| MilitaryRussia в сети Интернет: LiveJournal Twitter Youtube Blogspot Интернет-проект MilitaryRussia.ru является независимым научно-популярным исследовательским ресурсом посвященным новейшей истории советской и российской военной техники. Сайт не претендует на 100% достоверность информации и не может обеспечить максимально детальное представление всех возможных типов техники т.к. работа над сайтом ведется в свободное время и бесплатно. Тем не менее, мне кажется, что некоторые разделы сайта являются одними из наиболее информативных в числе открытых и не секретных источников информации об отечественной военной технике. Использование информации сайта СМИ и другими ресурсами безусловно разрешено с указанием ссылки на источник информации - сайт http://militaryrussia.ru с активным линком. На форуме сайта в соответствующих разделах можно задать вопросы и пообщаться с другими читателями.
Internet site MilitaryRussia.ru is an independent scientific and popular research resources devoted to the recent history of the Soviet and Russian weapon systems. The site does not claim to 100% of the information accuracy and can not ensure maximum detailed representation of all the possible types of systems because I work on the site in my free time and free of charge. Nevertheless, it seems to me that some sections of the site are among the most informative among the open and not secret sources of information about soviet and russian weapon. Use of site information to Media and other resources is certainly allowed with reference to the source of information - site http://militaryrussia.ru with an active link. On the site forum in the relevant sections you can ask questions and chat with other readers.
Корнев Дмитрий / Kornev Dmitry (автор проекта MilitaryRussia.ru) | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2022 г. (стандартное пополнение) пр.955 "Борей" - BOREI / BOREY / DOLGORUKIY К-535 "Юрий Долгорукий" К-550 "Александр Невский" К-551 "Владимир Мономах" пр.955А "Борей-А" / пр.955У К-549 "Князь Владимир" К-552 "Князь Олег" "Генералиссимус Суворов" "Император Александр III" "Князь Пожарский" "Дмитрий Донской" "Князь Потемкин" | Атомная подводная лодка с баллистическими ракетами (ПЛАРБ). НИР по разработке ПЛАРБ 4-го поколения c ракетным комплексом Д-11 начаты в 1978 г. Проработка проекта пр.955 "Борей-1" с комплексом БРПЛ Д-31 и пр.935 "Борей-2" с комплексом БРПЛ Д-35 начаты в ЦКБ МТ "Рубин" под руководством генерального конструктора С.Н.Ковалева (с 1990 г. - под руководством главного конструктора В.Н.Здорнова) по Постановлению Совмина СССР в ноябре 1985 г. Главный конструктор проекта "Борей" начиная с марта 2011 г. - Сергей Оттович Суханов (источник). Технические предложения по ПЛАРБ и ракетным комплексам планировалось выработать в течение 1985-1986 г.г. Технические предложения по комплексу Д-35 не были выполнены.
Разработка ПЛАРБ пр.955 с ракетным комплексом Д-19УТТХ "Барк" (12 БРПЛ) вместо комплекса Д-31 начата по Постановлению Совмина СССР от 31 октября 1989 г. (ист. - Завьялов В.С.). При разработке проекта планировалось строительство серии в 14 ПЛАРБ до 2000 г. В июне 1995 г. указом Президента России Б.Н.Ельцина начато перепроектирование пр.955 под комплекс БРПЛ Д-19УТТХ "Барк" ГРЦ им.Макеева. Хотя, по некоторым данным, технический проект ПЛАРБ пр.955 с комплексом "Барк" был завершен в начале 1990-х годов (ист. - Апальков).
Первая лодка пр.955 с ракетным комплексом "Барк" - К-535 "Санкт-Петербург" - внесена в списки кораблей ВМФ 19.08.1995 г. и 01.05.1996 г. переименована в "Юрий Долгорукий". ПЛАРБ торжественно заложена в цехе №55 ПО "Севмаш" (г.Северодвинск) 02.11.1996 г. с заводским номером 201. В результате задержки испытаний ракетного комплекса "Барк", а так же в связи с трудостами с контрагентскими поставками материалов и оборудования строительство ПЛАРБ приостановлено в середине 1997 г. Считается, что подготовка задела на первую серийную лодку проекта - зав.№202 "Александр Невский" - была начата так же в 1996 г. (ист. - Апальков).
После отказа от доведения ракетного комплекса "Барк" было принято решение перепроектировать ПЛАРБ под новый ракетный комплекс. Начиная с сентября 1998 г. по середину 1999 г. (согласно планам 1998 года) пр.955 был перепроектирован по пр.09551 под использование задела корпусов лодок пр.971 и новый ракетный комплекс "Булава". В 1990-е годы головную лодку пр.09551 лодку планировалось сдать флоту в 2001-2002 г.г.
Летом 2003 г. в цехе №55 ПО "Севмаш" произведена перестановка недостроенных корпусов подводных лодок, что позволило освободить место для официальной закладки первой серийной и второй вообще ПЛАРБ пр.955 "Борей". Озвучены планы руководства ВМФ о получении первых трех лодок проекта во Флот до 2010 г. (источник).  ПЛАРБ К-535 "Юрий Долгорукий" пр.955 на ходовых, 2009 г. (фото - ПО "Севмаш", снятие ретуши (с) MilitaryRussia.Ru). | | | | | ДАННЫЕ НА 2022 г. (стандартное пополнение) Комплекс 9К72 "Эльбрус", ракета Р-17 / 8К14, СПУ 2П19 - SS-1B SCUD-A Комплекс 9К72 "Эльбрус", ракета Р-17 / 8К14 - SS-1C SCUD-B Комплекс 9К72 "Эльбрус", ракета Р-17 / 8К14-1 - SS-1C SCUD-B Комплекс 9К72М "Эльбрус-М" (?), ракета Р-17М - SS-1D SCUD-C / KY-03 Комплекс 9К73, ракета Р-17В / 8К114 ("вертолетный") Комплекс 9К72-О, ракета Р-17ВТО / 8К14-1Ф "Аэрофон" (с оптической ГСН) - SS-1E SCUD-D Р-300 - экспортное обозначение ракеты комплекса 9К72 Ракета 8К14 комплекса 9К72 с СПУ 9П117 (фото КБМ им. В.П.Макеева) | | | | | ДАННЫЕ НА 2022 г. (стандартное пополнение) Ракета Р-11 / 8А61 "Земля"- SS-1B SCUD-A Ракета Р-11М / 8К11 / 8К11М - SS-1B SCUD-A / KY-01 Ракета Р-11МУ / 8К12 (проект) Ракета Р-150 / Р-170 - экспортное исполнение
    Оперативно-тактическая ракета / ракетный комплекс с оперативно-тактической ракетой. Разработка в НИИ-88 одноступенчатой ракеты 8А61 на высококипящих компонентах топлива со сроком хранения в заправленном положении до 1 месяца начата по теме НИР Н2 по Постановлению Совмина СССР от 4 декабря 1950 г. Разработка велась в ОКБ-1 НИИ-88 под общим руководством С.П.Королева (права главного конструктора - М.К.Янгель, ведущий конструктор в 1950-1953 г.г. Синильщиков Евгений Васильевич, с весны 1953 г. - В.П.Макеев). Ракета создавалась с использованием опыта работ и результатов испытаний, а так же на базе элементов конструкции отечественных аналогов германских ракет V-2 и Wasserfal. Эскизный проект ракеты Р-11 был готов в НИИ-88 30 ноября 1951 г. Разработка проекта ракеты Р-11 и подготовка к серийному производству на заводе СКБ-385 в г.Златоусте Челябинской области в полном объеме начаты по Постановлению Совмина СССР от 13 февраля 1953 г. Особая благодарность "Пенсионеру" (http://russianarms.ru) и другим ветеранам-ракетчикам за помощь в подготовке материалов.
