| ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение) ТТ-5
 
Тепловая экспортная торпеда. Разработана ЦНИИ "Гидроприбор" на базе опытной торпеды 65 ДСТ. Предназначена для уничтожения надводный кораблей и объектов у среза воды.
| | | |
| ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение) 65-76 / ДТ / ДСТ / изделие 298 - Type 65 65-76А "Кит" / ДСТ-92 "Лапландия" / изделие 298А
  
Противокорабельная тепловая дальноходная самонаводящаяся торпеда. Постановление СМ СССР о разработке перспективной ударной торпеды Т-65 калибра 650 мм вышло 4 марта 1958 г. Основное назначение торпеды - борьба с АУГ. Государственные испытния прототип торпеды прошел в 1965 г., но на ПЛ торпеда не размещалась из-за отсутствия носителей. В 1973 г. варианту торпеды с ядерной БЧ присвоен индекс 65-73. Торпеда производилась заводом им.С.М.Кирова (г.Алма-Ата). Главный конструктор - В.А.Келейников, зам.главного конструктора по энерго-силовой установке - Г.И.Крестов, по корпусно-механической части - Л.С.Тарасов, по системе управления - В.С.Лужин.
Модернизация торпеды Т-65 под установку системы самонаведения производилась на основании решения ВМФ и Минсудпрома СССР от 10.07.1969 г. Разработка велась ЦНИИ "Гидроприбор" на основании ТТЗ от 21.11.1969 г., главные конструкторы - В.А.Келейников и Л.С.Тарасов. ОКР по согласованию с заказчиком проводилась без эскизного проекта. Государственные испытания торпеды 65-76 проводились в два этапа - на озере Иссык-Куль (успешно завершен в апреле 1975 г.) и на Северном флоте (июль-декабрь 1975 г.). В ходе Госиспытаний произведено 8 выстрелов торпедами в ходе 4 выходов в море ПЛА пр.671РТМ. Выстрелы производились в перископной глубины, с глубин 100 и 150 м и полностью подтвердили соответствие изделия ТТЗ. Приказом министра обороны СССР от 19.11.1976 г. на вооружение ПЛА пр.671РТМ принимается модификация торпеды с новой системой самонаведения (ССН) и без ядерного боеприпаса - торпеда 65-76 (обозначение НАТО - Type 65). | | | |
| ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение) Комплекс "Кобра-Гюрза" / "Гюрза"
 
Противоминный комплекс с использованием малогабаритной тепловой торпеды. Разработка велась с начала 1970-х годов ЦНИИ "Гидроприбор", главный конструктор Ю.Б.Наумов. Основное назначение комплекса - борьба с минами типа "Кэптор". В 1973-1974 г.г. опытный образец ССН проходил испытания на торпеде ВТТ-1 в районе Феодосии на Черном море, но в 1974 г. Ю.Б.наумов отстранен от разработки ССН хотя работы по противоминному комплексу были продолжались до 1982 г. Изготовлено несколько десятков изделий для испытаний. После смерти Ю.Б.Наумова комплекс и торпеда перепроектированы - схема изделия развернута на 180 град - винты расположены по тянущей схеме, ССН заменена на контактный трал, комплекс установлен на тральщик пр.12660 "Железняков" (Черноморский флот, вошел в состав флота 30.12.1988 г., спущен на воду - 17.07.1986 г. на Средне-Невском ССЗ, г.Ленинград).
| | | |
| ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение) ТТ-4

Малогабаритная тепловая противолодочная торпеда. Разработана ЦНИИ "Гидроприбор". Торпеда применяется надводными кораблями. подводными лодками, в составе ракетных противолодочных комплексов, а так же с авиационных носителей. По состоянию на 2010 г. предлагается на экспорт концерном «Морское подводное оружие-Гидроприбор». | | | |
| ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение) ПЛАТ-3

Противолодочная авиационная торпеда. Разработка велась ЦНИИ "Гидроприбор" до 1968 г. Разработка не завершена. | | | |
| ДАННЫЕ НА 2011 г. (в работе) УГСТ "Тапир"

