| ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение) "Малышка" / МТТ Комплекс "Пакет" / "Пакет-НК"
Малогабаритная тепловая противолодочная торпеда / торпеда-компонент комплекса "Пакет". Разработка торпеда начата в 2001 г. совместно НИИ "Мортеплотехника", ГНПП "Регион" и заводом "Дагдизель" (г.Каспийск). Головной разработчик - ГНПП "Регион", НИИ "Мортеплотехники" обеспечивали создание энергодвижительного модуля торпеды. Наименование НИР по созданию торпеды - "Малышка". Согласно официальным описаниям торпеда может применяться не только против подводных лодок, но и против надводных кораблей. Торпеда применяется надводными кораблями. подводными лодками, в составе ракетных противолодочных комплексов, а так же с авиационных носителей. По состоянию на 2010 г. торпеда предлагается на экспорт.
Торпеда МТТ ( http://www.oborona.ru). Торпеда МТТ и её компоновочная схема: АМ - аппаратурный модель, БЗО - боевое зарядное отделение, ОА - отсек адаптации, РО - резервуарное отделение, СО - силовое отделение, ХО - хвостовое отделение ( http://www.gidropribor.ru). | | | |
| ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение) ОКР "Безмолвие"
Опытная малошумная противолодочная торпеда. Разработка по теме ОКР "Безмолвие" велась ЦНИИ "Гидроприбор" с 1975 г., главный конструктор - Б.А.Казнаков. Торпеду предполагалось оснастить системой телеуправления. По состоянию на 1977 г. разработка темы не была завершена. | | | |
| |
| ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение) АПР-1 "Кондор" Авиационная противолодочная ракета / реактивная торпеда. Разработана ГСКБ-47. Для изучения особенностей работы реактивного двигателя под водой НИИ-1 МОП СССР в августе 1958 г. в районе Феодосии проведена серия экспериментов со специальным судном ГСК-17. Постановлением СМ СССР №1111-463 вышедшем в 1960 г. "О средствах противолодочной обороны" предусматривалось создание противолодочной ракеты. Головной разработчик - ГСКБ-47, разработчик систему управления - ЦНИИ-173 (ЦНИИАГ). Главный конструктор - С.С.Бережков (с 1964 г. - А.И.Зарубин), заместители - А.В.Минаев и А.А.Отмахов. Разработка начата в 1960 г. с перевода части специалистов из НИИ-1 в ГСКБ-47. Одновременно в ГСКБ-47 создавалась противолодочная ракета "Пурга" в которой использовались схожие технические решения. В 1964 г. работы по обоим проектам приостановлены и возобновлены в 1965 г. только по авиационной ракете "Кондор".
Испытания ракеты "Кондор" проводились на полигоне под Феодосией на Черном море. Для доведения разработки ракеты до завершения Постановлением СМ СССР от 14 мая 1969 г. на базе ГСКБ-47 и НИИ-24 (разработчик скоростной противолодочной реактивной торпеды для ПЛ) создан НИИ прикладной гидродинамики (НИИПГМ - позже переименован в ГНПП "Регион"). Государственные испытания ракеты "Кондор" завершены в 1970 г. и ракета принята на вооружение 29 июня 1971 г. под наименованием АПР-1. Производство опытных образцов до 1965 г. велось на заводе "Дагдизель" (г.Каспийск, Дагестан), после 1965 г. в т.ч. серийное производство для ВМФ с 1969 по 1977 г.г. велось на заводе "Сибсельмаш" (г.Новосибирск) НПО "Регион".