 СПУ 8У218 с ракетой Р-11М / 8К11 на ноябрьском параде на Красной площади в Москве, конец 1950-начало 1960-х годов (http://www.haaretz.co.il/). | | | | | ДАННЫЕ НА 2022 г. (стандартное пополнение, v.2) НИР "Универсал" / ОКР "Тополь-М", ракета 15Ж55 / 15Ж65 - SS-Х-27 SICKLE-B Комплекс РС-12М1 "Тополь-М" / 15П155 (ПГРК), ракета РТ-2ПМ1 / 15Ж55 - SS-27 SICKLE-B Комплекс РС-12М2 "Тополь-М" / 15П165 (ШПУ), ракета РТ-2ПМ2 / 15Ж65 - SS-27 SICKLE-B
   
Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) / подвижный грунтовый ракетный комплекс (ПГРК). Комплекс и ракета разработаны Московским Институтом Теплотехники (МИТ), главные конструкторы - Борис Николаевич Лагутин и Юрий Семенович Соломонов (в разные годы, источник).
Постановлением Совмина СССР №173-45 от 9 февраля 1987 г. предписывалось начало одновременно в НПО машиностроения (г.Реутов, проект "Альбатрос"), в КБ "Южное" (г.Днепропетровск) и в Московском Институте Теплотехники работ по разработке перспективных МБР с возможностью преодоления многоэшелонной системы ПРО предполагаемого противника с универсальным базированием - с вариантами пуска из ШПУ и в виде ПГРК (ист. - Стратегические ракетные, источник).
Работы в КБ "Южное" велись по НИР "Универсал" - разрабатывалась твердотопливная МБР в вариантах ПГРК и ШПУ. В МИТе велись работы по НИР "Тополь-М" - разработка МБР на смену МБР "Тополь" с двумя видами базирования - ПГРК и ШПУ. В августе 1988 г. Ю.С.Соломонов (МИТ) провел переговоры с КБ "Южное" в результате которых к концу 1988 г. два КБ совместно разработали техническое предложение по единой ракете в рамках НИР "Универсал" (ист. - Стратегические ракетные).
Полномасштабная разработка ракеты РТ-2ПМ2 / 15Ж65 была начата совместно МИТ и КБ "Южное" по решению ВПК СССР №323 от 09.02.1989 г. по теме НИР "Универсал". Проектирование планировалось закончить к концу 1991 г. в двух вариантах - ракета с платформой разведения неуправляемых боевых блоков с РДТТ и без комплекса средств преодоления (КСП) ПРО - разработчик МИТ (мобильный ракетный комплекс, ПГРК), аналогичная ракета с платформой разведения боевых блоков с монотопливным жидкостным двигателем и с КСП ПРО - разработчик - КБ "Южное" (г.Днепропетровск, шахтный ракетный комплекс 15П065). В силу ряда причин производственного характера ракеты отличались конструкцией ТПК и потому имели некоторые отличия и получили разные индексы - 15Ж55 для ПГРК и 15Ж65 для ШПУ (ист. - Стратегические ракетные).
Разработку 1-й ступени, варианта платформы разведения ББ и головного обтекателя ракеты вело КБ "Южное", разработку 2-й и 3-й ступени, приборного отсека, своего варианта платформы разведения ББ и неуправляемого боевого блока вел МИТ. Двигатель 1-й ступени, головной обтекатель и второй вариант платформы разведения с двигателем на монотопливе разрабатывало КБ "Южное" (ист. - Ракеты и космические аппараты, Стратегические ракетные). В конце 1989 г. выпущен совместный эскизный проект ракеты и шахтного варианта ракетного комплекса. В первой половине 1990 г. выпущен эскизный проект ПГРК (ист. - Стратегические ракетные).
Первый летный образец 1Л варианта ракеты КБ "Южное" был собран и подготовлен к испытаниям на полигоне в Плесецке в декабре 1991 г. Отправка ракеты с завода на полигон была отменена решением главкома РВСН СССР. В 1991 г. МИТ начал формирование скорректированной кооперации разработчиков с упором на российские предприятия (ист. - Стратегические ракетные). В 1992 г. после обращения генерального конструктора КБ "Южное" С.Н.Конюхова к Президенту России Б.Н.Ельцину созвано совещание для обсуждения продолжения совместной разработки МБР. Решение принято не было и в апреле 1992 г. прекращено участие КБ "Южное" в разработке ракеты (ист. - Ракеты и космические аппараты...). В 1992 г. было выпущено дополнение к эскизному проекту МБР "Тополь-М" учитывающее изменения по кооперации разработчиков - двигатель 1-й ступени ракеты разрабатывался теперь НПО "Искра" (г.Пермь). За основной вариант базирования шахтного варианта был принят вариант с использованием стартовой позиции и ШПУ комплексов УР-100НУТХХ с ракетами 15А35 после модернизации стартового оборудования (разработчик ОКБ "Вымпел" , г.Москва). Так же дополнением к эскизному проекту предусматривалось использование ШПУ ракет Р-36МУТТХ и Р-36М2 в случае полного сокращения этих ракет по договоре СНВ-2, которое могло произойти (ист. - Стратегические ракетные).
Указом Бориса Ельцина от 27 февраля 1993 года головным предприятием по разработке «Тополя-М» стал МИТ. Было принято решение о разработке унифицированной ракеты только с одним вариантом боевого оснащения — с двигательной установкой боевой ступени на твердом топливе. После чего наработки по варианту РТ-2ПМ2 с КСП ПРО и монотопливным двигателем платформы разведения переданы из КБ "Южное" в Московский Институт Теплотехники. Образец ракеты 1Л передан России 15 января 1995 г. (ист. - Ракеты и космические аппараты...).
Испытания. Для отработки стационарного варианта ракеты РТ-2ПМ2 комплекса «Тополь-М» в 1992 г. началось переоборудование шахтных ПУ на площадках 163/1, 172 и «Южная» полигона Плесецк. Испытания РТ-2ПМ2 состоялись в период с 20 декабря 1994 г. (первый пуск) по февраль 2000 г. (десять пусков).
 Пуск ракеты 15Ж65 "Тополь-М" из ШПУ с площадки космодрома Плесецк, 01.11.2014 г. ( http://tass.ru/). | | | | | ДАННЫЕ НА 2022 г. (стандартное пополнение) |  | Исследовательская атомная подводная лодка / атомная подводная лодка специального назначения (ПЛАСН). Лодка-носитель разработана на базе ПЛАРК пр.949А ЦКБ МТ "Рубин" по заказу ГУГИ ВМФ России. Подводная лодка-носитель спасательных глубоководных обитаемых и автономных необитаемых подводных аппаратов предназначена для проведения разноплановых научных исследований в удаленных районах океана, участия в поисково-спасательных операциях. Так же ПЛА будет обеспечивать как установку различного подводного оборудования так и его инспекцию, участвовать в испытаниях новых образцов научно-исследовательской аппаратуры, вести мониторинг подводных транспортных магистралей.
