ВА-111 Шквал М-5 | MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.)

ВА-111 Шквал М-5

Автор: DIMMI
Создана: 16.02.2011 22:29:09
Изменена: 13.04.2016 01:33:45
Комментариев: 0
Категории: ВОДА / Торпеды / Калибр 533 мм / ВА-111 Шквал М-5 /

ДАННЫЕ НА 2016 г. (стандартное пополнение)
Комплекс ВА-111 "Шквал", торпеды М-4 / М-5


Реактивная суперкавитирующая прямоидущая торпеда. Разработчик - ГНПП "Регион" (по состоянию на 2012 г. входит в "Корпорацию "Тактическое Ракетное Вооружение").

Предистория. Исследования реактивных торпед с движением в режиме развитой кавитации велись гидродинамической лабораторией ЦАГИ на Ладожском озере по темам "Белка" и "Колонок". В 1956 г. осуществлялись буксировки опытных снарядов на канатной дороге, а в 1957 г. поведение снарядов изучалось в свободном движении. Устойчивое движение снарядов наблюдалось на дальности 500-600 м. Во второй половине 1950-х годов задана разработка реактивной кавитирующей торпеды РКТ-45 калибра 450 мм для оснащения торпедных катеров. По теме РКТ-45 в НИИ-1 Минсельхозмаша СССР под руководством Н.П.Мазурова создан подводный снаряд с РДТТ и диском-кавитатором в головной части. Испытания изделия проводились на канатной дороге на оз.Иссык-Куль. Одновременно велись работы по совмещению РДТТ и системы самонаведения (ССН), главный конструктор А.В.Минаев. Экспериментальное изделие изготовлено с использованием узлов реактивной торпеды РАТ-52, пуски в районе Феодосии показали шумность (звуковое давление) РДТТ на уровне 0,1-0,2 бара.

В НИИ-24 (ныне - ГНПП "Регион") во второй половине 1950-х годов так же пытались создать РДТТ, но в итоге остановились на схеме РДТТ с гидрореагирующим топливом на базе твердого топлива СН-1 (высокометаллизированное топливо на основе магния) для твердотопливного ПВРД. Гидрореагирующее топливо создано при участии НИИПХ (НИИ прикладной химии) - изготовлены варианты шашек диаметром 40, 140 и 196 мм.

Так же существует мнение, что одной из причин разработки реактивной торпеды "Шквал" стала дезинформация об испытаниях в США опытной реактивной торпеды со скоростью подводного хода 200-300 уз.

Разработка реактивной торпеды "Шквал" начата по Постановлению Совмина СССР №111-463 от 13 октября 1960 г. (о разработке скоростной подводной ракеты "Шквал" со скоростью движения 100 м/с). Проектирование торпеды велось НИИ-24 (позже - НИИПГМ, ныне - ГНПП "Регион"), главный конструктор комплекса - И.Л.Меркулов (позже - с 1967 по 1979 г.г. - бывший заместитель генерального конструктора СКБ-385 В.Р.Серов, еще позже - Е.Д.Раков). Научное руководство разработкой изначально осуществлялось в ЦАГИ членом-корреспондентом АН СССР Г.В.Логвиновичем. Эскизный проект торпеды утвержден в 1963 г.


Реактивная торпеда М-5 комплекса ВА-111 "Шквал" на выставке МВМС-2007, г.Санкт-Петербург, 30.06.2007 г. (автор фото - One half 3544, http://ru.wikipedia.org).

Испытания опытных образцов торпед начаты в 1964 г. на озере Иссык-Куль со специального плавучего стенда, а позже с опытового судна. С мая 1966 г. торпеды испытывались с ПЛ С-65 пр.613РВ в районе Феодосии (Крым). Испытания опытной торпеды М-4 на оз.Иссык-Куль прекращены в 1972 г. - причина - неудачная конструкция торпеды. Более совершенная торпеда М-5 вышла на испытания в том же 1972 г. В период с 1972 г. по 28 мая 1976 г. произведено 43 пуска торпед М-5.


Испытания торпеды "Шквал", вероятно, на полигоне на оз. Иссык-Куль (Вестник КТРВ. №7 / 2015 г.).

С июня по декабрь 1976 г. на Черном море проведены Государственные испытания торпеды М-5 с ПЛ пр.613РВ (7 пусков). Постановлением Совмина СССР от 29 ноября 1977 г. комплекс ВА-111 "Шквал" с реактивной торпедой М-5 принят на вооружение ВМФ СССР.

В 1978 году коллектив НИИПГМ (ныне - ГНПП "Регион") был удостоен ордена Трудового Красного Знамени, 78 сотрудникам вручены государственные награды, четырём присуждена Государственная премия СССР.

Конструкция - реактивная торпеда движется под водой под действием тяги ракетного двигателя. Для снижения сопротивления воды используется создающаяся специальным устройством с газогенератором газовая каверна, окружающая корпус торпеды. Формирует каверну устройство-кавитатор в носовой части торпеды.


Кавитатор реактивной торпеды М-5 комплекса ВА-111 "Шквал" на выставке МВМС-2007, г.Санкт-Петербург, 30.06.2007 г. (автор фото - One half 3544, http://ru.wikipedia.org).

