| ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение) Опытная электроторпеда образца 1987 г.

Опытно-экспериментальная электрическая торпеда. Создана для отработки элементов энерго-силовой установки нового типа. Для отработки возможностей ЭСУ состоящаей из двух электродвигателей постоянного тока ДП-31У в габаритах 533 мм торпеды разработан двухякорный электродвигатель (два коллектора) и опытный образец торпеды на базе торпеды УСЭТ-80. Разработку двигателей вел завод "Электросила", в 1987 г. построено 2 опытных образца. А качестве источника энергии использована батарея повышенной емкости из электродов БОД изделие 561М-П. Проведенные испытания и исследования показали, что в габаритах 533 мм торпеды возможно создание ВХИТ на основе магниевого сплава и хлорида меди с двухякорным электродвигателем мощностью 550-600 кВт. | | | |
| ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение) "Аллигатор"

Экспериментальная торпеда с опытной перекисной поршневой двигательной установкой. Исследования велись в 1949-1954 г.г. НИИ-3 ВМФ СССР (НИМТИ) совместно с ГИПХ Минхимпрома СССР на основе германской торпеды Stein Wal (1944 г.) с турбинным двигателем. Экспериментальная торпеда успешно прошла морские испытания и послужила заделом для совершенствования перекисных двигателей торпед. | | | |
| А-215 "Град-М" 122 мм реактивная система залпового огня. ТТЗ на разработку выдано ВМФ 12 января 1966 г. В системе используются снаряды от сухопутной РСЗО "Град" БМ-21. Опытный обрезац изготовлен в 1969 г. на заводе №172. Во второй половине 1969 г. в Перми прошли заводские испытания ПУ опытного образца. В начале 1970 г. завод изготовил второй экземпляр ПУ. Заряжающее устройство и подпалубную часть комплекса проектировал и изготавливал завод "Баррикады". Корабельные испытания проводились с 20 марта по 7 мая 1972 г. на Балтике на БДК "БДК-104" пр.1171 (заводской №300). В процессе испытаний сделано 300 выстрелов. В ходе корабельных испытаний лазерного дальномера в 1973 г. устройство было отправлено на доработку. ЦНИИАГ и ПО ЛОМО разработали систему автономной косвенной стабилизации лазерного луча после чего в 1977 г. было создано дальномерно-визирное устройство ДВУ-2 с которым комплекс А-215 и был принят на вооружение (1978 г.). Установка А-215 "Град-М" (рисунок из книги Широкорад А.Б., Чудо-оружие СССР. М., Вече, 2004 г.)
| | | |
| Комплекс ПК-10 "Смелый" 120 мм пусковая установка для снарядов постановки помех. Принят на вооружение в 1982 г. (первое упоминание в прессе - 1997 г.). Комплекс предназначен для установки радиолокационных и оптических помех. Используется два режима стрельбы - сериями и одиночными выстрелами. | | | |
| ПК-16 / КЛ-101 / РУПП-82 / ПРК-168 82 мм пусковая установка для турбореактивных снарядов постановки помех. НИОКР системы РУПП-82 начаты по постановлению СМ СССР №832-372 от 21 июля 1957 г. в ОКБ-43. Эскизно-технический проект КЛ-101 утвержден в сентябре 1960 г. С 11 января 1961 г. в связи с ликвидацией ОКБ-43 проект передан для доработки в ЦКБ-34. Установка неподвижно устанавливалась на борту корабля. Опытный образец (правое исполнение) изготовлен заводом №7 в октябре 1961 г. Заводские испытания - ноябрь 1961 г. государственные полигонные испытания после доработки КБ и заводом прошли в январе-феврале 1962 г. После устранения недостатков новые полигонные испытания прошли с мая 1963 г. по январь 1964 г., но 20 ноября 1963 г. было принято решение передать все работы в ЦКБ-7 (январь 1964 г.). Корабельные испытания велись с 22 по 24 декабря 1965 г. на тральщике ТЩМ-827 (пр.254К) по результатам которых установка была отправлена на доработку. После доработки с 20 мая по 20 июня 1966 г. проходили государственные корабельные испытания на тральщике ТЩМ-135 (пр.254), на котором установку смонтировали в апреле 1966 г. После многочисленных доработок под названием ПК-16 система была принята на вооружение ВМФ (1971 г.). Первоначально предполагалось принять установку под индексом "ПРК-168".  Пусковая установка ПК-16 на МРК "Самум" класса "Бора" (http://www.bora-class.info) | | | |
| Ураган-М 220 мм реактивная система залпового огня. НИОКР корабельного варианта "Ураган-М" начаты в 1970 г. на базе наземной РСЗО "Ураган" и с использованием узлов и агрегатов боевой машины 9П140. Предполагалось использованием однотипных с наземной системой боеприпасов. Пусковая установка - 2 пакета стволов по 12 шт. Заряжающее устроство подпалубное барабанного типа. Боезапас - 240 снарядов | | | |
| Комплекс А-223 "Снег", пусковая установка ЗИФ-121М 140 мм пусковая установка реактивных снарядов. НИОКР начаты по постановлению СМ СССР от 15 марта 1971 г. Проект утвержден 13 января 1972 г. первые две опытные установки произведены в 1974 г. Заводские испытания прошли с 21 ноября 1974 г. по июнь 1975 г. Государственные корабельные испытания велись на головном речном артиллерийском корабле пр.1208 (заводской №201) на р.Амур в районе Хабаровска с 13 по 22 августа 1975 г. в ходе испытаний проводились стрельбы по видимой береговой цели (10 стрельб), невидимой береговой цели (4 стрельбы) и видимой морской цели (1 стрельба). Установка рекомендована к принятию на ооружение 17 сентября 1975 г. и принята на вооружение в 1977 г. | | | |
| ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение) Комплекс "Гермес" / "Гермес-С" Комплекс "Гермес-А" / "Клевок-А"Комплекс "Гермес-К"Перспективный авиационный ПТРК (в редакции 1997г.)