Государственный контракт №748/31/664ПМ-2009/27-09 от 19.05.2009 г. на выполнение ОКР "Перемонтировка" заключен между ЦКБ МТ "Рубин" и Министерством обороны России (ист. - ЦКБ МТ "Рубин", годовой отчет за 2012 г.). Впервые информация о планах по переоборудованию ПЛА "Белгород" (заказ №664 / 91664) в лодку-носитель подводных аппаратов опубликована в 2010 г. (источник). Еще в феврале 2012 г. тогдашний Главком ВМФ России Владимир Высоцкий заявлял о планах использования в качестве лодки специального назначения недостроенной ПЛАРК "Белгород". 25 апреля 2012 г. между ПО "Севмаш" и ЦКБ МТ "Рубин" подписан Договор № 89/08118 на разработку конструкторской документации заказа проекта 09852 в объеме перечня рабочей конструкторской документации задела зав.№664 пр.949А. Государственный контракт №66-12 на выполнение ОКР по ПЛАСН пр.09852 зав. № 664 заключен 11.09.2012 г. между Минобороны России и ОАО «ЦКБ МТ «Рубин». Договор 4967/8312/147-12 49367/8312 на выполнение СЧ ОКР по теме «строительство ПЛАСН», шифр "СМП-ПН", проекта 09852, зав. № 664 подписан между ОАО «ЦКБ МТ «Рубин» и ОАО «Севмаш» 11.09.2012 г. (источник).
20 декабря 2012 г. в цехе №55 ПО "Севмаш" (г.Северодвинск) по пр.09852 была перезаложена недостроенная ПЛАРК К-329 "Белгород" пр.949АМ (заводской №664, 85% готовности). По состоянию на середину 2015 г. работы по переоборудованию ПЛА продолжаются и готовность лодки прогнозируется не ранее 2016-2017 г.г. Модернизация ПЛАСН заметно затянулась и только 23.04.2019 г. лодка была выведена из цеха ПО "Севмаш" и позже спущена на воду для достройки на плаву. Далее, 25.06.2021 г. ПЛАСН впервые вышла на заводские ходовые испытания, передача Флоту планируется на конец 2021 г., но в итоге ПЛАСН без испытаний предполагаемого основного комплекса вооружений с беспилотными атомными подводными аппаратами "Посейдон" передана Флоту 8 июля 2022 г.
Примечание: информации об официальном именовании лодки как КС-329 ("крейсерская специальная") пока не было - наименование носит предположительный характер.
 ПЛАСН КС-329 "Белгород" пр.09852 во время первого выхода из Северодвинска в море на заводские ходовые испытания, 25.06.2021 (фото - Андрей Шувалов via https://bmpd.livejournal.com/4337924.html) | | | | | ДАННЫЕ НА 2022 г. (стандартное пополнение) пр.885 / пр.08850 "Ясень" - YASEN / GRANAY / GRANEY К-560 "Северодвинск" пр.885М / пр.08851 "Ясень-М" - YASEN-II К-561 "Казань" К-573 "Новосибирск" К-571 "Красноярск" К-564 "Архангельск" "Пермь" "Ульяновск" "Воронеж" "Владивосток" |   |
Многоцелевая атомная подводная лодка с крылатыми ракетами (ПЛАРК). Разработана в СПМБМ "Малахит", главный конструктор - В.Н.Пялов (1985-2016 г.г.). НИР по разработке ПЛА 4-го поколения начаты в 1977 г. Предварительное проектирование ударной ПЛ с классическим торпедо-ракетным вооружением по пр.885 начато в 1980 г. наряду с разработкой ПЛА пр.957. Новый проект (885) сохранил определенную преемственность от ПЛА пр.971 в вопросах снижения шумности. В 1985 г. строительство лодок пр.885 было запланировано программой строительства ВМФ СССР на ближайшие 10 лет. Предполагалось строительство серии из 30 ПЛА. 30 октября 1986 г. заключен контракт №102/86-Е/554-86 между Министерством обороны СССР и СПМБМ "Малахит" на выполнение опытно-конструкторской работы (ОКР) «Проект 885» (дополнительное соглашение к контракту подписано 31 марта 2011 г.). Технический проект лодки подготовлен в конце 1980-х годов, но позже был перепроектирован с учетом изменений требований руководства ВМФ и с учетом начала испытаний перспективной и единой для разных носителей противокорабельной ракеты "Оникс" (1987 г.). В 1989 г. принято решение о прекращении разработки специализированных ПЛА и доработке проекта 885 под ПКР "Оникс" и КРБД "Гранат" с установкой на лодке пусковой установки вертикального пуска. | | | | | ДАННЫЕ НА 2022 г. (стандартное пополнение) пр.677 / 06770 "Лада" - LADA Б-585 "Санкт-Петербург" пр.677Д / 677М Б-586 "Кронштадт" Б-587 "Великие Луки" ("Севастополь") Б- "Вологда" Б- "Ярославль" пр.677Э "Амур-1650" "Амур-1650"
|     |  |
Большая дизель-электрическая подводная лодка ("Б"). Разработана ЦКБ МТ "Рубин", главный конструктор - Ю.Н.Кормилицын. НИОКР начаты в 1987 г. и изначально планировалось строительство большой серии подводных лодок на заводах "Ленинградское Адмиралтейское объединение" (г.Ленинград), "Севмаш" (г.Северодвинск), "Красное Сормово" (г.Нижний Новгород) и "Им. Ленинского Комсомола" (г.Комсомольск-на-Амуре).
Технический проект ПЛ пр.677 утвержден в 1993 г., но был отправлен на переработку. Второй вариант технического проекта утвержден в 1997 г. При создании ПЛ отработано 180 ОКР. Разработка ГАК на начальном этапе поручена НИИ "Океанприбор", но предложенный ими проект ГАК по массо-габаритным характеристикам не мог быть размещен на ПЛ пр.677. Генеральный директор ЦКБ МТ "Рубин" И.Д.Спасский добился решения Минсудпрома о передаче разработки ГАК радиоэлектронному ПО "Волна" (г.Москва). Летом 2005 г. к доводке ГАК в качестве основного исполнителя подключилось ФГУП НПО "Электроприбор" (г.Санкт-Петербург, договор от апреля 2006 г.). Головные лодки серии - пр.677 "Лада" - Б-585 (иногда встречается название Б-100 и С-100, заводской №01570) и головная пр.677Э "Амур" ("Амур-1650") заложены на заводе ФГУП "Адмиралтейские верфи" (г.Санкт-Петербург) 26 декабря 1997 г. В 1997 г. ПЛ Б-585 получила название "Санкт-Петербург". В течение 1998-2001 г.г. (по данным на 1 апреля 2002 г.) на строительство головной ПЛ пр.677 "Адмиралтейскими верфями" было затрачено 335.1 млн рублей, в том числе из федерального бюджета 263.1 млн руб (включая 175.5 млн руб в 2001 г.). В первом квартале 2002 г. федеральное финансирование строительства заказа не велось (источник).
Головная лодка спущена на воду 28 октября 2004 г. Сдача ПЛ ВМФ планировалась в 2006 г. (не состоялась в срок). 14-21 декабря 2005 г. ПЛ "Санкт-Петербург" совершила первый выход в море на испытания, совершено первое погружение. По данным СМИ в 2006 г. лодка должна была приступить к государственным испытаниям, но до первой половины 2008 г. (как минимум) проходила заводские ходовые испытания с доводкой узлов и комплексов ПЛ. По состоянию на 2009 г. принятие лодки ВМФ планируется на 2009-2010 г.г. В феврале 2010 г. объявлено, что головная лодка "Санкт-Петербург" до лета будет принята в опытную эксплуатацию ВМФ и 22.04.2010 г. ВМФ подписал приемный акт головной лодки Б-585 "Санкт-Петербург", лодка принята в опытную эксплуатацию. 8 мая 2010 г. на ПЛ Б-585 "Санкт-Петербург" поднят флаг ВМФ России.
| | | | | ДАННЫЕ НА 2017 г. (стандартное пополнение) Ракета Х-101 - AS-23A KODIAK Ракета Х-102 - AS-23B KODIAK
   
Крылатая ракета большой дальности. Разработана в МКБ "Радуга" с использованием опыта создания КРБД Х-55. Ракета отличается увеличенной дальностью, выполнена с использованием технологий снижения радиолокационной заметности и в двух вариантах по боевым частям - с обычной БЧ (Х-101) и с ядерной БЧ (Х-102). По неподтвержденным данным разработка ракеты начата в 1984 г. (источник, в 1992 г. по данным Jane's) и по данным СМИ завершена к 1995 г.