Опытная универсальная глубоководная самонаводящаяся торпеда. Создание торпеды "Тапир" с уникальными ТТХ начато НПО "Уран" (филиал ЦНИИ "Гидроприбор") после появления совершенной тепловой торпеды Мк-48 в ВМС США. Главный конструктор - Л.И.Александров. По состоянию на 1980 г. разработка торпеды уже велась в стадии ОКР. Морские испытания торпеды начаты в 1983 г. Испытания сопровождались прогарами, поломками турбины и других агрегатов. В конце 1985 г. произведен первый успешный пуск на половину дальности. По состоянию на середину 1980-х годов конструкторы не смогли обеспечить надежную работу энергетической системы управления в связи с чем прорабатывался еще более совершенный перекисный вариант силовой установки, с которым ТТХ торпеды должны были превзойти ТТХ торпеды Мк-48 (США). Разработка закрыта в 1986 г. по решению Минсудпрома СССР в пользу торпед с электрическим ходом. | | | |
| ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение) Т-65 / 65-73 / изделие 246 - Type 65
  
Противокорабельная тепловая прямоидущая торпеда со специальной БЧ. Постановление СМ СССР о разработке перспективной ударной торпеды Т-65 калибра 650 мм вышло 4 марта 1958 г. Основное назначение торпеды - нанесение ударов по АУГ, транспортам, группировкам флота с позиций недосягаемых для ПЛО противника, поражение подводных лодок, морских сооружений и объектов у среза воды. Торпеда проектировалась НИИ-400 (ныне - ЦНИИ "Гидроприбор"). Главный конструктор - В.А.Келейников, зам.главного конструктора по энерго-силовой установке - Г.И.Крестов, по корпусно-механической части - Л.С.Тарасов, по системе управления - В.С.Лужин.
Первые 6 опытных торпед прибыли на оз.Иссык-Куль для испытаний весной 1961 г. Испытания торпеды Т-65 начаты в 1962 г. В том же году принято решение о производстве установочной партии торпед, выполненных по доработанному проекту. В сентябре 1962 г. техническая документация на установочную партию торпед утверждена. 23 ноября 1963 г. торпеда Т-65 впервые в ходе испытаний прошла дистанцию 50 км со скоростью 50 узлов. Пристрелка установочной партии на оз.Иссык-Куль завершена 14 мая 1965 г. | | | |
| ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение) 53-57 / ДБТ / изделие 58553-57М  Противокорабельная прямоидущая дальноходная бесследная торпеда. Торпеда разработана на базе трофейных немецких материалов по недоведенной до серии инголиновой торпеде с неконтактным взрывателем. Разработка дальноходной бесследной торпеды ДБТ с турбинным двигателем начата в 1949 г., разработчик - Ломоносовский филиал НИИ-400 (позже - НИИ "Мортеплотехника"), главный конструктор - Кокряков Д.А. Испытания торпеды проводились на полигоне №232 около Феодосии в 1954-1955 г.г. с надводного опытового корабля. Государственные испытания торпеды завершены в 1957 г. и торпеда принята на вооружение в декабре 1957 г. Серийное производство торпед 53-57 велось на заводе им.С.М.Кирова (г.Алма-Ата). Торпеда стала последней отечественной прямоидущей торпедой с обычной БЧ.
| | | |
| ДАННЫЕ НА 2011 г. (стардартное пополнение) УСТ / изделие 271
 
