УСЭТ-80 / УСЭТ-80К | MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.)

УСЭТ-80 / УСЭТ-80К

Автор: DIMMI
Создана: 14.02.2011 21:26:50
Изменена: 28.01.2012 03:46:25
Комментариев: 0
Категории: ВОДА / Торпеды / УСЭТ-80 / УСЭТ-80К / Калибр 533 мм /

ДАННЫЕ НА 2012 г. (стандартное пополнение)
УСЭТ-80 "Тамга" / УСТ-А / изделие 2503 
УСЭТ-80-05 "Ветла" / изделие 2503 
УСЭТ-80 "Гетит" / изделие 2503 
УСЭТ-80К "Керамика"
УСЭТ-80КМ



Универсальная самонаводящаяся электрическая торпеда. Торпеда разработана НИИ "Гидроприбор" в качестве итогового результата поисковых работ по конкурсу торпед УСТ, объявленного ВМФ в 1964 г. и завершенного в 1975 г. Главный конструктор - А.В.Сергеев. После продолжительного проектирования и испытаний торпеда УСТ-А "Тамга" под наименованием УСЭТ-80 принята на вооружение ВМФ СССР в 1980 г. После принятия на вооружение в ходе практических стрельб ВМФ столкнулся с большим количеством промахов на Северном флоте. В условиях глубоководных полигонов Черного моря ССН "Водопад" обеспечила заданный в ТТЗ радиус реагирования по неуклоняющимся субмаринам, но в ходе испытаний в реальных условиях боевого применения, и, в том числе на мелких глубинах Северного флота, результаты оказались неудовлетворительными. В 1988 г. на торпеды УСЭТ-80 была установлена доработанная ССН "Керамика", торпеда принята на вооружение под названием УСЭТ-80К в 1989 г. Серийное производство торпед УСЭТ-80 велось на заводе "Дагдизель" (г.Каспийск, Дагестан).


Торпеда УСЭТ-80, разрезной макет (Прошкин С., Маринин В. Российское торпедное оружие. // Военный парад. №3 / 1997 г.).

Система управления и наведение - принцип наведения - торпеда идёт к цели под телеуправлением до момента захвата цели системой самонаведения (ССН). ТТЗ на разработку торпеды предполагалось оснастить её системой проводного телеуправления со шланговой лодочной катушкой, но в процессе разработки системы в 1970-е годы из-за невозможности автоматизации процесса уборки "шланга" с катушкой с задней крышки торпедного аппарата система не была принята заказчиком и выполнена по классической для отечественных торпед схеме - с буксируемой лодочной катушкой. Использование системы телеуправления торпед УСЭТ-80 и УСЭТ-80К после ряда доработок системы электропитания торпеды прекращено (не работает и не используется) - по неподтвержденным данным вместо оборудования системы телеуправления увеличено количество батарей ВХИТ (УСЭТ-80К). Отсек катушки системы телеуправления остался в конструкции торпед.

Система управления торпеды инерциальная с цифровой аппаратурой коррекции курса и обработки данных систем телеуправления и  самонаведения. Главные конструкторы цифровой аппаратуры - Л.С.Цветков и В.Н.Гурьянов. Главный конструктор приборов управления В.Г.Сагалов. На торпеде установлена амплитудная равносигнальная система самонаведения (ССН) "Водопад" повышенной мощности с развернутыми в вертикальной плоскости акустическими лучами с вертикальным лоцированием кильватерного следа (ВЛКС) цели с использованием аппаратуры Парфенова (ЦНИИ "Гидроприбор", середина 1960-х годов). Для наведения на надводные корабли задействован канал наведения по кильватерному следу. Аналогичная ССН "Водопад" применается на торпедах УМГТ-1, разработчик - ЦНИИ "Гидроприбор", главный конструктор варианта ССН "Водопад" для торпеды УСЭТ-80 - А.И.Тамбулатов. С 1988 г. на торпеды устанавливается доработанная ССН (см.ниже - "Керамика"). Неконтактный акустический взрыватель кругового действия конструкции А.Н.Шашихина.
Радиус реагирования системы самонаведения по активному каналу - не менее 1500 м

В условиях глубоководных полигонов Черного моря, умеренных и глубоководных районах Северного, Японского и других морей ССН "Водопад" обеспечила заданный в ТТЗ радиус реагирования по неуклоняющимся субмаринам, но в ходе испытаний в реальных условиях боевого применения на Северном флоте (например) результаты оказались неудовлетворительными (на примере ССН "Водопад" на торпедах УМГТ-1). Так же в части источников отмечается низкая помехоустойчивость ССН. Первые проверки ССН "Водопад" на работу в условиях интенсивной реверберационной помехи (в арктических условиях) прошли еще в 1970г. (ЦНИИ "Гидроприбор и его люди за 60 лет" т.3), но тем не менее в начале 1980-х годов на Северном флоте была вскрыта крайне низкая боеспособность торпеды УСЭТ-80 с этой ССН в условиях интенсивной реверберационной помехи, возникающей в районах с малой глубиной.