По западным данным, испытания прототипов ракет Х-101 начаты с носителя Ту-95МС в начале октября 1998 г. в Ахтубинске. Так же в некоторых источниках указывается, что испытательные пуски ракет велись в 1999 г. и в апреле 2000 г. в ходе учений 37-й воздушной армии ДА России. Летные испытания ракет Х-101 в Ахтубинске продолжались и в 2002 г. (источник).
Решение о начале серийного производства ракет Х-101 принято в октябре 1999 г. Осенью 1999 г. так же планировалось начать переоборудование самолетов-носителей по типу Ту-95МСМ. По западным данным, серийное производство ракет начато на заводе в Смоленске 1 декабря 2002 г. По нашему мнению, по состоянию на 2010 г. ракеты Х-101 и Х-102 еще не приняты на вооружение ВВС России и, вероятно, проходят испытания. Ранее была неподтвержденная информация о принятии ракет на вооружение в 1999 г. и в 2002-2003 г.г. Наименование "изделие 111" взято из источника Jane's - есть сомнения в его достоверности.
20 марта 2012 г. министр обороны России А.Сердюков в выступлении на расширенном заседании коллегии Министерства обороны заявил, что ВС России получили на вооружение новую крылатую ракету воздушного базирования большой дальности. Поступление ракет Х-101 в ВВС России ожидалось в 2013 г. и, вероятно, в 2013 г. было начато. 17 ноября 2015 г. состоялось первое боевое применение ракет Х-101 в Сирии, самолеты-носители - Ту-160.
Идентификация индексов ракет - источник | | | | | ДАННЫЕ НА 2022 г. (стандартное пополнение) Ракета Р-7 / 8К71 - SS-6 SAPWOOD Ракета Р-7А / 8К74 - SS-6 SAPWOOD
   
Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) / ракета-носитель ИСЗ. Разработка ракеты велась ОКБ-1 под руководством генерального конструктора Сергея Павловича Королева, ведущий конструктор - Д.И.Козлов. 16.12.1949 г. НИИ-88 (С.П.Королев) заказывает в НИИ-4 НИР «Исследование возможности и целесообразности создания составных ракет дальнего действия типа «пакет». НИР выполнялась группой М.К.Тихонравова и была завершена в 1950 г. 4 декабря 1950 г. Постановлением Совмина СССР начата комплексная поисковая НИР «Исследование перспектив создания баллистических ракет дальнего действия (БРДД) различных типов с дальностью 5-10 тыс. км и массой боевой части 1...10 тонн». В НИР участвовали ОКБ-1, ОКБ-456 (В.П.Глушко), НИИ-885 (М.С.Рязанский, Н.А.Пилюгин), НИИ-3, НИИ-4 (А.И.Соколов), ЦИАМ, ЦАГИ (А.А.Дородницын, В.В.Струминский), НИИ-6 (Воротов), НИИ-125 (Б.П.Жуков), НИИ-137 (Костров) и НИИ-504 (Карпов), НИИ-10 (В.И.Кузнецов) и НИИ-49, математический институт им. Стеклова А.Н. В результате выполнения этой НИР была доказана принципиальная возможность создания составных БРДД, работающих на керосине и жидком кислороде, с массой полезной нагрузки 3…5 тонн. В 1951 г. НИИ-4 направило в ОКБ-1 проект экспериментальной ракеты выполненной по пакетной схеме, способной осуществить запуск ИСЗ (ист. - Гудилин).
После испытания в 1953 г. термоядерного заряда РДС-6С, являющегося реализацией идей А.Д.Сахарова (КБ-11), Правительством в 1953-1954 г.г. был поднят вопрос создания заряда такого типа для баллистической ракеты и разработки межконтинентальной ракеты-носителя. Постановлением Совмина СССР от 13 февраля 1953 г. в рамках НИР тема Т-I "Теоретические и экспериментальные исследования по созданию двухступенчатой баллистической ракеты с дальностью полёта 7000-8000 км" ОКБ-1 предписывалось разработать эскизный проект двухступенчатой баллистической ракеты массой 170 тонн с отделяющейся головной частью массой 3000 кг с дальностью действия 8000 км. В октябре 1953 г. проектное задание изменяется - масса боевого заряда увеличивается до 3000 кг (общая масса головной части ракеты - до 5500 кг, расчетная дальность уменьшается до 5500 км) при сохранении дальности полета. В январе 1954 г. состоялось совещание главных конструкторов С.П. Королева, В.П. Бармина, В.П. Глушко, Б.М. Коноплева, В.И. Кузнецова, Н.А. Пилюгина с участием М.И. Борисенко, К.Д. Бушуева, С.С. Крюкова и В.П. Мишина, на котором обсуждался вопрос о дальнейших работах по ракете в связи с увеличением массы головной части. На совещании было принято решение об использовании унифицированного двигателя сравнительно небольших размеров для всех блоков, ограничении габаритов блоков, допускающих их транспортирование железнодорожным транспортом. Из-за условий эксплуатации пришлось создавать стационарное наземное оборудование с нетрадиционным способом подвески ракеты на специальных отбрасываемых фермах, что позволило не нагружать нижнюю часть ракеты при стоянке и уменьшить ее массу (ист. - Гудилин).
20 мая 1954 г. Совмин СССР принял Постановление о разработке, изготовлении и испытаниях двухступенчатой МБР 8К71, выполненной по пакетной схеме с дальностью действия 8000 км (ист. - Кудряшов). 28 июня 1954 г. принято Постановление Совмина СССР «О плане НИР по специальным изделиям», в котором уточнены содержание, порядок и сроки работ по ракете Р-7. 6 июля 1954 г. был издан Приказ Министра оборонной промышленности СССР о начале работ по проекту создания ракеты.
24 июля 1954 г. ОКБ-1 завершена разработка эскизного проекта МБР 8К71, который был одобрен в конце июля 1954 г. межведомственной комиссией во главе с М.В.Келдышем и 20 ноября 1954 г. одобрен Совмином СССР (ист. - Гудилин). В августе 1954 г. ОКБ-1 выдает смежникам техническое задание на разработку систем и агрегатов ракеты 8К71 (ист.). Теоретический чертеж ракеты Р-7 С.П. Королев утвердил 11 марта 1955 г., а 25 июля 1956 г. были подписаны материалы уточненного эскизного проекта. Разработка конструкторской документации на ракету Р-7 началась еще в 1953 г. (ист.).
Технический проект ракеты Р-7 должен быть представлен в 1-м квартале 1956 г., полигон для испытаний ракеты должен быть подготовлен не позднее апреля 1956 г. , плановый срок начала пристрелочных и зачетных испытаний назначался на 2-й квартал 1957 г. Первый пуск ракеты Р-7 планировалось провести в конце 1956 г. (докладная записка в Президиум ЦК КПСС от 03.02.1956 г. источник).
| | | | | ДАННЫЕ НА 2022 г. (стандартное пополнение) НИР "Универсал", комплекс 15П065, ракета РТ-2ПМ2, 15Ж55 / 15Ж65 - SS-Х-27 SICKLE-B
  
Проект универсальной межконтинентальной баллистической ракеты (МБР для шахтного и мобильного базирования) разработки КБ "Южное" (Днепропетровск, генеральный конструктор - В.Ф.Уткин) и Московского Института Теплотехники (МИТ, главные конструкторы - Борис Николаевич Лагутин и Юрий Семенович Соломонов, в разные годы, источник).