| | | |
| ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение) МПТ-1 "Колибри" / изделие 294 МПТ-1М / МПТ-1МЭ / изделие 294 МПТ-1УМ / изделие 294
Малогабаритная противолодочная торпеда. Создание торпеды велось путем копирования американской малогабаритной торпеды Мк-46 и её системы самонаведения (ССН). По полуофициальной мемуарной версии торпеда Мк-46 получена от кубинских моряков в 1965-1966 г.г. Разработка отечественной копии начата в то же время в ЦНИИ "Гидроприбор", главный конструктор - Ю.Я.Арайс. Создание торпеды завершено в 1973 г., модификация МПТ-1УМ создана в 1978 г. (ист. - Гусев Р.). Доработка ССН "Керамика", с учетом отставания в технологиях, завершена лишь в 1982 г. Торпеда использована в качестве боевой части минно-торпедных комплексов и проектировавшихся ПЛРК.
| | | |
| ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение)
АТ-1 / ПЛАТ-1 / изделие 242 АТ-1М / АТ-1МВ (вертолетный вариант)АТ-1Э / изделие 242Э (экспортная мод.)
Авиационная противолодочная торпеда. Разработка торпеды ПЛАТ-1 велась в НИИ-400 (ЦНИИ "Гидроприбор") по Постановлению СМ СССР N 111-463 "О создании новых образцов противолодочного вооружения" от 13 октября 1960 г. Главный конструктор - П.В.Матвеев ( ист. - Гусев.Р), по др.данным - А.Г.Беляков. Эскизное проектирование отдельных узлов системы управления движением начато в 1959 г. На базе СЭТ-40 разрабатывалось два варианта торпеды - самолетный и вертолетный - отличия в парашютной тормозной системе - вертолетный вариант - 2 х 2.5 кв.м парашюта, самолетный - стабилизирующий парашют 0.6 кв.м и тормозной парашют 5.4 кв.м. Испытания торпеды начаты на Ладожском озере в 1961 г и продолжены на Черном море. При испытаниях на Черном море была задействована специально переоборудованная ПЛ-цель пр.613 - винты ПЛ закрыли кожухом, а корпус покрыли защитным деревянным покрытием. Принята на вооружение в 1962 г. (в 1963 г. по др.данным) под наименованием АТ-1. Производство торпед велось заводом "Дагдизель" (г.Каспийск). В 1969 г. около м.Чауда на Черном море проводились исследовательские испытания по парному применению торпед АТ-1 с самолетов Бе-12. Серийное производство торпед прекращено в 1970 г., всего выпущено 925 торпед. На базе торпеды АТ-1М разработана вертолетная торпеда с телеуправлениям из режима висения ВТТ-1.
| | | |
| ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение) АТ-2 / ПЛАТ-2 / изделие 255 АТ-2М АТ-2У / АТ-2УМ "Метель" / изделие 280 Самонаводящаяся авиационная противолодочная торпеда. Разработана ЦНИИ "Гидроприбор" (бывшее НИИ-400 КГС) под руководством В.С.Осипова. Разработка торпеды ПЛАТ-2 велась по Постановлению СМ СССР N 111-463 "О создании новых образцов противолодочного вооружения" от 13 октября 1960 г. Торпеда создавалась для вооружения в первую очередь новых противолодочных самолетов Ил-38. Торпеда принята на вооружение в 1965 г. и серийно производилась заводом "Дагдизель" (г.Каспийск, Дагестан). Модификация для самолетов - АТ2У - принята на вооружение в 1973 г. и для ракетных противолодочных комплексов АТ-2УМ "Метель" принята на вооружение в 1977 г. По данным Артемьева торпеда создавалась с использованием технологий и по образцу торпеды Мк-46 (США). Производство торпед АТ-2 прекращено в 1978 г., всего выпущено 975 торпед. | | | |
| |
| ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение) ТАН-53
Опытная торпеда авиационная низкого торпедометания. Разработка торпеды велась НИИ-400 (позже переименован в ЦНИИ "Гидроприбор") с 1950 г. Главный конструктор - В.А.Калитаев (с 1954 г. - В.А.Поликарпов). Опытные образцы торпеды производились машиностроительным заводом им. С.М.Кирова в Алма-Ате. Торпеда создана и проходила испытания летом 1953 г. в Крыму. Доработки торпеды и испытания продолжены в 1954-1955 г.г. Разработка торпеды прекращена в мае-июне 1955 г., техническая документация передана в Ломоносовский филиал НИИ-400 и использована при разработке торпеды ДБСТ. | | | |