   Противотанковый ракетный комплекс многоцелевого назначения / многоцелевой комплекс управляемого вооружения. Анализ публикаций в прессе по состоянию на 1996 г. позволил сделать вывод о том, что разработка "перспективного авиационного ПТРК" в КБ Приборостроения (далее - КБП, г.Тула) под руководством А.Г.Шипунова уже велась в то время. Испытания авиационного варианта ПТРК "Гермес-А" в составе вооружения вертолета Ка-52 завершены летом 2003 г. ПТРК "Гермес-А" подготовлен к серийному производству. 23 августа 2009 г. руководитель делегации КБП на авиасалоне МАКС-2009 Юрий Савенков заявил, что в 2010 г. вертолетный вариант комплекса пройдет летные испытания и будет принят на вооружение. Серийное производство для нужд МО России для вооружения вертолетов Ка-52 и Ми-28Н планировалось развернуть в 2011-2012 г.г. Так же заявлено, что в будущем ракеты комплексов "Гермес" могут применяться с ЗРК "Панцирь С1".  Пусковые установки комплекса "Гермес-А" на веролете Ка-52, МАКС-2007 (фото Саида Аминова, http://pvo.guns.ru). | | | |
| ДАННЫЕ НА 2010 г. (стандартное пополнение) Комплекс "Булава", ракета "Булава-45"

Баллистическая ракета для подводных лодок (БРПЛ) межконтинентальной дальности. Проект альтернативный проекту "Булава" Московского Института Теплотехники (МИТ) разработанный ГРЦ им.Макеева на базе БРПЛ "Барк". Главный конструктор - Каверин Ю.А. Проект представлен на конкурс в 1997-1998 г.г. и отклонен. Ракета не создавалась. По состоянию на 2008 г. в СМИ муссируются слухи о возможном возобновлении работ по проекту в связи с неудачными испытаниями ракеты 3М30 "Булава" разработки МИТ. В некоторых СМИ упоминается ракета "Булава-47" - считается, что это фальсифицированное наименование ракеты "Булава-45". Информация не подтвержденная и требует проверки. | | | |
| ДАННЫЕ НА 2010 г. (стандартное пополнение) Крылатая ракета большой дальности (средней, межконтинентальной). Разработана в ОКБ-49 генерального конструктора Г.М.Бериева. Предложения по созданию КР представлены Г.М.Бериевым 9 июля 1957 г. Эскизный проект представлен в 1961 г. Предполагалось использование ракеты в противокорабельном, ударном по наземным целям и в разведывательном вариантах. Прорабатывалось использование и в качестве крылатой ракеты морского базирования. Работа над проектом должна была завершиться созданием ракеты в 1964-1965 г.г. Разработка всех вариантов П-100 прекращена на стадии проекта.