Постановлением Совмина СССР №173-45 от 9 февраля 1987 г. предписывалось начало одновременно в НПО машиностроения (г.Реутов, проект "Альбатрос"), в КБ "Южное" (г.Днепропетровск) и в Московском Институте Теплотехники работ по разработке перспективных МБР с возможностью преодоления многоэшелонной системы ПРО предполагаемого противника с универсальным базированием - с вариантами пуска из ШПУ и в виде ПГРК (ист. - Стратегические ракетные, источник).
По НИР "Универсал" в КБ "Южное" разрабатывалась твердотопливная МБР в вариантах ПГРК и ШПУ. В то же время в МИТе велись работы по НИР "Тополь-М" - разработка МБР на смену МБР "Тополь" с двумя видами базирования - ПГРК и ШПУ. В августе 1988 г. Ю.С.Соломонов (МИТ) провел переговоры с КБ "Южное" в результате которых к концу 1988 г. два КБ совместно разработали техническое предложение по единой ракете в рамках НИР "Универсал" (ист. - Стратегические ракетные).
Совместная полномасштабная разработка ракеты РТ-2ПМ2 по теме НИР "Универсал" была начата МИТ и КБ "Южное" по решению ВПК при Совмине СССР №323 от 09.09.1989 г. и по приказу Министра общего машиностроения СССР №222 от 22.09.1989 г. Проектирование планировалось закончить к концу 1991 г. в двух вариантах: 1) ракета с платформой разведения неуправляемых боевых блоков с РДТТ и без комплекса средств преодоления (КСП) ПРО - разработчик МИТ (мобильный ракетный комплекс, ПГРК) 2) ракета с платформой разведения боевых блоков с монотопливным жидкостным ракетным двигателем и с КСП ПРО - разработчик - КБ "Южное" (г.Днепропетровск, шахтный ракетный комплекс 15П065 с ракетой 8Ж65 / 15Ж65). В силу ряда причин производственного характера ракеты отличались конструкцией ТПК и потому имели некоторые отличия и получили разные индексы - 15Ж55 для ПГРК и 15Ж65 для ШПУ (ист. - Стратегические ракетные).
Разработку 1-й ступени, варианта платформы разведения ББ н монотопливе и головного обтекателя ракеты вело КБ "Южное", разработку 2-й и 3-й ступени, приборного отсека, своего варианта платформы разведения ББ и неуправляемого боевого блока вел МИТ. Двигатель для 1-й ступени так же разрабатывался КБ "Южное" (ист. - Ракеты и космические аппараты, Стратегические ракетные). 29 декабря 1989 г. успешно защищен совместный эскизный проект ракеты и шахтного варианта ракетного комплекса (ист. - Уткин). Начата разработка конструкторской документации. В первой половине 1990 г. выпущен эскизный проект ПГРК (ист. - Стратегические ракетные).
Ракета 15Ж65 "Универсал" и ТПК с ракетой в шахтной пусковой установке (Ракеты и космические аппараты конструкторского бюро "Южное". г.Днепропетровск, ГКБ "Южное", 2000 г.) | | | | | ДАННЫЕ НА 2022 г. (стандартное пополнение) Комплекс 8П767, ракета Р-36 / 8К67 - SS-9 mod.1 / mod.2 SCARP Комплекс 8П767П, ракета Р-36П / 8К67П - SS-9 mod.4 SCARP
  
Тяжелая межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) второго поколения. Ракета разработана ОКБ-586 (с 1966 г. - КБ "Южное", г.Днепропетровск, генеральный конструктор - М.К.Янгель). После появления в США тяжелой МБР "Титан-2" ОКБ-586 в первой половине 1961 года вышло с инициативой создания новой тяжелой МБР на базе МБР Р-16 с превосходящими "Титан-2" характеристиками. Разработка ракеты была задана Постановлением Совмина СССР №346-160ссов “О важнейших разработках межконтинентальных баллистических и глобальных ракет и носителей тяжелых космических объектов” от 16.04.1962 г. Постановление давало старт разработке трех вариантов ракеты: межконтинентальному, орбитальному и космическому. В качестве МБР с двумя типами специальных зарядов Р-36 должна была иметь дальность 12000 км с тяжелой БЧ и 16000 км с легкой БЧ. Планировалось начать летные испытания МБР Р-36 в 4-м кв. 1963 года, а испытания орбитального варианта ракеты начать в 3-м кв. 1964 года (ист. - Горбулин). Решения апрельского Постановления были конкретизированы в Постановлении Совмина СССР №1021-436сс от 12.05.1962 г. Ведущим конструктором ракеты назначен заместитель генерального конструктора КБ "Южное" М.И.Галась.
При создании МБР Р-36 создавалась следующая кооперация предприятий (ист. - Горбулин): - комплекс 8П767 вцелом, ракета и рулевые двигатели маршевых ступеней - ОКБ-586 - изготовление ракет для экспериментальной отработки и последующей серии - завод №586 - маршевые двигателеи обоих ступеней - ОКБ-456 - система управления ракетой и наземная проверочно-пусковая аппаратура - НИИ-692 ("Хартрон") - система радиокоррекции - НИИ-885 - командные гироприборы - НИИ-944 под руководством В.И. Кузнецова (ныне НИИПМ им. академика В.И. Кузнецова) - специальные заряды и автоматика головных частей - КБ-11 (ВНИИЭФ) - комплекс средств преодоления ПРО - ОКБ-586 - шахтная пусковая установка и командный пункт ракетного комплекса - ЦКБ-34 - система заправки ракетного комплекса - КБТХМ - система боевого управления - НИИАП
Основные особенности тяжелой МБР Р-36 / 8К67: - два типа моноблочных ГЧ с комплексом средств преодоления ПРО (КСП ПРО); - автономная система управления позволяющая выполнить удаленное управление пуском ракет из ШПУ с доворотом ракет на нужный азимут после выхода из ШПУ, что обеспечивает прицеливание ракет по любому азимуту; - использование в качестве окислителя азотного тертоксида; - плотная компоновка топливного отсека 2-й ступени - единый топливный отсек с разделением окислителя и горючего промежуточным днищем; - применение прессованных химфрезетованных панелей и пустотелых шпангоутов в конструкции топливных баков обеспечило экономию массы; - выполнен горячий наддут топливных баков из газогенераторов, работающих на компонентах основного топлива; - для исключения невесомости запуск маршевого двигателя 2-й ступени производится при заранее запущенном рулевом двигателе ступени; - за счет ампулизации топливной системы обеспечен большой срок хранения и высокая боеготовность ракеты; - повышена выживаемость ракетного комплекса при первом ударе за счет рассредоточения ШПУ типа ОС.