Универсальная самонаводящаяся торпеда (проект). В 1964 г. ВМФ СССР объявил конкурс проектов универсальной самонаводящейся торпеды УСТ. Рассматривались варианты торпед с тепловой и электрической энергетическими установками. До глубины 600 м ТТХ тепловой торпеды получались существенно выше, чем у электрической. Но исходя из информации о скором поступлении в ВМФ США глубоководных подводных лодок (глубина погружения до 1000 м) выбор сделан в пользу электрической силовой установки. Образцом источника энергии послужили батареи американской торпеды Мк-44 с активацией морской водой - водно-химическим источником тока (ВХИТ). Разработка ОКР УСТ в ЦНИИ "Гидроприбор" завершена в 1975 г. - в результате разработана торпеда УСЭТ-80. | | | |
| ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение)
"Латуш" / изделие 2609
  Малогабаритная универсальная торпеда. Разработана как модификация торпеды СЭТ-72 ЦНИИ "Гидроприбор" в 1991 г.  Торпеда "Латуш" (Прошкин С., Маринин В. Российское торпедное оружие. // Военный парад. №3 / 1997 г.). | | | |
| ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение) МГТ-1 / изделие 239
  
Малогабаритная самонаводящаяся противокорабельная торпеда. Разработана без использования сторонних прототипов НИИ-400 (ныне - ЦНИИ "Гидроприбор"), главный конструктор - Л.Н.Акатов, конструкторы - Н.И.Кочеров, В.Я.Зарубин, М.И.Рувинский, А.М.Школьников и В.В.Селезнёв. Торпеда испытана в 1960 г. и принята на вооружение в 1961 г. Производство торпед велось на заводе "Дагдизель" (г.Каспийск, Дагестан).
 Торпеда МГТ-1, идентификация предположительная. День ВМФ в Калининграде, 26.07.2010 г. (фото - Наталья Амбра, http://picasaweb.google.com).  Торпеда МГТ-1 в Музее боевой славы г.Саратова. В музее торпеда представлена как УМГТ-1 ( http://groll.ru). | | | |
| ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение) Комплекс РПК-8 "Запад", установка РБУ-6000, ракета 90Р
  
Ракетный противолодочный комплекс с 12-ствольной РБУ-6000. Разработан КБ ГНПП "Сплав" (г.Тула) в конце 1980-х годов на базе и с целью замены РПС типов "Смерч-3" и "Смерч-2" и с использованием их элементов, главный конструктор - Денежкин Г.А. Принят на вооружение 26.11.1991 г. Комплекс может применяться против торпед, подводных лодок и подводных диверсантов. Состоит на вооружении, возможна путаница по идентификации носителей с РПС "Смерч-2".
| | | |
| Реактивный бомбомет. Количество направляющих - 6. Разработан НИИ-1 (Московский институт теплотехники), главный конструктор В.А.Масталыгин ( по данным Гусева - Бережков С.С.). Принят на вооружение в 1964 г. (в 1961 г. по др.данным). Используется реактивная ГБ - РГБ-10. Основное предназначение - уничтожение торпед противника, но возможно применение и по подводным лодкам. Производство - завод УЗТМ (г.Свердловск). На многих кораблях применялась вместе с РПС " Смерч-2".  Установка РБУ-1000 (http://flot.sevastopol.info). | | | |
| ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение) Система "Бурун" , установка РКУ-4500А   
Реактивная противолодочная система. Разработана в НИИ-1 (позже - Московский Институт Теплотехники), главный конструктор Н.П.Мазуров ( по данным Гусева Р. - Бережков С.С.). Принята на вооружение в 1957 г. Система предназначена для залповой стрельбы реактивными кормовыми глубинными бомбами (РКБ) при совместном применении с системой " Смерч" (для добивания атакованной "Смерчом" подводной лодки). В части источников система ошибочно называется "Буран". | | | |
| ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение)РПС "Смерч" РБУ-2500    Реактивная противолодочная система "Смерч" / реактивный бомбомет. Количество направляющих - 16. РПС разработана в НИИ-1 (позже - Московский институт теплотехники), главный конструктор - Н.П.Мазуров и С.С.Бережков (по данным Р.Гусева). Система принята на вооружение в 1957 г. Стрельба вдется залпами по 8 или 16 РГБ, одиночными РГБ или двумя и более установками залпом. Используется реактивная глубинная бомба РГБ-25 (ТТХ относятся в основном к ней).  РБУ-2500 в Музее ВС СССР (Широкорад А.Б., Оружие отечественного флота. 1945-2000. Минск, Харвест, 2001 г.) | | | |
| ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение)РПС "Ураган" РБУ-1200    РПС (реактивная противолодочная система) "Ураган" / реактивный бомбомет. Количество направляющих - 5. Разработан в НИИ-1 (позже переименован в МИТ) коллективом под руководством Бодрова С., Артемьева В. и Масталычика В. (С.С.Бережкова - по данным Р.Гусева). Принят на вооружение в 1955 г. Из-за отсутствия отдачи пусковую установку можно было ставить на кораблях небольшого водоизмещения. По умолчанию данные реактивных глубинных бомб РГБ-12.  РБУ-1200 на пограничном катере "Полтава" пр.1241П типа PAUK ВМС Украины, 06.09.2009 (фото - Tostan, http://de.wikipedia.org) | | | |
| ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение)
24-х ствольная стержневая РБУ (многоствольная бомбометная установка). Разработана в СКБ МВ на базе МБУ-200 под руководством Б.И.Шавырина. Установка разработана и испытана в 1955 г. Принята на вооружение в 1956 г. Применялась на тральщике пр.264 (1957 г.), а так же на эсминцах, СКР и малых охотниках за подводными лодками.
 МБУ-600 (Широкорад А.Б., Оружие отечественного флота.1945-2000. Минск, Харвест, 2001 г.) | | | |
| ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение) Опытная электроторпеда образца 1987 г.