| |
| ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение) 45-36АН / 45-36АНУ 45-36АМ / 45-36МАН 45-36АВМ / 45-36ВМ Авиационные противокорабельные торпеды низковысотного (АН/АМ) и высотного (ВМ) торпедометания. Приняты на вооружение - АН - в 1939 г., АНУ / АМ / ВМ - после 1945 г. Торпеда АНУ разработана в 1948 г., серийное производство - с 1949 г. Торпеда АН от прототипа (45-35Н) отличается заменой двух режимов хода на один и обеспечении неповреждаемости торпеды при ударе об воду. Торпеды 45-36АМ и 45-36МАН приняты на вооружение в 1950 г. и 1952 г. и оснащались стабилизатором погружения СП-1 и "кольцо". Применялись в составе вооружения самолетов-торпедоносцев Ил-28Т и Ту-14Т. Подготовка высотной торпеды 45-36ВМ (или МАН) к подвеске под Ту-14Т борт №24, ВВС Черноморского флота (Ту-14 - самолет сложной судьбы. // Авиация и время. №6 / 2008 г.). | | | |
| ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение) 45-54ВТАвиационная противокорабельная торпеда высотного торпедометания. Торпеда разработана СКБ-182 в качестве модернизации торпеды 45-36АМ для реактивных самолетов с оснащением новой двухпарашютной системой ВТ-2 стабилизации и торможения и авиационным прибором маневрирования АПМ. Главный конструктор - Григорьев Е.И., проектирование системы высотного торпедометания - Алферов П.И, Пресняков А.В. Принята на вооружение в 1954 г. Торпеда высотного торпедометания 45-54ВТ на подвеске Ил-28Т (Артемьев А. Крылья над морем. // Авиация и космонавтика. № 10 / 2006 г.). | | | |
| ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение) 45-56НТ
Авиационная противокорабельная торпеда низковысотного беспарашютного торпедометания. Торпеда разработана СКБ-182 в качестве модификации торпеды 45-36МАН для реактивных самолетов с гироскопической системой креновыравнивания в воздухе со стабилизатором погружения в носовой части торпеды. Главный конструктор - Григорьев Е.И., общее проектирование - Шушпанов В.Ф. Принята на вооружение в 1956 г. Носитель - Ил-28Т. Торпеда низковысотного торпедометания 45-56НТ на подвеске Ил-28Т (Артемьев А. Крылья над морем. // Авиация и космонавтика. № 10 / 2006 г.). | | | |
| ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение) ЭТ-56 / СЭТ / изделие 837
Прямоидущая противокорабельная электрическая торпеда / скоростная электрическая торпеда - СЭТ. Торпеда разработана на базе ЭТ-46 в НИИ-400 совместно с СКБ завода "Двигатель". Главный конструктор - Д.Н.Островский. Принята на вооружение в 1956 г. Последняя в истории отечественного ВМФ электрическая прямоидущая торпеда. Всего промышленностью изготовлено около 100 шт. К середине 1960-х годов торпед на флоте фактически не осталось (ист. - Гусев Р.). | | | |
| ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение) 53-51 "Клязьма" / изделие 592
Тепловая противокорабельная прямоидущая торпеда с прибором маневрирования и неконтактным взрывателем. Разработана НИМТИ / НИИ-3 ВМФ СССР (Минно-Торпедный Институт) на базе и как замена торпеды 53-39. В 1949 г. на торпеду 53-39 был установлен прибор маневрирования (модификация 53-39ПМ / изделие 112, главный конструктор Кокряков Д.А.). Позже на эту торпеду был установлен неконтактный магнитный взрыватель и она была принята на вооружение в 1951 г. под наименованием 53-51. Главный конструктор - Б.С.Казанцев, ведущие конструкторы - Л.Н.Акатов, В.С.Осипов и А.Н.Сухов. Общее проектирование - И.П.Леушин.