 Примерные проекции КР П-100 (Асанин В., Ракеты отечественного фота. // Техника и вооружение. №10 / 2006 г., №№ 6, 9 / 2007 г., № 6 / 2009 г.). | | | |
| 4м-120 4 х 25 мм артиллерийская установка. Принята на вооружение в 1951 г. Применение: Эсминец пр.41 Статус: Россия - 1994 г.- возможно еще есть на вооружении... | | | |
| ДАННЫЕ НА 2010 г. (стандартное пополнение) Комплекс "Коалиция-Ф" (наименование условное)
 2 х 152 мм опытная башенная артиллерийская установка для вооружения крупных кораблей ВМФ. Разработана в рамках НИР "Коалиция-СВ" или "Коалиция", головной разработчик - ЦНИИ "Буревестник" (г.Нижний Новгород), совместно с "Уральским Заводом Транспортного Машиностроения" (г.Нижний Тагил), ЦНИИМ и "Уралвагонзаводом". Вероятно, в середине 1990-х годов начаты работы по НИР "Коалиция" в рамках которой была проведена работа по межвидовой унификации вооружений крупного калибра Сухопутных войск и ВМФ ("Коалиция-Ф" - наименование условное). Установка "Коалиция-СВ" представлена публике в декабре 2006 г.
| | | |
| |
| ДАННЫЕ НА 1997 г. (требуется пополнение) Б-13-2СБ-13-3С 
2 х 130 мм артиллерийская установка. Создана на базе артиллерийской установки Б-13 образца 1937 г. (1 х 130 мм, устанавливалась на эсминцах пр.7У), в годы Великой Отечественной войны так же использовалась в укрепрайонах. Серийно производилась (Б-13-3С) как минимум до 1950 г. включительно.
| | | |
| ДАННЫЕ НА 2010 г. (требуется пополнение) пр.1160 / пр.1153 "Орел" |  | Атомный авианосец (проект). В 1969-1972 г.г. Невским ПКБ (бывшее ЦКБ-17) проведена НИР "Ордер" - научно-исследовательская работа по военно-экономическому обоснованию создания и эксплуатации авианосца пр.1160. Научный руководитель - капитан 1-го ранга А.А.Борисов. Производство серии из 3 авианосцев предлагалось вести с осени 1973 г. по 1986 г. Постановлением СМ СССР от 01 сентября 1969 г. предписывалась разработка аванпроекта авианосца пр.1160 и аванпроектов палубных самолетов. Аванпроект автомного авианосца пр.1160 "Орел" разработан в 1971-1972 г.г. Корабль прорабатывался Невским ПКБ по ТТЗ ВМФ для включения в план строительства кораблей в 1971-1980 г.г. Главный конструктор - А.Б.Морин. Исследовались восемь вариантов компоновки с разным составом вооружения, разными типами ГЭУ и водоизмещением от 40000 до 100000 тонн (наиболее полный вариант проекта - 80000 т). В рамках пр.1160 выполнены аванпроекты катапульты, аэрофинишера и аварийного барьера. По аванпроекту выпущено более 900 документов, отработано взаимодействие со смежниками. Предпогалалось, что при начале проектирования пр.1160 в 1973 г. первый корабль мог войти в строй в 1981 г.По решению Д.Ф.Устинова разработка пр.1160 была прекращена в пользу развития пр.1143 - пр.1143М с самолетами ВВП Як-36МП и вертолетами Ка-252. | | | |
| ДАННЫЕ НА 2009 г. (стандартное пополнение)АК-630 (установка А-213, орудие - АО-18) - ADG6-30 (название NATO) АК-630-МР-123 / "А-213-Вымпел-А" (комплекс) АК-630М "Вулкан" (установка А-213М) - ADGM6-30 (название NATO) АК-630М-МР-123-02 (комплекс)
    Шестиствольная 30 мм артиллерийская установка типа "Гатлинг". ТТЗ утверждено Главкомом ВМФ 22 февраля 1963 г. Проектирование начато по постановлению СМ СССР №801-274 от 15 июня 1963 г. Головной разработчик системы - Центральное конструкторское испытательное бюро спортивно-охотничьего оружия (ЦКИБ СОО), главный конструктор М.С.Кнебельман. Разработка автомата - КБ Приборостроения, главный конструктор В.П.Грязев. Автомат АО-18 (ТКБ-025) спроектирован В.П.Грязевым и А.Г.Щипуновым. Заводские испытания первых двух экземпляров установки велись с конца 1964 г. по 30 марта 1966 г. на полигоне завода №535. Серийное производство начато заводом №535 (Тульский машиностроительный завод) в 1969 г. Государственные корабельные испытания начаты 18 мая 1971 г. на катере пр.205ПЭ (заводской №110) в районе Севастополя. Испытания прерваны 20 октября 1971 г. в связи с недостатками СУО МР-123 "Вымпел" и вновь продолжились с 29 марта по 20 сентября 1972 г. В ходе испытаний испытывалась работа СУО с АК-630 и АК-725 одновременно. Комплекс отправлен на доработку, после чего вновь испытан с 4 июня по 23 августа 1973 г. и принят на воружение приказом Главкома ВМФ №05 от 6 января 1976 г. Дальнейшие доработки и модификации АК-630 велись КБ "Аметист". По умолчанию данные АК-630.  Установка АК-630 на десантном КВП "Зубр" (Военный парад, 1998 г.) | | | |
