65-76 / 65-76А | MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.)

65-76 / 65-76А

Автор: DIMMI
Создана: 15.02.2011 00:02:31
Изменена: 15.03.2011 16:00:41
Комментариев: 0
Категории: ВОДА / Торпеды / 65-76 / 65-76А / Калибр 650 мм и более /

ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение)
65-76 / ДТ / ДСТ / изделие 298 - Type 65
65-76А "Кит" /
ДСТ-92 "Лапландия" / изделие 298А


Противокорабельная тепловая дальноходная самонаводящаяся торпеда. Постановление СМ СССР о разработке перспективной ударной торпеды Т-65 калибра 650 мм вышло 4 марта 1958 г. Основное назначение торпеды - борьба с АУГ. Государственные испытния прототип торпеды прошел в 1965 г., но на ПЛ торпеда не размещалась из-за отсутствия носителей. В 1973 г. варианту торпеды с ядерной БЧ присвоен индекс 65-73. Торпеда производилась заводом им.С.М.Кирова (г.Алма-Ата). Главный конструктор - В.А.Келейников, зам.главного конструктора по энерго-силовой установке - Г.И.Крестов, по корпусно-механической части - Л.С.Тарасов, по системе управления - В.С.Лужин.

Модернизация торпеды Т-65 под установку системы самонаведения производилась на основании решения ВМФ и Минсудпрома СССР от 10.07.1969 г. Разработка велась ЦНИИ "Гидроприбор" на основании ТТЗ от 21.11.1969 г., главные конструкторы - В.А.Келейников и Л.С.Тарасов. ОКР по согласованию с заказчиком проводилась без эскизного проекта. Государственные испытания торпеды 65-76 проводились в два этапа - на озере Иссык-Куль (успешно завершен в апреле 1975 г.) и на Северном флоте (июль-декабрь 1975 г.). В ходе Госиспытаний произведено 8 выстрелов торпедами в ходе 4 выходов в море ПЛА пр.671РТМ.  Выстрелы производились в перископной глубины, с глубин 100 и 150 м и полностью подтвердили соответствие изделия ТТЗ.  Приказом министра обороны СССР от 19.11.1976 г. на вооружение ПЛА пр.671РТМ принимается модификация торпеды с новой системой самонаведения (ССН) и без ядерного боеприпаса - торпеда 65-76 (обозначение НАТО - Type 65).


Разрезной макет торпеды 65-76А, музей г.Мурманск, май 2010 г. (фото - ХАХ, http://fotki.yandex.ru).

Доработка торпеды для применения с ПЛ третьего поколения начата по решению Главкома ВМФ СССР от 31.12.1982 г. в ЦНИИ "Гидроприбор", главный конструктор Б.И.Лаврищев. Новая модификация получила название 65-76А. Межведомственные испытания доработанных торпед проведены в 1983 г. В 1990 г. прошли заключительные испытания торпеды на Северном флоте. Производились стрельбы с ПЛА пр.945. В сентябре-октябре 1990 г. стрельбы практическими торпедами 65-76А проводились с ПЛАРК пр.949А. Торпеда 65-76А принята на вооружение 25.04.1991 г., начато её серийное производство.

По умолчанию данные торпеды 65-76.

Система управления и наведение - активная система самонаведения (ССН) с вертикальным лоцированием кильватерного следа (ВЛКС) цели с использованием ССН Е.Б.Парфенова от торпеды 53-65 (ЦНИИ "Гидроприбор", середина 1960-х годов). Телеуправление не применяется. Неконтактный электромагнитный  взрыватель конструкции В.П.Шляхтенко.

Ввод стрельбовых данных на торпеде 65-76 механический ("шпиндельный"), на торпеде 65-76А - электрический.


Схема торпеды ТТ-5, которую в СМИ часто выдают за схему торпеды 65-76А (http://www.kommersant.ru).

Двигатель:
65-76 / 65-76А - тепловой перекисный (на перекиси водорода) турбинный двигатель 2ДТ разработки НИИ "Мортеплотехника", двигатель испытан в 1963 г.;
Мощность двигателя - 1070 кВт


Газотурбинный двигатель 2ДТ торпеды 65-67, музей г.Мурманск, май 2010 г. (фото - ХАХ, http://fotki.yandex.ru).