| | | |
| ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение) СЭТ-53 / "Енот-1" / изделие 238 СЭТ-53М / изделие 238 СЭТ-53Э / изделие 238 СЭТ-53МЭ / изделие 238
Противолодочная самонаводящаяся электрическая торпеда. Создание первой отечественной самонаводящейся в двух плоскостях противолодочной торпеды велось на базе торпеды САЭТ-50 в НИМТИ (Минно-Торпедный Институт) ВМФ с 1950 г. Испытания опытного образца торпеды проходили на Ладожском озере в 1954 г. по оригинальной методике подледных испытаний, предложенной НИМТИ. Руководитель испытаний и главный конструктор - В.М.Шахнович. С 1955 г. работы по созданию торпеды переданы СКБ завода "Двигатель" и НИИ-400 (позже переименовано в ЦНИИ "Гидроприбор"), главным конструктором назначен первоначально В.А.Голубков, а затем - В.А.Поликарпов. В 1956 г. на заводе "Двигатель" по чертежам приготовленным в НИИ-400 изготовлены первые 8 экспериментальных торпед. Испытания опытной партии велись в том же году на Ладожском озере и на Черном море. В 1957 г. торпеда предъявлена на Государственные испытания в ходе которых произведено 54 выстрела торпед (проводились на Ладоге). Торпеда принята на вооружение в 1958 г. Модернизированный вариант СЭТ-53М разработан под руководством Г.А.Каплунова и принят на вооружение в 1964 г.
| | | |
| ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение) 65 ДСТ / ДСТ "Борт"
Опытная дальноходная самонаводящаяся противокорабельная торпеда. Разработка торпеды по теме ОКР ДСТ начата в первой половине 1980-х годов. Торпеда создавалась ЦНИИ "Гидроприбор", главный конструктор - Л.М.Жуков при участии Л.С.Тарасова. По состоянию на осень 1982 г. подготовка производства опытной партии торпед велась на заводе им.С.М.Кирова в Алма-Ате. Торпеда ОКР ДСТ "Борт" изготовлена и приступила к испытаниям в 1985 г. (ист. - Гусев Р.), успешно прошла испытания. Принятие на вооружение торпеды планировалось в 1986 г., но она не была принята на вооружение и была заменена перекисной торпедой 65-76А (1991 г.). Торпеда ДСТ "Борт" упоминается в части источников так же как вариант торпеды 65-76А с тепловым двигателем на унитарном топливе (монотопливе), созданый к 2000 г. (ист. - Форум РПФ).
| | | |
| ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение) ТТ-1
Экспортная телеуправляемая тепловая торпеда. Торпеда создана на базе одной из перспективных торпед для ВМФ России. Разработана ЦНИИ "Гидроприбор".
| | | |
| ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение) ТЭСТ-68 / СТЭСТ-68 / "Дельфин-1" / изделие 277
Противолодочная телеуправляемая электрическая самонаводящаяся торпеда. Разработана СКБ завода "Двигатель" совместно с ЦНИИАГ. Главный конструктор - М.П.Балуев (по одним) и З.М.Персиц (по др.данным). Разработка системы телеуправления торпед по ОКР "Дельфин-1" начаа в 1960 г. На торпеде-прототипе СЭТ-53М отрабатывалась работа системы телеуправления по проводам разработки ЦНИИ автоматики и гидравлики (г. Москва), главный конструктор системы телеуправления - Р.А.Ватомский. Испытания торпеды проведены в 1968 г., торпеда принята на вооружение под названием ТЭСТ-68 в 1969 г. При создании торпеды использованы так же наработки по системе самонаведения торпеды СЭТ-65. | | | |
| ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение) ТТ-5
Тепловая экспортная торпеда. Разработана ЦНИИ "Гидроприбор" на базе опытной торпеды 65 ДСТ. Предназначена для уничтожения надводный кораблей и объектов у среза воды.
| | | |