Постановлениями задавалось создание тяжелой МБР с комбинированной системой управления - автомномной инерциальной с радиокоррекцией. Ракета предназначалась для поражения особо важных целей мощными термоядерными зарядами, применяемыми в сочетании с комплексом средств преодоления ПРО противника. До 1965 г. МБР создавалась в конкуренции с тяжелой МБР УР-200 ОКБ-52 Челомея. При проектировании ракеты использовался ряд конструктивных решений, отработанных и проверенных на тяжелых ракетах первого поколения Р-16 и Р-16У, а также на ракете Р-26. Предполагалось применять ракеты из групповых ШПУ - в 1963 году такой вариант развертывания был отвергнут и на полигоне Байконур началось строительство одиночных ШПУ типа ОС.  Один из первых пусков ракеты Р-36 комплекса 8К67 / SS-9 SCARP с легкой ГЧ с наземного стартового стола (обработка MilitaryRussia.ru) | | | | | ДАННЫЕ НА 2022 г. (стандартное пополнение) Ракета Р-2 / 8Ж38 - SS-2 SIBLING Баллистическая ракета большой дальности. По более поздней системе классификации из-за дальности относится к оперативно-тактическим ракетам. Разработана на базе ракеты Р-1 и с использованием наработок по модификациям ракеты V-2 (Германия) в НИИ-88 под руководством С.П.Королева, ведущий конструктор - Михаил Янгель. Начало разработки ракеты - 1946 г. В основе проекта возможность увеличения тяги двигателя до 35000 кг и увеличение ёмкости топливных баков для достижения дальности в 600 км с сохранением диаметра корпуса и стабилизаторов ракеты V-2. В процессе предварительного проектирования разработано 5 вариантов проекта. Окончательный вариант предусматривал удлиннение ракеты на 1.9 м в цилиндрической части, форсирование двигателя и использование неотделяемой БЧ. К концу 1946 г. подготовлен эскизный проект, пояснительная записка и три опытных образца ракеты Р-2. Защита эскизного проекта состоялась в апреле 1947 г. под председательством Министра вооружений СССР Д.Ф.Устинова. Было решено доработать проект - использовать отделяемую БЧ, несущие баки и убрать аэродинамические стабилизаторы. К концу 1947 г. подготовлен второй вариант проекта - Р-2Э - с несущим баком горючего и со стабилизаторами. Для стендовых испытаний на контрольно-испытательной станции завода №88 создан стенд для испытаний ракеты в вертикальном положении с полной проверкой работы бортовой автоматики. Статические и динамические испытания конструкций ракет Р-1 проводились в 1949-1951 г.г. отделом прочности ракетных конструкций НИИ-88 - будущим ЦНИИМаш. | | | | | ДАННЫЕ НА 2022 г. (стандартное пополнение) Р-1 "Победа" 8А11 - SS-1 SCUNNER Изделие "Н" (V-2) Изделие "Т" (V-2) Первая отечественная баллистическая ракета дальнего действия. По современной системе классификации относится к оперативно-тактическим ракетам. Разработана на базе ракеты А-4 / V-2 (Германия) в НИИ-88 под руководством С.П.Королева и по сути представляет из себя её полный аналог германской и отечественной сборки. Постановлением Государственного комитета обороны СССР №9475 от 8 июля 1945 г. была создана комиссия по изучению и освоению немецкой реактивной техники. В 1945-1946 гг. под руководством советских специалистов развернуто несколько советско-германских институтов и заводов для восстановления документации и образцов ракетной техники. В июле 1945 г. в Германии в г.Бляйхероде организован институт Rabe (руководитель - Черток Б.Е.) для изучения системы рудиоуправления и других систем ракеты V-2. В феврале 1946 г. в Германию прибыла Правительственная комиссия в составе начальника ГАУ Яковлева Н.Д. (председатель), Министра вооружений Устинова Д.Ф., начальника 7ГУ Минвооружения Ветошкина С.И., директора Обуховского завода Гонора Л.Р., заведующего отделом оборонной промышленности Госплана СССР Пашкова Г.Н. и др. После ознакомления с работой наших специалистов, комиссия организовала совещание, на котором Устинов объявил о предстоящих организационных мероприятиях и назначениях: - Минвооружения – головное по ракетам с ЖРД; - Королёв С.П. – Главный конструктор баллистических ракет дальнего действия; - Глушко В.П. (ОКБ-456) – Главный конструктор ЖРД; - Рязанский М.С. (НИИ-885) – Главный конструктор систем управления ракет; - Пилюгин Н.А. (НИИ-885) – Зам. Главного конструктора СУ; - Гонор Л.Р. – директор головного НИИ; Принято решение начинать работы по баллистическим ракетам с изготовления немецких ракет. В марте 1946 г. в Пенемюнде создан институт "Нордхаузен" для изучения германского ракетного опыта. Начало работ по созданию ракеты Р-1 и ракет других типов положило Постановление Совмина СССР №1017-419 "Вопросы реактивного вооружения" от 13 мая 1946 г. | | | | | ДАННЫЕ НА 2022 г. (стандартное пополнение) Комплекс 8П769, ракета Р-36-О / 8К69 - SS-9 mod.3 SCARP FOBS
   
Глобальная межконтинентальная баллистическая ракета (МБР). Ракета разработана ОКБ-586 (с 1966 г. - КБ "Южное", г.Днепропетровск, генеральный конструктор - М.К.Янгель), главный конструктор - М.И.Галась. Разработка орбитального ракеты была задана Постановлением Совмина СССР №346-160ссов “О важнейших разработках межконтинентальных баллистических и глобальных ракет и носителей тяжелых космических объектов” от 16.04.1962 г. Постановление давало старт разработке трех вариантов ракеты: межконтинентальному, орбитальному и космическому. Испытания орбитального варианта ракеты планировалось начать в 3-м кв. 1964 года (ист. - Горбулин). Решения апрельского Постановления были конкретизированы в Постановлении Совмина СССР №1021-436сс от 12.05.1962 г. Глобальная МБР на Западе получила наименование FOBS - Fractional Orbital Bombardment System - "частично орбитальная бомбардировочная (ударная) система". Основные преимущества такого типа ракеты перед обычной МБР: - неограниченная дальность действия; - возможность поражения цели разными ракетами, но одновременно с разных направлений (например, через Северный и Южный полюса); - меньшее время полета до цели по кратчайшему направлению, чем у обычной МБР; - невозможность прогнозирования района падения боеголовки пока она находится на орбитальном участке полета; - удовлетворительная точность при максимальных дальностях.
Создание ракеты и орбитальной ступени вело ОКБ-586, двигательная установка для орбитального блока создавалась ОКБ-456 главного конструктора В.П.Глушко, система управления - НИИ-692 ("Хартрон") главного конструктора В.Г.Сергеева, командные приборы - НИИ-944 главного конструктора В.И.Кузнецова, боевой стартовый комплекс - ЦКБ-34 главного конструктора Е.Г.Рудяка. Эскизный проект Р-36-О разработан в декабре 1962 г.
Первоначально ампулизация ракеты не предусматривалась, но 12 января 1965 года вышел приказ ГКОТ "О развертывании работ по ампулизации ракет Р-36 и Р-36-О", которым задавались работы по доработке МБР для долговременного нахождения в заправленном ампулизированном состоянии на боевом дежурстве - первоначальный гарантированный срок хранения заправленной ракеты составлял 5 лет. Позже этот срок был увеличен до 7,5 лет.