ТТХ торпеды:
Калибр - 650 мм
Длина - 11.3 м

  65-76 65-76А
Масса 4450 кг 4750 кг (по западным данным)
Масса ВВ 500 кг 557 кг (по западным данным)

Дальность хода (при скорости):
- 50 км (50 уз)
- 100 км (30-35 уз)
Скорость хода максимальная - 50 уз
Глубина хода - 14 м
Глубина пуска:
- до 150 м (по итогам госиспытаний, 1975 г.)
- до 480 м
Скорость ПЛ при пуске  - до 13 уз

Тип БЧ:
- 65-73 - ядерная БЧ;
- 65-76 - обычная БЧ, мощность в тротиловом эквиваленте - 765 кг, по данным Доценко и ЦНИИ "Гидроприбор" - обычная либо ядерная БЧ;

Модификации:
- 65-73 (1973 г.) -  вариант торпеды с тепловым перекисным двигателем и ядерной БЧ;

- 65-76 (1976 г.) - вариант торпеды с ССН по кильватерному следу и обычной БЧ.

- 65-76А (создание торпеды, испытания - 1986 г., государственные испытания на Северном флоте - 1990 г., принятие на вооружение - 1991 г.) - модификация торпеды 65-76 доработанная для применения с ПЛА третьего поколения. Увеличен срок хранения на носителе. Главный конструктор - Б.И.Лаврищев. Главные конструкторы ССН - Е.Б.Парфенов, неконтактного взрывателя - В.П.Шляхтенко, приборов управления - В.С.Лужин (ист. - Гусев Р.). По данным ЦНИИ "Гидроприбор" торпеда создана в 1984 г.

Носители:
- ПЛА пр.671РТ (1974 г.)

- ПЛА пр.671РТМ (1976 г.)

- ПЛА пр.945 (1990 г.) - торпеды 65-76А;

- ПЛАРК пр.949А (1990 г.) - торпеды 65-76А;

Статус: СССР / Россия
- 1980 г. - торпеда 65-76 есть на вооружении ВМФ. Производственные возможности - 60 торпед в месяц.

- 2000 г. 12 августа - по официальной версии взрыв торпеды 65-76А послужил причиной гибели ПЛАРК К-141 "Курск" пр.949А. Причиной взрыва стала утечка топлива (пероксида водорода) из торпеды в торпедном аппарате №4. Специалистами-торпедистами версия пожара и взрыва торпеды 65-76 отвергается.


Фрагменты торпеды 65-76А с борта ПЛАРК "Курск". Хвостовая часть и двигатель. Музей г.Мурманск, май 2010 г. (фото - ХАХ, http://fotki.yandex.ru).

- 2010 г. - состоит на вооружении 65-76А.

Источники:
Гусев Р. Такова торпедная жизнь. С.-Пб., Ива, 2003 г.
Доценко В.Д. История военно-морского искусства. Том II. Флоты ХХ века. Книга 2. М., Эксмо, Terra Fantastica, 2003 г.
Климов М. Морское подводное оружие: проблемы и возможности. // Военно-промышленный курьер. №21 / 2010 г.
Климов М. Морское подводное оружие-2: аргументы и факты. // Военно-промышленный курьер. №49 / 2010 г.
Колядин П.К. Записки военпреда. Сайт http://otvaga2004.mybb.ru, 2010 г.
Рогожников К., Кузьмицкий М. Выпускники факультета морского приборостроения - создатели торпед. // За кадры верфям. № 9 / 2002 г.
Сила России. Форум сайта "Отвага". http://otvaga2004.mybb.ru, 2010 г.
Соболев И.М., Кабанец Е.Л., Егоров С.К. и др. Этапы и проблемы развития торпедного оружия. Торпеда - новое морское оружие. // http://balancer.ru/forum, 2011 г.
Тайна зеленого буя. // Власть. № 7 / 2002 г.
Торпеда типа 65. Сайт http://www.worldlingo.com, 2011 г.
Форум РПФ. Сайт http://nvs.rpf.ru/nvs/forum, 2011 г.

Каталог

Последние комментарии

Понял, Владимир Владимирович.... корректирую (готово)
DIMMI 2011-03-15 15:59
DIMMI, на верхнем снимке не толстая
Lans Wrote: сложилось оно отнюдь не после чтения нэт-форумов...в сети по этому вопросу...
Владимир Владимирович Wrote: что в сети можно любую х*ню написать. это не только...
Lans 2011-02-23 15:47
Lans Wrote:можно сказать навернякаНаверняка не знаю. Знаю, что в сети можно любую...
Предварительно готово... да, по Курску я погорячился... извиняюсь
DIMMI 2011-02-23 02:24
atalex Wrote:Это же она Курск утопила?нет, можно сказать наверняка что Курс утопила...
Lans 2011-02-15 18:41
угу.... но об этом в остальной еще не опубликованной части статьи)))
DIMMI 2011-02-15 17:54
Это же она Курск утопила?
Anonymous 2011-02-15 17:44
Названные торпеды работали на перекиси водорода + керосин - далее развитие ДСТ "Борт...
Lans 2011-02-15 15:40