| ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение) Комплекс "Гермес" / "Гермес-С" Комплекс "Гермес-А" / "Клевок-А"Комплекс "Гермес-К"Перспективный авиационный ПТРК (в редакции 1997г.)
Противотанковый ракетный комплекс многоцелевого назначения / многоцелевой комплекс управляемого вооружения. Анализ публикаций в прессе по состоянию на 1996 г. позволил сделать вывод о том, что разработка "перспективного авиационного ПТРК" в КБ Приборостроения (далее - КБП, г.Тула) под руководством А.Г.Шипунова уже велась в то время. Испытания авиационного варианта ПТРК "Гермес-А" в составе вооружения вертолета Ка-52 завершены летом 2003 г. ПТРК "Гермес-А" подготовлен к серийному производству. 23 августа 2009 г. руководитель делегации КБП на авиасалоне МАКС-2009 Юрий Савенков заявил, что в 2010 г. вертолетный вариант комплекса пройдет летные испытания и будет принят на вооружение. Серийное производство для нужд МО России для вооружения вертолетов Ка-52 и Ми-28Н планировалось развернуть в 2011-2012 г.г. Так же заявлено, что в будущем ракеты комплексов "Гермес" могут применяться с ЗРК "Панцирь С1". Пусковые установки комплекса "Гермес-А" на веролете Ка-52, МАКС-2007 (фото Саида Аминова, http://pvo.guns.ru). | | | |
| ДАННЫЕ НА 2010 г. (стандартное пополнение) Комплекс "Булава", ракета "Булава-45"
Баллистическая ракета для подводных лодок (БРПЛ) межконтинентальной дальности. Проект альтернативный проекту "Булава" Московского Института Теплотехники (МИТ) разработанный ГРЦ им.Макеева на базе БРПЛ "Барк". Главный конструктор - Каверин Ю.А. Проект представлен на конкурс в 1997-1998 г.г. и отклонен. Ракета не создавалась. По состоянию на 2008 г. в СМИ муссируются слухи о возможном возобновлении работ по проекту в связи с неудачными испытаниями ракеты 3М30 "Булава" разработки МИТ. В некоторых СМИ упоминается ракета "Булава-47" - считается, что это фальсифицированное наименование ракеты "Булава-45". Информация не подтвержденная и требует проверки. | | | |
| ДАННЫЕ НА 2010 г. (стандартное пополнение) Крылатая ракета большой дальности (средней, межконтинентальной). Разработана в ОКБ-49 генерального конструктора Г.М.Бериева. Предложения по созданию КР представлены Г.М.Бериевым 9 июля 1957 г. Эскизный проект представлен в 1961 г. Предполагалось использование ракеты в противокорабельном, ударном по наземным целям и в разведывательном вариантах. Прорабатывалось использование и в качестве крылатой ракеты морского базирования. Работа над проектом должна была завершиться созданием ракеты в 1964-1965 г.г. Разработка всех вариантов П-100 прекращена на стадии проекта.
Примерные проекции КР П-100 (Асанин В., Ракеты отечественного фота. // Техника и вооружение. №10 / 2006 г., №№ 6, 9 / 2007 г., № 6 / 2009 г.). | | | |
| 4м-120 4 х 25 мм артиллерийская установка. Принята на вооружение в 1951 г. Применение: Эсминец пр.41 Статус: Россия - 1994 г.- возможно еще есть на вооружении... | | | |
| ДАННЫЕ НА 2010 г. (стандартное пополнение) Комплекс "Коалиция-Ф" (наименование условное) 2 х 152 мм опытная башенная артиллерийская установка для вооружения крупных кораблей ВМФ. Разработана в рамках НИР "Коалиция-СВ" или "Коалиция", головной разработчик - ЦНИИ "Буревестник" (г.Нижний Новгород), совместно с "Уральским Заводом Транспортного Машиностроения" (г.Нижний Тагил), ЦНИИМ и "Уралвагонзаводом". Вероятно, в середине 1990-х годов начаты работы по НИР "Коалиция" в рамках которой была проведена работа по межвидовой унификации вооружений крупного калибра Сухопутных войск и ВМФ ("Коалиция-Ф" - наименование условное). Установка "Коалиция-СВ" представлена публике в декабре 2006 г.