Для проведения испытаний Р-36-О на полигоне Байконур на площадке 67 была проведена реконструкция стартового оборудования. Подготовка к проведению испытаний начата в конце 1964 г. На полигоне Капустин Яр в районе пос. Новая Казанка в 1966 г. установлена измерительная система "Вега". Позже были проведены огневые испытания всех ступеней и огневые испытания орбитальной ступени в условиях невесомости (на самолете). Первый аварийный пуск орбитальной баллистической ракеты Р-36-О (иногда в источниках - Р-36орб) / 8К69 состоялся 16 декабря 1965 г. В 1966 году выполнено 4 успешных пуска ракеты. В первом успешном пуске ракета вывела орбительную ступень на круговую орбиту высотой 150 км наклонением 65 градусов. После одного витка вокруг Земли боевая часть упала в заданный район с высокой точностью. Подготовка к пуску ракеты Р-36-О / 8К69 со стартового стола на полигоне Байконур, 1965-1966 г.г. Антенны телеметрического оборудования на головной части позже были убраны (Стратегические ракетные компелксы наземного базирования. М., "Военный парад", 2007 г.) | | | | | ДАННЫЕ НА 2022 г. (стандартное пополнение) Комплекс 9К79 "Точка", ракета 9М79 / ОТР-21 / 9М79М - SS-21A SCARAB-A / FROG-9 Комплекс "Точка-Р", ракета "Точка-Р" 9М79Р / 9М79ФР Комплекс 9К79-1 "Точка-У", ракета 9М79-1 / 9М791 - SS-21B SCARAB-B Комплекс 9К79М (?) "Точка-М" - SS-21C SCARAB-C      Дивизионный (тактический) ракетный комплекс. Разработка комплекса в КБ Машиностроения (г. Коломна) начата в 1967 г. после передачи в КБМ документации предварительного проекта комплекса "Точка" с ракетой В-614 МКБ "Факел". В отличие от "Точки" МКБ "Факел" у "Точки" КБМ были изменены крылья и аэродинамические рули, был убран дестабилизатор, изменены другие системы ракеты. Главный конструктор - С.П.Непобедимый. Полномасштабная разработка задана Постановлением Совмина СССР №148-56 от 4 марта 1968 г. В разработке и производстве ракетного комплекса было задействовано 120 предприятий. Система управления ракеты создавалась ЦНИИАГ, главные конструкторы - Б.С.Колесов и А.С.Липкин. Заряды РДТТ разрабатывались НПО "Союз" (руководитель - академик Б.П.Жуков). Создание самоходной ПУ и ТЗМ велось КБ завода "Баррикады" (г.Волгоград, главный конструктор - Г.И.Сергеев). Заводские испытания ракеты начаты в 1971 г. (два первых пуска) на полигоне Капустин Яр (пуски с полигонной ПУ разработки КБМ, подготовка к испытаниям начата на полигоне в январе 1970 г.). Производство опытных образцов СПУ и ТЗМ комплекса велось заводом "Баррикады" (г.Волгоград) на шасси выпущенных Брянским автомобильным заводом. В 1973 г. начато серийное производство ракет "Точка" (позже - "Точка-У") на Воткинском машиностроительном заводе. Государственные испытания комплекса проводились в 1973-1974 г.г. (Капустин Яр, Забайкалье, Туркестанский военный округ, Закавказский военный округ). Серийное производство машин комплекса начато в 1973 г. на Петропавловском заводе тяжелого машиностроения - завод являлся головным предприятием по выпуску ракетного комплекса ( источник) . Комплекс 9К79 "Точка" официально принят на вооружение приказом МО СССР №0011 в августе 1975 г. с ракетой 9М79 с двумя типами боевых частей - осколочно-фугасной и специальной (ядерной) - и начал поступать в ракетные дивизионы мотострелковых и танковых дивизий сухопутных войск СССР в 1975-1976 г.г. Комплекс впервые показан на Параде в Москве 9 мая 1985 г.
Модернизация комплекса "Точка" с целью увеличения дальности действия и улучшения точности начата в 1984 г. Испытания комплекса "Точка-У" проводились на полигоне Капустин Яр с августа 1986 г. по сентябрь 1988 г. Климатические испытания проводились в 1989 г. в Забайкальском и Туркестанском ВО. Комплекс 9К79-1 "Точка-У" принят на вооружение в 1989 г., серийное производство ракет развернуто на Воткинском машиностроительном заводе в этом же году. Комплекс "Точка-У" может применять ракеты комплекса "Точка". В документации к переговорам по Договору о сокращении РСМД ракеты семейства "Точка" именовались "ОТР-21". Ракетные комплексы 9К79-1 "Точка-У" с ракетами 9М79М "Точка" на учениях ракетно-артиллерийских подразделений 5-й общевойсковой армии Восточного военного округа, Сергеевский общевойсковой полигон, март 2013 г. Пуск ракет 9М79М "Точка" был условным. (http://pressa-tof.livejournal.com). | | | | | Глобальные против межконтинентальных Есть мнение, что глобальные баллистические ракеты имеют определенные преимущества перед обычными баллистическими ракетами. Хотелось бы понять так это или нет и в каких ситуациях эти преимущества могут действительно оказаться полезными.
Первой летавшей и состоявшей на вооружении глобальной ракетой была советская Р-36-О - та самая, которую на Западе назвали "частично орбитальная бомбардировочная система" (FOBS). С её постановкой на вооружение стали ясны и основные преимущества ракет такого типа: - неограниченная дальность действия;- возможность поражения цели разными ракетами, но одновременно с разных направлений (например, через Северный и Южный полюса);- меньшее время полета до цели по кратчайшему направлению, чем у обычной МБР;- невозможность прогнозирования района падения боеголовки пока она находится на орбитальном участке полета;- удовлетворительная точность при максимальной дальности. | | | | | ДАННЫЕ НА 2021 г. (стандартное пополнение) Индексы ракетных комплексов РВСН
  
Индексы ракетных комплексов РВСН с твердотопливными ракетами по состянию на 2021 г.: Официальное название / промышленное название | Тип | Западное обозначение | Комплекс | СПУ / АПУ / ШПУ | Ракета | Название СНВ | Примечание | "Баргузин" | БЖРК | | | | 15Ж83 (источник, источник)
| | | "Периметр-РЦ" / "Сирена" | ПГРК | | 15П175 | | 15Ю75 / 15Ж75 (источник) | | командная ракета на базе ПГРК "Тополь" и ракеты 15Ж58
| РС-26 "Рубеж" | ПГРК | KY-26 / SS-X-31 | | 15У194 (?) | 15Ж67 (источник)
| | 2015 г. проходит испытания
МЗКТ-79291 (?) | РС-24 "Ярс-М" | ОС |
| 15П165М1 (источник) | 15П765М1 (?)
