наименования используются в некоторых источниках). Приказом Минсудпрома СССР от 1 июля 1970 т. ЦПБ «Волна» (впоследствии с 23.02.1974 г. - СПМБМ «Малахит») было определено головным КБ по проектированию глубоководных обитаемых технических средств освоения океана и в это бюро до конца года были переданы все работы по проектированию этих средств из других конструкторских бюро Минсудпрома. В 1972 г. в ЦПБ «Волна» под руководством главного конструктора Е.С.Корсукова были выполнены эскизные проекты глубоководных комплексов проектов  1910 и 1851, утвержденные постановлением Правительства СССР, которым определялись их основные тактико-технические элементы (ТТЭ), сроки создания и кооперация соисполнителей по проектам 1910 и 1851. В том же 1972 г. приказом министра Минсудпрома СССР главным конструктором проекта 1851 назначают С.М.Бавилина, а группа главного конструктора Е.С.Корсукова была сконцентрирована на создании проекта  1910Головным исполнителем проектов определено ЦКБ "Волна" Минсудпрома СССР. Главный конструктор комплекса пр.1851 С.М.Бавилин. На должность заместителей Бавилин С.М. пригласил Терешкина В.М. и Дубницкого Д.Н., на должность ведущих конструкторов - Уварова В.А. и Дешкина Е.А., а главным конструктором энергетической установки - Романова Б.Л. При проектировании вероятно был учтен опыт эксплуатации глубоководного комплекса "Селигер".

Атомная глубоководная станция могла эксплуатироваться самостоятельно, но штатно её планировалось использовать с подводной лодкой-носителем. Лодка-носитель с АГС прибывала в район проведения работ, АГС расстыковывалась с лодкой-носителем и выполняла работы на дне самостоятельно. После чего пристыковывалась обратно к носителю для пополнения запасов либо в связи с прекращением работ. 

В 1972 г. на Ленинградском адмиралтейском объединении начата подготовка к строительству АГС проектов 18510 и 1910. В 1973 г. завершен технический проект АГС пр.18510. После защиты технического проекта главным конструктором С.М.Бавилиным было предложено полностью изменить техпроект - особенно в части энергетической установки. Решение было поддержано заказчиком в лице Главкома ВМФ СССР С.Горшкова. В 1974 г. СПМБ Машиностроения и ЦПБ «Волна» были объединены в СПМБМ «Малахит», которому и было поручено сопровождение разработки и строительства АГС пр.1910 и комплекса пр.1851. В разработке АГС приняли участие специалисты ЦНИИ им.академика Крылова, ЦНИИКМ "Прометей" (конструкционные материалы), ЦНИИТС, ЦНИИСЭТ, ЛПО "Электросила" и др.

В качестве носителя АГС была определена переоборудованная ПЛАРК пр.675. Проект модернизации по пр.675Н был поручен ЛПМБ "Рубин". Флот выделил для модернизации по проекту ПЛАРК К-170 пр.675 11-й дивизии 1-й флотилии ВМФ СССР. После модернизации лодка получила название КС-86. Переоборудование ПЛА-носителя начато на СРЗ "Звездочка" в Северодвинске в январе 1973 г. и завершено в 1981 г. 

В 1978 г. в сформированный ВМФ отряд гидронавтов для обучения были набраны 1-й и 2-й экипажи головной станции АС-23 комплекса пр.1851. 

В феврале 1977 г. подписан приказ о начале строительства головной АГС проекта (заказ 01429). При создании АГС проекта использовался опыт строительства и испытаний головной АГС  пр.1910 "Кашалот". Официальная закладка головного заказа - 25.09.1981 г. Спуск на воду -  29.09.1983 г. Швартовные испытания заказа проводились в Ленинграде до осени 1984 г., когда АГС была переведена в Северодвинск на сдаточную базу ЛАО. Головная АГС проекта - АС-23 - в ходе прохождения испытаний в 1986 г. впервые осуществила подводную стыковку с лодкой- носителем КС-86 проекта 675Н (источник). После сложных испытаний в ходе которых устранялись различные проблемы с оборудованием головная АГС проекта 18510 была принята Флотом 30.12.1986 г. Капитан АГС в ходе испытаний - В.Ю.Терехов (ист. - Адмиралтейские верфи).

По состоянию на осень 2011 г. ПЛ АС-23 уже несколько лет находилась в Северодвинске у стенки СРЗ "Звездочка". 2 февраля 2012 г. во время пресс-тура АГС АС-23 была обнаружена в цеху СРЗ "Звездочка", где, вероятно, проходила ремонт. Позже, так же находится у стенки СРЗ "Звездочка".

В западных СМИ иногда упоминается существование недостроенной третьей АГС пр.18511 строительство которой якобы не было завершено. Данная информация кажется нам сомнительной.


АГС пр.18511 "Палтус" - PALTUS (MilitaryRussia.Ru, 02.05.2018 г., использован рисунок HISutton).

Автор: DIMMI Создан: 24.06.2011 20:01:37 Комментариев: 68 Читать всю статью

Каталог военной техники:



Наши партнеры:






free counters

Последние комментарии

А зачем открыта еще одна ветка по этой теме, если уже есть ветка viewtopic.php?f...
Случайный 2022-09-21 17:11
Статья опубликована, но еще есть что дополнить
DIMMI 2022-09-20 20:49
dimon-13 Wrote:Vanguard Wrote:блок 15Ф144 массой 650 кг какую мощность имеет?По...
Д.Б... ББ НЕ БОЛЕЕ 200 кг... Остальное миазмы, маразмы и ваще поллюции. Унификация...
Sierra 2022-06-05 23:26
dimon-13 Wrote:По моим предположениям 15Ф144 имеет вес 658 кг и мощность 900 кт...
Случайный Wrote:Действительно, ББ 15Ф158У в постсоветских книжках КБЮ назывался...
[ img ]Судя по расположению блоков было два типа ББ.
oldstaryi 2022-05-30 14:15
Случайный Wrote:Действительно, ББ 15Ф158У в постсоветских книжках КБЮ назывался...
15А14, 15А15, 15А35 и 15Ж45 в музее. Хай-рез.
mpashnev 2020-05-13 19:26
Заинтересовала типичная янгелевская форма ГЧ у объекта на фото.Никакой янгелевской...
Sierra 2019-10-20 02:24