УСЭТ-80К / УСЭТ-80КМ - на торпеде установлена двухплоскостная фазовая ССН "Керамика" с повышенной помехоустойчивостью от торпеды МПТ-1, которая являлась копией ССН американской торпеды Мк-46. В отечественной реализации (по данным ЦНИИ "Гидроприбор") ССН "Керамика", в отличие от прототипа, усовершенствована в сторону защиты от средств гидроакустического противодействия. Главный конструктор ССН - О.В.Альхов, приборов управления - В.Г.Сагалов, неконтактного взрывателя - И.А.Федоров, цифровой аппаратуры - Н.А.Гохберг.
Радиус реагирования системы самонаведения - 1500 м

Ввод стрельбовых данных в торпеду УСЭТ-80К осуществляется не шпиндельным методом, а через электрическое соединение с помощью оборудования АРВД-100 (агрегат ракетный ввода данных). Изначально разрабатывалось устройство ввода цифровых данных УСППТ, но с июня 1981 г. начаты работы по адаптации разъема АЭРВД-100 для передачи данных на торпеды. У торпеды УСЭТ-80КМ ввод данных механический.

На торпедах УСЭТ-80 и УСЭТ-80К не применяется специальный малошумный режим хода.

Согласно данным Рогожникова по торпеде УСЭТ-80 (вероятно, речь про торпеду УСЭТ-80К) главным конструктором ССН является О.В.Альхов, ведущие конструкторы - Б.П.Белов, С.М.Маневич, В.Р.Гессен. Разработчики неконтактного взрывателя - В.П.Шляхтенко, Н.Е.Фенев, И.А.Федоров, К.И.Рогожников. Создатели приборов управления - С.С.Аникин, Е.В.Кабанец, В.Г.Сагалов и Л.Г.Манусевич.

Двигатель - биротативный электродвигатель ДП-31У с водно-химическим источником тока (ВХИТ). Выбор типа двигателя определен итогами конкурса торпед УСТ, объявленного ВМФ в 1964 г. - по итогам конкурса выбрана электрическая торпеда с водно-химическим источником тока (ВХИТ).

В 2010 г. ПО "Дагдизель" ведутся работы по освоению вентильного электродвигателя ВДПМ-450 для торпед "изделие 2503" (ист. - годовой отчет "Дагдизель").

Источник энергии - водно-химически источник тока (ВХИТ) на серебряно-магниевой батарее "изделие 554-I" (по др.данным - "изделие  561-1", катод АgСl) разработки ВНИАИ, активируемой морской водой. Используется открытая проточная схема обеспечения батарей электролитом. Из-за особенностей электросиловой установки - активация электролитом-морской водой - применение торпеды в пресных водоемах, а так же в Балтийском море невозможно.

УСЭТ-80-05 - медно-магниевый ВХИТ "изделие 561-МА" - катод СuСl.

Для укомплектования практических торпед, таких как СЭТ-72, СЭТ-65, ТЭСТ-71, УСЭТ-80 и др., в ОАО "АК Ригель" по ТТЗ ЦНИИ "Гидроприбор" в 1996-1999 г.г. созданы на базе аккумуляторов СЦ-110К и СЦ-80К поставочные комплексы многоразовых аккумуляторов.

Движитель - соосный винт 6 х 6 лопастей, при установке опытного винта 9 х 11 лопастей улучшенной профилировки снижен уровень интегрального шума на 9 дБ.


Винт торпеды УСЭТ-80 9 х 11 лопастей улучшенной профилировки, музей в г.Мурманск, 17.05.2010 г. (фото - ХАХ, http://fotki.yandex.ru).

ТТХ торпеды:
Калибр - 533.4 мм
Длина - 7900 мм

Масса - 2000 кг
Масса ВВ - 300 кг

Дальность действия (при скорости) - 18 км (48 уз)
Скорость хода - более 45 уз (до 48 уз по др.данным)
Глубина хода - до 1000 м

Стоимость торпеды - 360 000 руб (серийная, в ценах конца 1980-х годов).

Модификации:
УСЭТ-80 "Тамга" / УСТ-А / изделие 2503 (1980 г.) - базовая модель торпеды;

УСЭТ-80-05 "Ветла" / изделие 2503 (1983 г.) - модель торпеды разработки ЦНИИ "Гидроприбор" с медно-магниевым ВХИТ "изделие 561-I";

УСЭТ-80 "Гетит" / изделие 2503 (1988 г.) - модель торпеды для применения с надводных кораблей разработки ЦНИИ "Гидроприбор".