Система управления и наведение - автономная инерциальная, система самонаведения отсутствует. Органы управления по направлению и по глубине хода - выдвижные гидродинамические рули. Система управления разработана И.М.Сафроновым и И.С.Курбатовым. По неподтвержденным данным реактивная торпеда может двигаться по программе, заложенной перед пуском, совершая маневр по направлению.

Двигатель - РДТТ с гидрореагирующим топливом, стартовый и маршевый. Стартовый РДТТ отстреливается через 4 секунды работы. Топливо и технология работы двигателя разработаны совместно НИИ-24 и НИИПХ.


Хвостовая часть реактивной торпеды М-5 комплекса ВА-111 "Шквал" на выставке МВМС-2007, г.Санкт-Петербург, 30.06.2007 г. (автор фото - One half 3544, http://ru.wikipedia.org).

ТТХ реактивной торпеды:
Калибр - 533.4 мм
Длина - 8200 мм

Масса - 2700 кг
Масса БЧ - 210 кг

  эскизный проект, 1963 г. торпеда М-5
Дальность хода 15-20 км - 7 км (эффективная)
- 10-11 км (максимальная)
Скорость хода 194 уз / 100 м/с до 200 уз
Глубина хода   6 м
Глубина пуска   до 30 м
Угол допустимого разворота   сектор 40 град


Тип БЧ - ядерная мощностью 150 кт. Позже создан вариант торпеды с обычной БЧ эквивалентом 210 кг тротила.

Модификации:
- М-4 - неудачный опытный образец торпеды, испытания прекращены в 1972 г.

- М-5 - окончательный вариант реактивной торпеды.

- ВА-111 "Шквал"  - базовый вариант комплекса с торпедой М-5, принят на вооружение в 1977 г..

- ВА-111Э "Шквал-Э" - экспортный варианты комплекса, впервые представлен в 1992 г. Модель рекламируется и в 2015 г.

- "Шквал-М" - гипотетический модернизированный вариант комплекса, по неподтвержденной информации СМИ, в 2010-2011 г.г. могут начаться испытания комплекса на Тихом океане. Торпеда предположительно может оснащаться системой самонаведения и иметь массу БЧ 350 кг (?).

- "Шквал-М2" (наименование условное) - вариант модернизации торпеды 2013 г. (СМИ, 17.06.2013 г.). Судя по всему модернизация будет вестись заводом-изготовителем - т.е. ПО "Дагдизель" (г.Каспийск, генеральный конструктор - Шамиль Алиев).

Носители: подводные лодки, надводные корабли, стационарные ПУ.

Статус: СССР / Россия

- 1990-е годы начало - комплекс снят с вооружения.

Экспорт:
в 1990-е годы торпеда предлагалась на экспорт - модификация "Шквал-Э" активно рекламируется.

Иран - предположительно имела место либо неофициальная передача технологий либо продажа. 
- 2010 г. - по неподтвержденной информации компоненты торпед "Шквал" могли быть нелегально проданы с завода "Дастан" (Киргизия) в Иран.

Источники
:
Долгое рождение "Шквала". // Военно-промышленный курьер. №15 / 2006 г.
Климов М. Морское подводное оружие-2: аргументы и факты. // Военно-промышленный курьер. №49 / 2010 г.
Конструктор. Газета ГРЦ им. Макеева. № 8 / 2011 г.
Рогожников К., Кузьмицкий М. Выпускники факультета морского приборостроения - создатели торпед. // За кадры верфям. № 9 / 2002 г.
Секретные российские торпеды проданы из Киргизии в Иран? // http://www.regnum.ru, 2011 г.
Широкорад А.Б. Оружие отечественного флота. 1945-2000. Минск, Харвест, 2001 г.

Каталог

Последние комментарии

arma37@tank7 Wrote:Из какой книги? t-95да из той же... в соседних темах название писал Сьерра
DIMMI 2016-10-07 12:49
Из какой книги? t-95
arma37@tank7 2016-10-06 21:36
Статья на всякий
Sierra 2016-10-06 19:51
Slaanesh Wrote:хотя может нам и не нужен, а вот Индия интересуется)http://www.ca-news.org...
Художник 2014-09-13 05:12
Случайно увидел статью в Википедии про завод Дастан в Киргизии. По этой теме ерунда...
Художник 2014-09-13 04:06
Владимир Владимирович Wrote:Снято с вооружения в начале 1990-х (((Это лож.Ничего...
Художник 2014-09-11 22:02
хотя может нам и не нужен, а вот Индия интересуется)http://www.ca-news.org/news/725931
Slaanesh 2011-07-05 14:03
Хм, интересно, только надводных целей написано.Кстати. интересно-таки, чем эпопея...
Slaanesh 2011-07-05 14:01
[ img ][ img ][ img ][ img ][ img ][ img ][ img ]
Anonymous 2011-07-04 17:04
Маленькая ремарка - прекрасный пример немецкого следа. Великолепное развитие их идей. :beer:
Sierra 2011-05-30 02:40