| ДАННЫЕ НА 2010 г. (стандартное пополнение) "Меркурий" (проект) "Дельфин" (проект) |  | Авианесущий корабль (проект). Варианты корабля для базирования СВВП Як-141 и вертолетов проектировались Северным ПКБ (г.Ленинград) с 1986 г., главный конструктор - А.К.Шныров. Разработан проект корабля классической схемы "Меркурий" и два варианта корабля с малой площадью ватерлинии (КМПВ) "Дельфин". Аналогичного назначения корабль разрабатывался Невским ПКБ - универсальный десантный корабль-док пр.11780 "Херсон". Разработка пораблей Северного ПКБ прекращена в связи с закрытием программы создания СВВП Як-141 в начале 1990-х годов.    Варианты авианесущего корабля Северного ПКБ. Сверху-вниз: проект "Меркурий", проект "Дельфин" двухкорпусный КМПВ, проект "Дельфин" трехкорпусный КМПВ (фото из архива Denis KA, http://forums.airbase.ru) | | | |
| ДАННЫЕ НА 2010 г. (стандартное пополнение) ПБИА ЦНИИ-45 |  | Плавучая база истребительной авиации (ПБИА, проект). Проработка предэскизного проекта велась в инициативном порядке ЦНИИ-45 в 1959 г. Боевое применение плавучей базы предполагалось совместно с ракетным кораблем ПВО пр.1126 ЦКБ-17. Основные задачи: ведение разведки самолетами ДРЛО, уничтожение самолетов-разведчиков противника, обнаружение низколетящих целей за горизонтом. После рассмотрения в Госкомитете по судостроению проработка эскизного проекта поручена ЦКБ-17 (будущее Невское ПКБ), главный конструктор А.Б.Морин. В проекте ЦКБ-17 были увеличены размеры и водоизмещение, изменен состав ГЭУ, увеличено авиакрыло и оборонительное вооружение. Проект получил отрицательный отзыв Главного управления кораблестроения (о низкой эффективности авиационной ПВО) и его разработка была прекращена. По умолчанию данные аванпроекта ЦНИИ-45.  Проекции ПБИА ЦНИИ-45 (рисунок - С.А.Богатов, 2003 г., Курочкин Д.В., Соколов А.Н., Авианесущие корабли России. С.-Пб., "Гангут", 2003 г.) | | | |
| ДАННЫЕ НА 2010 г. (стандартное пополнение) пр.85 |  | Легкий авианосец ПВО (проект). В мае 1953 г. Главком ВМФ СССР Н.Г.Кузнецов утвердил общее техническое задание (ОТЗ) на проектирование легкого авианосца ПВО. В ЦНИИВК начата разработка предэскизного проекта №85. В конце 1954 г. ЦНИИВК представил предварительный предэскизный проект авианосца. Так же в 1953 г. по ОТЗ в ЦКБ-17 (позже переименовано в Невское ПКБ) под руководством В.В.Ашика проведены НИР по формированию ТТЗ на проект. Предлагалось провести НИОКР по авиационному оборудованию и самолетам. Согласно проекту авианосец должен был быть оснащен угловой полетной палубой, аэрофинишерами и паровыми катапультами. С лета 1955 года проектирование эскизного проекта поручено ЦКБ-16, главный конструктор К.И.Трошков. Согласно плану судостроения на 1956-1965 г.г. (представлен Н.Г.Кузнецовым в марте 1954 г.) предполагалось строительство 5 кораблей пр.85 для Северного и Тихоокеанского флотов со сдачей головного корабля ВМФ в 1960 г. После изменения концепции развития ВМФ и снятия Н.Г.Кузнецова с поста Главкома ВМФ решением нового главкома ВМФ С.Г.Горшкова работы по пр.85 полностью прекращены в декабре 1955 г.  Проекции проекта авианосца пр.85 (рисунок - А.Н.Соколов, Курочкин Д.В., Соколов А.Н., Авианесущие корабли России. С.-Пб., "Гангут", 2003 г.) | | | |
| ДАННЫЕ НА 2010 г. (стандартное пополнение, в работе) "Амур-550"
Проект из семейства экспортных неатомных подводных лодок с унифицированными конструкторскими решениями. Разработка проекта ведется ЦКБ МТ "Рубин" (главный конструктор, вероятно, Ю.Н.Кормилицын) параллельно проекту Амур-950 и "Амур-1650" / пр.677Э. Данные из рекламных материалов ЦКБ МТ "Рубин". | | | |