| 15Ж65М / 15Ж65М1 / 15Ж80 (источник) |
| МИТ 2012 г. (15Ж65М1) 2016 г. (15Ж80) | РС-24 "Ярс" | ОС | SS-29 SS-27 mod.3 SICKLE-С / STALIN
| 15П165М | 15П765М | 15Ж65М | РС-12М2Р | МИТ | РС-24 "Ярс-М" (?) | ПГРК | | 15П155М1 (источник) | 15У175М1
| 15Ж55М1 (?) |
| МИТ, 2012 г. | РС-24 "Ярс" / "Тополь-МР" | ПГРК | SS-29 SS-27 mod.2 SICKLE-B / STALIN
| 15П155М | 15У175М | 15Ж55М
| РС-12М2Р | МИТ, МЗКТ-79221 | "Скорость" | ПГРК |
| 15П666 |
| 15Ж66 | РСС-40 | МИТ | "Альбатрос" | ОС | | 15П170 | 15П770 ? | 15Ж70 ? | | НПО машиностроения | РТ-2ПМ1 "Тополь-М" | ПГРК | SS-27 SICKLE-B / STALIN | 15П155 | 15У175 | 15Ж55 | РС-12М1 | МИТ | РТ-2ПМ2 "Тополь-М" | ОС | SS-27 SICKLE-B | STALIN
| 15П065 15П165 | 15П765, 15П765-18, 15П765-18М, 15П765-18Э, 15П765-30, 15П765-30П, 15П765-35 | 15Ж65 | РС-12М2 | изначально - КБ "Южное", разработка РДТТ 1-й ступени 15Д365 поружена КБ в 1988 г. | "Целина" | ПГРК | | 15П962 | 15П162, 15П662 | 15Ж62 |
| МИТ (источник), разрабатывалась параллельно с ракетой 15Ж61 Кб "Южное", разработка была прекращена так как стало ясно, что такой комплекс не сможет обеспечить необходимых характеристик по боевой эффективности (источник) | РТ-23УТТХ "Молодец" | БЖРК | SS-24 SCALPEL mоd.3 | 15П761 | 15П961 | 15Ж61 | РС-22А | КБ "Южное", решение о создании МБР с улучшенными характеристиками принято в 1983 г., РДТТ 1-й и 2-й ступеней 15Д305 и 15Д339 | РТ-23УТТХ | ОС | SS-24 SCALPEL mоd.2 | 15П060, 15П160 | 15П760, 15П960 | 15Ж60 | РС-22Б | КБ "Южное", решение о создании МБР с улучшенными характеристиками принято в 1983 г., РДТТ 1-й и 2-й ступеней 15Д305 и 15Д339 | РСС-40 "Курьер" | ПГРК | SS-X-26 | 15П159 | 15У160 15У160М | 15Ж59 | РСС-40 | МИТ, МАЗ-7909 МАЗ-7929 | РТ-2ПМ "Тополь" | ПГРК | SS-25 SICKLE | 15П158 | 15У168 | 15Ж58 | РС-12М | МИТ, МАЗ-7917 | РТ-2ПМ "Тополь" | ПГРК | SS-25 SICKLE | 15П158.1 / 15П658
| 15У128.1 | 15Ж58 | РС-12М | МИТ, МАЗ-7912 | "Пионер-3" | ПГРК | SS-20 SABER mod.3 SS-X-28 SABER | 15П157 | 15У167 | 15Ж57 | | МИТ, МАЗ-7916 | "Горн" | ПГРК | | 15П656 | | 15Ж56 | | МИТ, командная ракета | "Универсал" / "Тополь-М" РТ-2ПМ1 (источник) | ПГРК | SS-27 SICKLE-B | 15П155 | 15У175 | 15Ж55 | РС-12М1 | МИТ, шасси ПГРК МЗКТ-79221 | "Пионер-УТТХ" / "Пионер-2" | ПГРК | SS-20 SABER mod.2 | 15П653 | 15У136 | 15Ж54 (ГЧ) 15Ж53 (РГЧ)
| | МАЗ-547В | РТ-23 "Молодец" | БЖРК | SS-24 SCALPEL | 15П952 | СМ-СП-35 | 15Ж52 | РС-22 | КБ "Южное", РДТТ первой ступени – 15Д206 и второй ступени – 15Д207 | | | | | | 15Ж51 | | командная ракета, возможно, РТ-2ПК (?) | "Темп-2СМ2" | ПГРК | | 15П648 | | 15Ж48 | РС-14 | | "Темп-2СМ1" | ПГРК | | 15П647 | | 15Ж47 | РС-14 | | РТ-21М "Пионер-К" / "Пионер-М"
| ПГРК | SS-20 SABER mod.1 | 15П645К
| | 15Ж46 | РСД-10 | МАЗ-547А | РТ-21М "Пионер" | ПГРК | SS-20 SABER mod.1 | 15П645 | 15У106 | 15Ж45 (РГЧ)
| РСД-10 | МАЗ-547А | РТ-23 | ОС | | | | 15Ж44 |
| КБ "Южное", РДТТ первой ступени – 15Д206 и второй ступени – 15Д207 | РТ-22 | БЖРК | | | СМ-СП-35 | 15Ж43 |
| КБ "Южное", разработка начата в 1969 г., двигатель 1-й ступени 15Д122 | "Темп-2С" | ПГРК | SS-X-16 / SS-16 SINNER | 15П642 | 15У67 | 15Ж42 | РС-14 | МАЗ-547А | РТ-21 | ОС | | | СМ-СП-27 | 15Ж41 |
| КБ "Южное" | РТ-2П | ОС | SS-13 mod.2 SAVAGE | 15П098П | 15П798 / ОС-98 | 8К98П | РС-12 | ОКБ-1 / ЦКБ "Арсенал" | РТ-2 | ОС | SS-13 mod.2 SAVAGE | 15П098 | 15П798 / ОС-98 | 8К98 | РС-12 | ОКБ-1 / ЦКБ "Арсенал" | ... | | | | | ДАННЫЕ НА 2022 г. (стандартное пополнение) Комплекс РС-24 "Ярс" / "Тополь-МР" / "Универсал" - SS-X-29 Комплекс РС-24 "Ярс" / 15П155М, ракета РС-12М2Р / 15Ж55М (АПУ) - SS-29 / SS-27 mod.2 SICKLE-B Комплекс РС-24 "Ярс" / 15П165М, ракета РС-12М2Р / 15Ж65М (ШПУ) - SS-29 / SS-27 mod.3 SICKLE-С Комплекс РС-24 "Ярс-С" Комплекс РС-24 "Ярс-М"
  
Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) / подвижный грунтовый ракетный комплекс (ПГРК). Комплекс и ракета разработаны Московским Институтом Теплотехники (МИТ) на базе МБР РТ-2ПМ2 / "Тополь-М", главный конструктор - Ю.Соломонов. Разработка МБР "Тополь-М" / РТ-2ПМ2 с использованием только российских технологий начата в марте 1992 г. Указ Президента России Б.Н.Ельцина о создании ракетного комплекса "Тополь-М" (с вариантами развития) вышел 27 февраля 1993 г.
Первый испытательный пуск ракеты "Ярс" 15Ж55М произведен 29 мая 2007 г. с мобильной пусковой установки на полигоне Плесецк. В 2009 г. ЦКБ "Титан" созданы первые экземпляры стартовых агрегатов комплекса "Ярс" (источник). Ракеты комплекса производятся на Воткинском машиностроительном заводе (г.Воткинск). По сообщениям СМИ (2010 г.) ракеты РС-24 будут заменять на дежурстве МБР РС-18 и РС-20 по мере исчерпания их гарантийных сроков. В январе 2010 г. было заявлено, что государственные испытания комплекса завершатся до конца 2010 г., либо после 4-го и 5-го пусков. С 2012 г. в серийном производстве планируется оставить только МБР РС-24 "Ярс". В 2011 г. планировалось произвести 3 испытательных пуска МБР "Ярс" (сообщения СМИ от декабря 2010 г.).
Развертывание комплексов "Ярс" начато в декабре 2009 г. после принятия комплекса РВСН для "опытно-боевого дежурства" в составе одного ракетного дивизиона полка Тейковской 54-й гвардейской ракетной дивизии 27-й гвардейской ракетной армии РВСН (базирование - Красные Сосенки, 3 комплекса). 30 ноября 2010 г. главкоком РВСН генерал С.Каракаев заявил, что РВСН постепенно будут перевооружаться с мобильных комплексов с моноблочными ракетами "Тополь-М" на мобильные комплексы с ракетами с РГЧ ИН "Ярс". В декабре 2010 г. на вооружение Тейковской ракетной дивизии поступил второй дивизион комплексов "Ярс" (3 СПУ). 4 марта 2011 г. объявлено, что первый ракетный полк с МБР РС-24 "Ярс" заступил на боевое дежурство в РВСН в составе Тейковской дивизии. В состав полка Тейковской ракетной дивизии вошли 2 ракетных дивизиона МБР РС-24, поставленных в РВСН в 2009-2010 г.г. Всего в составе полка 6 комплексов РС-24.
Все данные по комплексу носят предположительный характер и взяты из открытых источников и СМИ. Список источников прилагается.
 АПУ 15У175М комплекса РС-24 "Ярс" с МБР 15Ж55М на показе МБР журналистам в Тейковской дивизии 29.11.2011 г. (фото - Сергей Пятаков, http://visualrian.ru/). | | | | |
|