| | | |
| |
| ДАННЫЕ НА 2010 г. (стандартное пополнение) Комплекс П-5 / П-5Д, ракета 4К34 / 4К95 - SS-N-3A SHADDOCK Крылатая ракета. НИОКР были начаты в 1954 г. в специальной конструкторской группе В.Н.Челомея (с лета 1955 г. - ОКБ-52). Первый старт макета П-5 без маршевого двигателя - 12 марта 1957 г. на полигоне НИИ-2 в Фаустове. Испытания прототипа П-5 на полигоне Капустин Яр и на плавучем стенде 4А в Балаклаве проходили с августа 1957 г. по март 1958 г. (первый пуск - 28 августа 1957 г. - неудачный, пуски из контейнера СМ-49). Первый старт с подводной лодки - 22 ноября 1957 г. Принята на вооружение (П-5) постановлением СМ СССР №585-313 от 19 июня 1959 г. для ПЛРК, на кораблях в 1962 г. (П-35). Модернизация П-5 в П-5Д проведена ОКБ-52 в 1958-62 г.г. Ракеты типа П-5 сняты с вооружения в 1966 г. Ракета П-5 в музее Челомея в г.Реутов (сайт "Новости космонавтики", 2009 г.) | | | |
| ДАННЫЕ НА 1997 г. (требуется пополнение) Б-13-2СБ-13-3С
2 х 130 мм артиллерийская установка. Создана на базе артиллерийской установки Б-13 образца 1937 г. (1 х 130 мм, устанавливалась на эсминцах пр.7У), в годы Великой Отечественной войны так же использовалась в укрепрайонах. Серийно производилась (Б-13-3С) как минимум до 1950 г. включительно.
| | | |
| ДАННЫЕ НА 2010 г. (требуется пополнение) пр.1160 / пр.1153 "Орел" | | Атомный авианосец (проект). В 1969-1972 г.г. Невским ПКБ (бывшее ЦКБ-17) проведена НИР "Ордер" - научно-исследовательская работа по военно-экономическому обоснованию создания и эксплуатации авианосца пр.1160. Научный руководитель - капитан 1-го ранга А.А.Борисов. Производство серии из 3 авианосцев предлагалось вести с осени 1973 г. по 1986 г. Постановлением СМ СССР от 01 сентября 1969 г. предписывалась разработка аванпроекта авианосца пр.1160 и аванпроектов палубных самолетов. Аванпроект автомного авианосца пр.1160 "Орел" разработан в 1971-1972 г.г. Корабль прорабатывался Невским ПКБ по ТТЗ ВМФ для включения в план строительства кораблей в 1971-1980 г.г. Главный конструктор - А.Б.Морин. Исследовались восемь вариантов компоновки с разным составом вооружения, разными типами ГЭУ и водоизмещением от 40000 до 100000 тонн (наиболее полный вариант проекта - 80000 т). В рамках пр.1160 выполнены аванпроекты катапульты, аэрофинишера и аварийного барьера. По аванпроекту выпущено более 900 документов, отработано взаимодействие со смежниками. Предпогалалось, что при начале проектирования пр.1160 в 1973 г. первый корабль мог войти в строй в 1981 г.По решению Д.Ф.Устинова разработка пр.1160 была прекращена в пользу развития пр.1143 - пр.1143М с самолетами ВВП Як-36МП и вертолетами Ка-252. | | | |
| ДАННЫЕ НА 2009 г. (стандартное пополнение)АК-630 (установка А-213, орудие - АО-18) - ADG6-30 (название NATO) АК-630-МР-123 / "А-213-Вымпел-А" (комплекс) АК-630М "Вулкан" (установка А-213М) - ADGM6-30 (название NATO) АК-630М-МР-123-02 (комплекс)
Шестиствольная 30 мм артиллерийская установка типа "Гатлинг". ТТЗ утверждено Главкомом ВМФ 22 февраля 1963 г. Проектирование начато по постановлению СМ СССР №801-274 от 15 июня 1963 г. Головной разработчик системы - Центральное конструкторское испытательное бюро спортивно-охотничьего оружия (ЦКИБ СОО), главный конструктор М.С.Кнебельман. Разработка автомата - КБ Приборостроения, главный конструктор В.П.Грязев. Автомат АО-18 (ТКБ-025) спроектирован В.П.Грязевым и А.Г.Щипуновым. Заводские испытания первых двух экземпляров установки велись с конца 1964 г. по 30 марта 1966 г. на полигоне завода №535. Серийное производство начато заводом №535 (Тульский машиностроительный завод) в 1969 г. Государственные корабельные испытания начаты 18 мая 1971 г. на катере пр.205ПЭ (заводской №110) в районе Севастополя. Испытания прерваны 20 октября 1971 г. в связи с недостатками СУО МР-123 "Вымпел" и вновь продолжились с 29 марта по 20 сентября 1972 г. В ходе испытаний испытывалась работа СУО с АК-630 и АК-725 одновременно. Комплекс отправлен на доработку, после чего вновь испытан с 4 июня по 23 августа 1973 г. и принят на воружение приказом Главкома ВМФ №05 от 6 января 1976 г. Дальнейшие доработки и модификации АК-630 велись КБ "Аметист". По умолчанию данные АК-630. Установка АК-630 на десантном КВП "Зубр" (Военный парад, 1998 г.) | | | |