Опытно-экспериментальная электрическая торпеда. Создана для отработки элементов энерго-силовой установки нового типа. Для отработки возможностей ЭСУ состоящаей из двух электродвигателей постоянного тока ДП-31У в габаритах 533 мм торпеды разработан двухякорный электродвигатель (два коллектора) и опытный образец торпеды на базе торпеды УСЭТ-80. Разработку двигателей вел завод "Электросила", в 1987 г. построено 2 опытных образца. А качестве источника энергии использована батарея повышенной емкости из электродов БОД изделие 561М-П. Проведенные испытания и исследования показали, что в габаритах 533 мм торпеды возможно создание ВХИТ на основе магниевого сплава и хлорида меди с двухякорным электродвигателем мощностью 550-600 кВт. | | | |
| ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение) "Аллигатор"

Экспериментальная торпеда с опытной перекисной поршневой двигательной установкой. Исследования велись в 1949-1954 г.г. НИИ-3 ВМФ СССР (НИМТИ) совместно с ГИПХ Минхимпрома СССР на основе германской торпеды Stein Wal (1944 г.) с турбинным двигателем. Экспериментальная торпеда успешно прошла морские испытания и послужила заделом для совершенствования перекисных двигателей торпед. | | | |
| А-215 "Град-М" 122 мм реактивная система залпового огня. ТТЗ на разработку выдано ВМФ 12 января 1966 г. В системе используются снаряды от сухопутной РСЗО "Град" БМ-21. Опытный обрезац изготовлен в 1969 г. на заводе №172. Во второй половине 1969 г. в Перми прошли заводские испытания ПУ опытного образца. В начале 1970 г. завод изготовил второй экземпляр ПУ. Заряжающее устройство и подпалубную часть комплекса проектировал и изготавливал завод "Баррикады". Корабельные испытания проводились с 20 марта по 7 мая 1972 г. на Балтике на БДК "БДК-104" пр.1171 (заводской №300). В процессе испытаний сделано 300 выстрелов. В ходе корабельных испытаний лазерного дальномера в 1973 г. устройство было отправлено на доработку. ЦНИИАГ и ПО ЛОМО разработали систему автономной косвенной стабилизации лазерного луча после чего в 1977 г. было создано дальномерно-визирное устройство ДВУ-2 с которым комплекс А-215 и был принят на вооружение (1978 г.). Установка А-215 "Град-М" (рисунок из книги Широкорад А.Б., Чудо-оружие СССР. М., Вече, 2004 г.)
| | | |