УСЭТ-80К "Керамика" (1989 г.) - модификация торпеды с ССН "Керамика" разработки ЦНИИ "Гидроприбор".

УСЭТ-80КМ (1993 г.) - вариант торпеды УСЭТ-80К с механическим ("шпиндельным") вводом стрельбовых данных. Разработана ЦНИИ "Гидроприбор" и ОКБ завода "Дагдизель".

УСЭТ-80-500 (1994 г.) - одна из модификаций торпеды с измененным боевым зарядным отделением, разработка ЦНИИ "Гидроприбор".

УЭТТ (1999 г.) - экспортный телеуправляемый вариант торпеды УСЭТ-80КМ, разработка ЦНИИ "Гидроприбор".

УСЭТ-80 ОКР 2010 г. - согласно годовому отчету ПО "Дагдизель" за 2010 г. - в течение года велись опытно-конструкторские работы по модернизации и производству аппаратуры изделий «2503» и переводу их производства на российские предприятия, в т.ч. на завод «Дагдизель» (ист. - годовой отчет "Дагдизель").

Носители: подводные лодки, некоторые модификации торпед - надводные корабли.

Статус: СССР / Россия
- 1990 г. - есть на вооружении.

- 2008 г. - проведена государственная закупка 253/08/02 - 15 торпед УСЭТ-80 на сумму 421 874 000 руб, т.е. по 28 124 933 руб за торпеду. Для сравнения в августе 2006 г. ВМС США подписали контракт на поставку 107 торпед Мк-48mod7 на сумму 95.4 млн USD, т.е. по 891 589 USD за торпеду.

Источники:
Бухалов Ю., Тихонов Г., Шехин В. Пример необоснованной критики. // Военно-промышленный курьер. №45 / 2010 г.
Википедия - свободная энцикпедия. Сайт http://ru.wikipedia.org, 2011 г.
Годовой отчет "Дагдизель" за 2010 г. http://www.dagdizel.ru/Downloads/2010/Godovoy%20otchet%202009.rar
Гусев Р. Такова торпедная жизнь. С.-Пб., Ива, 2003 г.
Доценко В.Д. История военно-морского искусства. Том II. Флоты ХХ века. Книга 2. М., Эксмо, Terra Fantastica, 2003 г.
Климов М. Морское подводное оружие: проблемы и возможности. // Военно-промышленный курьер. №21-22 / 2010 г.
Климов М. Морское подводное оружие-2: аргументы и факты. // Военно-промышленный курьер. №49 / 2010 г.
Прошкин С., Маринин В. Российское торпедное оружие. // Военный парад. №3 / 1997 г.
Рогожников К., Кузьмицкий М. Выпускники факультета морского приборостроения - создатели торпед. // За кадры верфям. № 9 / 2002 г.
Сила России. Форум сайта "Отвага". http://otvaga2004.mybb.ru, 2010 г.
Соболев И.М., Кабанец Е.Л., Егоров С.К. и др. Этапы и проблемы развития торпедного оружия. Торпеда - новое морское оружие. // http://balancer.ru/forum, 2011 г.
Форум РПФ. Сайт http://nvs.rpf.ru/nvs/forum, 2011 г.
Форум "Стелс машины". Сайт http://paralay.iboards.ru, 2010 г.
ЦНИИ "Гидроприбор" и его люди за 60 лет. С.-Пб., "Гуманитарная академия", 2003 г.

Каталог

Последние комментарии

Весьма познавательно. Спасибо!
DIMMI 2012-03-01 16:24
http://vpk-news.ru/articles/8653см. комменты
Anonymous 2012-03-01 14:49
atalex Wrote:А можно и вообще на бобах остатьсяВ смысле - "на баланде"? :ROFL:
PPP 2012-02-20 14:59
и деньги тоже ...но к сожалению не столько они, сколько глупость, капризы и тупые...
Anonymous 2012-02-19 23:34
А можно и вообще на бобах остаться
Anonymous 2012-02-19 23:10
atalex Wrote: деление шкуры неубиого медведя.Уж больно эта шкура много может принести...
PPP 2012-02-19 23:06
Вот жеж. Откровенно грустно наблюдать, когда вместо настоящего дела люди тратят...
Anonymous 2012-02-19 23:03
При соответствующей подаче это могло бы быть бомбой...
DIMMI 2012-02-19 22:41
к сути происходящих процессов вокруг "Дагдизеля":«Гидроприбору» было бы очень выгодно...
Anonymous 2012-02-19 18:53
с дагестанской прессы:...Разработаны и изготовлены опытные образцы вентильного электродвигателя...
Anonymous 2012-02-19 18:44