| ДАННЫЕ НА 2010 г. (стандартное пополнение) "Меркурий" (проект) "Дельфин" (проект) | | Авианесущий корабль (проект). Варианты корабля для базирования СВВП Як-141 и вертолетов проектировались Северным ПКБ (г.Ленинград) с 1986 г., главный конструктор - А.К.Шныров. Разработан проект корабля классической схемы "Меркурий" и два варианта корабля с малой площадью ватерлинии (КМПВ) "Дельфин". Аналогичного назначения корабль разрабатывался Невским ПКБ - универсальный десантный корабль-док пр.11780 "Херсон". Разработка пораблей Северного ПКБ прекращена в связи с закрытием программы создания СВВП Як-141 в начале 1990-х годов. Варианты авианесущего корабля Северного ПКБ. Сверху-вниз: проект "Меркурий", проект "Дельфин" двухкорпусный КМПВ, проект "Дельфин" трехкорпусный КМПВ (фото из архива Denis KA, http://forums.airbase.ru) | | | |
| ДАННЫЕ НА 2010 г. (стандартное пополнение) ПБИА ЦНИИ-45 | | Плавучая база истребительной авиации (ПБИА, проект). Проработка предэскизного проекта велась в инициативном порядке ЦНИИ-45 в 1959 г. Боевое применение плавучей базы предполагалось совместно с ракетным кораблем ПВО пр.1126 ЦКБ-17. Основные задачи: ведение разведки самолетами ДРЛО, уничтожение самолетов-разведчиков противника, обнаружение низколетящих целей за горизонтом. После рассмотрения в Госкомитете по судостроению проработка эскизного проекта поручена ЦКБ-17 (будущее Невское ПКБ), главный конструктор А.Б.Морин. В проекте ЦКБ-17 были увеличены размеры и водоизмещение, изменен состав ГЭУ, увеличено авиакрыло и оборонительное вооружение. Проект получил отрицательный отзыв Главного управления кораблестроения (о низкой эффективности авиационной ПВО) и его разработка была прекращена. По умолчанию данные аванпроекта ЦНИИ-45. Проекции ПБИА ЦНИИ-45 (рисунок - С.А.Богатов, 2003 г., Курочкин Д.В., Соколов А.Н., Авианесущие корабли России. С.-Пб., "Гангут", 2003 г.) | | | |
| ДАННЫЕ НА 2010 г. (стандартное пополнение) пр.85 | | Легкий авианосец ПВО (проект). В мае 1953 г. Главком ВМФ СССР Н.Г.Кузнецов утвердил общее техническое задание (ОТЗ) на проектирование легкого авианосца ПВО. В ЦНИИВК начата разработка предэскизного проекта №85. В конце 1954 г. ЦНИИВК представил предварительный предэскизный проект авианосца. Так же в 1953 г. по ОТЗ в ЦКБ-17 (позже переименовано в Невское ПКБ) под руководством В.В.Ашика проведены НИР по формированию ТТЗ на проект. Предлагалось провести НИОКР по авиационному оборудованию и самолетам. Согласно проекту авианосец должен был быть оснащен угловой полетной палубой, аэрофинишерами и паровыми катапультами. С лета 1955 года проектирование эскизного проекта поручено ЦКБ-16, главный конструктор К.И.Трошков. Согласно плану судостроения на 1956-1965 г.г. (представлен Н.Г.Кузнецовым в марте 1954 г.) предполагалось строительство 5 кораблей пр.85 для Северного и Тихоокеанского флотов со сдачей головного корабля ВМФ в 1960 г. После изменения концепции развития ВМФ и снятия Н.Г.Кузнецова с поста Главкома ВМФ решением нового главкома ВМФ С.Г.Горшкова работы по пр.85 полностью прекращены в декабре 1955 г. Проекции проекта авианосца пр.85 (рисунок - А.Н.Соколов, Курочкин Д.В., Соколов А.Н., Авианесущие корабли России. С.-Пб., "Гангут", 2003 г.) | | | |
| ДАННЫЕ НА 2010 г. (стандартное пополнение, в работе) "Амур-550"
Проект из семейства экспортных неатомных подводных лодок с унифицированными конструкторскими решениями. Разработка проекта ведется ЦКБ МТ "Рубин" (главный конструктор, вероятно, Ю.Н.Кормилицын) параллельно проекту Амур-950 и "Амур-1650" / пр.677Э. Данные из рекламных материалов ЦКБ МТ "Рубин". | | | |
| ДАННЫЕ НА 2010 г. (стандартное пополнение) пр.947 Проект большой неатомной подводной лодки ("Б"). Разработка предэскизного проекта велась под руководством Е.В.Крылова в ЦКБ "Лазурит" (СКБ "Судпроект") в 1971 г. Основная цель предэскизного проекта - проработка ТТХ неатомной ПЛ с ЭХГ водородно-кислородного типа. Возможно, проработка схемы ЭХГ в дальнейшем велась в рамках НИР по теме создания опытовой ПЛ пр.613ЭХГ "Катран" (наша гипотеза, не подтверждено). После разработки предэскизного проекта работы над ПЛ пр.947 были прекращены. Данные расчетные предэскизного проекта. Гипотетический внешний вид ПЛ пр.947 (с) military.tomsk.ru 06.03.2010 г. | | | |
|
ДАННЫЕ НА 2009 г. (стандартное пополнение)
СМ-24 ЗИФ
СМ-24 ЗИФ1
Установки СМ-24 ЗИФ на ПЛ пр.613 WHISKEY-I, Черноморский флот, 1950-е годы (фото из архива Волка, http://tsushima.su)
2 х 57 мм артиллерийская установка. ТТЗ на создание 57 мм спаренной артустановки для подводных лодок утверждено руководством ВМФ 14 марта 1946 г. НИОКР велись под шифром СМ-24 в ЦКБ-34 в 1947 г. Опытный образец и два образца установочной серии изготовлены заводом №4 в 1948-1950 г.г. После заводских испытаний опытного образца в октябре 1949 г. доработка установки была передана на завод №7 (ЦКБ-7, родной индекс - "ЗИФ"). Опытный образец и техдокументация поступили на завод №7 в декабре 1949 г.
| | | |
|
ТРЕБУЕТСЯ ДОПОЛНЕНИЕ (данные за 1997 г.)
25 мм установка 2М8
2 х 25 мм артиллерийская установка для подводных лодок. С 1950 г. устанавливалась на ПЛ пр.613 WHISKEY (всего построено 215 шт., по одной установке), на ПЛ пр.611 типа ZULU (26 ПЛ, демонтированы в 1957 г.), на ПЛ пр. 615 и А615 и др.
| | | |
| пр.632
Большая дизель-электрическая подводная лодка-минный заградитель-транспорт (нереализованный проект). ТТЗ на разработку выдано Госкомитетом по судостроению в начале 1950-х годов. НИОКР начаты в ЦКБ-18 (главный конструктор Я.Е.Евграфов) в I-м квартале 1956 г. При 33% готовности проекта работы по нему переданы в ЦКБ-16. Технический проект утвержден в сентябре 1958 г., но все работы свернуты к декабрю 1958 г. в пользу большой транспортной ПЛ пр.648 проектировавшейся так же ЦКБ-16. Параллельно с пр.632 разрабатывался пр.632М с двумя атомными силовыми установками типа "0-153".
ПЛ-минный заградитель пр.632
| | | |
| пр.649
Проект большой дизель-электрической подводной лодки ("Б"). НИОКР велись в 1956-1957 г.г. ЦКБ-18 (главный конструктор - С.А.Егоров) на базе и в целях улучшения ПЛ пр.641. Работы по проекту прекращены в связи с невыполнением ТТЗ - водоизмещение 2100-2200 тонн, скорость подводного хода 21 уз, дальность подводного хода на максимальной скорости 40-45 миль и боезапас торпед 52-54 шт.
Проекции ПЛ пр.649
| | | |
| пр.618
Проект малой подводной лодки с дизельным двигателем замкнутого цикла ("М"). НИОКР начаты ЦКБ-18 (позже переименовано в ЦКБМТ "Рубин") в 1948 г. (главный конструктор - А.А,Антипин) в качестве альтернативы малой ПЛ пр.615. На ПЛ пр.615 использовалась двигательная дизельная установка замкнутого цикла с химическим поглотителем выхлопных газов, а на пр.618 с выхлопом в струю винта. Предэскизная проработка велась в 1948 г. по ТТЗ ЦНИИ им.А.Н.Крылова ВМФ, позже проект передан в СКБ-143. Постановление СМ СССР о начале работы над проектом вышло в ноябре 1949 г. С 1950 по 1952 г.г. велась проработка проекта, испытывались отдельные узлы и проверялись принципы работы двигательной установки. После завершения испытаний головной лодки пр.615 было установлено. что ДУ пр.618 не имеет явных преимуществ перед ДУ пр.615 и работы по пр.618 были прекращены.
Проекции ПЛ пр.618
| | | |